Тревога за будущее в антиутопии замятина мы сочинение

Автор на чтение 34 мин. просмотров 4 опубликовано 28.02.2021 автор: 17.08.2019 жанр антиутопии не случайно зародился в двадцатом веке.

На чтение 34 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Автор: · 17.08.2019

Жанр антиутопии не случайно зародился в двадцатом веке. Мировая война, технический прогресс, новые самые разрушительные виды оружия, новые средства связи, возникновение ряда авторитарных и тоталитарных режимов в странах Западной, Центральной и Восточной Европы – всё это вызывало живейший отклик в душах писателей, которые всерьёз начали беспокоится за будущее человечества.

Первопроходцем в данном литературном жанре стал советский писатель Евгений Замятин. Его роман «Мы» не просто стал известным, но и вдохновил таких мастодонтов жанра антиутопии, как Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор книги.

История создания

Работа над произведением началась после возвращения Замятина в СССР из Англии в 1920 году. Впервые роман был опубликован за границей в 1924 году и со временем распространился по всему миру. История написания антиутопии «Мы» включает в себя интересные факты:

  • В самом Советском союзе «Мы» встретили крайне негативно. Не без причины в творении Замятина увидели карикатуру и поклёп на советскую власть. Сам же Замятин всегда утверждал, что роман «Мы» вовсе не об СССР. Он сожалел о том, что его творение восприняли так однозначно, говоря о том, что роман значительно опередил своё время и был обречён на непонимание.
  • В 1929 году Евгений Замятин был очередной раз унижен на съезде писателей и был вынужден покинуть писательский союз. С этого момента его литературная карьера в СССР была закончена. «Дело Замятина» положило начало новому витку ужесточения политики в области литературы. Чудом самому автору удалось добиться разрешения властей на выезд из СССР — в один конец. За свой роман Замятин стал невозвращенцем. Первая публикация романа в СССР состоялась лишь в 1988 году, в период «Перестройки» (журнал «Знамя». 1988. № 4–5).
  • Сам автор относился к ситуации с юмором. Он писал:

«Роман “Мы” оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой форме поднимать было еще слишком рано».

Направление и жанр

«Мы» можно отнести к литературному направлению модернизма. Автор, пользуясь новаторским инструментарием, стремится отражать не саму реальность, но строить предполагаемое будущее человечества, для чего активно используются нестандартные образы и новые формы повествования.

Произведение Замятина является романом-антиутопией. За основу берётся отдалённое и неприглядное будущее человечества, атмосфера которого разбирается по косточкам за счёт многочисленных деталей и персонажей. Автор стремится рассказать полноценную историю, разворачивающуюся на фоне масштабных и важных событий.

Жанр антиутопии появился в качестве полемичного ответа модернистов писателям прошлого. Издавна человечеству был известен жанр утопии — милой сказки, где люди, наконец, объединились, полюбили друг друга и начали жить счастливо. Яркий пример — Эльдорадо Вольтера, где прямо под ногами людей раскиданы драгоценности, и все живут в богатстве. Но 20 век с его войнами, кризисами и революциями показал грошовую цену этих мечтаний. Поэтому зародилась антиутопия — сценарий мрачного будущего, где перемены к лучшему привели нас к наихудшему из всего возможного.

Смысл названия

Название произведения «Мы» отображает главный страх Замятина перед грядущим – вопрос отдельной личности в человеческом обществе. «Мы» единого государства — это не люди, а механизмы одной машины, которые синхронно трудятся с одной и той же целью, имеют одну и ту же роль. Такое дикое упрощение личности до шестеренки возмущает писателя и выносится им в емкое, но содержательное заглавие.

Писатель крайне опасался, что человечество, движимое идеями коллективизма и общего блага, в итоге уничтожит в людях осознание ценности отдельного индивида. Человек с яркой индивидуальностью будет обречён либо слиться с общим потоком, либо погибнуть.

Само название романа носит полемический характер по отношению к пролеткультовской теории и практике искусства, в частности, стихотворению пролетарского поэта В. Кириллова «Мы», следующим его строкам:

Мынесметные, грозныелегионыТрудаМыпобедилипространстваморей, океановисушиСветомискусственныхсолнцмызажглигородаПожаромвосстанийгорятнашигордыедуши.

Суть: о чём?

Перед нами предстаёт далёкое будущее. В рамках отдельного города было построено Единое Государство — общество, возведшее в абсолют идеи коллективизма. Одинаковая одежда, одинаковые дома, идеально рассчитанный распорядок дня и даже самой жизни, включая удовлетворение сексуальных желаний граждан, имена людей упразднены и заменены на сочетание букв и чисел, слово «человек» заменено на «нумер».

Главный герой – Д-503 — занимает должность главного инженера на стройке космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который должен донести до других цивилизаций информацию об идеальном обществе, построенном на Земле.

Но однажды он встречает некую женщину под номером I-330. Она очень выделяется на фоне окружающих. Первоначальный интерес Д-503 к этой женщине меняется на раздражение, потом на гнев, потом на страх, и в итоге главный герой понимает, что влюблён в I-330, что недопустимо для нового общества.

I-330 оказывается одним из лидеров восстания против Единого Государства и привлекает на свою сторону Д-503. Мятежники намереваются захватить «ИНТЕГРАЛ» и использовать его в качестве оружия против властей, однако план терпит крах.

Общество Единого Государства дрожит до основания. Напуганный этими грандиозными событиями Д-503 совершенно сбит с толку. Он начинает сомневаться в трезвости своего рассудка и искренности I-330. Его тревоги прекращает Единое Государство, которое решается на крайние меры – лишить своих граждан воображения, убив последние остатки свободомыслия.

После операции Д-503 избавляется от сомнений, сдаёт властям всех мятежников и равнодушно наблюдает за пытками, которым подвергается I-330. Однако любовница героя, О-90, будучи беременной (что тоже строго контролировалось государством), успевает сбежать за пределы государства — туда, где живут свободные люди.

Главные герои и их характеристика

Система образов в антиутопии «Мы» отличается глобальным упрощением, заложенном в замысле автора. Все люди одинаковы, их отличают друг от друга лишь номера и функции. Но те персонажи, которые смогли выделиться, описаны Многомудрым Литреконом в таблице:

герои романа «мы» характеристика

д-503 ничем не примечательный нумер. главный инженер на строительстве «интеграла». на протяжении всего повествования переживает тяжелейшую внутреннюю борьбу, которая приводит его на грань безумия. это ведомый человек, не наделенный сильной волей, но не до конца порабощенный рабскими понятиями того общества, где он живет. в конце смиряется со своей судьбой и без сопротивления позволяет лишить себя воображения.</td></tr>i-330</td>крайне привлекательная и непохожая на остальных девушка. занимает одну из ключевых должностей в организации мефи. уже неоднократно покидала город и наладила контакты с существами, которые живут в окружающих лесах. в своей борьбе готова идти до конца, даже использовать двигатели космического корабля против города. обладает невероятной силой воли, не сломалась даже под пытками. ее живой ум пленяет главного героя и заставляет его стремиться к свободомыслию.</td></tr>0-90</td>привлекательная пышнотелая женщина. была давним партнёром главного героя по «сексуальным часам». это женщина-мать, покорная, милая и чувствительная. искренне любила его, и вопреки запретам захотела ребёнка от д-503. предстала перед судом, который приговорил её к смерти. по всей видимости в конце романа смогла сбежать с ребёнком за пределы города.</td></tr></tbody></table>

Темы

Тематика антиутопии «Мы» всегда будет на повестке дня у мыслящего человека:

  1. Будущее – роман наполнен страхом писателя перед грядущим. Для него будущее человечество наполнено страхом и отчаянием. Однако в то же время остаётся и надежда, что найдутся те, кто не позволит человечеству окончательно потерять себя.
  2. Любовь – любовь в романе показана, как самое светлое и прекрасное чувство, но в то же время показано, что не каждый человек способен выдержать его, ведь помимо счастья любовь несёт глубочайшие сомнения и ежедневно испытывает нас.
  3. Семья – Замятин отрицает общество Единого Государства из-за отсутствия семьи. Стремление к семейному счастью, обретению большей близости с тем, кого любишь, которое продемонстрировала О-90, писатель превозносит.
  4. Творчество – на фоне однообразного, такого идеального, но мёртвого города Единого Государства мы понимаем, как важно, чтобы в будущем люди продолжали творить и воображать.
  5. Историческая память – нумера Единого Государства начисто забыли о своём прошлом, живя лишь настоящим и будущим. Именно незнание людей об альтернативных моделях общества, которые существовали в прошлом, и делает Единое Государство, владеющее всей информацией, таким могущественным. Люди просто не знают и не могут представить, как можно жить иначе, чем говорят им власти.
  6. Природа – Единое Государство полностью закрылось от внешнего мира. Оно отгородило своих граждан от живой природы, подарив им бездушный суррогат. Людей, которые не знают, как устроен мир, очень просто контролировать.

