С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Персонажи романа
-
Аркадий носит фамилию своего отца по документам – Долгорукий. На самом же деле жизнь ему дал дворянин Версилов. С детства мальчик был отдан на попечение чужим людям. О себе юноша говорит как о нелюдимом человеке. Он решил посвятить жизнь идее разбогатеть, так как именно богатство дает власть. Роман представляет из себя рассказ Аркадия о последнем годе его жизни. Подросток, с детства лишенный общества родителей, стремится разгадать тайну отца. Пройдя через множество испытаний, он обретает понимание того, что необходимо дальше учиться.
-
Версилов – некогда богатый дворянин, промотавший три состояния. На момент повествования он разорился, лишился поддержки старых друзей. Потеряв законную жену в 25 лет, он остался с двумя детьми. Встретив мать главного героя, Андрей Петрович выкупил ее у мужа и стал везде с собой возить. Этот персонаж по-своему уникален: пытаясь совершить доброе дело, он попадает в ситуацию, когда его поступки окружающие воспринимают как низкие.
-
Софья Андреевна, будучи в законном браке, вступила в любовную связь с Версиловым. В результате на свет появилось трое детей, один из которых умер в младенчестве. Она беззаветно привязана к своему возлюбленному, терпит его пренебрежение, долгие годы хранит верность.
-
Катерина Ахмакова – оставшаяся после брака без гроша в кармане дочь богатого князя Сокольского. Задумала объявить отца недееспособным, но затем отказалась от этого замысла.
-
Лиза – сестра подростка, забеременевшая от князя Сергея.
-
Анна – сестра главного героя по отцу, вышедшая замуж за старого Сокольского. После его смерти отказалась от оставленных ей денег.
-
Васин – участник запрещенного кружка. Влюблен в Лизу.
-
Ламберт – знакомый подростка по гимназии. Занимается подлыми делами. Способен на обман и шантаж.
Краткий пересказ «Подростка»
Рассказ о судьбе героя, пережившего трансформацию взглядов на окружающий мир, заключен в три части книги Достоевского «Подросток». Краткое содержание по главам поможет узнать особенности сюжета.
Часть 1
В первой части подросток знакомится с родственниками, формулирует идеи, которыми руководствуется по жизни.
Глава 1
Аркадий рассказывает о своем происхождении. Являясь отпрыском Версилова, он долгие годы жил вдали от матери. Происхождение угнетающе действует на героя: он носит известную всем фамилию Долгорукий, но при этом является незаконнорожденным.
Решив после гимназии не продолжать обучение, юноша по приглашению истинного отца приезжает в столицу. Он впервые встречается с Лизой, вынужденной помогать матери зарабатывать на жизнь. Версилов, изгнанный из света, продолжает вести жизнь богача. Он рассчитывал выиграть в суде у князей Сокольских богатое поместье. Сын задается идеей узнать тайны Андрея Петровича.
Глава 2
Долгие годы приятелем отца был князь Сокольский (однофамилец тех князей, с которыми герой судился). Год назад он прекратил общение с Андреем из-за того, что в Германии произошел скандальный инцидент. К князю на службу устраивают Аркадия. Задача юноши – развлекать старика, скрашивать его одиночество.
19 октября, в день получения жалования, подросток узнал, что в суде выносится решение по делу отца. В этот же день он знакомится с сестрой Анной. Позже в дом отца возвращается Катерина.
Глава 3
Для того, чтобы быстрее разбогатеть, Аркадий тратит часть заработанных денег на аукционе – перепродает альбом. После он посещает давнего знакомого по учебе Зверева, который сводит его с Крафтом. Вместе они приходят к Дергачеву, где собирается молодежь для обсуждения роли русского народа и будущего страны. Юноша решает не делиться с ними своими идеями. После собрания он уходит с Васиным.
Глава 4
Крафт разочаровался в жизни, так как все живут только для себя, позабыв о нравственных принципах. Он отдает Аркадию ценный документ. Наследство, о котором мечтает Версилов, было завещано не ему, а князьям Сокольским.
