Три толстяка сказка распечатать

Автор на чтение 20 мин. просмотров 2 опубликовано 16.03.2021 содержание: краткое содержание официальная идеология не могла не сказаться на оценке

На чтение 20 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Содержание:

Краткое содержание

Официальная идеология не могла не сказаться на оценке дебюта Юрия Олеши в большой прозе. Жанровая принадлежность его определялась критиками и как фантастическая повесть, и даже как детектив. Понятно, что главной темой тогда называли борьбу рабочего класса против капиталистов-угнетателей. Сейчас такую оценку принято считать однобокой.

Появление персонажей и их знакомство

Современный читатель, ознакомившись даже с кратким содержанием повести «Три толстяка», главную мысль ее может сформулировать по-своему. Долгое время считалось, что сказка предназначена скорее для взрослых, чем для детей. В любом случае школьникам младшего возраста стоит поработать над произведением вместе с родителями, старшими братьями или сестрами.

Завязка сюжета:

  1. Доктор Арнери во время прогулки в поисках новых насекомых становится невольным свидетелем разгара народного восстания. Он понимает, что пропустил нечто важное.
  2. Оказалось, что под предводительством Тибула и Просперо народ штурмует дворец правителей. Но вскоре восставшие были разогнаны. Доктор и сам пострадал от одного из взрывов. Он пришел в себя лишь вечером и долго добирался домой. Когда доктор записывал увиденное, в его комнате появился сбежавший от гвардейцев канатоходец Тибул.
  3. В торт, который готовили для толстяков, случайно попадает торговец воздушными шарами. Он слышит, как идет обсуждение мятежа, а также узнает о том, что была сломана «живая» кукла Тутти. Толстяки решают доверить ремонт игрушки Арнери. Кукла очень дорога мальчику — единственному их наследнику.
  4. Доктор тем временем замаскировал Тибула под негра. Они отправились на рынок, но там революционер выдал себя и бежал, а ученого забрали гвардейцы. Вместе с ним в карете везли и поврежденную куклу. Арнери отпустили на ремонт до утра. Убедившись, что не справится, ученый решил вернуть игрушку во дворец, но потерял ее по дороге. Почти случайно он оказался в гостях у клоуна Августа, где увидел его дочь. Суок была вылитой куклой наследника. Сюда же приходит и Тибул.
  5. Девочку решили замаскировать под куклу и отправить во дворец, чтобы она помогла в освобождении Просперо.
  6. Маленькая актриса соглашается на опасное задание. По пути она видит, как учитель танцев отбирает у собаки потерянную куклу. Во дворце она знакомится с Тутти.

Теперь, когда все главные герои сказки появились на сцене, начинается главное.

Основные события и развязка

Хотя Олеша и назвал свое произведение «Три толстяка», персонажами они являются отнюдь не главными. Правители скорее лишь олицетворяют негативное начало, зло, несправедливость, несдержанность. Настоящими героями выступают простые, далекие от власти люди. Характеры их все четче проявляются по ходу развития сюжета.

Композиция книги позволяет читателю постепенно проникать во внутренний мир героев:

  1. Суок и Гаспар Арнери оказываются во дворце. Доктор рассказал Тутти, что научил его любимицу даже говорить. В награду он попросил у толстяков прощение всем обвиняемым. Этого же потребовал и мальчик. Правителям пришлось согласиться.
  2. Когда наследник ел пирожное, Суок попросила угостить и ее. Мальчик обрадовался, а слуга был поражен, он не привык к тому, чтобы игрушки ели.
  3. Девочка понимает, что правители готовят Тутти себе на смену, поэтому воспитывают в нем жесткость. У наследника нет ни одного друга. Живое общение с людьми ему заменяет возможность наблюдать за животными в клетках. Актриса рассказывает мальчику о другой жизни, а также завладевает ключом от зверинца.
  4. Суок проникла в зверинец и нашла Просперо. В этот момент до толстяков дошла новость о возобновлении восстания. Девочка помогла скрыться революционеру через подземный ход, но саму ее арестовали.
  5. Учитель танцев между тем вез толстякам найденную куклу. Но его карету перехватили гвардейцы с красными повязками. Они нашли игрушку и поспешили с ней во дворец.
  6. Тутти влили в ухо лекарство, от которого он должен был проспать трое суток. Так от него хотели скрыть судьбу «куклы» — Суок. Юная циркачка сидела в тюрьме и думала о своих друзьях. А они, сняв повязки, уже проникли во дворец.
  7. Когда циркачку стали допрашивать, она молчала. Суок приговорили к казни и бросили на съедение тиграм. Но они остались равнодушными к добыче, ведь друзья подменили живую девушку механической куклой.
  8. Штурм удался. Толстяков и их помощников задержали. Героиня заслужила аплодисменты. Через год Тутти и Суок, оказавшиеся братом и сестрой, уже вместе выступали на сцене.

Олеша написал прекрасную историю со счастливым концом. Одной из особенностей произведения является простой, доступный, понятный язык, свойственный как раз сказкам, рассчитанным на детский возраст.

Описание героев произведения

Прочитав книгу, несложно составить характеристику ее главных героев. Написание ее не предусматривает необходимости включения в текст излишних подробностей. Выполнить задачу можно и в небольшом формате. Главные моменты можно определить исходя из аннотации произведения.

