«Щелкунчик и Мышиный король»
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Пожалуй, «Щелкунчик» Гофмана — это первая рождественская история, которая приходит на ум. Уже два века она пользуется неизменной любовью читателей разного возраста, ее экранизируют, ставят на сцене, разыгрывают на детских утренниках, превращают в аудиоспектакли. По мотивам этой сказки был написан балет Петра Чайковского, главную партию из которого вы наверняка узнаете с первых нот.
В «Щелкунчике» много нравственных и философских уроков. Он воспитывает в людях сострадание и милосердие, оживляет отвагу и пробуждает любовь. Если вы вдруг не читали историю Франца и Мари, а также самоотверженного Щелкунчика — обязательно сделайте это одним из зимних вечеров.
«Тревожные люди»
Фредрик Бакман
Шведский писатель Фредрик Бакман занимает особое место в читательских сердцах. Его романы — это квинтэссенция человечности, мудрости, терпимости и доброты. О ком бы он ни писал — о маленькой девочке или о ворчливом пенсионере, — это сделано с любовью. Кажется, что Бакман видит в людях потаенное, светлое, вечное.
«Тревожные люди» вышли в России в пандемийный 2020 год. Это предновогодняя история о том, как важно оставаться человеком в самых непростых ситуациях. Начинается она как лихой детектив, в котором герои отчаянно разыскивают грабителя, захватившего в плен восемь заложников, а в финале все оборачивается философской притчей, дарующей надежду на то, что любую ошибку можно исправить.
«Адвент»
Ксения Букша
Камерный роман писательницы Ксении Букши наполнен музыкой, поэзией и нежностью. Главная героиня — маленькая Стеша — живет в ожидании чуда, каждый день открывая окошко адвент-календаря (своего рода планировщик). Скоро Рождество, а значит, счастье и радость. Но ее родители, Костя и Аня, живут обычной серой жизнью, доведенной до автоматизма, как это часто бывает у взрослых. Они не чувствуют новогоднее настроение и без особого энтузиазма покупают подарки, ставят елку, поддерживают быт, заботятся о ребенке. В какой-то момент Аня предлагает мужу начать коллекционировать разные виды смеха и вспомнить, как смеялись люди из их прошлого, чтобы хоть как-то раскрасить привычную жизнь.
«Рождество и красный кардинал»
Фэнни Флэгг
Американская актриса и писательница Фэнни Флэгг сочинила душеспасительную зимнюю сказку — «Рождество и красный кардинал». Отставной военный Освальд Т. Кэмпбелл, главный герой истории, узнает страшный диагноз и бежит из неуютного Чикаго в гостеприимное местечко под названием Затерянный Ручей, чтобы встретить там свое последнее Рождество. Жители городка принимают его как родного. В какой-то момент Освальд оказывается в центре всеобщего внимания. Тепло и доброта людей оживляют в нем давно забытые чувства и избавляют от депрессии. А в конце, как и полагается в сказке, обязательно случится новогоднее чудо.
«Остаемся зимовать»
Шейн Джонс
Еще одна книга современного писателя, которую стоит читать зимой. Действие романа (а если точнее, сюрреалистической притчи) происходит в маленьком городке, в котором властвует Февраль. Он вовсе не добрый волшебник, а тиран и деспот. Он крадет детей, бесчинствует, стирает воспоминания и держит людей в страхе. Город, заметенный снегом, живет без единой надежды на спасение и весну. Но ужас не может быть вечным — горожане, объединившись, решают дать отпор диктатору и объявляют ему войну.
«Зима»
Али Смит
Продолжение «Сезонного квартета» британской писательницы.
Зима Али Смит — это время, когда все обездвижено холодом и мертво. В этой страшной снежной реальности она размышляет о том, как зыбко существование современного человека, как одинок он перед лицом вселенной. Герои Смит плывут по течению и не знают, есть ли у них шанс спастись.
По сюжету известный блогер Арт едет к матери, чтобы встретить с ней Рождество. Накануне он поругался со своей девушкой Шарлоттой, которую должен был привезти к матери познакомиться, поэтому берет с собой незнакомку. По договоренности она будет три дня притворяться его парой, а в итоге окажется, что все произошедшее — к лучшему. То, что начинается как катастрофа, внезапно оборачивается рождественской историей о примирении и семейном воссоединении.
