Три копеечки русская народная сказка

Вариант 1жил-был мальчик-сиротинка, кормиться нечем, пошел к богатому мужику и нанялся в работники: в год за одну копеечку порядился. целый

Вариант 1

Жил-был мальчик-сиротинка, кормиться нечем, пошел к богатому мужику и нанялся в работники: в год за одну копеечку порядился. Целый год работал, получил копейку, приходит к колодезю и бросает ее в воду: «Коли не потонет, так возьму! Значит, я верно служил хозяину!» Копеечка потонула. Остался на другой год в работниках, опять получил копейку, бросил ее в колодезь — опять потонула. Остался на третий год; работал-работал, пришло время к расчету; хозяин дает ему рубль.

«Нет, — говорит сиротинка, — мне твоего не надобно; давай копеечку!» Получил копеечку, бросил ее в колодезь, смотрит — все три копеечки поверх воды плавают; взял их и пошел в город.

Идет по улице, а малые ребятишки поймали котенка и мучают. Жалко ему стало: «Продайте мне, ребятки, этого котенка». — «Купи!» — «Что возьмете?» — «Давай три монетки». Вот сиротинка купил котенка и нанялся к купцу в лавке сидеть; пошла у того купца торговля на диво: товару напастись не может, покупщики живо все разбирают. Собрался купец за море, снарядил корабль и говорит сиротинке: «Дай мне своего котика, пусть на корабле мышей ловит да меня забавляет». — «Пожалуй, хозяин, возьми; только коли загубишь, я с тебя дешево не возьму…»

Приезжает купец в чужестранное государство и остановился на постоялом дворе. Хозяин заприметил, что у него денег-то много, и отвел ему такую комнату, где мышей да крыс видимо-невидимо водилось: «Пусть-де его совсем съедят, мне деньги достанутся!» А в том государстве про кошек и не ведали, а мышь да крыса всех крепко одолевала. Купец пошел спать и котика с собой взял; поутру хозяин входит в эту комнату — купец живехонек, держит в руках котика, гладит по шерстке; котик мурлыкает да песенки распевает; а на полу целый ворох мышей да крыс надавлено! «Господин купец, продай мне этого зверька», — говорит хозяин. «Купи». — «Что возьмешь?» — «Да недорого: на задние лапки зверька поставлю, за передние подниму, засыпь его кругом золотом — с меня и того довольно!» Хозяин согласился; купец отдал ему котика, забрал целый мешок золота и, справивши свои дела, поехал назад.

Плывет он по морю и думает: «Что мне отдавать сироте золото? За простого котика да столько денег отдать — жирно будет! Нет, лучше все себе возьму». Только решился на грех, вдруг поднялась буря, да такая сильная — вот-вот корабль потонет! «Ах я, окаянный! На чужое польстился. Господи, прости меня, грешного! Ни копейки не утаю». Стал купец молитву творить — и тотчас ветры стихли, море успокоилось, и приплыл корабль благополучно к пристани. «Здравствуй, хозяин! — говорит сиротинка. — А где мой котик?» — «Продал, — отвечает купец, — вот твои деньги, бери все сполна».

Сиротинка взял мешок с золотом, распрощался с купцом и пошел на взморье к корабельщикам; сторговал у них за свое золото целый корабль ладану, свалил ладан на берегу и зажег во славу божию: пошло по всему царству благоухание, и явился вдруг старичок. «Чего хочешь, — спрашивает сиротинку, — богатства или жену добрую?» — «Не знаю, старичок!» — «Ну, ступай ты в поле, там три брата землю пашут; спроси у них, что тебе скажут».

Пошел сиротинка в поле: видит — мужики землю пашут. «Помогай бог!» — «Спасибо, добрый человек! Что тебе надо?» — «Послал меня старик, велел спросить у вас, чего пожелать мне: богатства али доброй жены?» — «Спроси у большого брата; вон на той телеге сидит». Подходит сиротинка к телеге и видит ребенка малого — как бы трехлетка. «Уж ли ж это старший брат?» — подумал сиротинка и спрашивает у него: «Что повелишь мне взять: богатство али добрую жену?» — «Возьми добрую жену». Сиротинка воротился к старику. «Велено, — говорит, — жену просить». — «Ну и ладно!» — сказал старик и с глаз пропал.

Сиротинка оглянулся, а возле него стоит красавица: «Здравствуй, добрый молодец! Я, — говорит, — твоя жена; пойдем искать места, где бы можно жить нам». Пришли они в деревню и нанялись работать у одного помещика. Барин как увидал этакую красоту, сейчас в нее влюбился и задумал, как бы извести ее мужа… (Конец такой же, как в сказке «Мудрая жена»).