Примерная краткая версия описания:

  1. Суок. Смелая и неунывающая цирковая артистка, напарница Тибула. Она очень отзывчива, готова пожертвовать собой ради других. Благодаря ей победило восстание. Она же сделала все, чтобы Тутти нашел себя в новой жизни. Суок обретает счастье, вернув своего брата.
  2. Тибул. Гимнаст, один из руководителей революции. Смелый молодой канатоходец, которому пригодился цирковой талант в битве с правительством толстяков. Циркач любит веселье, но является и очень ответственным, хотя и порывистым человеком.
  3. Арнери. Настоящий ученый, которому покорились почти все науки. Его считают чуть ли не волшебником. Летописец, тщательно заносящий в дневник все, что происходит вокруг. Мудрый человек, сочувствующий простым людям. Доктор смел, он не боится помогать восставшим, требовать от правителей милости к осужденным.
  4. Оружейник Просперо. Предводитель восставших, организатор мятежа. Он обладает несгибаемой волей, готов пойти на все ради достижения цели. Оружейник смел и по-своему справедлив. Но, когда ему приходится бежать, бросает спасшую его девочку на произвол судьбы.
  5. Тутти. Несчастный одинокий мальчик, потерявший в детстве родителей и сестру. Его готовят руководить страной, но воспитатели не могут добиться, чтобы сердце его стало по-настоящему железным. Встреча с Суок позволяет наследнику иначе взглянуть на мир. Он быстро находит новое призвание и становится артистом.
  6. Толстяки. Автор специально не называет их по именам. Для него они — олицетворение жадности, эгоистичности, жестокости. Мальчика правители воспитывают так, чтобы он стал похож на них самих. Они по-своему любят приемыша, стараются сделать все, чтобы он ни в чем не нуждался.

Разбор книги и ее критика

Некоторые критики и сейчас называют произведение Олеши романом. Сам он, как свидетельствовали его современники, не был против такой оценки. Анализ произведения «Три толстяка» показывает, что здесь имеется в наличии смешение сразу нескольких начал. Но это идет книге только на пользу. Она легко читается и воспринимается, надолго откладывается в памяти.

Нужно иметь в виду:

  1. Что бы ни говорили, прежде всего это книга о революции. Писатель уверен, что, как только в любой стране власть возьмет простой народ, мир станет лучше и чище.
  2. Но во время появления сказки классовые отношения отображались без полутонов. Было только черное и белое. Такой подход диктовал необходимость творить в жанрах сатиры, карикатуры. С этим-то Олеша и не мог согласиться. В его произведении чувствуется тонкий лиризм настоящего поэта, каковым он и был.
  3. Писателю в результате удалось создать настоящую сказочную повесть, которая наполнена гиперболичностью и метафоричностью. К тому же здесь есть все: сливочные торты и кадрили, шпаги и попугаи, куклы и воздушные шары. За всем этим «революционность» иногда отходит на второй план.
  4. Зато ни описание восстания, ни чисто сказочные элементы не затеняют главного — дружбы героев, их стремления к лучшему, их готовности жертвовать собой. Если исторические аналогии в произведении еще можно рассмотреть, то искать реальных прототипов героев точно не стоит.
  5. К вопросу об идеологии. Народу роман пришелся по душе, но в крайне-революционных творческих кругах встретили его недоброжелательно. На Олешу посыпались обвинения в излишних сказочности и романтичности работы. «Крайние» посчитали, что «толстяки» не могут пойти на пользу детям, воспитать в них истинных революционеров. Автору поставили в вину и образ доктора, который не отражал должным образом характер настоящего борца за идею.
  6. Более сдержанные в оценках специалисты отдавали Олеше должное за высокую художественность произведения, но говорили о том, что вместо циркачей ему стоило бы вывести в качестве главных героев крестьянскую девушку и настоящего пролетария-заводчанина, пламенного агитатора.

Время показало, что Олеша создал без малого гениальное произведение, проявил высокий художественный стиль. Сегодня его творчество подтверждает, что аллегория и притча могут быть востребованы и в индустриальном обществе.

Запись в дневнике читателя

Сейчас произведение рассматривается в качестве чтения для учеников 3−4 классов. Родители детей такого возраста обычно помогают им в учебе. Взрослые должны четко понимать, что запись в читательском дневнике должна быть сделана с учетом именно детского восприятия сказки. В ней не должно быть научных формулировок, сложных выражений.

Заполнить страничку дневника можно примерно так:

  1. Указать автора сказки, полное ее название, количество страниц книги. Последнее необходимо для учительского контроля. Педагог должен убедиться, что книгу действительно читали, а не просматривали в интернете.
  2. Рассказать о героях сказочной повести. Достаточно назвать главных из них. Характеристики персонажей следует давать в самой сжатой форме.
  3. Краткое содержание нужно подстроить под заданный формат дневника. Можно обойтись 10−15 предложениями и даже менее.
  4. Далее следует так называемая основная мысль. Здесь важно понимать, что педагог требует от ученика выразить именно собственное мнение, которое показывает его отношение к произведению. В «Толстяках» в равной степени будет верной и запись о дружбе, которая превыше всего, и о зле, которое обязательно будет наказано.
  5. Нужно сказать в записи и о том, чему учит книга. Здесь выбор широк. «Толстяки» учат добросовестно относиться к своему делу, по-доброму относиться к другим людям, не быть жадными. Легко подобрать и иные варианты.
  6. В конце записи желательно сделать личный отзыв, то есть сказать, почему книга понравилась, кто из героев и почему произвел наибольшее впечатление.

Иногда педагоги требуют, чтобы в дневнике был отмечено время чтения книги.

«Толстяков», скорее всего, будут читать еще долго. Настоящая классика не может устареть.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Сказка Олеши «Три толстяка» была написана в 1924 году. В книге идет речь о борьбе рабочего класса против угнетателей. Главная тема произведения – восстание народа против правительства. Главные герои «Трех толстяках» – единовластные правители страны, поработившие все население. У них растет наследник Тутти, которого толстяки хотят вырастить безжалостным и деспотичным тираном, чтобы передать власть в его руки. Но в их стране есть достойные горожане, они не принимают террор, поднимают восстание и свергают власть толстяков.

