Требования к сочинениям в начальной школе

Целью конференции является обсуждение актуальных вопросов в системе начального образования и перспектив его развития. повестка дня:проектирование образовательного процесса в соответствии

Целью конференции является обсуждение актуальных вопросов в системе начального образования и перспектив его развития.

Повестка дня:

  • Проектирование образовательного процесса в соответствии с обновлёнными стандартами.
  • Дидактические требования к домашней учебной работе в условиях информационно-образовательной среды.
  • Цифровое пространство как фактор информационной социализации и развития младшего школьника.
  • Блогерство в образовании: модная тенденция или потребность?

Программа мероприятий

item 1

13:00-13:50 мск

ФГОС 3.0: обучаем по-новому?

  • Чем обновлённый ФГОС НОО отличается от действующего?
  • Какие инструменты и механизмы необходимо учесть для корректировки рабочих программ педагога?

Эти вопросы сегодня в активной повестке на всех уровнях образования. Обсудим их в дискуссии с экспертами ИСРО РАО.

Рожкова Марина Викторовна

Рожкова Марина Викторовна

к.пед.н., руководитель Центра развития дошкольной литературы и развивающих систем начального образования ГК «Просвещение»

Кузнецова Марина Ивановна

Кузнецова Марина Ивановна

ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования ИСРО РАО, д. пед. н., автор учебников, методических и дидактических материалов для начальной школы

Рыдзе Оксана Анатольевна

Рыдзе Оксана Анатольевна

старший научный сотрудник лаборатории начального образования ИСРО РАО, к. пед. н., автор учебников, методических и дидактических материалов для начальной школы

item 1

14:00-14:50 мск

Это нам не задавали! Домашние задания : перезагрузка

Современные исследования доказывают, что выполнение домашнего задания влияет на уровень успешности ребенка. Но почему тогда именно домашняя работа так часто вызывает споры, вопросы и негатив со стороны родителей?

  • Могут ли современные технологии и приёмы, цифровые сервисы изменить эту ситуацию?
  • В чем сильные и слабые стороны домашних заданий?
  • Как организовать работу ребёнка дома, чтобы она мотивировала и была интересна?

Самсонова Ольга Юрьевна

Самсонова Ольга Юрьевна

методист — эксперт ГК «Просвещение»

Байбакова Ольга Юрьевна

Байбакова Ольга Юрьевна

к. пед. н., заведующий кафедрой дошкольного, начального образования и коррекционной педагогики ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»

Ускова Ирина Владимировна

Ускова Ирина Владимировна

ученый секретарь, старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к. пед. н., автор научных изданий и учебных пособий для учителей русского языка и литературы

Соснина Екатерина Геннадьевна

Соснина Екатерина Геннадьевна

учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 1208 им. Героя Советского Союза М. С. Шумилова», аспирант лаборатории начального образования ИСРО РАО, Москва

Димитриева Светлана Васильевна

Димитриева Светлана Васильевна

к.б.н., доцент, Почетный работник ВПО РФ, ведущий методист отдела внедрения РО и новых продуктов ООО «Просвещение — Союз»

Романовская Марина Юрьевна

Романовская Марина Юрьевна

клинический психолог

item 1

15:00-15:50 мск

Цифровое пространство развития Phygital-поколения

Микс цифрового и нецифрового активно используется в образовании и в жизни. Гибридное и смешанное обучение стали привычными форматами организации учебного процесса, доступными для Phygital-поколения.
Обсудим с экспертами:

  • Какой он современный педагог,обеспечивающий развитие ребёнка в цифровом пространстве ?
  • Какие угрозы подстерегают младшего школьника в цифровом мире и как их избежать?
  • Как обеспечить информационную социализацию младшего школьника?

Зубаирова Оксана Владимировна

Зубаирова Оксана Владимировна

методист — эксперт ГК «Просвещение»

Сиденко Андрей Григорьевич

Сиденко Андрей Григорьевич

руководитель направления «Лаборатории Касперского» по защите детей в интернете, учитель информатики, физики и астрономии, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России 2013»

Молокова Анна Викторовна

Молокова Анна Викторовна

проректор по научно-методической работе и цифровизации ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, заведующий кафедрой начального образования, д. пед. н., доцент

Тимофеева Лилия Львовна

Тимофеева Лилия Львовна

к. пед. н., старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», заместитель главного редактора журнала «Мир образования — образование в мире», академик МАНЭБ, федеральный эксперт ООО «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», эксперт Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»

item 1

16:00-16:50 мск

Блогерство в образовании: модная тенденция или потребность?