Вариант 2

Жил-был купец именитый; в одно время приходит к нему неведомый человек и наймывается в работники. Проработал год и просит у купца расчету; тот ему дает заслуженное жалованье, а работник берет за свою работу только одну копеечку, идет с ней к реке и бросает в воду. «Если, — говорит, — я служил верой и правдой, то моя копейка не утонет!» Копеечка утонула. Он опять пошел к тому же купцу работать; проработал год, купец опять дает ему денег, сколько надо, а работник опять берет одну копеечку, идет с ней к реке на старое место и бросает в воду. Копечка утонула. Пошел в третий раз к купцу работать; проработал год, купец дает ему денег еще больше прежнего за усердную его службу, а работник берет опять одну копеечку, идет с нею к реке и бросает ее в воду; глядь — все три копеечки поверх воды! Он взял их и пошел вдоль по дороге в свое место.

Вдруг ему попадается купец — к обедне едет; он дает тому купцу копеечку и просит свечку образам поставить. Купец взошел в церковь, дает из кармана своего денег на свечи и как-то обронил ту копеечку на пол. Вдруг от той копеечки огонь возгорел; люди в церкви изумились, спрашивают, кто копеечку обронил. Купец говорит: «Я обронил, а мне ее дал на свечу какой-то работник». Люди взяли по свече и зажгли от той копеечки. А работник тем временем продолжает свой путь вперед.

На дороге попадается ему другой купец — на ярмарку едет; работник вынимает из кармана копеечку, отдает купцу и говорит: «Купи мне на эту копеечку на ярмарке товару». Купец взял, накупил себе товару и думает: чего бы еще искупить? И вспомнил про копеечку. Вспомнил и не знает, чего бы на нее купить. Попадается ему мальчик, продает кота и просит за него ни больше, ни меньше, как одну копеечку; купец не нашел другого товару и купил кота.

Поплыл он на кораблях в иное государство торг торговать; а на то государство напал великий гнус. Стали корабли в пристани; котик то и дело из корабля выбегает, гнус поедает. Узнал про то царь, спрашивает купца: «Дорог ли этот зверь?» Купец говорит: «Не мой это зверь; мне велел его купить один молодец», — и нарочно молвил, что стоит трех кораблей. Царь отдал три корабля купцу, а котика себе взял. Воротился купец назад, а работник вышел на рынок, нашел его и говорит: «Купил ли ты мне на копеечку товару?» Купец отвечает: «Нельзя потаить — купил три корабля!» Работник взял три корабля и поплыл по морю.

Долго ли, коротко ли — приплыл к острову; на том острове стоит дуб; он взлез на него ночевать и слышит: внизу под дубом хвастается Ерахта своим товарищам, что вот завтра среди бела дня он украдет у царя дочь. Товарищи ему говорят: «Если ты не утащишь, то мы тебя всего железными прутьями исхлещем!» После того разговора они ушли; работник слез с дуба и идет к царю; пришел в палаты, вынул из кармана последнюю копеечку и зажег ее. Ерахта прибежал к царю и никак не сможет украсть его дочери; воротился ни с чем к братьям, а они давай его хлестать железными прутьями; хлестали-хлестали и бросили в неведомое место! А работник женился на царевне и стал себе жить-поживать, добра наживать.

Жил да был мужик с женой, и всё-то он перебивался с хлеба на квас. А пришло время, что до такой бедности они оба дошли, что и есть нечего стало.

Ну, вот мужик и говорит как-то жене:

– Слушай, жена. Придется нам с тобой с голоду помирать. А я вот что надумал, – пойду-ка я в город на заработки, а ты тут оставайся домовничать без меня, как знаешь!..

Вот мужик и ушел в город на заработки, а его молодуха осталась на деревне хозяйство вести.

Сидит это она раз у окна, глядь, – а по улице парень молодой идет… Да и парень увидал, что она в окно выглядывает, и спрашивает её:

– А что, молодуха, не надо ли вам по хозяйству батрака?

Кликнула молодуха его в избу и говорит ему:

– И нужно бы мне батрака, да, вишь, бедность-то у нас непокрытая, – самой мне есть нечего, хлеба ни корочки нет, а хозяин-то мой в город на заработки ушел!..

Ну, – говорит парень, – коли за этим только дело стало, так нанимай меня. Как наймусь я к тебе, – хлеба-то мы себе наживем, и хватит его до прихода хозяина-большака.

– А дорого ли возьмешь, добрый человек?..

