Толстой севастопольские рассказы август краткое содержание

Литеровед предлагает познакомиться с антивоенными произведениями л. н. толстого, объединенными названием севастопольские рассказы. севастополь в декабре месяце произведение состоит из

Литеровед предлагает познакомиться с антивоенными произведениями Л. Н. Толстого, объединенными названием «Севастопольские рассказы».

Севастополь в декабре месяце

Произведение состоит из трех отдельных произведений, связанных между собой темой Крымской войны и обороны Севастополя.

Главные герои

Рассказчик – военнослужащий, офицер

Краткое содержание

Произведение начинается с утренней пейзажной зарисовки, тишина которой нарушается «раскатистыми выстрелами».

Повседневные дела сменяют ночное спокойствие. Автор обращается к читателю, описывая свои действия. Он приходит на пристань, выбирает лодку и отправляется на Графскую пристань. Там снуют толпы солдат в серых шинелях, матросы, женщины в пестрых нарядах.

Рассказчик выходит на площадь. Справа расположились баррикады, слева – красивый дом. Рядом с домом стоят солдаты, видны окровавленные носилки. Это «смешение лагерной и городской жизни» создает неприятное впечатление. Автор просит вглядеться в лица людей, чтобы понять главное. Каждый из них выполняет свое дело спокойно и уверенно, «как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске». В этом спокойствии заключается героизм. Если есть сомнения, то нужно прогуляться на бастионы. Там перед глазами предстанут ужасные, грустные, великие, забавные картины.

В здании Собрания расположился госпиталь. Автор говорит о том, что не нужно бояться подойти к раненым. Они рады будут любому общению. Старый солдат ранен в ногу. Он размышляет о том, что не нужно много думать, тогда и больно не будет. «Все больше оттого, что думает человек», — говорит он. Становится совестно отчего-то перед этим человеком.

На полу лежит пухлый, бледный человек. Из-под одеяла виднеется остаток его руки, глаза его закатились кверху, он умирает.

Если нервы крепкие, можно зайти в операционную. Здесь война не с развевающимися знаменами и барабанным боем, здесь война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Страдания этих людей помогают ощутить свое ничтожество.

На улице вы можете увидеть похороны. Пройдя церковь и баррикады, попадаешь в город. Здесь трактиры, лавки, красивые женщины и щеголеватые офицеры. Приходят мысли о твердости их духа, силе воли, самоуверенности. В трактире, послушав разговоры моряков и офицеров, воодушевляешься желанием идти на бастионы. Особенно много говорят о четвертом бастионе, о котором сложилось впечатление, что это верная гибель.

Пройдя еще одну баррикаду, выходишь на большую улицу и поднимаешься по ней. Слышится недалекий свист ядер и бомб. При виде опасности внутри раздается подленький голос, говорящий о том, что лучше бы туда не идти. Нужно заставить этот голос молчать и продолжить путь. Уже совсем рядом слышатся звуки пуль, удары ядра. Мелькает мысль, что это и есть четвертый бастион. На самом деле, это Язоновский редут. Здесь сравнительно безопасно.

Пройдя шагов триста, выходишь на батарею. Офицер покажет все, что заинтересует. Он спокоен, когда свертывает цигарку, когда переходит от одного орудия к другому, когда разговаривает. Вы сами, глядя на него, становитесь спокойным, внимательно слушаете его рассказы, задаете вопросы. Вы узнаете, что этот вал, который находится совсем рядом и откуда то и дело прилетают пули, неприятельский.

Офицер, чтобы удовлетворить тщеславие, постреляет немножко. Матросы зарядят пушку. В их облике видны черты, составляющие русскую силу, простота и упрямство. На каждом лице видны не только злоба и страдание, но и сознание достоинства.

Когда мимо пролетает ответный вражеский снаряд, который мог убить, но не убил, «какое-то отрадное, невыразимо приятное чувство, …, овладевает вами».

Все эти картины рождают убеждение, что невозможно взять Севастополь и поколебать силу русского народа. Причина этого кроется в том чувстве, которое лежит «в глубине души каждого, — любовь к родине». Эти люди на передовой – герои. Они возвысились духом и с наслаждением готовятся к смерти за родину.

Заканчивается рассказ красивым вечерним пейзажем.

Севастополь в мае

Главные герои

Михайлов — штабс-капитан, пехотный офицер, честный, смелый человек.

Краткое содержание

Шесть месяцев идут бои под Севастополем. Порох и кровь не помогают решить проблемы между правителями государств. Если вопрос должен решаться именно дракой, то почему бы не выслать от каждой армии по одному воину. Пусть бы один осаждал город, другой – защищал.

Война – это сумасшествие. Люди не такие уж разумные существа, если воюют.

В осажденном Севастополе играет полковая музыка, по бульвару прогуливаются военные, женщины. Пехотный офицер направился к бульвару. По выражению его лица можно говорить о низком интеллекте, рассудительности и честности этого человека.

Он шел и думал о письме, которое получил от своих друзей из Т. губернии. Товарищ, отставной военный, писал о том, как его жена Наташа живо интересуется тем, что происходит в Севастополе. Михайлов с грустью вспоминал о том, как они сиживали когда-то в беседке по вечерам. Его прежний круг был выше нынешнего. Он танцевал на балах, играл в карты с генералами. Постепенно штабс-капитан перешел к мечтам, в которых он сам становился генералом.

Михайлов подошел к павильону. Ему захотелось поговорить с адъютантом, чтобы узнать последние новости. Он не сразу решился это сделать. Причиной тому было деление на аристократов и неаристократов, которое автор считает нелепым. Особенно странным это было перед лицом смерти. Поэтому пехотный офицер несколько раз прошел мимо кружка аристократов, не решаясь подойти. Кружок этот составляли адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов, ротмистр Праскухин.

Калугин был в хорошем расположении и встретил Михайлова с улыбкой и даже подал руку. Они немного поговорили о фронтовых делах. Аристократы заинтересовались женщинами и ушли. Михайлов прошелся с ними и даже забыл о милом письме.

