Тонкий юмор в рассказе специалист

Конспект урок литературы в 6 классеспециалист в области арт-терапиимуниципального образования город краснодарсредняя общеобразовательная школа 96урок по теме: особенности

Конспект урок литературы в 6 классе

специалист в области арт-терапии

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96

Урок по теме: « Особенности юмора в рассказе

А.П. Чехова «Толстый и тонкий»»

учителем русского языка и литературы

Семёновой Людмилой Михайловной

Тема: Особенности юмора в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Учить определять роль юмористических средств в произведении; развивать навыки самостоятельной работы, выразительного чтения, монологической речи.

Знание сюжета и героев рассказа «Толстый и тонкий»; умения извлекать из текста необходимую информацию, давать речевую характеристику персонажей, определять средства создания комического и понимать их роль в произведении.

1. Выразительное чтение рассказа по ролям, устное рецензирование выступлений.

2. Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Фонохристоматия» (с. 281).

III . Работа по теме урока

Прочитав рассказ, мы почувствовали, что он не только смешной, но и грустный. Грустный потому, что тяжело наблюдать, как человек на глазах теряет человеческие качества и унижается. Смешной потому, что это превращение происходит так резко, моментально. На прошлом уроке мы пришли к выводу, что в сюжете смешное, комическое заключается именно в этом резком изменении.

Наша задача сегодня – выяснить, как еще проявляется комическое: в композиции, в характеристиках героев, в деталях, в изобразительно-выразительных средствах.

2. Анализ рассказа «Толстый и тонкий» с точки зрения особенностей юмора

Для композиции чеховских рассказов (в том числе для рассказ «Толстый и тонкий») характерны лаконичность, динамика, быстрая смена событий.

— Как построен рассказ? В чем особенность его композиции?

(Ведущее место в композиции рассказа принадлежит диалогу, он словно обрамлен краткой, точной, меткой авторской характеристикой героев.)

Один из композиционных приемов в рассказе – повторение. Повторяемость, как бы запрограммированность поведения персонажей, вызывает смех читателя.

— Что повторяется в рассказе? Как вы считаете, это абсолютный повтор или все же что-то меняется?

(Примерный ответ. Повторяется авторская ремарка «были приятно ошеломлены». Но в начале рассказа она передает искренние чувства гимназических приятелей, а в конце – лесть и лицемерие семейства тонкого. Тонкий повторяет рассказ о своей семье уже не старому другу, а важной персоне, поэтому тон Порфирия меняется на подобостастный: он так «ошеломлен», что заново представляет жену и сына.)

Другие важные космические средства – речевая, портретная характеристика, изобразительно-выразительные средства, художественная деталь.

3. Практическая работа

(Класс делится на четыре группы. Каждая группа отвечает на один вопрос (выполняет одно задание).)

— В чем особенность портретной характеристики героев рассказа?

— Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь?

— Какую роль играют в рассказе изобразительно-выразительные средства?

— А.П. Чехова называют мастером художественной детали. Попробуйте найти выразительные детали в тексте и определить их роль.

(Выступления представителей групп, обсуждение и оценка.)

Персонажи противопоставлены с самого начала, еще с заглавия. Необычная деталь портрета – запах: от толстого пахло хересом и флердоранжем, от тонкого – ветчиной и кофейной гущей. Изысканные запахи антонимичны приземленным, гастрономическим. Если в портрете толстого Чехову статочно выделить только одну деталь – масляные губы – и дать яркое сравнение (лоснящиеся, как спелые вишни), то портрет тонкого дополняют его жена и сын. Кроме того, тонкий просто «завален» чемоданами, узлами, картонками, однако они не добавляют ему веса. Эти чемоданы, узлы, картонки появляются еще раз в конце рассказа и ведут себя так же, как их хозяин: «съежились, поморщились». То ли вещи похожи на человека, то ли человек – на вещи…

Рассказ держится на живой речи. Именно речью – интонацией, лексикой, оборотами речи, манерой говорить, мимикой, паузами – персонажи выдают свой характер. Авторская оценка выражена и в художественных деталях, которые помогают понять не только характер персонажа, но и авторское отношение к происходящему. Причем прямо Чехов не высказывает собственной оценки персонажей – он заставляет «работать» читателя.

(В основе вопросы 3, 4 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с. 281).)

— Что объединяет юмористические произведения различных жанров?

— Вспомните басни И.А. Крылова. Какие сходные черты вы можете отметить между баснями и юмористическими рассказами А.П. Чехова? (Примерный ответ. И.А. Крылов и А.П. Чехов рассказывают о комических ситуациях и комических персонажах, при этом характер смеха может быть различен: ироничный, обличительный, добродушно-веселый. Как правило, и басня Крылова, и рассказ Чехова построены по типу сценки, участники которой попадают в комическию ситуацию. Произведения этих авторов отличают лаконизм и остроумие.)

— Чем басни отличаются от юмористических рассказов? (Примерный ответ. Басни И.А. Крылова иносказательны: люди и их поступки скрыты под масками зверей. Басня написана вольным стихом, разговорным языком, содержит мораль – краткий и четкий вывод из заключенного в ней урока. В рассказах А.П. Чехова звучит разговорная, будничная речь, описывается частный случай, участником которого становится обыкновенный человек, это прозаические произведения. У А.П. Чехова отсутствует нравоучение, свое отношение к персонажам он выражает, например, при помощи художественной детали.)

— Какие смешные рассказы, басни, стихи других писателей вы читали?