Проблемы

Проблематика антиутопии «Мы» с каждым днем все ближе обывателю, который становится заложником и жертвой необратимых перемен:

  • Технократия – Единое Государство представляет собой мир победившего рационализма. Всё рассчитано до секунды, все детали подобраны идеально, но мир, созданный на одном лишь разуме, походит больше на карикатуру, нежели на рабочую общественную модель. По мнению Замятина, нельзя строить мир, опираясь на один лишь бездушный разум.
  • Тирания – тирания, изображённая в романе, ужасна тем, что граждане сами не понимают, что живут в тираническом государстве. Они вполне довольны текущим положением вещей и просто не смеют представить, что можно жить как-то по-другому.
  • Массовое сознание – в начале нумеры Единого Государства показаны послушной серой массой, которой не ведомы сомнения. Однако к концу романа мы понимаем, что всё это было лишь иллюзией, и множество номеров готовы отринуть порядки Единого Государства и сражаться за новый мир.
  • Исчезновение индивидуальности – писатель показал, что как бы ни было жёстко общественное устройство, ему не удастся лишить людей индивидуальности. Человеческая природа всегда будет пробиваться наружу до тех пор, пока человека физически не превратят в бездушного робота.
  • Тотальный контроль государства над личностью – писатель решительно осуждает вмешательство государства в личное пространство человека, показывая абсурдность такого порядка вещей.
  • Нравственный выбор – сталкиваясь с трудностями, человек зачастую вынужден делать непростой выбор, и в этой ситуации всё зависит только от него, а не от внешних сил.
  • Внутренне рабство – судьба Д-503 показывает нам, что человек зачастую боится свободы. У него может не хватить силы воли, чтобы жить, опираясь только на свои собственные ориентиры. И это, по мнению писателя, большая трагедия для всего человечества, которое сможет обрести счастье только после того, как освободится от своих собственных дурных привычек.

Основная идея

В своём романе писатель выступил против идей вульгарного материализма и технократии, отстаивая важность духовной свободы, нематериального бытия и ценности отдельного индивида. Право человека на свободу воли и индивидуальность он считает неотъемлемым условием для жизни. В этом и состоит смысл антиутопии «Мы».

В то же время писатель показал, что моральные качества людей находятся не на высшем уровне, а потому человечество ещё не способно построить по-настоящему дивный новый мир. Руководство неизбежно эксплуатирует и обманывает народ, каким бы режимом оно ни прикрывалось. Поэтому такая сомнительная идиллия не стоит прав и свобод личности, обмен не равнозначен. Это и есть главная мысль романа «Мы».

Критика

В СССР роман был подвергнут шквальной критике. Чуковский заявлял, что в одной лишь строке «Бесов» Достоевского больше жизни, чем во всём романе Замятина. Горький назвал «Мы» отчаянно плохой вещью. Писатель не снискал славы на Родине, да и в других был принят весьма прохладно, и многими был проигнорирован.

Спустя много лет Джордж Оруэлл, отметив некоторые недостатки языка Замятина, признал значимость книги и её вклад, как в мировую литературу, так и в жанр антиутопических романов.

Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считая, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. Я не читал других его книг, но знаю от Глеба Струве, что он прожил несколько лет в Англии и создал острые сатиры на английскую жизнь. Роман «Мы» явно свидетельствует, что автор определенно тяготел к примитивизму. Арестованный царским правительством в 1906 году, он и в 1922-м, при большевиках, оказался в том же тюремном коридоре той же тюрьмы, поэтому у него не было оснований восхищаться современными ему политическими режимами, но его книга не просто результат озлобления. Это исследование сущности Машины — джинна, которого человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать назад.

Книгу высоко оценил А. Солженицын, известный противник политического режима СССР:

Я читал его «Мы»: блестящая, сверкающая талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди — живые и судьба их очень волнует.

После публикации романа в 1988 году критики отметили дар предвидения автора, ведь последующие после 1922 года репрессии доказали, что он был прав, осуждая тираническую природу тотальной власти:

«Провидческую антиутопию создал Е. Замятин (“Мы”), еще в 1920 году блестяще изобразивший мыслимые и немыслимые последствия претворения коммунистической утопии в жизнь»

Сам автор прокомметировал свою работу так:

«Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства – все равно какого. Американцы, несколько лет тому назад много писавшие о нью-йоркском издании моего романа, небезосновательно увидели в нем критику фордизма».

Автор: Михаил Щепин

В произведении Замятина “Мы”, которое называют антиутопией, нарисован мир: абсурдный, но ужасающе похожий на тот, в котором мы живём. Писатель затронул не только проблематику большевистской политики, но и поглощения техническим прогрессом духовной стороны жизни. В произведении “Мы” анализ романа позволяет сделать вывод, что он по-прежнему актуален и абсолютно оригинален. Полный анализ произведения, который вы сможете найти в нашей статье, будет полезен учащимся 11 класса для подготовки к уроку литературы, тестированию или творческим работам.

analiz-my-zamyatin-50384.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мы.

Год написания – 1920 год.

История создания – Роман написан после революции, а опубликован в России в 1988 году.

Тема – жизнь людей в условиях тоталитарного общества.

Композиция – произведение написано в форме конспекта инженера Д-503, 40 записей, которые прослеживают “оживание” человека и последующую “ампутацию” его души.

Жанр – роман-антиутопия с элементами сатиры.

Направление – неореализм. Элементы фантастики следует рассматривать как художественную составляющую, не влияющую на жанр и направление.

История создания

После возвращения из Англии во время гражданской войны Евгений Замятин создаёт свой шедевральный роман. Глядя в далёкое будущее, писатель увидел и “напророчил” многие вещи, которые стали реальными совсем недавно. Его расчёт оказался верным, а творческий потенциал – удивительно самобытным. Прекрасно понимая, что в России ему не стоит пытаться напечатать своё произведение, Замятин отдаёт его на публикацию за границу. В 1923 году роман был напечатан в Нью-Йорке на английском языке, а в 1952 – на русском, там же, где и впервые.

Слава писателя дошла до родины, но суть романа была искажена. В 1929 году на Евгения Замятина обрушился шквал литературной критики, обвиняющей его в искажении действительности, начались притеснения, травля: жизнь и творчество в России стало невозможным. Писатель обращался с И. В. Сталину с письменной форме, однако был вынужден уехать за границу.

Тема

Антиутопия поднимает ряд проблем, которые неминуемо грозят человечеству: потеря индивидуальности, духовности, обезличивание, общая универсализация. Смысл названия романа является ярким сигнальным стилистическим приёмом: нет людей, характеров, эмоций, есть общее, пустое, безликое “мы”.

