Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?
Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года
- Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
- Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
- Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
- Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
- Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.
Объём, структура, время
Рекомендуемое количество слов — от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.
Структура:
- Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
- Основная часть (200-250 слов)
Тезис 1.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
- Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
- Переход-связка к тезису 2.
Тезис 2.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
- Микровывод.
- Переход-связка к выводу.
- Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.
Время написания сочинения — 3 часа 55 минут.
Как получить зачёт
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Частые ошибки
По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!
Соответствие теме
Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Аргументация. Привлечение литературного материала
По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Композиция и логика рассуждения
В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Качество письменной речи
Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
- речевые штампы и канцеляризмы;
- употребление просторечной лексики;
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление плеоназмов;
- речевые повторы;
- избыточное употребление синонимов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Лайфхак: редактируйте!
Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза.
Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило.
Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения.
На что обращать внимание при постановке знаков препинания:
- Сложное / простое предложение.
- Однородные члены предложения.
- Обособленные члены предложения.
- Уточняющие члены предложения.
- Обращение, прямая речь.
- Вводные слова.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.
Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.
Текст: Ольга Лапенкова
Где грань между злым умыслом и преступлением — и в какой момент человек, задумавший недоброе, проходит точку невозврата? Все мы не без греха: иногда мы осуждаем людей, совершивших глупые ошибки, и думаем, что нас-то точно не провести, — а спустя некоторое время оказываемся в положении намного худшем, чем те, над кем мы недавно смеялись. Или наоборот. Мы завидуем людям, у которых, кажется, всё идеально: прекрасные отношения с родителями, много друзей, отличные оценки в школе и крепкое здоровье… Как правило, потом мы выясняем, что у наших «кумиров» не всё так уж безоблачно — а порой именно нам приходится их утешать и успокаивать. Но чувствовать или думать что-то «неудобное», плохое — ещё не преступление… Или нет?
Согласно православному учению, у человека есть «помыслы» — искушения, или, простыми словами, дурные намерения. Помыслы могут появиться у кого угодно — даже у святого, и если человеку в голову пришла недобрая мысль, это ещё не делает его грешником. Всё дело в том, что решит подвергшийся искушению, что он выберет: добро или зло. Да-да, всё как в «Звёздных войнах»: есть светлая сторона Силы, есть тёмная, а третьего не дано.
Пусть так, спросит читатель, но как понять, какое решение — правильное? Если перед нами стоит простой и понятный выбор — потратить, например, полчаса свободного времени, чтобы помочь в учёбе отстающему однокласснику, или пройти мимо, — всё вроде бы понятно. С другой стороны, откуда мы знаем, в какой момент наша помощь начинает идти во вред? Условный троечник попросит позаниматься с ним раз, два, три… а потом привыкнет, что вы делаете домашнее задание вместе, — и, оставшись с учебником и тетрадкой наедине, не ударит пальцем о палец. А затем, когда он получит «два» за контрольную, виноватым окажетесь вы…
Здесь читатель наверняка запротестует и скажет: при чём же тут преступление? Плохая оценка — совсем не то же самое, что кража, или порча чужого имущества, или нанесение побоев. А если есть сомнения, что считается преступлением, а что нет, — нужно всего-навсего прочитать Уголовный кодекс.
Так-то оно так, но далеко не за все злодеяния сажают в тюрьму. Существуют и преступления против общественной морали — например, предательство. Представьте, что человек, которому вы с раннего детства доверяли сокровенные переживания, в один «прекрасный» день нашёл нового друга — и тут же перестал с вами разговаривать. Стали бы вы подавать в суд на неверного товарища? Разумеется, нет. Но смогли бы вы, как говорится, простить и отпустить?
Более того — если человек совершил некрасивый поступок раз, два, три, — не является ли это тревожным звоночком? Конечно, далеко не каждый человек, обидевший родственника или друга, станет «настоящим» преступником. Но вряд ли можно найти преступника, который безупречно вёл себя с окружающими, — если, конечно, речь не идёт о людях с психиатрическими диагнозами.
