Три сестры татарская народная сказка краткое содержание

Этапы деятельность учителя деятельность учащихся ууд 1. организационный этап - здравствуйте, ребята. меня зовут карина юрьевна. и сегодня урок литературного

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Карина
Юрьевна. И сегодня  урок литературного чтения проведу у вас я.

— Садитесь.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должно
быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные: умение слушать и понимать
речь других.

Личностные:

правильная
посадка за партой.

2.
Актуализация знаний. Целеполагание.

Речевая разминка.

·       
Проворонила ворона вороненка.

·       
Вертолет вертел винтами, волновал траву с
цветами.

– Прочитайте чистоговорки про себя. А теперь
читаем вслух: сначала медленно, а затем быстро

Какую чистоговорку нужно прочитать
грустно, а какую весело?

– Прочитайте чистоговорки с нужной интонацией.

-Молодцы!

Давайте проведем викторину «Узнай сказку!».

1. Жили-были лиса да заяц. У
лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна — у
лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Из какой сказки отрывок?

 Что было дальше?

 Чему учит сказка?

Какой народ написал сказку?

2. — Почистить два таза? — рассердилась
белочка.— Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили
старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой
черепахой.

Из какой сказки отрывок?

 Почему белочка рассердилась?

Чему учит сказка?

Какой народ написал сказку?

3. Давным-давно жили-были два очень ленивых
человека.

Однажды отправились они в лес.

В лесу росла яблоня, плоды которой были очень
вкусными.

Из какой сказки отрывок?

 Наелись герои яблочками? Почему?

Чему учит сказка?

 Какой народ написал сказку?

Работа с выставкой книг.

Татарская народная сказка «Два лентяя»  

Татарская народная сказка «Три дочери»

https://sun9-57.userapi.com/c855632/v855632573/137a32/29EaP8xMqHQ.jpg

Ребята, внимательно посмотрите на слайд.

Что объединяет все эти книги?

Найдите на выставке лишнюю книгу. Объясните свой выбор.

— Как вы думаете, как мы можем назвать эту
выставку?

Сегодня мы прочитаем еще одну сказку. Чтобы
узнать, какую, отгадайте загадки.        

 -А теперь послушайте загадки.

Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою — белый,
Он, скажите, вам знаком?

У кого четыре лапки,
Голова, короткий хвост,
Панцирь сверху в виде шапки?
Кто ответит на вопрос?..

– О ком загадки? Как догадались? 

Кто же догадался, как называется сказка?

Откройте стр. 77, прочитайте. Что
написано под сказкой?

-Какая тема нашего урока?

-Какие задачи поставим перед собой?

Слушают учителя, произносят скороговорки.

-1 нужно читать грустно, так как ворона потеряла своего детеныша.

-2 прочитаем весело

-лиса, заяц и петух

-лиса попросилась к зайцу погреться, да и выгнала его.

·        
Лиса, заяц и петух» учит тому, что нужно иметь совесть, не
бояться ради друга лезть даже в битву с более сильным.

·        
русский народ

-что нет ничего важнее наших родителей.

-татарский народ

-два лентяя

-нет, они пошли голодными домой, потому что им даже жевать лень.

-что ничего просто так тебе не достанется, если ты не приложишь
усилий

-татарский народ

-они написаны народом

-лиса, заяц и петух

-она русская народная, а остальные татарские народные

-народные сказки, сказки разных
народов

(Заяц)

(Черепаха)

-Заяц и черепаха. По описанию.

.Ингушская народная сказка.

-Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха»

-Познакомиться с ингушской народной сказкой, выяснить главную
мысль, научиться выразительно читать.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение строить речевое
высказывание.

Регулятивные: уметь определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

-Ребята,
Российская
Федерация – многонациональная страна. На её территории проживает более 150
народов, и у каждого из них своя история, культура, фольклор. Сказки народов
России интересны тем, что в них отражены национальные особенности. Читая эти
сказки, вы знакомитесь с традициями народов, живущих в России.
Ингуши́ — народ, проживающий на Северном Кавказе Российской
Федерации.

Это очень добрый, открытый, душевный народ.
Уважение собственного достоинства и достоинства другого – основные духовные
принципы национальной культуры ингушей.

http://silkway.teatrain.ru/wp-content/uploads/2017/04/ingushetiya_3.jpg

(смотрят
на слайд)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение строить речевое
высказывание.