– Чего там: по три копейки в лето положи, и ладно будет! Только слышь уговор: не ты в доме, а я набольшим буду. Не ты меня, а я тебя на работу высылать буду.

Ох, – говорит молодуха, – чудно что-то ты сказываешь: кто же это за три копейки лето целое работать будет, этакое беремя работы на себя примет?.. А не иначе, как ты меня обмануть хочешь. Не доживешь до сроку, дело заладишь, а время к уборке придет, – ты и уйдешь прочь!..

Стал парень её всячески уверять, а потом помолились они Богу, и остался парень у молодухи служить в батраках.

На другой день батрак и говорит:

– Хозяйка, а хозяйка! Где у вас мешки? Я на мельницу поеду.

– Чего ехать-то? – говорит хозяйка, – чай, ржицы и званья нету!..

– Не твоя забота, хозяюшка! Кто у нас набольший в доме? Ты, али я? А ежели я набольший, так ты только слушай, что я тебя приказывать стану.

Дала ему хозяйка четыре мешка, а батрак пошел, поймал лошадь, обратал её, заложил в телегу, бросил пустые мешки на телегу и поехал на мельницу. А как ехал он вдоль по реке, остановил лошадь и насыпал мешки песком и завязал их туго-натуго…

Ехал он мимо кабака, остановился и вошел в кабак.

– Дай, – говорит, – хозяин, испить, душу потешить.

Хозяин угостил его, а батрак и говорит:

– Эх, была не была, давай четверть водки, а я тебе весь хлеб хозяйский оставлю.

Хозяин обрадовался, дал ему четверть водки и сказал, чтобы батрак мешки в амбар перетаскал.

Вот кончил батрак работу и говорит:

– Хозяин, а хозяин!.. Не с голоду же мне пропадать. Дай мучки сколько-нибудь, – всё же я тебе четверти две хлеба оставил!..

Неловко стало целовальнику батрака обижать, – он и отсыпал ему муки с меру.

Батрак забрал вино и мешок с мукой и поехал домой.

И встречается ему на дороге барин-охотник, едет он верхом, а за ним охотники спешат.

– Вот, барин, – говорит работник, – и с ружьецом вы едете, а, поди, всё больше промаху даете.

Рассердился барин, даже весь покраснел от злости.

– Ах, ты, такой-сякой! . говорит. – А ты видел?

– Видать, не видать, а сдается мне, что так. Да что, чай, и в лошаденку мою не попадете…

– Ах, ты, дурак, деревенщина! – говорит барин.

Сейчас ружьецо наладил, – бац, – лошаденка и не охнула, замертво упала.

Завыл работник не своим голосом:

– Разорил ты меня барин!.. Лучше бы голову с меня снял!.. Что ты наделал-то!..

Испугался барин, – вынул сто рублей, дает работнику:

– Полно, – говорит, – выть, любезный… Вот тебе за лошадь; на, бери сто рублей!..

– Эх, – говорит работник, – а что ж я на себе, что ли, телегу-то домой повезу? Уж одолжите мне, батюшка-барин, и лошаденку вашу.

Барин приказал дать ему лошадь.

– Смотри, завтра пригони её ко мне.

Вот и вернулся батрак домой, – и лошадь новую пригнал, и мешок с мукой, и денег сто целковых.

А как пришла самая нужда, тут батрак живо и за дело принялся, – и пашет, и сеет, и косит, и хлеб молотит.

Живут беспечально. Вот к зиме вернулся хозяин, – смотрит, а у него всё хозяйство в аккурате. А жена ему и говорит:

– Это всё батрак справил. Я его нашла по весне за три копеечки во всё лето.

Стал хозяин рассчитывать батрака:

– Сколько же тебе, братец, следует с меня?..

– Да за что подрядился, то и давай. Лишнего-то мне, хозяин, не надо!..

– Да что, ты молодец, – говорит хозяин, – как же это можно за три копейки экое место работы справить?.. На худой конец и тридцать целковых тебе следует.

– Нет, – говорит батрак, – я своему слову господин. Кабы ты целовальник, али помещик был, – я бы с тебя и сотни не взял, а как вижу я, что люди вы бедные, то и не надо мне с вас ничего, опричь трёх копеечек!..

Так и не сговорился с ним хозяин, отдал ему три копеечки; распростился с ним батрак и пошел, куда глаза глядят.

Вот идет он и нагоняет путем-дорогой слепого старика.

– Как же это ты, дедушка, один бредешь да ещё безглазый.

– А я, – говорит слепой, – больше всего по памяти, соколик, хожу. Слава тебе, Господи, дорога-то мной вдоль да поперек исхожена.

