Три чуда из оперы сказка о царе салтане рисунки

Римский-корсаков. три чуда музыкальная фантазия николай андреевич римский-корсаков. три чудаволшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! волшебная она потому, что

Римский-Корсаков. Три чуда | Музыкальная Фантазия

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Три чуда

Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

А написал эту удивительную сказку великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». На сюжет этой сказки композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё он немного сократил – «Сказка о царе Салтане».

В опере происходит много разных событий. Вы, наверное, уже догадались из темы урока, мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда – волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну – предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес. Знакомые музыкальные темы-образы здесь звучат полнокровно и сочно.

Вот мы с вами говорим, что «Сказка о царе Салтане» – это сказка, причём сказка музыкальная. Значит, и в музыке, и в том, как эта музыка действует в опере, тоже должно быть что-то сказочное. Что же в ней особенно для нас интересного?

Наверно, вы знаете, как выглядят черные лакированные шкатулки, расписанные художниками Палеха, Холуя. Представьте же себе, что перед вами три таких шкатулки. Форма, размер у всех трёх совершенно одинаковые, разные только картинки на крышках. Свои шкатулки художники расписывают обычно картинками, на которых изображены сцены из разных народных сказок. Краски в этих картинках яркие, так и горят, переливаются.

Каждый раз, когда слушаешь эту сцену, представляется, что рассказы о трёх чудесах похожи на такие шкатулки. На одной изображена белка в хрустальном дворце, на другой тридцать три богатыря, на третьей – красавица царевна. Словом, три чуда из «Сказки о царе Салтане». У каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.

Первое чудо

«Внимание! – говорят нам фанфары. – Сказка продолжается».

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».

Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, – «Во саду ли, в огороде».

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.

Второе чудо

«Внимание! – снова говорят нам фанфары. – Сказка продолжается».

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.

Третье чудо

«Внимание! – снова говорят нам фанфары. – Сказка продолжается».

За морем царевна есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает, 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит. 
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, 
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо, 
Это диво, так уж диво!

Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.

Домашнее задание:

Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н. Римский-Корсаков в музыке.  Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».


Презентация

В комплекте:
1. Презентация – 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Интерлюдия, mp3;
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Белочка, mp3;
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). 33 богатыря, mp3;
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Лебедь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.

music-fantasy.ru

Картинки белка из сказки о царе Салтане (14 фото) • Прикольные картинки и юмор

Дальше предлагаем картинки белки из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина.

narisovat tri chuda 0

Белка с орешками.

narisovat tri chuda 1

narisovat tri chuda 2

Белка для раскраски.

narisovat tri chuda 3

Белка с орехами чистый изумруд.

narisovat tri chuda 4

Раскраска для детей белка.

narisovat tri chuda 5

Картинка для раскраски белка.

narisovat tri chuda 6

Белка из мультфильма.

narisovat tri chuda 7

Раскраска для детей.

narisovat tri chuda 8

Белка в домике на дереве.

narisovat tri chuda 9

Белка с изумрудами.

narisovat tri chuda 10

narisovat tri chuda 11

narisovat tri chuda 12

Белка танцует с платком.

narisovat tri chuda 13

Будь человеком, проголосуй за пост!

Загрузка…

Еще интересные подборки:


« Предыдущая запись Следующая запись »

bipbap.ru

Как нарисовать царевну лебедь поэтапно

Если вы не знаете, как нарисовать царевну лебедь поэтапно, я с радостью поделюсь с вами этим уроком. Царевна Лебедь – это персонаж из сказки о Царе Салтане, и рисовать ее не так уж легко, однако мы все-таки попробуем. Я уверена, у вас все получится, так что давайте начнем.