Крафт рассказывает о происшествии в Германии. Версилов был близко знаком с Катериной, у которой была юная падчерица, влюбившаяся в него. В результате девушка с горя отравилась. Один из Сокольских ударил Андрея, на что тот не ответил и был исключен из высшего общества.
Приятель также рассказал, что Катерина написала письмо, в котором выразила желание признать отца недееспособным. Позже бумага пропала. Девушка боялась, что князь лишит ее имущества, когда узнает о происшедшем. Аркадий скрыл, что этот документ у него.
Глава 5
Подросток говорит о сути своей главной мысли. Он желает разбогатеть, чтобы обрести могущество и отдалиться от мира. Для этого парень несколько лет воспитывал силу воли. Заработанными средствами он планирует поделиться с нуждающимися.
Глава 6
Версилов сообщает домочадцам о том, что дело о наследстве решено в его пользу. Он приказывает вернуть сыну те деньги, которые тот ранее отдал родным.
Парень вспоминает о том, как впервые увидел родного отца, какую бурю эмоций это событие посеяло в его детской душе. Он с грустью думает о том, что тогда же увидел мать в третий раз в жизни. Юноше обидно за годы унижений, которые ему пришлось терпеть из-за происхождения. Он ссорится с отцом и уходит.
Глава 7
Андрей пытается наладить отношения с сыном. Парень считает, что он сделал шаг к примирению, чтобы выяснить, где письмо Катерины. Подросток говорит о том, что встретился с Андреем не для того, чтобы обогатиться за его счет, а потому, что нуждался в отце.
Глава 8
Главный герой решает пойти на дуэль с Сергеем Сокольским, чтобы обелить имя отца. Он просит Зверева помочь, но получает отказ. Тогда Аркадий идет к Васину, где встречает обманщика Стебелькова. Он утверждает, что Лидия, падчерица Катерины, родила от Андрея Петровича ребенка.
Позже юноша узнает, что Крафт покончил жизнь самоубийством.
Глава 9
Оля, жившая рядом с Васиным, нуждалась в деньгах. Версилов решил помочь девушке и дал ей некую сумму. Многократно обманутая другими, Оля решила, что Андрей хочет использовать ее в своих целях, оскорбилась и принесла деньги. В ту же ночь она повесилась.
Аркадий передал Андрею письмо о наследстве. Васин рассказал, что Версилов не был отцом ребенка Лидии. Девушка забеременела от князя Сергея, а Андрей хотел ей помочь скрыть позор.
Глава 10
Андрей Петрович отказался от наследства. Подросток считает это благородным поступком, заслуживающим восхищения.
Парень знакомится с Сергеем Сокольским, азартным игроком, из-за пагубного пристрастия оказавшимся в долгах. У него он встречает сестру Лизу.
Часть вторая
Книги Достоевского «Подросток» краткое содержание далее описывает события, происходящие через пару месяцев.
Глава 1
Подросток, сблизившись с князем Сергеем, отступил от своей великой идеи. Он тратит деньги, дорого одевается, обедает в ресторанах. С отцом у него установились более близкие отношения.
Глава 2
Сергей обещает отдать третью часть наследства Версилову. Главный герой берет у него деньги в счет этой суммы.
Ахмакова собирается связать жизнь с бароном Бьорингом. Рассказывая об этом, Стебельков упоминает, что у Сергея находилась Лиза.
Глава 3
Сводная сестра Анна была дорога пожилому князю Сокольскому. Поэтому старик решил обеспечить ее богатым приданым. Стебельков предлагает главному герою крупную сумму, чтобы он не вмешивался в устройство ее судьбы с Сергеем. За счет этих денег бесчестный сплетник желал обогатиться. Подросток не понимает намеков о том, что Лиза также играет роль в этом деле.
У Анны юноша встречает Лизу. Она просит парня не увлекаться азартными играми.
Глава 4
Аркадий, увлеченный Катериной, на встрече с ней говорит ложь о том, что ее письмо уничтожено. Он принимает решение сжечь компрометирующий девушку документ.
