Трагическое и комическое в романе мастер и маргарита сочинение

Берлиоз мастер и маргарита берлиоз один из самых интересных персонажей в романе михаила афанасьевича булгакова мастер и маргарита. именно

Берлиоз (Мастер и Маргарита)

Берлиоз – один из самых интересных персонажей в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно он становится первой жертвой действий Воланда в Москве 30-х гг.

Характеристика

У Берлиоза была неприглядная и даже неприятная внешность: он был «маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».

Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти. Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.

Душа, внутренние качества человека не важны для Берлиоза. Этот образ бесчувственен, для него важны только материальные блага.

Председатель МАССОЛИТа

Берлиоз Михаил Александрович в «Мастере и Маргарите» выполняет важную функцию относительно авторского замысла. М. А. Булгаков высказывает свое отношение к литературному кругу того времени. Он высмеивает МАССОЛИТ (Мастерская социалистической литературы). Данную аббревиатуру писатель дал по аналогии с Мастерской коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ), существовавшей в реальности. Здесь же автор отсылает читателя и к аббревиатурам РАПП, МАПП и к другим аббревиатурам, которые касались идеологии коммунистов.

Писатель показывает, что Берлиоз, который был непосредственным представителем МАССОЛИТа, живет так, как это было необходимо власти. Он не руководствовался своими взглядами и убеждениями, он говорит то, что было принято в обществе того времени.

И именно такие люди были в центре внимания. Берлиоз был довольно важным человеком в литературных кругах. И хотя его постоянно путают с композитором Берлиозом (который существовал в реальности), имя его было постоянно на слуху. Берлиоз определял литературную политику в Москве. А значит, там царили бездарные писатели и поэты. Литераторы, подобные Мастеру, были непригодны для власти. Задачей Берлиоза становится подчинить всю литературу новой власти. Именно поэтому с Мастером шла ожесточенная борьба, его произведения имели антипартийный характер.

Берлиоз, самостоятельно не занимаясь писательством, учит молодых литераторов, как правильно писать произведения. Именно в такой момент, когда Берлиоз критикует произведение Ивана Бездомного о Христе, персонаж встречается с Воландом. И знакомство с ним для Берлиоза было определяющим и трагичным.

Причины смерти

Берлиоз является некой переходной стадией между прошлым и настоящим. Он не принадлежит ни той эпохе, ни этой. Поэтому смерть его была необходима в повествовании.

Согласно роману, Воланд наказывает Берлиоза за то, что он не верит в существование в Бога. Однако не только это становится причиной гибели героя.

Берлиоз говорит Воланду: «В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». Эта фраза доказывает факт того, что Берлиоз действует по шаблону, который дала народу власть. М. А. Булгаков пытается показать, что это неправильно.

При разговоре с Воландом не только Берлиоз отмечает, что он атеист, но и Иван Бездомный. Почему же только Берлиоз был наказан смертью?

Связано это с положением Берлиоза в обществе. Он был председателем МАССОЛИТа, организации, которую высмеивает М. А. Булгаков. Берлиоз – довольно умный и образованный человек, однако не пользуется своим умом в повседневной жизни. Он занимается не тем, он занимается продвижением совершенно бездарной литературы, которая была выгодна для власти. Это стереотипное и шаблонное мышление, которое навязывалось со стороны государства, также послужило причиной смерти Берлиоза.

Гибель героя была не случайностью, а преднамеренным действием, которое меняет мировоззрение многих героев, в частности Ивана Бездомного, который из ученика Берлиоза превращается в историка, бросив писать никчемные стихи.

Берлиоз («Мастер и Маргарита»)

Михаил Александрович Берлиоз — персонаж романа «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Берлиоза показывает типичного советского человека той поры, изображённого в негативных чертах.

Кто такой Берлиоз

Михаил Александрович Берлиоз — человек примерно сорока лет, темноволосый, немного лысоватый, упитанный, небольшого роста. Он — литератор, председатель общества МАССОЛИТ.

Берлиоз — ярко выраженный атеист, чем и гордится. К неверию в бога он приучает и других персонажей, в том числе поэта Бездомного. Для верующего (хоть и «своеобразно» верующего) Булгакова атеизм Берлиоза является одним из негативных признаков, что и подчёркивается в произведении.

При этом Берлиоз — человек, вполне успешно устроившийся в советской системе. В то время, как многие люди страдают от «квартирных» проблем, проживают в коммуналках и бараках, у Берлиоза хорошая трёхкомнатная квартира. Эта квартира, в конце концов, оказывается «нехорошей» — в ней начинают происходить всякие несуразные и загадочные вещи.

Берлиоз — человек начитанный и образованный. При этом он очень любит спорить; любой разговор он превратит в дискуссию, которая может затянуться на несколько часов. Берлиоз красноречив, придерживается хороших манер, не нарушает закон и любит порядок, у него нет вредных привычек. То есть чисто внешне это вполне образцовый человек, однако, его внутренняя сущность совсем другая.

Неоднократно московского литератора Берлиоза путают с его однофамильцем — классическим французским композитором. В романе есть и другой похожий персонаж — Стравинский, который тоже является атеистом, и которого путают с композитором-однофамильцем.

Встреча Берлиоза и Воланда

Михаил Берлиоз однажды встретился с незнакомцем, которым был Воланд. По своему обыкновению, Берлиоз начал дискуссию о религии, боге, дьяволе и потустороннем мире. Воланд попытался переубедить его, однако тот не поддавался и гнул свою линию. Тогда «повелитель тьмы» решил его наказать. Он предрёк ему скорую смерть, что и произошло — Берлиоз поскользнулся на пролитом масле и попал под трамвай, который отрезал ему голову. Во время «мистического бала» Воланд пьёт из головы Берлиоза вино.

