Толстой свечка план рассказа

Конспект урока по литературе в 5 классе л.н.толстой. кавказский пленник. жилин и костылин. сравнительная характеристика. цели урока: предметные: осмысление содержания

Конспект урока по литературе в 5 классе

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.

Цели урока:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации.

                                              Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Работа над композицией рассказа.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

— Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

— Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. Основное противопоставление это, конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.

3. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

 Два героя рассказа — это два пути поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ «кавказский пленник» может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН!) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!                               

  — Что общее у героев и что их различает? Давай найдем в учебнике портретные характеристики Жилина и Костылина.

  Костылин: «Грузный» — тяжёлый

                        «Толстый » — полный

                        «Красный» — вспотевший.

Какой вывод мы можем сделать? Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа 

   — Как повели себя офицеры при первой встрече?

   — Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?

   — Как характеризует поведение героев в плену?

   — Почему   Костылин   просит   прислать   за   него   выкуп,  а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.

 —  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения?       

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

  — А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? (Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)

— Найди  в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                  Жилин                                Костылин

ходит по аулу                                      спит

всматривается                                     скучает

выпытывает информацию                   считает дни

рукодельничает                                     ждет ответ на письмо

   — Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

—  Как завоевывает Жилин симпатию горцев?  (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;  

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?   (Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.)

— А Костылин? (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Итак, мы видим,  как живут два наших героя в плену.

— Сравним Жилина и Костылина. Делаем выводы из наших наблюдений.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

 — Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина?

Вывод: При описании Жилина — глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, сильный, упругий. Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных.

— Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа? В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости.)

4. Итог урока.

— Чему учит рассказ? Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? (Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.)

5. Домашнее задание. Мы  целый урок сравнивали двух героев. И теперь дома по плану будем писать сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы».

             План.

1. Портрет.

2. Поведение героев.

3. Речь.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношение героев.

6. Отношение автора.

Открытый урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».

Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.

Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование

Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.

Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.

Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день ребята !

Я приветствую вас на уроке литературного чтения

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам

2) Мотивационно-целевой этап.

— Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.

ЬТАТИЧ – читать

ЬТАДЮЛБАН – наблюдать

ЬТАНИМОПСВ – вспоминать

ЬТАМУД – думать

— Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).

2. Актуализация знаний.

1) Развитие оперативной памяти. Упражнение «Фотоглаз»

— Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.

Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска )

-Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? (Л,.Н.Толстой)

— Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)

Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)

2) Фронтальный опрос домашнего задания.

  1. Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)

  2. Сколько детей было в семье Толстого? (5)

  3. Кто был заводилой в играх? (Николай)

  4. Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)

  5. В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)

  6. Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)

3. Постановка темы и цели урока.

— Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого. А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь! (Акула)

Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока

Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)

Учиться п_________, в________ _______ ________ «______» и а________ его. (учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его).

— Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

— Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).

— А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)

Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов. Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.

— Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”

Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

— Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

— Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

Настрой

Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка

— Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:

Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!

Зрительные анализаторы:

— Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!

— Включили ? (ДА)

— Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?

4. Работа по теме урока.

1) Словарная работа.

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)

Артиллерист — военнослужащий огнестрельного орудии.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот неясные негромкие звуки;

Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.

Полотно белая льняная ткань.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки

Застлал – закрыл туманом, пеленой

Сорвался с места — побежал что было сил;

понатужься — собери силы;

подле пушки — около пушки;

2) Первичное знакомство с текстом.

Откройте учебник на с .152, возьмите карандаши. (Прослушивание записи, по ходу дети отмечают непонятные слова в тексте). Пауза для эмоционального восприятия.

— Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!

— А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?

( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).

— Название рассказа уже вызывает беспокойство, становится страшно, когда раздаётся крик «Акула»!

— Было ли вам страшно? Когда? (когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик

— За кого вы переживали?

— Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы)

5. Физкультминутка. (мелодия Море)

К морю быстро мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Вот так славно освежились! (стряхнуть руками)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой, это – кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем, как дельфин, (прыжки на месте)

Плыли вдоль и поперек (шаги на месте)

И вернулись на урок

6. Продолжение работы по теме урока.

1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

Давайте проведем анализ о прочитанном тексте

— Где происходило событие, о котором говорится в произведении?

Ответ: Событие происходило у берегов Африки.

— Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.

Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

— Кто находился на корабле?

Ответ: Два мальчика.

Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Ответ:Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

— Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища? Найдите и зачитайте.

Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

— Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?

Ответ: Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.

— Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?

Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

— Когда отца хватил страх?

Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».

Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)

— С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)

— Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)

— Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.

— Когда он стал действовать? Зачитайте это эпизод. (с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).

— Что он сделал? (Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).

— Объясните выражение «сорвался с места». (Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.

Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.

(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).

— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).

— Кто главный герой произведения? (Артиллерист).

— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)

2) Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.

-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)

-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.

— Чья пара уже готова?

  1. Появление акулы. (1. Остановка корабля)

  2. Купание в море. (2. Купание в море)

  3. Спасение маьчиков (3. Появление акулы)

  4. Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)

  5. Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка с доской)

7.Творческая работа в группах.

-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Вспомните, как нужно работать в группе. Повернитесь друг к другу.

Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.

-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

8. Итоговая беседа.

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).

— Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).

— Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

— Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)

(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)

— В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

9. Домашнее задание. (Слайд)

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

• придумать продолжение рассказа

• нарисовать иллюстрацию

• сочинить стихотворение об акуле

10.Рефлексия

Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, синим, красным парусом.

Поднимите кораблик с зелёным цветом, если вы работали на 5;

Синим – 4; Красным – 3.

Ваши оценки поставлю в дневник и журнал.

(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

-А я желаю вам:

Любить свою Родину,

Стать лучшими среди замечательных людей.

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!

  1. Работа в парах.

Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)

phpYEYU5O Akula 1phpYEYU5O Akula 2

Артиллерист: Мальчики:

1.________________________ 1._______________________

2._________________________ 2._______________________

3.__________________________ 3._______________________

4.__________________________ 4._______________________

5.__________________________ 5._______________________

Словарик настроений, чувств и характеров:

Артиллерист: Мальчики:

Героизм Активные

Страх Беззаботные

Мужество Весёлые

Находчивость Беззащитные

Оцепенение Испуганные

Радостный Ловкие

Решительность Озорные

Смелость Подвижные

Отвагу Радостные

Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.

Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.

Зачитайте свои варианты ответов.

Если вы не слышали произведении Л.Н. Толстого «Свечка», то неудивительно, ведь оно мало кому известно. Оно учит простой люд соблюдать нравственные принципы.

История создания «Свечки»

После того как Лев Николаевич своими глазами увидел нищету, необразованность, то есть весь ужас простой жизни крестьян, он решил что нужно написать для них поучающие, доступные для низших слоев рассказы. Таким образом в 1855 году на свет появился рассказ «Свечка». Основа данного произведения – личные взгляды Толстого, а также мотивы божественного наказания.

Жанр и направление произведения

Данное произведение своим смыслом напоминает притчу, чем рассказ. Направление – реализм. Почему реализм? Толстой в своем творении описывает крестьянскую жизнь, ее быт, их рабочие процессы, так как описанные события похожи на действительность, то поэтому можно сделать вывод, что это рассказ в стиле реализма.

Композиция и главный конфликт

В «Свечке» два разных во мнениях героя Василий Минаев и Петр Михеев. У первого приказчик забрал жену и взял ее к себе в кухарки, да и в принципе относился жестоко к Минаеву, а Михеев «смирный» крестьянин. Приказчик в рассказе олицетворяет зло, самая главная многих разладов между людьми, но также он объединил народ своими действиями, вызвал всеобщее возмущение.
От самого малого, от особой жестокости приказчика, сцены со свечкой до кульминационного момента, который является смертью Михаила Семенычев. Лев Николаевич показывает чувства, преследовавшие крестьян. Это видно по тому, как он использует прием контраста, сопоставив спокойствие Петра Михеева и приказчика, который болезненно осознал свое самодурство. Эти две ситуации совершенно непохожи друг на друга, что и вызывает контраст.