7. Физкультминутка

Встали дружно из-за парт

И скорее стройтесь вряд. Повернитесь вправо, влево,

Наконец присядьте смело.

Поработайте руками,

Поработайте ногами,

Улыбнитесь, день хороший

И похлопайте в ладоши.

Выполняют
физминутку

8. Первичное восприятие.

9. Проверка первичного восприятия.

10. Словарная работа.

Повторное
чтение.  Анализ произведения.

)

-Я расскажу сказку, а вы внимательно послушайте

— Какое
впечатление на вас произвела сказка?

— Объясните
значение слова ПОТЕШАТЬСЯ.

У слова потешаться два значения: 1) подшучивать, 2) насмехаться.

В каком значении оно употребляется в сказке, мы сможем узнать,
перечитав ее.

Как вы понимаете выражение:

«тронулась в путь»?


теперь ребята, мы будем читать по цепочке, поэтому следите внимательно. Я
могу остановить, и продолжит другой ученик.

— О чем
поспорили черепаха и заяц?

— Почему
заяц был уверен, что обгонит черепаху?

Что он делал, пока черепаха шла?

Почему он так поступил?

Как называется такая черта характера?

— Как вы
понимаете, что означает слово «потешался»?

 Как он
насмехался? Найдите и прочитайте.

— Почему
черепаха обогнала зайца?

Как называется такая черта характера?

Создайте словесный рисунок
заключительной части сказки «Заяц и черепаха».

— Опишите место действия.

— Как должен выглядеть заяц, каким вы
его изобразите: удивленным, оторопелым, сердитым, радостным?

-А как должна выглядеть черепаха?

В каких словах
выражена главная мысль сказки?

Как вы
это понимаете?

Слушают

-ответы
детей

Издеваться,
смеяться

-пошла

-кто
быстрее лесную поляну обежит.

-потому
что черепаха медленная, а заяц шустрый, быстрый.

-лежал
под кустом и посмеивался.

-потому
что он был слишком уверенным в себе, переоценил себя.

-самоуверенный

-насмехался,
издевался.

«Спеши,
спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню»

-потому
что пока заяц смеялся над черепахой,
она упорно двигалась к цели.

-упорство

-поляна

-удивленным,
оторопелым

-молчаливой,
мудрой, но радостной внутри.

-лежа на
месте и от черепахи можно отстать.

-самонадеянность и хвастовство к добру не приведут. Упорство и
терпение всегда вознаграждаются

Если
ничего не делать и не прикладывать усилий, то у тебя ничего не получится.

Регулятивные: умение
соотносить свои действия с действиями учителя;

Познавательные:  умение строить речевое
высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные
Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно,

10. Обобщение (вторичный синтез)

В
этой сказке не случайно главными героями стали заяц и черепаха. У многих народов
черепаха является воплощением мудрости, она всё делает не спеша, хорошенько
подумав.

—  Найдите в тексте слова, которые говорят о действиях
черепахи и о действиях зайца.

— Выберите качества, характеризующие черепаху и зайца: упорство, лень, самонадеянность, терпеливость, настойчивость,
хвастовство, мудрость, легкомыслие

— Расскажите, что вы узнали
о черепахе, а о зайце?

К кому из героев вы
испытываете симпатию?

-Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте все
пословицы.
Поспешишь, людей насмешишь.

Не спеши языком, торопись делом.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

— Объясните
их смысл.

– Какая
из них больше всего подходит к прочитанной сказке?

   А в жизни бывают случаи, похожие на эту сказку?

 В чём можно кого-то обогнать?

-Молодцы.

Выразительное чтение отрывков по
картинке.

 Рассмотрите картинку.
Найдите отрывок из сказки. Выразительно прочитайте.

https://pbs.twimg.com/media/DVVSvi6WAAA6t_3.jpghttps://i.pinimg.com/originals/ad/9d/49/ad9d49ab87e4b84f16c6ab88aec06b6e.jpg

.

-черепаха — пустилась, медленно,
двигалась, пришла к цели

-заяц лежит под кустом,
посмеивается.
смеётся,потешался,

кинулся за нею

Черепаха: упорство, терпеливость, настойчивость, мудрость

Заяц: лень, самонадеянность, хвастовство, легкомыслие

Ответы детей

Ответы
детей

-если ты
будешь спешить, то допустишь ошибку и этим насмешишь людей.

