Три дочери татарская народная сказка читать распечатать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 г. мурманска конспект урока по литературному чтению во 2 классетри дочери

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

$средняя общеобразовательная школа № 21 г. Мурманска

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Три дочери (татарская сказка)».

$

подготовила

учитель начальных классов

Сорокина Евгения Валерьевна

г. Мурманск,

2013 г.

$

Цели урока:

Предметные$: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.

Метапредметные:

регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;

познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное;

коммуник$ативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать$ вопросы своим товарищам (коммуникативные).

Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер , экран, модели , карточки для работы в группе, карточки для работы в паре.

Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределен$ие к учебной деятельности)

— Сегодня на урок литературного чтения пришли гости.

— Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

-Проверьте готовность к уроку:

  • учебник

  • карточки с заданиями

  • $словари

  1. Актуализация имеющихся знаний.

— Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.

— Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах.

— Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы , здесь вам поможет плакат.( Умей выслушать. Не перебивай. Вырази своё мнение)

-Итак, вам необходимо прочитать $отрывок произведения на карточке красного цвета, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название. (даны отрывки разных сказок)

— Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это $за строки?

-Докажите , что это сказка.( зачин- начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа)

-К какой группе относится ваша сказка? (народные и авторские)

-А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных).

— Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки.

3. Определение темы, постановка учебной задачи.

— Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.

-Рассмотрите иллюстрацию. (на иллюстрации изображены девушки)

-Предположите, о чём мы сегодня будем читать.

$-Итак, вы предположили, что героям$и нашего произведения являются дочери, сёстры или какие- то девушки.

-На нашем уроке встретятся и другие герои, которых вы назовёте сами.

-Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? (обозначают признаки)

-Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы)

рыжая мама

любящая белочка

Составьте пары, используя слова из двух столбиков.

— Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое$ мы будем читать на уроке.

В тексте нам встретится мама, значит, наших девочек мы можем назвать? (сёстры)

— А как белочка будет связана с мамой и дочерьми, предположите?

— Если белочка-зверь, который живёт в доме, то какой жанр будет у текста? (рассказ)

— А если белочка-помощница, которая наверняка умеет говорить, то это … (сказка)

-Это наши предположения.

-Давайте представим, что мы с вами художники- оформители детских книг и нам дали задание: создать модель обложки.

— Мы уже выяснили$, что сегодня будем читать? (сказку)

-Что ещё мы должны узнать про сказку? (название, автора)

-Так определите назва$ние сказки и её автора.

На доске:

акзаксяаксрататиречодирт

— А как вы догадались? (прочитали наоборот)

-Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать?

-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

( определить цели работы)

— Ваши предложения, с чего начнём работу?

— Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением.

( прочитать произведение, познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение)

$ 4. «Открытие нового знания»

— Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова .

— Кто догадался, какие слова нам встретятся? На доске:

Т.з, .рм.рк., х.лс.

— 1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся

слово?

— Зачитываем значение слов.

— Закройте словари. Итак, что такое «$таз»? «ярмарка»?, «холст»?

Таз — широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд.

Ярмарка — большая торговля, с увеселениями, гуляниями, развлечениями.

$Холст — льняная ткань, обычно ручной выделки.

Давайте проверим наши предположения и начнём читать сказку.

— Откройте учебник на с. 19

— Текст читает подготовленный ученик.

— Оправдалось ли наше предположение?

— Кто понравился в сказке?

— Почему эту историю можно назвать сказкой?

— Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ.

— Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условн$ости, о которых мы сегодня поговорим.

— Но перед такой важной работой наберёмся сил.

Физминутка

— Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем,

— На носочки станем, выше, а теперь опять пониже.

— Черепашка раз и два, прыгнем выше, детвора.

— Сколько белочек весёлых, столько сделаем наклонов.

— Приседайте столько раз, сколько паучков у нас.

$5. $Реализация построенного проекта

Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть- по абзацу)

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

— Чем занималась женщина?

— Найдите в тексте словами , которые доказывают, что она очень много работала.

— Найдите и прочитайте описание дочерей.

— В этом произведении проявляется ещё один важный признак сказки – герои одинаковы внешне.

— Прочитайте , как случилось, что мать оказалась одна.

— Давайте украсим нашу книгу рисунком. Каких героев мы должны изобразить?