Как только он переступил порог своей квартиры, увидел маленькую комнату, он вспомнил, что идти на целую ночь в орудийный окоп. Он думал о смерти, ему казалось, что его непременно сегодня убьют. Он пожалел, что пошел не в свою очередь. У него есть чувство долга, он не может иначе. Немного успокоившись, он сел писать письмо отцу. Через десять минут с мокрыми от слез глазами, читая молитвы, он стал одеваться. Он поругал Никиту за нерадение и пьянство. Тот разразился фальшивыми рыданиями и кинулся «целовать руки своего барина».

Михайлов благополучно достиг ложементов, выпил водки и, помолившись, решил вздремнуть.

Аристократы, которых штабс-капитан встретил на бульваре, отправились к Калугину на чай. С них сошла высокомерность, здесь они стали «милыми, веселыми и добрыми ребятами». Князь Гальцин сел за фортепьяно, они с Праскухиным спели цыганскую песню. Потом Гальцин высказался о том, что пехотные офицеры не могут быть храбрыми людьми. Калугин же назвал их героями.

В комнату вошел пехотный офицер с донесением. Присутствующие заторопились по своим местам. У Калугина остался только Гальцин, с которым они наблюдали из окна за светящимися взрывами и выстрелами. Гальцин с содроганием думает о том, что ему придется идти туда, где стреляют. Калугин отправляется на бастион верхом.

С передовой несли и вели под руки толпы раненых. Гальцин пошел на перевязочный пункт. Войдя в первую комнату, он тут же развернулся и выбежал вон. «Это было слишком ужасно!»

В большой зале стоял смрад. Горели несколько свечей. Доктор у входа вносил в список пятьсот тридцать второго раненого. Среди них поступил и Нефердов, у которого было ранение в голову.

Калугин по пути встретил много раненых, но не стал обращать на них внимание, так как такое зрелище плохо действует на психику. У него возникло плохое предчувствие, мысли о смерти. Он стал ободрять себя. Спустившись с лошади. Калугин пошел по траншее в гору. Он пригибался, когда его никто не видел. На людях он шел бравой походкой.

Добравшись до места, Калугин выпил вина и закурил. Он вспомнил о проявленной им слабости и удивился. Пришел капитан, который все шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей. Калугин попросил проводить его, но тот отказался. Калугин пошел один.

Праскухин прибежал к месту и встретил Михайлова. В этот момент враг стал стрелять чаще. Пройдя несколько сот шагов, они столкнулись с бодро шагающим Калугиным. Штабс-капитан описал обстановку и они разошлись. Калугин пошел в блиндаж дожидаться генерала. Он подумал, что Михайлов не отличается смелостью.

Через некоторое время стало известно, что ложементы были отбиты. Калугин с бароном Пестом вышел из блиндажа. Юнкер рассказал, как он заколол француза, как был убит ротный.

От Песта Калугин узнал о смерти Праскухина. Оказавшись в своей комнате, он почувствовал себя в безопасности. Лежа в постели он рассказал Гальцину все подробности.

Бомба летела прямо на батарею. Все упали на землю. Праскухин был рядом с Михайловым. Он испугался и зажмурился. «Целый мир чувств, мыслей, надежд, воспоминаний промелькнул в его воображении». Он задумался, кого убьет, вспомнил, что должен Михайлову двенадцать рублей. Ожидание смерти не покидало его. Когда разорвалась бомба, ему показалось, что он только контужен. Он попробовал дотянуться до груди, но не смог. Праскухин страшно застонал, сделал некоторое усилие и вытянулся. Он был убит осколком в грудь.

Михайлов упал на землю, зажмурился и стал твердить слова молитвы. Он был ранен камнем в голову. Когда он очнулся, кто-то взял его за плечи. Его перевязали и повели к медпункту. Михайлов считал, что должен остаться с ротой. Тут он вспомнил Праскухина и пошел проверить, жив ли он. Убедившись, что товарищ убит, он отправился догонять батальон.

На другой день на бульваре опять играла музыка. Офицеры, солдаты, женщины гуляли около павильона. Адъютанты рассуждают о том, кто был в более опасном месте. Встретившись с раненым Михайловым, они посмотрели на него пренебрежительно. Штабс-капитан не последовал за ними, он сел и закурил.

Враждующие стороны выставили белые флаги. Долина была полна смрадных тел. Люди, исповедующие закон христианской любви, упадут на колени перед ликом господа. После этого белые тряпки будут спрятаны, снова засвистят пули и прольется невинная кровь.

Автор размышляет о том, кто злодей, а кто герой. Он приходит к выводу, что «все хороши и все дурны». Ни Калугин, ни Праскухин, ни Михайлов, ни Пест не могут быть героем повести. Прекрасный  и любимый автором герой повести – это правда.

Севастополь в августе 1855 года

Главные герои

Михаил Козельцов – поручик, получивший ранение в голову и возвращающийся в действующую армию.

Владимир Козельцов – его младший брат, добровольно приехавший воевать в Севастополь.

Краткое содержание

В конце августа из госпиталя ехал поручик Козельцов. В жизни он делал все, что ему хотелось. Он был умен, талантлив, «любил первенствовать над людьми». Козельцов подъехал к станции в Дуванкой, она была полна народа. Он вошел в комнату, оглянулся и не увидел ни одного знакомого лица. С любопытством он стал прислушиваться к разговорам.

Один офицер признался, что едет в Севастополь по собственному желанию. Другой возмущался по поводу того, что дорога к Севастополю занимает много времени. Он уже все деньги потратил, а до места еще не добрался. Он словно оправдывался, что наводило на мысль о его трусости. Полгода назад он не был трусом, напротив был патриотом. Когда же на пятой станции услышал рассказы об ужасах войны, раскаялся в своем легкомыслии.

Хозяйка спросила, кто хотел борща. Молодой офицер стал будить своего товарища Козельцова, совсем юного, лет семнадцати. Поручик узнал в нем младшего брата и подошел к нему. Он удивился, почему Владимир не в гвардии. Брат рассказал, что получил взыскание за нарушение. Когда же ему предложили в гвардию, он не хотел уже сам. «Как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество», — сказал он. Когда он оказался в непосредственной близости от войны, ему стало страшно. Его поддерживала мысль, что он теперь поедет вместе с братом.