-нужно
меньше говорить и больше делать.

-если не
приложить усилий, то ты ничего не получишь.

 -Не
спеши языком, поспеши делом

-да


Например: можно обогнать кого-то в учебе, то есть учиться лучше другого.

— Поспорили
однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась
в путь, а заяц лежит под кустом и посмеивается: «Спеши, спеши черепаха, всё
равно я тебя обгоню».

Но пока
он потешался, черепаха-хоть и тихо шла-оказалась у цели.

Познавательные:
— осуществлять анализ;
— освоение приёмов поиска нужной информации;
— умение высказывать и пояснять свою точку
зрения;

— отвечать на простые и сложные вопросы
учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

.

11. Итог
урока, рефлексия


Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

-Какое
это произведение?

Какого
народа?

-верно!


Молодцы. Ребята, если вы хорошо работали на уроке и у вас не было никаких затруднений,
то поднимите большой пальчик вверх, если у вас были небольшие затруднения, то
в сторону, а если ничего не получилось, то вниз.

-Заяц и
черепаха.

-народное

-ингушского
народа.

Регулятивные: умение ориентироваться в своей
системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; оценка деятельности.

Тип урока: урок «открытия» новых
знаний.

Цель: организовать деятельность
обучающихся по ознакомлению с устным народным творчеством на примере ингушской
сказки «Заяц и черепаха».

·        
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение,
определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный
смысл, понимать и объяснять нравственные поступки героев, соотносить пословицы
с главной мыслью.

·        
— познавательные: формирование
овладения обучающимися навыками смыслового чтения; формирование анализа
объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формирование
выбора вида чтения в зависимости от цели.

·        
— регулятивные: формирование
планирования учебной деятельности; формирование принятия и выполнения
поставленной учебной задачи; формирование познавательной инициативы в учебном
сотрудничестве; формирование предвосхищения у обучающихся результата
деятельности.

·        
— коммуникативные: формирование
у учащихся готовности вступления в общение (выражать свою точку зрения, слушать
другого, соблюдать правила общения); формирование осуществления взаимного
контроля и оказания в сотрудничестве взаимопомощи; формирование
адекватного осознания собственного поведения и поведения окружающих.

·        
Личностные: формирование
умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев; формирование интереса к
учебному материалу; формирование положительного отношение к процессу учения, к
приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения.

Оборудование: учебник  Литературное чтение 1 класс, мультимедиа проектор.

Класс 1«А» МБОУ «СОШ №37»
г. Астрахани

Усаева К.Ю.

Линецкая Е.А.

Шалдаева В.В.

Русская народная сказка «Финист — Ясный Сокол» в обработке А. Платонова была опубликована в сборнике сказок в 1947 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: сказка в обработке А. Платонова
Название произведения: «Финист — Ясный Сокол»
Жанр: сказка
Год написания: 1947
Издательство: Искатель
Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Марьюшка — девушка красавица, младшая дочь крестьянина. Бесстрашная, верная, любящая. Добрая и работящая.
Финист — ясный сокол — превращался в доброго молодца. Большую часть сказки спал одурманенный царицей.
Царица — злая и коварная, хотела силой удержать Финиста, но продавала его Марьюшке за золотые и серебряные вещи.
Крестьянин — отец Марьюшки
Старшие дочери — завистливые и некрасивые
Баба Яга — три сестры, добрые, но очень страшные

Краткое содержание и сюжет

Умерла у крестьянина жена и остался он один с тремя дочерьми. Хотел работницу нанять, но младшая дочь Марьюшка сказала, что и сама с хозяйством справится. Была Марьюшка добрая и работящая, настоящая красавица, а сестры были злые и завистливые.

Вот поехал крестьянин в город, сестры полушалок просят, Марьюшка — перо Финиста. Привез отце подарки старшим дочерям, младшей перышко не достал. Во второй раз в город поехал. Старшие сапожки просят, младшая снова перо Финиста. И снова не смог найти отец подарка. В третий раз едет, встречает старика, а тот и отдает ему перо Финиста — ясного сокола.

Сестры на Марьюшкой смеялись, а она ночью взяла перо, да приказала явится перед ней Финисту -ясному соколу. И тут же Финист явился и добрым молодцом стал. Три ночи так Марьюшка к себе Финиста зазывала. А потом сестры заподозрили неладное, на окно ножей острых воткнули.

