Толстые вопросы к сказке черная курица или подземные жители

Сочинение по черная курица, или подземные жители а.погорельского черная курица, или подземные жители а. погорельского это волшебная сказка. в

Сочинение по «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского

«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.

Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.

Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.

С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.

Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.

Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.

Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Также читают:

Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Популярные сегодня темы

Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.

Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.

Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.

Раннее утро у многих вызывает негативное восприятие и ассоциируется с необходимостью вставать в школу или на работу. Поспать подольше в теплой уютной постели кажется гораздо приятнее и важнее

Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.

Сочинение на тему «Черная курица» Погорельский

Мария Николаевна

Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» рассказывает нам о жизни маленького Алеши. Уже два года он учится в пансионе Петербурга. Он очень прилежный и добрый мальчик, многие любят за его характер.

В будни Алеша счастлив, а в выходные, когда все дети разъезжаются домой, к родителям, Алешу мучает жуткое одиночество, потому что своих родителей он давно не видел. На выходных Алеша кормит курочек, среди которых больше всех любит черную, которой дал имя Чернушка. Мальчик спасает ее от кухарки и выкупает ее, дав монетку. За это Чернушка благодарит Алешу.

Оказывается, что эта курица ‒ министр подземного короля, а под землей живет целый народ. Курочка водит в подземное царство Алешу. Алеша видит там дворцы, залы, рыцарей, волшебных попугаев. Король благодарит Алешу за спасение курицы волшебным семенем, которое позволяет не учить урок и знать его.

С той поры Алеша меняется. Теперь он знает, что он не одинок, и в подземном царстве его почитает сам подземный король, и он знает тайну, которая неизвестна никому. Он становится балованным, проказничает. Вероятнее всего, мальчик просто понимает, что теперь он лучше всех учеников, он зазнается.

Курочка приходит к Алеше и просит исправиться, иначе волшебное конопляное семя больше ему не дадут, и уроки придется учить самому. Но однажды, под страхом быть высеченным, мальчик проговаривается о подземном царстве.

Это влечет за собой плохие последствия ‒ курочка арестована, а все подземные жители вынуждены перебраться жить в другое место. На прощание Чернушка очень просит Алешу стать снова прилежным. И Алеша исправляется, и даже становится примером для товарищей.

Сказка учит нас, что в душе каждого человека есть добро и прилежность, каждый способен достичь цели своим трудом. Ничего в мире нельзя получить просто так, и пользоваться всем готовым не получится, нужно стараться, трудиться.

Усилия нужны и для того, чтобы заслужить любовь и уважение других. Нужно помнить, что те, кто нас любит, могут пострадать от наших слов и дел, и нужно уметь нести ответственность за свои поступки перед этими людьми.

В данной работе представлено краткое содержание повести А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Это первое авторское произведение для детей в русской литературе, которое многократно переиздавалось. Автор сочинил сказку для своего племянника, воспитанием которого он занимался.

Главные герои

Алёша – главный герой, мальчик 9-10 лет, воспитанник пансиона.

Чернушка – чёрная курица, живущая во дворе пансиона; министр подземного царства.

Краткое содержание

Сорок лет назад в Санкт-Петербурге жил содержатель мужского пансиона. Многое с тех пор изменилось, но об этом пансионе помнят до сих пор.

Жил тогда в этом пансионе мальчик по имени Алеша. Ему было не более девяти – десяти лет. Родители привезли его в столицу несколько лет назад, и  оставили жить в пансионе. Вначале Алеше часто бывало тоскливо вдали от родных, но со временем ему даже стало нравиться учиться и играть с другими ребятами. Одиноко ему становилось только по выходным и праздникам, когда все дети разъезжались по своим делам. Тогда Алеша коротал время за чтением рыцарских романов из библиотеки учителя. Именно эти романы и развили его фантазию до небывалых высот.

Алеша часто кормил куриц во двое пансиона. Его любимицей была черная курица, которую все звали Чернушкой. У нее был покладистый характер, и она даже давала себя погладить. Ещё Алеша любил смотреть в дырочки в заборе, наблюдая за переулком.

В этот день в пансион должен был приехать директор. Все с самого утра готовились к его приезду. Алеша, воспользовавшись суматохой, ушел играть с курочками во двор. Но вдруг туда пришла кухарка с большим ножом, и стала ловить его любимую Чернушку. Алеша стал плакать и просить кухарку оставить в покое его любимицу, и даже отдал свою единственную золотую монету в обмен на жизнь Чернушки. После ухода кухарки Чернушка ни на шаг не отходила от Алеши до тех пор, пока он не запер ее в курятнике на ночь.