Братья ехали, трясясь в повозке, думали друг о друге и молчали. Они приехали к месту, узнали, где стоит батарея. Им сказали, что Севастополь уже не тот. Нет ни музыки, ни женщин, ни трактиров. Все разрушено бомбами.

Братья договорились идти порознь. Николаев должен был проводить Володю на Корабельную, а старший брат зайдет к нему завтра. Николаев довел юношу до батареи и ушел, «сознание одиночества в опасности» сдавило сердце. Володю мучил стыд за свою трусость, он разочаровался в самом себе. Володю определили в грязную комнату, откуда выгнали какого-то человека, спавшего на кровати.

Старший Козельцов направился к пятому бастиону. Он принял под командование свою прежнюю роту. Солдаты встречают его радостно.

На следующий день бомбардировка возобновляется с новой силой. Володя сближается с сослуживцами. Особенно ему симпатизирует Вланг. На мортирную батарею требуется офицер. Никто не хочет идти по доброй воле, решили тянуть жребий. Он достался Володе. Его ожидали двадцать артиллерийских солдат. Руководство по артиллерийской стрельбе» здесь бесполезно. Володя бодро шагал впереди, сердце его бешено колотилось. Вланг напуган, Володя подчиняется судьбе.

Юноша не чувствует опасности. Он радуется тому, что хорошо исполняет обязанности, что он не трус. В 12 часов начался штурм Малахова кургана.

Во время французского штурма старший Козельцов смертельно ранен. Он не боится смерти и умирает с мыслью о том, что выполнил долг и ему не в чем упрекнуть себя. Он думает о брате и желает ему «такого же счастья».

Но младшего брата ожидала «не такая участь». Володя командует солдатами и не замечает, что попал в окружение. Он не хочет быть похожим на трусливого Вланга, поэтому упустил возможность спастись, когда юнкер звал его за собой. Вланг свалился в траншею, а когда выглянул посмотреть, где же «его обожаемый прапорщик», увидел что-то в шинели лежащее на том месте, где он стоял.

Юнкер присоединился к своей батарее, в которой от двадцати человек осталось восемь. Вспомнив о Володе, он заплакал.

Войско двигалось прочь от того места, которое отстаивало одиннадцать месяцев. «Чувство самосохранения» и желание скорее выбраться отсюда было в душе каждого. Солдаты снимали шапки и крестились. И все же за этим скрывалось и нечто другое.  Чувства, похожие на стыд и злобу, сжимали сердце. Они оглядывались и грозили врагам.

Ход занятия:

Оргмомент.

I. Вступительное слово учителя (тема и цель урока).

Сегодня мы с вами проведем исследование, которое поможет
определить степень человечности, патриотизма и правдивости в каждом из нас.
Главным учителем будет сама Правда. Что же такое правда? В словаре Владимира
Даля в 1866 году было записано:

Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие,
справедливость.

Именно правде в образе, т.е. в литературе, преданно служили
многие писатели России, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Перед вами слова
Н.А. Некрасова о правде Толстого, прочитаем их:

Это именно то, что надо теперь русскому обществу:
правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе.

(чтение цитаты по карточкам на столах).

Правда – это именно то, что нужно сегодня и нам. Сегодня мы
вспомним правду о войне. Главная идея нашей темы звучит в эпиграфах.

(чтение эпиграфов)

Какова
же она, правда о войне, очевидцем и участником которой был Толстой? Обратимся к
истории.

II. Изучение нового материала.

1. Анализ исторической обстановки в середине
XIX века.

I половинаXIX ознаменована серьезными
военными событиями. Победа России над наполеоновской Францией в Отечественной
войне 1812 года   блистательно изображена Толстым в романе-эпопее «Война и
мир». По мнению Льва Николаевича, не только о победах и славных подвигах нужно
знать мыслящему человеку, но и о поражениях и трагизме происходящего на полях
сражений.

Крымская война. В 1853 году
началась очередная русско-турецкая война. У Турции появились мощные союзники —
Англия и Франция. Русская армия страдала от недостатка вооружения и
боеприпасов. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12
приемов, а стреляли на 200 шагов. Англо-французко-турецкая армия была оснащена
дальнобойными винтовками с нарезными стволами, которые били на 300 шагов.
Военно-морской флот России также уступал флоту противника: 115 русских судов
против 500 вражеских.

С осени 1854 года союзники Турции перешли к решительным
действиям на берегах Крыма. В течение пяти дней 62-тысячная армия высадилась
близ Евпатории, а затем двинулась к Севастополю, главному пункту России в
Крыму.

Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854
г. и продолжалась 349 дней. Организаторами обороны стали адмирал Корнилов, его
помощники адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.

Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши.
Пришлось возводить систему укреплений (бастионов), чтобы отразить нападение
противника. Началась осада.

В обороне Севастополя участвовало много замечательных
людей. Художник Тимм изобразил героев-матросов (показ иллюстрации). Это Петр
Кошка, Федор Заика, Алексей Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев и Иван Демченко.
Была там и первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Гарнизон продержался 11 месяцев. Таяло число защитников.
Погибли Корнилов, Истомин, Нахимов.

27 августа 1855 г. французы взяли Малахов курган.
Несправедливая Крымская война окончилась военным поражением, но моральной
победой русских людей, показавших чудеса героизма.

Такова краткая историческая справка об этой войне.

Послушаем свидетельство очевидца тех страшных событий.

(Чтение отрывка из письма хирурга Н.И. Пирогова
жене, написанного

7 апреля 1855
г. в Севастополе)

Погода здесь хорошая… Стоят туманы… перед нашими
окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в
Петербурге.

Теперь я живу в трех разных местах. Вещи мои лежат в
сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один
каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно оставаться; на
прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и
провожу целый день на перевязочном пункте, в Дворянском собрании, паркет
которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальном зале лежат сотни
ампутированных. Десять врачей при мне  и восемь сестер трудятся неусыпно день и
ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в
огромном зале собрания стоны раненых…

Комментарий учителя:

1. Врач говорит об ужасах войны спокойно и буднично –
мужество и самообладание.

2. Контраст: ампутированные в танцзале, вместо музыки –
стоны раненых; цветение акации – страдания и смерть.

2. Л.Н. Толстой
– участник обороны Севастополя.