Бился о ножи Финист, всю грудь изранил. Улетел, но сказал, что найти его будет трудно. Проснулась Марьюшка, услышала те слова, заплакала, и к отцу пошла. Сказала, что уходит, заказала три пары башмаков железных, три колпака и три посоха и пошла в дальний путь.

Долго ли шла, коротко ли, износила одни башмаки, стерла посох. Видит избушка на курьих ножках. Зашла в нее Марьюшка, а там баба-яга сидит, на русский дух жалуется. Сказала двушка, что Финиста — ясного сокола ищет.

Баба-яга сказала, что опоила Финиста царица, женихом сделала. Дала Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко и отправила в тридевятое царство. Идет Марьюшка через лес, а тут кот выскакивает, предупреждает, что дальше еще страшнее будет.

Пришла Марьюшка к еще одной избушке на курьих ножках, с черепами на тыне. А там другая баба-яга, сестра прежней. Дала она Марьюшке серебряные пяльцы и золотую иголку и тоже не продавать их наказывала. Пошла Марбьюшка дальше. Собака бежит, предупреждает, что страшно будет. Сносила Марьюшка уже третьи башмаки, до третьей избушки дошла. А там еще более старая и страшная баба. Дала она Марьюшке серебряное донце и золотое веретенце и опять не продавать наказала.

Теперь уже волк навстречу. Посадил Марьюшку, до царства нужного довез. Нанялась Марьюшка к царице в работницы. Днем работает, ночью ей блюдце и яичко Финиста показывают. Узнала про то царица, продать просит блюдце с яичком.

А Марьюшка просит Финиста показать. Согласилась царица, привела Марьюшку к Финисту. Спит Финист -ясный сокол непробудным сном, не дозвалась его Марьюшка. Опять работает Марьюшка, а серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают.

Снова просит царица продать пяльцы и иголочку, а Марьюшка Финиста показать требует. Опять привела царица Марьюшку к Финисту. Но спит Финист, не просыпается. Достала Марьюшка серебряное донце и золотое веретенце и снова история повторяется. Только на этот раз заплакала Марьюшка, упала ее слеза на плечо Финиста и проснулся тот.

Увидел Марьющшку, обрадовался, хотел домой ехать. А царица подговорила князей и купцов схватить Финиста и казнить. Да только Финист их спрашивает, кто человеку жена настоящая, та которая обманывает, или та, которая крепко любит. Согласились все, что Марьюшка настоящая жена Финиста и уехали они с Финистом и стали жить, да добро наживать.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Было у крестьянина три дочери, старшие жадные и завистливые, младшая, Марьюшка — добрая и работящая. Подарил крестьянин Марьюшке перо Финиста, а сестры ножи в окно воткнули и улетел Финист в дальние края. Пошла Марьюшка Финиста искать, три пары сапог железных сносила, у трех баб-яг была, три подарка получила. Нанялась Марьюшка к царице работать, а та подарки волшебные продать просит. Отдавала Марьюшка подарки за право взглянуть на Финиста, но тот спал и не просыпался, пока не заплакала Марьюшка. Не хотела царица Финиста отпускать, но князья и купцы решили, что жена Финиста Марьюшка.

План пересказа

  • Марьюшка ведет хозяйство
  • Подарки дочерям
  • Перо Финиста — ясного сокола
  • Зависть сестер
  • Марьюшка идет на поиски
  • Баба-яга, блюдце и яичко
  • Баба-яга, пальцы и иголка
  • Баба-яга, веретено и донце
  • Помощь серого волка
  • Первая ночь с Финистом
  • Вторая ночь с Финистом
  • Пробуждение Финиста
  • Свадьба

Основная мысль

Любовь не купишь и не продашь.

Чему учит

Эта сказка учит нас быть добрыми, трудолюбивыми, настойчивыми. Учит хранить верность в любви и не останавливаться перед преградами на пути к своей цели. Учит тому, что нельзя торговать любимым человеком, учит тому, что добро и любовь всегда будут вознаграждены по заслугам.

Отзыв и что понравилось

Очень красивая и интересная история о любви, полная волшебства. Мне очень нравится главная героиня этой сказки — Марьюшка. Веселая и добрая девушка, она полюбила доброго молодца Финиста и смогла пройти очень сложный путь, но вернуть себе Финиста. В сказке много волшебных превращений, в ней действуют добрые и злые герои, но заканчивается она очень хорошо. И именно поэтому мне так нравится эта сказка.

