ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 класс
Учитель _______________
Дата __________________
Урок 29.
Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Цели урока: ознакомить детей с биографией и
рассказами Л.Н. Толстого; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
развивать логику, технику чтения;
воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны уметь воспринимать
на слух художественное произведение, соотносить смысл пословицы и прозаического
произведения, пересказывать текст, характеризовать героев рассказа на основе
анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Метапредметные:
Регулятивные
УУД: формулировать
вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать
учебную задачу урока. Оценивать результаты работы сверстников по совместно
выработанным критериям.
Познавательные
УУД: Строить
рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6
предложений. Понимать читаемое,
интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные
УУД: Строить
рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Прислушиваться к
партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи,
аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать
конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
Личностные:
Испытывать чувство
гордости при чтении произведений писателей-классиков,, озвучивать свои чувства
в высказываниях при работе с художественными произведениями. Пользоваться
предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки. Знать, в чём
проявляется ответственность и безответственность поведения. Понимать, что
значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо
заданий на уроках и дома.
Оборудование: презентация по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение басен.
III. Постановка цели урока
IV. Изучение нового материала
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Слайды 1, 2:
(портрет) Л. Н. Толстой «старый дед и
внучек»
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
Слайды 3,4, 5:
Ясная поляна
Рассказ учителя.
Лев Николаевич
родился в 1828 году- почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года
и всю свою жизнь посвятил литературе. Его
книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное
собрание сочинений — 90 томов!
(Чтение
учителем статьи в учебнике на с. 108.)
Толстой
изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он
очень любил детей. В то время было еще очень мало школ, дети бедных людей вообще не
могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для
детей и сам учил их.
В старшей школе вы будете читать его
повести и романы. Даже роман «Война и мир», состоящий из 4 томов.
Физминутка
2). Творческое задание.
—Рассмотрите
иллюстрации на странице 109. Узнали ли вы
сказку? Расскажите ее по рисункам.
3). Подготовка к восприятию.
— Сейчас мы
познакомимся с рассказами Л.Н. Толстого для детей. Так как они
написаны специально для школьников, то все они поучительные.
— Какой вы уже
знаете жанр литературы, который создается с такой целью?
(Басни.)
— А жанр
устного народного творчества? Как называются короткие, мудрые
высказывания?
(Пословицы и поговорки.)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
— На экране у
нас написаны пословицы. Но только в одной строчке начало одной
пословицы, а конец — другой. Соедините начало и конец пословиц, чтобы
получились верные высказывания.
Слайд 9:
·
В недружной
семье и сердце на месте
·
В семье
разлад, коли в семье вражда.
·
Когда семья
вместе, добра не бывает.
·
В семье
согласно, так и дому не рад.
·
Не будет
добра, так и дело идёт прекрасно.
—
Какой смысл
вложил народ в эти пословицы?
—
Какой темой
они объединены? (О семье.)
— Учебник, с.110:
-Сегодня мы будем читать рассказы о семье.
Посмотрите на иллюстрацию на странице 110.
О какой семье пойдет речь?
—
Где они живут?
Как вы думаете, какие
они?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Слайд 10:
Словарная работа:
·
невестка – жена сына;
·
бранить – ругать;
·
лоханка – деревянная
круглая или продолговатая посуда для стирки белья или мытья посуды;
·
слаживать – делать, хорошо
устраивать.
4). Первичное чтение басни «Старый
дед и внучек».
Дети читают по цепочке.
5). Первичная проверка понимания:
—
Интересный ли
рассказ?
—
Чем он вам
понравился?
—
Какие
действующие лица в этой басне?
Физкультминутка
V. Продолжение изучения темы
1). Выборочное чтение.
—
Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?
— Что сделала невестка, когда
дедушка разбил чашку с едой?
—
Зачем Миша делал лохань?
—
Почему родители Миши заплакали?
2). Обобщающая
беседа.
—
Как они стали относиться после этого к дедушке?
—
Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?
— Подходит ли
пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому рассказу?
—
Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю?
— Что означает
почитать старших?
(Любить, уважать, баловать, заботиться?)
-Как вы понимаете?
— Есть ли в
вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь? Почему?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Слайд 11:
Как вы понимаете смысл
пословицы:
Кто родителей почитает,
Тот век не погибает.
VII. Итог урока. Рефлексия.
—
Какой рассказ вы сегодня прочитали?
—
Какая главная мысль этого рассказа? Чему он вас научил?
—
Домашнее задание:
С. 110-111 – читать, отвечать на
вопросы.
Составьте
рассказ о своей семье.
Конспект открытого урока литературного чтения УМК «Школа России
провела Шемякина Любовь Петровна, учитель начальных классов МОУ «Сосновская школа»
Тема урока: Отношение к людям старшего поколения в рассказе Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
Цель: Создать условия для осознания детей, что семья – это самое ценное для человека, а сплочённость семьи – это фундамент благополучия.
— продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).
— формировать умение выделять главное.
воспитывать чувства уважения к пожилым людям, родителям.
Формируемые УУД.
— относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, басня, загадка, песенка, скороговорка, рассказ.
— прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личную рефлексию.
— преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн.
— принимать участие в работе группы, сотрудничать друг с другом, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
фронтальная, индивидуальная, групповая.
учебник по литературному чтению, 2 класс 1 часть (составители: Климанова Л.Ф., Голованова М.В.), Интерактивная доска, ноутбук, презентация на тему урока (электронный ресурс)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем мы урок
— Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко.
— Какое оно?
А давайте мы с ним немного поиграем.
— Скажите, а у вас хорошее настроение?
Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.
А теперь, давайте поднимем ручки вверх и подбросим солнышко – пусть оно посмотрит сверху, как мы будем работать на уроке. (На доску вывешивается солнышко)
Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке литературного чтения?
Начните свой ответ с этих слов:
Сегодня на уроке мне хотелось бы… (Слайд 2)
Чтобы у нас всё получилось на уроке, что нам необходимо?
Мы, ребята, настроились на серьёзную работу
Пусть у нас всё получится.
Каждый урок литературного чтения — это новая встреча с кем или с чем? Продолжите…
Сегодняшний урок не исключение.
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Настраиваются на работу.
Отвечают на вопросы учителя:
— Прочитать интересный рассказ
— Получить много знаний
— Очутиться в какой-то чудесной стране
Вспоминают правила работы на уроке:
— слушать учителя,
стараться
быть внимательными,
не перебивать учителя, товарища.
Продолжают фразу, предложенную учителем:
«Каждый урок литературного чтения — это новая встреча…
— с новыми героями
— с новыми произведениями
Регулятивные:
Волевая саморегуляция
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Личностные: внутренняя позиция школьника, настрой на положительные эмоции
Регулятивные: умение высказывать своё предположение о предстоящей учебной деятельности на уроке
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные: знание правил поведения на уроке
II. Актуализация знаний
Речевая разминка
Ребята, у каждого из вас есть на рабочем столе своя скороговорка. Я даю всего полминутки, чтобы вы отработали её чтение и прочитали чётко понятно и быстро с различными интонациями: радости, удивления, сердито, весело.
