Три чуда из оперы н а римский корсаков сказка о царе салтане фрагменты

Интегрированный урок: музыка и литература 5 класс тема: музыка и сказки а.с. пушкина подготовила: учитель музыки борисенко людмила александровна 2020-2021

Интегрированный урок: музыка и литература

5 класс

тема:

«Музыка и сказки А.С. Пушкина»

Подготовила:

Учитель музыки   

                                                                               БОРИСЕНКО
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

2020-2021 учебный год.

Цель урока: Показать, что музыка и литература взаимно обогащают и

дополняют друг друга
на примере сказок А.С. Пушкина и музыки великих русских композиторов М.И.
Глинки и Н.А. Римского-Корсакова.                                                                                                                                                                        Задачи
урока:                                                                                                                
     1.
Углубить и расширить на новом этапе знания учащихся о жизни  поэта и
композиторов, какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество русских
композиторов, художников,
кинематографов.                                            2.Развитие
системного и диалектического мышления, гибкости ума, познавательной активности
и интересов учащихся.                                             3.Воспитание
гуманистического мировоззрения, отвечающего идеалам современности, любви к
шедеврам русского поэтического и музыкального искусства.

Материал
урока:                                                                                                                  
А.С. Пушкин: поэма «Руслан и
Людмила»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке» — работа над текстом.                                                                         
М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и
Людмила».                                                            Н.А.
Римский-Корсаков: опера «Сказка о царе Салтане», фрагменты оперы: «Три чуда»,
«Ария царевны Лебедь», «Полёт шмеля»; опера  «Золотой петушок», темы царя
Дадона, золотого петушка, «Ария Шемаханской царицы» — слушание,
анализ.                                                                                               
    Р.Н.П. «На море утушка купалася» —
разучивание.                                                             
Попевка «У лукоморья дуб зелёный» —
распевание.                                                           Энтин
«Дорога добра» — исполнение.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация «Сказки А.С. Пушкина и музыка»:

Фрагменты из художественного кинофильма «Руслан и Людмила»,

Фотография действующих лиц  оперы;

Фрагменты из мультфильмов «Сказка о царе Салтане»: (белочка); и
«Золотой петушок»;

Фрагменты из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»:

(превращение  Лебедь в царевну);

репродукции: «Тридцать три богатыря», «Полёт шмеля»;

портреты А.С.
Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого

Звучит фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.

        
Что это прозвучало?

        
Кто написал поэму
«Руслан и Людмила»?

        
На доске – иллюстрации к
сказкам Пушкина.

А теперь посмотрите
на доску

        
Что вы там видите?

          ( иллюстрации к сказкам Пушкина).

        
Назовите эти сказки.

        
Какие вы читали сами?

        
Какие вы услышали от
родителей?

        
Как вы думаете, какова же
тема нашего урока, где объединятся воедино и литература, и музыка и мы
посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литература тоже нужна музыке?

  « Музыка и
сказки А.С. Пушкина». 

        
А почему именно Пушкин?

           ( т.к. его поэзия, и в частности сказки, необычайно музыкальны).

А.С. Пушкин высоко
ценил и глубоко интересовался русским народным творчеством. Ведь в песнях
народа, былинах, преданиях, сказках получили непосредственное отражение его
быт, страдания и радости, мужество и героизм, необычайно богатый духовный мир.

        
А как вы думаете, кто
привил Пушкину живой интерес к творчеству своего народа, который постепенно
перерос в горячую и преданную любовь?

Конечно
же, его няня Арина Радионовна.

И
Пушкин всю свою жизнь собирал, записывал и изучал песни и обряды, сказки,
былины, легенды. И сюжеты, подсказанные народом, нередко ложились в основу
собственных сочинений.

        
Вспомните, какими словами
Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила»?

(  
На экране слайд: Крамской «Пушкин у лукоморья»)

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том,

И днём, и ночью кот учёный

Всё бродит по цепи кругом,

Идёт направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Истинно
русские слова, словно былинная песнь гусляра.

Именно
так подчеркнул Пушкин близость
песни
(музыки)
и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

 Распевание:      попевка «У лукоморья дуб
зелёный».

        
А кто главные действующие
лица в этой поэме – сказке?

(На экране слайд с участниками
оперы «Руслан и Людмила»).

Наш
урок начался с «Увертюры»  Глинки к опере «Руслан и Людмила».

        
А что такое увертюра?

(вступление к опере, где показаны характеристики
главных героев и общий настрой всего произведения).  
(Слушание увертюры).

        
Так что мы услышали в
увертюре?

(тема Руслана – мужественная, стремительная, бодрая,
гордая;

  тема Людмилы – песенно-танцевального характера,
легко, напевно, жизнерадостно;

эти две темы прерываются грозными аккордами в низком
регистре и звучанием барабана, говорящие о том, что главным героям предстоят
серьёзные испытания;

        
А как
закончится опера? Как мы об этом узнали?

Конечно  же  по радостному, жизнеутверждающему
характеру финала увертюры).

        
А как же это всё
происходило?

Учитель русского языка и литературы:

 (Беседа по тексту с использованием видеофрагментов: похищение Людмилы;
Руслан и Черномор).

С появлением поэмы Пушкина «Руслан
и Людмила» в 1820 году связано одно событие.

В.А.Жуковский (Что вы знаете о нём?) подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя, в тот
высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Дома вы познакомились с героями
этого произведения.

        
Каково ваше мнение?

        
Какую речь использует
автор?
(стихотворную).

        
Что такое стихотворная
речь?

        
Что такое ритм?

        
Что такое рифма?

        
Вспомните виды рифм.

а                     а                   а           

б                      а                   б

а                      б                   б

б                      б                   а

Перекрёстная, парная, опоясывающая   (запись в тетрадь).

Сейчас вы получите задание по тексту поэмы (разрезанные по строкам
четверостишья;

4 человека  3 минуты на подготовку,
1 человек от группы отвечает):

1.    
Собрать
строки в нужном порядке.

2.    
Выразительно
прочитать отрывок.

3.    
Определить
вид рифмы.

Пример ответа (учитель).

Отрывок из первой части поэмы:

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и
Руслана

И Лелем свитый им венец.

Рифма перекрёстная: «Баяна –
Руслана

                                     
Певец – венец».

        
Всем понятно задание? (работа по группам).

Видеофрагмент «Похищение Людмилы».

        
Чей отрывок соответствует
фрагменту?

Ответ ученика:

Гром грянул, свет блеснул в
тумане,

Лампада гаснет, дым бежит,

Кругом всё смерклось, всё
дрожит,

                    И
замерла душа в Руслане (
опоясывающая)                                       

Ответ №2, 3, 4.                                  №2

Все четверо выходят вместе,

Руслан уныньем как убит,

Мысль о потерянной невесте

                                                
Его терзает и мертвит.                 
(перекрёстная)

№3

И всё мне дико, мрачно
стало,

Родная пуща, тень дубов

Весёлы игры пастухов

                                       
Ничто тоски не утешало            
(опоясывающая).