Ночью Алёше не спалось, и вдруг он услышал, что кто-то его тихо зовёт. Оказалось, что это Чернушка пришла в его комнату. Она пришла за Алешей.

Чернушка повела Алёшу за собой. Все запертые двери открывались по хлопку ее крыльев. Но было одно условие, нельзя было ничего трогать. В одной из комнат Алеша не удержался и схватил кота за лапку. Кот начал мяукать, а потом закричал попугай. Чернушка сказала, что Алеша, скорее всего, разбудил рыцарей. И, действительно, в следующей комнате на них накинулись рыцари, с которыми Чернушке пришлось сражаться. Алеша так сильно испугался, что упал в обморок. Очнулся он уже в своей кровати, и долго не мог понять, было ли это все на самом деле, или просто приснилось ему. Пойти к Чернушке в этот день у него не получилось, потому что шел сильный снег.

Ночью Чернушка снова пришла в комнату к Алеше. Она упрекнула его в том, что по его вине проснулись рыцари, от которых ей с трудом удалось отбиться. Алеша попросил черную курицу, чтобы она снова его повела туда же, куда и вчера. В комнате старушек Алеша увидел фарфоровых кукол, которые кивали ему головой. Он не стал их трогать, но поклонился в ответ. Тогда куколки соскочили со своих мест, и побежали следом. Но Алеша больше не обращал на них внимания, поэтому они вернулись обратно.

В этот раз рыцари не набросились на Чернушку, но всё-таки соскочили со стены, и преградили им дорогу. Чернушка увеличилась в размере, хлопнула крыльями, и они рассыпались, оказавшись всего лишь пустыми латами. Затем они с Алешей прошли в следующую залу, где стены были из мрамора, а двери из золота. Чернушка оставила Алёшу одного, и куда-то ушла.

Вскоре открылась одна из дверей, и в комнату вошли маленькие человечки. Они не заметили Алёшу, и ходили, как ни в чем не бывало. Чуть позже в комнате появился их король, которого Алеша узнал  дорогой одежде и короне. Алеша поклонился королю, и тот поклонился ему в ответ. Король подозвал мальчика к себе, и поблагодарил его за то, что он спас жизнь его главному министру. Оказывается, черная курица была на самом деле министром короля.

Король захотел отблагодарить Алёшу за его поступок. Он пообещал исполнить любое желание. Немного подумав, Алеша попросил сделать так, чтобы он знал любой урок, не готовясь к нему. Король удивился такому желанию, но всё-таки исполнил его. Он подарил Алеше конопляное семечко, и предупредил, что семечко будет исполнять желание до тех пор, пока все произошедшее будет оставаться в тайне.

После того, как король ушел, министр вызвался показать Алеше подземное царство. Вначале он повел его в сад, где все дорожки были выложены драгоценными камнями, а на деревьях вместо листьев рос разноцветный мох. После сада они пошли в королевский зверинец, где на золотых цепях сидели разнообразные дикие звери: крысы, кроты, хорьки.

Потом министр привел Алёшу обратно в комнаты. Там уже накрыли к тому времени столы, но Алеша оказался не голоден. Поэтому вместо ужина он попросился на охоту. Охотились они на крыс.

Позже Алеша узнал то, что подземные жители в старину часто поднимались наверх. Но нескромные люди стали рассказывать о них, и маленьким человечкам приходилось переезжать из одного места в другое. Теперь они старались не попадаться на глаза большим людям.

Алеша много ещё чего хотел узнать у министра Чернушки, но усталость взяла свое, и он уснул. Утром все смешалось в его голове, но, найдя в кармане конопляное зёрнышко, Алеша решил его проверить. Тем более, уроки он выучить не успел.

Зернышко помогло. Алеша без ошибок ответил урок. Вскоре слава о его успехах в учебе облетела весь Петербург. Пансион прославился, теперь в нем не было свободных мест. Вначале Алеше было стыдно получать незаслуженную похвалу, но со временем он к этому привык. Более того, он стал слишком большого мнения о себе, и характер его испортился. Так как Алеше не нужно было тратить время на подготовку к урокам, он стал совершать всяческие шалости. Учителю надоели его выходки, поэтому он старался задавать побольше балованному ученику.