Все читают хором.
Закончили. Тишина.
У кого звук р?
Назови, кто будет говорить дальше.
— Какой звук?
Прочитай с интонацией
Восхищения
Радости
Грусти
Прочитай сердито.
С вопросительной интонацией.
Прочитайте
эти скороговорки по-японски.
— Молодцы.
После такой разминки, мы должны с вами говорить четко и внятно, чтобы было всем понятно.
Ребята, а вы знаете, кто это?
(Слайд 3)
Давайте проверим.
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он писал произведения для детей, поэтому вы и знаете имя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями мы уже знакомились в этом году
— Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?
— Чем же он ещё известен?
— Значит он кто?
Чтение хором
Чтение скороговорок с различной интонацией. Выбор товарища, который будет читать следующую скороговорку.
— Л.Н. Толстой
Ответы обучающихся:
— Он организовал школу, написал «Азбуку»
— Учитель
Регулятивные: уметь различать способ чтения, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: выполнять действие анализа
Коммуникативные: уметь слушать друг друга, работать в коллективе
III. Выявление места затруднения, постановка темы урока
— А вот какое произведение будем читать, узнаете, выполнив следующее задание. (Слайд 4) прочитайте названия четырёх произведений и найдите лишнее произведение. Обоснуйте свой ответ ( Старый дед и внучек, Стрекоза и Муравей, Сказка о рыбаке и рыбке, У страха глаза велики.)
— Назовите тему нашего урока?
— В этом рассказе, о ком речь пойдёт?
— Какие у вас отношения с родными пожилыми людьми?
— Какими они должны быть?
— Какова цель нашего урока?
Дети читают названия произведений, делают выбор произведения, делают обоснование своего выбора.
Определяют тему урока и ставят цель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого. «Старый дед и внучек».
Цель урока: определить, какие отношения должны быть в семье, в которой есть пожилые люди.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,
умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;
Познавательные: выполнять действие анализа
IV. Открытие нового знания
А сейчас мы с вами прочитаем ещё раз название произведения Л.Н. Толстого
«Старый дед и внучек»
(Слайд 6)
— Ребята, вам все слова знакомы?
— Что можно предположить по названию?
— Что с ними может произойти?
Давайте посмотрим иллюстрацию к данному произведению (Слайд 7)
— Что можно уточнить?
— Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?
— Это современный дом?
Мы с вами выяснили, кто будут героями нашего произведения.
Мы предположили, какие события могут с ними происходить
— А как мы можем проверить?
Откроем 110 страницу учебника и найдём произведение, которое носит наше название. Лев Николаевич жил и творил около 200 лет назад
В тексте вам могут встретиться такие слова, значение которых нам нужно с вами уточнить.
— Посмотрите в тексте, есть выделенные слова, значение которых мы должны уточнить?
-Как они выделяются?
С некоторыми словами я вас познакомлю.
— Кто может уточнить значение 1 –го слова (Слайд
Невестка – это …
— В каком источнике мы узнаём значение слов?
Я вам на слайде покажу статью из этого словаря (Слайд 9)
Невестка – это жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к родным её мужа.
А вот ещё одно слово, давайте прочитаем (Слайд 10)
Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды
Слаживать – сладить, хорошо устроить —
мастерить
Выразите своё отношение к ряду утверждений по правилу: «Согласен – Не согласен» (Слайд 11):
Дети заботятся только о папе и маме.
Мамы и папы заботятся только о своих детях.
В семье все должны заботиться друг о друге.
Вывод:
— Какая тема объединяет эти утверждения?
Мы почти готовы прочитать рассказ.
Читают название произведения.
Предположения детей:
— Речь пойдёт о дедушке и о внуке
— Чудесная история
— Что-нибудь они сделали вместе
— Что-то случилось
— Попали в какую-то странную страну
— Жалость к дедушке
— Они были бедные
— Нет. Это русская изба.
— Прочитать произведение
— Нет.
— Слова выделяются голубым и розовым цветом.
Высказывают предположения
— Из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова.
Дети читают.
Индивидуально выполняют задание
— Семья.
— И о том, что все должны заботиться в семье друг о друге.
Регулятивные: прогнозирование: содержания произведения по заголовку и иллюстрации к тексту.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Познавательные: умение оценивать ситуации, умение анализировать информацию, отражать свои мысли
Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание
Познавательные: уметь анализировать и делать вывод.
Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание
Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью и задачами учебной деятельности
Личностные: проявлять познавательную инициативу, уметь решать возникающую проблему. Познавательные: учиться искать информацию из разных источников. Коммуникативные: уметь формулировать высказывание, обосновывать собственные позиции.
V. Физкультминутка
Давайте мы с вами сейчас встанем и проведём физкультминутку.
Мы семья – всегда мы вместе,
Нам нельзя стоять на месте.
И друг другу, если сможем,
Мы всегда во всём поможем.
Маме дружно помогаем –
С полок пыль мы вытираем,
Моем гладкие окошки,
Со стола смахнём мы крошки,
Потрясём половики,
Чисто вымоем полы.
Потрудились, отдохнули,
Сели разом за столы.
Взяли книжки, взяли ручки
И дождались тишины.
Выполняют движения согласно инструкции
Личностные: оценивать важность здорового образа жизни, снятие усталости.
VI. Этап первичного чтения текста
Давайте послушаем произведение.
Я вернусь к нашей иллюстрации, чтобы она нам помогала.
Чтение текста …
Ребята, закройте ладошкой конец текста.
Вы можете предположить, чем закончилась эта история?
Проверьте свои предположения, зачитайте концовку.
У — У истории счастливый конец, теперь мы можем успокоиться и немножко вздохнуть с облегчением.
Высказывают свои предположения
Личностные: умение читать вслух
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге,
умение отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: уметь прогнозировать, чем закончиться история
VII. Проверка первичного восприятия
— Какие чувства вызвал рассказ?
— Сколько героев в этом произведении?
Перечислите этих героев.
Отвечают на вопросы:
— Грустный рассказ
— Обидно за дедушку и т.д.
VIII. Вторичное чтение текста и его анализ
А сейчас прочитаем текст по цепочке.
Пожалуйста, внимательно следите и думайте, на какие две смысловые части можно разделить данный текст?
— На сколько частей можно разделить текст?
Прочитайте первую часть текста (читает сильный ученик)
Найдите в тексте описание деда и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
— Что случилось во время обеда за печкой?
-А почему дед уронил и разбил чашку?
— Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
— Правильно ли поступила невестка? Почему? Что можно сказать о характере деда?
— Найдите слова, которые доказывают эту смиренность, покорность?
— Прочитаем вслух вторую смысловую часть текста по ролям.
— Кто может определить тему текста?
— Какова тема текста?
— Какова главная мысль произведения? Докажите.
— Зачем Миша делал лохань?
— Кто подал Мише дурной пример?
— Прочитай, почему родители Миши заплакали?
— Как после этой истории стали относиться к дедушке?
