Трагичная судьба григория мелехова сочинение

Григорий имел возлюбленную аксинью. именно она являлась вдохновительницей для него. в их отношениях наблюдалась страсть, любовь, обоюдное притяжение. это

Григорий имел возлюбленную – Аксинью. Именно она являлась вдохновительницей для него. В их отношениях наблюдалась страсть, любовь, обоюдное притяжение. Это были настоящие отношения, однако Григорий всё же не мог определиться с кем ему нужно быть – с женой Натальей или любовницей Аксиньей. Григорий даже принимал роды у Аксиньи. Они работали на поле, будучи Аксинья беременна тоже помогала. Но вдруг начинаются схватки. Он взял её в повозку, направился в село, но не успевал доехать, пришлось принять роды самому.
Григорий Мелехов – противоречивый персонаж, с очень сложной судьбой, но лично у меня он вызывает уважение за то, что он никогда не изменял своим принципам. Он всегда стремился добиться правды и справедливости.

Сочинение Образ и характеристика Мелехова

В одном из самых известных романов Шолохова автор, раскрыв одну из проблем – взаимоотношение личности и народа, с особым художественным мастерством показал трагизм жизненного пути Григория Мелехова. Характер и убеждения героя значительно отличаются от Петра. Писатель, выделяя из семьи Мелеховых, 19-летнего Гришку, показывает его удивительную привлекательность. Внешний вид Григория оттеняет не то, что к какому сословию он принадлежит, а своеобразный характер.
Будучи в юношеском возрасте он был трудолюбивым парнем, тонко чувствующим родную природу. Недюжинные способности, прямота и открытость непрерывно отмечаются Шолоховым. Он выступает против жестокосердия своих сельчан, вступается за Аксинью по причине ужасного обращения с ней супруга, и презрительно относится к поступку Дарьи, которая без зазрения совести убивает Котлярова.
Григорий симпатизирует тем, кто всегда мужественен и сохраняет свое достоинство в самых опасных жизненных ситуациях. Он всегда осуждал трусость и слабодушие и на разных этапах своих исканий держался стойко. Особенно ярко показан патриотизм Григория. Так, он, например, не может видеть присутствие английских войск на Дону и высказывает неодобрительно о них. Вместе с позитивными качествами одаренного человека у него рано обнаружен своевольный характер. Как труженик он тянется к лучшим и новым веяниям, однако, его интерес к собственничеству влечет назад, путает его в выборе правильного пути. Он долго колеблется между двумя политическими лагерями и ищет сам свой путь в революции.
Главный персонаж не может разобраться и в своих личных отношениях. К Наталье его тянет жилка собственника, домашний уют, дети. Аксинья же близка ему своей горячей любовью и вольнолюбием. Данное положение Григория между двумя женщинами объясняется стремлением примирить любовь к Аксинье с семейными традициями. Автор показал на образе Григория черты, характерные для середняков. Он показал его взгляды и настроения, которые выделяли мелкого собственника. Трагизм его судьбы проявлялся в том, что он совсем потерялся в своих исканиях, выступил против исторических событий, против народа, выходцем которого он и был.

