Трилогия гончарова как русская история в лицах сочинение 10 класс

Урок 34. и. а. гончаров. жизнь и творчество. место романа обломов в трилогии обыкновенная история, обломов, обрывурок 35. и. а.

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»

УРОК 34
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество.
Место романа «Обломов» в трилогии
«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

Цель:


ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Гончарова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя;
совершенствовать умение составлять тезисы; показать место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история»,
«Обломов», «Обрыв»; раскрыть творческую историю романа, характеристику эпохи, систему образов; формировать
личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и отвечать за свои поступки.

Оборудование:
учебник, портрет И. А. Гончарова, раздаточный материал, текст романа «Обломов», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И. А. Гончарова; составляют тезисы лекции учителя; знают о месте
романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», творческую историю романа, систему образов; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ



(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрёл прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы.
Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы второй половины XIX в., мастеров, создавших классические русские романы,— И. С. Тургенева,
Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.

Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат “Паллада”», несколько
нравоописательных рассказов, критических статей и мемуары. Но писатель
внёс значительный вклад в духовную жизнь России. Каждый его роман привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения и споры, указывал
на важнейшие проблемы и явления современности. Именно поэтому интерпретация его произведений в статьях выдающихся критиков эпохи — Белинского
и Добролюбова — вошла в сокровищницу национальной культуры, а созданные им в романах социальные типы и обобщения стали средством самопознания
и самовоспитания русского общества.

Интерес к творчеству Гончарова, живое восприятие его произведений, не иссякли в наши дни. Гончаров принадлежит к числу наиболее популярных, читаемых писателей XIX в.

В 1889 г. в очерке «Нарушение воли» И. А. Гончаров писал, что для потомства нужно оставить только тщательно отобранные литературные материалы
и документы. Он сам так и сделал: незадолго до смерти уничтожил значительную часть писем, заметок, черновиков, рукописей. Потомкам дорогá и интересна
каждая заметка, написанная выдающимся писателем, каждое письмо, адресованное ему, каждое зачёркнутое им слово. Потому приходится сожалеть об
этом поступке Гончарова. Сожаление это тем более велико, что об этом писателе нам известно сравнительно немного.

Большой вклад внёс Гончаров в развитие русского литературного языка. По определению Белинского, язык Гончарова «чистый, правильный, лёгкий, свободный,
льющийся». Тургенев восхищался языком «Обломова» и «Обыкновенной истории», а Горький причислял Гончарова к той плеяде «великанов литературы нашей», которые
«писали пластически, слова у них — точно глина, из которой они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана…»

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературной визитки» о жизни и творчестве И. А. Гончарова


(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества И. А. Гончарова.)

Хронологическая таблица
жизни и творчества И. А. Гончарова

Дата

События

1812 г., 6 (18) июня

Родился в семье симбирского купца

1831–1834 гг.

Учёба на словесном отделении Московского университета

1847 г.

В журнале «Современник» начата публикация романа «Обыкновенная история»

1849 г.

В «Литературном сборнике с иллюстрациями» публикация главы «Сон Обломова»

1852–1854 гг

Кругосветное плавание на парусном фрегате «Паллада» в составе экспедиции
адмирала Е. В. Путятина

1855–1857 гг.

Публикация очерков под общим названием «Фрегат “Паллада”»

1857 г., июль-август

Работа над романом «Обломов» («мариенбадское чудо»)

1859 г.

В журнале «Отечественные записки» публикуется роман «Обломов»

1869 г.

В журнале «Вестник Европы» публикуется роман «Обрыв»

1891 г., 15 (27) сентября

Умер в Петербурге

2. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Гончаров стремился к строгому и последовательному усвоению и осмыслению лучших образцов русской и западной литературы прошлого, переводил
прозу Гёте, Шиллера, увлекался Винкельманом — исследователем и интерпретатором античного искусства. Однако высшим образцом, предметом самого
тщательного изучения для него было творчество Пушкина. Эти вкусы Гончарова оказали воздействие на сыновей Майкова, а через них и на направление кружка
в целом.

