Трафареты в гостях у сказки

Знакомое ощущение: новый год, минутная стрелка описывает круг, настроение на пике и вдруг, откуда ни возьмись, эта странная досада:

Знакомое ощущение: Новый год, минутная стрелка описывает круг, настроение на пике – и вдруг, откуда ни возьмись, эта странная досада: ничего не изменилось. В России стрелка жизни не просто ходит по кругу, а упорно стремится вспять. В декабре на традиционном хоккейном «Кубке Первого канала» хозяева турнира проводили матчи в свитерах с надписью «СССР», тем самым отдавая, как было сказано, дань уважения советским хоккеистам. «…Не помогло», как пелось в известной песне Владимира Высоцкого; в решающем матче сборная Финляндии победила со счетом 3:2.

Цитатой из Высоцкого и продолжу: «Я платье, говорит, взяла у Нади, я буду нынче как Марина Влади!» На киностудии «Мосфильм» воссоздали знаменитую квартиру главной героини «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» Нади Шевелевой. По чертежам воссоздали, пишут, с учетом всех деталей: в ванной висит шуба Ипполита, а в зале платье и гитара Нади. Для тех, кто захочет там встретить Новый год, будет ужин с фирменной заливной рыбой, оливье и так далее. Ну а что – вполне вероятно, найдутся желающие. Для ещё более глубокого погружения в эпоху можно было бы расширить аттракцион – перед посещением предложить гостям, например, постоять в очереди. В 1970-е в Москве или Ленинграде, конечно, с продовольственным снабжением было получше, чем в регионах, но пару-тройку часов за промтоварами пришлось бы отстоять. Попутно можно воссоздать неповторимый колорит советской очереди – описанный Владимиром Сорокиным в одноименном произведении.

Но особенно заметна эта реанимация брежневского «далека» на экране. С момента реанимации киностудии «Союзмультфильм» получили продолжение уже три культовых мультфильма 1970-х. Герои нового «Простоквашина» (2018) более-менее переползли в новый мир, осваивают гаджеты и ведут фермерское хозяйство. Год назад вышел обновлённый мультфильм про Чебурашку и Гену, «Секрет праздника». Герои словно застыли между советским временем и настоящим; причем это так сознательно сделано, говорят авторы, чтобы сохранить «уютный мирок». И вот в декабре 2021-го мы дождались и новой версии «Волка и Зайца» – вышли первые четыре серии.

Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность или «объединить» прежние ценности с нынешними  выглядит автоописанием страны на нынешнем этапе

…Чем глубже в это погружаешься, тем заметнее, насколько концептуально обстояло дело в СССР с мультипликацией. Каждый мультик – не просто развлечение: попутно самым маленьким строителям коммунизма объясняли азы советской жизни. Ненавязчиво – тут не поспоришь – мультфильмы знакомили с устройством советского космоса; труд, учеба, отдых. Заяц, конечно, слаб (а с кем же еще ассоциировать себя самым маленьким зрителям?), но на защиту от Волка в случае чего встает весь социум, от медведей до роботов. Этот маленький мир соответствовал декларируемым принципам большого – и, главное, принципу патернализма, столь любимого обывателем до сих пор.
Какая же норма жизни вырисовывается у нас теперь, в новых сериях «Ну, погоди»?

На первый взгляд всё выглядит обнадеживающе. Животные инстинкты преодолены: Волк уже не охотится за Зайцем, чтобы его непременно съесть, но стремится его победить, переиграть; вполне в духе новой этики. Герои обрели вторую молодость (Заяц и Волк по возрасту теперь почти ровесники), еды навалом, на курорте типа сочинского всех ждёт шведский стол. Но, несмотря на бешеную динамику, возникает ощущение, что героям нечем заняться. Может быть, оттого, что они вынуждены гонять по кругу старые смыслы (первые серии посвящены спорту, что, конечно, уже было в советском мультике)? Да и сами герои как-то странно напоминают лишь цифровые копии самих себя.

Заяц и Волк словно превратились в героев пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», их окружает максимально условный, пустынный мир, хотя и вовсю разукрашенный. Но даже в этом курортно-гастрономическом раю не получается достичь гармонии. Есть что-то фрейдистское в том, что единственным развлечением в итоге становится нанесение увечий; герои по большому счету занимаются только тем, что лупят и швыряют друг друга (достаётся больше всех Волку, понятно). Что, по замыслу авторов, вероятно, должно вызывать беззаботный смех зрителей.

Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность (всё это, заметим, происходит в тридцатую годовщину распада СССР) или, что ещё ужаснее, «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит, собственно, автоописанием страны на нынешнем этапе. Перепридуманный, подправленный задним числом мир прошлого теперь лишен недостатков, но зато подчеркнуты все его преимущества. И опять, как встарь, противостояние с НАТО – пока что риторическое; надеемся, что только таким оно и останется. Но вот какая штука, на примере кино особенно заметная: насильно втиснутые в современность старые смыслы по какой-то необъяснимой внутренней логике не трансформируются, не взаимодействуют, а как бы тают, испаряются, постепенно превращаясь в ничто. На наших глазах происходит – как бы это выразиться? – мультипликация прошлого. А заодно и настоящего. С Новым годом, как говорится, дорогие товарищи!

Андрей Архангельский – журналист и культуролог

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

    Автор: Анна Павловна Холоневская

    Организация: ДОУ4 «Сказка»

    Населенный пункт: Мурманская область, г. Заозерск

    Вид деятельности: совместная познавательно — игровая деятельность педагога с детьми.

    Цель: способствовать развитию у детей познавательных процессов и доброжелательного отношения к сверстникам.

    Задачи:

    • Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству. Продолжать закреплять знания о русских народных и авторских сказках.

    • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, поощрять исполнительское творчество.

    • Продолжать учить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помочь в овладении средствами образной выразительности.

    • Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы, желанию принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

    • Развивать память, связную речь, логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать.

    Оборудование:

    — атрибуты: таблички с названием туров, модель кроссворда (формат А3), цветные жетоны, набор строительного материала, пластмассовые корзины, наглядный материал к игре: «Угадай, из какой сказки?», медали для награждения по количеству детей.

    — музыкальное оборудование: DVD диск Джеймс Ласт «Одинокий пастух».

    Предварительная работа:

    В течение месяца дети знакомились с русскими народными и авторскими сказками, рисовали иллюстрации к полюбившимся сказкам, в группах разыгрывали театрализованные представления.

    ХОД.

    Воспитатель: (дети стоят в кругу) Ребята, вы любите сказки?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Тогда начинаем нашу литературную викторину «В гостях у сказки». Вначале – разминка. Кто быстрее даст ответ на мой вопрос?

    Воспитатель: Каким бы сказочным героем вы хотели бы стать? Почему? (ответы детей).

    Воспитатель: А знаете ли вы, что такое сказка? (ответы детей). Сказка – это живое, увлекательное, яркое, красочное, поучительное произведение искусства в виде устного поэтического рассказа.

    Воспитатель: Сегодня мы узнаем, кто всех больше знает сказок и любит читать. Для этого разделимся на две команды, по пять человек в каждой, и придумаем сказочное название своей команде (дети занимают места за столиками, придумывают название и представляются).

    Воспитатель: Я буду ведущей нашей викторины, которая состоит из пяти туров (макет). За правильный ответ вы будете получать один жетон. Победит та команда, у которой будет больше жетонов.

    Воспитатель: Внимание, тур первый — «Отгадалкино» (показать на макете).

    Игра «Отгадай загадку» (Взрослый загадывает загадки по очереди детям из разных команд, задача детей – отгадать о какой сказке идёт речь, правильно отгадавшему сказку ребёнку выдаётся цветной жетон)

    ПРЕДЛАГАЮ СОКРАТИТЬ ЗАГАДКИ

    1 команда

    2 команда

    Посадил дед в огороде

    Чудо — овощ для еды,

    Вот и лето уж проходит,

    Дед идет смотреть труды. (Репка)

    Был у деда он, у бабы,

    Стало скучно на окне

    Покатил через ухабы,

    В лес дремучий вдалеке. (Колобок)

    Ждали маму с молоком,

    А пустиливолка в дом..

    Кем же были эти

    Маленькие дети?(Семеро козлят)

    Домик этот уж не мал,

    Стольких гостей он собрал.

    Каждый место здесь нашел,

    Каждый друга здесь обрёл. (Теремок)

    В гости к бабушке пошла,

    пироги ей принесла.

    Серый волк за ней следил,

                обманул и проглотил.(Красная шапочка)

    Лисичка – сестричка

    Очень хитрая была.

    Зайчика – трусишку

    Из избушки прогнала. (Заюшкина избушка)

    Воспитатель: Внимание, тур второй: «Кроссвордный» (показать на макете).

    Игра «Разгадай кроссворд» (Взрослый задаёт вопросы, дети отвечают, после чего ответ вписывается в «клеточки» кроссворда. За каждый правильный ответ дети получают разноцветные жетоны).

