Тридцати восьми дневный как пишется

Прочитайте текст и выполните задания 13.экология это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. 

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… 

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. 

(По Л.И. Скворцову)

Задание 1.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Задание 2
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОСНОВА, -ы, ж
1) Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная основа конструкции.
2) Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
3) мн. ч. Исходные, главные положения чего-нибудь. Основы экономических знаний.
4) В значении предлога с родительным падежом; опираясь на что-нибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного пункта. Действовать на основе инструкции.
5) Существенный признак, по которому распределяются явления, понятия. Единая основа классификации.

Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сверлИт
красИвее
занялА
начАв
грАжданство

Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ПАМЯТЛИВЫЕ места нашего города привлекают местных жителей и туристов, так как являются частью истории нашей страны.
Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании — родине этого вида спорта.
В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.

Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.

Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

урожай ПОМИДОРОВ 
БЛИЖАЙШАЯ станция 
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА

Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.
2) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы.
3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».
4) Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучения состава и строения валунов — обкатанных и слегка закруглённых камней.
5) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение  слов в языке.
6) Сверхпроводники – это материалы, не имеющие электрического сопротивления при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений.
7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем предыдущие поколения.
8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.
9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина. 

Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) гимназист, завещать, прикосновение
2) этикетка, тревожиться, происходить
3) возникновение, нежнейший (шёлк), побледневший
4) гористый, вишнёвый, передавать
5) передвигаться, изложение, минеральный

Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный
3) пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
4) арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)

Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) затм..вать, подароч..к
2) усидч..вый, ненавид..ли
3) аплодир..вать, издавн..
4) никел..вый, наста..вать
5) солом..нка, разборч..вый

Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) намаж.шь, накле..вший
2) рассмотр..шь, оконч..вший
3) подремл..шь, определя..мый
4) подпрыгн..шь, невид..мый
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т

Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сегодня, когда опреснение морской воды стало экономически затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить питьевой водой все районы Земли, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ до конца сути важнейших правил коммуникации, многие люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день в общении с другими людьми. Далеко (НЕ)ПРОСТО самостоятельно освоить технологию обработки металла и получить профессию кузнеца.
Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
Стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.

Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, Л.Н. Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, по мнению классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».
(НА)ВСТРЕЧУ медленно, тяжело громыхая, двигался гружёный состав, а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве И.Е. Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

Задание 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна — письме(2)ый стол для занятий; огромный сундук, обитый кожей и кова(3)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(4)ый резной костью.

Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.
2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.

Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем.

Задание 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Тогда (1) быть может (2) нас спасут 
Ирония и жалость к людям,
Которым мы простим их суд,
А сами судьями не будем.
Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь 
И не отвергнешь (6) друг весенний (7) 
Трудолюбивый опыт наш 
В пылу повальных отречений.
(Д.С. Самойлов)

Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.
(К.Г. Паустовский)

Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В детстве Плюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.

Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юрий Александрович Бычков — спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (З)Цель командировки — подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново — эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, — так и родилось сочетание «Золотое кольцо».

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (З)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5)В класс заглянула Женя Румянцева:

— Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

— Зачем?

(9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

(20)Давайте покатаемся на пруду, — предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. — (21)Будем воображать, что мы в Химках.

(22)Или в Средиземном море, — вставил Павлик.

(23)Или в Индийском океане, — восторженно подхватила Женя.

(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (ЗО)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

(32)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.

(33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

— Где же и когда мы встретимся?

(З6)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю.М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) — русский советский писатель- прозаик, журналист и сценарист.

Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии.
2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь.
3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться.
4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день.
5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 7 поясняет, раскрывает смысл предложения 6.
2) Предложение 10 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
4) В предложении 42 содержатся элементы описания внутреннего состояния героя.
5) В предложениях 43, 44 содержится повествование.

Задание 24
Подберите один синоним к слову врасплох (предложение 4). Запишите этот синоним.