+

План

  1. Характеристика героев «Три толстяка»
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  • Полезные ссылки

Характеристика героев «Три толстяка»

Главные герои

Три толстяка

Правители страны, самовлюбленные, жадные и эгоистичные личности. Толстяки воспитывают мальчика, к которому должна перейти их власть. Толстяки хотели бы, чтобы у их наследника было железное сердце, они не позволяют Тутти общаться с другими детьми. Толстяки выполняют все капризы Тутти, не допускают, чтобы мальчик был чем – то расстроен.

Тутти

Мальчик лет двенадцати, воспитывается у толстяков. Ему не разрешается играть и общаться со своими сверстниками, с ним занимаются рядом со зверями. Единственное его развлечение – механическая игрушка в виде живой куклы, которую изготовили специально для него.

Суок

Маленькая артистка из балагана, храбрая, веселая, бесстрашная девочка. Очень походит на механическую куклу Тутти. Является помощницей канатоходца Тибула и оружейника Просперо. Помогает освободить Тутти от власти толстяков. Добрая и отзывчивая Суок счастлива, что вновь обрела своего брата.

Канатоходец Тибул

Бедняк Тибул, является одним из зачинщиков восстания, лидер рабочего класса, бунтующего против гнета правительства. Храбрый и отважный, смелый и решительный гимнаст, которому очень пригодилось его ремесло.

Оружейник Просперо

Предводитель мятежников, взбунтовавшихся против толстяков. Ведет активную борьбу против угнетателей. Его арестовывают, и заключают в клетку, приковав цепями. Друзья находят возможность, и помогают ему бежать. Смелый и справедливый борец против зажравшегося правительства.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Доктор Гаспар Арнери

Самый мудрый и ученый человек в стране. Немолодой человек, сочувствующий простому народу. Любит историю, и записывает все знаменательные события в особую книгу. Ему было приказано починить куклу Тутти, доктор Гаспар подменивает куклу на девочку Суок. Помогает мятежникам в их правой борьбе за свободу и независимость.

Учитель танцев

В «Трех толстяках» герой, фактически, выполняющий роль шута. Самовлюбленный и самоуверенный, больше заботится о своей внешности, чем об умении танцевать. Считает себя не только непревзойденным танцором, но и большим эстетом. Приверженец толстяков и богатых людей, так как его благосостояние прямо пропорционально толщине кошельков его учеников. Льстивый, трусливый и лицемерный тип, боится решительных действий, предпочитая оставаться в стороне.

Экономка доктора Гаспара

Тетушка Ганимед, является экономкой доктора Гаспара, заботится о своем хозяине, готовит ему пищу, прибирается в доме, исполняет все хозяйственные дела.

Туб

Ученый, которому известно прошлое Тутти и Суок. Из его рассказа стало известно, что они являются братом и сестрой, которых разлучили в детстве. Тутти стал наследником толстяков, а Суок отдали бродячим артистам. Тубу было приказано сделать Тутти железное сердце, но ученый пошел против желания своенравных толстяков, и отказался сделать ребенка бессердечным. После этого ученого Туба заключили в клетку, где он и провел всю свою жизнь.

</tr></table>

Краткая характеристика героев сказки «Три толстяка», для читательского дневника.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Материал из Posmotre.li Перейти к:навигация, поиск

« У трёх жирных свиней растёт волчонок. Когда сдохнут три свиньи, злой волк заступит их место. »
— Политическая обстановка в стране с точки зрения мятежных гвардейцев.

Они наполовину ошиблись: маленький Тутти не был волчонком

«Три Толстяка» — роман-сказка советского писателя Юрия Олеши, написанная в 1924 г. и изданная в 1928. «Три Толстяка» можно считать первой «настоящей» советской сказкой, которая дала толчок к появлению многих других: «Старик Хоттабыч», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Королевство кривых зеркал», «Доктор Айболит» и множества других. Первая советская сказка отличается фактическим отсутствием волшебства, хотя отдельные фантастические элементы все же наблюдаются. Книга стала самым известным произведением Олеши и была довольно популярна в СССР. В наше время её продолжают ставить на сцене и изучают в школах.


Сеттинг[править]

Действие происходит в маленькой безымянной европейской стране в несколько амбивалентную историческую эпоху. Толстяки с остальной знатью угнетают бо́льшую часть населения, которая гнёт на них спину и хлебает лаптем щи, попутно получая от господ по делу и просто так (в основном — просто так).

Три Толстяка
Жанр роман-сказка
Автор Юрий Олеша
Язык оригинала русский
Дата написания 1924
Дата первой публикации 1928
Текст произведения в Викитеке

«Три Толстяка» — сказка Юрия Олеши, написанная в 1924 году. В книге рассказывается о революции, поднятой бедняками под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула против богачей (Толстяков) в выдуманной стране. В мире романа нет магии как таковой, но некоторые фантастические элементы всё же присутствуют. Учёный по имени Туб создаёт чудесную куклу, которая внешне не отличалась от настоящей девочки и даже росла со временем, как живая. Этот же учёный отказался делать наследнику Тутти железное сердце вместо человеческого (железное сердце требовалось Толстякам для того, чтобы мальчик вырос жестоким и безжалостным). Проведя в клетке зверинца восемь лет, Туб превратился в существо, напоминающее волка, — полностью оброс шерстью, у него появились клыки.

События происходят в некой безымянной стране, жителей которой трудно соотнести с каким-то из реальных народов. Фамилии и имена либо придуманные, либо заимствованные из разных иностранных языков. Эпизодически появляются стрелок-испанец и зоолог-немец, которых остальные персонажи считают иностранцами. Страной правят Три Толстяка, не имеющие ни титулов, ни формальных должностей. Кто правил страной до них, неизвестно; они — правители (по сути, видимо, — регенты), имеющие несовершеннолетнего наследника Тутти, которому и собираются передать власть, когда он вырастет. Население страны делится на «народ», «толстяков» и им сочувствующих, хотя чётких критериев такого деления не даётся.

