Три повтора в сказке иван царевич и серый волк

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 59-61. укм перспективасказка иван-царевич и серый волк1.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

«Иван-царевич и Серый Волк» — пакет для работы со сказкой

Возрастная категория Без возрастных ограничений
На что направлена Добрая Сказка — великая помощница доброму человеку во всех его делах. Она поддерживает, передаёт информацию, утешает, настраивает на важные дела, улаживает отношения. Она создаёт особое «поле Доброй Сказки» в общем семейном микроклимате.
Для :

детей, женщин, мужчин, сказкотерапевтов, для работы, для самопознания, для себя, размышлений на каждый день, для души, для групповой работы, медитативные, для хорошего настроения, для Здоровья, для родителей

Ваш браузер не поддерживает аудио

Цена:2 000 руб.

Сказочные передачи

проекта «Доброму Дому — Добрая Сказка» (ДДДС)

Новый проект сказкотерапии для всей семьи 

без возрастных ограничений!

Творческий коллектив создателей:

Сценарий:

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева и Александра Зинкевич

Режиссура:

Константин Ткаченко

Актерское исполнение:

Константин Ткаченко

Камера:

Румия Ткаченко

Декорации:

Константин и Румия Ткаченко

 Музыкальные партитуры:

Константин и Румия Ткаченко

 Дизайн:

Александра Пахольчик

Первый цикл проекта ДДДС «Как воспитывает Добрая Сказка»

Добрая Сказка — великая помощница доброму человеку во всех его делах. Она поддерживает, передаёт информацию, утешает, настраивает на важные дела, улаживает отношения. Она создаёт особое «поле Доброй Сказки» в общем семейном микроклимате. 

Но главное: Добрая Сказка — это мудрая воспитательница. А о том, как воспитывает Добрая сказка расскажет Хранитель Сказок в своём вступительном слове — отдельном видеофильме, который есть в составе каждого пакета цикла (продолжительность 14 минут).

 В первом цикле ДДДС пять русских сказок в смысловой редакции Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Благодаря смысловой редакции сказка становится более понятной для восприятия современного ребёнка и взрослого.

Список восстановленных сказок 1 цикла:

1. «Иван-царевич и Серый Волк»

2. «Морозко»

3. «Мальчик с пальчик»

4. «Емеля»

5. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Каждая передача посвящена одной сказке. Средняя продолжительность передачи 30 минут. Продолжительность основной передачи цикла по сказке «Иван-царевич и Серый Волк» — 1 час.

В каждой передаче действуют два персонажа: Хранитель Сказок и Сказитель. 

 Хранитель Сказок настраивает на восприятие сказки, проводит её толкование и даёт творческие задания на проживание и закрепление смыслов сказок. 

 Сказитель рассказывает сказку особым образом, проживая многообразные оттенки её смыслов. Благодаря чему образно-смысловое поле сказки балансирует психосферу человека.

Несмотря на то, что все сказки 1 цикла ДДДС хорошо известны, благодаря смысловой редакции, грамотной режиссуре и особой актёрской технике исполнения, — сказки могут восприниматься как совершенно новые. Просто потому, что прежде скрытые смыслы старинных историй становятся доступными для сознания.

 Каждую передачу полезно смотреть минимум 2-4 раза, чтобы полноценно и точно воспринять её контент. Каждый новый просмотр передачи будет открывать новые смыслы и дарить новые идеи для жизни.

 Сказкотерапевты, педагоги дополнительного образования, психологи, воспитатели могут использовать передачи проекта ДДДС как методическое оснащения практических занятий с детьми, подростками и взрослыми. 

 Благодаря бонусному продукту «Бери и делай» — в дополнение к каждой передаче сформированы темы для размышлений, групповых дискуссий по сказке, а также творческие, психологические упражнения, которые можно выполнять как в группе, так и индивидуально. 

 На основе каждой передачи можно проработать несколько важнейших тем поля отношений, личностного развития, самореализации.

 Передачи созданы таким образом, чтобы осуществлялось мягкое «лечение» восприятия зрителей от «клипового мышления». Каждая передача — это возможность побыть наедине с собой, своими мыслями, и, одновременно, быть присоединённым к мудрости коллективного этнического сознания.

 Бережное отношение к своему внутреннему устройству, человеку рядом, Природе, Судьбе, — камертоны этих жизненно необходимых компетенций заложены в каждую передачу.