Задание 25
Среди предложений 5-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«В тексте Ю.М. Нагибина рассказывается о судьбе поколения, юность которого совпала с войной. Надежды выпускников на счастливое будущее автору помогают передать художественные средства, среди которых троп — (А) ___ («словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным» в предложении 3), «будто этот день застал нас врасплох» в предложении 4 и синтаксическое средство — (Б) ___ («недоговорено, недожито, не исчерпано» в предложении 4). Грусть и сожаление рассказчика о неосуществлённых возможностях передают тропы: (В)___ («досадной и грустной утраты» в предложении 35, «острое, щемящее беспокойство» в предложении 42) и (Г) ___ («слепоту своей юношеской души» в предложении 45)».

Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов предложения
6) анафора
7) антонимы
8) парцелляция
9) метафора

Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: ФИПИ

Информация для заявителя о его праве подать жалобу на решения и действия (бездействие) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета (жалоба).

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, в случае требования у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати)
  • и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должность и фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) должностного лица комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета,
  • в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке

Жалоба подается в Комитет, предоставляющую государственную услугу.

Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Комитета подается вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно контролирующего и координирующего деятельность Комитета.

Способы подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба может быть подана:

  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.

Подача жалобы осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя в Комитете (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

При личном приеме заявитель в письменной форме на бумажном носителе представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета, Портала. Почтовые адреса, справочные телефоны и адреса электронной почты Комитета размещены на официальном сайте Администрации Санкт‑Петербурга (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gov.spb.ru), на Портале.

Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА .

Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Комитета рассматривается вышестоящим органом.

МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

В случае, если в соответствии с Федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, в разделе должны содержаться следующие подразделы:

  • информация для заявителя о его праве подать жалобу;
  • предмет жалобы;
  • исполнительные органы, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым подана жалоба;
  • порядок подачи и рассмотрения жалобы;
  • сроки рассмотрения жалобы;
  • результат рассмотрения жалобы;
  • порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы;
  • порядок обжалования решения по жалобе;
  • право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
  • способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитет в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Результат рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.

Указанное решение принимается в форме акта Комитета.

По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы

При удовлетворении жалобы Комитетом принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (191060, Смольный, Санкт‑Петербург; (812) 576‑6262; adm@gov.spb.ru), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Комитета и на Портале.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Комитете подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, материалы дела направляются в органы прокуратуры.

Исчисление сроков в законодательстве о выборах[]

Правовые нормы[]

Избирательное законодательства оперирует собственными правилами исчисления сроков, заметно отличающимися от общепринятых.

Статья 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:

Статья 11.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах

1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним — день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.

«за Х дней до дня голосования»,
«не ранее (не позднее) чем за…»
 пн  за 12 дней за 5 дней
 вт  за 11 дней за 4 дня
 ср  за 10 дней за 3 дня
 чт  за 9 дней за 2 дня
 пт  за 8 дней за 1 день
 сб  за 7 дней день, предшествующий
дню голосования
 вс  за 6 дней день голосования

Таким образом, слова «не позднее (не ранее) чем за Х дней до дня голосования» означают, что последним (первым) днем соответствующего периода является (Х−1)-й день. Например, слова «за 1 день до дня голосования» соответствуют пятнице.

Формулировки пункта 4 являются крайне неаккуратными, судебная практика исходит из того, что слова «не позднее чем через N дней после даты Т» означают период длительностью (N+1) день, начинающийся со следующей за указанной даты. Например, период «не позднее чем через 1 день после дня голосования» имеет длительность в два дня: понедельник и вторник.

В 2014 году ЦИК издал Методические рекомендации по разработке календарных планов, где разъяснил особенности исчисления сроков в зависимости от используемых формулировок.

Для практических целей окажется полезным калькулятор сроков избирательных действий.

Многодневное голосования[]

Статья 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:

3. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.

Сокращение сроков[]

При проведении досрочных выборов закон допускает сокращение сроков избирательных действий, но не более чем на одну треть (п. 7 ст. 10 ФЗГ). Такое же сокращение возможно при назначении повторных выборов (п. 6 ст. 71 ФЗГ).

  • Поскольку это сокращение является предельным, то округление до целого числа дней должно производиться в сторону увеличения срока (т. е. в сторону уменьшения начала временного интервала или в сторону увеличения его окончания).
  • В законе отсутствует запрет на непропорциональное сокращение сроков отдельных действий: например, срок одних действий может быть сокращен на треть, а других — лишь на четверть или вовсе оставлен неизменным.
  • Для отдельных действий закон может прямо устанавливать особый предельный размер сокращения сроков (см., например, п. 9 ст. 33 ФЗГ).

