Автор На чтение 12 мин. Просмотров 5 Опубликовано
Трагическая судьба Катерины
Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены крепостничества, что не могло не отразиться в произведении классиков. Автор прекрасно описал жизнь и быт русского купечества, подчеркивая даже незначительные детали, чтобы читатель мог окунуться в атмосферу того времени.
Главная героиня пьесы – человек тонкой душевной конструкции, который нелепо смотрится на фоне существовавшей в обществе жестокости.
Катерина тяжело реагирует на идеалы, которые присущи жителям “темного” провинциального городка. Она не понимает жажды наживы, лицемерия, притворства, злости, ненависти к соседу или близкому родственнику. Она выросла в иной среде, в окружении любящих и набожных родителей, которые ходили в церковь не ради показной религиозности, а ради светлого ощущения радости на душе.
Дети Кабанихи живут под постоянным гнетом и страхом. Им приходиться выполнять все ее поручения даже тогда, когда они с ней не согласны. Для Катерины такая жизнь подобна смерти.
Ее жизнь действительно трагична. Муж Тихон не смеет и слова в ответ сказать матери. Каждый шаг в доме Кабановых делается с позволения свекрови. Когда Катерина обнимает мужа, та ее быстро одергивает, называя это бесстыдством.
А когда муж отправляется в командировку в Москву, сама же велит кланяться ему в ноги и изображать печаль. Такой девушке как Катерина, выросшей жить вольной жизнью и умеющей довольствоваться малым, жить нужно было в других условиях. Эта семья ей не подходила.
Даже Тихон в глубине души понимает, что она когда-нибудь от него уйдет.
Удивительно, но тот факт, что Катерина не стремится вырваться из-под гнета свирепствующей свекрови, вовсе не говорит нам о том, что она слабая личность. Наоборот, она прекрасно осознает свое положение и знает, что когда-нибудь освободиться. До встречи с Борисом она не знала, как и когда. Полюбив этого отличного от остальных жителей Калинова человека, она смело отдается своему чувству и признается во всем мужу.
Эта героиня не умела и не хотела ничего скрывать. Она точно знала, что ради любви пожертвует всем, что у нее есть. Жаль, что она заметила в Борисе только внешнюю оболочку.
Молодой человек оказался ничем не лучше ее безвольного мужа Тихона. Если тот был всегда под маминой пятой, то этот испугался гнева богатого и влиятельного дяди. Поэтому о “слабости” натуры Катерины и речи быть не может.
Героиня открыто говорила о том, что никогда не смириться со своим положением, и это были не пустые слова. Не найдя прощения со стороны домочадцев и понимания со стороны любимого, она решилась на самый отчаянный шаг. Здесь можно еще добавить, что сыграла свою роль неудовлетворенность жизнью. Для Катерины жизнь в неволе была хуже смерти, поэтому она выбрала последнее.
Смерть стала ее единственным спасением и избавлением от мук совести.
Сочинение на тему: Трагическая судьба Катерины в пьесе Гроза, Островский« “Кавказ” анализ стихотворения ЛермонтоваРазмышления о смысле жизни и судьбе (по стихотворениям Г. Р. Державина “Река времен в своем стремленьи…”, “На птичку”, “Признание”) »
Дать однозначный ответ на поставленный вопрос, по-моему, невозможно. «Гроза» Островского — произведение сложное и многогранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой то народной трагедией в зависимости от того, как понимается конфликт, лежащий в ее основе.
Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» обосновал драму Катерины с точки зрения социальных противоречий которые определили не только ощущение предгрозовой атмосферы в обществе накануне реформ, но и затронули внутрисемейные устои С его точки зрения, причина драмы Катерины в том, что она оказалась более чуткой и восприимчивой к этим новым процессам и ощутила необходимость преодоления косных форм и традиций жизни как свою личную задачу.
Но насколько этот вывод соответствует авторской позиции? Ведь не зря писатель вводит в пьесу целую группу символов, которые позволяют понять внутренний мир Катерины, наполненный поэзией церковной службы, ангельским пением и неземным светом Катерина — чистая душа, которая до времени живет в мире того патриархального прошлого, когда нормы мира кабановых и диких были не внешней формой, а внутренним содержанием каждого человека Вот почему для нее не так важно, по правилам или нет она поступает например в сцене прощания с мужем, главное, что делает она это искренне. Когда же Катерина чувствует рождение в своей душе нового чувства — любви к Борису — она утрачивает внутреннюю гармонию: продолжая искренне верить в то, что семейные отношения святы и измена — страшный грех, она одновременно столь же сильно и искренне верит своему чувству. Любовь к Борису — это то, что составляет существо личности Катерины, рождающейся на наших глазах Она вынуждена пробивать себе дорогу не только через внешние препятствия, но и, что гораздо труднее, преодолевая внутреннее сопротивление. Такой конфликт не решить, даже если свекровь будет добрее, а окружающие отнесутся к бедной женщине с большим пониманием. Не помог бы ей и побег с Борисом — ведь от себя не убежишь! Таким образом, причина драмы Катерины не только во внешних обстоятельствах, но и в ней самой, а главное — в характере конфликта. Гибель ее закономерна, как и гибель любой трагической героини. Но ощущение внутреннего очищения, подобное тому, что называется катарсисом, и радости от того, что перед нами свершилось чудо рождения личности, заставляет видеть в «Грозе» не только драму, разворачивающуюся в недрах «темного царства», но и «луч света», озаряющий нас надеждой.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Островский, сочинение, ЕГЭ онлайн | Распечатать 08.15.2011 / 17:16 — Сочинения ЕГЭ по литературе
Катерина — главная героиня драмы Островского «Гроза» — имеет трагическую судьбу. Почему же жизнь девушки окончилась так печально?