Признаки волшебной сказки

  • Троекратные повторы: три раза ездил крестьянин в город, три бабы-яги встретила Марьюшка, три подарка получила, три ночи будила Финиста.
  • Волшебные превращение — Финист превращался в птицу и в человека
  • Волшебные существа — баба-яга, серый волк
  • Волшебные предметы — пяльцы, иголка, веретено, яичко, донце

Пословицы

  • Дорогу осилит идущий.
  • Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
  • В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.

Словарь непонятных слов

Полушалка — небольшой платок
Пяльца — кольца для вышивания
Донце — доска для ткацкого станка

Краткое содержание сказки «Марья Моревна», которая является русской народной сказкой, воспитала не одно поколение детей. Команда Литеровед.ру озвучила все главные моменты произведения, благодаря которым ознакомиться с произведением можно в кратчайшие сроки.

Главные герои

  • Иван-царевич — добрый молодец, муж Марьи Моревны.
  • Марья Моревна — жена Ивана-царевича.

Краткое содержание

Жил Иван-царевич, у которого было три сестры. Перед смертью родители сказали Ивану выдавать замуж сестер за первого человека, который к ним посватается.

Однажды непогода прогнала их с прогулки. Когда они зашли в дом – началась сильная гроза. В это время в дом залетел сокол, который превратился в прекрасного юношу. Посватался он к Марье. Она согласилась и отправилась жить к нему в царство.

Через год они снова отправились на прогулку, но опять непогода прогнала их домой. Тут появился Орел, который тоже превратился в парня. Он попросил руки Ольги. Девушка так же ответила согласием и стала жить у него в царстве.

Через год история повторилась, но влетел, на сей раз ворон, который стал прекраснейшим парнем. Он посватался к Анне и унес её к себе во владения.

Год прожил Иван один и решил он отыскать своих сестер. На пути ему встретилась рать-сила, которая была вся побита. Когда Иван спросил, кто же их так? То ему ответили, что всех побила Марья Моревна.

Далее последовал Иван и вышел к шатрам Марьи Моревны. Пригласила она его погостить. Иван согласился и через какое-то время женился на ней. Спустя несколько лет Марья Моревна собралась на войну, а Ивана оставила присматривать за хозяйством. При этом строго-настрого приказала не заглядывать в чулан.

Ослушался Иван жену и нашел в чулане Кощея Бессмертного, прикованного цепями. Тот попросил напиться, а когда Иван дал ему воды – разорвал цепи, догнал Марью и унес к себе. Решил Иван, во что бы то ни стало найти свою жену.

По пути он забрел в гости к своей сестре Марье и её мужу соколу. Рассказал он им все, что с ним случилось. Попросили они оставить Ивана свою ложку, чтоб она им о нем напоминала.

Дальше он пришел ко второй своей сестре Ольге и мужу её орлу. Посочувствовали они Ивану и попросили оставить вилку серебряную.

Когда он пришел к третьей сестре Анне и мужу её ворону, то они попросили оставить его серебряную табакерку.

На четвертый день отыскал он Марью Моревну, с которой быстро сбежал. Когда Кощей возвращался с охоты – конь под ним споткнулся. Конь рассказал тому о случившемся. Кощей помчался и догнал беглецов. Сказал Ивану, что за три ведра воды простит его два раза, а в третий раз зарубит. Забрал Марью Моревну и увез с собой.

Второй раз Иван предпринял такую же попытку, но опять их Кощей догнал и Марью Моревну забрал обратно.

Третий раз Иван пришел за своей женой, но она предупредила его, что если Кощей их догонит – то изрубит Ивана. Он согласился. Но опять Кощей догнал их, изрубил Ивана, положил в бочку, которую засмолил и сковал обручами и сбросил в море. А жену его забрал.

В тот же час все серебряные предметы стали черными и поняли сестры, что приключилась беда. Полетел орел и вытащил бочку из моря, сокол принес живую воду, а ворон принес мертвую воду. Оживили зятья Ивана и стали звать к себе. Но он сказал, что опять пойдет искать свою жену. Когда он к ней пришел, то попросил узнать, где Кощей взял такого коня. Рассказал Кощей Марье Моревне, что жеребенка ему подарила Баба Яга.

