Три товарища аргументы к итоговому сочинению

Направление разум и чувства. аргументы и тезисы к итоговому сочинению предлагаем вашему вниманию возможные формулировки тезисов по направлению разум и

НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВА». АРГУМЕНТЫ И ТЕЗИСЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

Предлагаем вашему вниманию возможные формулировки тезисов по направлению «Разум и чувства» и произведения — аргументы к ним. Эти материалы могут стать основой сочинения на любую тему в рамках данного направления. Остается только выбрать подходящие к конкретной теме, предложенной на экзамене.
«ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.
Порой возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие. Помогая кому-то, порой приходится нарушать правила. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка.
Многие писатели обращались к теме чести. Так, Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры. Лидия Михайловна пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителем и учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые» оказываются важнее разумных норм.
Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что порой неразумные, продиктованные чувством милосердия, поступки могут помочь человеку.
В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о мальчике Борьке, который приезжает на каникулы к бабушке. Старушка часто видит во сне кошмары военного времени, и это заставляет ее кричать по ночам. Мать дает герою разумный совет: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали». Борька так и собирается поступить, но происходит неожиданное: «сердце мальчика облилось жалостью и болью», едва он услышал стоны бабушки. Он уже не может следовать разумному совету, им властвует чувство сострадания. Борька успокаивает бабушку до тех пор, пока она не засыпает спокойно. Он готов делать это каждую ночь, чтобы к ней пришло исцеление. Автор хочет донести до нас мысль о необходимости прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами.
НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ, ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ, МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.
Порой случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими.
Обратимся к В рассказе А.Масс «Ловушка» описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» — вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.
РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.
Должен ли человек всегда прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. Иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям.
Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело болен, пришел в аптеку. Ему не хватило нескольких копеек для покупки так необходимого ему лекарства. Провизор мог бы руководствоваться чувством сострадания и помочь больному, но не сделал этого. Он поступил, казалось бы, разумно, по правилам: нельзя отдавать товар, если за него не заплатили. Но к чему привело это решение? Свойкин вернулся домой за деньгами и потерял сознание, возможно, он даже умрет, так и не получив помощи. Мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру, порой они имеют весьма трагические последствия.
Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой случайно узнает о существовании бывшей жены отца и о ее беде. Когда-то ее покинул муж, и это стало тяжелым ударом для женщины. Но теперь ее ожидает куда более страшное испытание. Приемный сын решил оставить ее. Он нашел своих биологических родителей и выбрал их. Шурик не хочет даже попрощаться с Ниной Георгиевной, хотя она воспитывала его с самого детства. Уходя, он забирает все свои вещи. Он руководствуется, разумными, казалось бы, соображениями: не хочет расстраивать приемную мать прощанием, считает, что его вещи будут только напоминать ей о ее горе. Он осознает, что ей тяжело, но разумным считает жить с недавно обретенными родителями. Алексин подчеркивает, что своими поступками, столь обдуманными и взвешенными, Шурик наносит жестокий удар женщине, которая его беззаветно любит, причиняет ей невыразимую боль. Писатель подводит нас к мысли, что порой разумные поступки могут стать причиной горя.
Обратимся к повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин. Когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща. Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины — тещи. В конце концов, уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка. К чему же это приводит? Отец Толика чувствует себя глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто страшно человеку, будто раненный он смертельно». Если раньше им владело светлое чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтает он. Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.
РАЗУМ И ЧУВСТВА .ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА
Чувства или разум? В некоторых ситуациях нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации.
Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность, однако обрекает и себя, и возлюбленного на страдания. Могли бы герои обрести счастье, прими она другое решение? Едва ли. Русская пословица гласит: «На несчастье другого своего счастья не построишь». Трагедия судьбы героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию.
Обратимся к произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Писатель показывает, перед каким выбором оказался один из героев, Андрий. С одной стороны, им владеет чувство любви к прекрасной полячке, с другой — он казак, один из тех, кто осадил город. Возлюбленная понимает, что им с Андрием нельзя быть вместе: «И знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе». Но чувства Андрия берут верх над всеми доводами рассудка. Он выбирает любовь, во имя нее он готов предать родину и семью: «А что мне отец, товарищи и отчизна. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Писатель показывает, что прекрасное чувство любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается против казаков, среди которых его брат и отец. С другой стороны, мог ли он оставить возлюбленную умирать от голода в осажденном городе, быть может, стать жертвой жестокости казаков в случае его захвата? Мы видим, что в этой ситуации едва ли возможен правильный выбор, любой путь ведет к трагическим последствиям.
«УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УМЕТЬ СОВЛАДАТЬ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.
Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», такие, как сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные, то нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума.
Так, в рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Разумные доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.

Автор:
Самый Зелёный
·

Сила духа — это способность человека достойно преодолевать трудности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам аргументы из литературы и из жизни для сочинения 9.3 на тему: Сила духа. Приятного просвещения!

Из литературы

Примеры из литературы для сочинения 9.3 на тему «Сила духа» всегда дадут основу для рассуждения:

  1. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Главный герой рассказа отличается силой духа, ведь совершает храбрые поступки и рискует собой ради спасения Родины. Андрей, как и большинство из нас, не хотел воевать, не любил оружия, но когда долг перед отечеством позвал его на передовую, он пошел в рядах добровольцев. Соколов отважно воевал, но в состоянии контузии был взят в плен. Даже невыносимые условия лагерной жизни не сломили его. Он все выдержал, чтобы отстоять свою страну. Эти подвиги — наглядная демонстрация силы духа.
  2. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Сила духа человека проявляется в самых разных ситуациях. Например, Татьяна Ларина проявила это качество, когда поставила семью выше своих потребностей. Она отказала Евгению, чтобы сохранить верность мужу. «Но я другому отдана и буду век ему верна» — в этих словах ощущается напряжение воли. Героиня выиграла борьбу с самой собой, оставшись принципиальной и стойкой женщиной, несмотря на все соблазны.
  3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Сила духа — это качество, которое необходимо человеку, чтобы остаться самим собой. В этом мы убеждаемся, глядя на Петра Гринева. Сохраняя верность своим принципам, он был вынужден напрячь волю и проявить смелость, упорство, решительность. Так, он даже под угрозой смертной казни не нарушил присягу и не переметнулся в стан врага. Выдержать такое давление и сделать нравственный выбор может только тот, кто обладает силой духа.
  4. А.П. Чехов, «Размазня». Для чего человеку нужна сила духа? На этот вопрос весьма красноречиво ответил Чехов в рассказе «Размазня». Главная героиня не может защитить свои законные права и потребовать заработанные деньги от начальника. А он нарочно пользуется ее бессловесностью и беззащитностью, все больше и больше обкрадывая гувернантку. В финале оказалось, что он всего лишь проверял Юлию и учил ее жизни. Он убедил ее, что нельзя вести себя так. Бессилие духа приводит личность к рабской зависимости от окружающих.
  5. И.А. Бунин, «Лапти». Сила духа проявляется в подвигах, за которые люди, богатые духовно, когда не требуют награды и признания. Именно таким был Нефед. Чтобы поддержать больного мальчика и принести ему красные лапти, о которых он так просил в бреду, слуга отправляется в город, когда на дворе свирепствует вьюга. Герой так и не вернулся из того пути. Его поступок свидетельствует о колоссальной внутренней силе, которая заслуживает уважения.
  6. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Героини повести отличаются силой духа, ведь они пожертвовали собой ради спасения Родины. Женя, Рита, Соня, Галя и Лиза отправились на передовую, чтобы защитить родные края. Каждая из них понимала, что идет на риск, что может и не вернуться. Но девушки ставили патриотизм выше страха за собственную жизнь. Их выбор требует стойкости и волевого напряжения, которые и представляют собой силу духа.