— Это, какой текст?
-А как мы называем поучительный текст?
— Докажите, что это произведение относится к жанру басни.
— Чему научила нас басня Толстого?
Чтение текста по цепочке.
Выборочное чтение.
Отвечают на вопросы.
О семье, в которой живёт старый больной человек
— Поучительный
— Басня
— Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, в котором есть поучение
— Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Познавательные: овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, находить ответы на вопросы в тексте
Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные: уметь грамотно строить речевые высказывания.
IХ. Этап
проверки вторичного восприятия (творческая работа)
Мне хочется узнать ваше личное отношение к главным героям:
По группам составьте синквейн
1 группа о дедушке
2 группа о внуке
Зачитать.
— Ребята, Лев Николаевич, как вы сказали, был не только замечательным великим русским писателем, но и педагогом.
В своих произведениях он внимательным читателям уроки даёт.
— Какой урок Лев Николаевич всем нам дал, и большим и малым?
Давайте прочитаем на слайде, какой же урок даёт нам Толстой?
(Слайд 12)
Вот вы прочитали всё то, что Лев Николаевич Толстой написал нам между строк, он ведь прямо нам не сказал об этом.
Вы молодцы, поняли весь глубокий смысл этого произведения.
Работа в группе: дети распределяют выполнение задания (одни подбирают прилагательные, другие глаголы). Составляют синквейн, зачитывают.
Уважать старших, и заботиться о них.
Дети зачитывают на слайде: « Как ты будешь относиться к своим родителям, так и дети будут относиться к тебе».
Познавательные: уметь структурировать знание, уметь осознанно строить письменное речевое высказывание, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн Коммуникативные: эффективно сотрудничать со всеми участниками группы, аргументировать свою позицию, контролировать действия партнёра.
Личностные: высказывают своё отношение к героям произведения, выражают свои эмоции, осознание ответственности за выполнение учебного действия.
Х. Домашнее задание Инструктаж по заданию
— А кому бы вы посоветовали бы прочитать эту басню?
Вам задание на дом на карточке. Вы должны обосновать свой ответ, начиная его со слов:
Я советую прочитать басню Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» потому, что …
Ответы детей.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
ХI. Рефлексия
Давайте мы с вами подведём итог урока.
— Над какой темой мы сегодня работали на уроке.
— Достигли ли мы поставленной цели на уроке?
Закончите предложение:
Сегодня на уроке у меня получилось (Слайд 13)
Отлично, я рада, что вы усвоили сегодняшний урок. Я думаю, что вы не будите совершать таких ошибок, будете уважать и ухаживать за своими родителями. Молодцы, я довольна вашей работой, солнышко тоже улыбается вам.
Продолжите фразу: «На следующем уроке я хотел бы над этим произведением поработать так:…
Дети отвечают на вопросы.
Называют виды деятельности:
— Поиграть в журналистов
Пересказывать
Работать в группе, в паре.
Составлять синквейн.
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивать собственную деятельность на уроке
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний, оценивают усваиваемое содержание.
Лев Толстой. Сказки, рассказы, басни, повести. Все произведения
Акула
Астрономы
Баба и курица
Бог правду видит, да не скоро скажет
Булька
Белка и волк
Большая печка
Волга и Вазуза
Волк и кобыла
Волк и старуха
Вольга-богатырь
Воробей
Два купца
Два товарища
Две лошади
Девочка и грибы
Дикий и ручной осёл
Для чего ветер ?
Догадливый баран
Дойная корова
Дома
Дуб и орешник
Два брата
Девочка и разбойники
Делёж наследства
Дурак и нож
Ёж и заяц
Журавль и аист
Жилетка
Заяц и гончая собака
Зайцы
Зайцы и лягушки
Избушка и дворец
Индеец и англичанин
Кавказский пленник
Как в городе Париже починили дом
Как вор сам себя выдал
Как гуси Рим спасли
Как мужик убрал камень
Камень
Котенок
Как волки учат своих детей
Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было
Как мужик гусей делил
Конь и кобыла
Котёнок
Камыш и маслина
Китайская царица Силинчи
Комар и лев
Корова
Корова и козёл
Косточка
Кот и мыши
Кот с бубенцом
Кошка и лисица
Кристаллы
Кто прав?
Куда девается вода из моря?
Лгун
Лев и лисица (басня)
Лев, медведь и лисица
Лев, осел и лисица
Лисица
Лисица и виноград
Лисица и козёл
Лисица и обезьяна
Лошадь и хозяева
Лягушка и лев
Лебеди
Лев и мышь
Лев и собачка
Лев, волк и лисица
Летучая мышь
Липунюшка
Лиса и журавль
Мужик и водяной
Мужик и огурцы
Мыши
Мышь полевая и мышь городская
Магнит
Медведь на повозке
Мужик и лошадь
Муравей и Голубка
Мышь под амбаром
Мышь, петух и кот
Ноша
Награда
Отец и сыновья
Перепёлка и её дети
Праведный судья
Пчёлы и трутни
Работник Емельян и пустой барабан
Ровное наследство
Святогор-богатырь
Сколько людей?
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах
Собака и её тень
Телёнок на льду
Тетерев и лиса
Тонкие нитки
Три вора
Три медведя
Уж
Упрямая лошадь
Царь и рубашка
Царь и слоны
Царь и сокол
Шакалы и слон
Шат и Дон
Ястреб и голуби
Читать все произведения Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.
Эти произведения могут читать малышам их родители. Ребенку 3-5 лет будет интересно познакомиться с героями сказочных сюжетов. Когда малыши научатся складывать из букв слова, то смогут читать и изучать произведения Толстого для детей уже самостоятельно.
Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло 3 миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.
Малышам будут интересны и другие произведения Толстого для детей, написанные в виде сказок.
Рассказ «Филиппок» начинается с этого. Но мальчик Филипп как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Вот как мальчик хотел учиться. Ведь узнавать что-то новое — это так интересно!
Еще об одном небольшом и хорошем человеке написал Толстой. Произведения для детей, которые сочинил Лев Николаевич, включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.
Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове.
После прочтения рассказа «Камень» лишний раз убеждаешься, что не стоит держать камень за пазухой, то есть долгое время таить на кого-то злобу. Ведь это разрушительное чувство.
В рассказе один бедный мужик носил камень за пазухой в буквальном смысле слова. Когда-то богатый человек, вместо того чтобы помочь, кинул в бедного этот булыжник. Когда жизнь богатого круто переменилась, его повезли в тюрьму, бедный хотел кинуть в него камень, который сохранил, но злоба уже давно прошла, и на смену ей пришла жалость.
Это же чувство испытываешь, читая рассказ «Тополь». Повествование ведется от первого лица. Автор вместе с помощниками хотел вырубить молодые тополя. Это были отростки старого дерева. Мужчина думал, что этим он облегчит ему жизнь, но всё оказалось иначе. Тополь засыхал и поэтому давал жизнь новым деревцам. Старое дерево погибло, а новые побеги работники уничтожили.
Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей – это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе.