Комплектность Мини-пакета ДДДС «Иван-царевич и Серый Волк»

1. Передача по сказке «Иван-царевич и Серый Волк». Продолжительность 67 минут.

2. Слово Хранителя Сказок о том, как воспитывает Добрая Сказка. Продолжительность 14 минут.

3. Бонусный методический конспект-презентация «Бери и делай» по сказке «Иван-царевич и Серый Волк»

4. Вебинар «Как воспитывает Добрая Сказка»(88 минут).

5. Информация о проекте ДДДС.

— вебинар о том, как пользоваться материалами проекта (17 минут)

— презентация проекта ДДДС

— запись эфира в Сказочной Гостиной о проекте ДДДС (1 час 54 минуты)

 

Каждую передачу можно смотреть многократно — под разными ракурсами. Полезно создавать себе разные цели: иногда цель может быть — развить воображение. Иногда — найти ответ на важный сейчас жизненный вопрос. Иногда — потренироваться в смыслоизвлечении из сказок. Иногда — научиться перемещать фокус внимания на «неочевидное»,  или потренировать свою психологическую резистентность (способность противостоять жизненным трудностям и давлению обстоятельств).

 Словом, передачи ДДДС — это универсальный тренажер многократного применения, с помощью которого развивается творческое восприятие себя и Мира, происходит самопознание, укрепляется душевный и семейный лад!

 По всем вопросам, касающимся данного проекта, пожалуйста, пишите на официальную почту info@cka3ka-miks.com

Владимир Токарев

В обработке Алексея Толстого.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.
К гадалке не ходи – это про матушку Россию: воруют!

Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. Царь перестал и пить и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:
— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.
Старший сын говорит:
— Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.
Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.
ЧОП – частное охранное предприятие не сработало. Но вместо того, чтобы разобраться с качеством охранных услуг, у нас сразу заводят натуральное хозяйство.

Утром царь его спрашивает:
— Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?
— Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.
На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.
Давайте оценим качество «натуральных услуг»: только один из трех сыновей послужил верой и правдой. Брак натурального хозяйства (охрана своими силами) составляет, как видим, 66,6%.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.
— Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?
— Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.
Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице. Позвал он сыновей и говорит им:
— Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.
Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.
Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.

Опять же понятно, путешествие хоть и длинное, но в пределах России: воруют!

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль? «Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего». И пошел пеший. Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит. Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

Признание разбойника, слопавшего чужого коня, свидетельствует, что волк положительный: «живет по понятиям».

— Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.
— Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.

Здесь мы наблюдаем, как серый волк предложил свои волчьи услуги, можно догадаться, к чему это приведет.

Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:
— Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Как видим, волк учит Ивана-царевича плохому – воровать. Причем воровать профессионально – чтобы не заметили. Кража – статья такая-то УК РФ.

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!» И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.
Из этого отрывка следует, что сигнализацию придумали не западные продвинутые фирмы, а нашенские. Только опять, видно, запатентовать не удосужились.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:
— Чей ты, откуда?
— Я царя Берендея сын, Иван-царевич.
— Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
— А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
— А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас…

Этот отрывок говорит нам, что формирование и сохранение положительного имиджа, о котором так пекутся современные специалисты по PR, давно играет на Руси свою важную роль. Отметим, к слову, что царь Афрон замечание Ивана-царевича о том, что первый воровать начал именно царь Афрон (его люди, тьфу ты, его птица), пропускает мимо ушей: ты не попадайся с поличным. А перо – это еще не доказательство для судебного разбирательства: может, Жар-птица его случайно в саду обронила.

Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.
Воруют! И заставляют воровать. Логика железная – у меня воровать нехорошо, а у царя Кусмана – вполне приемлемо.
Похоже, что рассматриваемая нами сказка описывает вполне конкретный период — первоначального накопления капитала, когда любые средства хороши для достижения поставленных целей.

Загорюнился Иван-царевич, идет к серому волку. А волк ему:
— Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?
— Ну, прости же ты меня, прости, серый волк.
Как видим, Иван-царевич просит прощения у волка за непрофессионализм в краже чужого имущества. М-да …

— То-то, прости… Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.
— Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!
Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только гулять. Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана-царевича и повели к царю Кусману.

