Толстой в поезде рассказ

Обновлено: 22.04.2021 15:24:21 обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. о критериях отбора. данный материал носит субъективный характер, не является рекламой

Обновлено: 22.04.2021 15:24:21

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Авторитетнейшая фигура не только для своих современников, но и для потомков – Лев Николаевич Толстой. «В России два царя – Николай Второй и Лев Толстой», – писал Суворин. О гениальности классика свидетельствуют две вещи: его произведения актуальны до сих пор и популярны во всём мире. Он не просто русский писатель – поднимаемые им темы и вопросы близки людям любой национальности. У гениальности Толстого мировое признание и популярность у читателей с отличным от русского менталитетом и другой парадигмой. Из всего наследия автора наши эксперты выбрали 10 лучших произведений.

Рейтинг лучших произведений Льва Толстого

Анна Каренина

Рейтинг: 5.0

Анна Каренина

Действие романа происходит в России конца 19 века. Толстой одинаково мастерски рисует жизнь всех слоёв того общества: от великосветской петербургской знати до крестьян. Главная героиня, именем которой и названо произведение, будучи замужней дамой, влюбляется в молодого графа Алексея Вронского. Мужу Карениной становится известно о любовной связи жены, но он не соглашается на развод. Любовники сбегают в Италию, но их счастье длится недолго – чувства Вронского постепенно остывают. Анна заканчивает жизнь самоубийством, бросившись под поезд. Главная мысль произведения в том, что построение счастья на обломках семьи невозможно. Противовесом всепоглощающей страсти Анны Карениной выступает в романе идеализм молодого помещика Левина. Он уверен, что любовь, правда и верность – основа мира. Прототипом этого героя является сам Толстой.

Федор Достоевский высоко ценил роман «Анна Каренина», а Толстого, прочитав его произведение, назвал «богом искусства». У читателя создается впечатление, что автор до мельчайших деталей разбирает и понимает суть и последствия измены, страсти, ревности и обрушивает это понимание на него. Книга не оставляет равнодушной никого, о ней спорят и спустя 150 лет после написания. Произведение Толстого «Анна Каренина» издано на 120 языках мира, существует множество его экранизаций, мюзиклов, сериалов и ремейков во всем мире. Этот шедевр можно перечитывать всю жизнь, и в каждом возрастном периоде находить в нем все новые жемчужины.

Воскресение

Рейтинг: 4.9

Воскресение

Второе место наши эксперты отдают последнему роману Льва Николаевича – «Воскресение». Произведение названо так, потому что даже самые «пропащие» и циничные души способны воскреснуть для любви и духовной жизни. Главная героиня – Катюша Маслова, воспитанница-служанка двух престарелых помещиц. В 16 лет она влюбляется в племянника своих «благодетельниц» молодого студента Дмитрия Нехлюдова, который соблазняет ее перед отъездом в действующую армию. Встречаются оба героя вновь на суде, где Нехлюдов присяжный, а Катюша – подсудимая, гулящая девка из дома терпимости. Ее обвиняют в отравлении с целью ограбления одного из клиентов борделя. Мучимый совестью Дмитрий добивается смягчения приговора, Катя в ссылке находит свою любовь, а Нехлюдов приходит к вере в Бога.

Современные читатели отмечают, что произведение поднимает актуальные и на сегодняшний день проблемы: коррупцию, несправедливость судебной системы, социальное неравенство, бездуховность, нравственную черствость. Роман читается легко, сюжет держит в напряжении, а концовку невозможно предугадать. Оказывается, что один поступок в далекой молодости может впоследствии перевернуть всю жизнь.

Война и мир

Рейтинг: 4.8

Война и мир

На следующей строчке рейтинга расположился имеющий мировую популярность роман Толстого «Война и мир». В центре повествования – судьба главной героини Наташи Ростовой. В начале романа она юная девушка, подросток. В конце – почтенная мать семейства. В произведении множество сюжетных линий и судеб, каждая из которых волнует читателя, не оставляет его равнодушным. События происходят в начале 19 века на фоне войны с Наполеоном.

Этот роман бесчисленное число раз переиздавался и экранизировался. В 2016 году в Британии с триумфом прошла телевизионная 6-ти серийная версия экранизации «Войны и мира». Аудитория невиданная – семь миллионов зрителей, не отрываясь, следили за развитием сюжета в этой экзотической, непостижимой и огромной России. «Все кончилось?! Нет! Верните их! Пусть Пьер вновь отрастит свою ужасную бороду! Верните Элен — я хочу посмотреть, какой ужасной матерью она станет! Не могу смириться с тем, что все кончилось!», – вот один из отзывов английского зрителя.

Детство. Отрочество. Юность

Рейтинг: 4.7

Детство. Отрочество. Юность

Эта трилогия Толстого автобиографична и рождена из дневников писателя, которые он вел с самого детства. Писатель ищет ответ на вопрос: как чистое, светлое, наивное и непосредственное создание превращается в циничного и порочного человека? Произведение – дебют писателя в большой литературе, принесшее ему мгновенную славу. Гениальная книга дала толчок в изучении детской психологии педагогам того времени.

Критиками восторженно была принята первая часть трилогии – «Детство». Тургенев писал, что произведение в моде «пуще кринолина». К «Отрочеству» отношение было более прохладным, а «Юность» и вовсе подверглась беспощадной критике за излишний анализ малозначительных событий и слишком длинные, запутанные предложения. В любом случае, эта трилогия занимает почетное место в списке лучших классических произведений.

Семейное счастие

Рейтинг: 4.7

Семейное счастие

Следующее произведение является нетипичным для Толстого. «Семейное счастие» — довольно короткий роман, но не менее талантливый, чем объемные произведения автора. Поражает умение писателя-мужчины тонко понимать психологию и движения души молодой девушки, а после и женщины. В центре повествования семья – Сергей Михайлович и Машенька, и те изменения, которые происходят в их характерах после вступления в брак. Маша проходит путь от наивной простушки до мудрой жены и матери. Муж ее – от эгоистичного себялюбца до терпеливого и прощающего человека.

По мнению читателей, в романе приоткрыта тайна счастливой семейной жизни. Жить для другого – вот и весь секрет. Отношения супругов – ежедневный, ежечасный выбор в пользу любви, какие бы чувства не одолевали в данный, конкретный момент времени. Такие произведения не теряют своей актуальности со временем, ведь о семейном счастье тайно или явно мечтает каждый. Не все хотят трудиться для этого, но те, кто понимает принцип, раскрытый Толстым, – успешны в супружестве. «Все счастливые семьи похожи друг на друга…», – так считал сам Толстой.

Исповедь

Рейтинг: 4.6

Исповедь

Почетное шестое место рейтинга отдаем знаменитой немного скандальной «Исповеди». Первое произведение Льва Толстого, в котором он изложил зачатки морально-религиозного учения, названного впоследствии его именем – «толстовство». Русская цензура не пропустила «Исповедь» из-за резкой критики в ней православной Церкви. Книга была издана в Женеве и тайно распространялась в России среди почитателей таланта писателя.

В отзывах тех, кто прочитал это произведение, лейтмотивом звучит мнение о том, что книга не для всех. Только тот, кто ищет свою дорогу через веру в Бога, ищет смысл своей жизни, поймет и примет ее. Роман-размышление не читают «запоем»: после каждой главы хочется размышлять, анализировать, думать и молиться.

После бала

Рейтинг: 4.5

После бала

Рассказ Льва Николаевича «После бала» построен на противопоставлении событий на балу и после него. Отец возлюбленной главного героя – полковник Петр Владиславович во время бала выглядит как любящий отец, примерный семьянин и просто хороший человек. После – выступает как командующий жестокой расправой над провинившимся солдатом.

Красочным литературным приемом Толстой показал, что никакое насилие не может быть оправдано. Оно, по сути своей, противно Богу. Также неприемлемо разделение людей на достойных и презираемых. У героя рассказа Ивана Васильевича тут же проходит влюбленность в Вареньку, когда он понимает, какой лицемер воспитал ее. Очень поучительное произведение, которое заставляет задуматься.

Крейцерова соната

Рейтинг: 4.5

Крейцерова соната

Восьмое место эксперты отдали пронзительному рассказу Толстого «Крейцерова соната». Автор в поезде слышит историю семейной жизни и трагедии героя произведения Позднышева. Срабатывает «эффект попутчика», и звучит чудовищная история о том, как из-за безобразной ревности герой убивает свою жену и мать своих детей. Суд оправдывает это убийство, но преступник наказывает себя сам. Наказывает муками совести и пониманием, как отсутствие жизненного стержня и гордость уничтожает в нем моральные устои.

В своих отзывах читатели рассказа единодушны в том, что произведение удивительно современно. В героях сюжета каждый узнает себя, своих родных и знакомых. За сотни лет не изменились человеческие пороки. Поменялся антураж, далеко шагнул вперед технический прогресс, но души людей остались прежними. «Если бы я не знал, что это рассказ Толстого, то подумал бы, что читаю рассуждения кого-то из известных блогеров», – пишет один из изумленных поклонников таланта Толстого.

