А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
т. (том) § 209 «Таврия» § 200
тазабагьябская культура § 27 п. 3
тазобедренный § 130 п. 3
Тайбэй § 8 п. 2
тайваньский § 30 п. 2 а) прим.
тайваньцы § 30 п. 2 а) прим.
также § 140 п. 3,
также и так же § 140 п. 3 прим.
-таки § 143 п. 2
такой-то § 135 б)
так-с § 141 п. 3
так сказать § 142 п. 2
так-сяк § 118 п. 4
так-таки § 141 п. 3
так-то § 135 б)
так что § 142 п. 2
Талмуд § 187
талмуд § 187 прим.
Тальони § 3 п. 3 б)
тамбурмажор § 18 п. 7
тамошний § 56, § 91 прим. 1
тамтам § 121 п. 3
там-то § 135 б)
Танин § 166
Танина книга § 166
танцевать § 23
танцовщица § 24 прим. 2
танцплощадка § 119 п. 2
тарарах § 140 п. 4
тарелка § 34
тарификация § 44
тартуский § 95 прим. 1
тары-бары § 118 п. 2
тассовский § 205
таять § 76 п. 3
тварный § 35 п. 1
тварь § 35 п. 1
ТВ-вещание § 206
твёрже § 5 п. 2
Тверская улица § 169
т-во (товарищество) § 111 п. 1
творение § 35 п. 1
творец § 35 п. 1
Творец § 181
творить § 35 п. 1
твор — твар § 35 п. 1
творческий § 35 п. 1
творчество § 35 п. 1
-те § 143 п. 1
Театральное училище им. М. С. Щепкина § 189
Тейлор § 9
теле- § 117 п. 3
теле- и радиопередачи § 112
телеКВН § 117 п. 3, § 151 прим. 2
теле круглый стол § 153
телеобъектив § 117 п. 3
теле-Печорин § 151
теле-пресс-конференция § 152
теле-ток-шоу § 152
телеуправляемый § 117 п. 3
телефильм § 117 п. 3
телеэкран § 6 п. 4 а)
телик § 50
тёмно-красный § 4 п. 1 прим. 2
тёмно-русый § 129 п. 2
темп § 9
теория § 44
теперешний § 56, § 91 прим. 1
теплофикация § 66
Тер- § 124 п. 4, § 161 прим.
теракт § 110
Тер-Габриэлян § 124 п. 4, § 161 прим.
терем-теремок § 118 п. 2
тереть § 36
тёрка § 36 прим. 4
терменвокс § 121 п. 3
термо- § 117 п. 3
термостойкий § 117 п. 3
Тер-Петросян § 124 п. 4, § 161 прим.
терпеть § 74
терпко-сладкий § 129 п. 2
терраса § 107
террор § 107
тестюшка § 70
тета-ритм § 120 п. 3
тет-а-тет § 121 п. 3
тётечка § 48,
тётичка § 48 прим.
тёти-Валин § 66, § 129 п. 3, § 166
тетра- § 117 п. 3
тетразамещённый § 117 п. 3
тетраэдр § 7 прим.
течение Западных Ветров § 169
тиксинский § 55
Тимуриды § 159
тирания § 44 прим. 1
тире § 9
ткёшь, ткёт, ткём § 4 п. 1 прим. 1
-то § 135 б), § 143 п. 1
то бишь § 142 п. 2
Т-образный § 111 п. 3
товарищ § 122 п. 1 в) прим.
товарищеский § 43, § 90
товарищи-единомышленники § 122 п. 1 в) прим.
товарищи-сослуживцы § 122 п. 1 в) прим.
товарищ-однокурсник § 122 п. 1 в) прим.
товарищ полковник § 122 п. 1 в)
тогда § 80
тогда-то § 135 б)
того § 92
то есть § 142 п. 2
тоже § 140 п. 3,
тоже и то же § 140 п. 3 прим.
«тойота», «Тойота» § 200
толкануть § 43
толкотня § 43
толочь § 32 г)
толстовство § 168
толчёте § 19 п. 1
толчея § 44 прим. 2
толчок § 18 п. 2
только-только § 118 п. 1
тольяттинский § 55
тонна § 107
тонно-километр § 120 п. 6 а)
топливо § 57
топ-модель § 121 п. 2
топорище (топорища — рукоятка) § 70 прим.
топорище (топорищи — увел.к топор) § 70 прим.
Тора § 187
торгпредство § 119 п. 2
тореро § 107
торт «Юбилейный» § 199
торуньский § 30 п. 2 а) прим.
торуньцы § 30 п. 2 а) прим.
торфенеть § 63
торшон § 18 п. 7
торшонировать § 21
Торъял § 27 п. 3
то-сё § 118 п. 4, § 155 б)
тосненский § 55
то-то (вот то-то, то-то же) § 141 п. 1
точёный § 104 прим.
точило § 70
точка в точку § 137 п. 4
точь-в-точь § 138 п. 2 прим. 4
травенеть § 63
травушка § 54
травяной § 63 прим.