Когда Катерина вышла замуж за Тихона, она оказалась в новой для нее обстановке. Девушка была лишена привычной для нее свободы. Теперь вся ее жизнь находилась в распоряжении деспотичной свекрови, Кабанихи. Женщина привыкла, чтобы все было так, как ей хочется. Она придерживалась древних традиций. Кабаниха не учитывала мнение остальных домочадцев при принятии решений. Она сразу невзлюбила невестку, ведь за ней не дали обещанного приданого. Кабаниха часто срывалась на нее, делала замечания и ревновала к сыну.
Бедная Катерина не могла найти защиту от деспотизма и тирании Кабанихи. Даже Тихон, ее муж, не мог защитить свою супругу, ведь он был подавлен своей матерью, был нерешительным и несмелым человеком. Он делал лишь то, чего хочет его мать.
Только Варвара пыталась помочь девушке, но Катерине была чужда ложь и неприятно притворство, которым ее планировала научить Варвара.
Именно потому, что Катерина не могла найти поддержку в семье, она стала искать кого-то извне, кто мог ей помочь. Им оказался Борис Григорьевич, но молодой человек тоже не оправдал надежд Катерины. Они приятно проводили время, но девушка не могла жить с Тихоном после того, как изменила супругу, несмотря на то что он был готов простить девушку, ведь видел, как она страдала.
С помощью трагедии Катерины автор показывает бесправное положение женщины в обществе, когда она сама не могла решить свои проблемы, а находилась в зависимости от своего супруга или семьи.
Сочинение 2
Островский Александр Николаевич – гений драматургии. Из-под его пера вышло множество пьес, он создал возможность образам людей из неблагополучных семей, из не самых лучших сословий выйти на свет, на сцену театра. Одна из самых интересных и известных его драм – это, конечно, «Гроза». Многие люди, даже те, кто не читал данное произведение знают примерный сюжет и его автора. Главная героиня пьесы – девушка, которая после своего беззаботного детства попала в дом к свекрови-тирану. В чём же заключается трагедия Катерины? Что вынудило её совершить то, что она совершила – самоубийство?
Всё время, пока Катерина жила в доме Кабановой, хозяйка делала всё, чтобы жизнь её невестке не показалась сладкой. Помимо постоянных оскорблений, Кабанова ещё и науськивала сына, чтоб он держал свою жену в ежовых рукавицах, потому что она была за старые порядки, за Домострой. Через некоторое время, после того, когда Катерине удаётся встретиться с её возлюбленным Борисом, она начинает задумываться о том. Что совершила страшный грех, а именно изменила своему мужу. Будучи набожной, девушка просто не может забыть этот поступок, она постоянно корит себя за него и в конце концов сознаётся во всём Тихону. Он был готов простить её, но его мать на это пойти не согласилась, она ещё больше возненавидела Катерину и начала ещё изощрённей её унижать. Вот и получилось: с одной стороны, Катерина «ест» себя за греховный поступок, а с другой – её ест Кабанова за то же самое. Кроме этого, даже Борис не был готов постоять за свою Катерину, он не взял её с собой, оставив один на один с этим ужасным миром. Не справившись с такой «травлей», девушка совершает самоубийство.
Трагедия этой героини Островского в том, что она являлась по сути дела никому ненужной. Она неправильно выбирала мужчин, хотя хороший мужчина мог бы помочь ей. Девушка пытается найти то, что полюбит всем сердцем, она не хочет подчиняться порядкам этого так называемого «тёмного царства», она бунтует, но, к сожалению, этот бунт ни на что не влияет. Катерина – не сильная личность, она не может изменить своего положения, в этом и заключается её беда. Единственный выход для Катерины был – смерть, и она это поняла. Катерина очень добрая и светлая натура, которая не делает никому зла и не пытается извлечь из всего выгоду. Этот тёмный мир её просто-напросто загубил, как и многих других девушек в те времена. К сожалению, это реальность.