Приступаем к рисованию Царевны Лебедь. Начинаем рисовать ее позу с помощью простых линий – то есть рисуем голову в форме овала, от него ведем линию вниз, эта линия определит рост Царевны. Также рисуем линии для будущих рук.

narisovat tri chuda 14

От того места, где корпус изгибается, рисуем линии, которые образуют форму платья Царевны Лебедь.

narisovat tri chuda 15

Ориентируясь на линии, начинаем рисовать лицо сказочного персонажа. Рисуем на лбу звезду, как писалось в этой сказке.

narisovat tri chuda 16

Теперь начинаем рисовать верх платья. Линии должны быть простыми и плавными.

narisovat tri chuda 17

Приступаем к рисованию рук. Руки вообще непростой объект рисования, но здесь задача не такая сложная, так как рукава достаточно широкие.

narisovat tri chuda 18

Рисуем низ платья Царевны Лебедь. Оно расклешенное на концах.

narisovat tri chuda 19

На этом этапе нам нужно нарисовать лебединые крылья для нашей Царевны. Они должны начинаться от рук, быть пышными и красивыми.

narisovat tri chuda 20

Стираем все лишние линии, чтобы они нам не мешали, рисуем толстую косу Царевны до самого пояса.

narisovat tri chuda 21

Теперь нам нужно нарисовать складки платья. Постарайтесь сделать так, как это показано на изображении ниже.

narisovat tri chuda 22

Рисуем лицо Царевны Лебедь – глаза, нос и рот. Прорисовываем отдельные пряди косы, также начинаем рисовать перья на лебединых крыльях.

narisovat tri chuda 23

Теперь нам осталось только дорисовать все перья, добавить волны, так как по сказке Царевна Лебедь стояла в море.

narisovat tri chuda 24

Осталось только раскрасить нашу героиню, и рисунок готов.

Благодаря этому уроку вы узнали, как нарисовать Царевну Лебедь поэтапно. Удачи во всех начинаниях, желаю вам научиться хорошо рисовать.

Если вам понравился урок, попробуйте нарисовать других сказочных персонажей:

Похожие уроки

www.lessdraw.com

Три чуда из сказки «О царе Салтане» А

«Три чуда из сказки «О царе Салтане» А. С. Пушкина»

Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».

– Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.

– Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.

– Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании музыки разного характера.

– Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.

– Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.

– Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.

– Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

– Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.
Форма организации интегрированного урока. контрастная.
Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.

Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А.С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: “Белка”, “Тридцать три богатыря” и “Царевна-лебедь”. Ход урока

  1. Оргмомент.

– Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство.

Прозвенел уже звонок

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне гостям

И садитесь по местам.

  1. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.

– Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.

– Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

– Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.

«Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать. (Сказка о золотом петушке).

« Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).

« За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит». (Сказка о царе Салтане).

3. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.

4. Работа по теме урока.

1. – А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.

– У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна. – простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…

Дитя господское. И всё же

Арина чуяла барчук

Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.

Дай бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души,

Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь

Арина шла со сказкой складной?

Весьма до сказок был охоч

Её питомец ненаглядный.

– Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.

– А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.

Три сестрица под окном,

Пряли поздно вечером.

Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, –

Говорит её сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.
Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила б богатыря.
– Что же было дальше?

– Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

Родила царица в ночь

Не-то сына, не то дочь

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверюшку.

Узнав такое известие, царь опечалился, и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.

«Царь велит своим боярам

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.

Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн. и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
В синем небе звёзды блещут,

В синем море воны хлещут;

Туча по небу идёт

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в нём царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.
Ты волна моя волна,

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Не губи ты наши души:

Выплесни ты нас на сушу.
И послушалась волна,

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Как бы здесь во двор окошко

Нам проделать? Молвил он.

Вышиб дно и вышел вон.
– Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.
– Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?

– Какие это чудеса?

– Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом. но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.

– В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок. а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент “Белка”).

– Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок “Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой “нарисовал” образ белочки.

– Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра – чистый изумруд

Слуги белку стерегут.
– Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)

Правильно, композитор своей музыкой “нарисовал” тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?

– В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные. радостные, яркие.
– А вот как описывает это автор сказки.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге.

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.
– А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.

-Какие цвета использует автор в этой картине?

– Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
5. Физкультминутка.

Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.
– А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).

– Выберите картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.

За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.

А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!

– Великий русский художник М.А.Врубель специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь

– Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?

– Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.

– Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.

– Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям. которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно – розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.

– А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.

6. Викторина по сказке.

– Кто автор сказки о царе Салтане?

– Сколько чудес в сказке о царе Салтане?

– Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?

– Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?

Три сестрица под окном,

Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещёный …….

