Трагические последствия развития технологий сочинение

Сочинения по направлению цивилизация и технологии варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению сочинение на тему: как на современное поколение

russlit


Сочинения по направлению Цивилизация и технологии

Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению

Сочинение на тему: Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.

Роман В. Пелевина «Искусство легких касаний» делится на три части. Одна из них, одноименная заглавию книги, имитирует литературный журнал, где печатается рецензия одного либерального автора на произведение эксцентричного историка Константина Голгофского. По мнению Голгофского, существуют определенные кодовые слова, с помощью которых можно изменить мировоззрение целых народов и ход истории. Автор книги рассказывает о том, как русские хакеры через «Твиттер» распространяют в США толерантность, доходящую до абсурда. Голгофский отрицательно высказывается о толерантности в принципе, а автор рецензии – об историке. Произведение В. Пелевина превращается в сплошную постиронию и гротеск. И если позицию писателя выявить достаточно сложно (скорее всего, его веселят обе крайности), то понятно одно – такое современное изобретение, как социальные сети, влияет на общественное мнение. Из соцсетей человек получает информацию, а также интерпретацию этого события. Политические и общественные силы борются за влияние на людей как раз с помощью соцсетей. И задача каждого из нас – критически оценивать все, что он видит в интернете. Это изобретение заставляет людей меняться — становиться более сознательными и самостоятельными в выборе мнения.

Роман Т. Толстой «Кысь» тоже можно назвать сатирической антиутопией о технологиях и их влиянии на мир. В нем рассказывается о том, что на планете произошел «Взрыв в двадцатом веке», после которого цивилизация разрушилась, люди стали мутировать и практически превращаться в монстров, у которых утратились все ценности. Жители боятся книг, не знают половины слов, не помнят стихов. Главный герой, Бенедикт, по случайности начинает читать книги, пытается бороться за культуру. Однако и он не понимает ее смысла, поэтому сам оказывается ничем не лучше тех, с кем борется. Люди похожи на животных, ими легко управляют Наибольшие Мурзы. В конце Бенедикт и его тесть совершили революцию, однако ничего не изменилось: не появилось правды, справедливости и гуманизма. Этот роман – предупреждение. Во-первых, Т. Толстая говорит о том, что нельзя допускать таких катастроф (а они связаны именно с технологическими открытиями, ведь произошел Взрыв некоего оружия), которые делают людей мутантами — физическими и нравственными. Во-вторых, автор говорит и о такой незаметной катастрофе, как потеря культуры и нравственных ориентиров.

В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.

Сочинение на тему: Роль науки в современном мире

Если задуматься, то почти все, что окружает современного человека каждый день, появилось благодаря науке. Инженерия подарила нам дома и автомобили, химия – лекарства и одежду, программирование – компьютеры и телефоны, физика – свет и электричество, агрономия – еду. Стоит только задуматься о происхождении любой вещи из нашего обихода, как начинаешь понимать – своим появлением она обязана науке. Можно ли представить, каким был бы наш мир без результатов трудов ученых? Люди жили бы в естественных пещерах или рыли землянки, носили шкуры и ткани из трав, оставляли друг другу послания на камне с помощью символов, ели то, что смогли сами собрать в лесу. Такая жизнь очень напоминает первобытное общество.

Не стоит забывать и о гуманитарных науках. Благодаря истории и философии человек лучше ориентируется в мире, может задумываться не только о своих насущных проблемах, но и осмысливать судьбы народов и всего человечества, ощущать свою причастность к ним и ответственность за будущее. Социология помогает людям доносить до власти свое мнение и желания, что позволяет построить гибкую систему управления обществом, которая будет реагировать на настроения людей. Филология объединяет мир в одну большую семью, подчеркивая индивидуальные отличия каждого члена этой семьи.

Наука выводит новых животных и сохраняет исчезающие виды, решает вопросы сохранения экологии на нашей планете, осваивает бесконечный космос и ищет новую жизнь, создает роботов, раскрывает тайны человеческих генов, борется со смертью. Наука дает надежду всему человеческому виду на лучшую жизнь и на будущее.