<glav>Другие темы:</glav>← Характеристика Варвары в пьесе Гроза↑ ОстровскийСравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза → `
Трагедия Катерины в пьесе Гроза
Популярные сочинения
- Цель в жизни человека — сочинение рассуждение
У каждого человека есть тайная цель, скрытое стремление в жизни. Кто-то хочет воплотить свою детскую мечту и стать пожарным или космонавтом
- Сочинение-описание картины Саня Маликов (Пластов)
Картина Пластова «Саня Маликов» довольно таки трогательна и мила. Основным героем на холсте является рыжеволосый мальчик лет 12-ти от роду. Узенькое и бледное лицо ребенка указывает на то
- Сочинение Настасья Филипповна в романе Идиот (Образ и характеристика)
Достоевского Фёдора Михайловича по праву можно назвать одним из главных страдальцев русской литературы. Он страдал как сам, так и страдал из-за страданий других людей, пропускал беды человечества через себя
Сочинения / Островский А.Н. / Гроза
Купец Дикой, как и Марфа Кабанова, относится к уважаемым в городе людям. Между тем личность самого купца может вызвать лишь презрение и ненависть. Это на редкость жестокий человек, который превратил в ад жизнь своих домочадцев. Он так же крайне непорядочный человек, потому что незаконно присвоил деньги своего племянника-сироты. Дикой унижает всех, кому не посчастливилось попасть от него в зависимость. Нетрудно себе представить, насколько тяжело приходится в такой среде Катерине. Она выросла в купеческой семье. Но, судя по тому что девушка говорит о своем детстве, мы понимаем — ее родители были совсем не похожи на Кабанову или Дикого. Катерина рассказывает о жизни в родительском доме: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…». Жизнь в доме мужа для Катерины становится невыносимо тяжелой. Для нее нет ни радости, ни свободы. Удушающая атмосфера ханжества, глупости, жестокости угнетает девушку. Катерина чувствует себя несчастной. Она мечтает о любви, возвышенных и красивых отношениях. Но живет однообразной, серой, унылой жизнью. Катерине, в отличие от других, не свойственно лицемерие. Она не умеет лгать. Поэтому и отдается сполна своей любви к Борису. Он кажется ей совершенно другим человеком, непохожим на всех вокруг. Любовь становится для девушки спасением, жизнь приобретает какой-то смысл. Чистое и светлое чувство любовь оказывается очередным суровым испытанием для Катерины. Ведь именно любовь приводит ее к гибели. В атмосфере лжи и ханжества никто не придает значение чувствам — как своим, так и чужим. Не исключение и Борис. Катерина хочет уехать вместе с ним. Это было бы для девушки спасением. Но Борис отказывает ей. «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает». Катерину окружают слабые, безвольные люди. Таким оказался и Борис, таковым является и муж Тихон.
Супруг Катерины, на первый взгляд, совершенно не заслуживает внимания. Он не находит в себе силы хотя бы в чем-то противиться своей матери. Тихон даже не делает попытки заступиться за свою жену перед Кабанихой. Сам он давно привык к тому, что нужно притворяться, лгать и лицемерить. Не случайно, он с радостью ожидает, когда можно будет на время уехать из дома и отдохнуть. Катерина не испытывает по отношению к своему супругу никаких чувств. Она вышла замуж против своей воли, что, в общем-то, обычное дело для купеческой среды. Сам Тихон не понимает Катерину. Недалекий, ограниченный человек не в состоянии понять и оценить эмоциональную и чувствительную натуру, каковой является Катерина.
Просмотров: 34554Используемые источники:
- https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-tragicheskaya-sudba-kateriny-v-pese-groza-ostrovskij/
- http://5litra.ru/ege-sochineniya/569-mozhno-li-nazvat-katerinu-tragicheskoy-geroiney-po-pese-an-ostrovskogo-groza.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/tragediya-kateriny-v-pese-groza
- https://m.lit-helper.com/p_tragicheskaya_sud-ba_katerini_v_p-ese_a__i__ostrovskogo_groza
Автор Алёна Базан На чтение 5 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено
Трагедия столкновения чувств и совести занимает основное место в пьесе А.Н. Островского «Гроза». В этом произведении автор изображает жизнь купеческого сословия и отведённую в нём роль женщине на примере семьи Кабановых.
Катерина – единственный луч света в окружающем её темном царстве. Она росла в атмосфере любви и заботы. Её родители не были тиранами, поэтому предоставляли дочери полную свободу. Благодаря этому она смогла стать полноценной личностью, воплотившей в себе лучшие черты русского характера. Её доброта, искренность и стремление к справедливости – результат достойного воспитания, что было редкостью в купеческом сословии того времени. Катерина сама говорила, что она не умеет ни обманывать, ни скрывать что-либо.
Наивысшая правда и красота представлялась Катерине в духовной жизни. Бог для неё был тем нравственным законом, который нельзя переступить. В молитвах она находила то умиротворение, в котором нуждается душа любого человека. Больше всего Катерина любила ходить в церковь на службу, где она ощущала Божью благодать, окружающую её и всё в этом мире.