«Писать правду о войне очень опасно. Когда человек идет
на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если идут 12, а
возвращаются двое – правда, которую они привезут, будет действительно правдой».

Это слова замечательного американского писателя Эрнеста
Хемингуэя.

В осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в
самых отдаленных друг от друга пунктах оборонительной линии неоднократно
замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными,
жадно вглядывающимися во всё, глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и
бастионах. Это был еще мало кому известный молодой поручик и писатель Л.Н.
Толстой. Очевидцы впоследствии недоумевали, каким образом он умудрился уцелеть,
этот «храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный
сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной
смертью, не суетливый, но упорный»
.

Незадолго до этого Толстой рвался в действующую армию. В
1854 году он переведен в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он счастлив
– наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука посла
в Константинополе Петра Толстого.

Когда Австрия отказывается от нейтралитета, а Франция и
Англия вступают в войну на стороне Турции и высаживают войска на Крымский 
полуостров и наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении, Толстой
отправляется в осажденный Севастополь, прямо на
IV
бастион.

(Учащийся в военной форме читает монолог о IV бастионе)

IVБастион

Когда кто-нибудь говорит, что он был на IV бастионе, он говорит это с особым удовольствием и гордостью; когда кто
говорит: «Я иду на
IV бастион» — непременно
заметны в нем маленькое волнение или слишком большое равнодушие; когда хотят
подшутить над кем-нибудь, говорят: «Тебя бы поставить на
IV бастион», когда встречают носилки и спрашивают: «Откуда?» — большей
частью отвечают: «
CIV бастиона». Вообще же
существуют два совершенно различных мнения про этот страшный бастион: тех, кто
никогда на нем не был и которые убеждены, что
IV бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, кто
живут на нем и скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке.

Так вот он, IV
бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских
батальонов, которые здесь живут, курят трубки… Вглядитесь в лица: в каждой
морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского –
простоту и упрямство…, следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства.

Комментарий
учителя:

1.     
«Когда говорит, когда хотят
подшутить» — лексический повтор.

2.     
Два взгляда на IV бастион:
тех, кто там не был и тех, кто там живет.

3.     
Определить, кто такие пластуны.

4.     
Что такое бастион?

Справка о
пластунах.

Ученик:
В словаре Даля сказано так: «Пластун – пеший запорожский застрельщик, ныне так
называют черноморских казаков. Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях,
камышах, выжидая неприятеля…»

Учитель:

В
обороне Севастополя приняли участие два пеших пластунских батальона.  Внешний
вид пластунов производил невыгодное впечатление – они были «в изношенных
полуазиатских костюмах, т.е. чекменях, папахах, шароварах различных цветов и
узоров; им было в среднем от 30 до 50 лет и они отличались малорослостью. Но
скоро насмешки сменились искренним уважением – пластуны были необыкновенно
выносливы, метки в стрельбе, умелы в разведке». Они были переведены на самый
опасный 
IV бастион. После севастопольских событий о них
узнали все. Их увековечил художник В. Серов в картине «Пластуны под
Севастополем». Остались они  и в стихах.

Прочитайте
пожалуйста.

Ученик:          Незрима тень, бесшумен шаг

И
затаенное дыхание.

Пускай
не дремлет чуткий враг,

Но
глаз и слух его обманут.

Часами
слившийся с травой

Пластом
крадущийся возник,

А
смерти свист над головой,

Как
неотступный проводник

И
страха нет в его глазах,

Он
видит только цель свою.

Когда
стеной идет гроза,

Наперерез
ей – есаул.

Штыком
исколотой рукой

Он
тронет после ордена

И
холод шашки золотой.

Потом,
когда уйдет война.

Ученик:          Из века в век рядами длинными

Непобежденные
идут.

Они
не прячутся за спинами

И
снисхождения не ждут.

Всегда
красивые и сильные

Берут
на плечи тяжкий груз

Идут,
смеясь глазами синими,

Покручивая
темный ус.

И
каждый раз с зарею раннею

На
страшный жертвенник войны,

Уходят,
словно на заклание,

С
казачьей песней пластуны.

3. «Севастопольские рассказы» — структурный анализ.

Учитель:         Сейчас
мы попытаемся разобраться в хронологии и описании событий, которые лежат в
основе «Севастопольских рассказов». Перед вами лежат листы с планами к каждому
из трех рассказов. В ходе обсуждения следите и участвуйте, просматривая
ключевые моменты в повествовании.

Итак, первый рассказ цикла:

I. Севастополь в
декабре месяце.

(Сообщение учащегося)

В
этом рассказе показан момент некоторого ослабления и замедления военных
действий между кровавой битвой под Инкерманом5 ноября 1854 года и битвой под
Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Главные эпизоды рассказа:

1.     
Описание фурштатского солдата.

2.     
Посещение госпиталя и операционной.

3.     
Описание IV бастиона.

В декабре Севастополь и его гарнизон не знали передышки и
забыли, что значит слово «покой». Бомбардировки города французской и английской
артиллерией не прекращались. Солдаты, матросы и рабочие трудились под снегом и
дождем без зимней одежды, полуголодные. Трудились так, что спустя 40 лет
вражеский генерал Канробер не мог без восторга вспоминать об их
самоотверженности и бесстрашии. 16 тысяч моряков почти все полегли вместе со
своими адмиралами Корниловым, Нахимовым и Истоминым, но не уступили врагу!

Все, что пишет Толстой, может быть подтверждено десятками
документальных свидетельств.

Жены солдат и матросов каждый день носили мужьям обед в их
бастионы, и нередко одна бомба губила всю семью. Безропотно переносили страшные
увечья и смерть эти достойные женщины. Даже в разгар штурма они разносили воду
и квас по бастионам, и сколько их легло на месте!

В рассказе звучит твердая «убежденность в невозможности
поколебать где бы то ни было силу русского народа».

II. Севастополь в мае.

(Сообщение учащегося)

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против
всей армии неприятеля.

Главные моменты рассказа:

1.     
Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.

2.     
Сцена, когда офицер укоряет солдата.

3.     
Описание раненных.

4.     
Сцена перемирия.

5.     
Изображение десятилетнего мальчика на поле среди
убитых.