Продолжи$м читать дальше (2 часть- про себя)

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

— Как вы думаете, почему именно к белочке обратилась мать с просьбой?

— Каким тоном разговаривала мать с белочкой, выберите в тексте нужные прилагательные.

Мать -добрым, ласковым (на доску в таблицу)

-Продолжим оформительскую работу. Каких героев мы должны изобразить на $следующей странице?

— Продолжим читать сказку (3 часть- жужжащее чтение)

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

— Что ответила Старшая дочь белочке?

— Как поступила белочка со Старшей дочерью?

— Почему так жестоко поступила с ней рыжая Белочка?

— Как разговаривала Старшая дочь с белочкой?$

— Найдите в тексте глагол, который определяет тон белочки со Старшей дочерью?

— Итак, как же белочка говорила со Старшей дочерью?

Старшая дочь — безразлично.

Белочка — рассержено (на доску в таблицу)

— Что нарисуем сейчас?

$

— Читаем дальше ( 4часть – по цепочке)

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

— Почему Средняя дочь отказала Белочке?

— Что случилось со Средней дочерью, прочитайте?

— Как разговаривала Средняя дочь с белочкой?

Средняя дочь — занятым.$

Белочка — со злостью (на доску в таблицу)

Посоветуйте, что изобразить на следующей странице?

— Прочитаем, чем закончилась сказка? ( по абзацу )

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями $главных героев)

— Предложите вопросы , которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной части.

— Изменился ли тон белочки при общении с Младшей дочерью?

— Почему Младшая дочь ничего не ответила Белочке?

Белочка — ласково, по — доброму

— Почему все любили младшую дочь долгие годы?

— Что с ней произошло?

— Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.

— И какой рисунок теперь украсит нашу книгу?

$- Давайте же вспомним, в кого же превратились дочери? (составляем пары слов)

— А ведь не случайно девушки превратились в такие существа.

— А как вы думаете, почему именно в пчёлку превратилась Младшая сестра?

— Выберите только те прилагательные, которые характеризуют двух старших сестёр. (На доске даны прилагательные: любящие, эгоистичные, добрые, злые, отзывчивые и т.д.)

— Справедливо ли поступила белочка?

— А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

— К сожалению, это так. Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и $сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.

— А как вы думаете, могли бы старшие дочери помочь матери?

-А как вы бы поступили на месте дочерей?$

— Чему учит сказка?

— Эту сказку написал татарский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам , присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас вы$ поработаете в парах.

-К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача- составить пословицы и попытаться объяснить их смысл.

(Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.)

7.Самостоятельная работа с сам$опроверкой по эталону.

-Предлагаю вам план рассказа. Откройте конверты. Обсудите в группе , с чем вы не согласны.

Деформированный план: 1.Отказ Старшей дочери.

2.Болезнь матери.

3.Золотая пчёлка.

4.Превращение Средней дочери.

  1. Включение в систему знаний и повторения.

— А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям.

— Скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить$?

(мать, белочка, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь — слов не говорит, но есть ещё автор)

-За кого мы будем читать ( 1 ребёнок у доски)

добрым, ласковым

безразличным

$занятым

рассержено, со злостью, ласково, по — доброму

спокойно, выразительно

— Обсудите в группе, слова какого персонажа являются самыми важными и

прочитайте с нужной интонацией.

9. Итог урока. Рефлексия

— Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока .

(Дети зачитывают план и о$твечают)

— Какая красивая у нас получилась книга.

— А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней ….?

— Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями.

— Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?

— Я с вами согласна. Оценки. И я хочу вам сказать спасибо за урок.

— Сегодня вы выбираете домашнее задание по ду$ше. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. (пересказ от лица белочки или чтение по ролям)

$

Список использованной литературы
1. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: 1-2 классы: Методические реко­мендации: Пособие для учителя. -Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).

2. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфо­эпический, фразеологизмов.

3. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).

$

Тема. Татарская народная сказка «Три дочери».

Цели.

-Формирование представлений учащихся о сходстве и особенностях национальных фольклорных представлений;

— Формирование представлений учащихся об общих для всех народов нравственных ценностях: доброте, отзывчивости и трудолюбии;

-Развивать память, мышление, внимание, умение быстро ориентироваться в тексте, умение анализировать, умение общаться, высказывать и отстаивать свое мнение;

УУД.

Анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа.

Читайте, мальчишки! 
Девчонки, читайте! 
Любимые книжки 
Ищите на сайте! 
В метро, в электричке 
И автомобиле, 
В гостях или дома, 
На даче, на вилле – 
Читайте, девчонки! 
Читайте, мальчишки! 
Плохому не учат 
Любимые книжки! 
Не всё в этом мире 
Легко нам даётся, 
И всё же упорный 
И мудрый – добьётся 
Того, к чему доброе 
Сердце стремится: 
Он клетку откроет, 
Где птица томится! 
И каждый из нас 
Облегчённо вздохнёт, 
Поверив, что мудрое 
Время – придёт! 
И мудрое, новое 
Время – придёт!

— К чему призывает нас это стихотворение?

— Как вы думаете, а когда придет мудрое время, о котором говориться в стихотворении?

  1. Проверка домашнего задания

Сначала проверим, как вы выполнили домашнюю работу.

– Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание?

– Кто порадует нас своим рассказом от лица детей,…мамы.

– Чему научила вас эта сказка?

  1. Подготовительная работа

1. Артикуляционная гимнастика – проведем “зарядку для язычка”.

[ч`], [щ`], [р], [л].

2. Внимательно слушаем и дружно проговариваем чистоговорку:

Че-че-че – черепаха и пчела.
Ча-ча-ча – паучата и бельчата.
Чу-чу-чу – чудо, чудный, чудеса.
Чи-чи-чи – говорим мы чисто, чисто.

– “Ребята, обратите внимание, что некоторые слова из чистоговорки встретятся в новом произведении. О каких словах из чистоговорки вам хотелось бы прочитать”.

  1. Постановка цели урока.

-Какое первое слово обычно произносит каждый ребенок, который только что начал говорить?

-Какое слово у людей всех национальностей самое теплое, самое родное, самое нежное?

-Конечно это слово – МАМА.

-Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете? (МАМУ)

-А почему? Потому, что вы уверены, что мама первой придет к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует вам. Мама все сделает для вас. Всегда мамы заботятся о своих детях, переживают, волнуются, учат нас доброму и хорошему. Много рассказов, сказок, стихов написано о маме.

— Ребята, а вы любите сказки? Наверное, вам хотелось побывать в сказке, встретиться со сказочными героями, вместе с ними отправиться в волшебную страну?

— Сегодня к нам пришли герои одной сказки. Кто они?

Загадки

Прилетает к нам с теплом, 
Путь проделав длинный.
 
Лепит домик под окном
 
Из травы и глины. (
Ласточка)

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? ( белка)

Живёт спокойно- не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним , не зная страха, гуляет…( черепаха)

Наткёт, наплетёт,

Сядет и добычу ждёт ( паук)

Вы послушайте, ребята, какую мы вам сказку сказывать будем…

ДОСКА

— А сказка называется: ИРТ РЕЧОДИ.

« Три дочери» — татарская народная сказка.

  1. Словарная работа (на доске)

Дочь – дочери,

таз – тазы, два таза;

быстрый, дружок, рассердилась.

Холст – льняная (полученная изо льна – растения) грубая ткань.

  1. Физминутка.

Ласточки летели, 
Все люди глядели.
 
Ласточки садились,
 
Все люди дивились.
 
Сели, посидели,
 
Взвились, полетели.
 
Полетели, полетели,
 
Песенки запели.

  1. Работа над новым материалом.

  • Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. (дети слушают.

  • Проверка первичного восприятия.

– Понравилась ли вам сказка? Какие у вас чувства после её прочтения?

— Почему эту историю можно назвать сказкой? (Потому, что здесь есть волшебная белочка, которая превратила двух дочерей в черепаху и паучиху. Потому, что построена эта сказка так же, как и другие сказки: в ней тоже есть сказочные условности).

-Какие же? Давайте их отметим.

  • Повторное чтение сказки учащимися (ребята в процессе чтения отмечают для всех сказок традиционные условности)

1 Начало сказки: «Жила-была женщина…»

2 Традиционное сказочное число три (три дочери)

3 Трехчастная композиция сказки: 3 раза белочка приходила к дочерям с вестью о болезни матери

4 Похожий конец сказки: зло наказано, а добро награждено

  1. Физминутка.