Кстати, вот ещё любопытный вопросец: как отличить человека, который пошёл на преступление осознанно, от «клинического» психопата? Даже профессионалы порой расходятся во мнениях, считать того или иного пациента невменяемым. Тогда как обезопасить себя и своих близких: не сидеть же сутками напролёт дома?
Однозначных ответов на все эти вопросы нет и быть не может — к такому выводу, нужно думать, вы и придёте в сочинении, если выберете направление «Преступление и наказание».
- А вот и возможные темы:
- • Где пролегает грань между моралью и законом?
- • Что может помешать человеку совершить страшную ошибку?
- • Кто виноват в том, что человек стал преступником: он сам или окружающее его общество?
- • Может ли человек совершить преступление против своей воли?
- • Существуют ли «благородные разбойники» не в легендах, а в реальной жизни?
- • Можно ли совершить дурной поступок из хороших побуждений?
- • Правда ли, что муки совести страшнее любого наказания?
- • Существуют ли преступники, которых не мучает совесть?
ЦИТАТЫ
Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно):
- • Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
- (Евангелие от Марка)
- • Гораздо легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг.
- (С. В. Лукьяненко)
- • Как в буйной слепоте страстей
- Мы то всего вернее губим,
- Что сердцу нашему милей!
- (Ф. И. Тютчев)
- • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?
- (М. А. Булгаков)
- • На свете можно ли безгрешного найти?
- (Омар Хайям)
- • Мы живем, умереть не готовясь,
- забываем поэтому стыд,
- но мадонной невидимой совесть
- на любых перекрестках стоит.
- (Е. А. Евтушенко)
- • Какие б ни грозили горести
- И где бы ни ждала беда,
- Не поступайся только совестью
- Ни днем, ни ночью, никогда!
- (Э. А. Асадов)
- • Я всё простил, что испытал когда-то,
- И ты прости, — взаимная расплата!
- (У. Шекспир)
Напоминаем, что в основной части работы нужны аргументы, то есть примеры-иллюстрации к своим рассуждениям. Предлагаем две книги и один фильм: они наверняка подойдут вам, какая бы тема ни попалась.
КНИГИ
Ф. М. Достоевский. «Кроткая» (1876)
Само название направления — «Преступление и наказание» — неприкрыто отсылает к знаменитому роману Фёдора Михайловича, так что в декабре школьники всей страны завалят экспертов почти одинаковыми (а то и вовсе списанными из интернета) работами о теории Раскольникова и его «двойниках» — Лужине и Свидригайлове. Ничего плохого в таком аргументе, разумеется, нет — но мы предлагаем вам пойти более оригинальным путём и обратиться к небольшому произведению Достоевского, которого нет в школьной программе, а именно к повести «Кроткая». Если в «Преступлении и наказании» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, мол, никому в жизни не принесла никакой пользы, а вот вреда от неё было немало, — то в «Кроткой» главным героем выступает сам ростовщик, требующий с тех, кто закладывает у него вещи, огромные проценты.
Молодой человек, некогда служивший в «блестящем» полку, самовольно отправился в отставку; ушёл, как говорится, в никуда, но ему повезло — далёкая родственница упомянула его в завещании и оставила 3 000 рублей (по тем временам — солидный капитал). На эти-то деньги герой и открыл нечто вроде ломбарда, где и познакомился с будущей супругой:
«Меня прежде всего поразили её вещи: серебряные позолоченные серёжечки, дрянненький медальончик — вещи в двугривенный. Она и сама знала, что цена им гривенник, но я по лицу видел, что они для неё драгоценность, — и действительно, это всё, что оставалось у ней от папаши и мамаши, после узнал. Раз только я позволил себе усмехнуться на её вещи. То есть, видите ли, я этого себе никогда не позволяю, у меня с публикой тон джентльменский: мало слов, вежливо и строго. <…> Но она вдруг позволила себе принести остатки (то есть буквально) старой заячьей куцавейки, — и я не удержался и вдруг сказал ей что-то вроде как бы остроты. Батюшки, как вспыхнула! Глаза у ней голубые, большие, задумчивые, но — как загорелись! Но ни слова не выронила, взяла свои «остатки» и — вышла. Тут-то я и заметил её в первый раз особенно и подумал что-то о ней в этом роде, то есть именно что-то в особенном роде. Да; помню и ещё впечатление, то есть, если хотите, самое главное впечатление, синтез всего: именно что ужасно молода, так молода, что точно четырнадцать лет. А меж тем ей тогда уж было без трёх месяцев шестнадцать».
