Требования к декабрьскому сочинению

Критерии оценивания итогового сочинения 2020-2021дата проведения итогового сочинения 2020-2021итоговое сочинение для учеников 11 классов состоится 5 апреля 2021 года. это

Критерии оценивания итогового сочинения 2020-2021

Дата проведения итогового сочинения 2020-2021

Итоговое сочинение для учеников 11 классов состоится 5 апреля 2021 года. Это сочинение является допуском к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Такая дата объявлена в приказе Минпросвещения и Рособрнадзора. Темы сочинений будут сформированы по часовым поясам. Дополнительные даты назначены на 21 апреля и 5 мая.

Требования к декабрьскому сочинению

Изначально написание итогового сочинения должно было состояться 2 декабря, однако 25 ноября стало известно о его переносе. Проведение сочинения в дистанционном формате не рассматривалось из-за риска, что дома «испытание превратится в сочинение для родителей, а не для выпускников», подчеркнул глава Рособрнадзора Анзор Музаев.

Всего есть три попытки для написания итогового сочинения. Если по тем или иным причинам вы не сможете 5 апреля написать его или получите “не зачёт”, то у вас еще будут две возможности написать итоговое сочинение 21 апреля или 5 мая. Напомним вам, что итоговое сочинение оценивается оценками “зачёт” или “незачёт”.

Важная информация!

Некоторые ВУЗы в Москве и Санкт-Петербурге принимают итоговое сочинение как личное достижение и оценивают его от 2 до 10 баллов, поэтому рекомендуется заранее узнать в приёмной комиссии тех ВУЗов, куда вы собираетесь поступать, рассматривают ли они итоговое сочинение как личное достижение, потому что там другие требования. Обычно там требуются два примера анализа художественного текста и пример из жизни.

[свернуть]

В данной статье мы поговорим о требованиях и критериях оценивания итогового сочинения, предъявляемых ко всем итоговым сочинениям в нашей стране.

Требования, предъявляемые к итоговому сочинению

Итак, существует 2 основных требования, которые являются допуском к проверке вашего сочинения:

  1. Объём работы(минимум 250 слов, рекомендуется 350)
  2. Самостоятельность написания

Первое требование – это конечно же объём работы. Ваша работа должна содержать минимум 250 слов, а рекомендуемый ФИПИ объём – 350 слов. Все самостоятельные служебные части речи считаются как отдельное слово, поэтому и союзы и предлоги идут в зачёт. Есть еще один маленький нюанс: если вы пишете в тексте “А.С.Пушкин”, то эта конструкция считается за одно слово, в если вы пишете в тексте “Александр Сергеевич Пушкин”, то это уже три слова. Но в то же время, названия произведений, сколько бы они слов не содержали, оцениваются как одно слово.

Второе требование – это требование самостоятельности написания сочинения, то есть если сочинение откуда-то списано или экзаменуемый по памяти воспроизводит его, то проверяющие не допускают работу к проверке.

Критерий №1. Соответствие теме

Итак, если эти 2 требования соблюдены, то работа проверяется по 5 критериям.

Первые 2 критерия являются обязательными. Первый критерий называется “Соответствие теме”. Что значит соответствовать теме? Каждый год в сентябре ФИПИ публикует 5 направлений итогового сочинения, которое в этом году пройдёт 5-го апреля. Конкретные темы будут известны за 10 минут до начала экзамена. Вы выбираете одну из тем. Тема может быть сформулирована в трёх вариантах:

  1. Вопросная форма
  2. Цитатная форма
  3. Назывная форма

Пример вопросной формы темы: “Почему талантливые люди обычно одиноки?”, то есть вы в своём сочинении отвечаете на этот вопрос.

Пример цитатной формы темы: “Рукописи не горят”.

Назывная форма темы утверждает какую-либо мысль.

Вы выбираете одну из тем и по ней пишете сочинение, поэтому это первый основной критерий – “Соответствие теме”.

Критерий №2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Второй критерий называется “Аргументация. Привлечение литературного материала”.

Не обязательно приводить аргументы из художественных произведений, то есть вы можете привести аргумент из какого-либо публицистического произведения. Также необязательно приводить аргументы исключительно из классических произведений, вы можете привести примеры как из современного, так и из классического произведения, как из русское, так и зарубежное. Здесь нет ограничений.

Также следует отметить, что необязательно писать 2 примера. Обычно пишут два для перестраховки, для того, чтобы показать читательский опыт.

Критерий №3. Грамотность

Это были 2 основных критерия, далее идут 3 факультативных критерия. Из этих 3 критериев, хотя бы 1 должен быть в плюсе. Например, третий критерий – это “Грамотность”. Что подразумевается под грамотностью? Суть в том, чтобы на 100 слов в сочинении должно быть не более 5 ошибок, то есть к примеру, если вы пишете сочинение на 300 слов, то в вашей работе может быть до 15 ошибок. Какие ошибки здесь имеются ввиду? Это орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки. Под грамматикой подразумевается правильное употребление всех форм частей и правильное употребление членов предложения в различных конструкциях. Вот это все является грамотностью.

Критерий №4. Композиция и логика рассуждения

Ещё один критерий называется “Композиция и логика рассуждения”. Обычно сочинение имеет трёхчастную структуру. Это вступление, основная часть и заключение. Причём вступление и заключение обычно составляют две трети от всего объёма.

Во вступлении обычно бывает ответ на вопрос, потом рекомендуется писать собственное мнение, через конструкции: “Я думаю”, “По моему мнению”, “Я считаю” или через сложноподчиненные предложения. Заканчивать вступление лучше всего с помощью речевого мостика. Например, вы говорите: “Для подтверждения данной мысли хочется обратиться к личному читательскому опыту” или “Данная тема является актуальной во все времена и затрагивается во многих произведениях как русской так и зарубежной литературы”. Это предложение-мостик заканчивает ваше вступление и подготавливает читателя к основной части.