Кавказский пленник

Рейтинг: 4.5

Кавказский пленник

Короткий приключенческий рассказ Толстого о разном отношении и поведении людей в испытаниях. Жилин – оптимистичный, храбрый, умный, с четкими понятиями о чести и мужских поступках. Его товарищ Костылин – полная ему противоположность. Оба юноши попали в плен к чеченцам во время войны за присоединение к России Северного Кавказа в 1817-1864 гг. И тот, и другой освобождаются из плена, но один с честью, сохранив человеческий облик, а второй – разорив свою семью, собиравшую выкуп.

Рассказ множество раз был экранизирован. Самая известная версия – «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего, где его сын сыграл роль Ивана Жилина. Поднятая Толстым проблема не теряет актуальности. Да, жизненные драмы порой случайны, но выход из них зависит от внутреннего стержня, характера и выбора. Можно предать, сдаться, ныть, а можно, не теряя благородства, искать выход и бороться.

Смерть Ивана Ильича

Рейтинг: 4.4

Смерть Ивана Ильича

На последней строке рейтинга расположилась пронзительная повесть о болезни и смерти судейского чиновника Головина Ивана Ильича. Толстой устами главного героя переосмысливает свою жизнь, отрицает, а после осознает неизбежность смерти. И это осознание в корне меняет понимание всего пройденного жизненного пути.

Произведение достаточно короткое, но получившее признание от известных критиков. Например, В. Набоков писал, что это произведение для него является совершенным и одновременно самым сложным у Льва Николаевича. А В. Стасов отметил, что «Ни у одного народа, нигде на свете нет такого гениального создания. Все мало, все мелко, все слабо и бледно в сравнении с этими 70-ю страницами». Оказала влияние повесть и на творчество гениального режиссера Акиры Куросавы – именно ею он вдохновлялся при написании сценария к фильму «Жить».

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Алексей КОЛЕНСКИЙ

08.12.2021

Антон Борматов, режиссер фильма «Владивосток»: «Триумф — это здорово, но я от него совершенно не завишу»

В кинотеатрах — остросюжетная мелодрама с экзистенциальной развязкой, сочиненная Кареном Шахназаровым совместно с Алексеем Бузиным и экранизированная Антоном Борматовым. «Культура» обсудила тонкости «Владивостока» с режиссером картины.

Почему Шахназаров пригласил на постановку именно вас?

— Вопрос к Карену Георгиевичу — для меня это такая же загадка, как и для вас. Он говорил, что видел мои фильмы «Околофутбола» и «Чужую».

Вы обсуждали сценарий?

— Как и в любом творческом процессе, тут ломались копья. Шахназаров очень терпеливо объяснял, откуда растут ноги у сюжетных хитросплетений, и я, как правило, соглашался. В итоге сценарий многократно уточнялся и переписывался, и фильм целиком монтировал Шахназаров.

Фабула ленты могла прийтись впору любому городу, почему главным действующим лицом стал именно Владивосток?

— Из Мурманска, Кёнигсберга или Крыма тоже можно вырваться за границу, но в данном сюжете важно, что дальше некуда плыть: лично для меня Владивосток — конец света, последний порог.

«Владивостоку» не избежать сравнений с «Ассой»…

— Никогда бы не подумал!

Морское побережье, мертвый сезон, любовный треугольник: криминальный «папик» теряет содержанку, встретившую романтичного парня, следует трагическая развязка…

— Мы имели в виду подобную сюжетную схему, но наш «папик» скорее сюжетная функция, а персонажи Сергея Соловьева были в равной степени достойны внимания.

Почему рассказ ведется в поезде от лица случайного попутчика?

— Зрители не должны воспринимать историю как абсолютную реальность. Мы показали происходящее глазами не Бога, плетущего сюжеты нашей жизни, а непрофессионального рассказчика: чуть-чуть нелепо, даже корявенько иллюстрировали его мысли по поводу драмы, порожденной любовью. Любовь приносит и радость и горе, но мы без нее не можем — мы от нее не откажемся, даже если скажут «вы станете страдать и мучиться, может быть, даже сойдете с ума»…

Так ли?

— Предпочесть любви карьеру, дружбу, успех способны совсем уникальные люди.

И с каждым годом их все больше.

— Видимо, я как-то умудряюсь избегать; герой похож на меня — что бы ни происходило в твоей жизни, любовь важнее всего.

Вы подобрали пару разновекторных героев. Девушка выглядит экзотично — с мелкими кудряшками, как гостья из 80-х…

— Это естественная «завивка» Насти Талызиной, нам было проблематично выпрямлять, немножко ретро-стиль, как и наш фильм. «Экзотика» героя Андрея Грызлова заключается в том, что он — гипернормальный. Все мы смотримся сегодня чересчур непростыми людьми, в нас много наносного, а он — чистый совестливый человек, случайно попавший в жестокие обстоятельства, каждый на его месте мог растеряться и податься в бега.

Но, уплыв за горизонт, герой превратился бы в собственного антипода?

— Это довольно близко к сути. Важнее, что в финале он совершает абсолютно несвойственный для него поступок.

Примерно как у Годара «На последнем дыхании» и в «Самурае» Мелвилля…

— Конечно, не мы придумали роковые развязки, но в данном случае герой радикализируется из-за нехватки мотивировки, недостаточности воли.

Девушка — полная противоположность — самоуверенная авантюристка и, как выясняется, циничная манипуляторша…

— У нее другие мотивы, Ника увлеклась выпавшим приключением, но не прониклась ситуацией Вити. Кстати, «На последнем дыхании» дистанция между героями была куда значительнее — героиня Джин Сиберг словно бы делала одолжение Бельмондо, в ней была заметна тоска, желание абстрагироваться, а Ника — искренняя жизнелюбка. Чем-то она также напоминает меня — когда был молодым, искренне верил, что могу любить нескольких девушек одновременно. Настоящая любовь устроена иначе, но это не объяснишь человеку, который сам до этого не дозрел, как наша героиня.

Зато Ника «дозрела» до умозаключения: «Любовь и потеря — одно и то же, как два полюса!»

— Потому, что это два полюса на одной оси.

На самом деле она предъявляет герою черную метку — вот испытаю боль утраты тебя, тогда, может, и полюблю тебя. Или не тебя.

— Она думает, что в этом случае ощутит всю полноту чувства. По книжкам и фильмам ей знакома трагичная любовь на пике страстей. Ника умиляется страданием, которое она причиняет любящим и хочет испытать их на своей шкуре… Вернее, ранить другого человека.

И тут нимфа превращается в Кибелу, готовую сожрать каждого, кто подвернется, лишь бы испытать хоть какие-то эмоции. Это древний как мир и вместе с тем очень «продвинутый», узнаваемый типаж гламурных блогов!

— Думаю, наша героиня понятна современным сверстницам. Ей наплевать на других, ради сильных эмоций Ника готова заставить страдать тех, кто ей доверяет.

Как сложился актерский дуэт?

— На пробах. Ребята показали «качели», сыграв положительно заряженную сцену знакомства и конфликт со знаком минус. Я нашел их не сразу: Настю достаточно быстро, а Андрея месяц спустя. Когда артист начинает играть, мне нужен «щелчок» — р-рраз — и я вижу парня в картине. Он может быть закрытым, сильным и одновременно беззащитным, хрупким. Ему не хватает веры в себя, поэтому он остается ведомым — следует советам друга, а затем флюидам, идущим от девчонки. Но сам Андрей вовсе не таков. Хорошие артисты перевоплощаются — то, что мы видим, никак не соответствует тому, что они представляют собой в обычной жизни, а на улице с ними общаются как с экранными персонажами, и их это безумно бесит.

Закономерная расплата за творческий успех! Не находите, что мужской типаж в российских картинах измельчал?

— Нет, просто сегодня появилось много новых типов — например, масса людей, избегающих конфликтных ситуаций, живущих интеллектуальными интересами, и их тоже надо играть. Современные сценаристы описывают новые психотипы — например, сочиняют истории про хипстеров, как раньше про стиляг или панков. Я панковал несколько лет — это вовсе не значит, что перся от рваных джинсов и ирокезов, просто так было проще находить своих, а кайфовал от совсем других вещей — от водки, от того, что говорю что хочу и слушаю что хочу… В полиции, армии, спорте реализуются брутальные мужчины, и среди наших артистов их немало.

— Социум с каждым годом делается разнообразнее и требует все более детализированных описаний, но в реальности все печальнее: зрители продолжают игнорировать наше кино — надуманные сказочки, отношения, фактуры. Какие российские фильмы заставляют вас сопереживать?

— Очень многие. «Большая поэзия» Александра Лунгина, «Бык» Бориса Акопова, «Шторм» Бориса Хлебникова; в год выходит примерно по десять фильмов и сериалов, в которые я верю, но больше ценю фильмы не про себя — например, фантастику. Любой художник способен выдумать лишь то, что его всерьез заденет за живое, и далеко не всегда зрителей подкупает реализм.