«Сахарная королева»
Сара Аллен
Простая, незамысловатая книга о том, как 27-летняя Джози Сиррини живет рядом с токсичной матерью, заедает стресс спрятанными в шкафу сладостями и боится что-то изменить. Но внезапно ее привычный покой нарушает Делла Ли — бунтарка и эгоистка. Она врывается к ней домой, требует укрытия и помощи, потому что находится в бегах. Но потом девушка понимает, что именно Джози нужно спасать.
Сара Аллен написала зимнюю историю о дружбе и любви, а также о непростых взаимоотношениях между людьми.
«Метель»
Владимир Сорокин
Повесть «Метель», написанная Владимиром Сорокиным в 2010 году, сильно отличается от его привычных, провокационных произведений. В ней много традиционно русского и очень литературного, поэтичного и метафоричного.
По сюжету 42-летний доктор Платон Гарин едет в глухую деревню Долгое делать вакцинацию, чтобы спасти людей от ужасного боливийского вируса, превращающего людей в зомби. По дороге он попадает в страшную, безнадежную метель. Это путешествие может стать для него последним.
В 2020 году «Метель» была награждена престижной премией «Супер-НОС» и признана книгой десятилетия.
«Путешествие в Россию»
Теофиль Готье
Французский писатель, журналист, автор поэтического сборника «Эмали и камеи» Теофиль Готье был заядлым путешественником. Он объездил всю Европу, знакомился с местными жителями, изучал традиции и отразил это в своих художественных очерках. Приезжал Готье и в Россию, причем дважды — в 1858/59 и 1861 годах. В «Путешествии в Россию» Готье делится впечатлениями от этих поездок, фиксирует свои мысли и ощущения от российского быта и людей. К снегу Готье питал особую страсть: «…ничто мне так не нравится, как эта ледяная рисовая пудра, от которой светлеет темный лик земли». С присущей ему поэтической экспрессией Готье описал заснеженные Петербург и Москву — в его книге они словно застыли: прекрасные, живые и вечные.
«Рождественская песнь в прозе»
Чарльз Диккенс
Одна из самых известных рождественских историй от классика английской литературы Чарльза Диккенса. Главный герой — жадина по имени Эбинезер Скрудж, который трясется над своим богатством как Кощей. Он не любит людей и разочаровался в праздниках, единственное, что ему по-настоящему дорого, — это деньги. Но все меняется, когда Скруджу является дух его умершего компаньона, который страдает в загробной жизни из-за того, что был зациклен на себе и материальном. У жадины Скруджа появляется шанс все исправить.
«Рождественская песнь в прозе» Диккенса была неоднократно экранизирована. Это добрая и поучительная сказка о том, что эгоизм и сребролюбие не доводят до добра.
А по специальному промокоду ТАСС на сайте «ЛитРес» все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный этап
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Карина
Юрьевна. И сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
— Садитесь.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должно
быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Коммуникативные: умение слушать и понимать
речь других.
Личностные:
правильная
посадка за партой.
2.
Актуализация знаний. Целеполагание.
Речевая разминка.
·
Проворонила ворона вороненка.
·
Вертолет вертел винтами, волновал траву с
цветами.
– Прочитайте чистоговорки про себя. А теперь
читаем вслух: сначала медленно, а затем быстро
Какую чистоговорку нужно прочитать
грустно, а какую весело?
– Прочитайте чистоговорки с нужной интонацией.
-Молодцы!
Давайте проведем викторину «Узнай сказку!».
1. Жили-были лиса да заяц. У
лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна — у
лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Из какой сказки отрывок?
Что было дальше?
Чему учит сказка?
Какой народ написал сказку?
2. — Почистить два таза? — рассердилась
белочка.— Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили
старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой
черепахой.
Из какой сказки отрывок?
Почему белочка рассердилась?
Чему учит сказка?
Какой народ написал сказку?
3. Давным-давно жили-были два очень ленивых
человека.
Однажды отправились они в лес.
В лесу росла яблоня, плоды которой были очень
вкусными.
Из какой сказки отрывок?
Наелись герои яблочками? Почему?
Чему учит сказка?
Какой народ написал сказку?
Работа с выставкой книг.
Ребята, внимательно посмотрите на слайд.
Что объединяет все эти книги?
Найдите на выставке лишнюю книгу. Объясните свой выбор.
— Как вы думаете, как мы можем назвать эту
выставку?
Сегодня мы прочитаем еще одну сказку. Чтобы
узнать, какую, отгадайте загадки.
