ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
И.БУКРИНСКАЯ,
О.КАРМАКОВА
Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3/2004
Компакт-тема № 5
Графика
Всем известно, что существуют две
формы языка – письменная и устная. Любой язык
первоначально существует в устной форме, а на
определенном этапе его развития появляется
письменность. Теория письма делится на две
составляющие – графику и орфографию.
Графикой называется совокупность
начертательных средств того или иного письма.
Она включает не только буквы, но и знаки
препинания, ударения, дефис, апостроф, знак
параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые
выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания).
Графика устанавливает определенные
соответствия между звуками и буквами. Буквы –
это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки
мы произносим и слышим.
Совокупность букв, расположенных в
определенном порядке, называется алфавитом.
Слово алфавит происходит от названия
греческих букв альфа и бета (в
новогреческом вторая буква именуется вита).
Ему соответствует русское слово азбука,
образованное от названия двух первых букв
славянского алфавита – азъ и буки.
Гласных звуков в русском языке 6, а букв
10; согласных звуков – 36, букв – 21, две буквы – ъ
и ь – не обозначают звуков.
Первую славянскую азбуку создали в 863
(или 855) году греки Кирилл и его брат Мефодий
(«первоучители славянские»). Многие
исследователи полагают, что это была глаголица
(от старославянского глаголъ ‘речь’) –
азбука, внешне напоминавшая греческую скоропись.
А современный русский алфавит
восходит к другой древней славянской азбуке –
кириллице, которую составили ученики братьев на
основе греческого (византийского)
торжественного письма. Для передачи звуков,
которых не было в греческом, они ввели новые
буквы. Многие буквы кириллицы обозначали также
числа, например: а (азъ) – 1, д
(добро) – 4.
Йотированные гласные буквы
Среди гласных есть четыре буквы: е
[jэ], ё [jо], ю [jу], я [jа], –
которые называются йотированными, так как могут
обозначать сразу два звука, в том числе звук йот
– j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а
лишь в трех позициях:
1) в начале слова: ель [jэл’], ёлка [jолка],
юла [jула], яма [jама];
2) после гласной: поел [паjэл], моё [маjо],
рою [роjу], мая [маjа];
3) после разделительных ъ и ь
знаков: разъезд [разjэст], подъём [падjом], вьюга
[в’jуга], обезьяна [абиз’jана].
Упражнения
1. В каких словах количество букв и
количество звуков не совпадает?
1) Объем; 2) приём; 3) вьёт; 4) веет; 5) шьют;
6) поют; 7) сеял;изъян.
(Ответ: 2, 4, 6, 7.)
2. Определите: в каких словах больше
звуков, чем букв?
1) Яблоко; 2) приятный; 3) субъект; 4) поэт; 5)
поёт; 6) люстра.(Ответ: 1, 2, 5.)
3. Определите: в каких словах число
звуков и букв совпадает?
1) Соя; 2) актёр; 3) ясный; 4) пьедестал;
5) сюжет; 6) юбка.(Ответ: 2, 4, 5.)
Обозначение мягкости согласных на
письме
Твердые и мягкие согласные звуки в
русском языке на письме передаются одними и теми
же буквами. Значит, должен существовать способ
показа твердости – мягкости согласного звука.
Йотированные гласные е, ё, ю, я, а также и: лук
[лук], люк [л’ук], мал [мал], мял [м’ал],
мыл [мыл], мил [м’ил] – после согласного
обозначают мягкость предшествующего согласного
и соответствующий гласный.
Когда надо обозначить мягкость
согласного не перед гласным, а на конце слова или
перед последующим согласным, используется
мягкий знак – ь: мел – мель, кон –
конь, вес – весь; серьга, больной, весьма.
Во многих пособиях приводится
неверная формулировка функции йотированных
гласных: там написано, что они смягчают
предшествующий согласный. Желательно дать
ученикам четкое представление о том, что буквы –
это знаки, которые являются сигналами мягкости
предшествующего согласного, а не причиной, эту
мягкость вызывающей.
Орфография
Орфография (от греч. orthos
‘правильно’ и graphо ‘пишу’) – это исторически
сложившаяся система правил, устанавливающих
написания слов. В школьной практике мы часто
пользуемся термином орфограмма (от греч. orthos
‘правильно’ и gramma ‘буква’), им обозначают
написания, определяемые правилами орфографии.
Теория русской орфографии начала
складываться еще в XVIII в. Большой вклад в ее
становление внесли В.К. Тредиаковский, М.В.
Ломоносов, Я.К. Грот, Ф.Ф. Фортунатов.
Современная русская орфография
основывается на Своде правил, опубликованном в
1956 г. Правила русского языка отражены в
грамматиках русского языка и орфографических
словарях. Для школьников выходят специальные
школьные орфографические словари.
Язык меняется, поскольку меняется
общество. Появляется много новых слов и
выражений, своих и заимствованных. Правила
написания новых слов устанавливаются
Орфографической комиссией и фиксируются
орфографическими словарями. Самый полный
современный орфографический словарь составлен
под редакцией ученого-орфографиста Владимира
Владимировича Лопатина (М., 2000).
Принципы русской орфографии
Основной принцип русской орфографии –
морфемный, в некоторых пособиях он
называется морфологическим. Суть его
заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно
вне зависимости от произношения. На этом
принципе основаны следующие правила:
правописание безударных гласных в корне,
правописание звонких и глухих согласных в корне,
правописание большинства приставок и суффиксов.