Батрак идет да тремя копеечками в рукавице позвякивает. Услыхал слепой, да и спрашивает:

– А это что у тебя, – никак, деньги позвякивают?

– Деньги. Кисета у меня нет, так я их в рукавицу всыпал.

– Давай их мне, – говорит слепой, – я их в кисет положу, а то, неровен час, растеряешь. А домой придем, – я тебе их и отдам.

– Не отдашь ведь? – говорит батрак.

– Ну, вот, чай, на мне крест есть!..

– Ну, кресту поверю! – сказал батрак и отдал три копеечки.

Слепой их и положил к себе в кисет.

Шли они, шли и приходят, наконец, в село.

– Ну, – говорит батрак, – тебе домой надо, а я дальше пойду. Давай, что ли, три копеечки.

– Ну, вот ещё, – говорит слепой, – я не для того их брал, чтобы назад отдавать…

Рассердился батрак, стал старика за плечи трясти.

– Подавай деньги, такой-сякой!..

А плут-слепой как завопит во весь голос:

– Батюшки, караул!.. Слепого нищенку грабят, – православные, пособите!..

Испугался батрак, оставил слепого в покое и говорит:

– Ну, не хочешь отдавать, так и Бог с тобой!..

Отошел в сторонку и смотрит, что дальше будет.

А слепой прислушался, – ушел ли он, потом вздохнул и говорит:

– То-то, напугался!.. Ишь, дурачина!.. Много я вашего брата, простофилей, этаким манером за нос водил!..

Подошел он к своей избенке, стукнул в дверь, – и вышла ему на встречу жена его, да тоже слепая. Вот пока слепой в избу влезал, батрак прошмыгнул мимо него, влез на лавку и ноги под себя поджал…

Вот вошел слепой в избу и говорит старухе:

– Баба, а баба, дай-ка бочоночек, что на печи в углу лежит. Не хватало там до семисот целковых трех копеечек, – так я ноне их у одного дурака отнял!..

Баба полезла на печку да оттуда и подает ему бочонок:

– На, – говорит, бери, что ли!..

А батрак той порой скоренько подбежал к печке и взял бочонок вперед старика, да и на лавку опять сел и ноги под себя поджал.

– Ну, чего ж ты возишься-то? – крикнул слепой. – Давай сюда бочонок-то.

– Да я тебе подала!.. – говорит старуха.

– Да чего ты путаешь-то. Не брал я у тебя бочонка-то.

– Ан, взял.

– Э, да ты, видно, утаить его у меня хочешь!..

Сдернул слепой старуху за руку, стащил её на пол, – и давай её бить, чем не попадя. Заголосила старуха на всю избу; услыхал другой слепой, второй брат, – входит в избу ощупью и спрашивает, – что за беда такая у них приключилась?..

Рассказал старик ему, какая у него беда с бочонком случилась. Брат посмеялся, да и говорит:

– Да куда ж ему было деваться? Чай, тут же где-нибудь и лежит, не провалился же он. Вот, хоть к примеру сказать, у меня мешок в кармане, а в нём шестьсот целковых, – ну, вот я его на стол положу, – куда ж он денется?

А батрак протянул руку, подхватил мешок с деньгами, и опять на лавку сел, и ноги под себя.

Стал слепой стол ощупывать, – ан, мешка-то уж и нет.

– Ох, – говорит, – да никак и мой мешок старуха-то твоя подхватила?..

И давай слепые бедную старуху вдвоем колотить, и закричала та пуще прежнего.

Услышал это третий слепой, младший брат обоих нищих, вполз в избу, да и спрашивает:

– Стой, братцы. Что у вас за шум такой? Чего не поделили?..

– Да вот, так и так, брат, слепая-то старуха у меня бочонок с деньгами сцапала, а у брательника мешок с деньгами.

– Да, может, тут они где?

– Да нету, – уж мы всю избу обшарили.

– Диковинное дело, братцы, – куда ж им деваться было, не провалились же они на самом деле!.. Вот у меня палка долбленая, а в ней восемьсот целковых запрятано. Вот ежели я брошу её на пол, кто ж её у меня возьмет?..

Взял, да и бросил палку на пол. А батрак нагнулся с лавки, поднял палку, да и шмыг за дверь.
Иллюстрация из книги “Русские народные сказки” А. А. Фёдорова-Давыдова, т. 2 к сказке “Три слепца”.

Наклонился за палкой слепой, – уж он шарил-шарил по полу, – нет палки, и шабаш.