В этом примере отчётливо видно своеобразие булгаковского «князя тьмы». Воланд выступает здесь фактически в роли Иисуса Христа, наказывая грешника за его неверие в бога, а также за ложь, лицемерие и прочие «нравственные» грехи.

«Нехорошая квартира»

Особое значение в романе имеет московская квартира, расположенная по адресу: улица Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. В этой квартире начинают происходить странные явления, прежде всего загадочные исчезновения людей. Несмотря на это, в квартиру заселяются Берлиоз и Степан Лиходеев — директор Варьете. После них в этой квартире появляются Воланд и его свита, которые устраивают в ней «бал сатаны».

По-видимому, обитатели этой квартиры были настолько «черны», что сами привлекли в неё «нечистую силу». Последний хозяин квартиры Берлиоз особенно приглянулся Воланду как объект для наказания.

Прототипы Берлиоза

Как и у других персонажей романа «Мастер и Маргарита», у Берлиоза были свои прототипы в реальной жизни. В качестве такого прототипа наиболее часто называют Леопольда Авербаха — советского литератора, который вначале был вполне «официальным», а потом поссорился со Сталиным и был расстрелян. Леопольд Авербах был в довольно натянутых отношениях с Булгаковым. Не жаловал он вообще всех писателей, которых считал «попутчиками» в советской литературе, — он отказывал им в «революционности».

Ещё один возможный прототип — пролетарский поэт Ефим Придворов, известный как Демьян Бедный. Правда, на этого литератора указывает имя (точнее, псевдоним) другого персонаж романа — Ивана Бездомного; однако сам Бездомный был не похож на Демьяна Бедного по характеру, а вот Берлиоз — другое дело. Демьян Бедный тоже попал в опалу и поссорился со Сталиным, как и Авербах. «Вождь» осудил поэта за «фальшивое» настроение в его поздних стихах, за «клевету» на СССР, его культуру и прошлое. До этого Демьян Бедный, плохой и неумелый стихотворец, считался одним из главных советских поэтов, часто издавался и пользовался всеми благами жизни. Правда, Демьян Бедный не был расстрелян, а умер своей смертью от тяжёлой болезни.

Заключение

Михаил Берлиоз, будучи второстепенным персонажем романа «Мастер и Маргарита», играет в нём особую роль. Образ Берлиоза был для Булгакова символом всей советской официозной культуры — бездарной, циничной и фальшивой, но превознесённой из-за своей верности коммунистическому режиму и лично товарищу Сталину. Берлиоз, будучи этаким «советским буржуем» и решительно отвергая веру в бога, был справедливо наказан Воландом.

Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Одним из весьма интересных персонажей романа Михаила Булгакова (Мастер и Маргарита), является Берлиоз. Читатель знакомится с персонажем уже с самых первых страниц этого грандиозного романа. Это происходит на Патриарших, где Берлиоз и поэт Бездомный заводят весьма интересную беседу. Несмотря на то, что он был второстепенным персонажем, он играет очень важную и даже можно сказать большую роль в данном произведении. Михаил, так звали Берлиоза, критиковал произведение поэта Бездомного, тем самым он вызвал большое негодование со стороны юного талантливого писателя.

Внешность Берлиоза была не броской, обычный, ни чем не приметный мужчина, невысокого роста, к тому же немного полноват. Он тщательно старался прикрыть свою лысину, одевая, шляпы, с широченными полями. Ходил он обычно в костюмах, классического цвета, по внешности был интеллигентом.

Проживал этот персонаж в коммунальной квартире в самом центре Москвы. Квартира у него была просторная, и находилась довольно-таки в приличном состоянии. К сожалению у Берлиоза не было ни детей ни жены, он был абсолютно одинок. Официально в браке он состоял, но его дорогая супруга предпочла ему балетмейстера. Родных, которые находились бы по близости, у него тоже не имелось. Единственный человек, который был рядом с ним практически каждый день, была его домработница. Ее звали Груня, именно она тянула на своих хрупких женских плечах весь дом.

Михаил, был не только литератором в одном из Московских журналов, но и числился председателем ассоциации литераторов. Практически все его коллеги относились к нему с большим уважением.

Берлиоз стал первым персонажем произведения, который попал под руки Воланда. Произошло это именно в тот момент, когда они беседовали об Иисусе Христе с писателем Бездомным. Как рас в этот момент появился иностранец. Именно он предсказал Михаилу смерть от колес поезда. После его кончины, Воланд полностью пользовался его квартирой как своей. Именно в этой квартире Воланд приводил в реальность свои могущественные, коварные планы. Благодаря этому квартира приобрела для себя невыносимо страшную репутацию.

Автор произведения особо не выделял этого персонажа, но его история захватывает дух читателя. Особое чувство страха и жалости вызывает кончина Берлиоза, такой страшной и жестокой смерти не заслуживает даже самый плохой герой любого иного произведения.

2 вариант

Михаил Александрович Берлиоз – персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который был первым наказан Воландом. Берлиоз погиб в самом начале романа, попав под трамвай, как и предсказал ему незадолго до этого Воланд.

Берлиоз погиб в расцвете лет. Портрет Берлиоза, данный в первом же абзаце романа, позволяет увидеть человека успешного, сытого и довольного жизнью. Он был чиновником новой советской формации, делом его службы была литература. Несмотря на то, что сам он был начитан на уровне энциклопедии, это не мешало ему редактировать художественный журнал и вершить судьбы современных литераторов. МАССОЛИТ, литературная ассоциация, давала ему возможность легко получать жизненные благ — занимать несколько комнат в квартире в центре Москвы на улице Садовой, дачу в литераторском поселке Перелыгино на Клязьме, ездить на воды и иметь домработницу.