В рассказах Гончарова, помещённых в рукописных альманахах майковского кружка,— «Лихая болесть» (альманах «Подснежник», 1838) и «Счастливая
ошибка» («Лунные ночи», 1839) — ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина. Чёткие характеристики героев, тонкая авторская ирония,
точность и прозрачность фразы в ранних произведениях Гончарова особенно ощутимы на фоне прозы 30-х гг.
В этих произведениях Гончарова можно отметить влияние «Повестей Белкина» Пушкина. Вместе с тем в них, а также и в несколько позже написанном
очерке «Иван Савич Поджабрин» (1842) Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя.

В 1852 г., так и не подвинув существенно работу над «Обломовым», Гончаров уезжает в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е. В. Путятина
в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Путешествуя вокруг континентов, наблюдая жизнь разных народов и стран, Гончаров был погружён в мысли
о России, и не осуществлённый им замысел начатого романа неотступно следовал за ним. Приезжая в какой-либо порт, он стремился дополнить морскую поездку
путешествием по суше, использовал каждый час стоянки судна для знакомства с жизнью
чужих городов и стран (писатель принял участие в экспедиции в глубь Африканского континента), при этом он сравнивал себя с путешествующим Обломовым.

Книга очерков Гончарова «Фрегат “Паллада”» (1855–1858) представляет «Одиссею» плавания русских моряков вокруг Европы, Африки и Азии. Она живо
и занимательно рассказывает о быте «корабля, этого маленького русского мира с четырьмястами» обитателей. При этом в своих путевых очерках писатель размышляет
над важными проблемами современной общественной жизни. В его книге о плавании фрегата «Паллада» ощутимо вызревание идеи романа «Обломов».

Такова диалектика творческого процесса Гончарова: для изображения «тотальной», гиперболической, при всей своей реальности, неподвижности героя
писатель должен был два с половиной года странствовать, переплыть ряд морей
и океанов, пересечь часть Африки, Азию и Европу от Тихого океана до Петербурга. Для того чтобы осознать и выразить опасность патриархального застоя,
он должен был ознакомиться с жизнью стран с высоким развитием промышленности и торговли, задуматься над положительными результатами их исторического опыта
и над сопутствующими ему отрицательными явлениями.

Изображая в своих романах достаточно узкий круг людей (одна-две семьи в Петербурге, небольшие городки и деревни в глухой провинции), Гончаров сумел достичь
высокой степени обобщения. Его Обломов был воспринят как символ всей русской лени, «обрыв» в одноимённом романе — как обрыв, к которому
подошла вся Россия. По мнению писателя и критика В. В. Розанова, «русская
суть, которая называется русскою душою, русскою стихиею получила под пером Гончарова одно из величайших осознаний, обрисований себя, истолкований
себя, размышлений о себе».

3. Сообщения учащихся о замысле романной трилогии
И. А. Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии
«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

1 — й  у ч е н и к.


В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история», который вызвал восторженную
оценку критики и принёс автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев — Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих
трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму»
(В. Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман
как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

2 — й  у ч е н и к.
Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого И. А. Гончаров приступил ещё в 40-е гг. Роман был задуман
в 1847 г. и писался в течение 10 лет. В 1849 г. в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова»
как самостоятельное произведение. Эту главу сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задаётся вопросом: что же такое «обломовщина» —
«золотой век» или гибель, застой? Во «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный
юмор, а не только сатирическое отрицание. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя — Бориса Райского.
Это произведение было задумано ещё в 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил
свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами.

В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодёжи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв»
вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве вершить суд над современной молодёжью.

4. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

5. Самостоятельная работа в парах по составлению информационных карточек


«Замысел романа И. А. Гончарова “Обломов”»,
«Жанр, сюжет, композиция романа И. А. Гончарова “Обломов”» на основе материалов урока (запись в тетрадях)

Замысел романа И. А. Гончарова «Обломов»

• Роман появился накануне отмены крепостного права в России.

• Главным источником романа послужили наблюдения писателя над действительностью, в частности, над жизнью родной семьи и родного города Симбирска:
«Мне кажется,— вспоминал он позднее,— у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого
беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об обломовщине. А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»
назвал роман И. А. Гончарова «знамением времени», то есть весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

Жанр, сюжет и композиция романа И. А. Гончарова «Обломов»

• «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

• Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и
бесславно оканчивает её от апоплексического удара ещё сравнительно не старым человеком.

• Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою
и лени. Последнее побеждает.

• Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843–1851). Содержание же всего романа, если считать
предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха
русской истории.

• Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной пинии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• Считал ли себя И. А. Гончаров профессиональным литератором?

• На каком основании писатель объединил романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» в трилогию?

• В чём состоял итог литературной жизни И. А. Гончарова?

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание романа И. А. Гончарова «Обломов».

2. Подобрать текстовый материал для портретной характеристики Обломова.

3. Опережающее задание
Подготовить сообщения на темы: «Сон Обломова: его место и значение в романе», «Один день из жизни Обломова».

Следующий урок: И. А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова,
смысл его жизни и смерти >>>

Фотографический снимок кабинета И.А.Гончарова был помещен в журнале «Новь» (1888, № 7).

Небольшая комната,
посередине которой стоит обыкновенный письменный стол на двух шкафиках. Перед столом два кресла: одно с вогнутой спинкой соломенного плетения,
для письменной работы, другое, возле, сбоку, кожаное, вольтеровское, для чтения. У стены книжный шкаф и мягкий диван. На письменном столе обращают
на себя внимание часы с бронзовой фигурой молодой девушки, Марфиньки из «Обрыва». Эти часы – юбилейный подарок, поднесенный Ивану Александровичу от
редакторов изданий, в которых он сотрудничал. На стенах висят картины: сцены и лица из его романов.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • По роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из — за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся  по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами  главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому  труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг  Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям,  что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Гончарова Обломов

По роману Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Отец Горио Бальзака

    Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей

  • План рассказа Мальчик у Христа на елке Достоевского

    Действие рассказа происходит в канун Рождественских праздников. В лютый мороз шестилетний мальчик просит милостыню на улице. Вечером он возвращается в сырой и грязный подвал, где пьяные люди отбирают

  • Сочинение на тему Моя школа

    Большинство людей считают воспоминания о школе самыми лучшими и приятными в своей жизни. Вспоминая о тех хороших деньках люди, обычно, описывают это как абсолютно беззаботное время

  • Анализ произведения Детство Тёмы Гарина-Михайловского

    Наконец-то пришло лето. Однако, для главного героя по имени Тема началась череда неудач. Всё началось с неаккуратных действий, которые привели к тому, что цветок отца оказался сломанным.

  • Сочинение на тему Цель оправдывает средства? с примерами из литературы рассуждение

    Довольно часто человек в своей жизни сталкивается с ситуациями, когда нужно сделать определенный выбор. Причем этот выбор может зависеть или не зависеть от субъективных и объективных факторов.

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 6

Трилогия И.А. Гончарова о судьбах России

«Обыкновенная история» – «Обломов» –
«Обрыв».

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Понятие «антитеза»;

2. Важные черты художественной манеры
Гончарова;

3. Тематика и проблематика творчества.

Тезаурус

Роман – это
крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса.

Герой – это
главное действующее лицо литературного произведения.

Антитеза 
это такой прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется
другому.

Список литературы

Основная литература:

  1. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература.
    Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
    уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. – 367 с.

Дополнительная литература по теме урока:

1. Русская литература XIX века. 10 класс:
Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: В 2 ч. М.: Московский лицей,
2007.

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Великий русский писатель Иван Александрович
Гончаров на страницах своих произведений запечатлел историческую смену эпох в
России XIX века. В знаменитой романной трилогии, включающей «Обыкновенную
историю», «Обломов» и «Обрыв», он показывает неоднозначный процесс преображения
общества. Автор подталкивает читателя к собственным размышлениям об образе
«нового человека», намекая, что обновления могут нести и духовные потери.

В одном из писем Белинский говорит об
«Обыкновенной истории»: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех
неслыханный! Все мнения слились в её пользу». Известный критик оценивает не
только художественный талант Гончарова, называя его продолжателем «гоголевских»
традиций, но и признаёт произведение общественно значимым. В статье «Взгляд на
русскую литературу 1847 года» он пишет: «Прошлый год был особенно богат
замечательными романами, повестями и рассказами. По огромному успеху в публике
первое место между ними принадлежит, без всякого сомнения, двум романам — «Кто
виноват?» и «Обыкновенная история».