Имеется в виду жизнь человека в условиях тоталитарного общества: образ всевидящего Благодетеля вызывает страх. По прошествии 1000 лет с момента последней революции на земле осталось только 2 процента населения, это те, кто выжил после войны между городом и деревней. Символично, что их отделяет Великая стена (очень прозрачная параллель с ситуацией в России во время правления Сталина) от другого дикого, опасного мира. Изображение Единого государства – точная копия политики тоталитаризма, которая стремилась контролировать все сферы жизни людей, даже семью. В своей жёсткой искромётной сатире Замятин дошёл до грани, придумав отсутствие любви, розовые билеты, право человека обладать другим человеком, если возникло желание близости. Таким образом, Единое государство уничтожает всякую привязанность, семейность, ревность и другие пагубные понятия прошлого. Одинаковые квартиры, стеклянные стены, униформа, прогулки строем – ужасающая аллегория, которая так близка к действительности, завуалированной под счастливую жизнь.

Композиция

Действие романа начинается весной. Тон записей рабочего довольный и восторженный: он видит свой мир идеальным, ничто не омрачает его восприятия реальности. События романа заканчиваются осенью, в пору грусти, тоски и угасания всего живого.

Произведение написано в форме конспекта, дневниковых записей инженера – нумера Д-503 от первого лица. 40 дневниковых записей, которые становятся удивительной историей с печальным финалом – вот структура и основа композиции.

Идеология, история и “мудрая политика” Благодетеля – вот то, что составляет большую часть произведения. Логические выводы главного героя, его стремительно меняющаяся жизнь – то, что подаётся через призму, принятых в обществе будущего, норм, становится содержанием дневниковых записей. Изначально они были написаны, чтобы возвеличить идеальную реальность Единого государства, но у Д-503 начинает появляться душа. Это считается заболеванием, но поддаётся лечению в идеальном мире будущего.

Жанр

“Мы” – роман-антиутопия с элементами сатиры. Антиутопиями называют не те произведения, которые конфликтуют с существующим строем, а своеобразное социальное предвидение. Писатель заглядывает в будущее и делает неутешительный прогноз. Для Замятина, человека с “математическим” мышлением, это было достаточно просто, даже очевидно.

Антиутопия – всегда ответ на утопию, в нашем случае на счастливое будущее, которое обещал людям новый политический строй. Нужно отметить, что роман “Мы” повлиял на творчество ряда зарубежных писателей. Сыграло роль то, что он был опубликован на английском языке за границей. Произведение в смысловом и художественном плане – масштабное, грандиозное и необычайно оригинальное.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году написан роман Замятина «Мы»?</h3>

    • <label>1918 г.</label>
    • <label>1920 г.</label>
    • <label>1924 г.</label>
    • <label>1925 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 02.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Евгения Замятина и его антиутопию «Мы» обычно проходят в 11 классе в школе, но заостряют на нём внимание, в основном, те, кто сдаёт литературу на ЕГЭ. Однако это произведение заслуживает быть прочитанным каждым из нас.

История создания

Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.

Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».

Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.

Жанр

Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы Хаксли «О дивный новый мир», и «1984» Оруэлла, с которыми нередко сравнивают роман Замятина.

Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.

Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.

О чем?

Произведение описывает происходящее спустя тысячу лет после окончания двухсотлетней войны, которая была самой последней революцией в мире. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой по профессии инженер «Интеграла» — механизма, который настроен на популяризацию идей Единого Государства, интеграцию вселенной и её обезличивание, лишение индивидуальности. Суть романа заключается в постепенном прозрении Д-503. В нём зарождается всё больше сомнений, он обнаруживает недостатки в системе, в нём просыпается душа и выводит его из общего механизма. Но в финале произведения операция превращает его вновь в бесчувственный номер, лишённый индивидуальности.

Весь роман – это сорок записей в дневнике главного героя, которые начинаются прославлением Государства, а заканчиваются правдивыми описаниями угнетения. У граждан нет имён и фамилий, но есть номера и буквы – у женщин гласные, у мужчин – согласные. У них одинаковые комнаты со стеклянными стенами и одинаковая одежда.

Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, а расписание определяет Часовая Скрижаль. В нём существует два часа, отведённые специально на личное времяпровождение: можно совершать прогулки, заниматься за письменным столом или заниматься «приятно-полезной функцией организма».

Мир Интеграла огорожен от диких земель Зеленой стеной, за которой сохранились естественные люди, чей вольный образ жизни противопоставлен суровым порядкам Единого государства.

Главные герои и их характеристика

Замятин считает идеальным человеком номер I-330, которая демонстрирует философию автора: революции нескончаемы, жизнь – это разности, а если их нет, то кто-то обязательно их создаст.

Главный герой – инженер «Интеграла», Д-503. Ему тридцать два года, и то, что мы читаем – записи его дневника, в котором он то поддерживает идеи Единого Государства, то противится им. Его жизнь состоит из математики, вычислений и формул, что очень близко писателю. Но он не лишён фантазии и замечает, что многие номера тоже не вырезают себе это умение – значит, даже тысяча лет подобного режима не победила главенство души в человеке. Он искренний и способен чувствовать, но приходит к предательству любви из-за операции, которая лишила его фантазии.

В произведении два главных женских образа. О-90, чья душа цветёт и живёт, – она розовая и круглая, ей не хватает десяти сантиметров до Материнской нормы, но, тем не менее, она просит у главного героя подарить ей дитя. В конце романа О-90 с ребёнком оказываются по другую сторону стены, и этот ребёнок символизирует проблеск надежды. Второй женский образ — I-330. Это острая и гибкая, с белыми зубами девушка, которая любит тайны и испытания, нарушает режимы и установки и которая после умирает, отстаивая идеи борьбы с Единым Государством.

В основном, номера верны режиму Государства. Номер Ю, например, сопровождает воспитанников на операции, сообщает о проступке Д хранителям – остаётся верна своему долгу.

Государство в антиутопии

В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.

Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.

Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.

Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.

Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.

В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.

Проблемы

Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.

Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.

В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.

Смысл романа

Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.

Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.

Критика

Ю. Анненков пишет, что Евгений Замятин виноват перед режимом только в том, что умел мыслить иначе и не равнялся с обществом под одну гребёнку. По его словам, идеи, вписанные в его антиутопию, были его собственными идеями – о том, что нельзя искусственно вписывать человека в систему, потому что в нём, помимо всего прочего, есть иррациональное начало.

Дж. Оруэлл сравнивает произведение Замятина с романом Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оба романа говорят о протесте природы против механизации в будущем. У русского автора, по мнению писателя, более явно читается политический подтекст, но сама книга построена неудачно. Оруэлл критикует слабоватый и отрывочный сюжет, о котором невозможно сказать в нескольких предложениях.

Э. Браун писала, что «Мы» — это одна из самых смелых и перспективных современных утопий потому, что она веселее. Ю. Н. Тынянов в статье «Литературное сегодня» считал фантастический сюжет Замятина убедительным, потому что он сам шёл к писателю из-за его стиля. Инерция стиля и вызвала фантастику. В конце Тынянов называет роман удачей, произведением, колеблющимся между утопией и Петербургом того времени.

Автор: Екатерина Чуненкова

История создания

Роман «Мы» был написан в 1920 г. В 1921 г. Замятин отправил рукопись в Берлин в издательство Гржебина, с которым был связан договорными отношениями. В 1923 г. издательство переслало копию для перевода на английский. Впервые роман был опубликован в Нью-Йорке в 1924 г. на английском языке. Может быть, именно поэтому он повлиял на англоязычные антиутопии Хаксли и Оруэлла.

Только в 1952 г роман был опубликован на русском языке в Нью-Йорке в издательстве им. Чехова. На родине роман «Мы» напечатан в 1988 г. в №3-4 журнала «Знамя».

Из-за публикации романа за рубежом в 1929 г. началась кампания травли Замятина, его произведения не печатали, а пьесы снимали с репертуара и запрещали к постановке. Травля закончилась отъездом Замятина за границу после его письменного обращения к Сталину.

Литературное направление и жанр

Роман принадлежит к жанру социальной антиутопии. С него начался расцвет антиутопий 20 в., описывающих жизнь человека в тоталитарном государстве: «Чевенгур»Платонова, «1984»Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли. Несмотря на фантастический сюжет, роман ближе всего к направлению реализма. Это социальная критика существующих идей и общественных изменений.