Наука неустанно совершает открытия и так же ставит все новые вопросы перед нами. Кажется, что ее труд не закончится никогда. Наука похожа на дыхание – каждый новый вдох требует последующего, чтобы жизнь не остановилась.

Конечно, не стоит забывать, что иной раз наука несет и опасность. Это ученые создали ядерное и прочее оружие, написали книги о том, как политикам лучше манипулировать людьми, придумали смертельные яды. Из-за их работ разрушается озоновый слой над Землей, вырубаются леса, тают ледники, возникает угроза глобального потепления.

Сочинение на тему: К чему могут привести научные открытия?

Каждый человек должен брать ответственность за свои поступки в любой сфере деятельности. Иногда научное открытие может обернуться для человечества трагедией. Именно поэтому учёному так важно всегда оставаться внимательным и осторожным. Ни одно изобретение не облегчит нашу жизнь, если оно антигуманно, ведь равнодушие в данном случае угрожает благополучию всех жителей нашей планеты. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эти мысли.

Например, в фантастической повести «Роковые яйца» М.А. Булгаков подчёркивает, какой непоправимый урон могут нанести обществу некоторые научные открытия. Так, заведующий совхозом Рокк по неосторожности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Всего лишь одна, казалось бы, маленькая ошибка способна оказать губительное влияние на человечество. Луч жизни, который открывает учёный Персиков, действует абсолютно противоположным образом. Если бы сама природа не помогла людям и не наступил внезапный мороз, стремительно размножающиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию. Действительно, перемены зачастую касаются не одного человека, а переворачивают жизни миллионов людей.

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери создаёт образ пугающего будущего – результата технического прогресса. Люди больше не заботятся о своём внутреннем мире, духовные ценности дискредитируются, человек, живущий в виртуальной реальности, сам становится похожим на робота. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, в чьи обязанности входит сожжение книг. До встречи с Клариссой он живёт, как все остальные, даже не задумываясь о том, что его жизнь в чём-то неправильна. Герои Брэдбери давно перестали общаться друг с другом, у них нет близких, которыми они дорожат, кроме телевизионных «родственников». Может быть, в скором времени человечество вымрет, а на смену придут бездушные электрические псы? Подобные научные открытия не приносят обществу никакой пользы, оно деградирует, поэтому финал произведения закономерен. У такого города нет будущего, и почти все его жители погибают в результате атомной бомбардировки. Так, можно сделать вывод, что антигуманные открытия ведут к вырождению человечества.

В заключение хочется сказать, что не всегда преобразования и новаторства предполагают изменения к лучшему. Бывают случаи, когда новые технологии разрушали прежние порядки, выдвигая на первый план материальное и отодвигая духовное. Писатель А.П. Чехов называл науку «самым важным, прекрасным и нужным в жизни человека» занятием. Это утверждение справедливо, если учёные и исследователи соблюдают правила безопасности и готовы взять на себя ответственность за возможные последствия своих действий.

Сочинение на тему: Прогресс: хорошо или плохо?

Ранее у людей было много желаний, которые они мечтали превратить в жизнь. Они хотели летать как птицы, быстро ездить и просто упростить свою жизнь. Со временем мечты осуществляются. Появились самолеты, компьютеры, микроволновые печи и многие другие вещи, которые значительно улучшили нашу жизнь.

Мир не стоит на месте и с каждым днем технический прогресс развивается быстрыми темпами. Обычным делом стали полеты в космос, звонки по телефону. То, что раньше казалось неосуществимым, сегодня оказалось реальностью.

Явно, что технический прогресс намного улучшил жизнь людей. Многие заболевания теперь не страшны человечеству, так есть различные лекарственные препараты, много различных магазинов, в доме всегда есть свет и тепло.

Но несмотря на все плюсы прогресса, он привносит в нашу жизнь и отрицательные последствия, которые могут привести к катастрофе. Сегодня люди предпочитают посмореть телевизор, чем почитать хорошую книгу, живое общение заменяется социальными сетями, вместо прогулок люди предпочитают сети сидячий образ жизни. У неокторых появилась настоящая зависимость от гаджетов. Также неоспоримый вред наностя заводы окружающей среде.