Толстяки в общем представлены как богачи, обжоры и бездельники, народ — как бедняки, голодающие, рабочий люд[1], но среди героев романа немало исключений — хотя бы доктор Гаспар Арнери, которого нельзя отнести к беднякам, но который, тем не менее, сочувствует революционерам, а также безымянные гвардейцы, стреляющие в своих сослуживцев, верных присяге Толстякам.

Сюжет

В стране Трёх Толстяков революционная ситуация — недовольство бедной части общества. То и дело вспыхивают столкновения мятежников с гвардией Трёх Толстяков. Лидерами революционеров являются оружейник Просперо и воздушный гимнаст Тибул. Великий учёный страны, доктор Гаспар Арнери, сочувствует народу, хотя сам — довольно обеспеченный человек. Просперо арестовывают и сажают в клетку зверинца, но Тибул остаётся на свободе. Гаспар прячет Тибула в своем доме и с помощью смываемого раствора перекрашивает его в негра для временной маскировки. На следующий день «негр» случайно узнаёт о подземном ходе из дворца Трёх Толстяков. Этот секрет открывает Тибулу продавец воздушных шаров, который накануне имел неосторожность залететь на своих шарах на дворцовую кухню и только за связку своих шаров купил свободу у пригрозивших выдать его поварят.

Тем временем, поднявшие мятеж гвардейцы дворцовой стражи портят механизм чудесной куклы наследника Толстяков, мальчика Тутти. Когда кукла была исправна, внешностью она не отличалась от живой девочки и даже росла идентично с Тутти. Как лучшему уму страны, доктору Гаспару дают приказ починить куклу за один день и одну ночь под угрозой суровой кары. Он не может сделать этого по техническим причинам и везёт куклу во дворец, чтобы честно сдаться, но по дороге теряет её. Поиски куклы приводят его в фургон бродячих артистов, и там он встречает маленькую циркачку Суо́к, как две капли воды похожую на сломанную куклу. По инициативе Тибула — тоже члена труппы циркачей — она соглашается подменить собой куклу и помочь революционерам, спася Просперо из дворцового зверинца. Более того, доктор, договорившись с Суок, демонстрирует Толстякам, будто бы кукла безвозвратно умрёт, если те не отменят казнь пленённых мятежников, и казнь отменяют, чтобы не расстроить Тутти смертью куклы.

Девочке удаётся освободить Просперо: она берёт ключ от его клетки у Тутти, которому Толстяки повесили его на шею, полагая, что так ключ будет в наилучшей сохранности. Освобождая Просперо из зверинца, Суок замечает в одной из клеток умирающее существо, похожее на человекоподобного волка. Он представляется Тубом — учёным, который когда-то позаимствовал с Суок образ куклы для Тутти. Перед смертью несчастный узник признаётся, что на самом деле Суок и Тутти — разлучённые близнецы. Просперо и Суок пытаются сбежать из дворца. Оружейнику это удаётся, а Суок — нет. Её арестовывают и приговаривают к смерти. Чтобы Тутти своим плачем не помешал казнить лже-куклу, особые соглядатаи усыпляют мальчика на несколько дней с помощью снотворного. Однако для храброй девочки и революционеров всё складывается удачно: гвардейцы, перешедшие на сторону народа, перед самой казнью подменяют девочку на найденную куклу. Трёх Толстяков свергают, а Суок и Тутти окончательно воссоединяются и дают представления вместе.

Персонажи

  • канатоходец Тибул — один из вождей революционеров, акробат, цирковой артист из труппы «Балаганчик дядюшки Бризака», лучший гимнаст в стране
  • Суок — девочка-циркачка 12 лет, напарница Тибула, добродушная и смелая
  • Август — старый клоун из труппы «Балаганчик дядюшки Бризака»
  • оружейник Просперо — один из вождей революционеров
  • доктор Гаспар Арнери — старый учёный, самый известный в стране, сочувствует народу
  • тётушка Ганимед — экономка доктора Гаспара
  • наследник Тутти — мальчик 12 лет, наследник Трёх Толстяков
  • Раздватрис — учитель танцев, сочувствующий Толстякам
  • Три Толстяка — правители страны, их имена не упоминаются, в романе их называют Первым, Вторым и Третьим Толстяками
  • граф Бонавентура — капитан дворцовой гвардии
  • Голубоглазый гвардеец — один из гвардейцев-мятежников. Притворяется лояльным Трём Толстякам, благодаря чему получает возможность свободно действовать во дворце.
  • Туб — учёный, создатель куклы наследника Тутти
  • Продавец воздушных шариков — человек, который накануне имел неосторожность залететь на своих шарах на дворцовую кухню.

Критика

В своей статье «Веер герцогини» (1929) Осип Мандельштам отмечал[2]:

Не так давно вышла книга Юрия Олеши — «Три толстяка». Олеша — писатель на виду. После «Зависти» он выпустил «Толстяков». Если бы «Толстяки» Олеши были переводной книгой, то всякий внимательный читатель сказал бы: как странно, что я до сих пор не знал этого замечательного иностранного автора. Наверное, у себя на родине он считается классиком, спасибо, что его хоть поздно, но перевели. Между тем у нас чуть не единственным откликом на «Толстяков» была рецензия в «Читателе и писателе» под заголовком: «Как не следует писать книги»[3], с высокомерным и неумным брюзжанием и боязнью захвалить молодого автора. Между тем «Толстяками» уже зачитываются и будут зачитываться и дети, и взрослые. Это хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции, книга европейского масштаба.

