Трагические судьбы людей дна в произведениях м горького на дне сочинение

Пьеса на дне это обвинительный акт всему буржуазному обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их и лишая

Пьеса “На дне” — это обвинительный акт всему буржуазному обществу, которое выбрасывает людей на “дно” жизни, унижая их и лишая чести и достоинства. Горький показывает, что люди “дна” — это прямое доказательство преступления, совершаемого над людьми. Пьеса была написана в 1902 году. В эти годы положение бедных людей в России было действительно ужасным, таким же, как и положение героев пьесы Горького.
Герои пьесы “На дне” — обитатели ночлежки, люди, оказавшиеся “на дне” жизни. У них ужасное настроение, а будущего нет совсем. Последнее пристанище этих обездоленных, несчастных людей — грязная ночлежка Костылевых, напоминающая собой тюрьму. Прошлое, полное несправедливостей и обид, наложило на личность этих людей неизгладимый отпечаток. Они уже почти полностью разуверились в жизни, не пытаются изменить ее и поэтому только существуют. В жизни ночлежки мы не видим добра, отсюда в их отношениях нет теплоты, сочувствия.
И вот тут появляется Лука, странник 60 лет. Он сразу же обращает на себя внимание ночлежников. Почему же так происходит? Этому способствуют его своеобразные размышления о жизни. Беспаспортный бродяга Лука, которого много “мяли” в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости. Умирающий Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы вовсе нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Лука убежден, что жизнь людей изменить нельзя, можно изменить только отношение людей к действительности. Но за это его осуждать нельзя, так как в его словах содержится немало убедительных суждений. Так, например, он говорит: “Кто крепко хочет — найдет”, “человек должен уважать себя”, “люди живут для лучшего”. После уходя Луки обитатели ночлежки вспоминают о нем с теплотой, хотя некоторые понимают, что Лука “для многих был … как пластырь для нарывов”. Философствующий Сатин понимает, что Лука проповедует не из корысти, а из жалости к людям. Выступление Сатина является кульминацией в развитии споров ночлежников о правде, человеке, труде.
Одним из героев, не хотевших понимать Луку, является Барон. Когда-то он был богат, но теперь окончательно спился, т.к. тратил попусту все свои деньги и не задумывался о своем завтрашнем дне. Он стал таким же, как и другие обитатели ночлежки, но все-таки барские привычки в нем сохранились. Одним из тех, кто верил Луке, был Актер. Раньше он работал в театре, читал стихи, но запил, и единственной его мечтой было найти больницу, чтобы вылечиться. После ухода Луки его никто больше не мог поддержать, и Актер, разочаровавшись в своей жизни, решил удавиться.
Гениальность Горького состоит в том, что он в своей пьесе “На дне” сумел изобразить людей, находящихся на самом дне жизни, в самых жестких обстоятельствах. Это был протест как против строя, угнетавшего человека, так и против смирения и утешительного сострадания. Монолог Сатина был созвучен нараставшим в стране революционным настроениям. Пьеса Горького принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и “к буре звала”.

Название: Острая критика действительности и трагические судьбы людей дна по пьесе М. Горького На дне. 2
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 07:00:15 25 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 167
Комментариев: 15
Оценило: 2 человек
Средний балл: 5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Острая критика действительности и трагические судьбы людей дна по пьесе М. Горького На дне. 2
Реферат На Тему Погрузчик Категории С
Реферат: Дидактика предмета как контекстно зависимая теория обучения
Меры информации
Практика В Мвд Для Студентов Отчет
Практическая Работа Списки Поиск И Замена
Курсовая работа по теме Оценка финансовых рисков компании
Реферат: Биография и творчество писателя М. А. Булгакова. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат по теме Особенности партийной системы в современной России
Реферат по теме Правовое регулирование городского строительства
Курсовая работа: Создание мотивирующей рабочей среды в организации
Реферат по теме Западная Германия после ратификации парижских соглашений
Примеры Магистерских Диссертаций По Психологии
Риск Менеджмент В Страховом Деле Реферат
Реферат На Тему Карантинные Сорные Растения
Дипломная работа по теме Исследование термонапряженного состояния неохлаждаемой лопатки ГТД
Курсовая работа: Влияние героиновой зависимости матери на развитие плода ребенка. Скачать бесплатно и без регистрации
Вечные Ценности В Философии В Соловьева Реферат
Сочинение На Тему Моя Любимая Улица
Письмо Чацкому Горе От Ума Сочинение
Доклад: Таллин
Реферат: Арабское завоевание Египта
Реферат: Глагольное управление в селькупском языке
Изложение: Толстой: Война и мир. Эпилог

Автор:
Самый Зелёный
·

(574 слова) Пьеса «На дне» является одним из самых значительных произведений Максима Горького. Создавая свою ее, писатель поставил перед собой задачу — показать сознание людей, которые в силу тех или иных обстоятельств оказались на самом дне жизни. Автор описал ничтожное существование обитателей ночлежного дома и их философию. По воле судьбы в ночлежке оказался и Васька Пепел — представитель маргинального населения «дна». Характеристика Васьки Пепла в пьесе «На дне» поможет раскрыть его один самобытный типаж из этой среды.

Листая страницы произведения, читатель узнает, что судьба Васьки Пепла была определена уже с самого рождения. Он родился в семье вора, свое детство он провел в воровском обществе. Естественно, что и он стал вором. Несмотря на это, в душе Васька Пепел является добродетельным и по-своему человеком, но недостаточно сильным, чтобы противостоять злому року. Герой осознаёт, что любит жизнь и хочет стремиться к лучшему будущему. В своем сознании персонаж ощущает постоянную борьбу. Ведь герою очень хочется покинуть криминальный мир и выбраться на свободу. Он понимает, что жизнь нужно построить совершенно по-иному, и воровство приведет его лишь на каторгу. Но у персонажа не хватает силы духа, чтобы иначе выстроить свой жизненный путь. У Васьки не достает сил и терпения, чтобы навсегда забыть свое прошлое и вылезти из этого болота, которое постепенно засасывает все глубже и глубже.

Максим Горький показывает, какое большое влияние на судьбу Васьки Пепла оказывает его любовница Василиса, которую по праву можно назвать очень коварной и властной женщиной. Для Василисы важнейшими ценностями являются материальные блага. И героиня готова на все ради осуществления своих желаний. Она использует Ваську в корыстных целях вместе со своим супругом Костылевым, хозяином ночлежного дома. В итоге, Васька Пепел вынужден идти на поводу у Костылевых. Супруги заявляют герою, что могут его сдать полиции в любой подходящий момент. Василиса же по-своему мотивирует его воровать все больше, ведь она готова пойти только за богатым мужчиной. Но светлая сторона души героя противилась этим соблазнам. Как известно, вместе с Костылевыми жила и младшая сестра Василисы — Наташа. Наблюдая за ней, Васька Пепел постепенно влюбляется в девушку. Главный герой искренне восхищается этой чистой и милой девушкой. Он осознаёт, что готов на все ради своей возлюбленной. В Наташе герой видит свое избавление и исцеление. Девушка вдохновляет Ваську на начало новой жизни. Однако Василиса, узнав о нежных чувствах Васьки к ее сестре, решает использовать своего бывшего любовника в корыстных целях. Героиня заявляет Ваське, что отдаст ему свою сестру, но только тогда, когда он убьёт ее пожилого супруга. Несмотря на то, что Васька является вором и опустившимся человеком, он осознает, на какой бесчеловечный поступок толкает его Василиса. Васька Пепел отличается понимает всю низость намерений супруги хозяина ночлежного дома и не соглашается запятнать душу кровью. Герой не боится прямо в глаза сказать Василисе о жестокости и подлости ее натуры, а также о вероломстве ее поступка. В глубине души герой мечтает о нормальной человеческой жизни, поэтому он внемлет советам Луки о переезде в Сибирь. Он жаждет стать полноценным человеком и хочет по-новому проложить жизненный путь, однако  мечтам героя не суждено сбыться. Между Васькой Пеплом и Костылевым происходит драка. Васька толкает Костылева, и тот сильно ударяется головой, в результате чего умирает. Он случайно становится убийцей человека, и Наташа отворачивается от него. И теперь у него окончательно закончились все силы и возможности, чтобы выбраться из болота. 

Можно утверждать, что Максим Горький на примере образа Васьки Пепла показывает, как в одно мгновение могут разрушиться все мечты и надежды человека на лучшее будущее. Поэтому так важно взять себя в руки вовремя и исправлять ошибки тогда, когда это ее можно сделать!