— Что является обязательным условием смешного (комического)? (Комическая ситуация, в основе которой неожиданный поворот в сюжете, комический герой, несоответствие чего-либо, карикатурный показ какой-либо черты характера персонажа, ситуации и т.д.)

— Почему юмористические произведения вызывают у нас смех?

— Какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах?

— Какие приемы помогают авторам сделать их произведения юмористическими?

На примере рассказа «Толстый и тонкий» мы попытались выяснить специфику комического. Комический эффект достигается с помощью сюжета, композиции, речевой, портретной характеристики, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей. Чехов разоблачает чинопочитание, лицемерие, угодничество, отсутствие человеческого достоинства. Разоблачает самым убийственным способом – смехом.

1. Составить вопросы для викторины по юмористическим рассказам А.П. Чехова.

2. Подготовить инсценировки юмористических рассказов А.П. Чехова.

Источник

Особенности юмора в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

специалист в области арт-терапии

В основе рассказов Чехова лежат, анекдоты, короткие занимательные истории. Значительную часть рассказа «Т. и т.» занимает диалог, описание сокращено до минимума. Рассказ можно представить как драматургическое произ-е – сценку.

Действий в рассказе мало, внешних событий не происходит. Чехов делает из обыденного сюжета блестящий этюд. На первом плане не внешние, а внутренние события – резкое изменение психологического состояния людей. Смешное, комическое заключается именно в этом резком изменении.

Проверка дз. Ответы на 1,2,4 вопросы.

Прочитав рассказ, мы почувствовали, что он не только смешной, но и грустный. Грустный потому, что тяжело наблюдать, как человек на глазах теряет человеческие кач-ва и унижается. Смешной потому, что это превращение происходит так резко, моментально. Мы с вами пришли к выводу, что смешное, комическое заключается именно в этом резком изменении.

Наша задача сегодня выяснить, как еще проявляется комическое: в композиции, хар-ке героев, в деталях, изобразительно-выразительных средствах.

Анализ рассказа с точки зрения особенности юмора.

Для композиции рассказов Чехова хар-ны лаконичность, динамика, быстрая смена событий.

— Как построен рассказ? В чем особенность его композиции? (Ведущее место в рассказе принадлежит диалогу, он словно обрамлен краткое, точной характеристикой героев).

Один из композиционных приемов в рассказе – повторение. И эта повторяемость, как бы запрограммированность поведения персонажа вызывает у нас смех.

— Что повторяется в рассказе? Как вы считаете, это абсолютный повтор или же что-то меняется? ( Повторяется авторская ремарка «были приятно ошеломлены». Но все же есть разница в этих словах. В начале рассказа она передает искренние чув-ва приятелей, а в конце есть лицемерие и лесть семейства тонкого. Тонкий повторяет рассказ о своей семье уже не старому другу, а важной персоне, поэтому тон Порфирия меняется на подобострастный: он так «ошеломлен», что заново представляет жену и сына).

Другие важные комические ср-ва это речевая, портретная хар-ка, изобрази-выраз.ср-ва и детали.

2 группа – Какое значение в создании хар-ки имеет речь персонажей. (рассказ построен на живой речи. Именно речью – интонацией, лексикой, оборотами, манерой речи, мимикой, паузами – персонажи выдают свой хар-р).

— Что объединяет юмористические произ-я различных жанров?

Вспомните басни Крылова. Какие сходные черты вы можете отметить между басням и юмор-ми рассказами Чехова? ( оба автора рассказывают о комических ситуациях и персонажах, при этом хар-р смеха может быть различным: ироничным, обличительным, равнодушным, веселым. Как правило, рассказы Чехова и басни Крылова построены по типу сценки).

— А чем отличаются басни от юмори-ких рассказов? ( басни иносказательны: люди и поступки скрыты под масками зверей. Басня содержит мораль – краткий вывод из заключенного в ней урока. У Чехова отсутствует нравоучение).

— Что же явл-ся обязательным условием смешного? ( комическая ситуация, в основе которой неожиданный поворот в сюжете, комический герой, несоответствие чего-либо).

На примере рассказа «Т. и т» мы попытались выявить специфику комического. Комический эффект достигается с помощью композиции, речевой, портретной хар-ки персонажей, изобр-но-выразительных ср-в, деталей. Чехов разоблачает чинопочитание, лицемерие, угодничество, отсутствие чел-го достоинства. Разоблачает самым убийственным способом – смехом.

Источник

Конспект урока по литературе на тему: А.П. Чехов. Юмор в рассказе «Толстый и тонкий»

Данная разработка урока направлена на характеристику главных героев, а также выявление юмора в рассказе. Беседа с учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: А.П. Чехов. Юмор в рассказе «Толстый и тонкий»»

Тема: А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источник комического в рассказе.

продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;

учить видеть красоту, меткость чеховского слова;

развивать критическое мышление;

стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия», «Способы создания комической ситуации».

I Организационный момент

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми

«Тонкие» вопросы, придуманные детьми

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сына тонкого?

До какого звания дослужился толстый?

Решение кроссвордов, составленных на основе «тонких» вопросов.

IV. Стадия «Осмысление»

1.Работа над заглавием.

Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?

(создание комической пары, антитеза)

2. Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?

Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).

Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)

Какие чувства испытывают герои при встрече?

Чем отличается речь тонкого?

Определите кульминацию произведения.

Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)

Почему толстый ничего не возразил и ушел?

Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)

Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)

На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

Написание сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).

Источник

Урок по литературе на тему «Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов» (По рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» 6 класс)

специалист в области арт-терапии

Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов.

( По рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий».) Урок литературы в 6 классе.