Глава 5
Подросток мирится с матерью, обещает, что будет играть в последний раз. Он признается отцу в своей незрелости, так как не умеет отделять хорошее от плохого. Юноша признается в своих чувствах к Катерине. Андрей восхищается его порывом.
Глава 6
Во время игры в рулетку главный герой осознает, что предал свою идею. Когда вор крадет у него деньги, он не устраивает разборки, чем разочаровывает Сергея. Аркадий лишается выигранных денег и едет к князю. С ужасом он узнает, что Лиза беременна от его товарища Сокольского. Князь думал все это время, что парень брал у него деньги как откуп за беременность родственницы.
Аркадий узнает, что Андрей Петрович склонял Сергея оболгать Катерину.
Глава 7
Сергей предложил Елизавете выйти за него. Узнав об этом, Анна решила выйти за старого Сокольского. Князь признается Аркадию, что замешан в преступной деятельности. За плату он помогал Стебелькову подделывать важные документы. Теперь Сергей не только должен отдать негодяям свое имущество, но и еще 10 тысяч сверх этого.
Глава 8
Катерина Николаевна не желает больше видеть подростка, так как Андрей Петрович в письме обвинил ее в пагубном влиянии на Аркадия. Во время игры в рулетку юноше везет, но его обвиняют в мошенничестве, и он остается без гроша. Сергей отрекается от друга.
Глава 9
Аркадий решает зажечь склад с дровами, но падает с крыши и впадает в беспамятство. Ему видится пансион, в котором его бьет товарищ Ламберт. Открыв глаза, юноша видит старого друга наяву. Приятель приводит парня к себе. В бреду Аркадий выдает все свои тайны.
Воровство при игре в рулетку раскрывается, и юноше возвращают деньги.
Часть 3
Заключительная часть «Подростка», краткое содержание по главам которой приведено ниже, посвящена изменениям, произошедшим в душе главного героя.
Глава 1
Подросток знакомится со своим юридическим отцом. Макар посвятил жизнь странствиям, ведет благообразную жизнь. Восхищенный Аркадий решает пойти с ним. Старец не может продолжать путь из-за болезни.
Глава 2
Князь Сергей признается в преступлениях и попадает в тюрьму, где его навещает Елизавета. Бьоринг, испугавшись скандала из-за письма Версилова, рвет с Катериной.
Встреча с Макаром оказывает на Аркадия удивительное воздействие. Его речи благотворно влияют на исстрадавшуюся душу юноши. Он словно восстает из мертвых.
Глава 3
Увлекшись идеями христианства, подросток быстро поправляется. Он много беседует со старцем об истинных ценностях жизни, находит новые идеалы.
Глава 4
Приятель Аркадия Васин, влюбленный в Лизу, делает ей предложение. Девушка отказывает, так как носит ребенка другого.
Ламберт решает использовать сведения, полученные от Аркадия, в нечестных целях. Он замышляет опоить парня и выкрасть у него ценное письмо, компрометирующее Катерину.
Старик Долгорукий, предвидя скорую кончину, дает всем напутствия. Он говорит Андрею Петровичу о том, что теперь тот сможет вступить в законный брак с матерью Аркадия.
Стебельков донес на участников тайных собраний, и все, кто бывал у Дергачева, заключены под стражу.
Глава 5
Анна, узнав о том, что письмо Катерины хранится у юноши, решает его заполучить. Ламберт привозит Аркадия в питейное заведение.
Глава 6
Товарищ по пансиону пытается уговорить подростка обнародовать документ, чтобы униженная Катерина согласилась от безысходности выйти за него. Вернувшись домой, Аркадий узнает, что старик Макар умер.
Дочь Сокольского мирится с молодым героем, так как понимает, что он испытывает по отношению к ней глубокие чувства.
Глава 7
Аркадий встречается с отцом. Они долго беседуют. Парень понимает, что Версилов любит его мать.
Глава 8
Андрей Петрович рассказывает, как встретил Катерину и влюбился в нее. После того, как девушка ясно дала понять, что не ответит взаимностью, Андрей понял, что готов вступить в брак с Софьей Андреевной. Отец рекомендует Аркадию прекратить общение с Ламбертом и уничтожить секретное письмо.