Лидия Чуковская подвергла роман критике[4]:<bl>

в «Трёх толстяках» вещи властвуют самодержавно, тормозя движение сюжета, сосредоточивая внимание читателя на побочном в ущерб главному. Читая «Трёх толстяков», невольно вспоминаешь слова Флобера в одном из его писем: «Излишние сравнения следует давить, как вшей». А «Три толстяка» будто нарочно для того и написаны, чтобы все вещи, всех животных, всех людей сравнивать с животными и с вещами. «Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках»; «Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком»; «Розы вылились, как компот»; «Шпоры у него были длинные, как полозья»; «Пантера, совершая свой страшный путь по парку и по дворцу, появилась здесь. Раны от пуль гвардейцев цвели на её шкуре розами». А вот о людях: «Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками»; «Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки»; «Теперь высоко под стеклянным куполом, маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома». Зрительно, внешне, всё это, вероятно, так и есть: падающие люди похожи на лоскутки, человек в полосатом костюме похож на осу. Но ведь люди эти падают, поражённые пулями героев, человек, идущий под куполом, совершает геройство — зачем же автор видит их только извне? Исключительно живописная точка зрения тут едва ли уместна. Если раненые люди кажутся автору похожими на разноцветные лоскутки, то, по-видимому, гибель их не особенно задевает его; неудивительно, что и читатель остаётся равнодушен к их гибели.

Здесь мы подходим к главному источнику холода, которым веет от книги. Ведь тема «Трёх толстяков» — борьба трудового народа с угнетателями, борьба восставшего народа с правительством. Беда не в том, что тема эта взята, как сказочная; наоборот, сказка могла дать огромные возможности для социального обобщения и для раскрытия героизма. Беда в том, что основная тема тонет в капризах сюжета, беда в том, что розы олешиного стиля расцветают не на её пути. Как и почему народу удалось одержать победу, как и почему гвардейцы перешли на сторону народа, как восставшие взяли дворец, — обо всём этом мы узнаём очень мало — гораздо меньше, чем о розовом платье Суок, о звуке её имени или о тени, отброшенной на лицо спящего воздушными шарами.

Адаптации

Постановки

Эта страница в последний раз была отредактирована 14 января 2021 в 08:10. </bl>Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/tri-tolstyaka-glavnye-geroi.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/tri-tolstyaka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://posmotre.li/три_толстяка
  • https://wiki2.org/ru/три_толстяка

Корней Чуковский. Сказки (1917–1933)

Корней Чуковский приходит в детскую литературу как её суровый критик: в книгах для детей предреволюционных лет он видит застой и уныние, ходульную слезливость и сентиментальность, отсутствие игры и фантазии. Уже начав карьеру детского писателя, Чуковский много писал о свойствах детской литературы, о психологии детства, о том, какие качества необходимы детскому писателю, но его собственные стихотворные сказки почти всегда рождены необъяснимым полётом вдохновения, некоторые — как «Мойдодыр» или «Тараканище» — сочинены буквально за несколько часов и записаны иногда на полях его же научных трудов. Сказки Чуковского — это нескончаемая игра со словами и стихотворными размерами, быстрый лёгкий слог (минимум прилагательных, максимум глаголов), звонкие рифмы, часто соединяющие не только соседние строки, но стоящие рядом слова. При всей их игровой непредсказуемости у многих сказок Чуковского — сквозной сюжет: тиран и злодей (как правило, рептилия или вредное насекомое) отнимает у зверей свободу и радость, некий маленький герой — комарик или воробьишко — поражает злодея, освобождает красавицу муху, выпускает на волю солнце, отводит беду от милых детушек.

Три толстяка сказка распечатать

Виктор Драгунский. Денискины рассказы (1959–1970)

Проза Драгунского неспроста написана от первого лица: Дениска действительно, как правило, выходит молодцом, но его бесхитростное повествование, с одной стороны, лишено хвастовства, с другой — нивелирует морализаторство. В «Денискиных рассказах» важнее всего внутренние переживания ребёнка, показанные почти в технике потока сознания: «И мы тоже пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и весёлые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик. И ещё я думал, как жалко, что я не могу это всё рассказать Алёнке. Я не сумею словами, и если бы сумел, всё равно Алёнке бы это было непонятно, она ведь маленькая». Но Алёнка на самом деле тоже всё понимает — и это становится новым открытием. В детской восприимчивости — исток всех остальных хороших качеств, которые должны быть у человека. — Л. О.  

Три толстяка сказка распечатать

Александр Пушкин. Сказки (1830–1834)

Сказки Пушкина всегда издаются одним циклом (в детские издания не включаются «Жених» и неоконченная «Сказка о медведихе»), но на самом деле они очень разные и по форме, и по источникам, и по языку. Современная Пушкину критика его сказок по большей части не оценила, видя в них иссякание таланта; только через несколько десятилетий после смерти Пушкина к ним начали относиться как к шедеврам, и они заняли своё место в пантеоне детского чтения. Для детей они стали связью с народной речью прошлого и с фольклорной традицией. Благодаря Пушкину читатели узнают, что такое оброк и полба, столбовая дворянка и чупрун. Усваивают, что в сказке важную роль играют повторы.

Три толстяка сказка распечатать

Николай Носов. Трилогия о Незнайке (1953–1965)

Коротышки появились впервые на картинках канадского художника Палмера Кокса; в русском пересказе Анны Хвольсон один из них получил имя Незнайка (интересно, что другим героем книги Хвольсон был Мурзилка). Новую жизнь коротышкам дал писатель Николай Носов, к середине 1950-х уже прославившийся как автор смешных историй из жизни детей и школьников. Переход от советских детей к сказочным существам был неожиданным — тем более что Носов, мастер находить смешное в обыденном, отбросил всяческое жизнеподобие и создал для своих героев целую воображаемую вселенную.