Черты характера Васьки Пепла Цитаты
Неспособность противостоять мнению общества «Ты пойми: я, может быть, со зла вор‑то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…» 
Ум, образованность, трудолюбие «Я – грамотный… буду работать…» 
Отсутствие совести и чести «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь‑совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»   
Неудовлетворенность воровской жизнью Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу!. 
Достоинство, стремление к лучшей жизни Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…» 
Принципиальность Я сказал – брошу воровство! Ей‑богу – брошу! Коли сказал – сделаю! 
Доброта и неприятие насилия в отношении женщины Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону!..» 
Отсутствие уверенности в себе и своих добродетелях  Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это!» 

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классМаксим Горькийпьеса На днесочинение-рассуждение

Читайте также:

(775 слов) Максим Горький был известным русским писателем, поэтом, драматургом. Горького считают основоположником литературы социалистического реализма. Но ранние свои произведения писатель создавал в духе романтизма. Данное направление появилось в литературе в конце восемнадцатого столетия. В начале девятнадцатого века романтизм получил широкое распространение в европейских странах. В основе данного направления лежит принцип утверждения индивидуальности. Кроме того, романтизм предполагает яркое изображение эмоций человека. Рассмотрим поподробнее своеобразие романтизма в произведениях Максима Горького. 

Не секрет, что романтические настроения писателя во многом были вызваны растущим недовольством в обществе, а также ожиданием перемен. В сознании автора начали формироваться образы персонажей, которые готовы встать на защиту народа и направить его на правильный путь. И путь в представлении писателя был совершенно другим, он существенно отличался от реальности. Писатель ненавидел сложившиеся условия быта и мечтал о кардинальных переменах. По его мнению, спасение заключается в свободе от общественных условностей и предрассудков цивилизации. Именно это и нашло отражение в раннем творчестве Максима Горького. Новую мудрость он ищет в быту и нравах цыганской общины, в старинных легендах и даже в устоях отверженных — обитателей социального дна.

Период расцвета революционных движений в стране совпадал с периодом раннего творчества писателя. Максим Горький в своих произведениях воспевал образ бескорыстного бунтовщика, которому были свойственны романтические намерения изменения мира в лучшую сторону. Помимо этого, в творчестве Горького присутствует мотив стремления к свободе. Автор, не видя перемен, предчувствовал их.

Основная черта, присущая романтизму в представлении Максима Горького, заключается в выявлении главных пороков и проблем, мешающих людям обрести свободу и гармонию с собой. Он осуждает общество, которое объято страхами, предрассудками, нерешительностью и злонравием. Чтобы найти альтернативные пути развития, автор обращается к образу жизни тех людей, которых мы обычно недооцениваем. Например, мудрости нас учит цыган Макар Чудра, который резко критикует смирение, узколобость и трусость рядового человека, который рождается и умирает рабом.

Также в произведениях писателя, написанных в духе романтизма, прослеживается повышенное внимание к природе. При этом пейзаж выступает не только в качестве фона, где разворачиваются события. Он является полноценным героем, ведь романтические настроения передаются через экзотические картины природы. 

Как известно, Максим Горький был представителем нового революционного романтизма. Писатель в своих произведениях излагал прогрессивные взгляды на развитие страны. Главная тема творчества заключалась в отображении народной самобытности. Постепенно начал появляться новый тип персонажей, которые были готовы спасти людей от возникшей угрозы. Обратимся к рассказу «Старуха Изергиль«. В данном произведении автор использовал приём антитезы. Автор противопоставляет двух персонажей. В образе Данко писатель воплотил настоящего героя, который ценой собственной жизни мог спасти народ. Молодой человек отличался невероятной любовью к своему народу. Спасая людей, персонаж погибает сам. Однако, к сожалению, неблагодарные люди забывают о своих героях. Полной противоположностью Данко является сын орла Ларра. Данный герой с презрением относился к людям. Ларра не отличался способностью любить. И герой был изгнан из племени. Постепенно персонаж начал осознавать, что без народа нельзя жить. Сравнивая двух этих персонажей, писатель доказал, что подлинный смысл жизни выдающейся личности — это освобождение общества из мрачного леса невежества и бездуховности. Оба героя горды, отважны, сильны и талантливы, но лишь Данко воплотил свой потенциал, а Ларра растратил свои возможности впустую и сам в них разочаровался.

В этом произведении автор противопоставил личность и общество, что свойственно романтизму. Горький создал своего идеального героя, который ни при каких обстоятельствах не отрекается от людей, а помогает им, даже когда они гонят спасителя. В этом противопоставлении Данко возвышает его выбор, а толпу унижает ее неспособность к благодарности.

Не менее известным произведением Максима Горького является рассказ «Макар Чудра». Здесь автор также воспевает свободу как одну из главных жизненных ценностей. По мнению Макара, свобода представляет собой главное сокровище каждого человека. В данном произведении наиболее заметен дух революционного романтизма. Как утверждает Макар Чудра, ради независимости нужно рисковать, иначе можно провести всю жизнь в рабстве, что гораздо хуже риска.

Вспомним и рассказ «Челкаш». Здесь автор использовал метод психологизма, что свойственно романтизму. Можно заметить, как подробно Горький описывал личность главного героя, отмечая его мысли и чувства. Кроме того, важное место в произведении отведено образу природы. Автор подчеркивает духовное единство главного героя с морем. Помимо этого, писатель выражал настроения и чувства сквозь состояние окружающей природы. Это является одной из главных черт романтизма. В рассказе индивидуальность вновь оказалась нравственно выше стадности. Гаврила, воплотивший все мелкие пороки своей среды, так и остался рабом денег, а не хозяином положения, как Челкаш, который свободен даже от богатства. Важно отметить, что автор вновь осудил предрассудки общества. Вор оказался более благородным и честным, чем крестьянин.

Таким образом, Максим Горький был особым представителем романтизма в отечественной литературе. В его книгах сильная личность не презирает общество, не бежит от него, а спасает людей бескорыстно и самоотверженно, несмотря на осуждение и насмешки. А традиционный романтический типаж в образе Ларры критикуется автором за эгоизм. В своем творчестве Горький не пестовал пороки одаренной личности, а восхищался такими моральными ценностями, как свобода, любовь, милосердие, самопожертвование, отвага.

Автор: Виктория Комарова

Пьеса знаменитого писателя Максима Горького воссоздает страшную действительность, в которой живут обездоленные, брошенные на произвол судьбы люди.

Горький долго работал над созданием новаторского, философского, драматического произведения. Суть композиции заключается в столкновении трех взглядов на жизнь, свойственных разным людям.

Задача писателя – показать изнутри характерные проблемы бытия.

Будучи молодым, решительным, автор взял для разбора весьма сложное направление. До сегодняшнего дня нет четкого определения правды, однозначного ответа на вопрос: «Что называется правдой?» Структура пьесы базируется на споре трех героев произведения: Сатина, Бубнова и Луки. Через их разногласия, убеждения писатель проявляет собственную неуверенность в значении этого слова. 

Три правды в пьесе Горького «На дне»Три правды в пьесе Горького «На дне»

Тема правды в пьесе Горького «На дне» – Лука

Три правды в пьесе Горького «На дне»

Образ странствующего человека в возрасте шестидесяти лет автор присвоил Луке. Он пришел в ночлежку недавно, другие герои пьесы уже живут здесь долгое время. На чем основана правда Луки:

  • Сострадание к ближнему;
  • Необходимость искренне верить в Бога;
  • Надежда на лучшее в любой ситуации;
  • Ложь во благо.

После знакомства с гостями ночлежки Лука вступает с ними в полемику. Он старается утешить каждого обездоленного, вселить веру в светлое будущее обреченным людям. Актер страдает от алкоголизма – Лука рекомендует ему лечебницу, где помогут решить его проблему. Пепел получает совет отправиться в Сибирь. 

Правда Анны в пьесе «На дне» характеризует ее как затравленную, забитую женщину. Она умирает от тяжелой болезни, мечтает о смерти, чтобы освободиться от мучений. Лука пытается вселить ей веру в загробный мир, где она обретет покой, счастье. Главным оппонентом в споре с Лукой является Бубнов.

Роль правды в пьесе Горького «На дне» – Бубнов

Три правды в пьесе Горького «На дне»

Герой живет в ночлежке достаточно долго. Раньше мужчина имел собственную красильную фабрику, но превратился в картузника. Человек находится на дне жизни, живет в ночлежном доме в долг. Тест личности Бубнова говорит о его цинизме, жестокости, фатализме, нелюбви к другим людям. Правда персонажа:

  • Точная, прямая трактовка собственных мыслей в разговоре с человеком;
  • Использование проверенной информации;
  • Отсутствие жалости;
  • Вера в предназначение человека;
  • Прямолинейность, черствость.