Из жизни

Примеры из жизни для сочинения 9.3 тоже помогут в написании работы.

  1. Пример из личного опыта. Моя подруга проявила силу духа, когда ей пришлось взять на себя все заботы о маленьком брате. Мама попала в больницу, а папа не мог уйти с работы, и девочка сама стала опекать малыша: стирать, убирать, готовить, ухаживать за ним. При этом она не забрасывала учебу и успевала делать все. Вот такое волевое поведение в сложной ситуации я и считаю проявлением силы духа.
  2. Пример из кино. В фильме Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь: Посланник тьмы» (2021 года) силу духа проявил Иван, когда боролся с тьмой внутри себя. Соблазн был велик: зло обещало ему власть и почет. Но Иван искоренил его в себе и поставил общие интересы выше эгоистических. Он одолел свои страхи и пороки, чтобы нести в мир только свет. Ради всеобщего блага он рискнул всем, что у него было. И в результате одержал верх над собой. Для этой борьбы он мобилизовал все силы.
  3. Пример из истории. Сила духа была главным качеством Михаила Ломоносова (1711 г., — 1765 г). Обычный крестьянский мальчик преодолел огромный путь, чтобы добраться до университета. Ему пришлось многому научиться, многое побороть, многих убедить, дабы стать ученым с мировым именем. Никто не помогал ему, никто не прокладывал ему дорогу к научной карьере. Он сам всего добился, а это невозможно без внутреннего стержня.
  4. Пример из СМИ. Я читал историю становления Коко Шанель (1883 г. — 1971 г.) и ее знаменитого на весь мир бренда. Ей пришлось многое пережить и вынести, чтобы создать свою модную империю. Сначала ее новаторство никто не принимал и не мог оценить. Но настойчивость, решимость и волевой характер не дали Шанель сдаться и опустить руки. Она боролась за свое место под солнцем и одержала верх, вновь и вновь улучшая свои коллекции и выслушивая критику. Сила духа помогла ей добиться успеха и признания.
  5. Пример из личного опыта. Мой друг обладает силой духа, ведь идет к своей цели, преодолевая лень, трудности и новые рубежи. Он мечтает стать музыкантом и упорно учится, чтобы создавать нечто уникальное и востребованное. Днями напролет он изучает новые программы, инструменты, звуковые эффекты. Он часто жертвует досугом и отдыхом, чтобы успеть больше. Его заразительная целеустремленность вдохновляет окружающих и меня в том числе. Я считаю, что его отношение к делу — это лучшая демонстрация силы духа.
  6. Пример из истории. Весьма поучительным является для нас пример советского летчика Г.Ф. Гастелло. Этот человек отличался настойчивостью и решительностью в бою. Он служил летчиком на трех войнах и всегда успешно выполнял задания. Железная воля пилота подчиняла себе машину и обстоятельства. Его последний бой закончился огненным тараном, когда летчик направил подбитый самолет прямо на вражеские эшелоны с оружием. Этот подвиг говорит о незаурядной силе духа, которой можно гордиться.

Метки: 9 классаргумент из жизниаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из жизнипример из литературысила духасочинение 9.3

Читайте также:

Аргументы к сочинению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей.

Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.

Вместе с горьким и униженным настоящим она отрицала всё то, чем восхищалась в прошлом: искусство, эстетику, религию…

«Отрицание прежнего» из моды стало лозунгом эпохи. Тургенев дал этому явлению название — нигилизм. Нигилизм вошёл в русский язык вместе с первым нигилистом, главным героем романа «Отцы и дети» Евгением Базаровым.

Базаров проповедует материалистическое мировоззрение, отрицает мораль, дворянскую культуру, идеалистическую философию. искусство, религию.

Главным оппонентом Базарова (представителя «детей») становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов (представитель»отцов»). Взгляды Базарова оказываются сильным шоком для поколения «отцов». Они не могут победить Базарова доказательной логикой, превосходством в знаниях. Однако они берут не умением, а числом: их много, а Базаров одинок.

По сути все Кирсановы — «отцы», их целый клан, в борьбе с которым одиночка Базаров обречён. В людях из народа Базаров тоже не видит помощников. Мужик пока ещё слишком тёмен: его не понять, да и сам он себя не понимает. А Базаров для него — ещё один барин, да ещё и с причудами: лягушек, например, режет…

Историческая обречённость Базарова, в которой был убеждён Тургенев, повлекла за собой неожиданную и нелепую гибель героя.

Проблема отцов и детей

(в прямом значении этого выражения).

Евгений Базаров не ценит любовь родителей. Матушка даже побаивается его серьёзности, а отец после разговоров с сыном испытывает свою несостоятельность, отсталость, ненужность. Базаров не стыдится того, что его дед землю пахал. Отец гордится достижениями сына. Они с матерью любят сына, однако душевного отклика не получают.

Базаров борется со своими чувствами (таков его жизненный принцип — поступать всегда рационально), отрицает всякую привязанность, любовь, главное для него — «не рассыропиться».

Проблема испытания героя любовью.