траектория § 7 п. 2
трали-вали § 118 п. 2
трансагентство § 119 п. 2
трансиранский § 11 п. 4 а)
трансконтинентальный § 117 п. 1
трансфер-агент § 120 п. 4
трансъевропейский § 27 п. 1 б)
трахеобронхит § 65
трах-тарарах § 141 п. 1
тре- § 117 п. 2
тред-юнионизм § 120 п. 10
тремя § 69
тренажёр § 19 п. 4
треногий § 117 п. 2
треножник § 66
трепать § 74 прим. 3
трескотня § 43
трест «Трансэнергомонтаж» § 192
третий § 64 п. 3
III (Третий) Всероссийский съезд Советов § 179 прим. 3
Третья республика (в истории Франции) § 179
Третьяковская галерея § 189
треугольный § 66
трёх- § 117 п. 2
трёхгодичный § 4 п. 1 прим. 2
трёхимпульсный § И п. 4 в)
300-миллионный § 111 п. 3
Трёхтонка § 109, § 117 п. 2
трёхъядерный § 27 п. 2
трёхэлементный § 6 п. 4 б)
трещотка § 18 п. 2
три тысячи четыреста девяносто четыре § 133 а)
тридцатиградусный § 117 п. 2
тридцатитомный § 66
тридцатый § 132 б)
триединство § 66
триединый § 66
триер § 7 п. 1
триипостасный § 66
триктрак § 121 п. 3
трилистник § 66
триллер § 107
трипольская культура § 179 прим. 6
триста § 69, § 132 а)
триста пятьдесят восьмой § 133 б)
Триумфальная арка § 194
три-четыре § 118 п. 5
тришкин кафтан § 166
триэдр § 7 прим.
трогательно-романтический § 129 п. 2
трое § 69
трое на трое § 137 п. 4
троеперстие § 117 п. 2
троечник § 91
Троица § 181, § 183
Троице-Лыково § 126 п. 1
Троице-Сергиева лавра § 126 п. 1
Троицын день § 15 п. 3
тропик Рака § 169
тротуар § 107
трудяга-следователь § 120 п. 1 в)
труженик § 43, § 97
труппа § 107
трущоба § 18 п. 2
трын-трава § 121 п. 2
трюкаческий § 90
трясче § 88
тс (тонна-сила) § 209
тт. (тома) § 209
Ту-104 § 120 п. 2, § 200 прим. 1
Ту-154 § 208 прим. 3
туда-сюда § 118 п. 4
туда-то § 135 б)
Тулуз-Лотрек § 124 п. 1
туманность Андромеды § 178
тундреный § 45 прим. 1, § 97 прим.
тундряная куропатка § 45 прим. 1
тундрянка § 45 прим. 1
тупайя § 26 п. 3
турбо- § 117 п. 3
турбогенератор § 117 п. 3
Тургенев (Тургеневым) § 73
Туркменистан § 66
турне § 9
Турсун-заде § 124 п. 3, § 161
тускло-зелёный § 129 п. 2
туч (род. п. мн. ч.) § 32
тушёнка § 19 п. 5
тушёный § 19 п. 5
тыковка § 64 п. 3 а
тындинский § 55
тысчонка § 88 прим.
тысяча § 133 а), б)
тысяча девятьсот девяносто четвёртый § 133 б)
-тысячный § 132 б)
тьма-тьмущая § 118 п. 2
тьфу-тьфу § 118 п. 1
тэ (буква) § 8 п. 3
Тэтчер § 8 п. 2
Тэффи § 8 п. 2
ТЭЦ § 8 п. 4
тюльпан «чёрный принц» § 198
тюменский § 30 п. 2 а) прим.
тюменцы § 30 п. 2 а) прим.
Тюменьнефть § 29 прим.
тяжелобольной § 130 п. 1
тяжеловесный § 128 п. 3 а)
тяжелораненый § 99 п. 2
тяжёлый § 19 п. 7
тяньцзиньский § 30 п. 2 а) прим.
тянь-шаньский § 30 п. 2 а) прим.
тяп-ляп § 118 п. 2
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
§ 109. В словах,
образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные
согласные перед суффиксами сохраняются, напр.: группа — группка,
групповой, группировать; программа — программка, программный, программировать;
балл — пятибалльный, галлы — галльский, металл — металлический, металлург;
класс — классовый, классный, одноклассник; компромисс — компромиссный, киловатт
— кило-ваттный, либретто — либреттист, норманны — норманнский, антенна — антеннщик,
ванна — ваннщица, Дарданеллы — дар-данелльский, Калькутта — калькуттский, Канн
(и Канны) — каннский, Равенна — равеннцы.
Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква
в следующих случаях: 1) в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с
суффиксом -к(а), напр.: Алла — Алка,
Стелла — Стелка, Эмма — Эмка, Жанна — Жанка, Инна — Инка, Римма — Римка, Васса
— Васка, Мирра — Мирка, Мариэтта — Мариэтка, Савва — Савка, Кирилл — Кирилка,
Филипп — Филипка (так же: Филипок, род. п. Филипка и Филипчик); 2)
одиночная буква н — в любых словах с суффиксом -к(а), напр.: финка (ср. финн),
пятитонка, трёхтонка (тонна), колонка (колонна), антенка (антенна); 3) в
следующих словах: кристальный (кристалл), финский (финн), оперетка
(оперетта).