Коммуникации в интернет пространстве формируют новый образовательный опыт.
На повестке дня вопросы: из чего складываются эти коммуникации и насколько блогерство в системе образования актуально. Это модное увлечение или востребованный формат диссеминации нового опыта?

Савельева Татьяна Васильевна

Савельева Татьяна Васильевна

руководитель продвижения проектов ДиНО ООО «Просвещение-Союз».
Отдел внедрения развивающего обучения и новых продуктов

Комарова Ольга Николаевна

Комарова Ольга Николаевна

преподаватель департамента педагогики и методики начального общего образования Института среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ

Надя Папудогло

Надя Папудогло

главный редактор интернет-издания об образовании и воспитании детей «Мел»

Серых Лариса Викторовна

Серых Лариса Викторовна

заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», к. пед. н., доцент

Рекомендуем цифровые сервисы

Банк заданий по функциональной грамотности

Более 500 заданий для учеников 1-9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

Подробнее

Учим стихи

Учим стихи вместе с грамотным помощником

Подробнее

ПроВоспитание

Комплексное решение для организации системы воспитательной работы в школе

Подробнее

Новинки учебной литературы

Информационная безопасность, или Как вести себя в Сети. 2-4 классы

Информационная безопасность

Пособие познакомит школьников с правилами защиты устройств и личной информации, расскажет как вести себя, столкнувшись с кибербуллингом и как избежать фишинга. В пособии содержатся разнообразные задания, котороые развивают у обучающихся начальной школы коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение критически мыслить, навыки проектной деятельности.

Информация. Чтение. Смыслы. Тетрадь-тренажёр. 3-4 классы

Информация. Чтение. Смыслы. Тетрадь-тренажёр.

Пособие содержит задания, которые способствуют формированию у младших школьников основ функциональной грамотности. Контекст заданий строится на материале учебных предметов, изучаемых в начальной школе (математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира), а также на ситуациях из жизни.

Опыты и эксперименты в начальной школе. 1-2 классы

Опыты и эксперименты в начальной школе

Пособие поможет научиться добывать знания самостоятельно, увидеть необычное в привычных предметах и явлениях и превратить учёбу в захватывающее и увлекательное приключение.

Азбука экологии (1-4) (Чистая планета)

Азбука экологииАзбука экологии

Курс знакомит с основными экологическими понятиями, воспитывает чувство ответственности за свои действия в природе, развивает умение находить в окружающем мире локальные проявления глобальных экологических проблем.

Русский язык. Разноуровневые задания. 1,2,3 классы

Русский язык. Разноуровневые заданияРусский язык. Разноуровневые задания

Тетрадь-тренажёр направлена на глубокую проработку и прочное усвоение школьниками изучаемого материала по русскому языку. Задания в каждом разделе распределены по уровню сложности (базовый, повышенный и высокий). Уровень сложности ученик выбирает сам или при участии взрослых. Правильность выполнения заданий можно проверить с помощью QR-кодов.

Учимся писать сочинения и изложения. Подсказки и алгоритмы. 2,3,4 классы

Учимся писать сочинения и изложенияУчимся писать сочинения и изложения

Пособие поможет ученикам научится создавать тексты разных жанров, понимать особенности их структуры и содержания, определять тему и главную мысль предлагаемых текстов. Задания обеспечат возможность детям научиться оценивать результаты своей работы. Комментарии и ключи к заданиям помогут учащимся работать с пособием самостоятельно.

Тренажер по математике. Решение задач. 1,2,3,4 классы

Тренажер по математикеТренажер по математике

Пособие поможет научить ребенка мыслить и рассуждать, решая задачи различных видов. Особое внимание уделяется установлению взаимосвязей между различными величинами и выработке определенного алгоритма действий. Тренажер предназначен для коллективной и индивидуальной работы учащихся в школе и дома.

Литературное чтение. Что я знаю, что я умею. 2 класс

Литературное чтение

Тетрадь предназначена для организации тематического контроля на уроках литературного чтения и содержит два равнозначных варианта проверочных работ по каждой теме. Предложенные задания позволяют определить уровень освоения учащимися программного материала и подготовить их к выполнению итоговых проверочных работ за год.