Суды о сроках[]

В пп. 23−26 постановления Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» даются разъяснения относительно того, какие виды сроков для обращения в суд являются пресекательными (то есть не допускающими восстановления судом даже при уважительных причинах просрочки).

Судебная практика[]

Особое внимание следует уделять тому, является ли срок избирательным или процессуальным: избирательные сроки исчисляются по описанным в начале статьи правилам; процессуальные сроки исчисляются по правилам ГПК, которые более соответствуют общепринятым представлениям, во-первых, и продляются в случаях, когда окончание срока выпадает на выходной день, во-вторых.

  • Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.09.2013 № 74−АПГ13−27‎: Срок подачи жалобы об отмене регистрации кандидата, установленный ч. 3 ст. 260 ГПК и ст. 78 ФЗГ, (не позднее чем за 8 дней до дня голосования), исчисляется по правилам п.2 ст. 11.1 ФЗГ (т. е. завершается в пятницу).
  • Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.09.2012 № 32−АПГ12−26: Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 2 ст. 260 ГПК, (в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения) является процессуальным, поэтому жалоба, отправленная по почте в день (Т+10), отправлена своевременно.
  • Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.12.2011 № 56−Г11−42: Срок обращения в суд, предусмотренный пунктом 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, (в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения) является процессуальным, поэтому при попадании дня (Х+10) на выходные срок продляется до понедельника.
  • Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.09.2009 № 5−Г09−104: Принятие комиссией решения по жалобе в день Т+11 после подачи жалобы в соответствии с п. 4 ст. 11.1 ФЗГ является своевременным.

Примечания[]

Скрыть/показать краткое оглавление

Общие вопросы

Общие вопросы

unqte6ul6rosyoizvcbron l7tg

Недавно в сети были опубликованы результаты эксперимента по сокращению рабочей недели в Исландии. Поскольку население страны небольшое, даже эксперименты национального уровня можно проводить оперативно, не затрачивая на подготовку несколько лет.

Именно поэтому правительство страны решилось на проведение крупнейшего в мире эксперимента по сокращению рабочей недели. Его авторы посчитали проект успешным, и теперь этот опыт могут перенять и другие страны. К слову, это далеко не первый эксперимент, проводились подобные тесты “четырехдневки” и раньше, хотя и не на уровне целого государства. Давайте посмотрим, где еще реализовались подобные проекты и насколько они были успешными.

Что? Это разве не первый такой опыт?


Нет, далеко не первый, не второй и даже не третий. Проводились такие эксперименты как коммерческими, так и государственными структурами, в самых разных странах.

Первые опыты — компания Roundpay Metal Finishers, 1965 год

Возможно, четырехдневные рабочие недели и вводились до 1965 года, но об этом мало что известно — подробной документации нет. А вот английская компания Roundpay Metal Finishers не только ввела у себя четырехдневную рабочую неделю, но и рассказала об этом миру.

Руководство решило ввести сокращенную рабочую неделю для снижения социальных и коммунальных расходов, включая затраты энергии, воды и т.п. Стоит отметить, что это была 40-часовая неделя, то есть объем рабочего времени остался прежним. Пятничные часы работы распределили по оставшимся будним дням. Это крайне важный момент, поскольку в большинстве подобных проектов речь идет именно о сокращении рабочих дней, а не часов. Стоит понимать, что бизнес, какое бы “человеческое лицо” у него ни было, не станет предпринимать осознанных действий, которые могут привести к значительным убыткам. Бывают, правда, исключения: некоторые компании идут на сокращение не только рабочей недели, но и количества рабочих часов. Но в таких случаях никто не бросается в омут с головой, сначала все тщательно просчитывается.

Но вернемся к нашему эксперименту. Насколько известно, он завершился успешно, но дальше этого дело не пошло — другие компании повторять опыт Roundpay Metal Finishers не стали, да и сама эта организация отказалась от масштабирования. Причины этого решения неизвестны — возможно, руководство испугали бюрократические и юридические сложности.

Компания Wildbit, 2017 год

В 2017 году, прочитав о проектах по введению четырехдневки, СЕО компании Wildbit решила внедрить схожую систему. Она ввела 32-часовую рабочую неделю, распространив ее даже на сотрудников саппорта.