В рассказе Толстой описывает краткое перемирие, объявленное
после битвы 26 мая – 7 июня, чтобы успеть убрать и схоронить множество трупов,
покрывавших землю. Как всегда, автор строжайше правдив в описании всего
происходящего.

Главная мысль – об ужасе войны,
о ее противоестественной сути. Цель Толстого – предельно правдивое изображение
войны в крови и страданиях.

Учитель:        Самый страшный
эпизод в рассказе – ребенок на поле битвы. Посмотрите, как мы представили себе
этот отрывок из рассказа «Севастополь в мае».

Инсценировка эпизода из рассказа
«Севастополь в мае».

(Навстречу друг другу выходят юноша в черном и девушка в
белом платье с букетом голубых цветов. Они ведут диалог на фоне декораций
полуразрушенного бастиона с белым флагом).

Девушка: (мечтательно) Как
прекрасна долина в цвету, как чудесны эти нежные цветы, взгляните… (показывает
цветы).

Юноша: Посмотрите лучше на
этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском
картузе, в башмаках на босу ногу… с самого начала перемирия вышел на вал и все
ходил по лощине, с тупым выражением глядя на французов и на трупы, лежащие на
земле.

Девушка: Он набирал полевые
голубые цветы, которыми усыпана эта долина.

Юноша: Да… Возвращаясь домой с
большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило ветром, остановился
около кучки тел и долго смотрел на страшный безголовый труп. Постояв довольно
долго, он подвинулся и дотронулся ногой до окоченевшей руки трупа. Рука
покачнулась…

Девушка: (со страхом в голосе)
Он вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь, к крепости!

Юноша: (с ожесточением) На
бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена
смрадными телами…

Девушка: (не слушая его)
Прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит в
золотых лучах солнца. Эти люди – христиане, исповедующие один великий закон
любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут ли
на колени перед тем, кто дал им жизнь и вложил в душу каждого вместе со страхом
смерти, любовь к добру и прекрасному? Неужели со слезами радости и счастья они
не обнимутся как братья?

Юноша: Нет! Белые тряпки
спрятаны (срывает белый флаг). Снова свистят орудия смерти и страданий, снова
льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия. Вперед, на бастион! (с
криком убегает).

Девушка: (в глубокой печали)
Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это 
сумасшествие, то они совсем не разумные создания,  как у вас почему-то принято
думать. (прячет лицо в цветы и уходит).

III. Севастополь в августе 1855
г.

(Сообщение учащегося)

Это самый страшный месяц осады, окончившийся падением
Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь.

Главные эпизоды рассказа:

1.     
Описание солдат.

2.     
Изображение места битвы.

3.     
Рассуждение о природе  подвига.

4.     
История братьеКозельцевых.

5.     
Поведение людей.

6.     
Штурм.

В рассказе «Севастополь в августе 1855
г.» звучат следующие слова: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны
на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился
врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из
него героя».

Несмотря на сцену поражения, весь рассказ пронизан
убежденностью Толстого в героизме русского народа.

Главная мысль, высказанная автором – мысль о жестокости
любой войны.

Истинными героями Севастопольской эпопеи являются солдаты,
близкие к ним офицеры, жители города, — одним словом, русский народ.

Учитель: Героическая оборона Севастополя в 1854-55 годах, и
не менее величественная оборона этого же города в 1941-42 гг. доказала еще раз,
что русский народ всегда умел любить и защищать свое Отечество, и через всю
историю пронес героические традиции русского оружия.

Толстой в своих произведениях прославил две русские
национальные эпопеи: героизм в обороне Севастополя и позднее, в романе-эпопее 
«Война и мир» победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

4. Работа с терминами и новыми понятиями.

а) Повторение и обобщение таких понятий как «правда о
войне»
Л.Н. Толстого – параллель с «окопной правдой»
XX века в литературе о Великой Отечественной войне.

б) Работа с терминологическими карточками.

Реализм – (критический)
– художественный метод, исследующий жизнь, основанный на постижении и
воссоздании лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

Натурализм– изображение
отдельных эпизодов в произведении, когда откровенно и детально изображаются
сцены жестокости, насилия и т.д.

Антитеза
стилистический прием, основанный на резком противопоставлении образов и понятий
(примеры из отрывков о
IV бастионе и письма Пирогова).

Анафора– стилистический
прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого
параллельного ряда.

(«когда» в отрывке «IVбастион»).

Батальный – [франц. –
сражение, битва] – изображающий военные сюжеты. Баталист – художник, создающий
произведения на военную тематику.

Бастион– пятистороннее
оборонительное укрепление, состоящее из двух фасов (передних сторон), двух
фланков (боковых сторон) и горжи (тыльной части)

III. Обобщение, объяснение творческого
домашнего задания.

(учащимся раздаются карточки с вопросами и фотографиями
Толстого и участников обороны Севастополя).

Комментарий учителя:

Чтобы ответить на вопрос в карточке, необходимо прочитать
«Севастопольские рассказы», обдумать конкретный эпизод и составить письменный
краткий ответ с изложением своей точки зрения.

Фотографию нужно вклеить в тетрадь по литературе и записать
под ней ответ.

IV. Заключение

«Велики судьбы славянского народа!

Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая
простота и бессознательность силы!» — так писал Л.Н. Толстой в очерке «как
умирают русские солдаты».

Главная правда о войне – это правда о ее
противоестественной сути, о том, что война есть наихудшее зло, противное
природе человека. Самый древний нравственный закон гласит: «Поступай с другими
так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». А стало так, замечает Толстой,
словно в нем говорится: «Убивайте друг друга». Натуралистично изображая
страшные сцены войны, великий реалист Толстой преследует единственную цель –
вызвать неприятие любого насилия.

В эпопее Севастополя нет военной победы, но это не значит,
что нет в ней подвига и героизма. Ведь не всегда побеждает оружие, чаще – сила
человеческого духа. Истинный герой Севастопольской эпопеи – простой народ,
защитник своего Отечества. Так было всегда и так будет.

Финальная цитата: «Почти каждый солдат,
взглянув с северной стороны на оставшийся Севастополь, с невыразимой горечью в
сердце вздыхал и грозился врагам».