Антиутопия – это всегда реакция на социальные преобразования и полемика с уже существующими утопиями. Антиутопии называют социальными предвиденьями, потому что авторы описывают социальные отношения, которые ещё не сформировались, угадывая события очень точно.

Но Замятин, обладая, как и его герой, инженерным мышлением, ничего не угадывал. Он основывался не столько на рационалистических утопиях нового времени (Т.Мора), сколько на существующих и очень популярных в 20 в. социалистических утопиях пролеткультовцев, в частности Богданова и Гастева. Они считали, что вся жизнь и мышление пролетариата должны быть машинизированы. Гастев предлагал даже присвоить людям номера или буквы, чтобы исключить индивидуальное мышление.

Идея глобального преобразования мира и уничтожения человеческой души и любви, способных помешать утопии, тоже родилась у идеологов пролеткульта. Пародии Замятина подвергнуты идеи пролеткультовцев о безграничных возможностях науки, о покорении вселенной и подчинении её идеям социализма и коммунизма.

Замятин основывался не только на идеях пролеткульта. Дома из стекла и бетона напоминают описанные в романе «Что делать?» Чернышевского, а также города будущего, придуманные футуристами (Хлебниковым, Крученых). Единое Государство не раз возникало в урбанистических утопиях. А образ технически совершенной машины («Интеграла») описан в произведениях современников (Платонова, Маяковского).

Неизвестный в СССР роман Замятина был подвергнут резкой критике. Его назвали злым памфлетом, а самого Замятина считали испугавшимся прихода социализма. Замятин до конца жизни оставался верным идеям социализма, но его роман – логическое доведение этих идей до абсурдного предела.

Проблематика и конфликт

Единое Государство ставит перед собой задачу осчастливить не только своих граждан, о и жителей других планет. Проблема в том, что счастливым может быть только несвободный человек, а свобода мучительна. Ведёт к боли. Но именно свободу и боль каждый раз выбирает человек.

Социальная проблема. которая поднимается в романе – взаимодействие личности, которая становится винтиком и колёсиком тоталитарного государства, и самого этого государства. Личность обесценивается до полного исчезновения: или физическоого, как убитые в Машине Благодетеля, или морального, как люди без души, какими становятся в романе прооперированные.

Внешний конфликт между Единым Государством и сторонниками Мефи усиливается к концу романа, как и внутренний конфликт героя, который, с одной стороны, чувствует себя нумером, а с другой – всё больше стремится к свободе.

Сюжет и композиция

Действие романа происходит через 1000 лет после Двухсотлетней войны — последней революции на земле. Читатель мог уловить намёк на недавнюю революцию. Таким образом, в романе описан примерно 32 век в истории человечества.

Действие романа начинается весной и заканчивается осенью, во время крушения надежд.

Роман написан от первого лица главным героем, математиком, инженером-строителем «Интеграла» — совершенного механизма, который должен принести идеи Единого Государства во вселенную, проинтегрировать её, сделать повсюду одинаковой.

Роман представляет собой конспект из 40 записей, который герой начинает для того, чтобы прославить Единое Государство и его идею всеобщего счастья во вселенной, а продолжает, чтобы достоверно описать события для жителей других планет. Об устройстве Государства он говорит как о чём-то само собой разумеющемся. Поэтому эти сведения рассыпаны по разным записям, перемежаются сообщениями о событиях и логическими рассуждениями героя.

Единое Государство было создано 1000 лет назад после победы в Великой Двухсотлетней войне. В войне между городом и деревней победил город, уцелело только 0,2% населения. Город ограждён стеклянной Зелёной Стеной, за которой дикий лес. Что в нём происходит, горожане не знают. Герой чудом узнаёт о существовании по ту сторону Зелёной Стены покрытых шерстью людей, предков тех, кто выжил в войне и борьбе с голодом. В Городе давно перешли на нефтяную пищу. Город очень технологичен: люди пользуются подземкой и аэро.

Жители Единого Государства равны во всём. У них нет имён, а только буквы (у мужских нумеров согласные, у женских – гласные) и цифры. Нумера живут в одинаковых комнатах в домах со стеклянными стенами, носят одинаковую униформу – юнифы, должны заниматься и интеллектуальным, и физическим трудом.

В Едином Государстве всё строго регламентировано. Расписание жизни определяет Часовая Скрижаль, все в одно и то же время встают, едят, работают и ложатся. В расписании осталось 2 личных часа: с 16 до 17 и с 21 до 22. В это время нумера могут гулять по проспектам (в ряд по 4), сидеть за письменным столом или заниматься любовью – «приятно-полезной функцией организма».

За 300 лет до описываемых событий любовь была побеждена. Чтобы не возникало зависти или ревности, было провозглашено, что каждый нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный продукт. Чтобы пользоваться понравившимся нумером, нужно только написать заявление на него и получить книжечку розовых талонов. Отметив розовый талон у дежурной в доме, можно в свой сексуальный день (их частота определяется, исходя из потребностей организма) опустить шторы и соединиться с другим нумером.

Самая важна часть Единого Государства – его идеология. Название романа объясняет её. В Государстве каждая отдельная личность подчинена обществу, «мы». Поэтому нумера даже не прекратили работу, когда во время испытания «Интеграла» около десятка нумеров погибло под трубами двигателя. Ведь десять – это бесконечно мало по сравнению со всеми. Таким образом, для создания законов Единое Государство пользуется так называемой математической этикой.

Единое Государство подменило понятия о любви, счастье, долге, достоинстве, существовавшие у «древних» (то есть у нас). В обществе есть Хранители, которые ищут врагов Единого Государства. Пойти в Бюро Хранителей и рассказать об измене – это огромная честь. Когда находят «преступника», несогласного, проходит «праздник», на котором его казнят совершенным образом, в Машине Благодетеля, расщепляя на атомы, превращая в чистую дистиллированную воду.

Но перед этим с преступников сдирают бляхи с нумерами. Нет ничего худшего для члена такого общества, как перестать быть нумером. Показательны литературные произведения в Едином Государстве. Существует целый Государственный Институт поэзии, которая должна восхвалять Единое Государство и Благодетеля.

Другие произведения поучительны: «Стансы о половой гигиене» или история о трёх отпущенниках, которых освободили от всех работ, и через 10 дней они утопились с горя.

Весь сюжет антиутопии «Мы», как и любой антиутопии, строится на постепенном прозрении героя, у которого сначала появляются смутные сомнения в правильности действий, затем возникает «душа», мешающая быть «винтиком  и колёсиком». Операция по удалению фантазии превращает героя в счастливый механизм, спокойно наблюдающий, как любимую пытают под Газовым Колоколом.

Герои романа

Главный герой – строитель «Интеграла», 32-летний Д-503. Он переживает постоянные колебания от восторженного принятия Единого Государства до бунта. В жизни Д всё обращено в формулы или логические доводы. Но он видит мир образно, наделяя людей вместо имён чёткими характеристиками (R – негрогубый, О – круглая, розовая). Главный герой искренен, он стремится к счастью, но отказывается от него ради любви, он невольно предаёт возлюбленную, потому что после Операции перестаёт быть человеком. По тому факту, что нумера не спешат вырезать себе фантазию, Д делает вывод, что даже 1000-летняя несвобода не смогла уничтожить в человеке его сущность – душу.

Женские образы романа представлены двумя типами. О-90 – круглая, розовая, общение с ней не выходит за ограниченные рамки. У неё уже пробуждена душа, она ждёт от Д любви, а когда обнаруживает, что он влюблён в I, рискуя жизнью, просит подарить ей ребёнка. Общество не допускает появления у О ребёнка, потому что она не дотягивает 10 см до Материнской Нормы.

Рождённых детей в обществе всё равно отбирают и воспитывают согласно науке детоводства. О в конце романа выживает, причём оказывается за стеной, так что их с Д ребёнок – надежда на изменение ситуации.