Как-то раз учитель задал выучить наизусть двадцать страниц. Алеша и не думал готовиться, но утром когда его вызвали отвечать, он не смог проронить ни слова. Все дело в том, что его семечко пропало. Учитель не поверил, что такой способный ученик не выучил хотя бы несколько страниц, поэтому подумал, что Алеша упрямится. Он приказал запереть мальчика, и оставить его на хлебе и воде, пока тот не выучит урок.

В отчаянии Алеша вспомнил о Чернушке, и стал звать просить о помощи. Ночью Чернушка пришла к нему. Всю ночь черная курица уговаривала Алёшу измениться, стать таким, как прежде, когда все его любили. Потом она вернула ему конопляное зернышко, которое он потерял во дворе, и исчезла.

На следующий день Алеша смело вошёл в класс, и рассказал наизусть все двадцать страниц, которые нужно было выучить. Учитель удивился, когда он мог их выучить, ведь накануне вечером Алеша не мог хорошо ответить даже двух страниц. Учитель решил наказать его, и велел принести розги. Алеша расплакался, и стал умолять не наказывать его. Растроганные его искренностью товарищи принялись тоже просить учителя отменить наказание. Учитель согласился, но потребовал, чтобы Алеша извинился, и рассказал правду о том, когда он выучил урок.

Обрадовавшись, Алеша совсем потерял голову, и рассказал всему классу правду о подземных человечках и черной курице. Учитель подумал, что Алеша смеётся над ним, и велел его высечь.

Униженный и убитый горем Алеша пришел в спальню. Когда ночью простынь зашевелилась, он закрыл глаза от стыда и заплакал. Алеше совестливо было взглянуть в глаза Чернушке, но всё-таки он решился. Министр явился не в виде черной курице, а в своем человеческом облике. Он сказал, что прощает Алёшу, но весь его народ теперь вынужден переселиться далеко от этих мест, где они жили счастливо не одно столетие. Кроме того, за болтливость Алёши министр понес наказание – теперь его руки были скованны золотой цепью.

Всю ночь Алеша не мог уснуть, а перед рассветом услышал плач и шум маленьких колес под полом. Утром Алёшу нашли на полу без сознания. Шесть недель он тяжело болел, а потом все произошедшее стало ему казаться дурным сном. Но теперь Алеша вел себя скромно и старался быть послушным. Всего его снова стали любить и ценить, хотя он уже и не мог выучить наизусть двадцать страниц.

Что красивей всего?

— Да что же прекрасней

— Мой хвост, без сомнения! —

Спрошу у Цветка —

Кто славит поля,

Кто — полярные льды,

Кто — горы, кто — степь,

Кто — мерцанье звезды…

А мне показалось,

Что все они правы.

Все: Звери и Птицы,

Деревья и Травы…

На трудный вопрос:

«Что красивей всего?»

