Торжественная встреча как пишется

Торжественная линейка 1 сентября.музыка здравствуй новый учебный год ведущий : здравствуйте все любимые учителя, дорогие ученики, верные друзья, заботливые

Торжественная линейка 1 сентября.

Музыка «Здравствуй новый учебный год»

ВЕДУЩИЙ :

 Здравствуйте все – любимые учителя, дорогие ученики, верные друзья, заботливые родители и уважаемые гости! Сегодня мы, со всей огромной Российской Державой встречаем первый день Нового учебного года!

Закончилось сияющее лето –

Ушло, желаньям нашим вопреки.

И в такт шагам качаются букеты,

Которые несут ученики.

Начнутся трудовые будни завтра

Для педагогов наших, для ребят.

Учителя, родители, ребята —

Вас поздравляем с первым сентября!

Этот день – не просто дата в календаре, это долгожданный день для всех нас. Ведь именно сегодня – первого сентября – распахиваются двери в бескрайнюю и удивительную страну знаний!

Конечно, для каждого из присутствующих на нашем сегодняшнем празднике этот день по — своему волнителен и хорош, но есть те, для кого он отмечен особой радостью . Это наши дорогие первоклассники .

Для них–  всё будет в первый раз.

С волненьем, трепетом, любовью

Сегодня мы приветствуем всех вас!

Встречайте бурными аплодисментами самых маленьких учеников. Самых модных, самых перспективных и подающих большие надежды первоклассников. Для них этот день запомниться как старт в новую, взрослую жизнь. А первый учитель станет для них другом, второй мамой и проводником по пути к знаниям.

ВЕДУЩИЙ :   ВНИМАНИЕ! ВСТРЕЧАЙТЕ! Музыка «Здравствуй, первый класс»

 (под музыку выходят первоклассники). 

 ВЕДУЩИЙ : Школа! Внимание! Под Государственный Гимн Российской Федерации смирно!

 ( звучит гимн)

-Вольно.

 И по традиции – возложение цветов у памятнику человека, чьё имя носит наша школа, великому чувашскому просветителю И.Я. Яковлеву.

Право возложить букет предоставляется ученице 5 класса …….

ВЕДУЩИЙ    — Торжественную линейку, посвященную Первому дню 2021- 2022 учебного года, объявляю открытой. 

-Слово для приветствия участников торжественной линейки предоставляется директору Кошки-Новотимбаевской основной школы …..

…….

Мы очень рады сегодня видеть вас. Во всех школах нашей огромной страны прозвенит звонок для тысяч Ребят. И очень приятно видеть на лицах присутствующих улыбки. Очень хочется, чтобы никто и ничто не омрачало лица людей, но, к сожалению, так не всегда бывает, пока в мире существует зло. Нам никогда не забыть о великой трагедии  в Беслане, когда много детей погибло от рук нелюдей . Почтим память, погибших минутой молчания.  

ВЕДУЩИЙ 1:

В этот праздничный, торжественный день, нас пришли поздравить Почётные гости 

Слово предоставляется:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Слово для поздравления предоставляется первому учителю  ….

— Наконец-то наступил этот долгожданный день для Вас мои любимые первоклассники. Сегодня Вы стоите такие маленькие, смышлёные малыши с такими огромными букетами цветов. Кто-то из Вас улыбается, кто- то хмурится, в глазах Ваших светятся радость, нетерпение сесть за парты и начать учиться. Именно эта пора, пора детства самая интересная, запоминающаяся. Цените каждый день, проведённый в школе, с учителями, своими одноклассниками, так как это мгновение пролетит незаметно для каждого из вас. И через одиннадцать лет Вас ожидает новая взрослая жизнь со своими трудностями, победами. А сегодня хочу пожелать Вам доброго пути в новую школьную жизнь, где Вас конечно же любят и всегда придут Вам на помощь.

В прекрасное утро, в солнечный час,

 Придешь ты, малыш, в первый свой класс!

Писать и читать я тебя обучу,

И первую пропись я гордо вручу!

 Старайся пятерки всегда получать,

 И не стесняйся, стремись отвечать!

Друзьями вы станете, вас шумной гурьбой

В столовую буду водить за собой!

Вам школа станет словно дом,

 Всегда вас будем ждать мы в нем!

Ведущая. Главные герои сегодняшнего дня – наши первоклассники. Посмотрите на них, какие они нарядные, непривычно серьезные, разом повзрослевшие. Это наша смена и наша опора, это те, кому предстоит творить наш завтрашний день.

—    Все мы были первоклассниками, все не спали ночь перед первой линейкой, все волновались и переживали. А если кто-то забыл, каково это, то наши первоклассники сейчас нам напомнят!

—  Пожалуйста, ваше слово – первоклассники!

Кристина

 Я серьезная такая,
Школы вовсе не боюсь,
Всем семейством собирали,
Я ведь к знаниям стремлюсь.
У меня портфельчик новый,
В нем пенал, и книжки есть,
Я мечтаю ходить в школу,
И хочу за парту сесть!
И учительнице милой,
Я цветы свои вручу,
Самой лучшей и красивой!
Я учиться так хочу!

Костя

Семь лет мне исполнилось в этом году

Теперь я большой, учиться пойду!

Я буду стараться, не буду лениться!

Я очень доволен, что я -ученик!

Максим

 А с игрушками, наверно,

Надо мне прощаться

Я уроками теперь

Буду заниматься.

Книжки будут у меня

Толстые – претолстые.

Прочитаю, буду знать

Все, что знают взрослые.

Дайте мне скорей заданье, 
Я решу любой пример. 
Даже если в расписании 
Семь уроков, например.

Ведущая. Дорогие наши первоклассники! Сегодня – ваш день, ваш праздник, вы сегодня в центре внимания. Вы подарили своим семьям новую праздничную календарную дату – 1 сентября 2021 года. В эту трогательную минуту рядом с вами самые близкие люди – мамы и папы, бабушки и дедушки, держа крепко вас за руку, помогают преодолеть волнение перед входом в будущее, в котором предстоит постигать непознанное, неизведанное, открывать самих себя и огромный мир. Вот оно настоящее, такое волнующее полное надежд и планов. Давайте поддержим счастливые семьи в этот праздничный миг.

— И прямо сейчас предоставим слово для поздравления родителям первоклассников

Катя:

Сегодня светятся глаза первоклассников, сияют улыбки учителей и волнующихся родителей. Наступил добрый праздник – 1 Сентября. Хочу от лица родителей первоклассников пожелать всем, кто начинает свой школьный путь, быть настойчивыми, любознательными и старательными учениками. 
Двери школы открываются для наших детей сегодня впервые, но они уже не закроются никогда. Став родными за долгие годы обучения, стены школы всегда будут рады принять в свои объятия, разделить радость или утешить в сложную минуту.

Влад. Вас, родители, сегодня
Мы с днем знаний поздравляем,
Этот праздник ваш отчасти,
Это точно все мы знаем,


Варя. Вам желаем мы терпенья,
Своим детям помогайте,
Проверяйте их оценки,
Только сильно не ругайте!

ВЕДУЩИЙ. Главное в школе – учиться! А для этого нужны школьные принадлежности.

 А  сейчас я проведу самый первый экзамен! Я  ребятам буду разгадывать загадки, а вы внимательно слушайте и называйте нужный предмет

   1.   До чего же скучно, братцы,
     На спине у вас кататься,
     Вы же не уважаете, 
     Кое-как кидаете
     За неделею неделя…
     Это жалоба…                   (портфеля)

2.    То я в клетку, то в линейку,
      Написать на мне сумей-ка,
      Можешь и нарисовать,
      Потому что я …             (тетрадь) 

3.       Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. 
         Ты беседуй чаще с ней — станешь вчетверо умней        
 (книга)


4.       Я весь мир слепить готов — 
         Дом, машину, двух котов. 
         Я сегодня властелин — 
         У меня есть…                      (пластилин)

5.     Я — чёрный, красный, жёлтый, синий,

        С начинкой в серединке.
       С точилкой острой я дружу,
       И что хочу, изображу.