Глава 9
Главный герой узнает, что его старый приятель Ламберт подселил в соседнюю квартиру свою любовницу Альфонсину, чтобы шпионить за ним.
Глава 10
Аркадий узнает, что отец его обманул. Андрей Петрович настолько одержим любовью к Катерине, что делает ей предложение. Женщина отвечает отказом. Вернувшись домой, Версилов разбивает икону, которую ему завещал Макар, и объявляет о своем намерении стать странником.
Подросток становится свидетелем объяснения между отцом и Катериной. Девушка говорит, что не испытывает к нему никаких чувств. Андрей просит ее не вступать ни с кем в брачные отношения.
Глава 11
Ламберт обманом похищает письмо Катерины. Старый князь желает помирить дочь и Анну.
Глава 12
Аркадий обнаружил, что документ подменили. От Альфонсины он узнает, что письмо у Версилова. Приехав к Катерине, парень становится свидетелем шантажа. Ахмакова отказывается платить Ламберту. Врывается Андрей Петрович, хочет убить возлюбленную, а затем себя. Юноша вмешивается, в результате отец стреляет и попадает себе в плечо.
Глава 13
После смерти старого князя Катерина покидает страну. Версилов поправляется и возвращается к жене. Сергей умирает во время болезни. Расстроенная Лиза теряет ребенка. Васин освобождается из заключения.
Аркадий приходит к пониманию неверности своих суждений. Юноша принимает решение продолжить учебу в университете.
Основная мысль романа
Роман «Подросток», краткое содержание которого приведено в статье, отразил авторские размышления о судьбе молодого поколения. Главный герой по современным меркам является вполне состоявшимся мужчиной. Однако в романе его называют подростком, так как он незрел в своих убеждениях. Его легко обмануть, сбить с истинного пути. Он плохо ориентируется в мире коварства и пошлости.
Душа Аркадия просыпается благодаря встрече с Макаром. Длительные разговоры со странником посеяли в молодом человеке зерна осознанности. Христианские ценности оказывают лечебное воздействие на неокрепшую психику, что помогает юноше прийти к пониманию истинных целей существования.
Изображение дворянства, погрязшего в грехе и разгуле, заслуживает отдельного внимания. В мире аристократии процветает ложь. Корысть выходит на первый план. Добрые поступки Версилова сочетаются с гнусностью. Многие товарищи Аркадия показывают истинное лицо, являясь на самом деле негодяями.
Таким образом, спасением души, оскверненной грехом, становится, по идее автора, обращение в извечным христианским идеалам.
В тысяча девятьсот пятидесятом году он работал над сборником «Лесная капель». Это одно из распространенных сочинений среди произведений автора. Оно включает в себя сто шестнадцать рассказов, представляющих собой художественные описания природы. Далее представлено Лесная капель краткое содержание.
Краткое описание сборника «Лесная капель»
Сборник начинается с авторского предисловия, в котором писатель вспоминает свое детство, когда им проявлялось большое любопытство к окружающему миру. В более старшем возрасте начал наблюдать за сезонами года, погодой в разные времена, растениями, животными, реками, ручьями, полями, лесами. При этом делал записи всего интересного и запомнившегося. Таким путем постепенно сформировался сборник.
Начинается произведение с описания весны. По мнению автора, она наступает с января, когда постепенно растет продолжительность светлого времени суток. Этот ранний этап обозначен как весна света. Писатель хочет оказаться в эти дни в лесу, покинув город. Для данной цели накапливает деньги. В году, о котором повествуется, наступление весны задерживается по сравнению с прошлым. Опытные люди полагают, что она придет разом неожиданно. По мнению повествователя, весна каждого нового года не похожа на предыдущую, чем нравится ему.
Отдельно обозначено событие таяния снега и появления из-под него земли. Трое суток подряд температура воздуха не была морозной. Поля и леса были покрыты туманом. Сын автора Петя услышал пение птиц овсянок и пригласил папу тоже послушать их голоса. Мальчик обнаружил первые места, с которых сошел снег и радостно поведал об этом своей семье.