Лев Толстой «Севастопольские рассказы» (первую часть) написал через месяц после осады в 1854 году. Это — воображаемая экскурсия по городу. Краткое содержание «Севастопольские рассказы» не способно передать, конечно, всю глубину произведения. Обращаясь к читателю на «вы», автор предлагает ему стать свидетелем того, что происходило в госпиталях, на редутах и бастионах осажденного города.

севастопольские рассказы краткое содержание

«Севастопольские рассказы»: краткое содержание 1 часть о событиях в декабре 1854

В декабре в Севастополе 1854 года снега не было, но было морозно. В городе начиналось обычное военное утро. На подходе к пристани воздух был наполнен запахами навоза, угля, сырости и мяса. На пристани толпились люди: солдаты, моряки, купцы, женщины. Пароходы и ялики, наполненные народом, постоянно причаливали и отчаливали.

При мысли, что он находится в Севастополе, душу наполняла гордость и мужество, а кровь быстрее начинала течь по жилам. Хотя зрелище, представляющее смесь красивого города и военного грязного бивуака или военного лагеря, было ужасным.

В севастопольском госпитале, что расположился в большой зале Собрания, общаются раненые. Один матрос не помнит боли, хотя лишился ноги. Другой больной лежит на полу, из-под одеяла выглядывает перебинтованный остаток руки. От него исходит удушливый неприятный запах. Рядом лежит женщина-матроска без ноги, она принесла мужу обед на бастион и попала под обстрел. Раненых перевязывали прямо в операционной, они с ужасом наблюдали за ампутациями, слыша крики и стоны больных . Кругом страдания, кровь и смерть.

Самое опасное место – это четвертый бастион. Офицер, спокойно прохаживающийся от амбразуры к амбразуре, рассказывает, что после бомбардировки на его батарее осталось в действии только одно орудие и всего лишь восемь человек, но на следующее утро он уже палил снова из всех своих пушек. Из амбразуры можно увидеть укрепления неприятеля — они близко. В матросах, обслуживающих орудие, в ширине их плеч, в каждой мышце, каждом их твердом и неторопливом движении видны составляющие русской силы – простота и упрямство. Всякий, увидевший это, понял бы, что взять Севастополь нельзя.

«Севастопольские рассказы»: краткое содержание 2 часть о событиях в мае 1855

Уже полгода войне за Севастополь. Множество людских честолюбий оскорбились, тысячи удовлетворились, но тысячи и успокоились, объятые смертью. Можно усомниться в наличии разума у воюющих, потому что война нелогична – это сумасшествие.

краткое содержание севастопольские рассказы

Среди гуляющих по бульвару пехотный штабс-капитан Михайлов, который, кроме наград и денег хочет войти в круг военной «аристократии». Он образован адъютантом Калугиным, князем Гальциным, подполковником Нефердовым и ротмистром Праскухиным. Они высокомерны по отношению к Михайлову.

Наутро Михайлов отправляется вместо офицера, что заболел, в тринадцатый раз на бастион. Рядом с ним разорвалась бомба, был убит Праскухин. Туда же, но в штаб, отправился и Калугин. Желая осмотреть укрепления, он просит капитана показать их. Но капитан воюет на бастионе уже полгода безвылазно, а не время от времени, как Калугин. Период тщеславия и риска уже прошел, награды он уже получил и понимает, что везение его подходит к концу. Поэтому он перепоручает адъютанта молодому лейтенанту, с которым они бесполезно соревнуются в риске, им кажется, что они смелее капитана.

«Севастопольские рассказы»: краткое содержание 3 часть о событиях в августе 1855

Козельцов Михаил, офицер, которого уважали в войсках, после ранения возвращался в осажденный Севастополь. На станции скопилось очень много людей. Лошадей на всех не хватает. Среди ожидающих Михаил встречает своего родного брата Владимира, в должности прапорщика направляющегося в действующие войска.

Володю прикомандировали к батарее, расположенной на Корабельной. Прапорщик долго не может уснуть, ему мешают мрачные предчувствия.

Старший Козельцов, прибыв к новому командиру, получает свою прежнюю роту. Раньше они были товарищами, но теперь между ними стена субординации. В роте все рады возвращению Козельцова, его уважают и солдаты и офицеры.

Володя знакомится с артиллерийскими офицерами. Особенно дружен с ним юнкер Вланг. Их обоих отправляют на очень опасную батарею на Малаховом кургане. Все теоретические знания Володи оказываются бесполезными на батарее. Ранят двух солдат, некому чинить орудия. Юнкер так испуган, что думает только о том, чтобы остаться в живых. Солдаты его команды прячутся в блиндаже Володи.

С утра орудия батареи уже в порядке. Володя очень рад, что не струсил, а наоборот может хорошо выполнять свои обязанности, он теряет чувство опасности.

толстой севастопольские рассказы

Штурм французов застает врасплох старшего Козельцова. Он выскакивает со своей маленькой саблей вперед, воодушевляя солдат. Получив смертельное ранение в грудь, он спрашивает, выбили французов или нет. Из жалости ему говорят, что да, выбили. Он умирает, думая о брате и радуясь, что выполнил свой долг.

Володя командует легко и весело своей батареей, но французы все равно обходят и его убивают. На кургане французский флаг. Вланг вместе с батареей пароходом переправляется в безопасное место. Он горько жалеет о гибели Володи.

Солдаты, покидая город, говорят, что французам недолго в нем гостить. Каждый отступающий смотрит на оставленный Севастополь с болью и горечью, накапливая в душе ненависть к врагу.

В композиционном и эмоциональном плане — сложное произведение «Севастопольские рассказы». Краткое содержание не может передать всех его сюжетных линий и художественной ценности.

Конспект урока литературы .7
класс.

Дата:

Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Отрочество».

Цели урока: познакомить учащихся с
фактами биографии Л.Н.Толстого, показать с помощью каких приёмов раскрывает
писатель психологическое состояние героя; проследить нравственное взросление
героя, вступившего в период отрочества.

Основные
виды деятельности:
 восприятие
и выразительное чтение фрагментов произведения, устный и письменный ответ на
вопрос (с использованием текста произведения). Устная характеристика героя и
средств создания его образ, исполнения актёров (фонохрестоматия или
интернет-ресурсы).