– Ох, брательники! – говорит, – ведь и мою палку старуха-то сцапала…

Бросились они на старуху втроем, – насилу та от них на двор убежала.

А батрак на те деньги выстроил себе дом, лавочку завел и стал жить-поживать да добра наживать…

На чтение 22 мин. Просмотров 8 Опубликовано

Русская народная сказка «Сивка-бурка» Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки «Сивка-бурка» и их характеристика

  1. Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями
  2. Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения
  3. Отец братьев, старый крестьянин
  4. Царь, просто царь
  5. Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана
  6. Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.

План пересказа сказки «Сивка-бурка»

  1. Старик и три его сына
  2. Пшеница
  3. Старшие братья в карауле
  4. Иван в дозоре
  5. Сивка-бурка
  6. Глашатаи царя
  7. Первая попытка Ивана
  8. Два венца
  9. Перстень и поцелуй
  10. Перстень под тряпочкой
  11. Царский пир
  12. Царевна и Иван.

Кратчайшее содержание сказки «Сивка-бурка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик посылает сыновей сторожить пшеницу, но старшие спят, а Иван ловит Сивку-бурку
  2. Царь объявляет что кто до царевны допрыгнет, за того ее замуж отдаст
  3. Старшие братья уехали, а Иван позвал Сивку-бурку и три венца не допрыгнул
  4. На второй раз два венца Иван не допрыгнул
  5. На третий раз допрыгнул Иван до царевны, снял перстень, под тряпочкой его спрятал
  6. Созвал царь пир, узнала царевна Ивана и свадьбу сыграли.

Главная мысль сказки «Сивка-бурка» Не тот дурак, кто дураком прикидывается, а тот дурак, кто слишком много о себе воображает.Чему учит сказка «Сивка-бурка» Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.Отзыв на сказку «Сивка-бурка» Эта сказка мне очень нравится, ее главный герой Иванушка несправедливо назывался дураком, хотя был много умнее и хитрее своих братьев. Вот только он свою хитрость на показ не выставлял. За то и царевна досталась ему, и конь верный, волшебный, да и сам Иван оказывается был красавцем. Читать эту сказу интересно и занимательно.Признаки волшебной сказки в сказке «Сивка-бурка»

  1. Волшебные существа — конь Сивка-бурка
  2. Волшебные превращения — иван превращался в доброго молодца
  3. Троекратные повторы — три венца, три попытки, три брата, три ночи, три дня.

Пословицы к сказке «Сивка-бурка» Не по виду суди, а по делам гляди. Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сивка-бурка» Было у одного старика три сына и младший сын был дурак-дураком. Повадился как-то кто-то пшеницу топтать, и послал старик сыновей караулить поле, вора ловить. Старший сын пришел, лег спать и всю ночь проспал. Также сделал и средний сын. А младший пришел, сел на камень и стал сторожить. Прискакал тут конь разношерстный и начал пшеницу есть и топтать. Закинул на него Иван аркан и поймал коня. А конь молит его отпустить, обещает помочь и волшебные слова говорит. Отпустил Иван и пшеницу с тех пор никто не топтал. Тут царь клич бросил, кто допрыгнет до терема царевны и сорвет у царевны перстень с руки, быть тому мужем царевны. Поехали старшие братья в город, а Ивана не взяли. Иван пошел за грибами, выбросил лукошко и Сивку-Бурку позвал. Залез водно ухо, из другого вылез, и молодцом стал. Поехал Иван в город. Хлестнул коня, конь три венца до царевны не допрыгнул. Иван хлестнул братьев и ускакал. Братья вернулись домой, про молодца рассказывают, а Иван лежит на печи, посмеивается. На второй день два венца не допрыгнул Иван, а братьев снова хлестнул. Ну а а третий день допрыгнул конь, поцеловал Иван царевну и перстень с руки снял. Домой вернулся, руку тряпочкой обмотал, вроде на сучок наткнулся. Лежит на печи перстнем любуется, а братья на него ругаются, чтобы с огнем не играл. Через три дня царь всех собирает на пир. Поехал и старик с сыновьями. На пиру царевна всех гостей медом обносит, суженного ищет. Увидела тряпочку у Ивана, сняла его, а там перстень сияет. Признала царевна Ивана. Отмыли Ивана и стал он молодцом-красавцем. Тут и свадьбу сыграли.Иллюстрации и рисунки к сказке «Сивка-бурка»

«Сивка-Бурка» – увлекательная сказка о приключениях Ивана и его верного друга – волшебного коня Сивки-Бурки. Вместе им удалось доказать, что Иван достоин стать суженым прекрасной царевны.

sivka-burka-chitatelskiy-dnevnik-67278.jpg

Краткое содержание «Сивка-Бурка» для читательского дневника

ФИО автора: Русская народная сказка

Название: Сивка-Бурка

Число страниц: 24. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка». Издательство «Речь». 2015 год

Жанр: Сказка

Год написания: Середина XVIII века

Главные герои

Иван – в семье считался дураком, но на самом деле оказался умным, хитрым и настойчивым юношей.