Если в основной части у вас два примера, естественно каждое произведение будет выделено в отдельный абзац, вы можете писать так: “В качестве первого примера хочу проанализировать” или же через вводные слова: “Во первых, во вторых” и т.д. В основной части обязательно делается отсылка к самому произведению, его анализ, но без пересказывания, как это часто бывает.  Вы раскрываете произведение с какими-то элементами пересказа и делаете микровывод. Это не вывод для всего сочинения, это некий итог того, как данная тема отражена в произведении.

Не забывайте, что вывод тоже выделяется в отдельный абзац. Вывод начинается обычно с вводных слов. Например, “таким образом”, “итак” или через конструкцию “в заключении хочу сказать, что”.

Критерий №5. Качество письменной речи

Пятый критерий называется: “Качество письменной речи”. В чём же заключается качество письменной речи? Зачастую в своих работах дети допускают речевые ошибки. Назовём топ-3 речевых ошибок:

  1. Тавтология
  2. Плеоназм
  3. Нарушение лексической сочетаемости слов

Тавтология – это повторение однокоренных слов. Например в предложении: “Следует отметить следующие недостатки” мы отмечаем, что повторяются два слова “следует и следующие”.

Вторая ошибка, которая встречается в работах – это плеоназм. Плеоназм – это словосочетания, в которых слова дублируют друг друга по смыслу. Например, если мы говорим: “Главная суть”, то слово “суть” уже содержит в себе смысл слова “главная”.

Третья ошибка – это “Нарушение лексической сочетаемости слов”. Например, если сказать “В магазине дешевые цены”, то слово “дешевый” в принципе вместе со словом “цены не употребляется”. Это пример 6 задания ЕГЭ.

Статья написана, базируясь на видеоуроках youtube-канала автора Мимоза Фахрутдинова

Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.

Основная информация

Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.

Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.

Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году | направления

В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.

Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.

Тематические направления

В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:

Направления итогового сочинения 2022 года, как найти аргументы

Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.

Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.

Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению  можно искать в:

  • дорожных приключениях литературных героев;
  • тематике дорог в разных видах искусства;
  • дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
  • путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
  • личном опыте путешествий.

Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.

Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:

Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.

Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:

  • экологические проблемы человечества;
  • технологические инновации и их опасность;
  • вызовы пандемии;
  • баланс технологий и духовных ценностей;
  • роль технологий в литературных произведениях.

Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:

Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»

Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.

В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:

  • рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
  • анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
  • привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.

На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:

Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).

Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.

В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:

  • художественные тексты (в том числе и сценарии);
  • дневники и мемуары;
  • искусствоведческие труды критиков и различных ученых.

Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:

Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.

В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:

  • самом понятии «гражданин»;
  • личной ответственности человека;
  • общественной справедливости;
  • понятии счастья и его составляющих;
  • понятии долга;
  • взаимопомощи и взаимовыручке;
  • государственном устройстве и путях его совершенствования.

Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.

Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:

Структура сочинения

Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.

План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:

  1. Вступление (Постановка проблемы).
  2. Основная часть (Комментарий и аргументация)
  3. Заключение (Вывод).

Клише

Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вступление

Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - переход к основной части

Шаг 3. Формулируем тезис.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - формулировка тезиса

Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.

Требования к декабрьскому сочинению

Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:

Требования к декабрьскому сочинению

Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вывод

Заключение

Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.

Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.

Читайте также:

  • Изложение ОГЭ в 2022 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года

метки: Сочинение, Литература, Итоговый, Сколько, Должен, Декабрь, Экзаменационный, Экзамен

Москва, 21.01.2021, 01:34:22, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Панасевич.

Ученики готовятся к написанию 4 декабря 2019 года итогового сочинения по литературе, которое станет предварительным допуском к аттестации. Перед подготовкой к его написанию следует обратить внимание на основные требования к работе и прочитать произведения, что включены и внесены в школьную программу.

При подготовке к экзамену следует придерживаться нескольких правил, чтобы сочинение соответствовало всем критериям и требованиям.

План написания декабрьского сочинения по литературе

Согласно плану, в 2019-2020 учебном году итоговые сочинения будут писаться 4 декабря, 5 февраля и 6 мая. Согласно требованиям, сочинение должно соответствовать требованиям министерства образования РФ.

Работа должна включать структурные элементы.

  • Вступление — раскрывает основную идею работы и дает ответ на ключевые вопросы темы;
  • Основная часть — помогает глубже раскрыть основные тезисы темы, аргументировать их.
  • Заключительная часть — автор делает выводы, основываясь на раскрытые аргументы.

Вступительная часть должна раскрыть взгляды ученика на поставленные вопросы, тут можно использовать цитаты, ключевые базовые слова и тезисный ответ на вопрос темы. Тезис — это основная идея сочинения, и формировать его нужно в связке с выбранной темой.

Основная часть должна быть более объемной. Выбранный тезис должен быть подкреплен аргументами, взятыми из литературного произведения. Но следует принять к сведению, что каждый тезис нужно подкреплять не более 2 аргументами. Тезисов может быть несколько, и каждый нужно аргументировать. Все предложения должны быть логично связаны и согласованы. Подбирая аргументы, следует акцентировать внимание на авторе и произведении, используя авторские слова, раскрыть образ главных героев.

Концовка сочинения должна включать выводы, сделанные в ходе рассуждения, цитаты и лозунг, который логично связан с основной частью.

Темы декабрьского сочинения по литературе

Список тем к декабрьскому сочинению ученики получат на самом экзамене, однако следуя логике последних годов, можно утверждать, что тема сочинения должна быть актуальны в нынешнее время, при подготовке к написанию следует обратить внимание на основные произведения классической русской литературы:

3 стр., 1300 слов

Сочинения | Нравственная проблематика одного из произведений …

… И не маленьким рассказом, а целой повестью. Мне кажется, слова «нравственная проблематика» как нельзя более применимы к повести «Живи и помни». … но не всегда. Мало кто из авторов делал героем своего произведения дезертира, тем более — жену дезертира. Почему? Может быть … представить не могла, что когда-нибудь будет женой предателя. А в военное время это клеймо страшнее, чем даже «жена убийцы». Андрей …

  • Война и мир;
  • Герой нашего времени;
  • Гроза;
  • Горе от ума;
  • Евгений Онегин;
  • Капитанская дочка;
  • Преступление и наказание;
  • Тарас Бульба;
  • Обломов;
  • Отцы и дети.