Например, «Муравей и голубка». Прочитав эту басню, дети сделают вывод, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия.
Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.
Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. Произведения для детей, написанные в данном жанре, это:
«Черепаха и орел»;
«Голова и хвост змеи»;
«Лев и мышь»;
«Осёл и лошадь»;
«Лев, медведь и лисица»;
«Лягушка и лев»;
«Вол и старуха».
У Толстого есть очень трогательные рассказы. О смелом мальчике мы узнаем из следующей истории, которая называется «Котёнок». В одной семье жила кошка. На какое-то время она вдруг пропала. Когда дети – брат и сестра, нашли ее, то увидели, что кошка родила котят. Ребята взяли себе одного, стали ухаживать за маленьким созданием – кормить, поить.
Как-то они пошли гулять и взяли питомца с собой. Но вскоре дети забыли о нем. Вспомнили только тогда, когда малышу угрожала беда – на него с лаем неслись охотничьи собаки. Девочка испугалась и убежала, а мальчик кинулся защищать котенка. Он накрыл его своим телом и таким образом спас от собак, которых затем отозвал охотник.
Есть и другие поучительные авторские произведения. Л. Толстой для детей является учителем, который в ненавязчивой форме прививает им основные навыки морали.
В рассказе «Слон» мы узнаём о гигантском животном, живущем в Индии. Хозяин плохо с ним обращался – почти не кормил и заставлял много работать. Однажды животное не выдержало такого обхождения и раздавило мужчину, наступив на него ногой. Вместо прежнего слон выбрал в качестве хозяина мальчика – его сына.
Вот какие поучительные и интересные рассказы написал классик. Это лучшие произведения Льва Толстого для детей. Они помогут привить ребятам много полезных и важных качеств, научат лучше видеть и понимать окружающий мир.
————————————————————
Лев Толстой.Сказки, рассказы, басни,
повести. Читаем бесплатно онлайн
Читать все произведения Льва Толстого
История бультерьера
1
Я увидел его впервые в сумерках.
Рано утром я получил телеграмму от своего школьного товарища Джека:
«Посылаю тебе замечательного щенка. Будь вежлив с ним. Невежливых он не любит».
У Джека такой характер, что он мог прислать мне адскую машину или бешеного хорька вместо щенка, поэтому я дожидался посылки с некоторым любопытством. Когда она прибыла, я увидел, что на ней написано: «Опасно». Изнутри при малейшем движении доносилось ворчливое повизгиванье. Заглянув в заделанное решеткой отверстие, я увидел не тигренка, а всего-навсего маленького белого бультерьера. Он старался укусить меня и все время сварливо рычал. Рычанье его было мне неприятно. Собаки умеют рычать на два лада: низким, грудным голосом — это вежливое предупреждение или исполненный достоинства ответ, и громким, высоким ворчаньем — это последнее слово перед нападением. Как любитель собак, я думал, что умею управлять ими. Поэтому, отпустив носильщика, я достал перочинный нож, молоток, топорик, ящик с инструментами, кочергу и сорвал решетку. Маленький бесенок грозно рычал при каждом ударе молотка и, как только я повернул ящик набок, устремился прямо к моим ногам. Если бы только его лапка не запуталась в проволочной сетке, мне пришлось бы плохо. Я вскочил на стол, где он не мог меня достать, и попытался урезонить его. Я всегда был сторонником разговоров с животными. Я утверждаю, что они улавливают общий смысл нашей речи и наших намерений, хотя бы даже и не понимая слов. Но этот щенок, по-видимому, считал меня лицемером и презрительно отнесся к моим заискиваниям. Сперва он уселся под столом, зорко глядя во все стороны, не появится ли пытающаяся спуститься нога. Я был вполне уверен, что мог бы привести его к повиновению взглядом, но мне никак не удавалось взглянуть ему в глаза, и поэтому я оставался на столе. Я человек хладнокровный. Ведь я представитель фирмы, торгующей железным товаром, а наш брат вообще славится присутствием духа, уступая разве только господам, торгующим готовым платьем.
Итак, я достал сигару и закурил, сидя по-турецки на столе, в то время как маленький деспот дожидался внизу моих ног. Затем я вынул из кармана телеграмму и перечел ее: «Замечательный щенок. Будь вежлив с ним. Невежливых он не любит». Думаю, что мое хладнокровие успешно заменило в этом случае вежливость, ибо полчаса спустя рычанье затихло. По прошествии часа он уже не бросался на газету, осторожно спущенную со стола для испытания его чувств. Возможно, что раздражение, вызванное клеткой, немного улеглось. А когда я зажег третью сигару, он проковылял к камину и улегся там, впрочем, не забывая меня — на это я не мог пожаловаться. Один его глаз все время следил за мной. Я же следил обоими глазами не за ним, а за его коротким хвостиком. Если бы этот хвост хоть единый раз дернулся в сторону, я почувствовал бы, что победил. Но хвостик оставался неподвижным. Я достал книжку и продолжал сидеть на столе до тех пор, пока не затекли ноги и начал гаснуть огонь в камине. К десяти часам стало прохладно, а в половине одиннадцатого огонь совсем потух. Подарок моего друга встал на ноги и, позевывая, потягиваясь, отправился ко мне под кровать, где лежал меховой половик. Легко переступив со стола на буфет и с буфета на камин, я также достиг постели и, без шума раздевшись, ухитрился улечься, не встревожив своего повелителя. Не успел я еще заснуть, когда услышал легкое царапанье и почувствовал, что кто-то ходит по кровати, затем по ногам. Снап [snap — «хвать», «щелк» (англ.)], по-видимому, нашел, что внизу слишком холодно.
Он свернулся у меня в ногах очень неудобным для меня образом. Но напрасно было бы пытаться устроиться поуютнее, потому что, едва я пробовал двинуться, он вцеплялся в мою ногу с такой яростью, что только толстое одеяло спасало меня от тяжкого увечья.
Прошел целый час, прежде чем мне удалось так расположить ноги, передвигая их каждый раз на волосок, что можно было наконец уснуть. В течение ночи я несколько раз был разбужен гневным рычаньем щенка — быть может, потому, что осмеливался шевелить ногой без его разрешения, но, кажется, также и за то, что позволял себе изредка храпеть.
Утром я хотел встать раньше Снапа. Видите ли, я назвал его Снапом… Полное его имя было Джинджерснап [gingersnap — хрустящий пряник с имбирем (англ.)]. Некоторым собакам с трудом приискиваешь кличку, другим же не приходится придумывать клички — они как-то являются сами собой.
Итак, я хотел встать в семь часов. Снап предпочел отложить вставанье до восьми, поэтому мы встали в восемь. Он разрешил мне затопить камин и позволил одеться, ни разу не загнав меня на стол. Выходя из комнаты и собираясь завтракать, я заметил:
— Снап, друг мой, некоторые люди стали бы воспитывать тебя побоями, но мне кажется, что мой план лучше. Теперешние доктора рекомендуют систему лечения, которая называется «оставлять без завтрака». Я испробую ее на тебе.
