Три сестры сказка 1 класс краткое содержание

Три дочери жила в давние времена одна женщина. и было у не три дочери. много приходилось работать женщине, чтобы одеть,

Три дочери

tatarskaya narodnaya skazka 3 docheri 0Жила в давние времена одна женщина. И было у неё три дочери. Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одна.

Татарская сказка Три дочери

Вот прошёл год, другой, третий. И случилось так, что заболела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу неподалёку:
—    Белка, белка, позови ко мне моих дочерей!
Белка сразу же побежала выполнять просьбу.
Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.
—    Ой, — сказала старшая дочь, выслушав белку. — Я сразу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить.
А она и вправду тазы чистила.
—    Ах так,— рассердилась белка,— тогда и не расставайся вовек со своими тазами!
Только сказала — вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху.


А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рассказала ей печальную весть о матери.
—    Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доткать.
А она и вправду холст ткала.
—    Ах так,— рассердилась белка,— ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!
Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась. А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела — побежала к ней.
—    Доброе у тебя сердие,— сказала белка — Так пусть же и люди к тебе добры всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твоё никогда не забудут.
Так оно и стало.

Татарская народная сказка Три дочери
Перевод С. Гильмутдиновой

Три дочери по мотивам татарской народной сказки


rinfom.ru

Татарская народная сказка «Три дочери»

Татарская народная сказка на дисках «Три дочери» («Өч кыз»).

Автор: Хуснутдинова Лилия Наильевна

Для того, чтобы дети быстрее и с удовольствием рассказывали и читали сказки, я решила сделать сказку на диске. Детям очень понравилась сказка на дисках. Сначала сказку пересказывали, двигая диски, а теперь, когда научились читать, с удовольствием читают.

Картинки и текст сказки распечатала и заламинировала. Приклеила их к дискам клеем «Момент». В крышках сделала надрезы, вставила диски с клеем. Работа готова.

Три дочери.

Татарская народная сказка.


Ещё эту сказку называют «Три сестры»

Жила в давние времена одна женщина. И было у нее три дочери. Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одинокой.

Вот прошел год, другой, третий. И случилось так, что заболела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу неподалеку:

— Белка, белка, позови ко мне моих дочерей! Белка сразу же побежала выполнять просьбу. Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.

— Ой,— сказала старшая дочь, выслушав белку.— Я сразу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить.

А она и вправду тазы чистила.

— Ах, так,— рассердилась белка,— тогда и не расставайся вовек со своими тазами!

Только сказала — вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху.

А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рассказала ей печальную весть о матери.

— Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доделать.

А она и вправду холст ткала.

— Ах, так,— рассердилась белка,— ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!

Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась.

А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела — побежала к ней.

— Доброе у тебя сердце,— сказала белка.— Так пусть же и люди к тебе добрыми всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твое никогда не забудут. Так оно и стало.

tatarskaya narodnaya skazka 3 docheri 1

tatarskaya narodnaya skazka 3 docheri 2

infourok.ru


Татарская народная сказка «Три сестры» / Читательский дневник 1 класс / ГДЗ Грамота

Читательский дневник по татарской народной сказке «Три дочери»

Автор: народ

Название произведения: «Три дочери»

Число страниц: 2

Жанр: сказка

Главные герои: три дочери, их мама, белочка.

Краткое содержание сказки «Три дочери»

Были у матери три дочери — красавицы и мама как могла, растила их.

Вот выросли дочери, нашли женихов и замуж повыскакивали, а мама осталась совсем одна.

Трудно ей было и вот как-то случилось, что заболела мать.

Послала она тогда знакомую белочку за дочерьми.

Должна была белочка рассказать про болезнь и позвать на помощь.

Старшая дочь выслушала белку, но ответила, что не может идти, потому что надо домыть тазы.

И сделала ее белочка черепахой, чтобы тазы всегда она носила с собой.

Средняя дочь тоже не могла пойти к маме она ткала.

Рассердилась пуще прежнего белочка, в паучиху ее превратила, и ткет она теперь целыми днями.

Только младшая дочь сразу поспешила к маме, даже руки от теста не вытерев.

Понравилось это рвение белочке, и предсказала она младшей дочери, что вечно будет она любима людьми.

Так и вышло.

Спустя какое-то время умерла младшая дочь своей смертью, превратилась в пчелку, которую все люди любят, так как она всем приносит радость.

Рисунок — иллюстрация к сказке «Три дочери»

tatarskaya narodnaya skazka 3 docheri 3

Главная мысль сказки «Три дочери»

Нельзя оставлять своих родителей в беде или нужде.

Чему учит произведение «Три дочери»?

Татарская народная сказка «Три сестры» призывает нас почтительно и уважительно относится к своим родителям.

Нельзя забывать того, что родители для нас сделали и в любое время, бросив все свои дела, спешить к ним на помощь.

Краткий отзыв о сказке «Три дочери»

Сказка «Три дочери» рассказывает о том, как две неблагодарные дочери получили по своим заслугам, а младшая получила награду.

Она не забыла про свой долг перед мамой, которая ее воспитала и любила.

Пословицы к сказке «Три дочери»:

Отца с матерью почитать горя не знать.

Сердце матери греет лучше солнца.

Готовый читательский дневник 1 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

gdz-gramota.ru

Татарская народная сказка «Три дочери»

Сегодня, как и много лет назад, среди детворы всего мира, очень популярны всевозможные сказки, легенды и опусы. И каждый народ  обязательно имеет свое устное народное творчество, в котором выражается вся его мудрость и история.

Вот и «Три дочери» татарская народная сказка учит детей доброте, любви и уважению ко всем близким и родным. Когда-то жила одна семья, в которой была мама и три дочери. Мама всячески заботилась о своих дочерях, делала все для того, чтобы они выросли умными, отзывчивыми и добрыми.

Прошло время, девочки превратились в девушек, вышли замуж и разъехались по разным местам.

Через некоторое время мама почувствовала себя плохо и написала детям письмо с просьбой о помощи. Но, откликнулась только младшая дочь и приехала помогать маме, а старшие отговорились занятостью.

***

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
— Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
— Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!


И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
— Ой, — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
— Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.

everychild.ru

Энциклопедия сказочных героев: «Три дочери»

Татарская народная сказка «Три дочери»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Три дочери» и их характеристика

  1. Старуха-мать, пожилая, больная, любящая своих детей.
  2. Зоренька, старшая дочь. Важная, красивая, любительница смотреть на свое отражение.
  3. Звездочка, средняя дочь. Холодная, красивая, любительница прясть.
  4. Ласточка, младшая дочь. Веселая, отзывчивая, работящая, ответственная, добрая.
  5. Белочка. Маленькая и справедливая.

План пересказа сказки «Три дочери»

  1. Мать и ее три дочери
  2. Зоренька и ее тазы
  3. Звездочка и ее пряжа

  4. Ласточка и Белочка
  5. Отъезд дочерей
  6. Болезнь матери
  7. Черепаха
  8. Паучиха
  9. Добрая Ласточка.