— на основе анализа рассказа “ Толстый и тонкий” выяснить особенности чеховского юмора;

— развивать навыки аналитической работы с текстом (умение анализировать, сопоставлять, сравнивать);

— развивать образное видение, творческие способности учащихся;

— формировать навыки групповой и коллективной работы;

— воспитывать высокие нравственные идеалы на примере личности писателя.

Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно.

Вид урока: урок – исследование.

Методы работы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный, словесное рисование.

Технология: элементы технологии развития критического мышления, исследовательские, ИКТ.

Оборудование: портрет А. П. Чехова, иллюстрации, “Табель о рангах”, презентация в Power Point, высказывания об А. П. Чехове.

Чехов умеет писать так, чтобы словам

было тесно, а мыслям – просторно.

Краткость – сестра таланта.

Вступительное слово учителя.

Поможет нам в этом творческая группа, куда вошли ребята, интересующиеся историей и литературой. Они подготовили для вас слайды и сообщения.

Слово биографу, который расскажет нам об особенностях мировоззрения писателя, становлении его творчества. (Показ слайдов)

Конфликт еще впереди, а пока предлагаю сопоставить толстого и тонкого в экспозиции по вопросам, которые были вам предложены в качестве домашнего задания.

Вопросы и задания группам

1) Найдите описание толстого.

2) Выделите детали в описании его внешности.

3) Определите его внутреннее состояние.

4) Сделайте вывод о социальном положении.(Преуспевающий, уверенный в себе и обеспеченный человек)

1)Найдите описание тонкого.

2) Выделите детали в его описании. (Тонкий навьючен. Глагол «навьючен» вызывает в памяти образ осла, это уже косвенная характеристика. Беден, у него нет денег на носильщика)

3) Определите его внутренне состояние.(Обвешанный коробками, он жалок)

4) Сделайте вывод о социальном положении.

Какой художественный приём положен в основу сопоставления толстого и тонкого? Давайте найдем синоним этому противопоставлению.(Бедный и богатый) Но толстый и тонкий противопоставлены не столько по их материальному положению, сколько по человеческим качествам.

1.Кто первым бросается к другу? Как его называет?

2. Как тонкий называет толстого? Что вспоминает о детских годах? (Герострат из желания прославиться сжег храм Артемиды –одно из чудес света. Такая деталь говорит многое о характере толстого. Он стремится быть первым во всем и иметь высокий чин. )

3.Можно ли говорить о нравственном неравенстве толстого и тонкого во время учебы?

4. Оцените их внутренние состояние. Найдите ключевую фразу, передающую это состояние.

5. Что мы узнаем из монолога тонкого? Оцените его монолог глаголами-характеристиками.

6. Каковы особенности речи героев? (Как говорит тонкий и как задает вопросы толстый?)

А теперь давайте послушаем разговор наших героев. («Ну как живешь, друг. Две звезды имею»)

Работа с таблицей (по 2-й части).

Линии сравнения “Толстый” во 2-ой части рассказа “Тонкий” во 2-ой части рассказа

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

2. Мимика, жесты, поза.

3. Знаки препинания в конце предложений.

4. Обращение героев друг к другу

Давайте выясним, какими средствами передает автор произошедшие изменения.

– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?

– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.(«Хотел возразить», «стошнило», «захихикал», «приятно ошеломлен»)

– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?( «поморщился», «побледнел, окаменел, на лице было написано столько почтительной кислоты»)

-Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?

(Сопоставление с вещами лишает тонкого человеческого облика. Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)

– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?

– А какие в конце слов тонкого? Почему?

(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)

– Как обращаются друг к другу герои? Толстый унижает тонкого? Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?( Такова сила привычки, выработанная годами,-угодливо держаться перед вышестоящим начальством)

-Найдите ключевое слово, которым толстый пытается остановить тонкого

— Как простились друзья детства? Найдите ключевую фразу, довершающую превращение тонкого.

-К кому из чиновников больше подходит характеристика «человек», а к кому – «чиновник»? Прокомментируйте свою позицию.(В конце рассказа толстого стошнило, но руку приятелю он подал, т.е. остался человеком. Тонкий лишен чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.)

— Каково авторское отношение к героям рассказа? Почему автор не сочувствует тонкому, его бедности? Какие чувства вызвали герои у вас?

Итак, если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующие задания.

1.Ответьте на вопрос: «Каковы особенности чеховского юмора?»(Яркое заглавие, короткое вступление, подробное описание заменено говорящей деталью, преобладает диалог, неожиданная развязка.) Когда вы читали рассказ, было грустно или смешно? (смешное у Чехова грустно, а грустное смешно.)

2. Составление синквейна.

1-й вариант – Толстый.

2-й вариант – Тонкий.

1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).

2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.

4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

3.Выступление искусствоведа(презентация и защита собственных рисунков. )

А.П.Чехов в 1888году писал: «Все, мною написанное, забудется через пять –десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…»

Почему же Чехова не забыли, как вы думаете? Актуален ли рассказ «Толстый и тонкий в наше время?»

К чему призывает Чехов со страниц рассказа? ( Надо всегда оставаться достойным человеком, с честью вести себя в любой ситуации и на любой должности) Такова авторская позиция писателя и гражданина, патриота своей страны, который любил людей и считал, что в человеке все должно быть прекрасно.

Источник

Конспект «Юмор и сатира в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». (6 класс)

специалист в области арт-терапии

Юмор и сатира в рассказе А.П.Чехова «Толстый и Тонкий» (6 класс)

Цель: дать представление об особенностях таланта А.П.Чехова на примере анализа рассказа «Толстый и тонкий.

