Три девочки рассказ о войне

Конспект урока предмет: литературное чтение на родном русском языке. урок 10 дата проведения:15.11.2021г. класс:4-в учитель: капаева г.р тема: такое

Конспект
урока

Предмет:
литературное  чтение на родном русском языке.

Урок
№ 10

Дата
проведения:15.11.2021г.

Класс:4-В

Учитель:
Капаева Г.Р

Тема: Такое
разное детство.Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).

Цель: Познакомить ребят с понятием блокада; со
страшным периодом в жизни нашей страны.

Задачи:

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости
за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда через произведение Елены
Верейской «Три девочки».

привлечение к чтению, формирование коллективного
читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать
прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от
коллективного;

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою
страну, за свой народ.

Планируемые результаты

Предметные:

— понимать значимость произведений
великих русских писателей;

Метапредметные:

— планировать работу на уроке;

— осмысливать цели чтения;

— высказывать свое мнение;

— проверять чтение друг друга
и оценивать свои достижения и результаты сверстников.

Личностные:

— осознавать через произведения
мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
взаимопонимания)

Формы урока: индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, икт

Ход урока:

1.      Организационный
момент.

ОВЗ: проверка
готовности к уроку.

2.      Мотивация
учебной деятельности учащихся.

На
урок я пригласила сегодня библиографов, историков, аналитиков…

Слово
библиографу:   Елена Николаевна Верейская – русская писательница родилась 130
лет назад  в конце 19 века в 19 декабря 1886 году. И уже 50 лет как её нет с
нами Она умерла в 1966г.  она много писала для детей. И в том числе книгу «3
девочки», вышла из печати в 1948г. – 70 лет . И  задумалась, что же в этой книге такого, что   спустя много
лет так трогает   нас , современных читателей?

3.      Сообщение темы и задач урока.

«
Будьте такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»  

ОВЗ:
формулирует тему урока, ставит задачи.

4.
Изучение нового материала.

А)
Беседа.


Не один раз эти слова встречаются в повести. Кому принадлежат эти слова?


Как вы понимаете смысл этих слов?


Вот мы с вами сегодня выясним, что делали, как жили, о чем думали герои  произведения,
  

 
чтобы окружающим было тепло и весело.


 Какой подзаголовок имеет книга? ( «История
одной квартиры» — подзаголовок повести.)


Кого бы вы определили гл.  героем?  ( а) Наташа, Люся, Катя — девочки-ровесницы, которым предстоит пережить
вместе радость и горе

ОВЗ: отвечает на вопросы.

б)
это люди, о которых рассказывает автор: несколько семей, живущих в большой
коммунальной квартире. Все они очень отличаются друг от друга: у них разный
жизненный опыт, возраст, интересы, образование – казалось бы все это должно
было разделить, разобщить их. Но, если это люди открытые общению, готовые
разделить с ближними и горе, и радость, то никакие барьеры не страшны.)


С чего начинается повесть «Три девочки»?


Сколько комнат было в коммунальной квартире ?А сколько семей жило в квартире?


У кого из героев было 2 комнаты?


Составьте кластер жителей коммунальной квартиры. Попробуйте вспомнить имена
героев повести. (Образовательный
кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению
учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем)

Наташа с мамой, папой и братом занимают одну
комнату, Люся с мамой другую, Катя с дедушкой (и брат Вася, который учится на
художника) третью. Ещё две комнаты занимает доктор, который живёт один,
переживает собственную трагедию (его жена погибла).

— Что вы можете рассказать о семье Наташи, какие
традиции есть в этой семье. (совместные творческие походы в театры, музеи,
дружные посиделки , беседы…)

 — Как характеризует Софью Михайловну рассказ о
Вихрашке.я (твердый характер, преданность)

  — Итак, вспомнили всех героев коммунальной
квартиры. Какие отношения связывают  жителей квартиры:  (Постепенно
в дружескую атмосферу квартиры вовлекаются и остальные соседи. Софья
Михайловна, обладая природной чуткостью, незаурядной силой характера и
прямотой, смогла вернуть радость в жизнь одинокого и замкнутого соседа доктора,
помогла ему преодолеть боль давней потери любимого человека и предательства
друзей. Новые соседи стали настоящими друзьями)

ОВЗ: работает с классом.

В) 3адание:

1)  Кто говорит и по какому поводу?


Я говорю о людях, которые вокруг вас. Не обязательно о больных, но и о
здоровых, о больших и маленьких, хороших и плохих, – вот о тех самых
людях, которые живут, чувствуют, радуются и страдают совсем рядом с вами.
Понимаете?

Кто говорит и по какому поводу?

– Случается, –
улыбнулась Софья Михайловна. – С каждым человеком так бывает, что вдруг
какая-то самая нелепая глупость выбьет из колеи. Но тут важно не поддаться
этому, не верить своему ощущению, будто все к тебе плохо относятся. Какой совет
дает мама Наташе?  

Какой
совет дочери дает мама? (Будь сама собой и поменьше думай о себе)

Что же произошло?

Поздно
вечером, лежа в постели, Наташа долго думала, – как же быть с папой? Как
дать ему понять, что с Катей теперь все хорошо?.. Но дать понять так, чтоб
ничего-ничего не рассказывать о том, что произошло…


Какие  события в квартире показывают, что люди заботятся друг о друге…(День
рождение Наташи,   тихая ссора подруг из- за  Кати и переживания Наташи, уборка
в комнате доктора,

Новый
год,  в который каждый внес свою
веселую задумку!)

ОВЗ:

Работает с классом.

2 задание: в тексте встречаются всякие
странные слова.  (слова и определения нужно разбросать в таблице, чтобы дети
потом правильно соединили)

1

«Классная»

А

Название
комнаты как в «Детстве» и «Отрочестве» Л.Н.Толстого, где девочки, по словам,
Наташи будут «читать, играть, уроки учить»

2

«Разговорка»

Б

Крошечная
темная проходная комнатка перед кухней, вся левая сторона которой была
отделена занавеской, где стояли сундуки и всякое старьё. «Местечко, где можно
сидеть вместе и разговаривать о самых интересных вещах»

3

сумерничали

В

Сидеть без огня в сумерках, в ожидании
наступления темноты, ничего не делая или тихо беседуя.

4

Вихрашка

Г

Детское
прозвище Софьи Михайловны

5

украинский «узвар»

Д

национальный украинский напиток,
приготовленный из сухих фруктов и ягод

6

«буржуйка»

Е

 Металлическая (стальная или чугунная)  печка,
в городской квартире, которую попили деревом…

7

«Соленая Католюандо»

Ё

Ребус-
шифр название квартиры:

Соня-
Лёня- Наташа- Яков- Катя –Тотик — Люся – Анна – Доктор.

8

жених

Ж

Юноша,  который собирался пожениться ( у
которого есть невеста).

9

«Медный всадник»

З

Памятник
Петру
I
французского скульптора Фальконе. Голова Петра сделана Марией Колло, ученицей
скульптора.

10

удостоверение члена отряда по бытовому обслуживанию
трудящихся

И

Документ
райкома комсомола, выдававшийся добровольцам в блокадном Ленинграде,  
помогавшим жителям города.

ОВЗ: работает с таблицей.

4.      Физкультминутка.

ОВЗ: активно отдыхает.

5. Обобщение изученного материала.

— «Чудно встретили сорок первый год! –
воскликнула Анна Николаевна. – И вот увидите, он весь пройдет радостно и
весело и мы еще лучше встретим следующий. Все охотно согласились с ней. И никто
не подозревал, как жестоко она ошибается.»

— На сколько частей можно разделить повесть?
Назовите их. («До войны», «Блокада» — так можно было бы
назвать две части повести.)

— Мирную жизнь Ленинграда, да и всей страны
обрывает война.

— Ленинград, ночь на 1 января 1942 года

Чтец:
(наизусть письма Наташи)

«…Папа!
Помнишь, в прошлом году ты говорил мне, что я – счастливая, что дожила до
двенадцати лет и ни разу не видела ни одной смерти. Ой, папа, сколько я ее вижу
теперь! Я не могу забыть одного ребеночка, который погиб на пожаре. И на улице
часто видишь, как человек падает и умирает.

Да,
папа, трудно нам, очень-очень трудно. Очень голодно, – ведь подвоза
продуктов нет. Нет света, нет воды. Получаем 125 граммов хлеба в сутки на
человека. Тотик в садик не ходит, очень ослабел. Мы приносим ему из садика его
паёк – немножко супу и каши без масла. Но это так мало!

По
вечерам на улицах совсем темно, все окна завешены. А после десяти часов
выходить запрещено. Мама купила нам всем большие плоские значки, вроде брошек.
Они покрыты каким-то составом, который светится в темноте. Теперь все ленинградцы
носят такие значки, чтобы в темноте не натыкаться друг на друга.