Не случайно, главная героиня была названа Н. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве». Она действительно не вписывалась в окружающий её купеческий мир с его ценностями. Катерина отличалась от всех своей любовью к Богу, людям, природе, своей чистой душой и отзывчивостью. В ней присутствует что-то неземное, бросающееся сразу в глаза. Её контраст с остальными жителями Калинова настолько велик, что сразу становится понятно – произведение окончится трагедией.
После замужества с Тихоном Катерина попала в семью Кабановых, где главой семейства была её свекровь Марфа Игнатьевна, привыкшая к почтению и беспрекословному подчинению. Кабаниха была очень жестокой и лицемерной женщиной, беспричинно унижающей даже родных детей. Все жители Калинова отмечали крутой нрав купчихи, живущей по патриархальным устоям.
Кабаниха, пользуясь своей властью, держала всю семью в страхе. Её неоспоримый авторитет превратил Тихона в безвольного «маменькиного сыночка». Но главной жертвой Марфы Игнатьевны стала Катерина, которую она ежедневно обижала своими беспричинными подозрениями и незаслуженными упрёками. Кабаниха была твёрдо уверена в том, что семейное благополучие основывается именно на страхе, а не на любви и уважении.
Катерине никто не мог помочь в её трудном положении. Её безвольный муж сам стал жертвой тирании, процветающей в их доме, поэтому не мог защитить от неё жену. Тихон никогда не перечил своей матери, он покорно сносил все издевательства, не смея протестовать. И со временем Катерина перестала что-либо к нему испытывать, кроме жалости. Но никто и не догадывался, насколько сильно она была несчастлива, ведь если посмотреть со стороны, у неё было всё, о чём только можно мечтать: любящий муж, хороший достаток, просторный дом и большое хозяйство. Но ничто не заменит заботу и любовь.
Катерина была одна в этом мире, и, страдая от этого одиночества, в атмосфере лжи, притворства и жестокости, она встретила и полюбила племянника Дикого – Бориса, который тоже оказался безвольным человеком, неспособным на решительные действия. Несмотря на то, что он был лучше большинства окружающих, он всё равно не смог вырваться из-под их власти. Это единственный человек, который понимает Катерину, но из-за слабохарактерности оставляет её, советуя покориться судьбе.
Любовь к Борису полностью изменила жизнь Катерины. Она больше не может продолжать жить в своей клетке, ей необходима свобода. Катерина мечтает стать птицей и полететь высоко в небо, но осознание собственной греховности не отпускает её. Изменив мужу, Катерина нарушила Божью заповедь. Познав счастье земной любви, она стала грешницей.
Это искреннее глубокое чувство оказалось настоящим проклятьем. Катерина понимала, что трагедия неизбежна. Она предчувствовала скорую смерть: «Я умру скоро… Что-то недоброе со мной делается». Катерина предала не Тихона, она предала саму себя, свой нравственный долг. И это предательство ни на секунду не даёт ей покоя, она всей душой хочет быть чистой и непорочной, но понимает, что это уже невозможно.
Чувство собственной вины и страх перед Божьим наказанием побудили Катерину публично признаться в своём грехе. Она боялась грозы не потому, что была не готова уйти из этого мира, а потому, что смерть застанет её такую, какая она есть, со всеми грехами. Поэтому раскаявшись, она отдаёт себя на людской суд, отрезая себе все пути к спасению. И такое покаяние, доказавшее наличие правдивой и совестливой души, должно было бы повлечь за собой великодушное прощение, но Катерина его не получила.
Пьеса завершается гибелью главной героини. Именно эта смерть стала развязкой всего произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Не желая оставаться в этом ужасном мире, Катерина наложила на себя руки, зная, что самоубийство – это самый страшный грех. Она пошла против самого Бога, лишь бы освободить себя от ненавистных оков и внутренних терзаний. Только в смерти несчастная девушка видела умиротворение и долгожданный покой.
Но совесть мучила не только Катерину. В конце пьесы видно, как переживает из-за произошедшей трагедии Тихон. Не выдержав, он впервые в жизни упрекнул свою мать, сказав ей, что именно она виновата в смерти его молодой жены. Но Тихон понимает, что часть вины лежит и на нём.
Таким образом, следует, что в основе сюжета пьесы «Гроза» лежит не трагедия любви, а трагедия совести. Гибель Катерины – это результат отчаяния, когда смерть уже не страшит, а воспринимает только как избавление от душевных мук.
Автор На чтение 18 мин. Просмотров 2 Опубликовано
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» нашло отражение множество проблем середины XIX века, одной из них является проблема любви.
Одна из ярких представительниц местного общества Кабаниха, например, считает, что дети должны бояться родителей, и постоянно терроризирует своих детей Тихона и Варвару. Но ведь там, где есть страх, нет места любви.