Похожие стихи

tb.php?src=%2Fimages%2Frusskazka%2Fkhryuk na elke

tb.php?src=%2Fimages%2Frusskazka%2Fptichya shkola

tb.php?src=%2Fimages%2Frusskazka%2Fbukva ya

tb.php?src=%2Fimages%2Frusskazka%2Fistoriya gusenitsy

  • Народные
    • Русские народные сказки
    • Русские былины
    • Белорусские сказки
    • Украинские сказки
    • Народов России
    • Восточные сказки
    • Мифы и легенды Древней Греции
    • Скандинавские мифы
  • Русские авторы
    • Пушкин А. С.
    • Аксаков С. Т.
    • Бажов П. П.
    • Бианки В. В.
    • Валентина Осеева
    • Гайдар Аркадий
    • Гераскина Лия
    • Даль В.И.
    • Драгунский В. Ю.
    • Ершов П. П.
    • Житков Б. С.
    • Жуковский В. А.
    • Зощенко М. М.
    • Катаев Валентин
    • Коваль Ю. И.
    • Крылов И. А.
    • Мамин-Сибиряк Д. Н.
    • Одоевский В. Ф.
    • Носов Н. Н.
    • Паустовский К. Г.
    • Пермяк Е. А.
    • Пляцковский М. С.
    • Погорельский А. A.
    • Пришвин М. М.
    • Прокофьева Софья
    • Салтыков-Щедрин М. Е.
    • Скребицкий Г. А.
    • Сутеев В. Г.
    • Сухомлинский В. А.
    • Толстой А. Н.
    • Толстой Л. Н.
    • Успенский Э. Н.
    • Ушинский К. Д.
    • Цыферов Г. М.
    • Чарская Л. А.
    • Чарушин Е. И.
    • Чехов А. П.
    • Шварц Е. Л.
    • Шим Эдуард
  • Зарубежные авторы
    • Андерсен Г. Х.
    • Астрид Линдгрен
    • Братья Гримм
    • Биссет Дональд
    • Гауф В.
    • Гофман Э. Т.
    • Жан де Лафонтен
    • Киплинг Р. Д.
    • Милн А. А.
    • Оскар Уайльд
    • Пройслер Отфрид
    • Родари Джанни
    • Харрис Д. Ч.
    • Шарль Перро
    • Янсон Туве
    • Басни Эзопа
  • Детские стихи
    • Агния Барто
    • Заходер Б. В.
    • Маршак С. Я.
    • Михалков Сергей
    • Корней Чуковский
    • Александр Пушкин

Популярные

  • Приключения Незнайки и его друзей 1792603
  • Дядя Фёдор, пёс и кот 1135437
  • Приключения Чиполлино 1129914
  • Крокодил Гена и его друзья 927845
  • Незнайка на Луне 791087
  • Мышонок Пик 611237

Новые

  • Черная курица, или Подземные жители
  • В стране невыученных уроков
  • Чур, не перебивать! или Как Иван и Настя нашли своё счастье
  • Волшебная лампа
  • Сказка о верности
  • Хрустальд и Катринка
  • Чем меньше женщину мы любим
  • Как сочинить сказку

© 2011 — 2021 Проект «Все сказки»

twi
Все тексты сказок собраны из открытых интернет источников и опубликованы на сайте для не коммерческих целей!
Данные тексты опубликованы в ознакомительных целях. Все авторские права принадлежат правообладателям!

Заходер стихи что красивей всего

Борис Заходер Владимирович известный прозаик. Наибольшую известность Борису Заходеру в СССР принесли его переводы, а точнее, пересказы классических произведений зарубежной детской литературы. Любимый автор бессмертных детских произведений и стихов. Стихи Бориса Заходера с удовольствием читают как дети так и взрослые. Сказки Заходера также пользуются популярностью.

Что красивей всего?

Что красивей всего?Ребенок спросилНи с того ни с сего:— А ну-ка скажи,Что красивей всего?Да, вот так вопрос:»Что красивей всего?»ОтветитьЯ сам не сумел на него.И вот я решилПослушать ответыДругих обитателейНашей планеты.Деревья и ТравыСказали в ответ:— Да что же прекрасней,Чем солнечный свет?!— Да что же прекраснейНочной темноты?! -Откликнулись Совы,Сычи и Кроты. — Леса! -Отвечали мнеВолк и Лиса.Орел свысокаПроцедил:— Небеса!— По-моему, море! -Ответил Дельфин.— Мой хвост, без сомнения! -Крикнул Павлин.

more

Мохнатая азбука (Морж)

МОРЖСпросил у Кенгуру:— Как выносишь ты жару?— Я от холода дрожу! -Кенгуру сказал Моржу. ..

more

Мохнатая азбука (Носорог)

Кто НОСОРОГУДорогуУступит,Тот, несомненно, разумно поступит.Любо толкаться ему, толстокожему,А каковоБедняге прохожему?Как хорошо, что такие невежиБудут встречатьсяВсе реже и реже! ..

more

Мохнатая азбука (Ежик)

— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?— Это я на всякий случай:Знаешь, кто мои соседи?Лисы, волки и медведи! ..

more

Школа для птенцов (Дождик)

Дождик песенку поет:Кап, кап. Только кто ее поймет -Кап, кап?Не поймем ни я, ни ты,Да зато поймут цветы,И весенняя листва,И зеленая трава. Лучше всех поймет зерно:ПрорастатьНачнетОно! ..

more

Считалочка

Жили-были два соседа,Два соседа-людоеда.ЛюдоедаЛюдоедПриглашаетНа обед.Людоед ответил: — Нет,Не пойду к тебе, сосед!На обед попасть не худо,Но отнюдьНе в видеБлюда! ..

more

Сказки для людей (1 глава)