Роман «Обыкновенная история» выходит в журнале
«Современник» в 1847 году. Его восторженно встречают как читатели, так и
критики. Непростые отношения племянника и дяди Адуевых отражают конфликт
поколений, противостояние чувств и разума. Каждый из героев старается отстоять
свои жизненные принципы, доходя при этом до крайностей: «Один восторжен до
сумасбродства, другой — ледян до ожесточения». Гончаров подчёркивает
односторонность позиций, убеждая читателей в необходимости гармонии ума и
сердца.

Это произведение — отклик писателя на
исторические события. Автор твёрдо стоит на прогрессивных позициях просвещённой
буржуазии и разоблачает несостоятельность дворянско-усадебной культуры.

Конец 1840-х годов отмечен новыми творческими
замыслами. Сразу после публикации «Обыкновенной истории» писатель приступает к
новому роману трилогии — «Обломов».

В эти годы Гончаров занимается и журналистской
деятельностью. Но он невысоко оценивает свою работу в качестве публициста: «У
меня было перо не публициста, а романиста».

В марте 1849 в «Литературном сборнике» журнала
«Современник» публикуют «Сон Обломова», в котором определена ведущая тема —
«обломовщина».
Автор поднимает актуальные проблемы 40‒50-х годов XIX века: положение
дворянства как класса; появление нового типа героя, которому присущи
практичность и деловитость; жизнь русского светского общества, чиновничества,
литераторов; методы воспитания, роль женщины и семьи.

Сущность изображаемых характеров подчёркивает
идейную направленность романа. Окружающие персонажи подталкивают главного героя
Обломова к деятельному образу жизни, убеждая отказаться от лени, пустой
мечтательности и ограниченности, присущей представителям дворянства того
времени. Писатель выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю,
хотя и с некоторой затаённой грустью, и намекает на неизбежность отмены
крепостного права.

В 1869 году Гончаров заканчивает работу над
романом «Обрыв». Критики неоднозначно относятся к новому произведению.
Достаточно нелицеприятные отзывы высказывают Тургенев, Некрасов, Достоевский и
другие современники.
В «Обрыве», как и в «Обыкновенной истории», и «Обломове», писатель рисует жизнь
столичного и губернского общества, помещичьих усадеб в преддверии реформ 60-х
годов. Центральными являются образы Бориса Райского, Веры, бабушки и Марка
Волохова. Но главное действующее лицо — Райский. Задумывая произведение в 1847
году, автор показывает его героем «переходного времени» — художником, который
хочет посвятить себя искусству. Первоначальное название произведения —
«Художник». Борис — потомственный дворянин, человек эпохи 40-х годов,
представитель прогрессивно настроенной интеллигенции.

Гончаров пишет «Обрыв» как заключительную
часть романной трилогии, поэтому в нём можно обнаружить знакомые типажи. К тому
же он начинается с того, чем заканчивается «Обыкновенная история» — с
возвращения героя в родовое гнездо, к своим корням.

Писатель планирует ещё одно произведение. В
январе 1870 года он сообщает своему другу Анненкову: «Если станет сил, лучше
для меня, разделавшись с “Обрывом”, подумать хорошенько о чём-нибудь новом, то
есть о романе же, если старость не помешает».

Но этот план не осуществляется, потому что, по
его мнению, «творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и
успокоившихся форм жизни, а новая жизнь слишком нова, она трепещет в процессе
брожения, слагается сегодня, разлагается завтра и видоизменяется не по дням, а
по часам. Нынешние герои не похожи на завтрашних и могут отражаться только в
зеркале сатиры, лёгкого очерка, а не в больших эпических произведениях».

Гончаров подводит итог: «То, что не выросло и
не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, — то
недоступно моему перу!» … «Я писал только то, что переживал, что мыслил,
чувствовал, что любил, что близко видел и знал — словом, писал и свою жизнь, и
то, что к ней прирастало».