Результаты были положительными, теперь руководство раздумывает над сокращением количества рабочих часов, но с сохранением объема выполняемых работ.

Идем дальше — компания Perpetual Guardian, 2018 год

В этом эксперименте новозеландской компании Perpetual Guardian было сокращено количество рабочих дней и рабочих часов. Объем рабочего времени пятидневки составлял 37,5 часов, а вот в случае четырехдневки этот показатель составил уже 30 часов.

Perpetual Guardian — компания, предоставляющая финансовые услуги частным лицам и бизнесу. В ноябре 2018 года она перевела 240 сотрудников с пятидневной на четырехдневную неделю с сохранением зарплаты в полном объеме.

После оценки результатов выяснилось, что производительность сотрудников увеличилась пропорционально уменьшению количества рабочих часов. То есть сотрудники работали более активно, провала производительности не случилось. Что интересно, значительно сократилась продолжительность рабочих встреч, люди стали экономить время, чтобы успеть выполнить свои задачи.

Снизился уровень стресса сотрудников — с 45% до 38%. А вот показатель гармоничного баланса работы и личной жизни, наоборот, увеличился с 54% до 78%. Улучшились и другие показатели: атмосфера в компании стала более здоровой, если так можно выразиться.

Компания, кстати, решила реализовать проект не вдруг, а после тестового запуска эксперимента в меньшем масштабе — это было сделано в 2017 году. Результаты показаны ниже.

4d6eb8f717b3d5517cca6fea8584fb14

После оценки результатов второго эксперимента компания перешла на четырехдневный режим работы на постоянной основе. При этом сотрудникам сохранили все выплаты, стандартные рабочие часы и прочие плюшки. Производительность выросла, равно как и уровень вовлеченности клиентов и персонала, выручка сохранилась на прежнем уровне, а вот затраты сократились из-за значительного сокращения потребления энергии. Результат эксперимента положительно оценил министр труда Новой Зеландии.

Японское подразделение Microsoft, 2019 год

c9b4b31e8e9d5de8bac03576f3356fc2

В 2019 году Microsoft Japan, японское подразделение американской корпорации, ввело четырехдневную рабочую неделю. В рамках проекта Work-Life Choice Challenge 2300 сотрудников стали работать с понедельника по четверг, а в пятницу, субботу и воскресенье они отдыхали.

Компания затем представила результаты, сравнив их с данными за август 2016—2018 гг., когда таких экспериментов не было. Как оказалось, сотрудники стали реже уходить на больничные, на четверть сократилось количество отгулов, вполовину упало потребление бумаги, снизилось примерно на четверть потребление электричества. А вот производительность труда повысилась на 39,9%, несмотря на то, что сотрудники проводили на работе меньше времени.

c881e4a738fb740654d227bc4233811a

Компания объяснила рост продуктивности в том числе снижением количества рабочих встреч и сокращением времени их проведения. Возможно, это действительно правда, поскольку Джефф Безос в 2018 году запретил презентации на деловых совещаниях, что привело к росту эффективности труда в компании на 25%.

Правда, результаты эксперимента подвергли тщательному анализу на Хабре, в результате чего оказалось, что все эти увеличения производительности труда и потребления бумаги — результат либо игры с числами, либо следствие иных факторов.

Исландия, 2021 год

Наконец, положительно оценены и результаты исландского эксперимента с «четырехдневкой». Добровольцев, которые приняли в нем участие, перевели с 40-часовой рабочей недели на 35- или 36-часовую без снижения заработной платы. Участники не являлись представителями одной компании или организации, в эксперименте приняли участие сотрудники самых разных отраслей, включая IT-компании, социальные службы, медицину и т.п. Часть работала по схеме с 9 до 17:00, часть — посменно.

Результаты обеих контрольных групп можно оценить положительно. В некоторых случаях продуктивность вырастала, в других — хотя бы не падала. Ожидаемо, уровни стресса и выгорания снизились, улучшилось общее состояние здоровья и психологического комфорта.

Участники эксперимента стали работать более рационально, делегируя полномочия и следуя в решении рабочих вопросов определенным приоритетам. Как и в предыдущих случаях, сократилось время рабочих встреч, а от некоторых собраний и вовсе было решено отказаться, их перевели в онлайн-формат, общение по электронной почте.