Без прогресса сегодня никак не обойтись, но необходимо постараться уменьшить его негативное влияние. Не надо заменять живое общение на компьютерное. Нельзя вместо вечерней прогулки сидеть за просмотром телевизора. А заводам необходимо иметь специальные очистные сооружения, чтобы меньше наносить вреда природе.

Сочинение на тему: Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

Жизнь не стоит на месте. Одни поколения сменяют другие. Вещи выходят из употребления, их заменяют новыми. Окружающий мир меняется, и эти изменения затрагивают и человека. Технический прогресс действует на людей по-разному. Нельзя отрицать тот факт, что он имеет как свои плюсы, так и минусы.

Достоинством, несомненно, является то, что с появлением техники стало легче жить. Стиральная машина-автомат, микроволновая печь, пылесос, компьютер – все эти изобретения помогают человеку, позволяют выполнить работу быстрее.

Однако есть и отрицательные моменты: человек разучился делать обыденные вещи, можно даже сказать, разленился. Теперь все это выполняет техника. Появились автомобили с автоматическим управлением, кухонные приборы готовят еду практически без участия человека. Можно еще долго продолжать этот список технических новшеств.

Последним усовершенствованием стала возможность заказать товары на дом и даже не посещать магазин. Да, несомненно, это огромная помощь человеку, но что мы получаем в результате: людей, не умеющих общаться, не умеющих сострадать и сопереживать, зацикленных на своем мире, получаемых все желаемое посредством интернета. Да, факт пагубного влияния технического прогресса нельзя отрицать.

Об изменениях человека благодаря техническому прогрессу задумывались многие писатели и поэты.

Так, например, роман-антиутопия Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» показывает изменения человека не в лучшую сторону. Автор изображает механическую жизнь, жизнь по шаблону, без чувств, без возможности иметь свое мнение. Все одинаковые, как под копирку. Для нежелающих выполнять установленные правила, есть наказание – «механический пес». Он занимается поисками ослушников. Автор показывает население, которое полностью зомбировано. В частности телевидением. Люди потеряли все те хорошие качества, которыми обладали, они забыли, в чем главное предназначение их жизни.

Еще один пример подобного влияния технического прогресса на человека можно увидеть в романе Евгения Замятина «Мы». Здесь люди совершенно потеряли свою уникальность, у них нет имен, лишь только номера. Каждый день похож на предыдущий, все идет по накатанной, по строго заложенным правилам. В этом мире, где всем правит государство, нет места чувствам и своему мнению. Люди – существа, за которыми постоянно ведется слежка, они живут в домах с прозрачными стеклянными стенами. Только вот возникает резонный вопрос, можно ли считать индивидуальностями таких людей? Ответ напрашивается сам собой.

Подводя итог, можно сказать, что технический прогресс меняет человека. И чаще всего не в лучшую сторону. Но все же нужно отметить и его плюсы. За некоторые новшества, такие, как лекарства для тяжелобольных, самолеты и поезда, мы должны быть благодарны техническому прогрессу. Только разумное использование техники способно изменить человека в лучшую сторону. Даже в эпоху технического прогресса люди должны оставаться людьми.

Сочинения: Каким может быть технический прогресс? >>>

Примеры итоговых сочинений на тему
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПодготовка к итоговому сочинению по направлению «Цивилизация и технологии»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски

    Описание слайда:

    Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные)).
    Направление итогового сочинения

  • 2 слайд

    Пишем ВступлениеЧто такое цивилизация? Цивилизация и технологии? Как связаны

    Описание слайда:

    Пишем Вступление
    Что такое цивилизация?
    Цивилизация и технологии? Как связаны эти понятия?
    https://terme.ru/termin/civilizacija.html
    https://kartaslov.ru/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

  • 3 слайд

    Пишем ВступлениеЦивилизация — очень многогранное понятие, имеющее несколько з

    Описание слайда:

    Пишем Вступление
    Цивилизация — очень многогранное понятие, имеющее несколько значений. Можно сказать, что цивилизация — это ступень человеческого развития, со всеми проявлениями производственной, интеллектуальной, духовной и творческой деятельности. 
    Цивилизация – высокий уровень общественного развития.
    В обыденном сознании цивилизация — это то, что дает «комфорт», это удобства, предоставляемые в наше распоряжение техникой.