Примечание. В ласкательных формах имен на -очка, -ушка (Жанночка, Аллочка, Филиппушка,
Кириллушка и т. п.) двойные согласные сохраняются.
§ 117. Следующие
разряды слов пишутся слитно.
1. Слова с приставками, напр.:
а) с русскими приставками: безаварийный,
бескассовый, вдолъбереговой, внеурочный, внутривидовой, воззвание, выбе- жать,
дочитать, закричать, межбиблиотечный, междуцарст- вие, наибольший,
неспециалист, неприятный, небезынтересный, небесталанный, недочеловек,
недопонимать, низложить, обезле- сеть, обессилить, окололитературный, пасынок,
посильнее, по- слеперестроечный, прародина, предыстория, призвук, противо-
стоять, сверхчеловек, сверхдальний, соредактор, средиземный, суглинок,
чересполосица, чрезмерный;
б) с приставками иноязычного происхождения: алогичный,
авантитул, антициклон, антиисторический, архиважно, гипер- инфляция, демонтаж,
дезинтеграция, диспропорция, иммораль- ный, интернациональный, инфраструктура,
иррациональный, контрнаступление, метаязык, парапсихология, постсоветский,
протоистория, реэвакуация, субпродукты, суперлайнер, транс- континентальный,
ультралевый, экстерриториальный, экстра- ординарный.
Примечание. Слова с приставкой экс- в значении ‘бывший’
(экс-чемпион, экс-советский и
т. п.) пишутся через дефис. Так же пишется слово контр-адмирал, где приставка контр- имеет особое
значение (см. § 120, п. 7).
Слитно пишутся также сложные слова с начальными частями,
русскими и иноязычными, близкими к приставкам, напр.: всепрощение,
всеобъемлющий, ежемесячный, инопланетянин, инонациональный, лженаука,
лжесоциалистический, общенародный, общепризнанный, полумесяц, полусладкий,
полулежать, полушутя, самодостаточный, самолечение; панамериканский,
квазинаучный, псевдоготика, псевдонародный.
2. Сложные слова, первая часть которых совпадает с формой
числительного (двух-, трёх-, пяти- и т. п.), а также
слова с первыми частями дву-, тре-, много-, мало-, напр.:
двухмесячный, трёхтонка, четырёхпроцентный, пятиугольный,
шестиэтажный, семимильный, восьмигранник, девятибалльный, десятиборье,
одиннадцатилетка,
двенадцатичасовой, двадцатитонный, тридцатиградусный, сорокавёдерный,
пятидесятилетие, девяностолетие, столетний, двухсотрублёвый, полуторагодовалый,
полуторасталетний, двоевластие, троеперстие; двусторонний, треногий, многочлен,
многоступенчатый, малолюдье, малоснежный, малопривлекательный.
3. Сложные слова с первой иноязычной (интернациональной) частью,
кончающейся на гласную. Перечень основных таких частей сложных слов:
с конечным о: авто-,
агро-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо-, био-, вело-, вибро-, видео-,
гекто-, гелио-, гео-, гетеро-, гидро-, гомо-, дендро-, зоо-, изо-, кило-,
кино-, космо-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, невро-, нейро-, нео-,
орто-, палео-, пиро-, пневмо-, порно-, психо-, радио-, ретро-, сейсмо-, социо-,
спектро-, стерео-, термо-, турбо-, фито-, фоно-, фото-, эвако-, экзо-, эко-,
электро-, эндо-, энерго-;
с конечными а, е, и:
авиа-, дека-, мега-, медиа-, тетра-; теле-; деци-, милли-, поли-, санти-.
Примеры: автобиография, автозавод,
агропочвенный, астрофизика, аудиотехника, аэровизуальный, барокамера,
бензомоторный, биосфера, велотрек, виброизмерительный, видеотехника, гектоватт,
гелиогравюра, геополитика, гетеротрансплантация, гидротурбина, гомосексуальный,
дендропарк, зооветеринарный, изобары, изотермический, километр, кинофильм,
космовидение, макромир, метеослужба, микробиология, микроЭВМ, монокультура,
мотогонки, невропатолог, нейропсихический, неореализм, ортоцентр,
палеоазиатский, пиротехника, пневмосклероз, порнофильм, психолингвистика,
радиоактивный, радиоприёмник, ретромода, сейсмостойкий, социокультурный,
спек-тропроектор, стереоэффект, термостойкий, турбогенератор, фитопланктон,
фонохрестоматия, фотоаппарат, эвакогоспиталь, экзотермический, экосистема,
электроёмкий, эндотермический, энергоёмкий;
авиапочта, авиахимический, декаметр,
мегарелъеф, медиа-компания, тетразамещённый; телеобъектив, телефильм, телеКВН,
телеуправляемый; дециграмм, милливольт, поливалентный, поливитамины, сантиграмм;
с двумя и более такими частями: аэрофотосъёмка,
гидрогеохимический, метеорадиозонд, радиотелеуправление, спектроге-лиограмма,
фотокиносъёмочный, электрорадиооборудование; автомотовелогонки,
астроспектрофотометрия, палеофитогеографический.