Скорее жанр, в котором он живет.

— В любом случае художники бредут впотьмах, ведомые внутренним светом, и иногда не понимают, почему заблудились. Триумф — это, конечно, здорово, но я от него совершенно не завишу, просто хочу быть перед собой честным, а свои победы завоевываю на футбольном поле, и мне достаточно.

Чему научила вас эта работа?

— В очередной раз понял, что заранее никогда нельзя предвидеть, каким будет твое кино. Окончательно убедился, что я не голливудский человек — не желаю все оговаривать на берегу и снимать по раскадровкам, мне интереснее просто жить фильмом, фиксировать незапланированные вещи, делающие картину несколько иной, чем задумано. Сценарий должен оставаться поводом для работы, но не ее содержанием — это я осознал окончательно, хотя до съемок придумал фильм до мельчайших деталей.

А чем удивил вас «Владивосток»?

— Натурные объекты мы выбирали в пасмурном январе, а снимали в солнечном марте-апреле и решили пойти на поводу контраста: кругом ясный светлый мир, а герой живет во внутренней темноте. По-актерски все было «на тоненького», каждый съемочный день дарил эксперименты.

Вы впервые побывали в дальневосточной столице?

— Двадцать пять лет назад снимал в городе клип, но почти ничего не помню, и Владивосток, конечно, сильно изменился. До съемок я месяц отбирал натуру и с помощью художника и оператора нащупал атмосферу места. Красивейшие заливы, открытые выходы к морю, удивительные сопки с многоуровневой застройкой не семи, как у нас, а семидесяти семи холмов, впрочем, и не холмов, и не гор: сопки — это сопки. Только местные жители знают, как перемещаться по городу, чтобы все время идти под уклон, а приезжие очень устают. Да и погода там необычайно переменчивая — в день порой меняются все времена года, ветры буквально носили меня по обледеневшим тротуарам… Но больше всего поражают люди — они гораздо добрее, чем в Москве или Питере, очень отзывчивые, совсем другие — если на улице спросишь, все расскажут, объяснят, даже проводят. В ресторанах постоянно дарят комплименты, иногда по нескольку раз. Спрашиваю: «Почему?» — отвечают: «А это от другого официанта!»

Если бы вас отправили на необитаемый остров, предложив взять с собой три фильма или три книги…

— Взял бы, наверное, три пластинки: Боба Марли с The Wailers, Ника Кейва & the Bad Seeds и «Русский альбом» БГ.

«Владивосток». Россия, 2021

Режиссер Артем Борматов

В ролях: Анастасия Талызина, Андрей Грызлов, Иван Шахназаров, Виталий Кищенко, Кирилл Плетнев

12+

В прокате с 9 декабря

Фотография: www.mosfilm.ru.

23:30 — отправление поезда с Ярославского вокзала.

06:45 — прибытие поезда в Ростов Великий, встреча с гидами, посадка в автобус.

Завтрак в кафе города.

Обзорная экскурсия по городу с посещением Спас-Яковлева мужского монастыря.

Посещение Ростовского Кремля с экскурсией «Архитектура Ростовского Кремля», экскурсией в музей финифти, посещение «переходов Ростовского Кремля.

Переезд в Ярославль.

Обед в ресторане города.

Автобусная экскурсия «Ярославль — город легенд» c посещением древнего «замка» — Спасского монастыря, ансамбля Волжской набережной, великого кольца площадей: Красной, Волкова, Богоявленской; Спасо-Преображенского монастыря; прогулка по Стрелке. Окончание экскурсии на Советской площади.

Свободное время.

20:30 — трансфер на жд вокзал.

21:30 — отправление поезда во Владимир. Ночь в поезде.

07:35 — прибытие на ж/д вокзал г. Владимир.

Завтрак в кафе города.

Обзорная автобусная экскурсия по Владимиру с осмотром белокаменных памятников XII века: Золотых ворот – символом города Владимир, Успенского собора (самостоятельное посещение по желанию), Дмитриевского собора. Прогулка по ул. Георгиевская – пешеходной зоне, которая соединяет два Храма – Георгиевский и Спасский, и которая собрала немало интересных архитектурных памятников.

Отправление в Суздаль.

Обед в кафе города.

Обзорная автобусная экскурсия по Суздалю с осмотром главных достопримечательностей древнего города: Суздальского Кремля с территорией, Торговой площади, Ризоположенского монастыря XIII века с Преподобенской колокольней, Покровского монастыря XIV века. Свободное время в центре города, возможность приобрести уникальные суздальские сувениры.

Отправление во Владимир на ж/д вокзал.

18:55 — отправление в Москву.

23:28 — прибытие поезда на Ярославский вокзал.

Время в программе указано ориентировочно. Компания оставляет за собой право вносить изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, а также аннулировать тур и/или предложить альтернативные варианты поездки в случае недобора группы.

Участникам программы «РЖД Бонус» предоставляется скидка в размере 5 % при условии покупки тура в офисе продаж «РЖД Тур» или оформления заявки на нашем сайте (в соответствующем поле необходимо указать номер карты).

РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах

Программа тура

1 день

21:30* — Отправление поезда с Ярославского вокзала.

2 день

08:00* — Прибытие поезда в Великий Новгород, встреча с гидами.

Завтрак в кафе города.

Обзорная экскурсия по старому городу, с посещением Ярославова Дворища, торга, Ганзейского фонтана.

Экскурсия в «Детинец» — Новгородский Кремль с посещением памятника 1000-летия Руси.

Обед в кафе города.

Посещение Юрьева монастыря.

Экскурсия в музей деревянного зодчества под открытым небом «Витославлицы».

18:30 Свободное время в центре города.

21:00 Трансфер на ж/д вокзал.

22:00* Отправление поезда в Псков. Ночь в поезде.

3 день

07:00* Прибытие в Псков.

Завтрак в кафе города.

Обзорная экскурсия по городу.

Экскурсия в Псковский Кремль с посещением Троицкого собора.

Обед в кафе города.

Переезд в Изборск.

Экскурсия по Изборской крепости, посещение Словенских ключей.

Переезд в Печоры.

Экскурсия по Псково-Печерскому монастырю с посещением пещер.

Переезд в Псков.

19:30 – Свободное время в центре города.

В поезде выдаётся ланч-бокс на завтрак следующего дня.

21:00* – отправление поезда в Торжок.

Внимание!!!  Посещение монастырского некрополя не гарантировано по причине объявленных санитарных дней.

4 день

Завтрак в поезде (ланч-бокс).

08:30* прибытие поезда в Торжок.

Обзорная экскурсия по городу с посещением Новоторжского Борисоглебского монастыря, набережной реки Тверцы, деревянного храма Тихвинской иконы Божьей Матери и др.

Посещение музея «Торжокские золотошвеи».

Посещение Новоторжского кремля.

Обед в кафе города с Пожарскими котлетами

Переезд в Вышний Волочек

Обзорная экскурсия по городу с осмотром Вышневолоцкой водной системы каналов, старого центра города, гранитных набережных. Посещение Казанского женского монастыря.

20:00 Переезд в Торжок.

22:00* Отправление поезда в Москву.

Время в программе указано ориентировочно. Компания оставляет за собой право вносить изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, а также аннулировать тур и/или предложить альтернативные варианты поездки в случае недобора группы.

Стоимость на 1 человека

Категория

Плацкарт

Купе

СВ

Для взрослых

17 500

19 900

33 000

Для детей от 10 до 16 лет включительно

17 000

19 400

33 000

Для детей от 4 до 9 лет включительно

17 000

19 400

33 000

Участникам программы «РЖД Бонус» предоставляется скидка в размере 5 % при условии покупки тура в офисе продаж «РЖД Тур» или оформления заявки на нашем сайте (в соответствующем поле необходимо указать номер карты).

В стоимость включено:

  • железнодорожный проезд в вагоне выбранного типа по маршруту;
  • транспортно-экскурсионное обслуживание по программе;
  • входные билеты в туристические объекты по программе;
  • питание по программе.

Дополнительно оплачиваются:

  • ужины в городах от 500 руб. (оплата на месте);
  • теплоходная прогулка в Великом Новгороде 600 руб. (продолжительность 1-1,5 часа);
  • экскурсия в Вышневолоцкий краеведческий музей (стоимость 200 руб. взрослый, дети до 16 лет бесплатно).

По краю былин и сказаний (3 дня / 2 ночи)

Муром — Нижний Новгород
Стоимость от 13 300 ₽ с ж/д проездом

Чтобы принять участие в акции «КЕШБЭК по карте МИР» путешествие должно начаться не ранее 1 сентября и закончиться не позднее 24 декабря.

Купить тур

РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах

Программа тура

1 день

21:30 отправление поезда с Ярославского вокзала

2 день

07:00 прибытие в Муром.