В Синем море жил-был маленький Рак. И жилось ему очень плохо, так плохо, что он никак не мог понять, почему море называют Синим — ему-то оно казалось совсем, совсем серым. Да, это было очень странно!Ведь море было действительно синее-синее, и жить в нём было так весело и интересно! Рыбы (это только раньше люди думали, что они не умеют говорить!) даже сложили весёлую песню о том, как хорошо живётся в море:Никто и нигде!Никто и нигде!Не жил веселее,Чем рыбы в воде!Ни люди,Ни звери,Ни птицы,Ни змеи — Никто и нигде не живёт веселее!Да, никто и нигде!Нет, никто и нигдеНе жил веселее,Чем рыбы в воде! –и распевали её с утра до ночи.

more

Сказки для людей (Сказка про всех на свете)

Жили-были. Жили-были, по правде говоря, все на свете. И сказка эта как раз про них — ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ. Но так как про всех на свете сразу рассказать уж очень трудно, то лучше попробуем сначала рассказать про ягнёнка. А там, глядишь, доберёмся и до всех на свете.Так вот, жил-был ягнёнок, маленький, хорошенький ягнёнок по имени Барашек. Жил он со своей мамой, неподалёку от большого луга, где росла кашка (многие называют её клевером), и он её очень любил. И между прочим, ел эту кашку (любую: белую, розовую и даже лиловатую) без всяких фокусов и капризов, без уговоров и сказок.

more

Мохнатая азбука (Кобра)

За стеклом свернулась КОБРА.СмотритТупо и недобро.Видно с первого же взгляда:Мало мозга,Много яда. ..

more

Мохнатая азбука (Уж)

— Я по совести скажу:Плохо, плохо мне, УЖУ, -Очень гадок я на вид. А ведь я — не ядовит! ..

more

    • 123456 .

Именно для Вас мы собрали только самые лучшие и популярные сказки великих сказочников. Эти писатели сказок для детей и взрослых окунут Вас в мир чудес. Вас ждёт волшебный мир народных сказаний и былин, а также произведения самых известных русских и зарубежных сказочников.

Пояснительная записка

Нормативные документы и методические материалы:

Рабочая программа по литературе для 5 класса создана с учётом:

— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года;

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

— Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией  В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016;

-Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2016;

— образовательной программы МБОУ «ООШ № 15»;

— учебного плана на 2020-2021 учебный год;

— положения о рабочей программе ОУ;

— годового календарного графика на 2020-2021 учебный год.

Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю.

Тематическое  планирование по  литературе в авторской  программе и учебному плану школы  составляет 105 часов, 3 часа в неделю. По рабочей программе учителя – 105 часов.

Главными целями изучения предмета «Литературы» являются:

-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

— постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

— поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

— овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

— использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Планирование учебного материала по курсу «Литература» 5 класс

                         Раздел

Количество часов

1.

Введение.

1

2

Устное народное творчество

10

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из литературы XVIII века

2

5

Из литературы XIX века

41

6

Из  литературы XX века

29

7

Русские поэты XX века о родине  и родной природе

2

8

Из зарубежной литературы

15

Содержание тем учебного курса

Введение – 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество – 10 ч.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота презрение к позе мягкая гордость собою недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой…» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы – 2 ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

Из литературы XVIII века – 2 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из  русской литературы XIX века – 41 ч.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. поучительный характер басен  Своеобразие языка басен.

 Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

  Русская литературная сказка 19 века.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-горбунок». (для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrin-ceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теориялитературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячиесюжеты» сказок разных народов.

 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством».(для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.(Для внеклассного чтения)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет .(начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор).

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной… »; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века – 29 ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). 

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.

 Русская литературная сказка 20 века (обзор).

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.М. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в 20 веке. Драма как род литературы ( начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

 «Ради жизни на земле»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»;

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

 Русские поэты XX века о родине, родной природе – 2 ч.

И.Бунин «Помню — долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы – 15 ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы .Художественная деталь (начальное представление).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы» (для внеклассного чтения).Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы.Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)  формирование основ экологической культуры на основе признания  ценности жизни во все ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)  смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

 1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;

3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при аналитике литературного произведения;

5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 «Б» классе  

№ урока

Дата проведения

Тема урока

По плану

По факту

Раздел 1.Введение. (1ч)

1.