Но
только ты, пожалуйста, не подумай, что мы унываем, падаем духом. Нет, ты знай:
мы выдержим! Все выдержим, – ведь мы знаем: вы не отдадите наш город этим
проклятым фашистам.

Знаешь,
вчера вечером мы шли через Неву – я, Люся и доктор. Остановились на мосту,
оглядываемся – в какую сторону ни посмотрим, всюду зарево: одно – ближе, другое
дальше, и все время слышим пушечные выстрелы. А доктор и говорит: «Вот,
девочки, запомните на всю жизнь, как мы своими глазами видели это огненное
кольцо вокруг своего города!»

Конечно,
мы все запомним. Разве возможно это забыть?! Ну, вот видишь, – я хотела
написать все по порядку, а не получилось. Ну ничего, ты только знай: выдержим!
 

До
свиданья, папа! До счастливого свиданья после победы! Я знаю, мой папа вернется
героем!..
 

Целую
тебя крепко-крепко.
 


Чье письмо прочитали? Кому оно написано? — Дошло оно до адресата? Почему?
(Наташа пишет отцу на фронт, но сжигает письмо, заботится об отце, чтобы не
переживал)


Чем занимались наши герои до войны и во время войны?

Герои повести

До войны

Во время войны

Леонтий Федорович

Юрист

Ушел
на войну

Софья Михайловна

Дома
помогала мужу, писала тексты

В
госпитале, дружинница

Яков Иванович

Мастер,
слесарь на Балтийском заводе

Анна Николаевна

Мед.
сестра

В
госпитале, на фронте

Доктор

больница

Госпиталь,
дома


Чем занимались во время войны девочки?

Приведите примеры героических поступков наших героев
произведения. Что же они делали, чтобы людям, которые находятся рядом, было
тепло и весело?

1.
Тушили на крышах зажигательные бомбы

«Сейчас все ребята, оставшиеся тут, как умеют,
помогают защищать город.  Мы собрали по всему дому очень много старых чулок,
набили их песком, зашили и сложили в кучу на чердаке. Мы перетаскали на чердак
целые горы песку, чтобы тушить зажигательные бомбы. Я сама  ими  потушила целых
две бомбы. Катя и Люся – в санитарном звене. У них в нашем подвале, где
бомбоубежище, медпункт»
»

Ходили за хлебом и водой

«Эта очередь была такая же молчаливая и хмурая, как
очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на что сесть.
Спускаться к Неве становилось труднее с каждым днем. Ступеньки, забитые снегом
и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную дорожку. Люди
старались обходить ее по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу, но падали,
разливали добытую воду – и неровная, скользкая дорожка все расширялась. Иногда
кто-нибудь, у кого еще оставались силы, приносил с собой топор и вырубал ступеньки
во льду, но их хватало ненадолго»

3. Помогли старушке принести воды и , узнав, что она
одна в квартире, взяли над ней шефство.

4. Люся спасла под завалом 6 – летнюю девочку.

«Эта очередь была такая же молчаливая и хмурая, как
очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на что сесть.
Спускаться к Неве становилось труднее с каждым днем. Ступеньки, забитые снегом
и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную дорожку. Люди
старались обходить ее по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу, но падали,
разливали добытую воду – и неровная, скользкая дорожка все расширялась. Иногда
кто-нибудь, у кого еще оставались силы, приносил с собой топор и вырубал
ступеньки во льду, но их хватало ненадолго»

5. Наташа ищет Нину Смолину, члена отряда по бытовому
обслуживанию, комсомолку,   и сообщает о ней в райком, помогает мальчику вести
гробик…

— Самым страшным испытанием стал голод. 
Продукты стали выдавать по карточкам:.. В пищу шло все:  опилки, жмых,
казеиновый клей.

— Вспомните какими продуктами питались жители
коммунальной квартиры?
(технический желатин варили с лавровым
листом и перцем для вкуса, рыбий жир, глицерин  на хлеб)


Хлеба получали люди в самые страшные голодные дни всего 125г. Сейчас мы порой
не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда… кроме хлеба есть было
нечего. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прями на улицах, не
дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

— Взрослые отдавали еду детям – умирали   (доктор-
Тотику, мамы — девочкам)

« Доктор, зачем вы это делаете? – сказала
укоризненно Софья Михайловна. Она откинула угол салфетки с порцией доктора.
– Ну что это? Надо делить справедливо, – строго сказала она.

– Справедливо? –  сказал доктор. – А вы
считаете справедливым, чтобы ребенок погиб раньше, чем никому не нужный старик?

Софья Михайловна подняла на него глаза. Он стоял перед
ней – высокий, страшно тощий, и глядел на нее сверху вниз с ласковой и
печальной улыбкой. Софья Михайловна хотела что-то возразить, но судорога свела
ее горло, и, неожиданно для самой себя, она вдруг наклонилась и поцеловала руку
доктора, прежде чем тот успел отдернуть ее. И стремительно выбежала из комнаты»

— Все работали не покладая рук  (Дедушка
на заводе, мамы —  в госпитале)

«Софья Михайловна отправилась утром на работу,   и за
весь день съела только тарелку жидкого супу. В госпитале, поглощенная  работой,
она не чувствовала ни голода, ни усталости. Сейчас же с каждым шагом падали
силы, голова кружилась, ноги   не держали. А до дому было далеко…

Почти теряя сознание, она прислонилась к стене дома,
прижимаясь к ней спиной из последних сил, чтобы не сползти вниз. «Если упаду,
уже не встану», – подумала она,   И вдруг с поразительной ясностью увидела
перед собой старый заснеженный парк

– Держись, Вихрашка, держись! – прозвучали в
ее ушах слова покойного отца, которые он столько раз говорил ей в трудные
минуты жизни.

Софья Михайловна открыла глаза и  улыбнулась.

– Держись, Вихрашка, держись! – сказала она
вслух.

И как будто это   наивное прозвище влило в нее новые
силы. Она оттолкнулась от стены    она ощупью добралась до перил и, крепко
вцепившись в них, стала медленно подниматься по лестнице.  

– Осторожно. На человека наступите, –
раздался знакомый голос у самых ее ног. Она вскрикнула от неожиданности  

– Яков Иванович?! Вы?!

– Софья Михайловна?

– Я! Господи, какое счастье! Мы так боялись за
вас! Катя очень волнуется! Вы что, упали?

– Нет, сел отдохнуть.

– Ну, и я! – Она нащупала в темноте плечо
Якова Ивановича и села рядом с ним на ступеньку. – Яков Иванович,
миленький! Вы целы, невредимы?

– Цел,  Устал очень. Дома благополучно?

– Насколько сейчас возможно, да. Все живы. А где
вы пропадали столько дней?

– Работал. Молодежь обучал…

– Обучили?

– Малость! Работы выше горла. Сейчас самое время
приналечь. А сил-то и нет… Меня начальник цеха насильно выгнал. «Не
смейте, – говорит, – двое суток на заводе показываться…»

Они помогли друг другу встать и, поддерживая один
другого, добрались до своей двери.»

ОВЗ: отвечает на вопросы.

— Какой неписанный закон помогал нашим героям на
протяжении всей повести?

(Закон   взаимовыручки)

«Наташа и Катя стали вместе разбирать исписанные
бумажки. Это были письма в райком комсомола. Их было много.

 «Помогите, девушки! Мы все лежим и не в силах
подняться. Я и трое детей…»

«Вчера умерли муж и сын, помогите похоронить…»

«В квартире № 8 умерли все взрослые, остались двое
маленьких ребят. Устройте их куда-нибудь…»

«Пришлите кого-нибудь принести воды, затопить печку,
сходить за хлебом…»

    Девочки прочитали все и молча переглянулись. Почти
на всех бумажках было написано с боку синим карандашом: «Исполнено. Н.
Смолина».

– Мы еще очень хорошо живем, Наташа, –
прошептала Катя. – А ты подумай, как эти…»

 ОВЗ: слушает чтение учителя.
 Слово историку: 
 8 сентября 1941 года началась 900 дневная блокада
Ленинграда. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее
душа. Как человек не может жить без души, та и страна потеряет свой боевой дух,
когда лишится Ленинграда.  но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины
и вчерашние десятиклассники стали солдатами. а женщины рыли окопы вокруг
города, тушили зажигалки на крышах домов. 

Учитель: как вы думаете почему? Как сохранили многие
памятники, вспомните из произведения?
(Город Ленинград называют музеем
под открытым небом,  многие памятники решили обложить мешками с песком и
обнести толстыми досками, как памятник Петру 1.)