Завтрак в кафе города.

Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по Мурому с посещением Свято-Троицкого женского монастыря, где покоятся мощи святых Петра и Февронии; Свято-Благовещенского мужского монастыря, где хранятся мощи святых муромских князей, икона преподобного Ильи Муромца с частицей мощей святого; парка 1100-летия города Мурома и др. достопримечательностей

Автобусный переезд в Дивеево (160 км).

Обед в кафе.

Посещение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря с экскурсией паломнической службы. Самостоятельное продолжение осмотра трёх величественных соборов (Свято-Троицкого, Преображения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы) с возможностью прикоснуться к мощам святого преподобного Серафима Саровского и другим святыням монастыря.  И конечно, пройтись с молитвой «Богородице, Дево, радуйся» по особому пути – Канавке святой Богородицы, ощутив во время этого пути мир и покой.

Посещение одного из Святых источников, где можно окунуться с молитвой или просто набрать чудодейственную воду в емкости и увезти с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.

Отправление в Муром.

Прибытие в Муром. Свободное время (40мин в центре города).

Посадка в поезд.

22:00 Отправление поезда в Нижний Новгород

3 день

06:50 Прибытие на вокзал Нижнего Новгорода посадка в автобусы.

Завтрак в кафе/ресторане города.

Автобусно-пешеходная обзорная экскурсия по городу (Стрелка с Собором Александра-Невского и Нижний Новгород Арена; Рождественская улица и Строгановский храм; площади Минина и Горького; Чкаловская лестница, Верхне-Волжская набережная и другие достопримечательности; Кремль только снаружи – закрыт на ремонт).

Путешествие по канатной дороге Нижний Новгород – Бор с выдачей сертификата посещения аттракциона. Это не только единственная подвесная дорога в мире, соединяющая два города – Нижний Новгород и Бор, но ещё и самая длинная (3661 метр) и высокая в Европе

Посещение знаменитого здания Нижегородской Ярмарки. Экскурсия в интерактивный музей «Россия -Моя история» с посещением двух экспозиций (Рюриковичи, Романовы, Современная Россия) на выбор.

Обед в кафе/ресторане города.

Экскурсия с прогулкой по самой знаменитой пешеходной улице города — Б. Покровской.

Трансфер на ж/д вокзал.

16:30 Отправление поезда в Москву.

22:50 Прибытие поезда в Москву на Ярославский вокзал.

Время в программе указано ориентировочно. Компания оставляет за собой право вносить изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, а также аннулировать тур и/или предложить альтернативные варианты поездки в случае недобора группы.

Стоимость на 1 человека

Категория

Плацкарт

Купе

СВ

ЛЮКС

ЛЮКС SINGL

Для взрослых

13 300

15 900

24 800

55 000

80 000

Для детей от 10 до 16 лет включительно

12 800

15 500

24 800

55 000

Для детей от 4 до 9 лет включительно 

12 800

15 500

24 800

55 000

Участникам программы «РЖД Бонус» предоставляется скидка в размере 5 % при условии покупки тура в офисе продаж «РЖД Тур» или оформления заявки на нашем сайте (в соответствующем поле необходимо указать номер карты).

В стоимость включено:

  • железнодорожный проезд в вагоне выбранного типа по маршруту;
  • транспортно-экскурсионное обслуживание по программе;
  • входные билеты в туристические объекты по программе;
  • питание по программе.

Дополнительно оплачиваются:

  • ужины от 400 руб. (оплата на месте)

Лев Толстой (Вкус эпохи) 3 дня / 2 ночи

Елец – Лебедянь – Лев Толстой – Липецк
Стоимость от 12 800 ₽ с ж/д проездом

Наш маршрут выходного дня посвящен дню рождению литературного гения – Л.Н. Толстого. Приглашаем Вас в Липецкую область, с ее живописными видами русского лесостепья, очарованием малых городов с их, без преувеличения, архитектурными шедеврами, в аутентичную атмосферу дворянских усадеб, купеческих городов и первого российского курорта.

Купить тур

РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах РЖД запускает 4 новых экскурсионных ж/д тура на поездах

Программа тура

1 день

22:49 – отправление поезда (в составе №49) с Восточного вокзала г. Москва

2 день

06:40 – прибытие поезда в Елец. Встреча с гидами на перроне, организованный проход в автобусы.

Начинается наше путешествие в старинном Ельце, родине Нобелевского лауреата Ивана Бунина. Город на год старше Москвы, долгое время был крепостью, защищавшей границы государства от набегов кочевников, а в XIX — начале ХХ века стал процветающим купеческим городом, который мог себе позволить заказать постройку кафедрального собора никому иному, как Константину Тону – да-да, тому самому Тону, который строил Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. 

Провинциальный Елец слыл одним из красивейших городов России. Его украшали два монастыря, три десятка православных храмов, польский костёл, немецкая кирха, еврейская синагога. Чёткий ритм куполов и колоколен и теперь определяет силуэт старого города (на целый год старше Москвы).

Много тайных историй хранит Елец – он словно бриллиант лучшей огранки, раскрывается по-новому с разных сторон, стоит только услышать мелодичный звон коклюшек и нас закружат Елецкие кружева.

07:00 – 10:30 — Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по г. Елец, с осмотром Красной площади, кафедрального Вознесенского собора, построенного по проекту создателя Храма Христа Спасителя — Константина Тона, купеческих особнячков, пожарной каланчи, Великокняжеской церкви в стиле «модерн», здания бывшей женской гимназии; памятника художнику Николаю Жукову (автор октябрятской звёздочки с кудрявым Ильичом и пачки папирос «Казбек»). Вас ждет прогулка по елецкому Арбату (пешеходная улица Торговая) и новому городскому пространству, посещение музея Бунина и магазина «Елецкие кружева».

Что рекомендуем купить: елецкие кружева, елецкие валенки.

10:30 – 12:30 — трансфер Елец – Лев Толстой, с остановкой в г. Лебедянь.

Наш путь лежит через городок Лебедянь. Вас ждет интереснейший рассказ наших экскурсоводов про сохранившиеся «балкончики» перед домами города (площадки перед домами, на которых пили чай и общались с прохожими), про музыканта Игумнова, писателя Замятина и его роман «Мы», о посещении городка Булгаковым и Кустодиевым. Кстати, такой балкон сослужил хорошую службу художнику Борису Кустодиеву, приезжавшему в Лебедянь в 1926 году. В доме на Елецкой улице, где квартировал Кустодиев с женой, была большая комната с застеклённой дверью на балкон. С него открывалась панорама города с тремя главными городскими храмами, отлично просматривался длинный подъём от Казённого моста через реку Дон к историческому центру города и собственно Елецкая улица, спускавшаяся мимо церкви Рождества Богородицы к мосту. С этой точки полупарализованный художник успел написать несколько этюдов. Самый известный вид — «Лебедянь. Козмодемьянская церковь» — сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Вы увидите Тяпкину Гору, Ново Казанский собор, нас ждет остановка и небольшая прогулка на высокой набережной Дона.

12:30 – прибытие на ст. Лев толстой (Астапово) – станцию «остановившихся часов».

12:30 – 15:30 – обзорная экскурсия по поселку Лев Толстой. В программе:

Посещение Мемориального-литературного музея Л.Н. Толстого, который располагается в типовом станционном сооружении конца 19 века – доме начальника станции И.И.Озолина.

Экскурсия по территории поселка: с осмотром комплекса строений исторической станции и находящихся рядом домов, восстановленных в своём первозданном виде; водонапорной башни, бюста Льва Николаевича; станционных часов, висящие на здании вокзала и остановленных в час смерти писателя; паровоз той же серии, что и привезший Толстого – на его последнем пути; храм Живоначальной Троицы.

Посещение Культурно-образовательного центра им. Л. Толстого и выставки «Для будущих людей» с рассказом об иллюстрациях Надежды Рушевой к произведениям Л. Толстого.

13:00 -14:00 — Обед в кафе «Хуторок» со стопочкой астаповской настойки, канапе с бульонкой по-борзовски и дегустацией Анковского пирога (по рецепту Софьи Толстой)

15:30 – 17:00 — трансфер Лев Толстой – Липецк.

17:00 — прибытие в Липецк

Липецк живописно расположен по берегам реки Воронеж. Ныне немногие знают, что Липецк – самый старый курорт России. Именно Петр I обратил внимание на целебность воды в родниках у реки Липовки. А в 1805 году по указу императора Александра I на базе местной воды и лечебных грязей открылся курорт «Липецкие минеральные воды». После этого город почти сразу стал местом отдыха тогдашней русской богемы. Чего стоили одни только летние балы на открытии курортного сезона: говорят, что по аллеям липецких парков гуляли историк Николай Карамзин, дипломат Александр Грибоедов, поэт Петр Вяземский, будущая жена Александра Пушкина Натали Гончарова… Кстати, Липецк связан с великим Пушкиным предками по материнской линии – здесь жила его любимая бабушка Мария Алексеевна Пушкина, а его прадед, капитан Алексей Федорович, владел деревянным имением на улице Дворянской (сейчас ул. Ленина). Мария Алексеевна Пушкина, именно в Липецке познакомилась, а затем и венчалась в селе Кореневщино со своим мужем, сыном «арапа Петра Великого» Осипом Ганнибалом.