№4

Узнай, Руслан: твой
оскорбитель

Волшебник страшный
Черномор,

Красавиц давний похититель,

                          
Полнощных обладатель гор
(перекрёстный).

Видеофрагмент «Руслан и Людмила».

        
Чей отрывок соответствует?

№5

В досаде, в горести немой,

Напрпсно длинной бородой

Усталый Карла потрясает:

Руслан её не выпускает…(парная)

№6

Мужайся, князь! В обратный
путь

Ступай со спящею Людмилой,

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен
будь(опояс.)

№7

Тогда Руслан одной рукой

Взял меч сражённой головы

И, бороду схватив другою,

Отсёк её как горсть травы(перекр.)

№8

…Пуская тяжкий, слабый
стон,

С усильем приподнялся он,

 Взглянул, поник главою
бранной-

И пал недвижный,
бездыханный (пар.)

Стихотворная речь в поэме Пушкина рождает в нашем
воображении живые, яркие картины. И современников Пушкина, и нас восхищает
богатство и разнообразие содержания, блеск и поэтичность языка.

Учитель музыки:

Поистине Пушкина можно назвать великим русским
поэтом – сказочником.

        
А кого из русских
музыкантов называют композитором – сказочником?

 (Н.А.
Римского-Корсакова)

        
Почему?

 (у него 15 опер, большинство из которых написаны на
сказочный сюжет).

Назовите оперы-сказки, которые вы знаете!

(Садко, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом
петушке, Снегурочка).

    А
какие из них написаны по сказкам Пушкина?

        
А сказка вся полностью
используется в опере?

        
А что лежит в основе любой
оперы?

                                       (либретто).

        
Что такое либретто?

                           (краткое, переработанное содержание литературного
произведения)
.           

 По
сказкам Пушкина либретто были написаны под руководством самого
Римского-Корсакова. Первую из них, «Сказку о царе Салтане» он написал к
100-летию А. Пушкина.

      —   Когда это
было?

                             (1899).

А
сам Пушкин написал свою сказку в 1831г. в Царском селе. Помните, мы говорили в
начале урока, что сюжеты, «подсказанные» народом нередко ложились в основу
собственных сочинений поэта? Так было и со «Сказкой о царе Салтане», которую
составили подлинные мотивы русского народного повествования о царице, которую
по злому навету завистливых сестёр, царь сам, лично приказал посадить в бочку и
бросить в море.

        
А у Пушкина в его сказке
так же было на самом деле?

(нет,
царь не приказывал посадить в бочку и «бросить в бездну вод и царицу и
приплод», а всё это подстроили завистливые сёстры — ткачиха, повариха вместе со
сватьей бабой Бобарихой).

                                      Учитель литературы:

А.С.
Пушкин в этом произведении отработал народную сказку, написанную им в двух
вариантах.

        
Как мы назовём  в отличие
от народной сказку Пушкина?

        
Прочитайте полное название
пушкинской сказки.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

— Что обычно отражено в заглавии?    (главная мысль)

—  Как вы думаете, почему эту сказку так назвал Пушкин?

С
названием всегда связаны тема и идея произведения.

        
Вспомните, что такое тема
произведения?

        
Что такое идея?

        
Какую же тему помогает
понять образ царя Салтана?

(тема оклеветанной жены и благополучное разрешение
этой судьбы).

        
Какие мысли рождает у нас
образ «сына его славного и могучего богатыря князя Гвидона Салтановича»?

(идеальное, счастливое государство)

Задание для всего
класса:

1.    
Найти в тексте описание
морского государства Гвидона.

2.    
Подготовить выразительное
чтение по ролям.

3.    
Объяснить, почему
государство Гвидона является идеальным, счастливым.

(Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты…

«И той стражи нет надёжней,

Ни храбрее, ни прилежней»;

«Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит».

Ответы
учащихся. Выразительное чтение по ролям (последний визит корабельщиков со слов
«ветер весело шумит…». Роли: автор, царь Салтан, корабельщики).

— Какая тема
связана с царевной — Лебедь?   (
волшебство).

Царевна
– одна из главных героинь и оперы Римского-Корсакова.

Учитель музыки:

Опера
оказалась поистине пушкинской. Римскому-Корсакову удалось сохранить
своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор,
народный колорит. Подчас бывает трудно отличить в опере тему, созданную
композитором от подлинно-народных песен. И  самих народных песен в опере
немало. Одна из них – свадебная песня  «
На море утушка купалася».

        
Послушайте, как звучит эта
песня?

                          (немного грустно, напевно,
медленно).

Разучивание.

        
А характер песни ближе
всего к облику какой героини сказки?

Но
в опере песня приобретает совершенно новые черты.

        
Послушайте, как она
изменилась?

                                             Звучит ария
Царевны-лебедь.

 

( радостно, празднично)

        
Почему?

(передаёт счастливое состояние героини, которую
Гвидон спас от злого коршуна)

В свою очередь Лебедь
тоже помогает царевичу.

        
Каким образом она это
делала?

Сначала она
превратила его в шмеля.

        
А для чего?

Да, очень хотелось Гвидону
взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным. Его появление в
царстве салтановом  вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе
Ббарихе.                                    Видеофрагмент:  Яковлев
«Полёт шмеля» и музыка Р-К.

        
Послушайте, как звучит
музыка?

                                  (быстро, стремительно, весело).

        
Почему?

                                  (радость увидеть отца).

        
А как композитор
изобразил гудение шмеля?

                                  (тембр виолончели, вращательные
движения)

        
В чём Лебедь ещё
помогла Гвидону?

Конечно, чтобы на острове Гвидона появились три чуда, о которых молвил
народ.

        
Так какое первое чудо?

Видеофрагмент «Белочка»

        
Какую белочку вы увидели?

        
Какую песню она поёт? ( р.н.п. «Во саду ли в огороде»)

А вот как представил  её Римский-Корсаков. Послушайте и скажите

        
Как звучала музыка?

(лёгкая, изящная, прозрачная, хрупкая)

        
А почему она звучит
именно так?

(т.к. рисует волшебную белочку, грызущую золотые орехи).

А вот второе чудо:

                                             «33 богатыря»
(иллюстрация)

        
Если вы были бы
композиторами, какую бы написали музыку для них?

(маршеобразную, воинственную, твёрдую)

        
Совпали ли наши мысли с
мыслями композитора Римского-Корсакова?

(да, + ещё показал в музыке и пушкинские строки:

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой

Хлынет на берег пустой).

И, наконец, самое главное чудо

        
Какое?

Конечно же, невиданной красоты Царевна-Лебедь.

                                                Видеофрагмент
из художественного фильма — сказки.

А теперь
прозвучит  музыка Римского-Корсакова.

— Поделитесь
о ней вашими впечатлениями!