Следует описание течения ручья. Вода стремится по полю. Иногда слышатся всплески. Рассказчик хочет понять, почему так происходит и предполагает, что в струю падает тающий снег и вызывает всплески. Однажды майской ночью он вышел прогуляться. Температура воздуха была морозной, но от быстрой ходьбы автору не холодно. Однако поверхность земли, трава, цветы от мороза немного замерзли. На ягоде бруснике находилась бабочка. Писатель полагает, что она полетит, когда восходящее солнце согреет ее. Ручей на поле унес почти все свои воды в речку и ночью заледенел. Солнце утром растопило льдинки. Таково краткое содержание первых рассказов сборника Пришвина «Лесная капель».
На березах начинают расти листья. Более старшие из них цветут раньше младших. В целом деревья в лесу еще без листвы. Поэтому особенно заметны крупные листья на черемухе и бутоны, которые скоро будут распускаться. Слышатся звуки кукушки и пение соловья. Около озера в лесу растут цветы. Однажды автор наблюдал, как зверек под землей прорывал путь. Вскоре на поверхности показалась землеройка. Петя взял ее и положил в кружку, стал наблюдать за ней. При попадании солнечного луча в кружку зверек выскочил из нее и убежал. Рассказчик заинтересовался всем этим.
В один из дней над ровной водной гладью лесного озера летел кулик. Он отражался в водоеме. Собака писателя заметила птицу и побежала за ней. Повествователю было интересно, бежит ли собака за самим куликом или за его отражением. В результате она вскочила в озеро. Автор наблюдал за черемухой. Листья на ней быстро вырастали и вскоре покрыли эти деревья. Старые дрова стали подгнивать и в них завелось много разных насекомых. Прилетели трясогузки. Чтобы из сфотографировать, писатель приманивал их. Потом показался болотный лунь, летали вороны, пчелы, цапли, кукушки тетерева. Вечером после рыбалки были замечены овсянки.
Холодная погода в мае постепенно проходила и наступало тепло. Завершался период цветения черемухи и начиналось появление бутонов на сирени и рябине. Ягоды рябины созревают уже осенью. Автор особенно много внимания уделяет черемухе, ее приятному запаху. Ему нравится нюхать цветы, которые имеют запах меда.
В один день с большим интересом следил, как капли воды с дерева собирались на земле около него и из них формировалась целая лужа. Потом эта вода от ели, с которой стекала, потекла ручьем, который в своем течении встретил дорогу, потек по ней и попал в речку. Потом рассказчик заметил в туманную погоду пролетевших мимо птиц. Он захотел узнать, какие именно это птицы, для чего направился за ними к реке. Здесь услышал звук от падающих капель с деревьев в речку и задумался. Потом вдруг услышал пение птиц, за которыми направлялся. Это были зяблики. В таком виде можно читать краткое содержание нескольких очерков произведения «Лесная капель».
Однажды на рассвете было солнечно и много росы. Пели и издавали звуки разные птицы: соловьи, иволги, дрозды, дятлы и другие. Писатель с удовольствием слушал их и разглядывал деревья: березы, ели и другие. Потом он простудился. Через несколько дней выздоровел. Ему приснился сон, как гуляет около озера. Во дворе стали лаять собаки. Оказалось, что в луже были лягушки, что повествователь объяснил недавней грозой. Днем был дождь, к вечеру лег туман. Утром во дворе было много разных птиц.
Начинают созревать разные ягоды, например, земляника, бузина. Распускаются ландыши, вырастает овес, осока на болотах, где летают стрекозы. Рассказчик прогуливается среди крапивы и наблюдает за гнездом дроздов. Потом он обращает внимание на большое количество семян осины, которые разлетаются в пухе. В месте, где растет много этих деревьев, земля покрыта пухом от них. Проходит дождь, и лес наполняется такими запахами от разных растений, трав, деревьев, которые обычно появляются именно после дождя. На месте, где лежит много семян осины через некоторое время, рассуждает автор, вырастут эти деревья.