    1. Сказка, о девочке, вылепленной из снега и не любившей весну и особенно лето. Растаяв, превратившаяся в белое облачко. (Снегурочка)

    2. Сказка о девочке — сиротке. Ее сводными сестрами были Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. И была у нее любимая рябая коровушка, которая ей помогала. (Хаврошечка)

    3. В сказке рассказывается о том, как жил — был поп с попадьею; у них была дочка Алёнушка. Уронила девица веретено в погреб и увидела там разбойника, который и похитил ее. Но в конце сказки отец ее спас. И стали они жить поживать и добра наживать. (Разбойники)

    4. Сказка о мачехе и падчерице. Девочка и скотину поила — кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету… Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо. И отправили девушку в лес, где она встретила Мороза Ивановича, который за ее работу наградил ее. А мачехину дочь наказал (погубил) за ее леность и не желание работать. (Морозко)

    5. Сказка о коллективной работе в огороде деда, бабы, внучки, Жучки, кошки, и мышки. (Репка)

    6. Жил был паук, удалой добрый молодец. Однажды к нему в сеть попала муха, которую он отпустил. Муха же рассказала всем мошкам и блошкам о том, что в лесу появился паук – злодей. Но паук оказался умным и перехитрил всех насекомых. Как звали паука? (Мизгирь)

    Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились, а значит, мы можем отправляться дальше.

    Воспитатель: Внимание, тур третий — «Строительный» (показать на макете).

    Воспитатель: Ребята, здесь мы с вами превратимся в настоящих строителей, и будем сооружать постройки, в которых, возможно, захотят поселиться сказочные герои.

    Подвижная игра «Построй дом». Дети сооружают постройку по предложенному воспитателем образцу. Команда, которая быстрее и качественнее выполнит задание, получает цветной жетон.

    Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, я уверенна в построенных вами домах обязательно захотят поселиться сказочные герои!

    Воспитатель: Двигаемся дальше!

    Воспитатель: Внимание, тур четвёртый «Угадалкино» (показать на макете).

    Игра: «Угадай, из какой сказки?» (Дети и воспитатель сидят на ковре, образовав круг. Перед ними перевёрнутые картинки с изображением предметов из разных сказок. Задача детей назвать сказку. За каждый правильный ответ даётся цветной жетон).

    Золотое или простое яичко («Курочка Ряба»).

    Соломенный домик («Три поросёнка»).

    Берестяной короб («Маша и медведь»).

    Красная шапочка («Красная шапочка»).

    Репка («Репка»).

    Мальчик («Мальчик с пальчик»).

    Щука («По щучьему велению»).

    Рыбка («золотая рыбка»).

    Лягушка («Царевна лягушка»).

    Тарелка с кашей и топор («Каша из топора»).

    Дед мороз («Морозко»).

    Сокол («Финист – ясный сокол»).

    Воспитатель: Внимание, тур пятый «Театральный» (показать на макете).

    Игра-драматизация: «Любимая сказка?» (Дети обыгрывают сценку из любой сказки)

    Воспитатель: Отлично, ребята, вы действительно хорошо знаете сказки! Я горжусь вами! К сожалению, время нашей литературной викторины закончилось. Вам понравилось?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Что запомнилось вам больше всего? (ответы детей).

    Воспитатель: Главное, помните, что в сказках показана вся наша жизнь, отображаются все наши хорошие и плохие поступки. Ведь не зря в народе говорят: «Сказка — ложь, да в ней намёк –добрым молодцам урок».

    Воспитатель: Итак, подошло время подвести итоги нашей литературной викторины и наградить победителей (проводиться подсчёт жетонов и выявляется команда победителей).

    Литература:

    1. Материалы сайта: http://skazvikt.ucoz.ru/blog/.

    2. Материалы сайта: http://hyaenidae.narod.ru/.

    3. Дошкольная педагогика//Литературные викторины в старших группах детского сада/ № 1 январь 2008.

    4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью ( старшая и подготовительная группы).

    Приложения:

    1. file0.odt.. 17,0 КБ

    Опубликовано: 27.11.2021

    Автор: Воробьева Татьяна Юрьевна

    Организация: МКДОУ детский сад №1

    Населенный пункт: Иркутская область, Киренский район, п. Алексеевск

    Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

    Задачи:

    Образовательные:

    — формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая;

    развивать умение узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;

    — закрепить навыки детей пересказа сказок;

    — расширить словарный запас;

    — закрепить названия русских народных сказок;

    формировать умение строить диалог между сказочными героями;
    — пробуждать интерес к театрализованной игре.