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Единичный выбор

Кто из литераторов впервые употребил слово
«обломовщина»?

  • И. А. Гончаров
  • Н. А. Добролюбов
  • Д. И. Писарев
  • В. Г. Белинский

Правильный ответ:

И. А. Гончаров

Подсказка: впервые его произносит один из
главных героев произведения Андрей Штольц после того, как Обломов рисует ему
идеал своей жизни.

2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов
в тексте

Вставьте пропущенное слово в фразу из романа
«Обломов».

«Как шёл домашний костюм ____________ к
покойным чертам лица его и к изнеженному телу!..»

Правильный вариант / варианты:

«Как шёл домашний костюм Обломова к покойным
чертам лица его и к изнеженному телу!..»

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил.  Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.

Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь.  Он задается вопросами почему он такой.  Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».

В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.

Сочинение 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

`

Обломов и обломовщина

Популярные сочинения

  • Сочинение Хозяйка Медной горы (Образ и характеристика персонажа рассказа Бажова)

    Будучи волшебным существом из повествовательной истории Бажова, Хозяйка Горы защищает рудниковые сооружения. Оно является наполовину человеком – представленной в образе девушки, а другая половина представлена ящерицей

  • Сочинение на тему Удивительное рядом для 7 класса
  • Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя

    Одним из главных героев мелкий чиновник, молодой мужчина из дворянских слоев. Он глуповатый и любит хвастаться. Он предпочитает жить только в свое удовольствие

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гончаров
  4. История создания произведения Обломов

Роман Ивана Гончарова «Обломов» вместе с трудами «Обыкновенная история» и «Обрыв» образует трилогию. Автор создавал произведение больше десяти лет. Роман «Обломов» имеет длинную историю создания.

Желание создать роман о помещичьей России впервые возникает у Гончарова в 1847 году. О своем замысле писатель сразу же сообщает главному редактору журнала «Современник» с обещанием предоставления рукописи в 1848 году. Однако, к этому моменту ничего сделано не было, поэтому отношения Ивана Гончарова и «Современника» разорвались. Писатель обратился к изданию «Отечественные записки» и продлил срок до 1850 года.

В 1849 году Гончаров создал вставной элемент «Сон Обломова». Эта внесюжетная часть показывает источник «обломовщины», всю ее природу, последствия и причины. Большое влияние на автора оказала его поездка в родной город, Симбирск, где он мог наблюдать «обломовщину» в живую. В маленьком уездном городе помещики жили неторопливо, спокойно, не заботились о своем развитии. Эти впечатления помогли написать Гончарову первую часть.

После возвращения писатель делает перерыв в работе. Ему посчастливилось стать участником кругосветного путешествия в качестве секретаря Е.В Путятина. Это событие легло в основу цикла очерков «Фрегат ”Паллада„».

Все это время Иван Гончаров не прикасался к работе над «Обломовым», однако он очень много думал о произведении.Впервые после длительного перерыва писатель садится за работу над романом в 1857 году во время лечения в Мариенбаде. Работа пошла с бешеной скоростью и была завершена за месяц. В 1859 году роман был опубликован.

«Обломов» — очень личное произведение для автора. В основу образа главного персонажа, Ильи Обломова, лег характер самого автора. Автор также вырос в патриархальной семье. Иван Гончаров отличался от своих коллег медлительностью и мечтательностью, но обладал очень чутким сердцем и острым умом. Иван Гончаров смог развидеть в себе эти свойства и привил их своему герою.

На этом не ограничиваются личные черты писателя в романе. В основу образа Агафьи Пшеницыной легла характеристика матери писателя. После смерти отца воспитанием ребенка занялся крестный отец, а мать Гончарова только обеспечивала им спокойную жизнь со всякими удобствами.

Образы Ольги Ильинской и Андрея Штольца — собирательные. В их характеристику вошло множество человек, которые поражали автора, были его идеалами и кумирами. Елизавета Толстая, один из прототипов Ольги Ильинской, была образцом женского ума для писателя. Екатерина Майкова удивляла его своей целеустремленностью и активной жизненной позицией. Образы этих женщин легли в основу характера возлюбленной главного героя. В основу образа Штольца вошли черты, враждебные, по мнению автора, русскому характеру. Это деятельность, строгость, активность, тяга к обучению и совершенствованию.