повторить терминологию, связанную с юмором и сатирой;

познакомить с терминами «деталь», «литота»;

учить разбираться в видах смешного;

учиться анализировать прозаический текст;

развивать мышление, внимание, речь;

воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, неприязнь к чинопочитанию.

1. Организационный момент

Настраиваются на урок. Записывают: «А.П.Чехов».

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Псевдоним, юмор, врач, Чехонте, Мелехово. Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?

— Послушаем сообщение об Антоне Павлович Чехове. (с.273-277, дополнительные источники).

Выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями, слушают, формулируют вывод.

Формулирование темы и целей урока

— В чём особенность таланта писателя? Определим тему. (Юмор и сатира в рассказе «Толстый и Тонкий»).

— Какие цели поставим перед собой?

(Проанализировать рассказ и найти приметы юмора и сатиры в нём).

— Сделать вывод: «Толстый и Тонкий» юмористический рассказ или сатирический?

формулируют тему и цели урока.

Работа с литературоведческими терминами.

1. Небольшое по объёму прозаическое произведение, в основе сюжета которого один случай из жизни одного героя.

2. В переводе с английского означает «настроение», вид смешного, при котором автор смеётся по-доброму, весело, дружелюбно и выражает личное отношение к предмету смеха.

3. Вид смешного, при котором автор высмеивает порок с целью его искоренения, смех отличается язвительностью, резкостью.

4. Художественное преувеличение.

(Рассказ, юмор, сатира, гипербола).

— Определим, как соотносятся между собой сатира и юмор.

(Смех злой и смех добрый)

Повторяют термины, обогащают лексикон.

Знакомство с рассказом. Прослушивание фонохрестоматии.

— Какой приём использует автор в названии рассказа? (Антитеза)

— Предположим, о чём будет рассказ? С какой целью написан? (Иллюстрация с.279).

— Смешно или грустно после прочтения рассказа?

Слушают актёрскую речь как образец выразительного чтения, дают эмоциональную оценку услышанному.,

4. Работа с текстом.

1. Разделим текст на части. План.

1. Приятная и неожиданная встреча.

2. Разговор о жизни.

3. Расставание «друзей».

2. Выразительное чтение и анализ первой части. Приятная и неожиданная встреча.

1) Язык Чехова лаконичен и ёмок.

Деталь – маленькая предметная подробность, несущая важную смысловую нагрузку.

— Где произошла встреча?

— Какие детали выбраны для создания портретов героев? Каков их смысл?

2) Докажите текстом, что встреча была приятной. (Толстый первый окликнул: «Голубчик мой!», Тонкий: «Миша! Друг детства!» «Троекратно облобызались», «глаза, полные слёз», «Оба приятно ошеломлены»: радость, восторг, искренность).

2. Самостоятельное чтение второй части: Разговор о жизни. Викторина.

Как построена вторая часть рассказа? (Диалог).

О чём разговор друзей? (Вспоминают детство, говорят о настоящем).

Кто больше говорит? Почему?

«Красавец», «душонок и щёголь» в гимназии – Толстый (любил наряжаться, франт, милый, приятный в обхождении)

Кличка Толстого в гимназии. ( Герострат ) Почему? (Хулиганил: казённую книжку папироской прожёг). Г ерострат – поджигатель (Древняя Греция, сжёг храм Артемиды);

Почему? (Ябедничать любил).

4) Кто такая «Луиза, урождённая Ванценбах», лютеранка? (Жена) Лютеранка – вероисповедание (Германия)

Как звали сына Тонкого? Нафанаил (Библ.) – перевод «дар Божий»

Что Тонкий делает из дерева? ( Портсигары )

Как делает портсигары? (Приватно – неофициально).

До какого чина дослужился Тонкий? Награды?

(Коллежский асессор – 8 класс табели о рангах (Ваше высокоблагородие), Станислав – самый низший из орденов, награждались чиновники);

Должность, которую займёт Тонкий. ( Столоначальник – начальник отделения в государственном учреждении ).

Как Толстый смотрит на друга? (восторженно)

Какой чин имеет Толстый?

— Какими эпитетами определим поведение Толстого? (Солидно, искренне).

— Чем неприятен Тонкий? (Много говорит, жалуется на жизнь (не так уж плоха), тщеславится происхождение жены и именем сына (повторяет), суетливый).

3. Практическая работа по третьей части. Расставание «друзей».

-Выразительно прочитаем рассказ, начиная с кульминации и сравним поведение героев.

Изменения в поведении героев.

Побледнел, окаменел, искривилось улыбкой, «Съёжился, сгорбился, сузился» (литота), «хи-хи-с», захихикал,

пожал три пальца, поклонился всем туловищем, захихикал.

Поморщился, стошнило, отвернулся, подал руку на прощание

Ваше превосходительство (3 раза), «вышли в вельможи-с»

«Мы с тобой друзья детства»

— Какое чувство вызывает Тонкий? (Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым, сам унижается, по доброй воле, никакого самоуважения, собственного достоинства).

— Какой эпитет использует Чехов, чтобы ещё раз подчеркнуть суть характера Тонкого? (Почтительной кислоты).
— Какие чувства испытывает Толстый в конце встречи? (Негодование, брезгливость).

Осмысливают содержание текста, составляя план.

Выразительно читают фрагмент, размышляют, отвечают на вопросы.

Выискивают аргументы в тексте. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Развивают внимание, память, речь, работая с текстом и участвуя в викторине.

Дают эмоциональную оценку прочитанному.

Перерабатывают информацию из одного вида в другой.

Дают эмоциональную оценку прочитанному. Обобщают, делают выводы.