Почему название — «Свечка»?

Автор представил в произведении свечу как олицетворение спокойствия, стойкости и запрятал в нее образ Петра Михеева. Во время церковного праздника Петр работал, что не сказать о других, но даже в этом он остается смиренным. Об этом говорят слова Михаила о незатухающей свечке, и о Петре, который выполнял волю главного, несмотря на праздничный день. Именно это послужило поводом для осознания своей жестокости и своего своенравия.

Основная мысль «Свечки»

Писатель хочет до нас донести, что главное слушать свое сердце, не совершать грешных поступков, прожить жизнь, принося добро и пользу людям. Все это он показывает на примере главных героев.
Приказчик должен был получить кару за свое возвышенное поведение, такое как жестокость и своенравие, конечно, расплата должна была прийти от мужиков, которые уже создали план действий для наказания, но божественное наказание пришло раньше и разрешило всю ситуацию. Именно такой трагический финал предсказал эпиграф: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».

Особенности главных героев

Как выяснилось раньше, основные герои произведения однозначно разные по своему характеру крестьяне – Петр Михеев и Василий Минаев и приказчик самодур – Михаил Семеныч, который является сторонним злом в «Свечке». Вокруг его поведения разгораются множественные распри. Начнем с простых мужиков:

  1. Петр Михеев – немаловажный герой данного произведения. Рабочий мужик, крестьянин. Через его реплики Лев Николаевич обозначает свое мнение, которое сводится к тому, что наказание или поощрение человек дает Бог.
  2. Василий Минаев – важный герой этого творения, также как Петр, мужик в господском имении, но совершенно иной по характеру. Автор говорит о его настрое, что он был самым злым среди мужиков. Слова Василия дают понять, что именно он предложил расправу с приказчиком. Его слова очень заметно отличаются от слов Михеева. Первый считал убить Михаила грехом, но Василий считает иначе, что не совершив его убийство будет являться грехом.
  3. Михаил Семеныч – главное зло «Свечки», автор описывает его как человека семейного, но уж больно «завидлив он был», поэтому и «завяз в грехе». Приказывал мужикам работать без продуху напролет, в праздники и выходные, зная о ненависти мужиков к нему, не собирался ничего менять. Но поведение Петра Михеева помогло Михаилу осознать свою неправоту, что сподвигло его извиниться перед своими крестьянами, но увы, судьба решила по-другому.

    Темы в рассказе Л.Н. Толстого

    Темы затронутые в данном произведении Л.Н. Толстого будут также многим интересны и читателям наших лет, мне кажется, даже в будущем эти темы не утратят своего значения: роль Бога в судьбе людей, тема жестокости власти, тема рока. Начнем с явно выраженной темы в рассказе «Свечка»:

    1.Тема роли Бога в судьбе людей
    Л.Н. Толстой главным вопросом в своем произведении свел два мнения к божественному рассуждению. Петр, как олицетворение спокойствия и смирения, утверждал, что Бог всех рассудит сам, что не надо вмешиваться в дела божьи. Василий же считал, что дело решиться, только когда прольется кровь, что грехом будет не наказать Михаила, и в дальнейшем позволить ему нанести еще больший вред. Смерть приказчика разрешила главный вопрос, который возникает при прочтении рассказа: «Будет ли наказуемым грех человека или нет?». Вывод таков: Богом или распоряжением судьбы, но зло, а особенно грех будет всегда наказан.

    2.Тема жестокости власти
    Самое главное проявление жестокости – Михаил Семеныч. Приказчик, явно превышавший дозволенные ему полномочия, пользуясь безысходностью и страхом своих крестьян, заставлял трудиться их днями и ночами. Жестокость власти прослеживается и в высших должностях, чем приказчик. Пример несправедливого отношения к крестьянам виден по отношению к ним помещика, когда те пошли доложить на Михаила Семеныча в Москву, но тот ничем не помог мужикам.