Работа над романом «Обломов» была очень долгой и упорной. Автор вложил в произведение всю свою душу, выразил свою позицию, поднял важную проблему.

Вариант 2

Роман Гончарова «Обломов» входит в созданную писателем трилогию наравне с такими произведениями как «Обрыв» и «Обыкновенная история». Сейчас роман считается центральным звеном трилогии, однако это место он занял далеко не сразу.

Считается, что основная идея романа пришла Гончарову еще в 1838 году, когда была написана повесть «Лихая болесть», называемая прообразом «Обломова». В этом произведении автор описывает эпидемию странной болезни, из-за которой больные начинают увлекаться пустыми мечтами и строить воздушные замки, забывая о реальности. Схожей «болезнью» страдает и Обломов.

Работать над «Обломовым» писатель начал в 1847 году. Он утверждал, что закончит новое произведение очень быстро, поэтому даже обещал Н.А. Некрасову, бывшему на тот момент редактором «Современника», уже через год предоставить рукопись для печати. Однако что-то не заладилось. Произведение под названием «Сон Обломова», заявленное как отрывок из романа, было опубликовано только в 1949 году. Редактор «Современника» восхищался рукописью, но не был доволен нарушением сроков, поэтому Гончаров обратился в журнал «Отечественные записки». Там он пообещал, что роман будет готов в 1850 году.

Во время написания «Сна Обломова» Гончаров навещал свою родину – город Симбирск. Патриархальный, сохранивший старинные традиции быт провинции нашел отражение как в отрывке, так впоследствии и в самом романе. Именно в Симбирске будущий «Обломов» приобрел четкие очертания.

Желая быстрее закончить произведение, Гончаров, на тот момент служивший в Министерстве финансов, берет отпуск на 29 дней. За это время ему практически не удается продвинуться в работе, как и в последующие 3 месяца нового отпуска.

Тогда писатель решает взять перерыв, и работа над романом останавливается практически на 7 лет. За это время Гончаров успевает совершить кругосветное путешествие, о котором пишет в сборнике очерков под названием «Фрегат «Паллада».

В 1857 году писателю приходится отправиться в Мариенбад, на лечение. В этот момент у него наконец появляется время для работы над романом. Как говорил сам Гончаров, за время кругосветного путешествия он успел продумать роман до самых мелких деталей, ему нужно было лишь перенести все произведение на бумагу. Снова взявшись за рукопись, писатель заканчивает работу над «Обломовым» за семь недель.

Роман в печать в 1859 году, впервые появившись в журнале «Отечественные записки».

Другие сочинения: ← Отношение Гончарова к Обломову↑ ГончаровОбраз жизни Обломова и Штольца →

История создания романа

В 1838 г. Гончаров написал юмористическую повесть под названием «Лихая болесть», в которой шла речь о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» – прообраз «обломовщины».

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из – «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» – «золотой век» или гибель, застой? В «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, – писал Гончаров, – после напечатания в 1847 году в “Современнике” “Обыкновенной истории” – у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. «Неестественным покажется, – писал Гончаров одному из своих друзей, – как это в месяц человек кончил то, чего не мог закончить в года? На это отвечу, что если б не было годов, не написалось бы в месяц ничего. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его». Об этом же вспоминал Гончаров в статье «Необыкновенная история»: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно – и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку…» Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова – «Обыкновенная история». В своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский подробно проанализировал образ дворянского романтика, «лишнего человека», претендующего на почетное место в жизни, и подчеркнул бездеятельность такого романтика во всех сферах жизни, его лень и апатию. Требуя беспощадного разоблачения подобного героя, Белинский указывал и на возможность иного, чем в «Обыкновенной истории», завершения романа. При создании образа Обломова Гончаров воспользовался целым рядом характерных черт, намеченных Белинским в разборе «Обыкновенной истории».

В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество. В путевом дневнике «Фрегат “Паллада”» Гончаров признавался, что во время путешествия большую часть времени проводил в каюте, лежа на диване, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, относившихся к писателю с большой любовью, Гончарову присвоили многозначное прозвище – «принц де Лень».

Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Путь Обломова – типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся вне круга общественной жизни. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками – это оказалось не по силам Обломову. Продвижению по служебной лестнице, он предпочел бесцветное лежание на диване, лишенное надежд и стремлений. Одна из причин «лихой болести», по мнению автора, несовершенство общества. Эта мысль автора передается и герою: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Эта фраза Обломова заставляет вспомнить известные образы «лишних людей» в русской литературе (Онегина, Печорина, Базарова и т.д.).

Гончаров писал о своем герое: «У меня был один артистический идеал: это – изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие». В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу в Александре Адуеве, герое «Обыкновенной истории». В душе Обломов тоже лирик, человек, умеющий глубоко чувствовать, – его восприятие музыки, погружение в пленительные звуки арии «Casta diva» свидетельствуют о том, что не одна только «голубиная кротость», но и страсти ему доступны. Каждая встреча с другом детства Андреем Штольцем, полной противоположностью Обломова, выводит последнего из сонного состояния, но ненадолго: решимость что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время, пока Штольц рядом с ним. Однако у Штольца не хватает времени поставить Обломова на иной путь. Но в любом обществе, во все времена находятся люди, подобные Тарантьеву, готовые всегда прийти на помощь в корыстных целях. Они и определяют русло, по которому протекает жизнь Ильи Ильича.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «»Обломов» появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

  • Биография писателя
  • Художественные особенности романа
  • Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова

Сочинения

  • Сон Обломова
  • Обломов и Ольга
  • Обломов и «обломовщина»

Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Первый роман Гончарова из трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» имел большой успех, принес автору известность и создал репутацию мастера в литературных кругах и во всей читающей России. Вскоре после публикации «Обыкновенной истории» Гончаров приступает ко второму роману – реализации замысла романа «Обломов». Писатель создает главу «Сон Обломова», в которой описывает детство героя в провинциальной деревне Обломовка, родовом поместье, где тот родился, намечает уже знакомый конфликт: столкновение молодого поместного дворянина с условиями жизни современного большого города – Петербурга. Эта часть произведения стала основной в будущем романе. Гончаров публикует «Сон Обломова» в сборнике при журнале «Современник» в 1849 г. и надолго останавливает работу над ним. Вероятно, это было связано с тем, что автор хотел избежать в будущем романе повторения старой коллизии, и он должен был осмыслить в новом свете драму человека, неспособного обрести полноценную жизнь в изменяющейся России. Отвлечению от романа способствовало также кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», занявшее 3 года (1852–1855). По окончании путешествия Гончаров написал книгу очерков «Фрегат Паллада», отразив в ней свои впечатления и мысли, и только после этого вернулся к продолжению работы над «Обломовым».

К 1857 г. Гончаров вчерне закончил роман, весь следующий год писатель дорабатывал сочинение, а в 1859 г. читающая Россия знакомилась с одним из самых значительных прозаических произведений в русской литературе XIX в.– романом «Обломов». В этом романе автор создал образ национального героя своего времени в условиях смены векового уклада жизни российского общества, распада социальной структуры, изменения экономической и культурной ситуации в стране, общей духовной а был закончен, вместе с двумя другими вершинными произведениям предреформенного периода – драмой-трагедией «Гроза» А.Н. Островского и романом «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 г. об освобождения крестьян от крепостной неволи явился революционным событием, разделившим русскую историческую жизнь на старое и новое время.

Выбор героем дворянина-помещика Илью Ильича Обломова обусловлен, прежде всего, историческими факторами, поскольку именно на поместном дворянстве отмена крепостного права сказалась более всего, главным образом на благосостоянии и перспективах. Однако Гончаров не ограничивается социальной стороной изображения событий, вовлекая в роман проблематику вечного характера, такие вопросы, как любовь, смысл жизни, душа человека и его выбор. Известный критик того времени Н.А.Добролюбов в хрестоматийной статье «Что такое обломовщина?» заметил, что герой Гончарова представляет собой «коренной, народный» характер русского человека. Таким образом, читая роман, нужно видеть в его герое и его жизни явление объемное и значение масштабное: индивидуально-психологическое, социальное, девушкой Ольгой Ильинской и вдовой-чиновницей Агафьей Матвеевной Пшенициной, сравнении с другом полунемецкого происхождения Андреем Штольцем, антиподом Обломова по характеру и жизнедеятельности, в комичных перепалках с крепостным слугой Захаром и другими персонажами, значимыми в разных сюжетных ситуациях. ??????