Приготовила б я пир.
Топишь берег ты ………,

Не губи ты наши ……….

Выплесни ты нас на сушу.
А орешки не простые

Ядра – чистый изумруд

Слуги ………… стерегут.
Все красавцы удалые,

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька ………….
А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ………. журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!

– Кто автор сказки о царе Салтане?

– Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?

– Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?

– Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
7. Итог урока

– Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?

– А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами знаменитых художников Врубеля и Билибина.

– А что запомнилось вам больше всего?

velikiy-pushkin.ru

Презентация “Три чуда” Опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”

narisovat tri chuda 25

Урок подготовила учитель музыки

ГРИШКО Е.Г. МБОУ «Малинская СОШ»

narisovat tri chuda 26
narisovat tri chuda 27
narisovat tri chuda 28
narisovat tri chuda 29

А.С.Пушкин

narisovat tri chuda 30

Н.А.Римский – Корсаков

narisovat tri chuda 31

1

3

2

4

narisovat tri chuda 32
narisovat tri chuda 33

Регистр – это отрезок диапазона какого-либо

инструмента или певческого голоса.

narisovat tri chuda 34

Таблица №2

Покажи стрелками верный ответ.

Три чуда

регистр

Царевна лебедь.

Название мужские и женских голосов

высокий

Черномор

средний

альт баритон

Белка

бас

низкий

сопрано тенор

narisovat tri chuda 35
narisovat tri chuda 36

1

2

4

3

narisovat tri chuda 37
narisovat tri chuda 38
narisovat tri chuda 39
narisovat tri chuda 40

ВНИМАНИЕ

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Три чуда

регистр

Царевна лебедь.

Черномор

высокий

Название мужские и женских голосов

Белка

средний

альт баритон

бас

низкий

сопрано тенор

МАКСИМАЛЬНО 6 БАЛЛОВ

narisovat tri chuda 41

СКАЗКА ПРИХОДИ

Если вы не очень боитесь Кощея

Или Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу.

Там гуляет черный котище ученый,

Пьет он молоко и не ловит мышей,

Это настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

Припев

Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

narisovat tri chuda 42

Ты узнаешь много волшебных историй:

Тут тебе и “Репка”, и ключ золотой.

Тут и Черномор, тот самый, который

Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,

После приключений, сражений и драк,

Станешь ты веселый, как Буратино,

И умный-умный, как Иван-дурак!

Припев.

Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

narisovat tri chuda 43

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по музыке “Три чуда”. По опере Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Симфоническая картина “Три чуда”.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №151

Конспект урока музыки для 4 класса

«Три чуда»

(Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»)

Подготовила:

Учитель музыки

Остроумова Олеся Борисовна

Категория: соответствие должности

Санкт-Петербург 2017

«Три чуда»

(Урок-встреча, 4 класс)

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний и способов действий.

Проблема урока: существует ли музыкальная живопись?

Основное содержание темы, музыкальные понятия и термины: песенность, танцевальность, маршевость в музыке. Выразительность и изобразительность. Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Цель урока:

На примере симфонической картины «Три чуда» показать, как в музыке раскрывается образ литературного героя.

Задачи:

Образовательная:

– послушать симфоническую картину «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;

– сформировать представление об изобразительных и выразительных возможностях музыки и литературы на примере произведений искусства;

– сформировать умение давать характеристику произведения характеризуя отдельные средства музыкальной выразительности.

Воспитательная:

– вызвать у учащихся интерес к взаимному общению на основе интереса к искусству, осознать коммуникативную роль искусства, возбудить чувство сопереживания.

Развивающая: активизация эмоционального отклика на музыку, развитие умения содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.

Формируемые УУД:

Личностные:

– Эмоциональная отзывчивость на музыку;

– Интерес к музыкальной культуре своего народа;

– Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

Регулятивные:

– Понимать смысл творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

– Различать способ и результат собственных и коллективных действий;

– Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

– Воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении;

– Высказывать свое мнение о явлениях музыкального искусства.

Познавательные:

– Соотносить различные произведения по настроению,по различным средствам музыкальной выразительности;

– Строить свое рассуждение о характере произведения;

Коммуникативные:

– Контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

– Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

– Проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

Ход урока

Вход детей под музыку «В гостях у сказки».