Тогда она начала у него выспрашивать, как он пробрался через все преграды на пути. Он рассказал про чудо-платок, который помог ему.

Марья Моревна все это рассказала Ивану и передала платок.

Пошел Иван искать Бабу Ягу. Ему очень хотелось есть, но когда он хотел съесть цыпленка, то птица попросила его не делать этого. То же самое было и с медом, и с львенком. Когда он дошел до Бабы Яги, то увидел около ее дома двенадцать кольев с одиннадцатью человеческими головами.

 Баба Яга дала ему задание три дня устеречь кобылиц. Если он справится – даст ему жеребенка. Если нет – повесит его голову на последний кол.

Только вывел Иван лошадей – как те разбежались кто куда. Он заплакал и уснул. Тут прилетела птица, цыпленка которой он пожалел, и сказала, чтоб он отправлялся обратно – кобылицы уже дома.

На второй день случилось тоже самое. На этот раз львица помогла – зверье загнало кобылиц домой.

На третий день история повторилась. Прилетела пчела, сказала украсть слабенького жеребенка и уходить от Бабы Яги. Иван все выполнил как надо. Оседлал жеребенка, благодаря платку перебрался через огненную реку, а когда был уже на другом берегу – махнул платком и мост стал тонким.

Баба Яга гналась за Иваном, но посредине мост сломался, она упала в огненную реку и умерла. А Иван откормил жеребенка и поехал к Марье Моревне.

Ускакали они. Ели догнал их Кощей, но конь ударил его, а Иван добил палицей. Потом развел костер и сжег Кощея, а прах развеял.

После этого стали жить они с Марьей Моревной долго и счастливо.

На чтение 9 мин. Просмотров 22 Опубликовано

Русская народная сказка «Финист — ясный сокол» в обработке А. Платонова Жанр: волшебная народная сказкаГлавные герои сказки «Финист — ясный сокол» и их характеристика 

  1. Марьюшка, девушка красавица, младшая дочь крестьянина. Бесстрашная, верная, любящая. Добрая и работящая.
  2. Финист — ясный сокол. Превращался в доброго молодца. Большую часть сказки спал одурманенный царицей.
  3. Царица — злая и коварная, хотела силой удержать Финиста, но продавала его Марьюшке за золотые и серебряные вещи.
  4. Крестьянин, отец Марьюшки
  5. Старшие дочери, завистливые и некрасивые
  6. Баба Яга — три сестры, добрые, но очень страшные

План пересказа сказки «Финист — ясный сокол»

  1. Марьюшка ведет хозяйство
  2. Подарки дочерям
  3. Перо Финиста — ясного сокола
  4. Зависть сестер
  5. Марьюшка идет на поиски
  6. Баба-яга, блюдце и яичко
  7. Баба-яга, пальцы и иголка
  8. Баба-яга, веретено и донце
  9. Помощь серого волка
  10. Первая ночь с Финистом
  11. Вторая ночь с Финистом
  12. Пробуждение Финиста
  13. Свадьба

Кратчайшее содержание сказки «Финист — ясный сокол» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у крестьянина три дочери, старшие жадные и завистливые, младшая, Марьюшка — добрая и работящая
  2. Подарил крестьянин Марьюшке перо Финиста, а сестры ножи в окно воткнули и улетел Финист в дальние края.
  3. Пошла Марьюшка Финиста искать, три пары сапог железных сносила, у трех баб-яг была, три подарка получила.
  4. Нанялась Марьюшка к царице работать, а та подарки волшебные продать просит.
  5. Отдавала Марьюшка подарки за право взглянуть на Финиста, но тот спал и не просыпался, пока не заплакала Марьюшка.
  6. Не хотела царица Финиста отпускать, но князья и купцы решили, что жена Финиста Марьюшка.