    Развивающие:

    — развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

    — развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

    Воспитательные:

    — воспитывать интерес к русским народным сказкам;

    — формировать навык сотрудничества, доброжелательности;

    -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества;

    — воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

    Материал и оборудование: загадки о сказках и сказочных героях, коробки с пазлами ( сказки), раздаточные карточки по сказкам, книги со сказками для оформления, выставка книг(русские народные сказки)
    Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по прочитанным сказкам, тематическая выставка «Наши любимые сказки», рассматривание иллюстраций, оформление выставки книг с русскими народными сказками, драматизация сказок, настольные театры, составление картинок из пазлов, просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал».

    Интеграция:
    Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка.

    Ход:

    Под музыку «В гостях у сказки дети входят в зал»

    Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. А кто придумывает сказки?

    — Придумывали сказки люди и рассказывали один другому; так через века дошли сказки и до нас. Ребята, а с каких слов начинаются сказки?

    Дети: ответы детей

    — А какими словами заканчиваются сказки?

    Дети: ответы детей

    – Сказки бывают народные, а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ. Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. “ Мойдодыр” – это сказка К. И. Чуковского, «Кто сказал «Мяу?»- Владимир Сутеев.

    Воспитатель : — Ребята, мы с вами прочитали много сказок. А сейчас давайте проверим, как вы их слушали и что запомнили, для этого мы проведем с вами викторину.

    Проверим, кто у нас хорошо знает русские народные сказки. За каждый правильный ответ вы получите по одной фишке. Первая команда будет называться Колобок, а вторая команда – Репка.

    1 конкурс: Интеллектуальная разминка
    1. С кем встречался Колобок во время своего путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
    2. Кто помогал дедушке тянуть Репку? ( бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
    3. Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)

    4. Почему братец Иванушка превратился в козлёнка? (Не послушался сестры и попил из копытца)
    5. Чем закончилась сказка «Теремок»? (Звери построили новый теремок)

    6. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
    7. Кто катался на печке? ( Емеля)
    8.
    В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?(Три медведя)
    9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
    10. Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
    11.
    Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

    12. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?
    (Вершки)
    13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна-лягушка)
    14. Как звали девочку, которая залезла в короб с пирожками? ( Маша)

    Молодцы! С первым конкурсом вы справились!

    2 конкурс: «Угадай героя сказки».

    Ребята, вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

    1. Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне. (Емеля)

    2. Летела стрела и попала в болото,
    А в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто распростился с зелёною кожей,
    Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

    3.Живёт в лесной избушке,
    Ей скоро триста лет.
    И можно к той старушке
    Попасться на обед. (Баба Яга)

    4. Сидит в корзине девочка.

    У мишки за спиной.
    Он сам, того не ведая,
    Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)

    5.Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (семеро козлят)

    6. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Три медведя)

    Воспитатель: Молодцы! Вот мы и убедились, что все наши участники хорошо знают сказки. Пора нам и отдохнуть.

    Физминутка: В темном лесу есть избушка
    В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
    Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
    В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
    Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
    Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
    Глаза большие, (Показывают.)
    Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
    Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
    Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

    Воспитатель: В следующем конкурсе мы проверим, смогут ли дети угадать сказку по предметам.

    3 конкурс: «Узнай сказку по предмету».
    Команды должны выбрать по 3 конверта ( работа в парах). В конверте лежат изображения предметов. Участники должны узнать сказку, по предложенному набору предметов.

    1 набор: Прорубь, рыба, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
    2 набор: Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
    3 набор: Печка, яблонька, избушка на курьих ножках, – Гуси-лебеди
    4 набор: Козлёнок, лужица- копытце, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

    5 набор: Дом в лесу, миски, кровати– Три медведя
    6 набор: Щука, ведра, печь – По щучьему велению.

    Молодцы! С конкурсом вы все справились.
    4 конкурс: «Собери картинку из частей».
    Воспитатель: Я знаю, что все вы любите собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинку из сказки и назвать эту сказку и её героев.

    Умницы! Правильно собрали картинку и назвали героев сказки!

    5 конкурс: «Исправь ошибки»

    Воспитатель: Сейчас поиграем в такую игру «Исправь ошибки». В названиях сказок есть ошибки, внимательно слушайте и исправьте ошибки.

    1. «Петушок Ряба» — «Курочка Ряба».
    2. «Даша и медведь» — «Маша и Медведь».
    3. «Утки – лебеди» — «Гуси – лебеди».
    4. «Лисичка с кастрюлькой» — «Лисичка со скалочкой».
    5. «Заюшкин теремок» — «Заюшкина избушка».
    6. «Волк и семеро тигрят» — «Волк и семеро козлят».
    7. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» -«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    8. «Тетя Яга» -« Баба Яга»

    Воспитатель: Умницы! Все отгадали!

    Воспитатель: Вставайте в круг, немного отдохнем! отдохнем.

    6 конкурс. Игра-упражнение «Чьи это слова?»