«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»

Его неприличное ухаживание за Фенечкой закончилось дуэлью с Павлом Петровичем. Не могла заинтересовать Базарова и эмансипированная женщина Авдотья Кукшина. Зато Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. «В разговорах с ней он ещё больше прежнего высказывал своё презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе».

Одинцова позволила Базарову открыть нечто новое в самом себе, новые чувства, новое отношение к женщине. Их союзу не суждено было состояться, но самой своей влюблённостью Базаров был реабилитирован в глазах Тургенева! Его Базаров вовсе не был циничным декламатором необычных идей: у него была душа, он наполнен любви, он показан человеком, достойным самых высоких чувств.

Источник: https://11ege.ru/argumenty-k-sochineniyu-romana-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti/index.html

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В исторической повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» проблема отцов и детей заканчивается трагедией. Это показывает, насколько серьезен конфликт поколений, которые смотрят по-разному на мир.

Главный герой – преданный отчизне казак Тарас. В сыновьях он хочет видеть свое продолжение, поэтому воспитывает их строго, в соответствии с законами Запорожской Сечи. Семейная тема усугублена тем, что события разворачиваются во время сложного военного времени. Гоголь показал нам истинного патриота – Тараса Бульбу, который предан Родине и того же ждет от детей.

Однако младший сын Андрий отличается от отца и брата, у него другие нравственные ценности. Этого не может принять отец, для которого общие интересы товарищества важнее даже родственных отношений. Андрий был изначально другим – его душа тянулась к романтике, ему чужда была война. Но отец не хотел видеть особенность характера сына и старался «обтесать» его по своим убеждениям. Он называл «маменькиным мазунчиком» Андрия, но надеялся, что жизнь на Запорожской Сечи изменит его. Возможно, это и было ошибкой отца. Нежелание понять сына приводит к конфликту интересов. Андрий остается верным себе, и когда влюбляется в прекрасную полячку, то с головой отдается этому чувству. И с этого момента он становится для бывших товарищей врагом.

Тарас Бульба чувствует ответственность за поступки сына, ведь это он его «породил». И принимает страшное решение – погубить то, что сам породил. Так он пытается исправить свою «ошибку». Этот поступок Тараса очень противоречивый и вызывает споры у читателей уже не одно поколение. С одной стороны — главный герой поступает как настоящий патриот, который в военное время верен только Отчизне. А с другой стороны — он жестокий отец, который не нашел другого выхода, кроме, как убить собственное дитя.

Можно ли было избежать событий, которые привели к трагическому финалу повести? Идея автора, конечно же, понятна: он хотел показать, что в суровые времена важнее гражданские интересы, а не семейные. Главный герой в первую очередь не отец, а защитник своей страны. Но можно ли говорить о настоящей защите страны, когда человек не смог уберечь собственную маленькую ячейку этой же страны?

В их семье отчетливо виден конфликт поколений в различие мировоззрения. Тарас Бульба не хочет этого видеть, а просто хочет исправить «неправильного» сына. Как мы видим, строгость в воспитании и навязывание своего мнения не дало хорошего результата. Но если бы Тарас попытался увидеть Андрия настоящим, понять его, возможно, конец был бы другим.

Аргументы по направлению «Отцы и дети»

Сборник аргументов из литературы по направлению «Отцы и дети» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

Тезисы по направлению «Отцы и дети»

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Разбор аргументов «Отцы и дети» по повести В. Быкова «Журавлиный крик»

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом.

Представители старшего поколения остаются верны общепринятым нравам. Конфликт взглядов завершается дуэлью между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Аркадий отказывается от нигилистических учений Базарова, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Своих сыновей, Остапа и Андрия, вернувшихся с учебы в Киеве, отец Тарас Бульба видит в будущем настоящими запорожскими казаками и везет их в сечь. Оттуда они отправляются на войну с поляками, где отличаются удалью и отважностью.

Тарас гордится сыновьями и пророчит им успешное будущее атаманов. Но Андрий, в отличие от Остапа, не оправдывает надежд (влюбляется в полячку), и отец убивает его за предательство. Остап самоотверженно сражается в бою с поляками и попадает в плен, где после публично казнен на глазах отца.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» проявилось в резкой противоположности ценностей и идеалов двух поколений.

На смену фамусовскому обществу с его привычкой унижаться перед власть имущими ради получения выгод, с его пренебрежением к истинному образованию, с его поклонением перед западом и духовной пустотой приходит новая эпоха, представителем которой является Чацкий. Эта эпоха несет в себе другие идеалы: отвергаются бесчеловечные принципы крепостного права, ценится «служение делу, а не лицам», высшей ценностью признаются наука и искусство.

Таким образом, мы видим, что конфликт «отцов» и «детей» неизбежен, потому что на разные поколения оказывают влияние конкретные исторические события, поэтому формируются часто противоположные жизненные взгляды у, казалось бы, близких людей.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Отправляя в Оренбург на службу сына Петра, Андрей Петрович Гринев дает напутствие 17-летнему юноше: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Молодой человек делает эти слова своим главным жизненным ориентиром и даже в грозящих ему смертью ситуациях не теряет своего достоинства. Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной. Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которую обманом увез молодой гусар Минский. Старик пошел за дочерью в Петербург, но встреча его сильно огорчила.

Богато разодетая дочь, увидев своего отца, упала в обморок, а зять вытолкал его за порог. Вернувшись домой, старик от тоски скоропостижно умер. Позже рассказчику стало известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.

К. Г. Паустовский. «Телеграмма»

Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не приезжала навестить мать в село Заборье. Даже когда женщина написала, что в последнее время ослабла и не доживет до весны, Настя предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на письмо.

Только после получения телеграммы с сообщением о тяжелом состоянии матери, Настя задумалась от том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит, и отправилась в Заборье. Живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела.

С. А. Есенин. «Письмо матери»

В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом.

И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека. Несмотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность.

Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки. Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.

А. Н. Островский «Гроза»

Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену.

Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой. После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.

А. Алексин «Раздел имущества»

В повести описывается неблагодарное и потребительское отношение детей к родителям. Анисия Ивановна, отказавшись от любимого дела, вызвалась помогать невестке и сыну ухаживать за их дочерью Верой, перенесшей тяжелую родовую травму, и выходила девочку.

Внучка сильно привязалась к бабушке и даже стала называть ее мамой, что вызвало недовольство у родной матери. Это послужило причиной конфликта – семья обратилась в суд по разделу имущества. В результате Анисия Ивановка уезжает в деревню, а с Верочкой случается серьезный приступ.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы.

Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей. Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь, и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе.

Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу. В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.

М. Цветаева «Бабушке»

Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот, поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Пагубное влияние родителей на детей прослеживается в характере Чичикова, который с рождения был приучен его отцом ко лжи, лицемерию и продажности. Даже товарищ называл его «христопродавец», потому что тот за определенную цену мог продать любого.

А.С. Пушкин «Дубровский»

Об отношениях отцов и детей говорит Александр Пушкин во многих произведениях, в том числе и книге «Дубровский».

Острый конфликт возникает в доме Троекуровых. Отец – властная и беспринципная личность. Для него люди – пешки в его игре, даже собственная дочь Маша, которую он хочет выдать замуж за богатого, но старого мужчину. Богач Верейский никак не привлекал юную девушку, поэтому она молила отца пощадить ее. Свое сердце героиня уже отдала другому человеку – Дубровскому. Но о замужестве с ним отец не хотел и слышать. А чтобы дочь не сбежала с возлюбленным, запер ее дома до свадьбы с Верейским. Маша делает еще одну попытку исправить положение – отправляет письмо жениху с просьбой отменить свадьбу, но становится только хуже. Отец и Верейский переносят дату свадьбы, о чем не знает Владимир Дубровский. Когда он прибыл к ним, Маша уже стала женой Верейского. И теперь моральные принципы не дают ей сбежать с возлюбленным. Она подчиняется отцу, но вряд ли когда-то сможет его простить. Противостояние отцов и детей часто приводит к сломанным жизням.

Однако не всегда между поколениями рождается острый конфликт, часто наоборот между ними тесная связь. Например, Владимир Дубровский и его отец хорошо понимали друг друга. Герои нравственно похожи: честные, благородные, не терпящие подхалимства люди. У Дубровского-старшего возникает конфликт интересов с Троекуровым. Однако он не пытается задобрить его, а наоборот держится с ним наравне, чего почти никто себе не позволял. Но оскорбления и нападки таки укоротили жизнь Дубровскому. Его сын Владимир вырос таким же, как он – смелым и справедливым. И поэтому он хочет отомстить за отца, но делает это своим способом. Все усложняется, когда Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Марию. Он видит, что девушка не такая, как ее отец, что она – добрая и порядочная личность. Однако их любовь оборачивается трагедией из-за амбиций господина Троекурова. Как видим, отношения отцов и детей бывают очень разными. Все зависит от их способности понимать друг друга, от того, подают ли отцы хороший пример и умеют ли дети ценить его.

В произведении «Дубровский» мы видим две семьи с разными подходами к воспитанию. Троекуров воспитывал дочь в полном подчинении себе, не считал ее личность, а скорее вещью, которую можно выгодно «продать». Но, на удивление, она не стала копией отца, а выросла порядочным человеком. Возможно, иногда негативный пример оказывает обратное воздействие. А Дубровский воспитывал сына благонравно — и он вырос хорошим человеком, любящим своего отца и хотел стать похожим на него, в отличие от Маши, которая не могла равняться на отца.

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.

О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:

  • Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.
    (Фалес)
  • Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.
    (Ф. Шиллер)
  • Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим.
    (И. Гете)
  • Каждому возрасту присущи свои особенности.
    (М. Цицерон)
  • Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит.
    (Менандр)

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению

. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • В чем заключается конфликт между поколениями?
  • Почему разные поколения не понимают друг друга?
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  • Почему конфликт отцов и детей вечен?
  • Почему отцы всегда поучают детей?
  • Почему нужно уважать старших?
  • К чему ведет конфликт отцов и детей?
  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  • Что такое преемственность поколений?
  • Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  • Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведений по направлению «Отцы и дети»

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
  • И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
  • Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”;
  • Б. Васильев “Завтра была война”.

Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»

Произведение На что обратить внимание
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга.
И. Гончаров «Обломов» Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения.
А.Н. Островский «Гроза» Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
Л.Н. Толстой «Война и мир» Семья Ростовых — идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: -Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова — вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение.Противоположный пример — Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти.
К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.
Р. Брэдбери «Вельд» Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показано, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Источник: https://examer.ru/ege/2020/itogovoe-sochinenie/otcy_i_deti

Аргументы к сочинению по проблеме взаимоотношения отцов и детей

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке.

Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину.

Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно.

Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки.

Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» продемонстрировано зарождение борьбы старого и нового. Главная героиня Катерина как представитель нового вступает в конфликт с городом Калиновым, живущим в соответствии со старыми общественными предрассудками.

Яркими представителями старого мира являются Кабаниха и Дикой. Они привыкли к тому, что все окружающие люди уважают их и подчиняются им. Тирания и деспотизм – основные черты Кабанихи и Дикого. А. Н. Островский показывает, что Кабаниха и Дикой стремятся держать жизнь своих близких и всего города Калинова под контролем, потому что они осознают, что их время скоро пройдет. Самодуры боятся лишиться того, что у них есть, они боятся лишиться традиций патриархального строя, потому что понимают, что в новом мире они будут занимать не царствующее место. К сожалению, не готовые к положительным переменам и борющиеся против общественных изменений люди, подобные Кабанихе и Дикому, существуют и в современности.

Правильнее сказать, что с образом Катерины связана не борьба старого и нового, а зарождение борьбы старого и нового. Катерина вступает в конфликт с «темным царством», которое негативно относится к общественным преобразованиям, но долгое время мирится с «жестокими нравами» Калинова и подчиняется домостроевским традициям. Катерина выступает за свободу и искреннюю любовь, но она не может вести явный бунт против общества.

Особенностью конфликта между Катериной и «темным царством» является даже не то, что главными в обществе являются люди, подобные Кабанихе и Дикому, а то, что все окружающие этих самодуров люди мирятся с царствующими несправедливостями. Так бывает и в современности: многие люди ведут себя смиренно, терпя по отношению к себе различные притеснения.

Поступки Катерины и в особенности ее самоубийство всколыхнуло привыкший к статичности город Калинов. Главной героине удалось показать жителям Калинова, что в доме Кабанихи не все так гладко, как она привыкла всем рассказывать. То, что всегда смиренный и подчиняемый своей матери Тихон обвиняет Кабаниху в гибели Катерины, говорит о приближающихся общественных изменениях. А.Н. Островский выражает актуальную во все времена мысль: смирение с общественными несправедливостями никогда не сделает жизнь лучше, изменения начнутся лишь тогда, когда о них кто-нибудь заговорит.