  • 4 слайд

    Анализируем понятие.Какой бывает «цивилизация»? Внеземная высокоразвитая  ин

    Описание слайда:

    Анализируем понятие.
    Какой бывает «цивилизация»?
    Внеземная высокоразвитая  инопланетная  машинная  технологическая
    Стороны конфликта:
    цивилизация и варварство
    Цивилизация и природа
    Правда ли , что чем выше развитие цивилизации, тем слабее физически и духовно её представители?
    Какую цену платит человек за комфорт/ технический прогресс/ блага цивилизации?
    Устойчивые сочетания
    БЛАГА ЦИВИЛИЗАЦИИ , достижения цивилизации, современная цивилизация, признаки цивилизации , плоды цивилизации, удобства цивилизации.
    Не секрет, что за блага цивилизации человек подчас расплачивается собственным здоровьем.

  • 5 слайд

    Афоризмы русских писателей со словом «цивилизация»Цивилизация тогда только

    Описание слайда:

    Афоризмы русских писателей со словом «цивилизация»

    Цивилизация тогда только имеет цену, когда помогает просвещению, а следовательно и добру — единственной цели бытия человека, жизни народов, существования человечества. Белинский Виссарион Григорьевич (1811 — 1848) — литературный критик

    Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, даже при самом пылком воображении, до какой власти над природой доведет она нас. Чернышевский Николай Гаврилович (1828 — 1889) — русский писатель, критик

    Время летит: год от года, день ото дня, час от часу все яснее, что цивилизация обрушится на головы ее творцов, раздавит их собою; но она — не давит: и безумие длится: все задумано, все предопределено: гибель неизбежна; но гибель медлит; все должно быть, и ничего нет; все готово произойти, ничего не происходит. Революции ударяют, разряжаются, пролетают. Люди трясутся от страха — всегда. Блок Александр Александрович (1880 — 1921) — русский поэт
    Природа — не сырье для цивилизации, а прекрасный солнечный дворец, в который человек должен своим трудом, волей, разумом вносить усовершенствования и изменения. Бондарев Юрий Васильевич (1924 — 2020) — русский писатель, общественный деятель

    Все ценности цивилизации, все ее блага и чудеса техники создаются союзом ищущего ума и золотых рук.
    Грибачёв Николай Матвеевич (1910 — 1992) — русский поэт, прозаик, общественный деятель

  • 6 слайд

    Пишем вступление Современную жизнь невозможно представить без технологий –

    Описание слайда:

    Пишем вступление

    Современную жизнь невозможно представить без технологий – величайшего достижения цивилизации. Научно-технический прогресс повлиял на все сферы человеческой деятельности, благодаря чему сформировались совершенно новые условия жизни. Ещё 100 лет назад прогресс считался целью человеческого развития и существования, передовые люди ратовали за него, приближали всеми силами, считали, что именно он подтверждение нашей человеческой разумности и интеллектуальной состоятельности.
    Сегодня технологии пронизывают все стороны нашей жизни. Но стало ли жить проще, лучше, безопасней? Какова цена нашего комфорта? Правильно ли было подчинять окружающий мир нашим представлениям об удобстве и выгоде? Может, надо было сохранять его нетронутым, развивая себя духовно и физически и таким образом готовясь к вызовам Вселенной?
    Над этими вопросами давно размышляют писатели и философы, учёные и публицисты? Ещё в конце 19 века великий русский писатель
    А.И. Куприн в произведении «Молох» описал трагические последствия промышленного прогресса в России.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Подготовка к итоговому сочинению 2021-2022. Направление «Цивилизация и технологии»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Чалмаев В.А.

Тема:
Начало XX века: ожидания, тревоги

Похожие материалы

  • «Молох капитализма» подготовка к итоговому сочинению 2021-2022 (Направление «Цивилизация и технологии»)

  • Презентация на тему «Творчество Ф. М. Достоевского, или Великое пятикнижие»

  • Конспект по литературе 6 класс Пушкин » Повести покойного Белкина » Барышня крестьянка»

  • Статья на тему: «Плюсы и минусы инклюзивного образования».

  • Статья на тему: «Развитие литературно-творческих способностей школьников».