«Наташа знала, что все четыре скульптуры с
Аничкова моста сняты и закопаны глубоко в землю. И наверное, еще многое
спрятано, укрыто, защищено… Берегут ленинградцы красоты города! А разве
все убережешь?.. Наташа вздохнула. Она слышала, в очереди говорили, – в
Русский музей попала
  бомба, в театр оперы  и балета…»

 Учитель:
Каким образом удалось эвакуировать девочек? Почему девочки согласились на
эвакуацию? 

«Конечно, вам надо ехать всем. Тяжко расставаться, не
спорю. И мне самому… будет не легко. Но, во-первых, чем меньше людей останется
в Ленинграде, тем легче будет оставшимся. А во-вторых, вы же знаете, с Люсей
делится пайком ее мама, с Катей – ее дедушка. Если вы уедете, они будут съедать
его сами. Значит, надо ехать. Ради них же».

Учитель: вспомните, что вы запомнили из повести о
дороге жизни?  (
снабжать город приходилось довольно сложным путем. С
приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Часто
лед трескался и машины тонули)

«Ладога…Мороз… жестокая снежная пурга… и люди! Много
людей, выбиваясь из сил, прокладывают путь хлебу… По льду озера… по глубокому
болотистому лесу… почти на глазах у озверелого врага… Рвутся снаряды… падают
бомбы…»

— Каким  представила Наташа врага, замерзая в кузове
грузовика?
(дракон)

Учитель: Скажите, кто из героев повести умер, что с
ним случилось?
(доктор)

Кто и кому рассказывает?

«Он почти ничего не ел. Все Тотику… Да и годы его
немалые, он ведь много старше меня был. А как уехали все, он и вовсе ослабел.
Тосковал очень. Все весточки ждал, – доехали ли?.. Я-то на работе с утра
до ночи, и тревожиться некогда. А он дома. Весь день – думы да тревога…. »

Учитель: Страшные цифры блокады

Слово историкам:

18
января 1943 года была прорвана блокада. И пусть узкий, но все же постоянный
коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года,
враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от
вражеской осады!

900
дней и ночей длилась  блокада Ленинграда . Немцы взяли город в кольцо 8
сентября 1941 года, а 27 января 1944-го жители Северной столицы радовались
полному освобождению города от фашистской блокады.

1)
 На фронт можно было доехать на трамвае за 15-20 минут

2) Фашисты сбросили на Ленинград 150 тысяч
тяжелых артиллерийских снарядов и свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.

1)Они разрушили 3 тысячи зданий, а повредили
больше 7 тысяч.

2)
125 граммов хлеба в сутки.  Мы  не
смогли бы употреблять в пищу блокадный хлеб, потому что его готовили из
практически несъедобных примесей. Хлеб пекли из ржаной и овсяной муки с
добавлением целлюлозы, обойной пыли,  елочной хвои, жмыха и нефильтрованного
солода. Буханка получалась очень горькой на вкус и абсолютно черной.

1)-
32° мороза.  Первая блокадная зима стала самой холодной в осажденном городе. В
некоторые дни столбик термометра опускался до -32°С , высота сугробов в апреле 1941г достигала 53 сантиметра.

12 сентября 1941 года открылась Дорога жизни –
единственная магистраль, связывающая осажденный город со страной. Дорога жизни 
спасла Ленинград: по ней в город доставили около 1 миллиона 615 тысяч тонн
грузов – продовольствия, горючего и одежды. За время блокады по трассе через
Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.

Самая
страшная цифра — До   полутора миллиона погибших из 2,5 миллионов живших в
городе до войны

1)
Каждый день умирало более 4 000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч
человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось
примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную
часть городского населения.

2)
В январе-феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000
человек: 

в
марте умерло 100 000 человек,   в мае − 50 000 человек,  в июле − 25 000
человек, в сентябре − 7000 человек.

ОВЗ: слушает историков.

Учитель: Вспомните последние сточки повести. (Клятву)

Поклянемся
все наши силы отдать нашему народу, нашей Родине!

— Вернемся к тем словам, с которых начали наш урок

Будьте
такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»


Можно ли сказать, что смысл повести заключается в этих словах? Почему?

ОВЗ:
подводит итоги работы на уроке.
6 Рефлексия:

Писательница дает им лучший пример того, как в
самых тяжелых испытаниях люди не теряли человеческое достоинство, помогали друг
другу, жертвовали ради детей последнее,   не ломались, не теряли доброты,
любви, стойкости. О таких светлых и добрых людях эта книга, о том, как важно,
быть таким человеком, «чтобы всем окружающим около тебя всегда тепло и весело».

ОВЗ: саморегуляция.

7. Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста.

Каждая история Веры Евгеньевны Карасевой пропитана любовью и человечностью. Трогательный рассказ о дружбе девочки Тани и маленького четырёхлетнего Вальки.

Осколок

Всегда они жили дружно и вдруг поссорились. Поссорились из-за чепухи. Таня споткнулась в коридоре и уронила охапку дров. Дрова рассыпались со стуком и грохотом. Валька проснулся и заревел. Из комнаты вышла Зоя Петровна, Валькина мама, и закричала на Таню:

— Ты что? Валька всю ночь не спал, а ты, как нарочно, грохочешь…

Таня сначала растерялась, а потом ответила резко:

— И буду грохотать! Я не кошка, впотьмах не вижу. — И ушла в свою комнату, изо всех сил хлопнув дверью.

С итого дня они перестали разговаривать.

Маме Таня ничего не сказала. Зачем ей знать всякие неприятности. Зоя Петровна тоже не стала жаловаться, она очень уставала, и ей было не до этого.

Зоя Петровна работала на заводе, выдавала рабочим зарплату и хлебные карточки. Раньше она ездила на завод трамваем, а теперь ей приходилось, как и всем, ходить пешком.

Рано утром Зоя Петровна отвозила на санках своего четырехлетнего сына Вальку в детский сад и шла на работу. Вечером, возвращаясь, забирала Вальку домой.

— Танюша, — говорила мама, — мы с тобой уже большие, и нам легче, чем Зоечке. Ты ей помогай.

И Таня получала Зое Петровне хлеб, мыла посуду и заботилась о Вальке, если он почему-нибудь оставался дома.

И вот, вместо доброго слова, на неё накричали ни за что ни про что. Обидели её совершенно зря, и мириться она не станет. Хлеб получать она им, так и быть, будет, но в комнату заходить и не подумает. Положит на столе в кухне, и ладно.

Но через два дня Таня так сильно соскучилась по Вальке, что просто не находила себе места. Ведь этого Вальку она знала чуть не с первого дня его рождения. Нянчила его, помогала купать, играла с ним. Когда Валентин Иванович, так называл его Танин папа, уезжал с детским садом на дачу, Таня ездила его навещать. Она сберегала деньги от завтраков и покупала Вальке леденцовых петушков, «Мишек на севере» и другие вкусные вещи.

* * *

Несколько дней Валька не возвращался домой. Стояли сильные морозы, и Зоя Петровна оставляла его ночевать в детском саду. Но потом на улице потеплело, и Валька вернулся домой.

Утром Таня слышала, как Зоя Петровна говорила маме, что у Вальки сильный насморк и она не может вести его в детский сад.

 — Я схожу на работу, отпрошусь дня на три и посижу с ним дома, — сказала она и вместе с Таниной мамой вышла на дому.

Таня сидела у себя в комнате и пыталась читать книжку, но не могла. Она думала о том, что рядом, за стеной, в запертой на ключ комнате томится одинокий, простуженный Валька. А ведь они могли бы сидеть вместе, и она показывала бы ему картинки или вырезала из бумаги разные фигурки. И ключи ведь от их дверей одинаковые. Но Зоя Петровна накричала на Таню, обидела её, и Таня ни за что на свете не откроет своим ключом её комнату и не войдёт туда! Ни за что! Но поговорить с Валькой через запертую дверь она может. Таня вышла в коридор, подошла к двери и тихонько окликнула:

— Валька!

— Таня! — обрадовался он. — Таня, иди ко мне!

— Валька, что ты делаешь? — спросила Таня.

— Скучаю, — хриплым от простуды голосом проговорил Валька. — Таня, почему ты к нам не приходишь?

— Мне некогда. Ты будь умником, возьми цветные карандаши и нарисуй котика или собачку.

— Я лучше бемегота нарисую и крокодила, — гудел за дверью Валька.

— Ладно. Только не бемегота, а бегемота. Ты рисуй, а я тебе вырежу два танка, как они идут на фронт бить фашистов…

— А как ты их мне дашь? Мама заперла дверь на ключ, чтобы я не бегал в холодную кухню.

— А я их под дверь подсуну, — пообещала Таня и ушла в свою комнату.

Но не успела она разыскать тетрадку для рисования, как послышался знакомый свистящий звук. И репродуктор тотчас же объявил: «Артиллерийский обстрел района!»