«Отцы и дети». Небанальные аргументы к итоговому сочинению

Данное направление обращено к проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта проблема волнует и классицистов, и современных писателей, недаром она относится к категории «вечных». Конфликт Базарова и Чацкого с обществом «отцов» — первое, что приходит в голову. Но разнообразие примеров в литературе гораздо шире и интереснее.

Рэй Брэдбери «Вельд»

Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере могут осознать последствия своей опеки.

В данном рассказе показано, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, в которой отражались все воображаемые миры, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Мать потакала своему чаду, не решавшись проявить твердость.

В итоге, когда родители всё же задумали поставить точку и ограничить нахождение в комнате, они столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Евгений Гришковец «Дарвин»

Мальчик, выросший в семье биологов, мечтал походить на своих бабушку и дедушку. Даже его первыми словами были биологические термины, вместо «мама» и «папа». И вот, когда в юношеском возрасте встал вопрос о поступлении, молодой человек не находит среди студентов и преподавателей биофака родственную душу. Это люди ему не близки.

Зато профессор Дарвин, преподающий на филфаке настолько заворожил абитуриента, что решение о выборе факультета не заставило себя долго ждать. Наперекор всем ожиданиям он выбирает для себя не ту профессию, которую пророчила ему вся семья. Преемственность поколений — это очень важно. Но ещё важнее следовать зову своего сердца и выбирать тот путь, который оно указывает.

И. А. Бунин «Красавица»

Безусловно, отношение родителей оказывает на детей огромное влияние. Из этого формируется его характер и самооценка и мировоззрение. В рассказе Бунина описана ситуация, когда мачеха не принимает своего пасынка, а его родной отец идет у супруги на поводу. Все делают вид, что ребенка в доме вовсе не существует.

Из живого, милого мальчика он превращается в забитого и испуганного. Его жизнь стала «неслышной, незаметной и одинаковой изо дня в день». Вряд ли он превратится в счастливого человека с сердцем, наполненным любовью. Вряд ли он будет испытывать к родному отцу теплые чувства. Но очень хочется надеяться, что вера в добро, любовь и справедливость не угаснет в нем до конца.

А. Куприн «Синяя звезда»

В произведении Куприна рассказывается о необычайном народе, где каждый очень красив, умен, свободен и счастлив. Но однажды родилась некрасивая принцесса, что невероятно огорчило её родителей и всех жителей страны. Королева приказала избавиться от всех зеркал, дабы уберечь дочь от разочарований.

Принцесса Эрна обладала недюжинным умом и прекрасным характером, но этого ее родителям было недостаточно. Но Эрне было суждено полюбить чужеземца, для которого она была самым прекрасным «божеством». Когда у них родилась такая же уродливая дочь, на удивление для самих себя она не показалась им некрасивой. Это была самая прекрасная девочка в глазах любящих родителей. Своих детей любят вовсе не за внешние качества. Гораздо важнее то, чего глазами не увидишь.

Григорий Горин «Ёжик»

Взрослея, мы часто забываем, что в мире есть не только погоня за материальным, что удовольствие можно получить не только за деньги и что радоваться можно и простым вещам.

Когда восьмилетний герой рассказа Григория Горина принес домой ежа, которого обменял на призовой лотерейный билет, отец не просто огорчился, он был готов любыми судьбами вернуть свой билет, только бы получить приз, который казался важнее ежа. После неудавшейся попытки ему вдруг стало грустно.

И не от того, что билет оказался просрочен. «Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.»

Источник: https://egeturbo.ru/blog/ege/2019/rus/otcy_i_deti_argumenty

Автор:
Самый Зелёный
·

Воспитание – это сложный процесс, направленный на приобретение личностью необходимых знаний. Я считаю, что оно играют важную роль в жизни человека. Именно благодаря получению информации, наставлений, примера от родителей человек формирует свои убеждения и моральные ценности. Воспитание помогает личности сопоставлять своё поведение с принятыми в обществе правилами, уважительно относиться к людям. Это нравственное понятие знакомо каждому, но довольно сложно дать ему точное определение и привести подходящие аргументы. Многомудрый Литрекон уже спешит к Вам на помощь в этом нелёгком деле! Мы подготовили 10 аргументов, которые Вы 100% используете в своём сочинении 9.3! Приятного просвещения!