Книга  в жизни человека

Раздел 2. Устное народное творчество (10ч)

2.

Фольклор — коллективное устное народное творчество

3.

Малые жанры фольклора

4.

Русские народные сказки. «Царевна — лягушка» как волшебная сказка

5.

«Царевна лягушка». Василиса  Премудрая и Иван-царевич

6.

«Царевна лягушка». Поэтика  волшебной сказки

7.

«Иван -крестьянский сын и чудо — юдо»- волшебная — богатырская  сказка  героического  содержания

8.

«Иван -крестьянский  сын  и  чудо — юдо»: система образов сказки

9.

Сказки о животных. «Журавль и Цапля»

10.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

11.

Итоговый урок на тему «Русские народные сказки»  (урок развития речи 1)

Раздел 3. Из древнерусской литературы (2часа)

12.

«Повесть временных лет» как литературный памятник

13.

Из «Повести временных лет»: «Подвиг  отрока — киевлянина и  хитрость  воеводы  Претича»

Раздел 4. Из литературы XVIII века (2часа)

14.

 Из литературы XVIII века. М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения 1)

15.

М.В.Ломоносов. «Случились вместе  два  Астронома  в  пиру…»

Раздел 5. Из литературы XIX века (41 час).

16.

Жанр басни в мировой литературе (урок внеклассного чтения 2).

17.

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

18.

И.А. Крылов. «Волк на псарне»

19.

 И.А. Крылов. Басни (урок развития речи 2)

20.

 В.А. Жуковский. «Спящая царевна»

21.

В.А. Жуковский. «Кубок»

22.

А.С.Пушкин.  «Няне»

23.

А.С.Пушкин.  « У Лукоморья дуб зелёный …»

24.

 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои

25.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика  героев(урок развития речи 3).

26.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

27.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок развития речи 4).

28.

Контрольная работа по творчеству  И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

29.

Контрольная работа по творчеству  И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

30.

А.С.Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения 3).

31

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

32.

«Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

33.

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

34.

«Бородино»: проблематика  и поэтика.

35.

«Ашик – Кериб» как литературная сказка (урок внеклассного чтения 4).

36.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

37.

Н.В.Гоголь «Заколдованное место»: реальность и фантастика  в повести

38.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (урок внеклассного чтения 5).

39.

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

40.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей

41.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Язык стихотворения

42.

И.С.Тургенев  «Муму» как повесть о крепостном праве

43.

И.С.Тургенев  «Муму» как протест против рабства

44.

И.С.Тургенев  «Муму»: система образов

45.

И.С.Тургенев  – мастер портрета и пейзажа (урок развития речи 5).

46.

А.А.Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»

47.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев

48.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин

49

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» (урок развития речи 6).

50.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н.Толстого

51

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н.Толстого

52

А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ

53

А.П.Чехов. «Хирургия» » (урок развития речи 7).

54

Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6).

55

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

56

А.Н.Майков.  «Ласточки»;  И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.З. Суриков.  «Зима» (отрывок), А.Н.Плещеев.  «Весна» (отрывок).

57

Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи 8).

Раздел 6. Из  литературы 20 века (29часов )

58

И.А.Бунин. «Косцы»

59

И.А.Бунин. «Подснежник» (урок внеклассного чтения 7).

60

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети

61

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья  Тыбурция.

62

В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

63

В.Г.Короленко «В дурном обществе» (урок развития речи9 ).

64

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

65

П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы

66.

П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы

67.

К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки

68.

К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: язык сказки

69.

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 8)

70.

С. Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения 9)

71.

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои

72.

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа

73.

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» (урок развития речи10)

74.

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа

75.

А. П. Платонов «Никита»: быль и фантастика

76.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

77.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя

78.

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

79.

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

80.

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

81.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»

Раздел 7. Русские поэты XX века о родине  и родной природе (2 часа)

82.

И. А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы»

83.

Д. Кедрин. «Аленушка»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»

84.

Саша Черный. «Кавказский пленник»

85.

Саша Черный. «Игорь — Робинзон»

86.

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

Раздел 8. Из зарубежной литературы (15часов)

87.

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков

88.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя

89.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя

90.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа

91.

Х.-К.Андерсен.  «Снежная королева»: реальность и фантастика

92.

Х.-К.Андерсен.  «Снежная королева»: сказка о великой силе любви

93.