Итак, насмерть запуганная девушка, недавно похоронившая отца и мать, остаётся одна в бездушном городе. Где раздобыть денег на жильё и пропитание? Героиня не хочет идти по той же дорожке, что Соня Мармеладова из «Преступления и наказания», — и решает выйти замуж за надменного ростовщика. Человек этот на первый взгляд не такой уж плохой, но именно его ужасное обращение в конце концов становится причиной гибели несчастной. (И нет, это не спойлер: читатель видит девушку в гробу уже на второй странице.)
«Подслушивая» размышления и воспоминания главного героя, автор задаётся вопросом: можно ли назвать убийцей человека, который изводил другого не физически, а психологически? А если он делал это не вполне осознанно, но вследствие душевных травм, которые, судя по всему, «идут» из самого детства? Умеющий, когда нужно, быть жёстким и даже жестоким со своими героями, в этой повести Фёдор Михайлович по-своему жалеет и жертву, и палача — но жертву, конечно, больше.
О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1890)
Переместимся из Российской Империи в викторианскую Англию: здесь проживает молодой аристократ удивительной красоты — Дориан Грей. Его семейство, некогда наделённое огромной властью и неизмеримыми богатствами, нынче вырождается: наш главный герой — последний потомок клана Девере. Его мама, неотразимая Маргарет, отклоняла одно предложение руки и сердца за другим, пока не сбежала с каким-то «ничтожеством». Разгневанный, отец Маргарет нанял человека, который под надуманным предлогом вызвал неугодного зятя на дуэль и убил. Изнемогая от горя и ненависти, девушка вернулась-таки под отчий кров — и спустя полгода умерла во время родов. Но не слишком долгой оказалась и жизнь дедушки Дориана, так что в свои двадцать этот молодой человек, которого никто толком не воспитывал, только и делает, что расхаживает по приёмам — и общается с такими же аристократами, как он сам.
Один из друзей мистера Грея — художник Бэзил Холлуорд: этот человек восхищён красотой юноши и готов потакать всем его капризам, лишь бы Дориан позировал ему в мастерской. Бэзил, в свою очередь, близок с опаснейшим человеком по имени Генри Уоттон. Генри, в общем-то, не злодей, — но его циничные шутки и «отеческие» наставления приводят к тому, что Дориан отвергает общественную мораль и решает «изучить жизнь», проще говоря — пуститься во все тяжкие. В судьбу юноши вмешиваются и сверхъестественные силы: один из портретов, написанных Бэзилом Холлуордом, стареет вместо своего натурщика, а Дориан может творить что угодно — и не терять своей изумительной красоты…
Дориан Грей, в начале романа невинный, разве что немного избалованный, ближе к развязке предстаёт воплощением всех смертных грехов. Сможет ли он вернуться на путь истинный? Раскается ли Генри Уоттон в том, что «отравил» душу Дориана, — и сумеет ли верный Бэзил помочь давнему другу?
Виртуозный стилист, Оскар Уайльд прописывает диалоги высокообразованных, но пустоватых аристократов так умело, что читатель, вслед за главным героем, охотно подпадает под обаяние острослова Уоттона. И только на последних страницах понимает: слова — оружие не менее опасное, чем нож или пистолет.