  1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» касается темы воспитания. Перед отъездом в Белгородскую крепость главный герой произведения — Пётр Гринёв — получил наставление от отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Он всегда следовал отцовскому наказу. Во время службы в крепости Пётр Гринёв вызвал на дуэль Швабрина, который оскорбил честь Маши Мироновой, возлюбленной Петра. Позже он отказался от предложения Пугачёва сражаться на его стороне, хотя и понимал, что это решение может стоить ему жизни. Пётр всегда поступал честно, он был верен своей Родине. Именно воспитание отца повлияло на поведение Гринёва, помогло Петру сформировать его собственные нравственные ценности и убеждения.
  2. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Н. В. Гоголь в произведении «Мёртвые души» касается темы воспитания. Главной жизненной целью Павла Ивановича Чичикова было получение капитала. Его так наставил отец, который призывал сына беречь копейку и считать это важнейшим приоритетом в жизни. Чичиков с детства не отличался выдающимися знаниями по школьным предметам, но знал, как угодить любому человеку. Умению находить подход к людям помогло Чичикову удачно окончить гимназию, несколько раз устроиться на работу и продвинуться по службе. Но как только Чичиков начинал добиваться успеха в своей деятельности, он терял всё, что имел, потому что хотел не реализовать свой талант, а заработать деньги обманом и мошенничеством. Несмотря на все неудачи, он не сдавался и придумывал новые способы заработка и продолжал двигаться к цели. Наставление отца определило приоритеты героя и его судьбу.
  3. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин в произведении «Евгений Онегин» касается темы воспитания. Татьяна Ларина, главная героиня произведения, не отличалась внешней красотой, но обладала богатым внутренним миром. Ее воспитанием занималась няня, которая привила девушке любовь к народным преданиям, обычаям, сказкам. Возможно, именно поэтому героиня полюбила читать романы и мечтала испытать те же чувства, что и персонажи её любимых произведений. В воспитании девушки существенную роль сыграла именно литература, книги показали Татьяне настоящую любовь, искренние и глубокие чувства людей. Они помогли девушке определить её собственные жизненные ценности и приоритеты, которые повлияли на поведение героини, её решения и поступки.
  4. А. Н. Островский «Бесприданница». А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» касается темы воспитания. В главную героиню произведения – Ларису Огудалову — влюблены все гости, посещающие дом, но никто не хотел брать в жёны невесту без приданного. Мама Ларисы, Харита Игнатьевна, хитрая женщина, она говорила дочери, что небогатым людям всегда необходимо хитрить, лгать и льстить, чтобы добиться счастья. Поэтому Харита Игнатьевна заставляла девушку улыбаться гостям и занимать их интересными разговорами, даже когда та была сильно огорчена. Именно так Харита Игнатьевна воспитывала дочь, но Лариса была доброй, невероятно искренней девушкой, она не могла скрывать свои настоящие чувства. Наказы матери не повлияли на личность дочери, она самостоятельно сформировала свои убеждения, ценности и принципы, отличающиеся от тех, которые были приняты в обществе, где все считали Ларису вещью, которую можно продать и приобрести.
  5. А. Н. Островский «Гроза». А. Н. Островский в произведении «Гроза» затрагивает тему воспитания. Марфа Игнатьевна Кабанова — властная женщина, выступавшая в качестве главы семьи. Она постоянно занималась воспитанием своего сына, Тихона. Молодой человек беспрекословно исполнял всё, о чём его просила мать. Он был нерешительным, неспособным к самостоятельным поступкам, ему не хватало смелости, чтобы защитить от матери себя и любимую жену. Воспитание Марфы Игнатьевны оказали серьёзное влияние на поведение сына, но вместо того, чтобы сформировать в нём те качества, которые она считала необходимыми для мужчины, в нём развилась лишь способность безоговорочно подчиняться, Тихон не был способен никому противостоять. Он не смог самостоятельно сформировать свои убеждения, нравственные принципы, его личность была уничтожена давлением матери.
  6. А. С. Грибоедов «Горе от ума». А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» касается темы воспитания. Алексей Степанович Молчалин получил от отца наставление: «Угождать всем людям без изъятья». Он следовал этому принципу в течение всей своей жизни. Благодаря умению найти правильный подход к любому он уже работал секретарём у Фамусова, жил в его доме. Софья была влюблена в молодого человека, она с лёгкостью могла наделить его теми качествами, которыми хотела, ведь он был всегда с ней согласен. Алексей считал, что лишь лестью и подхалимством можно добиться успеха. Существенное влияние на формирование личности Молчалина оказали именно слова отца, они определили убеждения, жизненные цели и приоритеты молодого человека.
  7. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Тема воспитания затрагивается в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка, один из главных героев произведения, отличается невежеством, ленью и грубостью. «Вот злонравия достойные плоды!» — таков приговор автора. Мать Митрофана, госпожа Простакова считает, что знания и вовсе не имеют никакого значения для сына, ведь и она не имеет образования. Она заботилась лишь о том, чтобы Митрофанушка был сыт и выгодно женился. Ей не удалось привить сыну даже любовь к семье, именно поэтому в конце произведения Митрофан с лёгкостью отворачивается от матери, не желая её слушать. Простакова совершенно не занималась воспитанием сына, Митрофан вырос глупым, ленивым и грубым человеком. Он не обладал теми нравственными качествами, убеждениями и принципами, которые были необходимы для нормальных взаимоотношений с другими людьми.
  8. И. А. Гончаров «Обломов». В романе «Обломов» И. А. Гончаров затрагивает тему воспитания. В детстве Илья Ильич жил в Обломовке, мама и няня всегда следили за ним, они старались не отпускать мальчика далеко от дома, боялись, что ребёнок может простудиться и куда-нибудь упадёт. Илья Ильич учился в пансионе у Штольца, поэтому ему приходилось в начале каждой недели уезжать, но родителям не хотелось надолго расставаться с сыном, поэтому они с лёгкостью придумывали оправдания для того, чтобы Илья не поехал на учёбу. Его отец никогда не решал проблемы своевременно, он не починил мост, пока один из слуг не провалился в воду. Все особенности своего поведения и характера Обломов перенял от родителей, они повлияли на его убеждения, нравственные ценности. Илья Ильич Обломов, как и его родители, всегда откладывал важные дела на любой другой день. Воспитание играет важную роль в жизни каждого человека. Оно влияет на его личность, понимание смысла собственной жизни. В детстве он видит определённое поведение взрослых, и, вырастая, его повторяет.
  9. Г. Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД». В повести Г. Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» затрагивается тема воспитания. Главными героями произведения являются воспитанника ШКИД, школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского. Учениками являются подростки, успевшие стать настоящими хулиганами, ворами, беспризорниками. Главной задачей учебного заведения является не просто приютить детей, а привить им навыки общения, выпустить в мир полноценными гражданами, способными вести нормальную социальную жизнь. Во время обучения дети создали настоящую Республику, придумали гимн, выпускали газету. Учителя старались поддерживать детей и помочь им. Прошло несколько лет после окончания учёбы, и несколько воспитанников встретились. Оказалось, что все ребята стали комсомольцами и активистами, кто-то один работал помощником режиссёра, как и мечтал, другой был военным. Перед школой стояла невероятно сложная задача – перевоспитать детей, им удалось успешно справиться с ней. Педагоги смогли показать, что является настоящей дружбой, любовью, честью, и ребята смогли стать настоящими людьми. Воспитание играет важную роль в жизни человека, оно определяет своеобразие его поведения, нравственные качества и ценности. Важно, чтобы ребёнку с детства были привиты общезначимые черты характера, такие как доброта, честность.
  10. Л. Н. Толстой «Война и мир». Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» затрагивает тему воспитания. Обучением и воспитанием Марьи занимался отец, Николай Болконский. Он был строгим, серьёзным человеком, привыкшим к военной дисциплине. Он постоянно кричал на дочь, ругал её, заставлял ее изучать геометрию и другие предметы, хотя видел, что Марье все это неинтересно. Но он по-настоящему её любил, поэтому хотел вложить в ее голову побольше знаний. Несмотря на всю суровость, в которой Мария Болконская воспитывалась, она выросла доброй девушкой, всегда готовой прийти на помощь, отцу всё-таки удалось привить дочери трепетное отношение к семье и нравственные ценности. Родители играют важную роль в воспитании ребёнка.