Х.-К.Андерсен.  «Снежная королева»: «что есть красота?»

94

Х.-К.Андерсен.  Сказки (урок внеклассного чтения 10).

95.

Х.-К.Андерсен.  Сказки (урок развития речи 11).

96.

Х.-К.Андерсен.  Сказки (урок развития речи 12).

97.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства

98.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев

99.

«Приключения Тома Сойера» — любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи 13).

100.

Джек Лондон.  «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

101.

Джек Лондон.  «Сказание о  Кише»: мастерство писателя.

102.

Урок итогового  контроля

103.

Урок итогового  контроля

104.

Литературный праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса (уроки развития речи 14).

105.

Литературный праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса (уроки развития речи 15).

Итого за год: 105часов

-из них:

-контрольных работ-8

-развития речи-15

-внеклассного чтения-10

Лист корректировки рабочей программы

№ пп

№ урока /тема   согласно рабочей учебной программе

Тема с учетом корректировки

Сроки корректировки

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы

п/п

Предмет

Класс

Учебник

Программа

Методическое

пособие

КОМ

6

Литература

5

Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.– М.: Просвещение, 2015 г.

«Литература.

«Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной

5-9 классы»,

— М.: Просвещение,  2016 г.

Н.В. Беляева

«Уроки литературы в 5 классе.

Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразоват. организаций»,

— М.: Просвещение,  2016г.

Н.В. Беляева

«Литература

Проверочные

работы 5-9: пособие для учителей общеобразоват. учреждений»,

— М.: Просвещение, 2010 г.,

Эпидемиологическая ситуация в Саратове остается напряженной. Культурные учреждения по-прежнему работают в условиях строгих ограничений.

ИА «Регион 64» подготовило афишу мероприятий на 26-28 ноября, которые жители старше 18 лет могут посетить при наличии QR-кода, свидетельствующего о вакцинации или перенесенной коронавирусной инфекции.

Тем, кому прививка от COVID-19 противопоказана, необходимо иметь справку о наличии медотвода, выданную врачебной комиссией лечебной организации, где наблюдается пациент.

Концерты

26 ноября в 15:00 — Радищевский музей — художественно-музыкальная программа «Вперед! К зиме! По ноябрю!».

26 ноября в 18:30 — консерватория имени Собинова — вечер камерной музыки «Памяти великого художника…». Стоимость билета от 150 рублей.

26 ноября в 18:30 — филармония имени Шнитке — концерт «Теория струн». В программе мировые хиты и собственные сочинения Вахтанга Торели. Стоимость билета от 400 до 800 рублей.

27 ноября в 15:00 — Радищевский музей — художественно-музыкальная программа «В союзе звуков, чувств и дум».

27 ноября в 17:00 — консерватория имени Собинова — концерт памяти основателей кафедры народных инструментов Саратовской консерватории Валерия Ломако и Бориса Скворцова. Стоимость билета от 250 рублей.

28 ноября в 17:00 — филармония имени Шнитке — концерт к 140-летию со дня рождения Николая Мясковского. Стоимость билета от 300 рублей.

Спектакли и представления

27 ноября в 11:00 — филармония имени Шнитке — детский кукольный спектакль «Светофория». Стоимость билета 250 рублей.

28 ноября в 12:00 — филармония имени Шнитке — спектакль для родителей с детьми «Волк, Коза и Козлята». Стоимость билета от 250 рублей.

Театр драмы имени Слонова:
— «Деньги как дождь» (26 ноября в 18:30, большая сцена);
— «Снежная королева» (27 ноября в 11:00, малая сцена);
— «Отверженные» (27 ноября в 17:00 и 28 ноября в 15:00, малая сцена);
— «Частная жизнь» (27 ноября в 17:00, большая сцена);
— «Мафия и нежные чувства» (28 ноября в 17:00, большая сцена).

Театр оперы и балета (новая сцена):
— опера в 2 действиях «Волшебная флейта» (26 ноября в 18:30);
— балет в 2 действиях «Щелкунчик» (27 ноября в 17:00);
— оперетта в 2 действиях «Баядера» (28 ноября в 17:00).