    3.Тема рока
    Судьба Михаила Семеныча раскрывает рок в произведении. Он получает сопротивление своей воле от своих крестьян. Четко видно, что избежать решения судьбы невозможно. Правило судьбы: плохое наказывать злом, а хорошее добром. Мужики распланировали месть для приказчика, но не сумели осуществить их план, жизнь уже наказала приказчика за его несправедливость.

    Проблематика «Свечки» Л.Н. Толстого

    Главная проблема будет сразу видна каждому после прочтения рассказа – проблема мести. Толстой профессионально подал нам эту проблему, представив эту проблему со стороны зла и добра. Так как Л.Н. Толстой был человеком верующим, он высказал свое мнение со стороны добра, то есть через слова Петра Михеева, который говорил, что убийство противоречит законам Бога, что лучше не вмешиваться в его законы, конечно, финал рассказа доказывает позицию Петра и превосходства Бога.

    Чему же учит рассказ?

    По-моему, автор преследовал цель, показать нам неверность мышления со стороны двух мышлений, как приказчика, так крестьян. Произведение учит не решать судьбу человека самим, что правосудие будет вершить Господь.

    Критика

    Можно сказать, что рассказ основан на реальных событиях, потому что Толстой написал его по мотиву однажды услышанной им истории. В.Г. Чертков посоветовал именно данный финал «Свечки». «Свечка» имеет две разные редакции, потому что изначальный финал считался неприемлемым. В «Книжках недели» в 1886 впервые был опубликован рассказ, а затем на страницах журнала «Посредник».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения

Поделиться

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Филипок».»(2 класс)

Речевая разминка Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Под горой у...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Речевая разминка Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Под горой у

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    Научитесь читать скороговорку как можно быстрее.
    Под горой у сосновой опушки
    Жили-были четыре старушки.
    Жили-были четыре старушки,
    Все четыре большие болтушки.

  • 2 слайд

    Речевая разминкаПроизнеси сначала медленно, потом быстроРасскажите про покуп

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    Произнеси сначала медленно, потом быстро
    Расскажите про покупки
    Про какие про покупки?
    Про покупки про покупки,
    Про покупочки свои.

  • 3 слайд

    Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить100

    Описание слайда:

    Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить
    100

  • 4 слайд

    граф крестьянские дети школа «Азбука»Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910

    Описание слайда:

    граф
    крестьянские дети
    школа
    «Азбука»
    Лев Николаевич Толстой
    1828 – 1910

  • 5 слайд

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился

    Описание слайда:

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

  • 6 слайд

    Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьян

    Описание слайда:

    Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях.

  • 7 слайд

    В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как

    Описание слайда:

    В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей. Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению.

  • 8 слайд

    Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ,

    Описание слайда:

    Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ?
    — Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. .., а на с. …рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ.

  • 9 слайд

    Лев Николаевич ТолстойФилипок

    Описание слайда:

    Лев Николаевич Толстой
    Филипок

  • 10 слайд

    Первичное чтение и словарная работа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Парал

    Описание слайда:

    Первичное чтение и словарная работа
    (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)
    Поденный — относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата).
    Слобода — большое село, деревня.
    Постреленок — непоседа, шалун.
    Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.

  • 11 слайд

    Толстой свечка план рассказа

  • 12 слайд

    Толстой свечка план рассказа

  • 13 слайд

    Обсуждение рассказа — С чего начинается рассказ? — Почему Филипок не ходил

    Описание слайда:

    Обсуждение рассказа
    — С чего начинается рассказ?
    — Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?
    — Что приключилось с мальчиком по дороге?
    — Как развивались события в школе?
    — Как мальчик начал складывать свое имя?
    — Чем закончился рассказ?