Учитель: музыкальное приветствие. Ребята, а под какую музыку вы вошли в класс? какую атмосферу создаёт это произведение? Какое настроение? (Высказывают свое мнение о характере произведения и какую атмосферу оно создаёт.)

– Мы действительно сегодня побываем с вами в гостях у сказки. Она будет главной героиней урока. А что такое сказка? (Это вымысел, придуманная история с счастливым концом, фантазия, жанр устного народного творчества).

Учитель: посмотрите на слайд. Кто изображен на портрете? (А.С. Пушкин). А почему он сегодня здесь? (поэт-сказочник). А какие сказки Пушкина вы можете назвать? (дети называют).

– Ребята, как вы думаете, с помощью чего поэт создает волшебство, сказку? Какие приемы использует в своем творчестве? (дети называют варианты: с помощью слова, приемы сравнения, олицетворения).

– Вы правы, ребята. Поэт создает сказочные картины и образы с помощью слова. А чем пользуется художник для создания образов? (кисти и краски).

– Интересно, а какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов? (предположения детей)

– Сегодня мы с вами попробуем с этом разобраться. И мы будем стараться не только узнать новый материал, но и учиться петь красивым, сказочным звуком. С чего мы начинаем? (с распевания)

Учитель: Сегодня распевание начинает проводить… (педагог выбирает ученика сам или по желанию) .

Ученик проводит распевку-упражнение «Бубенчики», «Эхо», «Цирковые собачки». Скороговорка «Ехал Грека через реку».

Класс с учителем разучивает песню «О волшебниках» Г. Гладкова

Итак, тему нашего урока сегодня, нам подсказал сам А.С.Пушкин.

-За что мы любим сказки?

-Чему они могут нас научить?

– Давайте посмотрим иллюстрации.

Просмотр иллюстраций «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане»: Царевна-Лебедь, 33 богатыря, Белка.

– Какие сказочные герои изображены? (ответы детей)

– Можно ли подобное создать в музыке? Как музыкальная интонация помогает передать характер музыки? Среди композиторов, работавших в жанре сказки выделяется имя русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.

-Посмотрите, какие герои его музыкальных сказок у нас в гостях? (ответы учеников)

-Вспомните, в какой из этих сказок есть «Три чуда»? («Сказка о царе Салтане»)

Сегодня мы с вами пытаемся решить проблему урока: существует ли музыкальная живопись? Если она существует, то как музыка может создавать свои «картины»?

На примере «Сказки о царе Салтане» мы посмотрим, какими средствами пользовался Римский- Корсаков при создании образов.

– Итак, мы приступаем к самой интересной части: мы сегодня-композиторы!

Учитель: отгадайте первое чудо:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

(дети дают ответ)

На экране появляется изображение первого чуда-Белочки.

– Какой образ Белки перед нами? Настроение? Характер? (ответы детей)

– А теперь давайте с вами выберем инструменты, которые помогут нам создать образ белочки. Какое движение будет у мелодии: плавное, скачкообразное? Лад: мажор или минор? В каком темпе будет звучать наша мелодия? Сила звука?

Дети выбирают инструменты, говорят о направлении мелодии, определяют темп мелодии, динамику, лад. Учитель записывает на доске предложенные варианты детей.

– Послушаем тему белочки.

-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)

-Какие элементы муз. речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки?

– А какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно.

Учитель исполняет на инструменте р.н.п. «Во саду ли..»

– Правильно, «Во саду ли в огороде».

Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию самостоятельно.

Разучивание игры на шумовых инструментах.

На фоне иллюстрации:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

– Ребята, послушайте как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.

Слушаем тему богатырей.

– как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей? Какой характер мелодии? Какие элементы музыкальной речи использовал композитор? (слышится мощь богатырей, звучит маршевый характер, быстрый темп, громкая динамика звука).

– Я предлагаю мальчишкам превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри». Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными. (кулачки вперед, слушаем музыку и делаем упр.)

Говорят царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава;

Сладку речь то говорит,

Будто реченька журчит.

Слушание темы Царевны-Лебедя.