 (то прихотливо — узорчато, то просто и напевно)

        
Какая знакомая вам уже
русская народная песня лежит в её основе?

(«На море утушка купалася»).

        
Каков же финал сказки-оперы
о царе Салтане?   
(замечательно,
что все нашли своё счастье: и Гвидон с Царевной — Лебедь, и царица с Салтаном).

        
А  каким предстаёт перед
нами в этих строках царь Салтан?

( добрым и
доверчивым, любящим свою жену и детей; великодушным, т.к. отпустил трёх злодеек
домой и даже не наказал их).

А вот царь из
другой пушкинской сказки и оперы Римского-Корсакова – Дадон, совершенная ему
противоположность.

        
О какой сказке-опере идёт
речь?

                                                
(«Сказка о золотом петушке»)

Посмотрите на рисунок         Зотов «Царь Дадон» и эскиз костюма к
опере                                       

                                                    
Римского-Корсакова 

        
Что вы можете о нём
сказать?

( напыщенный,
а внутренне пустой, примитивный, ленивый, глупый, трусливый, но претендующий на
большой ум и величие).

        
А какую музыку вы написали
бы для него?

(грубую, шутливую, резкую, отрывистую).

Послушаем, как это сделал композитор.

        
Совпали ли наши ощущения?

(да, короткий маршевый мотив, напоминающий тупую,
бессмысленную долбёжку, как будто он лишён простого человеческого чувства, т.к.
интонации просты, грубы, отрывисты).

«Сказкой о золотом петушке»  композитор критиковал
русское самодержавие. Опера была написана в 1905 году.

        
Вспомните, что произошло в
это время в России?

(«Кровавое
воскресенье», где погибло огромное количество простых русских людей, слепо
верящих царю в том, что он поможет им и жизнь станет легче. Но народ не
допустили к царю, а просто расстреляли. В стране началась первая русская
революция:  стачки, забастовки, аресты и гонения).

Имя Римского-Корсакова тоже было на учёте в полиции
и в первую очередь из-за оперы «Сказка о золотом петушке».

        
Как вы думаете, что не
понравилось властям в его опере?

( конечно смелость и дерзость; ведь в образе царя
Дадона все увидели пародию на царствующего в то время Николая 11).

 Даже
подзаголовок оперы «Небылица в лицах» не могла прикрыть остроту содержания
сказочным сюжетом.

        
А каков же сюжет этой
сказки?

Учитель литературы:

Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834
году и представляет собой единственный случай у Пушкина. Когда в основу сюжета
русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла
американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»

-Давайте сравним эту сказку с народной.

        
Какие элементы народной
сказки присутствуют в «Сказке о золотом петушке»?

(Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон»

«Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок»

        
трёхкратное
повторение (3 подхода)

        
лексика:
глядь, инда, бывало, петушок мой золотой, беды незваной и т.д.)

Теперь поработаем с цитатным планом.

        
Вспомните, какой план
называется цитатным?

(с использованием цитат – точных выдержек из
какого-нибудь текста).

        
Как оформляется цитата?

        
Составьте цитатный план к
следующим эпизодам:

1 ряд – начало сказки

2 ряд – военные походы

3 ряд – встреча Дадона с Шамаханской царицей

               (самостоятельная работа учащихся, ответы по рядам)

                                        Финал мультфильма « Сказка о
золотом петушке».

Учитель музыки:

        
Так за что петушок убивает
Дадона?

(за ложь, за преступление, за неумение думать о
своей земле и народе).

Совсем не типичный
финал для сказки. А как обычно заканчиваются сказки?

(счастливо и хорошо,
но «сказка – ложь, да в ней намёк

                                            
добрым молодцам урок»).

Итог урока:   Так какой урок мы получили сегодня?

        
Как связаны между собой
музыка и литература?

        
Что они призваны дарить
людям?

Конечно — же любовь, дружбу, доброту. Исполнение песни «Дорога
добра».                                      
 (выставление оценок,
домашнее задание).

Список литературы:

1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

2.                       «Сказка о царе Салтане»

3.                        «Золотой петушок»

4.А. Соловцов «Римский-Корсаков  Издательство:
«Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ)» (1960)

5.И. Кунин: Римский-Корсаков
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Жизнь замечательных людей
Год: 1964

Конспект
урока по музыке для 4 класса по теме:
Три чуда

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с
музыкальными образами  фрагмента «Три чуда» из оперы  Н.А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане».

Задачи урока:

Обучающие:

       
Сформировать
у учащихся представление о взаимодействии музыкального и поэтического образа
героев сказки А.С. Пушкина.

       
Уметь
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.

Развивающие:

       
Развитие 
навыков музыкального восприятия произведений.

       
Развитие
мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.

       
Развитие
умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.

Воспитательные:

       
Формирование
умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения
различных художественных образов в процессе пения.

       
Формирование
навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в
произведениях различных жанров.

       
  Ход
урока.

I. Организационный момент

II. Приветствие

1)
С добрым утром, солнышко, мы тебе рады!

Дети проснулись и
вместе собрались:

И Маша здесь, и
Ваня здесь, и Оля здесь, и Костя здесь.

Очень хорошо!

( При пропевании
имени ребенка погладить по голове) .

2) Утро
начинается, вместе мы встречаемся,

Мы друг другу
рады, все друг другу рады!

И Маша здесь, и
Наташа здесь……….

( Упражнение
исполняется в кругу с наклоном головы на слова «друг другу рады»).

3) Солнце утром
рано встало (потягиваются)

    Всех детишек
приласкало (обнять ребенка)

— Прозвенел звонок,
начался урок! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!


Я очень рада вас видеть, и думаю, что песня, которую вы сейчас услышите,
поможет нам настроиться на нашу встречу с музыкой.

Звучит
фонограмма песни «Лукоморье» I куплет и припев


Как вы думаете, в какую страну я вас сегодня приглашаю? (в страну
 сказок- Лукоморье).


Какой  русский поэт и писатель придумал страну Лукоморье?


Итак, я приглашаю вас в мир сказок, но не просто сказок, а сказок Александра
Сергеевича Пушкина. В мир сказок, которые вдохновили многих композиторов  на
создание прекрасных музыкальных сочинений.

Все
сказки Пушкина настолько хороши, а сказочные образы написаны так ярко и живо,
что остаются вместе с нами на всю жизнь.

Сам
Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти
сказки! Каждая есть поэма!».

II.
Основная часть урока  


Откроем страничку в учебнике 48. 

«Что за прелесть эти сказки!» — так называется наша
встреча.


Какие сказки Пушкина вы знаете?


«Сказка о Попе и работнике его Балде»;


«Сказка о Золотом петушке»;


«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;


«Сказка о царе Салтане о славном сыне его Гвидоне и прекрасной Царевне Лебеди»;


поэма «Руслан и Людмила»…

Беседа
о няне.