Старшие братья Ивана – высокомерные, заносчивые, ленивые.

Отец Ивана – старик, простой крестьянин.

Царевна – молодая, красивая царская дочь, мудрая и справедливая.

Сивка-Бурка – волшебный конь, ставший верным товарищем Ивана.

Сюжет

У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

План пересказа

  1. Старик и три его сына.
  2. Кто-то топчет пшеницу.
  3. Старшие сыновья в карауле.
  4. Иван ловит Сивку-Бурку.
  5. Царский указ.
  6. Иван снимает перстень с руки царевны.
  7. Царский пир.
  8. Свадьба Ивана и царевны.

Главная мысль

Для того, чтобы достичь успеха в любом деле, нужно как следует потрудиться.

Чему учит

Учит не судить о других по внешнему виду, исправно выполнять свою работу, не лениться, не опускать руки в сложных жизненных ситуациях.

Отзыв

Несмотря на то, что все считала Ивана дураком, он смог добиться того, о чем другие даже не мечтали – поймать и приручить волшебного коня, и с его помощью взять в жены прекрасную принцессу.

chitatelskiy-dnevnik-67278-risunok-illyustraciya-k-skazke-sivka-burka.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Сивка-бурка.

Пословицы

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.

Что понравилось

Понравилось, как Иван настойчиво добивался руки царевны. Он не остановился после первой неудачи, и прыгал на Сивке-Бурке до тех пор, пока не снял с руки царевны перстень.

Если бы маленькие дети вели читательский дневник, то наверняка на его страницах нашлось бы место для подобного заголовка: «Сивка-Бурка», краткое содержание. 

Еще в начальных классах дети, совместно с учителями, читают и проводят анализ данной сказки, автором которой является сам русский народ.

Главные герои сказки и их характеристика

Пожалуй самым главным героем этой сказки является Иван. Обычный деревенский парень, который любит валяться на печи и вести домашнее хозяйство. 

Его считают дураком и неумехой, но он оказывается самым ответственным их всех.

Не меньшую роль здесь играет волшебный конь Сивка-Бурка, который во мгновение ока может превратить своего хозяина в красавца будто с картинки.

Братья Ивана, ленивые и трусливые молодцы, мечтающие даром заполучить красавицу Царевну, которая оказывается хитрее всех остальных. Всемогущий царь, обожающий свою дочь. 

И конечно же отец Ивана, мудрый старик, благодаря которому и произошла эта замечательная история.

Краткое содержание

Композиция сказки выстроена самым обычным образом: начало, основная часть и конец. Сюжет данной сказки начинается с описания семьи Ивана и с наказа отца, после смерти которого каждый из братьев должен был приходить к нему ночью на могилу и кормить его хлебом. 

Еще в самом начале можно уловить главную мысль произведения: награда должна доставаться тому, кто ее заслужил. Ведь Сивка-Бурка достался Ивану за то, что он единственный выполнил наказание своего отца, в то время как его старшие братья трусливо воздержались, ну или им просто было лень — не имеет значения.

В это время красавица Царевна решает найти своего суженого и приказывает устроить соревнование. Молодым людям необходимо доскакать на коне до конца высокого терема и поцеловать Царевну в губы. 

Один лишь Иван со своим волшебным конем был способен выполнить ее прихоть. Иван поцеловал Царевну и скрылся из виду, только его и видели, но Царевна не растерялась и поставила ему на лоб печать, по которой позже его и нашли.

Чему учит русская народная сказка «Сивка-Бурка»

В данной сказке затрагивается сразу несколько важных тем:

  1. Первая тема — не стоит предавать глубокого смысла внешнему облику человека. Это четко показано в конце сказки, когда среди всех гостей Царевна подошла к самому чумазому простаку с повязанным лбом и признала в нем своего суженого.

  2. Вторая — надо ценить и уважать своих родителей. Иван — единственный, кто исполнил волю своего отца, следовательно, его братья не так уж и дорожили родителем.