Кратчайшее содержание сказки «Три дочери» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жила старушка-мать и было у нее три дочери-красавицы.
  2. Старшие дочери матери не помогали, своими делами занимались
  3. Младшая всюду успевала и с Белочкой дружила
  4. Разъехались дочери, заболела мать, поспешила Белочка за помощью
  5. Отказались ехать старшие сестры к матери и превратились в черепаху и паучиху
  6. Прибежала младшая дочь к матери, вылечила ее и благодарила ее мать.

Главная мысль сказки «Три дочери»
Никогда не следует забывать о своих родителях, как бы мы не были заняты.

Чему учит сказка «Три дочери»
Эта сказка учит любить и уважать своих родителей. Учит помогать им и заботиться о них в старости. Учит не быть эгоистами, учит отзывчивости и доброте. Учит тому, что добро вознаграждается и зло наказывается.

Отзыв на сказку «Три дочери»
Мне очень понравилась эта сказка, а особенно младшая дочь — Ласточка. Она и когда жила с матерью была самой веселой, самой работящей, самой красивой, и когда уехала единственная откликнулась на просьбу о помощи. Отложила все дела и примчалась к матери. Потому что мать — это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Пословицы к сказке «Три дочери»
Материнское сердце в детках.
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
Нет роднее дружка, чем родимая матушка.
Пчелки без матки, пропащие детки.
Какова мать, такова и дочь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Три дочери»
Жила на лесной полянке старая женщина с тремя дочерьми.
Как утренняя заря была красива ее старшая дочь. Мать так и звала ее — Зоренька. Больше всего на свете любила Зоренька начищать до блеска медные тазы. Как начистит таз до зеркального блеска, так и любуется на свое отражение.
А мать просит ее воды принести, за гусями присмотреть. Но отказывается Зоренька, на свое отражение смотрит. Плачет мать, а Зоренька замуж просится.
Красива и холодна как вечерняя звезда была средняя дочь. Только на звезды смотрела целыми ночами и их считала своими подругами. Звездочка, называла ее мать. Все время пряла Звездочка и казалось ей, что нити могут до самых звезд дотянутся. И считала себя Звездочка несчастной, целыми днями плакала.
Стройная младшая дочь была работящей и бойкой. Все она успевала, всем помогала и звала ее мать Ласточкой. Дружила она с белочкой, что в сосне высокой жила.
И вот сбылась мечта старших сестер — вышли они замуж, разъехались в разные стороны. А следом и черед Ласточки замуж выйти пришел. На прощание наказала она своей Белочке позвать ее и сестер в черный день и уехала с мужем.
А через три года заболела мать очень сильно. Поскакала Белочка к старшей сестре, зовет домой, матери помочь. Но отказалась старшая сестра, все в тазы медные любовалась. Рассердилась на нее Белочка и превратила ее в черепаху.
Поскакала Белочка к средней сестре. Но и той некогда о матери заботиться, все пряжу свою лунную прядет. Рассердилась на нее Белочка, в паука превратила.
Доскакала Белочка и до младшей сестры. А та как раз пироги пекла. Только услышала про хворь матушкину, собрала пироги, домой стремглав кинулась. Накормила мать, от постели не отходила, пока не поправилась старушка. Стала мать Ласточку да Белочку благодарить, а старшие сестры до сих пор идут.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Три дочери»

santyaguarundito.blogspot.com

Татарская народная сказка «Три дочери»

Разделы:
Начальная школа


Класс: 2.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о сказках как об одном
    из жанров устного народного творчества.
  2. Совершенствовать технику чтения, обогащать
    словарный запас учащихся.
  3. Развивать логическое мышление, память, речь
    учащихся.
  4. Воспитывать доброту, способность к
    сопереживанию.

Оборудование:

  • Таблица “Виды народных сказок”;
  • предметные картинки: белка, паук, шишка, холст,
    пчела, улей, черепаха, таз;
  • сборник татарских народных сказок;
  • сигнальные карточки “”
    и “”;
  • карточки с пословицами.

Ход урока

I. Организационная часть

Психологический настрой учащихся на
восприятие сказки “Три дочери”.

На дворе весна. Солнышко улыбается. Вот его
лучики доходят до нас и словно говорят: “Доброе
утро, ребята!”. Давайте мы тоже всем скажем
“Доброе утро!”, улыбнемся друг другу и примемся
за работу.

II. Проверка домашнего задания

Сначала проверим, как мы выполнили домашнюю
работу.

– Напомните мне, пожалуйста, какое было
домашнее задание?

– Кто порадует нас своим чтением?

1. Чтение отрывка нанайской сказки “Айога” –
разговора матери и дочки, матери и соседской
дочери (стр.299, 300).

2. Орфографическое чтение пословицы с доски:

Личиком белёнек, да душой черненек.

Ответы на вопросы:

– С кем из героев этой сказки можно соотнести
данную пословицу?

– Почему? (в душе – черствый, равнодушный, не
отзывчивый – “черная душа”)

– Чему учит нас эта сказка?

3. Обобщение. Оценки за выполнение домашней
работы.

III. Подготовительная работа

1. Артикуляционная гимнастика – проведем
“зарядку для язычка”.

[ч`], [щ`], [р], [л].

2. Внимательно слушаем и дружно
проговариваем чистоговорку:

Че-че-че – черепаха и пчела.
Ча-ча-ча – паучата и бельчата.
Чу-чу-чу – чудо, чудный, чудеса.
Чи-чи-чи – говорим мы чисто, чисто.

– “Ребята, обратите внимание, что некоторые
слова из чистоговорки встретятся в новом
произведении. О каких словах из чистоговорки вам
хотелось бы прочитать”.

3. Словарная работа (на доске)

Дочь – дочери, таз – тазы, два таза;
быстрый, дружок, рассердилась.

Холст – льняная (полученная изо льна –
растения) грубая ткань.

Ярмарка – большая торговля разными товарами
(продукты питания, одежда, обувь) с играми,
шутками, песнями.

Ребята, послушайте стихотворение, где
описывается, как в старину проходили ярмарки:

Пляски, веселье и угощенье!
Весёлые гармошки, балалайки да матрёшки!
Скорее, скорей, честной народ!
Задорная ярмарка зовёт!

Повторное орфографическое чтение слов с доски.

4. Офтальмопауза. Релаксация.

Упражнение для пальчиков “Кормим птичек”,
“пары”, “домик”.

IV. Работа над новым материалом

 

  1. Чтение названия сказки (с доски).
  2. Чтение сказки учителем (дети слушают).
  3. Проверка первичного восприятия.
  4. – Назовите главных героев сказки?
    – Кто из них вам нравится? Почему?
    – Кто не понравился? Чем?
    – К какому виду относится эта сказка?

  5. Чтение сказки учащимися
  6. Работа над идейным содержанием произведения.

– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)

– Какими выросли ее дочери?

– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на
светлую луну”?

– Почему мать отправила белочку к дочерям?

– О чем она их просила?

– Почему к матери не пришла старшая дочь?
(выборочное чтение)

– Почему вторая дочь отказалась идти к матери?
(выборочное чтение)

– Как поступила третья дочь? (выборочное
чтение)

– Как бы вы поступили в данной ситуации?

– Как поступила белочка со старшими дочерьми?
(выборочное чтение)

– Что ее так рассердило в старших сестрах?

– В кого превратилась младшая дочь?

– Когда это произошло?

– Как вы думаете, почему младшая дочь
превратилась именно в пчелку?

– Чему учит это произведение?

6. Работа над пословицами.

На карточках написаны пословицы: начало на
одной карточке, а конец – на другой.

Ваша задача: соединить карточки так, чтобы
получились верные пословицы.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Материнская ласка конца не знает.
Мать кормит детей, как земля людей.

Хоровое орфографическое чтение пословиц.
Выразительное чтение пословиц.

– Какая тема объединяет все эти пословицы?

V. Физминутка

Вы читали, отвечали,
И, наверное, устали?
Тогда быстро, быстро встали,
Дружно вытянули шеи,
И как гуси зашипели ш-ш-ш,
Пошипели, засвистели с-с-с,
И как птички полетели,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу,
Полетали, полетали,
И за тучкою пропали.

VI. Игровая пауза – логические цепочки

По предметным картинкам (даны на доске)
составить пары.

Таз – черепаха.
Паук – холст.
Пчела – улей.
Шишка – белка.

Найдите “лишнюю” пару. Почему вы выбрали эту
пару?

VII. Подведение итогов

– К какому виду сказок относится сказка “Три
дочери”?

Сопоставление татарской народной сказки с
русскими народными сказками.

В русских народных сказках часто соблюдается
принцип троекратного повторения:

три сына, три чуда, три превращения.

– Соблюдается ли принцип троекратного
повторения в татарской народной сказке?

– В каких эпизодах?

– Что узнали о жизни, быте татарского народа из
этой сказки?

– В нашей сказке младшая дочь месила тесто.
Какие традиционные блюда татарской

кухни она могла приготовить из теста?

– Чему мы учились на уроке?

– Какое задание вам понравилось больше всего,
запомнилось?

– Что было самым трудным? А что показалось
неинтересным?

– Понравился вам урок или нет? (учащиеся
показывают карточками “” или “”.

Оценки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание

: выразительное чтение
сказки (1 вариант), пересказ сказки (2 вариант),
нарисовать иллюстрации.

17.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Татарская народная сказка «Три дочери».

tatarskaya narodnaya skazka 3 docheri 4

Жамбылская область,

Таласский район, г. Каратау

средняя школа имени М. Ауэзова.

Учитель начальных классов

Маркечко Полина Васильевна

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Татарская народная сказка «Три дочери».

Цель: познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери»

Задачи: учить слушать и понимать прочитанное произведение, отвечать на вопросы к тексту, анализировать и делать выводы;

воспитывать любовь и уважение к близким людям, чувство долга перед матерью, умение приходить на помощь по первой просьбе.

Ожидаемый результат: ученики проанализируют поведение трёх дочерей, сделают выводы, определят основную идею сказки.

Оборудование к уроку: презентация со слайдами, листы ватмана и маркеры для групповой работы, на доске – эссе с портретами мам учащихся, жетоны для оценивания.

Структура урока.

1. Психологический настрой на урок (слайд 2)

— Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

— Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.

— Если вы любите шоколад, оближите губы

— Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

— Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте внимательны и активны. За хорошие и правильные ответы вы будете получать звёздочки, что поможет вам узнать о своей активности на уроке. Желаю всем удачи.

2. Актуализация опорных знаний: «Узнай сказку» (слайд 3).

Предложить посмотреть отрывок из сказки «Айога». Назвать героев сказки.

Инсценировка отрывка из сказки учащимися под звуки нанайского народа (слайд 4).

Вспоминаем (слайд 5):

— Чем закончилась сказка? Почему у сказки такой конец?

— Чему учит нас эта сказка?

— Какие пословицы о маме вы знаете? (Домашнее задание).

3. Сообщение темы урока (слайд 6).

— Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери».

4. Первичное восприятие сказки – прослушать аудиозапись (слайд 7).

(Дети слушают сказку и следят по книге).

5. Порассуждаем.

Вопросы:

— Какое настроение вызвала у вас эта сказка?

— Кого вам стало жалко? Почему?

— Что бы вы сделали на месте белочки?

— Как бы вы поступили? Или вы не стали бы ничего делать? Почему?

6. Чтение сказки учащимися (жужжащее чтение).

7. Анализ сказки по вопросам (слайд 10).

— Легко ли женщине было растить своих дочерей? Найдите в сказке строчки, где об этом говорится, и прочитайте.

— Чем сёстры похожи, а чем отличаются друг от друга?

— Как вы понимаете такие выражения: «быстрые, как ласточки», «лицом похожие на светлую луну».

Ласточки очень трудолюбивы, целый день летают они в поисках мошек, хлопочут, полёт у них быстрый, стремительный. Дочери, как ласточки, трудились целый день без устали, работали быстро, весело, всё умели делать.

У народов Востока луна – это один из символов красоты. Лицо красавицы часто сравнивали с луной: «лицом похожая на светлую луну» — значит, очень красивая. Девочкам нередко давалось имя Айсулу, что значит «лунная красавица».

— На какую дочь вы бы хотели быть похожими? Почему?

— Уважительными был причины у старшей и средней дочери, чтобы не пойти к больной матери?

— Чему учит сюжет этой сказки?

8. Работа в группах (слайд 11).

Составьте портреты трёх дочерей, расскажите о них.

        1. Динамическая пауза (музыкальная разминка).

        2. Презентация работ группами.

        3. Рефлексия (слайд 12).

Стратегия «Авторский стул» — чтение эссе на тему: «Дороже мамы никого нет». (Опережающее домашнее задание).

Упражнение «Добрые слова»

— Напишите на сердечках три ласковых слова, которые вы бы сказали маме.

12. Оценивание (слайд 13).

— Посчитайте свои звёздочки и оцените себя. Как вы думаете, какую оценку вы сегодня получили?

13. Домашнее задание

Прочитать сказку на стр. 155-156. Подготовить пересказ. Подготовить рассказ о пчёлке: Где живёт? Чем питается? Какую пользу приносит?

multiurok.ru

Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых.

Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. «На дворе солнечно, весело», а в зале накрывается стол, ждут гостей — офицеров расквар­ти­рованной в городе артилле­рийской батареи и нового её командира подполковника Вершинина. Все полны радостных ожиданий и надежд. Ирина: «Я не знаю, отчего у меня на душе так светло… Точно я на парусах, надо мной широкое голубое небо и носятся большие белые птицы». На осень намечен переезд Прозоровых в Москву. Сестры не сомневаются, что брат их Андрей поступит в университет и со временем обязательно станет профессором. Благоду­шествует Кулыгин, учитель гимназии, муж одной из сестер, Маши. Поддается общему радостному настроению Чебутыкин, военный доктор, когда-то безумно любивший покойную мать Прозоровых. «Птица моя белая», — целует он растроганно Ирину. Поручик барон Тузенбах с воодушевлением говорит о будущем: «Пришло время […] готовится здоровая, сильная буря, которая […] сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Так же оптимистичен Вершинин. С его появлением у Маши проходит её «мерехлюндия». Атмосферу непринужденной жизнера­достности не нарушает и появление Наташи, хотя сама она ужасно смущена большим обществом. Андрей делает ей предложение: «О молодость, чудная, прекрасная молодость! […] Мне так хорошо, душа полна любви, восторга… Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой!»

Но уже во втором действии мажорные ноты сменяются минорными. Не находит себе места от скуки Андрей. Его, мечтавшего о профессуре в Москве, нисколько не прельщает должность секретаря земской управы, а в городе он чувствует себя «чужим и одиноким». Маша окончательно разочаро­вывается в муже, который когда-то казался ей «ужасно ученым, умным и важным», а среди его товарищей учителей она просто страдает. Не удовлетворена своей работой на телеграфе Ирина: «Чего я так хотела, о чем мечтала, того-то в ней и нет. Труд без поэзии, без мыслей…» Уставшей, с головной болью возвращается из гимназии Ольга. Не в духе Вершинин. Он еще продолжает уверять, что «все на земле должно измениться мало-помалу», но тут же и добавляет: «И как бы мне хотелось доказать вам, что счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать…» В каламбуры Чебутыкина, которыми он потешает окружающих, прорывается затаенная боль: «Как там ни философствуй, а одиночество страшная штука…»

Наташа, постепенно прибирающая к своим рукам весь дом, выпроваживает гостей, ожидавших ряженых. «Мещанка!» — в сердцах говорит Маша Ирине.

Прошло три года. Если первое действие разыгрывалось в полдень, а на дворе было «солнечно, весело», то ремарки к третьему действию «предупреждают» совсем о других — мрачных, печальных — событиях: «За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно. В открытую дверь видно окно, красное от зарева». Дом Прозоровых полон людей, спасающихся от пожара.

Ирина рыдает: «Куда? Куда все ушло? […] а жизнь уходит и никогда не вернется, никогда, никогда мы не уедем в Москву… Я в отчаянии, я в отчаянии!» Задумывается в тревоге Маша: «Как-то мы проживем нашу жизнь, что из нас будет?» Плачет Андрей: «Когда я женился, я думал, что мы будем счастливы… все счастливы… Но Боже мой…» Еще, быть может, сильнее разочарован Тузенбах: «Какая мне тогда (три года назад. — В. Б.) мерещилась счастливая жизнь! Где она?» В запое Чебутыкин: «В голове пусто, на душе холодно. Может быть, я и не человек, а только делаю вид, что у меня руки и ноги… и голова; может быть, я не существую вовсе, а только кажется мне, что я хожу, ем, сплю. (Плачет.)». И чем упорнее твердит Кулыгин: «Я доволен, я доволен, я доволен», тем очевиднее становится, как все надломлены, несчастливы.

И наконец, последнее действие. Приближается осень. Маша, проходя по аллее, глядит вверх: «А уже летят перелетные птицы…» Артилле­рийская бригада покидает город: её переводят в другое место, то ли в Польшу, то ли в Читу. Офицеры приходят проститься с Прозоровыми. Федотик, делая фотографию на память, замечает: «…в городе наступит тишина и спокойствие». Тузенбах добавляет: «И скучища страшная». Андрей высказывается еще категоричнее: «Опустеет город. Точно его колпаком накроют».

Маша расстается с Вершининым, которого она так страстно полюбила: «Неудачная жизнь… Ничего мне теперь не нужно…» Ольга, став начальницей гимназии, понимает: «В Москве, значит, не быть». Ирина решила — «если мне не суждено быть в Москве, то так тому и быть» — принять предложение Тузенбаха, который вышел в отставку: «Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный, и послезавтра я уже в школе, начинается новая жизнь. […] И у меня вдруг точно крылья выросли на душе, я повеселела, стало много легко и опять захотелось работать, работать…» Чебутыкин в умилении: «Летите, мои милые, летите с Богом!»

На «полет» благословляет он по-своему и Андрея: «Знаешь, надень шапку, возьми в руки палку и уходи… уходи и иди, иди без оглядки. И чем дальше уйдешь, тем лучше».

Но не суждено сбыться даже самым скромным надеждам героев пьесы. Соленый, влюбленный в Ирину, провоцирует ссору с бароном и убивает его на дуэли. Надломленному Андрею не хватает сил, чтобы последовать совету Чебутыкина и взять в руки «посох»: «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны…»

Батарея покидает город. Звучит военный марш. Ольга: «Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! […] и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать! (Музыка играет все тише и тише.) Если бы знать, если бы знать!» (Занавес.)

Герои пьесы не свободные перелетные птицы, они заключены в прочную социальную «клетку», и личные судьбы всех, в нее попавших, подвластны законам, по каким живет вся страна, переживающая всеобщее неблаго­получие. Не «кто?», а «что?» господствует над человеком. У этого главного виновника несчастий и неудач в пьесе несколько имен — «пошлость», «низость», «грешная жизнь»… Особенно зримым и неприглядным выглядит лицо этой «пошлости» в размышлениях Андрея: «Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других… […] Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжни­чеством…»

Пересказал В. А. Богданов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Действие первое

Действие происходит в северном губернском городе.

Три сестры: Ольга, Маша, Ирина живут в провинциальном северном городе вместе с братом Андреем. Одиннадцать лет назад эта семья уехала из Москвы и с тех пор сёстры надеются вернуться в столицу. Их отец умер ровно год назад, пятого мая, в день именин Ирины. Все три сестры ещё молоды, Ольге двадцать восемь лет, последние четыре года она служит учительницей в гимназии. Сама Ольга о своей работе говорит, что этот труд каждый день по капле отбирает у неё молодость и силы, и что только растёт и крепнет от этого её мечта уехать в Москву. Сёстры уверены, что Андрей станет профессором и не останется жить в провинции. Не сможет поехать с ними только Маша, потому что она замужем. Она вышла за Кулыгина Фёдора Ильича в восемнадцать лет, потому что он казался ей самым умным, но на деле оказалось, что он самый добрый, но далеко не самый умный.

Третьей сестре Ирине всего двадцать лет, она нигде не работает и её это беспокоит. Она считает, что смысл и цель жизни человека в труде.