5. Обобщающие выводы.

— Какое качество характера высмеивает и осуждает автор?

Чинопочитание – угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.

— Кто из героев симпатичен Чехову? (Толстый, несмотря на то что богат и чин высокий. Чехов осуждает маленького человека: «Зачем ты такой маленький?! Уважать себя надо!» Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

— Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

(Угодничество, готовность унижаться)

— Рассказ юмористический или сатирический? (Скорее сатирический: высмеивает социальный порок, смех горький, обличающий»

Составление синквейна « Тонкий».

— Я впервые узнал … понял …

Формулируют и отстаивают собственную позицию.

6. Домашнее задание

Написать рассказ «Встреча с одноклассником» (от лица Толстого).

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Номер материала: ДБ-967979

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

02b1 00076938 deecc132

В России выросло число обучающихся во вторую смену

Время чтения: 1 минута

06c7 00076d4e d6caa626

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

02af 00076936 a2a48b49

Самарских студентов будет учить робот

Время чтения: 1 минута

029a 00076921 c074d8b1

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

06c5 00076d4c 66debe48

В Китае из школьных библиотек изымут все книги, «прославляющие ценности Запада»

Время чтения: 1 минута

0930 00076fb7 84cb7ab4

Данные цифрового портфолио ученика будут раскрываться лишь с его согласия

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Особенности юмора в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

специалист в области арт-терапии

В основе рассказов Чехова лежат, анекдоты, короткие занимательные истории. Значительную часть рассказа «Т. и т.» занимает диалог, описание сокращено до минимума. Рассказ можно представить как драматургическое произ-е – сценку.

Действий в рассказе мало, внешних событий не происходит. Чехов делает из обыденного сюжета блестящий этюд. На первом плане не внешние, а внутренние события – резкое изменение психологического состояния людей. Смешное, комическое заключается именно в этом резком изменении.

Проверка дз. Ответы на 1,2,4 вопросы.

Прочитав рассказ, мы почувствовали, что он не только смешной, но и грустный. Грустный потому, что тяжело наблюдать, как человек на глазах теряет человеческие кач-ва и унижается. Смешной потому, что это превращение происходит так резко, моментально. Мы с вами пришли к выводу, что смешное, комическое заключается именно в этом резком изменении.

Наша задача сегодня выяснить, как еще проявляется комическое: в композиции, хар-ке героев, в деталях, изобразительно-выразительных средствах.

Анализ рассказа с точки зрения особенности юмора.

Для композиции рассказов Чехова хар-ны лаконичность, динамика, быстрая смена событий.

— Как построен рассказ? В чем особенность его композиции? (Ведущее место в рассказе принадлежит диалогу, он словно обрамлен краткое, точной характеристикой героев).

Один из композиционных приемов в рассказе – повторение. И эта повторяемость, как бы запрограммированность поведения персонажа вызывает у нас смех.

— Что повторяется в рассказе? Как вы считаете, это абсолютный повтор или же что-то меняется? ( Повторяется авторская ремарка «были приятно ошеломлены». Но все же есть разница в этих словах. В начале рассказа она передает искренние чув-ва приятелей, а в конце есть лицемерие и лесть семейства тонкого. Тонкий повторяет рассказ о своей семье уже не старому другу, а важной персоне, поэтому тон Порфирия меняется на подобострастный: он так «ошеломлен», что заново представляет жену и сына).

Другие важные комические ср-ва это речевая, портретная хар-ка, изобрази-выраз.ср-ва и детали.

2 группа – Какое значение в создании хар-ки имеет речь персонажей. (рассказ построен на живой речи. Именно речью – интонацией, лексикой, оборотами, манерой речи, мимикой, паузами – персонажи выдают свой хар-р).

— Что объединяет юмористические произ-я различных жанров?

Вспомните басни Крылова. Какие сходные черты вы можете отметить между басням и юмор-ми рассказами Чехова? ( оба автора рассказывают о комических ситуациях и персонажах, при этом хар-р смеха может быть различным: ироничным, обличительным, равнодушным, веселым. Как правило, рассказы Чехова и басни Крылова построены по типу сценки).

— А чем отличаются басни от юмори-ких рассказов? ( басни иносказательны: люди и поступки скрыты под масками зверей. Басня содержит мораль – краткий вывод из заключенного в ней урока. У Чехова отсутствует нравоучение).

— Что же явл-ся обязательным условием смешного? ( комическая ситуация, в основе которой неожиданный поворот в сюжете, комический герой, несоответствие чего-либо).

На примере рассказа «Т. и т» мы попытались выявить специфику комического. Комический эффект достигается с помощью композиции, речевой, портретной хар-ки персонажей, изобр-но-выразительных ср-в, деталей. Чехов разоблачает чинопочитание, лицемерие, угодничество, отсутствие чел-го достоинства. Разоблачает самым убийственным способом – смехом.

Источник

Урок литературы в 6 классе на тему «А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора «

специалист в области арт-терапии

Тема. А П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как

источник юмора. Теория литературы. Юмор

Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.

Ознакомление с биографией А.П.Чехова. Введение понятия «юмор».

Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие нав ыков сравнительного анализа; развитие монологической речи.

Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.

Оборудование: художественный текст «Толстый и тонкий», учебник литературы

(автор Коровин Н.Я.), конспект урока, презентация «Жизнь и творчество

А.П.Чехова», дидактические карточки.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное

чтение, объяс нение теоретических вопросов, беседа по вопросам, работа с

учебником, самостоятельная работа, «Закончи предложение».