  • Презентация на тему: «Развитие литературно-творческих способностей школьников»

  • Виртуальная выставка «Отвага, мужество и честь»

  • Вводный урок по пьесе«На дне» Знакомство с героями. Конфликт. Проблематика. Анализ 1-го действия

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455948 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.

  1. Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
  2. Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
  3. «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
  4. Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства. 
  5. Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
  6. Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
  7. Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
  8. Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
  9. Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
  10. Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
  11. Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
  12. Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
  13. Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
  14. Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
  15. Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.

Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.

Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии

Читайте также:

Данное направление заостряет внимание выпускника на достижениях цивилизации, ее надеждах, страхах и рисках, без которых невозможно развитие.

Темы сочинений направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» способствуют раздумьям выпускников о собственном опыте столкновения и взаимодействия с технологическими новшествами, экологическими проблемами. Побуждают к размышлениям о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальными на фоне пандемии 2020-2021 гг.

Темы данного направления позволяют задуматься о положительных и отрицательных сторонах цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о необходимости сохранения духовных ценностей человечества во время материально-технических завоеваний.

Для аргументации собственных мыслей в итоговом сочинении направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» подойдут примеры из философской, научной, публицистической и критической литературы. Также возможно обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в частности к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:

  • Евгений Замятин «Мы»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
  • Чернышевский «Что делать?»
  • Джордж Оруэлл «1984», «Скотный двор»
  • Уильям Голдинг «Повелитель мух»
  • И.А. Ефремов «Туманность Андромеды»
  • Шолохов «Поднятая целина»
  • Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
  • Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
  • Айзек Азимов «Основание», «Я, робот», «Конец вечности»
  • Александр Беляев «Голова профессора Доуэля»
  • Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
  • Герберт Уэллс «Машина времени», «Люди как боги»
  • Сергей Лукьяненко «Звезды – холодные игрушки», «Чужая боль»
  • Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом», «Полдень, XXII век»
  • Р. Брэдбери «Вельд»
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»
  • Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Вверх дном»
  • Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
  • Сьюзен Коллинз «Голодные игры»

Структура итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Во вступлении нужно дать ответ на главный вопрос темы, объяснить ключевые слова, раскрыть основную идею. Именно здесь должны находиться общие рассуждения о проблеме, которую необходимо раскрыть в сочинении.

К примеру, итоговое сочинение, тема которого будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», может начаться с размышлений о значении достижений человечества. Выпускник может поделиться своими мыслями относительно положительных и отрицательных сторон технического прогресса, влиянии развития цивилизации на отдельных личностей.

Большинство тем данного направления представлено в виде вопроса, на который необходимо дать аргументированный ответ. В качестве доказательства собственных мыслей можно привести примеры из художественной литературы.

Основная часть (200-250 слов).

Должна включать в себя несколько подпунктов. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.

Заключение (60-70 слов)

В заключении подводятся итоги всего вышесказанного. Здесь содержатся конечные выводы и оценки.

Заключение должно быть согласованным со вступлением. Именно отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространённых композиционных ошибок в сочинении.

В заключении сочинения, относящегося к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», необходимо подвести итог всему вышесказанному, дать ответ на вопрос, поднятый в теме. Если тема касается технического прогресса, то нужно выразить свое отношение к развитию цивилизации, обозначить четкую позицию, аргументированную в основной части. Или предложить варианты восстановления равновесия между материальным миром и духовным.

Аргументы для основной части итогового сочинения. Направление «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

1. Е. Замятин «Мы»

В романе Евгения Замятина «Мы» представлен возможный вариант общества будущего. Перед читателем разворачивается «математически совершенная жизнь» Единого Государства, государственная система которого является единым механизмом, а люди – всего лишь деталями, необходимыми для его исправной работы. Однако в отличие от технических приборов, если какая-нибудь одна деталь выйдет из строя – в механизме Единого Государства ничего не произойдет. Личность здесь не имеет никакого значения, нет никакого «Я», существует только «Мы». Поэтому у людей даже нет имен, им всем присвоены порядковые номера.

В Едином Государстве нет таких проблем, как голод, безработица, нищета. Однако людям пришлось поплатиться за такую жизнь свободой мысли, отказом от радости материнства и отцовства, отказом от собственной личности. Они все живут под стеклянным куполом на виду у своего правительства. Тоталитарное государство подчинило себе каждого. Люди превратились в безликую серую массу, которая мыслит так, как нужно Единому Государству.