В этих произведениях можно найти ответы на множество актуальных ныне вопросов. Перечитав книгу, следует написать краткое эссе, в которые следует внести все важные детали из произведения. В сети можно найти итоговые сочинения, написанные раннее, это поможет выяснить, как следует оформить работу, и на чем нужно будет акцентировать внимание при подготовке.

Критерии и требования к написанию сочинения

По установленным требованиям сочинение по объему должно иметь не менее 250 слов, ограничений не предусмотрено. Чтобы получить зачет по литературе, следует раскрыть вопрос и аргументировать его, используя цитаты и примеры с текста. Без этого смысловая нагрузка сочинения будет сведена к нулю.

Работу желательно разделять на 4 и более абзацев. Вступление и заключительная часть должны быть приблизительного одного объема. Давая ответ на поставленный вопрос, нужно выбирать те произведения, которые хорошо знакомы и логически связаны с проблематикой сочинения.

Оценивать работу будут по 6 основным требованиям, первые 2 из них являются приоритетными.

Для получения зачета нужно:

  • написать сочинение, которое соответствует тематике;
  • придерживаться установленного объема, сочинение меньше 250 слов не будут проверяться;
  • подобрать аргументы к выбранному тезису;
  • логически соединить все части сочинения;
  • избегать грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок;
  • качественно формировать предложения, используя грамматические конструкции и ссылки на автора.

За пункты 3-6 можно получить от 0 до 2 балов. Всего работа максимально оценивается в 20 баллов, что переводиться в оценку 10. Результаты итогового сочинения не имеют сроков давности, их можно использовать при поступлении на протяжении всей жизни.

В средних и старших классах ученики пишут сочинение «Что такое месть», в котором высказывают свои мысли об этом понятии. Такая тема важна, ведь люди часто сталкиваются с несправедливостью.

У многих из них возникает желание отомстить виновным, заставить их страдать физически или морально. Возмездие — это намеренное причинение вреда человеку за нанесённое оскорбление или обиду.

В одном случае подобные действия вполне оправданы, но в другом они могут опустить индивида на самое дно.

Сочинение-рассуждение на тему «Месть и великодушие» по повести «Выстрел»: аргументы, проблема

«Месть и великодушие» по повести «Выстрел»

Еще одна повесть великого писателя Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», благодаря которой можно понять разницу в таких определениях, как месть и великодушие.

Писатель на примере героев показывает, как человек может изводить себя теми или иными чувствами.

Вот сочинение-рассуждение на тему «Месть и великодушие» по повести «Выстрел» с аргументами и описанием проблемы:

Многим месть представляется полным отсутствием праведности, однако воплощением возвышенности. А вот великодушие – это нечто божественное, совершенное. Однако в повести Пушкина «Выстрел» нет ни того, ни другого.

Во-первых, его героя Сильвио никто не унижал и не оскорблял. Проблема кроется в том, что он просто очень сильно завидовал одному человеку.

Настолько сильно, что ежеминутно и даже ежесекундно изводил себя этим чувством, не мог жить, как прежде.

И именно завистью Сильвио унижен. Он оскорбил человека, но когда пришла его очередь спускать курок, тот не стал этого делать. Тем не менее, Сильвио нельзя назвать благодетелем. Ведь он шел к своей цели как самый настоящий садист. Ему доставляют удовольствие мучения врага. Он никого не жалеет и поступает как животное.

Единственный пример великодушия в «Выстреле» — это момент, когда граф разрешает Сильвио выстрелить. Вот он поступает как по-настоящему храбрый, взрослый мужчина.

Что же касается героя, он низок и подл – и вряд ли сложившаяся ситуация дала ему хоть какой-то урок. А вот граф с женой остаются благородными. Мало того, именно благодаря им Сильвио все же отказался от убийства.

Но что примечательно, это не его решение, не его умозаключение – следовательно, до верного выхода из положения он сам не додумался.

Смысл его мести – эгоизм. Он же – основная причина. Мне кажется, Сильвио недостоин называться человеком. И то, что он хотел совершить – это просто самолюбование. Даже не месть, в отличие от ситуации с Дубровским и Троекуровым.

А.И. Куприн «Поединок»

В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга.

Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь.

Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан.

К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было.

Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи».

Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

Сочинение «Месть и великодушие» по Гарри Поттеру: аргументы

«Месть и великодушие» по Гарри Поттеру

«Гарри Поттер» — это любимое произведение многих детей и взрослых. В нем можно проследить разные качества человека на примере героев. Вот сочинение «Месть и великодушие» по Гарри Поттеру с аргументами:

Примеров мести и великодушия в этом творении множество. Допустим, Северус Снегг. Он терпеть не может Гарри. Он видит в нем его отца, Джеймса Поттера, своего школьного врага.

Кстати, именно папа Гарри в свое время увел у него девушку. Именно поэтому профессор издевается над юным волшебником, постоянно занижает ему баллы, всегда прибегает к придиркам.

И, можно сказать, Снегг этими поступками мстит покойному отцу Гарри, Джеймсу.

Однако, одна из миссий Снегга – забота о Гарри Поттере. Получается, что при необходимости ему придется отдать за мальчика жизнь. За того мальчика, которого он ненавидит. Но в то же время Гарри – сын женщины, которую Снегг любил. Поэтому его чувства к Гарри смешаны.

Но это еще не пример великодушия. Что заслуживает уважение, так это прощение юного волшебника, когда он понимает, что двигало профессором. Поттер делает все, чтобы вернуть Снеггу его былую репутацию, несмотря на все те проблемы, которые он ему доставил.