Тип урока: изучение нового материала

Каждый день по капле выдавливай из себя раба

II . Изучение нового материала

2.Изучение кратких биографических данных о писателе.

Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

При подготовке к уроку вы прочитали статьи учебника о писателе. Из них вы узнали о личных качествах Чехова как человека из воспоминаний его современников. Я кратко расскажу о жизни писателя в датах.

Задание: работа в парах. Вы слушаете мой рассказ и на каждый слайд, посовещавшись, записываете каждый в своей тетради предложение-результат моего сообщения. По итогам вашей работы будет краткое изложение прослушанного о Чехове.

Кнут и пряник чеховского дома

В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу. «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» ( Из письма Антона Чехова, 1898 год). ( Учеба Чехова в Таганрогской гимназии)

В 1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву. (Приложение 1, слайд № 8). Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один в Таганроге и занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. (Шестнадцатилетний Антон зарабатывает себе на жизнь репетиторством)

Доктор стал литератором

3. Теперь послушаем ваш рассказ о А.Чехове (выступление 1 учащегося).

4. Интересные факты о писателе.

В биографии Антона Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?

В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.

У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.

Первые рассказы Чехова были напечатаны в журнале «Осколки», главный редактор которого, Николай Лейкин, был очень требовательным. Лейкин считал, что это должны быть сто слов: описание, диалоги, характеры, сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая «краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.

В мелиховский период Чехов работал земским врачом, построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в Таганроге общественную библиотеку.

Чехов был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке

III . «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Дома вы познакомились с одним из шедевров Чехова. Это рассказ «Толстый и тонкий».

1. Работа с текстом произведения .

— Что вы можете сказать о рассказе? (Ничего не понятно, много незнакомых слов; рассказ похож на сценку; у жены и сына смешные фамилия и имя; тонкий повторяет одно и то же; толстый и тонкий противопоставлены друг другу).
3.Словарная работа
Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.

Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны.

Губы. лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.
Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.
Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.

Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.
Пахло. ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.
Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.
Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.

Жена. урождённая. : так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.
Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.
Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.
Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.

Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.
Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» был упразднен. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели. » и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.
Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
Станислáва имею — орден Станислава.
Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.

Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.

Привáтно. делаю — делаю неофициально, частным образом.
Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости.
Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.
До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие.
Две звезды имею — имею два ордена.

Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.
Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.
Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи.

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения.
Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.
Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.

Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.
Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.

4.Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (подключаем работу с учебником)

1.Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие?

2.Кто первый бросается к другу? (Толстый).

3.Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)

4.Как вы оцените состояние обоих (они приятно ошеломлены).

5.С чего начинается разговор двух друзей? (монолог Тонкого).

6.Что вспоминает Тонкий? (Как дразнил толстого. «Геростра том, а меня Эфиальтом»). За что? (Ябедничать любил).

7.Как задает вопросы Толстый? (Восторженно глядя на друга).

8.Что мы узнаем о материальном положении Тонкого? (Пло хое жалование, жена дает уроки музыки, он изготавливает деревянны е портсигары).

9.А как обстоят дела у Толстого? Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице? (Стал тайным советником, получил две звезды).

10.Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь выглядит? Как заговорил? (Проследите по тексту). ( После этого с тонким, с его семьёй, даже с его вещами произошли удивительные превращения: они «съёжились», «сузились», «сгорбились», «поморщились». Человек исчез, появился чиновник.. на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, его лицо «искривилось» «широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки. )

11. Почему стало противно? И кому? Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание).

12.Чинопочитание. Как вы его понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства).

13. Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? Прочтите.
«Нафанаил немного подумал и снял шап ку».
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

«. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. »
14. Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немног о подумал»?
ривычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу ) .

15. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены». Какие чувства они испытывали? стрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встр ече уже не рад).

16.Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных). О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

17.Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

18. Какой прием лежит в основе построения произведения?

(Антитеза противопоставление. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание», « вы-с», «приятно-с». ).

20.Найдите фразеологизм в тексте. («Сколько зим, сколько лет! »)

— Какой вид комического использует автор в рассказе?

— Смешным или грустным назвали бы вы рассказ, а может быть смешным и грустным одновременно? (В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта).

V . Подведение итогов урока

— Тема рассказа? (В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления).

— Идея рассказа? (Идейное содержание рассказа заключается в высмеивании чинопочитания и связанным с ним образом мышления. Автор показывает, насколько смешон и жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых человеческих отношений. Главный герой маленький человек, который сам делает себя таковым, раболепствуя даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости).

-В каком стиле написан рассказ? (Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля) .

Юмористические рассказы А. П. Чехова доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен.

VI . Выставление оценок за урок.

Оценки за самостоятельную работу будут оглашены на следующем уроке.

VII .Домашнее задание: 1.Иллюстрирование рассказа.

2.Письменная работа в тетради (на выбор):

1) Как думаете, как бы мог закончиться рассказ, если бы не зависть и чинопочитание?

2) Подумать, что может рассказать дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Написать этот рассказ от его лица

Источник

Урок литературы «А.П.Чехов «Толстый и тонкий», 6 класс

специалист в области арт-терапии

Дата проведения: 28.01.2015 г.

ФИО учителя: Самсонова Елена Владимировна

Тема урока: « А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»»

Цель урока : знакомство с творчеством А. П. Чехова.

Задачи: дать понятие о героях – антиподах;

повторить литературные термины: сатира, юмор, псевдоним, рассказ;

развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;

воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.

Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий», раздаточные карточки для работы, тетради, ПК, презентация.

I . Организация класса.

— Сегодняшний урок мне хочется начать следующими слова: «..Он – несравненный художник. ДА, да, именно: несравненный … Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.. Он брал из жизни то, что видел.. и если брал что – нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних чёрточек.»