Таня надела пальто. Надо бежать в убежище! А Валька? Разве может она его оставить?!

Быстро отперла дверь своим ключом. Валька стоял у порога. Таня нахлобучила на него шапку, кое-как застегнула шубку, закутала ему ноги одеялом и потащила вниз по лестнице.

Снаряды с воем проносились над их домом и разрывались где-то совсем близко. Но Таня и Валька были уже в убежище. Рядом сидели друзья и знакомые ребята, а с друзьями никогда не бывает так страшно, как одним в пустой квартире.

Валька был очень рад, что снова сидит с Таней, и терпел, когда она вытирала ему нос, застёгивала тугие крючки у шубки и надевала варежки на маленькие озябшие ручонки.

Артиллерийский обстрел продолжался минут двадцать. Когда на улице стало совсем тихо, в убежище заглянула комендант Полина Ивановна и сказала, что можно идти домой.

Таня не спеша поднялась с Валькой по лестнице, отвела его в комнату, раздела и ушла в кухню за бумагой и щепками, чтобы растопить печурку.

Она слышала, как стукнула парадная дверь, как Зоя Петровна пробежала в свою комнату и громко там разрыдалась. Валька подошёл к матери и своим хриплым голоском рассказывал ей:

— Мам… Мы с Таней в убежище были… Я Любочку видел… Мам, ты слушаешь?

Таня стояла в коридоре у дверей и слушала.

Зоя Петровна, вздрагивая от плача, ощупывала Вальки ну голову, плечи, руки. Убедившись, что Валька цел, она вышла из комнаты.

В коридоре было совсем темно, но Зоя Петровна нашла Таню и крепко её обняла.

— Танюша, родная моя… — говорила она. А слёзы всё бежали из её глаз.

Таня молча помогла ей снять пальто и размотать платок. Они вместе вошли в комнату.

Валька возился на коврике со своими игрушками.

Зоя Петровна взяла Таню за руку и подвела к окну. В стекле зияла большая дыра, а вокруг неё расходились лучами трещины.

— Я ведь эту дыру ещё на улице увидела, — сказала Зоя Петровна. — Вспомнила, что заперла Вальку на ключ, и подумала… — Она нагнулась и подняла с пола тяжёлый осколок снаряда.

Таня сказала:

— Не надо больше об этом! Мало ли что было… Осколок этот я сейчас выброшу. И давайте поскорее заклеим окно, воя от него как дует, в Валька и так уже простуженный.

Кино

«Манюня»

Режиссер Арман Марутян. В ролях: Чулпан Хаматова, Светлана Иванова, Елизавета Боярская, Елена Подкаминская и Марина Александрова.

«Манюня» — долгожданная экранизация детского бестселлера Наринэ Абгарян. Армения, 1979 год. Горы, солнце, прекрасные зеленые луга и ощущение праздника. После смешного эпизода в школе девочки Наринэ и Манюня становятся лучшими подругами. Очень быстро в кадре появляются забавные родственники главных героинь. Особенно выделяется Ба (Джульетта Степанян), бабушка Манюни. Наринэ очень боялась строгой женщины, но во время их знакомства выяснилось, что Ба печет тающее во рту печенье и вкуснейший яблочный пирог. Девочек-непосед ждет масса забавных приключений. Этот сериал — ностальгический рассказ о двух советских семьях, в центре которого — настоящая светлая дружба школьниц.

С 1 января на платформе Okko

«Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс»

123

Фото: Casey Patterson Entertainment

Режиссеры: Эрен Криви, Джо Перлман, Джорджо Тести. В ролях: Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Дэниэл Рэдклифф

Специальный эпизод, приуроченный к 20-летию самой волшебной франшизы в мире. «Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс» соберет любимых актеров и актрис всех восьми фильмов. Дэниел Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон встретятся со своими коллегами и впервые за долгие годы окажутся в стенах Хогвартса. Зрителей ждет не только долгожданное воссоединение главных лиц легендарной саги, но и ранее не публиковавшиеся интервью и редкие архивы. По словам Тома Ашейма, президента Warner Bros, «Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс» — «это дань уважения всем, кого затронула кинофраншиза, от съемочной группы до преданных поклонников, которые продолжают поддерживать дух волшебного мира».

На «Амедиатеке» с 1 января

«Почка»

123

Фото: kinopoisk.ru

Режиссер Мария Шульгина. В ролях: Любовь Аксенова, Николай Фоменко, Антон Филипенко, Ирина Розанова, Алексей Розин.

Главная героиня сериала — инспектор пожарной службы Наталья Кустова. В ее жизни всё хорошо — каждая инспекция заканчивается серьезным кушем. Ради выгоды она не остановится ни перед чем: разденет даже родного брата и сестру. Кустова думает, что всё в жизни можно купить: солидных друзей, квартиру, одежду премиальных брендов и красивого бойфренда. Но вдруг на плановом осмотре выясняется, что Наталье срочно нужна здоровая почка. У нее есть три месяца, чтобы найти донора. По иронии судьбы, — и по закону — почку Наталье может отдать исключительно кровный родственник. Конечно, никто из них помогать ей не спешит. Девушке придется искать самые экстравагантные способы решить проблему. А зритель все десять серий будет ломать голову: героиня действительно что-то поняла и изменилась, или это очередная игра?

С 1 января на платформе KION

«Черный ящик»

123

Фото: Про:взгляд

Режиссер Ян Гозлан. В ролях: Пьер Нинэ, Лу де Лааж, Андре Дюссолье

«Черный ящик» — наполненный саспенсом и мастерски созданный фильм о расследовании авиакатастрофы в Альпах. Страшная трагедия уносит жизни сотен людей. Пролить свет на причины случившегося может только расшифровка черного ящика. Ее поручают молодому специалисту Матье (Пьер Нинэ) с уникальным слухом. Чем дальше он продвигается в расследовании, тем больше обнаруживает подозрительных обстоятельств. Но никто не верит Матье. Так может, это всего лишь изощренные игры его разума?

Режиссер Ян Гозлан признается в интервью, что при написании сценария он отталкивался от реальных случаев авиакатастроф. Но его история лишена излишней документальности, это не реконструкция событий, хотя и изобилует интересными техническими подробностями как устройства самолета, так и процесса расшифровки самописцев с бортов.

«Черный ящик» — идеальный параноидальный триллер, несколько раз резко меняющий направление развития сюжета. Расследование авиакатастрофы заставляет Матье сомневаться даже в близких людях, он чувствует, что трагедия стала результатом заговора производителей самолетов и компаний, обеспечивающих лицензирование их технических характеристик. Когда маленький человек сталкивается с системой, победить он может, только поставив на карту свою жизнь. Ставки высоки, напряжение в кадре растет с каждой минутой и до самого финала.

В прокате с 6 января

«День мертвецов»

123

Фото: Abbott Street Films

Режиссеры: Стивен Костански, Джем Гаррард, Жаки Гулд. В ролях: Кинэн Трэйси, Дэниэл Доэни, Натали Бэйли, Морган Холмстром.

Зомби-апокалипсис заставляет шестерых совершенно незнакомых людей объединиться, чтобы переждать первую волну нашествия. Им нужно продержаться хотя бы 24 часа, пока ситуация не стабилизируется. День мертвеца запомнят все, кто сумеет его пережить

Шоураннерами и сценаристами стали Джед Элинофф («Дом Рэйвен») и Скотт Томас. Первые четыре эпизода срежиссировал Стивен Костански («Псих-расчленитель»). Создателям удалось передать дух и ту особенную атмосферу картин Ромеро, однако в сериале присутствуют некоторые сюжетные изменения относительно оригинального фильма.

С 31 декабря на российских видеоплатформах Wink, IVI, KION, Кинопоиск, Мегафон ТВ

«Старые шишки»

123

Фото: Свердловск

Режиссер: Андрей Шавкеро. В ролях: Алексей Гуськов, Ирина Алферова, Василий Кортуков.

В доме престарелых «Шишки» каждый день похож на предыдущий. Старики поджигают салфетки в столовой, заведующая сама красит стены, а благотворитель вместо лекарств дарит гробы. Всё меняется, когда к одному из постояльцев (Василий Кортуков) приезжает друг по прозвищу Балагур (Алексей Гуськов). Он решает доказать всем, что умирать еще рано, а вот тряхнуть стариной — самое то. Вместе с бывшей театральной актрисой (Ирина Алферова) троица придумывает необычный бизнес и быстро приходит к успеху: жизнь в «Шишках» становится курортом! Вот только энергичные пенсионеры стали конкурентами местных бандитов.

С 31 декабря на «Кинопоиске»

Театр

«Ромул Великий»

123

Фото: Театр Вахтангова

Режиссер-постановщик: Уланбек Баялиев. В ролях: Сергей Батаев, Максим Сервиновский, Владимир Логвинов.