I-330 – острая, гибкая, с белыми зубами, ассоциируется с хлыстом и укусом до крови. Д так и не понимает, она выбирает его потому, что любит, или потому, что он – строитель «Интеграла». Это женщина-тайна, которой нравятся недосказанности, испытания, отсутствие ясности, нарушение правил и игра с судьбой. Она одержима идеей Мефи – борцов с Единым Государством – и умирает за неё.

К концу романа Д с удивлением понимает, что почти все окружающие его мужские нумера связаны с Мефи: друг Д и Государственный поэт R; двоякоизогнутый S, Хранитель, наблюдающий за Д глазами-буравчиками; тончайший доктор, выписывающий Д фиктивные медицинские справки.

Другие нумера остаются верными идее Единого Государства. Например, Ю, которая отводит своих воспитанников на операцию по уничтожению фантазии и даже связывает их, доносит на Д Хранителям, выполняя свой долг.

В конце романа Д встречается с Благодетелем и вдруг видит в нём не нумер из нумеров с чугунными руками, а уставшего человека с блестящими на лысине капельками пота (не Ленин ли был его прообразом), такую же жертву системы Единого Государства.

Стилистические особенности

По произведению: «Мы»

По писателю: Замятин Евгений Иванович

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/my-zamyatin/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/my/analiz-proizvedeniya-zamyatina.html
  • https://literaguru.ru/analiz-romana-my-e-zamyatin/
  • https://goldlit.ru/zamyatin/1064-my-analiz

Роман Евгения Замятина «Мы» по праву считается шедевром мировой литературы, одним из первопроходцев в жанре «антиутопии», именно из-за этого его зачастую любят сравнивать с Оруэллом или Хаксли, приравнивая принципы и концепции к одной однозначной идеи. Произведение сложное и его трудно поставить в какие-либо рамки, персонажи произведения интересные, но эффективны только в данной системе, то есть сюжет работает не на них, а они работают на сюжет, раскрывая страшный мир будущего через призму своей жизни и восприятия. В этой статье мы обсудим персонажей романа Евгения Замятина «Мы».

Д-503 – главный герой произведения, являющийся талантливым и можно даже сказать гениальным инженером этого фантастического мира. Работает в компании «интеграл» и трудится над соответствующим проектом. Как и все остальные герои замятинского мира, Д-503 не имеет человеческого имени, зато владеет «красивым» и «уникальным» именным номер (503). Персонаж является философом, по совместительству автором записок, которые и служат карнизом всего сценария. Д-503 ярый защитник организованного социума и он, честное слово, не понимает, как людям удавалось жить в 20 веке, где царила свобода, свободомыслие и хаос. Как он любит говорить: «мы проистекает от божества, а «я» от дьявола». «Такая радость покориться этому «нужно». Вероятно, куску железа так же радостно покориться неизбежному, точному закону — и впиться в магнит.»

I-330 – главная женская героиня в произведение, пример демонизма и дьявола в строгом организованном социуме Единого Государства. Она несёт в себе сразу несколько противоречивых качеств, противопоставляющихся принципам и нормам общества. Например, в первую очередь, в глаза бросается её нетипичная внешность: всё тело заострено, хищное, вытянутое, даже не взирая на номер вместо имени, она кажется красивой, хищной, красивой, женственной, что в полной мере противоречит символам Единого Государства. К тому же девушка входит в совет «заговорщиков». (Здесь Замятин явно отсылается к революционным мотивам, бушевавшим во время написания этого романа).

Второе отличие i-330 от остальных персонажей – возможность питать чувства и любит, хоть любовь считается чем-то архаичным в этом мире и неестественным, по примеру произведения «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Замятин показывает это через отношение I-330 к Д-503, она приглашает его к себе, а затем просит остаться, хоть она даже на него не записана (в Едином Государстве мужчина может встречаться с женщиной, только будучи на него записанной). I-330 – бунтарка, открытая, пьёт ликёр и курит, что сходится в столкновение с моралью общества. Интересно и то, что тот же Д-503, к примеру, является противником прототипа этой женщины, но всё равно остаётся с ней, будто рождая в себе надежду на благоразумие. «Человек — как роман — до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать.»

О-90 – также является важным героем романа и не менее интересной женской персонажей, чем I-330. В отличие от неё она более добрая, порядочная, правильная. Внешне напоминает свой забавный номер: такая же овальная, смешная и выглядящая по – детски. О-90 мечтает иметь ребёнка, в ней борется сильный материнский инстинкт, правда, по законам Единого Государства она не может себе этого позволить, ведь ещё не достигла материнской нормы, как полагается в обществе.

О-90 является партнёршей Д-503 по работе в компании «интеграл», они даже трудятся над одним проектом. Она на него записана и по законам социума должна с ним жить. При этом на неё также записан известный поэт Р-13, но всем понятно и давно известно, что любит она только своего напарника по работе.

Главная цель О-90 – это заиметь ребёнка, не взирая на страхи, которыми её пугает Машина Благодетеля. Это её цель, и она не собирается от неё отказываться. «Во мне теперь очень тихо и пусто — как в доме, когда все ушли и лежишь один, больной, и так ясно слышишь отчетливое металлическое постукивание мыслей.»

Благодетель относительно центральный персонаж романа, ведь он является президентом Единого Государства, которого выбирают каждый год, он владеет специальной Машиной, способной устраивать массовые казни хоть каждый день. Если кто-то не согласен с Благодетелем или политикой государства, то они моментально попадает под раздачу машины. Д-503 в своём дневнике рассказывал про день, когда Благодетеля выбрали в очередной раз, но случился сбой и многие проголосовали против него. Тот день стал для них последним, ведь Благодетель всех отправил на казнь, к своей машине-убийце.

Это главные персонажи романа «Мы» Евгения Замятина. Понятное дело, что и остальные герои произведения также важны в рамках мира Единого Государства, но именно эти номерные знаки определяют целостную историю. «Можно не согласиться с Благодетелем по поводу его ведения политики, но стоит ли это делать, учитывая, что можешь лишиться жизни. Порой я думаю на этим, но потом осознаю, что меня всё устраивает. Жить лучше, чем бороться и в конечном итоге умереть…»

  Учитель русского
языка и литературы высшей категории Подкорытова З.В.

  МБОУ «Шубинский
УВК «Школа – детский сад» Кировского р. Республики Крым

Литература  11
класс    

Тема.      Развитие
жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

Цели:   углубить
представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа,
познакомиться с биографией писателя; 
показать мастерство Е. И. Замятина
, гуманистическую направленность произведения, утверждение человеческих
ценностей; развитие аналитических способностей учащихся

Тип урока: открытие
новых знаний.

Методы, приемы,
формы работы
:
сообщения учащихся, комментированное чтение, беседа, составление таблицы.

Оборудование:
презентация, распечатанные тексты-отрывки из романа, эпиграф

                  
           Ход урока

Эпиграфы к уроку: «Когда народ
глуп, им легче управлять». Шан Ян.

«…среди фантастической  литературы
редкость тем, что люди –живые, и судьба их очень волнует. « А. Солженицын.

1. Оргмомент

2. Актуализация
учебной деятельности

Литературные группировки, возникшие
после октября 1917 г. с.323-329

3. Мотивация
учебной деятельности

Актуальность темы « Личность и
власть»

4. Цели и задачи
урока.

С древнейших времен люди мечтали,
что когда-нибудь придет время, когда между человеком и миром наступит полная
гармония и все будут счастливы. Эта мечта в литературе отразилась в жанре
утопии  (основоположник жанра – Т.Мор). Авторы утопических произведений
рисовали жизнь с идеальным государственным устройством, социальной
справедливостью (всеобщим равенством). Построить общество всеобщего счастья
представлялось делом несложным. Философы утверждали, что достаточно разумно
структурировать несовершенный порядок, все расставить по своим местам — и вот
вам земной рай, который  совершеннее небесного. Среди  произведений
писателей 20 в. особое место занимает роман-утопия Е.Замятина «Мы»

5. Изучение нового
материала( презентация, отрывки из романа).