Будучи генералом от литературы Берлиоз держится снисходительно-покровительственно с Иваном Бездомным, достаточно самоуверенно с Воландом. Он привык к тому, что все в его жизни налажено и распланировано, никаких необыкновенных явлений не происходит. Именно поэтому он, ничего не опасаясь начинает общаться с Воландом, который его даже заинтересовал в начале разговора. Сам Берлиоз в этой беседе на Патриарших прудах позиционирует себя как атеиста, утверждает, что всем на земле, включая собственную жизнь, управляет человек. Воланд доказывает Берлиозу ошибочность его взглядов, мистическим образом отправляя его под трамвай, где Берлиоз никак не предполагал оказаться в этот майский вечер.

Посмертная судьба Берлиоза оказалась менее удачной, чем земная. Сначала его ругали собратья по литературному цеху, дожидавшиеся его для проведения заседания, на которое он по понятным причинам не явился. Погибнув такой страшной смертью, Берлиоз еще и оказался «обокраденным покойником», так как из его гроба была украдена его голова. Это было дело рук помощников Воланда: у того на предмет использования головы Берлиоза были свои планы.

Читатель узнает из главы 23, что Воланд с Берлиозом, точнее с его головой, на балу продолжил беседу, незаконченную на Патриарших прудах из-за того, что председатель МАССОЛИТа побежал звонить в бюро иностранцев, чтобы донести на подозрительного, по его мнению, консультанта. Теорию Берлиоза о том, что после смерти человека ждет небытие, Воланд называет солидной и остроумной. Ей он противопоставляет другую: каждому будет дано по его вере.

Так как Берлиоз не верил ни в Бога, ни в Дьявола, по своей вере, точнее ее отсутствию, он получил в итоге небытие. А его голову Воланд превратил в чашу на золотой ножке, чтобы выпить из нее за главную утверждаемую им ценность – за бытие.

Булгаков неслучайно отправляет на смерть именно этого героя романа, другим в ходе действия отдав менее жестокие наказания от Сатаны. Берлиоз – функционер, олицетворявший для писателя тех «литературных генералов», которые в свое время ему не давали работать, всячески его травили и преследовали.

Сочинение Берлиоз в произведении Мастер и Маргарита

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила. Но, конечно, его образ ещё много раз упомянут в романе – его похороны, похищение его головы, превращение его черепа в чашу.

Сам Михаил был важным и весьма самодовольным, как и многие москвичи в романе, человеком. Он возглавлял важную литературную организацию, считал, что играет важнейшую роль в этой жизни, что всё знает. Он взялся даже спорить с самим дьяволом Воландом, хотя и не зная, кто пред ним, о могуществе человека, об Иисусе. Он смеялся над аргументами ученого Воланда, что человек ничем особо не может распоряжаться, так как ничего не знает о своей судьбе. Ивану Бездомному он убедительно до этого доказывал, что образ богочеловека существует во всех культурах… Умничал, в общем. Показывал своё неверие.

Впрочем, нельзя отказать ему в интеллигентности, спор с иностранцем он вёл аккуратно, сдерживал возмущенного Ивана. Конечно, он не поверил в предсказания Воланда, а поспешил на собрание, которому не суждено было состояться.

Берлиоз – функционер, о котором особенно никто не жалеет. Все лишь удивляются и ужасаются странным обстоятельствам его смерти. Он плохо влияет на молодого «поэта» Ивана, но и на других тоже. Получается, что он гасит в них веру, убеждает отказаться от творческой свободы за материальные блага. Действует не хуже самого Воланда! Выполняет его работу…

Если о портрете, то персонаж этот был вполне себе функционер – упитанный и лысый. У него был приличный костюм, очки и шляпа. Ещё он был небольшого роста. У него была квартира, в которой и поселился после его смерти Воланд со свитой.

Самое страшное, что Берлиоза заставили увидеть, что существуют потусторонние силы, в которых он не верил. На балу Воланд оживил его голову… В глазах Михаила было страдание. И хозяин бала отправил его душу в «ничто», раз уж Михаил ни во что не верил.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Произведение посвящено теме коллективизации и борьбе между разными слоями сельских жителей поддерживающих или отвергающих это нововведение Советской власти.

Жилин был пленен вместе с офицером Костылиным, который бросил его, как только увидел приближающихся татар. В плену он и встретил Дину – молодую татарку, лет тринадцати на вид. Произошла эта встреча, когда он попросил у татар воды

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» есть такой персонаж как Пьер Безухов. Молодой человек был сыном самого богатого человека в России. В обществе его никто и никогда не воспринимал серьезно

Судьба человека очень сложна и многогранна. Порой всё идет в жизни хорошо и вдруг… происходят события, приносящие огорчения, разочарования, а иногда и того хуже.

Дворянство является неотъемлемой часть великого романа Льва Николаевича Толстого. Он условно разделяет его на две части: салонное и поместное. Первое напрямую связано с Анной Шерер, а второе с Ростовыми.

Берлиоз Михаил Александрович — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков обнажает социокультурные проблемы России и Москвы в частности. Михаил Александрович Берлиоз, второстепенный персонаж романа, — уважаемый и признанный в своих кругах литератор. С ним читатель знакомится уже в первой главе. Характеристика образа Берлиоза позволяет понять внутренний мир героя и мотивы его поступков.

Внешность и социальное положение героя

М. А. Берлиоз не отличается красотой и имеет своеобразную внешность: маленький рост и упитанность, которая говорит о спокойной жизни и уверенности в завтрашнем дне. Серый костюм, шляпа и очки в чёрной роговой оправе отражают его ум, эрудицию и интеллигентность. Сейчас Берлиоз одинок, но когда-то он был женат. Его жена, как говорят, ушла от него к какому-то балетмейстеру. Ближайшие его родственники — тётя и дядя из Киева. Детей у него нет. Живёт герой на Садовой улице в одной квартире с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым.
Работа для Берлиоза всегда стоит на первом месте. Михаил Александрович — председатель правления литературной ассоциации МАССОЛИТа, а так же редактор журнала. Его очень уважают коллеги. Берлиоз красноречив, поэтому умеет донести свою точку зрения до собеседника, а также убедить в её правдивости.