Катерина – главная героиня пьесы, жена слабохарактерного Тихона, который не может, или не хочет, защитить свою жену перед матерью. Свекровь постоянно унижает мечтательную и ранимую Катерину, ни в чем с ней не считается. Замуж за Тихона героиня вышла лишь потому, что он не был ей противен. Супруги имеют совершенно разные взгляды на жизнь. В «темном царстве» никто не понимает Катерину. Однажды в Калинов приезжает племянник купца Дикого Борис Григорьевич.
Борис совсем не похож на представителей местного общества, поэтому закономерно, что Катерина сразу же влюбляется в него. Героиня очень хочет познать светлое чувство любви и постоянно витает в мечтах о нем. Воплощением ее снов наяву становится Борис. Герой предстает перед нами как абсолютная противоположность «темному царству» – он воспитан, образован, обходителен, модно и современно одет.
Сначала Катерина очень боится своей любви, ведь это грех, возможность божьей кары вызывает у нее ужас. Но все же она решается, и с помощью Варвары встречается с Борисом.
Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и решает покончить с собой – прыгает в отчаянии в Волгу.
Развязка трагического конфликта ожидаема, так как «темное царство» пока не готово к таким переменам и появившийся «луч света», росток нового мировосприятия очень быстро погибает. Проблема любви в драме тесно связана с образом Катерины, которая, в отличие от местного общества, пытается жить по совести, по зову сердца, и таким образом нарушает законы «темного царства».
<glav>Другие темы:</glav>← Анализ произведения Бедность не порок↑ ОстровскийГерои пьесы Бесприданница → `
Проблема любви в пьесе Гроза
Популярные сочинения
- Сочинение Красота вокруг нас 6 класс
Каждый день мы занимаемся разными делами. Идем в школу, занимаемся в разных секциях, делаем уроки, общаемся с друзьями, гуляем. Все это кажется совершенно обычным, и, как говорят родители, повседневным.
- Сочинение рассуждение на тему Доброта
Доброта – что означает это слово? Кого можно назвать добрым человеком? Мы всегда будем спрашивать себя об этом, спорить. Потому что доброта не имеет четкого определения. Это внутренние ощущения
- Сочинение по роману Тихий дон Шолохова
4 книги, 8 частей и много часов погружения во времена первой мировой войны, революции и смены власти. Никогда раньше я не смотрел на переворот 17-х годов с такой точки зрения. Всегда думал, что Ленин молоде
Краткое сочинение на тему «Любовь в пьесе А. Н. Островского «Гроза» обнажает проблемы семьи и общества в целом, любовный конфликт разрешается так, что оказывает влияние на общественные нравы.
Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 году после поездки по Волге. Драматург показывает быт и нравы небольшого города Калинова на примере жизни двух богатых семей. Он касается в произведении разных тем. Тема любви проходит через всю пьесу, определяя важные стороны человеческой жизни и личности.
Главная героиня Катерина Кабанова – молодая замужняя женщина. Она вместе с мужем Тихоном живет в доме свекрови. С первых сцен становится понятно, что она несчастна в замужестве. Мужа ей выбрали родители, и она так и не смогла его полюбить. Тихон находится под властью матери и не уделяет жене внимания, как она того хотела. Он любит Катерину, но стремится убежать из дома на свободу, где мать не будет контролировать каждый его шаг. Когда свекровь отчитывает Катерину, он не считает нужным вступиться за нее. Женщину удручает такое отношение мужа.
Катерина случайно встречает на улице Бориса, племянника Дикого. Между ними появляется взаимная симпатия, которая перерастает в любовь со стороны Катерины. Борис выделяется среди калиновских жителей манерами, благородством, внешностью. Катерина не говорила с ним, не знала его душевных качеств, она полюбила образ, который создала сама. Влюбившись, она испытывает душевный подъем. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица», – говорит она Варваре. Домашняя атмосфера кажется ей душной, она мечтает убежать.
Складывается любовный треугольник. Тихон любит Катерину, но она испытывает к нему только чувство жалости. Она влюблена в Бориса, любовь которого к ней слишком скоротечна. Отрицательное отношение к Борису появляется уже из-за того, что его не заботит судьба Катерины. Ему просто скучно, он решил поразвлечься с красивой женщиной, которая влюблена в него. Он очень хорошо понимает, чем обернется для нее эта связь, если станет известно. Об этом его предупреждает Кудряш, хорошо знающий нравы родного города.
Катерина ради него нарушает клятву, данную мужу в церкви. Она верующая женщина, поэтому все, что касается церковных ритуалов, для нее очень серьезно. Она делится с Варварой, сестрой Тихона, своими воспоминаниями о том, как она ходила в церковь до замужества. Она настолько проникалась религиозной атмосферой, что видела ангелов в храме. Да и грозы она боится не потому, что ее может убить молнией. Ей страшно предстать перед богом, не покаявшись в грехах. Именно поэтому она и признается мужу в измене во время грозы.