                                                           (карандаш)

6.       В этой узенькой коробке
         Ты найдешь карандаши,
         Ручки, стёрки, скрепки, кнопки,
         Что угодно для души.                    (пенал)


7.          Я люблю прямоту,
            И сама прямая.
            Сделать ровной черту
            Людям я помогаю.                 (линейка)

8.         На завтрак съел он только луковку, 
           Но никогда он не был плаксой. 
           Писать учился носом буковки 
           И посадил в тетрадке….             (кляксу)

Ведущая. Молодцы ребята! Вы очень веселые и находчивые. Я уверенна, что этот учебный год будет интересным, веселым и познавательным для вас.

Ведущая. Кажется, будто вчера наших пятиклассников  также встречал первый раз первый класс, но 4 года пролетели незаметно – и уже другие учителя принимают повзрослевших ребят в свою семью.  Слово предоставляется самым младшим старшеклассникам.

Илья. У меня сегодня праздник

Я сегодня пятиклассник

Это званье получая

Быть серьёзней обещаю.

Лиза. По дороге знаний поезд мчится,
Жизнь лишь набирает оборот,
Проводник поможет научиться,
В будущее вас переведет!
Пусть преграды в жизни не пугают,
А задачи дружно все решаются,
Искренне с днем знаний поздравляем,
Пусть оценки выше поднимаются!

Слово предоставляется ученикам 3класса:

Артем. Поздравляем с 1 сентября!  С новым стартом, с новым ожиданьем.
В школу ходишь ты, поверь, не зря –  Так прими сегодня пожеланья:
Знания, известно, это – свет,  К ним стремись ты смело и упорно,
И узнаешь вкус больших побед,     И прожить сумеешь плодотворно!

Олег.

 Учениками чтобы  быть, 
Должны вы дружбой дорожить, 
Побольше  думать и читать 
Заданья дома выполнять, 
Не в Интернете их качать, 
Своим умом все достигать. 

Ведущая.  Все мы помним тот день, когда впервые пришли в школу, сели за парты и увидели своего первого учителя. Тогда всё казалось нам таким новым и неведомым, и только рядом с ним было спокойно. Именно учителя, взявши нас за руку в первом классе, ведут за собой до девятого класса, помогая, открывая мир и беззаветно любя всем сердцем.

-Дорогие наши учителя!!!!! За ваши знания, ваше терпение и вашу любовь примите слова благодарности от всех ваших учеников!

Егор. Поздравляем с первым сентября!
Пожелаем море вам терпенья!
Ведь теперь день с вами ото дня,
Будем мы у вас на попеченье.
Мы надеемся на вашу доброту,
Ласку, строгость, понимание!
И спасибо вам за знаний полноту,
Что дадите нам не раз еще с годами!

Саша . С Днем знаний вас, учителя.
Сегодня снова школа оживает…
Журналы, планы, школьные дела –
Пусть это все ничуть не напрягает!
Пусть радуют всегда ученики,
Пусть будет мирно в вашем коллективе,
Все успевается, и вовремя звенят звонки,
Пусть будет все, как дважды два четыре!

Дима. По вам скучали, ждали с вами встречи
И ждет уроков даже первый класс.
Мы не устанем, даже через месяц,
Учить, решать и слушать вас. 

Ведущий:  Сегодня , в этот первый сентябрьский  день , мы хотим поздравить коллектив школы с Днём знаний. Эти цветы – наша благодарность за ваш нелёгкий труд. Вручить букеты учителям!( дети вручают букеты)

-Красота и гордость нашей школы – наши 8-миклассники! Поприветствуем 8 класс и классного руководителя …

— Передаю ей слово для небольшого наставления.

…….

Ярослав. Вот наконец — то осень наступила!
И завершилась летняя пора.
Нам лето много солнца подарило,
Цветов и ягод — целая гора.
Егор. Опять с друзьями вместе будем.
Вновь на уроках будем мы сидеть.
И тем немало важных мы обсудим.
На переменках можно будет пошуметь.


Саша .  Нам предстоит еще весь год учиться.
Должны порадовать своих учителей.,
Успехов обязательно добиться
И стать еще немножечко умней.

Ярослав. Нарядны, сдержанны, и снова
Уже зовет нас на урок
Таким знакомым перезвоном

Знакомый школьный  наш звонок.

Ведущая. Ребята,  чтобы стать настоящими учениками надо произнести слова клятвы.

Прошу всех громко и дружно повторять за нами слово — клянемся

— Прибегать в школу к первому уроку с горящими от любознательности глазами. Клянемся! 
— С волчьим аппетитом поглощать все знания.
Клянемся! 
— Поддерживать огонь любви и уважения к учителям и администрации. Клянемся! 
— Быть дружными и инициативными.
Клянемся! 
— С достоинством нести высокое звание Ученик. Клянемся! 
— С достоинством пройти учебы испытания.
Клянемся! 
— Друзей здесь найти и приложить старание! Клянемся! 
— Ни часу не лениться и с удовольствием учиться
!Клянемся! 
— Клянёмся учителей любить и в мире со всем миром жить! 
Клянемся! 

Ведущая. Россия – страна, где основой основ всегда было и является внутреннее содержание. Знания – вот главное богатство, каждого истинного Россиянина.   Дорога знаний – это именно тот путь, на который сегодня спешат встать миллионы российских школьников, студентов, сотни тысяч первоклассников и среди этой многочисленной гвардии девчонки и мальчишки нашей школы. С этого дня для учащихся школы ежедневно будет звучать голосистый звонок. Вот и сейчас он с нетерпением ждет возможности оповестить всех собравшихся о начале нового 2021-2022 учебного года.

Новый школьный год открывая

Пусть звенит наш школьный звонок,

Колокольным звоном встречая ,

Всех пришедших на первый урок!

Ведущая. Почетное право дать первый в этом учебном году звонок предоставляется ученику 8 класса_Ефимову Егору    и ученице 1 класса _Мусаевой Кристине.

ВЕДУЩИЙ:  

-Вот и подошла к концу наша сегодняшняя линейка. Уже завтра, в школьных классах закипит работа: зазвучат голоса педагогов, радостно встретят учеников соскучившиеся по ним за лето парты, заскрипит мел, коридоры наполнятся привычным гулом…

Всех нас – и первоклассников,  и обычных учеников – в этом году ждет много открытий и много побед. Мы от всей души желаю вам, чтобы путь к ним не показался вам долгим, чтобы на каждый урок вы шли с удовольствием.

Школа! Внимание!  

Торжественная линейка посвящённая Первому звонку объявляется закрытой!

Директор школы .  По традиции сейчас первыми в свои уютные классы войдут ученики первых классов, а проведут их наши старшеклассники.

 Мы желаем вам удачи и исполнения всех заветных желаний.

Дорогие первоклассники, дайте руку старшеклассникам, первому учителю и шагайте смело на свой первый школьный урок.

Аплодисментами провожаем учеников.

 Удачи вам друзья!!!!!

Г. С. Титов в скафандре. Байконур. 6 августа 1961 г.


В августе 1961 года состоялся суточный полёт советского космического корабля «Восток-2».

English

HISTORY

Gherman Titov’s Difficult Flight

Anton I. PERVUSHIN,

Master of Technical Sciences, writer, scientific journalist, member of the Union of St. Petersburg Writers, member of the Union of St. Petersburg Scientists, member of Russian Cosmonautics Federation, St. Petersburg, Russia, apervushin@mail.ru

ABSTRACT. In August 1961, the daily flight of the Vostok-2 Soviet spacecraft took place. Gherman Titov, the best representative of the Air Force cosmonaut squad, was on board. During the flight, he was supposed to test the system of manual control of the spacecraft’s orientation for the first time, to conduct a film survey of the Earth’s surface, and to make observations using an optical device.
However, it was much more important to answer the question whether a person can live long enough in zero gravity state. Despite a number of technical failures, the flight turned out to be successful, and Titov told in detail about the vestibular disorders that prevented him from working and resting. Based on his honest report, changes were applied to cosmonaut training.