Главная мысль сказки «Финист — ясный сокол» Любовь не купишь и не продашь.Чему учит сказка «Финист — ясный сокол» Эта сказка учит нас быть добрыми, трудолюбивыми, настойчивыми. Учит хранить верность в любви и не останавливаться перед преградами на пути к своей цели. Учит тому, что нельзя торговать любимым человеком, учит тому, что добро и любовь всегда будут вознаграждены по заслугам.Отзыв на сказку «Финист — ясный сокол» Очень красивая и интересная история о любви, полная волшебства. Мне очень нравится главная героиня этой сказки — Марьюшка. Веселая и добрая девушка, она полюбила доброго молодца Финиста и смогла пройти очень сложный путь, но вернуть себе Финиста. В сказке много волшебных превращений, в ней действуют добрые и злые герои, но заканчивается она очень хорошо. И именно поэтому мне так нравится эта сказка.Пословицы к сказке «Финист — ясный сокол» Дорогу осилит идущий. Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.Краткое содержание, пересказ сказки «Финист — ясный сокол» Умерла у крестьянина жена и остался он один с тремя дочерьми. Хотел работницу нанять, но младшая дочь Марьюшка сказала, что и сама с хозяйством справится. Была Марьюшка добрая и работящая, настоящая красавица, а сестры были злые и завистливые. Вот поехал крестьянин в город, сестры полушалок просят, Марьюшка — перо Финиста. Привез отце подарки старшим дочерям, младшей перышко не достал. Во второй раз в город поехал. Старшие сапожки просят, младшая снова перо Финиста. И снова не смог найти отец подарка. В третий раз едет, встречает старика, а тот и отдает ему перо Финиста — ясного сокола. Сестры на Марьюшкой смеялись, а она ночью взяла перо, да приказала явится перед ней Финисту -ясному соколу. И тут же Финист явился и добрым молодцом стал. Три ночи так Марьюшка к себе Финиста зазывала. А потом сестры заподозрили неладное, на окно ножей острых воткнули. Бился о ножи Финист, всю грудь изранил. Улетел, но сказал, что найти его будет трудно. Проснулась Марьюшка, услышала те слова, заплакала, и к отцу пошла. Сказала, что уходит, заказала три пары башмаков железных, три колпака и три посоха и пошла в дальний путь. Долго ли шла, коротко ли, износила одни башмаки, стерла посох. Видит избушка на курьих ножках. Зашла в нее Марьюшка, а там баба-яга сидит, на русский дух жалуется. Сказала двушка, что Финиста — ясного сокола ищет. Баба-яга сказала, что опоила Финиста царица, женихом сделала. Дала Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко и отправила в тридевятое царство. Идет Марьюшка через лес, а тут кот выскакивает, предупреждает, что дальше еще страшнее будет. Пришла Марьюшка к еще одной избушке на курьих ножках, с черепами на тыне. А там другая баба-яга, сестра прежней. Дала она Марьюшке серебряные пяльцы и золотую иголку и тоже не продавать их наказывала. Пошла Марбьюшка дальше. Собака бежит, предупреждает, что страшно будет. Сносила Марьюшка уже третьи башмаки, до третьей избушки дошла. А там еще более старая и страшная баба. Дала она Марьюшке серебряное донце и золотое веретенце и опять не продавать наказала. Теперь уже волк навстречу. Посадил Марьюшку, до царства нужного довез. Нанялась Марьюшка к царице в работницы. Днем работает, ночью ей блюдце и яичко Финиста показывают. Узнала про то царица, продать просит блюдце с яичком. А Марьюшка просит Финиста показать. Согласилась царица, привела Марьюшку к Финисту. Спит Финист -ясный сокол непробудным сном, не дозвалась его Марьюшка. Опять работает Марьюшка, а серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают. Снова просит царица продать пяльцы и иголочку, а Марьюшка Финиста показать требует. Опять привела царица Марьюшку к Финисту. Но спит Финист, не просыпается. Достала Марьюшка серебряное донце и золотое веретенце и снова история повторяется. Только на этот раз заплакала Марьюшка, упала ее слеза на плечо Финиста и проснулся тот. Увидел Марьющшку, обрадовался, хотел домой ехать. А царица подговорила князей и купцов схватить Финиста и казнить. Да только Финист их спрашивает, кто человеку жена настоящая, та которая обманывает, или та, которая крепко любит. Согласились все, что Марьюшка настоящая жена Финиста и уехали они с Финистом и стали жить, да добро наживать.Признаки волшебной сказки

  1. Троекратные повторы: три раза ездил крестьянин в город, три бабы-яги встретила Марьюшка, три подарка получила, три ночи будила Финиста.
  2. Волшебные превращение — Финист превращался в птицу и в человека
  3. Волшебные существа — баба-яга, серый волк
  4. Волшебные предметы — пяльцы, иголка, веретено, яичко, донце

Рисунки и иллюстрации к сказке «Финист — ясный сокол»

Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако,  Марьюшка  отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари, а сестры ее лишь наряжаются и веселятся. 