I Гражданская война.
II Григорий Мелехов.
1. Истинный казак.
2. Жизнь «между».
3. Пробуждение героя.
4. «Израненное сердце»
III «Урок истории» М.Шолохова.
Михаил Шолохов – замечательный писатель, искусно описавший не только историю беспощадной Гражданской войны, но и своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культуру, быт, язык, неповторимую донскую природу, а также трагедию, как отдельных людей, так и всего народа в целом. Его роман «Тихий Дон» можно по праву назвать шедевром русской литературы. Произведение поражает натуралистическими деталями, тонкой передачей состояния главных героев. Все это сделано не просто для того, чтобы изобразить Гражданскую войну, но и затем, чтобы показать ее несправедливость, ужас, трагедию. Шолохов не мог и не хотел иначе изображать действительность, смягчать ее. Гражданская война — это трагедия для всего народа и совершенно неважно, кто на чьей стороне. В этой войне, как и в любой другой, есть командиры и солдаты, тыл и фронт, есть ужас убийства и смерть. Но самое страшное в ней то, что борьба идет между людьми одной страны: бывшие «друзья» убивают друг друга, отец идет на сына, брат на брата. Много потерь и несчастий понесли в то время обычные люди, одним из которых был Григорий Мелехов.
Григорий Мелехов – потомственный донской казак. Он представитель двух кровей – турецкой и казацкой. Но при этом в его облике явно преобладают черты, унаследованные от бабки-турчанки: восточные, чуть раскосые глаза, вислый «коршунячий» нос, подсиненные миндалины глаз, острые скулы и что-то звероватое в улыбке и взгляде. Но, кроме внешнего сходства со своими предками, Григорий перенял и особенности родового характера: хозяйственность и трудолюбие, гордость и честь, свободолюбие и независимость. Среди земляков он выделялся смелостью, горячностью в поступках, глубиной чувств, добротой и нежностью ко всему живому. Как истинный казак, Мелехов никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом. И на протяжении всего романа мы видим глубокую привязанность Григория к родному хутору, к дому, к земле-матушке. В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Гришки Мелехова. Его характеру свойственно врожденное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством жалости и искренним состраданием смотрит он на мертвого птенчика, лежащего на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала его добрый характер. Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», – жалуется он брату Петру.
Не для войны и кровопролития родился Григорий. Но и его впутывает в свои сети безжалостная война. Суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Описывая лица попавших на фронт молодых казаков, писатель нашел выразительное сравнение: они напоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Таким скошенным вянущем стеблем стал и Мелехов. А необходимость убивать лишила его душу нравственной опоры в жизни. Одним из самых переломных моментов романа является припадок Григория Мелехова. К этому моменту герой уже прошел Первую мировую войну и несколько месяцев Гражданской войны, измотан до такой степени, что не может смотреть в глаза ребенку. Его сознание нарушено, он мечется между красными и белыми в поисках правды, от этого Григорию тяжело вдвойне, а сражения становятся для него единственной «отдушиной», когда можно отвлечься от постоянных размышлений. К тому же герой пережил потерю брата Петра, убитого своими же хуторянами. В бою он испытывает «знакомую легкость во всем теле», он уверен в себе и хладнокровен. Так было и в бою под Климовкой. Для Григория повседневным делом было вести в атаку казачью сотню, автор передает знакомые герою ощущения: натянутые струной поводья, свист ветра. Но вдруг появляется природа: «белое облако на минуту закрыло солнце». В Григории просыпается «необъяснимое и неосознанное» желание зачем-то «догнать бегущий по земле свет». Он словно балансирует на грани как будто между красными и белыми. Даже в личной жизни Мелехов вынужден постоянно находиться «между». С одной стороны – дом, жена, дети, с другой – любимая женщина. Выбирая между Натальей и Аксиньей, Григорий сумел полюбить и ту, и другую. «Он не прочь был жить с ними обеими, любя каждую из них по-разному…».
От горя, утрат, ран, метаний в поисках справедливости Григорий Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не потерял человеческое лицо, его чувства и переживания — всегда искренние — не притуплялись, а, пожалуй, только обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выражены в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мертвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить ее. Он похоронил невинно убитого, доброго и трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в свое время последний похоронил его дочь. «…Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького, дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь…». Это было неким пробуждением Григория, когда он начинал понимать, что по-настоящему является самым дорогим в его жизни. Чем-то этот эпизод перекликается с картиной из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», когда раненый Андрей Болконский видит над собой спокойное и прекрасное небо Аустерлица.
В печальной сцене похорон Аксиньи перед нами предстает убитый горем, выпивший до краев полную чашу страданий, постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло лишь великое, хотя и израненное сердце. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Он ищет ее воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частных правд, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с реальностью. Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели». Все, что у него осталось в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», – думает он. Нет у него никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Но когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».
Писатель ничего не мог изменить в судьбе героя, не стал он обнадеживать читателя, а просто показал «как есть». Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией почти всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной «классовой переделке». Своим романом Михаил Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные ценности не на путях классовой нетерпимости и войны, а на путях мира и гуманизма, братства и милосердия. Дает нам понять, насколько беспощадна Гражданская война к судьбам людей.