Только очень сильное чувство могло заставить ее изменить клятве. Она и сама понимает свой грех и готова расплачиваться за него до конца жизни. Изменив мужу, Катерина совершает еще один поступок, который с точки зрения христианской религии считается большим грехом. Она сводит счеты с жизнью, бросившись в Волгу. Она отказывается от прохождения жизненных испытаний, которые помогли бы ей очистить душу от греха, искупить вину. Она слишком легко расстается с великим божьим даром, жизнью. Даже Борис считает, что смерть для нее сейчас лучший выход. Словно услышав его слова, Катерина уходит из жизни.
Только в конце пьесы становится понятно, насколько сильно Тихон любит жену. Он простил ей измену и не попрекает ее. Ему даже жаль Катерину, потому что свекровь ее теперь со свету сживает. Он видит, как жена страдает, но сделать ничего не может, слишком слаб он для протеста и самостоятельной жизни.
У Катерины решительный характер, она может и хочет бороться за свою любовь. Женщина приходит к Борису и предлагает ему вместе уехать от Кабановых и Диких, стать свободными и счастливыми. Она устала от попреков и нравоучений Марфы Игнатьевны, да и Борис изнывает под гнетом дядюшки. Катерина не учла одного: Борис ничем не лучше Тихона. Он такой же безвольный, изнеженный, ни на что не способный человек. На мой взгляд, Тихон даже лучше, чем Борис, в нем больше чувства и жизни. Отношения с Катериной не изменили Бориса, любовь не окрылила его. Он остается меркантильным и вялым.
Борис не хочет рисковать своим призрачным благополучием, боится, что дядя воспользуется случаем и лишит его наследства. Вслух он говорит Катерине, что уезжает в командировку, не может взять ее с собой, а в душе желает ей смерти, считая это лучшим выходом для нее. На самом деле, я считаю, это лучший выход для него. Он освобождается, таким образом, от всех моральных обязательств по отношению к Катерине. И она оправдывает его надежды.
Трагическая любовь Катерины к Борису становится вызовом нравам Калинова, где люди привыкли скрывать свои чувства и поступки. Об этом Катерине говорит золовка: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Об этом рассказывает Кулигин: «Ивсе шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог!» Катерине не повезло дважды. Она не любила мужа и не нашла в нем смелого, сильного спутника жизни. Любовник и вовсе предал ее.
В пьесе есть еще одна любовная история. Сестра Тихона Варвара тайком от матери встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком Дикого. Кудряш решительный и сильный молодой человек. Он сам зарабатывает на жизнь, ни от кого не зависит. Говоря о Диком, он сожалеет, что «мало у нас парней-то на мою стать», а то бы они его хорошенько поучили. Кудряш не боится Дикого, он «свою голову дешево» не продаст. Дикой понимает это и не позволяет себе обращаться с ним так же вольно, как с другими. Варвара такая же отчаянная, как и ее избранник.
После того, как открылась измена Катерины, Кабаниха стала строже следить за дочерью. Варвара, понимая, что мать не разрешит ей выйти замуж за Кудряша, сама решает свою судьбу и сбегает с ним. Они проявляют решительность и доказывают, что ради любви готовы на все.
Островский на их примере показывает, как могли бы поступить Тихон или Борис с Катериной. Ни тот ни другой не пожелали взять ответственность за свою жизнь и судьбу на себя. Они всю жизнь будут оглядываться на тех, кто им дает денег, потому что сами не хотят зарабатывать.
Несмотря на то, что в центре изображения любовная история, произведение имеет глубокий общественный смысл. Поступок Катерины всколыхнул жизнь в Калинове. Автор говорит о том, что яркая личность, имеющая достоинство, способная на протест, в состоянии пошатнуть устои, на которых держится «темное царство». Не случайно Н. А. Добролюбов называет Катерину «лучом света». Бегство Варвары с Кудряшом говорит о том, что жизнь в Калинове уже не будет прежней. Грядут большие перемены.
Автор: · Опубликовано 20.05.2020 · Обновлено 21.05.2020
Любовь — важная часть жизни для каждого человека — будь то богач или бедняк, трудяга или лентяй, неуч или ученый. В разное время и в разных писатели воспевали это чувство. Мы можем найти великое множество его интерпретаций и выражений. Например, в элегиях Василия Жуковского описывается трепетное чувство лирического героя, воспевающее красоту природы. Фёдор Достоевский в “Преступлении и наказании” учит нас тому, что любовь может спасти, даже если эта любовь блудницы к убийце. В “Отцах и детях” у Ивана Тургенева мы видим любовь отца к сыну и это очень ценное для них чувство, его берегут и гордятся им. Но есть и обратные примеры — у Горького в “Легенде о Ларре” любовь губительна и опасна. В “Бедной Лизе” у Николая Карамзина, описывается трагическая и несчастная любовь крестьянки к дворянину. У драматурга Александра Николаевича Островского тоже раскрыта тема любви, и он довольно разностороннее и глубоко делает это в пьесе “Гроза”.