Роковая встреча

В начале романа он и поэт Иван Бездомный беседуют об Иисусе Христе. По мнению председателя, Иван в своём сочинении должен был опровергнуть сам факт существования Христа вместо того, чтобы создавать его негативный образ. Необходимо понимать, что события романа происходят в Москве 1930-х гг. В это время в стране господствовал атеизм, резко отвергались все религиозные догматы, и поэтому Берлиоз как гражданин не мог допустить даже самого факта существования Христа. В беседе с Иваном председатель приводит множество аргументов в пользу своей точки зрения.

Однако в разговор вмешивается незнакомец (Воланд), который оспаривает все доводы председателя. Он рассказывает историю Иешуа Га-Ноцри и говорит, что он был её свидетелем. Литераторы не верят незнакомцу и считают его сначала шпионом, а потом безумцем. Но иностранец предрекает Берлиозу безвременную кончину и говорит, что на неё невозможно повлиять. Берлиоз не верит своему собеседнику и считает, что человек сам управляет своей судьбой. Однако скоро предсказание незнакомца сбывается: несчастный Берлиоз поскальзывается на подсолнечном масле, о котором его предупреждал незнакомец, и трамвай отрезает ему голову.

Преступление и наказание

Своим поступком Воланд не только преподает урок невежественному Берлиозу, наказывая его за неверие в дьявола, но и таким образом наставляет Ивана Бездомного. Иван после смерти Берлиоза не только начинает верить в божественное начало, но и бросает сочинение «глупых стишков», делая упор в творчестве на исторические сочинения.

Можно провести параллели между организациями в романе и реально существовавшими литературными учреждениями. Так, прообразом МАССОЛИТа (Мастерской социалистической литературы) в реальной жизни является МАСТКОМДРАМ или Мастерская коммунистической драматургии. Берлиоз как яркий представитель МАССОЛИТа не имеет собственного мнения, а руководствуется лишь распоряжениями партии. Именно поэтому такие молодые авторы, как Мастер, не могли быть приняты в литературное общество. Их сочинения предполагали существование божественного и поэтому были антипартийными. Примечательно, что Берлиоз сам не занимался писательством, но критиковал сочинения молодых авторов. Этот факт сам по себе ярко иллюстрирует литературное общество Москвы 1930-х гг.

Вывод

Образ Берлиоза в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» отражает отношение автора к литературным кругам. Он высмеивает МАССОЛИТ и бездарных литераторов за их сочинения, которые не имеют художественной ценности, но выгодны партии.

Характеристика образа Берлиоза может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика Берлиоза из романа «Мастер и Маргарита»

Одним из самых неоднозначных булгаковских персонажей по праву называют Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита». Характеристика героя позволит читателю понять, почему именно он становится первой жертвой Воланда и его свиты. Образ истинного атеиста, неверующего в Бога, достаточно символичен. Он раскрывает причины наказания председателя МАССОЛИТа за его жизненные принципы через переход от прошлого к настоящему.

  1. Личность, внешность героя
  2. Характеристика персонажа
  3. Месть Воланда, смерть Берлиоза

Личность, внешность героя

Михаил Александрович Берлиоз является руководителем (председателем) МАССОЛИТа. О внешности героя рассказывает автор немного, но этого вполне достаточно, чтобы создать четкий образ второстепенного персонажа в мыслях:

berlioz master margarita

  • небольшой рост;
  • упитанное телосложение;
  • залысины на черноволосой голове;
  • одевается в костюмы преимущественно серых оттенков;
  • покрывает голову шляпой;
  • часто носит головной убор в руках;
  • гладко выбритое лицо.

Перед читателем Берлиоз в «Мастере и Маргарите» предстает в образе мужчины, находящегося в полном расцвете сил. Ему приблизительно 45 лет. Михаил Александрович — литератор, состоящий в крупнейшей московской ассоциации. Помимо этого, он занимается редактурой художественного журнала. Высокопоставленный, мастистый председатель — генерал в литературных кругах. Булгаков дает герою такую же фамилию, как у известного французского композитора Гектора Берлиоза.

Но принято считать, что прототипом персонажа был критик и член группировки РАПП — Леопольд Авербах. Или же известный поэт Демьян Бедный.

Характеристика персонажа

Михаил Афанасьевич Булгаков преподносит Берлиоза, как человека, умеющего сочувствовать близким. Будучи дядей покойного племянника своей жены, он искренне соболезнует членам семьи. Михаил Александрович — образованный, эрудированный, воспитанный мужчина, интересующийся трудами древних историков.

Писатель дает своему герою следующую поведенческую и личностную характеристику:

berlioz romane master margarita

  • любит много читать;
  • имеет большие литературные заслуги;
  • интересуется исключительно материальными благами, а не душевной красотой людей;
  • не имеет своего мнения, убеждений, взглядов на жизнь;
  • не верит в существование Иисуса Христа и дьявола;
  • учит атеистским азам Бездомного (начинающего писателя стихотворений), которого звать Иваном;
  • отличается остроумностью, красноречивостью;
  • умеет хитрить;
  • пытается подчинить (по приказу) всю литературу новой власти;
  • нередко осторожничает.

berlioz balu

Проживает литератор в центре российской столицы на Садовой улице. Просторное коммунальное жилье занимает 3 комнаты (кабинет, гостиная, столовая). По соседству с законопослушным гражданином проживает Степа Лиходеев. Домашними делами в квартире Берлиоза занимается домработница Груня. Также во владении председателя литературной ассоциации имеется элитная дача на Клязьме в поселке Перелыгино.

Герой женат. До смерти литератора его жену видят в обществе балетмейстера. В семье не было детей, поэтому прямыми наследниками на право владения собственностью должны были стать дядя и тетя.