Автор «исторически недостоверной комедии» Фридрих Дюрренматт — один из величайших драматургов послевоенного времени. Страшные уроки Второй мировой, ощущение бессмысленности бытия, несостоятельности надежд на изменение жизни сделали трагикомический фарс востребованным жанром. Ирония и парадоксальность отличают Дюрренматта, остро переживавшего несовершенство человека и абсурдность мироустройства. «В конечном итоге, это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Это о человеке, у которого есть власть, и есть идея, замысел обустройства мира, — рассказывает о своем спектакле режиссер.

3 января 19:00, Театр Вахтангова, Основная сцена

«Снежная королева»

123

Фото: МХАТ

Режиссер: Рената Сотириади

Когда приближается Новый год и Рождество, в полночь по улицам города летает в вихре вьюги на своих санях Снежная королева. Она заглядывает в окна, рисует на стеклах красивые ледяные цветы и узоры. А днем Снежная королева оставляет сани возле театра на Тверском бульваре и идет за кулисы, чтобы еще раз попробовать забрать в свои владения мальчика Кая. И только горячее сердце маленькой Герды, прошедшей через многие испытания ради брата, растопит его замерзшее сердце, и праздник будет по-настоящему волшебным. Красочные костюмы, нежные песни, технологичная сценография — всё это непременные декорации новогодних каникул.

2, 3 и 7 января, МХАТ

«Синяя птица»

123

Фото: МХАТ

Режиссер Константин Станиславский. Помощники режиссера: Евгений Васильев, Эльвира Карпова

Единственная сохранившаяся постановка К.С. Станиславского. Этот спектакль нужно смотреть всей семьей: глубокий философский смысл и необычные персонажи Метерлинка заставят посмотреть на мир и на себя под другим углом.

В рождественскую ночь брат и сестра Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы ради спасения маленькой девочки. Чтобы оберегать их, оживают и пускаются с ними в путь Свет, Огонь, Вода, Хлеб, Сахар, Молоко, Пес и Кот. Таинственный, прекрасный и пугающий мир, куда они попадают, кажется, создан из детских сновидений, фантазий и грез. Героям предстоит пройти страну Воспоминаний и царство Будущего, лицом к лицу встретиться с Болезнями и Ужасами, навестить сады Блаженств — и понять, что Синяя птица, как счастье, всегда с нами — надо лишь уметь его разглядеть.

4 и 5 января, МХАТ

«Пиноккио»

123

Фото: МХАТ

Режиссер: Арина Мороз

Новый детский спектакль, рассказывающий о любви к родителям, о сочувствии, дружбе и о том, как обманщики могут манипулировать детьми. Спектакль, в котором, конечно же, справедливость торжествует и добро одерживает победу над злом. Маленькие зрители окажутся в атмосфере венецианского карнавала и русского средневекового площадного театра, где актеры обращаются напрямую к зрителю. Огромная декорация в виде старинной шарманки, которая превращается то в коморку папы Карло, то в повозку Карабаса-Барабаса, то в таинственный лес, то в подводное царство и, наконец, становится волшебным Театром. Новые видеотехнологии позволили создать уникальное визуальное решение — герои оказываются внутри объемного мира 3D

6 января, МХАТ

Концерты, мюзиклы, балет

«Щелкунчик»

123

Фото: РАМТ

Солисты: прима-балерина Кремлевского балета Александра Криса и солист Театра им. Станиславского (МАМТа) Юрий Выборнов.

Балет «Щелкунчик», пожалуй, один из самых известных и любимых русских балетов. В его основе лежит новелла немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», в которой описывается рождественский вечер в небольшом немецком городке.

К этой сказочной истории Чайковский сочинил замечательную, наполненную глубоким смыслом музыку, способную заставить поверить в чудо и взрослых, и детей. Он создал симфоническую поэму о детстве, о взрослении души, о чудесах рождественской ночи, о сражении света и тьмы и о торжестве любви.

31 декабря, 11:00, 15:00, 19:00, 1 января, 15:00, 19:00, РАМТ

«Новый год в соборе»

123

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Дирижер: Олег Романенко

В этом году стало больше концертов, на которые можно и нужно приходить с детьми. Популярная классика от барокко до джаза и любимые программы звучат в потрясающей акустике Кафедрального собора святых Петра и Павла. В программу также вошел Реквием Моцарта с блестящим составом солистом и участием двух выдающихся российских коллективов — Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова и Государственного хора имени А.В. Свешникова.

До 9 января в Кафедральном соборе святых Петра и Павла

«Синяя, синяя птица»

123

Фото: Театр Наций

Режиссер: Олег Гушков. В ролях: Муся Тотибадзе, Павел Акимкин

Мюзикл для семейного просмотра — история приключений девочки Матильды и ее брата Тиля. В своем путешествии по сказочным странам они встретят около 50 самых неожиданных персонажей: Царицу ночи, Торт Наполеон, оркестр заводных обезьянок, Синего павлина — хранителя времени, чудовищ и монстров из шкафа. Режиссер Олег Глушков, известный широкой публике как хореограф фильма Валерия Тодоровского «Стиляги», обещает зрителям чудесную музыку, волшебные декорации и костюмы, умные и смешные тексты, и, конечно, захватывающие танцы. «Мы написали совершенно новую, оригинальную историю и рассказали ее современным языком. Она опирается на традиции авторской сказки, но живет здесь и сейчас. А выдумок и самых настоящих чудес здесь с лихвой хватит на десять обычных спектаклей», — говорит режиссер.

4 января, 18:00, 5 января 13:00, 18:00, 6 января, 18:00, Театр Наций

«Волшебный оркестр»

123

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Киселев

Режиссер Дмитрий Отяковский и Московский государственный симфонический оркестр. Дирижер Иван Рудин

Традиционный новогодний концерт в «Зарядье» — круговорот новогоднего волшебства от знаменитого театра из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы Господина Пэжо». Действие спектакля начинается в фойе, сразу после входа гостей в зал. Зрителей встречают космические путешественники и съемочная группа межгалактического телевидения. В спектакле не будет Деда Мороза и Снегурочки, снега и привычных героев новогодних историй. Представление проходит не на Земле, а в межгалактическом пространстве, с диковинными героями и яркой компьютерной графикой, которая будет транслироваться на огромном нитяном занавесе зала «Зарядье». Дети и их родители побывают в галактике Гармонического мажора, галактике диссонансов, а также многих других тайных местах нашей Вселенной. Не обойдётся это приключение и без космических отрицательных героев, которых с помощью зрителей будет необходимо обезвредить.

С 2 по 4 января в зале «Зарядье»

Выставки

Recycle Group «New Nature»

123

Фото: recycleartgroup.com

Куратор: Полина Могилина

ЦСИ «Винзавод», ЦВЗ «Манеж» и галерея «Триумф» представляют выставку, масштабный персональный проект арт-дуэта Recycle Group, премьера которого прошла этим летом в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург). В рамках московской версии проекта интерактивные объекты и динамические инсталляции превратят зрителей в участников виртуального и технологического перформанса.

Первый тематический раздел выставки объединит работы, связанные с ресайклингом классических образов и отсылающие зрителя к художественному и культурному наследию прошлых веков. Реконструируя классические формы в новых материалах и наделяя их актуальным концептуальным значением, авторы создают новую мифологию и систему визуальных кодов. Во втором разделе выставки будут представлены работы, в которых художники исследуют специфику «компьютерного зрения». Заменяя наш взгляд цифровым кодом, Recycle Group стремится поставить зрителя на место машины, предоставив ему возможность почувствовать, как программа анализирует и считывает информацию об окружающем мире. Экспозицию завершает третий тематический раздел, предполагающий новый формат восприятия искусства посредством дополненной реальности.

До 13 марта на ЦСИ «Винзавод»

«Реликвии Победы»

123

Фото: victorymuseum.ru

В Музее Победы открылась обновленная выставка проекта «Реликвии Победы». Мини-экспозиция расскажет, как ленинградские театры организовывали новогодние праздники в 1942 году в осажденном городе.

Впервые представили уникальный раритет из фондов Музея Победы — новогоднее поздравительное письмо от бойца Ленинградского фронта актрисе Государственного театра музыкальной комедии Зинаиде Давыдовне Габриэлянц. Этот документ — свидетельство необыкновенного мужества и самоотверженности ленинградцев. Суровой зимой 1941–1942 годов артисты выходили на сцену, несмотря на голод, мороз и постоянные воздушные тревоги, прерывающие представление. О роли театра в блокадную пору говорят письма артистам от бойцов и жителей.