Герой не знаком с взаимопониманием, гуманизмом, поддержкой. Он уверен – ложь не имеет смысла, каждый проживет отведенный ему срок и умрет. Нужно называть вещи своими именами, не заботясь о чувствах окружающих.

Правда Сатина – во что верит актер

Три правды в пьесе Горького «На дне»

Сатин – бывший телеграфист, актер, нынешний карточный шулер. Он был отправлен в тюрьму на четыре года за то, что защитил сестру, по неосторожности убив её обидчика. Позиция Сатина основана на логике, образованности. Он начитанный, умный человек. Его правда базируется на следующих принципах:

  • На основании вранья существуют только рабы, рабовладельцы;
  • Правда должна озвучиваться в любой ситуации;
  • Человек является высшим существом, самостоятельно творит свою жизнь. Люди ответственны за создание законов, контроль основных процессов, изменения в мире;
  • Жалость – проявление слабости;
  • К людям нужно относиться с уважением, не с жалостью.

Именно через мировоззрение, отношение Сатина к правде Горький передает собственные убеждения.

Смотри также: Каков конфликт драмы «На дне»: своеобразие конфликта в пьесе

Правда в пьесе Горького «На дне»: какие три правды есть в пьесе Горького?

“На дне” – одно из самых мощных произведений Горького. Поскольку произведение является пьесой, то автор ограничен в выражении собственной позиции. Поэтому нам представлены сильные колоритные образы героев, через монологи и диалоги которых вы видим посыл Горького к читателю, его отношение и позицию.

Жанр пьесы – социальная драма. Основная нагрузка ложится на конфликт между героями, поскольку объем драмы ограничен сценическим пространством.

Драма написана в 1902 году, незадолго до первой революции, когда социальное неравенство достигло максимума. Герои пьесы – люди, выброшенные на дно жизни в результате социальных процессов.

Горький нам показывает сознание этих людей, их выводы, чувства, мысли.

То есть Максим Горький вынес нам на поверхность, как на блюдечке, обнаженные души людей, которые оказались на дне общества, нам не важно что у них произошло до этого дна, важен настоящий момент.

В пьесе есть еще любовный конфликт, конфликт между слоями, но в контексте данного вопроса мы остановимся на таком философском вопросе как “что такое правда”, ведь через понимание правды и открывается основной конфликт пьесы.

О правде, как о философской категории нам предстоит узнать от трех персонажей пьесы – Сатина, Луки и Бубнова. Кто они, эти люди и какова их правда?

  • Лука. Позиция Луки очень сложная и отношение Горького к нему не однозначно. Лука “добренький”, не видит жуликов в ночлежке, для всех находит доброе слово, но он откровенно лжет людям, в то время как им нужна хорошая встряска. Лука желает собеседникам добра и они верят ему, они действительно преображаются от его слов. Утешительная ложь действует на людей, они начинают мечтать о несбыточных вещах. Однако после ухода Луки все идет совсем не по плану, жизнь жестока, а обитатели ночлежки слишком слабы духовно. Лука и не обещал им помочь, он просто их поддержал, вселил надежду. Лука зародил в душах обитателей ночлежки надежду, но не нашел внутренней опоры, чтобы они что-то предприняли. Лука идеолог пассивного сознания, мы знаем, что Горький был противником такой позиции. Луке писатель отводит большую часть своей пьесы и это не случайно. Горький обвиняет не Луку, а обнажает черту русского национального характера – понимать проблему, критиковать ее но вести себя пассивно по отношению к ней, не найти силы противостоять обстоятельствам.
  • Для Бубнова правда – это правда факта. Правда превыше всего и нет ничего лучше правды, пусть самой жестокой. Бубнов слышит речи Луки и они ему не по душе, он понимает, что Лука просто лжет. Бубнов не понимает, зачем это делает Лука. Он смеется над его рассуждениями о праведной жизни. Бубнов честно рассказывает о себе, о том, то он ленивый, практически всем персонажам он “рубит” правду. Бубнов, человек который предпочитает только “голую правду”, подтвержденную фактами.
  • Сатин, пьяница, ночлежка для него место, где он может отоспаться. Сатин опустился, но не всегда был таким, он образован и начитан. Сатин – местный философ в ночлежке, он рассуждает о жизни и месте человека. Сатин прямолинейный и любит говорить правду. Считает, что каждый человек кузнец своего счастья. Через Сатина Горький передает нам свою позицию – человек все может, в людях заложено творческое начало, человек должен трудится, чтобы труд был в радость. Деятельное, созидательное начало – вот что главное в человеке.

Цитаты героев, в которых выражены их позиция о правде:

Три правды в пьесе Горького «На дне»

2684. Сочинение Три правды в пьесе Горького На дне 11 класс Русский язык

В пьесе М. Горького «На дне» поднимается множество глубоких и философских тем. Герои показывают разные точки зрения на проблемы бытия. Основной конфликт в столкновении трех различных правд: факта, утешения и лжи и веры.

Первую правду — правду факта — представляет Бубнов. Он предпочитает высказывать свои мысли прямо и точно, опираясь на проверенные знания.  Бубнов не любит людей и не собирается жалеть их, но верит, что у каждого есть свое предназначение.

Человеческое взаимопонимание, поддержка или гуманизм ему чужды. Его правда прямолинейна и черства, так как он убежден, что врать бессмысленно, ведь все люди рано или поздно умрут. Он не будет подбирать слова, стараться смягчить речь, чтобы не обидеть человека.

Основной принцип Бубнова — говорить все как есть.

Вторая правда — это правда Луки. Этот человек учит окружающих состраданию, утешению, способности принять и услышать другого. Он помогает людям обрести веру в бога и в себя, пережить тяжелые жизненные ситуации, справится с трудностями. Он лжет почти всем жителями ночлежки, но делает это во благо.

Лука убежден, что надежда, пусть даже лживая, даст людям сил улучшить свою жизнь. Правда же, для него не всегда хороша, ведь ей можно ранить и окончательно лишить человека смысла существования. Лука считает, что без некоторой лжи люди могут не выдержать жизненных испытаний.

Кроме того, он уверен, что именно вера, а не факты, придает людям сил.

Третий герой, высказывающий свое мнение на эту тему, — Сатин. Именно на его мысли стоит обратить особое внимание, так как через него свои мысли высказывает Горький. Основа его мыслей в вере в человека.

Сатин убежден, что человек меняет этот мир, создает новые законы, контролирует основные процессы. Для него человек — высшее существо. Он считает, что правду нужно уважать и высказывать. Для него ложь — основа существования мира рабов и хозяев.

В то же время, правда необходима для свободного человека. Он спорит с Лукой, считая, что человека нужно не жалеть, а уважать.

Три правды в пьесе Горького — это три противоположных точки зрения на мир. Бубнов убежден в силе прямолинейных фактов, которые нужно высказывать без стеснения и страха.

Лука выступает за мягкий подход и обман во благо, если тот дает надежду и веру в светлое будущее. Сатин верит лишь в человека, его силу и свободу.

Такие разные точки зрения раскрывают тему максимально глубоко и помогают читателю самому решить, кого из героев поддержать.

Вариант 2

Пьеса А. М. Горького «На дне» является одним из сильнейших драматических произведений того времени. Эта пьеса касается главных вопросов существования человечества, его восприятия мира.

В пьесе описаны эпизоды из жизни людей, живущих в одной ночлежке. Каждый из них когда-то кем-то был, и вот теперь они оказались на «дне». Некоторые из них живут в иллюзорном мире, некоторые просто плывут по течению, но среди них встречаются и те, кто готов отстаивать свою правду.

Однажды неизвестно откуда, в ночлежке появился Лука, ничем не приметный снаружи, но своим понятием о жизни всколыхнувший души людей.

С виду добрый и сострадательный человек, но невозможно понять, что у него на душе, о себе он рассказывает мало и неохотно, вместе с тем пытается влезть в душу каждого человека.

Ему интересно абсолютно всё: и отчего плачет над книгой Настя, и почему так себя ведёт Василиса, ему до всего есть дело. Своими словами он пытается каждому помочь, ободрить, поддержать, успокоить. Это его правда, Лука считает, что его философия необходима людям.

Он вселил постояльцам ночлежки веру в будущее, заставил по-другому взглянуть на жизнь, и ушёл также внезапно, как и появился. И что это дало людям? Горькое разочарование несбыточных надежд, а слабохарактерный Актёр и вовсе лишил себя жизни.