ФИЛЬМ
«Матч-пойнт» (2005), реж. Вуди Аллен
Ирландский теннисист Крис Уилтон, понимая, что добиться высот в профессиональном спорте ему не под силу, устраивается тренером в частный клуб. Там он знакомится с молодым аристократом Томом Хьюитом, который, в свою очередь, сводит его со своей сестрой Хлоей. Хлоя твёрдо намерена выйти замуж за Криса, а ещё, используя возможности отца, «вылепить» из молодого человека преуспевающего дельца. Уилтон понимает, что такая возможность выпадает раз в жизни, но не может забыть о другой девушке — знающей себе цену актрисе-красавице Ноле Райс. Вот только Нола встречается с Томом…
Начинаясь как любовная драма, ко второму часу фильм классика американского кинематографа Вуди Аллена превращается в настоящий триллер. Уже женатый, Крис Уилтон не может избавиться от тяги к Ноле, и та начинает его шантажировать. Чем дальше заходит обманутая любовница, тем на более решительные меры готов пойти главный герой… Тут-то автор и спрашивает у зрителя: что такое преступление — и в какой момент Крис переходит черту, которая навсегда «отрезает» его ото всех людей мира?
Финал поражает зрителя, привыкшего, что в большинстве кинокартин с подобным набором персонажей — сомневающийся глава семейства, властная супруга, вольная как ветер любовница — всё заканчивается разоблачением незадачливого муженька и одним на троих «разбитым корытом». Вуди Аллен наглядно показывает: есть кое-что намного хуже, чем срыв покровов и неизбежно следующий за ним семейный скандал. Но не будем спойлерить — это было бы кощунственно: фильмы, оказывающие на зрителя настолько же сокрушающее воздействие, надо ещё поискать. Не случайно произведение Вуди Аллена номинировали на самую престижную кинопремию — «Оскар».
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ÐÑеÑÑÑпление и Ðаказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема
11.09.2021 15:08:48
ÐвÑоÑ: ÐÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑÑибÑаÑова
ÐеÑÑÑ â ÑÑо пÑеÑÑÑпление или воÑÑÑановление ÑпÑаведливоÑÑи? ÐÑÐµÐ½Ñ ÑаÑÑо лÑди мÑÑÑÑ Ñем, кÑо пÑиÑинил им Ð±Ð¾Ð»Ñ Ð¸ ÑÑÑаданиÑ, Ñ
оÑÑÑ ÑаÑплаÑиÑÑÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ Ñой же монеÑой, заÑÑавиÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑвÑÑвоваÑÑ Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ñика на Ñвоем меÑÑе. Ð Ñ
оÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑ ÑовеÑÑаеÑÑÑ Ð¸Ð· ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑпÑаведливоÑÑи, ÑÑо Ñакое же пÑоÑвление зла, коÑоÑое ÑолÑко ÑÑÑгÑблÑÐµÑ ÑиÑÑаÑиÑ.
ÐÐ»Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑелÑÑÑва ÑÑого пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð· пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð. С. ÐÑÑкина «Ðвгений Ðнегин». Ðвгений Ðнегин мÑÑÐ¸Ñ ÐенÑкомÑ, пÑиÑиной Ñего ÑÑала завиÑÑÑ. Ðн завидовал ÑÑаÑÑÑÑ Ð² оÑноÑениÑÑ
ÐенÑкого и ÐлÑги. Так как Ðвгений не Ñмог поÑÑÑоиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð»Ð¸Ñное ÑÑаÑÑÑе, оÑказал ТаÑÑÑне во взаимноÑÑи, его ÑаздÑажало ÑÑаÑÑÑе дÑÑгиÑ
. Ðн ÑÑиÑал, ÑÑо лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ ÐенÑкого к ÐлÑге недолговÑеменна, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑпÑовоÑиÑовал его на дÑÑлÑ. Ðнегин знал, ÑÑо победиÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо бÑл ÑÑаÑÑе и опÑÑнее ÐенÑкого. Ðина в его гибели Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° нÑм, пÑиÑиной ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑала меÑÑÑ Ð¸ ÑлабоÑÑÑ Ðнегина.