Если вы еще не читали эту сказку, то стоит это сделать: она достойна прочтения в любом возрасте.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Сказка Сивка-бурка о герое, который из Иванушки-дурачка превратился в Ивана-царевича. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказкиКраткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Сивка-бурка: (word) – (pdf)

Сказка Сивка-бурка читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Известная русская народная сказка Сивка-бурка представлена в двух вариантах: в обработке фольклориста М.А. Булатова и в пересказе собирателя русских народных сказок А.Н. Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Умирая, велел отец сыновьям три ночи по очереди к нему на могилу приходить и хлебушком его кормить. Только и в первую, и во вторую, и в третью ночь пришлось младшему сыну самому на отцову могилу ходить. За послушание подарил отец Иванушке волшебного коня. Да такого, что только свистни, заветные слова промолви – примчится, нужно ему в одно ухо влезть, в другое вылезть – станешь писаным красавцем, и помчит тебя конь хоть на край света. В то время выдавал царь замуж дочь-красавицу. Сидела она в высоком тереме. Кто на лошади допрыгнет до окна царевны и ее поцелует, тот ее мужем станет. Братья поехали счастья попытать. Иван-дурак погодя на своем чудесном коне добрым молодцем на царский двор явился. Никто не смог до середины терема допрыгнуть. Только один молодец на волшебном коне долетел до окна, поцеловал царевну, успела она на лбу героя царским кольцом отметину поставить. Скрылся из виду молодец, превратился снова в Ивана-дурака. Созывает царь на пир вельмож, бояр, простой народ из всего царства, чтобы жениха царевны найти. Потчует царевна всех молодцев медом и смотрит, у кого на лбу ее отметина. К Ивану подошла и узнала в дураке своего суженого. Сделался Иван красавцем писаным. Получил он царевну и полцарства в придачу. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Сивка-бурка

В одном из самых распространенных сюжетов русского фольклора показано, как послушание родительской воле, ответственность, доброта помогают герою достичь успеха. За свои добрые дела Иванушка получает вознаграждение. А его старшие братья свое счастье проспали. Сказка Сивка-бурка способствует формированию нравственных ценностей.

Мораль сказки Сивка-бурка

Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Счастье в воздухе не вьется, оно усердием достается.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Сказки

Культурологофилософский анализ сказки «Сивка-бурка»

Культурологофилософский анализ сказки Сивка-бурка.Автор — Дубачева Е.Г.

1-226x300.jpg

Исследование культурного наследия и традиций народов мира на примере сказок, легенд и былин.

Часть 1. Сивка-бурка

Цель исследования: Поиск и выявление скрытых в скзаках, былинах и легендах, народных обычаев и традиций, магических ритуалов и заговоров.

Традиция почитания предков

«Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:

Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.

Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, он и говорит младшему брату:

Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.

Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:

Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит. Старший сын его спрашивает:

Ел. Досыта наелся.

Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится — он и говорит:

Ладно.

Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается и спрашивает:

Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?

Иван отвечает:

Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:

Ел. Досыта наелся.

На третью ночь настала очередь идти Ивану, Он говорит братьям:

Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну. Братья ему отвечают:

Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.

Ну ладно.

Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:

Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни:

«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.

Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:

Отец наелся досыта и больше не велел приходить.»

В начале сказки происходит смерть старика, и он перед смертью наказывает трем своим сыновьям выполнить определенные действия: «Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба». Последняя воля умирающего – обязательна к выполнению, тем более что она же и отеческая воля. Перед смертью, Дух старика готовиться к переходу в иной мир, и выполнение последнего наказа является для старика важным показателем того, как он прожил свою жизнь, сумел ли достойно воспитать сыновей, чтят ли они свой Род и родителей, уважат ли они последнюю волю отца. Но из трех сыновей, только один проявил учтивость к последней воле батюшки. Хочу обратить внимание на тот факт, что умирающий просил приносить ему хлеб, не спиртное, не мясо, а именно хлеб. Это важных аспект в ушедшей культуре, наши предки уважали покойных и поминали молоком и хлебом, современные же люди забыли свои корни, на кладбище жарят шашлык и сами распивают алкоголь и покойнику наливают, тем самым портят весь свой Род на алкогольную зависимость и другие беды. Уважение к покойным, исполнение последней воли, правильное поминание, вот что необходимо усвоить из первой части сказки. Когда Дух отца-старика поднимался из могилы, его заботили вопросы: кто к нему пришел, все ли на Руси спокойно, не плачет ли его чадо. Сказание указывает нам на то, что первые три дня после смерти Дух умершего неспокоен, и именно правильный помин и исполнение последней воли, дало возможность Духу старика успокоиться, покинуть Землю и отправиться в иной мир к прародителям.