Примечание к пп. 1 и 3. О замене слитного написания
некоторых слов с такими первыми частями дефисным либо раздельным см.
корректирующие правила, § 151 — 153.
4. Сложные слова с первой частью, оканчивающейся на я,
напр.: времяисчисление, времяимпульсный, имятворчество,
семядоля, семяочистителъный, себялюбие, себялюбивый.
1.
… вот он с погонами возле трехтонки, на ней, если вспомнить его историю, он возил снаряды в … мы цеплялись за полуторки и трехтонки. Я постукиваю кочергой по поленьям, следя за тем, чтобы они … фронтовым дорогам на «эмке» и трехтонке, карал оккупантов, пробирался и в самое логово зверя. Озорничал дядя …
Орлов Владимир. Аптекарь
2.
… за работу. По улице громыхала трехтонка. Ребята, оглушая криками шофера, заглядывали в кабинку. Из нес неторопливо …
Осеева Валентина. Васек Трубачев и его товарищи
3.
… три — две полуторки и одна трехтонка — и в первую очередь отправляли «животиков» и «черепников». Раненых с …
Некрасов Виктор. Рассказы
4.
… мотнул бородой Сазон Иванович. — Наша трехтонка. — И верно, — огорчился Михась. — Много они все-таки нашего нахапали … хвалят. Грузовики, вот эти наши трехтонки, немцы особенно хвалят, — затянулся Сазон Иванович и огладил бороду, выпустив …
Нилин Павел. Через кладбище
5.
… сквозь облака знакомого дыма военной трехтонкой катит к линии фронта далекий синтезатор, и задумчиво лают еще …
Пелевин Виктор. Рассказы
6.
… плечо. То и дело громыхали трехтонки, в которых вплотную друг к другу стояли девушки с лопатами …
Раевский Борис М.. Только вперед
7.
… Вторая колонна, — пояснил Леонид, — это трехтонки, ЗИС-5. Сдашь на второй класс, пересадим на автобус. А …
Рыбаков Анатолий. Страх
8.
… его хвост в кузове подъехавшей трехтонки и ЗИС с самолетом на полуприцепе выехал на дорогу. Для … других машин. Обнаруживаю, что нет трехтонки с сержантом. Оглядываю колонну — не видно. Отстал или же решил …
Покрышкин А.И.. Познать себя в бою
9.
… задрав пыльные колеса, валялась разбитая трехтонка. Юноша побледнел. А его спутник быстро перелез через борт и …
Полевой Борис. Повесть о настоящем человеке
10.
… гадать, куда это поехала колхозная трехтонка, зачем на околице деревни копают ямы и сваливают кирпич: все … вдруг заметили на шоссе грузовую трехтонку. Заглохший мотор был открыт, и около него с озабоченным видом … Потом к току подходили зеленые трехтонки, доверху нагружались очищенной пшеницей и увозили ее в колхозные амбары … лихо развернувшись, около сада остановилась трехтонка, и знакомый Варе и Мите шофер Миша торжественно возгласил: — Принимай … навстречу ему неожиданно выскочила зеленая трехтонка и, обдав снежной пылью, пролетела мимо. В кузове машины сидели …
Мусатов Алексей. Дом на горе
11.
… на проезжавшие мимо полуторки и трехтонки. Все они шли с грузом. Он поджидал пустую или менее …
Куусберг Пауль. Анреас Яллак 1-3
12.
… в действительности это была обыкновенная трехтонка, приспособленная для перевозки людей. Мы курсировали между центром города и …
Ламли Брайан. Некроскоп 1-5
13.
… привозили дрова. А на этой трехтонке чего-чего только не было! На железных кроватях громоздились стулья …
Коковин Евгений С.. Рассказы
14.
… подножья креста. Мы садимся в трехтонку, и медленно-медленно, скрежеща, постепенно колонна приходит в движенье. Над …
Криге Эйс. Бесприютное сердце
15.
… всех опросили, загудела на дворе трехтонка под брезентом, стали сотруднички грузить папки и сами уселись, и …
Липкин Семен И.. Записки жильца
16.
… создавая. Из многих строится частей Трехтонка грузовая. Из многих строится частей Мотор, коробка скоростей, И кузов …
Маршак С.Я.. Произведения для детей
17.
… На следующее утро он нагрузил трехтонку картошкой и уехал покупать шифер для фермы. Уже год как …
Можаев Борис. Рассказы и повести
18.
… 000 тонн груза, машины только трехтонки. А отправить вас — отправим, сегодня же, по одному, в кабинах …
Лукницкая Вера. Перед тобой земля
19.
… трехтонными машинами с севера. Дальше трехтонки ходить не могли, и потому это место теперь называлось перевалочной …
Лукницкий Павел. Памир без легенд (рассказы и повести)
20.
… Мы достали в Университете Закатекас трехтонку! Я выезжаю в сторону Мекскитик, и оттуда прямо в Ксонаката … Учитывая состояние дороги и изношенность трехтонки, им оставалось только молиться деве Марии и всем святым. Метрах …
Санчес Виктор. Тольтеки нового тысячелетия
21.