Когда выбор буквы нельзя проверить
сильной позицией, так как такой нет в современном
языке, слово пишется в соответствии с традицией,
и его написание определяется по словарю. В этих
случаях проявляется традиционный принцип
русской орфографии. На нем базируются такие
правила: правописание непроверяемых и
чередующихся гласных и согласных в корне,
правописание гласных после шипящих и ц,
употребление ь после шипящих, слитное и
раздельное правописание наречий, наречных
сочетаний и некоторых предлогов, правописание
окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч.
-ого и др.
Фонетический принцип заключается
в том, что написание соответствует произношению;
правил, которые основываются на указанном
принципе, немного: правописание приставок на з/с
, а также гласной в приставке раз-/роз-, правописание
и/ы в корне после приставок на согласный.
Кроме того, орфография устанавливает
правила слитного, раздельного и дефисного
написания, переноса слов, а также употребления
прописных и строчных букв.
Упражнения
1. Укажите слова, в которых гласный
пишется в соответствии с традиционным принципом
русской орфографии:
1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5)
книжка; 6) игрушка.
(Подсказка: ч – всегда мягкий
согласный в русском языке, ш – всегда
твердый; ответ: 2, 4.)1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон;
5) вагон; 6) выгон.(Ответ: 2, 4, 5.)
2. Укажите слова, написание которых
опирается на фонетический принцип русской
орфографии:
1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4)
подходящий; 5) отсталый; 6) подробный.
(Ответ: 1, 3.)
1) предыстория; 2) розыгрыш; 3)
представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6)
расписка.
(Ответ: 1, 2, 4, 6.)
3. Укажите слова, написание которых
опирается на морфемный принцип русской
орфографии:
1) умирать; 2) миролюбивый; 3) разыгрывать;
4) подбор.
(Ответ: 2, 4.)
4. Найдите в предложении такие слова,
где буква т означает звук [д].
Мы повернули от дороги к избушке
лесника, где надеялись отдохнуть и согреться.
(Ответ: о[д]дороги, о[д]дохнуть.)
вернуться на стр. «Орфография в табл.», «Таблицы«, «Орфографический разбор»
Принципы русской орфографической системы
Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:
- написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: водный – вода – водяной – наводнение; в служебных морфемах: от-мель и от-бой, мудр-ец и стар-ец, на стол-е и на стул-е).
- написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук– лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);
- написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);
- написание приставок на согласный, исключая приставки на з(отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);
- употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);
- написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными, т.е. написание мягкого знака при исконной мягкости и отсутствие его при позиционной мягкости (мостик – мост мягкость звука Н’ перед твёрдым согласным Т не сохранилась. Следовательно, это позиционная мягкость – смягчение твёрдого Н перед мягким Т’ «Ь» в этом случае не пишется; но восьми – восьмой мягкость звука С’ сохранилась, следовательно, это исконная мягкость, обозначаемая на письме Ь.);
- написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.). Безударные окончания прилагательных проверяют ударным окончанием вопроса: синюю кофту – какую?; синяя кофта – какая?
- написание суффиксов и неизменяемых на письме приставок (отдыхать- отходить — отыграть); также проверяются и суффиксы, например, в суффиксе «ЛИВ» буква «И» пишется как в ударной, так и в безударной позиции (сиротливый, талантливый); правописание постфикса -ся (учиться, учится, мойся)
Фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Фонетический принцип (или фонетические написания) заключается в том, что написание передает звучание слова, буквой в данном случае обозначается не фонема, а звук. Фонетические написания близки к фонетический транскрипции (как известно, транскрипция – это передача звучащей речи на письме). В современном письме немало таких написаний, в которых не возникает расхождений между звучанием и письмом: луна, шли, стол, туман, крыли, конь
К фонетическим написаниям относятся:
- написание приставок, оканчивающихся на з(из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);
- написание буквы ав безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – роспись, рассказывать – россказни, рассы́пать – россыпь);
- написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);
- написание буквы о в суффиксах –онок –онкапосле шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);
- написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, Куницын и т. п.);
- отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).
- Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать).
Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции. Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв.
К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:
- безударные гласные, непроверяемые ударением (молоко, сарай);
- написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);
- написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь и др., кроме слов с разным значением, типа макать — вымокнуть, подровнять — выровнять);
- написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] – до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.
- написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);
- написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);
- написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);
- написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова);
- написание отдельных заимствованных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).
Дифференцирующие (смысловой) различающиеся написания объясняют правописание различных по смыслу слов и словоформ, относящихся к омонимам. Именно благодаря наличию дифференцирующих написаний различаются омонимы, омоформы, омофоны. Так, например, написание букв а или о помогает понять, в каком значении употреблены слова кампания «событие, мероприятие» и компания (группа людей). Значение омонимов может различаться написанием одиночной и удвоенной буквы: бал (праздничный вечер) и балл (оценка); написанием прописной и строчной букв: Роман (мужское имя) и роман (литературный жанр), Орел (город) и орел (птица) и т. п.
К числу дифференцирующих относятся следующие написания:
- наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);
- написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог – имена существительные и ожёг, поджёг – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);
- написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);
- написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат));
- написание окончаний -ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на -ов, -ин, обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом);
- написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье);
- некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).
- В соответствии с этим принципом написание отражает стремление разграничить омонимы, передавая полностью их звуковой облик разными графическими способами: ожЕг – ожОг; баЛ – баЛЛ и т.п.
Тесты на тему Принципы русской орфографии
Тест на тему Фонетический принцип орфографии
Тест на тему Морфологический принцип орфографии
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Орфография в табл.», «Таблицы«, «Орфографический разбор«