– Давайте с вами определим: какой темп, какие инструменты звучат? (скрипка рисует образ сказочной красавицы, медленный темп).

– А сейчас девочки превращаются в царевен-лебедушек. Посмотрите как художник Врубель изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас. Плавно двигаясь, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно, головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.

Во время слушания каждого из чудес происходит анализ музыкальной темы образа, сравнение с вариантом детей. Необходимо отметить и похвалить за совпадения.

– Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями. Подведем итог:

Отрывок из какой оперы мы с вами слушали на уроке?

Кто автор оперы «Сказка о царе Салтане»?

Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»?

С какими чудесами мы познакомились на уроке?

Домашним заданием вам будет следующее: нарисовать иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы.

Звучит музыка «В гостях у сказки», учащиеся выходит из класса.

infourok.ru

Картинки трёх чудес из «Сказки о царе Салтане» (40 ФОТО) |

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. За основу он взял народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре».

narisovat tri chuda 44

Белка с орешками

narisovat tri chuda 45

Солдаты охраняют белку

narisovat tri chuda 46

Белка держит орех

narisovat tri chuda 47

Белка танцует

narisovat tri chuda 48

Люди возле белки

narisovat tri chuda 49

Белка разгрызла орешек

narisovat tri chuda 50

Люди вокруг белки

narisovat tri chuda 51

Казначей подсчитывает прибыль

narisovat tri chuda 52

Горы злата и изумруд

zabavnik.club

                        Подготовила:
Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа №
36»                                                                                                        

                            Урок литературного
чтения

(3 класс)

                            А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане».

Эпиграф: «Сказка
ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С.Пушкин

Тип урока: урок обобщения                                            
                                           Форма урока: урок-беседа                                                                                    
Цели урока:
                                                                                                                               Обобщить
знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить
нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить
характеризовать героев и их поступки;                                                                                         учить
детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие.                                                                                                              Воспитывать
интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства
поэта.                                                                                 
                    Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к
истории родного края.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация,
учебник, тесты, рисунки детей.

                                                     Ход урока

1.     Организационный
момент.
Мотивация учебной деятельности.

       Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на
грудь и медленно за мной
повторяем:                                                                                                                             
                          – Я в школе на
уроке.                                                                                                             
– Сейчас я начну
учиться.                                                                         
                                           – Я радуюсь этому
(пауза).                                                                                                       
— Внимание моё
растёт.                                                                                                                 —
Память моя
крепка.                                                                                                                             
– Голова мыслит ясно (пауза).                                                                                                             —
Я хочу
учиться.                                                                                                                                         
– Я очень хочу учиться.                                                                                                                          
             — Я готов к работе (глазки
открыли).                                                                                 
                                                                                                                                                                                —
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

2.Актуализация знаний. Введение в
тему.

Беседа                                                                                                                                       -Иногда
вы можете услышать  «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь»                                                                                                                    
Что такое сказка?                                                                                                           
(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном,
волшебном)                                                                              
                                             Сказка–это богатейшая сокровищница
народной мудрости.   

Послушайте, пожалуйста, начало народной
сказки                                                       «Некоторый царь
задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды
разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит,
вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После
девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился
чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в
затылке месяц
                                                                                                                            

— Вам ничего это сказка не напоминает?                                                                  
( Сказку «О царе Салтане…»)
                                                   

Эпиграф нашего урока   «Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!»

-Почему  сказка ложь? ( В сказках выдуманные
сюжеты, персонажи)

— О каком тогда намёке говорится  в сказке?
(Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

— В чём  сила сказок? ( Добро побеждает зло)                                                           
– О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти
великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать
«симфонией русской души».                                                                                                  У
нас с вами заключительный урок  и  мы проведем его, в необычной форме. Это будет
путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.

                                                                                         
                                                
— Подумайте, о
каких пяти сказках я вела разговор?                                                                       
 («
Сказка о царе Салтане…»,  « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом
петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».)                                                                                                                                 
Кто автор  сказок?
  ( А.С. Пушкин)                                                                             
— Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)                                     
Почему?                                                                                                                                     
— 
Что вы знаете об А.С.Пушкине?
                                                                                                   
 Великий
русский поэт родился в Москве более двух веков назад.
Он
был любителем и ценителем сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его
бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.                                                                                     
С раннего
детства он был окружён заботой и вниманием родителей.                                  
                                                            Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, у которой был особый,
певучий голос, она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький
Саша называл её ласково матушкой.