Другая правда у Бубнова. Скептически ко всему относящийся, он отрицает всех, и себя, в том числе. Его правда в том, что социальные различия не играют никакой роли, все они смываются, как краска с рук, казалось бы въевшаяся навсегда.

Опустившись на «дно» жизни, все становятся одинаковыми, как родились голенькими, так и умрут, как бы не старались приукрасить себя при жизни.

Бубнов не признаёт никакой жалости, ни к кому, и ни к чему, все окружающие для него равноценны и лишние, как и он сам.

Правда Сатина состоит в возвеличивании человека, жалость Луки для него неприемлема, он считает, что жалость только унижает человека, а в его понятии: «Человек—звучит гордо!».

Он восхищается человеком, как сильной и волевой личностью, способной перекроить весь мир по своему разумению.

Сатин убеждён, что сила человека в нём самом, не нужно ни на кого надеяться, и никого жалеть, гордый человек способен на всё.

Его правда и в рассуждениях о работе, где Сатин утверждает, что если труд для человека будет доставлять удовольствие, то и жизнь его будет приятной, а если будешь работать по обязанности, то снова станешь рабом, рабство унизительно, гордый и свободолюбивый человек должен стремиться к достижению высших целей.

Пьеса Горького заставляет каждого человека задуматься о собственном существовании, и самому решить, как жить в этом мире. Все эти три персонажа правы по-своему, что говорит о том, что единой правды нет, и быть не может. Каждый человек индивидуум, и каждый судит по-своему, оценивая правду этих героев.

Конечно, каждый должен обладать добротой и человеколюбием, состраданием, но при этом не унижая человеческого достоинства, и иметь в себе силы противостоять несправедливости и жестокости.

Сочинение 3

Пьеса Максима Горького «На дне» – это драма, рассказывающая о жизни людей, по разным причинам оказавшихся на самом дне жизни.

Когда-то у них была достойная работа, положение в обществе, семьи… Сейчас же их жизнь – это выживание в ночлежке, в грязи и пьянстве, без денег, среди таких же, как они.

Каждый из героев переживает это падение по-своему, но ярче всего выражены мнения трёх персонажей, три столкнувшиеся друг с другом правды.

Первая – это правда Бубнова, бывшего владельца красильной мастерской, а ныне картузника с долгами. Из-за ссоры с женой, изменившей ему, Бубнов остался ни с чем, и это, бесспорно, наложило отпечаток на его отношение к жизни.

Отсутствие чувства сострадания к человеку, неверие в людей и в себя самого, сухое констатирование фактов, прямолинейность – вот его принципы. Бубнов не желает лучшего в этой жизни, ведь «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…».

Для этого человека в жизни нет смысла, заняв своё место на самом дне, он неотвратимо и спокойно идёт к смерти.

Вторая правда принадлежит страннику Луке, который появляется ненадолго, озарив тёмные углы ночлежки лучиком света, и снова исчезает в никуда. Старец добр ко всем без исключения, он искренне сопереживает каждому герою пьесы в его беде.

Актёру рассказывает о существовании лечебницы, в которой лечат пьянство бесплатно, Ваську Пепла зовёт переехать в Сибирь, где жизнь хороша, умирающую Анну успокаивает, что в загробном мире её ждут умиротворение и спокойствие, поддерживает романтические надежды Насти найти своего суженого.

«Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают…» – вот жизненный принцип Луки. Он даёт людям шанс, позволяет поверить в себя в самой тяжёлой ситуации. Ведь каждый человек заслуживает почувствовать уважение к себе, обрести веру.

Да, читателю пьесы становится ясно, что Лука врёт, но это ложь во благо. Ложь, давшая людям надежду.

Своя правда у Сатина, карточного шулера, бывшего когда-то образованным телеграфистом. Он не согласен с Лукой, что людей нужно жалеть. По его мнению, в каждом человеке есть сила, с помощью которой он может добиться всего, чего пожелает, изменить не только свою жизнь, но и мир вокруг себя.

Слова Сатина «Человек – звучит гордо!» прославились на все времена. Уважать себя, никого не жалеть, ни на кого не надеяться. Этот персонаж не приемлет лжи, говорит людям только правду, какой бы жестокой она не была.

Увы, эта правда не приносит людям счастья, а лишь возвращает от иллюзий, навеянных Лукой, на бренную землю.

Пьеса Горького «На дне» заставляет читателя задуматься, кто же прав в этом споре, чья правда верна? Пожалуй, однозначно на этот вопрос не ответить, ведь каждый герой и прав, и не прав по-своему.

Без сомнения, человеколюбие и сочувствие важны в нашем мире, без них люди станут жёстким и ожесточёнными. Но не меньшую роль играет искренность и честность по отношению к людям.

Важно, чтобы в любой жизненной ситуации человек оставался человеком.

11 класс

Все сочинения

Три «правды» в пьесе М. Горького «На дне» – Ответто.ру

Сочинение по пьесе Максима Горького «На дне» по теме:

Три «правды» в пьесе М. Горького «На дне»

Название пьесы  Максима Горького удивительно точно отражает её содержание. Герои произведения действительно находятся на самом дне жизни, причем не только в плане образа их существования (они живут в ночлежке, пьют, многие не имеют работы), но и в душевном аспекте: люди потеряли надежду и веру.

В пьесе есть три героя-идеолога с четко выраженными позициями в отношении правды. Сатин, первый из них, видит правду в человеке, человека в качестве самой правды.

Он говорит: «Что такое – правда? Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев … Правда — бог свободного человека!» По концепции Сатина люди живут для чего-то лучшего, а истина заключена в них самих.

Человек свободен, он выше всего, его нужно уважать, а не унижать жалостью, несмотря на то что он вор или аферист.

Позиция второго героя, странника Луки, во многих вопросах схожа с позицией Сатина. Для него тоже важен человек, то, во что он верит. «Человек должен уважать себя, во что веришь, то и есть». Говорить, что Лука лжет, пожалуй, не совсем верно. Он дает героям надежду, веру, мечту, возвращает способность не сдаваться на пути к своей цели.

Благодаря рассказам Луки даже Актер, несмотря все же на печальный финал, на какое-то время перестает пить и встает на путь исправления. Позицию Луки раскрывает и история «о праведной земле», которую он рассказывает в ночлежке.

Мораль её в том, что не надо искать эту праведную землю на картах и глобусах, её надо искать в себе, она есть в каждом из нас.

Третья правда в пьесе — правда Бубнова. Его позиция — это правда факта, правда как отсутствие лжи. По его мнению, «люди все живут как щепки по реке плывут» — они не в силах что-то изменить, все люди рождены для смерти. «А я вот не умею врать.

Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться», — говорит Бубнов.

«Как человека ни раскрашивай все сотрется», человек неизлечим и не стоит ему пытаться что-то в себе изменить, он полностью зависит от среды, из которой ему не выбраться- смысл убеждений Бубнова.

Сталкиваясь и взаимодействуя друг с другом, три правды удивительно органично показывают читателю внутренний мир ночлежки.

В том раскрывается и позиция самого Горького, которая является резким противником позиции непротивления злу Толстого и смирения Достоевского. «Человек — это звучит гордо», — говорит Горький устами Сатина.

Однако позиция автора сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Собственное мировоззрение М. Горького — это соединение утешительной правды Луки и правды — человека Сатина.

Пьеса «На дне» до сих пор есть в репертуарах многих театров, потому что она актуальна во все времена, её проблемы вечны, а взгляд Горького на человека как на того, кто «сам должен стать Богом, если Бог умер» привлекает зрителей своей решительностью и мощью.

Роль рассказчика в ранних произведениях М. Горького, — читать школьное сочинение на УкрЛибе

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика.

Благодаря образу рассказчика такие произведения, как “Песня о Соколе”, “Старуха Изергиль”, становятся “рассказами в рассказе”, у них возникает своеобразная “рама”, которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения.

Например, в “Песне о Соколе” описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М.

Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в “Старухе Изергиль”. Во вступлении читаем: “Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”.

А затем возникает зловещая внешность старухи, которая “точно говорила костями “, голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях.

Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: “Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”. С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: “Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река…”

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек.

Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, “отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой”. Ему же принадлежит упрек обывателям — “живым мертвецам”.

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: “У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки”.

Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали “живых мертвецов”. Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью.

Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и “безумству храбрых”.

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Три правды в пьесе “На дне” Горького в таблице

Горький написал отличное произведение «На дне», которое и сегодня ставится в театрах, а ведь пьеса была написана более ста лет назад! Но, как ни печально прозвучит, сегодня также есть спивающиеся люди, места, где обреченные доживают последние дни.

И сейчас имеются сломанные жизнью люди, имеются и те, кто утешает, дарит веру в себя, хоть она и мимолетная.