История города тесно связана с имением Петра I. В начале XVIII века здесь были построены железоделательные заводы, которые работали на нужды военных кампаний царя. Сегодня славу города металлургов составляет местный промышленный гигант – Новолипецкий металлургический комбинат, который построили здесь в 30-е годы XX века.

Поэтому-то Липецк славится не только как город-курорт, но и как город металлургов, а еще – город фонтанов (их здесь невероятно много) и город летчиков. Здесь расположен военный городок с авиацентром, где тренируются российские авиаторы.

Обзорная экскурсия по городу во время которой Вас ждет увлекательный рассказ гида и наслаждение городскими пейзажами города-курорта Липецка, «русского Баден-Бадена» в котором в разное время отдыхали и лечились местной минеральной водой будущая жена Пушкина Натали Гончарова, выдающаяся актриса начала ХХ века Вера Комиссаржевская и многие другие выдающиеся деятели России.   

Вы узнаете в деталях подробности открытия Петром Великим липецких минеральных вод, которые будущий император, знавший толк в заграничных курортах, сравнил по составу с водами знаменитых тогда немецких здравниц Либенштайна и Термонта. Вы увидите сохранившуюся дворянскую архитектуру XIX-начала XX вв., каскад фонтанов на Соборной площади, путевой домик Петра I, часовню Петра и Павла.

19:30 – 20:15 — Ужин в кафе отеля «Меркюр». Отель расположен в симпатичном центре города у Верхнего пруда с фонтанами. Туристам представится возможность покормить уток в пруду. Для наших туристов, прозвучит выступление духового оркестра.

20:15 — 22:00 — После ужина отправляемся за новыми впечатлениями. Вас ждет прогулка по старинным аллеям с вековыми деревьями Нижнего парка с элементом Immersive – Вы увидите живую картинку развлечений отдыхающих XIX века. Девушки в красивых платьях будут играть в крокет на специальной площадке перед Домиком Петра (реконструкция путевого дворца). У желающих будет возможность попробовать себя в старинной игре и отведать минеральной воды в новом бювете.

22:30 — Трансфер на ж/д вокзал.

Завершится наше путешествие на железнодорожном вокзале города Липецка. К слову, уже само здание вокзала представляет несомненный интерес благодаря необычному оформлению и оригинальным чугунным скульптурам на территории: здесь можно увидеть начальника вокзала, обходчика путей и даму (вероятно, маршаковскую, ту самую, которая «сдавала в багаж»), носильщика вещей, кузнецов-металлургов и других персонажей.

23:04 — отправление поезда в Москву.

3 день

08:08 — поезд привезет нас в Москву на Павелецкий вокзал.

Компания оставляет за собой право вносить изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, а также аннулировать тур и/или предложить альтернативные варианты поездки в случае недобора группы.

Стоимость на 1 человека

Категория вагона

Взрослый

Купе

12 800

Участникам программы «РЖД Бонус» предоставляется скидка в размере 5 % при условии покупки тура в офисе продаж «РЖД Тур» или оформления заявки на нашем сайте (в соответствующем поле необходимо указать номер карты).

В стоимость включено:

  • проезд в вагонах категории купе по маршруту Москва – Елец, Липецк – Москва;
  • питание;
  • дегустация;
  • транспортное и экскурсионное обслуживание по программе, включая входные билеты на экскурсионные объекты.

Дополнительно оплачивается:

  • личные расходы.

          
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ       

Тема 
урока:  
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода
из моря?» 
Учебник, с. 162–163

Тип урока:
открытие
нового знания

Цель: ознакомить с
новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить
высказывать и аргументировать
своё
отношение к прочитанному,
способствовать развитию умений
прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст-
описание и текст — рассуждение), находить их специфические особенности, видеть
изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать
творческой активности, воспитанию любви к чтению.

Планируемые результаты

 Предметные: научатся называть
характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их
отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства
художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

 познавательные: сопоставляют и сравнивают
тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой;
выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью
осмысления их специфических особенностей;

регулятивные: оценивают свою работу на
уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;

Коммуникативные: распределяют
роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая
правила; выслушивают мнения товарищей

Личностные: рассказывают о
своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным
состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

Оборудование: учебник
«Литературное чтение» 3 класс,  словарь, таблица «Круговорот  воды  в 
природе», презентация, капельки росы, тучки.

ХОД
УРОКА

      I.Организационный
момент.

Приветствует учащихся. Проверяет
готовность к уроку.

Настраивает учащихся класса на предстоящую
работу.

II.
Проверка домашнего задания

— Ребята, скажите, творчество какого
писателя  мы  изучали на протяжении нескольких последних уроков?(творчество Л.Н.Толстого)

С
каким произведением познакомились на предыдущем уроке?  (Лев и собачка.) 

Что
было написано под названием этого произведения? ( Быль.)

Что
такое быль? (Быль – то, что  было; рассказ о действительном
происшествии.)

-Начнем с проверки
домашнего задания.

У
вас на столах листочки. Возьмите ручки и ответьте на вопросы теста.

Тест по произведению
Л.Н.Толстого «Лев и собачка» Ф.И._________________________________

1.   
«Лев и собачка» — это…

А) рассказ             б)
сказка           в) былина             г) быль

2. Где показывали диких
зверей и за это брали деньгами на корм?

А) в Токио б) в Москве в)
в Лондоне г) в Париже

3. Как лев встретил
собачку в клетке?

А) перевернулся перед ней
на спину б) тронул ее лапой и перевернул в) кинулся на нее рыча

4. Когда хозяин собачки
узнал ее в клетке со львом, то лев…

А) ощетинился и зарычал
б) отпустил собачку в) вышел за собачкой

5. Собачка заболела и
умерла через …

А) два года б) год в) три
года

6. Через сколько дней лев
умер?__________________

7. Отчего умер лев?

________________________________________________________________

8. Главная мысль
произведения — ______________________________________________________________

(Животные также
как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают,
они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они
оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас
)

— Обменяйтесь в
парах своими листиками и проверьте работы друг друга.(взаимопроверка)

— Ответы вы видите
на доске

— Оцените работы.
За каждый правильный ответ 1 балл

— Встаньте те, кто
ответил правильно на все вопросы.

— Теперь те, кто
допустил одну или две ошибки.

— Молодцы, вижу,
что хорошо изучили произведение

Подумайте
и скажите, к какому виду текстов и можно отнести эти рассказы?            ( Текст
— повествование
.)

 Какой
вопрос можно поставить к тексту — повествование? ( Что делает?)

2. Работа в парах

 Следующим заданием будет: расставьте пункты
плана по порядку

1. Смерть льва.                              1.Плата за смотрение.

2. Просьба хозяина собачки.       2.Встреча льва и собачки.

3. Дружба зверей.                          3.Дружба зверей.

4. Смерть собачки.                        4.Просьба хозяина
собачки.      

5. Встреча льва и собачки.           5.Смерть собачки

6. Плата за смотрение.                 6. Смерть льва.      

3. — Какая концовка в этом рассказе?


А  какое творческое задание некоторые из вас выбрали и выполнили к этому уроку?

(Нарисовать
иллюстрацию к рассказу и придумать
свою
концовку рассказа, чтобы она была радостной.)

Мы
послушаем одну концовку, а остальные ваши работы я обязательно оценю позже. Вы
можете познакомиться с ними на выставке. Молодцы, ребята, за творческое задание
мы ставим 5.

3. Дыхательная
гимнастика

3. Речевая разминка.

Прочитайте цитату урока:

Вода-
источник жизни

— по слогам

— с ускорением

— с вопросительной интонацией

— с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете

III.
Определение темы и цели урока

1)
Чтобы узнать автора произведений, над которыми мы будем работать прослушайте
сведения из его биографии.

Писатель появился на свет в 1828 году в имении
своих родителей, которое в наши дни является музеем и носит название “Ясная
поляна”. Они умерли, когда он был еще совсем маленьким и его воспитанием
занимались родственники. В 12 лет он переехал в Казань к тетушке, жизнь у
которой он впоследствии вспоминал с теплотой и даже написал об этом повесть
“Детство”.
Уделял
большое значение образованию детей. За годы творчества он написал сотни
поучительных сказок для малышей и несколько учебников. Его школьное пособие
«Азбука» для обучения детей письму, чтению и арифметике после некоторой
доработки стало использоваться в школах по всей стране.
Осенью
1910 года … решает уйти из семьи. Он садится в поезд, но по дороге тяжело
заболевает и спустя несколько дней умирает от воспаления легких так и не
простившись с родными.

Сегодня мы
ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются
от прочитанных ранее и между собой, вы скажите мне в конце урока.