Автор: Анастасия Казарина

Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 9.3

Читайте также:

  1. М.А. Булгаков «Собачье сердце». Необходимы ли нравственные критерии для проведения научных экспериментов? Основа сюжета повести — гениальный научный эксперимент и его трагические результаты. Профессор Преображенский, человек традиционной культуры, мыслитель и ученый, создает теорию о возможности развития человеческих качеств у животного путем пересадки ему человеческого гипофиза. С точки зрения науки это, несомненно, прогрессивная и почти фантастическая идея. Бездомному псу Шарику он пересаживает органы от скончавшегося пролетария Клима Чугункина, пьяницы, дебошира, необразованного человека. Эксперимент превзошел все научные ожидания, однако сознание очеловеченного Шарикова восприняло все пороки Чугункина: он крайне агрессивен, изрыгает грязные ругательства, невежественен и безнравственен. Благодаря своему «пролетарскому» происхождению он чувствует себя в новой действительности хозяином, присваивает себе право распоряжаться жизнями людей. Профессор и его ассистент Борменталь ужасаются произошедшему и возвращают Шарику его прежний естественный облик.  По сути, Булгаков создал сатиру на грандиозный социальный эксперимент начала XX века в России. Создание нового человека, нового общества невозможно путем революции и насильственных изменений, предупреждает автор. Совершенствование человека должно быть эволюционным процессом. Насильственное и необдуманное вмешательство в природу общества может привести к катастрофе. Прогресс без нравственности несет человеку разрушение. И здесь возникает важный вопрос об ответственности ученого за вмешательство в природу — ведь Преображенский, решаясь на этот эксперимент, не смог представить его последствий. Он подверг опасности людей, находившихся рядом с ним. И на нем также лежит вина за появление Шарикова. В повести ошибку вовремя исправили — а в реальной жизни? Всегда ли человек науки помнит о нравственной ответственности за свои открытия? М.А. Булгаков напоминает о ней.
  2. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Допустимо ли в борьбе за технический прогресс приносить в жертву судьбы людей? Сюжет повести основан на реальных событиях. Ради строительства ГЭС на реке Ангаре было принято решение затопить несколько окрестных деревень, выселив их жителей. Писатель рассказывает о том, какой трагедией обернулось это решение свыше для жителей этих мест. Все они прожили в Матере всю свою жизнь, здесь могилы их предков, родные избы, леса, в которых все знакомо до мелочей, все родное. Старухи сравнивают себя с деревьями, которые вырывают с корнем и пересаживают в другое место, пусть более комфортабельное — но не родное. Дарья, прощаясь с родной избой, убирает, моет и украшает её, словно собирает в последний путь. Неслучайно название деревни — Матера, возникают ассоциации с матерью — она действительно всем им мать, родная земля. И в финале повести остается открытым вопрос — все ли жители ушли из затопленной Матеры? Ведь кто-то собирался разделить ее участь и умереть на своей малой родине, оставшись с родными могилами навсегда…Но плутают в тумане на лодке проверяющие, и не находят ответа. В. Распутин размышляет над тем, допустимо ли ради прогресса и цивилизации разрушать судьбы людей? При каких условиях прогресс становится злом для человека? Трагическая история Матеры дает ответ на этот вопрос.
  3. Е.И. Замятин «Мы». О чем предупреждают человечество современные антиутопии? Антиутопия — особый жанр произведений, изображающих общество (или государство), которое, будучи основанным на идеальных представлениях о социальной жизни, в реальности воплощает негативные тенденции развития. В романе «Мы» героям предъявлено «математически выверенное счастье». Однако описание устройства общества и правила его жизни убеждают нас в обратном. Например, повествователь —строитель космического корабля говорит о том, что они понесут формулу этого счастья к другим населенным планетам и «заставят их быть счастливыми». Насильно принесенное счастье — разве может оно быть настоящим? В Едином государстве люди живут в условиях тотальной несвободы: начиная от обезличивания (люди—«нумера») и заканчивая регулированием рождения детей. Над всем довлеет фигура Благодетеля, которому люди доверяют свою жизнь, разум и чувства. Для тех же, кто выпадает из общего ритма механической жизни, существует «операция» по удалению фантазии — оказывается, этих людей много, неудовлетворенных механистическими законами тоталитарного государства. А значит, вопрос о возможности единого, одинакового и навязанного счастья для всех решается автором отрицательно. Трагедия главных героев это подтверждает: «заболев» любовью и жаждой свободы, строитель Д-503 подвергается операции и превращается в робота, не имеющего мыслей и чувств. Автор утверждает, что невозможно насильно сделать человека счастливым, и отсутствие свободы и творчества при любых достижениях прогресса ведет к искажению представления о нравственных идеалах. Неслучайно обществу Единого государства противопоставляются люди за «Зеленой стеной», сохранившие человеческие чувства и традиции, но оставшиеся за границами технологических достижений. Замятин не идеализирует их жизнь, однако всем ходом повествования доказывает, что научный и социальный прогресс без внимания к нравственной природе человека, к его душе, без базовых понятий свободы и права может привести к уродливым формам общественных отношений. 
  4. Тургенев И.С. «Отцы и дети». Может ли технический прогресс быть абсолютной ценностью для общества и человека? Герой романа И. С. Тургенева — представитель «новых людей», считающих себя призванными изменить этот мир. Герой живет в момент социального перелома. Такие эпохи предполагают появление людей—разрушителей прежних устоев, нигилист Базаров именно из таких. Он последовательно отрицает все прежнее: традиции, устои, культуру, отношение к природе. Его девиз — «место расчистить» для построения нового общества на научных началах. Поэтому Пушкин для него —вздор, а «Рафаэль гроша медного не стоит». В жертву прогрессу приносится духовный и чувственный мир человека, гуманистические традиции. Тургенев чувствовал опасность подобного крайнего практицизма новых людей. Писатель убедительно показывает, что прогресс без духовной основы не принесет добра человечеству. Плачевные результаты деятельности «работников» по -базаровски в мастерской природы наблюдаем мы, люди XXI века. Тургенев гениально предвидел это. В романе писатель последовательно развенчивает убеждения Базарова и заставляет его на себе испытать и силу любви, и воздействие природы, заставляет увидеть в самом себе прежде всего человека. Как тепло звучат его слова о стариках родителях «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Ущербность исключительно материального понимания прогресса в том, что, отрицая духовную жизнь, оно отрицает и нравственный принципы. Тургенев показывает, что любовь, природа, искусство — фундаментальная основа человеческой нравственности. Прогресс, не учитывающий этих основ — движение назад. 