-А теперь послушайте загадки.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою — белый,
Он, скажите, вам знаком?
У кого четыре лапки,
Голова, короткий хвост,
Панцирь сверху в виде шапки?
Кто ответит на вопрос?..
– О ком загадки? Как догадались?
Кто же догадался, как называется сказка?
Откройте стр. 77, прочитайте. Что
написано под сказкой?
-Какая тема нашего урока?
-Какие задачи поставим перед собой?
Слушают учителя, произносят скороговорки.
-1 нужно читать грустно, так как ворона потеряла своего детеныша.
-2 прочитаем весело
-лиса, заяц и петух
-лиса попросилась к зайцу погреться, да и выгнала его.
·
-«Лиса, заяц и петух» учит тому, что нужно иметь совесть, не
бояться ради друга лезть даже в битву с более сильным.
·
—русский народ
-что нет ничего важнее наших родителей.
-татарский народ
-два лентяя
-нет, они пошли голодными домой, потому что им даже жевать лень.
-что ничего просто так тебе не достанется, если ты не приложишь
усилий
-татарский народ
-они написаны народом
-лиса, заяц и петух
-она русская народная, а остальные татарские народные
-народные сказки, сказки разных
народов
(Заяц)
(Черепаха)
-Заяц и черепаха. По описанию.
.Ингушская народная сказка.
-Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха»
-Познакомиться с ингушской народной сказкой, выяснить главную
мысль, научиться выразительно читать.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: умение строить речевое
высказывание.
Регулятивные: уметь определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
-Ребята,
Российская
Федерация – многонациональная страна. На её территории проживает более 150
народов, и у каждого из них своя история, культура, фольклор. Сказки народов
России интересны тем, что в них отражены национальные особенности. Читая эти
сказки, вы знакомитесь с традициями народов, живущих в России. Ингуши́ — народ, проживающий на Северном Кавказе Российской
Федерации.
Это очень добрый, открытый, душевный народ.
Уважение собственного достоинства и достоинства другого – основные духовные
принципы национальной культуры ингушей.
(смотрят
на слайд)
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: умение строить речевое
высказывание.
7. Физкультминутка
Встали дружно из-за парт
И скорее стройтесь вряд. Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело.
Поработайте руками,
Поработайте ногами,
Улыбнитесь, день хороший
И похлопайте в ладоши.
Выполняют
физминутку
8. Первичное восприятие.
9. Проверка первичного восприятия.
10. Словарная работа.
Повторное
чтение. Анализ произведения.
)
-Я расскажу сказку, а вы внимательно послушайте
— Какое
впечатление на вас произвела сказка?
— Объясните
значение слова ПОТЕШАТЬСЯ.
У слова потешаться два значения: 1) подшучивать, 2) насмехаться.
В каком значении оно употребляется в сказке, мы сможем узнать,
перечитав ее.
— Как вы понимаете выражение:
«тронулась в путь»?
-А
теперь ребята, мы будем читать по цепочке, поэтому следите внимательно. Я
могу остановить, и продолжит другой ученик.
— О чем
поспорили черепаха и заяц?
— Почему
заяц был уверен, что обгонит черепаху?
— Что он делал, пока черепаха шла?
—Почему он так поступил?
Как называется такая черта характера?
— Как вы
понимаете, что означает слово «потешался»?
Как он
насмехался? Найдите и прочитайте.
— Почему
черепаха обогнала зайца?
Как называется такая черта характера?
Создайте словесный рисунок
заключительной части сказки «Заяц и черепаха».
— Опишите место действия.
— Как должен выглядеть заяц, каким вы
его изобразите: удивленным, оторопелым, сердитым, радостным?
-А как должна выглядеть черепаха?
В каких словах
выражена главная мысль сказки?
Как вы
это понимаете?
Слушают
-ответы
детей
Издеваться,
смеяться
-пошла
-кто
быстрее лесную поляну обежит.
-потому
что черепаха медленная, а заяц шустрый, быстрый.
-лежал
под кустом и посмеивался.
-потому
что он был слишком уверенным в себе, переоценил себя.
-самоуверенный
-насмехался,
издевался.
«Спеши,
спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню»
-потому
что пока заяц смеялся над черепахой, она упорно двигалась к цели.
-упорство
-поляна
-удивленным,
оторопелым
-молчаливой,
мудрой, но радостной внутри.
-лежа на
месте и от черепахи можно отстать.