Keywords: Gherman Titov, Yuri Gagarin, Vostok-2 spacecraft, space equipment test, weightlessness study, cosmonaut training

На его борту находился Герман Титов, лучший представитель отряда космонавтов ВВС. В ходе полёта он должен был впервые испытать систему ручного управления ориентацией корабля, провести киносъёмку земной поверхности, осуществить наблюдения с помощью оптического устройства. Однако намного важнее было ответить на вопрос, сможет ли человек достаточно долго жить в условиях невесомости. Несмотря на ряд технических сбоев, полёт завершился успехом, и Титов подробно рассказал о вестибулярных расстройствах, которые мешали ему работать и отдыхать. На основе его рассказа были внесены изменения в подготовку космонавтов.

Торжественная встреча как пишется

Торжественная встреча как пишется

Г. С. Титов во время проведения предполётного медицинского обследования. Москва. 1961 г.

Лучший из лучших

В марте 1960 года был утверждён состав первого отряда слушателей Центра подготовки космонавтов Военно-воздушных сил (ЦПК ВВС, в/ч 26266). В него вошли 20 человек, которые ранее несли службу в авиационных подразделениях европейской части СССР [5, с. 594].

Отобранные лётчики, прибывая в Москву, сразу приступали к теоретическим занятиям и спортивным тренировкам. Среди них быстро выделился старший лейтенант Герман Степанович Титов из 103-го истребительного авиационного полка 41-й истребительной авиационной дивизии 76-й воздушной армии, базировавшегося в посёлке Сиверский Ленинградского военного округа . Он значительно опережал других членов отряда по физическим данным, отличился в ходе парашютной подготовки и на тренажёрах, уверенно осваивал теоретические дисциплины .

В сентябре 1960 года было принято решение о создании специальной группы «ускоренной подготовки к первому полёту в космос» из шести человек. Выбор сделал полковник медицинской службы Евгений Анатольевич Карпов, возглавлявший ЦПК ВВС. В служебно-политической характеристике на Титова он писал:

«Физическое развитие хорошее. Рост 166 см, вес 60 кг. Увлекается гимнастикой и акробатикой. Обладает хорошей координацией движений. <…> Специальные виды тренировок (полёты, парашютная подготовка, упражнения на центрифуге и на других стендах) переносит легко, с нормальной физиологической реакцией организма. Интеллектуальное развитие высокое. Эмоциональные реакции соответствуют характеру воздействующих раздражителей. Волевые процессы устойчивые. Отличается логичностью, точностью и последовательностью мышления, «исследовательским умом».

Дисциплинированный, грамотный офицер. <…> Теоретический материал усваивает легко. Зачёты сдаёт с общим баллом «5». По характеру спокойный. Упорный в достижении намеченной цели. Самокритичен. Скромный. Коллектив уважает. Является группкомсоргом отдела. Политически развит, идеологически выдержан. Морально устойчив. Предан делу партии и социалистической Родине. Умеет хранить военную тайну. Зарекомендовал себя растущим офицером. Является наиболее подготовленным во всех вопросах слушателем» [7, 315-316].

Примечательно, что «наиболее подготовленным» Карпов назвал одного Титова. Например, Юрий Алексеевич Гагарин определён как «один из наиболее подготовленных слушателей» [7, 315]. Таким образом, Титов вполне мог претендовать на то, чтобы стать первым космонавтом. Но стал вторым. Очерёдность полётов была определена по итогам экзамена, который сдавали шестеро слушателей 17 и 18 января 1961 года.

По этому поводу генерал-лейтенант Николай Петрович Каманин, занимавший в то время должность заместителя начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке и возглавивший экзаменационную комиссию, писал в личном дневнике: «Все слушатели показали отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики, мед. книжки и оценки слушателей по дисциплинам, которые принимались в течение года, комиссия единогласно решила всем слушателям поставить общую отличную оценку и записала в акте: «Экзаменуемые подготовлены для полёта на космическом корабле «Восток-3А». Комиссия рекомендует следующую очерёдность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович». После окончания экзаменов в присутствии членов комиссии я объявил результаты экзаменов экзаменуемым, пожелал им успехов в дальнейшей учёбе и в космических полётах» [3, с. 47].

По поводу назначения на первый полёт Юрия Гагарина существует множество народных версий, однако архивные документы свидетельствуют, что выбор был сделан на основе учёта особых психологических качеств кандидата. Например, в сводном отчёте «Сведения, выводы и заключения об исследованиях, проведенных в 1959–1961 гг. с целью подготовки Ю. А. Гагарина к первому космическому полёту», выпущенном 13 сентября 1961 года, сказано прямо:

«По комплексной оценке результатов космонавт Ю. А. Гагарин был оценен как один из наиболее подготовленных кандидатов. <…> Специфически благоприятными особенностями космонавта Ю. А. Гагарина именно в отношении предстоящего космического полёта как полёта первого космонавта были:

1. Спокойная реакция на «новизну», что отмечалось не у всех кандидатов в космонавты.

2. Хорошая переносимость и выносливость по отношению к постуральным воздействиям (что было важно, учитывая особенности штатного приземления), в такой степени эти качества не были представлены у большинства кандидатов в космонавты.

3. Способность к активному отдыху и расслаблению даже в короткие паузы, которые можно использовать для отдыха с возможностью быстрого включения в активную деятельность. Это качество не было отмечено ни у одного из кандидатов в космонавты.

<…> Эмоциональная устойчивость, чувство юмора, склонность к добродушной шутливости и доброжелательное отношение к людям позволяли предполагать, что напряжённая подготовка в предстартовый период будет значительно облегчена. Эти же соображения обосновывали предположение о высокой адекватности поведения и в послеполётный период» [10, с. 160].

Изменить предварительное решение было можно, но затруднительно: поскольку очерёдность была утверждена главкомом ВВС, то и весь дальнейший процесс подготовки к первому полёту оказался подчинён сделанному выбору. Гагарин раньше остальных получил скафандр СК-1, сшитый по индивидуальной мерке, больше времени проводил на тренажёрах и т. п.

Ю. А. Гагарин и Г. С. Титов на теоретических занятиях в ЦПК. Звездный городок. 1961 г

Ю. А. Гагарин и Г. С. Титов на теоретических занятиях в ЦПК. Звёздный городок. 1961 г.

Опасная невесомость

Одной из наиболее серьёзных проблем космического полёта, которую учёные не могли решить в наземных условиях, была неопределённость по вопросу, какое воздействие окажет на человеческий организм невесомость. Согласно данным американских исследователей, к июлю 1960 года в США было проведено свыше 2000 авиаполётов, в ходе которых создавалась «параболическая» невесомость, однако продолжительность самого длинного из таких экспериментов не превышала 40 секунд. Хуже того, пилоты, участвовавшие в них, отмечали негативные изменения: тошноту, дезориентацию, перебои в работе сердечно-сосудистой системы и дыхания. Если экстраполировать собранные данные на более длительный полёт, то получалось, что человек не сможет долго жить и работать в невесомости .

Со своей стороны, советские специалисты получили обширный материал по суточному полету «второго космического корабля-спутника» (1К № 2) в августе 1960 года. На его борту находились собаки Белка и Стрелка, и наблюдения за ними дали неоднозначный результат: после четвёртого витка Белка стала вести себя беспокойно, часто лаяла, её вырвало. Учёные предположили, что негативное влияние невесомости начинает сказываться не сразу, а с некоторой задержкой, поэтому рекомендовали длительность первого орбитального рейса ограничить одним витком .