История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.
В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.
Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».
Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, — не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, — не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, — не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»
Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же — только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать — им, а не командирам.
Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди — оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку — преступление.
Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория — Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.
Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».
Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

Вступление
Описание Григория Мелехова
Характеристика Григория
Судьба Григория Мелехова и его путь исканий
Отношения Григория с Аксиньей и Натальей
Заключение

Вступление

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя. Этот герой, попавший волею судьбы в гущу сложных исторических событий, на протяжении многих лет вынужден искать свой жизненный путь.

Описание Григория Мелехова

Уже с первых страниц романа Шолохов знакомит нас с необычной судьбой деда Григория, объясняя, почему Мелеховы внешне отличаются от остальных жителей хутора. Григорий, как и его отец, имел «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул». Памятуя о происхождении Пантелея Прокофьевича, все в хуторе звали Мелеховых «турками».
Жизнь меняет внутренний мир Григория. Меняется и его внешность. Из беззаботного жизнерадостного парня он превращается в сурового воина, сердце которого зачерствело. Григорий «знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы», а во взгляде его «всё чаще стал просвечивать огонёк бессмысленной жестокости».
В конце романа перед нами предстаёт совсем другой Григорий. Это уставший от жизни зрелый мужчина «с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками чёрных усов, с преждевременной сединой на висках и жёсткими морщинами на лбу».

Характеристика Григория

В начале произведения Григорий Мелехов – молодой казак, живущий по законам своих предков. Главное для него – хозяйство и семья. Он с увлечением помогает отцу на покосе и рыбной ловле. Не в силах перечить родителям, когда те женят его на нелюбимой Наталье Коршуновой.
Но, при всём том, Григорий – страстная, увлекающаяся натура. Вопреки запретам отца, он продолжает ходить на ночные игрища. Встречается с Аксиньей Астаховой, женой соседа, а затем уходит с ней из родного дома.
Григорию, как и большинству казаков, присуща храбрость, иногда доходящая до безрассудства. Он героически ведёт себя на фронте, участвует в самых опасных вылазках. В то же время герой не чужд человечности. Он переживает из-за случайно зарезанного им на покосе гусёнка. Долгое время мучается из-за убитого безоружного австрийца. «Подчиняясь сердцу», Григорий спасает от гибели своего заклятого врага Степана. Идёт против целого взвода казаков, защищая Франю.
В Григории одновременно уживаются страстность и послушание, безумство и мягкость, доброта и ненависть.

Судьба Григория Мелехова и его путь исканий

Судьба Мелехова в романе «Тихий Дон» складывается трагично. Он постоянно вынужден искать «выход», правильную дорогу. Нелегко ему приходится на войне. Сложна и его личная жизнь.
Подобно любимым героям Л.Н. Толстого, Григорий проходит сложный путь жизненных исканий. В начале для него всё, казалось бы, ясно. Как и другие казаки, он призван на войну. Для него нет сомнений в том, что он должен защищать Отечество. Но, попадая на фронт, герой понимает, что вся его натура противиться убийству.
От белых Григорий переходит к красным, но и здесь его ждёт разочарование. Видя, как Подтёлков расправляется с пленными молодыми офицерами, он утрачивает веру и в эту власть и в следующем году опять оказывается в белой армии.
Мечась между белыми и красными, герой и сам ожесточается. Он мародёрствует и убивает. Пытается забыться в пьянстве и блуде. В конце концов, спасаясь от преследования новой власти, он оказывается среди бандитов. Потом становится дезертиром.
Григорий измучен метаниями. Он хочет жить на своей земле, растить хлеб и детей. Хотя жизнь ожесточает героя, придаёт его чертам нечто «волчье», по сути, он не убийца. Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.