Первое действие пьесы происходит во время именин Ирины, в доме Прозоровых накрывают на стол и ждут гостей. В основном это люди, которые служили в батарее их отца. Пришёл на именины штабс-капитан Солёный Василий Васильевич, он часто опрыскивает себе руки и грудь духами из флакона, в обществе ведёт себя грубо и дразнит Тузенбаха. Когда Николай Львович начинает рассуждать, то Василий Васильевич тоненьким голоском говорит ему: Цып, цып, цып…Барона кашей не корми, а только дай ему пофилософствовать. Солёный часто говорит странные вещи, например, за столом может сказать, что настойка выдержана на тараканах.

Также в гости пришёл поручик и барон Тузенбах Николай Львович, он понимает Ирину в её тоске по труду, так как родился в обеспеченной семье и его всегда оберегали от любой работы. Николай Львович говорит Ирине, что надвигается буря, которая сдует с общества предубеждения к труду, он будет работать, а через двадцать пять или тридцать лет будет работать каждый человек. На эти слова Солёный ему ответил: Через двадцать пять лет вас уже не будет на свете, слава Богу. Года через два-три вы умрёте от кондрашки, или я вспылю и всажу вам пулю в лоб, ангел мой.

Ещё в гости к Прозоровым в день именин Ирины пришёл подполковник Александр Игнатьевич Вершинин. Он очень заинтересовал сестёр тем, что недавно приехал из Москвы, где сначала учился, потом долго служил. Александр Игнатьевич знал отца сестёр Прозоровых, и бывал у них в доме, когда они ещё жили в Москве. Вершинин философствовал, выражая недовольство своей настоящей жизнью. Он рассуждал на тему того, что если бы можно было бы жизнь прожить заново, то он бы не женился. Его жена периодически совершает попытки закончить жизнь самоубийством, несмотря на то, что в семье растут две дочери.

Пока сёстры Прозоровы и другие гости беседовали с Вершининым, из другой комнаты послышалась игра на скрипке. Сёстры сказали Александру Игнатьевичу, что это играет их брат Андрей, который по желанию отца выбрал учёную карьеру. Ещё они рассказали, что их брат влюблён в девушку Наталью, которая жалко одевается, сочетает в одежде неподходящие цвета. Вскоре к гостям вышел сам Андрей, девушки представили его Вершинину. Ольга стала нахваливать брата, рассказывая о том, что он мастер на все руки: выпиливает из дерева разные штучки, играет на скрипке, да ещё и учёный.

У Вершинина с Прозоровым завязался разговор. Андрей рассказал, что отец угнетал их воспитание, поэтому они с сёстрами знают французский, немецкий и английский языки, но в этом городе эти знания- ненужный придаток. Вершинин ответил, что нет на свете такого унылого города, в котором не нужен был бы образованный человек. Александр Игнатьевич сказал: Само собою разумеется, вам не победить окружающей вас тёмной массы…но вы всё же не исчезнете, после вас явится уже, быть может, шесть, потом двенадцать и так далее, пока наконец такие, как вы, не станут большинством. Далее Вершинин стал рассуждать о том, что через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной.

Рассуждения прервал Кулыгин, он преподнёс Ирине в подарок книгу собственного авторства, в которой описывается история гимназии за пятьдесят лет. Ирина напомнила ему, что такую же книгу он дарил ей на пасху, тогда Фёдор Ильич предложил отдать её Вершинину, чтобы он прочёл на досуге. Потом Кулыгин стал звать свою жену Машу на прогулку педагогов и их семейств, а после в гости к директору гимназии, в которой они оба работали. Но Маша отказалась идти, так как общество товарищей мужа тяготило её. В это же время, в той же комнате Тузенбах говорил Ирине о любви, но она и слышать ничего не хотела.

Пришла Наташа и смутилась от большого количества гостей. Все сели за стол и стали обсуждать еду и напитки. Пришли подпоручики Федотик и Родэ, принесли для Ирины большую корзину цветов. Кулыгин заметил, что за столом тринадцать человек, а это значит, что среди гостей есть влюблённые. Фёдор Ильич поинтересовался у военного доктора Чебутыкина, который тоже был за столом, не влюблён ли он. На что тот ответил, что он грешник старый, но вот отчего сконфузилась Наталья Ивановна, он понятия не имеет. Смущённая Наташа выбежала в гостиную, Андрей последовал за ней, где сказал ей о своей любви и попросил стать его женой.

Действие второе

Прошло несколько лет с тех событий, которые происходили в первом действии. На сцене всё те же декорации дома Прозоровых.

У Андрея с Натальей родился сын Бобик. Действие происходит в день, когда должны были прийти ряженые, но Наталья распорядилась не впускать их, потому что ей показалось, что их сын болен.

В девятом часу вечера в дверь постучал Ферапонт, он принёс от председателя какую-то книжку для Андрея. Прозоров начал с ним разговор, несмотря на плохой слух старика. Андрей сказал, что ему надо хоть с кем-то поговорить, потому что жена его не понимает, а сестёр он боится, так как они его застыдят. Прозоров рассуждал о том, что он служит секретарём земской управы, где председательствует Протопопов, и самое большее на что он может рассчитывать в плане карьеры – это быть членом этой самой управы. А ведь раньше Андрей мечтал стать знаменитым профессором московского университета. Ферапонт спросил, можно ли ему идти, получил разрешение и ушёл.

Пришли Маша и Вершинин. Александр Игнатьевич сказал Маше, что сегодня с самого утра он поругался с женой, одна из его дочерей заболела, поэтому он не в духе. Вершинин дал Маше знать, что никому не жалуется и не открывается так, как ей. После он стал признаваться Маше в своих чувствах и сказал, что кроме неё у него никого больше нет. Маша сначала просила его не говорить таких слов, но потом сдалась.

Этот разговор прервал приход Ирины и Тузенбаха. Николай Львович каждый вечер встречал Ирину с работы и провожал домой. Ирине совершенно не нравилась её работа на телеграфе, потому что это …труд без поэзии, без мыслей, и она мечтала найти другую должность.

У Ирины с Машей завязался разговор о том, что Андрей с доктором Чебутыкиным опять были в клубе и их брат проиграл двести рублей. Ирина сказала, что хоть бы уже всё проиграл и они наконец-то уехали из этого города. Маша ответила, что лишь бы об этом проигрыше не узнала Наташа, но сестра на это лишь произнесла, что жене Андрея на это всё равно.

Тузенбах с Вершининым принялись философствовать о жизни. Александр Игнатьевич уверенно утверждал, что через много лет настанет новая, счастливая жизнь для будущих поколений, и для неё все сейчас трудятся, страдают и творят. Тузенбах же утверждал, что жизнь не меняется, а течёт, следуя своим законам, и что даже через миллион лет она останется такой же. Маша тоже выразила своё мнение по этому вопросу и сказала, что человек должен быть верующим или искать веры, иначе жизнь его пуста. Тузенбах сменил тему и объявил, что решил уйти с военной службы и стать штатским, чтобы просто работать.