Было жестоко весь день не давать ему еды, но я выдержал характер. Он расцарапал всю дверь, и мне потом пришлось заново красить ее, но зато к вечеру он охотно согласился взять из моих рук немного пищи.
Не прошло и недели, как мы уже были друзьями. Теперь он спал у меня на кровати, не пытаясь искалечить меня при малейшем движении. Система лечения, которая называлась «оставлять без завтрака», сделала чудеса, и через три месяца нас нельзя было разлить водой.
Казалось, чувство страха было ему незнакомо. Когда он встречал маленькую собачку, он не обращал на нее никакого внимания, но стоило появиться здоровому псу, как он струной натягивал свой обрубленный хвост и принимался прохаживаться вокруг него, презрительно шаркая задними ногами и поглядывая на небо, на землю, вдаль — куда угодно, за исключением самого незнакомца, отмечая его присутствие только частым рычаньем на высоких нотах. Если незнакомец не спешил удалиться, начинался бой. После боя незнакомец в большинстве случаев удалялся с особой готовностью. Случалось и Снапу быть побитым, но никакой горький опыт не мог вселить в него и крупицы осторожности.
Однажды, катаясь в извозчичьей карете во время собачьей выставки, Снап увидел слоноподобного сенбернара на прогулке. Его размеры вызвали восторг щенка, он стремглав ринулся из окна кареты и сломал себе ногу.
У него не было чувства страха. Он не был похож ни на одну из известных мне собак. Например, если случалось мальчику швырнуть в него камнем, он тотчас же пускался бежать, но не от мальчика, а к нему. И если мальчик снова швырял камень, Снап немедленно разделывался с ним, чем приобрел всеобщее уважение. Только я и рассыльный нашей конторы умели видеть его хорошие стороны. Только нас двоих он считал достойными своей дружбы. К половине лета Карнеджи, Вандербильдт и Астор [три американских миллиардера], вместе взятые, не могли бы собрать достаточно денег, чтобы купить у меня моего маленького Снапа.
2
Хотя я не был коммивояжером, тем не менее моя фирма, в которой я служил, отправила меня осенью в путешествие, и Снап остался вдвоем с квартирной хозяйкой. Они не сошлись характерами. Он ее презирал, она его боялась, оба они ненавидели друг друга.
Я был занят сбытом проволоки в северных штатах. Получавшиеся на мое имя письма доставлялись мне раз в неделю. В этих письмах моя хозяйка постоянно жаловалась мне на Снапа.
Прибыв в Мендозу, в Северной Дакоте, я нашел хороший сбыт для проволоки. Разумеется, главные сделки я заключал с крупными торговцами, но я потолкался среди фермеров, чтобы получить от них практические указания, и таким образом познакомился с фермой братьев Пенруф.
Нельзя побывать в местности, где занимаются скотоводством, и не услышать о злодеяниях какого-нибудь лукавого и смертоносного волка. Прошло то время, когда волки попадались на отраву. Братья Пенруф, как и все разумные ковбои, отказались от отравы и капканов и принялись обучать разного рода собак охоте на волка, надеясь не только избавить окрестности от врагов, но и позабавиться.
Гончие собаки оказались слишком добродушными для решительной борьбы, датские доги — чересчур неуклюжими, а борзые не могли преследовать зверя, не видя его. Каждая порода имела какой-нибудь роковой недостаток. Ковбои надеялись добиться толку с помощью смешанной своры, и когда меня пригласили на охоту, я очень забавлялся разнообразием участвовавших в ней собак. Было там немало ублюдков, но встречались также и чистокровные собаки — между прочим, несколько русских волкодавов, стоивших, наверно, уйму денег.
Гилтон Пенруф, старший из братьев, необычайно гордился ими и ожидал от них великих подвигов.
— Борзые слишком тонкокожи для волчьей охоты, доги — медленно бегают, но, увидите, полетят клочья, когда вмешаются мои волкодавы.
Таким образом, борзые предназначались для гона, доги — для резерва, а волкодавы — для генерального сражения. Кроме того, припасено было две-три гончих, которые должны были своим тонким чутьем выслеживать зверя, если его потеряют из виду.
Славное было зрелище, когда мы двинулись в путь между холмами в ясный октябрьский день! Воздух был прозрачен и чист, и, несмотря на позднее время года, не было ни снега, ни мороза. Кони ковбоев слегка горячились и раза два показали мне, каким образом они избавляются от своих седоков.
Мы заметили на равнине два-три серых пятна, которые были, по словам Гилтона, волками или шакалами. Свора понеслась с громким лаем. Но поймать им никого не удалось, хотя они носились до самого вечера. Только одна из борзых догнала волка и, получив рану в плечо, отстала.
— Мне кажется, Гилт, что от твоих волкодавов мало будет толку, — сказал Гарвин, младший из братьев. — Я готов стоять за маленького черного дога против всех остальных, хотя он простой ублюдок.
— Ничего не пойму! — проворчал Гилтон. — Даже шакалам никогда не удавалось улизнуть от этих борзых, не то что волкам. Гончие — также превосходные — выследят хоть трехдневный след. А доги могут справиться даже с медведем.
— Не спорю, — сказал отец, — твои собаки могут гнать, могут выслеживать и могут справиться с медведем, но дело в том, что им неохота связываться с волком. Вся окаянная свора попросту трусит. Я много бы дал, чтобы вернуть уплаченные за них деньги.
Так они толковали, когда я распростился с ними и уехал дальше.
Борзые были сильны и быстроноги, но вид волка, очевидно, наводил ужас на всех собак. У них не хватало духа помериться с ним силами, и невольно воображение переносило меня к бесстрашному щенку, разделявшему мою постель в течение последнего года. Как мне хотелось, чтобы он был здесь! Неуклюжие гиганты получили бы руководителя, которого никогда не покидает смелость.
На следующей моей остановке, в Бароке, я получил с почты пакет, заключавший два послания от моей хозяйки: первое — с заявлением, что «эта подлая собака безобразничает в моей комнате», другое, еще более пылкое, — с требованием немедленного удаления Снапа.
«Почему бы не выписать его в Мендозу? — подумал я. — Всего двадцать часов пути. Пенруфы будут рады моему Снапу».
3
Следующая моя встреча с Джинджерснапом вовсе не настолько отличалась от первой, как можно было ожидать. Он бросился на меня, притворялся, что хочет укусить, непрерывно ворчал. Но ворчанье было грудное, басистое, а обрубок хвоста усиленно подергивался.
Пенруфы несколько раз затевали волчью охоту, с тех пор как я жил у них, и были вне себя от неизменных неудач. Собаки почти каждый раз поднимали волка, но никак не могли покончить с ним, охотники же ни разу не находились достаточно близко, чтобы узнать, почему они трусят.
Старый Пенруф был теперь вполне убежден, что «во всем негодном сброде нет ни одной собаки, способной потягаться хотя бы с кроликом».