Еще один пример великодушия Гарри – это то, что он оставил в живых предателя Питера Петигря. А ведь этот человек был виновен в смерти его мамы и папы! Кстати, доброта вознаградилась и спасла жизнь юным волшебникам.

А самый простейший пример благородства из саги о Гарри Поттере – этот тот факт, что он не раз спасал Драко Малфоя, который является его полной противоположностью. Этот человек с самого первого дня нахождения в Хогвартсе, испытывает к Гарри неприязнь и всячески старается с ним конкурировать.

Получается, что иногда даже прощение врагов в тех случаях, когда это, казалось бы, недопустимо, это достаточно полезная вещь и высшее проявление благородства, которое может быть даже одарено небесами.

Предыстория трагедии

Чтобы понять, за что Дубровский хотел отомстить Троекурову, нужно вернуться в недалёкое прошлое героев повествования. Обиды бывают разные. На одни можно отреагировать пренебрежительным взглядом, а вот другие способны подтолкнуть к непоправимым поступкам, поэтому важно хотя бы кратко вспомнить, что же произошло между двумя помещиками.

Почему поссорились соседи

Их имения были рядом, и старые помещики были не просто друзьями. Андрею Гавриловичу Дубровскому и Кириллу Петровичу Троекурову всегда было о чём поговорить:

  • вместе когда-то служили;
  • почти в одно время похоронили своих жён;
  • остались вдовцами, сами воспитывали детей.

И это не считая погоды и хозяйства. Ну и, конечно, новостей, долетевших из столицы.

Несмотря на крутой и своенравный характер генерал-аншефа Троекурова, который был самым богатым человеком в округе, один Дубровский не раболепствовал и всегда в общении с соседом вёл себя достойно.

  Сочинение рассуждение Выбор профессии 9, 11 класс ОГЭ 15.3

Но однажды генерал в очередной раз решил похвастать перед гостями своей псарней. Не удержавшись, старинный товарищ отпустил едкое замечание, мол, собакам здесь живётся лучше, чем дворовому люду.

Троекуровский слуга выдал в ответ, что иным дворянам в такой конуре жилось бы теплее и сытнее. Непозволительно дерзкое и оскорбительное поведение слуги вывело Дубровского из себя. Именно поэтому он уехал из Покровки, даже не попрощавшись с хозяином имения.

Наутро Троекуров получил от соседа из Кистенёвки довольно резкое письмо с объяснением причины отъезда и требованием выдать на расправу виновного. К тому же вспыльчивый Кирилл Петрович узнаёт, что Дубровский поймал покровских крестьян (они крали лес), приказал их выпороть, да ещё и лошадей забрал!

С генеральской точки зрения, это было недопустимое самоуправство и вызов. Чтобы наказать строптивого соседа, Троекуров решил отомстить Дубровскому и отсудить у него имение, тем более что связей и денег у генерала хватает. В ход идёт подтасовка фактов и подкуп свидетелей.

Гибель помещика и обострение конфликта

Обжаловать решение суда Андрей Петрович не смог, такие нужные для этого документы были утрачены при пожаре. А тут ещё и здоровье подвело: прямо в суде Дубровский почувствовал себя настолько плохо, что был немедленно доставлен к себе домой.

Несмотря на то что тяжба была выиграна, Троекуров чувствовал смятение. Он поехал в Кистенёвку, попытался помириться с соседом, но выполнить задуманное не успел: при виде обидчика больной не перенёс охвативших гнева и возмущения.

Сын умершего, Владимир, в бешенстве прогнал генерала. Путей к восстановлению добрососедских отношений не осталось.

А сразу после траурных мероприятий, не дав сыну бывшего друга как следует оплакать родителя, завертелось колесо правосудия. В Кистенёвку нагрянули приставы, чтобы узаконить право Троекурова на соседское имение.

Среди дубровских крестьян начались разговоры и волнения. Зная крутой нрав соседского помещика, люди были совершенно не рады перспективе оказаться в его власти. Однако молодой барин уговорил всех разойтись.

Судейским представителям Владимир Дубровский предлагает даже переночевать в доме своих предков. Однако ночью здание вдруг вспыхнуло, а все, кто в тот момент находился в нём, не смогли спастись: все выходы были надёжно заперты. Помогать приставам не стал ни один человек.

Сочинение по литературе «Месть и великодушие»: вывод

«Месть и великодушие»

Желание отомстить своему обидчику хоть раз возникало у каждого. Однако, прежде чем свершать месть, важно все взвесить и обдумать. Что за собой повлечет эта месть? Действительно ли имеется веский довод для нее? Вот вывод к сочинению по литературе на тему «Месть и великодушие»:

Достаточно часто месть вызвана такими нелепыми случаями, как зависть, эгоизм и антипатия к человеку. Тем не менее, иногда месть может принести свои плоды (хоть она и разрушает душу). Это происходит в тех случаях, когда такие действия действительно помогают устранить потенциально опасного для общества человека, преподать ему урок.

Однако великодушие – это куда более великая сила. Иногда даже прощая врагов незаслуженно, человек поступает куда правильнее, чем если бы он откровенно отвечал на их подлости. Ведь человечность дороже любых денег и значимее любой власти. Она поистине бесценна.

А.С. Пушкин «Пиковая дама»

Желая быстро разбогатеть, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи.

Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума.

Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

Темы сочинений по направлению «Месть и великодушие» для ЕГЭ: список

На ЕГЭ выпускникам часто попадают для сочинений темы про месть и великодушие. Уже сейчас нужно тренироваться писать, чтобы потом на экзамене было легко. Вот темы сочинений по направлению «Месть и великодушие» для ЕГЭ — список:

Темы сочинений по направлению «Месть и великодушие» Темы сочинений по направлению «Месть и великодушие»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений.

Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости.

Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести.

Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия.

Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека.

Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила.

Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

Это интересно: Тушеная Картошка с Мясом в Кастрюле Пошаговый

А.С. Пушкин «Дубровский»

  • В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Аргументы по направлению «Месть и великодушие»

«Месть и великодушие». Небанальные аргументы к итоговому сочинению

Каковы причины мести? Что доставляет большее удовольствие: совершенное «правосудие» или ожидание расплаты? Великодушие — не просто противоположность «мести», это гораздо более широкое понятие.

Милосердие, жертвенность, добродушие, безусловная любовь… Об этих гранях человеческой личности можно рассуждать бесконечно, они не подвергаются однозначной оценке.

Выйди за рамки школьной программы и найди ответы в нетривиальной литературе.

Ги де Мопассан «Вендетта»

В большинстве случаев месть не приносит удовлетворения и разрушает человеческую душу. Но бывают и ситуации, когда только отмщением возможно восстановить справедливость.

В новелле Мопассан описывает мечту матери отомстить за убитого единственного сына. Она придумала коварный план, который ей удалось осуществить. Только после жестокой расправы она смогла спокойно заснуть.

Совершенное деяние подарило ей удовлетворение.

В. Осеев «Бабка»

Пример безграничного великодушия — бабка из рассказа Осеева. Старушка заботилась о каждом члене семьи, хозяйничала на кухне, вязала вещи, воспитывала внука. Но домочадцы не ценят бабушку, делают вид, что её нет, и только дают ей наставления.

Только друг внука говорит о том, что бабушка — самый дорогой член семьи, ведь она всех вырастила и достойна уважения. Только после смерти бабки всем стало понятно, как её не хватает. У неё в сундуке остались вязанные вещи и леденцы для Борьки.

Ему стало грустно, что она больше никогда не придет его будить. Цените и уважайте своих близких.

А.П. Чехов «Месть»

Герой упивался ожиданием мести, он в красках представлял исход своего коварного плана. Им двигало чувство задетого самолюбия. Справедливость должна была восторжествовать. Лишь ожидание сладкой мести наполняло его день.

Каково же было его разочарование, когда план не удался… Неудавшееся отмщение обнажило пороки и другого «купчишки», ведь из-за его трусости и нечестности у Льва Саввича ничего не вышло.

Его бы не настигло разочарование, откажись он от мести совсем.

Рэй Брэдбери «Все мои враги мертвы»

Для главного героя есть только один смысл в жизни: месть. Он жив, пока у него есть враги. Он жив, пока есть для чего жить. Правду ли сказал его друг или намеренно сгустил краски, дабы раззадорить товарища, остается загадкой. «Мы живы, пока остался хотя бы один враг», – очень спорные слова героя. Тем не менее иногда только жажда мести заставляет почувствовать нас живыми.

Л. Андреев «Друг»

Понятие великодушия включает в себя не только умение прощать и жертвовать, но и способность любить и заботиться. Питомцы становятся нам друзьями и спутниками по жизни. В рассказе Леонида Андреева верный пес был единственным другом Владимиру Михайловичу даже в самые сложные времена.

Но когда жизнь наладилась, появились успех и любимая женщина, он стал забывать о своем преданном товарище. Он так и не купил ему печенки, которую всегда обещал. После смерти собаки Владимир Михайлович почувствовал вину и стыд за то, что не уделял ему должного внимания.

Не забывайте о своих настоящих друзьях, проявляйте к ним истинное великодушие.

В любой непонятной ситуации — читай. Во-первых, у героев книг всё гораздо сложнее, чем у тебя. Во-вторых, уж лучше учиться на чужих ошибках. В-третьих, итоговое сочинение тогда покажется совсем не страшным.

Небанальные аргументы по другим направлениям:

  • Отцы и дети
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость
  • Мечта и реальность»

Сочинение на тему «Что такое месть»: примеры возмездия в литературных произведениях, понятие о возмездии

  1. Сочинения
  2. 9 класс и ОГЭ
  3. Что такое месть?

Месть – это желание наказать своего обидчика, за то, что он причинил тебе боль, страдания и болезненные переживания. Желание отомстить приходит к людям очень часто. Только одни люди контролируют его и останавливают себя, а другие не могут жить спокойно, пока не произведут самосуд.

К сожалению, люди не понимают, что месть губит их самих. Месть основывается на непрощении. Человеку сделали больно или задели его самолюбие, опустив его в обществе. Он постоянно думает об этой ситуации, она ежеминутно прокручивается у него в памяти. Человек становится очень злым.

Им начинает обладать чувство мести. Он начинает прокручивать варианты, каким же образом я могу причинить другому человеку такие же переживания, смущение и боль.

Человек начинает мыслить о том, как можно подстроить подобную ситуацию и поместить обидчика в такие же условия, чтобы наказать за неподобающее поведение.

Месть делает человека помешанным на самосуде. Ладно, если еще ситуация мелочная. Однако, порой на фоне мести случаются серьезные трагедии. После чего человек всю жизнь жалеет о том, что совершил, а время не вернуть вспять.

Очень опасно, когда человек делает неправильные выводы и приписывает другому того, что он не делал. Такое случается, когда человек получает непроверенную информацию и считает ее достоверной. Например, к таким источникам относится: клевета, слухи, нелепая болтовня, обсуждения.

Потом, когда открывается правда, становится очень стыдно за свою опрометчивость.

Месть приобретает страшные масштабы, когда случаются какие-то трагедии, а за ними стоит конкретный человек. Тому, кто потерял близких уже не важно, что было причиной человеческий фактор или умышленные действия. Люди, которым нечего терять, опаснее лютых зверей.

  Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

Примером подобной ситуации является история Виталия Калоева, который потерял семью в авиакатастрофе. Авиакатастрофа произошла по вине авиадиспетчера. Узнав это, Калоев искал способы лично встретиться с тем, из-за кого погибла его семья.

Калоев лично участвовал в поисках тел после трагедии, и сам обнаружил ее порванные бусы, а затем и мертвое тело. После увиденного Виталий никак не мог прийти в себя. По вине какого-то диспетчера он лишился семьи. Спустя время он нашел Нильсона и убил его на пороге его дома на глазах у семьи. За что был осужден.