           План 

1. Очерк жизни и творчества Е.
Замятина. 1884-1937

2. История создания романа «Мы».

 3.Определение жанра утопии и
антиутопии.

4.Смысл заглавия, особенности
сюжета, композиции.

5.Образы романа. Финал

 Лексическая работа
Утопия – 1.Несбыточная
мечта, неосуществимая фантазия. 2.В литературоведении: литературное
произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего.

Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего],  
учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).

 Антиутопия  — жанр,
который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного
будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу
человечества, за душу отдельного человека.
Назначение
утопии состоит  прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству,
задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом
пути
. Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами
отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии,
отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное
государственное устройство – насильственной регламентацией человеческого
поведения, технический прогресс – превращением человека в механизм.

Как вы
думаете, к какому жанру относится роман Е. Замятина: к утопии или антиутопии?

 Анализ романа .  Проблема: судьба
личности в тоталитарном государстве.

1 . Анализ заглавия романа.

Роман называется
«Мы».

Как вы думаете, почему он так назван? Какой смысл
вкладывал автор в это заглавие?

  Примерные ответы: «мы» — это
государство, это масса; индивидуальное теряет смысл, все одинаковые, в
одинаковых одеждах, одинаково мыслят, всё подчинено строгому графику, который
нельзя нарушать.

  В названии романа отражена
главная проблема
, волнующая Замятина: что будет с человеком и
человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно
понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто:
масса, толпа, стадо. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в
человеке, потери имени как потери собственного «я».

2. Анализ композиции, сюжета. Как построен
роман? Какова его композиция?

Это дневниковые записи. Рассказ в
рассказе.

Почему именно такой способ повествования выбрал автор?
Для чего он служит?

Для передачи внутреннего мира героя.

Главные
герои

Д-503 –
инженер, строитель космического корабля «Интеграл», главный герой-рассказчик.

О-90 –
женский номер, партнерша Д по «личным» часам.

I-330 –
женский номер, соблазнительница Д-503, заговорщица.

Другие
персонажи

Ю –
женский номер, пожилая контролерша.

R-13 –
мужской номер, поэт, юморист.

Доктор  – мужской
номер, стоящий на стороне заговорщиков.

Хранитель S –
хранитель Единого Государства, переметнувшийся на сторону заговорщиков.

Благодетель –
бессменный верховный правитель Единого Государства.

Рекомендуем читать
онлайн краткое содержание «Мы» по главам .

 Краткое содержание

Запись
1-ая

На дворе 32 век.
Человечество покорилось абсолютной власти Единого Государства во главе с его
правителем – Благодетелем. В скором времени завершается строительство
космического корабля «Интеграла». Его главная задача заключается в том, чтобы
«подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, — быть может, еще в
диком состоянии свободы».

Над строительством
корабля работает  Д-503 – «один из математиков Единого Государства».

 Д-503 любуется чистым весенним небом, на котором нет ни
облачка. В послеобеденный час за Д заходит «вся кругло обточенная» О-90
.

Во время прогулки среди
других пронумерованных людей Д-503 встречает незнакомку – тонкую и резкую
I-330. Каким-то образом ей удается читать мысли инженера, и она приглашает его
в аудиторию 112. Эта женщина действует на Д «неприятно, как случайно
затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный член».

Со времен далекой
Двухсотлетней войны никто не бывал за пределами стеклянной Зеленой Стены,
огородившей город от дремучего леса.

Регламентирует работу
Единого Государства Часовая Скрижаль, благодаря которой все жители действуют,
точно прекрасно слаженный механизм: одновременно просыпаются, приступают к
работе и завершают ее, ложатся спать. В сутках есть два личных часа, когда жители
города могут по своему усмотрению опустить шторы, погулять или же провести
время за письменным столом.
«Предки
дорогой ценой покорили, наконец, Голод», когда была изобретена «теперешняя, нефтяная пища». Также жителям Единого Государства
удалось избавиться от такого чувства как Любовь, и теперь каждый может
предварительно выбрать себе нужный номер, написать заявление, и встретиться с
ним в строго регламентированные сексуальные дни. Это очень удобно и практично.

 встречается с I, и она ведет его за Зеленую Стену.
Оказавшись в запретной зоне, математик больше всего поражается солнцу – «
это
были какие-то живые осколки, непрестанно прыгающие пятна, от которых слепли
глаза, голова шла кругом».

 
  Рассмотрим
структуру Единого Государства
. Какие институты оно включает?
Как контролирует жизнь граждан?

Контролю подлежит всё. Вплоть до таких интимных сфер
жизни, как близость мужчины и женщины и рождение .

Примерные таблицы Составление таблицы
:состоит  из 2-х частей ,1-я — «мы», вторая – «я»

                   
        мы

                          
я

 Власть
Единого Государства

Бюро
Хранителей

Часовая
Скрижаль

Зелёная
Стена

Государственная
газета

Институт
Государственных Поэтов и Писателей

Единая
Государственная Наука

Стабильность

Разум

Математически
безошибочное счастье

Музыкальный
завод

Идеальная
несвобода

Детоводство

Нефтяная
пища

Равенство

Состояние
свободы

Любовь

Эмоции

Фантазии

Творчество

Искусство

Красота

Религия

Душа,
духовность

Семья,
родители , дети

Привязанности

Неорганизованная
музыка

«Хлеб»

 Оригинальность

  Надо отметить, что в Едином
Государстве живут нумера, у героев нет имён. Главный герой – Д-503

   Противоборство между «мы» и «я»
составляет сюжет романа.
Очень трудно превратить личность в винтик
государственной машины, отнять его уникальность, отнять у человека желание быть
свободным, любить, даже если любовь приносит страдания. И такая борьба идёт
внутри героя на протяжении всего романа. Форма дневниковых записей помогает
заглянуть во внутренний мир. «Я» и «мы» уживаются в нём одновременно. В начале
романа герой ощущает себя лишь частью «мы» «…именно так: мы, и пусть это «Мы»
будет заглавием моих записей». Но Замятину удалось передать трудный
психологический процесс, происходящий внутри Д-503.

1.      Психологизм в романе.

«Я, Д-503, строитель Интеграла ,– я
только один из математиков Единого Государства.

 Я победил старого Бога и старую
жизнь.

На меня эта женщина действовала так
же неприятно, как случайно затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный
член.

Мне пришла идея: ведь человек
устроен так же дико… — человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна
внутри: глаза.

Я почувствовал страх, почувствовал
себя пойманным .

Я отстегнулся от земли и
самостоятельной планетой , неистово вращаясь,  понёсся вниз…

Я стал стеклянным. Я
увидел – в себе, внутри.

Было два меня. Один я –
прежний, Д-503, а другой
…  Раньше он
только                                                       

высовывал свои лохматые лапы из
скорлупы. А теперь вылезал весь… И этот

другой — вдруг выпрыгнул…

Так приятно чувствовать чей-то
зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки.

Мы шли двое –одно. Весь
мир – единая необъятная женщина, и мы – в самом её чреве, мы ещё не родились,
мы радостно зреем…всё – для меня.

Созрело. И неизбежно, как
железо и магнит, со сладкой покорностью точному непреложному закону – я влился
в неё… я – вселенная. …Как я полон!

Ведь я теперь живу не в нашем
разумном мире, а в древнем, бредовом.

Да, и туман…всё люблю, и всё –
упругое, новое, удивительное.

Я знаю, что это у меня есть – что я
болен. И знаю ещё – не хочется выздороветь.

Душа? Это
странное, древнее, давно забытое слово…  Почему ни у кого нет, а у меня…

Я хочу, чтобы она
каждую минуту , всякую минуту, всегда была со мной – только со мной.

…праздник – только с нею, только
тогда, если она будет рядом, плечом к плечу.

