Толстой рассказ про котенка

котенок читательский дневник толстой читательский дневник толстой котенок читательский дневник жанр: рассказ сколько страниц 6 котенок главная мысль если

«Котенок» читательский дневник Толстой

котенок читательский дневник толстой

Читательский Дневник

Толстой «Котенок» читательский дневник

Жанр: рассказ

Сколько страниц — 6

«Котенок» главная мысль

Если взяли себе животное, то нужно его защищать и заботиться о нем. Мы в ответе за своих питомцев.

«Котенок» главные герои

  • Катя — трусиха, испугалась собак, убежала прочь, не защитив котенка.
  • Вася — смелый и ответственный мальчик, не испугался собак, побежал к котёнку и прикрыл его собой. В его поступке видна решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.

«Котенок» план рассказа

  1. Исчезновение кошки
  2. Рождение пятерых котят
  3. Серый с белыми лапками
  4. Прогулка с котенком
  5. Нападение собак
  6. Побег Кати
  7. Вася спасает котенка

Чему учит рассказ «Котенок»?

Рассказ учит любить животных, защищать и заботится о них, нести ответственность за своих любимцев. Учит смелости, ответственности, решительности. Вася совершил смелый поступок — защитил маленького котенка от собак, хотя и сам боялся собак.

«Котенок» отзыв для читательского дневника

Мне понравился этот рассказ, в котором мальчик Вася проявил свою смелость. Вася спас котенка от собак, которых и сам очень боялся. Он поступил как настоящий герой.

«Котенок» пословицы к рассказу

  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дорога помощь вовремя.
  • За друга в огонь и в воду.
  • Друг познается в беде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.

«Котенок» краткое содержание

для читательского дневника:

  1. У Кати и Васи была кошка, которая весной исчезла.
  2. Однажды дети услышали мяуканье около амбара и нашли свою кошку уже с пятью котятами.
  3. Всех котят мама раздала, а одного котенка дети оставили себе и часто с ним играли
  4. Однажды брат и сестра пошли собирать щавель, растущий около дороги.
  5. Дети забыли про котенка, а он в то время бегал по дороге и играл.
  6. Вдруг на котенка побежали две собаки охотника, Катя испугалась и убежала.
  7. Вася не побоялся, а накрыл собой котенка и спас.

Детальный пересказ:

Вася и Катя брат и сестра, у которых была кошка. Однажды дети узнали, что она исчезла и долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара. Дети нашли кошку с пятью родившимися котятами. Катя принесла им молока и дети стали с ними играть.

Котят вскоре раздали, а одного котенка, серого с белыми лапками, дети уговорили маму оставить.

Однажды дети вышли с котенком на поле и стали собирать щавель. Котенок играл с соломой, но вдруг неизвестно откуда выскочили две охотничьи собаки и бросились догонять котенка. Котенок не убегал, он застыл от страха, и стоял выгнув спину.

Катя испугалась и побежала домой. А Вася не растерялся, побежал к котенку и прикрыл его своим телом от собак. Так смелый Вася спас котенка. Он проявил смелость и отвагу. А когда охотник увел собак, Вася забрал котенка домой и больше дети котенка с собой не брали.

Толстой Лев рассказ «Котёнок»

Читательский дневник по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич

Число страниц: 2

Главные герои: Вася, Катя.

Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый.

Спас котёнка, прикрыв его собой.

Катя — заботливая девочка, но трусливая.

Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу.

Характеристика второстепенных героев:

Охотник — просто проезжал мимо.

Краткое содержание рассказа «Котёнок»

Жила у Васи и у Кати кошечка, которая однажды исчезла.

Спустя время на амбаре нашли кошку и пятерых котят.

Четырёх котят раздали, а одного дети забрали себе.

Брат с сестрой полюбили котика и много с ним играли.

Однажды они взяли котёнка на дорогу и увлёкшись забыли про него.

Вдруг дети увидели двух собак, которые мчались к котёнку.

Катя с криком побежала прочь, Вася же бросился к котёнку и заслонил его.

Хозяин собак успел их отогнать.

Котёнок был спасён и Вася не пострадал.

План рассказа:

  1. Пропажа.
  2. Кошка найдена.
  3. Пять котят.
  4. Прогулка с котёнком.
  5. Нападение собак.
  6. Спасение котёнка.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Основная мысль произведения «Котёнок»

Главная мысль рассказа в том, что настоящий герой не думает о себе.

Основная идея рассказа в том, что человек должен нести ответственность за домашних питомцев.

Чему учит рассказ

Учит мужеству и смелости.

Учит спешить на помощь слабым

Учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог.