До сих пор каждый из нас задается вопросом, что же для человека и его счастья нужно: реальность в правдивой информации, или же утешение во лжи?

Лука

Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему.

Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит.

Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне».

Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.

Три правды в пьесе Горького «На дне»

Пьеса «На дне» была написана 15 июня 1902 года, на сцене её премьера состоялась 31 декабря того же года.

Она сменила множество названий в процессе разработки и преодолела множество препятствий в связи с цензурой в русских театрах, однако осталась интересной по сей день, ведь в ней можно встретить правду о жизни «бывших людей», то есть социальных низов общества, отсюда и выходит её название, к которому мы так привыкли.

Можно много рассуждать по поводу того, почему Горький не оставил ей название, например, «Без солнца» или же «Ночлежка», но интереснее всего, на мой взгляд, поговорить о конфликте этой пьесы.

  Сочинение Любовь Лизы и Эраста (Бедная лиза Карамзина)

Хочу начать с того, что в пьесе мы можем заметить три «правды», каждая из которых по-своему верна, именно они составляют конфликт произведения.

«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо.

Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию.

Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».

Также есть вторая «правда», которая отображается в образе Сатина, который является шулером и алкоголиком.

В прошлом он был телеграфистом, но осмелился убить человека и сел в тюрьму, так и оказался в ночлежке, неся свою «правду» о том, что ложь — религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Сатин считает, что человека нужно именно уважать, а не унижать жалостью.

По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда — бог свободного человека!».

Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут.

Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым.

Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло.

Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.

Лука уходит, как и абстрактные идеалы под давлением реальной жизни. Что он, бродяга и нищий, может посоветовать людям? Чем помочь? Только вселить губительную напрасную надежду, которая, уходя, разобьет человека вдребезги.

В заключении хочу написать о том, что честный человек гораздо сильнее и добрее лжеца: он неравнодушен, если пытается найти истину и показать ее вам, а не скрыть или «не заметить» из банального безразличия к вашей судьбе.

Враль безответственно и хладнокровно пользуется доверчивостью и предает ее, а честному человеку приходится пробиваться сквозь броню недоверия и действовать напрямик ради вашего блага. Он не использует вас и не дурит, чтобы развлечься.

Лука тоже не был ни расчетлив, ни смешлив, но был далек от реальной жизни и погружен в собственные иллюзии. Сатин – реалист, он повидал на своем веку больше.

Эдакий блудный сын на своем опыте изведал, как человек нуждается в уважении и правде, которая, как знать, могла бы предостеречь его в свое время от фатальной ошибки. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Человек — вот правда» − сочинение

Вариант 1

На лесной поляне окружённое со всех сторон мягкой зелёной травой и высокими многовековыми соснами возвышается белокаменное здание. Лучи ласкового летнего солнца беспрепятственно проникают через массивные окна, заливают ослепительным светом мраморный пол, отчего тот начинает переливаться. Тонкие, правильной формы колонны, белоснежные стены и позолоченный купол растворяют этот солнечный свет.

Именно такую больницу видел в своих мечтах актёр. Превосходная лечебница. Свет, чистота, пища всё даром. Что же это. Правда, в которую невозможно поверить, сон золотой или несбывшаяся мечта. Каждый персонаж пьесы М.

Горького «На дне» по-своему видит эту сказку и себя в ней. Однако, находясь под впечатлением своих грёз, персонажи не понимают друг друга: спорят по всяким пустякам, ругаются, оскорбляют других обитателей ночлежки.

Споры о правде продолжаются до самого конца произведения.

Человек так устроен, что порой правда бывает очень горькой для него. Мы подчас предпочитаем принять «приятную» ложь, нежели горькую правду. «А! Не терпишь правды!» кричит Квашня на Клеща.

Ночлежники унижают друг друга. Это проявляется в их отношении к окружающим, в речи. Обитатели ночлежки не понимают, что, причиняя боль другим, они прежде всего загрязняют свою душу. Один лишь Лука проявляет сострадание и уважение к окружающим.

Он является как раз в тот момент, когда ночлежники спорят о чести и совести. Имя Лука в переводе означает «светлый». И, действительно, он будто излучает свет. С приходом Луки споры переходят в беседу ночлежников с мудрым старцем.

Этот добрый странник уважает всех людей без исключения, его речь достойна благочестивого человека, однако взгляд его временами резкий и осуждающий.

Лука честен абсолютно со всеми персонажами. Анна, жена Клеща, предстаёт в пьесе мученицей. «Всю жизнь дрожала. Как бы больше другого не съесть.» «Помираю, вот.

» А Лука её утешает: «Ты верь!» «Господь взглянет на тебя кротколасково и скажет: знаю Анну эту! Ну, скажет, отведите её, Анну, в рай! Пусть успокоится. Знаю я, жила она очень трудно. Очень устала. Дай же покой Анне» Разве Лука лжёт. Конечно же, нет.

Согласно христианской религии после жизни человек может попасть в рай или в ад. Мудрый старец, кажущийся окружающим странным и лукавым, на самом деле никого не обманывает. Ведь безбожным Луку не назовёшь. «Верь», повторяет он несколько раз на протяжении пьесы.

Старец даёт абсолютно правильный ответ на вопрос Пепла, есть ли Бог. «Коли веришь, есть; не веришь, нет.» В Библии сказано, что Бог «почивает» в душе верующего человека. Неверующий же сам удаляется от Бога. Господь для него становится недосягаемым.

Лука говорит правду Актёру: «Ты лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечите такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечите Признали, видишь, что пьяница тоже человеке и даже рады, когда он лечиться желает!» Обратимся к истории России: во многих крупных городах, например в Москве, Киеве, Казани, уже в начале двадцатого столетия существовали лечебницы для пьяниц, причём лечение во многих из них было бесплатное. Так почему же тогда Лука не называет хотя бы один из этих городов. Мудрый старец даёт Актёру надежду, помогает ему на время свернуть с гибельного пути. Но Актёр оказался слабым человеком, позволил мнению Сатина восторжествовать над своим собственным. Погасла путеводная звезда Актёра, которая помогала ему идти к своей мечте. Актёр даже с некоторой долей гордости заявлял, что его организм отравлен алкоголем. Вполне возможно, что ему и не нужно было лечиться, достаточно было представлять в своём воображении заветную лечебницу, до которой когда-нибудь он смог бы дойти.

Лука искренен в разговоре с Васькой Пеплом, когда предлагает сыну вора убираться из ночлежки в Сибирь, найти себе работу. Правда ли, что в Сибири может быть хорошо. Конечно, правда.

Но далеко не каждый человек способен наперекор судьбе найти своё место в жизни. Пепел, без сомнения, ловок, хитёр и даже дерзок. Для таких людей «золотая сторона» и предназначена. Старик верит, что так и должно быть. Мы не можем утверждать, что он лжёт,.

«И чего тебе правда больно нужная подумай-ка! Она, может, обух для тебе»

Лука знает Сибирь и поэтому может дать такой совет. Старик не виноват в том, что Васька Пепел этому совету не последовал, хотя и предлагал Наташе бежать с ним в Сибирь.

Добрый старец утешает Настю: «Я верю! Твоя правда, а не ихняя Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит была она!» Бубнов считает, что старик врёт.

Лука не спорит, что история выдумана, но не отрицает сказанного. Мудрый старец видит, что в душе Насти живёт истинная любовь. Но её любовь особая это чувство, испытанное после оскорблений и унижений.

Лука верит, что Настя способна на любовь, и в этом его правда.

Для Клеща правда это то отчаянное положение, в котором он оказался, безысходность.

«Вот правда! Работы нате силы нет! Пристанища пристанища нету! Издыхать надоЕ» Лука же говорит: «Она, правда-то, не всегда по недугу человека не всегда правдой душу вылечишь» Быть может, старец имел в виду, что жить без возможности изменить свою судьбу невыносимо, человек не может слишком долго терпеть горькой правды. Рано или поздно в его сознании возникает надежда на то, что когда-нибудь он найдёт своё место в жизни, свою праведную землю. Но поиск труден и требует терпения. Этой земли нет ни на одной карте, она может быть только в человеческой душе. Лука искренне верил в существование такой земли, давая ночлежникам шанс обрести цель, смысл жизни. Может, это были и «выдумки», «сказки», «обман», но Лука говорил от чистого сердца, а значит, не врал.

Красноречив монолог Сатина в четвёртом действии. Он не понимает, что Лука ни разу не врал, а жалел, сочувствовал, говоря только правду. Даже если он и был не прав, он давал ночлежникам шанс сделать его слова правдой.