Месть Воланда, смерть Берлиоза

После знакомства с иностранным гражданином, приехавшим в Москву, Миша слышит от гостя странные слова, звучавшие как предсказание. Воланд рассказывает литератору о гибели под трамваем. Это должно произойти перед отъездом в Кисловодск. Персонажу суждено поскользнуться и попасть на трамвайные рельсы прямо во время движения транспорта поблизости. Из-за своего атеизма Берлиоз отказывает верить в такое, поэтому герой не раздумывая, уходит. Страшно, что мнимое предположение дьявола в человеческом обличии обращается реальностью для героя.

berlioz smert

Таким способом властитель тьмы решает наказать Михаила Александровича за атеизм, неверие в нечистую силу. Трагедия происходит на Патриарших прудах. Рука мужчины соскальзывает с турникета, нога скользит по разлитому Аннушкой маслу. Берлиоз падает под движущийся трамвай. Ему отрезает голову.

Во время сатанинского бала Воланд беседует с покойным литератором, рассуждая о существовании дьявола и Иисуса Христа. Действующие лица пытаются говорить спокойно и размеренно. Буквально несколько дней назад умерший рассказывал, что отрезание головы прекращает жизнь в человеке, обращающегося в золу. Пришедшие на бал гости выступают ярким примером, что утверждения мужчины были неверными.

Берлиоз отправляется в то самое небытие, о котором рассуждал, а нечисть выпивает из чаши, в которую превращается голова литератора, за бытие.

Булгаков намеренно убивает своего персонажа. Руководитель ассоциации литераторов должен быть умереть, так как автор в целом высмеивает МАССОЛИТ. Происходит это из-за шаблонности мышления, беспрекословного подчинения героя власти. Это и приводит к тому, что председатель обзаводится роскошной (по тем меркам) дачей в элитном районе Москвы. Он заслужил расправу от кота Бегемота и Фагота, потому как лично говорит Воланду о своем всестороннем атеизме.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  11 КЛАСС

(УГЛУБЛЕННЫЙ
УРОВЕНЬ)

Пояснительная
записка

           Рабочая программа по литературе
11 класс (углубленный уровень) составлена на основе требований ФГОС СОО, в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании». Литература как предмет входит
в предметную область «Филология». Для составления программы по литературе была
использована примерная программа Литература 5-11 класс. Базовый и профильный
уровень  под редакцией Чертова В.Ф. М.: Просвещение, 2018. Реализация программы
осуществляется с использованием учебника «Литература. Базовый и углубленный
уровни. 11 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019»

В 11 классе обобщаются все основные
понятия литературного процесса: направления, традиции и новаторство в
литературе. Продолжается знакомство и анализ произведений русской литературы 20
века, в том числе произведения современной литературы, раскрывающие вечные темы
и традиции русской литературы.

 Программа включает рубрики:

o   Теория
литературы;

o   Развитие
речи;

o   Внеклассное
чтение;

Уделяется внимание специальному уроку-
практикуму

Планируемые результаты освоения программы
(углубленный уровень)

Личностные:

o   Способность
и готовность отстаивать собственное мнение, личное достоинство, формирование
собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям;

o   Способность
и реализация позитивных жизненных перспектив на достижение личного счастья;

o   Формирование
уважения к своему народу, уважение государственных символов;

o   Гражданственность,
осознание своих прав члена российского общества, принимающего законы, традиции,
национальные и общечеловеческие ценности;

o   Нравственное
сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей, толерантное
отношение уважение и доброжелательное отношение к другим людям;

o   Формирование
позиции и способности к выбору нравственной позиции к выбору добра, нравственного
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

o   Готовность
и способность к образованию и самообразованию как условию успешной
профессиональной и собственной деятельности;

o   Бережное
отношение к родной земле, природным богатствам,  формирование экологической
культуры;

o   Положительный
образ, ответственное отношение к созданию   семьи на основе принятия традиционных
ценностей семейной жизни;

o   Потребность
трудиться, ответственно относиться  к различным видам трудовой деятельности;

o   Физическое,
эмоционально-психологическое, социальное благополучие, ощущение безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные

o   Готовность
самостоятельно определять цели, ставить задачи своей деятельности и жизненных
ситуациях;

o   Оценивать
возможности и выбирать оптимальные пути для достижения целей;

o   Сопоставлять
имеющиеся возможности, определять критерии для определения достижения цели;

o   Сопоставлять
и оценивать полученный результат с поставленной целью.

Познавательные

o   Умение
критически оценивать информацию, распознавать противоречия, использовать
логико-смысловые средства, схемы для представления информации;

o   Осуществлять
развернутый поиск, находить обобщенные способы решения новых задач;

o   Анализировать
и преобразовывать проблемные ситуации;

o   Менять
и удерживать  разные позиции в учебной деятельности, управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться.

Коммуникативные

o   Осуществлять
деловое сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Развернуто, логично, аргументированно
и точно излагать свою точку зрения;

o   Выполнять
разные роли при групповой форме работы, воспринимать критические замечания в
свой адрес, в адрес других людей избегать личностных оценочных суждений;

o   Умение
действовать в конфликтных ситуациях, распознавать конфликтные ситуации;

o   Представлять
публично результаты индивидуальной и групповой работы перед различными
аудиториями;

o   При
формулировке замечаний в адрес других людей избегать личностных оценочных
суждений.

Предметные результаты (углубленный
уровень)

o   Демонстрировать
знание произведений русской, родной и мировой литературы;

o   Анализировать
конкретные произведения в устной и письменной форме произведения во взаимосвязи
с другими видами искусства и отраслями знаний;

o   Ориентироваться
в историко-литературном процессе 20 века и в современном литературном процессе.

o   Обобщать
и анализировать свой читательский опыт, давать развернутые ответы на вопросы,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведений;

o   Выполнять  
исследовательские и проектные работы, используя ресурсы исторических
документов, музея, библиотеки, сети Интернет;

o   Пополнять
и обогащать свои представления о закономерностях литературного процесса;
участвовать в научных и творческих мероприятиях (конкурсах, конференциях),
представляя результаты своей деятельности.