Отношения Григория с Аксиньей и Натальей

Судьба посылает герою двух страстно любящих женщин. Но, отношения с ними складываются у Григория непросто. Ещё будучи холостым, Григорий влюбляется в Аксинью, жену Степана Астахова, своего соседа. Со временем женщина отвечает ему взаимностью, и их отношения перерастают в безудержную страсть. «Так необычна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».
Несмотря на это, он не может противиться воле отца и женится на Наталье Коршуновой, давая себе обещание забыть Аксинью и остепениться. Но, сдержать данной самому себе клятвы Григорий не в силах. Хотя Наталья красива и беззаветно любит мужа, он вновь сходится с Аксиньей и покидает жену и родительский дом.
После измены Аксиньи Григорий вновь возвращается к жене. Она принимает его и прощает прошлые обиды. Но ему не была уготована спокойная семейная жизнь. Образ Аксиньи не даёт ему покоя. Вновь судьба сводит их вместе. Не выдерживая позора и измены, Наталья делает аборт и умирает. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.
Теперь, казалось бы, ничто не может помешать ему обрести счастье с любимой женщиной. Но, обстоятельства заставляют его сняться с места и вместе с Аксиньей вновь отправиться в дорогу, последнюю для его возлюбленной.
Со смертью Аксиньи жизнь Григория лишается всякого смысла. У героя больше нет даже призрачной надежды на счастье. «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».

Заключение

В заключении своего сочинения на тему «Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»» я хочу в полной мере согласиться с критиками, считающими, что в «Тихом Доне» судьба Григория Мелехова является самой сложной и одной из самых трагичных. На примере Григория Шолохов показал, как водоворот политических событий ломает человеческую судьбу. И тот, кто видит своё предназначение в мирном труде, неожиданно становится жестоким убийцей с опустошённой душой.
Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» – сочинение по теме | источник