Полёт Юрия Алексеевича Гагарина, состоявшийся 12 апреля 1961 года, прошёл без каких-либо последствий для его самочувствия, что поколебало позицию тех, кто скептически относился к перспективам пилотируемой космонавтики. Гагарин успешно работал на орбите, вёл наблюдения, делал записи, принимал пищу и воду. Но «проблема четвёртого витка» оставалась, поэтому главной научной задачей следующего суточного рейса должно было стать продолжение исследований влияния невесомости на человеческий организм. Кроме того, планировалось, что пилот испытает ручное управление ориентацией корабля, проведёт киносъёмку через иллюминатор и наблюдения земной поверхности через специальное оптическое устройство [8, с. 152].

В космический корабль «Восток-2» (3КА № 4), на котором предстояло лететь Герману Титову, были внесены соответствующие изменения: добавлен дополнительный пневмобаллон в систему ориентации; доработана конструкция носимого аварийного запаса (НАЗ), а также скафандра и кресла; внутри кабины разместили кронштейн с кинокамерой «Конвас» и устройство «Визир» с трёх- и пятикратным увеличением; система кондиционирования была заменена более надёжной и дважды испытанной на Земле, с ресурсом на 12 суток. В штатном варианте автоматический цикл посадки включался на 17-м витке; в случае плохого самочувствия пилота предусматривалась возможность досрочного прекращения полёта на первом, третьем или шестом витке с использованием автоматической системы ориентации, либо на четвёртом, пятом или семнадцатом витке с применением ручного управления. В случае невыполнения спуска по автоматической схеме на 18-м витке пилот должен был принять решение о посадке в ручном режиме самостоятельно на витках с 19-го по 22-й [4, с. 4 – 5].

Г. С. Титов перед тренировкой в ЦПК в роторе. Звездный городок. 1961 г.

Г. С. Титов перед тренировкой в ЦПК в роторе. Звёздный городок. 1961 г.

Г. С. Титов во время медицинского обследования в ЦНИАГ. Слева врач И. Т. Акулиничев. Москва. 1961 г.

Г. С. Титов во время медицинского обследования в ЦНИАГ. Слева врач И. Т. Акулиничев. Москва. 1961 г.

Сутки над планетой

Корабль «Восток-2» был запущен с космодрома Байконур 6 августа 1961 года в 9:00 по московскому времени трёхступенчатой ракетой «Восток-К» (8К72К № Е103-17). Он благополучно вышел на орбиту высотой 178 × 257 км и наклонением 64° 56’. На борту находился космонавт Герман Титов с позывным «Орёл».

Через пять минут после выведения на орбиту Титов снял перчатки, открыл гермошлем скафандра и проверил работу оборудования. В соответствии с полётным заданием в 10:00 космонавт включил ручное управление и остановил медленное вращение корабля в пространстве. Титов убедился, что «Восток-2» хорошо слушается, а подготовленный пилот способен быстро сориентировать его «по-посадочному» [8, с. 185-186]. В начале второго витка космонавт приступил к наблюдениям и впервые в истории провёл ручную киносъёмку земной поверхности и звёздного неба через иллюминаторы. Он продолжал ею заниматься в течение всего полёта небольшими сеансами. Пользовался Титов и оптическим устройством «Визир», но выяснилось, что для наблюдения за наземными объектами оно не годится, поскольку цель быстро уходит из поля зрения [8, с. 213].

Снимок Земли, сделанный Г.С. Титовым с борта космического корабля «Восток-2». 6 августа 1961 г.

Снимок Земли, сделанный Г. С. Титовым с борта космического корабля «Восток-2». 6 августа 1961 г.

Бортжурнал летчика-космонавта Г. С. Титова

Бортжурнал лётчика-космонавта Г. С. Титова

Хотя в сообщениях информационного агентства ТАСС, освещавшего полёт, утверждалось, что Титов чувствует себя «хорошо» и «отлично», на самом деле у него начал развиваться кинетоз, как того и опасались учёные.

На третьем витке Титов пообедал. В меню входили 150 граммов супа-пюре с хлебом, мясной и печёночный паштеты в тубах, черносмородиновый сок. Но есть совершенно не хотелось, поэтому он ограничился соком [8, с. 188]. В ходе полёта космонавт должен был вносить корректировку в прибор «Глобуса», указывающий положение корабля над поверхностью планеты. Работать с ним было тяжело: оставаясь привязанным к креслу (выход из него не был предусмотрен программой полёта), Титов едва дотягивался до ручек настройки. Провести коррекцию удалось, но космонавт сильно вспотел, а после возвращения обнаружил синяки на правой руке. После 13-го витка он отказался от дальнейших коррекций, решив, что если автоматическая посадка сорвётся, то необходимую процедуру он провести успеет [4, с. 6].

Г. С. Титов с супругой Тамарой Васильевной. Москва. 1961 г.

Г. С. Титов с супругой Тамарой Васильевной. Москва. 1961 г.

Торжественная встреча как пишется

Пропуск на Красную площадь на встречу Г. С. Титова после успешного завершения космического полёта 9 августа 1961 г. Автограф Г. С. Титова

Встреча Г. С. Титова на Красной площади. Москва. 9 августа 1961 г.

Хотя в сообщениях информационного агентства ТАСС, освещавшего полёт, утверждалось, что Титов чувствует себя «хорошо» и «отлично», на самом деле у него начал развиваться кинетоз (болезнь движения), как того и опасались учёные. Выступая 8 августа перед государственной комиссией, он описывал свое состояние так: «Примерно на 3-4-м витке я почувствовал в лобных пазухах какую-то тяжесть, но я думал, что это естественно. Потом, примерно на 7-м витке, я почувствовал, что, когда я поворачиваю глаза, гляжу влево, вправо, вверх – очень больно поворачивать их, боль такая ощущается. <…> Нельзя сказать, чтобы это было плохое состояние, но в то же время как-то несколько угнетало. Муторное. Вот именно, муторное» [8, с. 206-207].

После повторения процедуры ручного управления, с 7-го по 12-й виток, когда «Восток-2» почти не проходил над территорией СССР, по программе полагался сон: одной из научных задач полёта было установить на практике, может ли человек спать на орбите. Но выполнить её оказалось нелегко: Титов долго не мог заснуть – руки всплывали, и тогда он засунул пальцы в рукавные резиновые манжеты. Тут в иллюминатор попали солнечные лучи, и космонавта вырвало, ему пришлось воспользоваться гигиеническим пакетом. Спал Титов всё время на спине, в одной позе, а ноги для упора ставил на кронштейн для крепления «Визира», придавливая таким образом себя к креслу. Сон был крепким, без сновидений. После 15-го витка никакой работы с оборудованием космонавт не проводил. Итоговых записей не делал, «потому что всё-таки трудно было писать» [4, с. 6].

Г. С. Титов во время летной подготовки. Аэродром Чкаловский. 1961 г.

Г. С. Титов во время летной подготовки. Аэродром Чкаловский. 1961 г.

Г. С. Титов и С. П. Королёв на космодроме. Байконур. Август 1961 г.

Г. С. Титов и С. П. Королёв на космодроме. Байконур. Август 1961 г.

Встреча основного экипажа и дублирующего экипажа космического корабля «Восток-2» Г. С. Титова и А. Г. Николаева со стартовой командой. Выступает С. П. Королёв. Байконур. 1961 г.

Встреча основного экипажа и дублирующего экипажа космического корабля «Восток-2» Г. С. Титова и А. Г. Николаева со стартовой командой. Выступает С. П. Королёв. Байконур. 1961 г.

Торжественная встреча Г. С. Титова после успешного завершения космического полета во внуковском аэропорту. Московская обл., аэропорт Внуково. 9 августа 1961 г.

Торжественная встреча Г. С. Титова после успешного завершения космического полёта во внуковском аэропорту. Московская обл., аэропорт Внуково. 9 августа 1961 г.