ТЮЗ им. Киселева:
— «Горка» (26 ноября в 18:00, малая сцена);
— «Черная курица, или Подземные жители» (27 ноября в 11:00, большая сцена);
— «Алиса в Стране чудес» (27 ноября в 11:00 и 14:00, камерная сцена);
— «Метод Грёнхольма» (27 ноября в 18:00, малая сцена);
— «За зимою снова лето» (28 ноября в 11:00 и 14:00, историческая сцена);
— «Маленькая Баба-Яга» (28 ноября в 11:00, большая сцена);
— «Оруженосец Кашка» (28 ноября в 18:00, большая сцена).

Театральная мастерская «Грани»:
— «Теллурия» (27 ноября в 18:00).

Театр «Версия»:
— «Хочу быть волком» (26 ноября в 18:00);
— «Четвертый стул» (27 ноября в 18:00);
— «Золотой цыпленок» (28 ноября в 11:00).

Театр магии и фокусов «Самокат»:
— иллюзионное представление «Праздник фокусов» (27 ноября в 11:00);
— иллюзионное представление «Ахалай-махалай» (27 ноября в 13:00);
— иллюзионное представление «Удиви меня» (27 и 28 ноября в 16:00);
— иллюзионное представление «Фокус-покус Тру-ля-ля» (28 ноября в 11:00);
— иллюзионное представление «Карнавал чудес» (28 ноября в 13:00).

Театр кукол «Теремок»:
— «Черный снег» (26 ноября в 18:00);
— «Клочки по закоулочкам» (27 ноября в 11:00);
— «Теремок» (28 ноября в 11:00 и 14:00).

Саратовский областной театр оперетты:
— мюзикл в 2 действиях «Вечера на хуторе близ Диканьки» (26 ноября в 18:00);
— мюзикл в 2 действиях «Собака на сене» (27 ноября в 17:00);
— мюзикл в 2 действиях «Бременские музыканты» (28 ноября в 11:00).


Выставки

Радищевский музей:
— «Шедевры коллекции Радищевского музея»;
— «Мелодия тишины»;
— «Огонь, пылающий в сосуде»;
— «Достоевский город» (иллюстрации к произведениям Достоевского).

Саратовский областной музей краеведения:
— «Живые драконы»;
— «Драгоценный мир живой природы»;
— «Дорога в космос»;
— «Война и Победа. Взгляд художника-фронтовика»;
— выставочный проект Саратовской епархии;
— «Театр и остальная жизнь»;
— «Птица года»;
— «Помнить. Нельзя забыть».

Историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»

Постоянные экспозиции:
— «Трагедия и подвиг. Век XX»;
— «Трудовая слава Саратовской области»;
— «Поезд милосердия».

Выставки:

— «Судьба истребителя»;
— «В тылу и на фронте всегда начеку!»;
— «Триумф саратовского спорта»;
— «Предупреждение. Спасение. Помощь».

Новые выставки:
— «Вся жизнь — служение науке»;
— «Генералы: судьба и долг»;
— «Унылая пора! Очей очарование!»;
— «СОБР — спецназ действий»;
— «Мы память бережно храним»;
— «Птицы в синей вышине»;
— «На службе Родины»;
— «Артиллеристы, зовет Отчизна нас!»;
— «В металле память сохраняем».

Музей-усадьба Чернышевского:
— «Озарена тобою жизнь моя»;
— «Отечества достойный сын»;
— «Волжская симфония»;
— «Рассказывают книжные знаки…».

Музей-усадьба Борисова-Мусатова:
— «Связующие нити» (персональная выставка Елены Палехиной).

Энгельсская картинная галерея:
— «Шедевры русской живописи XX века»;
— «Павел Кузнецов. Возвращение»;
— «Московские дворики» (гравюры Ивана Павлова из книжного фонда Радищевского музея);
— Юрий Машков. Живопись из собрания Радищевского музея;
— «Путешествуя с этюдником. Юбилейная выставка Ирины Швечихиной»;
— персональная выставка Анастасии Дорошенко «Bel canto». Живопись, графика;
— «Волшебный калейдоскоп Николая Глинского. Сказка, миф, история» (театральные эскизы и декоративные композиции);
— «Время учиться и время творить» (выставка-конкурс детского рисунка);
— «Коллайдер. Новый авангард. Алекс Гончаренко».

  • Толстый вопрос к сказке о рыбаке и рыбке
  • Толстые вопросы к сказке сивка бурка
  • Толстой ученый сын читать полный рассказ
  • Толстой филиппок аудио рассказ
  • Толстой филиппок картинки к рассказу