Три дочери татарская народная сказка презентация 2 класс планета знаний

Цель: совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения и понимания прочитанного. проанализировать и оценить поступки героев сказки. планировать и организовывать работу в

Цель: Совершенствовать навык сознательного,
выразительного чтения и понимания прочитанного.

Проанализировать и оценить поступки героев
сказки.

Планировать и организовывать работу в парах и
группах.

1. Разминка.

2. Повтор домашнего задания.

3. Предположение содержания сказки.

4. Метод направленного чтения.

5. Учимся задавать вопросы.

6. Предсказание 2,3 части сказки.

7. Физ. минутка.

8. Цветограмма.

9. Подбери фразеологизм.

11. Аквариум.

12. Самооценка.

13. Итог урока.

14. Д/задание.

1. Сегодня урок начнем с разминки, с помощью
которой настроимся на активную и плодотворную
работу.

Если у вас хорошее настроение, потопайте
ногами.

Если у вас есть кошка, погладьте себя по
голове.

Если вы любите шоколад, оближите губы.

Если у вас есть друг, возьмите его за руку.

Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

Если вы хотите получить удовольствие от урока,
будьте активны. Удачи всем.

2. — Над каким произведением мы работали на
прошлом уроке?

(В.А.Осеева “Сыновья”)

О чем оно? Напомните кратко.

(Об уважительном отношении к старшим.)

Дома вы написали небольшое сочинение на тему?

Образовали группы. Каждый в своей группе
зачитывает свое сочинение (эссе), группа выбирает
лучшее, дополняет, зачитывает на класс.

Что общего между рассказом “Сыновья” и
вашими сочинениями?

(В рассказе “Сыновья” и в сочинениях, которые
мы написали говориться о добром отношении к
человеку старшего поколения.)

Уважая и помогая старшим, мы подаем пример
младшим. Пройдет время, вы станете взрослыми, и к
вам будет такое же доброе отношение со стороны
ваших близких и друзей.

Сегодня мы продолжим разговор, и будем говорить
о татарской народной сказке “Три дочери”.

Открыли тетради, записали число и тему урока.

3. — Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

Ученики высказывают свои предположения.
Почему вы так думаете?

4. Для того чтобы узнать, кто из вас был ближе в
своих предположениях, мы сейчас узнаем, открыв
учебник на стр.302 и познакомимся с содержанием
сказки.

Чтение до слов: “постучалась белочка ко второй
дочери”. (Читают дети
.)

5. А сейчас каждый составит вопрос к данной
части текста и задаст его соседу по парте (работа
в группах)
.


Работа со всем классом. 1, 2 вопроса от каждого
ряда.

6. — Как вы думаете, что может ответить 2 дочь?

Откроем и прочтем (чтение по ролям
).

Чтение сказки до конца (про себя
).

Совпали ли наши предположения?

Понравилась вам сказка или нет? Почему?

7. Физ. минутка.

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в сторону, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом
Приглашая нас в свой дом
Руки вниз, на пояс, вверх
Убегаем мы от всех
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

Назовите героев сказки.

(Мать, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь,
белочка)

8. Используя цветные карандаши, изобразите
героев сказки в цвете.


1.В-т белочку и младшую дочь;


2. В-т старшую и среднюю дочь.

Почему вы выбрали для белки голубой цвет и
белый?

(цвет справедливости, искренности)

Какие цвета вы выбрали для старшей и средней
дочери и почему?

(фиолетовый, серый, черный)

9. А теперь подумайте и скажите, какие
фразеологизмы можно использовать в этой сказке.
Докажите текстом.

(Протянуть руку помощи, сломя голову, не долго
думая, ни жарко, ни холодно и т.д.)

Молодцы. Кто сможет передать прочитанное
близко к тексту.

(Подробный пересказ).

Образовали группы и в группах составим схему
краткого пересказа

(для составления схемы уч-ся могут использовать
геометрические фигурки.)


10. Творческая работа в группах.

11. Аквариум. Представление работ у доски.

Анализ, выбор лучшего сжатого пересказа. (См.
ниже)

Над чем заставила задуматься сказка?

Чему мы учились на уроке?

12. Сейчас каждый оценит свою работу на уроке,
сам возьмет тот квадратик, который он заработал
на уроке. (Красный, синий, зеленый) Взяв тот или
иной квадратик, ученик сам анализирует свою
работу на уроке.

13. — Что вам понравилось на уроке, и чтобы вы
хотели повторить?

Жила в давние времена одна женщина. И было у неё три дочери
. Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одна.

Татарская сказка Три дочери

Вот прошёл год, другой, третий. И случилось так, что заболела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу неподалёку:
— Белка, белка, позови ко мне моих дочерей!
Белка сразу же побежала выполнять просьбу.
Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.
— Ой, — сказала старшая дочь, выслушав белку. — Я сразу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить.
А она и вправду тазы чистила.
— Ах так,- рассердилась белка,- тогда и не расставайся вовек со своими тазами!
Только сказала — вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху.
А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рассказала ей печальную весть о матери.
— Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доткать.
А она и вправду холст ткала.
— Ах так,- рассердилась белка,- ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!
Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась. А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела — побежала к ней.
— Доброе у тебя сердие,- сказала белка — Так пусть же и люди к тебе добры всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твоё никогда не забудут.
Так оно и стало.

Татарская народная сказка Три дочери

Перевод С. Гильмутдиновой

Жил в селе бедный старик, и был у него сын Ахмет. Вот собрался старик помирать и зовёт к себе сына.

– Мальчик мой, – говорит, – хочу я перед смертью оставить тебе завещание.

Удивился сын.

«Какое, – думает, – завещание может оставить мой бедный отец, если всю жизнь работал, не покладая рук, а добра не нажил?»

А старик вздохнул и говорит:

– Хочу, чтобы было у тебя в каждой из соседних деревень по дому.

Ещё больше озадачили эти слова Ахмета.

«Какие, – думает, – дома, если и наш-то не сегодня, так завтра развалится?»

А старик продолжает:

– Не спеши с людьми первым здороваться, пусть сначала они тебя поприветствуют.

Вот тогда и сам шапку снимешь да поклонишься.

Говорят, в давние времена жил один бедный-пребедный человек. У него было три сына и одна дочь.