– Откуда у
Пушкина такая любовь к поэзии, сказкам? Кто был вдохновителем русского поэта?
Как ее звали? (Арина Родионовна)

— Она знала
великое множество  русских народных песен, сказок и была замечательной
рассказчицей. Длинными
зимними вечерами под завывание вьюги рассказывала их Александру Сергеевичу.

Сказка
Арины Родионовны, записанная Пушкиным:

 «Некоторый
царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал однажды
разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит;
вторая —  что одним куском сукна оденет; третья – что с первого года родит
тридцать три сына. Царь женился на меньшой…».

— Как
называется  эта сказка Пушкина?( Сказка о царе Салтане , о его славном сыне
Гвидоне и Прекрасной царевне Лебеди)

Учитель: Причудливый, волшебный,
фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в
литературе, но и в музыке. Замечательный русский композитор Н.А.
Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже  сочинил оперу
«Сказка о царе Салтане». В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его
придумал Пушкин.

Одним из
самых знаменитых фрагментов оперы является симфоническая картина «Три чуда».

Работа
с  учебником стр.50

— Запишите в
тетрадь симфоническая картина «Три чуда» из оперы ««Сказка о царе Салтане» Н.А.
Римского- Корсакова

— Итак, опера
Н.А.Римского – Корсакова  «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости!

— В каждой
сказке есть чудо. А в «Сказке о царе Салтане» их три.

— Вспомните,
какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица царевичу Гвидону?

(1 чудо –
«Белочка», 2 чудо – «Богатыри», 3 чудо – «Царевна – Лебедь»)

— Послушайте,
как описывает белочку А. Пушкин. (читаю)

Игра
«Я —  композитор».  (Читают отрывок)

— Если бы вы
были композиторами, то какая по характеру была бы у вас тема «Белочки»?
песенно-танцевальная

— Какой бы вы
сочинили тему «Богатырей»? маршевая

— А тему
«Царевны – Лебедь»? песенная

 В опере у каждого чуда,
есть своя музыкальная тема –яркая картинка, только написанная не красками, а
звуками. Давайте сравним свои предположения с музыкальным видением героев
сказки самого композитора Н.А.Римского-Корсакова.

   Слушаем,
анализируем музыкальные образы

Слушание
Чудо первое- Белка

Д.-  Первое чудо- белочка.

У.—  Какую песенку композитор
использует, чтобы показать нам белочку, как она звучит?       

Д.-  Для характеристики белочки
Римский-Корсаков использовал р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

— Какой
инструмент исполняет тему белочки? Её присвистывает самый высокий инструмент
оркестра – флейта — пикколо (маленькая флейта).

У.- Итак мы с вами
познакомились с первым чудом, а теперь послушаем и представим Второе чудо.

Слушание
Чудо второе — тридцать три богатыря

У.-  Ребята, что вы представили,
слушая музыку? Каков характер?

Д.—  В оркестровом
сопровождении слышен грозный шум, кипенье морского прибоя и на его фоне
появляется чеканный богатырский марш.

У.— Правильно. Молодцы.

И вот звучит
третье чудо .

Послушайте
внимательно. Как и кого композитор изобразил этой мелодией?

Слушание.  
Чудо третье- прекрасная Царевна -Лебедь .

У.- Что вы представили,
слушая Третье чудо?

        Каков характер музыки?

        
Какие инструменты услышали?

Д.-   Музыка рисует чудесное
превращение Лебедь — птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии,
сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке
звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос, флейты, кларнеты,
арфа.

Учитель: Молодцы! Вот мы и
познакомились с музыкальными чудесами, все они разные, но все яркие и
интересные.

Появляется
Белочка с корзинкой. Танцует и поет.

Затем
проводит физминутку.

Слушание
симфонической картины « Три чуда» (4 минуты)

Перед
каждой музыкальной картиной, чтобы привлечь внимание слушателей, трижды звучит
трубная фанфара, извещая о чуде. Оркестр имитирует праздничный перезвон
колоколов сказочного города Леденца с его «златоглавыми церквами, с теремами и
садами» 

— Во время
звучания музыкального фрагмента зафиксируйте в таблице (раздать
карточки-таблицы) то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии
(песенный, танцевальный или маршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти
темы.

Проверка
задания.

— И так,
проверим, что у вас получилось?

Итоги
слушания:

1 гр —
«Белочка» — танцевальность, звучала флейта.

2 гр —
«Богатыри» — маршевость, литавры, духовые инструменты передали
богатырскую поступь.

3
гр — « Царевна – Лебедь» — песенность, скрипка, арфа, гобой.

Проверка
усвоения нового материала.

1. Назовите
сказку, у которой мы были сегодня в гостях?

2. Какие
чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?

3. Какой
композитор сочинил оперу «Сказка о царе Салтане»?

4. Какую
песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет
да орешки все грызет»? 

-Давайте
попробуем ее исполнить. Но прежде давайте посмотрим, что принесла нам белочка.

Исполнение
русской  народной песни «Во саду ли в огороде» (
девочки поют слова,
мальчики играют на инструментах. Белочка танцует.

Во саду
ли, в огороде

Девица
гуляла

Невеличка,
круглоличка

Румяное
личко

Источник
text-pesni.com

За ней
ходит, за ней бродит

Удалой
молодчик

Он и
звал красну-девицу

В сыр
бор по груздочки

Я
пойду-пойду с тобою

Ножки
приустанут

Заложи
милой карету

Я сяду,
поеду

Если
любишь так и купишь

Золото
колечко

Золото
твое колечко

Я
прижму к сердечку

Не
шелохнется молодчик

Стоит у
пенечка

Красну-девицу
целует

К
сердцу прижимает

Поживем,
моя милая

В любви
хорошенько

Нам
покажется годочек

За один
часочек.

 7.
Рефлексия урока:

Учитель. Молодцы, ребята! По
моему,  вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и
исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою  работу на уроке.

Заполняют
листы самооценки. Сдают мне

Домашнее
задание:  

Дома вы
составите кроссворды, ребусы или нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся
музыкальному фрагменту «Три чуда».

Учитель: Молодцы!  Наше путешествие
в мир сказки сегодня подошло к концу, но мы еще не раз встретимся с ней уроках
музыки. Хочется воскликнуть: «Что за прелесть эти сказки!» (все вместе)

Спасибо за внимание и до новых
интересных встреч.

Звучит
песня «Лукоморье»

 «Три чуда»

( знакомство с творчеством Н.А.Римского –Корсакова)

Программное содержание:  Формировать художественный вкус. Развивать восприятие, образное воображение. Показать взаимосвязь искусств (поэзии, музыки, изобразительного искусства).

Предварительная работа: прочитать с ребенком сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» https://ilibrary.ru/text/455/p.1/index.html

Или посмотреть мультфильм https://www.youtube.com/watch?v=Jp4qWAnNWG8

Методика проведения:

Покажите ребенку портрет Н.А. Римского-Корсакова

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/148075/pub_5b2b75edfabef100a9efd22e_5b2b75ffb0e6cf00aaa5d370/scale_1200

 Расскажите о композиторе.