Роман «Мы» увидел свет через много лет после смерти автора, но он сумел произвести неизгладимое впечатление и на новое поколение. Е. Замятину удалось донести до читателей свой призыв ценить жизнь и свободу человеческой мысли.

2. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

В повести «Собачье сердце» М.А. Булгаков изобразил государственный и социальный уклад двадцатых годов. Автор наглядно показал, к чему могут привести последствия революции на примере всего лишь одного неудачного эксперимента.

В первой части читатель знакомится с добродушным псом Шариком, который незаслуженно страдает от человеческой жестокости. Несмотря на свою собачью природу, Шарик умеет здраво рассуждать и имеет собственные предпочтения. Однако после эксперимента профессора Преображенского он превращается в нового человека, который в нравственном плане становится хуже уличного пса.

Новоиспеченный Полиграф Полиграфович Шариков сразу же начинает указывать создавшему его профессору на общественную неравность. Главным учителем Шарикова становится Швондер, который охвачен ненавистью к представителям интеллигенции. Именно на его примере Булгаков показал, к чему может привести власть тех, кто еще вчера был «никем». Таким образом, при помощи противопоставления Швондера и Преображенского изображается конфликт старого и нового мира.

3. М.А. Булгаков «Роковые яйца»

Повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца» — это антиутопия с научно-фантастическим сюжетом. Данное произведение стало откликом автора на культурную и общественную ситуацию, сложившуюся в России двадцатых годов двадцатого века.

Главный герой повести – профессор зоологического института Владимир Персиков имеет некоторое сходство с профессором Преображенским из «Собачьего сердца». Он также хотел добиться фурора в научном мире путем смелого эксперимента. Однако все пошло не по плану, и последствия оказали влияние на все человечество.

В результате ученому не дают закончить эксперимент, забирают у него необходимое оборудование и убивают его самого. Народ не смог простить Персикову его ошибку, а на свете нет ничего страшнее разгневанной толпы.

4. Джордж Оруэлл «1984»

В антиутопии «1984» Джордж Оруэлл изобразил страшное будущее всего человечества, если они вовремя не начнут осмыслять происходящее и исправлять свои ошибки. Мир 1984 года – это три, находящихся в состоянии постоянной войны друг с другом, тоталитарных государства: Океания, Евразия и Ост-Азия. Главной целью современного общественного строя является недопущение повышения общего уровня жизни людей, ведь их благосостояние угрожает существующей иерархии общества.

Один из лозунгов Океании гласит: «Война – это мир». Война – это способ сохранить существующий строй, в основе которого лежит неравенство. Поэтому правящая партия готова вести войну вечно, лишь бы не лишаться своих привилегий. Конфликт человека с обществом в таких условиях неизбежен. Океания всеми силами старается избежать этого, поэтому в ней создан масштабный аппарат подавления личности. В этих же целях скрывается от народа истина, для этого создано Министерство правды, которое распространяет мифы о преуспевающем государстве Ангсоце. А полиция мыслей тщательно выслеживает тех, кто еще сохранил способность самостоятельно мыслить и «распыляет» их.

Главный герой осознает свое положение, и даже пытается бороться с существующим общественным строем. Но государственный аппарат настолько силен, что любая борьба с ним бессмысленна. Живущие в нищете люди, внимая тому, в чем их тщательно убеждают, действительно верят, что в Океании наблюдает рост производства и успехи в экономической деятельности. Джорджу Оруэллу удалось разгадать тайну тоталитаризма: «дважды два будет столько, сколько скажет вождь».

5. У. Голдинг «Повелитель мух»

Роман У. Голдинга «Повелитель мух» по жанру больше напоминает антиутопию. Мир охвачен войной. Небольшую группу школьников пытаются эвакуировать, но их самолет сбивают вражеские истребители. Крушение происходит вблизи необитаемого острова, на котором собираются выжившие мальчишки. Вначале они надеются на то, что их спасут, но в скором времени понимают, что им необходимо как-то выжить в окружающих их условиях.