Лука понимал, что обитатели ночлежки боятся завтрашнего дня, их настоящее мрачно, будущее тревожно и тёмно. И лишь только прошлое им уже ничем не грозит. Мудрый старец старался преобразить ночлежников. А в том, что ему этого сделать не удалось, в первую очередь вина самих ночлежников.

, которые подстрекали друг друга к сомнению в истинности слов Луки.

Правду каждый ночлежник понимает по-своему, придаёт этому слову свой собственный смысл.

Говорят, истина рождается в споре. Однако есть вопросы, на которые человек пока ещё не дал ответа.

Из-за своего несовершенства, излишней любви к самому себе, нежелания прислушиваться к мнению окружающих порой нам бывает трудно отличить ложь от правды. За широкой стеной общих фраз сложно разглядеть крупицу истины.

Но когда это удаётся, перед человеком открываются новые возможности, он начинает искать смысл жизни, стремиться познать истину.

Надпись «Человек, познай себя» на стене древнего храма есть повторяющийся вызов каждой душе. «Человек — вот правда!» И каждый, кто сможет осознать эту простую истину, обретёт уверенность в собственных силах и найдёт свой золотой сон.

Вариант 2

Горький затронул тему человека и правды в своей пьесе. В работе писателя мы видим не единую для всех правду. У каждого героя она своя и мы можем найти тому подтверждение в цитатах. Герои рассуждают о том, что лучше: принять жизнь, как она есть или же услышать ложь, что создаст определенную иллюзию. Здесь мы встречаем Сатина. Он считает, что обманывать людей и жалеть их не нужно.

Есть реальность, имеются факты и пусть эта действительность жестокая, но факты есть факты, что тут скрывать. По мнению Сатина, люди должны надеяться на себя. Его правда в том, что нет смысла в жалости. Он так и говорит: Какая будет польза тебе, если я тебя пожалею.

Есть человек, все остальное — это рук его творения. Правда Бубнова — это гнет бесчеловечных обстоятельств. Это безверие. Он считает, что все рождены, чтобы умереть и жалеть друг друга тоже нет смысла. А еще мы встречаем Луку.

Он считает, что исказить реальность, приукрашивая действительность с благими намерениями, не только можно, но и нужно.

Это некий толчок к действиям, поэтому он пьянице рассказывает о бесплатном лечении, Анне, которая умирает, говорит о жизни после смерти. Он каждого попытался поддержать, пожалеть и подарить надежду.

Только Сатинин говорит, что ложь — религия рабов. С иллюзиями жить невозможно, а сама ложь никого еще не спасла. И как подтверждение тому, мы видим судьбы героев.

Рассуждая по теме Человек и правда, хочется сказать, что каждый герой произведения верен своему взгляду.

В правде каждого есть истина, поэтому судить, кто прав, а кто нет, очень сложно.

Единственное, что могу сказать, я лично за то, чтобы мы жили в реальном мире, а не в иллюзорном, ведь как ни крути, а с действительностью все равно столкнемся, ну, а приукрасить реальность немного можно.

Но, только в том случае, чтобы подпитать человека на действия или поступок, ведь не зря же говорят, что под лежачий камень вода не течет.

В пьесе Горького эту подпитку давал Лука. Вот только у самих героев не хватило сил и энтузиазма, чтобы вырваться из болота и изменить свою судьбу. Да и можно ли что-то менять, когда люди в полной безысходности, где нет работы, нет жилья, нет сил. Бесчеловечное общество убивает, вот и финал жизни героев столь трагичен.

Это интересно: Сочинение «Мое будущее» вы можете написать, используя представленные примеры. Это выражение одной точки зрения на то, каким я вижу свое будущее

Пример 1

Пьеса Максима Горького, написанная им в начале 20 века, очень сложное и многогранное произведение. Оно затрагивает вопросы актуальные и по сей день. Горький был одним из первых, кто обратил внимание на простого человека и поднял вопросы о том, какова его роль в мире и где его место. Мы видим жизнь обитателей ночлежки очень правдиво.

Автор у своем творении рассматривает две различные позиции, показывающие подход к жизни. Однако он не дает нам четкого понимания того, какой подход ему ближе. Босяк Сатин и странник Лука – два главных героя, через слова которых и передаются две точки зрения на человеческую судьбу.

Лука, пришедший неизвестно от куда, очень мягок в обращении со всеми. Он по-доброму ко всем относится и не хочет нажить себе врагов. Он, осознавая, что обитатели ночлежки совсем отчаялись, пытается найти правильные слова для каждого.

Лука пытается хоть немного, но воодушевить этих бездомных и неизлечимо больных. Умирающей Анне он пообещал покой, Пеплу рассказывал о Сибири, а Актеру рассказал, что есть лечебница, помогающая избавиться от алкогольной зависимости. А сам Лука верит в свои проповеди? Скорее всего, нет.

Он не пытается изменить общественный строй, а лишь хочет облегчить душевные муки людей.

Совершенно другая жизненная позиция у Сатина. Он старается бороться за справедливость, даже в тюрьму угодил из-за того, что вступился за честь сестры. Нельзя сказать, что Сатин не сочувствует людям, просто он считает, что сладостные речи Луки ни к чему хорошему не приведут. Именно через его речи мы видим стремление автора высказаться в защиту прав человека.

Таким образом в пьесе мы видим две правды: есть “сладкая ложь” Луки с ее христианским смирением, а также “горькая правда” Сатина, возможно где-то жестокая, однако верная в том, что нужно отрицать ложь, какой бы притягательной она не была. В любом случае все герои соглашаются с мыслью Сатина о том, что человек – «это звучит гордо». Именно в человеке заключена правда мироздания, именно в нем заключено начало и конец. По мнению Сатина, все в мире сделано для человека.

Автор в итоге не отдает предпочтение никакой из позиций, хотя кажется, что ему все же ближе мысли сатина. Однако он оставляет читателю выбор и материал для размышлений. Каждый сам должен понять, что ему ближе, и как жить, какого направления придерживаться. Он лишь дает стороннее наблюдение и показывает плюсы и минусы двух теорий.

Конспект урока литературы в 11
классе

учителя   Гимназия Святителя
Василия Великого

Деминой Елены Федоровны

ТЕМА:  РАННИЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  М. ГОРЬКОГО.

ЦЕЛЬ: дать представление о художественном мире 
писателя, охарактеризовать основные принципы романтических произведений,
проанализировать тематику и проблематику романтических произведений.

Есть только две формы жизни: гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут первую,

мужественные и щедрые – вторую.

М. Горький «Часы»

ХОД  УРОКА.

1. Поверка д/з:      письменный блиц – опрос по биографии
писателя ( по материалам учебника),

выборочная проверка  биографических таблиц в тетрадях .

2. Работа с
учебником:
выделить из
статьи учебника (С. 123) о художественном мире писателя

основные мысли, относящиеся к ранним произведениям (дома проработать до
конца)

3. 
Вступительное слово учителя.

·       
В ранних романтических
произведениях отражается тоска Горького по светлой прекрасной жизни. Горький
противопоставляет современную «серую» эпоху эпохе 60-х гг.  Вот что он пишет в
рассказе «Встреча»: «Теперь и тогда – какие эпохи! Одна – вся в ярких
огнях, полная энергии, самозабвения, достоинства. Эпоха великих реформ, великих
надежд, великих ошибок: трагическое, смешное, доброе и мечтательное – всё
перепутывалось в ней. И всё было крупно, по меньшей мере».

·       
Горький часто обращается к
революционной эпохе 60-х. В рассказе «О Чиже…» Горький хотя и не прямо, но
сталкивает эти два времени. Когда маленький Чиж запел свою песню о тех, кто
честно пал в бою, но не побеждён. Обитатели рощи почувствовали «нечто хорошее и
сильное», и доже покрытые лишаями деревья задумались о прошлых днях: « То
были славные весенние дни, когда только в роще начинали расцветать цветы и
надежды, птицы пели свободные и звучные гимны солнцу, а свободное от туч небо
казалось бесконечно глубоким. То были хорошие дни, когда не нужно было
принуждать себя жить, потому что жить хотелось».

?Что за литературный приём использует автор в
данном тексте?

·       
Окружающая жизнь была
далека от писательской мечты, в ней было много пошлости, жестокости и грязи. И
герои по-разному относились к этой жизни. «Жизнь всегда сильнее
человека,» — утверждает прохожий из рассказа «Встреча»;  «В жизни всегда есть
место подвигам,» —
говорит старуха Изергиль. Между этими двумя полюсами
человеческого жизнеопределения происходит постоянное движение героев ранних
рассказов Горького.