« Николай Андреевич Римский-Корсаков был увлечен музыкой с самого  раннего возраста. Когда ему не было еще и  двух  лет, он различал все  мелодии, которые  пела мама. Когда было 3-4 года, с удовольствием бил в игрушечный барабан в такт музыке, когда папа играл на пианино. В 6 лет его начали обучать игре на пианино. Читать научился сам. Память была превосходная: он мог запомнить слово в слово целые страницы!

 Считать научился сам и тоже очень рано! С детства маленький Ника (так его звали родные) полюбил морскую стихию,    мечтал стать моряком,  как его дядя – адмирал и его брат – командир шхуны. Он читал книги о  дальних плаваниях, играл в морские путешествия, строил игрушечные корабли…Его мечта сбылась: он окончил Морской корпус и стал моряком. И даже совершил кругосветное плавание!  Он видел море и спокойным, ласковым; и бушующим, со стоном и ревом бросающим огромные волны!

     Эти впечатления, конечно, пригодись ему, когда он стал композитором. 

Он автор многочисленных симфонических произведений, романсов, обработок народных песен, в том числе русских, пятнадцати опер, (Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют) среди которых и сказочные«Снегурочка»

«Золотой петушок»«Кащей бессмертный», а так же «Сказка о царе Салтане», которую мы с тобой уже прочитали (посмотрели)» . Вспомните вместе с ребенком, кто написал сказку. (А.С. Пушкин) https://pbs.twimg.com/media/D8ZLdzsXsAA1021.jpg:large

Предложите ребенку отправиться в увлекательное путешествие в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства и послушать отрывки из оперы про три чуда.

Послушай отрывок из сказки о царе Салтане.

 «Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут»

О ком говорится в этом отрывке?

Послушай, как Николай Андреевич Римский- Корсаков отобразил эти чудеса в музыке.

https://www.youtube.com/watch?v=UmLdKVJvimA

Какая это музыка по своему характеру? (танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая) Римский –Корсаков для темы белочки использовал русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» Давай попробуем спеть ее вместе : Во саду ли, в огороде девица гуляла —
                                                 Невеличка, круглоличка, румяное личко.

Можете предложить ребенку потанцевать под тему Белочки

И снова вернемся в сказку, вспомним второе чудо.

 «Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор»

О ком говорится в этом отрывке?

Предложите ребенку  послушать  следующий отрывок из оперы

Сначала мы услышим голос трубы, он извещает о том, что идут богатыри. Музыка передает, как море бурлит, как приближаются богатыри: она будет звучать сначала тихо, потом все громче. А потом богатыри вновь уйдут в море — музыка постепенно станет тише.

https://www.youtube.com/watch?v=N0COek5ZuLw

Этот музыкальный отрывок  называется «Богатыри».Спросите ребенка как  можно охарактеризовать это музыкальный образ? (грозный, торжественный, мужественный, величавый, гордый, напористый, широкий, взволнованный, решительный).

Давай попробуем побыть богатырями и промаршировать под эту музыку (шаг четкий, размеренный, в такт музыки)

И какое же третье чудо произошло в сказке?

https://www.youtube.com/watch?v=fUhK0LLkzII&t=39s

 Как ты можешь охарактеризовать это музыкальный образ? (спокойный, волшебный, ласковый, задумчивый, легкий,  светлый, прозрачный, мечтательный).Царевна эта необычная волшебная. Музыка подчеркивает её необыкновенную грациозность, красоту и великолепие. А вот посмотри, как изобразил Царевну художник М. Врубель

https://pbs.twimg.com/media/DxuIOm4XgAEGGGV.jpg

А какие еще превращения были в сказке?

В кого превращался молодой князь?

«И опять она его

Вмиг обрызгала всего.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму — и в щель забился».

https://www.youtube.com/watch?v=myTrXG64C0c 

Спросите у ребенка на что была похожа эта музыка? Композитор написал музыку, удивительно похожую на жужжание шмеля. А что ты можешь сказать о характере музыки, которую послушал? (стремительная, назойливая, привязчивая, осторожная, тихая)

Предложите ребенку поиграть

Еще раз звучит тема «Полет шмеля».

Тут князь очень уменьшился.  приседаем.

Шмелем он оборотился. Выполняем мелкие взмахи руками, жужжим.
Полетел и зажужжал. Бежим на носочках, взмахивая руками.Судно на море догнал,
Потихоньку опустился  
Присели на корточки
На корму – и в щель забился. сели на место 

Ну вот, подошло к концу наше путешествие.

Поговорите с ребенком. Какое у него настроение, после прослушанной музыки? Понравилась ли ему музыка?

Предложите ребенку нарисовать одно из чудес, которое ему больше всего понравилось.

6
КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок
2 (29). Тембры: Соло

Планируемые
результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— осознание
и умение сформулировать связи и переклички между литературным и музыкальным
образом на примере «Сказки о царе Салтане…» А. Пушкина и одноимённой оперы Н.
Римского-Корсакова;

— осознание
и умение определить связи между сказочными образами картин М. Врубеля и
симфоническим эпизодом оперы Н. Римского-Корсакова.

Личностные:

— формирование
и укрепление чувства восхищения и уважения к произведениям русского искусства
на примере картин М. Врубеля, оперы Н. Римского-Корсакова и сказки А. Пушкина;

— укрепление
патриотических чувств, любви к русской культуре.

Предметные:

— 
расширение круга известных ученикам инструментов на примере ксилофона,
флейты-пикколо, арфы.

Форма
проведения занятия:
Аналитическое занятие по симфоническому фрагменту
«Три чуда» Н. Римского-Корсакова с точки зрения инструментовки.

Учебно-дидактическое
обеспечение:

Изобразительное
искусство:
М. Врубель. «Город Леденец»,
«Царевна-Лебедь».

Музыка: Н.
Римский-Корсаков. «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» (№ 33
аудиоприложения
).

Поэзия: фрагменты
из «Сказки о царе Салтане…» А. Пушкина.

Песенный
материал:

Немецкая народная песня «Музыканты».

Дополнительный
материал:

Музыкальные инструменты (фото).

Виды
деятельности учащихся:
 Разучивание и пение песни (сольно,
группами, хором, в виде канона
). Обсуждение стихотворного содержания
песни: почему музыкантам «всё нипочём»? Анализ нотных примеров, воплощающих
чудеса, — Белка, Царевна-Лебедь. Сравнительный анализ картин,
музыкальных фрагментов и эпизодов сказки. Анализ нотных примеров чудес.