В процессе выживания дети используют усвоенные ими стандарты общественного устройства. Они избирают лидера, определяют специальное место для обсуждения важных вопросов. Но порядка в их действиях хватает ненадолго. Оказавшись без взрослых, они теряют свою цивилизованность, и становятся настоящими дикарями. Постепенно воспоминания о былой жизни стираются, и многими одолевает только жажда охоты. Они настолько вовлекаются в первобытный азарт, что начинаются охотиться даже друг на друга. Главному герою Ральфу удается спастись от собственных товарищей только потому, что к необитаемому острову причаливает катер. Его капитан повержен в шок, узнав, что среди детей есть жертвы, ведь он думал, что мальчики просто играются.

Трудно поверить в то, что обычные дети смогли провести апробацию двух форм правления: демократическую во главе с Ральфом и диктаторскую во главе с Джеком. И еще страшнее увидеть то, что жестокий Джек победил, заставив всех подчиниться своей воле обещаниями сытой жизни.

6. И.А. Ефремов «Туманность Андромеды»

В научно-фантастическом романе И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» представлена модель будущего планеты Земля. Некоторые его предсказания уже сбылись: трехмерное телевиденье, электронная книга, открытие месторождений алмазов в Якутии и ртутных руд в Алтае. Однако в основе произведения лежат не материальные блага будущего, а морально-этическое развитие общества. Именно поэтому в романе мерилом уровня развитии цивилизации является соотношение радости и горя.

В «Туманности Андромеды» люди будущего решили большинство социальных и технических проблем, превратили свою планету в цветущий сад, наладили контакты с другими цивилизациями. Автор показал, каким может быть человек при разумном устройстве общества, самодисциплине и стремлении к развитию.

7. С.В. Лукьяненко «Чужая боль»

Действие рассказа С.В. Лукьяненко «Чужая боль» происходит в будущем. Вначале это будущее кажется вполне счастливым, потому что люди избавились от страданий. Они научились «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека. Однако кое-что настораживает в их идеальной жизни. У людей нет необходимости работать, поэтому они все время играют в странные игры – охотятся друг за другом, и не боятся убивать даже близких, ведь существует программа восстановления, благодаря которой умерший человек возвращается в былом виде.

Главный герой Дэн не похож на остальных людей. Во время одной из игр, проходившей на территории бывшего немецкого концлагеря, он отступил от сценария, бросился на эсесовцев с голыми руками. Его поступок противоречил правилам, ведь игра называлась «Вооруженное восстание». Дэн задумался о том, что когда-то все катастрофы, которые они воспроизводили в играх, не были выдумкой. Люди действительно умирали, без возможности восстановления, и в бой их вело какое-то более глубокое чувство, а не желание играть.

После пришедшего осознания Дэну надоело играть, он решил противостоять системе. На следующий же день его дом атаковали, и ему не удалось выстоять в этой битве. Его противники падали замертво, но тут же восстанавливались, а Дэна уже к тому времени удалили из регенерационной памяти. Он умер, но всё-таки победил. Игра закончилась.

8. Айзек Азимов «Основание»

Действие научно-фантастических романов цикла Айзека Азимова «Основание» начинается в Галактической Империи – сверхгосударстве, которое охватывает весь млечный путь. Один математик по имени Селдон разработал науку психоисторию. При ее помощи он предсказывает неизбежное падение Империи, и последующие за этим темные века. По его инициативе создается Основание – организация, главной задачей которой является сохранение знаний и возрождение цивилизации. Постепенно Основание захватило власть на всех близлежащих территорий, и постепенно расширяло свое влияние.

Далее описывается борьба отдельных личностей с Основанием. В первой части завоевать Основание пытается имперский генерал Бел Риоз, во второй части Основание покоряет таинственный мутант по прозвищу Мул, который тоже в итоге оказывается свергнутым. В поисках истины последователи плана Селдона отправляются на поиски легендарной прародины человечества – планеты Земля. И именно там, а точнее в ее спутнике Луне, они находят ответы на все волнующие их вопросы.

Айзек Азимов в «Основании» изобразил неизбежность упадка любого государства, даже такого могущественного как Галактическая Империя. Подразумевается, что это инертный процесс, в котором участвует все население государства, и действия отдельных личностей ничего не могут изменить. Но все-таки, всего лишь один человек смог разрушить нерушимый План, который являлся нерушимым законом для всех остальных.