Личностные: формирование уважительного отношения к другому
человеку, его мнению; развитие компетентности в решении моральных проблем и
формирование нравственных качеств личности;

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками, работать в группе; выбирать основания и критерии для
сопоставления и делать выводы.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания
жизни; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного,
аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания.

Оборудование: презентация жизни и творчества Л.Н.Толстого

Ход урока

1.Организационный
этап.

2.Актуализация опорных знаний.

Мотивация
учебной деятельности
. Слово
учителя

Лев
Николаевич Толстой прожил длинную жизнь. Он родился в 1828 году. За свою жизнь
он был офицером, принимал участие в Крымской войне в 1853-1856 годах,
участвовал в обороне Севастополя в 1854-1856 годах. За участие в обороне
Севастополя был награждён наградами, а результатом сражений стали его
«Севастопольские рассказы», с которыми вы познакомитесь позже.

Большую
часть жизни Толстой прожил в Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано осиротел:
сначала умерла мать, потом отец. С сестрой и тремя братьями он переезжает в
Казань к тётушке, ставшей их опекуншей. Поступив в университет, самостоятельно
повышает свой уровень знаний. Лев Николаевич был удивительным человеком! Он
свободно владел английским, французским и немецким языками, читал на
итальянском, чешском, сербском, знал греческий, латинский, украинский,
татарский Изучал голландский, древнееврейский, турецкий и другие языки.
Толстому шёл девятнадцатый год, когда он начал вести дневник и продолжал его до
последних дней .Для творчества Льва Николаевича характерны неизменный интерес к
человеку, его нравственному миру. По замыслу Толстого, его первое произведение
должно было состоять из четырёх частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» и
«Молодость». От последнего он вскоре отказался, а трилогия вышла в 1856 году.

(Рассказ
учителя с показом презентации)

Беседа
о повести «Детство».

*
Вспомните, с какими героями вы познакомились в повести «Детство»?

*
Какое горе постигает семью Николеньки?

*
Почему Николенька говорит: «Со смертью матери окончилась для меня счастливая
пора детства и началась новая эпоха-эпоха отрочества»?

* Кого
ещё из своего детства помнил Николенька всю жизнь? Почему?

Обобщение
учителя:

Со
смертью матери рушится привычная жизнь мальчика. Со смертью Натальи Савишны на
какое-то мгновенье детство остановилось, а потом неукротимо приблизилась совсем
другая пора- отрочество.

Первичное
усвоение знаний.

Слово
учителя.

В
жизни каждого человека есть короткое и дивное время, которое называется
отрочеством. Это пора нравственного взросления, когда начинаешь интересоваться
окружающим миром, критически пересматривать свои прежние поступки, когда
задумываешься над тем, чтобы тебя любили, чтобы ты был нужен. Когда всё кажется
таеим прекрасным!

3.Изучени нового материала.

Повесть
«Отрочество» Л. Н. Толстого
была написана в 1852 – 1853
годах, став вторым произведением в псевдоавтобиографической трилогии автора.
Повесть относится к литературному направлению реализм. В «Отрочестве» Толстой
описывает события из жизни подростка: как он реагирует на окружающий мир и что
чувствует по отношению к близким людям. Вместе с главным героем читатель
преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Главные
герои

Николай
(Николенька)
Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое
отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему
четырнадцать лет.

Володя
(Владимир)
– старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в
своих увлечениях».

Бабушка
Николая по матери
– у нее жила семья Николая в Москве.

Другие
персонажи

Отец
Николая.

Катя
(Катенька), Любочка
– сестры Николая.

Карл
Иваныч
– первый гувернер в семье Николая.

Сен-Жером
(St.-Jérôme)
– француз, второй гувернер в семье Николая.

Маша
– горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.

Василий
– портной, возлюбленный Маши.

Дмитрий
Нехлюдов
– приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

Краткое
содержание

Глава 1

Семья Николеньки
переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых
живописных мест и предметов». Когда извозчик позволил Николеньке некоторое
время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Глава 2

В один из жарких
вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно
боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как
и освеженная, повеселевшая природа».

Глава 3

Сидя в бричке,
Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки.
Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя
же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться».

Николенька впервые в
жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о
существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки
приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней
сострадание. Отец практически не занимается детьми, живя во флигеле. У
мальчиков и девочек появились свои секреты.

Глава 5

Николенька «был только
годом и несколькими месяцами моложе Володи», но именно в это время мальчик
начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше»
Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

Глава 6

Николенька начинает
обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Но случайно он становится
свидетелем любовной сцены между служанкой и Володей. Николеньке хотелось «быть
на месте шалуна Володи». Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым,
мальчик так и не решается подойти к Маше.

Глава 7

Бабушка узнает о том, что
мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и,
уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом».

Главы 8-10

Перед отъездом Карл
Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства.
Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблат, поэтому отчим его не любил.
В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты
вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Затем Карл
долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам
покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч
знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После
смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл
Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

В день рождения Любочки
к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап
и два меньших брата Ивиных». Но Николенька и Володя с утра занимаются историей.
Учитель ставит Николеньке единицу за невыученный урок, а вторую – за поведение.

Глава 12

За обедом отец попросил
Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика
привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая
замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного
обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или
некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером
узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька
показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика
розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя.
Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане,
Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын
своих родителей и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька
провел в чулане, и только на другой день его перевели в маленькую комнату.
Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить
прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается
извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки
мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай,
жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в
конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние
простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Николенька наблюдает за
«занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает
им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал
печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное
создание, <…> могло любить Василья».

Глава 19

Николенька много
времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души,
человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Володя готовится к
поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает
экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже
выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы».

Глава 21

Николенька сравнивает
Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет;
она выросла» и кажется мальчику больше «похожей на большую». Любочка же совсем
другая – она «во всем проста и натуральна».

Глава 22

Отец Николая выигрывает
крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда
Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу», Николенька особенно остро замечает
сходство между сестрой и матерью.

Глава 23

Умирает бабушка.
«Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее
смерти», кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое
имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана
Ивановича.