Когда — то няня поэта рассказала ему
сказку, из которой вы  услышали отрывок и в ней
не было никакой
белочки,  вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними
сыпалось золото и серебро.
                                                                                                                                    

Переработав сюжет, Пушкин создает
поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона,  о его приключениях, об
истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей
семьей.                                                                                                                           
 Через 9
лет

в далёком 1831 году
  появилась  сказка созданная Пушкиным  «О
царе Салтане…
»,
которую начал

писать поэт в 1822 году

3.Работа по теме урока.                                                                                                             
1.Анализ сказки.                                                                                                                      
В этой сказке отсутствует  зачин. Как
вы думаете, почему?                                                                                                                                                      
( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а
здесь, рядом с нами, на Русской
земле.)                                                                       
Что  заметили вы необычного в начале
сказки?                                                                            
    
( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или
трех братьях,  но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном
разговор трех девиц; стоит  на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же  женится
в тот же вечер
.)                                                                                    
 Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Нет)                                                         
— Почему?                                                                                                                            —
Как  начинается действие сказки?
(Три девицы
под
окном,                                                                                                                      
Пряли поздно вечерком.)
                                                                                                      
Послушайте отрывок из сказки  в исполнение  детей.                                                                                                                  

Три девицы под окном,                                                                      
                                                Пряли поздно вечерком.

·        
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

·        
То на весь крещёный мир,
приготовила б я пир                                                                        
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

·        
То на весь бы мир одна,
наткала я  полотна

·        
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

·        
Я б, для батюшки – царя,
родила богатыря.

·        
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

·        
И в светлицу входит царь,
стороны той государь (кланяется третьей сестре)

·        
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

·        
Будь царица и роди богатыря

·        
Мне к исходу сентября.

·        
Вы ж, голубушки-сестрицы,
выбирайтесь из светлицы,

·        
Поезжайте вслед за мной, вслед
за мной и за сестрой.

·        
Будь одна из вас ткачиха, а
другая повариха.

-Назовите, пожалуйста,  полное  название   
сказки?                                                                 
(«Сказка 
о  царе  Салтане, о сыне его  славном  и 
могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о 
прекрасной  царевне  Лебеди».)                                                                                                                             
Что подсказывает  название сказки?                                               
                                              
(Все
перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании                                                                                
                                   и герои не просто называются,  им дается  краткая
характеристика, отношение к ним автора).                                                                                                                        
Вы слышали  когда – нибудь имена героев в жизни?
                                                     (
Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен
Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной
традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там,
где рождаются сказки,  у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой
лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из
народных сказок.
                                    

2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи                                           
-Как они называются? (устаревшие или  архаизмы)                                                           
— Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые
объясняют их смысл:

          Вымолвить

Светлица

Град

     Грамота

Нарёкся

Тужить

Город

Сказать

Назвался

Горевать

     Сообщение, письмо

     Светлая комната

3.Выборочное
чтение.  Работа по учебнику.
                                                                            А 
теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами
из текста, зачитывая их.

1. Почему  царь
выбрал третью сестрицу? (с. 92)

2.Почему царю
пришлось проститься с женой? ( с. 94)

3. Что же стало причиной несчастий молодой
царицы? (с 94)                                                                              4.Кого
родила царица? (с.94)                                                                                     
5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95)                                              
6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95)                                                                                     
7 Как изменили настоящий приказ? (с.95)                                                                     8.Как
чувствовали мать и сын себя в неволе?  (с.96)                                                                                     
                                                                                                9.О
чём просило дитя волну? (с.96)                                                                                     
10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97)                                                 
                                                                                                                                    11.О
чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98)                                                                         12.
Кого увидел царевич на море? (с.97-98)                                                                                   
13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)

        
 Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался  князь      

          
Гвидон?