— Как вы думаете, о ком эти слова?

— Правильно, это всё сказано о великом таланте русской литературы – А.П. Чехове.

— Вам предстоит сегодня познакомиться с его жизнью и творчеством. Вы сами постараетесь открыть для себя творчество писателя, работая в 3 группах, выполняя предложенные мною задания, анализируя произведение.

— Вы готовы работать? Оцените свою работоспособность: выберите любой цвет.

(цвета – полоски на столе перед каждым ребенком; значения на плакате, на доске.

— Я рада, что вы готовы со мною работать, желаю вам успехов.

II . Изучение нового материала.

1. Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:

1 группа: Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Дед и отец писателя были крепостными крестьянами. Деду, человеку способному и волевому, удалось выкупить себя и свою семью из крепостной неволи. Отец был владельцем бакалейной лавки.

Но в 1867 году дела пошатнулись, лавка была закрыта, семья переехала в Москву. В Таганроге остался Антон вместе с братом Иваном. Будущий писатель учился в гимназии и одновременно зарабатывал на жизнь частными уроками.

2 группа: В 1879 году Чехов окончил гимназию, переехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году.

Первая публикация его произведений осуществилась в начале 1880 года в журнале «Стрекоза». Далее он сотрудничает в журналах: «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Русский сатирический листок». Талантливыми были названы его рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник».

3 группа: Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен. Язык его произведений удивителен.

Однако, он прожил недолгую жизнь, в 1904 году писателя не стало.

— Отвечает один человек от группы.

Ответы – рассказы групп.

Беседа по прочитанному:

— Какое произведение А.П. Чехова вычитали дома?

— Какое это произведение по жанру?

(Найдите определение в задании № 2 раздаточного материала).

— Каким вам кажется рассказ: смешным, грустным, смешным и грустным одновременно?

— В литературе существуют понятия : юмор и сатира. Давайте с ними разберемся. (задание №2 Р/М).

— Вспомните: мы с вами говорили: «смех может быть добрый» и «смех может быть злой»?

— Как это соотносится с понятиями юмор и сатира?

— Мы должны будем в конце урока сделать вывод: это юмористический рассказ или сатирический.

— Ещё раз скажите, как называется рассказ?

— Какой прием использован Чеховым в названии?

— Что такое антитеза?

(Найдите определение в задании №2)

Определите, о ком из героев данное описание:

1 группа: А) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»

2 группа: Б) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»

3 группа: В) « Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею..»

«Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.»

— Встречается ли антитеза в этих отрывках? Где? Приведите примеры.

— Когда герои изображаются такими, какими вы их назвали сейчас, их называют герои – антиподы.

— Выясните в задании №4. Р/М.

Запишите определение в тетради.

6. Работа с текстом.

1 группа: А) Приятная и неожиданная встреча. Докажите текстом.

2 группа: Б) Разговор о жизни. Изменения в поведении героев. Докажите текстом.

3 группа: В) Расставание «друзей». Поведение героев. Докажите текстом.

7. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?

А) «- привычка гнуть шею перед начальством;

Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;

— важно для него то, что это друг детства;

— дороги воспоминания о прошлом.»

— Чехов – мастер слова. Употребленные им слова помогают передать изображаемую эпоху, характер героев. Согласны Вы с этим? Давайте докажем. Выполним задание 6.

Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душунок – милый, приятный человек.

Проверка выполнения индивидуальных заданий.

— Соотнесите стрелками слова и их значения:

Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,

нарядно одетый, франт

Казённый Военная или гражданская форменная

Щёголь Почитание старших по чину, по

Мундир Первая железная дорога между

Москвой и Петербургом

Благоговение Глубочайшее почтение

Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Соотнеси глаголы и их значения.

Лексического значение глагола

Крайне удивиться, внезапно озадачить

Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством

То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно)

Вытянуться во фрунт

Заявить о своём несогласии, высказать возражение

Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать

Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь

Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи

Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин)

Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения)

Пощадить, простить кому – нибудь вину

Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?

Группы в это время соединяют слова.

9. «Внимательный ли ты читатель!»

— Как звали толстого?

— Прозвище тонкого в гимназии?

— Прозвище толстого в гимназии?

— Почему и за что толстого так дразнили в школе?

3 группа: В) – Кто такой Эфиальт?

— За что тонкий получил такое прозвище?

— Сатирическое или юмористическое произведение?

— Что высмеивает рассказ?

III . Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: Чехов «Смерть чиновника», чтение по ролям.

— Любой рассказ А.П. Чехова воспитывает. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, в душа, и мысли,» Для этого человек должен воспитывать себе хорошие качества. В письме брату Николаю они писал, что значит быть «воспитанными людьми». Выберите, что больше всего важно с вашей точки зрения:

Воспитанные люди (из письма А.П. Чехова брату Николаю)

«Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступительные…»

«Они состарадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой.»

«Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.»

«Они чистосердечны и боятся лжи, как огня»

«Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.»

«Если они имеют в себе талант, то уважают его.

«Они воспитывают в себе эстетику.»

Рефлексия (Р/М на каждого обучающегося)

— Выберите то, что вы думаете о сегодняшнем уроке.

 На уроке я работал активно / пассивно

 Своей работой на уроке я доволен / не доволен

 Урок для меня показался коротким / длинным

 За урок я не устал / устал

 Мое настроение стало лучше / стало хуже

 Материал урока мне был понятен / не понятен

интересен / скучен легким

Ахмадуллина Р.Г. Рабочая тетрадь. Часть 1, 6 класс. –М: Просвещение, 2015

Тяпугина Н.Ю. Антон Павлович Чехов в школе. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 2002.