9. Рэй Брэдбери «Улыбка»

Знаменитый писатель-фантаст Рэй Брэдбери уделял особое внимание нехорошим сторонам технического прогресса. Рассказ «Улыбка» — это его ответ на вопрос, что же произойдет, если технический прогресс выйдет из-под контроля. Время действия рассказа – 2061 год. После ядерной войны люди решили отказаться от любых научных достижений их цивилизации, ужаснувшись их мощью. Кроме того, они возненавидели все, что их связывало с прошлым, в том числе и искусство. Был организован «Праздник Науки». В этот день громили и уничтожали все последствия технического прогресса: взрывали типографии, заводы, разбивали автомобили.

В один из таких праздников на площадь привезли картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Выстроилась большая очередь, и каждый должен был плюнуть на эту картину. Когда дошла очередь до мальчика Тома, он отказался плевать на поразившее его своей красотой произведение искусства. Однако вскоре полицейские разрешили разорвать «Мону Лизу», и Тому тоже удалось оторвать кусочек. Но он сделал это не для того, чтобы уничтожить картину, а для того, чтобы оставить себе что-нибудь на память о прекрасном мире искусство. Ночью он долго разглядывал добрую, ласковую улыбку, изображенную на обрывке холста.

10. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» является классическим примером антиутопии, где силы добра и разума пытаются бороться против жестокой системы тоталитарного государства.

Сюжет произведения разворачивается именно в тоталитарном государстве, в котором считается, что образованный человек представляет собой опасность. Знаниями может обладать только правящая верхушка, потому что управлять недалекими людьми намного проще. Главную роль в отуплении народа играет СМИ. Каждый вечер люди проводят перед телевизором, а все книги сжигаются.

Главный герой романа работает пожарным, но его профессия преподносится не в привычном значении этого слова. Именно пожарные в этом мире сжигают книги. Гай Монтег прилежно выполняет свои обязанности, но в душу его закрадываются сомнение, правильно ли он поступает. Со временем он начинает понимать, что политика его государства губительна, и основной ее целью является обеспечение невозможности личностного развития. В результате, Гай примыкает к подпольному отряду, пытающемуся противостоять режиму, и начинает заучивать наизусть содержание книг. Такой источник информации сложнее уничтожить, чем простую бумагу.

Кроме борьбы личности и государства, автор затрагивает тему всеобщей культурной деградации. При помощи элементов фантастики и художественного вымысла он показывает, что ожидает общество, которое перестанет читать, интересоваться культурой и наукой. И самое страшное, что данная тема актуальна в современном мире как никогда.

Цитаты для направления «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

  1. «Прогресс – закон природы». Вольтер
  2. «Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса». Виссарион Г. Белинский
  3. «Прогресс не случайность, а необходимость». Герберт Спенсер
  4. «Развитие – процесс подсознательный, который сразу же прекращается, когда о нем начинают думать». Бернард Шоу
  5. «Не идти вперед, значит идти назад». Латинская пословица
  6. «Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью». А.И. Герцен
  7. «Даже ничтожный прогресс требует долгих лет мучительного вызревания». Эмиль Золя
  8. «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей». Л.Н. Толстой
  9. Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Ральф У. Эмерсон
  10. «Прогресс – это способ человеческого бытия». Виктор Мари Гюго

Алёна Базан | Просмотров: 1.3k | Оценить:

Комплект тем итогового сочинения 1 декабря 2021

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объёма и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Курская область
Комплект тем итогового сочинения
№ ИС01122021-04

НОМЕР ТЕМА
110 Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213 Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309 Когда слово становится преступлением?
407 Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505 В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:

1.     Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2.     Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3.     Преступление и наказание — вечная тема.

4.     Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

5.     Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

НОМЕР

ТЕМА

110

Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

213

Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

309

Когда слово становится преступлением?

407

Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

505

В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

  • Трава мурава рассказ абрамов
  • Трава мурава сборник рассказов
  • Трагедия гражданской войны в донских рассказах шолохова
  • Трава не скошенная в выходные как пишется
  • Точеный мастером брус как пишется