Похоже, что воровство у Ивана-царевича тоже начинает входить в привычку. Причем, что досадно, стал бы профессиональным вором (в крайнем случае, сделал бы пару ходок, стал бы уважаемым человеком среди воров), а тут второй раз попадается на одном и том же – не будет ему уважения на зоне.

— Чей ты, откуда?
— Я Иван-царевич.
— Эка, за какие глупости взялся — коня воровать! На это простой мужик не согласится.

Намек понят – вор должен быть в законе, а воровать должны люди попроще, мужик там, или, как в первом случае, Жар-птица.

Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.
Воруют и воровать учат! Как видим из описания, в своем путешествии Иван-царевич так все еще не покинул территорию России. Более того, как и положено в период дикого капитализма, дело доходит уже до кражи людей: строгая статья такая-то УК РФ.

Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к серому волку.
— Говорил я тебе, Иван-царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.
— Ну, прости же меня, прости, серый волк.
— То-то, прости… Да уж ладно, садись мне на спину.
Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый волк говорит:
— В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.

Ну вот и произошло ожидаемое разделение труда. Иван-царевич — что-то вроде первого бизнесмена, а серый волк занялся своим прямым делом – «решает проблемы», то есть, по-современному, становится «крышей» для Ивана-царевича, у которого к профессии воровства, как мы видели, таланта не оказалось – все время попадается.

Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену — да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину — и наутек. Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
— Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

Воруют! Но теперь уже профессионально.

Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:
— Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?
— Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?
Серый волк отвечает:
— Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю. Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:
— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой. Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой. А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь
.
Итак, процесс накопления капитала начинается. В собственности у Ивана-царевича уже две ценности: Елена Прекрасная, да еще златогривый конь. Автор сказки нам рисует подлинную картину: чтобы обеспечить быстрое накопление капитала, нужно нарушить закон. В данном случае с царем Кусманом.
Но это уже не кража, а мошенничество: статья УК РФ такая-то. Отметим важное обстоятельство: в процессе мошенничества Иван проявил себя с самой лучшей стороны (имеется в виду с точки зрения представителей преступного мира), провел царя так, что не подкопаешься — Мавроди «отдыхает».

Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:
— О чем задумался, Иван-царевич?
— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.
— Не печалься, я тебе помогу.

Еще бы не помог – такая у волка теперь работа: «решать проблемы» своего хозяина.

Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:
— Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.
Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.
Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.
А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком. Царь со страху где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.
Понятное дело, Сибирь по Ивану плачет. Но напомним, мы наблюдаем объективный и закономерный этап накопления капитала: у Ивана скопилось в результате одной кражи и двух операций мошенничества все самое ценное имущество трех царей. Первый этап капитализма в России завершается.

— Теперь прощай, мне дальше идти нельзя. Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:
— Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.

Ничего себе! Оказывается еще в древней Руси территория была уже распределена между бандитами: волк не может «решать проблемы» на чужой территории и потому прощается с Иваном.

Иван-царевич думает: «Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены». Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.
Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят — у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:
— Давай убьем брата, добыча вся будет наша.
Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
— Дома не сказывай ничего!
Итак, убийство. Опять же не ради него самого, а ради имущества. Но это уже более строгая статья УК РФ. Мы наблюдаем второй этап развития капитализма – передел собственности, в ход пошло холодное и иное оружие.

Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком.
— Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка
.
Сделаем предположение, что волк за короткое время расширил территорию своего влияния и снова «крышует» бизнес Ивана-царевича».
Дело приняло серьезный оборот, и потому волк берет заложника (вороненка). УК РФ волку нипочем.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.
Судя по всему, браться Ивана показали себя очень неграмотно – контрольного выстрела не сделали (об этом в сказке не говорится), потому удалось Ивана выходить. Опять же подвело натуральное хозяйство (в данном случае у братьев), и в этом смысле использование для «решения проблем» профессионала (волка) более оправдано.

— Ох, крепко же я спал!..
— Крепко ты спал, — говорит серый волк. — Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей! Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.
Как видим, использование профессионала (волк «забил стрелку» и разорвал братьев) много эффективнее самостоятельного «решения проблем» в период первого этапа развития капитализма в России, который мы с вами недавно прожили. Напомню, что мы имеем дело все-таки со сказкой и вполне реальным, пусть сказочным, волком, который представлен нам автором сказки в первом эпизоде настоящим хищником – слопал коня у Ивана.
Представляется, что в этом месте сказки Иван окончательно расплатился со своим помощником за его полезные услуги: братья же сьедобные. Ну, а одежда, клочки которой по полю разметал волк… Это он так расслабился, нервная у волка работа.

Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно.
Этап дикого капитализма закончился.

Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную.
Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал.
Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Уважаемый топ-менеджер наверняка в этом месте спросит: «А при чем здесь мы? Описанные в сказке бандитские разборки к менеджменту не имеют никакого отношения».
Не соглашусь.
Во-первых, это не совсем разборки: в сказке описаны вполне цивилизованные рыночные отношения. Между Иваном-царевичем и царями были четкие договоренности об обмене: Елену Прекрасную на коня, златогривого коня на Жар-птицу с клеткой. Более того, все договоренности были выполнены.
Спрашивается, в чем причина, что в процессе обмена царям подсунули подделку?
Для меня ответ однозначный: виноват неграмотный менеджмент у царей. Не был организован надлежащий входной контроль продуктов обмена: был бы надлежащий контроль – никакое мошенничество бы не помогло. Была и недоработка в договоренностях: ни о каких гарантийных обязательствах поставщика продукта обмена в сказке не говорится.
А какого, спрашивается, качества досталась Ивану-царевичу Елена Прекрасная? Из текста сказки следует, что она на протяжении всей очень длинной сказочной истории не произнесла ни слова. Более того, на угрозы братьев Ивана «молчать про содеянное», она даже не кивнула – про кивание в сказке ни слова. То есть вполне возможно, что Елена Прекрасная не только не говорит, но еще и не слышит. То есть, иначе говоря, Ивану также, похоже, подсунули брак.

Так что, уважаемые топ-менеджеры, сказка не только повествует нам о том, что трудные, но необходимые этапы накопления капитала и его передела завершились, но и, главное, она говорит нам, что пришло ваше время – время грамотных управленцев.

И даже русская беда – воровство – может быть преодолена, если менеджмент сформирует соответствующую корпоративную культуру.

Так что желаю вам на этом нелегком поприще больших успехов!

Также смотрите:

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от Александра Сергеевича

Царевна-лягушка. Сказка для топ-менеджеров

По щучьему веленью. Сказка для топ-менеджеров

Красная Шапочка. Сказка для топ-менеджеров

Волк и козлята. Сказка для топ-менеджеров

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и
    Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к
    сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное
творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о
необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные
персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит
нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых
событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный
сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж,
призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных
признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того
в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник,
который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое
помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики,
изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные
сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный
повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к
событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по
теме урока
:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для
    общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
    М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил.
    С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А.
    Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для
    учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
    2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к
    учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.
    [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск
    (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов.
    Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа :
    http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike,
    свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об
особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных
сказок;

Научимся 
характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст;
определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать
сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная
    волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте
    прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается
с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич
был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище –
яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то
похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом
отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные
испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак
волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный
признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто:
три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три
испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в
конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют
положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой,
конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, 
готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья,
ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк»
происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня
златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет
при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют
волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк,
который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый
волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о
необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми
яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада
Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски
Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который
становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его
послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали
за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить
у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его
оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой
Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк»
встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние
времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских
народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает,
озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли;
служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех
происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю.
Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они
жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается
добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых
советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не
верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо
уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают
пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому
другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная
сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и
испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали
    художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из
    наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В
    1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером
    волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник
поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал
лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на
лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён
эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где
верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим,
что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения
своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах:
бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные
сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж
златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы
героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине
Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в
1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв
Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося
перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица
Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит
вокруг.        Измученная скачкой Елена
Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди
защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.  
Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и
высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время
мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают
непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как
в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого
предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М.
Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён
сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами,
насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина
 более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти
отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более
реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы
тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки,
груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды,
армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать.
Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов
горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич
и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную
яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную
    яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

  • Три поросенка и серый волк сказка читать
  • Три медведя это русская народная сказка или нет
  • Три мушкетера дружба сочинение
  • Три названия русских народных сказок
  • Три медведя сказка картинки для детей рисованные