Окружающий мир. Что я знаю. Что я умею. 1 класс

Окружающий мир

Тетрадь предназначена для организации тематического контроля на уроках окружающего мира и содержит два равнозначных варианта проверочных работ по каждой теме. Предложенные задания позволяют определить уровень освоения учащимися программного материала и подготовить их к выполнению итоговых проверочных работ за год.

Окружающий мир. Тематический и итоговый контроль. Рабочая тетрадь. 1,2,3,4 классы (система Занкова)

Окружающий мир. Тематический и итоговый контрольОкружающий мир. Тематический и итоговый контроль

Пособие для проверки освоения школьниками учебного материала по всем темам. В пособии проверяются темы, выходящие за рамки программы и позволяющие ребенку расширить кругозор. Включает 9 тематических проверочных работ, а также 4 срезовые работы, которые рекомендуется проводить по окончании четвертей, и итоговую работу за год.

Русский язык. Я пишу грамотно. 1,2,3 классы (система Занкова)

Русский язык. Я пишу грамотноРусский язык. Я пишу грамотно

Пособие позволяет в увлекательной форме формировать орфографическую грамотность младших школьников и диагностировать уровень ее освоения. Система заданий дает возможность выявить причины орфографических ошибок или предупредить их.

Литературное чтение. Читательская грамотность. 1,2 классы (система «Гармония»)

Литературное чтение. Читательская грамотностьЛитературное чтение. Читательская грамотность

Пособие содержит систему заданий , которые направлены на обучение поиску, извлечению и пониманию текстовой информации, а также на обучение преобразованию и использованию этой информации для решения задач в учебной и повседневной личной жизни. Разнообразные типы заданий и тексты разных видов и жанров позволяют подготовить обучающихся к разным формам школьного контроля.

Попади в 10! Окружающий мир. Тетрадь-тренажер. 1,2,3,4 классы

Попади в 10Попади в 10

Тетрадь-тренажёр «Попади в десятку!» по окружающему миру предназначена для самостоятельной работы учащихся. Задача тетради — не просто дать возможность вспомнить и отработать изученный материал, но и сделать его востребованным в повседневной жизни школьника. Игровая форма работы мотивирует ребёнка продолжать выполнять задания (желание набрать больше баллов), развивает умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, что является одним из шагов к успешному обучению в школе.

Попади в 10! Русский язык. Тетрадь-тренажер. 1,2,3,4 классы

Попади в 10! Русский языкПопади в 10! Русский язык

Тетрадь-тренажёр «Попади в десятку!» по русскому языку предназначена для самостоятельной работы учащихся. Задача тетради — не просто дать возможность вспомнить и отработать изученный материал, но и сделать его востребованным в повседневной жизни школьника. Игровая форма работы мотивирует ребёнка продолжать выполнять задания (желание набрать больше баллов), развивает умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, что является одним из шагов к успешному обучению в школе.

Попади в 10! Литературное чтение. Тетрадь-тренажер. 1,2,3,4 классы

Попади в 10! Литературное чтениеПопади в 10! Литературное чтение

Тетрадь-тренажер предназначена для систематизации знаний и отработки умений учащихся по основным разделам курса литературного чтения. Игровая форма подачи материала способствует формированию метапредметных результатов. Пособие могут использовать как родители, так и учителя для организации самостоятельной работы детей дома, индивидуальных занятий с обучающимися в течение учебного года.

Попади в 10! Математика. Тетрадь-тренажер. 1,2,3,4 классы

Попади в 10! МатематикаПопади в 10! Математика

Тетрадь-тренажер предназначена для систематизации знаний и отработки умений учащихся по основным разделам курса математики. Игровая форма подачи материала способствует формированию метапредметных результатов, среди которых особое внимание уделено регулятивным умениям: целеполаганию и планированию работы, самостоятельной проверке выполнения заданий по ключам-ответам, анализу и оценке собственных достижений, прогнозированию дальнейших действий при изучении той или иной темы.

Окружающий мир. Тесты. 4 класс

Окружающий мир. Тесты. 4 класс

В тетради представлены тесты для 4 класса, предназначенные для поурочного контроля и самоконтроля. Тестовые задания с использованием ярких, красочных иллюстративных материалов позволяют превратить проверку знаний в увлекательную познавательную работу.

Тренажер по литературному чтению для 1,2,3,4 классов

Тренажер по литературному чтениюТренажер по литературному чтению

Тренажёр предназначен для отработки навыка смыслового чтения учащихся и формирования умений работы с текстом: определение типа и жанра текста, темы литературных произведений. Основная задача тренажёра — учить школьников осмыслению поступков героев литературных произведений.