… между зарослей показались старая британская трехтонка марки «форд», кузов которой был прикрыт брезентом, и джип времен … половина не спускала глаз с трехтонки. — Полковник Вэлин? — спросил водитель джипа, когда подошел ближе. Он говорил … Вэлин. Двое солдат прошли к трехтонке, обыскали водителя и кабину, а потом осторожно приподняли брезент на … все снаряжение оказалось в кузове трехтонки, и там же разместились Келлер и солдаты, за исключением Спенсера … горизонтом, под брезентом, покрывавшим кузов трехтонки, становилось все теплее. Келлер вытер рукавом пот со лба и …
Тони Вильямс. Цена предательства
22.
… несколькими колхозниками забираемся в кузов трехтонки и едем в пески. Мы едем мимо хлопковых полей, пересекаем …
Трифонов Юрий. Мемуары
23.
… Директорский «фордик» 8 Курихин О. «Трехтонка» 9 Курихин О. Ее называли «эмкой» 10 Курихин О. Лимузин …
ТМ. Рассказы из клуба любителей фантастики
24.
… возможного парашютного десанта. Ему дали трехтонку для перевозки установок, и часов в 6 вечера они отправились … ворота, где их поджидали шестьдесят трехтонок. Разбившись на группы, офицеры сели в грузовики. Все это происходило … подогнать к этому месту четыре трехтонки, и солдаты — их было около 20 — попытались заставить пленных сесть … операции. Было собрано большое число трехтонок, в каждой — по шоферу с напарником и по два охранника … улице уже стояли три английских трехтонки. Узников разделили на три группы: дети до 16 лет, мужчины …
Толстой Н.. Жертвы Ялты
25.
… мы двинулись на запад: моя трехтонка впереди, он за мной. Продвижение было утомительным. Через каждые несколько …
Уиндем Джон. День триффидов
26.
… начать разгрузку. Первая, вторая, третья трехтонка… Пусто. Никаких наркотиков. Владельцы начинали ехидничать, ругаться, качать права. — Когда …
Шариков Мумин. Наркобизнес в России
27.
… колхозному водителю, покидал все в трехтонку и направился в город. Пока Коростылев был в деревне, не …
Ширянов Баян. Могила Бешеного
28.
… Как пусто?! Здесь уже сотни трехтонок, пятитонок, полутонок, МАЗов и ЯЗов; самосвалы, бульдозеры… Они движутся туда …
Успенский Лев. Записки старого петербуржца
29.
… машины-ловушки. Нам нужны грузовики-трехтонки. У нас достаточно своих полуторок, но нужны трехтонки. Гарриман кивнул и, как в первый раз, записав что-то …
Чаковский Александр. Блокада
30.
… эти шкафы придумала. На машину-трехтонку ровно пять помещается. В любое место шкафы подвез и устраивай …
Суворов Виктор. Контроль
Слитно, если отвечает на вопрос «как». Раздельно, если отвечает на вопрос «какую».
451
Автор: Алексей Морозов
Дата: 19.05.2021
Слово «Впустую» пишется слитно, если отвечает на вопрос «как». Например: «День прошел (как?) впустую». Раздельно надо писать в том случае, если слово отвечает на вопрос «какую»: «Налей в пустую бутылку» – «Налей в бутылку (какую?) пустую».
Таково простое объяснение правописания этого слова. Запомните его, чтобы на автомате применять в процессе письма.
Дальше я расскажу вам, как правильно объяснять эту орфограмму на уроке русского и почему, собственно, «впустую» иногда пишется слитно, а иногда раздельно.
Когда «впустую» пишется слитно
Мы пишем «впустую» слитно, когда оно является наречием. Наречие – это такая часть речи, которая не изменяется, поэтому других вариантов написания нет и быть не может. Как такового правила нет, но большинство наречий пишутся слитно и «впустую» – одно из них.
И, собственно, на уроке русского вы должны доказать, что «впустую» – наречие. Чтобы это сделать, вам надо найти слово, от которого наречие будет зависеть и задать наречный вопрос. Потренируемся:
- Время потрачено впустую. Потрачено (как?) впустую.
- Жизнь прожита впустую. Прожита (как?) впустую.
- Я прокатался впустую. Прокатался (как?) впустую.
Учитель может вас спросить: «Как еще доказать, что «впустую» – наречие?» Скажите ей, что его можно заменить на другое наречие. Попробуем:
- Время потрачено зря.
- Жизнь прожита напрасно.
- Я прокатался без толку.
Если будет нужно, добавьте, что «впустую» – это всегда обстоятельство образа действия. Другую синтаксическую функцию это слово никогда не выполняет.
Когда «в пустую» пишется раздельно
Раздельно мы пишем тогда, когда «пустую» – имя прилагательное. Чтобы доказать, что это прилагательное, а не наречие, можно пойти несколькими путями.
Первый – задать вопрос. Прилагательные отвечают на вопрос «какой»:
- Я налил чай в пустую бутылку. В бутылку (какую?) пустую.
- Она налила мне щей в пустую тарелку. В тарелку (какую?) пустую.
- Я бросил самолетик в пустую корзину. В корзину (какую?) пустую.