?Каким методом изображения действительности
пользуется Горький в своих ранних произведениях?

   Каковы основные
принципы романтизма?

·       
Главная тема ранних
романтических произведений Горького – рождение нового героического характера,
который раскрывается им во всей сложности и драматичности.

·       
У раннего Горького
господствуют мотивы жадности к жизни, жажды и культа силы, страстного
стремления выломиться за привычные рамки жизни. Скитания горьковских героев по
бескрайней стране, их неожиданные. Удивляющие окружающих поступки, даже
преступления – что угодно, только не обыденная. Скучная жизнь среди скучных,
ходящих ежедневно на службу людей. Всё это прочитывалось российским обществом
как пафос «восстания личности против всякого рода давящих её тисков.

·       
Истоки романтических
произведений Горького ясны: романтический герой живёт среди несовершенных, а то
и трусливых, жалких людей, но всё отсутствующее в реальности воспето в
легендах.

·       
Очень многие
свободолюбивые герои Горького – индивидуалисты по своей натуре. От рассказа к
рассказу меняется горьковский романтический герой: от свободного индивидуалиста
– к свободе, которая сочетается со служением людям

4. Анализ
рассказа «Макар Чудра»

? Как создаёт Горький романтический характер?

пейзаж и портрет как средство романтизации: с первых строк любуемся мы природой, которая
однозначна в своей красоте и гармонична, в то время как люди не однозначны,
т.к. в них присутствует и злое, и доброе начало.

Каковы жизненные ценности героев? – Рассказчик – Макар Чудра – свободный цыган. Он
выражает созерцательную философию. Она выражается в проповеди
невмешательства в жизнь: «…ходи и смотри; насмотрелся – умирай.»
Макар Чудра сознательно противопоставляет себя людям, тем самым изолируясь от
них: «Жизнь? Иные люди? А тебе что до этого? Разве ты сам —  не жизнь?
Другие люди живут без тебя проживут без тебя. Разве ты думаешь. Что ты
кому-нибудь нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».

Как называется такая позиция? – индивидуализм. Макар Чудра считает, что человеку достаточно своих
забот.

Соглашается ли с ним автор? – Нет! Авторские слова не звучат в произведении открытым текстом, но Макар
Чудра пересказывает их. Учиться и учить – вот позиция автора.

Как относится Макар Чудра к людям, работающим на
земле?-
Рабы, а Макар –
свободный человек.
Отсюда и
негативное отношение к любви: «Полюбишь – умерла воля в твоём сердце!»

ЛЕГЕНДА  О  ЛОЙКЕ  ЗОБАРЕ  И  РАДДЕ

? Каков
Лойка Зобар? –
Он готов отдать ради людей всё: свободу, талант: « У него
не было заветного… С таким человеком ты и сам лучше становишься» — душа у него
широкая, как мелодия скрипки.

Какова Радда? —  Обладает священным даром красоты, но не согласится
отдать свой дар
другим. Красота для неё собственность: «Девка
как ни хороша, да в ней душа узка и мелка…»

Каковы жизненные ценности героев легенды?

Какой конфликт лежит в основе легенды и как он
разрешается?

Каково понимание свободы героями легенды?

! Горьковский Лойка Зобар близок  к идеалу
автора. Но судьба его трагична, т.к. Горький отказывает герою в полной
гармонии: Забар утверждает любовь к свободе, но к свободе свей личной, которая
не может сочетаться с беззаветной любовью. Поэтому Лойка убивает Радду, не
желая быть рабом даже любви.

         Как раскрывает
легенда мировоззрение Макара Чудры?

         Каков
смысл финала рассказа?

5. Анализ
рассказа «Старуха Изергиль»

?   Каково назначение трёхчастной композиции
рассказа?

Как воплощается в легендах идея романтического
двоемирия?

Какую роль играет романтический пейзаж?

Как проявляется в пейзажной живописи романтическая
гиперболизация?

Что важнее для Горького конкретность или
экспрессивность образа?

Кто является главным героем этого рассказа? Каково
значение этого образа
?

Каковы взгляды Изергиль на жизнь? – любит жизнь, красивых и сильных людей
(противопоставлена Ларре); ненавидит ложь, неискренность. Восхищается людьми,
которые совершают подвиги ( см. эпиграф)

Как раскрывает история жизни Изергиль её
устремлённость к романтическому идеалу?

Как соотносится её портрет с рассказом о поисках
высокой любви?

Что говорит Изергиль о современной жизни? – « не живут люди, а всё примеряются..»

Что прекрасного видит Изергиль в современных людях? – молдаване поют…

Какова роль повествователя в рассказе?  

ЛЕГЕНДА   О  ЛАРРЕ  И  ДАНКО.

?       Чем мотивирован характер Лары? – Сын
орла и женщины, сильный смелый, красивый. но любит только себя. Это типичный
романтический герой. Противопоставленный обществу. Но не вызывает у читателя
симпатии, т.к. он жесток и с презрением относится к людям. А главными чертами
характера являются гордость и эгоизм.

Какое понимание свободы воплощает Ларра?

В чём смысл наказания Ларры?

Каков Данко? В чём смысл его противопоставления Ларре?
Что общего между этими героями?

Каковы люди в легендах?

Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

Что сближает Изергиль с героями легенд?

В чём, по мнению автора, сила Данко? Кто из героев
авторский идеал?

ВЫВОД. Все романтические герои Горького одиноки, и
все они гибнут во имя своих представлений о свободе. Это осознанные жертвы.
Другого выхода писатель в то время не видел, но в более поздних произведениях
горьковский герой потеряет эту черту.

6. Анализ
рассказа «Челкаш».

Вступительное
слово учителя.

Непосредственной предшественницей горьковской прозы была проза Чехова.
Чеховских героев «беспощадно засасывает житейская тина», они жалуются, что
«надорвались». «Взамен этих… минорных мелодий, Горький дал нам мажор, …он
нарисовал фигуры людей «дна», которые назло горю – злосчастью забавляются
удалою напевочкой: « Когда у меня нет ничего, то и терять мне нечего», а головы
не вешают; напротив, у них своеобразная босяцкая философия с привкусом модного
ницшеанства».

Горький ввёл в литературу новую фигуру – босяка, который до Горького в
жизни и сознании общества считался общественной язвой, отравляющей общественный
организм… принималось за истину, что общество живёт в главных принципах
правильной жизнью и что уклонения от его законов способны порождать
дикообразные явления, каково босячество. После «откровений» Горького стало
видно, что общество всё сгнило и в нём только и осталось здорового, что
«босяк».

Босяк – человек без постоянного места жительства, не связанный
постоянным трудом, семьёй, не владеющий собственностью и поэтому не
заинтересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе. В годы, когда
писался рассказ « Челкаш», на 120000 населения приходилось 20000 босяков.

Горький прекрасно знал пёстрый социальный состав босяков, обитателей
трущоб и ночлежек, страшное «дно» портовых и промышленных городов, и потому в
произведениях, написанных в 90-е гг. XIX века изображает людей. Опустившихся на
«дно» жизни, но сохранивших в себе человеческие чувства.

Писатель объяснял свой интерес к босякам тем, что он видел перед собой
людей, единственным стремлением которых было « жульнически высасывать кровь
человека, сгущая её в копейки», он возненавидел этих мещан, « похожих друг на
друга, как медные пятаки чекана одного года»

«Странные были люди среди босяков, и многого я не
понимал в них, но меня подкупало в их пользу то, что они не жаловались на
жизнь, а о благополучной жизни обывателей говорили насмешливо, иронически»
 ( М.Горький)

«Челкаш» — это одно из первых реалистических произведений Горького, в котором
автор использует приём типизации характеров вместе с романтическими приёмами
создания образов.

1. Работа над
композицией рассказа, ее структурными компонентами.

—  Как
построен рассказ? (Вступление и три главы).
-В чем заключается их основное
содержание?

—  Как начинается произведение и что начинается таким
началом
или экспозицией?

Экспозиция — это вступительная часть
произведения, в которой из­лагаются обстоятельства, предшествующие основному
событию.

(Во вступлении перед читателем разворачиваются картины
жизни
южного порта: огромные машины, созданные человеком и
поработившие его, маленькие фигурки обезличенных людей, рабов созданного их же
рука­ми
резко контрастирует с картиной свободной морской
стихии. Карти­
на порта и его жизни вырастает до символа
капиталистического мира в
целом, где неизбежно порабощение человека и
человеческого труда капи­
талом. В общей системе образов образ порта
существенно важен, так как он объясняет причину существования челкашей. В
описании морской
стихии угадывается приближение очистительной
силы.)

—  Какие художественные приемы использует автор при
создании
образа порта?