7 августа, в начале 17-го витка, заработала автоматическая система, обеспечивающая спуск и приземление корабля в заданном районе. «Восток-2» сориентировался в пространстве по солнечному датчику. Затем включилась тормозная двигательная установка, которая отработала 45 секунд, снизив скорость корабля. Но ожидаемого отделения приборного отсека от спускаемого аппарата не произошло. Как потом выяснилось, причиной стала ошибка в монтаже, из-за которой не отстрелилась гермоплата электроразъёмов кабель-мачты, соединявшей две части корабля. При вхождении связки в плотные слои атмосферы из-за аэродинамического нагрева кабель-мачта перегорела, после чего с опозданием в десять минут произошло разделение [4, с. 7].

На высоте 7 км отстрелилась крышка входного люка, и кресло с космонавтом катапультировалось из спускаемого аппарата. Всё было хорошо до ввода запасного парашюта, который повис, не надувшись (по циклограмме запасной парашют вводился автоматически, даже если основной раскрылся нормально). Чтобы он не замотался за ноги, Титов отвёл лямки в сторону и держал их во время спуска [4, с. 7]. Позднее он рассказывал: «Землю я встретил больше задом и левым боком. Причём в самый последний момент, когда я спускался (примерно метрах на 300), я взял попробовал ручку автоотцепки. Потянул, что было силы, не знаю, может быть, недостаточно тянул. Когда я приземлялся, меня несло боком и задом. Смотрю, НАЗ заякорил и его несёт за мною с пылью. Чувствую, что тут труба вообще приходит. Потому что меня может плашмя ударить. Я немного принял ноги назад и голову прижал к гермошлему, чтобы не было удара о землю. Я так и приложился. Сделал сальто. Стукнулся головой. В голове зазвенело, откровенно говоря. Лямки подвесной системы попали мне под ногу, и меня протащило на боку» [8, с. 199].

Г. С. Титов, Ю. А. Гагарин и заслуженный летчик-испытатель Г. К. Мосолов. 1964 г. Фото И. Снегирева

Г. С. Титов, Ю. А. Гагарин и заслуженный лётчик-испытатель Г. К. Мосолов. 1964 г. Автор фото: И. Снегирёв 

Торжественная встреча как пишется

Г. С. Титов среди московских пионеров. Москва. 1964 г. Автор фото: А. Сайков

Г. С. Титов и В. В. Терешкова во время теоретических занятий в ЦПК. Звездный городок. 1962 г.

Г. С. Титов и В. В. Терешкова во время теоретических занятий в ЦПК. Звёздный городок. 1962 г.

Торжественная встреча как пишется

Торжественная встреча как пишется

Г. С. Титов на лыжной прогулке в лесу.  Звёздный городок. 1961 г.

Торжественная встреча как пишется

Г. С. Титов в парке ЦНИАГ. Москва. 1961 г.

В 10:18 по московскому времени космонавт приземлился на гороховое поле сельхозартели «40 лет Октября» в 13 км от посёлка Красный Кут Саратовской области. Продолжительность полёта «Востока-2» составила 25 часов 18 минут. В течение этого времени корабль совершил 17 витков вокруг Земли, преодолев 700 000 км.

8 августа Титов, выступая перед главными конструкторами ракеты-носителя и космического корабля, рассказал о своём полёте и честно описал расстройства, которые мешали ему отдыхать и работать. Информацию о проблемах не стали скрывать от мировой общественности, и вскоре в научно-популярных журналах появились соответствующие статьи [1, 6]. По итогам изучения состояния космонавта была создана методика дополнительной тренировки вестибулярного аппарата, которая продемонстрировала очень хорошие результаты. Хотя кинетоз, вызываемый невесомостью, победить окончательно не удалось, с ним научились бороться. В космос Герман Титов больше не полетел.

Торжественная встреча как пишется

Г. С. Титов на практических занятиях в ЦПК. Звёздный городок. 1962 г.

Торжественная встреча как пишется

Г. С. Титов во время тренировки в ЦПК на качелях Хилова. Звёздный городок. 1961 г.

По итогам изучения состояния Германа Титова была создана методика дополнительной тренировки вестибулярного аппарата, которая продемонстрировала очень хорошие результаты. Хотя кинетоз, вызываемый невесомостью, победить окончательно не удалось, с ним научились бороться.

© Первушин А. И., 2021

Литература

1. Газенко О., Генин А., Яздовский В. Физиологические исследования на «Востоке-2» // Авиация и космонавтика. 1962. № 7. С. 29-34.

2. Земные орбиты покорителей космоса. К 60-летию первого полета человека в космос [Электронный ресурс]. URL: https://60cosmonauts.mil.ru (Дата обращения: 19.08.2021).  

3. Космические дневники генерала Н. П. Каманина // Новости космонавтики. 1994. № 6. С. 44-48.

4. Маринин И. Полёту Германа Титова полвека! // Новости космонавтики. 2011. № 8. С. 2-7.

5. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди / Под ред. Ю. Батурина. М.: РТСофт, 2005. 747 с.

6. Парин В. Физиология человека и космос // Природа. 1961. № 10. С. 32-37.

7. Первый пилотируемый полёт. Российская космонавтика в архивных документах / Под ред. В. А. Давыдова. Книга 1. М.: Родина МЕДИА, 2011. 535 с.

8. Первый пилотируемый полёт. Российская космонавтика в архивных документах / Под ред. В. А. Давыдова. Книга 2. М.: Родина МЕДИА, 2011. 560 с.

9. Титов Г. С.: «Голубая моя планета…». К 50-летию первого суточного полёта на космическом корабле «Восток-2» [Электронный ресурс]. URL: http://old.rgantd.ru/nauchnye-trudy-i-publikatsii/titov-k-50-letiyu-pervogo-sutochnogo-poleta-vostok-2.shtml (Дата обращения: 19.08.2021).

10. Человек. Корабль. Космос: сборник документов к 50-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина. М.: Новый хронограф, 2011. 846 с.

11. Яздовский В. На тропах Вселенной. Вклад космической биологии и медицины в освоение космического пространства. М.: Слово, 1996. 288 с.

12. Weightlessness – Physical Phenomena and Biological Effects: Proceedings of the Symposium on Physical and Biological Phenomena Under Zero G Conditions Held July 1, 1960 at Hawthorne, California. Edited by Elliot T. Benedikt. Springer, Boston, MA, 1961. 170 p.

References

1. Gazenko O., Genin A., Yazdovskiy V. Fiziologicheskie issledovaniya na «Vostoke-2». Aviatsiya i kosmonavtika, 1962, no. 7, pp. 29-34.

2. Zemnye orbity pokoriteley kosmosa. K 60-letiyu pervogo poleta cheloveka v kosmos. Available at: https://60cosmonauts.mil.ru (Retrieval date: 19.08.2021). 

3. Kosmicheskie dnevniki generala N. P . Kamanina. Novosti kosmonavtiki, 1994, no. 6, pp. 44-48.

4. Marinin I. Poletu Germana Titova polveka! Novosti kosmonavtiki, 2011, no. 8, pp. 2-7.

5. Mirovaya pilotiruemaya kosmonavtika. Istoriya. Tekhnika. Lyudi. Ed. Yu. Baturin. Moscow, RTSoft, 2005. 747 p.

6. Parin V. Fiziologiya cheloveka i kosmos. Priroda, 1961, no. 10, pp. 32-37.

7. Pervyy pilotiruemyy polet. Rossiyskaya kosmonavtika v arkhivnykh dokumentakh. Ed. V. A. Davydov. Kniga 1. Moscow, Rodina MEDIA, 2011. 535 p.

8. Pervyy pilotiruemyy polet. Rossiyskaya kosmonavtika v arkhivnykh dokumentakh. Ed. V. A. Davydov. Kniga 2. Moscow, Rodina MEDIA, 2011. 560 p.