ÐÑоÑой пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑивеÑÑи из Ñомана-Ñпопеи Ð.Ð. ТолÑÑого «Ðойна и миÑ». ÐндÑей ÐолконÑкий не Ñмог пÑоÑÑиÑÑ ÐаÑаÑÑ Ð·Ð° пÑедаÑелÑÑÑво. Ðн ÑеÑил оÑомÑÑиÑÑ ÐнаÑолÑ. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ ÑÑа мÑÑÐ»Ñ Ð¾ меÑÑи не давала геÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ. Ðо поÑле ÐоÑодинÑкого ÑÑажениÑ, когда ÐндÑей полÑÑил ÑеÑÑезное Ñанение, а ÐнаÑÐ¾Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑÑл ногÑ, ÐолконÑкий Ñмог пÑоÑÑиÑÑ ÐÑÑагина и ÑÐ²Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ²ÐµÑÑÑ. Увидев мÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐнаÑолÑ, он оÑознал, ÑÑо меÑÑÑ â ÑÑо не вÑÑ
од, нÑжно ÑмеÑÑ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ Ð¸ забÑÑÑ Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ñ.
Ðо Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, меÑÑÑ â ÑÑо показаÑÐµÐ»Ñ ÑлабоÑÑи лиÑноÑÑи. ÐÑо Ñеловек, коÑоÑÑй не ÑпоÑобен Ñ Ð´Ð¾ÑÑоинÑÑвом пеÑенеÑÑи обидÑ. ÐÑÑиÑелÑнÑй Ñеловек не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо меÑÑÑ â ÑÑо не воÑÑÑановление ÑпÑаведливоÑÑи, а ÑолÑко беÑконеÑнÑй кÑÑг ненавиÑÑи и ÑÑÑаданий. ÐÑди Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑмеÑÑ Ð¿ÑоÑаÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга, пÑоÑвлÑÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑоÑÑ. ÐÑказаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¼ÐµÑÑи ÑаÑÑо бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñложно, но нÑжно.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐÑениÑ.
ÐÑ ÑаÑкÑÑли ÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑинениÑ, вÑÑÑÑаиваеÑе ÑаÑÑÑждение ( еÑÑÑ Ð²ÑÑÑпление и вÑвод) по заÑвленной Ñеме, пÑиводиÑе в каÑеÑÑве аÑгÑменÑов пÑимеÑÑ Ð¸Ð· лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐаÑа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð-1 1 балл. У ÐÐ°Ñ ÐµÑÑÑ ÑаÑÑÑждение по Ñеме во вÑÑÑплении,ÑÑоÑмÑлиÑован оÑновной ÑÐµÐ·Ð¸Ñ (ÐеÑÑÑ ÑовеÑÑаеÑÑÑ Ð¸Ð· ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑпÑаведливоÑÑи, ÑÑо Ñакое же пÑоÑвление зла, коÑоÑое ÑолÑко ÑÑÑгÑблÑÐµÑ ÑиÑÑаÑиÑ, « еÑÑÑ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð±Ð°Ð·Ð° -лиÑеÑаÑÑÑнÑй аÑгÑменÑ. ÐÑвод ÑÑоÑмÑлиÑован, но еÑÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкие оÑибки.
Ð-2 1 балл. ÐеÑвÑй аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ заÑÑен, Ñак как ÐÑ Ð¸Ñказили ÑодеÑжание ÑÑагменÑа Ñомана Ð.С. ÐÑÑкина: Ðнегин не мÑÑил ÐенÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¸Ð·-за завиÑÑи.ÐеÑеÑиÑайÑе пÑоизведение.