Три толстяка сказка распечатать

Владимир Одоевский. Городок в табакерке (1834)

Написанная в гофмановской традиции сказка философа и музыковеда Владимира Одоевского — это причудливый рассказ об устройстве музыкальной табакерки с аллегорическим социальным подтекстом. В сказке сталкиваются два отражённых друг в друге мира: реальный и мир сна. Слушая историю отца об устройстве механизма — городка Динь-Динь, где живут колокольчики, молоточки, валик и пружинка, Миша засыпает и оказывается в волшебном городе внутри табакерки, чьи очертания напоминают механизм, увиденный наяву. 

Три толстяка сказка распечатать

Юрий Олеша. Три толстяка (1924)

«Три толстяка» — первое крупное произведение Юрия Олеши. Оно было написано в 1924 году, но напечатать его удалось не сразу: только в 1928 году, на волне фантастического успеха романа «Зависть», вышла книга, проиллюстрированная Мстиславом Добужинским.

Три толстяка сказка распечатать

Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (1935)

Работая над «Золотым ключиком», Алексей Николаевич Толстой не просто переделывал для русского читателя классическую сказку Карло Коллоди про Пиноккио (и не совершал плагиата, хотя современный суд мог бы с этим не согласиться). Как показывают литературоведы (в первую очередь Мирон Петровский), в «Буратино» Толстой шутовски, в традициях площадного театра выяснял отношения с Серебряным веком — миром, который писатель уже пародировал в «Сёстрах» и к которому принадлежала его жена Наталья Крандиевская (её можно узнать в Мальвине, хотя современники предполагали, что Мальвина — это Любовь Менделеева). В Пьеро опознаётся Блок с его «Балаганчиком» и «унылыми», «декадентскими» стихами: при случае Пьеро может выдать и что-то развесёлое-оскорбительное («Лису Алису жалко — / Плачет по ней палка. / Кот Базилио нищий — / Вор, гнусный котище»), как и Блок образца «Двенадцати». Под Карабасом-Барабасом, как явствует из переписки Фаины Раневской, подразумевался авторитарный в работе Мейерхольд. Ребёнок, читающий «Золотой ключик», не считывает этот модернистский контекст — но зато с удовольствием смеётся над подмеченными и выпяченными Толстым его комичными чертами. И Буратино, и другие герои сказки — ожившие куклы: театр, комедия дель арте оказывается в «Золотом ключике» решением — ключом — для всех проблем. 

Три толстяка сказка распечатать

Эдуард Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот (1974)

Многие из книг этого списка накрепко связаны в массовом восприятии с экранизациями и мультфильмами — но, пожалуй, повести Эдуарда Успенского в этом смысле повезло (или не повезло) больше всего: блестящая анимационная трилогия Владимира Попова полностью затмила книжный оригинал. История о побеге городского мальчика в Простоквашино для нас — это прежде всего узнаваемые образы и цитаты из мультфильма, полосатый Матроскин и рыжий Шарик, «неправильно, дядя Фёдор, ты бутерброд ешь» и «я, почтальон Печкин, принёс заметку про вашего мальчика». Ничего этого, однако, не было бы без первоисточника — в котором при внимательном рассмотрении можно увидеть ещё много жемчужин, не вошедших в мультфильм: например, трактор Тр-Тр Митя, работающий на картошке и колбасе, покупку Матроскиным домашнего солнца, обеспечивающего постоянное освещение, или гораздо более разработанную линию коровы Мурки. «Дядя Фёдор, пёс и кот» воплощают характерную для советских 1970-х анархическую мечту — жизнь вдали от города, государства и родительского присмотра, свободный союз детей и говорящих зверей.

Три толстяка сказка распечатать

Кир Булычёв. Приключения Алисы (1965–2003)

Кир Булычёв писал книги об Алисе Селезнёвой, «девочке с Земли», почти 40 лет, с 1965 года до своей смерти в 2003 году. За это время успела схлопнуться космическая эра и расцвести эра информационных технологий — а главная слава пришла к Алисе как раз посередине, в 1980-е, когда все мальчики средних школ СССР влюбились в актрису Наташу Гусеву, игравшую в «Гостье из будущего». В первой книге, «Девочка, с которой ничего не случится», о приключениях Алисы, дошкольницы из 2080-х годов, рассказывает её отец — космозоолог Игорь Селезнёв, собравший на Земле (а точнее, в КосмоЗо, расположенном на месте нынешнего Московского зоопарка) внушительную коллекцию животных со всей Галактики. Сама Алиса тоже любит животных — у неё есть котята, марсианский богомол и похожий на кенгурёнка зверь Шуша из окрестностей Сириуса.

Три толстяка сказка распечатать

Пётр Ершов. Конёк-Горбунок (1834)

Свою сказку в стихах Пётр Ершов написал ещё студентом, вдохновившись сказками Пушкина — который, прочитав «Конька-Горбунка», в свою очередь, признал успех ученика: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». В сюжете используются мотивы множества русских народных сказок, при этом персонажи — Иван-дурак, Жар-птица, Рыба-Кит и Царь-девица — действуют в мире, приближенном к реальному. «Конёк-Горбунок» при своём появлении не мыслился как произведение для детей и содержал элементы социальной критики, явно рассчитанной на взрослую аудиторию. 

