Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
$средняя общеобразовательная школа № 21 г. Мурманска
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
«Три дочери (татарская сказка)».
$
подготовила
учитель начальных классов
Сорокина Евгения Валерьевна
г. Мурманск,
2013 г.
$
Цели урока:
Предметные$: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;
познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное;
коммуник$ативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать$ вопросы своим товарищам (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер , экран, модели , карточки для работы в группе, карточки для работы в паре.
Ход урока:
-
Мотивация (самоопределен$ие к учебной деятельности)
— Сегодня на урок литературного чтения пришли гости.
— Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
-Проверьте готовность к уроку:
-
учебник
-
карточки с заданиями
-
$словари
-
Актуализация имеющихся знаний.
— Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.
— Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах.
— Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы , здесь вам поможет плакат.( Умей выслушать. Не перебивай. Вырази своё мнение)
-Итак, вам необходимо прочитать $отрывок произведения на карточке красного цвета, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название. (даны отрывки разных сказок)
— Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это $за строки?
-Докажите , что это сказка.( зачин- начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа)
-К какой группе относится ваша сказка? (народные и авторские)
-А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных).
— Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки.
3. Определение темы, постановка учебной задачи.
— Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.
-Рассмотрите иллюстрацию. (на иллюстрации изображены девушки)
-Предположите, о чём мы сегодня будем читать.
$-Итак, вы предположили, что героям$и нашего произведения являются дочери, сёстры или какие- то девушки.
-На нашем уроке встретятся и другие герои, которых вы назовёте сами.
-Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? (обозначают признаки)
-Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы)
рыжая мама
любящая белочка
—Составьте пары, используя слова из двух столбиков.
— Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое$ мы будем читать на уроке.
— В тексте нам встретится мама, значит, наших девочек мы можем назвать? (сёстры)
— А как белочка будет связана с мамой и дочерьми, предположите?
— Если белочка-зверь, который живёт в доме, то какой жанр будет у текста? (рассказ)
— А если белочка-помощница, которая наверняка умеет говорить, то это … (сказка)
-Это наши предположения.
-Давайте представим, что мы с вами художники- оформители детских книг и нам дали задание: создать модель обложки.
— Мы уже выяснили$, что сегодня будем читать? (сказку)
-Что ещё мы должны узнать про сказку? (название, автора)
-Так определите назва$ние сказки и её автора.
На доске:
акзаксяаксрататиречодирт
— А как вы догадались? (прочитали наоборот)
-Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать?
-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?
( определить цели работы)
— Ваши предложения, с чего начнём работу?
— Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением.
( прочитать произведение, познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение)
$ 4. «Открытие нового знания»
— Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова .
— Кто догадался, какие слова нам встретятся? На доске:
Т.з, .рм.рк., х.лс.
— 1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся
слово?
— Зачитываем значение слов.
— Закройте словари. Итак, что такое «$таз»? «ярмарка»?, «холст»?
Таз — широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд.
Ярмарка — большая торговля, с увеселениями, гуляниями, развлечениями.
$Холст — льняная ткань, обычно ручной выделки.
— Давайте проверим наши предположения и начнём читать сказку.
— Откройте учебник на с. 19
— Текст читает подготовленный ученик.
— Оправдалось ли наше предположение?
— Кто понравился в сказке?
— Почему эту историю можно назвать сказкой?
— Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ.
— Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условн$ости, о которых мы сегодня поговорим.
— Но перед такой важной работой наберёмся сил.
Физминутка
— Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем,
— На носочки станем, выше, а теперь опять пониже.
— Черепашка раз и два, прыгнем выше, детвора.
— Сколько белочек весёлых, столько сделаем наклонов.
— Приседайте столько раз, сколько паучков у нас.
$5. $Реализация построенного проекта
— Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть- по абзацу)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Чем занималась женщина?
— Найдите в тексте словами , которые доказывают, что она очень много работала.