9. Titov G.S.: «Golubaya moya planeta…». K 50-letiyu pervogo sutochnogo poleta na kosmicheskom korable «Vostok-2». Available at: http://old.rgantd.ru/nauchnye-trudy-i-publikatsii/titov-k-50-letiyu-pervogo-sutochnogo-poleta-vostok-2.shtml (Retrieval date: 19.08.2021).

10. Chelovek. Korabl’. Kosmos: sbornik dokumentov k 50-letiyu poleta v kosmos Yu. A. Gagarina. Moscow, Novyy khronograf, 2011. 846 p.

11. Yazdovskiy V. Na tropakh Vselennoy. Vklad kosmicheskoy biologii i meditsiny v osvoenie kosmicheskogo prostranstva. Moscow, Slovo, 1996. 288 p.

12. Weightlessness – Physical Phenomena and Biological Effects: Proceedings of the Symposium on Physical and Biological Phenomena Under Zero G Conditions Held July 1, 1960 at Hawthorne, California. Edited by Elliot T. Benedikt. Springer, Boston, MA, 1961. 170 p.

История статьи:

Поступила в редакцию: 19.08.2021

Принята к публикации: 05.09. 2021

Модератор: Плетнер К. В.

Конфликт интересов: отсутствует

Для цитирования: Первушин А. И. Трудный полёт Германа Титова // Воздушно-космическая сфера. 2021. № 3. С. 110-120.

Против чиновников минздрава Иркутской области возбудили очередное уголовное дело  за халатность. По версии следствия, четырёх особенных детей не обеспечивали жизненно важными лекарствами. Об этом сообщила пресс-служба областной прокуратуры на прошлой неделе.

За последние два месяца это уже третье уголовное дело, связанное с «медицинскими» закупками. Первое из них было возбуждено в ноябре. Оно также связанно с закупками лекарств и лечебного питания для детей. В декабре появилась история о закупках медоборудования по завышенной цене.

Сотрудники министерства долгое время не организовывали закупку дорогих лекарств для особенных детей. По закону дети должны получать жизненно важные препараты бесплатно. Дело по статье 293 УК РФ «Халатность» возбуждено вторым отделом по расследованию особо важных дел Следственного управления СК России по Иркутской области. Месяцем раньше было возбуждено ещё одно уголовное дело по той же статье. Похожа и причина: чиновники минздрава не обеспечили лекарствами детей, больных муковисцидозом.

Лекарства, от которых зависят жизни нескольких десятков детей, в регионе перестали регулярно выдавать с мая 2021 года. Речь шла о пищеварительном ферменте «Креон», лечебном питании и желчегонном препарате «Урсосан». Уголовное дело возбудили после проверок, которые были начаты по обращениям родителей. По их словам (они просили не называть фамилии. – Авт.), следователи объяснили: по какой-то причине минздрав не закупил лекарства и лечебное питание вовремя, из-за этого возникли перебои.

Точно такая же история произошла с закупкой лечебного питания для детей с фенилкетонурией. Сейчас по этому делу тоже идут проверки. Наталье Жуковой, маме ребёнка с таким диагнозом, в прокуратуре уже ответили: её жалоба передана в СК для приобщения к делу по муковсцидозу.

Ещё в мае родители начали писать жалобы в надзорные органы. С тех пор Росздравнадзор несколько раз успел подтвердить, что нарушения есть. В минздраве объяснили: закупку лечебного питания оформили с ошибками, поэтому аукцион не состоялся. Новый аукцион провели не в начале года, а в середине. Смесь в аптеки поступила только в конце августа. Но и её было немного – только за один квартал.

30 сентября прошло заседание комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области. На нём министру здравоохранения Якову Сандакову депутаты задали вопрос, почему возник дефицит лечебного питания. Сандаков ответил, что проблемы и правда были, но теперь всё решено. «Ситуация на сегодняшний день разрешена. Разнарядка есть. Питание закуплено. Все обеспечены», – уверил он депутатов.

Но родители тогда опровергли слова министра. «Министр считает, что дети обеспечены лечебным питанием. Но это не так, – сказала жительница Иркутского района Яна Макарова. – Питание за третий и четвёртый кварталы детям так и не выдали».

По данным программы «Контур Фокус» и сайта «Госзакупки», к осени 2021 года лечебного питания минздрав области купил на 11,8 млн рублей меньше, чем в 2020 году. При этом осенью, когда ситуация стала критической, начали закупать смесь разных марок и разного качества. Хотя почти все дети в области получают рецепты на питание определённых марок – «Афенилак» и «Нутриген».

Наталья Жукова обратилась в Следственный комитет и прокуратуру области. Она хочет, чтобы ситуация больше не повторялась. «Сейчас мне выдали питание за прошлый год, – говорит она. – У нас весь гараж им забит. Но как я могу быть уверена, что в следующем году перебои с питанием не повторятся?» Мы связались с другими родителями. Они тоже подтверждают: питание им выдали за весь год, хоть и задним числом.

Игнорировал обязательства, несмотря на решение суда

Ещё одна громкая история этого года была связана с лечением детей, больных спинальной мышечной атрофией (СМА). Препарат «Спинраза», который способен остановить развитие болезни, признан одним из самых дорогих в мире. Стоимость одного укола – 8 миллионов рублей.  Лечение «Спинразой» начинается с 4 насыщающих доз, далее вводят по одной поддерживающей каждые 4 месяца.

С 2021 года препарат включён в список жизненно-необходимых, государство взяло на себя обязательство обеспечивать им больных детей. Иркутский минздрав эти обязательства игнорировал долгое время, несмотря на решения суда.

В Иркутской области 16 детей, страдающих СМА и нуждающихся в лечении. В 2020 году в аппарат уполномоченного по защите прав детей региона поступило восемь жалоб от родителей. По каждой из них были решения суда об обязании минздрава принять соответствующие меры – закупить препарат и начать лечение детей. «Однако эти решения были не исполненными, несмотря на обращение их судом к немедленному исполнению и возбуждение по ним соответствующих исполнительных производств», – подчёркивал омбудсмен в ответе родителям.

Родители начали писать жалобы во все инстанции. В январе они встречались с депутатами, и те удивились, узнав, что детей не лечат. Перед этим на правительственном часе в Заксобрании министр заверял парламентариев, что все дети со СМА получат лекарства до конца января. На той же встрече присутствовала замминистра здравоохранения региона Анна Данилова. Она подтвердила, что из 16 детей один получал лечение, по девятерым ребятишкам вынесено решение суда.

Задержка была связана ещё и с тем, что лекарство лишь недавно было внесено в перечень жизненно необходимых. Порядок оказания помощи был не разработан.

Данилова объяснила тогда, что минздрав получил финансирование только в конце года. Единственная компания-поставщик к этому времени прекратила отпуск лекарства, поэтому закупки не состоялись. В итоге лекарство поступило в регион в феврале, сейчас все дети получают лечение.

«Знала, что маски некачественные, но всё равно заключила госконтракт»

В начале декабря Следственный комитет возбудил по материалам ФСБ уголовное дело против четверых жителей Иркутска. Им предъявлено обвинение в особо крупном мошенничестве по сговору. Об этом сообщили  в региональном главке СК РФ. В данном случае речь идёт о закупках дорогостоящего медицинского оборудования. По версии правоохранительных органов, сотрудники областных больниц закупили оборудование по завышенной цене. Ущерб региональному и федеральному бюджетам составил 21 миллион рублей. Оборудование закупали по программе «Развитие здравоохранения».

Фигуранты дела задержаны. По решению суда они арестованы на два месяца, уточнили в прокуратуре Иркутской области. О каком именно оборудовании идёт речь, в какие больницы оно должно было быть поставлено, в СК не уточняют. Ясно только, что это не единственное дело о медицинских закупках по завышенной цене.