На следующий день мы вышли на заре — те же добрые лошади, те же отличные ездоки, те же большие сизые, желтые и рябые собаки. Но, кроме того, с нами была маленькая белая собачка, все время льнувшая ко мне и знакомившая со своими зубами не только собак, но и лошадей, когда они осмеливались ко мне приблизиться. Кажется, Снап перессорился с каждым человеком, собакой и лошадью по соседству.
Мы остановились на вершине большого плоскоголового холма. Вдруг Гилтон, осматривавший окрестности в бинокль, воскликнул:
— Вижу его! Вот он идет к ручью, Скелл. Должно быть, это шакал.
Теперь надо было заставить и борзых увидеть добычу. Это нелегкое дело, так как они не могут смотреть в бинокль, а равнина покрыта кустарником выше собачьего роста.
Тогда Гилтон позвал: «Сюда, Дандер!» — и выставил ногу вперед. Одним проворным прыжком Дандер взлетел на седло и стал там, балансируя на лошади, между тем как Гилтон настойчиво показывал ему:
— Вон он, Дандер, смотри! Куси, куси его, там, там!
Дандер усиленно всмотрелся в точку, указываемую хозяином, затем, должно быть, увидел что-то, ибо с легким тявканьем соскочил на землю и бросился бежать. Другие собаки последовали за ним. Мы поспешили им вслед, однако значительно отставая, так как почва была изрыта оврагами, барсучьими норами, покрыта камнями, кустарником. Слишком быстрая скачка могла окончиться печально.
Итак, все мы отстали; я же, человек, непривычный к седлу, отстал больше всех. Время от времени мелькали собаки, то скакавшие по равнине, то слетавшие в овраг, с тем чтобы немедленно появиться с другой стороны. Признанным вожаком был борзой Дандер, и, взобравшись на следующий гребень, мы увидели всю картину охоты: шакал, летящий вскачь, собаки, бегущие на четверть мили сзади, но, видимо, настигавшие его. Когда мы в следующий раз увидели их, шакал был бездыханен, и все собаки сидели вокруг него, исключая двух гончих и Джинджерснапа.
— Опоздали к пиру! — заметил Гилтон, взглянув на отставших гончих. Затем с гордостью потрепал Дандера: — Все-таки, как видите, не потребовалось вашего щенка!
— Скажи пожалуйста, какая смелость: десять больших собак напали на маленького шакала! — насмешливо заметил отец. — Погоди, дай нам встретить волка.
На следующий день мы снова отправились в путь.
Поднявшись на холм, мы увидели движущуюся серую точку. Движущаяся белая точка означает антилопу, красная — лисицу, а серая — волка или шакала. Волк это или шакал, определяют по хвосту. Висячий хвост принадлежит шакалу, поднятый кверху — ненавистному волку.
Как и вчера, Дандеру показали добычу, и он, как и вчера, повел за собой пеструю стаю — борзых, волкодавов, гончих, догов, бультерьера и всадников. На миг мы увидели погоню: без сомнения, это был волк, двигавшийся длинными прыжками впереди собак. Почему-то мне показалось, что передовые собаки не так быстро бегут, как тогда, когда они гнались за шакалом. Что было дальше, никто не видел. Собаки вернулись обратно одна за другой, а волк исчез.
Насмешки и попреки посыпались теперь на собак.
— Эх! Струсили, попросту струсили! — с отвращением проговорил отец. — Свободно могли нагнать его, но чуть только он повернул на них, они удрали. Тьфу!
— А где же он, несравненный, бесстрашный терьер? — спросил Гилтон презрительно.
— Не знаю, — сказал я. — Вероятнее всего, он и не видел волка. Но если когда-нибудь увидит — бьюсь об заклад, он изберет победу или смерть.
В эту ночь вблизи фермы волк зарезал нескольких коров, и мы еще раз снарядились на охоту.
Началось приблизительно так же, как накануне. Уже много позже полудня мы увидели серого молодца с поднятым хвостом не дальше как за полмили. Гилтон посадил Дандера на седло. Я последовал его примеру и подозвал Снапа. Его лапки были так коротки, что вспрыгнуть на спину лошади он не мог. Наконец он вскарабкался с помощью моей ноги. Я показывал ему волка и повторял «Куси, куси!» до тех пор, пока он в конце концов не приметил зверя и не бросился со всех ног вдогонку за уже бежавшими борзыми.
Погоня шла на этот раз не чащей кустарника, вдоль реки, а открытой равниной. Мы поднялись все вместе на плоскогорье и увидели погоню как раз в ту минуту, когда Дандер настиг волка и рявкнул у него за спиной. Серый повернулся к нему для боя, и перед нами предстало славное зрелище. Собаки подбегали по две и по три, окружая волка кольцом и лая на него, пока не налетел последним маленький белый песик. Этот не стал тратить времени на лай, а ринулся, прямо к горлу волка, промахнулся, однако успел вцепиться ему в нос. Тогда десять больших собак сомкнулись над волком, и две минуты спустя он был мертв. Мы мчались вскачь, чтобы не упустить развязки, и хоть издали, но явственно рассмотрели, что Снап оправдал мою рекомендацию.
Теперь настал мой черед похваляться. Снап показал им, как ловят волков, и наконец-то мендозская свора доконала волка без помощи людей.
Было два обстоятельства, несколько омрачивших торжество победы: во-первых, это был молодой волк, почти волчонок. Вот почему он сдуру бросился бежать по равнине. А во-вторых, Снап был ранен — у него была глубокая царапина на плече.
Когда мы с торжеством двинулись в обратный путь, я заметил, что он прихрамывает.
— Сюда! — крикнул я. — Сюда, Снап!
Он раза два попытался вскочить на седло, но не мог.
— Дайте мне его сюда, Гилтон, — попросил я.
— Благодарю покорно. Можете сами возиться со своей гремучей змеей, — ответил Гилтон, так как всем теперь было известно, что связываться со Снапом небезопасно.
— Сюда, Снап, бери! — сказал я, протягивая ему хлыст.
Он ухватился за него зубами, и таким образом я поднял его на седло и доставил домой. Я ухаживал за ним, как за ребенком. Он показал этим ковбоям, кого не хватает в их своре. У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги — силачи, но все они ничего не стоят, потому что мужество есть только у бультерьера. В этот день ковбои разрешили волчий вопрос, что вы увидите сами, если побываете в Мендозе, ибо в каждой из местных свор теперь имеется свой бультерьер.
4
На следующий день была годовщина появления у меня Снапа. Погода стояла ясная, солнечная. Снега еще не было. Ковбои снова собрались на волчью охоту. К всеобщему разочарованию, рана Снапа не заживала. Он спал, по обыкновению, у меня в ногах, и на одеяле оставались следы крови. Он, конечно, не мог участвовать в травле. Решили отправиться без него. Его заманили в амбар и заперли там. Затем мы отправились в путь. Все отчего-то предчувствовали недоброе. Я знал, что без моей собаки мы потерпим неудачу, но не воображал, как она будет велика.