Чехов А.П. Сочинения в 2 томах. Том 1. Повести и рассказы. –М: «Художественная литература», 1982.

Карточка для работы над произведением А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

1. Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:

1 группа: Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Дед и отец писателя были крепостными крестьянами. Деду, человеку способному и волевому, удалось выкупить себя и свою семью из крепостной неволи. Отец был владельцем бакалейной лавки.

Но в 1867 году дела пошатнулись, лавка была закрыта, семья переехала в Москву. В Таганроге остался Антон вместе с братом Иваном. Будущий писатель учился в гимназии и одновременно зарабатывал на жизнь частными уроками.

2.Выберите правильно определения понятиям.

А) Противопоставление героев. события, явлений в произведении.

Б) Высмеивание пороков человека и общества.

В) Смешные поступки героев, смешные события и истории.

Г) Вымышленные имена или фамилии.

Д) Прозаическое произведение небольшое по объёму.

А) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»

Запишите определение в тетради.

А) Приятная и неожиданная встреча. Докажите текстом.

6. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?

А) «- привычка гнуть шею перед начальством;

Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;

— важно для него то, что это друг детства;

— дороги воспоминания о прошлом.»

7. Словарная работа.

— Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душунок – милый, приятный человек.

Соотнесите стрелками слова и их значения:

Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,

нарядно одетый, франт

Казённый Военная или гражданская форменная

Щёголь Почитание старших по чину, по

Мундир Первая железная дорога между

Москвой и Петербургом

Благоговение Глубочайшее почтение

Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Соотнеси глаголы и их значения.

Лексического значение глагола

Крайне удивиться, внезапно озадачить

Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством

То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно)

Вытянуться во фрунт

Заявить о своём несогласии, высказать возражение

Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать

Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь

Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи

Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин)

Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения)

Пощадить, простить кому – нибудь вину

Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?

8. «Внимательный ли ты читатель!»

Как звали толстого?

Прозвище тонкого в гимназии?

Прозвище толстого в гимназии

Карточка для работы над произведением А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:

В 1879 году Чехов окончил гимназию, переехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году.

Первая публикация его произведений осуществилась в начале 1880 года в журнале «Стрекоза». Далее он сотрудничает в журналах: «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Русский сатирический листок». Талантливыми были названы его рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник».

2.Выберите правильно определения понятиям.

А) Противопоставление героев. события, явлений в произведении.

Б) Высмеивание пороков человека и общества.

В) Смешные поступки героев, смешные события и истории.

Г) Вымышленные имена или фамилии.

Д) Прозаическое произведение небольшое по объёму.

Б) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»

Запишите определение в тетради.

5. Работа с текстом.

Б) Разговор о жизни. Изменения в поведении героев. Докажите текстом.

6. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?

А) «- привычка гнуть шею перед начальством;

Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;

— важно для него то, что это друг детства;

— дороги воспоминания о прошлом.»

— Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душунок – милый, приятный человек.

Соотнесите стрелками слова и их значения:

Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,

нарядно одетый, франт

Казённый Военная или гражданская форменная

Щёголь Почитание старших по чину, по

Мундир Первая железная дорога между

Москвой и Петербургом

Благоговение Глубочайшее почтение

Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Соотнеси глаголы и их значения.

Лексического значение глагола

Крайне удивиться, внезапно озадачить

Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством

То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно)

Вытянуться во фрунт

Заявить о своём несогласии, высказать возражение

Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать

Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь

Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи

Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин)

Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения)

Пощадить, простить кому – нибудь вину

Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?

8. «Внимательный ли ты читатель!»

— Почему и за что толстого так дразнили в школе?

Карточка для работы над произведением А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:

Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен. Язык его произведений удивителен.

Однако, он прожил недолгую жизнь, в 1904 году писателя не стало.

2.Выберите правильно определения понятиям.

А) Противопоставление героев. события, явлений в произведении.

Б) Высмеивание пороков человека и общества.

В) Смешные поступки героев, смешные события и истории.

Г) Вымышленные имена или фамилии.

Д) Прозаическое произведение небольшое по объёму.

3. Определите, о ком из героев данное описание:

В) « Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею..»

«Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.»

Запишите определение в тетради.

5. Работа с текстом.

В) Расставание «друзей». Поведение героев. Докажите текстом.

6. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?

А) «- привычка гнуть шею перед начальством;

Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;

— важно для него то, что это друг детства;

— дороги воспоминания о прошлом.»

— Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душунок – милый, приятный человек.

Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?

8. «Внимательный ли ты читатель!»

В) – Кто такой Эфиальт?

— За что тонкий получил такое прозвище?

1. Индивидуальное задание

Соотнесите стрелками слова и их значения:

Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,

нарядно одетый, франт

Казённый Военная или гражданская форменная

Щёголь Почитание старших по чину, по

Мундир Первая железная дорога между

Москвой и Петербургом

Благоговение Глубочайшее почтение

Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Соотнеси глаголы и их значения.

Лексического значение глагола

Крайне удивиться, внезапно озадачить

Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством

То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно)

Вытянуться во фрунт

Заявить о своём несогласии, высказать возражение

Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать

Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь

Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи

Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин)

Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения)

Пощадить, простить кому – нибудь вину

Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?

Источник

  • Тонн километров как пишется
  • Тонко порезанный салями как правильно пишется
  • Тонко организованный как пишется
  • Тонкая и дипломатичная беседа помогла установить дружеский контакт между людьми в народных сказках
  • Тоннажом или тоннажем как правильно пишется