— Найдите и прочитайте описание дочерей.
— В этом произведении проявляется ещё один важный признак сказки – герои одинаковы внешне.
— Прочитайте , как случилось, что мать оказалась одна.
— Давайте украсим нашу книгу рисунком. Каких героев мы должны изобразить?
— Продолжи$м читать дальше (2 часть- про себя)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Как вы думаете, почему именно к белочке обратилась мать с просьбой?
— Каким тоном разговаривала мать с белочкой, выберите в тексте нужные прилагательные.
Мать -добрым, ласковым (на доску в таблицу)
-Продолжим оформительскую работу. Каких героев мы должны изобразить на $следующей странице?
— Продолжим читать сказку (3 часть- жужжащее чтение)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Что ответила Старшая дочь белочке?
— Как поступила белочка со Старшей дочерью?
— Почему так жестоко поступила с ней рыжая Белочка?
— Как разговаривала Старшая дочь с белочкой?$
— Найдите в тексте глагол, который определяет тон белочки со Старшей дочерью?
— Итак, как же белочка говорила со Старшей дочерью?
Старшая дочь — безразлично.
Белочка — рассержено (на доску в таблицу)
— Что нарисуем сейчас?
$
— Читаем дальше ( 4часть – по цепочке)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Почему Средняя дочь отказала Белочке?
— Что случилось со Средней дочерью, прочитайте?
— Как разговаривала Средняя дочь с белочкой?
Средняя дочь — занятым.$
Белочка — со злостью (на доску в таблицу)
— Посоветуйте, что изобразить на следующей странице?
— Прочитаем, чем закончилась сказка? ( по абзацу )
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями $главных героев)
— Предложите вопросы , которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной части.
— Изменился ли тон белочки при общении с Младшей дочерью?
— Почему Младшая дочь ничего не ответила Белочке?
Белочка — ласково, по — доброму
— Почему все любили младшую дочь долгие годы?
— Что с ней произошло?
— Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.
— И какой рисунок теперь украсит нашу книгу?
$- Давайте же вспомним, в кого же превратились дочери? (составляем пары слов)
— А ведь не случайно девушки превратились в такие существа.
— А как вы думаете, почему именно в пчёлку превратилась Младшая сестра?
— Выберите только те прилагательные, которые характеризуют двух старших сестёр. (На доске даны прилагательные: любящие, эгоистичные, добрые, злые, отзывчивые и т.д.)
— Справедливо ли поступила белочка?
— А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?
— К сожалению, это так. Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и $сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.
— А как вы думаете, могли бы старшие дочери помочь матери?
-А как вы бы поступили на месте дочерей?$
— Чему учит сказка?
— Эту сказку написал татарский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам , присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А сейчас вы$ поработаете в парах.
-К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача- составить пословицы и попытаться объяснить их смысл.
(Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.)
7.Самостоятельная работа с сам$опроверкой по эталону.
-Предлагаю вам план рассказа. Откройте конверты. Обсудите в группе , с чем вы не согласны.
Деформированный план: 1.Отказ Старшей дочери.
2.Болезнь матери.
3.Золотая пчёлка.
4.Превращение Средней дочери.
-
Включение в систему знаний и повторения.
— А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям.
— Скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить$?
(мать, белочка, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь — слов не говорит, но есть ещё автор)
-За кого мы будем читать ( 1 ребёнок у доски)
добрым, ласковым
безразличным
$занятым
рассержено, со злостью, ласково, по — доброму
спокойно, выразительно
— Обсудите в группе, слова какого персонажа являются самыми важными и
прочитайте с нужной интонацией.
9. Итог урока. Рефлексия
— Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока .
(Дети зачитывают план и о$твечают)
— Какая красивая у нас получилась книга.
— А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней ….?
— Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями.
— Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?
— Я с вами согласна. Оценки. И я хочу вам сказать спасибо за урок.