В конце ноября Иркутский областной суд продлил до 11 января 2022 года срок домашнего ареста бывшему министру здравоохранения Иркутской области Наталии Ледяевой. Её подозревают в мошенничестве. По версии следователей, Ледяева с сообщниками, в числе которых был её сын Илья Белоусов, похитили 25 млн рублей из регионального бюджета при поставке масок и респираторов в региональные медучреждения. Маски были некачественными, к тому же очень дорогими.

Ледяева была министром здравоохранения Иркутской области с декабря 2019-го по ноябрь 2020 года. Уголовное дело возбудили в октябре прошлого года. По предварительной версии следствия, Ледяева знала, что маски некачественные, но всё равно заключила с поставщиком госконтракт.

Экс-министра задержали в декабре 2020 года и отправили в СИЗО. Защита Ледяевой пыталась оспорить заключение под стражу, но Иркутский областной суд отклонил апелляцию. Под домашний арест чиновница была переведена 27 января 2021 года. После этого срок домашнего ареста продлевался неоднократно: последний раз – в октябре 2021 года – Кировский районный суд Иркутска по ходатайству следователей продлил его до 29 ноября.

Кроме того, в марте 2021 года Наталию Ледяеву оштрафовали на 50 тысяч рублей за нарушение при заключении контракта на поставку аппаратов ИВЛ. Управление Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области отмечало, что выбранный Ледяевой способ закупки медтехники был не согласован с принципами, установленными в 44-ФЗ. Срок поставки в 150 дней был достаточным для того, чтобы провести конкурс. Но ИВЛ закупили у единственного поставщика. Более того, срок поставки всё равно был нарушен, а минздрав не стал требовать с поставщика неустойку. Расследование всё ещё не закончено.

 «Россия – наша Родина».

Цель: Закрепление   у детей представления о России как о родной стране.

Материал и оборудование: компьютер, интерактивная доска, глобус, буквы пластмассовые,

Предварительная работа: рассматривание  иллюстраций ,видеороликов, фотографий символов России, альбомов  о  Родине, нашем  городе, беседы с  детьми, рисование на  тему  «Моя  Россия», разучивание  стихов и песен о березе, о Родине.  

Воспитатель:

Ход занятия:

Воспитатель включает доску и говорит детям, что на электронную почту пришло письмо из Англии. Предлагает открыть его и прочитать.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишем Вам письмо из далёкой страны – Англия!

Нас зовут Доро и Элис, мы сестры, нам 6 лет, мы ходим в детский сад родного города. А живём мы в самом большом городе – Лондон.

Обращаемся к Вам с просьбой. Дело в том, что мы очень мало знаем о вашей стране, нам очень интересно, какая она? Расскажите, пожалуйста, о ней. Будем рады и признательны Вам.

Лондон

Доро и Элис.»

Здравствуйте, Доро и Элис.»

Мы с ребятами с удовольствием расскажем вам о нашей великой Родине…

Мы живем прекрасной стране, у которой удивительно красивое, звучное имя – «Россия»!  Ребята, давайте покажем Доро и Элис как пишется это красивое слово «Россия».

(Вместе прочитаем это звучное слово «РОССИЯ»)

Посмотрите на глобус. Россия расположена на двух частях света: в Европе и Азии, омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Россия очень большая по территории, поэтому в России разные климатические условия. На севере нашей страны очень холодно, вечные снега, а на юге России протянулись жаркие пустыни… Когда на одном конце нашей страны ложатся спать, на другом конце начинается утро.

В России много разных, великих городов.

Воспитатель:

  Ребята, назовите, пожалуйста, самые крупные из них.

Дети:

Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тюмень, Екатеринбург, Волгоград, Казань, Суздаль, Владимир

Воспитатель:

… Города – это наша гордость… В этих городах сколько талантливых людей…Кем славиться наша Россия?

   Дети

Славится наша Россия талантливыми людьми.. Талантливые люди прославили Россию своим творчеством и трудом. Первый космический корабль придумал россиянин – Константин Циолковский, в первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, Известный композитор П.И. Чайковский. А.С. Пушкин сказочник, поэт, писатель тоже хорошо известен, про него говорят «Солнце русской поэзии». Его произведениями восхищаются люди в разных странах…

Воспитатель:

Россия – это морская держава, речной и озерный край. Посмотрите, как много на карте России голубого цвета, которым обозначены реки, моря, озера. Именно по берегам рек всегда селились люди.  «Вода -источник жизни» — гласит русская народная мудрость. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством. А какие реки России вы знаете? Сейчас узнаем…Следующее задание – кроссворд… По ключевому слову догадайтесь, о чем этот кроссворд?

Великая, русская река Волга, царица всех рек, крупнейшая река в Европе), одна из протяженных рек, река женским именем — Лена, (река Кама символ Пермского края, голубая дорога, водная магистраль, Москва река важная транспортная магистраль и основной источник пресной воды, Великая река Сибири Обь, Могучая река Енисей, является самой полноводной рекой в нашей стране. Амур одна из крупнейших рек России и мира

Воспитатель:

И самое глубокое озеро в мире находится в России. Это озеро…

Ребенок:

Байкал…

Воспитатель:

Вода в озере Байкал — самая чистая и прозрачная. В Байкале водится очень много рыб. По берегам Байкала стеной стоит лес. В России самые большие и богатые леса (какие?) (Лиственные, хвойные, смешанные леса)+

Чаще всего встречается какое дерево? (береза)

Белая береза – символ России.  Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево!

Дети:

Кудрявая, стройная, белоствольная, красивая, скромная, раздольная…

Воспитатель

Сложено множество песен и стихов о березе.  

Послушайте одно из них.

Дети:

Береза. Александр Александрович Прокофьев

Березка – лебедь белая, —

Рядком с  тобой  стою.

Тебе, моя  несмелая,

Я песенку пою.

Как  ты стоишь, счастливая, —

Веселым летним  днем,

Из-за  тебя,  красивая,

Светло в лесу  моем.

Зеленая, раздольная,  —-

Ты гибче  камыша.

Береза  белоствольная,

Ну, всем ты  хороша!

слайд

Воспитатель

Молодцы ребята! Какими красивыми словами описал поэт Александр Александрович Прокофьев березу!  Приглашаю вас пойти в  лес, размяться. (физминутка) Физминутка «На  лесной  поляне»

Итак, продолжаем разговор о нашей Родине.

Наше государство  называется…

Дети: хором

Российская Федерация..

слайд

Воспитатель:

Столицей Российской Федерации является – Москва

В Москве работает правительство Российской Федерации и президент.

А кто правит нашим государством?

Дети:

Владимир Владимирович Путин

Дети:

Чем отличается наше  государство от  других государств?

Дети:

размером, (показ на карте)  языком,  обычаями,  традициями,  гербом,  флагом…

слайд

Воспитатель

Все верно ребята. Назовите какой язык в нашей стране основной? (русский) Какие русские народные обычаи, традиции вам известны.

слайд

Дети:

В масленицу печь блины, угощать блинами, в троицу водить хоровод вокруг березки, в пасху дарить яйцо близким), есть русские народные костюмы, сказки, кухня.

Воспитатель

Молодцы ребята, а как вы понимаете: государственные символы, что это? Какую роль они играют?

Ребенок:

Это официальные знаки отличия какой-либо страны от других стран. Это символы, которые объединяют граждан одной страны.

слайд 

Воспитатель:

Посмотрите здесь флаги разных стран, вам предлагаю найти флаг —  Российской Федерации. По каким признакам узнали флаг России?

Дети: Наш флаг состоит из трех горизонтальных полос разного цвета. (Какого?)
Белого, синего, красного, триколор.

Воспитатель

Где можно встретить Российский флаг? Что означают цвета флага?

Дети

На государственных учреждениях, на школах, на детских садах, на учебных заведениях.

 Белый цвет – благородство, чистота, правда, мир.