  • 14 слайд

    Повторное чтение (Рассказ читают учащиеся.)

    Описание слайда:

    Повторное чтение
    (Рассказ читают учащиеся.)

  • 15 слайд

    Что вы узнали о Филипке в самом начале? - Почему он остался дома? - Где были

    Описание слайда:

    Что вы узнали о Филипке в самом начале?
    — Почему он остался дома? — Где были родители?
    Подённая работа — работа, которая оплачивается по отработанным дням.
    — Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
    — Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?

  • 16 слайд

    - Кто же помог Филипку? - Как он назвал Филипка? Пострелёнок - озорник, сор

    Описание слайда:

    — Кто же помог Филипку?
    — Как он назвал Филипка?
    Пострелёнок — озорник, сорванец.
    — Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
    Полы — нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
    Во весь дух — очень быстро.
    — Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? — Почему? — Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

    — Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?

  • 17 слайд

    Друзья познаются в беде.Грамоте учиться –всегда пригодится.Пословицы

    Описание слайда:

    Друзья познаются в беде.
    Грамоте учиться –всегда пригодится.
    Пословицы

  • 18 слайд

    Слобода - сторона, улица. - Прочитайте, далеко ли была школа? - Что случило

    Описание слайда:

    Слобода — сторона, улица.
    — Прочитайте, далеко ли была школа?
    — Что случилось по дороге в школу?
    — Почему собаки залаяли?
    — Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
    — Подумайте, что было дальше?
    — А как поступили бы вы?
    — Узнаем, как поступил Филипок.

  • 19 слайд

    - Как же Филипок всё-таки решился войти в школу? - Что он сделал, когда вошёл

    Описание слайда:

    — Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
    — Что он сделал, когда вошёл? — Почему? О чём это говорит?
    Сенцы — помещение между жилой частью дома и крыльцом.
    — Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)
    Немой- лишённый способности говорить.
    — Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.
    — А почему же он заплакал?

  • 20 слайд

    - Кто поддержал Филипка?) - Что они рассказали о Филипке? Прочитайте. Украдк

    Описание слайда:

    — Кто поддержал Филипка?)
    — Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
    Украдкой — скрытно, незаметно от других.

    — Когда же осмелел Филипок?
    — А за что похвалил?
    — Как о себе говорит Филипок?

    Бедовый — ловкий, сообразительный.
    Страсть какой — очень.
    — Зачем он так сказал учителю?

  • 21 слайд

    храбрость доброта трудолюбие решительность

    Описание слайда:

    храбрость

    доброта

    трудолюбие

    решительность

  • 22 слайд

    храбрость – доброта – трудолюбие – решительность -трусостьзлостьленьнеув

    Описание слайда:

    храбрость –

    доброта –

    трудолюбие –

    решительность —
    трусость
    злость
    лень
    неуверенность

  • 23 слайд

    Составление плана рассказа — Перед вами искаженный план текста. Восстановите

    Описание слайда:

    Составление плана рассказа
    — Перед вами искаженный план текста. Восстановите его.
    1. Опасная часть дороги в школу.
    2. Знакомая дорога.
    3. «Ты погоди хвалиться…»
    4. Филипок отправляется в школу.
    5. Встреча с учителем.
    6. Скучно дома.
    7. Раздумья на пороге школы.
    8. Филипок в классе.

  • 24 слайд

    Составление плана рассказа (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

    Описание слайда:

    Составление плана рассказа
    (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

  • 25 слайд

    физкультминуткадля глаз

    Описание слайда:

    физкультминутка
    для глаз

  • 26 слайд

    Толстой свечка план рассказа

  • 27 слайд

    Толстой свечка план рассказа

  • 28 слайд

    А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В сторону, вперёд, назад

    Описание слайда:

    А теперь, ребята, встали!
    Быстро руки вверх подняли,
    В сторону, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.

  • 29 слайд

    Работа над пересказом— Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени

    Описание слайда:

    Работа над пересказом

    — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут?
    — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.)