Тяжело ему было растить и кормить детей, но он всех их и вырастил, и выкормил, и обучил разному ремеслу. Все они стали искусными, умелыми и ловкими.

Старший сын мог на самом далёком расстоянии узнать по запаху любой предмет. Средний сын стрелял из лука так метко, что мог попасть без промаха в любую цель, как бы далеко она ни была. Младший сын был таким силачом, что без труда мог поднять любую тяжесть. А дочь-красавица была необыкновенной рукодельницей.

Вырастил отец своих детей, порадовался на них недолго и умер.

Когда-то в давние времена жил один старик и у него был сын, мальчик пятнадцати лет от роду. Надоело молодому джигиту сидеть дома без дела, и он стал просить отца:

Отец, у тебя есть триста таньга. Дай мне из них сто, и я поеду в чужие края, посмотрю, как там живут люди. Отец и мать сказали:

Эти деньги мы бережём для тебя. Если они нужны для того, чтобы начать торговлю, бери и поезжай.

В давние времена жили в некоем городе два брата. Один брат был богатый, другой — бедный. Богатый брат был ювелиром и торговал золотыми и серебряными изделиями, а бедный занимался самой тяжёлой, чёрной работой.

У бедного брата было два сына; они работали на своего богатого дядю, и за это он кормил их.

Однажды бедняк пошёл в лес за хворостом. Как только он вошёл в лес, увидел на дереве птицу. Была эта птица вся золотая. Захотелось бедняку поймать золотую птицу, а подойти к ней и схватить её никак нельзя слишком уж высоко сидела птица.

Жил когда-то на свете один небогатый человек. Были у него жена и сын, по имени Тимур. Заболела жена этого человека и умерла. Остался маленький Тимур сиротой. Погоревал его отец и женился на другой. Мачеха невзлюбила Тимура и всячески обижала его. А когда у неё родился сын, которого назвали Туктаром, бедному сироте и совсем не стало житья.

Растёт Тимур, растёт Туктар, и, когда они подросли, обоих их отдали в медресе.

Тимур слушает учителя, всё запоминает, всё понимает. А Туктар ленится, не хочет слушать, всё ему неинтересно, ему бы только бегать.

Когда–то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей. Все вокруг восхищались ее умением, расторопностью и уважительностью. Любили Зухру и за то, что она не возгордилась своей красотой и трудолюбием.

Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому. При отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни разу не тронули добрую и кроткую девушку.

Давным-давно жил в одной деревне бедняк. Кроме одного гуся, не было у него ни скотинки, ни птицы. Работал он на людей — тем и кормился. Однажды кончилась у него мука, не из чего было испечь хлеба, вот он и решил пойти к богатому баю и попросить немного муки. А чтобы бай не прогнал его, зарезал он своего единственного гуся, изжарил и понёс баю в подарок.

Бай принял гуся, да только не знал, как его разделить на всех, и говорит бедняку:

Ты гуся принёс, сам его и раздели по справедливости. Разделишь хорошо — дам тебе муки, а не сможешь-прогоню ни с чем!

Подумал бедняк немного, потом отрезал голову гуся и подал её самому баю.

Жили-были три брата. Старшие братья были умные, а младший — дурак.

Состарился их отец и умер. Умные братья поделили между собой наследство, а младшему ничего не дали и прогнали из дома.

Для того, чтобы владеть богатством, надо быть умным, — сказали они.

«Значит, я найду себе ум», — решил младший брат и отправился в путь. Долго ли шёл, коротко ли, наконец пришёл в какое-то селение.

Постучался он в первый попавшийся дом и попросил взять его в работники.

Был в давние времена один падишах. Каждый год созывал он рассказчиков из всех своих владений, ставил перед ними большую меру с золотом и объявлял: Кто расскажет мне такую небылицу, что, послушав её, я крикну «не может быть», тот пусть возьмёт себе золото. А если я скажу «может быть», тогда рассказчик получит сотню ударов кнутом!

Каждый раз съезжались рассказчики небылиц и состязались в своём мастерстве перед падишахом, а он всё твердил: «Это может быть, это может быть!» — и жестоко наказывал рассказчиков, а золото оставлял себе.

Жили в давние-предавние времена на свете старик со старухой. Хорошо они жили, но вот беда — не было у них детей. Однажды старуха пекла пироги, а старик сидел возле неё и смотрел. Потом взял он кусок теста и говорит: — Нету у нас сыночка… Сделаем-ка себе мальчика хоть из теста!

Слепили они из теста мальчика, положили его на лавку, а сами занялись делом: старуха пошла корову доить, старик отправился во двор рубить дрова.

Когда они вернулись в дом, оба очень удивились — стоят, глазам своим не верят: тестяной мальчик ожил, сидит на полу, смеётся да играет с козлёнком.

Как же нам назвать нашего сынка? — спрашивает старуха.

Сделали мы его из теста, пусть он и называется Камыр*. — говорит старик.

Любовь Владимировна Волкова

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»

Программное содержание.

Познакомить детей с татарским народным творчеством
.

Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа
; учить детей передавать свое отношение к персонажам.

Способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать добрые поступки, стремление делать добрые дела. Воспитывать любовь к обычаям и традициям татарского народа
.

Материал. Панно плоскостного изображения
: дома, деревья, мать, три дочери
, белочка. Игрушки
: таз, паук, пчелка. Раскраски с изображением героев сказки
: пчелка, паук, белочка, черепаха. Цветные карандаши.

Предварительная работа. Знакомство детей с русскими народными
, мордовскими, нанайскими сказками
. Рассматривание иллюстраций к сказкам
, просмотр мультфильмов по сказкам
. Разбор, рисование сказок с детьми
, раскрашивание раскрасок по сказкам
.

Воспитатель. – Дети, какое у вас сейчас настроение?

Дети. – Хорошее.

Воспитатель. — Тогда давайте все хорошее соберем в ладошки, сожмем крепко кулачки, а потом разожмем и подуем на ладошки,

пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения.

(Дети садятся на стульчики.)

Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение, тогда у меня к вам вопрос
:

скажите, пожалуйста, вы любите сказки
?

Дети. -Да-а.

Воспитатель. — А какие сказки и сказки каких народов вы знаете
?