В произведении мы видим две параллельные любовные истории. Первая пара — это Катерина и Борис, отношения которых становятся сюжетообразующей нитью в пьесе. Этот союз длится недолго и в итоге приносит только горе и разочарование обоим героям, однако в этой истории есть много вещей, о которых стоит задуматься. А началось всё по нескольким причинам. Островский описывает нам Катерину как честную, открытую и свободолюбивую девушку, которая способна на настоящие высокие чувства. Вот несколько цитат, описывающих характер героини: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой»; «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Её возлюбленный, Борис, начинает эти отношения потому, что чувствует себя изгоем на новом месте и ищет для себя утешения и понимания. Он неуверен в себе, мы видим это по таким цитатам: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»; «Обычаев я здешних не знаю».
Роман замужней Катерины и приезжего Бориса общество воспринимает враждебно, даже ближайшие родственники обходятся с ними жестоко и холодно. Их короткие встречи происходят исключительно тайно, по ночам. Обоих героев преследуют за это муки совести и болезненные метания. Невозможность их союза обусловлена консервативным, угнетающим, мрачным городом Калинов, в котором происходит действие. Это место, где презирают истинные чувства. Однако, с другой стороны мы видим и то, как боится Борис взять на себя ответственность за свои чувства и предпринять хоть какие-то шаги по поиску способов остаться вместе с Катериной. Это ещё усугубляет их положение и создает впечатление, что в “Грозе” ни у кого нет настоящих чувств.
Второй парой, у которых возникает любовь являются Варвара и Кудряш. Их смелость позволяет им сохранить свои чувства и отношения, но для счастья им нужно сбежать из Калинова.
Читая “Грозу”, мы неприятно удивлены системой ценностей Кабанихи. Любовь в её сознании всегда сопряжена со страхом. Она груба и жестока. Власть над людьми доставляет ей удовольствие, она требует от детей беспрекословного повиновения. Её слепая ревность разрушает брак сына и невестки. Собственный сын, взрослый мужчина, не любит её, а скорее боится, заливая свой страх алкоголем. Варвара, её дочь, также ненавидит мать, обманывает и не боится в этом признаться: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Кабаниха чтит традиции, которые удобны и выгодны только ей. Призывает к любви и преклонению перед старшим поколением, то есть перед собой. По её поступкам и монологам видим настолько это бессовестный, безжалостный и бесчувственный человек. Она думает лишь о престиже семьи в глазах общества, внутреннее состояние близких людей не волнует.
Ещё один герой, озабоченный лишь состоянием собственного кошелька — Дикий. Местный умелец Кулигин просит его, как богатого человека, сделать что-то на благо общества: например, оплатить установку уличных часов, но тот грубо отказывает сделать это. Кулигин — часовщик, который искренне мечтает помочь городу Калинову и сделать жизнь людей лучше: «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки». Но он беден и без помощи филантропов не может исполнять всё желаемое. Часовщик-самоучка выражает искренние чувства к красотам местного ландшафта, его вдохновляет широта и простор реки Волги, он любуется грозой.
В мире, который описал нам Островский, очень трудно построить светлую, искреннюю любовь. Мы видим примеры самодурства, жадности, трусости, тирании, лицемерия и ханжества. И это ещё не весь перечень недостатков жителей Калинова. Понятие “любви” искажено и в их головах до неузнаваемости, да и вряд-ли это можно назвать любовью. Катерина любила свободу, но эта любовь принесла ей только гибель. А любовь к обществу у Кулигина обречена остаться только мечтами о светлом будущем.
Автор: · Опубликовано 08.03.2020 · Обновлено 08.03.2020
(392 слова) Одной из ведущих тем в любом искусстве во все времена была, есть и будет любовь. Литература не стала исключением, как и произведения А. Н. Островского. В данном сочинении я хочу обратиться к проблеме любви в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза».
В этой драме, как и в жизни, любовь многогранна. Это не только любовь между людьми, между мужчиной и женщиной, но и любовь к свободе. Тема свободы красной нитью проходит через всё произведение и, конечно, тесно переплетается с темой любви. Но эта любовь резко порицается и отрицается закостенелыми нравами старожилов Калинова — купцом Диким, Кабанихой. Но, как известно, запретный плод сладок, так что их запреты в тайне нарушаются. И тут появляется другая любовь — между людьми. Например, Варвара часто сбегает на встречи к своему возлюбленному Кудряшу, а в конце и вовсе исчезает вместе с ним.
Но, безусловно, центральное место в «Грозе» занимает любовь Катерины и Бориса. Несмотря на то, что девушка замужем за Тихоном, сыном жестокой и властной Кабанихи, её сердце принадлежит другому мужчине — Борису. Борис Григорьевич — племянник самодура Дикого. Между ним и Катериной завязывается тайный роман.