— Сегодня вы выбираете домашнее задание по ду$ше. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. (пересказ от лица белочки или чтение по ролям)
$
Список использованной литературы
1. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. -Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).
2. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
3. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).
$
Тема. Татарская народная сказка «Три дочери».
Цели.
-Формирование представлений учащихся о сходстве и особенностях национальных фольклорных представлений;
— Формирование представлений учащихся об общих для всех народов нравственных ценностях: доброте, отзывчивости и трудолюбии;
-Развивать память, мышление, внимание, умение быстро ориентироваться в тексте, умение анализировать, умение общаться, высказывать и отстаивать свое мнение;
УУД.
Анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа.
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
— К чему призывает нас это стихотворение?
— Как вы думаете, а когда придет мудрое время, о котором говориться в стихотворении?
-
Проверка домашнего задания
Сначала проверим, как вы выполнили домашнюю работу.
– Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание?
– Кто порадует нас своим рассказом от лица детей,…мамы.
– Чему научила вас эта сказка?
-
Подготовительная работа
1. Артикуляционная гимнастика – проведем “зарядку для язычка”.
[ч`], [щ`], [р], [л].
2. Внимательно слушаем и дружно проговариваем чистоговорку:
Че-че-че – черепаха и пчела.
Ча-ча-ча – паучата и бельчата.
Чу-чу-чу – чудо, чудный, чудеса.
Чи-чи-чи – говорим мы чисто, чисто.
– “Ребята, обратите внимание, что некоторые слова из чистоговорки встретятся в новом произведении. О каких словах из чистоговорки вам хотелось бы прочитать”.
-
Постановка цели урока.
-Какое первое слово обычно произносит каждый ребенок, который только что начал говорить?
-Какое слово у людей всех национальностей самое теплое, самое родное, самое нежное?
-Конечно это слово – МАМА.
-Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете? (МАМУ)
-А почему? Потому, что вы уверены, что мама первой придет к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует вам. Мама все сделает для вас. Всегда мамы заботятся о своих детях, переживают, волнуются, учат нас доброму и хорошему. Много рассказов, сказок, стихов написано о маме.
— Ребята, а вы любите сказки? Наверное, вам хотелось побывать в сказке, встретиться со сказочными героями, вместе с ними отправиться в волшебную страну?
— Сегодня к нам пришли герои одной сказки. Кто они?
Загадки
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? ( белка)
Живёт спокойно- не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним , не зная страха, гуляет…( черепаха)
Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт ( паук)
Вы послушайте, ребята, какую мы вам сказку сказывать будем…
ДОСКА
— А сказка называется: ИРТ РЕЧОДИ.
« Три дочери» — татарская народная сказка.
-
Словарная работа (на доске)
Дочь – дочери,
таз – тазы, два таза;
быстрый, дружок, рассердилась.
Холст – льняная (полученная изо льна – растения) грубая ткань.
-
Физминутка.
Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
-
Работа над новым материалом.
-
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. (дети слушают.
-
Проверка первичного восприятия.
– Понравилась ли вам сказка? Какие у вас чувства после её прочтения?
— Почему эту историю можно назвать сказкой? (Потому, что здесь есть волшебная белочка, которая превратила двух дочерей в черепаху и паучиху. Потому, что построена эта сказка так же, как и другие сказки: в ней тоже есть сказочные условности).
-Какие же? Давайте их отметим.
-
Повторное чтение сказки учащимися (ребята в процессе чтения отмечают для всех сказок традиционные условности)
1 Начало сказки: «Жила-была женщина…»
2 Традиционное сказочное число три (три дочери)
3 Трехчастная композиция сказки: 3 раза белочка приходила к дочерям с вестью о болезни матери
4 Похожий конец сказки: зло наказано, а добро награждено
-
Физминутка.
Вы читали, отвечали,
И, наверное, устали?
Тогда быстро, быстро встали,
Дружно вытянули шеи,
И как гуси зашипели ш-ш-ш,
Пошипели, засвистели с-с-с,
И как птички полетели,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу,
Полетали, полетали,
И за тучкою пропали.