-Что себе представляли? Какое время года?
Суток?

-Какие явления природы можно наблюдать
утром? (ответы детей)

Отгадайте загадку, о каком явлении идет
речь?

 Загадка:

Утром капельки
воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — …..
              

-А что такое  роса?

Словарь:

1
Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении
утренней,  или вечерней прохлады.  (Словарь С. И. Ожегова)

— Какая орфограмма
в этом слове? (безударная гласная)

— Давайте с вами
вспомним в каких состояниях бывает вода. (жидком, твёрдом, газообразном)

-С помощью чего изобразил композитор 
картину природы? (с помощью звуков )

-А с помощью чего изображает картину художник?(краски,
карандаши)

-А как вы думаете, можно ли
«нарисовать» словом?

Над каким  рассказом Л.Н.Толстого мы
сегодня поработаем? (Какая бывает роса на траве)

-Предположите, о
чем будет текст?

IV
Изучение нового материала

1)
Прослушивание текста:
 

-Какие чувства возникли у вас после
прослушивания рассказа?

— Сможете теперь ответить на вопрос
автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего
цвета, как шарик светлый)

-Слова, какой части речи помогли вам в
этом?(прилагательные)

— Прочитайте текст
еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один
человек.

2) Словарная
работа

   Алмазы
(словарь в учебнике с.220)
— прозрачные драгоценные камни.

— А с чем сравнивается мохнатый пушистый
листок?     (С бархатом)

Бархат (словарь
Ожегова)
— плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и
густым ворсом.

3) Работа после
чтения

 — С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки
росы?  (Капли росы сравниваются с алмазами, потому что роса переливается на
солнце и сверкает как драгоценные камни.)

 — А с чем ещё можно сравнить капли росы?
(С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными стекляшками, слезинками.)

— Почему же автор
сравнивает листочки с бархатом? (Учитель передаёт по рядам кусочки бархата.)

 Дотроньтесь,
ребята к ткани, что заметили? (Ворсинки. У листочков тоже есть ворсинки.)

— Молодцы! Давайте
ещё раз выразительно прочитаем, как писатель «рисует» росу.

(Выборочное
чтение.)

— Как вы думаете,
когда писатель увидел росу? (Утром.)

— Какое это было
утро: солнечное или пасмурное? Найдите доказательство в тексте.

(Выборочное
чтение.)

— Где собираются
капли росы? Найдите описание в рассказе.

(Выборочное
чтение.)

-Знаете ли вы
народные приметы: обильная роса – к ясному дню, тихая светлая ночь без росы –
жди на следующий день дождя?

-А теперь
представьте, что вы оказались солнечным утром в лесу. Расскажите, как выглядит
трава и капельки росы на ней. (Высказывания детей.)

— Какое настроение
создает рассказ?

— Определите тип
текста?  (текст-описание)

— Как вы думаете,
каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее
утро?  (Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)

— Как мы должны
относиться к природе, к цветочкам, деревцам?

                                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Росинка приглашает вас отдохнуть.

Физминутка

Звучит
аудиозапись шума воды.

 Учитель: — Как прекрасны звуки
шума воды.

Представь, что ты
идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони,
моем лицо [все показываем движениями]

Вода прекрасна.
Зачерпнули водичку и утолили жажду.

Подошли к речке,
прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.

2.   
Продолжение изучения темы

— Послушайте,
ребята, о чём однажды поспорили  Море и Туча.

Говорило
Море Туче,

Той,
что ливень пролила:

-Эй,
ты Туча! Что ж ты лучше

Места
выбрать не могла?

Отвечала
Морю Туча:


Я у всех морей в долгу!

И
сегодня выпал случай –

Расплатилась, 
чем могу!

— А вот чем
расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне,
после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.

1)Чтение рассказа
«Куда девается вода из моря?


Какой знак препинания стоит в конце текста?  ( многоточие.)

Что
обозначает многоточие? ( Что действие не закончено…)

— Что же будет
происходить дальше в этом рассказе?(будет повторяться)

— Как называется
явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)

2) Словарная
работа.

— Ребята, все ли
слова вам понятны?  Какое лексическое значение   у слова «ключ»?

Ключ
— бьющий из земли источник

Ключ-
металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.

Ключ —
приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания

3) Повторное
чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)

-Прочитайте
жужжащим чтением

4)Работа над
содержанием текста

 — В середине
текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря?
Отчего она не течёт через край?)

— Как вода
попадает в моря?

— Куда течет вода
из родников?

— Когда
образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)

— Почему туча у всех
морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и
образуются тучи)

— Чем расплатилась
туча с морем? (Дождем)

-О чем  хотел
рассказать нам автор (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

— К какому типу
текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждение)

-А сейчас поработаем в группах, вспомните
правила  работы в группе

Составление синквейна

1 группа – роса, 2 группа
– вода, 3 группа- Л.Н.Толстой

Пример:

1.   
Существительное – роса

2.   
2 прилагательных – утренняя, алмазная

3.   
3 глагола  – блестит, сверкает,
перекатывается, переливается

Предложение из 4 слов –   Роса  блестит
крупными алмазами

Совсем
недавно учёными было выдвинуто  предположение о том, что вода имеет память.
Интересно?
Может быть кто-то из вас заинтересуется этой мыслью,
станет учёным и придумает в будущем, как можно использовать это явление в нашей
с вами жизни или откроет новые свойства воды.

Оценивание:
Вы хорошо потрудились. Я довольна вашей работой.

Ребята,
скажите, кто на ваш взгляд был самым активным, правильно отвечал? Кому бы вы
поставили оценку 5.

 
-Самыми активными были … Вы получаете 5.


Были активны, но не всегда точны в ответах… Вы получаете 4.

VI.
Домашнее задание.

1.Стр.162-163
выразительно читать

2.Читать и пересказывать

3.Придумайте  рассказ
описание или рассуждение на тему «Путешествие снежинки».

VII.
Итог урока.

-Ребята, давайте
подведём итог урока.

— С какими
рассказами вы познакомились на этом уроке?

Чем
же  отличаются от прочитанных ранее и между собой?

— О каких явлениях
природы вы  вспомнили, узнали?

— Какие виды
текстов вы вспомнили?

-Знания,
полученные на каких уроках, вам пришлось применить для работы на уроке?

-Значит, все науки
тесно связаны между собой. И только что мы в этом убедились.

— Что нового
узнали на уроке?

VIII.
Рефлексия.

— У каждого на
парте лежит капелька.
Приклейте свою капельку  под ту
тучку, которая  соответствует вашему настроению, вашей работе на уроке. Почему
вы приклеили именно под эту тучку.

Сегодня
я узнал ….

 У
меня все получилось …

 Было
трудно …

 Меня
удивило …

 Было
интересно….

 Теперь
я умею …

-Сегодня мы
вспомнили о круговороте воды в природе. Ведь это явление можно сравнить с
добрыми делами. Если ты делаешь добро человеку, потом оно к тебе обязательно возвращается.

А всем
присутствующим на нашем уроке я хочу пожелать, чтобы слова великого русского
писателя и мудреца Л. Н. Толстого всегда были в вашем сердце о том, что
:

 —
Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи,
а добро должно побеждать зло.


Всем спасибо за урок — Урок окончен.

Прозаически-стихотворный цикл

Natasha 0

Его Тулон. Рассказ

В России судьбина сурова.

Друзья, почитайте Толстого!

Там все персонажи из жизни.

Они среди нас и на тризне,

и в дружеской шумной пирушке.

Там рыцари есть и болтушки.

Там есть подлецы и герои,

а князи – в роскошных покоях

и на Бородинском сраженьи.

Как вам это всё окруженье?

Читатель любимый, учти:

хочу их я перенести

в реальное время твоё.

Нет полных имён? Ё-моё!

Узнай их в представленной сказке.

Разгадка же будет – в развязке.

Иные общеобразовательные школы элитны по сути, некоторые престижные лицеи прогнили насквозь.

Всё было на своих местах в кабинете Анны Павловны Ш-р. Лаконичный письменный стол из Икеа. Мягкие кожаные кресла для посетителей. Портрет Президента над столом. Пасхальное яйцо «под Фаберже» с надписью «Христос Воскресе». Ноутбук Apple, подарок родительского комитета. Благодарственные письма Министерства образования в красивых рамках на бежевых стенах.

Завуч по воспитательной работе Лицея №2 на улице Советской не раз говорила, что кабинет стал для неё родным домом. Личная жизнь у неё не то чтобы не сложилась, а отсутствовала вовсе. Эта подтянутая сорокалетняя женщина не являлась, конечно, номинально старой девой, поскольку девственность она потеряла в студенческие годы на картошке. Но с тех пор не давала повода сплетникам называть себя иначе, как синим чулком. Вот и неправда! Чулки она не носила, только колготы, и не синие, а телесного цвета плотностью 40 Ден. Остальные детали её костюма были столь же продуманны, как интерьер кабинета. Юбка до средины колена, блуза в тон, удлинённый жакет без рукавов и туфли-лодочки сексуальности не добавляли, но смотрелись скромно и выдержанно.