Русский язык. Тренажёр по чистописанию. 1 класс

Русский язык. Тренажёр

Данное пособие предназначено для практики и развития письма. Уникальная методика автора направлена не только на эффективное обучение написанию отдельных букв и их сочетаний, но и на повсеместное развитие мелкой мускулатуры руки. Тренажёр содержит материал, позволяющий вызвать интерес школьников к письму и обеспечить достижение метапредметных и предметных результатов обучения в 1 классе.

Вебинары

Учу стихи сам

Волкова Елена Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 2101», почётный работник образования, председатель Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы

Курс «Инфобезопасности» в учебной, внеурочной, воспитательной и творческой работе с детьми и родителями по уровням образования

Цветкова Марина Серафимовна,
к.пед.н., доцент, профессор РАЕ, член Экспертного совета по общему и дополнительному образованию Комитета по образованию ГосДумы РФ, автор УМК по информатике, автор курса по Инфобезопасности

«Начинайзер»: как помочь младшему школьнику в выполнении домашнего задания

Зубаирова Оксана Владимировна,
методист-эксперт отдела методической поддержки педагогов ГК «Просвещение»

Этот материал раскроет все виды функциональной грамотности.

Статья.

Виды функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Функциональная грамотность —  сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. 

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности

Выделяется несколько основных видов функциональной  грамотности:

Информационная:  находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Общая грамотность:  написать сочинение, реферат, считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подбор слов, написать заявление, заполнить какие — либо анкеты, бланки.

Компьютерная:  искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Деятельностная грамотность: проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем:  выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Финансовая грамотность: знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: 

1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 

3.Способностью строить социальные отношения. 

4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»    А. А. Леонтьев

 Статья.

Виды функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Функциональная грамотность —  сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. 

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности

Выделяется несколько основных видов функциональной  грамотности:

Информационная:  находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Общая грамотность:  написать сочинение, реферат, считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подбор слов, написать заявление, заполнить какие — либо анкеты, бланки.

Компьютерная:  искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Деятельностная грамотность: проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем:  выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Финансовая грамотность: знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: 

1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 

3.Способностью строить социальные отношения. 

4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»    А. А. Леонтьев

Современные требования к уроку изобразительной
деятельности в начальной школе.

Целью уроков
изобразительного искусства в школе можно назвать формирование
художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого
потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и
становления учащихся как личностей.

Задачи уроков
изобразительного искусства:

-Формирование устойчивого интереса к изобразительному
искусству;

-Осознание культурного опыта человечества через
художественно-образную систему отечественного и мирового изобразительного
искусства;

-Формирование представлений о внутренних
закономерностях культурно-исторического процесса с учетом прошлого и современного
опыта пластических искусств;

-Расширение представлений о своеобразии российской
культуры;

-Духовное развитие учащихся в процессе художественного
созерцания окружающего мира;

-Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося,
формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру.

Урок изобразительного искусства в школе бывает четырех
типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы,
об искусстве.

Внимательное изучение требований к урокам
изобразительного искусства в школе, показывает, что в общую школьную программу
включены следующие задания: задания на составление узоров, оформлению альбомов,
задания по декоративному оформлению помещений. Такие задания направлены на
развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно
полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы
школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного
искусства. На уроке изобразительного искусства в школе при обучении навыкам
декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции,
продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью,
изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и
других народов.

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках
занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки: изображение
различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных
произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, изображения на
темы, придуманные самими детьми. Рисование на темы направлено на развитие
ребенка: развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в
работе, даёт возможность полнее выразить свои мысли и чувства.

Подготовка учителя к уроку изо является
одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к
уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка,
живописи, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

-Чёткая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;

-Владение современными и актуальными методами
составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;

-Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими
усвоению культуры, обеспечивают овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО
ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы.
Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству
преподавания изобразительного искусства. Подготовка учителя к уроку включает в
себя использование различных программ, пособий, методической литературы,
изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по
предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта
урока. В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку
ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок
не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный
урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче
материала.

Современный урок — урок, направленный на формирование
и развитие универсальных учебных действий. Отдельно нужно остановиться на процедуре
планирования урока. Для этого необходимо следующее:

1.Определение темы урока.

2.Определение дидактической цели урока на определенную
тему.

3.пределение типа урока.

4.Продумывание структуры урока.

5.Обеспеченность урока.