Вот поехал отец в город и интересуется у дочек, что им привезти. Старшая да средняя просят наряды и безделушки разные, только Марьюшке нужно было перышко от Финиста — ясного сокола.

По дороге домой встретил он странного старичка, который и подарил ему заветное перышко.

Привез крестьянин подарки домой, девушки радуются и над сестренкой подсмеиваются.

Вот легли все спать, а она взяла перышко и промолвила волшебные слова. С тех пор являлся к ней жених ночью, а утром превращался в птицу вновь. Завистливые сестры выследили ее и устроили ловушку соколу. Поранился он об острые ножи,  никак не мог прорваться к девушке. Тогда он сказал, что будет она его долго искать, износив не одну пару обуви.

Отправилась Марьюшка в путь.  Шла, шла она и встретилась ей избушка, в которой жила баба-яга. Она то и рассказала ей о том, что ее жениха околдовала злая волшебница, превратила его в птицу и сделала своим супругом насильно. Подарила девушке старуха блюдце и золотое яичко и отправила ее в далекое царство. Так же посоветовала она ей, чтобы Марюшка нанялась работать к царице, и когда она закончит все дела, стала бы катать яичко по блюдечку. И если ее попросят продать это чудо, не соглашаться.

Когда девушка шла по дремучему лесу, все звери лесные ей помогали добраться. А серый волк даже домчал ее до великолепного терема. Здесь она пошла, трудиться к правительнице.

За ее вещи, которые ей подарили старухи, она смотрела на своего суженого. Но ей пришлось делать это ночью, когда он крепко спал, и его невозможно было разбудить. И вот осталось у нее только донце и веретенце, и их она отдала за встречу с женихом. Только не просыпается Финист — ясный сокол. Зарыдала тут девушка, и одна слеза упала на него. Проснулся ее возлюбленный.  Но не хочет отдавать колдунья Финиста — ясного сокола. Тогда он при всех подданных спросил, может ли настоящая супруга лгать? Тут все поняли, что ему в жены годится Марьюшка.

Поженились они и стали жить счастливо.

Произведение учит нас тому, что каждый из нас может сам сделать себя счастливым, добиваясь трудом упорством и любовью к людям.

Оцените произведение: Голосов: 263

Читать краткое содержание Финист — ясный сокол. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Финист — ясный сокол

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

  • Краткое содержание Королёк — птичка певчая Гюнтекин по частям

    Девочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.

  • Краткое содержание Принц и нищий Марк Твен

    В романе рассказывается про двух личностей, одна из которых – принц, а другая – нищий. Пути обоих мальчиков пересекаются, и они меняются как бы своими именами и положениями в обществе

  • Краткое содержание Куприн Суламифь

    В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

  • Краткое содержание Лесков Кадетский монастырь

    Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности.

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_27.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/finist-yasnyj-sokol-skazka

Предыстория

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.
Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:
Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева
Сказка под номером 82
Сказка под номером 83
Сказка под номером 84
Вид теремка
«Построила муха терем»
Кувшин
Лошадиная голова
 Кто жил в теремке
муха-горюха
вошь-поползуха
блоха-попрядуха
комар долгоногий
мышечка-тютюрю?шечка
ящерка-шероше?рочка
лиса Патрикеевна
заюшко из-под ку?стышка
волчище серое хвостище
муха-шумиха
комар-пискун
мышь из-за угла хмыстень
лягушка на воде балагта
заяц на поле свертень
лиса на поле краса
собака гам-гам
волк из-за кустов хап
мышка-норышка
лягушка-квакушка
заяц на горе увёртыш
лисица везде поскокиш
волк из-за кустов хватыш
Кто разрушил теремок
медведь толстоногий
медведь лесной гнёт
медведь всех вас давишь
Как разрушил теремок
спустил лапой по терему и разбил его
Сел на кувшин и всех раздавил
сел на голову и раздавил всех
Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.
Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.
В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:
«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».
Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.
Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норышка; а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.
Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий».  Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.
Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.
Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.
В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:
— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)
— А я лесной гнёт!
Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)
— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)
Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Специфика советского понимания

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.
Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.
Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.

  • Три поросенка сказка читательский дневник
  • Три поросенка сказка чья сказка страна
  • Три поросенка сказка михалкова слушать
  • Три поросенка и другие сказки
  • Три медведя сказка рисунок для детей