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. — Дети, как хорошо, что я сегодня к вам пришла. А пришла я не одна, я вам сказку принесла
. Занавес открываем, сказку начинаем
. Здесь много картинок, про кого эта сказка мы узнаем об этом
, если соберем всю картину целиком.

(Воспитатель вместе с детьми раскладывают плоскостные атрибуты сказки
и рассматривают помещенные на доске
: дом, деревья, белочку, фигуру взрослой женщины и трех дочерей
.)

Воспитатель. — Дети, какие ласковые слова вы говорите своей маме?

Дети. — Добрая, любимая, красивая, милая, дорогая и т. д.

Воспитатель. — Мамы всегда заботятся о своих детях, правда, иногда мама и поругает, но потом обязательно приласкает. Есть такая пословица
: «Материнская ласка конца не знает»
. А ведь дети не всегда бывают заботливыми по отношению к своим мамам! Послушайте татарскую сказку
«Три дочери
»
, а потом расскажите, кто из дочерей
любил свою маму по-настоящему.

Татарская народная сказка
«Три дочери
»

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть своих дочерей
. И выросли три дочери быстрые
, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку
.

Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. – Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери
.

Ой, — отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята
: надо мне к ярмарке холста наткать.

Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь!- сказала белочка
. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова
, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, — сказала ей белочка
, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям… А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется – ест только мед и сахар.

Воспитатель задает вопросы детям
:

Понравилась ли сказка
? Чем? Почему?

О ком эта сказка
? А еще о ком?

Кто из героев больше всего понравился? Почему?

Что было вначале сказки
?

Что потом?

Как любила мать своих дочерей
?

За что наказала белочка старших дочерей
?

Как можно сказать о них
?

Как наградила белочка младшую дочь?

Какими словами можно сказать о ней
?

Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика?

Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам.

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель. — Дети, хотите познакомиться с татарской игрой
«Тимербай»
.

Дети. – Да.

Воспитатель. – Тогда вставайте, возьмитесь за руки и сделайте круг. Выбирают водящего — Тимербая. Дети берут жетончики из корзины, у кого на жетончике изображение мальчика тот ребенок становится в центре круга.

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова
:

Пять детей у Тимберая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя.

(После игры дети садятся на стульчики)

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю инсценировку этой сказки
.

Выбираются дети на роли старшей, средней и младшей дочерей
, белочки и автора; Дети по желанию выбирают жетончики с изображением героя сказки
, которую будут исполнять. Воспитатель надевает им татарские
атрибуты – тюбетейки. Один из детей говорит слова автора, другие исполняют выбранные ими роли.

Воспитатель. Дети, пчелки очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку
, ваши высказывания и рассуждения
. За это она вам решила доставить радость, и дарит раскраски с изображением разных героев сказки
.

Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали татарскую сказку
«Три дочери
»
, встретились со сказочными героями
. Я хочу, чтобы вы никогда не расставались со сказками и умными
, добрыми книгами.

Публикации по теме:

Тема занятия: «Дружбой надо дорожить». Программное содержание: Продолжать приучать детей слушать сказки стихотворения, эмоционально воспринимая.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой. Стихотворение Л. Поповской «В зимнем лесу»

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Л. ПОПОВСКОЙ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Рукавичка»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой сказки «Рукавичка». Цели: Закрепить умение.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы «Путешествие в мир сказок»

Программное содержание: продолжить работу по формированию интереса к сказкам. Учить узнавать сказки по отдельным фрагментам из них; вызвать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой: «Волк и семеро козлят»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Конспект занятия по ознакомлению.

«К. И. Чуковский «Айболит». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: К. И. Чуковский «Айболит» Цель: продолжать.

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой

Конспект занятия в перовой младшей группе по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (подготовительная группа)

Программное содержание: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок»

Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание.

Библиотека изображений:

item 4480

Этапы урока
Вызов I. Орг. момент.
1. Психологический настрой. Солнышко- улыбнитесь друг другу и гостьям, как это лучистое солнышко. — Слайд-1
2. Золотое правило.(на доске)
Тише — не шуми.
Хочешь ответить- руку подними.
Будь внимателен.
Сиди правильно.
3. Речевая разминка-Слайд-2

I I. Повторение пройденного.
1. Проверка Д/З: «Плюсики»- диалог:
— Работа по вопросам- стр. 139 «Проверь себя»- обобщение по разделу «Хочу все знать!»
— С какими произведениями мы познакомились? Назовите авторов этих произведений. Что нового узнали из этих произведений? Какие произведения вам больше понравились?
— К каким жанрам литературы относятся эти произведения?
— Есть ли среди них сказки? (На доске запись «Сказки»)
2. Прием «Составление кластера» «Виды сказок»- Что вы знаете о сказках? Какие бывают сказки?
Сказки- народные, литературные; бытовые, волшебные, о животных, число 3.

3. Прием «Верные — неверные утверждения»- по слайду-3
-Верно ли, что все картинки относятся к одному жанру — жанру сказок?.
-Верно ли, что все сказки являются народными?
-Верно ли, что представлены сказки народные и литературные? Назовите их.
4. *Подведение итогов и оценивание: У кого больше плюсиков?

I I I . Введение в тему урока. Работа в парах.
1. Прием «Перепутанные логические цепочки» Слайд-4
— Даны начала одной пословицы, а конец пословицы — на карточках. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц. Проверка со слайдом.
*Нет лучше дружка чем родная матушка.
*При солнышке тепло, при матери добро.
*Всякой матери своё дитя мило.
*Материнская ласка конца не знает.