До 20 января в Музее Победы

Фестивали, квесты, новогодние программы

«Путешествие в Рождество»

123

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Самый масштабный зимний фестиваль Европы и самый популярный праздник «Московских сезонов». Посетителей ждет разнообразная торговая и гастрономическая кулинарная программа любимого зимнего фестиваля. «Путешествие в Рождество» традиционно удивляет всех гостей разнообразными блюдами, традиционными и оригинальными рецептами. А если учесть, что в этом году фестиваль посвящен новогодним и рождественским традициям разных стран, то нет ничего удивительного в том, что праздничное меню включает венгерский гуляш и индийский плов, тюрингские колбаски и французские профитроли, немецкий штоллен и африканский суп. И, конечно, на фестивале можно будет попробовать блины со сладкими и сытными начинками и пышные русские пироги, кулебяки и ватрушки. Работают 18 бесплатных катков и одна площадка для керлинга.

На 27 площадках в центре и округах Москвы — до 9 января

Детские программы «Волшебник страны AZ»

123

Фото: vk.com/museumaz

Чтобы быть волшебником, можно стать художником! В новогодние каникулы Музей AZ превратится в волшебную страну, где юные посетители сами станут волшебниками: создадут уникальных существ и унесут книги, с которыми можно изменить мир. Все, переступившие порог музея, попадут в Страну AZ — мир художника Анатолия Зверева, чье творчество меняет взгляд на мир.

3–7 января, 13:00 Музей AZ

Встречи в Еврейском музее и центре толерантности

123

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В музее стартуют обзорные и тематические экскурсии, квесты, а также специальные мероприятия: встреча-читка с Юрием Норштейном, на которой мастер расскажет о своих любимых книгах, дискуссия о музыке и ее связи с анимацией, литературный вечер со стихами и размышлениями Юрия Норштейна в исполнении актрисы театра и кино Яны Есипович, и игра «Предсказание шляпы» от музейной Лавки. Специальные программы подготовил Детский центр — «Зимнее путешествие вместе с героями Юрия Норштейна» и Winter club: ребята поучаствуют в квестах и играх, проявят фантазию на творческих занятиях и попробуют себя в роли спикеров на настоящих дискуссиях. В последние два дня зимних каникул состоится пятый «Моцаш», а также финисаж выставки «Снег на траве» с экскурсиями, квестами и мастер-классами для всей семьи.

С 3 по 9 января в Еврейском музее и центре толерантности

png;base64,iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAAEAAAABCAQAAAC1HAwCAAAAC0lEQVR42mNkYAAAAAYAAjCB0C8AAAAASUVORK5CYII=

Три девочки рассказ о войне


© Предоставлено: Parents.Ru


Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Почитать с ними вместе книги о ней. Чтобы облегчить эту задачу, мы подобрали для вас и ваших детей книги о войне с выдуманными героями, книги с героями реальными, а также энциклопедии на военную тему.



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


Приходиться признать, что за последние годы новых детских художественных книг о войне почти не появлялось… Поэтому почти все представленные здесь художественные произведения — переизданные, написанные много лет назад.

Многие книги о войне грустные. Ведь какие бы оптимисты ни воевали на ней, все равно война дело невеселое, потому что смертельно опасное. На войне не до мелкотемья, остается только самое важное, то, ради чего стоит жить. И стоит умирать.

Среди юных персонажей книг о Великой Отечественной войне есть и обыкновенные ребята, оставшиеся в тылу, и те, кто уже живет мирной жизнью, но еще хорошо помнит залпы орудий. А есть и истинные герои — и выдуманные, и настоящие, которые воевали на фронтах или в партизанских отрядах наравне со взрослыми. Поймут ли нынешние дети, что двигало их сверстниками, готовыми отдать жизнь за свою Родину? И смогли бы они сегодня поступить так же, как те, военные ребята? Некоторые из книг, представленных здесь, прочли дети, друзья нашего журнала, и любезно поделились с нами своими впечатлениями.

100 стихов и рассказов о войне. Хрестоматия

Издетельство: АСТ, Малыш



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


В этой объемной хрестоматии собраны лучшие и, в то же время, доступные детскому пониманию, стихи и отрывки из произведений о войне. Важно и то, что большинство произведений написаны в годы войны писателями-фронтовиками.

Аглая, 9 лет, рассказывает о книге

Эту книгу я советую прочитать не только друзьям-ровесникам, но и тем, кто старше меня и даже взрослым. Читать о войне должны все. Это наша память о погибших и гордость за нашу победу. В этой хрестоматии собраны прекрасные стихи и рассказы о войне, герои многих из них дети. Многим кажется, что воевали только взрослые, а это совсем не так. Дети тоже участвовали в войне. Благодаря этой книге можно узнать много нового о разных военных профессиях: связистах, артиллеристах, бронебойщиках.

В этой книжке мне понравились все рассказы и стихи. Но больше всего я хочу выделить «Длинное ружье» Александра Миняева, «Похождения жука-носорога» Константина Паустовского, «Девушку в военном» Владимира Железнякова.

В хрестоматии собраны очень хорошие стихи о войне. Некоторые были мне знакомы, а вот стихотворение Валентина Берестова «Великан» я прочитала тут впервые. Оно необычное — сначала не понимаешь, при чем тут война. И становится понятно только в самом конце — и понимаешь, что тебе очень-очень грустно. Не все знают, что Агния Барто написала много стихов о войне — в этом сборнике можно прочитать некоторые из них.

Очень удобно, что так много интересного о Великой Отечественной войне собрано в одной книге — легко можно найти стихотворение, которое захочется выучить наизусть к школьному концерту и рассказ, который можно пересказать на уроке одноклассникам.

Отрывки стихов из книги

Сергей Михалков «Детский ботинок»

«Час расплаты пришел!

Палачей и убийц — на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди многих улик –

Этот детский ботинок с заплатой,

Снятый Гитлером с жертвы

«Три тысячи двести девятой».

Евгений Винокуров

«В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире,

Который год подряд,

Одни в пустой квартире,

Их матери не спят».

Евгений Евтушенко. М. Бернесу

«Пусть вам ответят ваши сны,

Хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

На землю грустную свою.

Спросите вы у матерей.

Спросите у жены моей.

И вы тогда понять должны,

Хотят ли русские войны».

Рассказы о юных героях

Издательство: Machaon



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


О самых настоящих, непридуманных, а, когда-то живших и воевавших, самых юных героях войны, рассказывает эта книга. Зина Портнова, Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик и другие… На долю этих рано повзрослевших девчонок и мальчишек выпало немало испытаний. Они ходили в разведку, помогали партизанам, голодали, терпели лишения. А еще они, конечно же, очень боялись. Но те чувства, что двигали ими, заставляя вновь и вновь пробираться в тыл врага, рискуя жизнью, были сильнее страха. Правда, они, эти девочки и мальчики, которым едва исполнилось 13-14 лет, мало говорили о своей любви к Родине и вообще не произносили высоких слов, они просто защищали ее, и отдавая за это свои жизни. Эти, почти документальные рассказы, помогут читателям поставить себя на место героев и подумать над вопросом: а смог бы так и я?

Фёдор, 8 лет, рассказывает о книге.

Леня Голиков был отличным мальчишкой, терпеливым. Когда он раздобыл сухари, то не сразу съел свой сухарь, а ел по крошечке. Еще он классно сражался. Как он смог подорвать 9 машин с боеприпасами и 2 железнодорожных моста? Я не знаю, смог бы я. Он умелый и хитрый. Умелый, потому что он научился быть хорошим разведчиком. Не каждый ведь мальчик может заминировать мины. А вот фашисты очень жестоко поступили, они двух учителей повесили. Почему? Да потому что потом не будут учиться дети. Учителей ни за какой поступок нельзя убивать.

Виктор Голявкин «Мой добрый папа»

Издательство: Риппол классик



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


В сборнике две повести. «Мой добрый папа» — одно из самых известных произведений Виктора Голявкина для детей, автобиографическое. Впервые вышедшее в 1964 году, оно неоднократно издавалась, а в 1970 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм с одноименным названием. Добрая и светлая книга о том, как дети жили в тылу, пока их отцы воевали на фронте. Составлена из коротких рассказов, очень удобных для чтения маленькими читателями. Повествование ведется от лица мальчика, для которого привычная – «детская» — жизнь меняется, с наступлением войны. В книге нет описаний военных действий и других трагических сцен, однако неспокойное ощущение войны пронизывает все повествование. Вторая повесть «Полосы на окнах», это продолжение первой книги.