Г 1. Почему в прочитанном тексте Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 назван революционным событием? Раскройте вашу позицию. Для творчества каких еще известных вам писателей это событие имело важное значение? В каких известных вам литературных произведениях это событие нашло отражение (прямое или косвенное)?

Ж 2. Известно, что «Обломова» Гончаров, вдохновлённый романом с Елизаветой Васильевной Толстой, стремительно дописал за несколько недель: «Главная задача романа, его душа – женщина». Прочитайте фрагменты из 32 писем Гончарова юной красавице, которая предпочла немолодому известному писателю бравого ротмистра. Что нового вы узнали из них о личности Гончарова, о его жизненных и нравственных ценностях?

«…Я часто благословляю судьбу, что встретил ее: я стал лучше, кажется, по крайней мере с тех пор, как знаю ее, я не уличал себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве: мне все чудится, что ее кроткий карий взгляд везде следит за мной, я чувствую над своей совестью и волей постоянный невидимый контроль».

«Сияющий умом и добротой взгляд… мягкость линий, так гармонически сливающихся в волшебных красках румянца, белизны лица и блеска глаз».

«Я болен ею. Мне стало как-то тесно на свете жить: то кажется, что я стою в страшной темноте, на краю пропасти, кругом туман, то вдруг озарит меня свет и блеск ее глаз и лица — и я будто поднимусь до облаков».

«Чувствую, однако ж, что апатия и тяжесть возвращаются понемногу ко мне, а Вы, было, своим умом и старой дружбой расшевелили во мне болтливость»

«При Вас у меня были какие-то крылья, которые отпали теперь».

«Ах, сколько бы я исписал страниц, если б вздумал исчислять Ваши недостатки, сказал бы я, но скажу достоинства…»

«Прощайте же… не теперь, однако ж, а когда будете выходить замуж, или перед смертью моей или Вашей… А теперь… до следующего письма мой чудесней друг, моя милая, умная, добрая, обворожительная… Лиза!!! вдруг сорвалось с языка. Я с ужасом оглядываюсь, нет ли кого кругом, почтительно прибавляю: прощайте, Елизавета Васильевна: Бог да благословит, Вас счастьем, какого Вы заслуживаете. Я в умилении, сердца благодарю Вас за вашу дружбу…»

Если вас заинтересовала эта драматическая история, проведите самостоятельное исследование: «Является ли Е.В. Толстая прототипом Ольги Ильинской?»

Б Проверьте себя: внимательно ли вы читали текст романа «Обломов».

На сколько вопросов вам удалось ответить? Вернитесь к тексту еще раз, найдите ответы на те вопросы, с которыми не справились.

1. Кто рассказывает историю жизни Обломова?

2. Каково полное имя главного героя? Сколько ему лет? Каково его образование? Каков род занятий?

3. Кто такой Захар? Как сложилась его судьба?

4. Кто такой Штольц? Откуда он знает Обломова?

5. Кто такая Ольга? Каково содержание письма Обломова Ольге? Чем завершается в романе её история?

6. Какого переезда боится Обломов? Почему и куда всё-таки Обломов переезжает?

7. Кто такая Агафья Пшеницына? Какую роль она сыграла судьбе Обломова?

8. Какую роль в сюжете романа играет Тарантьев? За что и когда Обломов дал ему пощёчину?

9. Кто из героев романа имеет предысторию?

Какие сложности при чтении текста романа вы испытывали? Преодолевали ли их? Как? Что показалось интересным? Не интересным? Что запомнилось больше всего?

  • Тридцать три рассказа борис ласкин
  • Триколор как правильно пишется
  • Тридцатью двумя как пишется
  • Тридцать четыре тысячи рублей как пишется
  • Триколор в гостях у сказки программа