Вот чем опасен человек, которому нечего терять. Он становится неуправляемым и абсолютно не контролирует свои действия.

Сочинение 2

Месть является неким самосудом, который озлобленный каким-нибудь поступком человек совершает зло другому. При этом они считают это зло неким возмездием и испытывают чувство справедливости.

Когда человек решил кому-то отомстить, то все его мысли занимает только это, он постоянно строит планы мести. Месть может привести к ужасным последствиям. Она ослепляет человека и заставляет идти его на необдуманные поступки.

Эти поступки могут погубить человека, который получит эту месть, а также загубить душу того, кто решил мстить.

Каждый человек может мстить по-разному. Кто-то мстить сразу и необдуманно, прямо на месте начинает применять боль, а кто-то долго вынашивает план мести и думает, как это сделать это «красиво». На самом деле, мстить кому-то совсем не красит человека, а наоборот, делает его «уродом» внутри души. Невозможно спокойно жить и быть счастливым, когда все твои мысли направлены на планы мести.

Мало людей, которые готовы простить человека проявить великодушие или хотя бы безразличие, многие, наоборот, пытаются отомстить обидчику. Наверное, тяжело переступить через свою боль и обиду и не нанести вред в ответ. Переступить через месть может только по-настоящему великодушный человек.

Великодушие является таким качеством человека, которое может выражаться в уступчивости, в прощении, снисходительности. Понятие «месть» и «великодушие» противоположны. Человек может быть либо мстительным, либо великодушным.

Месть присуща человеку со слабым характером, ведь только сильные люди умеют прощать. Нужно научиться великодушию и избавляться от чувства мести. Ведь месть может нанести вред не только самому обидчику, но и его родным и близким людям. Его близкие люди могут испытать тоже такую же боль, как и сам обидчик.

Месть является низким поступком. Можно мстить друг другу бесконечно. Но нужно ведь жить каждым днем и по-настоящему и радоваться каждому наступившему дню. Как бы это не было трудно, нужно уметь прощать и не обижать человека.

Это плохое чувство проявляется под действием ревности, предательства, измены и прочего. Наиболее частой причиной отомстить человеку является чувство ревности. Ревнивый человек способен на многое. Увечив свою вторую половинку в измене, он способен на самые ужасные поступки, в которых могут пострадать невинные люди.

Человек, охваченный этим злым чувством желает устранить предмет ревности. Например, у одного из супругов возникает некая паранойя и им кажется, что их вторая половинка им изменяет. И в один день, они теряют контроль над собой и не разобравшись в ситуации и своих домыслах, человек доводит своего супруга или супругу до сумасшествия.

В результате этого муж или жена реализуют свой коварный план –отомстить и наносят вред своему «обидчику».

Сочинения

На уроках литературы мы изучили работы многих писателей.

Все их произведения — это неоценимый вклад в развитие литературы и возможность показать читателям различные проблемы, раскрывая актуальные темы и важные вопросы своего времени.

Среди большинства работ прослеживается и такая направленность, как месть и великодушие, о чем мы и напишем сочинение, подтверждая наше видение аргументами из литературы.

Вступление

Изучив материалы к сочинению Месть и великодушие, познакомившись со многими произведениями литературы, мы можем с уверенностью сказать, что месть и великодушие — это противоположные проявления человеческих качеств. Это как добро и зло, где месть является губительной, в то время как великодушие — это проявление сильного характера.

Великодушие доказывает что перед вами действительно сильная личность, сумевшая простить обидчика. Великодушный человек не действует спонтанно, он может поставить себя на место обидчика, проанализирует ситуацию, разберется, ведь может именно он стал причиной плохого поступка по отношению к нему самому. Только разобравшись, он примет решение о прощении или наказании.

Причем наказание будет не с целью мести, а чтобы показать, насколько был неправ человек.

Итоговое сочинение

Благодаря итоговой работе «Месть и великодушие», мы можем сделать выводы, позволяющие определиться в нашей дальнейшей жизни. Подводя итоги, мы раскрываем отрицательные стороны и выделяем положительные моменты. К сожалению, месть побеждает великодушие чаще. И не только в литературных произведениях, но и в нашей жизни.

Месть и великодушие

Именно к мести прибегает человек, когда ему сделали плохо. Людям свойственна спонтанность. Если мне кто-то сделал плохо, то почему я должен отвечать добром? Я сделаю ему хуже вдвойне. Так рассуждает подавляющее большинство людей.

Почему-то мало кому приходит в голову простить, и понять почему именно так поступил обидчик. Мало кто вспоминает о великодушии, разрабатывая собственные планы мести. Причем человек не замечает, что он начинает жить ради мести.

Он не видит, что в своем отмщении начинает причинять боль не только обидчику, но и невинным людям, а сама месть уже полностью его поглотила, сделав своим рабом.

Рано или поздно наступит момент, когда человек поймет что ошибся, поймет что его месть была бессмысленна, но будет поздно. Поэтому очень важно не стать эгоистом и не потерять свои человеческие качества, к которым относится и великодушие. Важно научиться прощать, бескорыстно любить и вершить безвозмездно благие дела.

К сожалению, чувство мести неистребимо и малая война порождает большую. Никто не желает простить и договориться. Соседи уничтожают животных, зашедших на их территорию. Террористы уничтожают мирных людей в башнях-близнецах Нью-Йорка, падают пассажирские самолеты, сбитые намеренно или по ошибке. У всех просыпается злоба и месть.

Всем нравится воевать.

Порой кажется, что зло бесконечно, оно захватило всю землю и именно месть дает ему подпитку. При этом, в нашем сочинении по литературе за 11 класс на тему месть и великодушие для ЕГЭ хочется сказать, что это извечная проблема. Поэтому ее и старались раскрыть многие писатели, произведения которых станут отличным аргументом к нашему сочинению.