Нянька Анфиса принесла Вершинину письмо от дочери и ему пришлось уехать, потому что его жена снова попыталась отравиться; Машу его отъезд расстроил.

Тузенбах, Чебутыкин и Андрей с сёстрами стали разговаривать, спорить о количестве университетов в Москве. Николай Львович сел за пианино и стал играть, Маша стала одна танцевать вальс и тут в комнату вошла Наташа. Она тихо сказала доктору, что гостям пора расходиться и вышла из комнаты. Гости стали собираться, Ирина напомнила о том, что скоро должны прийти ряженые, но Андрей неуверенно ей ответил, что ряженых не будет, потому что Бобик не совсем здоров. Маша сказала Ирине: Не Бобик болен, а она сама…Вот! Мещанка!

Андрей ушёл к себе, а в зале все стали прощаться. Когда все разошлись, в зал вошёл Солёный и увидел Ирину, которая взволнованно ходила по комнате. Солёный очень эмоционально признался Ирине в любви, на что она отреагировала достаточно холодно, но его это не остановило, и он продолжал осыпать её комплиментами. В комнату вошла Наташа со свечой, извинилась перед Солёным, что одета по-домашнему и подошла поцеловать Ирину. А после завела разговор о том, что Бобику будет гораздо лучше жить в комнате Ирины, потому что его комната сырая и холодная. Ирине же она предложила пожить пока с Ольгой и тут раздался звонок. Все подумали, что это вернулась Ольга с гимназии, но горничная подошла и сказала Наташе что-то на ухо. Наташа засмеялась и воскликнула: Какой чудак. Приехал Протопопов, зовёт меня покататься с ним на тройке. Какие странные эти мужчины…

Опять раздался звонок и в комнату вошли Кулыгин, Ольга и за ними Вершинин. Все удивились, что дома нет праздника, который они ожидали увидеть. Ольга стала жаловаться Ирине на головную боль и усталость, ещё на то, что весь город говорит о том, что Андрей проиграл крупную сумму. Сначала ушли мужчины, потом и Ольга ушла в свою комнату, Ирина осталась одна в зале. Мимо неё через зал прошла Наташа в шубе и шапке, за ней шла горничная. Наталья сказала горничной, что только проедется немножко с Протопоповым и через полчаса будет дома.

Ирина снова осталась одна в комнате и думала только о том, что хочет уехать в Москву.

Действие третье

Со второго действия прошло ещё какое-то время, у Андрея Прозорова с женой родилась дочь Софочка. Действие происходит в доме Прозоровых в три часа ночи, в комнате Ольги и Ирины. За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно, видно, что в доме ещё не ложились спать.

В комнату входят Ольга и нянечка Анфиса. Ольга собирает и передаёт старой няне одежду для погорельцев, Анфисе тяжело работать, ей уже восемьдесят два года, и она садится на диван передохнуть. Входит Наташа и грубо говорит Анфисе, чтобы та не смела при ней сидеть. Ольга обескуражена тем, что Наталья так грубо разговаривает с их няней и просит так не делать. Но Наталья настаивает на том, что Анфису пора увольнять, что от неё нет никакой пользы, что прислуги в доме достаточно. Девушки начали спорить, и Наталья стала стучать ногами и обзывать нянечку старой воровкой, хрычовкой и ведьмой.

В комнату вошёл пьяный доктор Чебутыкин и начал свой монолог о том, что все думают, что раз он доктор, то умеет лечить болезни и много знает. Потом доктор добавил, что двадцать пять лет назад он ещё кое-что знал, но давно уже всё забыл. Доктор случайно разбил часы, которые принадлежали матери сестёр, ему стало неудобно, но вместо того, чтобы извиниться, он сказал, что у Наташи романчик с Протопоповым и никто этого не замечает.

В комнату вошли Ирина, Вершинин и Тузенбах. Вершинин рассказал, что, когда начался пожар, он побежал к своему дому, дом был цел, а его две дочери стояли напуганные на пороге в одном белье без матери. Он схватил девочек и его не отпускала мысль о том, что им ещё придётся пережить в жизни. Вершинин пришёл к дому Прозоровых, а его жена уже была здесь и кричала, сердилась.

В комнату вошла Маша, а позже подпоручик Федотик, он смеялся и рассказал, что у него сгорело всё дочиста. Вошёл Солёный Василий Васильевич, но Ирина попросила его выйти. Солёный возмутился, почему барону Тузенбаху можно находиться в комнате у девушек, а его прогоняют. Василий Васильевич стал дразнить Тузенбаха, но всё же вышел вместе с Вершининым и Федотиком.

Ирина зарыдала и стала говорить о том, что жизнь уходит и никогда не вернётся, и что они никогда не уедут в Москву. С телеграфа она ушла работать в городскую управу, но и этой должностью Ирина недовольна. Ей кажется, что она похудела, подурнела, постарела и вся её жизнь катится в какую-то пропасть. Ольга стала успокаивать сестру и посоветовала ей выходить замуж за барона Тузенбаха, несмотря на то, что он некрасивый и сильно старше её, но зато порядочный и чистый. Ирина ответила, что мечтала поехать в Москву, чтобы встретить там своего любимого, но этим мечтам не суждено сбыться.

Маша призналась сёстрам, что влюблена в Вершинина, но Ольга и слышать ничего об этом не хотела, ведь он женат и у него двое детей. Маша сказала, что призналась им и теперь будет молчать об этом. Также она была возмущена тем, что Андрей заложил их общий дом в банке без разрешения, а все деньги забрала себе его жена. Девушки отметили, что в браке с Натальей их брат обмельчал.

Вошёл Андрей, увидел, что все сёстры в сборе, и решил с ними объясниться. Сказал, что его жена Наташа честный и благородный человек, что он её любит, а если сёстрам что-то не нравится в ней, то это только их капризы. Второе, что хотел сказать Андрей, это то, что он гордится своей должностью в земской управе и считает эту работу ничуть не хуже служению науке. И напоследок он извинился, что заложил дом без разрешения сестёр, так как его к этому побудили карточные долги в тридцать пять тысяч. В конце своей речи Андрей сказал: Когда я женился, я думал, что мы будем счастливы…все счастливы…но боже мой…Милые мои сёстры, дорогие сёстры, не верьте мне, не верьте…. Андрей вышел из комнаты.

Ольга сказала сёстрам, что бригаду переводят куда-то далеко, а это означает, что девушки лишаться половины своих знакомых, Маша лишиться Вершинина. Ирина сказала Ольге, что выйдет за Тузенбаха, но она умоляет лишь об одном – поехать жить в Москву.

Действие четвертое

В старом саду возле дома Прозоровых прощаются с военными, которых отправили служить в другой город. Доктор Чебутыкин, сидя в кресле, рассуждает о том, что завтра тоже уезжает, но планирует вернуться к сёстрам через год, когда выйдет на пенсию.