Глава 24

Николеньке остается
несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он
становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца
позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось
проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает
князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

Николай и Дмитрий дают
«себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге». Юноша очень
быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить
все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские».

«А впрочем, Бог один
знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том,
что они не осуществились?..»

Заключение

В повести «Отрочество»
Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного
героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери,
вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд
в Москву), но и внутренние перемены. У героя меняется восприятие окружающего
мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается
познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую
психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и
сегодня.

Беседа
с учащимися о повести «Отрочество
».

* Что
осталось в памяти у Николеньки из той суматохи, которая всегда сопутствует
отъезду? Почему ему запомнилась каждая мелочь?

* С
какой целью он взбирается на козлы, вместо Василия?

*
Представьте, что это вы, а не Николенька попали в грозу. Каковы ваши
впечатления? Что бы запомнилось вам?

*О чём
говорили Катенька и Николенька? Что он понял из слов девочки? Над чем стал
размышлять?

Рассказ
в актёрском исполнении.

Прослушивание
и рецензирование актёрского чтения произведения (отрывок).

·        
Какие впечатления возникли у
вас в связи с прослушиванием фрагмента?

·        
Кто его главные герои? От чьего
лица ведётся рассказ

4.Закрепление.

Тесты.

1)В
каких годах была создана повесть Л. Н. Толстого «Отрочество»?

А)1850
– 1851; Б)1850 – 1852; В)1851 – 1852; Г)1852 – 1854.

2)К
какому литературному направлению относится повесть Толстого «Отрочество»?

А)Классицизм;Б)
Романтизм; В)Реализм; Г)Соцреализм.

3)От
чьего лица ведется повествование в произведении «Отрочество»?

А)Николая;
Б)Владимира; В)Кати; Г)Карла Иваныча

4)Где
семья Николая остановилась по приезде в Москву?

А)В
гостинице; Б)У бабушки; В)В поместье отца Николая; Г)У близкого друга
отца Николая.

5)Кому
из героев повести принадлежат слова: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми;
надобно когда-нибудь и перемениться»?

А)Владимиру;
Б)Николаю; В)Кате; Г)Любочке.

6)Почему
Николенька так и не решился подойти к горничной Маше?

А)Он
был стыдливым и считал себя уродливым;
     
Б)Он боялся показаться слишком глупым;

В)Ему
казалось, что Маша насмехается над ним;            Г)Он не хотел расстроить
бабушку

7)Кто
из героев повести был сапожником, служил в армии и работал на фабрике?

А)Карл
Иваныч
;  Б)Сен-Жермен;  В)Отец Николая;  Г)Князь Иван Иваныч

8)Что
случилось с Николенькой, когда отец отправил его забрать из флигеля конфеты для
именинницы?

А)Николенька
сломал руку, ступив на сломанную половицу;

Б)Николенька
разбил любимую табакерку отца;

В)Николенька
сломал ключик от портфеля отца;

Г)Николенька
сбежал из дому.

9)За
что Сен-Жером запер Николая в чулане?

А)За
то, что Николай играл с порохом;      Б)За то, что Николай подрался с гостями;

В)За
то, что Николай не слушался гувернера и ударил его;

Г)За
то, что Николай пытался испортить праздничный торт.

10)Кого
из героинь повести Николенька оценивал, как «во всем проста и натуральна»?

А)Любочку;      
Б)Катеньку;       В)Машу;               Г)Сонечку.

11)Как
все в доме отнеслись к смерти бабушки?

А)Все
тяжело переживали смерть бабушки, так как очень любили ее;

Б)По
бабушке тосковали все, кроме Николая;

В)По
бабушке тосковала только женская половина дома;

Г)По
бабушке тосковала только женская половина дома;

12)На
какой факультет собирался поступать Николенька?

А)Медицинский;    
Б)Математический;
     В)Философский;      Г)Юридический.

13)Кто
из героев повести дал «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о
друге»? А)Николай и Владимир;  Б)Николай и Дмитрий;   В)Владимир и
Дмитрий;  Г)Владимир и Сергей.

14)Какую
ведущую тему раскрыл Толстой в произведении «Отрочество»?

А)Тему
неразделенной любви;                                   Б)Тему воинской чести и
долга;

В)Тему
взросления и становления личности;
      Г)Тему религии.

15) . В каком журнале было впервые напечатано «Отрочество»:
А) Современник     Б) Жизнь    В) Искра    Г) Современность

5.Подведение итогов.Оценивание.

Рефлексия.

* Что
вы можете сказать о Николеньке Иртеньеве?

Заключительное
слово учителя.

Правильно,
ребята! Коленька наблюдательный мальчик и любопытный, как все дети. Ему очень
хочется подражать взрослым.

Разговаривая
с Катенькой, мальчик вдруг начинает осознавать, что есть другая жизнь,
совершенно непохожая на ту, к которой он привык. Есть бедные и богатые,
счастливые и не очень. Есть другая, непонятная ему жизнь других детей. Ему
очень интересно, как их учат, наказывают, позволяют играть. Этого Николенька
ещё не знал, и ему было интересно.

6.Домашнее задание.Индивидуальные задания: Прочитать главы 4-10; 11-17; 18-27.

Уметь пересказать понравившийся эпизод.

Просмотрен______________________________________________________

В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в августе», «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае».

История сборника

Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.

Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.

анализ севастопольских рассказов толстого

Цель и основная тема

Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.

«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, — боль, кровь, страдания и смерть.

л н толстой

Август в Севастополе

Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов». Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» — один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.

Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.

С ним Володя и приехал в Севастополь. Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата. Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону.

севастопольские рассказы анализ кратк

Декабрьский Севастополь

Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка — «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще — носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.

севастопольские рассказы анализ произведения

«Севастополь в мае»

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова.

севастопольские рассказы анализ по главам

Вывод

Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле. Основная тема этого цикла — испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.

  • Толстой сорочьи сказки читать 3 класс
  • Толстой севастопольские рассказы краткий пересказ
  • Толстой рассказы список старый новый год
  • Толстой севастопольские рассказы главные герои
  • Толстой сказка о молодильных яблоках и живой воде читать