— Как вы понимаете значение этих пословиц?
2. Знакомство с казахской пословицей Слайд- 4: Жұмақ- ананың табанының астында
-Объяснить значение казахской пословицы (чтение, перевод, анализ)
— Какой темой объединены эти пословицы?
— Определите тему нашего урока- о ком мы будем читать сегодня?
(На доске:) Логическая цепочка- Сказка-мама- дети- сыночки- дочери-три.
3. Сообщение темы урока.
Обзор раздела «Золотая душа»
-Мы сегодня начинаем работать по новому разделу нашего учебника. Как он называется? Прочтите стихотворение Владимира Степанова(с.137)
-К чему оно призывает? Как вы думаете, о чем будут произведения, собранные в этом разделе? Каким одним словом можно объединить слова мама- дети- сыночки?
Подсказка- ребус «7Я»
-Все произведение объединены словом «Семья».
А начнем мы с татарской народной сказки «Три дочери». Что вы знаете о татарском народе?
* Краткое сообщение о Республике Татарстан. -Слайд-6
* Словарная работа- схожесть слов казахского и татарского народов:
«Мама» -«ана» — «эне». Родина- туган жер, Туган ил
Осмысление IV. Работа над новой темой.
Работа по сказке «Три дочери».-Слайд-7
1. Прием «Учебный мозговой штурм!»
Прочитайте название сказки.
— Предположите, к какому виду относится сказка. Предположите, о чём она?

ФИЗМИНУТКА

2. Прием «Чтение с остановками». Прием «Чтение с пометами»- выделите незнакомые слова.
Прочитайте самостоятельно начало сказки. Первый абзац.
-Что вы узнали о маме девочек? Какие бывают мамы?
1 отрывок-
— Зачем мать послала белочку к дочкам? Слайд- 8
— Найдите в тексте и прочитайте, что ответила белочке старшая дочь?
— Как наказала ее белочка?
2 отрывок-
— Что ответила белочке вторая дочь?
— Как она была наказана? Прочитайте
3 отрывок
— Что сделала младшая дочь, когда к ней прибежала белочка?
— За что люди любили младшую дочь? Прочитайте.
— Как была награждена младшая дочь? Прочитайте.
3. Словарная работа.Слайд-9
*Выделение слов, значение которых не понятны детям- -Холст, ярмарка, правнук.
Холст — льняная ткань, которую ткали ручным способом на ткацком станке.
Ярмарка — место торговли различными товарами.
Правнук — сын внука.
ФИЗМИНУТКА
Рефлексия 1.Самостоятельная работа учащихся. (подсказка-слайд-10)
. — Назовите главных героинь сказки и составить их характеристику.
-Мать, белочка, старшая сестра, средняя сестра, младшая сестра, золотая пчёлка.
2. Проверка и оценивание работ. -Согласны ли вы с характеристикой? Что вы могли бы еще добавить?
2. Подготовка к пересказу. Составление плана пересказа. Слайд 11
3. Просмотр мультфильма «Три дочери»
4. Краткий пересказ сказки- по цепочке.
-Понравилась ли вам сказка? Чему она учит? Как вы сами относитесь к своим мамам?
3. Итог. Прием «Вопросы-проблемы»
-Что бывает с теми, кто не заботится о своих родных и близких?
-Как человек может продлить земную жизнь и стать бессмертным?
-Почему в одной семье вырастают разные дети?
-Как взрослые дети должны относиться к старым и беспомощным родителям?
3. Домашнее задание- пересказ сказки.
4. Рефлексия. «Солнышко»-Слайд 12-
Моё настроение похоже на:
1- солнышко, 2- солнышко с тучкой, 3- тучку (показывают пальцами)
5. Озвучивание оценок за урок.