      1. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.
      2. Не садись на пенек, не ешь пирожок.
      3. У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы- зубищи — я не кого не боюсь.
      4. Как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам.

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Молодцы! Вот и подошла к концу наша сказочная викторина! У меня для вас есть сюрприз! Сейчас ребятки покажут вам сказку «Как ослик искал счастье!»

    Сказка «Как ослик счастье искал!»

    Действие 1. На лугу.
    Ослик: Как привольно на лугу!
    Я бегу, бегу, бегу
    И вприпрыжку и с прискоком!
    Правым боком, левым боком. (прыгает и падает)
    Бабочки: Ой, ой! Бедный ослик! (помогают встать).
    Ослик: Что со мной?
    Бабочки: Какое несчастье! Какое несчастье!
    Ослик: что такое не-счастье я уже знаю. А вот что такое счастье?

    (бабочки пожимают плечами и улетают)
    Ослик: Счастье, оно какое: маленькое или большое? Наверное, теплое, светлое. Пойду к своей соседке. Может у тетушки Овечки счастье есть?
    Ослик обходит сцену под мелодию из одноимённого мультфильма, подходит к домику Овечки.
    Овечка: Петелька к петельке – спицы стучат,
    Будут носочки у крошек-внучат.
    Как это мило: были клубочки,
    Стали жилеты, шарфы, носочки!
    Ослик: Здравствуй, тётушка Овечка! Как поживаешь?
    Овечка: Не жалуюсь, вот – ещё пара носков готова.
    Ослик: Послушай, Овечка, у тебя счастье есть?
    Овечка: Сейчас поищу. Вот, в сундук загляну. Тут жилет шерстяной, вот тёплый платок, вот ещё шарф замечательный, а вот опять носки.
    Ослик: А кроме шарфов и платков ничего нет?
    Овечка: Нет (пожимает плечами)
    Ослик. У Овечки счастья нет. А нет ли его у Козочки? Пойду спрошу.
    Ослик обходит сцену, подходит к домику Козочки.
    Ослик: Тук-тук! Здравствуй, Козочка! Нет ли у тебя счастья?
    Козочка: Не знаю. У меня есть масло, сметана, молоко. Может быть, это и есть счастье?
    Ослик: Нет, не думаю. До свидания.
    Ослик обходит сцену, останавливается.
    Ослик: Что же такое счастье? Что же такое счастье? Где его найти?
    Выходит селезень с удочкой и ведёрком.
    Селезень: Эй, Ослик!
    Ослик: Селезень! Как хорошо, что я тебя встретил! Скажи мне, Селезень, у тебя счастье есть?
    Селезень: Счастья у меня полно –
    Вот, загляни-ка в ведро!
    Ослик: (заглянув в ведро) Да это же головастики!
    Селезень: А разве это не счастье? Для моих любимых утят это самое замечательное угощение.
    Селезень разглядывает головастиков в ведре, улыбается. Уходит.
    Ослик: У Селезня тоже счастья нет. Но я непременно найду счастье.
    Из-за кулис слышатся голоса Овечки и Козочки.
    Козочка: Ослик!
    Овечка: Эй, Ослик!
    Овечка и Козочка выбегают к Ослику.
    Козочка: Мы с тобой. И мы тоже пойдём тискать счастье!
    Ослик: На лугу счастья нет, на пруду у Селезня – тоже нет. Куда идти?
    Овечка и Козочка вместе: В лес.
    Ослик, Овечка и Козочка обходят сцену, уходят за кулисы.

    Действие 2. Лес.

    Из-за кулис появляется Ворон, обходит сцену, садится на пенёк, дремлет.
    Появляются Ослик, Овечка и Козочка.

    Ослик: Темно…
    Овечка: Лес всё гуще.
    Козочка: Страшно…
    Ворон: (проснувшись) Каррр!
    Ослик, Овечка и Козочка: (пугаются) Ой! Кто здесь?
    Ворон: Это я – мудрый Ворон!
    Овечка: Уважаемый мудрый Ворон, а вы не знаете, где нам найти счастье?
    Ворон: Каррр! У сосны, где старый лес поднял ветви до небес,
    Где ручей журчит в овраге, где, как чудища, коряги,
    Где теряются дороги, — там найдёте ваше счастье!
    Пусть же вам помогут… ноги.
    Ворон уходит за кулисы.
    Ослик: Скорее за счастьем!
    Козочка: Надо спешить!
    Овечка: Друзья, нельзя терять ни минуты!
    Ослик, Овечка и Козочка обходят сцену, уходят за кулисы.
    Появляется Дедушка Медведь.

    Появляются Ослик, Овечка и Козочка.