Формы
педагогического контроля:
Контроль понимания и умения объяснить музыкальные
слова «соло», «арфа», «ксилофон», «флейта-пикколо». Контроль внимательного
просмотра и обсуждения иллюстраций. Контроль определения
музыкально-выразительных средств в каждом из двух чудес. Контроль умения
учащихся осуществить сравнительный анализ музыкальных, живописных и
литературных образов. Проверка качества исполнения песни и умения объяснить её
содержание. Контроль выполнения заданий и ответа на вопросы учебника и
«Дневника музыкальных размышлений».

ХОД
УРОКА

1.     
Организация
урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

?


Рассмотрите изображения музыкальных инструментов. Назовите эти инструменты.

https://rbsmi.ru/upload/iblock/746/7460964fafa0b6c6d0009075b019d8c5.jpg   https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BA-contrabass-43417708.jpg   https://free-images.com/or/c4ae/flute_music_musical_instrument.jpg

                                      
 1                               
2                                                          3


Какие особенности отличают звучание скрипки?


С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?


Какой инструмент солирует в «Шутке» И.С. Баха?


№3 — флейта.


В каком оркестре можно услышать эти инструменты?


Это инструменты симфонического оркестра: скрипка и виолончель относятся к
группе струнных смычковых инструментов, а флейта – к деревянным духовым.


В программе курса «Искусство. Музыка» вы много раз уже слышали звучание именно
симфонического оркестра. Вспомните, назовите знакомые вам произведения для
симфонического оркестра.


Симфонии Моцарта, Бетховена; балеты Чайковского, Стравинского и Прокофьева.

2.     
Постановка
темы урока. Целеполагание

Состав
симфонического оркестра многочисленный, но во время исполнения концертной программы
каждый оркестрант не играет постоянно — в произведениях для оркестра
периодически солируют разные инструменты.

На
прошлом уроке мы говорили лишь о нескольких музыкальных инструментах – скрипке,
виолончели, флейте. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться
в «чистом» виде»: практически для каждого из них созданы специальные концерты,
сонаты и пьесы. Кроме того, широко применяются и соло различных
инструментов, входящих в многозвучные оркестровые произведения.

На
сегодняшнем уроке мы  разберём музыкальное понятие «соло» на примере
инструментовки симфонического фрагмента «Три чуда» Н. Римского-Корсакова; ближе
познакомимся со звучанием инструментов: ксилофон, флейта-пикколо, арфа, — вы
услышите звучание симфонического оркестра из уже знакомой вам оперы Н.
Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Проведём также сравнительный анализ
музыкальных, живописных и литературных образов из «Сказки о царе Салтане…» А.
Пушкина и одноимённой оперы русского композитора-сказочника Н.
Римского-Корсакова.

 Тема
урока – «Соло (Тембры солирующих в симфоническом оркестре инструментов)».

3.     
Ведение
в тему

Соло в
переводе с итальянского означает «один».

В
«Музыкальном словаре Гроува» читаем: «Соло — это ведущая партия в
многоголосном произведении (например, в инструментальном концерте); отрывок для
одного голоса или инструмента с сопровождением или без него» (стр. 806).

Примеры
произведений для солирующего инструмента:

·        
«Картинки
с выставки» Мусоргского или мазурки Шопена — это произведения для
фортепиано соло
;

·        
Серенада
Шуберта или романсы Рахманинова — для солирующего голоса
с фортепианным аккомпанементом.

4.     
Работа
по теме

1)
Выразительность и изобразительность музыкальных тембров в опере
Римского-Корсакова по тексту А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Выразительность
музыкальных тембров особенно проявляет себя в произведениях, связанных с яркой
изобразительностью.

Обратимся
снова к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка  царе
Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и
картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках
оркестра.

Вступление
к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по
сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.
Вспомните, прочитайте ещё раз строки из сказки А. Пушкина:

Остров
на море лежит,

Град
на острове стоит,

С
златоглавыми церквами,

С
теремами и садами;

Ель
растёт перед дворцом,

А
под ней хрустальный дом:

Белка
в нем живёт ручная,

Да
чудесница какая!

Белка
песенки поёт

Да
орешки все грызёт;

А
орешки не простые,

Скорлупы-то
золотые.

Ядра
– чистый изумруд;

Белку
холят, берегут.

Там
ещё другое диво:

Море
вздуется бурливо,

Закипит,
подымет вой,

Хлынет
на берег пустой,

Расплеснётся
в скором беге,

И
очутятся на бреге,

В
чешуе, как жар горя,

Тридцать
три богатыря,

Все
красавцы удалые,

Великаны
молодые,

Все
равны, как на подбор –

С
ними дядька Черномор.

И
той стражи нет надежней,

Ни
храбрее, ни прилежней.

А
у князя жёнка есть,

Что
не можно глаз отвесть:

Днём
свет божий затмевает,

Ночью
землю освещает;

Месяц
под косой блестит,

А
во лбу звезда горит.


Назовите, какие чудеса описал А. Пушкин в своей сказке?


Первое из трёх чудес — Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную
песенку. Второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря. И
третье, самое чудесное из чудес, — прекрасная Царевна-Лебедь.

Именно
эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане…» и составляют главное
содержание музыки Н. Римского-Корсакова. Его симфоническая картина
«Три чуда» является вступлением к последней картине оперы. Она рисует чудесный
город Леденец и диковинки царства Гвидона — Белку, богатырей и
Царевну-Лебедь. Картина начинается призывным сигналом трубы; далее оркестр
изображает праздничный перезвон колоколов и фанфары городских глашатаев.
Блестящее звучание труб, тембры арфы и колокольчиков создают красочный образ
волшебного города.

https://pro.culture.ru/uploads/full/f35715aed4818844bb78baaba4e5df49_w2048_h2048.jpg

М. Врубель. Город Леденец

2)
Первое чудо (Белка)

А)
Музыкальные тембры первого чуда

Первое
из трёх чудес — Белка. Следуя указанию, содержащемуся в пушкинских стихах,
композитор пользуется здесь народной песней «Во саду ли, в огороде». Она звучит
несколько раз, и каждый раз в новой оркестровке.

Музыкальное
изображение Белки поручено трём инструментам: ксилофону и флейте-пикколо.
Изложение мелодии флейтой-пикколо композитор как бы иллюстрирует фразу Пушкина
«И с присвисточкой поёт».

J. Michael PC-400 Флейта-пикколо

Флейта-пикколо — самый
высокий по тембру инструмент оркестра, имеющий звенящий, а при громком звучании
даже пронзительный свистящий звук. По размерам она вдвое меньше, чем обычная
оркестровая флейта
, часто изготавливается из дерева.

Флейте-пикколо
аккомпанируют другие деревянные духовые и струнные пиццикато, т.е. не смычком,
а щипком. Этот приём подражает звучанию русских народных
инструментов — домр, балалаек. Также к флейте присоединяется ксилофон,
придающий мелодии ещё более сказочный оттенок.