6.Отбор содержания учебного материала.

7.Выбор методов обучения.

8.Выбор форм организации педагогической деятельности.

9.Оценка знаний, умений и навыков.

10.Рефлексия урока.

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр
требований к уроку ИЗО
. К их числу можно отнести как использование
новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей
учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется
реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной
познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль
играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями,
опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и
активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке
изобразительного искусства.

Дидактические принципы: наглядность, доступность,
посильность, последовательность, активность и сознательность, систематичность,
воспитывающее обучение.

На уроке изобразительного искусства особый акцент
необходимо делать на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие
художественно творческих способностей учащихся, чтобы впоследствии, они были
эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС
второго поколения
относится наличие технологической карты
урока. Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и
возможность достижения планируемых результатов освоения основных
образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Структура технологической карты:

1-й этап. «Самоопределение
к деятельности. Организационный момент». Деятельность учителя:
включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Деятельность
учащихся
:
подготовка класса к работе.

2-й этап. «Актуализация
знаний и фиксация затруднений в деятельности». Деятельность учителя:
выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Деятельность
учащихся
:
выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные
операции и учебные навыки.

3-й этап. «Постановка
учебной задачи».

Деятельность
учителя
:
активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Деятельность
учащихся
:
ставят цели, формулируют тему урока.

4-й этап. «Построение
проекта выхода из затруднения».

Деятельность
учителя
:
построение проекта выхода из затруднения.

Деятельность
учащихся
:
составляют план достижения цели и определяют средства

5-й этап. «Первичное
закрепление».

Деятельность
учителя
:
устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение.

Деятельность
учащихся
:
решают типовые задачи с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. «Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону».

Деятельность
учителя
:
организует деятельность по применению новых знаний.

Деятельность
учащихся
:
самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с
эталоном.

7-й этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)».

Деятельность
учителя
:
организует рефлексию.

Деятельность
учащихся
:
осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят результаты
и цель, степень их соответствия.

Важное требование к уроку по изобразительной
деятельности – грамотно сформулированная цель урока. Кроме того, формулировка
цели урока должна быть лаконичной и чёткой. Характер цели урока: развивающий,
познавательный, воспитывающий

От организации и умелого проведения уроков почти
полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение
определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является
необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования
к уроку по рисованию строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС,
структура уроков изобразительного искусства в средней школе ничем не отличается
от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:
организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового
материала, самостоятельная работа учащихся, закрепление пройденного материала,
подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку рисования
является регулярная смена деятельности и разнообразие. Так, на уроках рисования
с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным
рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные
композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если
говорить об уроках-беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока рисования требует строгого внимания
ко времени, которого обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя
проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать всё, что
было запланировано.

Каждый урок делится на следующие этапы:

1.Организационный этап урока.

2.Сообщение нового материала.

3.Самостоятельная работа учащихся.

4.Подведение итогов работы и завершение урока. К концу
работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает
их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Основными требованиями к уроку по
изодеятельности
является следующее:

-Межпредметные связи;

-Использование новейших достижений науки;

-Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного
процесса;

-Реализация всех дидактических принципов обеспечение
условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов;

-Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора
на достигнутый уровень развития учащихся;

-Формирование практически необходимых знаний, умений и
навыков, приемов мышления и деятельности;

-Формирование умения учиться, потребности постоянно
пополнять объем знаний.

-Мотивация и активация всех сфер личности;

-Эмоциональность и логичность всех этапов
учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся;

Общие требования к уроку изобразительного
искусства

конкретизируются дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Дидактическим требованиям относятся
следующее:

-Рационализация информационного наполнения урока,
оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

-Чёткое определение образовательных задач каждого
урока;

-Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и
методов;

-Внедрение новейших технологий познавательной
деятельности;

-Научный расчет и мастерство проведения урока;

-Творческих подходов к формированию структуры урока;

-Сочетание различных форм коллективной деятельности с
самостоятельной деятельностью учащихся;

-Обеспечение оперативной обратной связи, действенного
контроля и управления.

Система воспитательных требования к уроку
включают в себя:

-Постановка тех воспитательных задач, которые
органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

-Определение воспитательных возможностей учебного
материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых
воспитательных целей;

Внимательное и
чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта,
сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах;

-Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях,
формирование жизненно необходимых качеств;

.