Однажды писатель прошелся по лесу около ручья и с интересом наблюдал за его течением, за местами, по которым он протекал, и размышлял об увиденном, делал сравнения, замечания, отмечал любопытное для него. Например, рассуждал о встречаемых на пути ручья разных предметах, через которые все равно продолжал нести свои воды дальше. Даже попавшие в его течение крупные предметы не останавливали его, здесь скапливались струи и напором текли далее по руслу.
По берегам потока выросла трава, в самой воде находились распустившиеся цветы. В одном месте течение сталкивалось с лежащим бревном, которое от давнего времени приобрело зеленый цвет. Однако ручей проложил дорогу под этим бревном. Далее он протекал по низменной местности, которую наполнил своими водами. С берега над ним нависает выросший рядом куст. Шум от течения в разных местах неодинаковой силы. Например, есть прибрежье, где так тихо, что даже слышно негромкое пение зябликов. А в некоторых местах струи собираются в поток, который шумно ударяется о берега около большой ели.
Писатель решил прогуляться по одному хорошо знакомому лесному участку, однако почувствовал, что его тянет вернуться обратно к ручью. И вот он возвращается и опять с интересом наблюдает за потоком, который дальше на полянке широко разлил воды, а потом двумя течениями обогнул равнину и опять соединился, в результате чего получился островок. Рассказчик описывает свои положительные впечатления от одновременного воздействия на него лесных запахов разных растений, блеска воды и звуков от ее течения.
Повествователь рассуждает о животных. Он полагает, что они способны проявлять сильную привязанность к детенышам. При этом такая привязанность иногда обнаруживается у них не только к своим детенышам, но и к другим, чему автор приводит несколько примеров. Однажды маленького лисенка дали на прокормление кошке. Она стала кормить его, и лисенок вырос. В другом случае из нескольких родившихся котят остался один и его начали по очереди вскармливать сразу две кошки. Большую привязанность проявляют животные, по мнению рассказчика, к людям. Особо он выделяет в этом отношении собак, которые, по его замечанию, преданно находятся при людях.
Следует описание старых деревьев и процесса их старения. Например, в березе сначала внутри устаревает древесина, а у сосен и елей этот процесс начинается с опадания коры, веток. Пни постепенно покрываются травами, грибами, ягодами, мхом, папоротником. Писатель обращает внимание на вид леса при солнечном свете. В такое время очень красиво блестят листья деревьев, выглядят разные птицы, например, дрозды, сойки, горлинки. Однако в норы зверей свет не всегда попадает. Следует рассказ о норках барсуков, которые выкапывают их в удобных песчаных местах.
И вот наступает лето. В лесу созревают ягоды крушины, малины, смородины, в полях овес. Звуков, по мнению автора становится меньше, начинается обмен звуками между зверями и их детенышами. Вскоре продолжительность светового дня уменьшается.
Поздней осенью есть явления, похожие на явления, которые бывают в начале весны. Например, земля в некоторых местах покрыта снегом. Писатель полагает, что осенью больше запаха снега, а весной больше запаха земли. Погода в осеннее время бывает очень разной с заметными переменами: то идет снег, то дождь, то прихватывает мороз, то дует метель, то ярко светит солнце и становится тепло. На рябине ягоды от действия мороза приобретают сладкий вкус.
Повествователь осенью задумывается о зиме. Зимой дороги в лесу покрыты снегом. Автор гуляет здесь и в зимнюю погоду. В таком виде можно читать краткое содержание сочинения Пришвина «Лесная капель».
О чем хотел поведать автор
В этом произведении Пришвин хочет передать читателю свое отношение к природе. Он очень любит ее и старается поделиться с читателем подробно своими чувствами от разных природных явлений. Тем самым автор подталкивает людей чаще находиться среди деревьев, рек, озер, растений, ягод, слушать пение птиц, наблюдать за животными, быть поближе к природе. При этом писатель хочет подчеркнуть, что при внимательном отношении можно находить много интересного в таких явлениях, которые считаются привычными.