Эксперимент было решено масштабировать уже на всю страну. Профсоюзы пересмотрели режим работы и сейчас 86% рабочей силы страны или уже перешли на более короткий рабочий день за ту же оплату, или перейдут в ближайшее время.

Плюсы и минусы «четырехдневки»


В наше время день обычного человека расписан буквально по минутам. Согласно данным аналитической компании Gallup, постепенно растет количество случаев выгорания сотрудников самых разных компаний. Gallup провела опрос с вовлечением 7500 респондентов, получив вот такие результаты:

  • 23% работников сообщили, что чувствуют эмоциональное выгорание всегда или очень часто на работе,
  • 44% сообщили, что чувствуют выгорание периодически.

Выгорание зачастую приводит к проблемам со здоровьем, что плохо не только для самих сотрудников, но и для компаний, в которых они работают, — те терпят убытки. Выгоревшие или просто уставшие сотрудники менее инициативны, менее производительны, качество их работы хуже. Поэтому желательно найти оптимальный баланс между работой и личной жизнью.

По данным медиков, в течение рабочего дня человек в среднем может продуктивно выполнять свои обязанности не более 4-5 часов. Все остальное время — это либо создание видимости работы, либо перекуры, разговоры, кофе и прочее. Повышение количества рабочих часов, как правило, не приводит к бурному росту эффективности работы компании.

Плюсы перехода на четырехдневку

  • Повышение продуктивности сотрудников.
  • Сокращение затрат времени на проведение разного рода встреч и совещаний.
  • Снижение уровня выгорания, прокрастинации и стресса среди сотрудников.
  • Уменьшение потребления электроэнергии.
  • Больше времени для сотрудников на общение с родными, близкими и друзьями.
  • Больше времени для сотрудников на свои увлечения, самосовершенствование и т.п.

Минусы перехода

  • Перейти могут далеко не все. Сложно представить себе переходящего на «четырехдневку» металлурга, продавца в магазине или представителя коммунальной службы. Переходить на сокращенный день в большинстве случаев могут «белые воротнички», сотрудники офиса.
  • Повышение производительности труда после ухода на «четырехдневку» падает через некоторое время, поскольку сначала человек испытывает радость, эйфорию от сокращения рабочей недели, а затем просто привыкает к этому.
  • Сокращение рабочей недели без сокращения количества рабочих часов приводит к повышению уровня усталости в рабочие дни.
  • Сотрудники испытывают стресс от необходимости выполнить задачу всего за четыре дня вместо пяти.
  • Человек приходит домой позже, чем обычно, так что время, которое он мог потратить на себя или уделить родным, сокращается.
  • Компании, предложившие сокращенную рабочую неделю, в некоторых случаях пропорционально снижают и зарплату сотрудников.

Перспективы

Несмотря на сложности, связанные с сокращением рабочей недели, многие страны все же приняли решение перейти на «четырехдневку». Активнее всего в этом вопросе Скандинавия и страны Северной Европы:

  • Нидерланды — работают всего 29,3 ч в неделю;
  • Дания — 32,4 ч.;
  • Норвегия — 33,8 ч.;
  • Германия — по 34,3 ч.;
  • Швейцария — по 34,4 ч..

В США еще в 2019 году 15% из 60 000 опрошенных компаний заявили о намерении перейти на «четырехдневку». Постепенно увеличивается количество вакансий с предложением сокращенной рабочей недели.

В этом году начался эксперимент национального масштаба в Испании. В начале года правительство проработало детали проекта по переводу предприятий на четырехдневную рабочую неделю. В рамках испытаний компаниям предложат финансовую помощь в том случае, если они добровольно переведут персонал на 32-часовую неделю с сохранением зарплаты.

Постепенно переходят на новый режим работы компании и организации Великобритании, Новой Зеландии, Японии, стран Балканского полуострова. Предложили перейти на 4 дня вместо 5 и в России, сейчас эта инициатива активно обсуждается, хотя в стране много скептиков.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

А как вы считаете, четырехдневная рабочая неделя действительно необходимая инициатива или это популизм/игра цифрами?