Развивающие требования к уроку:

Прогноз «скачков» в
эмоциональном, социальном развитии учащихся и перестройка учебных занятий с
учетом наступающих перемен.

-Развитие и формирование у учащихся положительных
мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов;

-Учёт и изучение уровня развития и психологических
особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

-Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне,
стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

Немаловажным элементом работы учителя
над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является
составление план-конспекта.
Структура план-конспекта регламентирована
нормами ФГОС.

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует
придерживаться определенной формы и структуры.

Структура плана-конспекта урока
изобразительно искусства
: вид занятий, тема урока, цель урока,
оборудование (для учителя и для учащегося), использование классной доски, план
и ход урока (организационная часть; объяснение нового материала;
самостоятельная работа учащихся; завершение урока и задание на дом), список
литературы.

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя
план-конспект урока ИЗО.

Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. Первоначально
в составлении план-конспекта урока, нужно указать к какому виду занятий он
будет посвящен: беседе об искусстве рисованию с натуры (живописи или рисунку),
декоративному рисованию, тематическому рисованию.

Затем определяемся с формулировкой темы урока изо.
Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по беседам об искусстве
– «Виды и жанры изобразительного искусства», по рисованию с натуры –
«Рисунок гипсовой вазы», по живописи – «Натюрморт из предметов
быта», по декоративному рисованию – «Составление узора в круге»,
по тематическому рисованию – «Осень в лесу».

После формулировки темы урока, необходимо написать цель
занятия и его задачи.

Далее в составлении план-конспекта урока изо является
перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы и т.д. В конспекте можно
наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

Каждый учитель должен предварительно составить план и
систематизировать ход урока изо. Содержание урока должно быть представлено в
виде методической записки включающей в себя следующее: какой материал будет
освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как
распределится учебное время.

Задачей оценки является
анализ хода или результата хода деятельности. Конечная оценка — определение
путей совершенствования творчества учащихся.

К методам формирования оценочных действий относятся
следующие:

·        
Оценка
всех детских работ педагогом;

·        
Оценка
наиболее выразительных рисунков;

·        
Оценка
одной работы (по отдельному или всем факторам изображения);

·        
Оценка
работы педагогом с привлечением к оценочной характеристике детей;

·        
Коллективная
оценка детьми работ товарищей;

·        
Индивидуальная
оценка ребёнком работы своего товарища;

·        
Самооценка
детьми своих рисунков;

·        
Сравнительная
оценка ребёнком своей работы и работы сверстника.

Оценка детских рисунков как работ творческого
характера требует особого педагогического такта. В первом классе отрицательной
оценки за рисунок не должно быть. Дети любят изобразительную деятельность,
стремятся рисовать всё, и едва ли слабо выполненный рисунок является
результатом нежелания работать скорее это от неумения изобразить, или ребёнку
не нравится изображаемый предмет, тема не соответствует складу его характера, настроению,
темпераменту. При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность
ученика. В случаях, когда ученик высказывает отрицательное отношение к
предложенной теме, лучше разрешить ему рисовать по желанию нежели ставить
отрицательную отметку за рисунок. Начинать оценку следует с положительной
характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в
начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока.

Информация устарела! Действующий СанПиН смотрите по ссылке.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

Территория школы

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

Здание школы, помещения и их оборудование

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

Начальные классы

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Старшие классы

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

Группа продлённого дня

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

Образовательный процесс

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

Ученики

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

А ещё вам может быть интересно:

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

                                                                                                             Единственный путь, ведущий к

знанию — деятельность.

                                                                                                         Бернард Шоу

Современная общеобразовательная школа  многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Повышение качества образования —   одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить  основные  показатели эффективности деятельности школы:

  • уровень обученности учащихся;

  • готовность их к продолжению образования;

  • уровень воспитанности учащихся;

  • состояние здоровья детей;

  • уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

  • уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за качеством знаний  (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка  приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

  • пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

  • отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

  • слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

  • отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

  • невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

  • преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная,                   системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное     и интегрированное обучение…);

  •  потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

  1. Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;

  2. Социально-экономические факторы;

  3. Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);

  4. Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:

  • обученность;

  • мотивация; 

  • творческие способности;

  • здоровье;

  • духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

Автор:  Елена Лепп

  • Требования к рассказу и порядок объяснения игры
  • Требует ли любовь от человека работы над собой сочинение обломов
  • Требования к сочинению огэ
  • Требования к сочинению по литературе 10 класс
  • Требуются седые волосы рассказ