    Дедушка Медведь: О-хо-хо! Кот в моём лесу гуляет? Медвежат моих пугает?
    Ослик: Не пугай нас, Дедушка медведь, мы счастье ищем.
    Дедушка Медведь: Счастье – это хорошо.
    Козочка: Нам надо спешить!
    Овечка: Скажи нам, Дедушка медведь, где теряются дороги?
    Ослик: куда нам дальше идти?
    Дедушка Медведь: Идите туда и никуда не сворачивайте.
    Ослик, Овечка и Козочка обходят сцену, уходят за кулисы.

    Дедушка Медведь: Ну , а я, буду закаляться: в лесной речке купаться.

    Дедушка Медведь уходит за кулисы.

    Действие 3

    Маша сидит под деревом и плачет.
    Ослик: Ой, ты наше счастье?
    Маша: Нет, я Маша.
    Козочка: Какая хорошая!
    Ослик: Почему ты плачешь?
    Маша: Я заблудилась. Мне холодно! Я устала! Я, хочу есть, хочу домой!
    Козочка: Выпей молочка!
    Тетушка Овечка: Укройся теплым платком.(Укрывает Машу платком).
    Ослик: Давай мы тебя проводим до дому.(герои ведут Машу до дому).
    Маша: (хлопает в ладоши, прыгает). Как я рада! Это мой дом! (Девочка обнимает своих друзей). Какое счастье, что вы меня нашли!!!!
    Козочка: Что она сказала?
    Тетушка Овечка: Она сказала-СЧАСТЬЕ!
    Ослик и Коза (переспрашивают): счастье?
    Ослик: так что же такое счастье? (радостно). Я понял: СЧАСТЬЕ – это когда всем хорошо!
    Коза: когда у Козочки есть молоко и сметана!
    Тетушка Овечка: у овечки есть платок и носки на зиму!
    Маша: а у маленькой девочки – теплый дом!
    Все: и когда друзья помогают друг другу!

    Интересная сказка? Вам понравилась?
    Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь, благодаря сказкам, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.

    Сказки учат добру и дружбе. Предлагаю вам станцевать танец «У друзей нет выходных».

    Хочу подарить вам картинки со сказочными героями, но они не раскрашенные. Вы их раскрасите в группе, мы поместим их в уголок сказок.
    «В мире много сказок грустных и смешных,
    И прожить на свете нам нельзя без них.
    Пусть герои сказок дарят нам тепло
    Пусть добро навеки побеждает зло».

    Список использумой литературы:

    1. «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова
    2. «От рождения до школы» Хрестоматия для детей М. Мозайка-Синтез 2017
    3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-224с.
    4. Детский журнал «Веселый Колобок» М.: ООО «Издательство «Фламинго» за 2010 год.

    Русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»…

    Приложения:

    1. file0.docx.. 218,6 КБ

    Опубликовано: 20.11.2021

    Кострома — один из самых дальних от Москвы, но при этом и один из самых красивых пунктов на маршруте «Золотое кольцо России». Изучаем главные достопримечательности.

    В Костроме хорошо всем: дети будут счастливы познакомиться со Снегурочкой, взрослые по достоинству оценят ювелирные изделия, которыми так славится город, и все без исключения придут в восторг от прекрасной архитектуры, интереснейших музеев и самобытной гастрономии. В следующем году Кострома отмечает свой 870-летний юбилей — чем не повод отправиться туда уже на длинных новогодних каникулах!

    История с географией

    Город на левом берегу Волги, около впадения в нее рек Костромы и Сулы, был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Историки до сих пор ломают копья, обсуждая происхождение его названия. Одни говорят, что оно может быть связано с персонажем крестьянских поверий Костромой — соломенным чучелом, которое сжигали с приходом весны. Другая же версия отсылает к временам, когда на берегах Волги к зиме складывали большие «костры» леса, который позже сплавляли по реке.

    Пожарная каланча.jpg

    Пожарная каланча — главное украшение центральной Сусанинской площади.

    В первой половине XIV века Кострома вошла в состав Московского княжества. Изгнание сторонников Лжедмитрия II, народное ополчение Минина и Пожарского, подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, призвание на царство первого Романова — Михаила Федоровича, развитие торговли (по своей экономике портовый город уступал только Москве и Ярославлю) и производства тканей, Великий волжский путь — с Костромой так или иначе связаны многие главы из школьных учебников отечественной истории. И лучше вспоминать ее во время неспешных прогулок по центральным городским улицам, на которых сохранилось немало впечатляющих достопримечательностей.