56.09%
Да, инициатива отличная, как для бизнеса, так и для сотрудников.
258


26.09%
Для сотрудников — конечно, но для бизнеса нет.
120


2.83%
И сотрудникам, и бизнесу четырехдневная рабочая неделя не нужна.
13


15%
Все это — дешевый популизм и/или пиар в отдельно взятых компаниях или партиях.
69

Проголосовали 460 пользователей.

Воздержались 63 пользователя.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 5 февраля 2021 г.

Помимо основного ежегодного оплачиваемого отпуска, некоторым работникам положен еще и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 114, 116 ТК РФ). Но прежде чем подробно рассказать о дополнительных днях к отпуску, напомним правила об очередных и дополнительных отпусках.

Общие правила предоставления отпуска

На ежегодный основной оплачиваемый отпуск имеет право любой работник, с которым заключен трудовой договор (ст. 21, 114 ТК РФ).

По общему правилу продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Правда, из этого правила есть исключения: определенным категориям работников положен удлиненный основной отпуск (ст. 115 ТК РФ). К примеру, к такой категории относятся педагоги. Так, педагогам дополнительного образования, работающим с учениками с ограниченными возможностями здоровья, полагается 56 календарных дней основного отпуска (ст. 334 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466).

Претендовать на ежегодный отпуск за первый год работы сотрудник может через полгода непрерывной работы у конкретного работодателя (ст. 122 ТК РФ). При этом с согласия работодателя работник может отправиться в ежегодный отпуск и раньше этого срока.

Отпуск за второй и последующие годы работы у конкретного работодателя предоставляется в любое время года в соответствии с графиком отпусков.

Дополнительные отпуска и порядок их предоставления

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются (ст. 116 ТК РФ):

  • работникам с ненормируемым рабочим днем;
  • работникам, занятым на работах с вредными/опасными условиями труда;
  • работникам, трудящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях;
  • работникам, выполняющим работы особого характера;
  • иным работникам, если условие о предоставлении им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска прописано в том или ином федеральном законе.

Кстати, дополнительный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен работникам, не имеющим право на такой отпуск в соответствии с законодательством, по усмотрению работодателя. Порядок предоставления этих дополнительных отпусков должен быть прописан в коллективном договоре или локальном нормативном акте (ЛНА). Здесь стоит отметить, что при наличии профсоюза, работодатель должен учитывать его мнение при принятии порядка и условий предоставления дополнительных отпусков.

Праздничные дни во время дополнительного отпуска

Если на период ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска приходятся праздничные нерабочие дни, то эти праздники не включаются в число календарных дней отпуска (ст. 120 ТК РФ). А дата выхода работника из отпуска в подобной ситуации зависит от того, как сформулировано заявление на отпуск. Подробнее об этом вы можете прочитать в отдельном материале.

Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день

Продолжительность отпуска за ненормируемый рабочий день определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР). При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, составляет 3 календарных дня (ст. 119 ТК РФ).

Важно знать, что если работнику установлен ненормируемый рабочий день, то дополнительный отпуск по этому основанию ему положен, даже если за год он ни разу не привлекался к труду за пределами рабочего дня.

Дополнительный отпуск за вредные условия труда

Такой отпуск положен работникам, условия труда которых по результатам спецоценки рабочих мест признаны вредными (2, 3 или 4 степени) или опасными (ст. 117 ТК РФ).

Работникам, занятым на работах с вредными/опасными условиями труда, полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, составляющий, как минимум, 7 календарных дней. Причем продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда конкретного работника должна быть установлена трудовым договором на основании отраслевого/межотраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов проведенной спецоценки.

Дополнительный отпуск за вредные условия труда-2021 в соответствии с Трудовым кодексом предоставляется в том же порядке, что и в 2020 году.

Дополнительный отпуск работникам Крайнего Севера

Работникам, трудящимся в районах Крайнего Севера, полагается дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого составляет 24 календарных дня (ст. 321 ТК РФ). А работникам, исполняющим свои трудовые обязанности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 16 календарных дней.

Дополнительный отпуск за выполнение работы особого характера

Категории работников, которым положен данный отпуск, а также его минимальная продолжительность и условия предоставления устанавливаются Правительством РФ (ст. 118 ТК РФ). Так, например, врачам общей практики полагается 3-дневный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск при условии, что в данной должности работник непрерывно трудился свыше трех лет (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 N 1588).