Согласно традициям, наши предки поминали усопших своего Рода по субботам. Ставили хлеб или пирог сладкий и кружку молока.

Вывод 1: исполнение последней воли усопшего, правильный помин, дает возможность Духу

(Душе) умершего успокоиться и отправиться в мир иной.

Дар Рода

В благодарность за выполнение последней воли, отец (в данном контексте даже точнее полагать Род старика) дает возможность непутевому бездельнику (сыну) преобразовать свою жизнь к лучшему. Приставляет к нему сущность-коня Сивку-бурку, которая должна по зову Ивана являться перед ним и выполнять, то что скажет. Стоит обратить особое внимание на заговорный речитатив зазыва сущи: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!». Надо отметить что по началу создается впечатление что данная сущь имеет свойства наделять человека оборотническими Силами, делать из Ивана-дурака «куда какого молодца», но в конце сказки становиться понятным, что это не так. Сивка-бурка наделяет Ивана чарами обольщения и всеобщей любви, признанием народа; он становиться мил всему люду, ведь не даром после поцелуя царевны весь люд кричит: «Держи, держи его!», народ находится в эйфории под воздействием чар.

Вывод 2: почитание своих предков обеспечивает потомков помощью Рода в устройстве жизни.

Вывод 3: призвав сущь Сивка-бурка, можно обзавестись всеобщей любовью и признанием.

Помощь Рода в устройстве судьбы

«В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор. Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу. Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:

Давай попытаем счастья.

Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:

Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.

Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули — только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле. Вышел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:

Чего велишь?

Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, Горы- долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота. Царь вышел на крыльцо и говорит:

Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до окошка да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.

Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там — высоко, не достать! Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана. Он разогнал Сивку-бурку, гикнул, ахнул, скакнул —двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз —одного венца не достал. Еще завертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача — Как огонь, пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать. Тут весь народ закричал:

Держи, держи его!

А его и след простыл. Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает. Приезжают его братья, рассказывают, где были и что видели. Были хороши молодцы, а один лучше всех —с разлету на коне царевну в уста поцеловал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал. Иван сидит за трубой и говорит:

Дурак — дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, — избу огнем осветило. Братья испугались, закричали: — Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!»

Воля случая – не случайна, а закономерна.

В данном отрывке сказки мы видим, как Вселенная дает шанс Ивану выбиться «из грязи в князи». Создается вариант развития событий такой, что именно в данный период царская дочь Несравненная Красота (имя выбрано не случайно, оно подчеркивает противовес с Иваном- дураком, запечиной) ищет себе мужа достойного «наездника». И призвав дар Рода – сущь Сивку-бурку, Иван-дурак, преобразившись в добро молодца становиться как раз тем, кто выполнил поставленные царевной условия, и кого царевна запечатлела своей Родовой царственной печатью, тем самым обозначив что теперь он ее муж. Печать на лбу надо отметить была поставлена царевной после того как Иван поцеловал ее в сахарные уста. Здесь интересны два момента: первый – сахарные уста царевны, с точки зрения славянской ворожбы это привлечение мужа на свою сладкую женскую энергию, древний обычай, когда девицей читался заговор на сахар, чтобы быть сладкой мужчине и притягательной для него; второй – сам поцелуй, ведь Рот — это Род, соответственно в поцелуе соединяются Рода мужчины и женЧины.

Вывод 4: женЧины знали раньше как призвать нужного мужчину и как его удержать, а ворожба помогала им в этих делах.

«На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.

Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:

Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать. Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило.

Взглянула на него — он весь в саже, волосы дыбом. Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:

Ушибся.

Царевна ему лоб развязала — вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:

Дозволь мне умыться.

Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:

Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит.

Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул. Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку.»

Жизнь меняется – желания исполняются

Царевна Несравненная Красота без труда находит своего суженного в толпе гостей полагаясь на интуицию и зная, что теперь он запечатлен с ней на всю жизнь. Иван в последний раз прибегнул к помощи Сивки-бурки, «крикнул, как его отец учил: — Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» и сделался «таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул».

ВЫВОД: Почитая свой Род, выполняя правильный помин, и в особенности последнюю волю умершего, возможно получить существенную помощь предков, подняться на новые вершины и устроить свою судьбу.

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_16.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/sivka-burka.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/sivka-burka.html
  • https://ihappymama.ru/iq/skazki/sivka-burka-russkaya-narodnaya-skazka/
  • https://souz-isv.ru/1350-2/

  • Три кота сказки на ночь игра
  • Три брата картинки из сказки
  • Три дня и три ночи сказка
  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком сказка текст
  • Три бабочки немецкая народная сказка читательский дневник