    На верном пути

    Расцвет Костромы пришелся на конец XVIII — начало XIX века. В 1767 году императрица Екатерина II посетила город и поучаствовала в принятии генерального плана его веерной застройки: от Сусанинской площади, которую местные жители часто называют «сковородкой», лучами разошлись восемь главных улиц. Главный символ Костромы и всей области — пожарная каланча, построенная на этой площади в 1826-м. Рядом с ней находится здание бывшей гауптвахты, где сейчас разместился Костромской музей-заповедник, дом генерала Борщова, здание Губернских присутственных мест, в котором расположена мэрия, масштабный комплекс торговых рядов, памятники Ивану Сусанину и Юрию Долгорукому — все это создает единый архитектурный ансамль, которым гордятся костромичи и который сразу спешат сфотографировать на память туристы.

    Ипатьевский монастырь 3.jpg

    Ипатьевский монастырь.

    3. Гауптвахта.jpg

    Бывшая гауптвахта, ныне — Костромской музей-заповедник.

    Недалеко от центральной площади расположен заложенный еще в XV столетии Богоявленско-Анастасиин женский монастырь с пятиглавым Богоявленским собором, в стенах которого хранится почитаемая святыня — икона Феодоровской Божьей Матери, считающаяся покровительницей города. Церковь Воскресения на Дебре признана шедевром архитектуры и выдающимся памятником архитектуры XVII века, а Ипатьевский монастырь Святой Троицы — древнейший из сохранившихся церковных архитектурных ансамблей Костромы — известен родовой усыпальницей бояр Годуновых, палатами бояр Романовых и знаменитой Ипатьевской летописью Киевской Руси. Совсем рядом и Музей деревянного зодчества, где можно под открытым небом увидеть чудом дошедшие до нас постройки XVI — начала XX вв.

    Один из главных архитектурных проектов, которые реализуются уже в наши дни — воссоздание костромского кремля. Крепость первоначально располагалась в устье реки Сулы, но после разорения 1416 года был перенесена на высокий холм на волжском берегу и обнесена высокой стеной с башнями: за ней находились церкви Похвалы Богородицы и Троицкая, а также каменные Успенский и Богоявленский соборы с 64-метровой колокольней работы зодчего Степана Воротилова. В 1934 году кремлевские храмы были взорваны. Накануне костромские краеведы, рискуя жизнью, успели сделать обмеры памятников в надежде, что их работа пригодится потомкам. После взрыва соборов на месте кремля разбили Центральный парк, а на постаменте памятника 300-летию династии Романовых установили монумент Ленину.

    Восстановление костромского кремля началось в июле 2015 года, когда на месте храмового комплекса был установлен и освящен закладной камень. Работы проводятся исключительно на средства, выделенные меценатами, а автором проекта выступил архитектор Алексей Денисов, который работал над проектом Храма Христа Спасителя в Москве. Основной этап строительства планируется закончить в 2022-м — в аккурат к 870-летнему юбилею города. Так, уже идет внутренняя отделка 64-метровой колокольни Успенского собора. Здесь на высоте 43 метра будет открыта смотровая площадка, добраться на которую можно будет при помощи двух скоростных лифтов. На колокольне установлены часы, внешне напоминающие те, что украшали кремль в дореволюционные времена, — ход их настолько точный, что вся Кострома сможет сверять по ним время.

    Кремль.jpg

    Костромской Кремль. Архивное фото.

    Макет Кремля.jpg

    Фрагмент макета Костромского кремля.

    Прием у Снегурочки

    Одна из наиболее известных и узнаваемых достопримечательностей Костромы — беседка Александра Островского, с которой открывается великолепный вид на реку Волгу. Благодаря великому драматургу Снегурочка — известный на протяжении веков персонаж русского фольклора, дочь Мороза и Весны, прекрасная девушка, образ которой чувственен и трагичен — получил свое литературное воплощение: одноименная пьеса была создана именно на костромской земле, в усадьбе «Щелыково». А в 1970 году на экраны вышел полнометражный фильм «Снегурочка», над которым работал кинорежиссер Павел Кадочников. Съемки проходили в окрестностях имения Островского, и после их окончания декорации были перевезены в Кострому и установлены в парке отдыха «Берендеевка».

    Обычно Снегурочку можно встретить в бревенчатом тереме на берегу Волги — здесь она принимает и развлекает гостей, в чем ей помогают сказочные домовые и кот Баюн. Кстати, есть тут и «ледяная комната» с ледяным баром, где сервируют снежный коктейль для детей и исконные русские напитки из ледовых стопочек для взрослых. В Музее моды Снегурочки можно оценить красоту ее образа и окунуться в волшебный мир вдохновения сказочной героини. А в Резиденции Снегурочки, в «Академии снежных чудес», проходят экскурсионные, игровые, спортивные и развлекательные программы, в которых также принимают участия магистр игры Академик Главный, почтальон Весточка, озорная Скоренка и мудрый Умник. Наконец, в музее «Сказочный край Снегурочки» главная зимняя волшебница знакомит посетителей с традициями и бытом народов, населявших Костромской край в древности, рассказывает о загадочных Берендеях и других мифологических персонажах, встречающихся на страницах сказки Островского, и демонстрирует коллекцию авторских костюмов и обрядовых кукол.