Синий цвет – небо, вода, верность, честность.

Красный —  отвагу, доброту, героизм.

Дети

Эти цвета символизируют единство мира, земли и неба.

 Цвета связаны с народными представлениями о красоте, издавна считались на Руси самыми красивыми и даже использовались для украшения праздничной одежды.

Следующий наш символ- это герб. Здесь их много. Кто же покажет Российский герб?  Обратите внимание на герб России: Герб – у нас красивый. Что он собой представляет?

Дети

Это темно — красный щит на котором изображён двуглавый орел. Орел — символ солнца и небесной силы, бессмертия.

   На груди орла, расположен герб нашей столицы – герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон —  это зло, которое есть на земле.

Герб – это эмблема государства. Он изображается  на  всех  печатях,  на бумажных, на  металлических денежных  знаках:,  документах (паспорт, удостоверениях, дипломах).

Воспитатель:

Звучит  фонограмма  Гимна  России (отрывок)

Что прозвучало?

Дети:

Гимн России, самая главная торжественная  песня  страны.

слайд

Воспитатель

Почему мы все встали?

Дети

Государственный гимн надо слушать стоя.

Таким образом мы проявляем уважение к своей стране, к РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Воспитатель:

Ребята, где и когда можно услышать гимн?

слайд

Дети

Под звуки гимна самым выдающимся людям страны: спортсменам, ученым, писателям – вручают награды.

Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву о верности, обещание защищать ее от врагов….

Рефлексия

Молодцы, ребята, Доро и Элис сегодня узнали много удивительного о Российской Федерации

  Итак, о чем наши друзья из Англии, Доро и Элис узнали?

Дети: (О символах страны, городах, реках, про известных людей России.) Имена известных людей как Ю.А. Гагарин, А.С. Пушкин, П. И. Чайковский всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, они стали частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Обращаться к произведениям талантливых людей мы будем всегда, потому что они наши собеседники, друзья, учителя, сегодня мы с вами их ученики.

Я думаю, вы все поняли, что, Родина начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама, как Земля, как солнце, как луна… Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.

слайд

В конце прошлого года мне ужасно «повезло»: выиграл курс по литературному деградированию творчеству от Писателя (простите, не могу назвать имени, он уже обиделся на меня, не стоит делать это второй раз). Курс был рассчитан на 3 месяца (2 раза в неделю занятия онлайн). На сайте этого Писателя нужно было зарегистрироваться, получить логин и пароль. И — постигать великие тайны писательства! На минутку — просто так этот курс можно купить за 29 000 рублей (!) Я бы ни за что не согласился. Ну а тут… Что уж: халявной кобыле под хвост не смотрят.

Так вот… С января начался курс. Занятия длились около часа. Там были лекции по темам «Теория рассказа», «Создание героев», «Стилистика», «Редактирование» и прочий бред очень полезный материал для меня. На первой лекции (а шло это представление по Москве) я уснул. Представляете? Я, человек, который всегда рад новым знаниям, общению и прочей социальной активности, просто уснул на двадцатой минуте. Ладно, думаю, сам виноват, ужасно непрофессионально  подошел к курсу. Вторая лекция по теории рассказа. И тут первое открытие: оказывается, дорогой Писатель за час пересказал весь курс Д.Л. Быкова «Как писать рассказы». Ладно, думаю, может же ВЕЛИКИЙ Писатель позаимствовать немного у других?…

Ещё один урок почему-то совпал с мыслями Норы Галь и с её «Слово живое и мертвое», потом стилистика под копирку сошла со страниц Клюева. Потом мы долго мусолили главных и второстепенных героев по постам из одной соцсети. А потом и вовсе нам пересказали книгу Юргена Вольфа «Школа литературного и сценарного мастерства» (такая серенькая книга). Второй месяц подошел к концу, а я всё в надежде услышать собственных мыслей ВЕЛИКОГО Писателя… Фиг там!

Потом мы занялись практикой. Это из серии — когда в детском саду дают задание нарисовать портрет всей семьи, а у тебя мама почему-то в виде кабачка, а папа без бровей и волос, еще сестра похожа на гуманоида. Я стараюсь, пишу… Расписываю. Думаю, ага, сейчас меня поругает великий дядечка, даст советы, как сделать лучше! Напомню, что курс стоит 29 000 рублей (это я халявщик попал на него случайно). Так вот — этот дядечка даже не читает наши твАрения, но говорит нам, что мы гениальны и что нам надо срочно бежать в издательство и публиковать книги! Я пишу в чат, задаю вопрос, а, мол, как у меня дела с раскрытием персонажа?! На что мне гениально отвечают — «Я разбор вышлю в личных письмах». Моё письмо, видимо, попало по ошибке в Хогвардс и пропало.

Финальное задание (после которого дают сертификат о прохождение «гениальных» курсов, будто он даёт право твАрить) — написать рассказ, в котором будут собраны ВСЕ ВСЕ ВСЕ ВСЕ ВСЕ знания, полученные за курс. Я сижу в полночь и думаю, о чем же написать?! Тут приходит мне на ум совсем дурацкая мысль: нужно взять текст Бунина «Лёгкое дыхание», заменить пару абзацев, имен, действий и подписать «Тима Ковальских». Ну что, сказано — сделано! Я потратил 30 минут и отправил ВЕЛИКОМУ, повторюсь, Писателю сие творение.

И вот торжественная последняя встреча. Мы, нас было 12 человек (напомню, что 11 из них купили курс за 29 000 рублей), красивые такие, сидим, слушаем разбор полетов. Хватили ВСЕХ! Но особый литературный оргазм Писатель испытал от трёх текстов. В их числе и мой (боже, как приятно, аж подташнивает). Я сижу, микрофон отключен, слушаю, как по моим щам течёт приторный мёд, как меня восхваляют до ранга нобелевского лауреата (кстати, Писатель так и не понял, что его на…ли). А внутри — очень говёно, очень скверно и деструктивно. Не за себя, не за то, что я такую штуку вытворил. А за ВЕЛИКОГО Писателя, который мой текст даже не прогнал по бесплатному антиплагиату. А там, между прочим, 98% совпадений с Буниным.

К чему всё это? На следующий день я написал большой отзыв по курсу, отправил на личный ящик ВЕЛИКОГО Писателя. Прошла неделя. Тишина. Я, как та еще зануда, повторил письмо. Опять тишина. Думаю, ладно, хрен с ним, буду ждать своего СЕРТИФИКАТА, чтобы уже реально сесть и начать творить великое! Но нет, до сих пор нет. Захожу на сайт к писателю, в личный кабинет… А там меня заблокировали. Меня еще заблокировали в инстаграме и в ВК.

С_ка, я ржу до сих пор. ЗАБЛОКИРОВАЛИ! Вот как можно додуматься до такого?!

В общем — до сих пор жду свой сертификат. И еще раз убеждаюсь, что научиться литературе невозможно. Можно, конечно, научиться писать грамотно, использовать там всякие стили, фигуры речи. Можно научиться композиции, писать, как пишут другие люди. Но нельзя научиться видению мира. Именно это и есть (чисто субъективное мое мнение) литература.

P.S. Когда-то я дал своей знакомой, назовем её Василиса, текст «Старик и море». Говорю, вот, почитай, а потом мы с тобой обсудим этот текст. Через три дня встречаемся, и я задаю один вопрос — про что писал Хемингуэй? На что она отвечает гениально: «Он писал о том, как дед ловил рыбу». И всё? — спрашиваю я. Она говорит ещё гениальней: «Ну а чё он мог написать на 30 страницах, кроме этого?» Вот оно видение мира! И Василисе лучше никогда не писать литературных текстов.

  • Топографические наименования в рассказе чистый понедельник и а бунина
  • Торг не уместен или неуместен как пишется
  • Топор саморуб удмуртская сказка
  • Топпер как правильно пишется
  • Топор рассказ о слове