Подписи к слайдам:
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Литературное
  • чтение
  • УМК
    «Начальная
  • школа
  • XXI века»
  • Лингвистический этап.
  • ША-ША-ША —
  • мама моет малыша.
  • ГУ-ГУ-ГУ-
  • я маме помогу.
  • ЛО-ЛО-ЛО-
  • мама вымыла окно
  • мама пироги пекла.
  • КЛА-КЛА-КЛА-
  • ТРА-ТРА-ТРА-
  • у меня теперь сестра.
  • Собери пословицу.
  • солнышке при
  • матушке тепло
  • при добро
  • При солнышке тепло —
  • при матушке добро.
  • Определение темы и цели.
  • Познакомиться …
  • Узнать …
  • Совершенствовать умения …
  • Развивать умения …
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • 1. ВСПОМНИТЬ И
  • ПОВТОРИТЬ.
  • Определение плана урока.
  • Проверка домашнего задания
  • 4.Кто из героев произведения сказал эти слова?
  • А мой поёт как соловей. Ни у кого такого голоса нет.
  • 1) Третья женщина.
  • 2) Старичок.
  • 3) Вторая женщина.
  •  
  • 5.Что ответила третья женщина на вопрос?
  • — Что же ты про своего сына не скажешь?
  • 1) Мой сын добрый и отзывчивый.
  • 2) Мой сын заботливый и внимательный.
  • 3) Ничего в нём особенного нету.
  •  
  • 6. Установи последовательность событий.
  • А. Встреча женщин у колодца.
  • Б. Спрашивают женщины старичка.
  • В. Встреча с мальчиками.
  •  7. Сколько сыновей увидел старичок?
  • 1) Двух.
  • 2) Одного.
  • 3) Трёх.
  • Актуализация опорных знаний.
  • -Назовите жанры, которые изучали
  • в этом разделе?
  • -Назовите жанр литературного
  • произведения, который не
  • изучали в этом разделе?
  • -На какие две группы делятся сказки?
  • -Какие бывают сказки?
  • Игра «Восстанови порядок»
  • Проверка по эталону.
  • сказка
  • -Что характерно для сказок?
  • 1. ПРИСКАЗКА
  • 2. ЗАЧИН
  • 3. ЗАВЯЗКА
  • 4. РАЗВЯЗКА
  • 5. КОНЦОВКА
  • Мотивационно-ориентированный этап.
  • Кто любит и меня и братца,
  • но больше любит наряжаться?
  • Очень модная девчонка —
  • моя младшая …
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Мотивационно-ориентированный этап.
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • 2. Познакомиться с новым
  • произведением.
  • -Откройте учебники на стр. 87.
  • Три сестры
  • Мотивационно-ориентированный этап.
  • Словарная работа.
  • ВОВЕК
  • -век, вечный, всегда.
  • ярмарка
  • тяжко
  • -тяжёлый, тяжело.
  • холст
  • кустарный
  • Работа в группах.
  • Правила работы в группе.
  • Будь добросовестным по отношению к товарищам.
  • Слушай каждого члена группы внимательно, не перебивая.
  • Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
  • Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не
  • забывайте предлагать альтернативу.
  • Если никто не может начать говорить, начинайте по
  • часовой стрелке.
  • 6. Выступать от имени группы почетно.
  • Отчет групп.
  • холст
  • ярмарка
  • кустарный
  • — 1 группа
  • — 3 группа
  • — 2 группа
  • Изучение нового материала.
  • -А как бы вы поступили на месте дочерей?
  • «Скажи им, дружок, чтоб ко мне
  • поспешили…»
  • -Неужели и третья дочь не поспешит к матери?
  • « И вторая дочь превратилась
  • в паучиху…»
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Физкультминутка.
  • анимашка
  • Определение плана урока.
  • 3. Провести анализ
  • прочитанного.
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Осмысление прочитанного.
  • 1.Выполнение заданий в учебнике.
  • -Зачитайте, какими выросли дочери?
  • -Расскажите, за что были наказаны
  • старшие дочери?
  • -За что люди любили младшую дочь?
  • Осмысление прочитанного.
  • -Зачитайте, какими вывросли дочери?
  • -Расскажите, за что были наказаны дочери?
  • -Почему люди любили младшую дочь?
  • Какой вы представляете маму, которая
  • вырастила таких дочерей?
  • ТРУДОЛЮБИВАЯ
  • ЗЛАЯ
  • ДОБРАЯ
  • ЗАБОТЛИВАЯ
  • ЛЕНИВАЯ
  • НЕЖНАЯ
  • СЕРДЕЧНАЯ
  • ЖЕСТОКАЯ
  • ЛАСКОВАЯ
  • СИЛЬНАЯ
  • МУЖЕСТВЕННАЯ
  • -Как названа мама
  • в этом предложении?
  • -Прочитайте, как
  • заболела мама?
  • -Какой вы представляете маму,
  • которая вырастила таких дочерей?
  • Осмысление прочитанного.
  • СИНКВЕЙН
  • Работа в группах.
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Старшая
  • сестра.
  • Дочь
  • 2. Неблагодарная,
  • глупая.
  • 3. Чистит,
  • отказывает,
  • уползает
  • 4.Осуждаем за
  • равнодушие.
  • 5. Черепаха.
  • Средняя
  • сестра.
  • Дочь
  • 2. Бессердечная,
  • бездушная.
  • 3. Ткёт, отказывает,
  • превращается.
  • 4.Осуждаем за
  • равнодушие.
  • 5. Паучиха.
  • Младшая
  • сестра.
  • Дочь
  • 2. Добрая,
  • заботливая
  • 3. Промолчала,
  • превратилась,
  • побежала..
  • 4. Любим за сердечность
  • 5. Пчёлка
  • Работа над композицией.
  • -Что относится к первому
  • этапу сказки?
  • -Найдите и зачитайте его.
  • -С каких слов начинается сказка?
  • -К какому пункту относятся
  • эти слова?
  • -Зачитайте концовку сказки.
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Дифференцированная работа.
  • Работа в паре.
  • 1 ряд — выполнение
  • заданий №1, 2 стр. 46.
  • 2 ряд — выполнение
  • заданий №3, 4 стр. 46.
  • 3 ряд — выполнение
  • заданий №5, 6 стр. 46.
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Определение плана урока.
  • 3.Обобщить и сделать
  • вывод.
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Рефлексия.
  • -Про кого из героев можно так сказать:
  • «Всем хороша, да слепа душа».
  • -Какая из пословиц подходит к сказке?
  • «Материнская забота в огне
  • не горит и в воде не тонет».
  • «Всякой матери свое дитя мило»
  • «Любовь и труд рядом живут».
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Восстанови хронологию.
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • -Чему учит эта сказка?
  • -Сформулируйте главную идею сказки.
  • -Какие выводы сделаете для
  • себя из этого урока?
  • -Оцените себя с помощью «Лесенки успеха».
  • Д.з. –выучить наизусть.
  • Домашнее задание
  • по выбору:
  • 1.Чтение по ролям.
  • 2.Пересказ сказки.
  • стр. 87-89

Цели: формировать УУД:

  • Личностные: развивать способность выражать свои эмоции, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • Регулятивные: учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке.
  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение работать в паре, группе.
  • Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.

Образовательные:

  • познакомить с татарской народной сказкой «Три дочери»;
  • совершенствовать умение определять вид сказки

Планируемый результат:

  • Личностные: уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • Метапредметные: уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах работы и выполнять их. Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.
  • Предметные:
    • знать виды сказок, воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
    • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
    • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
    • размышлять о характере и поступках героя.

1. Организационный момент (1 слайд)

Начинается урок,
Как-будто раскрывается цветок.
Что мы увидим, мы ещё не знаем,
Но тайну цветка всё равно отгадаем!

2. Артикуляционная подготовка

а)

Чтобы хорошо читать,
Надо угол зрения расширять.

(Карточки на расширения угла зрения)

б) Урок мы продолжаем, разминку начинаем

Скороговорки на экране дружно читаем. (2слайд)

— по слогам

— с ударением

— как говорим

  1. Три сороки тараторки тараторили на горке.
  2. Бегают три  курицы на соседней  улице.
  3. Три щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

  — Что объединяет эти скороговорки?  (число 3)

3. Знакомство с темой урока (3 слайд)

ТРИ (шифровка слова ДОЧЕРИ)

— Чья пара быстрее расшифрует? А расшифровать вам поможет алфавит.

— Мы расшифровали название произведения, с которым будем знакомиться.

— А как вы думаете, а к какому жанру относится это произведение? (ответы детей) (4 слайд)

(жанры на экране: рассказ, стихотворение, загадка, сказка)

4. Первичное восприятие нового материала (учебники закрыты)

— Я вам прочитаю, и мы узнаем кто же из вас прав.

(чтение учителем  сказки стр. 19-20)

— А теперь, прослушав произведение, как вы думаете, кто прав? (ответы детей, с доказательством)

(5 слайд «Сказки», а по щелчку: 1 .Виды,  2. Подчёркивание)

— А какие виды сказок вы знаете? (на экране виды сказок: бытовая, волшебная, о животных)

Делаем выбор и доказываем. Если есть волшебство, значит сказка волшебная.

А какое число у нас в названии сказки?

Волшебное число 3 – троекратный повтор событий, количество героев…

 — Откроем по закладке учебники и посмотрим (работа с учебником).