Ирина пытается узнать у доктора, что же вчера произошло на бульваре между Солёным и Тузенбахом, с которым она должна завтра венчаться. Доктор сказал, что пустяки, но Кулыгин рассказал, что Солёный, влюблённый в Ирину, затеял ссору с Тузенбахом прямо на бульваре, дошло до оскорблений.

Ирина сдала экзамен на учительницу, барон сделал ей предложение и сразу после венчания они планируют уехать, барон собирается работать на кирпичном заводе, а Ирина в школе. Когда Тузенбах сделал Ирине предложение, то она почувствовала, будто у неё выросли крылья, ей стало легче и сразу захотелось работать.

Андрей катал коляску с дочкой по саду, после подошёл к Чебутыкину и стал расспрашивать его о том, что же произошло вчера между Солёным и Тузенбахом. Доктор сказал, что Солёный назначил дуэль на сегодня, на которой он планирует быть в качестве врача.

Андрей стал рассуждать о том, что скоро опустеет их дом, уедут все военные и останется он совсем один. Доктор напомнил, что у Андрея есть жена Наташа. Андрей сказал Чебутыкину, как другу, что жена есть жена, что он её любит, но есть в ней что-то, что принижает её до мелкого, шершавого животного. Доктор на это ответил, что он завтра уезжает и, возможно, они никогда больше не увидятся, поэтому он советует ему взять в руки палку и уходить, и идти без оглядки как можно дальше.

Тузенбах собирается на дуэль, прощается с Ириной, но говорит, что ему просто нужно в город проводить товарищей. Он говорит Ирине, что любит её уже пять лет, но никак не может привыкнуть к тому, что она так прекрасна. Завтра они уедут, будут работать, но его беспокоит только то, что Ирина его не любит. Ирина ответила ему, что это не в её власти, она будет ему верной женой, она мечтала о любви, но её душа …как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян. Ирина хочет пойти с будущим мужем, но он не позволяет ей и уходит.

Ферапонт принёс Андрею Прозорову какие-то бумаги на подпись, но тот, не реагируя на это, рассуждал вслух о том, что все в этом городе только едят, спят и пьют, жёны обманывают мужей, а мужья делают вид, что ничего не замечают.

Из дома вышли Вершинин, Ольга и Анфиса. Ольга стала начальницей в гимназии, сняла квартиру и стала жить там с пожилой нянечкой Анфисой.

Вершинин ушёл в сад и стал там прощаться с Машей, она рыдала, он просил успокоиться и не забывать ему писать. Подошёл Кулыгин, муж Маши, смутился, но очень ласково сказал ей, что не делает ей ни одного замечания, что счастлив, что она его жена, что наконец-то они опять начнут жить по-старому. Маша стала повторять: У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…златая цепь на дубе том…я с ума схожу. Ольга попыталась успокоить Машу и пригласила зайти в дом, но Маша резко отказалась, так как там находился Протопопов. Любовник жены их брата Андрея уже совершенно спокойно стал приходить к ним в дом.

Пришла Наташа и стала говорить о том, что ей жаль, что уезжает Ирина, это означает, что она станет единственной хозяйкой дома. Не стесняясь сестёр, Наташа начала планировать, что переселит Андрея с его скрипкой в комнату Ирины, прикажет срубить еловую аллею, а потом и клён, который по вечерам становится страшный и некрасивый.

Все стали собираться по домам, пришёл Чебутыкин и сообщил, что Тузенбах убит на дуэли. Три сестры прижались друг к другу. Ирина сказала: Придёт время, все узнают, зачем всё это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить…надо работать, только работать. Ольга обняла сестёр и сказала, что жизнь ещё не кончена, ещё немного и все узнают, зачем они живут и страдают. А потом она добавила: …Если бы знать, если бы знать!.

В этой статье представлено краткое содержание пьесы «Три сестры» Чехова по действиям (главам): краткий пересказ произведения.

Действие пьесы происходит в губернском городе в доме дворянской семьи Прозоровых.
Семья Прозоровых состоит из трех сестер — Ольги, Маши и Ирины — и их брата Андрея. Старшей из сестер, Ольге — 28 лет; Маше — 25 лет; Ирине — 20 лет.

Действие 1

Три сестры и брат Прозоровы родились и выросли в Москве, но 11 лет назад отец перевез их сюда в провинцию. Год назад старик умер, и теперь Ирина и Ольга хотят вернуться в Москву. Прозоровы жалуются на то, что они слишком образованны для этого скучного города. Средняя из сестер, Маша, замужем за местным учителем Кулыгиным и уже вряд ли переедет в Москву.

В гостях у Прозоровых часто бывают офицеры из бригады, которая временно находится в городе: барон Тузенбах, полковник Вершинин, штабс-капитан Соленый, врач Чебутыкин и др.

Старшая сестра Ольга работает учительницей в местной гимназии. Ирина тоже собирается работать: ей кажется, что труд наконец сделает ее счастливой. 

Маша также недовольна своей жизнью: она вышла замуж рано, в 18 лет, и с годами разочаровалась в муже. Ее муж, Кулыгин, является добрым, но не очень умным человеком. 

Две другие сестры, Ольга и Ирина, не замужем. Офицеры Тузенбах и Соленый безответно влюблены в Ирину. Андрей Прозоров влюблен в местную девушку Наталью Ивановну.

В этом действии у Прозоровых собираются гости, чтобы отметить именины Ирины. В этот же день Андрей делает предложение Наташе.

Действие второе

В доме Прозоровых спустя 1-2 года. Весна, период Масленицы.
Андрей и Наталья женаты, у них есть маленький сын. Наталья из скромной невесты превращается во властную и строгую хозяйку дома. Андрей считает, что жена его не понимает. Он чувствует себя одиноким и скучает по Москве. Андрей мечтает стать профессором московского университета и ученым, но в реальности служит мелким чиновником в провинции. Теперь Андрей много играет в карты и проигрывает крупные суммы, об этом говорит весь город. Наталья за спиной у мужа встречается с его начальником Протопоповым, а Андрей якобы этого не замечает.

Ольга по-прежнему работает в гимназии и очень устает. Ирина теперь работает на телеграфе. Она жалуется на то, что эта работа «без поэзии» не радует ее. Тузенбах по-прежнему ухаживает за Ириной, надеясь на взаимность. Офицер Соленый прямо признается Ирине в любви, но та отвергает его. Девушка побаивается Соленого из-за его странного поведения. Тем временем Маша и полковник Вершинин состоят в любовных отношениях, изменяя своим супругам.

Ирина и Ольга по-прежнему мечтают переехать в Москву. Они планируют переезд на июнь.

Действие третье

Спустя 1-2 года.
В городе случается пожар, сгорает целый квартал. Герои собираются у Прозоровых и обсуждают происшествие.