  • 30 слайд

    Работа с пословицами в парах. — Откройте учебник на с. 124, выполните зада

    Описание слайда:

    Работа с пословицами в парах.

    — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10.

  • 31 слайд

    храбрость – доброта – трудолюбие – решительность -трусостьзлостьленьнеув

    Описание слайда:

    храбрость –

    доброта –

    трудолюбие –

    решительность —
    трусость
    злость
    лень
    неуверенность
    хвастливость

  • 32 слайд

    Толстой свечка план рассказа

  • 33 слайд

    Толстой свечка план рассказа

  • 34 слайд

    Тест по рассказу Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался

    Описание слайда:

    Тест по рассказу
    Проверим, внимательно ли вы читали.
    1С кем Филипок остался дома?
    а) с братом;
    б) с дедушкой;
    в) с бабушкой.
    2. Почему мальчик по дороге упал?
    а) испугался;
    б) споткнулся’,
    в) уронила собака.
    3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
    а) что учитель прогонит,
    б) что учитель заставит учиться;
    в) что ребята будут смеяться.
    4. Какое задание учитель дал Филипку?
    а) решить задачу;
    б) написать свое имя;
    в) сложить свое имя.
    5.Кто учил мальчика читать?
    а) мама;
    б) Костюшка’,
    в) друг.

  • 35 слайд

    Тест по рассказу Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался

    Описание слайда:

    Тест по рассказу
    Проверим, внимательно ли вы читали.
    1С кем Филипок остался дома?
    а) с братом;
    б) с дедушкой;
    в) с бабушкой.
    2. Почему мальчик по дороге упал?
    а) испугался;
    б) споткнулся’,
    в) уронила собака.
    3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
    а) что учитель прогонит,
    б) что учитель заставит учиться;
    в) что ребята будут смеяться.
    4. Какое задание учитель дал Филипку?
    а) решить задачу;
    б) написать свое имя;
    в) сложить свое имя.
    5.Кто учил мальчика читать?
    а) мама;
    б) Костюшка’,
    в) друг.

  • 36 слайд

    Итог урока - С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились? - Что нового,

    Описание слайда:

    Итог урока

    — С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
    — Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
    — Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

  • 37 слайд

    Домашнее задание Пересказать рассказ Л.Н. Толстого «Филипок» Пересказ

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Пересказать рассказ
    Л.Н. Толстого «Филипок»

    Пересказать рассказ
    Л.Н. Толстого «Филипок»
    от лица самого героя.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Речевая разминкаПроверка домашнего задания Работа по теме урока Физкультминутка Закрепление изученного Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Расскажите о своей семье. На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось? (Выска зывания детей.) Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Яс ной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? (О школе для крестьянских детей.) Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. 112, а на с. 115 рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. (Дается время на обдумывание задания и высказывание предположений.) Ну что ж, проверим ваши предположения. Пришло время познакомиться с рассказом. С чего начинается рассказ? Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? Что приключилось с мальчиком по дороге? Как развивались события в школе? Как мальчик начал складывать свое имя? Чем закончился рассказ? Проверим, внимательно ли вы читали. Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. Введение в тему Первичное чтение и словарная работа Обсуждение рассказа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.) Поденный- относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата). Слобода- большое село, деревня. Постреленок— непоседа, шалун. Сенцы, сени— в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый— шустрый, смелый. Повторное чтение Тест по рассказу (Рассказ читают учащиеся.) Составление плана рассказа — Перед вами искаженный (перестроенный) план текста. Восстановите его. (Ученики работают самостоятельно.) 1. Опасная часть дороги в школу. 2. Знакомая дорога. 3.«Ты погоди хвалиться…» 4. Филипок отправляется в школу. 5.Встреча с учителем. 6.Скучно дома. 7. Раздумья на пороге школы. 8.Филипок в классе. (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.) Работа над пересказом — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? (Филипок.) — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.) (Дети выполняют задание.) 2. Работа с пословицами — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10. (Дети работают в парах. Читают пословицы, вспоминают при¬меры из жизни, когда можно их употребить.) С кем Филипок остался дома? Почему мальчик по дороге упал? Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся? Какое задание учитель дал Филипку? Кто учил мальчика читать? а) с братом; б) с дедушкой; в) с бабушкой. а) испугался; б) споткнулся’, в) уронила собака. а) что учитель прогонит, б) что учитель заставит учиться; в) что ребята будут смеяться. а) решить задачу; б) написать свое имя; в) сложить свое имя. а) мама; б) Костюшка’, в) друг.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Филипок.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Котёнок».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Викторина по сказкам поэта.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Дата