(Читают «Три дочери» татарская народная сказка)

(6 слайд Карта, по щелчку: 1. Иркутская область, 2. Татарстан)

— Посмотрите, какая огромная наша страна. И каждый народ сочинял свои сказки. А сегодня сказка пришла к вам из далёкого Татарстана. (смотрим карту)

4. Словарная работа и проверка первичного восприятия.

— А все ли слова вам были понятны?

(работа с экраном:

7 слайд таз (по щелчку: 1. Слово ТАЗ, 2. Черепаха)

8 слайд холст (по щелчку: 1. Слово ХОЛСТ, 2. Паук)

9 слайд тесто (по щелчку: 1. слово ТЕСТО 2. пчела)

— Прочитаем начало сказки и подумаем, а можно ли угадать, как сложиться судьба дочерей?

(2 человека, кто хорошо читает)

— Вы прочитали, слушаем ваши ответы?

— Спасибо за ответы. А сейчас нас ждёт ….. (включаю 10 слайд).

5. Физкультминутка

Белки прыгают по веткам (руки на пояс повороты с полуприседом)
Прыг да скок, прыг да скок! (руки на пояс повороты с полуприседом)
Забираются нередко (прыжки на месте.)
Высоко, высоко! (прыжки на месте.)

Повторить три раза.

6. (11 слайд)

– А какова роль белочки в сказке? (ответы детей)

Дополнительный вопрос: Можно ли назвать её волшебным помощником?

7. Выборочное чтение (слайд 12)

Чтение комментирую, хорошо прочитал и т.д.

— Как встретила белочку старшая сестра? (читаем)

— Как встретила белочку вторая дочь? (читаем)

— Как встретила белочку младшая? (читаем)

— А на какую из дочерей вы хотели бы быть похожи и почему?

8. Работа в мини-группах (слайд 13)

— Перед вами пословицы. Вам надо прочитать и выбрать пословицы, которые больше всего подходят к сказке. Не забудьте объяснить смысл выбранной вами пословицы.

  1. Человека ценят не по словам, а по делам.
  2. Добрый человек добру учит.
  3. Сначала подумай, потом – говори.
  4. За добро добром платят.
  5. Кто мать почитает, тот вовек не погибает.
  6. Красив тот, кто красиво поступает.

Какая из пословиц отражает основную мысль сказки?

9. Итог урока (слайд 14)

— А как вы думаете, значит можно сказать, что пословица «Кто мать почитает, тот вовек не погибает» отражает основную мысль сказки?

(ответы  детей)

Словарная работа: — как понимаете слово, почитает (уважение, любовь), вовек (никогда). (слайд 15 с музыкой)

(слайд 15 с музыкой)

— Любите и берегите своих мам. Для каждого человека мама самый близкий и дорогой человек!

(музыка) Наверное, каждый из вас сейчас вспомнил свою маму, бабушку.

Придя домой подарите им любовь и заботу.

10. Рефлексия (слайд 16)

— Вы хорошо сегодня потрудились. И наш цветок расцвёл. Кто считает, что он был трудолюбивым, как пчёлка и открыл для себя новые знания, летите на цветочек. Пожалуйста, первый ряд и т.д.

(магнитики-пчёлки у доски).

Особенно хорошо потрудились….

Литература.

  1. Учебник Литературное чтение, Автор В.Ю. Свиридова, 2 класс,
    Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012.
  2. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Москва. 2010.
  3. И.В. Блинова Поурочные планы по учебнику В.Ю. Свиридовой для 2 класса. Волгоград «Учитель» 2010.
  4. http://www.eorhelp.ru/node/60789
  5. http://www.openclass.ru/node/234008

ТЕМА: Татарская народная сказка «Три дочери»

Класс:2

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления  татарской народной сказки «Три сестры» с помощью средств технологии критического мышления.

Цели :

Образовательные:  продолжат учиться анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов, давать характеристику главных героев.

Развивающие: формирование навыка осознанного плавного  чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать индивидуально, коллективно, в группе.

Воспитательные:  будут воспитывать радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: учебник  «Литературное чтение. 2 класс», пазлы, разрезные карточки , аудиозапись сказки, карточки с характеристиками героинь сказки, презентация

1.Орг. момент.

Круг радости «Ладошки»

Мы ладонь к ладошке положили

И всем дружбу предложили

Будем дружно мы учиться,

Чтобы умными, добрыми стать!

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем?Да, да, да!

Мы друг друга обзываем? Нет, нет, нет!

Мы друг другу помогаем? Да, да, да!

-Давайте разделимся на группы. Вспомним правила работы в группе .

-Для того, чтобы начать работу ,установим критерии оценивания работы:

«5»-

«4»-

«3»-

-Оценки заносим в оценочный лист (подпишите свои имена)

2. Актуализация и определение темы урока

Сегодня познать мир таких сложных  чувств нам поможет  новое произведение, а какого жанра мы сможем узнать, если справимся с буквенным диктантом.

— Плачет на камушке, сокрушается, братца Иванушку спасти собирается

(сестрица  Алёнушка)

— Фамилия автора, написавшего сказку «Цветик – семицветик» (Катаев)

-Как называется короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления описывается их признаки или действия. По ним нужно найти отгадку.(загадка)

— Имя автора  «Сказки о рыбаке и рыбке» (Александр Пушкин)

— Как  называется  точка наивысшего напряжения в развитии событий  в художественном произведении? (Кульминация)

— Как называется приём в литературе, построенный  на  сопоставлении предмета с другим по общим признаком. (Сравнение)

Прочитайте слово АКЗАКС – (а теперь прочитайте слово с конца) сказка

— А что такое сказка?

-Какие бывают сказки?

-Задание выполнили, выставляем оценки (оценочный лист)

«5»-

«4»-

«3»-

3. Внимательно слушаем и дружно хором проговариваем чистоговорку:

Че-че-че – черепаха и пчела.
Ча-ча-ча – паучата и бельчата.
Чу-чу-чу – чудо, чудный, чудеса.
Чи-чи-чи – говорим мы чисто, чисто.

– “Ребята, обратите внимание, что некоторые слова из чистоговорки встретятся в новом произведении. О каких словах из чистоговорки вам хотелось бы прочитать”.