Мы забрались уже далеко, блуждая среди холмов, как вдруг, мелькая в кустарнике, примчался за нами вдогонку белый мячик. Минуту спустя к моей лошади подбежал Снап, ворча и помахивая обрубком хвоста. Я не мог отправить его обратно, так как он ни за что не послушался бы. Рана его имела скверный вид. Подозвав его, я протянул ему хлыст и поднял на седло, «Здесь, — подумал я, — ты просидишь до возвращения домой». Но не тут-то было. Крик Гилтона «ату, ату!» известил нас, что он увидел волка. Дандер и Райл, его соперник, оба бросились вперед, столкнулись и упали вместе, растянувшись на земле. Между тем Снап, зорко приглядываясь, высмотрел волка, и не успел я оглянуться, как он уже соскочил с седла, и понесся зигзагами, вверх, вниз, над кустарником, под кустарником, прямо на врага. В течение нескольких минут он вел за собой всю свору. Недолго, конечно. Большие борзые увидели движущуюся точку, и по равнине вытянулась длинная цепь собак. Травля обещала быть интересной, так как волк был совсем недалеко и собаки мчались во всю прыть.
— Они свернули в Медвежий овраг! — крикнул Гарвин. — За мной! Мы можем выйти им наперерез!
Итак, мы повернули обратно и быстро поскакали по северному склону холма, в то время как погоня, по-видимому, двигалась вдоль южного склона.
Мы поднялись на гребень и готовились уже спуститься, когда Гилтон крикнул:
— Он здесь! Мы наткнулись прямо на него.
Гилтон соскочил с лошади, бросил поводья и побежал вперед. Я сделал то же. Навстречу нам по открытой поляне, переваливаясь, бежал большой волк. Голова его была опущена, хвост вытянут по прямой линии, а в пятидесяти шагах за ним мчался Дандер, несясь, как ястреб над землей, вдвое быстрее, чем волк. Минуту спустя борзой пес настиг его и рявкнул, но попятился, как только волк повернулся к нему. Они находились теперь как раз под нами, не дальше как в пятидесяти футах. Гарвин достал револьвер, но Гилтон, к несчастью, остановил его:
— Нет, нет! Посмотрим, что будет.
Через мгновение примчалась вторая борзая, затем одна за другой и остальные собаки. Каждая неслась, горя яростью и жаждой крови, готовая тут же разорвать серого на части. Но каждая поочередно отступала в сторону и принималась лаять на безопасном расстоянии. Минуты две погодя подоспели и русские волкодавы — славные, красивые псы. Издали они, без сомнения, желали ринуться прямо на старого волка. Но бесстрашный его вид, мускулистая шея, смертоносные челюсти устрашили их задолго до встречи с ним, и они также примкнули к общему кругу, в то время как затравленный бандит поворачивался то в одну сторону, то в другую, готовый сразиться с каждой из них и со всеми вместе.
Вот появились и доги, грузные твари, каждая такого же веса, как волк. Их тяжелое дыхание переходило в угрожающий хрип, по мере того как они надвигались, готовые разорвать волка в клочья. Но как только они увидели его вблизи — угрюмого, бесстрашного, с мощными челюстями, с неутомимыми лапами, готового умереть, если надо, но уверенного в том, что умрет не он один, — эти большие доги, все трое, почувствовали, подобно остальным, внезапный прилив застенчивости: да, да, они бросятся на него немного погодя, не сейчас, а как только переведут дух. Волка они, конечно, не боятся. Голоса их звучали отвагой. Они хорошо знали, что несдобровать первому, кто сунется, но это все равно, только не сейчас. Они еще немного полают, чтобы подбодрить себя.
В то время как десять больших псов праздно метались вокруг безмолвного зверя, в дальнем кустарнике послышался шорох. Затем скачками пронесся белоснежный резиновый мячик, вскоре превратившийся в маленького бультерьера. Снап, медленно бегущий и самый маленький из своры, примчался, тяжело дыша — так тяжело, что, казалось, он задыхается, и подлетел прямо к кольцу вокруг хищника, с которым никто не дерзал сразиться. Заколебался ли он? Ни на мгновение. Сквозь кольцо лающих собак он бросился напролом к старому деспоту холмов, целясь прямо в глотку. И волк ударил его с размаху своими двадцатью клыками. Однако малыш бросился на него вторично, и что произошло тогда, трудно сказать. Собаки смешались. Мне почудилось, что я увидел, как маленький белый пес вцепился в нос волка, на которого сейчас напала вся свора. Мы не могли помочь собакам, но они и не нуждались в нас. У них был вожак несокрушимой смелости, и когда битва наконец закончилась, перед нами на земле лежали волк — могучий гигант — и вцепившаяся в его нос маленькая белая собачка.
Мы стояли вокруг, готовые вмешаться, но лишенные возможности это сделать. Наконец все было кончено: волк был мертв. Я окликнул Снапа, но он не двинулся. Я наклонился к нему.
— Снап, Снап, все кончено, ты убил его! — Но песик был неподвижен. Теперь только увидел я две глубокие раны на его теле. Я попытался приподнять его: — Пусти, старина: все кончено!
Он слабо заворчал и отпустил волка.
Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом:
— Лучше бы у меня пропало двадцать быков!
Я взял Снапа на руки, назвал его по имени и погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно, на прощание, лизнул мне руку и умолк навсегда.
Печально возвращались мы домой. С нами была шкура чудовищного волка, но она не могла нас утешить. Мы похоронили неустрашимого Снапа на холме за фермой. Я слышал при этом, как стоящий рядом Пенруф пробормотал:
— Вот это действительно храбрец! Без храбрости в нашем деле недалеко уйдешь.
Найдено 11 928
книг
сбросить фильтры
5 478 зн., 0,14 а.л.
Свободный доступ
113
0
0
Асока в плену, и Дарт Вейдер сделает всё, чтобы сломить её, обернув против мятежников.
35 243 зн., 0,88 а.л.
Свободный доступ
274
5
0
Нет худа без добра, но ведь и добра без худа — тоже…
893 666 зн., 22,34 а.л.
Свободный доступ
33K
69
0
18+
Попаданец в ночного эльфа. Так как попал он из мира исключающего магию как таковую, то в этом мире он будет пытаться изучить все, что связано с магией. Развитие, развитие, развитие… Частично будут затрагиваться персонажи из канона.
53 217 зн., 1,33 а.л.
Свободный доступ
196
0
0
Когда вас выдергивают поздно ночью и просят выполнять свою работу так быстро, как никогда прежде, вы должны понимать во что ввязываетесь. Чем отличается псих от обычного человека? Наш разум привык оперировать такими понятиями, как добро и зло, верх и низ, большое и малое. Мы не понимаем, как может отсутствовать логика или математика. Но что, если есть такие, у кого все именно так?
29 782 зн., 0,74 а.л.
Свободный доступ
Странноватый философ-одиночка по имени Гоша встречает на Патриарших попаданца Ивана Пузырёва. Эта встреча подталкивает Гошу к парадоксальным выводам, согласно которым наш мир это некий отстойник, тупик истории, куда мы попали за глупые поступки и равнодушие. Но Гоше удается исправить ситуацию.
86 565 зн., 2,16 а.л.
Свободный доступ
2 381
7
0
И снова фанфик по миру Гарри Поттера.