Матвей, 10 лет, рассказывает о книге

Я выбрал эту книгу потому, что раньше читал рассказы Голявкина и они мне очень нравились. Вроде бы обычные случаи в них описываются, а выходит так смешно! И будто видишь этих мальчишек, будто они не словами, а таким детским карандашиком нарисованы. Книга «Мой добрый папа» мне тоже поначалу показалась такой. Куча персонажей, каждая глава — как забавный рассказик: мама, братики, соседи и, конечно, папа — самый любимый, самый добрый, иногда — ужасно смешной (взять хотя бы историю с тазиком мороженого). И только вдруг, ровно посередине книги, — две крошечные главки, из которых узнаешь: война, папа уезжает на фронт. И стало так тревожно, что уже и читать не очень хотелось. Ведь когда через пять лет во двор возвращается дядя Али и другие соседи, папы среди них нет. Он не вернется. Никогда…

Русские солдатские сказки

Издательство: АСТ, Малыш



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


Эта книга не про Великую отечественную войну, но персонажей, действующих здесь, вполне можно представить и на ней тоже. Герои этих сказок – солдаты, самые главные и непосредственные участники всех войн всех времен во всем мире. Находчивый, неунывающий и смекалистый русский солдат никому не отказывает в помощи: ни царям, ни беднякам. И кашу из топора сварит, и от разбойников убережет. И даже никакого оружия и силы ему для этого не понадобится. Народ своих солдат любит, поэтому и сказки про них пересказывает и передает из поколения в поколение.

Станислав, 6 лет, рассказывает о книге

В этой книжке я прочитал 7 сказок про солдат и царя Петра 1. Мне больше всего понравились «Каша из топора», «Чья одежда лучше» и «Про солдата и Петра Первого». Солдаты — это герои, которые защищают свою страну. Но в сказках говорится еще о том, что они не просто воюют, а еще проявляют смекалку. Они могут хитростью выбраться из плена или сварить кашу без продуктов. И они всегда придумывают, что делать в трудных ситуациях: потому что солдаты храбрые и хитрые. Мне понравилось, что солдаты, о которых говорится в этих сказках, всегда побеждают любого врага. Еще я узнал, что царь Петр Первый очень любил солдат и многому у них учился, хотя и был царем — самым главным в России.

Александр Шаров. Батальон Бориса Ивановича

Издательство: Махаон



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


В книгу вошли три повести о Великой Отечественной войне. И написаны они так, как может написать только человек, сам прошедший всю войну. А. Шаров честно и на равных говорит с юными читателями об очень важных вещах: что такое война, как выжить в войну не воинам, а обыкновенным людям, почему война, на самом деле, противоестественна человеческой природе.

Детям, живущим в семьях, трудно представить и понять детей войны, оказавшихся в детском доме. Повесть «Батальон Бориса Ивановича», в которой рассказывается о жизни таких ребят на Ставрополье, написана автором еще когда он был в действующей армии, в 1944 году. «Развалины» — грустный и достаточно тяжелый рассказ о еврейской «семье подземелья» — папе, маме и двух детях, под угрозой уничтожения, вынужденных целый год выживать под землей.

«Лучшие стихи о войне»

Издательство: Клевер



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


В подарочной папке собраны 5 стихотворных произведений известных советских поэтов-фронтовиков: «Зинка» Ю. Друниной, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Сын артиллериста» К. Симонова, «Маленький солдат» А. Кардашовой, «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского. Стихи пронзительные, заставляющие сдерживать слезы и вызывающие и боль, и гордость за своих соотечественников. Все стихи о мужестве и стойкости воинов Великой Отечественной войны: защитников Брестской крепости, жителей осажденного Ленинграда, бойцов, павших на полях. Еще больше погрузиться в тревожное военное прошлое читателям помогает оформление книг документальными фотографиями и свидетельствами войны.

Отрывки из стихов

Юлия Друнина

«Я родом не из детства — из войны.

Прости меня — в том нет моей вины…»

Константин Симонов «Сын артиллериста»

» — Так вот, как отец, раз вышло

На жизнь и смерть воевать,

Отцовский долг мой и право

Сыном своим рисковать,

Раньше других я должен

Сына вперед посылать.

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать». К. Симонов.

Валентин Катаев «Сын полка»

Издательство: Machaon



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


Наверное, одно из самых известных произведений для детей о войне, входящее в школьную программу внеклассного чтения.

Валентин Петрович Катаев, советский писатель и драматург, прошедший Великую Отечественную войну и не понаслышке знавший о горе, которое она принесла нашей стране, лишив тысячи ребят детства, написал эту повесть в 1944 г. Это рассказ о непростой судьбе двенадцатилетнего мальчика Вани Солнцева, потерявшего во время войны родных, дом, детство. Оказавшись в артиллерийском полку, он находит здесь свою новую семью и, наравне со взрослыми воинами, защищает Родину. Еще интересней повесть для юных читателей делают сюжетные иллюстрации Владимира Плевина.

Петер ван Гестел «Зима, когда я вырос»

Издательство: Самокат



Три девочки рассказ о войне


© Предоставлено: Parents.Ru


История, развернувшаяся на трагическом, послевоенном фоне, рассказана устами десятилетнего мальчика. В Амстердаме 1947 г. живет с папой мальчишка Томас, у которого умерла мама. Друзья Томаса — его ровесник Пит Зван, чьи родители стали жертвами Холокоста, и девочка Бет Зван, в которую Томас влюблен.

Хорошая книга о взрослении и об одиночестве, всегда его сопровождающем. А еще, о том, как война изменила тогдашних мальчишек, украв у них, вместе с родителями безмятежность детства. И о том, что о войне, даже удаляющейся от нас на многие-многие десятилетия, ни за что и никогда нельзя забывать.

Роман переведен на все европейские языки и удостоен трех национальных наград.

Игорь Ефимов, «Таврический сад»

Издательство: Самокат



Три девочки рассказ о войне


© Предоставлено: Parents.Ru


Действие повести происходит в 1946 году в Ленинграде. Город только оживает после блокады и бомбёжек; взрослые восстанавливают нормальную жизнь, а дети играют, учатся, растут и взрослеют. Пленные немцы, возвращение эвакуированных в свои квартиры — самые обычные явления в жизни. Покупка спортивного костюма — событие, а вступление в шайку местного хулигана Смарыги — удача…

Несмотря на то, что книга написана в 60-е годы, она легко читается и в наше время. Будет интересна всем, кому любопытно знать, чем жили мальчишки послевоенного Ленинграда. Написана увлекательным языком понятным детям.

Виталий Семин. «Ласточка-звездочка»

Издательство: Самокат



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


Когда главному герою книги Сергею было 14 лет, в его город Ростов-на-Дону вошли фашисты и начались первые расстрелы мирных жителей. А чуть позже случилось самое страшное — мальчишку, с тысячами других ростовчан, угнали в Германию. Он стал остарбайтером, бесправной и почти бесплатной рабочей силой для немецких хозяев, фактически возродивших рабство…

Ласточка-звездочка — это мамино прозвище для маленького Сергея, которого он страшно стесняется. В книге не только война, но и то, что волнует детей во все времена: как стать своим в компании, как дать отпор сильному, и многое другое.

Ури Шулевиц. Как я учил географию

Издательство: Карьера Пресс



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


Все, что рассказано в этой книге, случилось на самом деле. Книга, в которой больше иллюстраций (они авторские и великолепны), чем текста, основана на воспоминаниях автора о годах, проведенных в эвакуации в Казахстане, где его семья спасалась после бегства из Польши в годы Второй мировой войны. Маленькому Ури было всего 4 года, у него не было ни игрушек, ни уютного дома, а, иногда и еды тоже, но у него была географическая карта, купленная отцом. Часами изучая ее, мальчишка переносился из голодной и бедной жизни в чудесную страну воображения. Книга о том, что ребенку, даже в самых ужасных условиях, труднее быть несчастливым, чем счастливым. Уж так они устроены эти дети.

Серия «Отличная энциклопедия» Великая Отечественная война

Издательство: АСТ



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


Великая отечественная война — это часть нашей и мировой истории, это масса событий, это множество имен. И множество вопросов, с нею связанных и возникающих у любого заинтересовавшегося мальчишки и девчонки. Почему нападение Германии на СССР стало для нас неожиданностью? Кто задолго до гитлеровцев изображал на своих самолетах свастику? Кто из наших летчиков сбил в одном бою 9 вражеских самолетов, установив при этом абсолютный мировой рекорд? Кто первым поднял Знамя Победы над Рейхстагом? Специально для самых юных любителей истории издательство АСТ выпустило эту энциклопедию. А описание кровопролитных сражений, яркие иллюстрации и множество интересных фактов делают книгу не только познавательной, но и весьма увлекательной.

Серия «70 лет Великой Победы!» Вячеслав Ликсо. Корабли и подводные лодки Великой Отечественной войны

Издательство: АСТ



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


Книга понравится всем любителем кораблей и моря. Известное высказывание русского императора Александра III: «У России есть только два союзника: армия и флот», находило подтверждение в русской истории не раз. Так и во время Великой Отечественной войны флот нашей державы сыграл важнейшую роль — советские моряки продемонстрировали высочайшую выучку и боевые качества, а советские кораблестроители доказали, что могут создавать шедевры военной инженерии в самых сложных условиях. В этой интересной для любого мальчика книге приведены не только описания (с фотографиями, рисунками и даже техническими характеристиками) линкоров, крейсеров, эсминцев, торпедных катеров и подводных лодок. Дополняют описания документальные рассказы о том, в каких сражениях войны эти суда принимали участие.