Среди книг о революционных событиях и гражданской войне “Тихий Дон” выделяется самобытной уникальностью. Чем же покоряет читателей эта книга? Я думаю, прежде всего значительностью и масштабностью событий, описанных в ней, глубиной и реалистичностью характеров героев, что позволяет нам задуматься над поднятыми в романе нравственно-философскими вопросами. Писатель развернул перед нами, читателями, картину жизни казачьего Дона, с его особенностями, традициями, свое образным бытом, которая разворачивается на фоне жизни исторической. В пересечении индивидуальных человеческих судеб с социальными потрясениями — доподлинная правда, взгляд на революцию и гражданскую войну не с одной стороны, как это было в большинстве книг того времени, а с обеих. Повествуя о беспощадном столкновении классов в кровавой гражданской войне, автор с неповторимой силой выразил мысли и чувства общенародные, общечеловеческие. Он не пытался скрыть или приглушить горечь трагедии, рожденной революцией. Поэтому к “Тихому Дону” потянулись, в первую очередь, читатели-современники, независимо от их “сословной” принадлежности, так как каждый находил в нем и что-то свое, лично пережитое, прочувствованное, и общее для всех, глобальное, философское.
Великим народным горем вторглась в жизнь казаков хутора Татарского война с Германией. В духе старых поверий писатель рисует мрачный пейзаж, предвещающий беду: “Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую жаром горячечным, дождь, вхолостую палила молния. По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетел на кладбище… — Худому быть, — пророчили старики. — Война пристигнет”. И вот резко нарушается устоявшийся мирный быт, все тревожней и стремительней развиваются события. В их грозном водовороте кружатся, как щепки в половодье, люди, и мирный тихий Дон окутывается пороховым дымом и гарью пожарищ. Неотвратимо “шагает” по страницам “Тихого Дона” история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие стороны, и на этом фоне разыгрывается трагедия душевных испытаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Нельзя до конца понять гуманистическое содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя, обобщающей художественной силы этого образа.
Не для кровопролития пришел Григорий в этот мир. Смолоду был он добрым, отзывчивым к чужой беде, влюбленным во все живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал он дикого утенка и с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони. Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармонической слитности с миром природы, чутким. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия переживается Григорием первая пролитая им человеческая кровь. В атаке он убил двух австрийских солдат, причем одного убийства можно было избежать. Осознание этого страшной тяжестью легло на душу героя. Скорбный облик убитого являлся потом ему и во сне, вызывая “нутряную боль”. Описывая лица попавших на фронт молодых казаков, писатель нашел выразительное сравнение: они напоминали “стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы”. Таким скошенным вянущем стеблем стал и Мелехов — необходимость убивать лишила его душу нравственной опоры в жизни.
Первые встречи с большевиками (Гаранжой, Подтелковым) настраивают Григория на принятие идей классовой ненависти: они кажутся ему справедливыми. Однако чутким разумом он угадывает и в поступках большевиков нечто, что искажает идею народного освобождения. Оказавшись председателем Донского ревкома, Подтелков стал высокомерным, жестоким, власть хмелем ударила ему в голову. По его приказу и при его личном участии были бессудно побиты пленные отряда Чернецова. Эта неоправданная бесчеловечность оттолкнула Мелехова от большевиков, так как она противоречила его представлениям о совести и чести. Григорию много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой борьбы стали казаться ему бесплодными: “Хотелось отвернуться от всего бурливого ненавистью, враждебного и непонятного мира… Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем”. Котлярову, увлеченно доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права и равенство, Григорий возражает: “Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает! А куда это равнение делось? Красную Армию возьми. Взводный в хромовых сапогах, а Ванек в обмотках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны, и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает. Да ить это год ихней власти прошел, а укоренятся они, — куда равенство денется?” Душа Мелехова страдает “оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их”. Судя по его раздумьям, поступкам, он был склонен искать мирные пути к решению жизненных противоречий. Оправдывая “Верхнедонскую Вандею”, возникшую в результате большевистской политики “расказачивания Дона”, он, тем не менее, не хотел отвечать жестокостью на жестокость: приказал отпустить пленного казака — хоперца, освободил из тюрьмы арестованных, бросился спасать коммунистов Котлярова и Кошевого.
Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческие чувства в нем не угасали. Вот он, улыбаясь, долго слушал веселое щебетанье детей. “Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они — эта плоть от плоти его, — как крохотные степные птицы… Глаза Григория застилала туманная дымка слез…” Это общечеловеческое — драгоценнейшее в “Тихом Доне”, его живая душа. Чем больше втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделеннее становилась его мечта о мирном труде: “…Ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неотрывно пить винный запах осенней, поднятой плугом земли, а взамен этого — разрубленные лезвиями дорог хлеба”. После семи лет войны, после очередного ранения во время службы в Красной Армии, что давало ему моральное право на осуществление мирной мечты, Григорий строил планы на будущее: “…Снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики… Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли…” Сбежав из банды Фомина и собираясь на Кубань, он твердил Аксинье свое заветное: “Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась…”
От горя, утрат, ран, метаний в поисках социальной справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не растерял “человеческое в человеке”, его чувства и переживания — всегда искренние — не притуплялись, а, пожалуй, только обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выра279 жены в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: “обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно” объезжает он мертвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где катилась колесница Войны, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить ее. Он похоронил невинно убитого, доброго и трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в свое время последний похоронил его и Аксиньи дочь. “…Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького, дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь…” Эта исполненная печали и глубокого философского содержания картина своим настроением перекликается с эпизодом из “Войны и мира” Л. Н. Толстого, когда раненый Андрей Болконский видит над собой бездонное, спокойное небо Аустерлица.
В потрясающей сцене похорон Аксиньи перед нами предстает убитый горем, выпивший до краев полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло лишь великое, хотя и израненное сердце. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она — не просто идея, некий отстраненный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет ее воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частных правд, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью. Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, “тщательно вытер руки о полу шинели”. Что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного существования “? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, к жизни, к труду на земле? Автор не отвечает на эти вопросы. Мелехову не доверяли тогда, когда он мог еще на это рассчитывать. Правдивый художник М. Шолохов ничего не мог изменить в его судьбе, не поддался соблазну приукрасить финал. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией почти всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной “классовой переделке”. Своим романом М. Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны, а на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