А я поднял на руки
I. Крепко
прижал её к себе и понёс. Сердце во мне билось – огромное, и с каждым ударом
выхлёстывало такую буйную, горячую, такую радостную волну. И пусть там что-то
разлетелось вдребезги – всё равно! Только бы так вот нести её, нести, нести…

…кто «они»? И кто я сам: «они» или
«мы» — разве я – знаю.

Я – растворился, я бесконечно
малое, я – точка…

Был страшный сон, и он кончился. А
я, малодушный, я, неверующий, — я думал уже о своевольной смерти.

Мне было ясно: все спасены, но мне
спасения нет, я не хочу спасения…

«В тебе , наверно, есть капля
лесной крови… Может быть, я тебя оттого и…»

Никто не слышит, как я кричу:
спасите же меня от этого – спасите! Если бы у

меня была мать –
как у древних: моя – вот именно мать. И чтобы для неё – я не          

Строитель
«Интеграла», и не нумер Д-503, и не молекула Единого Государства, а простой
человеческий кусок – кусок её же самой – истоптанный, раздавленный,
выброшенный…
И
пусть я прибиваю или меня прибивают – может быть, это одинаково, — чтобы её
старушечьи, заросшие морщинами губы — —

Мне кажется – я всегда её ненавидел,
с самого начала. Я боролся…  А впрочем – нет, нет, не верьте мне: я мог и не
хотел спастись, я хотел погибнуть, это было мне дороже всего…то есть не
погибнуть, а чтобы она…

…а там, где кончается ваша конечная
Вселенная? Что там – дальше?

Неужели я когда-нибудь чувствовал –
или воображал, что чувствую это? Никакого бреда, никаких нелепых метафор,
никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно
здоров. Я улыбаюсь – я не могу не улыбаться: из головы вытащили какую-то
занозу, в голове легко, пусто.

На другой день я, Д-503, явился к
Благодетелю и рассказал ему всё, что мне было известно о врагах счастья. Почему
раньше это могло мне казаться трудным? Непонятно. Единственное объяснение:
прежняя моя болезнь (душа).

… за одним столом с Ним, с
Благодетелем, — я сидел в знаменитой Газовой комнате. Привели ту женщину. В
моём присутствии она должна была дать показания. Эта женщина упорно молчала и
улыбалась. Я заметил, что у ней острые и очень белые зубы и что это красиво.

Она смотрела на меня,… смотрела,
пока глаза совсем не закрылись.

И я надеюсь —  мы победим. Больше:
я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить.»

 Какое чувство
оказывается сильнее «мы»? Любовь. Именно любовь помогает герою
найти
себя. К каким ещё духовным ценностям приближается герой? К религии, он хочет,
чтобы у него была мать.

  «Мы» побеждает. Но мы не
испытываем чувство облегчения, радости. А какие чувства возникли у вас при
прочтении романа. Представьте себя жителями Единого Государства.

Что вас прежде всего
не устраивало бы в таком мире?

Ответы могут быть разными.

Итак, Единому
Государству, его абсурдной логике в романе противостоит пробуждающаяся душа,
то есть способность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая делает
человека человеком, личностью. Единое Государство не смогло убить в человеке
его духовное, эмоциональное начало.
Почему же этого не произошло?

  В отличие от героев романа Хаксли
«О дивный новый мир», запрограммированных на генетическом уровне, замятинские
нумера все-таки живые люди, рожденные отцом и матерью и только воспитанные
государством. Имея дело с живыми людьми , Единое Государство не может опираться
только на рабскую покорность. Залог стабильности граждан «воспламеняться» верой
и любовью к государству. Счастье нумеров уродливо, но ощущение счастья должно
быть истинным.

  Не убитая до конца личность
пытается вырваться из установленных рамок и , может быть, найдет себе место в
просторах Вселенной. Но сосед главного героя стремится доказать, что Вселенная
конечна. Единая Государственная Наука хочет и Вселенную огородить Зеленой
Стеной. Вот тут-то и задает герой свой главный вопрос: «Слушайте, -дергал я
соседа. – Да слушайте же, говорю вам! Вы должны, вы должны мне ответить, а там,
где кончается ваша конечная Вселенная? Что там дальше?»                                                           

   На протяжении всего романа герой
мечется между человеческим чувством и долгом перед Единым Государством, между
внутренней свободой и счастьем несвободы. Любовь пробудила его душу, его фантазию.
Фанатик Единого Государства, он освободился от его оков, заглянул за грань
дозволенного: «А что дальше?»

     
Чем заканчивается в романе попытка противостоять насилию?

Бунт не удался, I-330 попадает в
газовый Колокол, главный герой подвергается Великой Операции и хладнокровно
наблюдает за гибелью бывшей возлюбленной. Финал романа трагичен, но означает ли
это, что писатель не оставляет нам надежду? Замечу: I-330 не сдается до самого
конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену, чтобы родить
собственного ребенка, а не государственный нумер.

6. Итог.

   Роман «Мы» – новаторское и
высокохудожественное произведение. Создав гротескную модель Единого
Государства, где идея общей жизни воплотилась в «идеальную несвободу», а идея
равенства – всеобщей уравниловкой, где право быть сытым потребовало отказа от 
свободы личности, Замятин обличил тех, кто, игнорируя реальную сложность мира,
пытался искусственным образом «Осчастливить людей».

  Роман «Мы» – это пророческий,
философский роман. Он полон тревоги за будущее. В нем остро звучит проблема
счастья и свободы.

  Как сказал Дж. Оруэлл: «…этот
роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от
гипертрофированной власти машин и власти государства – все равно какого».

   Это произведение будет
актуальным всегда – как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм
естественную гармонию мира и личности. Такие произведения, как «Мы»,
выдавливают из человека рабство, делают его личностью, предупреждают о том, что
нельзя преклоняться перед «мы», какими бы высокими словами это «мы» не
окружали. Никто не имеет право решать за нас, в чем наше счастье, не имеет
права  лишать нас политической, духовной и творческой свободы. И поэтому нам,
сегодняшним, решать, что в нашей жизни будет главное- «я» или «мы».

6.Рефлексия.

Роман
«Мы» вселяет в меня:

состояние покоя и
удовлетворения

состояние тревоги,
ощущение безвыходности

ощущение
разрушения личности

выдавливает из
человека раба

воспринимается как
сигнал, предупреждение о разрушении личности, лишении политической, творческой,
нравственной свободы.

7. Домашнее задание.  по
учебнику с. 349-352   .Ответить на вопросы
: О чем предупреждает Замятин?  Насколько
актуально это предупреждение сегодня?

Ключевые слова:

Н.Г.Чернышевский «Что делать?»
,
Е.И.Замятин «Мы»
,
Жанры утопии и антиутопии

Введение

Современный урок литературы во многом оказался изменённым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Вместо акцента на ЗУНы ныне акцент на компетенции как образовательные достижения.

А проблем в преподавании литературы возникает все больше и больше с каждым годом. Это и падение читательской культуры, и снижение мотивации обучающихся по отношению к чтению, засилье гаджетов, явное увеличение разрыва во взаимодействии «учитель литературы — обучающийся». Естественно, встаёт вопрос о профессиональных компетенциях учителя. Ведь они во многом определяют и компетенции обучающихся.

В связи с ориентацией на требования компетентностной педагогики, каким же должен быть современный урок, И.Ш.Галеева предлагает вспомнить таксономию Б.Блума, которая была разработана ещё в 50-е годы ХХ века и апробирована во многих странах мира. Получился своего рода «конструктор, позволяющий осмыслить структуру урока, логику презентации программного материала, предусмотреть различные уровни знаний, реализующих принцип «от простого к сложному», позволяющих увидеть уровень сформированности читательской компетентности». [3] Как же работает таксономия?

1 уровень предполагает воспроизведение пройденного материала (задания с преобладанием глаголов: дать определение, повторить, перечислить, вспомнить и т.п.).

2 уровень — умение передать новую информацию своими словами, предположить дальнейший ход событий (глаголы: обсудить, описать, объяснить…).