  5. И.А. Гончаров «Обломов». Роман И. А. Гончарова интересен наличием редкой в русской литературе пары героев-друзей. Образы Ильи Обломова и Андрея Штольца тем не менее противопоставлены друг другу, так как представляют полярные типы понимания смысла жизни. Обломов — апатичный барин, не желающий активно действовать в своей собственной жизни, типичный «обломок» прошлого. Штольц — новый человек, деятельный и прогрессивный, который мог бы участвовать в преобразовании жизни. Понимая прекрасную душу своего друга, Штольц всеми силами пытается вытащить его из привычного лежания на диване в активную жизнь. Знакомит с Ольгой Ильинской в надежде на то, что чувство любви возродит его друга, спасает его от мошенников, чуть было не завладевших его имением. Можно сказать, что Штольцу присущи очень хорошие душевные качества, это не бездушный накопитель капитала. Он переживает за жизнь друга и отчаянно пытается помочь ему, после смерти Обломова берет на воспитание его сына. Это символично: так автор показывает, что будущее России в руках таких, как Штольц. Гончаров не открывает читателю, чем конкретно занимается герой — мы знаем только то, что он «коммивояжер». Однако постоянно проводится мысль, что именно такая деятельная натура нужна России, чтобы встать на новый путь развития. При этом писатель подчеркивает, что любая прогрессивная деятельность должна быть проникнута нравственными основами, без внимания к человеческой душе прогресса быть не может. Неслучайно Ольга в замужестве за Штольцем иногда словно бы скучает, вспоминая какие-то душевные качества Обломова, которых лишен ее муж. Соединение богатого внутреннего мира со стремлением к прогрессу — вот в чем видит И.А. Гончаров будущее России.
  6.  Р. Брэдбери «Все лето в один день». Что может потерять и что приобрести человечество, идя по пути технологического прогресса? Рассказ американского писателя—фантаста переносит нас на далекую планету в не менее далекое будущее. Человечество покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы. Несомненный путь прогресса цивилизации налицо. Десант человечества на планету Венера обустроил ее, появились дети, школы, все как на Земле. Вот только …непрерывно льющий дождь. В течение семи лет. Дети, никогда не видевшие солнца, готовятся встретить его короткий приход: так пообещали ученые. Писатель показывает, как тягостно даже не видевшим другой природы людям существование в этих условиях. И вот появившееся солнце на два часа изменяет жизнь этих детей: они бегают по зелени беспрерывно растущих джунглей, наслаждаются теплом и светом солнца, кричат от восторга. Когда упала первая дождевая капля, одна девочка пронзительно и громко заплакала. Брэдбери описывает , как дети понуро идут к своему дому-подвалу, и руки у них бессильно повисли, и нет больше улыбок. Писатель дает нам понять, что, в какие бы далекие миры ни стремился человек за прогрессом, главное для нас — научиться беречь свою землю, потому что это наш дом. Переселяясь на другие планеты, человечество не найдет там того, что стало родным на Земле. 
  7. Р. Брэдбери «Улыбка». Может ли прогресс нести опасность для мира? В рассказе-предупреждении Р. Брэдбери рисуется картина постапокалиптического мира. На планете после ядерной войны осталось уцелевшее поколение человечества. Оно живет среди страшных остовов фабрик, заводов, разрушенных домов. Объединяет этих людей одно: ненависть ко всему тому, что было связано с их прошлым. Люди задают себе вопрос: кто довел их до такого состояния? Ответ один: «орава идиотов, которая заправляла миром в прошлом». Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического прогресса стала деградация человечества. Это почти иллюстрация к словам Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, с каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая … будет вестись палками и камнями». Праздником теперь становится возможность всем вместе разбить уцелевший чудом последний автомобиль, плевать толпой на произведение искусства. Брэдбери предупреждает об опасности прогресса, если цель его не духовное совершенствование человека, а стремление к доминированию на планете. Есть ли надежда у человечества избежать такого сценария? Брэдбери отвечает на этот вопрос образом мальчика, спасшего от публичного оплевывания и уничтожения клочок картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Именно о него мы слышим слова о красоте, ему не хочется участвовать в этом «празднике», не сдерживая слез, он бежит с площади, прижимая к груди спасенный кусочек красоты… Засыпая, мальчик крепко держит в руках клочок полотна — улыбку Джоконды и чувствует добро и свет, исходящий от нее. Своим произведением писатель призывает нас не отказываться от нравственных побуждений, традиций, искусства, душевных порывов. Прогресс существует для человека, но в погоне за ним важно не потерять себя и мир.
  8. А. Беляев «Человек-амфибия». Может ли научно-техническая революция изменить природу человека? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Он пересаживает ему жабры акулы. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Так он может находиться среди людей, что ему необходимо. Что это, как не изменение природы человека, его физических параметров, благодаря научному прогрессу? Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей. Сальватор воспитал Ихтиандра как собственного сына и передал ему свои нравственные ценности, такие как благородство, способность на сильные чувства, сострадание к слабым, мужество. Любовь к Гуттиэре показала герою, что он живет и чувствует, как обычный человек, несмотря на полученные благодаря операции способности.   Поэтому можно сказать, что научно—технический прогресс, изменяя в чем—то физическую природу человека, не воздействует на его ментальную сущность, оставляя каждому его индивидуальный характер и эмоциональную сферу. 
  9. Н.Г. Чернышевский «Что делать?». Может ли мечта быть двигателем прогресса? Н.Г. Чернышевский утвердительно отвечает на этот вопрос. Героиня романа Вера Павловна мечтает помогать женщинам честно трудиться и правильно обустраивать свой быт. Она организовывает швейную мастерскую для работниц, находящихся в сложном материальном положении. Если учесть, что роман написан в конце XIX века, когда в России положение женщины было сложным, можно оценить поступок Верочки как мужественный. Уже сама мысль о возможности создания такой мастерской была новаторской. Героиня, воплощая свою мечту, устраивает справедливое распределение прибыли между всеми работницами. При этом экономически предприятие себя окупает благодаря новым станкам и орудиям производства. Это позволило заменить ручной труд машинным. Работницы смогли обеспечивать себя, получать образование, жизнь их стала более достойной.  Так Чернышевский показывает, что мечта становится двигателем прогресса, так как помогает организовать новые формы трудовых отношений, несомненно, новаторские и передовые. 

Дополнительный материал к направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»:

  • Литература
  • Темы
  • Цитаты

Материал для подготовки к итоговому сочинению

  • 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ

  • Три сказки попугая итальянская сказка читать
  • Три сказки попугая краткое содержание для читательского дневника
  • Три сказки про лису мелик пашаев
  • Три сестры сказка 1 класс краткое содержание
  • Три рассказа о сыщиках чарльз диккенс книга