Остальные пристрастия завуча были столь же мало достойны осуждения, как её privacy и наряд. Она не смотрела в свободное время не только богомерзкий Камеди Клаб и русофобские лекции Дмитрия Быкова, но и отечественные мыльные оперы, которые нравились её коллегам. Сериалов ей хватало на службе. Педагогом по штатному расписанию Анна Павловна уже не являлась. Она была освобождённым спецом. Мало кто из учителей лицея имел два образования, а вот Ш-р да: педагогическое и психолога. По первой профессии она была историком, психологию же в областном вузе изучала по Леонтьеву и твёрдо усвоила: личностью не рождаются – личностью становятся.

Формирование личностей питомцев и стало её основной задачей. Благодаря её деятельности учебное заведение считалось в городе престижным. Здесь тоже всё было тип-топ. Строгая дисциплина, крепкие предметники и свой отряд Юнгвардии. Боль завуча состояла в том, что отобрать в юнгвардейцы лучших из ребят было невозможно. Лучшие: дети депутатов и воротил – не желали нести караул у школьного Знамени и пикетировать вместе со старшими товарищами, отрядом «Сила в правде», театрик демократического толка, когда там шли два спектакля: «Мамаша Кураж» по Брехту и «Песни Галича». Сии юные мажоры предпочитали чилиться с раскованными сверстницами и бодрящими напитками. Отличники тоже не спешили записаться в Юнгвардию: они учились изо всех сил, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ да свалить хоть в плохонький, но столичный вуз, и времени на собрания и акции у них не оставалось.

Это сильно ранило Анну Павловну, она-то вкладывала в воспитанников всю душу, и хотела добиться от них в преддверии Общегражданского голосования за Коррекцию Сроков осознанного патриотизма и принятия воли старших. И Управа руководства муниципального образования требовала от неё успехов на этом поприще – митинга в поддержку Президента и его партии.

Но сегодня в воспитательной работе завуча настал час Хэ. Она готовилась разыграть козырную карту – Андрюшу Б-го. Именно ученик 11 «А», развитой подросток, кумир романтических барышень, должен был стать руководителем митинга. Андрея вызвали в кабинет завуча к окончанию уроков, 14.30, и вот-вот ожидался его приход. Анна Павловна поправила перед зеркалом укладку и разместилась за столом. Проверенный приём: усадить посетителя в низкое кресло, где он будет чувствовать себя в положении подчинённого. Несколько наводящих вопросов, и дело в шляпе!

Анна Павловна мечтательно улыбнулась: беседа сулила не только начальственные дивиденды. Андрей ей очень нравился, страстное сердце истинного педагога выбрало молодого человека в свои протеже. Парень был необыкновенно хорош. Его невысокий рост компенсировала стройность и недетская подтянутость. Офицерская косточка, говорят о таких, и среди его предков действительно были военные. Родословная вела ещё к Бородинскому сражению, где пращур Андрея, отважный офицер, не позволил своему отряду отступить ни на пядь и погиб от разрыва вражеского снаряда.

Руки у старшеклассника тоже были приметные – чуткие, нервные, очень белые. Когда он клал их на гриф гитары на лицейских концертах, нельзя было оторвать глаз ни от этих рук, ни от его лица. Лица, немного надменного в обычное время и одухотворённого, если он играл или общался с друзьями. Друзей у Андрюши было не так много: неуклюжий добродушный толстяк Петя Б-ов, сын директора мясокомбината, и десятиклассница Наташа Р-ва, дочь настройщика роялей.

Небогатая Р-ва попала в элитный лицей по блату, без услуг её отца не могла обходиться жена директора гимназии Василия Сергеевича К-на, пианистка-любитель. Темноволосая, лучеглазая и непосредственная Наташа была девушкой Андрея. Весь лицей следил за их романом. Но молодые люди не спешили сближаться, предаваясь пока разговорам об искусстве и музыке. На концертах Наташа пела под аккомпанемент Андрея, и тогда уже невозможно было не восхищаться ими обоими, такими красивыми, влюблёнными и чистыми.

О главных успехах Б-го можно было сказать одно: учился он не просто отлично, а блестяще, подтягивая по основным предметам рассеянного Петю, безалаберную Наташу и ещё полкласса.

Анна Павловна не собиралась разрушать их подростковое счастье, она лишь хотела уважения и откровенности со стороны Андрея. Раздался стук, и дверь открылась.

– Проходи, Андрей, присаживайся, давай поговорим по душам. Скажи, ты не хотел бы принять более активное участие в жизни лицея?

– Да я и так вроде участвую, Анна Павловна. На Рождественском концерте мы с Натальей Р-вой исполним «Аллилуйя» Леонарда Коэна и несколько арий из «Кошек».

При упоминании Наташи Анна Павловна досадливо поморщилась.

– Мне кажется, ты уделяешь слишком большое внимание иноземной культуре. Тогда как накануне голосования родина ждёт от нас отечественных песен на нашем прекрасном языке. Но я не об этом хотела с тобой поговорить. Андрей удивлённо вскинул брови:

– А о чём? Я ведь не занимаюсь сплетнями, как Елена и Анатолий К-ны, дети директора.

Лицо завуча залила краска недоумения и стыда:

– То есть, ты хочешь сказать, Андрей, что я потакаю доносчикам?– Именно, более того, вы их и растите.

Такого поворота разговора дипломированный психолог не ожидала! Ш-р справилась с возмущением и сменила тему.

– Хорошо, Андрюша, мы обсудим это позже. А сейчас скажи: ты примешь участие в предстоящем митинге? Я предлагаю тебе стать Первым спикером в лицейских дебатах по поводу Голосования.

– Не собирался и не буду. Беру самоотвод.

– Как так? Тут уже ровные выщипанные брови директора поехали вверх. То есть тебе не нравится идея с митингом?

– Нет, не нравится. Мне не нравится всё, что происходит в лицее в последнее время. Вся эта возня с Юнгвардией и устаревшими праздниками, весь этот патриотический флёр, не нужный никому. Андрей внезапно осёкся, как будто пожалел о сказанном.

– Не ожидала от тебя такого! Значит, вот как ты относишься к главным ценностям? Ты отрицаешь святые для нас понятия: патриотизм, общественную активность и любовь к родине.

– Бывает другой патриотизм и иные ценности, чем ваши, Анна Павловна.

Завуч поняла, что проигрывает беседу, и кому? Сопливому мальчишке! Кто ему внушил такие слова, где он набрался этих идей? Её понесло:

– Ты что же, потакаешь либерал-демократам, этим отщепенцам? Да где ты их нашёл в нашем городе? Расскажи мне немедленно, где вы встречаетесь с ними. Государство дало тебе всё самое лучшее: безоблачное детство, прекрасное образование. А что они могут тебе дать? Да это свиньи, которые, извините, где жрут, там и срут. И ты такой же, как они, зажравшийся избалованный мальчишка! Ты только кричишь о своих поганых «ценностях», а на что ты готов ради них? Завуч уже не владела собой, всё больше распаляясь.

Красивое лицо старшеклассника выглядело спокойным, но это спокойствие давалось ему нелегко.

– Я не знаю никаких либералов, да и вряд ли они остались в нашем городе. И не собираюсь вступать ни в какую партию, я сам по себе.

Анна Павловна внезапно опомнилась.

–Ты подписал себе приговор. Таким, как ты, не место в нашем обществе, но я не исключу тебя из лицея накануне ЕГЭ, нет. Иди «своим путём», но запомни: отличных оценок тебе больше не видать, как и отличного портфолио для поступления в вуз. Я аннулирую все твои грамоты и награды. А твою подружку переведём доучиваться в общеобразовательную помойку её пригорода, она здесь занимает чужое место. Иди и запомни: ты ничего не можешь, ты слабак, и твои потуги на самостоятельность просто смешны.

Андрей вышел, не сказав ни слова. Он сбежал вниз по ступенькам с третьего этажа лицея на улицу. Он шёл по родному городу, перед глазами было милое лицо любимой девушки, а внутри звучали слова песни Галича из спектакля, на котором они были с Наташей:

И все так же, не проще,

Век наш пробует нас —

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь

В тот назначенный час?

В горячке Андрей вошёл в свою квартиру. Юноша знал, что он сейчас сделает. Одиночный пикет, он давно мечтал об этом, но опасался. Трус! Рука потянулась к куску белого ватмана. Андрей написал на нём жирным красными фломастером:

2 + 2 = О

Неся лист с цифрами подмышкой, он отправился на главную площадь города – площадь Первого вождя. Андрей встал у памятника и развернул свой самодельный плакат. Мимо спешили люди, не замечая юношу. Ему хотелось крикнуть им: «Не предавайте свободу, не ходите на голосование, помните, сегодня это коснётся соседа, завтра вас самих». Никто не слышал его душевного вопля. Зато приметил страж порядка:

– Парень, ты чего тут стоишь? Здесь нельзя. Ну-ка убери свой «транспарант» и ступай домой.