(Например, звукопись: «Звон якоРных цепей, гРохот
сцепления ваго­
нов, подвоЗящих гРуЗ, металлический вопль
желеЗных листов, дРебеЗжа-ние иЗвоЗчичьих телег…»; эпитеты: «дикая музыка
труда», «звонкий воз­
дух», «страстный гимн»; сравнения: «жаркое солнце смотрит в
зеленова­тое море, точно сквозь тонкую серую
вуаль».)

—  
Как связано описание морского порта с основным сюжетом рас­
сказа?
Определите яркие контрасты рассказа.

(Описание морского порта это та самая
рамка, в которую «оправлен»
сюжет: столкновение старого портового волка, контрабандиста Гришки
Челкаша, похожего на хищную птицу, вольного,
любящего море и опасности, с крестьянским парнем Гаврилой, с наивными голубыми
глазами, мечтающе­
го заработать
деньги и завести собственное хозяйство. Острая конфликт­ность сюжета определяет
резкую контрастность изображаемого: порт и
порабощенные им люди, вольный Челкаш и раб денег Гаврила.)

—  Какую роль играет пейзаж в произведении? В какой
степени
море вообще является своеобразным
действующим лицом в
рассказе? Какое настроение создают
картины моря?

(Пейзаж
принимает активное участие в произведении. Так, босяк Чел­каш любит море, а Гаврила боится его. И море,
вначале спокойней, начинает
волноваться
по мере обострения конфликта между героями. Пейзаж моря
дан в
живописно-романтической манере. Он придает и образу Челкаша некоторую
романтическую окраску, помогает раскрыть положительные

качества Челкаша; с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ни­чтожество Гаврилы. Море является как бы
участником рассказа: оно меня­ет психику и настроение героев, оно вызывает
определенный строй чувств и
мыслей
человека, влияя на исход дела. Наконец, описание бурного моря имеет  
в
какой-то степени и символическое значение и говорит о той грядущей бу­ре, которая очистит жизнь.)

Таким образом,
в описании природы звучит радость жизни, вели
чие красоты мира.
Природа пробуждает лучшие чувства в человеке.

—  Чем отличается отношение к морю Челкаша и Гаврилы?
Под­
твердите свои мысли текстом.

(Как
говорит Горький, герой преображается, глядя на море, приобща­ясь к его могучей красоте: «Он, вор, любил море.
Его кипучая нервная на­тура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась
созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной… На море в нем
всегда
поднималось широкое, теплое
чувство, — охватывая всю его душу, оно
немного очищало ее от житейской
скверны». У Гаврилы другой взгляд. На вопрос
Челкаша: «Хорошо море?» Гаврила тупо отвечает: «Ничего, только
боязно в нем…» Со стороны Челкаша это вызывает
презрительную ус­
мешку: «Боязно! Экая
дура!» Герои, у которых пробуждается сознание и сильно чувство человеческого
достоинства, особенно глубоко и радостно воспринимают красоту и величие
окружающего их мира.)

2.Характеристика
героев.
Сопоставьте образы Челкаша и Гаврилы

а)портретная
характеристика;
                        

б)их цели в
жизни, их мечты;
                           

в)поведение
в «деле»;

г)        отношение к деньгам.

Бродяга и вор Челкаш противопоставлен Горьким батраку
Гавриле, (
одному из тех сотен тысяч крестьян, которые уходили в
90-х годах из ра­
зоренных деревень на заработки. Челкаш давно покинул
деревню и на­
всегда освободился от страсти к накоплению, наживе. Деньги
нужны ему для того, чтобы пить, веселиться, забыть на время о том, что он отвер­
женный,
босяк. А безземельный, обнищавший крестьянин Гаврила меч­
тает только об одном —
о своем хозяйстве, о сытой жизни, и для достиже­ния цели он готов идти на
преступление. В стремлении стать хозяином (иначе не прокормиться) Гаврила
приходит к преступной позиции: день­ги оказываются важнее чужой человеческой
жизни. «Старый травленый
волк» Челкаш прекрасно чувствует себя среди
«гранита и железа», где голоса людей «слабы и смешны», а сами люди «смешны и жалки»,
так как
презирает их, ценя лишь волю «ловкого, смелого вора». Мнимая свобода Челкаша —
результат разрыва всех уз и с городом, и с деревней. При вос­
поминании о
матери, отце, матушке-земле Челкаш, однако, ощущает
себя «одиноким,
вырванным и выброшенным навсегда из того порядка
жизни, в котором
выработалась та кровь, что течет в его жилах». В разру­шении связей между
людьми Горький видел утрату смысла жизни.

3.Анализ
последней сцены-драмы, разыгравшейся между Челка
шом и Гаврилой (чтение
по ролям и беседа).
                                     

      Каким в этой
ситуации предстает каждый их них?
  

      Кому
сочувствует автор, кого обвиняет?
         

      Кто,
по-вашему, виновен в ссоре героев?

—  
Почему Челкаш отдал деньги Гавриле?

—  
Чем объяснить пренебрежи­
тельное отношение Челкаша к своему напарнику?

—   Какие средства использует Горький для романтизации образа центрального героя? Ещё
раз про­
анализируйте портрет Челкаша,
его образ жизни.

—  
Каким образом автор снижает образ Челкаша?

—  
В каких отношениях находится Челкаш с окружаю­щими его
людьми?

 —  
В чем отличие понимания свободы Челка
шом (свобода от
социума) и Гаврилой (свобода хозя­
ина на своей земле)?

—  
 
Каково отношение Горького к крестьянину?

—   
Можно
ли
считать, что Челкаш и Гаврила воспринимают человека лишь как средство для
достижения своих целей? Докажите свою точку
зрения.

—  
Какой мо­
мент
рассказа можно считать кульминационным?

—    В чем смысл финальных строк рассказа, как они проявляют авторскую позицию? Как изменяется она по сравнению с рассказом «Макар Чудра»?

      В каких
строках, по-вашему, заключена главная идея произве­
дения? Докажите свою
мысль.

(«Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее,
искажен­
ное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор,
гуляка, ото­
рванный от всего родного, никогда
не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!»

В психологической драме, разыгрывающейся между Челкашом и
Гаври­лой, вор Челкаш выглядит неизмеримо человечнее, благороднее крестьянско­го
парня Гаврилы. Но эти человечность и благородство относительны. Чел­
каш
нравственно вырастает только в сопоставлении с мелким собственни­ком и
себялюбцем Гаврилой. Горьковские герои, подобно Челкашу, красивы, когда они
противостоят трусам и собственникам. Не случайно сила приро­
ды
противостоит порочной жизненной практике обоих героев.)

— Какое настроение
создается рассказом? Можно ли сказать, что в
рассказе есть и
радость, и горе, и страдание, и ощущение сво­
боды и широты и
одновременно горестной жизни, в которой
существуют горьковские герои?

(Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их
психологию, раскрыл индивидуальное своеоб­разие
личности каждого, даже самого забитого человека, тяжесть жиз­
ни и борьба за существование уродуют психику людей,
порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Им писатель противопоставляет
людей,
отличающихся благородством,
чувством собственного достоинства. Но
Челкаш не герой, избранник судьбы,
а скорее такая же жертва бездушного и алчного
мира, как Гаврила.)

Какие размышления
возникли у вас при чтении рассказа?

ВЫВОД:

В этом романтико-реалистическом рассказе стал­киваются два понимания свободы: свобода
мелкого собственника и свобода
босяка, порвавшего связи с породившей его средой. Стремление стать хозяином
на своей земле будит в Гавриле темную страсть,
тол­
кающую его на жалкие и подлые
поступки по отно­
шению к человеку,
которым он готов восхищаться.
Свобода
Челкаша, свобода от социума, от собственни­
ческих инстинктов
оборачивается драмой ненужно­го человека,
утратившего свои корни, потерявшего
имя,
порождает жажду мести и отчаяние. Таким об­разом, Горький уже в раннем
творчестве приходит к глубоким сомнениям в истинности индивидуальной
свободы. Вполне логично, что следующий шаг писа­теля — утверждение необходимости организованной борьбы за всеобщую свободу

ДОМ.  ЗАД.   Выписать
основные мысли из статьи «Художественный мир писателя», прочитать учебник о
пьесе «На дне», прочитать саму пьесу, кто не работал на уроке – таблицу по
биографии Горького в тетради.

  • Трагичность образа евгения базарова сочинение
  • Трагическое и комическое в романе обломов сочинение
  • Трагизм судьбы евгения онегина сочинение
  • Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом сочинение рассуждение кратко
  • Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом сочинение с цитатами