К этому времени у Натальи и Андрея уже двое детей. Наталья становится все властнее и ведет себя как главная хозяйка в доме. Это не нравится трем сестрам, которым тоже принадлежит часть дома. Кроме того, Наталья изменяет Андрею с его начальником Протопоповым, но обманутый супруг как будто ничего не замечает. Андрей продолжает служить чиновником и, судя по всему, уже не надеется стать профессором в Москве. 

Из-за долгов в 35 тысяч рублей Андрей заложил общий дом Прозоровых в банк. При этом полученные деньги Наталья забрала себе. Сестрам не нравится эта ситуация, в семье нарастает напряжение. Андрей пытается заступиться за Наталью, но в конце концов не выдерживает и плачет перед сестрами, так как в глубине души чувствует себя несчастным. 

Ирина оставила работу телеграфистки и теперь служит в управе, презирая свою работу. Девушка боится, что ей с Ольгой так и не удастся вернуться в Москву. Барон Тузенбах предлагает Ирине вместе уехать на кирпичный завод, чтобы там работать. Ирина не любит Тузенбаха и не знает, как поступить. 

Тем временем бригаду военных собираются переводить в другой город. А это значит, что Вершинин, Тузенбах и другие офицеры уедут отсюда и Прозоровы останутся одни в скучном городе.

Действие четвертое

Спустя несколько месяцев. Сад у дома Прозоровых.

Три сестры и брат Прозоровы прощаются с офицерами, которых отправляют в Польшу. Среди уезжающих: Вершинин, Соленый, Чебутыкин и др.

К этому времени Ольга уже является начальницей гимназии. Она уже не верит, что ей с Ириной удастся переехать в Москву.  Наталья все так же ведет себя как хозяйка дома и, судя по всему, продолжает изменять мужу Андрею. Сам Андрей считает свою жизнь и жизнь сестер неудачной. 

В этот день Ирина подозревает, что между Соленым и Тузенбахом что-то произошло. Завтра у Ирины и Тузенбаха венчание, после чего они уезжают на кирпичный завод. Окружающие скрывают от Ирины, что у Соленого и Тузенбаха сегодня назначена дуэль. Перед дуэлью Тузенбах прощается с Ириной. Ему жаль, что будущая жена его не любит, хотя и ласкова с ним.

Маша со слезами прощается со своим любовником Вершининым. Муж Маши, Кулыгин, видит слезы жены, но не упрекает ее. Он радуется, что Вершинин уезжает и их семейная жизнь станет прежней.

Вдруг сестрам сообщают, что Соленый убил на дуэли Тузенбаха. Ирина плачет. Три сестры обнимаются и утешают друг друга. Они говорят, что, несмотря ни на что, жизнь не кончена и нужно жить дальше. 

Конец.

Таково краткое содержание пьесы «Три сестры» А. П. Чехова по действиям (главам): краткий пересказ произведения.

Смотрите: 

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Три сестры

Действие пьесы начинаются в доме Прозоровых. Младшей из трех сестер, Ирине, исполняется двадцать лет. На праздник приглашено множество гостей, в том числе брат Андрей, подполковник Вершинин, Кулыгин, супруг Марии, второй сестры, Чебутыкин, военный врач и многие другие. Ирина преисполнена радости и вдохновения. Вскоре к собравшимся присоединяется Наташа, невеста Андрея. Вначале ее смущает большое количество людей, но вскоре происходит нечто приятное и весьма долгожданное – Андрей делает ей предложение.

В следующем действии радужные нотки сменяются грустью. Андрей мается от скуки и выказывает свое недовольство нынешним положением на должности секретаря, ведь его мечта – стать профессором в московском университете. Маша говорит, что устала от мужа и его ученых товарищей. Ирина тяготиться работой на телеграфе. С учебы возвращается уставшая Ольга. Другие гости также впадают в некую меланхолию и сетуют на жизнь. Наташа просит гостей удалиться.

Следующее действие происходят спустя три года. Героев пьесы все также одолевает хандра. О приближающихся неприятностях как будто предупреждает случившийся неподалеку пожар. В доме Прозоровых собралось много людей – все они нашли здесь убежище от разбушевавшейся стихии. Ирина глубоко несчастна. Она видит, как жизнь проходит мимо, и ничего уже не вернешь. Планам их семьи не суждено сбыться, а ведь они так мечтали переехать в Москву. Андрей плачет. Он так надеялся, что после свадьбы их семья будет счастлива. А Кулыгин всё уговаривает себя, убеждает в собственном счастье, но чем больше он это делает, тем сильнее убеждается в обратном.

На пороге стоит осень. Маша глядит вслед улетающим на юг птицам.  Бригада артиллерии готовится к отъезду в другую страну. Военные прощаются с семьей Прозоровых. Напоследок делается общая фотография на память. Андрей замечает, что город вскоре совсем опустеет.

Вскоре Машу ждет расставание с Вершининым, а Ольга занимает пост начальницы гимназии. Ирина, понимая что в Москву им теперь точно не перебраться, решает выйти замуж за барона и начать новую жизнь. Однако и здесь героев пьесы ожидают несчастья. Молодой штабс-капитан на дуэли убивает жениха Ирины.

Действие пьесы заканчивается размышлениями Андрея. Он недоумевает, отчего же они, такие молодые и полные сил, вдруг разочаровались в жизни, откуда в них зародилась эта пустая хандра.

Герои пьесы являются частью общества, они его заложники. И какими бы ни были их мечты и желания, судьба каждого из них находится во власти законов жизни общества и страны в целом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Три сестры. Картинка к рассказу

Три сестры кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Брэдбери Звук бегущих ног

    Однажды вечером, возвращаясь с родителями домой, один мечтательный юноша по имени Дуглас, увидел на витрине чудесные теннисные туфли. У парня появилось непреодолимое желание приобрести именно эти туфли

  • Краткое содержание Андерсен Цветы маленькой Иды

    С давних времён в сказках всегда присутствует добро, которое побеждает зло. В реальности иногда бывает наоборот, но не стоит терять веру и любовь к сказкам. Кажется сказки Андерсона любят все дети

  • Краткое содержание Лев Толстой Булька

    В рассказе Толстого «Булька» повествуется о маленькой собачке, по кличке Булька. Этот крошечный но очень смелый зверь любит ходить на охоту со своим хозяином

  • Краткое содержание Шукшин Выбираю деревню на жительство

    Николай Григорьевич Кузовников в 30-е годы вынужден был уехать из родной деревни и устроиться на работу в городе. Так он и стал кладовщиком и проработал на этой должности 34 года. Причем и в годы войны он так и продолжал работать на складе

  • Краткое содержание Падение Камю

    Главным героем и рассказчиком истории является бывший адвокат Жан-Батист Клеманс, который ранее работал в Париже, а теперь живет в Амстердаме, где по большей части проводит свои дни в баре Мехико-Сити

  • Три рассказа о сыщиках чарльз диккенс книга
  • Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком сказка
  • Три поросята сказка слушать
  • Три сестрицы сказка 1 класс
  • Три правды в рассказе на дне