-самонадеянность и хвастовство к добру не приведут. Упорство и
терпение всегда вознаграждаются
Если
ничего не делать и не прикладывать усилий, то у тебя ничего не получится.
Регулятивные: умение
соотносить свои действия с действиями учителя;
Познавательные: умение строить речевое
высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные
Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно,
10. Обобщение (вторичный синтез)
В
этой сказке не случайно главными героями стали заяц и черепаха. У многих народов
черепаха является воплощением мудрости, она всё делает не спеша, хорошенько
подумав.
— Найдите в тексте слова, которые говорят о действиях
черепахи и о действиях зайца.
— Выберите качества, характеризующие черепаху и зайца: упорство, лень, самонадеянность, терпеливость, настойчивость,
хвастовство, мудрость, легкомыслие
— Расскажите, что вы узнали
о черепахе, а о зайце?
К кому из героев вы
испытываете симпатию?
-Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте все
пословицы.
Поспешишь, людей насмешишь.
Не спеши языком, торопись делом.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
— Объясните
их смысл.
– Какая
из них больше всего подходит к прочитанной сказке?
— А в жизни бывают случаи, похожие на эту сказку?
В чём можно кого-то обогнать?
-Молодцы.
Выразительное чтение отрывков по
картинке.
Рассмотрите картинку.
Найдите отрывок из сказки. Выразительно прочитайте.
.
-черепаха — пустилась, медленно,
двигалась, пришла к цели
-заяц лежит под кустом,
посмеивается. смеётся,потешался,
кинулся за нею
Черепаха: упорство, терпеливость, настойчивость, мудрость
Заяц: лень, самонадеянность, хвастовство, легкомыслие
Ответы детей
Ответы
детей
-если ты
будешь спешить, то допустишь ошибку и этим насмешишь людей.
-нужно
меньше говорить и больше делать.
-если не
приложить усилий, то ты ничего не получишь.
-Не
спеши языком, поспеши делом
-да
—
Например: можно обогнать кого-то в учебе, то есть учиться лучше другого.
— Поспорили
однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась
в путь, а заяц лежит под кустом и посмеивается: «Спеши, спеши черепаха, всё
равно я тебя обгоню».
Но пока
он потешался, черепаха-хоть и тихо шла-оказалась у цели.
Познавательные:
— осуществлять анализ;
— освоение приёмов поиска нужной информации;
— умение высказывать и пояснять свою точку
зрения;
— отвечать на простые и сложные вопросы
учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике
.
11. Итог
урока, рефлексия
—
Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?
-Какое
это произведение?
Какого
народа?
-верно!
—
Молодцы. Ребята, если вы хорошо работали на уроке и у вас не было никаких затруднений,
то поднимите большой пальчик вверх, если у вас были небольшие затруднения, то
в сторону, а если ничего не получилось, то вниз.
-Заяц и
черепаха.
-народное
-ингушского
народа.
Регулятивные: умение ориентироваться в своей
системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; оценка деятельности.
Тип урока: урок «открытия» новых
знаний.
Цель: организовать деятельность
обучающихся по ознакомлению с устным народным творчеством на примере ингушской
сказки «Заяц и черепаха».
·
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение,
определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный
смысл, понимать и объяснять нравственные поступки героев, соотносить пословицы
с главной мыслью.
·
— познавательные: формирование
овладения обучающимися навыками смыслового чтения; формирование анализа
объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формирование
выбора вида чтения в зависимости от цели.
·
— регулятивные: формирование
планирования учебной деятельности; формирование принятия и выполнения
поставленной учебной задачи; формирование познавательной инициативы в учебном
сотрудничестве; формирование предвосхищения у обучающихся результата
деятельности.
·
— коммуникативные: формирование
у учащихся готовности вступления в общение (выражать свою точку зрения, слушать
другого, соблюдать правила общения); формирование осуществления взаимного
контроля и оказания в сотрудничестве взаимопомощи; формирование
адекватного осознания собственного поведения и поведения окружающих.
·
Личностные: формирование
умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев; формирование интереса к
учебному материалу; формирование положительного отношение к процессу учения, к
приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения.
Оборудование: учебник Литературное чтение 1 класс, мультимедиа проектор.
Класс 1«А» МБОУ «СОШ №37»
г. Астрахани
Усаева К.Ю.
Линецкая Е.А.
Шалдаева В.В.