ÐÑоÑой аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð· Ñомана Ð.Ð. ТолÑÑого «Ðойна и миѻ. Ð ÑаÑÑÑждениÑÑ ÐÑ ÑклонилиÑÑ Ð¾Ñ ÑезиÑа, коÑоÑÑй надо доказÑваÑÑ ÑакÑом ÑвеÑÑивÑейÑÑ Ð¼ÐµÑÑи. Также Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ показаÑÑ ÑазÑÑÑиÑелÑнÑе поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑи на лиÑноÑÑÑ Ñого, кÑо ÐµÑ ÑовеÑÑаеÑ. ÐÑ Ð¶Ðµ пиÑеÑе о Ñом, ÑÑо нÑжно оÑказаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¼ÐµÑÑи (кнÑÐ·Ñ ÐндÑей пÑоÑÑил ÐнаÑÐ¾Ð»Ñ ÐÑÑагина).
Ð — 3 (логика и композиÑиÑ) 1 балл. Ðо еÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ вÑводÑ.
ÐÑ ÑоÑмÑлиÑÑеÑе новÑй ÑезиÑ:
меÑÑÑ â ÑÑо показаÑÐµÐ»Ñ ÑлабоÑÑи лиÑноÑÑи.
далее непонÑÑное пÑедложение:
ÐÑо Ñеловек, коÑоÑÑй не ÑпоÑобен Ñ Ð´Ð¾ÑÑоинÑÑвом пеÑенеÑÑи обидÑ.
ÑÑа ÑÑаза Ñвела ÐÐ°Ñ Ð² ÑаÑÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ ÑÑаÑÑливом Ñеловеке:
ÐÑÑиÑелÑнÑй Ñеловек не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо меÑÑÑ â ÑÑо не воÑÑÑановление ÑпÑаведливоÑÑи, а ÑолÑко беÑконеÑнÑй кÑÑг ненавиÑÑи и ÑÑÑаданий.
ÐÑÐµÐ½Ñ Ñ Ð¾ÑоÑÐ°Ñ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо меÑÑÑ — ÑÑо беÑконеÑнÑй кÑÑг ненавиÑÑи и ÑÑÑаданий, но именно на оÑновании аÑгÑменÑов ÐÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑделаÑÑ Ñакой вÑвод. ÐÐ¾Ñ Ð¸ покажиÑе ÑеÑез аÑгÑменÑÑ, ÑÑо меÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑавлÑÐµÑ ÑÑÑадаÑÑ Ð²ÑÐµÑ .
Ð-4 1 балл. Ð ÑабоÑе еÑÑÑ ÑледÑÑÑие ÑеÑевÑе оÑибки:
Ðнегин знал, ÑÑо победиÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо бÑл ÑÑаÑÑе и опÑÑнее ÐенÑкого. Ðина в его гибели Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° нÑм.
Ðн — полÑÑаеÑÑÑ, ÑÑо ÐенÑкий.
Ðнегин знал, ÑÑо победиÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо бÑл ÑÑаÑÑе и опÑÑнее ÐенÑкого. Ðина в его гибели Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° нÑм.
Уже не понÑÑÑ ÐºÑо еÑÑÑ ÐºÑо. ÐÑо ÐÐ?
РадоÑÑно, ÑÑо оÑÑогÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ , пÑнкÑÑаÑионнÑÑ Ð¸ гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок неÑ.
ÐÑе ÑекомендÑÑ ÑвелиÑиÑÑ Ð¾Ð±Ñем Ñлов в ÑоÑинении до 350. Ð ÑиÑайÑе внимаÑелÑно клаÑÑикÑ. Я оÑÐµÐ½Ñ ÑдивилаÑÑ ÐаÑей ÑÑакÑовке Ñомана «Ðвгений Ðнегин».
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 1; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 5 ÐаÑÑÑ