Сегодня  познакомимся с татарской сказкой «Три дочери».

Но сначала Ксюша нам расскажет о татарском народе под татарскую народную музыку

4. Постановка целей

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. Опыт предков создаёт сказочных героев. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает одну из трех дорог

Считается, что волшебные сказки учат мудрости. Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к опыту предков. В каждой сказке счастливый конец. Мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.

Дополните предложения,   какая нам предстоит работа на уроке

  • Познакомиться… (с произведением)

  • Охарактеризовать… (главных героев)

  • Определить… (главную мысль)

Это и будут цели на  этот урок.

Сказки учат людей  узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно избавиться от них. Они учат мудрости жизни. Чтение сказок обогащает нас знанием жизни родного языка. Читать сказки – значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

5. Первичное знакомство  с произведением.

Стадия «Инсерт»

-Взяли карандаши слушаем и следим .

-Даю установку:

-Если вас что-то удивило-!

-Если что-то не понял-?

1)Слушаем сказку в аудиозаписи (52 сек.)

«Дерево предсказаний»

-Как вы думаете, как поступят дочери?

2)Чтение учителем до слов (младшая дочь…)

-Ребята, неужели и младшая дочь не поспешит к матери?

-Давайте проверим свои предположения?

3)Чтение до конца учениками.

-Что вас удивило в сказке?

-Что было непонятного?

4)АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

-С какой сказкой познакомились? К какому виду сказок относится это произведение? Докажите, что в ней сказочного? Сформулируйте главную мысль этой сказки?

5)Творческая работа

-У вас на парте лежит конверт ,достаньте из него детали картинки и соберите пазл ,приклейте его на лист с правой стороны.

-Перед вами лежат 3 картинки. Найдите пару к своему пазлу и приклей те с левой стороны листа.

-О какой сестре ваша картина?

-В учебнике найдите отрывок, подходящий к вашей картине и прочитайте его в группе.

Выставьте оценки.

«5»-

«4»-

«3»-

Физкультминутка

Пчелки в домиках сидят
И в окошечки глядят
Полетали, пожужжали
Прилетели и на место сели.

6. Анализ произведения Татарская сказка «Три сестры»

— Каких дочерей вырастила мать?.

— Как можно назвать поступок, который совершили старшая и средняя дочери?

Легкомыслие – это беззаботность души, отсутствие порядка и глубины в мыслях и чувствах.

— Как отблагодарила белочка младшую дочь за её отзывчивость?

— За что люди любили младшую дочь?

— Есть ли в этой сказке чудеса?

— Какова главная мысль сказки?

7. Метод «Жигсо»

Определим черты характера дочерей и дадим оценку их действиям

— Выбери слова, которые относятся к старшей, средней и младшей дочери. Наклеить слова, относящиеся к дочерям.

Старшая

средняя

младшаяая

Трудолюбивая

Внимательная

Беззаботная

Заботливая

Ласковая

Красивая

Равнодушная

Отзывчивая

Готова всегда помочь

Ленивая

Бессердечная

(демонстрируют свою работу)

Выставьте оценки – «5»-

«4»-

«3»-

8)А сейчас попробуем собрать всё, о чём мы говорили ,заполнив диаграмму Венна

otkrytyi urok po litieraturnomu chtieniiu tatarskaia narodnaia skazka tri dochieri s eliemientami kritichieskogho myshlieniia 1

Что общего?

otkrytyi urok po litieraturnomu chtieniiu tatarskaia narodnaia skazka tri dochieri s eliemientami kritichieskogho myshlieniia 2otkrytyi urok po litieraturnomu chtieniiu tatarskaia narodnaia skazka tri dochieri s eliemientami kritichieskogho myshlieniia 3

otkrytyi urok po litieraturnomu chtieniiu tatarskaia narodnaia skazka tri dochieri s eliemientami kritichieskogho myshlieniia 4otkrytyi urok po litieraturnomu chtieniiu tatarskaia narodnaia skazka tri dochieri s eliemientami kritichieskogho myshlieniia 5

otkrytyi urok po litieraturnomu chtieniiu tatarskaia narodnaia skazka tri dochieri s eliemientami kritichieskogho myshlieniia 6otkrytyi urok po litieraturnomu chtieniiu tatarskaia narodnaia skazka tri dochieri s eliemientami kritichieskogho myshlieniia 7

Чем отличаются?

—Какими общими чертами наделила мать трёх дочерей?

-Чем они отличаются?

-Кто из персонажей выражает авторскую позицию?(белочка)

Вывод: Все дочери красивы. Мама дала им красоту ,научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к её беде.

Оценивание. «5»-

«4»-

«3»-

9)Закройте глаза, Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете? (Маму)

— А почему?

(Потому, что вы уверены, что мама первой придет к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует вам. Мама все сделает для вас. Всегда мамы заботятся о своих детях, переживают, волнуются, учат нас доброму, хорошему).

-На уроке рисования мы нарисовали образ мамы .Почему у вас мама ассоциируется именно с этим образом?

10)Синквейн «Мама»

11)Чтение стихотворения и пение песни «Мама»

6. Итог урока

1) Обобщение

— Чему научила вас татарская сказка?

-Над чем заставляет задуматься эта сказка? 
— Что больше всего ценит народ в человеке?

7. Рефлексия

Как вы оцените сегодня свою работу?

-Выставьте оценки. «5»-

«4»-

«3»-

-Нарисуйте своё лицо и покажите своё настроение.

10. Информация о домашнем задании

Написать мини-сочинение «Что бы я хотел сказать маме»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления  татарской народной сказки «Три сестры» с помощью средств технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект:  продолжить обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов.

Развивающий аспект: формированию навыка осознанного плавного  чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать индивидуально, коллективно, в группе.

Воспитательный аспект:  воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Оборудование: учебник  В.Свиридова «Литературное чтение. 2 класс», 2 часть, разрезные карточки с пословицами, толковый словарь, карточки с характеристиками героинь сказки, презентация

1.Орг. момент.

2. Актуализация и определение темы урока

Посмотрите на эту фотографию, какие чувства она у вас вызывает?

(Фото бабушки)

Сегодня познать мир таких сложных  чувств нам поможет  новое произведение, а какого жанра мы сможем узнать, если справимся с буквенным диктантом.