Место предмета:

На изучение курса Литература 11 класс (углубленный
уровень) отводится 175 часов (5 часов в неделю)  в соответствии с программой и
учебным планом школы.

Основные виды  деятельности:

Чтение
(чтение произведений, выразительное чтение, в том числе наизусть, внеклассное
чтение, чтении критической и справочной литературы);

Анализ
(анализ в контексте творчества писателя, целостный анализ, анализ тематики и
проблематики и т.д.);

Развитие устной и письменной речи
(письменный ответ на вопрос, характеристика, сочинение, письменный анализ,
конспектирование, исследовательский проект, рецензия)

Содержание программы

Литературный процесс. Традиции и
новаторство
(вводный урок)

Зарубежная литература 20 века

Дж. Б. Шоу.
Слово о писателе. Пьеса «Пигмалион».

Теория литературы.
Интеллектуальная драма. Ирония. Эпическое начало в драматургии.

Г. Аполлинер 
Слово о поэте. Стихотворения «Мост Мирабо», «Прощание».
 Теория литературыНоваторство в области поэтической
формы.

Поэтический эксперимент.

Ф. Кафка
Слово о писателе. Новелла «Превращение». Концепция мира и
человека. Биографическая основа и литературные источники сюжета.

Теория литературыМодернизм.
Гротеск.

Русская литература первой половины ХХ века

Русский символизм

Д. С. Мережковский
«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Ф.К.Сологуб 
«Свет и тени». В.Я.Брюсов «Юному поэту», «Я люблю». К.Д.Бальмонт  «Я
мечтою ловил уходящие тени…»,  «Безглагольность»,  «Я в этот мир пришел, чтоб
видеть солнце…». А.Белый  «Петербург».

А.А.Блок  Жизнь
и творчество.  Стихотворения:  «Незнакомка»,  «Россия», «Ночь, улица, фонарь,
аптека…», «В ресторане»,  «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из
цикла «На поле Куликовом»),  «На железной дороге», «Фабрика»,  «Вхожу я в
темные храмы…»,  «О доблестях, о подвигах, о славе…»,  «О, я хочу безумно
жить…»,  «Скифы».

Поэма «Двенадцать». История создания
поэмы, авторский опыт осмысления событий революции.  Теория литературы.
Поэма. Лирический цикл. Лирический герой. Символ.

И.А.Бунин. Жизнь
и творчество. Стихотворения «Вечер», «Последний шмель», «Седое небо надо
мной…». 

 «Господин из Сан-Франциско». Развитие
традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания
«дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки».

Теория литературы.
Аллюзия. Реалистическая символика. Целостный анализ лирического стихотворения.

Развитие речи.
Письменный ответ на вопрос об особенностях психологизма в одном из рассказов
писателя. Сочинение по творчеству И. А. Бунина.

М.Горький
Жизнь и творчество. Рассказ «Старуха Изергиль». 

Пьеса «На дне».

Теория литературы.
Романтическое и реалистическое в художественном мире писателя. Исторический,
биографический, литературный контекст творчества писателя. Традиция и
новаторство.

Развитие речи.
Подготовка сообщений о биографии писателя. Подбор фрагментов воспоминаний о
писателе. Составление вопросов к дискуссии о правде и лжи, цитатная подборка по
теме. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству
писателя. Сочинение по творчеству М. Горького.

А.И.Куприн. Жизнь
и творчество (обзор). Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета
рассказа. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как
высшей ценности.

Теория литературы.
Психологизм. Эпиграф.

Развитие речи.
Письменный ответ на вопрос о заглавном образе рассказа. Отзыв о самостоятельно
прочитанном произведении А. И. Куприна.

Е.И.Замятин
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы». История создания и публикации романа.
Жанровое своеобразие. Проблематика и система образов, центральный конфликт
романа. Особенности композиции.

Теория литературы.
Антиутопия.

Развитие речи.
Сообщения об утопии и антиутопии в мировой и русской литературе.

В.В.Набоков.
Творческий путь В. В. Набокова.  Рассказ «Слово» — начало бездорожья героев
Набокова.

И.С.Шмелев.
«Лето Господне» (фрагменты). Этапы жизни и творчества писателя.
Национально-историческая проблематика произведений. Тема России в творчестве.

Практикум «Цитаты и реминисценции в
литературном произведении»
.

Систематизация сведений о цитатах и
реминисценциях как самых распространенных формах. Художественные функции цитат
и реминисценций.

Поэзия Акмеизма

Н.С.Гумилев. Стихотворения
«Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

О.Э.Мандельштам.
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Теория литературы.
Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм.

Развитие речи.
Сообщение о биографии поэта (по выбору). Письменный анализ стихотворения в
заданном аспекте.

А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Смятение», «Я
научилась просто, мудро жить…», «Муза ушла по дороге…», «Под крышей
промерзшей пустого жилья…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Мне ни к
чему одические рати…», «Родная земля».

Поэма «Реквием». Историческая основа,
история создания и публикации. Теория литературы. Лирический цикл.
Традиция. Аллюзия. Реминисценция. Дольник.

Развитие речи.
Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического
произведения. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Русский футуризм

И. Северянин. «Эпилог»
(«Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». В. В. Хлебников. «Заклятие
смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».Особенности
поэтического языка, словотворчество в лирике И. Северянина и В. Хлебникова.

Теория литературы.
Литературные манифесты. Футуризм. Формальные эксперименты. Словотворчество.

Развитие речи.
Цитатная подборка из манифестов и поэтических произведений футуристов для
устной характеристики их художественного мира. Анализ стихотворения в заданном
аспекте.