«…Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..», — говорит Борис бедной девушке, но в трудный момент оставляет её.
Однако это не значит, что его слова о любви — ложь. Проблема заключается в том, что Борис, несмотря на свою порядочность и образованность, слаб и бесхарактерен. Более того, он регулярно подвергается давлению и нападкам со стороны своего деспотичного дяди, но терпит их не только ради себя, но и ради сестры.
Жестокие нравы Калинова, где запрещено быть свободным, иметь своё мнение, любить открыто и выбирать самостоятельно, кого любить, привели к настоящей трагедии — гибели Катерины. Хотя на самом деле она одна из немногих жителей города и персонажей пьесы умела по-настоящему любить: «..Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…». Несмотря на свою искренность, девушка пошла на обман ради любви к Борису.
Таким образом, проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» многогранная и разносторонняя. Именно любовный конфликт, в том числе и внутренний — в душе у Катерины — становится лейтмотивом произведения и причиной гибели девушки. Её выдали замуж без её воли, её муж Тихон тих, бесхарактерен, не имеет собственного мнения и воли, её свекровь Кабаниха деспотична, жестока и стремится контролировать всё и всех. Сама же Катерина действительно любит Бориса Григорьевича, но даже он не сумел помочь своей бедной возлюбленной спастись от давления окружения и условностей.
Автор: Мария Сербина
Автор: · Опубликовано 24.03.2020 · Обновлено 24.03.2020
(456 слов) Каждый человек, в том числе и творческий деятель, воспринимает мир по-своему. Любовь — важнейшая и сложнейшая его часть. Существует великое и прекрасное множество ее интерпретаций. Трагическая любовь крестьянки к дворянину в «Бедной Лизе» Николая Карамзина. Трепетная любовь лирического героя к природе в элегиях Василия Жуковского. Спасающая любовь блудницы к убийце в «Преступлении и наказании» Федора Достоевского. Губительная любовь к себе в «Легенде о Ларре» Максима Горького. Ценная любовь отца к сыну в «Отцах и детях» Ивана Тургенева. Драматург Александр Николаевич Островский тоже раскрывает тему прекрасного чувства в пьесе «Гроза».
Одна из двух существующих в произведении влюбленных пар — Катерина и Борис. Их отношения начинаются по нескольким причинам. Во-первых, Катерина не способна жить без высоких чувств и свободы. Автор пишет о характере главной героини:
«А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой»; «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу».
Во-вторых, Борис ощущает себя лишним в новом обществе, ищет утешения и настоящих людей. Писатель подчеркивает неуверенное состояние героя:
«Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»; «Обычаев я здешних не знаю».
Общество не воспринимает молодых людей, обходится с ними холодно и жестоко. Их отношения — тайные встречи ночью, болезненные метания. С одной стороны, в невозможности любви Катерины и Бориса виноват консервативный, угнетающий, мрачный Калинов, в котором нет места искренним чувствам. С другой стороны, мужчина отказывается нести ответственность, искать способы остаться вместе. В мире драмы «Гроза» люди не могут по-настоящему любить. Еще одним примером являются смелые Варвара и Кудряш. У них получается любить друг друга и быть счастливыми, но для этого им приходится бежать из Калинова.
Читатель неприятно удивляется системе ценностей Кабанихи. Для нее любовь — страх. Властная и грубая женщина требует от детей полного повиновения. Кабанова даже ревнует сына к жене. Драматург пишет: «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой». Тихон не любит мать. Мужчина ее боится, пьет из-за нее. Варвара тоже не испытывает к матери положительных чувств, постоянно обманывает. А.Н. Островский говорит о позиции дочери: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Кабаниха любит традиции, уважение к старшему поколению, то есть себя. У нее отсутствуют эмпатия, человечность, уважение. Кабанову не заботит счастье близких людей, только благородный и богатый образ семьи.
Дикого тоже волнует лишь собственное состояние. Кулигин просит богатого мужчину сделать хоть что-то для общественного блага — установить на улице часы, но того волнует только собственное состояние. Часовщик-самоучка искренне любит людей и мечтает сделать их жизнь лучше. Автор пишет о герое: «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки». Вместе с тем Кулигин восхищается красотой природы, любит ее. Мужчина наслаждается Волгой, спокойно относится к грозе.
В мире лицемерия, тирании, власти самодуров невозможно построить искреннюю и светлую любовь. Ее понятие искажено до бездуховности, бесчеловечности. Любовь к свободе заканчивается гибелью, а любовь к обществу ограничивается мечтой.
Автор: Евгения Васильева
Используемые источники:
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/problema-lyubvi-groza
- https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-lyubov-v-pese-groza-a-n-ostrovskij.html
- https://literaguru.ru/tema_lubvi_v_piece_groza/
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/lyubov-v-pese-groza-a-n-ostrovskij/
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/tema-lyubvi-v-pese-groza-a-n-ostrovskij/