    терем Снегурочки.jpg

    Терем Снегурочки.

    Ледяная Комната 4.jpg

    Ледяная комната.

    Комната Чудес Резиденции Снегурочки 2.jpg

    Комната чудес Резиденции Снегурочки.

    Музей моды Снегурочки.jpg

    Музей моды Снегурочки.

    В Костроме немало музеев, визит в которые нельзя пропустить даже несмотря на самую насыщенную программу. Рассказываем о наиболее важных.

    Кострома ювелирная

    Снегурочка (002).jpg

    Снегурочка.

    Птица_ (002).jpg

    Птица.

    Кострому не случайно называют ювелирной столицей России — предприятия области выпускают свыше трети всех золотых и серебряных изделий в нашей стране. Ювелирная история края насчитывает несколько столетий: первые мастера были известны еще в средневековой Костроме, работы ювелира Григория Раткового из села Сидоровского украшают залы Государственного Исторического музея, Церковного историко-археологического музея Ипатьевского монастыря и ряда музеев России, а на рубеже XIX-ХХ веков изделия местных кустарей можно было встретить повсеместно — на ярмарках и в монастырях, в царских палатах, дворянских усадьбах, купеческих особняках и крестьянских избах. В музее ювелирного искусства рассказывают об истории, быте и труде костромских ювелиров, в его экспозиции представлены интересные экспонаты из золота, серебра и мельхиора, выполненные в техниках скани и художественного литья.

    Кострома сырная

    Костромскому сыроварению чуть менее полутора веков. Пройдя путь от домашнего изготовления до промышленного производства, «сырное дело» стало одним из самых популярных и востребованных именно на этой земле. Костромской сыр — продукт, широко известный по всей России и один из главных брендов города. Его секрет заключается в ключевом ингредиенте — молоке, которое дают коровы знаменитой костромской породы, выведенной еще в XIX столетии.

    Сейчас в магазинах можно найти как традиционный молочный сыр, так и сыр с орехами, фруктами, медом и оливками. Производят их практически в каждом уголке Костромской области — наиболее крупные сыроварни находятся в Костромском, Нерехтском, Буйском, Мантуровском, Галичском, Нейском и Сусанинском районах. В 2019 году Костромская область официально зарегистрировала торговый знак «Кострома — Сырная» и получила право именоваться «Сырной столицей России».

    Музей сыра.jpg

    Музей сыра. Экскурсия.

    Музей сыра 3.jpg

    В музее сыра.

    Тематический музей сыра расположился в старинном купеческом особняке конца XVIII века (доме Рещикова) на улице Чайковского, где представлена обширная экспозиция по мировой истории сыроделия. Во время интерактивных экскурсий сырные сомелье проводят гостей по залам, делятся удивительными фактами и байками. Финальный аккорд каждого тура — непременная дегустация лучших сортов костромского сыра.

    Кострома льняная

    Многие века лен был самым популярным материалом в Костромской губернии. Здесь он вырастает до высоты 1,2-1,5 м и цветет красивыми голубыми цветами. После цветения лен собирали голыми руками, а вся работа сопровождалась приговорками, песнями и обрядами.

    Лен 5.jpg

    Одежда из льна — визитная карточка Костромской области.

    Костромской лен и сегодня — каждый третий метр льняной ткани в России, а еще знак качества, символ чистоты и близости к природе.

    Музей Большой Костромской льняной мануфактуры — промышленный музей, посвященный истории и технологии обработки льна и производства льняных изделий. Он работает при знаменитой мануфактуре, открытой еще в XIX веке, поставлявшей изделия для царского двора и даже получавшей статус лучшей в Европе. Туристов ждет экскурсия по экспозиционному (фотографии, архивные документы по истории костромского льняного промысла и непосредственно мануфактуры) и ассортиментному (ткани и текстильные изделия) залам и посещение производственных цехов во время рабочего дня.

    Полезные ссылки:

  • Транспорт дядюшки мокуса из сказки про фунтика
  • Транспарант или транспорант как правильно пишется
  • Тракторы пашут как пишется
  • Трава подстриженная как пишется
  • Трагедия ларисы огудаловой план сочинения