Тема

Кол-во часов

План

Факт

Из  древнерусской литературы

 «Задонщина». Особенности развития древнерусской литературы.Тема единения Русской земли.

1

Из русской литературы XVIII века

Гавриил Романович Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Сопоставление с одой «Памятник» М.В. Ломоносова

Теория литературы. Понятие о классицизме

1

Н. М. Карамзин Стихотворение «Осень». РР Анализ поэтического текста Теория литературы: Сентиментализм

1

Из литературы XIX века

Зима  в произведениях  А.С. Пушкина Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли.

1

РР Анализ поэтического текста

1

И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева);

1

И.С. Тургенев. Рассказ  «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям).

1

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Нищий» и др (по выбору): тематика; художественное богатство произведения. Теория литературы: цикл; портрет и характер; рассказчик; эпилог; стихотворение в прозе

1

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык.

1

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык.

1

Произведения  русских поэтов XIX века о России .Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»  Теория литературы: инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение (развитие представлений).

1

А.А. Фет Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.  «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…», «Учись у них: у дуба, у березы…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета. Теория литературы: лирика природы; тропы и фигуры (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, бессоюзие — развитие представлений).

1

РР Анализ поэтического текста

1

Из литературы XX века

И.С. Шмелев Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка; антитеза; художественная деталь, выразительные средства; сказ.

1

Н.А. Тэффи «Свои и чужие».  Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений).

1

М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.  Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений).

1

И.А. Бунин– певец русской природы. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу».

1

 Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.

1

РР  Эссе «А счастье всюду…»

1

Г.И.Успенский «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы. Искусство и человек. Влияние искусства на внутренний мир человека.

1

Вересаев В.В.  Рассказ «Мать». Влияние искусства на внутренний мир человека.

1

В.П. Астафьев. «Последний поклон». Рассказ  «Далекая близкая сказка». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

1

В.П. Астафьев. Фонограмма фрагмента из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа». РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?» Теория литературы: образ рассказчика (развитие представлений).

1

К.Д. Воробьёв.  Рассказ «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

1

К.Д. Воробьёв.  Рассказ «У кого поселяются аисты». Добро и зло в рассказе

1

РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» — многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. Анализ миниатюры «Дыхание» Анализ миниатюры «Гроза в горах»

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» — РР Творческая работа  Анализ миниатюры «На родине Есенина» с привлечением очерка К.Г. Паустовского «Бескорыстие» из повести «Мещёрская сторона»

1

В.М. Шукшин   «Охота жить «. Анализ рассказа

1

В.М. Шукшин  «Солнце, старик и девушка» Анализ рассказа

1

Из  поэзии о великой отечественной войне

РР Творческая работа Вечер поэзии М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Д.С. Самойлов «Сороковые».  Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:

1

Из современной русской литературы

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции.  «Дежурная» , «Тяжелый случай», «Упрямый старик»

1

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).  РР Анализ текста  «Дежурная» , «Тяжелый случай», «Упрямый старик»

1

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.  Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

1

  • Толстой сорочьи сказки текст распечатать
  • Толстой рассказы о природе для детей 3 класс читать
  • Толстой рассказы небольшие для детей
  • Толстой рассказы для детей список лучших
  • Толстой рассказ филиппок слушать