3 уровень демонстрирует умение использования изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях (глаголы: интерпретировать, использовать, применить, инсценировать, разработать…).

4 уровень выявляет умение распознать, соотнести, выделить (глаголы: различить, оценить, анализировать, сопоставить…).

5 уровень — это умение комбинировать элементы, чтобы получить целое (глаголы: разработать, систематизировать, организовать…).

6 уровень — это умение оценивать, переосмысливать, создавать своё (глаголы: сравнить, сделать вывод, обосновать…). Чем выше уровень, тем более он направлен на выявление высокого уровня мышления.

Но это механизм урока. А перед учителем литературы, перед обучающимся — художественное произведение, которое представляет жизнь в образах, будит в человеке чувства, вызывает эмоции, заставляет переживать и сопереживать. И ведь зачастую именно учитель может помочь  вызвать в детях подобные переживания, т.к. интернет уже во многих душах подростков «убил» чувства доброты, сочувствия, сопереживания, даже страха… Так как же усилить у обучающихся мотивацию к познанию литературы, помочь им понять, что уроки литературы — это не  получение оторванных от жизни знаний, а напротив, подготовка к этой жизни, это понимание тех проблем и их преодоление, которые возникали и возникают во все времена? Ведь в центре любого художественного произведения — Человек.

Итак, ученик становится участником образовательного процесса. О.В.Волкова определяет современный урок литературы как «урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это урок с применением проблемно-диалогических технологий».[3] Используя такое обучение, учитель вызывает у школьников «интерес к новому материалу, познавательную мотивацию и добивается у них активного понимания материала» [3], поскольку ученик сам пришёл к выводам. О.В.Волкова предлагает «шесть шагов» такого урока.

1. Определение нового. Учитель определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это м.б.понятие, закономерность, своё отношение к предмету исследования и т.д.

2. Конструирование проблемной ситуации. Она может возникнуть неожиданно, но учитель должен «поймать» её, обдумать, как она может привести к задуманному результату. Ученикам может не хватить знаний, они должны это осознать. Тогда ставится цель найти это знание. Можно заставить детей удивиться. И в этом случае проблема формулируется в виде вопроса.

3. Планирование действий. После формулирования проблемы- основная часть, коммуникация. Здесь предполагается самостоятельная работа обучающихся. Учитель должен спланировать различные приёмы ведения этой части работы. Это может быть мозговой штурм, выдвижение различных версий, составление планов, тезисов, выполнение различного рода заданий и т.д.

4. Планирование решений. Для этого нужно сформулировать вывод по проблеме с помощью учителя; суметь объяснить полученные новые знания для решения проблемы; необходимо организовать диалог по поиску решения проблемы. Главное, чтобы такой диалог способствовал развитию логики, творчества. Необходимы при этом какие-то опорные сигналы, схемы и т.п.

5. Планирование результата. На этом этапе учитель должен продумать возможное  выражение решения проблемы. «Как же мы её решили?»

6. Планирование заданий для применения нового знания. Задания здесь также должны носить проблемный характер. Они направляют ученика на поисковую, исследовательскую деятельность, создание проектов. Такие задания способствуют развитию как индивидуальной исследовательской работы учащихся, так и групповой.

Таким образом, в «основу урока литературы должна быть положена  учебно-познавательная деятельность, которая будет направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство дать оценку или обогатить свой словарный запас, но и находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний с автором, героем».[3]

Примерная разработка заданий на основе таксономии Б.Блума по программным произведениям литературы. 11 класс

  • Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» («Четвёртый сон Веры Павловны») и
  • Е.И.Замятин. Роман «Мы»

Уровень 1. Знание

— Что вы знаете о таких понятиях, как «утопия» и «антиутопия»?

— Какие произведения данного направления вы читали?

— В какую эпоху жили Н.Чернышевский и Е.Замятин?

— Наиболее важные и интересные факты их биографий?

— Назовите героев «будущего» в романе Н.Чернышевского?

— Назовите героев «будущего» в романе Е.Замятина?

— Назовите примерное время действия в этих романах?

— Дайте портретные характеристики героев этих романов.

— Что вы можете сказать об их прошлом?

Уровень 2. Понимание

— Как представляет модель государства в своём романе Н.Чернышевский?

— Какова модель государства в романе Е.Замятина?

— В результате каких событий произошли изменения в этих государствах?

— Как вы поняли отношение героев романов к данным изменениям?

Уровень 3. Применение

— Как вы думаете, почему Н.Чернышевский в «Четвёртом сне Веры Павловны» даёт лишь общую картину будущего?

— Почему нет героев в этой картине?

— Какие основные правила жизни «пропагандирует» автор в изображении такого будущего?

— Какой государственный строй представляет Н.Чернышевский? Объясните свою позицию.

— Как читатель воспринимает Д-503 из романа Е.Замятина?

— Что это за человек? Чем он занимается? Что с ним не так?

— Какой государственный строй представляет в своём романе Е.Замятин? Докажите примерами из текста.

— Есть ли герои в этих романах, противостоящие государственному строю? Объясните примерами из текста.

Уровень 4. Анализ

— Как вы поняли, почему в Государстве Н.Чернышевского нет верховной власти? Сделан упор на сельское хозяйство? Не показано, как расширяются границы государства? Что делают с «нетрудовым» населением? Почему не указаны основополагающие функции государства: оборонительная, правовая, экономическая…? Найдите, если получится, объяснения в тексте «Сна».

— Можем ли мы назвать это общество «социалистическим» или «коммунистическим»? Докажите свою позицию анализом текста.

— Докажите, сможет ли существовать подобное жизнеустройство?

— В чём заключается счастье живущих в таком обществе?

— Единое Государство в романе «Мы» Е.Замятина имеет чёткую структуру. Составьте в тетрадях схему данной структуры и проанализируйте функцию каждой.

— Какое государство получилось? Есть ли у него границы? Существуют ли взаимоотношения с другими государствами? Объясните свою точку зрения.

— Есть ли единство в этом Едином Государстве?

— Почему Д-503 уже в самом начале обнаруживает некоторое несходство с другими членами общества?

— Что объединяет Д-503 с I-330,  O-90,  R-13? Проанализируйте данные характеры героев.

— Как вы поняли, почему Д-503 вернулся в «строй»? Что он успел осуществить, находясь в обществе вышеназванных героев?

— Каким вы видите продолжение будущего в романе Е.Замятина?

Уровень 5. Синтез

— Попробуйте объяснить различие в понятиях «утопия» и «антиутопия»?

— А есть ли между этими понятиями общее? Докажите на примере данных романов.

— Найдите в каждом из романов Н.Чернышевского и Е.Замятина, что осуществилось в нашем обществе из предсказаний этих писателей? Хотя бы в какой-то мере?

— Как вы поняли определение понятия «свобода» в данных романах?

— А каково место человеческой личности в них?

— Что произойдёт, если такое будущее осуществится?

Уровень 6. Оценка

— Ответил ли Н.Чернышевский на вопрос своего романа: «Что делать?»?

— Каков, по вашему мнению, смысл названия романа Е.Замятина «Мы»?

— Русский философ Н.А.Бердяев писал: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» Почему Н.Бердяев так сказал? Что же тогда мы можем сказать об антиутопиях? В чём их ГЛАВНАЯ опасность?

Использованная литература

  1. Н.Г.Чернышевский. Избранные сочинения. Москва «Художественная литература» 1989.
  2. Е.И.Замятин. Мы. Москва «Молодая гвардия» 1990.
  3. Конструктор урока литературы на основе таксономии Бенджамина Блума. Методическое пособие. —  Казань: Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ, Управление образования ИКМО г.Казани, 2017.

  • Тревожащие новости как пишется
  • Тревожащийся понапрасну как пишется
  • Тревожат известия как пишется правильно
  • Требования к сочинениям в начальной школе
  • Требования к написанию сочинения по литературе в 11 классе в декабре