Второе. Прилагательное всегда зависит от существительного, от которого к нему задается вопрос. Если мы поставим вместо этого существительного другое, то форма прилагательного изменится. Например: в пустую бутылку – в пустой бидон – в пустое корыто.
Третье. Вместо одного прилагательного всегда можно поставить другое: Я налил воду в пустую бутылку – в красную/стеклянную/большую бутылку.
Почему «в» и «пустую» пишутся раздельно? Потому что «в» – предлог, а предлоги пишутся раздельно со всеми остальными словами. И предлоги обязательно можно употреблять в вопросах к другим словам. Например: Я налил суп в пустую тарелку – налил (в что? во что?) в тарелку.
Помните об этом, если вдруг учительница спросит.
Слово «пустую» в предложении может выполнять только одну синтаксическую функцию – быть согласованным определением.
Как обозначать эту орфограмму на письме
Если «впустую» вы написали слитно, подчеркните одной чертой «вп», выделите приставку «в» и корень «пуст», а в скобках напишите «нар.» (наречие).
Если слово пишется раздельно, подчеркните одной чертой «пробел» между «в» и «пустую» и надпишите над «в» – «предлог», а над «пустую» – «прилагательное».
В случае, если вы не умеете объяснять орфограммы, – самое время научиться это делать. Прочитайте мою статью о том, как правильно объяснять и подчеркивать орфограммы, а еще посмотрите видео (тоже мое). Такая методика работы с орфограммами поможет вам быстро запомнить основные правила русского языка и научиться автоматически писать грамотно.
Полезные материалы по теме
Год назад я написал четыре статьи с кратким обзором онлайн-курсов по русскому языку. Вот ссылки на эти статьи:
- Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому.
- Подготовка к ОГЭ.
- Подготовка к ВПР.
- Общие курсы русского языка.
Я вам советую хотя бы пробежаться по ним глазами. В этих статьях описаны очень разные программы. Некоторые позволяют готовиться к экзаменам по русскому в целом, некоторые учат писать сочинения и изложения. Есть курсы отдельно по пунктуационной или орфографической грамотности.
Один курс я хочу порекомендовать непосредственно здесь. Речь идет о материале «Идеальный русский» от сайта Викиум. Курс стоит 890 рублей, в нем есть теория и три программы для отработки практики. Собственно, я всем рекомендую эту разработку именно за счет программ, теорию можно найти и на просторах интернета.
И последнее. Я нашел в интернете в открытом доступе четыре пособия по русскому языку и лично их все просмотрел. Они мне показались очень качественными, простыми в плане изложения и информативными. Помимо текста в них есть хорошие схемы и таблицы. Чтобы получить архив с пособиями, напишите здесь ваш E-mail, они вам отправятся автоматически.
Заключение
Эта статья была посвящена правописанию слова «впустую». Обобщим. Пишем слитно, если это наречие, которое отвечает на вопрос «как». Пишем раздельно, если это прилагательное с предлогом и оно отвечает на вопрос «какую».
Все ли вам понятно в содержании этой статьи или остались какие-то вопросы? Буду рад получить от вас обратную связь, форма для комментариев находится прямо под статьей.
Всем спасибо.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
«Совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал». Такими словами специалисты описывают эффект от одного из важнейших общественных и образовательных событий уходящего года – перезапуска общества «Знание». Почему возрождение образовательного проекта с советскими корнями оказалось столь впечатляющим?
В 1947 году в только что пережившем войну СССР было создано общество «Знание», важнейшей задачей которого было, как легко догадаться, распространение научных знаний. Несмотря на послевоенную разруху, общество работало, и не так уж плохо. Более того, возможно, что сейчас ситуация с этим в чем-то может быть даже похуже, чем в 1950-е. Здесь показателен эпизод из биографии советского физика-иммигранта из Италии Бруно Понтекорво. В начале 50-х он попал в СССР, где с ним случилось следующее.
Прогуливаясь по окрестностям Дубны, Понтекорво заблудился, но к вечеру нашел трактор, и тракторист взялся его подвезти. Желая быть любезным, тракторист спросил, чем именно Бруно занимается в институте. Тот честно ответил: «нейтринной физикой» (одним из создателей которой Понтекорво стал уже в 1930-е годы). Тракторист вежливо сказал: «Вы хорошо говорите по-русски, но все же есть некоторый акцент. Физика не нейтринная, а нейтронная!»
Рассказывая в Италии об этом происшествии, Бруно добавлял: «Надеюсь, я доживу до времени, когда уже никто не будет путать нейтроны с нейтрино!»
Комментируя этот рассказ, докладчик [крупный советский физик, уже после смерти Понтекорво] заметил: «Теперь, хотя Бруно до этого не дожил, его предсказание, пожалуй, сбылось: сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!»
Тракторист из 1950-х ошибался насчет нейтрино потому, что их экспериментально обнаружили только в 1956 году (до того они были гипотезой). Но вот про нейтроны он уже знал, хотя их открыли всего за пару десятков лет до этого разговора. Сегодняшний тракторист довольно редко может похвастаться представлением о частицах, открытых физиками 20 лет назад – и в этом смысле фраза «Сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!» действительно верна.