– Оставьте меня в покое, я ничего не нарушаю, одиночный пикет.

Полицейский отошёл в сторону и о чём-то посовещался с начальством по рации. Затем подойдя к Андрею, вырвал из его рук плакат и разорвал. Сделал несколько снимков нарушителя на служебную мобилу. Грубо толкнул в плечо: «А теперь убирайся отсюда!»

И вот Андрюша снова шёл, уже по вечернему весеннему городу. Он шёл к Наташе, чтобы объясниться, попросить прощения, утешить и найти утешения в её родных объятиях. Дома становились всё ниже, всё больше деревьев и распускающихся придорожных цветов. Андрей устал, он понял, что сегодня не дойдёт к ней, своей единственной, да и не с чем идти, в душе лишь горечь и обида. Разве таким нужно являться любимой девушке?

Он свернул на тропинку, ведущую на заброшенный пустырь, поросший молодой травой. Снял ветровку, кинул её на землю, упал в траву и, повернувшись на спину, посмотрел вверх.

Над ним ничего уже не было, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками.

Неба Аустерлица.

——————————————————————-

Действующие лица романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и рассказа:

Тулон – военно-морская база на юге Франции, где одержал свою первую победу капрал Бонапарт, будущий император Наполеон I. И некий духовный ориентир Андрея Болконского
Андрей Болконский, князь, офицер – 11-классник Андрей Б-ий
Наташа Ростова, графиня – 10-классница Наташа Р-ва
Пьер Безухов, граф – одноклассник Андрея Б-го Петя Б-ов
Элен и Анатоль Курагины, дети князя Курагина – Елена и Анатолий, дети директора В.С. Курагина
В.С. Курагин, князь, генерал – директор Лицея №2 Василий Сергеевич Курагин
А. П. Шерер, княгиня, хозяйка Петербургского великосветского салона – завуч Анна Павловна Ш-р.

Austerliz 0

Поэмка

Я – человек Толстого. Я – Андрей.
В весенней новизне беседую я с дубом.
Я – Марья, я сестра его, верней.
И терпеливо жду я встречи с чудом.

Нет, я – Наташа. В первый раз спеша на бал,
Мечтаю о любви, огромной и прекрасной.
Теперь я – Пьер. Я на дуэли. Опоздал
Спустить курок. И гибну не напрасно ль?

Ах, я – жена его, развратная Элен,
Что Долохова чистою любовью полюбила.
От сифилиса чахну. Жизни плен
Смертельной дозой ртути разрубила.

Я – Петя. К шее лошади припав,
Прощаюсь я с гусарскими мечтами.
А я – Денисов. Гибель друга увидав,
Беззвучными рыдаю я слезами.

Я – Николай Ростов. Я – Петин брат.
Мне не с руки оплакать мальчика нежнейшего кончину.
Я слишком Сонею и Марьей занят. Но назад
Не поверну: я не умею жить наполовину.

Я – беспринципный Анатоль. Наташу соблазнив,
Спасаюсь от возмездия на фронте.
С культей ноги на госпитальном ложе, кровь пролив –
Андрея вижу на соседней страшной койке.

Я – русское дворянство. На балах
Вальсирую, в масоны я вступаю.
В салоне А. П. Шеррер при свечах
Судачу я и под луной вздыхаю.

Дубиной гнева я народной размахнусь.
Я – партизан из крепостных. Хочу я вольную.
Вот, бабушка, и Юрьев день! Мотай на ус:
Я стал причиною Победы всей невольною!

Я – император. Я – Наполеон.
Солдаты для меня – лишь пушечное мясо.
Аустерлиц я выиграл. Москву я взял в полон.
Но вся моя стратегия напрасна.

Я – Михаил Кутузов. Я сдержал полки.
Я армию сберёг для батюшки-царя.
Пред родиной заслуги велики.
Немилость и опала – было всё не зря!

Я – Анна. Не сумев постыдной страсти
К завидному самцу перебороть,
На рельсы я ложусь. Горит и гаснет
Свеча. И поезд разрывает плоть.

Отвергнутый Каренин, муж я Анны.
Не в силах уж и в гос.дела вникать,
Нащупываю я свой револьвер в кармане.
Быть иль не быть? Поможет Бетси мне решать.

Я – Долли. Нарожав детей пяток,
К неверному Облонскому опять в постель иду.
Я – Вронский. Сожаленья превозмог,
И на Фру-Фру я рву узду.

Я – Кити. Трепеща, в сомненьях, под венец
Я с женихом под руку следую покорно.
Я – Левин. Я добился, наконец,
Её согласья. В церкви горд я непритворно.

Я – Катя Маслова. Вертя крутым бедром,
Напрасно я с тюремщиком флиртую.
И в кандалах по тракту уж потом,
Нехлюдова прокляв, но и любя, бреду я.

Теперь я сам Нехлюдов. Худо мне!
Отрекся я от Бога навсегда.
Свершится ль Воскресенье при луне,
Подскажет мне волхвов извечная Звезда.

Я – сам тот гениальный вегетарианец Лев.
С крестьянами в толстовке я взрыхляю пашню.
Нет, я жена его. Условности презрев,
Напрасно вспоминаю я о счастьи о вчерашнем.

Как молоды и влюблены мы были с ним!
И посещали вместе и салоны мы, и балы.
Всё в прошлом. Остаётся горький дым
Да мужа философский путь усталый.

Я – капитан отважный Тушин. Командир
Забытой батареи, что стреляет
Прицельно по врагу. Передо мной весь мир.
Я русский есмь народ – Платоша Каратаев.

И наконец, друзья, я – Инка Мартынюк,
И у окна в десятом классе я кропаю сочиненье.
Скажи, Господь, и ты, мой верный друг,
Когда моё наступит Воскресенье?

Pier 1 0

Анна Каренина

Она читала при оплавленной свече
исполненную горя, зла, отравы чёрной книгу.
Но вот на рельсах Анна. Тише, все!
Убить себя порою легче, чем сорвать вериги.

И та свеча, что теплилась едва,
вдруг вспыхнула невыносимым жаром,
и осветила ярко то, что раньше не могла!
И всё, что грезилось, вдруг Анна увидала.

В единую секунду стали ясны ей,
той, кто любила и неистово страдала,
грехи все скрытые и помыслы людей,
с которыми… Но свечка затрещала

при звуке поезда и стала меркнуть вдруг,
теперь уж навсегда. Нет больше ни огарка,
ни судороги сжатых Анной рук –
разорванная плоть, лохмотья полушалка.

Anna%20Karenina 0

***

Вот два столпа, российская культура:
Писатель и Кронштадтский Иоанн.
Меж ними крайне слабая натура,
царь Николашка вовсе не титан.

Каков сегодняшний расклад в России?
Святоши, царь и свора, рой писак.
Но не хватает нам Толстого – что, Мессия?
Нет, верю: мой читатель не дурак.

%20%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%2C%20%D0%98.%D0%9A%D1%80%20%D0%B8%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA 0

К лекции Тамары Эйдельман

Вот так и живём: без царя в голове,
и с Божьим законом не в лад и не в совесть.
Я смыслов пучок о писателе Льве
вложу в этот стих, не роман и не повесть.

Россию не спас он, а душу свою,
блаженного? гения? пыткой измучил –
быть рядом со слабым. За то и пою.
Судьба мне такая легла. Или случай.

С царём в голове или с Богом в душе –
конечно бы, нужно того и другого.
А если ни то и ни это вообще?
Тогда и читайте, и чтите – Толстого.

Golod 0

Лев Толстой с единомышленниками на голоде в Рязанской губернии

Русский Фрейд

Лев Николаич – русский Фрейд.
Про жизнь нам рассказал и смерть.
«Война и мир», «Иван Ильич»…
Вот и готов почти мой спич.
Психоанализ сих шедевров –
из самых сокровенных недров.
На мозгоправе сэкономить
легко, засев за толстый томик.

Freid 0 1

В День рождения Льва Толстого

Кто-то копит деньги и брильянты.
Коллекционирую – людей.
Ведь друзья-подруги и аманты
скаковых дороже лошадей.

С грацией слона в посудной лавке
судьбы их, как и свою, крою́.
Заслужил фасон такой удавки:
балансировать у жизни на краю.

Оправдание – святая жалость, честно.
Женщин и мужчин блестящий ряд
мне гарантией: когда-нибудь воскресну
для любви, для славы, для наград.

09.09.2021

%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0 0

Произведения цикла написаны в 2013-2021 г.г.

  • Толстой булька сколько страниц в рассказе
  • Толстой детям рассказы какие входят в книгу
  • Толстой детские рассказы короткие
  • Толстой война и мир аргументы для итогового сочинения
  • Толстой детские рассказы 2 класс