Вы читали, отвечали,

И, наверное, устали?

Тогда быстро, быстро встали,

Дружно вытянули шеи,

И как гуси зашипели ш-ш-ш,

Пошипели, засвистели с-с-с,

И как птички полетели,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу,

Полетали, полетали,

И за тучкою пропали.

  1. Работа над идейным содержанием произведения.

— Назовите главных героев сказки?
– Кто из них вам нравится? Почему?
– Кто не понравился? Чем?
– К какому виду относится эта сказка?

-Если из сказки убрать волшебный элемент-белочку, в остальном эта история похожа на правду? В чем? (Да похожа. В ней говориться о любви матери к своим детям)

— Мать своим трудом и заботой вырастила своих дочерей, сделала их счастливыми

— И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. Ведь в жизни тоже так: одни люди- добрые и отзывчивые, другие- черствые и эгоистичные

-А как вы думаете, могли старшие дочери помочь своей матери?

— А хотели они ей помочь? (Они могли, но не хотели. Они были заняты своим благополучием).

-За что наказаны старшие дочери? (Дочери заботились только о себе, они не любили свою мать, они оказались неблагодарными).

-А как вы думаете, почему младшая дочь ничего не ответила белочке? (Она не стала тратить время на разные разговоры, хотела быстрее оказаться рядом с матерью, помочь ей. Младшая дочь любила свою мать, она была добра и отзывчива).

— А в жизни так бывает? Эта история похожа на правду? ( Если убрать волшебные элементы, то, конечно же, бывает. Эта история взята из жизни.

– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)

– Какими выросли ее дочери?

– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на светлую луну”?

– Почему мать отправила белочку к дочерям?

– О чем она их просила?

– Почему к матери не пришла старшая дочь? (выборочное чтение)

– Почему вторая дочь отказалась идти к матери? (выборочное чтение)

– Как поступила третья дочь? (выборочное чтение)

– Как бы вы поступили в данной ситуации?

– Как поступила белочка со старшими дочерьми? (выборочное чтение)

– Что ее так рассердило в старших сестрах?

– Чему учит это произведение?

  1. Работа с пословицами.

У детей карточки на столах.

— Соедините начало пословицы с продолжением.

При солнышке тепло, чем родная матушка

Мать кормит детей а у матери – сердце

Нет лучше дружка а при матери добро

У детины заболеет пальчик как земля людей

При солнышке тепло, а при матери добро.

Мать кормит детей как земля людей.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

У детины заболеет пальчик, а у матери – сердце.

— Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашей сказке? Почему?

  1. Подведение итогов.

-С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

— К какому виду сказок относится сказка “Три дочери”?

— Чему учит эта сказка?

-Сказка учит доброте и отзывчивости. Она учит быть добрыми и благодарными прежде всего к своим близким людям, особенно к маме.

Мама- это святое, и сказка учит заботе о самом дорогом и близком нам человеке, никогда ее не забывать и в трудную минуту быть рядом.

В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.

— Чем похожи две последние прочитанные сказки?

Таким образом, мы видим, что сказка хоть и татарская, но во многом похожа на наши народные сказки, и не только по общим сказочным условностям, но и по общим проблемам. Доброе отношение к людям, и прежде всего к матери, всегда волновало людей, независимо от того, какой национальности они были. Вот почему сказки разных народов были близки и по теме, и по главным нравственным проблемам.

-Как вы думаете, правильно ли поступила белочка? Почему вы так считаете?

  1. Рефлексия.

– Понравился вам урок или нет? (учащиеся показывают карточками “hello_html_m7be2aa0b.gif” или “hello_html_5280c6d9.gif”.

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Оценки за работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Выразительное чтение сказки. По рядам дать описание дочерей.

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Три дочери татарская народная сказка читать распечатать

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Три дочери татарская народная сказка читать распечатать

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Три дочери татарская народная сказка читать распечатать

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Три дочери татарская народная сказка читать распечатать

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Три дочери татарская народная сказка читать распечатать

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

  • Три копеечки русская народная сказка
  • Три кота сказки на ночь игра
  • Три брата картинки из сказки
  • Три дня и три ночи сказка
  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком сказка текст