В.В.Маяковский. Жизнь
и творчество. Стихотворения «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко
нервно», «Лиличка!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой». Новаторство
Маяковского.

Теория литературы.
Художественный мир. Поэтическое новаторство. Словотворчество. Тоническое стихосложение.
Акцентный стих.

Развитие речи.
Доклады о биографии и творчестве В. В. Маяковского на основе справочной,
мемуарной, научной литературы и материалов, размещенных в Интернете. Тезисы
ответа на вопрос о соотношении традиционного и новаторского в ранней и поздней
лирике поэта. Подбор цитат к сочинению, посвященному анализу одной из глав
поэмы «Облако в штанах». Сочинение по творчеству В. В. Маяковского.

С.А.Есенин. Жизнь
и творчество.  Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..»,  «Я покинул
родимый дом…»,  «Сорокоуст»,  «Не жалею, не зову, не плачу…»,  «Письмо к
матери», «Мы теперь уходим понемногу…»,  «Собаке Качалова»,  «Спит ковыль.  Равнина
дорогая…»,  «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»,  «Русь Советская».

Теория литературы.
Лирический герой. Антитеза. Цветопись.

Развитие речи.
Письменный ответ на вопрос о природных образах в есенинской поэзии. Целостный
анализ лирического произведения. Реферат об особенностях стиля поэта. Сочинение
по творчеству С. А. Есенина.

М.И. Цветаева. Жизнь
и творчество (обзор). Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»,
«Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто
создан из глины…», «Идешь, на меня похожий…», «Роландов Рог».

Теория литературы.
Стиль. Поэтический синтаксис.

Развитие речи.
Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте.

Б.Л.Пастернак. Жизнь
и творчество (обзор). Стихотворения «Февраль. Достать чернил и
плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»,
«Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво…».

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с
анализом фрагментов).  Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей
проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в
творчестве Пастернака.

Теория литературы.
Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл.

Практикум «Имя собственное в литературном
произведении».

Обобщение сведений о художественной
функции имени собственного в литературном произведении. Антропонимы и топонимы.
Имя собственное в заглавии произведения.

М.А.Булгаков. Жизнь
и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и
публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Прием «роман в
романе». Роль эпиграфа. Притчевая основа романа.

Теория литературы.
Композиция. Фантастика. Художественный метод.

Развитие речи.
Сообщение о проблематике романа и особенностях стиля писателя. Тезисный план
сочинения о соотношении конкретно-исторического и вневременного в романе.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

А.П.Платонов.
Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в
прозе Платонова.

Теория литературы.
Утопия и антиутопия. Символ. Стиль.

Развитие речи.
Письменный ответ на вопрос об индивидуальном стиле А. П. Платонова.

М.А.Шолохов. Жизнь
и творчество. Роман «Тихий Дон». История создания романа. Широта
эпического повествования. Авторская позиция. Система образов в романе.

Теория литературы.
Трагическое и комическое. Роман-эпопея. Эпиграф.

Развитие речи.
Письменный ответ на вопрос об историческом контексте творчества писателя.
Характеристика особенностей стиля писателя. Анализ документализма как одной из
стилевых доминант в романе. Анализ эпизода. Аннотирование новейших публикаций,
посвященных биографии и творчеству писателя.

Зарубежная литература 2 половины 20 века.

Дж.Д. Сэлинджер. «Над
пропастью во ржи». У.Эко. «Имя розы».

Основные тенденции в развитии зарубежной
литературы второй половины XX века. Развитие реалистических традиций.
Философская, социальная и нравственная проблематика.

Теория литературы.
Миф в литературном произведении.

Развитие речи.
Доклад об одном из зарубежных писателей — лауреатов Нобелевской премии в
области литературы.

Русская литература второй половины ХХ века

А.Т.Твардовский. Жизнь
и творчество. Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти
матери», «Дробится рваный цоколь монумента…», «О сущем», «В чем хочешь
человечество вини…».

Теория литературы.
Лирический герой. Исповедь.

Развитие речи.
Выразительное чтение стихотворения наизусть. Целостный анализ лирического
стихотворения. Сообщения о творчестве А. Т. Твардовского.

Тема Великой Отечественной войны в русской
литературе
(обзор)

К.Воробьев. «Убиты
под Москвой»

Б.Васильев. «А
зори здесь тихие…»;

Б.Л.Богомолов. «В
августе сорок четвёртого…».

Теория литературы.
Документализм.

Развитие речи.
Письменный ответ об особенностях изображения реального исторического события в
одном из эпических произведений о Великой Отечественной войне.

В.М.Шукшин. Жизнь
и творчество (обзор). Рассказы «Крепкий мужик». Изображение народного характера
и народной жизни в рассказах.

Теория литературы.
Рассказ. Повествователь.

Развитие речи.
Целостный анализ одного из рассказов В. М. Шукшина.

А.И.Солженицын. Жизнь
и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие
раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера
в контексте трагической эпохи.

Теория литературы.
Повесть. Повествователь.

Развитие речи.
План устного ответа на вопрос о значении исторического и биографического
контекста для понимания идейного содержания произведения.

Нравственная проблематика русской прозы
второй половины ХХ века

В.Т.Шаламов. Жизнь
и творчество В. Т. Шаламова (обзор)

«Колымские рассказы» В. Т. Шаламова.
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Анализ рассказов «Одиночный замер».

В.П.Астафьев.
Творящая сила памяти В. Астафьева. «Царь-рыба» — горизонты «натурфилософской
прозы».

В.Г.Распутин. Проблематика
повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» и ее связь с традицией русской
классической прозы.

М.А.Бродский. Жизнь
и творчество (обзор). Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж…»,
«Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Теория литературы.
Лирический герой.

Развитие речи.
Письменная работа о сочетании традиционного и новаторского в поэзии И. А.
Бродского.