Серия «Детская энциклопедия РОСМЭН» Виктор Бакурский. Танки

Издетельство: РОСМЭН



Три девочки рассказ о войне


© архивы пресс-служб


Кто придумал первый танк? Есть ли среди танков свои красавцы и уродцы? Какие танки принимали участие в Великой Отечественной войне? Чем отличаются танки разных стран? На эти и другие вопросы даст исчерпывающие ответы эта книга и познакомит юных читателей с удивительным миром танков. Автор рассказывает не только об их почти столетней истории и самых интересных образцах, об участии в двух мировых войне и ряде локальных конфликтов, но и о легендарных бронированных машинах, оказавших наибольшее влияние на ударную мощь бронетанковых соединений и на развитие бронетанковой техники. Книга иллюстрирована замечательными рисунками.

Материалы по теме:

  • Как рассказать ребенку о Великой отечественной войне
  • Недетские вопросы и ответы в детских книгах
  • Три стиля развития ребенка: бегун, пешеход или прыгун
  • Что почитать вместе с ребенком: 13 книжных новинок для всей семьи
  • 12 лет в сундуке и жизнь с собаками: как сложилась судьба самых известных детей-маугли

Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.

С чего начать непростой разговор с ребенком о войне?

Торжественный клич «Победа!» прозвучал более 70 лет назад. С тех пор утекло много воды, ветеранов в живых уже практически не осталось. Если родители, воспитатели и учителя не станут рассказывать ребятам о ВОВ, подвиги наших прадедов забудутся и растворятся в воздухе, как пшик, словно их никогда не было. Такого нельзя допустить.

Для беседы на такую «взрослую» тему нужно выбрать подходящий момент. Лучше всего завести разговор накануне 9 мая. Тем более увидев, как в городе украшают улицы и репетируют парад, дошкольник и сам может начать задавать вопросы. Не открещивайтесь в этот раз от маленького почемучки: отвлекитесь от дел, сядьте рядом и расскажите о том, где родились его прабабушки и прадедушки, как они росли и как пошли на фронт, чтобы защищать свою родину.

Также полезно будет почитать с ребенком стихотворения о войне, в которых рассказывается о мужестве, доблести и героизме предков. Вот большая подборка, ориентированная на ребят разных возрастов – от дошколят до старшеклассников, в которой также можно найти трогательные строчки для поздравления ветеранов:

  • стихи на 9 мая (и второй вариант — здесь);
  • стихи о войне для школьников;
  • стихи о неизвестном солдате;
  • стихи про блокаду Ленинграда.

Еще сильнее прочувствовать масштаб совершенных подвигов и проникнуться гордостью за своих прадедов помогут песни. Следующие композиции ребята могут не только послушать, но и исполнить на праздничном концерте:

  • песни на 9 мая;
  • песни Великой Победы;
  • военные песни.


Как объяснить детям, почему началась война?

В детстве все кажется таким простым: скрестить мизинцы, сказать волшебные слова «мирись, мирись и больше не дерись» — и снова друзья навек. Вот только во взрослом мире все гораздо сложнее и запутаннее. Так и надо объяснять ребенку, ничего не придумывая: правители разных стран завидуют соседям, которые живут лучше, и затевают войны, чтобы захватить чужие богатства и природные ресурсы. Что касается Второй мировой, то можно рассказать, что фюрер Германии Адольф Гитлер считал, что его нация – лучшая, а чтобы доказать это всему миру, решил установить фашистский режим и превратить другие народы в своих рабов.

Что рассказать о войне школьнику?

Знать о событиях 1941-1945 гг. должен каждый образованный человек, поэтому изучение Великой Отечественной Войны входит в школьную программу за 9-11 класс. Чтобы ребята не устали, мы предлагаем усваивать информацию дозированно. В этом помогут короткие, но емкие статьи:

  1. Причины, итоги и ключевые события ВОВ.
  2. Роль партизанского движения.
  3. Суть фашизма и нацизма.
  4. Как Советский Союз готовился к войне.
  5. Потери во Второй мировой.
  6. СССР в послевоенные годы.

детям о 9 мая

А чтобы было не скучно, учебный процесс можно и нужно разбавлять пословицами. В них нашла отражение вековая народная мудрость, чувства людей, их боль утраты и радость победы. Так что эти изречения помогут понять, как человек пережил те страшные события, а заодно обогатить речь:

  1. Пословицы и поговорки о войне.
  2. Пословицы и поговорки о мире.
  3. Пословицы и поговорки о патриотизме.
  4. Пословицы и поговорки о защитниках Отечества.
  5. «Мир строит, а война разрушает» — смысл пословицы.

    После изучения темы наступает пора показать, как хорошо она усвоена. Поэтому всем старшеклассникам будет полезна подборка сочинений. Это только примеры, но их можно взять за основу при написании своего текста:

    • сочинения на тему Дня Победы;
    • сочинения о войне;
    • сочинения о подвиге;
    • сочинение о героизме;
    • сочинение о детях-героях.

    Интересные книги и аудиорассказы о войне

    Ребятам постарше, которые учатся в школе, и так задают читать тематическую литературу. Очень часто их отпугивает «многабукв», но канун 9 мая — самое время наверстать упущенное. Вы удивитесь, но художественные произведения, основанные на событиях ВОВ, действительно интересны. В них — эпичные сражения, динамичные сюжеты, они держат в напряжении еще похлеще боевиков. Как вариант, прочитайте краткие пересказы — после этого станет так интересно, что захочется взяться и за оригинал:

    1. Василий Теркин — поэма о фронтовой жизни солдата.
    2. А зори здесь тихие… — история о пяти самоотверженных девушках-зенитчицах.
    3. Повесть о настоящем человеке — о подвиге советского летчика, сбитого фашистским самолетом. Сюжет основан на реальных событиях.
    4. Три девочки — о жизни одной коммунальной квартиры во время блокады Ленинграда.

    Альтернативный вариант — аудиокниги для детей о Великой Отечественной Войне. Большой плюс таких произведений в том, что их можно слушать в любом месте, занимаясь другими делами. Вот несколько книг в интересной озвучке:

    1. Сын полка — повесть, показывающая войну глазами ребенка.
    2. Кукла — проникновенный рассказ о жестокости и равнодушии в послевоенном мире.
    3. Судьба человека — о мужчине потрясающей силы духа. Он пережил ужасы войны, прошел через концлагерь, но сохранил доброе сердце и после возвращения с фронта «усыновил» беспризорного мальчишку.
    4. Ночевала тучка золотая — о непростой жизни детей-сирот в военные годы.

    Детское творчество ко Дню Победы

    Рассказывая детям о 9 мая, нужно давать им небольшую передышку, чтобы переварить информацию. В это время как нельзя кстати придутся праздничные идеи для творчества. Ребята проявят свои таланты, проникнутся атмосферой праздника и даже смогут подготовить подарки ветеранам.

    Вот сколько интересных вещиц можно сделать своими руками из подручных материалов:

    • поделки к 9 мая;
    • меч из бумаги;
    • крутой пистолет;
    • бумажный сюрикен;
    • военные самолеты.

    Также любой ребенок может создать красивую подарочную картину. Как, спросите вы? Очень просто: в помощь — раскраски. Чтобы превратиться в художника, понадобятся только цветные карандаши или фломастеры. А малышам это увлекательное времяпрепровождение также поможет развить мелкую моторику.

    Вот какие контурные картинки мы для вас подготовили:

    • раскраски ко Дню победы;
    • раскраски танков;
    • раскраски самолетов;
    • раскраски кораблей.

    детям о великой отечественной войне

    Загадки и викторины к Девятому мая

    Какой бы тяжелой ни была предыстория праздника, наши прадеды выгрызали зубами Победу не для того чтобы их потомки грустили. Для радости и улыбок детей — эта подборка увлекательных игр, которые заодно помогут проверить знания:

    • военные загадки;
    • загадки про самолет;
    • военная викторина.

    Надеемся, наша подборка поможет детям проникнуться атмосферой праздника, расширить кругозор и стать истинными патриотами. Развивайте творческие способности, гордитесь своей историей, получайте отличные отметки по русскому и литературе. С Днем Победы!

  1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком сказка название
  2. Три вопроса к сказке конек горбунок
  3. Три дня на даче с мамой рассказ
  4. Три вида основных сказок
  5. Три брата сказка немецкая сказка