Ксилофон — ударный
инструмент. Ксилофон состоит из параллельных деревянных брусков различной
длины. Чем короче брусок, тем выше звук, извлекаемый при ударе. Бруски
расположены в два ряда по образцу клавиш фортепиано. Ксилофон имеет характерное
щёлкающее звучание.

https://c1.iggcdn.com/indiegogo-media-prod-cld/image/upload/c_fill%2Cf_auto%2Ch_768%2Cw_1024/v1406753529/xjhkvucyj2ieesqhlhcp.png Ксилофон

Но
только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде».
Второе проведение мелодии обогащается челестой – одним из самых
«сказочных» инструментов, — рисующей образ хрустального дома, в котором живёт
Белка.

https://i.ytimg.com/vi/ocSzTA6Nm3U/maxresdefault.jpg Челеста

Прослушайте
музыкальный фрагмент. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания
ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий
тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания.

Б)
Слушание фрагмента «Три чуда (Белка)» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.
Римского-Корсакова. Музыкальный анализ

В)
Работа над нотным примером

В
нотном примере 37 ученики отмечают звучание народной песни «Во саду ли,
в огороде»; преобладание верхнего регистра, характеризующего Белку. Для
создания сказочного шутливого колорита большую роль играют также форшлаги,
тихая динамика (p). Благодаря звучанию ксилофона и  флейты-пикколо
образ получается ещё более «хрустальным», хрупким, волшебным.

3)
Третье чудо – Царевна-Лебедь

А)
Инструменты в изображении Царевны-Лебеди

Следующим
чудом являются выходящие из морских волн тридцать три богатыря. Но мы перейдём
сегодня к «третьему чуду», сменяющему музыку богатырей на портрет Лебеди и
картины  её чудесного превращения в царевну.

«Третье
чудо» является нам в сопровождении арфы – нежного и пленительного
инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного
моря, освещённого луной. Нежная фигурация арфы сопровождает певучее соло гобоя,
затейливый наигрыш скрипки. Звучит широкая песенная мелодия царевны, которая в
конце дополняется праздничными сигналами труб.

Пение
Лебедь-птицы поручено солирующему гобою – инструменту, напоминающему
своим звучанием голос водяной птицы.

http://sovch.chuvashia.com/wp-content/uploads/2014/01/%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B0.jpg  https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00a4/0001d563-b97f3751/hello_html_m789a215.jpg 

          Арфа                                            Гобой

?
Подумайте,
скажите, в какие группы симфонического оркестра входят эти инструменты?

Момент
превращения Лебедь-птицы в Царевну вызывает у Гвидона такой восторг, такое
беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится
подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. В общем потоке звучания
оркестра выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

https://i.pinimg.com/736x/20/62/ff/2062ffa23f72a98d22aa5f92eb060bcd.jpg М. Врубель. Царевна-Лебедь

Б)
Слушание музыкального фрагмента «Три чуда (Царевна-Лебедь)». Музыкальный анализ

В)
Работа над нотным примером

Нотный
пример 39
характеризует Царевну-Лебедь. Для создания
прекрасного нежного колорита композитор использует арфу.

5.
Разучивание и пение:
Немецкая народная песня «Музыканты»

image011


Послушайте немецкую песню, которую вы сегодня будете разучивать: прослушайте
мелодию песни —
https://youtu.be/BrJRT5jSDfA.


Теперь при повторном прослушивании попробуйте напеть её.


План работы над песней:

1)     
исполнение
мелодии (следим за звукообразованием, единой линией мелодии, распевами);

2)     
мягкие
окончания фраз (приходим через музыкальную характеристику);

3)     
знакомство
с текстом 2 куплета;

4)     
работа
над дыханием и закрепление 2 куплета;

5)     
пение
каноном.

6)     
исполнение
песни.


Эта песня исполняется каноном. Вспомните, что такое канон? Как он исполняется?


Канон – это полифоническая форма музыки, песни или многоголосная пьеса, в
которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая
поочерёдно.


Попробуем сейчас исполнить эту песню каноном.


Ученики разучивают песню одноголосно, а потом пробуют спеть в виде канона:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c9b/0019c2a2-61f800b0/hello_html_m1c409d8e.jpg


Задание (дающее метапредметные результаты). Подумайте,
скажите, а если бы вы исполняли  эту песню не вокально, а инструментально, то
какие бы инструменты для исполнения вы выбрали? Объясните свой выбор.

 —
Скорее всего, здесь подошли бы такие инструменты как скрипка или флейта, т.к.
это инструменты с высокими тембрами. 

6.
Итог

Соло различных
инструментов входит в многозвучные оркестровые произведения. И в таких
фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные
возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст
различным оркестровым группам. «Пушкинские чудеса» у Н.
Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров.

Картина
«Три чуда» выражает светлый, радостный, сказочный характер всей оперы «Сказка о
царе Салтане».

Дополнительный
материал по опере «Сказка о царе Салтане» см. в Приложении.

7.
Рефлексия. Вопросы и задания

1)     
В
чём заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными
инструментами?

2)     
Как
инструменты симфонического оркестра могут изображать музыкальный образ? Опиши
на примере одного из «чудес» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.
Римского-Корсакова.

Приложение

Об
опере «Сказка о царе Салтане»

Из
книги: Соловцов А. Римский-Корсаков: научно-популярный очерк. М., 1960. 312 с.

«“Салтан”
мне представляется каким-то рисунком по клеточкам…» — эту фразу
Римский-Корсаков обронил в одном из писем к Н.И. Забеле. Действительно,
в «Сказке о царе Салтане» есть общее с затейливым русским орнаментом, с
народно-узорчатой вышивкой по канве («по клеточкам»).

Народно-сказочный
колорит Римский-Корсаков и либреттист Бельский сохраняют очень бережно и
не допускают сколько-нибудь существенных отступлений от пушкинского «Салтана».

Царь
Салтан, выбравший в жёны младшую из сестёр потому, что та обещала «родить
богатыря», козни «сватьи бабы Бабарихи» и сестёр, возненавидивших новую царицу
(в опере Милитриса); плавание царицы с Гвидоном в бочке; остров Буян, где
Гвидон спасает Лебедь-птицу и в награду получает царство (город
Леденец) и жену — превратившуюся в царевну Лебедь-птицу, полёт Гвидона на
родину в виде шмеля; и в завершение  —  приезд Салтана к Гвидону
и встреча его с Милитрисой. Вот основные эпизоды оперы, совпадающие с фабулой
пушкинской сказки.

В
опере сохранён и самый характер народного повествования. В русской народной
поэзии часто встречаются повторения одних и тех же описаний и художественных
образов. Такого рода повторения применяет вслед за Пушкиным и Римский-Корсаков.

Каждая
картина открывается трубной фанфарой. Значение этой, неизменно повторяющейся,
фанфары, по словам Римского-Корсакова, «призыв или зазыв к слушанию и смотрению
начинающегося за ней действия». Здесь можно говорить и об элементах народного
представления, проникших в оперу Римского-Корсакова.