-
Работа над идейным содержанием произведения.
— Назовите главных героев сказки?
– Кто из них вам нравится? Почему?
– Кто не понравился? Чем?
– К какому виду относится эта сказка?
-Если из сказки убрать волшебный элемент-белочку, в остальном эта история похожа на правду? В чем? (Да похожа. В ней говориться о любви матери к своим детям)
— Мать своим трудом и заботой вырастила своих дочерей, сделала их счастливыми
— И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. Ведь в жизни тоже так: одни люди- добрые и отзывчивые, другие- черствые и эгоистичные
-А как вы думаете, могли старшие дочери помочь своей матери?
— А хотели они ей помочь? (Они могли, но не хотели. Они были заняты своим благополучием).
-За что наказаны старшие дочери? (Дочери заботились только о себе, они не любили свою мать, они оказались неблагодарными).
-А как вы думаете, почему младшая дочь ничего не ответила белочке? (Она не стала тратить время на разные разговоры, хотела быстрее оказаться рядом с матерью, помочь ей. Младшая дочь любила свою мать, она была добра и отзывчива).
— А в жизни так бывает? Эта история похожа на правду? ( Если убрать волшебные элементы, то, конечно же, бывает. Эта история взята из жизни.
– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)
– Какими выросли ее дочери?
– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на светлую луну”?
– Почему мать отправила белочку к дочерям?
– О чем она их просила?
– Почему к матери не пришла старшая дочь? (выборочное чтение)
– Почему вторая дочь отказалась идти к матери? (выборочное чтение)
– Как поступила третья дочь? (выборочное чтение)
– Как бы вы поступили в данной ситуации?
– Как поступила белочка со старшими дочерьми? (выборочное чтение)
– Что ее так рассердило в старших сестрах?
– Чему учит это произведение?
-
Работа с пословицами.
У детей карточки на столах.
— Соедините начало пословицы с продолжением.
При солнышке тепло, чем родная матушка
Мать кормит детей а у матери – сердце
Нет лучше дружка а при матери добро
У детины заболеет пальчик как земля людей
При солнышке тепло, а при матери добро.
Мать кормит детей как земля людей.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
У детины заболеет пальчик, а у матери – сердце.
— Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашей сказке? Почему?
-
Подведение итогов.
-С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
— К какому виду сказок относится сказка “Три дочери”?
— Чему учит эта сказка?
-Сказка учит доброте и отзывчивости. Она учит быть добрыми и благодарными прежде всего к своим близким людям, особенно к маме.
Мама- это святое, и сказка учит заботе о самом дорогом и близком нам человеке, никогда ее не забывать и в трудную минуту быть рядом.
В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.
— Чем похожи две последние прочитанные сказки?
Таким образом, мы видим, что сказка хоть и татарская, но во многом похожа на наши народные сказки, и не только по общим сказочным условностям, но и по общим проблемам. Доброе отношение к людям, и прежде всего к матери, всегда волновало людей, независимо от того, какой национальности они были. Вот почему сказки разных народов были близки и по теме, и по главным нравственным проблемам.
-Как вы думаете, правильно ли поступила белочка? Почему вы так считаете?
-
Рефлексия.
– Понравился вам урок или нет? (учащиеся показывают карточками “” или “”.
— Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Оценки за работу на уроке.
-
Домашнее задание.
Выразительное чтение сказки. По рядам дать описание дочерей.
Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».
Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.
Family books и книжные фанты
Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара
— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.
Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.
Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.
Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?
«Угадай концовку» и чтение вслух
Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68
— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.
Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.
Капсула времени и настольная игра
Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172
— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.
Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.
Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.
Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.
Домашний театр и письма героям
Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138
— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.
Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.
Театр теней и собственный комикс
Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266
— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.
Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.
Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.
Еда литературных героев и книга как снотворное
Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111
— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?
Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.
Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.