— Плачет на камушке, сокрушается, братца Иванушку спасти собирается

(сестрица  Алёнушка)

— Фамилия автора, написавшего сказку «Цветик – семицветик» (Катаев)

— Из какого произведения эти строки

«А мы остались возле елки. Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала…»  («Заколдованная буква») 

— Имя автора  «Сказки о рыбаке и рыбке» (Александр Пушкин)

— Как  называется  точка наивысшего напряжения в развитии событий  в художественном произведении? (Кульминация)

— Как называется приём в литературе, построенный  на  сопоставлении предмета с другим по общим признаком. (Сравнение)

Прочитайте слово АКЗАКС — сказка

— А что такое сказка?

У нас сегодня  есть необычный предмет — волшебная чаша.(Хрустальная вазочка) Она пуста. На уроке мы ее будем наполнять нашими чувствами и переживаниями.

Сегодня  познакомимся со сказкой «Три дочери».

3. Постановка целей

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. Опыт предков создаёт сказочных героев. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает одну из трех дорог

Считается, что волшебные сказки учат мудрости. Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к опыту предков. В каждой сказке счастливый конец. Мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.

Дополните предложения,   какая нам предстоит работа на уроке

  • Познакомиться… (с произведением)
  • Охарактеризовать… (главных героев)
  • Определить… (главную мысль)

Это и будут цели на  этот урок.

Сказки учат людей  узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно избавиться от них. Они учат мудрости жизни. Чтение сказок обогащает нас знанием жизни родного языка. Читать сказки – значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

4. Словарная работа

— Для того чтобы лучше понять сказку, давайте обратим внимание на значение  слов, которые в ней встречаются:

ярмарка – большой торг с увеселениями, развлечениями,                                                             устраиваемый регулярно в одном и том же месте. 

холст – льняная ткань из толстой пряжи

день-деньской – ежедневно.

вовек – всегда, вечно

5. Первичное знакомство  с произведением.

1. Откройте стр.19. Кто автор этой сказки?

Сейчас вы  будете слушать  сказку и следить по учебнику  – возьмите  простой карандаш,  при чтении пометьте,  есть ли несоответствие с вашим текстом и текстом чтеца

2. Были ли несоответствия?

— Разве можно изменять при чтении текст? (Народная сказка)

3. Проверка первичного восприятия

— Какие чувства вы испытали?

— Какой вы представляете мать?

— Почему у сказки такое название?  (Рассмотреть иллюстрации девушек)

— Правильно ли поступила белочка?

— Чему учит нас эта сказка?

— К какому виду относится эта сказка?  (Бытовая с элементами волшебства)

6. Анализ произведения Татарская сказка «Три сестры» и выборочное чтение.

При чтении старайтесь передать характер героя.

— Каких дочерей вырастила мать? Найдите и прочитайте подтверждение из текста.

— Прочитайте, что произошло с матерью через несколько лет?

— Как об этом узнают дочери?

— Найдите,  как на просьбу матери прореагировала старшая дочь?

— Что ответила белочка? Ответьте словами из текста.

— Как на просьбу матери прореагировала средняя дочь?

— Что ей ответила белочка?

— Как можно назвать поступок, который совершили старшая и средняя дочери?

Легкомыслие – это беззаботность души, отсутствие порядка и глубины в мыслях и чувствах.

— Как отблагодарила белочка младшую дочь за её отзывчивость?

— За что люди любили младшую дочь?

— Есть ли в этой сказке чудеса?

— Какова главная мысль сказки?

7. Работа в группах

— Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы.

Определим черты характера дочерей и дадим оценку их действиям

— Выбери слова, которые относятся к старшей, средней и младшей дочери. Наклеить слова, относящиеся к дочерям.
Три дочери татарская народная сказка презентация 2 класс планета знаний

Трудолюбивая

Внимательная

Беззаботная

Заботливая

Ласковая

Красивая

Равнодушная

Отзывчивая

Готова всегда помочь

Ленивая

Бессердечная

Проверка работы групп

— Кто из дочерей обладает красотой?  Докажите отрывком из текста

— За что белочка наказала старших дочерей?  (Не помогли маме)

Закройте глаза, Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете? (Маму)

— А почему?

(Потому, что вы уверены, что мама первой придет к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует вам. Мама все сделает для вас. Всегда мамы заботятся о своих детях, переживают, волнуются, учат нас доброму, хорошему).

Закройте глаза — вспомните мамин голос.

— За что любили люди младшую дочь?

— Прочитайте два последних абзаца текста. Подчеркните слова, которые говорят о том, что предсказания белочки сбылись

8. Итог урока

1) Обобщение

— Какие чувства мы испытывали во время чтения?

— Чему научила вас татарская сказка?

— Над чем заставляет задуматься эта сказка?
— Что больше всего ценит народ в человеке?

2) Работа в парах

На карточках написаны пословицы. Начало одной — пословицы, а конец пословицы – на другой.  Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.

Красота на время,                                     на добрые дела                        

Добро творить –                                       доброта навеки.

Жизнь дана                                               себя веселить.

— Прочитайте пословицы.  Что общего между ними? (Доброта)

Чаша,  почему по-прежнему пуста?  (Чувства нельзя увидеть, а можно пережить)

9. Рефлексия

Как вы оцените сегодня свою работу?

  • зелёный – настроение замечательное, на уроке всё получилось, вы собою довольны
  • жёлтый – настроение хорошее, но получалось на уроке не всё
  • красный – настроение плохое, ничего не получалось

(сигнальные круги)

— Дети, что появилось в нашей чаше? (В вазочке появился мерцающий огонёк)

— Почему загорелся огонек в чаше?

— Какими чувствами мы наполнили чашу? (любовь, доброта, взаимопонимание, сопереживание) Эти чувства остались в нашем сердце, душе – если, хотя бы искорка, промелькнула там, то наш урок не прошел зря.

10. Информация о домашнем задании

Написать мини-сочинение «Что бы я хотел сказать маме»

  • Три в ряд вкусные сказки
  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком сказка смотреть
  • Три бабочки пословицы к этой сказке
  • Трехярусный или трехъярусный как правильно пишется
  • Трех ярусный как пишется