               (
1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)
                                                                                                                                                      

         
14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)                                                                    
                     

          
15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)

 4.Физминутка         
                                                                    

(имитирование
движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

 — Изобразите богатырей,
выходящих из моря.

 — Изобразите волны,
набегающие на берег.

— Летящую царевну
Лебедь.

— Гвидона,
натягивающего лук.

— Танцующую белку,
поющую песенки.

Кто из вас
знает, что за музыка звучала?

— Это отрывок из
оперы «Сказка о царе Салтане»  «Три чуда».

А написал её в 1889 г выдающийся
русский композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков, восхищённый сказкой и
в честь 100-летия со дня рождения поэта.                                                                                                                           

 К  творчеству Пушкина
обращаются не только композиторы, но и художники.
Особого блеска и
выдумки  достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

Перед вами
репродукция картины русского художника М. А. Врубеля  «Царевна Лебедь».  Царевна
Лебедь изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.                                                                                   
А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке?
(добро)                            —
А ещё мы с вами организовали чудесную выставку ваших рисунков, посмотрите
на неё,   вы  тоже выступили в роли художников — иллюстраторов.

5.Чтение понравившихся отрывков

6.Характеристика
героев.

Читая  любое  произведение,  мы  не 
только  знакомимся  с  героями,  но 
и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из 
них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята
мы проведём работу в
группах                                                                            
— На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя  (характер,
действия и поступки героя, ваше отношение к нему)

Царь Салтан (добрый,
щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтандобрый и справедливый, щедрый  и очень
доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего
не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на
ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и
отпускает домой.

Царица (верная, добрая,
мягкая, выносливая, душевная
,
доверчивая,
мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый,
выносливый, смелый, находчивый, благодарный,
славный, могучий богатырь, умный, ловкий,
крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый
.)

Князь Гвидон сын царя Салтана , прекрасный, сильный,
смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит
в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За
свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду:
чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая,
скромная, благодарная

)

Царевна Лебедьпрекрасная и мудрая волшебница. Спасённая
Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем
становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба
Бабариха

(жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы  можно разделить
героев?

(положительные и отрицательные герои)                                                                                                                                            
 
Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу 
положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

— Каких  героев  вы  отнесли  в 
группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.                                                     
                    

Действия, которые совершают положительные и отрицательные
персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле
зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом
случае победит!                                                                                                                    

–Вспомните, как заканчивается сказка                                                                                                       
  — Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?                                                                                                            
Почему? (Семья воссоединилась  и в сказке добро всегда побеждает
зло).                                                                                                                                                                                               
Какой  пословицей мы могли бы закончить
сказку?                                                                         
(
Вся семья вместе и душа на месте).                                                                                                   
                                

При чтении сказок  мы можем сделать выводы о том, что добром воздается
тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего
и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает
заповеди, приходит возмездие.

-Какие
Божьи
заповеди были нарушены в сказке?                                                          
 ( «Не
желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убивай», «Не лжесвидетельствуй»                                                                                                                  
 — Кто  в сказке нарушил  заповеди  данные человеку Богом?                                               
— Какая заповедь была
выполнена?                                                                                   

7. Тест по
сказке.                                                                                                                

8. Рефлексия.                                                                                                               

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,                                                                                       Принимать
людей с добром!

9. Подведение итогов урока

— Вот и подошёл к концу наш урок.
Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для
себя что – то новое.

Чему
же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
           
Начните со слов:  Меня эта сказка научила…
(доброте,
терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а
учиться радоваться за других людей
 и следовать заповедям, данным человеку
Богом, жить в гармонии с собой и миром.) 

 — Как вы думаете, для чего нужны чудеса?                                                            
 (чтобы исполнять желания, мечту)
                                                                                                            
В жизни чудеса встречаются?                                                                                
 (Если мы хотим верить в чудеса, то тогда — да)                                                    
 

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
                                                                             
                                                                 

И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим
гостям.
                                                                

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!

  • Три чуда пушкин сказка о царе салтане
  • Три чуда из сказки 33 богатыря
  • Три чуда из сказки о царе салтане текст
  • Тридцати дней как пишется
  • Три сказки страны пирамид