Три толстяка сказка распечатать

Информация о материале
Категория: Списки от…
Опубликовано: 28 декабря 2021

12876587126558125maslom.jpg

Рекомендации из блога «Литература в школе»

5 класс

? История и мифы: 

  • Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» 
  • Ж. Рони-старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев» М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

? Сказки и фантастика: 

  • Г.X. Андерсен Сказки 
  • В. Гауф. «Карлик Нос», «Холодное сердце», «Маленький Мук» 
  • Р. Киплинг «Книга джунглей» 
  • Янсон Т. «Все о Муми-троллях» 
  • М. Лермонтов «Ашик-Кериб» 
  • Ю. Олеша. «Три толстяка» 
  • Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»

? Приключения:  

  • Э. Тополь «”Стрижи” на льду» 
  • В. Драгунский «Денискины рассказы» 
  • В. Каверин «Два капитана»
  • А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» 
  • Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 
  • Л. Лагин «Старик Хоттабыч» 
  • С. Черный «Приключения Фокса Микки» 
  • Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» 
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» 
  • А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста» 
  • М. Бонд «Медвежонок по имени Паддингтон»

? Современная литература: 

  • А. Жвалевский, Е. Пастернак «Я хочу в школу!», «Время всегда хорошее» 
  • Е. Ильина «Четвертая высота» 
  • Н. Дашевская «Скрипка неизвестного мастера», «Я не тормоз» 
  • Т. Михеева «Дети дельфинов» 
  • М. Ибрагимбеков «Пусть он останется с нами» 
  • Э. Веркин «Настоящие приключения» 
  • В. Ледерман «Календарь ма(й) я» 
  • Е. Дубровин «В ожидании козы» 
  • Дж. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех» 
  • Мари-Од Мюрай «Мисс Черити» 
  • А. Нанетти «Мой дедушка был вишней» 
  • М. Парр «Вафельное сердце», «Вратарь и море» 
  • Н. Фрида «Пираты ледового моря» 

? Научно-популярные книги:  

  • Ф. Конюхов «Как я стал путешественником» 
  • С. Лаврова «Три сказки об Италии» 
  • Д. Клугер «Тайна капитана Немо»

6 класс

? Фэнтези и фантастика 

  • Е. Шварц «Обыкновенное чудо» 
  • М. Аромштам «Плащ Крысолова» 
  • К. Булычев «Приключения Алисы» 
  • Л. Бессон «Артур и минипуты» 
  • Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» 
  • Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» 
  • Дж. Роулинг Книги о Гарри Поттере

? Русская и зарубежная классика 

  • А. Пушкин «Метель», «Выстрел» 
  • Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» 
  • Л. Толстой «Севастопольские рассказы» 
  • А. Грин «Золотая цепь» 
  • А. Куприн «Ю-ю», «Белый пудель» 
  • В. Железников «Чучело», «Чудак из «6б» 
  • А. Рыбаков «Кортик» 
  • В. Астафьев «Царь-рыба» 
  • А. Бруштейн «Дорога уходит в даль» 
  • Э. Портер «Поллианна» 
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»
  • Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо» 
  • Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» 
  • М. Метерлинк «Синяя птица»
  • М. Рид «Всадник без головы»

? Современная литература 

  • А. Жвалевский, Е. Пастернак «Гимназия №13» 
  • К. Стрельникова «Великолепный Веня Венчиков» 
  • С. Прокофьева «Остров капитанов» 
  • Н. Абгарян «Манюня» 
  • М. Парр «Тоня Глиммердал» 
  • М. Нильсон «Цацики идёт в школу» 
  • Д. Пеннак « Приключения Камо» 
  • Б. Питцорно «Послушай моё сердце»

? Научно-популярные книги 

  • А. Константинов «Наука с «Котом Шредингера»

7 класс

? Фэнтези и фантастика 

  • И. Ефремов «Туманность Андромеды» 
  • А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине»
  • С. Лем «Солярис» 
  • Т. Де Фомбель «Тоби Лолнесс»
  • Р. Стивенсон «Странная история доктора Джеккила и мистера Хайда» 
  • Р. Бредбери «Марсианские хроники» 

? Книги о войне

  • А. Алексин «В тылу как в тылу» 
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие» 
  • Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» 
  • М. Зузак «Книжный вор» 

? Русская и зарубежная классика 

  • А. Пушкин «Пиковая дама» 
  • Н. Гоголь «Петербургские повести» 
  • И. Тургенев «Ася» 
  • Л. Толстой «Хаджи-Мурат» 
  • И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев» 
  • Ю. Яковлев «Игра в красавицу»
  • Ю. Яковлева «Дети ворона»
  • Э. Хемингуэй «Старик и море» 
  • Х. Ли «Убить пересмешника» 
  • Д. Лондон «Мартин Иден» 
  • Дж. Селинджер «Над пропастью во ржи» 
  • Э. М. Ремарк «Три товарища» 
  • Д. Кервуд «Бродяги севера» 

? Современная литература  

  • Е. Мурашова «Класс коррекции» 
  • М. Петросян «Дом, в котором…» 
  • П. Санаев «Похороните меня за плинтусом» 
  • Д. Сабитова «Где нет зимы», «Три твоих имени» 
  • А. Жвалевский, Е. Пастернак «Москвест» 
  • Н. Внуков «Один» 
  • О. Громова «Сахарный ребёнок»
  • К. Хайтани «Взгляд кролика»
  • Ш. Дрейпер «Привет, давай поговорим»
  • Э. Морено «Невидимка»
  • Э. Файн «Мучные младенцы»
  • Т. Штрассер «Волна»
  • К. Киери «Никто не спит»

? Научно-популярная литература

  • А. Ишимова «Моровая язва и Пугачев» («История России в рассказах для детей»)
  • Н. Фонякова «Куприн в Петербурге-Ленинграде»

8 класс 

? Русская и зарубежная классика 

  • И.С.Тургенев «Рудин» 
  • Ф. Достоевский «Бедные люди», «Мальчик у Христа на елке» 
  • М. Горький «Макар Чудра» 
  • И. Бунин «Солнечный удар» 
  • А. Куприн «Гамбринус» 
  • В. Астафьев «Кража» 
  • Э.Т. А. Гофман «Крошка Цахес», «Золотой горшок» 
  • П. Мериме «Кармен» 
  • Ф. Шиллер «Разбойники» 
  • Дж. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» 
  • И. В. Гете «Страдания юного Вертера» 
  • Ш. Бронте «Джейн Эйр» 
  • Э. Бронте «Грозовой перевал»