Аргументы к сочинению

Тему мести и великодушия мы можем увидеть в работе Пушкина Дубровский. Возникший между соседями конфликт приводит к тому, что Троекуров отбирает поместье Дубровского.

Это приводит к его смерти, а сын Дубровского, руководствуясь желанием отомстить, становится разбойником. Он грабит богатых и обманом проникает к Троекурову.

Однако мы видим, что все же Дубровскому младшему удается убить в себе чувство мести, которое было побеждено великодушием.

А вот в пьесе Гоголя Страшная месть братья так и не смогли проявить великодушие. Так Иван, которого убил собственный брат, не смог его простить и попросил Бога навести проклятье на род брата. В итоге у Петра родился сын, который стал душегубом.

От этого страдали все, в том числе и невинные, а Иван, наблюдая за этим, не испытал удовлетворения, а только страдал оттого, что совершил ошибку, которую было нельзя исправить. Не имел покоя и умерший Петр.

Как видим, месть привела к вечным мукам обоих и стала причиной всех бед.

Не имели понятия о великодушии и герои произведения Горького На дне. Мы видим, что их отношения строятся на ненависти. Каждый хочет мстить другому.

Оказавшись на дне, каждый из героев старается опустить поглубже на дно и своего соседа. Мстительная натура проявилась в каждом из них.

Никто не был способен на великодушие, разве что Лука, который пытался поддержать каждого. И великодушие оказалось бессильно против мстительных натур людей.

Еще одним аргументом того, что месть становится смыслом жизни для человека, является произведение Александра Дюма Граф Монте-Кристо. Месть не приносит никакого удовлетворения герою, и становится бессмысленной. И это не полный перечень работ знаменитых авторов, где месть и великодушие, как две стороны одной медали, определяют выбор человека и его дальнейшую судьбу.

Сочинение на тему: «Месть и великодушие»

4.8 (95%) 4 votes

Как убедить человека отказаться от мести?

Это достаточно трудная задача… Хотя всё, конечно, зависит от самого человека и от ситуации. Если он сам себе что-то придумал и обиделся, то не так сложно его переубедить, а сели потерял важное что-то или даже кого-то, тогда трудно.

Часто люди обижаются и даже готовы мстить из-за того, что им кажется – другие делают всё им назло. Часто это ошибка! Другим абсолютно всё равно, они действуют в своих интересах.

И даже не думают о том обидчивом человеке! Тогда достаточно открыть обиженному глаза, поговорив с ним. Если только он не расстроится от того, что о нём не думали, а он ведь видел себя в центре всеобщего внимания.

Все плетут интриги против Меня! Ну, это уже паранойя.

Если на самом деле против человека что-то сделали, то тут надо разобраться – специально ли… И виновные, может, уже пожалели об этом, раскаялись. Им самим жаль, а тут им ещё и мстить собираются. Они сами могут постараться исправить ситуацию, хотя бы извиниться! Мстительному должно стать легче.

Ещё нужно обратить его внимание, что месть в реальности ничего не изменит. Она не вернёт того, что было раньше. Только увеличит зло в мире. Хорошо бы простить! И себе легче, и окружающим. Это не значит, что совершивший преступление должен остаться без наказания. Нет, должен нести ответственность, но месть – это совсем другое.

Она может изменить настроение обиженного. (А может и не изменить!) Но настроение надо пробовать другими способами менять. Можно предложить поехать в круиз, посмотреть другие страны. Найти хорошую цель, например, помочь слабому.

Нужно подумать, за что мстительному тоже могли бы отомстить другие. Наверняка, найдутся «эпизоды». И как он бы себя чувствовал, если б ему мстили?

Ещё надо быть выше обид, а то каждое неприятное действие к тебе будет с пути сбивать – нужно ведь тратить время и силы. А еще энергию мыслей на это тратить! И всё будет выбивать тебя из спокойного состояния. Этим ведь могут специально пользоваться – воздействовать на тебя! На месть твою им плевать, главное – отвлечь от твоих настоящих задач.

Есть такая мысль, что всё происходит не просто так, а всё происходящее нужно принимать. Если у тебя украли денежку, то можно наказать вора, но без такого прямо чувства мстительности, а тебе – повод задуматься, почему так получилось. Возможно, повод поработать над собой, что-то в себе исправить.

Не такая простая эта задача (повторюсь), но пытаться нужно – способы есть.

Другие сочинения: ← Примеры верности и преданности из жизни↑ 9 класс и ОГЭМалодушие →

Сочинение: Можно ли оправдать жестокость?

(438 слов) Жестокость в большинстве случаев вызывает негативную реакцию, но нередко возникают ситуации, которые люди оценивают неоднозначно.

Некоторые из нас даже склонны оправдывать применение насилия, если оно мотивировано хоть какой-либо целесообразностью.

Но я считаю, что агрессия в любой форме вредит обществу и развращает отдельно взятую личность, поэтому оправдывать ее нельзя. Чтобы доказать свое утверждение, приведу литературные примеры.

В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» описывается Пугачевский бунт против власти Екатерины Второй. Казак повел народ за собой, а за восстанием тянулся кровавый след. Бунтовщики казнили всех, кто был против их справедливого возмездия за годы угнетения и бесправия.

Их кровожадность мы видим в сцене захвата Белгородской крепости, когда они убивают старика-коменданта и его жену только за то, что они оказались честными людьми, верными присяге.

Конечно, восставших можно оправдать, ведь их требования и претензии справедливы: царская власть заботилась только об элите, а простому крестьянину она была самым настоящим врагом, отбирающим все, но не дающим ничего взамен. Но чего добился народ своей агрессией? Только новых репрессий и ограничений, нового горя.

Многие люди погибли, остальных участников движения казнили. Очевидно, что волна насилия, даже мотивированного жаждой справедливости, принесла только вред обществу и государству, поэтому и оправдывать ее нельзя.

Другой пример показывает, что жестокость способствует деградации личности, поэтому ее нельзя позволить себе даже один раз. В романе А. С.