должен предупредить, что это не вполне рассказ — скорее, набросок куда более масштабного замысла, к счастью — не реализованного в полном объёме.
Впрочем… кто знает, что будет дальше?
42 572 зн., 1,06 а.л.
Свободный доступ
В данной истории всё, кроме фактов, чистая правда.
9 319 зн., 0,23 а.л.
Свободный доступ
Путешественник во времени и пространстве, раз за разом прыгает всё глубже в прошлое, чтобы установить причины социальных катастроф, преследующие технологически развитые цивилизации.
105 756 зн., 2,64 а.л.
Свободный доступ
2 835
10
0
Интерлюдия №6
Конец февраля 1775 года от Сошествия
Взгляд на теневой Дарквотер
15 947 зн., 0,40 а.л.
Свободный доступ
7 704
148
0
18+
Празднуя день рождения, никак не ожидаешь от друзей подставы. Но это если друзья настоящие, а не подонки, которые лишь так называются.
Обдолбаная в щи именинница, парни с гормонами вместо крови под действием одуряющих веществ, отсутствие взрослых… Типичная американская подростковая вечеринка с наркотиками заканчивается на первый взгляд обычно для такого типа мероприятий. Но для Джессики Роджерс это лишь начало новой жизни.
13 082 зн., 0,33 а.л.
Свободный доступ
Команда недовольна. На космическом корабле назревает бунт.
7 322 зн., 0,18 а.л.
Свободный доступ
В вышедшей в 2021 году на электронные полки фантастической повести «Третье пришествие» Землю заселили своими клонами две конкурирующие инопланетные цивилизации – араинцы и торы. С тех пор эти «полубоги» находясь на орбите Земли, следят за нами, используют нас для реализации своих целей. Для более эффективного управления Землей они отправляют к нам своих тайных посланцев, которые становятся у нас царями и президентами, Пророками и Святыми. Чингис хан и Александр Македонский, Сталин и Иисус, Моцарт и Пророк Моисей,- и это далеко не полный список тех, кто проходят в повести как инопланетные вершители нашего мира. Используя возможности своей науки и техники, они устанавливают в наших церквях и в костелах прослушивающие устройства и, исполняя наши молитвы, манипулируют нами.
92 392 зн., 2,31 а.л.
Свободный доступ
7 084
87
0
Интерлюдия №8
Август 1756 года от Сошествия Праматерей
47 628 зн., 1,19 а.л.
Свободный доступ
666
8
0
«Глафира» — транспортный корабль, недавно вернувшийся на Таглу с далёкой Земли. Странно: на борту никого нет, бортовые журналы повреждены, а «Ермил», корабль военных, пристыковавшийся первым, не подаёт признаков жизни. Все как будто исчезли… или нет?
40 728 зн., 1,02 а.л.
Свободный доступ
S-T-I-K-S ! Кто ищет что почитать про Стикс, Улей. СПРАВОЧНИК.
Если Вы любите СТИКС — ставьте лайки. Автор, попавший в подборку — та же просьба. Так мы быстрее окажемся в топе, и о Ваших произведениях узнает больше читателей.
ДОРОГИЕ АВТОРЫ НЕ СТЕСНЯЕМСЯ, ПИШЕМ О СВОЕМ ПРОИЗВЕДЕНИИ, ЕСЛИ Я ПРОПУСТИЛА, ОГРОМНОЕ СПАСИБО АКТИВНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ, ПОМОГАЮЩИМ МНЕ В РАБОТЕ!!!
72 875 зн., 1,82 а.л.
Свободный доступ
7 255
43
0
Фанфик к «ЧШ» Кощиенко А.Г.
29 006 зн., 0,73 а.л.
Свободный доступ
1 949
23
0
Когда у Андрея появилась идея написать книгу о Приграничье, я этому только обрадовался. Мне был чрезвычайно интересен результат. Но вникнуть в чужую вселенную достаточно непросто, постоянно возникали вопросы, обсуждались какие-то детали и неочевидные мелочи. И в какой-то момент Андрей предложил соавторство.
Первую книгу мы написали за месяц. Сюжетные линии постоянно пересекались, требовалось работать быстро, чтобы не тормозить текст соавтора. Было интересно. Случались и споры, некоторые из них даже нашли отражение в тексте. Где-то я принимал аргументы Андрея, где-то он соглашался со мной. Итого — четыре книги и в планах была как минимум ещё одна. Но не срослось.
Сам я этот подцикл продолжать не буду. Приграничье никуда не денется, но не Хмель и Клондайк. У этих книг было два автора, и Клондайк — герой стопроцентно крузовский. Его персонажем он и останется. Поэтому — эпилог.
Все истории когда-нибудь заканчиваются. Закончилась и эта. И я думаю, она вполне могла закончиться именно так.
21 534 зн., 0,54 а.л.
Свободный доступ
Человек может идти к Богу разными дорогами…
66 345 зн., 1,66 а.л.
Свободный доступ
Фанфик на «Врата» Сергея Кима. События происходят через несколько лет после появления русских на Светлояре. Восход Алой звезды, начало вторжения Незваных. Небольшой отряд наёмников из местных, вступает в бой с захватчиками.
1 824 зн., 0,05 а.л.
Свободный доступ
Создан ли человек по образу божьему? Найдётся ли в толпе Сердце Данко?
6 978 зн., 0,17 а.л.
Свободный доступ
1 315
17
0
Один из вариантов окончания истории Серебряной Осени… Вот только единственный ли?
18 818 зн., 0,47 а.л.
Свободный доступ
1 832
25
0
Фанфик на произведение Кощиенко
5 716 зн., 0,14 а.л.
Свободный доступ
В вышедшей в 2021 году на электронные полки фантастической повести «Третье пришествие» Землю заселили своими клонами две конкурирующие инопланетные цивилизации – араинцы и торы. С тех пор эти «полубоги» находясь на орбите Земли, следят за нами, используют нас для реализации своих целей. Для более эффективного управления Землей они отправляют к нам своих тайных посланцев, которые становятся у нас царями и президентами, Пророками и Святыми. Чингис хан и Александр Македонский, Сталин и Иисус, Моцарт и Пророк Моисей,- и это далеко не полный список тех, кто проходят в повести как инопланетные вершители нашего мира
31 250 зн., 0,78 а.л.
Свободный доступ
1 199
84
0
О космосе, отношениях между расами и … о любви.
53 806 зн., 1,35 а.л.
Свободный доступ
712
1
0
Обычная семья садится в странный поезд, вагоны в котором имеют интересную особенность — потакать человеческим слабостям и вредным привычкам. Поначалу пребывание в поезде доставляет им удовольствие, но со временем глава семьи, проявив недюжинную силу воли, начинает понимать, что ничем хорошим это не кончится. Он решает сбежать из поезда. Но как? Ведь поезд не останавливается и имеет несчётное множество вагонов, каждый из которых стережёт чудовище-проводник. Ответ знает лишь Начальник Поезда. Кто или что он — это и предстоит выяснить главному герою рассказа.