Дополнительный отпуск инвалидам

Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим инвалидность, законодательством не предусмотрено. Однако данной категории работников полагается удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Причем, отпуск такой продолжительности положен всем работникам-инвалидам, независимо от группы инвалидности.

Правда, работник-инвалид может претендовать на дополнительный отпуск по иным основаниям, не связанным с наличием у него инвалидности. Например, дополнительный отпуск инвалидам 3 группы минимальной продолжительностью 3 календарных дня положен, если таким работникам-инвалидам установлен ненормированный рабочий день (ст. 119 ТК РФ). Кроме того, право работников-инвалидов на дополнительный оплачиваемый отпуск может быть установлено самим работодателем (ст. 116 ТК РФ).

Стоит также отметить, что помимо права на удлиненный ежегодный основной отпуск, у работников-инвалидов есть еще одна отпускная привилегия: по письменному заявлению работодатель обязан предоставлять данной категории работников отпуск без сохранения зарплаты («за свой счет») продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Подтвердить свое право на удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск, а также на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы работник-инвалид должен справкой об установлении инвалидности (Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н).

Дополнительный отпуск работающим пенсионерам

Дополнительный отпуск пенсионеру, работающему у конкретного работодателя, предоставляется, только если право на дополнительный оплачиваемый отпуск работающим пенсионерам прописан в коллективном договоре или локальном нормативном акте (ст. 116 ТК РФ).

Но кроме основного ежегодного оплачиваемого отпуска, работающий пенсионер по старости (т. е. достигший пенсионного возраста) имеет право на отпуск «за свой счет» продолжительностью до 14 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ). Чтобы работающему пенсионеру был предоставлен такой отпуск, он должен написать соответствующее заявление на имя работодателя. Документом, подтверждающим право на такой отпуск, является пенсионное удостоверение.

Дополнительный отпуск в связи с профзаболеванием

Если здоровью работника причинен вред вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, то работодатель обязан предоставить работнику, которому необходимо лечение по вышеуказанным причинам, дополнительный оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения.

Данный отпуск предоставляется на весь период лечения, а также на время проезда к месту лечения и обратно (пп. 10 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Дополнительный отпуск медицинским работникам

Некоторым медицинским работникам положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работы особого характера (об этом мы рассказывали выше), а некоторым – за работу во вредных условиях труда. Так, например, младший медицинский персонал, ухаживающий за ВИЧ-инфицированными, имеет право на 14 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 N 482).

Правила о дополнительных отпусках медицинским работникам в 2021 г. изменений не претерпели.

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий

Ветераны боевых действий вправе претендовать на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 35 календарных дней в году (пп. 11 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ). Правда, данное правило не распространяется, к примеру, на лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., которые отработали установленный при направлении срок или были откомандированы досрочно по уважительным причинам. Документом, на основании которого предоставляется отпуск «за свой счет», служит удостоверение ветерана боевых действий.

Также всем действующим военнослужащим, являющимся ветеранами боевых действий, полагается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 суток (п. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Можно ли соединить основной и дополнительный отпуска

Трудовое законодательство не содержит запрета на объединение двух отпусков (основного и дополнительного) в один. Также ТК не запрещает разделить весь положенный работнику отпуск на части. Главное, чтобы соблюдались два условия (ст. 125 ТК РФ):

  • разделение отпуска на части производится по соглашению между работником и работодателем;
  • хотя бы одна из частей разделенного отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

К примеру, работнику положен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях 7 календарных дней. Так вот этот работник может, допустим, отгулять сразу 15 календарных дней, а оставшуюся часть – 20 календарных дней (28 дней – 15 дней + 7 дней) – разбить, к примеру, на 4 пятидневных отпуска.

Предоставление дополнительного отпуска авансом

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по любому из оснований, кроме отпуска за работу во вредных/опасных условиях, может быть предоставлен работнику авансом.

А дополнительный отпуск «за вредность» предоставляется пропорционально времени, отработанному во вредных/опасных условиях (ст. 121 ТК РФ, Письмо Роструда от 18.03.2008 N 657-6-0). Т.е. сколько дней дополнительного отпуска «за вредность» работник успел «заработать» к моменту ухода в такой отпуск, трудясь во вредных/опасных условиях, ровно столько ему и положено.