Пушкина «Дубровский» Кирилла Петрович Троекуров агрессивно реагирует на просьбу своего друга о том, чтобы ему выдали для наказания псаря, который выразился оскорбительно в отношении гостя.

Хозяин решает проучить друга за его дерзость и затевает судебную тяжбу о том, что имение товарища должно принадлежать ему по праву. Продажные чиновники удовлетворяют несправедливое требование богача, и у бедняка отнимают дом. Несчастный Дубровский умирает от горя и невозможности защитить свои права.

Троекуров раскаялся в жестоком поступке, но поздно: единственный честный его приятель ушел из жизни по его вине. Конечно, можно оправдать героя, ибо он не знал, что эта тяжба приведет к таким чудовищным последствиям.

Но именно такое попустительское отношение к трагедии привело к тому, что Кирилла Петрович вновь проявил жестокость, но на этот раз к собственной дочери, выдав ее замуж за старика против воли. Из-за самооправдания мужчина так и не усвоил жизненный урок и продолжил тиранить близких людей, поэтому агрессию и насилие всегда необходимо осуждать, чтобы человек прекратил вести себя так, а не продолжал в том же духе.

Таким образом, нельзя оправдывать жестокость, потому что такой снисходительный подход к порокам вредит обществу, развращая его, и разрушает личность, которая уже не может по-другому реагировать на конфликтные ситуации и становится заложницей своей агрессии. Злость и насилие нельзя считать нормой человеческой жизни, ведь именно такое убеждение мотивирует людей выбирать легкий, а не правильный путь достижения цели, всегда применяя грубую силу, а не ум и понимание.

Популярные сочинения

  • Сочинение О войне (рассуждение) Война, это слово, как и само событие, безусловно наводит страх на каждого. Потому что это, как правило, всегда оружие, беды, разрушения и конечно, неизбежные, горькие потери
  • Портрет героя в рассказе Уроки французского Распутина сочинение События повести Валентина Григорьевича Распутина Уроки французского происходят в послевоенное время. Воспринимать и понимать это произведение не совсем легко, мы не можем представить ту обстановку, в которой находились герои в те времена.
  • Сочинение-описание по картине Голубая весна Бакшеева (2, 3, 8 класс) Каждое время года является загадкой, источником вдохновения для представителей разных видов искусств. При помощи красок и кисти художники имеют возможность передать необыкновенную гамму цветов

«Месть и великодушие» Итоговое Сочинение (Изложение) 2018-2019

«Месть и великодушие» Направление итогового сочинения на 2018-2019 учебный год. 

Обзор темы итогового сочинения по литературе

Если рассматривать в данном направлении диаметрально-противоположные понятия, то наиболее точным антонимом слова «месть» является слово «прощение». Учитывайте это при подготовке к  декабрьскому сочинению.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Аспекты направления:

  1. Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
  2. Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
  3. Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
  4. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  5. Месть как чувство и действие
  6. Кровная месть как социально-историческое явление.

Рассмотрим 3 взаимосвязанных  понятия: МЕСТЬ/ ВЕЛИКОДУШИЕ/ПРОЩЕНИЕ

МЕСТЬ  Определение:

  1. Месть как действие: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания.
  2. Желание наказать того человека, который причинил вам зло. Кровной местью называют обычай у некоторых народов карать смертью человека, который убил родственника или кого-либо из родных.

Синонимический ряд: вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость.

  • Словоупотребление: Насладиться местью, месть свершилась, вынашивать месть, замышлять месть, месть настигла, упиваться местью, предвкушать месть, лелеять месть, обрушить месть, утолить жажду мести, удовлетвориться местью, отплатить местью, задумать месть, продиктовано местью, жажда мести, месть за месть, грозить местью, обдумывать план мести, оправдывать месть.
  • Какой бывает месть (определения)? грозная (Жуковский, Рылеев); губительная (Рылеев); жестокая (Белый); кровавая (Пушкин); лютая (Рылеев); свирепая (Полевой); слепая (Фруг); ярая (Козлов);
  • праведная, изощрённая, справедливая, мелочная, удовлетворённая, банальная, родовая, сладостная, запоздалая, беспощадная, утончённая, сладкая, долгожданная, своеобразная, жестокая, личная, немедленная, страшная, мелкая, грядущая, злобная, достойная, коварная, слепая, священная, возможная, маленькая, бессмысленная, желанная, жалкая, благородная, ужасная, маленькая, лучшая, ответная, святая, скорая, народная, глупая, низкая, предстоящая, будущая, идеальная, тайная, жуткая, простая, обычная, великая, настоящая, небольшая, подобная, политическая, единственная, хорошая, последняя, собственная.

ВЕЛИКОДУШИЕ  Определение:

  1. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Простить обиду в порыве великодушия.
  2. Наличие высоких душевных качеств, щедрость души; благородство.

Итак, великодушие — это положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному.

В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих», быть терпимым. Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям.

Синонимы: благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, возвышенность, высокость, рыцарство, щедрость.

Устойчивые выражения и словоупотребление:  взывать к великодушию, проявить великодушие, в порыве великодушия, играть в великодушие, уповать на великодушие, простить великодушно.

ПРОЩЕНИЕ  Определение: Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.

Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: “Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним… На ненависть нужно отвечать добром” (“Даоде цзин”, § 49, 63), “Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389).

Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение — это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его.

Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений.

Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их.

Но прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать).

Этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе.

В отличие от этики милосердия и совершенства прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т.

Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, — обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира.

При другом подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать — значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр).

В конце 20 века понятие прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.).

Синонимы к слову прощение:  помилование,  отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие.

Словоупотребление и устойчивые выражения: заслужить прощение, просить прощения, умение/неумение прощать.

  • Требования не обоснованы как пишется
  • Требования к сочинению 5 класс русский язык
  • Требование к итоговому сочинению в 11 классе 2022
  • Тревожащая вас мысль как пишется
  • Требования или требование как пишется