Традиции и новаторство в русской поэзии
второй половины ХХ века

Н.М.Рубцов. Своеобразие
художественного мира Н. Рубцова (обзор)

Аналитическое чтение стихотворений Е.А.Евтушенко. «Со
мною вот что происходит…». Б.А.Ахмадулина. «По улице моей который
год…». А.Вознесенский. «Ностальгия по  настоящему».

Современный литературный процесс

В.С.Маканин  рассказ
«Кавказский пленник» Т.Ю.Кибиров .  Поэма «История села Перхурова» В.О.Пелевин 
Роман «Жизнь насекомых».

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

Похожие работы на — Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита»)

Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе

Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе

Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе

Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе

Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе

Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе

Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе

Нужна качественная работа без плагиата?

Не нашел материал для своей работы?

Поможем написать качественную работу Без плагиата!

Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита»)
Русская линия литературной сатиры, к кото­рой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Го­голь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке — А. Аверченко, М. Зощенко, В.
Войнович и другие, характеризуется масштабным ос­мыслением сущности человеческого бытия. Писа­тели этой категории, используя приемы, в других
обстоятельствах заставляющие читателя смеять­ся, изображают ими самими ощущаемую траге­дию жизни.
М. Булгаков не сатирик в чистом виде. Жанр сатиры, в котором написано «Собачье сердце», предполагает показ в смешном виде
чего-то совсем не смешного в реальности. Это фантастическое произведение, обрисовавшее происходящее в Рос­сии после революции 1917 года как предзнамено­вание
близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора.
Комическое — обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как пьеса «Бег» и роман
«Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в этих
произведениях только очень тонкий верхний пласт, чуть прикрывающий рвущуюся наружу трагедию. «Собачье сердце» в этом отношении книга очень характерная.
В повести соотношение смешного и трагическо­го очень неравномерно, поскольку к первому отно­сится незначительная
часть внешней, событий­ной линии. Все остальные грани — приоритет второго.
Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом», — говорит про­фессор Преображенский
после вселения в его дом I жилтоварищей. То же мог бы сказать Булгаков (и . говорил)
о России после захвата власти большеви­ками.  Нелепо  выглядящие,  невоспитанные  и практически незнакомые с культурой мужчины и женщина, на
женщину не похожая, читателю вначале могут показаться смешными. Но именно они оказываются пришельцами царства Тьмы, внося­щими дискомфорт в бытие не только
профессора; именно они во главе со Швондером «воспитыва­ют» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу.
Противостояние Преображенского и Швондера можно рассматривать не только как отношения между интеллигентом и новой
властью. Главное, сталкиваются культура и антикультура, духов­ность и антидуховность, и проходящий между ними бескровный (пока) поединок не решается
в пользу первого, в борьбе Света и Тьмы отсутствует жизнеутверждающий финал.
Нет ничего смешного и в образе новопроизве­денного человека Шарикова (за исключением, может быть, оттенка этого смешного в напыщен­ных
и самовозвеличивающих внутренних моноло­гах Шарика), ибо над уродством — духовным и телесным — смеяться может только тот, кто им же и отмечен. Это
отталкивающе-несимпатичный образ, но Шариков сам по себе носителем зла не является. Только оказавшись полем того самого сражения Тьмы и Света за его
душу, он в конце концов становится рупором идей Швондера — большевиков — Сатаны.
Аналогичная тема присутствует в «Мастере и Маргарите», где на сцену выходит уже сам Влас­телин Тьмы, на котором для
читателя уже нет ни­какой маски. Но скрытый за множеством из них для героев романа, он и его слуги многих ставят в смешное положение, позволяя обозреть
другим (в том числе и читателю) все человеческие и общест­венные пороки (представление в Варьете и другие ситуации). Лишь в случае с Иваном Бездомным
нелепые и ужасные происшествия способствуют очищению внутреннего мира поэта от наносного и дают возможность ему приблизиться к постиже­нию истинного.
Таким образом, мы видим, что сочетание коми­ческого и трагического в произведениях Булгакова, оставаясь в струе
русской литературной сати­ры, имеет важную для их понимания особенность: смешение смешного и грустного в событийном плане (даже не для слишком опытного
и внима­тельного читателя) показывает глубочайшую тра­гедию, осмысливаемую в плане внутреннем.

Похожие работы на — Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита») Сочинение. Литература.
Реферат: Оформление кредитного договора, дополнительного соглашения к кредитному договору
Реферат по теме Падения и находки
Разговорная Речь Сочинение
Реферат по теме Развитие малого и среднего предпринимательства в Татарстане и России
Итоги Правления Петра 1 В Форме Эссе
Контрольная Работа На Тему Создание Акционерного Общества
Курсовая работа по теме Восприятие цвета человеком
Предупреждение Аварийности На Предприятиях Транспорта Курсовая Работа
Дипломная работа по теме Социальное обеспечение прокурорских работников
Сочинение Широкова Друзья От Имени Мальчика
Правовое Положение Полиции Курсовая
Реферат: Башкирское отделение Научного Совета по методологии искусственного интеллекта при ран
Реферат На Тему Учетные Регистры, Их Виды И Содержание
Вред Приносимый Сорными Растениями Реферат
Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Реферат: Формализация в научном познании. Скачать бесплатно и без регистрации
Великая Отечественная Война Курсовая
Доклад: Физик Кулон Шарль Огюстен
Реферат по теме Спектральный анализ
Реферат по теме Платформа Microsoft. NET Framework
купли-продажи. Рыночное ценообразование
Курсовая работа: Расчет системы автоматического управления
Похожие работы на — Правовая база местного самоуправления

  • Традиции русского фольклора в сказках а с пушкина
  • Традиции моей семьи 5 класс однкнр сочинение краткое содержание
  • Трагическая история любви маленького человека в рассказе гранатовый браслет
  • Трагичен ли образ обломова сочинение 10 класс с аргументами
  • Трагическая судьба григория мелехова сочинение