Ответов на вопрос, почему так получилось, можно предложить много. Один из самых очевидных: до последнего времени российский научпоп справлялся с задачей популяризации не очень хорошо. Есть целый набор научпоп-ресурсов в Сети, есть видеолектории и культурно-просветительские центры, организующие лекции (типа «Архэ»), но на все это мало кто ходит. Посетители этих лекций и ресурсов – часто люди, получившие образование по «научной» стезе, хотя и не всегда оставшиеся после этого работать в науке.
Это тревожный знак: без популяризации науки, способной затронуть детей и подростков действительно широких слоев населения, число желающих заняться наукой никогда не будет слишком большим.
А без таких желающих российская наука неизбежно окажется слабее, чем могла быть.
Поэтому логично, что государство после десятилетий послесоветского забвения попробовало вернуться к ситуации, когда трактористы более или менее интересуются современной им физикой частиц. Уже в 2016 году вышел указ президента о воссоздании общества «Знание», до 2021 года активность его была не особенно заметной для публики.
Наконец в мае 2021 года состоялся перезапуск «Знания», причем на новой, современной основе – включая цифровые платформы. По всей стране был проведен федеральный трехдневный марафон общества. Второй федеральный просветительский марафон «Новое знание», приуроченный ко Дню знаний, прошел с 1 по 3 сентября.
Что мы знаем о «Знании»?
«Несмотря на «малозаметность» деятельности общества в 2016–2020 годах, именно тогда прошла значительная часть подготовительной работы по его восстановлению, особенно в регионах страны, – объясняет газете ВЗГЛЯД Илья Климов, директор петербургского филиала общества «Знание». – И потом, все-таки малозаметным оно было не везде. В частности, в Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов деятельность общества и не прерывалась.
Но определенно после послания президента Федеральному собранию весной 2021 года вся работа «Знания» получила сильнейший новый импульс. Главой наблюдательного совета стал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, а генеральным директором – Максим Древаль. Очень большую роль сыграло и то, что открытый урок общества провел президент: после этого у нас появилось сразу много известных ученых, желающих дать лекцию в своей области знаний, включая тех, кто до этого о новом обществе почти ничего и не знали».
Климов констатирует, что обновленное «Знание» заметно изменило свои подходы к просветительству. «Мы больше пошли в сторону «цифры», стали уделять больше внимания онлайн-лекциям, чему и пандемия поспособствовала, конечно». Уже первый онлайн-марафон общества получил свыше 70 миллионов просмотров – и это «совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал», – заключает он. Несмотря на то, что этот весенний и последующий сентябрьский марафоны оказались весьма востребованными, «мы не планируем отказываться и от офлайн-форматов, типичных для первого, еще советского общества «Знание».
Климов считает неправильным вообще противопоставлять эти форматы, отмечая, что многие офлайновые лекции общества доступны в видеозаписях (хотя и не все). Те же «Умные недели», проводимые «Знанием», вполне сочетают самые разные форматы в этой области.
«Наши сотрудники всегда стараются привлекать к лекциям лидеров в своей отрасли – будь это бизнесмены-организаторы, ученые или кто бы ни было еще», – подчеркивает собеседник. И это действительно так: в онлайн-марафонах общества в этом году поучаствовал даже Илон Маск, рассказав, среди прочего, что два конференц-зала компании SpaceX названы в честь Циолковского и Королева (чего нет даже в Роскосмосе). Легко видеть, что важность популяризации науки и техники за рубежом понимают хорошо и придают ей большое значение даже в таких бизнес-проектах, которые, казалось бы, напрямую никак не связаны с образованием.
Отвечая на вопрос «Чем вы планируете отличаться от всех остальных научно-популярных проектов в России?», Климов сделал упор на два момента. «Во-первых, все наши онлайн- и офлайн-мероприятия бесплатные». Зачастую лекции до «Знания» были либо полностью платными, либо с бесплатной первой частью лекционного курса – а последующие требовали оплаты. Надо сказать, что общество оплачивает лекции для части своих ученых, но, как ни странно, не для всех: ряд из них отказывается от вознаграждения.
Во-вторых, продолжает Климов: «Наше общество «Знание» – это своего рода знак качества. Все наши лекции и мероприятия проходят серьезный отбор. Мы неоднократно проверяем каждого лектора и каждую его лекцию, а в существовавших до нас лекционных экосистемах это было далеко не так. У нас не бывает роликов с недостоверной информацией, набравших миллионы просмотров, как, к сожалению, иногда случается в области популяризации в других местах».
Климов отмечает, что пока «Знание» еще в начале своего пути. В обществе постоянно идет работа над новыми идеями и направлениями. Например, планируется собственное научпоп-издание, и даже «книжное» издательство, которое поможет публиковать качественные и интересные популярные книги о науке. «Но это пока небольшой инсайд, мы об этом пока официально не объявляли», – полушутливо отмечает он.
«Мы думаем и над тем, чтобы шире премировать СМИ, пишущие о науке, и научно-популярные книги, выходящие в других изданиях», – продолжает Климов. Первый шаг в этой области уже сделан: 7 декабря 2021 года в Москве состоялось вручение премии «Знание-2021».