Дополнительный отпуск и график отпусков

При составлении графика отпусков на следующий год укажите то количество дней отпуска, на которое вправе претендовать каждый конкретный работник. Правильнее будет отразить в графике абсолютно все дни отпуска, положенные работнику: нужно просуммировать дни основного отпуска (как за очередной год, так и неотгулянные остатки за предыдущие годы) и дни ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством и/или предусмотренного коллективным договором/ЛНА (ст. 120 ТК РФ).

Напомним, что график отпусков на будущий календарный год нужно составить не позднее чем за две недели до его наступления (ст. 123 ТК РФ), т. е. не позднее 17 декабря текущего года. Так, график отпусков на 2022 год должен быть утвержден не позднее 17 декабря 2021 года.

Заявление на дополнительный отпуск

В ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работники должны уходить по графику. В этом случае заявление на отпуск работник может не писать. Но если по какой-либо причине сотрудник с согласия работодателя отправляется в отпуск вне графика, то без соответствующего заявления не обойтись.

Заявление на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может выглядеть следующим образом:

Генеральному директору

ООО «Каменный цветок»

Творогову А.А.

от наладчика систем

автоматического контроля 4-го разряда

Семенова К.Е.

Заявление

В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса РФ прошу предоставить мне ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда с 11.05.2021 на 7 календарных дней.

06.05.2021                                                                              Семенов К.Е.

Отражение дополнительного отпуска в табеле учета рабочего времени

В табеле учета рабочего времени (форма № Т-12 или форма № Т-13, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 ) дни, приходящиеся на период ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, обозначаются буквенным кодом «ОД» или цифровым кодом «10».

Если на время дополнительного оплачиваемого отпуска выпадают нерабочие праздничные дни, то в табеле эти дни обозначаются буквенным кодом «В» или цифровым кодом «26».

Предоставление работнику дополнительного отпуска без сохранения зарплаты, на который он вправе претендовать в соответствии с законодательством (например, отпуск «за свой счет» работнику-инвалиду), обозначается в табеле учета рабочего времени кодом «ОЗ» или «17».

Отражение дополнительного отпуска в Личной карточке работника

Если работник имеет право не только на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, но и на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, то в разделе VIII «Отпуск» Личной карточки работника (форма Т-2, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) имеет смысл эти два вида отпусков отражать отдельно друг от друга. Иначе, может возникнуть путаница, например, с количеством отгулянных работником дней того или иного отпуска.

Помощник в расчете отпускных

Рассчитать сумму отпускных, причитающихся работнику, уходящему в ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, вам поможет наш Калькулятор отпускных.

Напомним, что отпускные вы должны выплатить работнику не позднее чем за три дня до начала отпуска (ст. 136 ТК РФ). При нарушении этого срока работодатель обязан выплатить работнику компенсацию (ст. 236 ТК РФ). Ее размер вы можете определить, воспользовавшись Калькулятором компенсации за задержку зарплаты.

Кроме этого, работодателю, просрочившему выплату отпускных, грозит штраф (ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ).

Можно ли заменить дополнительный отпуск денежной компенсацией

По общему правилу часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, можно заменить денежной компенсацией на основании заявления работника. Но так можно делать не всегда. Запрещено заменять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск денежной компенсацией следующим категориям работников (ст. 126 ТК РФ):

  • беременным работницам;
  • несовершеннолетним сотрудникам;
  • работникам, трудящихся во вредных/опасных условиях труда. Правда, если продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда конкретного работника превышает минимально установленную (7 календарных дней), то часть такого отпуска, превышающую эти 7 календарных дней, можно заменить специальной денежной компенсацией. Это можно сделать на основании отраслевого/межотраслевого соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника. Для получения согласия лучше заключить с работником соответствующее соглашение к трудовому договору.

logo kp

Более полную информацию по теме вы можете найти в

КонсультантПлюс

.

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • Три тысячи двести рублей как пишется
  • Тридцатое ноября как пишется
  • Тридцати километровый как пишется слитно или раздельно
  • Три товарища осеева читать рассказ полностью
  • Три сестры татарская народная сказка краткое содержание