Как
и в других корсаковских операх, в «Салтане» — два мира, обрисованных
различными музыкальными средствами. Римский-Корсаков очень верно и чётко определяет
различие между этими двумя сферами: «Салтан» сочинялся в смешанной манере,
которую я назову инструментально-вокальной. Вся фантастическая часть скорее
подходила под первую, реальная же под вторую». Реальная, бытовая
сфера — это Салтан и его царство, Милитриса, Гвидон. Сфера
фантастики — Царевна-Лебедь и чудеса острова Буяна. (С. 257–259.)

Тема урока: Н.А. Римский – Корсаков опера «Снегурочка».

                      Волшебное дитя природы.

Цель: познакомить с образом Снегурочки в опере Римского – Корсакова.

Задачи:        

•        формирование умения прослеживать развитие образа;

•        освоение новых понятий: ария, колоратурное сопрано;

•        развитие познавательного интереса, умения слушать, анализировать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

•        развитие навыков проектирования и исследования (постановка цели, выдвижение гипотез, сбор информации)

•        развитие творческих способностей;

•        воспитание духовности, интереса к классической и народной музыке, литературе, театру, любви к искусству.

Тип урока: комбинированный

  1.Организация начала урока:

У: Здравствуйте, ребята. О каком жанре мы с вами говорили на прошлом уроке.

Д: О жанре опера.

Давайте вспомним что такое опера? От куда пришел к нам этот жанр? Что в переводе означает опера? С какой оперой мы познакомились на прошлом уроке?

У. Попробуйте догадаться, кто является героиней  нашей сегодняшней оперы. Слайд 1

         Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь

II. Актуализация знаний:

У: (Фрагмент сказки)

Конец зиме, пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!

«Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли? живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры — меня с собой возьмите.» (Музыка затихает.)

У: В какую же весеннюю сказку мы попали?

Д: Сказка-опера «Снегурочка»

           Опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским — Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского. Слайд 2

            Николай Андреевич сильно любил сказки и однажды прочитав одну из них воскликнул «Что за прелесть эти сказки!»

            Именно сказки вдохновляли композитора на создание музыкальных произведений.

      Н.А.Римского_Корсакова называют композитор сказочник.

          Сказка  повествует о том, как прекрасная пора года — весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны — холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает,  от первых же теплых лучей солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок Лель играет на своей свирели и поёт песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета.

      Очень ярко композитор изобразил жизнь русского народа с его старинными обычаями,  обрядами, песнями, сказками. В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц.

        Как называется вступление к опере? Увертюра

        Какую роль играет в опере увертюра?

        ( Увертюра настраивает нас на оперу)

(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

 У. Что вы услышали? Какая музыка по характеру? (Динамика, темп, мелодия) (Спокойная, нежная, весенняя музыка на пиано в медленном темпе, рисует картину наступления весны, пробуждения природы)

 Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея.        

 В опере только поют и звучит музыка.

 А как называется в опере, когда  поет один человек? Ария

Давайте послушаем арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»

О чём поёт девушка?

Д: Снегурочка хочет почувствовать что такое любовь.

У: Какое настроение передано в музыке?

Д: Весёлое, радостное.

У: Близки ли интонации арии народным песням?

Д: Да, здесь много распевов.

У: Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?

Д: Скрипка- она изображает человеческий голос

У: Какую Снегурочку нам рисует музыка?

Д: Веселую, беззаботную, Снегурочка — сказочный персонаж и в ее музыке тоже что-то сказочное. Музыка волшебная, зимняя.

У: Посмотрите как художник Васнецов изобразил красками образ Снегурочки? Какие краски использовал художник

Д: Белые, синие, холодные.

     Созвучна ли Ария Снегурочки картине Васнецова «Снегурочка»? Слайд 3

       На вопрос Деда-Мороза и Весны, что влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка отвечает: «людские песни».

     Чьи же песни влекут Снегурочку? Совершенно верно: песни Леля.

     Образ Леля приобретает у композитора особый глубокий смысл. Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство. В песнях пастушка Леля слышит Снегурочка призыв к весёлой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт навстречу этой жизни.

    Сейчас вы услышите «Песню Леля»

     Звучит «Песня Леля» (фрагмент сказки)

     Вы услышали пастуший наигрыш – единение с народным искусством; песня народного характера

      Но Лель не долго поёт свои песни, ему становится скучно с холодной Снегурочкой, и он убегает к весёлым девушкам – берендейкам. Снегурочка чувствует горькую обиду. Она начинает понимать, что между ней и людьми существует огромное различие,- ей чужды чувства людей, она не умеет любить, как любят люди. И она решается пойти на отчаянный шаг: пойти к матери-Весне попросить чувство любви, хотя она знает, что если полюбит, то будет уничтожена Ярилой.

      На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка? Она полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувства нежной любви к человеку.

      Но жизнь остановить нельзя за зимой идет весна, весна уступает своё место лету. Дочь Мороза и Весны Снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета. Поразительной красоты музыку написал Корсаков, рисуя картину таяния Снегурочки.

    Звучит «Ария Снегурочки» («Сцена таяния»).

     Ребята, что вы услышали в арии? (Ответы учащихся).

Конечно, в арии вы услышали трогательное прощание Снегурочки с жизнью и, одновременно, восхищение этой жизнью.  И только нежное журчание арфы возвестило, что Снегурочка исчезла.

     Теперь вмешательство Мороза прекратилось, полновластным хозяином и покровителем страны берендеев будет по-прежнему Ярило — Солнце, источник плодородия и счастья. Берендеи поют Яриле — Солнцу хвалебный гимн, светлый, торжественный, величавый.

    А как в опере называется массовая сцена?

    Звучит «хвалебная песня».

     На этом заканчивается опера «Снегурочка».

       В чем сила оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»? (Ответы учащихся)

       Опера показывает единство человека с природой, учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства. Прививает любовь к русским обычаям, обрядам.

У: Почему композитор захотел писать оперу именно к этой сказке?

Д: Потому что Николай Андреевич сильно впечатлился от прочтения сказки А.Островского и сразу приступил к созданию оперы.

.

III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, чего вы нового узнали на уроке?

Д: Узнали что такое опера, разобрали оперу «Снегурочка».

У: С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал?

Д: С оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова. Слайд 3

С-светлая, сказочная

Н- нежная

Е-естественная

Г-гордая, голосистая

У-удивительная, утонченная

Р-ранимая

О- обаятельная, очаровательная, ослепительная

Ч-чудесная, чуткая

К-красивая

А- активная, артистичная

У: Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

Мне понравилось..

Самым интересным было…

Для меня было сложно…

Сегодня я понял(а)…

Сегодня я задумался…

На уроке я научился…

  • Три царевича индийская сказка
  • Тридцати восьми дневный как пишется
  • Три тысячи двести рублей как пишется
  • Тридцатое ноября как пишется
  • Тридцати километровый как пишется слитно или раздельно