Любовь и тема взаимоотношений в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» раскрывается на примере любовного треугольника: Григория Мелехова, Натальи и Аксиньи. Автору удалось передать чувства и переживания героев в такой степени, что читателю кажется, будто это происходит лично с ним. Все они обычные люди со своими заботами и проблемами, но именно эта жизненность и простота делают роман незабываемым.

Тема любви в произведении тесно переплетается с темой Гражданской войны. Поэтому любовь теряет свою светлую сторону и чистоту. Семьи распадаются, многие мужчины вынуждены встать на защиту Родину, а женщины остаются одни, держа на своих плечах хозяйство. Рано или поздно наступает такое время, когда любому человеку хочется ласки и заботы. Именно тогда и начинаются супружеские измены, происходящие с обеих сторон.

Изображённая в «Тихом Доне» любовь – несчастная и трагическая. И причиной всех этих несчастий является Гражданская война, мешающая людям быть рядом с любимыми. Автор надеется, что любовь способна спасти людей от их ненависти и злости, но эта надежда слишком слаба, а реальная жизнь слишком жестока и в ней нет места для искренних чувств.

Аксинья – замужняя женщина с сильным и независимым характером. Её брак нельзя назвать радостным или счастливым. Часто Аксинье приходится испытывать гнев мужа на себе и тянуть в одиночку хозяйство. Она вынуждена терпеть побои и унижения Степана, и принимает это как должное до того момента, как Григорий Мелехов начинает проявлять свои чувства. Изначально Аксинья боялась чувства, которое зарождается у неё внутри, но в итоге отдалась всепоглощающей силе любви. Она не знала до этого, что значит любить и быть любимой. Но теперь жизнь уже не могла стать прежней. В Григории Мелехове молодая казачка нашла то, чего ей всегда не хватало. Он стал её единственным утешением и смыслом жизни.

Аксинья не задумывается о том, какая участь её ждёт, когда муж вернётся домой. Она не обращает внимания на осуждение соседей и их пересуды, а думает лишь о том, как остаться вдвоём со своим возлюбленным. Однако Григорий, который клянётся в любви, не готов жертвовать всем ради Аксиньи. Он отказывается бросить родной дом, не думая о том, что ждёт его любимую после возвращения Степана. Кроме того, он беспрекословно подчиняется воле своего отца и женится на другой девушке, проявляя свою эгоистичность и слабохарактерность.

Пантелей Прокофьевич хотел избавить свою семью от позора, узнав о порочной связи сына с замужней женщиной. Тем более, в невесты он выбрал дочь зажиточного и уважаемого казака их хутора. Отец Григория надеялся, что его сын будет занят семейными заботами и позабудет об Аксинье. Он думал, что молодая и красивая жена обязательно займёт место в сердце Григория, вытеснив оттуда другие чувства.  

Наталья влюбилась в Григория с первого взгляда, она искренне верила, что будет с ним счастлива. Однако счастливой их семейная жизнь так и не стала, ведь известно, что сердцу не прикажешь. Григорий не смог полюбить свою жену, он испытывал к ней только чувство привязанности. Его возобновившиеся отношения с Аксиньей ранили Наталью до глубины души и она, не желая больше оставаться у Мелеховых, ушла в отчий дом. Лишь благодаря усилиям и заботе родителей Григория, она вернулась к ним и стала дожидаться возвращения блудного мужа.