? Книги о войне 

  • Э. Веркин «Облачный полк» 
  • А. Платонов «Возвращение» 
  • В. Богомолов «Иван» 
  • А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» 
  • Д. Керр «Как Гитлер украл розового кролика» 
  • И. Кертес «Без судьбы» 
  • А. Шпигельман «Маус»

? Фантастика и приключения 

  • А. и Б. Стругацкие. Трудно быть богом» 
  • С. Лем «Солярис» 
  • Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» 
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона» 
  • Я. М. Мартел «Жизнь Пи»

? Книги о писателях и поэтах 

  • Ю.М. Лотман Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 
  • Ю.М. Лотман «А.С.Пушкин. Биография» 
  • С.В. Чекалин «Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта…» 
  • Е. Гусляров «Лермонтов в жизни» 
  • Ю. Манн «Постигая Гоголя»

? Современная литература 

  • З. Прилепин «Белый квадрат» 
  • В. Аксенов «Лебяжье озеро», «Люди с «Гамлета» 
  • С. Шаргунов «Книга без фотографий» 
  • С. Орлова «Голова-жестянка» 
  • А. Жвалевский и Е. Пастернак «Сиамцы» 
  • Е. Басова «Изо» 
  • В. Ледерман «Первокурсница» 
  • Т. Михеева «Янка» 
  • Э. Бейртен «Беги и живи» 
  • Р. Буйе «Все из-за мистера Террапта» 
  • Т. Ханика Беате «Скажи, Красная Шапочка» 
  • С. Каста «Лето Мари-Лу» 
  • К. Дабо «Сквозь зеркала» 
  • Ф. Бакман «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», «Здесь была Бритт-Мари» 
  • У. Старк «Пусть танцуют белые медведи»

9 класс 

? Русская и зарубежная классика 

  • И.А. Гончаров «Обыкновенная история» 
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» 
  • И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» 
  • Ф.М. Достоевский «Идиот», «Подросток» 
  • М.А. Булгаков «Дьяволиада» 
  • С. Довлатов «Чемодан» 
  • Ч. Айтматов «Плаха» 
  • Софокл «Антигона» 
  • Ф. Кафка «Превращение» 
  • Г. Гессе «Степной волк» 
  • С. Моэм «Театр» 
  • Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» 

? Книги о войне 

  • Булат Окуджава «Будь здоров, школяр!» 
  • Александр Крестинский «Мальчики из блокады» 
  • Тамта Мелашвили «Считалка» 
  • Марьяна Козырева «Девочка перед дверью» 
  • Лилиана Лунгина «Подстрочник» 
  • Курт Воннегут «Бойня № 5» 
  • Э. Хемингуэй «Прощай, оружие» 
  • Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне», «На Западном фронте без перемен» 

? Книги о писателях и поэтах 

  • И. Сухих «Русская литература для всех. От Гоголя до Чехова», «Структура и смысл» 
  • П. Басинский «Лев Толстой – свободный человек» 
  • В. Набоков «Лекции по русской литературе» 
  • Е. Водолазкин «Инструмент языка. О людях и словах» 

? Современная литература 

  • Р. Сенчин «Лед под ногами» 
  • З. Прилепин «Лес», «Бабушка, осы, арбуз» 
  • М. Шишкин «Взятие Измаила» 
  • Е. Водолазкин «Брисбен» 
  • Г. Яхина «Зулейха открывает глаза» 
  • Д. Линке «По ту сторону синей границы» 
  • Г. Синцзянь «Осенние цветы» 
  • Д. Лессинг «Пятый ребенок» 
  • Эрленд Лу «Наивно. Супер» 
  • Мари-Од Мюрай «Oh, boy!» 
  • Эрик-Эммануэль Шмитт «Оскар и Розовая дама» 
  • Стивен Кинг «Зелёная миля»

10 класс

? Русская и зарубежная классика  

  • Л. Андреев «Рассказ о семи повешенных» 
  • И. Шмелев «Лето господне» 
  • В. Шаламов «Колымские рассказы» 
  • В. Набоков «Приглашение на казнь» 
  • Ю. Трифонов «Дом на набережной» 
  • В. Астафьев «Печальный детектив» 
  • С. Довлатов «Заповедник» 
  • М. Митчелл «Унесенные ветром» 
  • Ж.П. Сартр «Тошнота» 
  • Д. Оруэлл «Скотный двор», «1984» 
  • Э. М. Ремарк «Три товарища» 
  • Г. Гессе «Игра в бисер» 
  • А. Камю «Посторонний» 

? Книги о войне 

  • В. Астафьев «Прокляты и убиты» 
  • С. Алексиевич «У войны не женское лицо» 
  • В. Некрасов «В окопах Сталинграда» 
  • Г. Садулаев «Когда проснулись танки» 
  • А. Проханов «Убийство городов» 
  • Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол» 

? Книги о писателях и поэтах 

  • И. Сухих «Структура и смысл: теория литературы для всех» 
  • Е. Эткинд «Разговор о стихах» 
  • Д. Быков «Борис Пастернак» 
  • Д. Быков «Время потрясений», «Время изоляций» 
  • Литературная матрица «Советская Атлантида»

? Современная литература 

  • В. Пелевин «Ника» 
  • Р. Сенчин «Зона затопления» 
  • З. Прилепин «Санькя», «Обитель» 
  • Е. Водолазкин «Лавр» 
  • М. Шишкин «Письмовник» 
  • С. Алексиевич «Чернобыльская молитва» 
  • Ж.М.Г. Леклезио «Танец голода» 
  • К. Исигуро «Остаток дня» 
  • И. Эжен «Носорог»

Составители: подписчики блога Солонникова Михаила «Литература в школе» @solonnikov_poetry

  • Три толстяка это сказка или рассказ
  • Три толстяка сказка читательский дневник
  • Три толстяка сказка актеры и роли
  • Три тысячи пятнадцатый как пишется
  • Три толстяка про что сказка