Что думают о популяризации и «Знании» ученые?
Одним из самых известных ученых, которые были привлечены обществом «Знание», стал Артем Оганов. Кристаллограф с мировым именем, создатель крайне успешного алгоритма предсказания кристаллических структур, а по сути – новых соединений.
Положив эти алгоритмы в основу программы USPEX, ученый не просто дал остальным исследователям мощный инструмент предсказания еще неоткрытых соединений. Вместе со своими коллегами Оганов предсказал сверхтвердую структуру бора, прозрачную фазу металла натрия, стабильные соединения гелия (долго считавшегося не образующим соединений с другими веществами), новые (еще недавно считавшиеся невозможными) хлориды натрия, новые рекордные высокотемпературные сверхпроводники, новые соединения, существующие в недрах Земли и других планет. Его открытия затем много раз подтверждались экспериментально и бесспорно имеют значительное практическое значение.
Артем Оганов рассказал газете ВЗГЛЯД о своем участии в работе общества «Знание».
ВЗГЛЯД: Как вы считаете, чего не хватало российскому научпопу до «реинкарнации» общества «Знание» в этом году? Что не так с популяризацией науки в России сегодня с точки зрения ученого?
Артем Оганов: Очень может быть, что именно общества «Знание» нашей популяризации науки и не хватало. До сих пор был некий, довольно обширный рынок популяризации науки – например, были лектории совершенно разных уровней, от очень высококачественных до крайне низкоуровневых. Какие-то лектории совершенно бесплатные, другие — очень дорогие. Короче, выбор для всех.
С одной стороны, пускай цветут все цветы, но с другой стороны, должен быть и какой-то стандарт качества. А его до сих пор просто не было. Вы запросто можете наткнуться на лекцию про каких-то рептилоидов, или про то, что ковида не существует, или про то, что вакцины — это плохо. А ведь это не просто глупости, а заблуждения, которые порой наносят людям вокруг нас огромный ущерб.
То есть у нас сложилось такое научпоп-многообразие, в котором остро не хватает камертона, мерила качества. А он очень нужен, без него мы увидим популяризацию не только науки, но и откровенно абсурдных идей.
Кроме того, имевшееся у нас до недавних пор сообщество популяризаторов, на мой взгляд, слишком политизировано. И несмотря на то, что сфера популяризации была вроде бы очень многообразной и децентрализованной, на деле в ней возникла угроза своего рода монополизации мысли. Я неоднократно слышал, что каждый популяризатор, ученый и интеллигент должен быть в оппозиции, должен ходить на митинги и бороться с чуть ли не любым правительством своей страны и тд. – удивительно, но такого нет ни в одной другой стране мира.
Я также слышу (как правило, от крайне слабых ученых), что ученый не может быть верующим – хотя это явно противоречит фактам. По сути, «в нагрузку» с популяризацией науки люди получают и порцию идеологического догматизма. Мне кажется, что это очень плохо.
Искренне не понимаю, кому и что должен интеллигент, популяризатор или хороший ученый. Думающие люди вполне могут иметь и «левые», и «правые» взгляды, а могут быть и совсем аполитичными. Могут быть верующими, а могут быть и атеистами – это вопрос личного пути человека. Это в КПСС или в отряде октябрят люди кому-то что-то все время должны. Свободный человек должен разве что себе самому и Господу Богу, и его долг только один — быть самим собой.
Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА «Новости»)
ВЗГЛЯД: Полагаете, общество «Знание» способно помочь в решении этой проблемы?
А. О.: Я не знаю, способно ли общество «Знание» с помощью своей просветительской деятельности помочь людям быть свободными – это все-таки в основном индивидуальная работа каждого человека над собой. Но вижу, что с перезапуском «Знания» упомянутая группа людей уже лишилась монополии в популяризаторской среде.
ВЗГЛЯД: В чем был ваш личный мотив поучаствовать в работе общества «Знание»?
А. О.: Для меня все началось с моего детства – тогда общество «Знание» было очень важной составляющей просвещения в нашей стране. В то время мы были одной из самых образованных стран мира, в том числе и благодаря работе этого общества. Образование – залог будущего страны, без которого у нее нет ни перспектив, ни даже смысла существования.
Да, сейчас у нас по-прежнему сохраняется хороший по мировым меркам уровень образованности. Но есть тенденция к снижению уровня образования, и в сравнении с советским он, как мне кажется, значительно проигрывает. Просто посмотрите на то, как неграмотно люди стали писать. Посмотрите опросы в интернете, когда подходят к прохожим на улице и спрашивают их элементарные вещи, а они не могут умножить 2 на 2, или не знают, например, что такое таблица Менделеева — и, самое главное, не хотят этого узнавать, не интересуются ничем новым. Но какой смысл в жизни, если тебе в ней ничего не интересно?
Так что очень хорошо, что общество «Знание» решили возродить. Мне вообще нравится слово «возрождение», и само это явление – во всех его проявлениях. Пока что я прочел для общества только одну лекцию — приглашали меня много раз, но график в 2021 г. был очень плотным. Надеюсь, что в следующем году смогу прочесть для общества несколько лекций.