Бытует мнение, что истинные чувства проверяются только в разлуке. Так и произошло в результате с влюблёнными. Не смогла Аксинья позабыть любовь всей своей жизни даже при помощи отворота деревенской знахарки, не смог и Григорий вычеркнуть из памяти время, проведённое с любимой женщиной. Они лишь делали вид, что забыли о существовании друг друга, но через некоторое время всё бросили и ушли вместе в Ягодное. Там их ждёт радость, Аксинья беременеет от своего возлюбленного. Однако судьба жестока, не суждено влюблённым насладиться своим счастьем. Григорий отправляется на фронт, а Аксинья теряет ребёнка. Оставшись одна после смерти своей дочери, Аксинья принимает ухаживания молодого сотника Евгения Листницкого, приехавшего в Ягодное в отпуск к отцу. Горечь потери и необходимость чьей-то поддержки лишили молодую женщину разума, она бросилась в омут с головой, позабыв о своей любви. Григорий, узнав об этом, возвращается в свою семью.

Молитвы Натальи были услышаны, ведь она пожертвовала своей гордостью и даже решилась идти умолять Аксинью исчезнуть из их жизни. И Григорий действительно вернулся, а вскоре у них родилось двое детей.

Наконец, у Натальи появляется смысл в жизни. Она расцветает, став матерью, и начинает по-новому смотреть на мир. Однако дети не в силах заставить Григория полюбить их мать. Никто не может заменить ему его Аксинью, и он в очередной раз к ней возвращается. В это время Наталья снова оказывается беременной, но узнав об измене мужа, решает избавиться от ребёнка. Именно этот поступок и погубил её, она умерла от потери крови, и лишь перед смертью простила Григория. Это известие стало настоящим ударом для главного героя, ведь он был привязан к жене, хоть и не любил её. Кроме того, он понимал, что её гибель на его совести, только он виноват во всём произошедшем. Но он ничего не мог поделать со своими чувствами к Аксинье. Она была единственной женщиной в его сердце, а он – единственным мужчиной в её.  

Аксинья пронесла в сердце любовь к Григорию через всю свою трудную, покалеченную жизнь. Будучи простой казачкой, она обладала удивительной душой. После смерти Натальи Аксинья пытается заменить мать детям Григория, а он в свою очередь понимает, что счастлив может быть только рядом со своей возлюбленной. Казалось бы, что у этой истории должен быть хороший конец, но по воле рока Аксинья погибает. Они с Григорием случайно наткнулись в лесу на отряд красноармейцев. Влюблённые пытались скрыться, но врагу всё же удалось смертельно ранить Аксинью. Вместе с Аксиньей умирает и душа Григория Мелехова, он осознаёт, что она была единственным смыслом в его жизни. Это трагедия становится последним ударом для главного героя, возможно, даже самым сильным ударом. Его попытка начать новую жизнь окончилась неудачей, надежда на счастье исчезла навсегда.

В то, что Аксинья погибает невозможно поверить. Ведь ещё совсем недавно герои, наконец, обрели своё счастье. Они обрели друг друга после долгой разлуки и за это время их чувства стали только сильнее. Никто уже не способен был помешать им быть вместе, и впервые в жизни влюблённые могли строить планы на будущее. У них появилось возможное совместное будущее, и они радовались тому, что смогли пройти через все испытания. И вот внезапно всё закончилось, оборвалось, словно лопнула звучавшая струна. Единственное, что утешало Григория – это мысли о том, что он ненадолго расстаётся со своей Аксиньей. Он был уверен в том, что теперь ему незачем жить.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что тема любви в романе «Тихий дом» является одной из главных. Она раскрывается на протяжении всего произведения, изменяя судьбы Аксиньи, Натальи и Григория. Именно в любви проявляются их настоящие характеры и скрытые стороны. Все они заслуживают на счастье, но так его и не обретают.

  • Точка в точку как пишется через дефис или нет
  • Трагедийная тема рока неотвратимости судьбы в рассказе чехова в рождественскую ночь
  • Трава еще не скошена как пишется
  • Трава росится как пишется
  • Точно или точна как пишется