Краткий отзыв по рассказу «Котёнок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе.

Герой прежде всего бросается на помощь другому человеку или животному.

А трус пытается прежде всего спастись сам.

Это интересный и добрый рассказ.

Автору удалось показать, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности, а бросится спасать беззащитное существо.

Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик.

Видно, что он добрый и смелый.

На такого человека всегда можно положиться.

Ему можно доверять.

Он не подведёт в трудную минуту.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор.

Убежать от опасности или противостоять ей.

Но только тот, кто борется с опасностью, может считаться героем.

Пословицы к рассказу

  • Сам погибай, а товарища выручай
  • Мы ответственны за тех, кого приручили.
  • Дорога помощь вовремя.
  • Верёвка крепка повивкой, а человек помощью.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Амбар — строение возле деревенского дома.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Предлагаем прочитать краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок». Произведение учит тому, что нужно быть ответственным за свои поступки. Домашних питомцев нужно защищать, о них необходимо заботиться. Также писатель показывает, что нужно помогать друзьям, несмотря ни на что, особенно тем, кто слабее тебя и нуждается в твоей помощи.

Главные герои

Вася – шустрый, ответственный мальчик, не по возрасту смелый, самоотверженный.

Катя – сестрёнка Васи, добрая и заботливая, но трусливая девочка.

Краткое содержание

У Васи и Кати была кошка, которая в один весенний день не вернулась домой. Детишки везде искали её, но напрасно. Прошло время. Играя возле амбара, ребятишки услышали, как кто-то пищит над их головами. Вася отважно полез на крышу и через какое-то время закричал, что нашёл кошку. Да не одну, а с чудесными котятами. Сестра тут же побежала в дом за молоком.

Котят было пятеро. Когда они немного окрепли, мать раздала их людям. Одного дети попросили оставить. Они выбрали серого малыша с белоснежными лапками. Ребята очень привязались к своему питомцу и даже спать укладывали его рядом с собой.

Как-то дети пошли играть в поле, а котёнок бегал рядом. Он играл соломой, которую развевал ветер. Дети смеялись, глядя на его проказы. Увидев растущий недалеко от дороги щавель, Вася с Катей пошли туда и забыли о котёнке.

Неожиданно они услышали громкий крик. Кто-то командовал «Назад!» Дети увидели охотника на лошади. Две его собаки бежали прямо на котёнка. Тот не убегал, а сидел на дороге, выгнув спинку. Испугавшись, Катя закричала и быстро убежала домой. Вася же бегом пустился в сторону котёнка и успел добежать до него, прежде чем собаки ему навредили.

Собаки бросились на беспомощного котёнка, но Вася мужественно закрыл его своим телом. Хозяин собак отогнал их, а мальчик отнёс малыша домой и с тех пор лучше присматривал за ним.

Отзыв для читательского дневника

Рассказ Толстого поучителен. Мальчик Вася поступает, как настоящий герой. Он тоже боялся собак, но преодолел свой страх ради маленького друга. За беспомощного котёнка он переживал больше, чем за себя. Васю можно назвать решительным и смелым мальчиком, способным взять себя в руки в минуту опасности. Герой учится на своих ошибках – он больше не берёт котёнка с собой в поле, где для него небезопасно. Он понял: каждый хозяин в ответе за своего питомца. Если уж взяли к себе в дом животное, нужно не только играть с ним, но и заботиться о нём.

Тема: Л.Н. Толстой «Котенок»

Цели: Познакомить с поучительным рассказом Л.Н.Толстого «Котенок». продолжить работу по обучению пересказу по вопросам;

развивать умение отвечать на вопросы; отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения;

воспитывать любовь к животным, желание беречь и охранять их.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинаем урок литературного чтения.

2. Повторение.

Для тренировки техники чтения открываем книги и 5 минут читаем.

Что вы читали? Жанр произведения? Название? Автор?

Почему мы читаем книги Л.Н. Толстого?

Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого

Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Сегодня мы продолжим знакомство с новым произведением, с каким узнаем позже.

Для увеличения скорости чтения работаем со скороговоркой.

Кот Василий перед мышами хвалился силой своей и усами

Речевая разминка Работаем с чистоговоркой.

ол – ил – ал белый кот клубок катал ил – ул – ол он загнал его под стол ол– ил – ул потянулся и уснул

3. Новая тема.

Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Любит мышек он ловить,

Молоко из миски пить? Это кошка.

Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

А ещё вы узнаете , что- то интересное о кошках из дополнительного материала.

Читаем текст. Находим и подчёркиваем ответы на вопросы о интересные сведения.

У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.

У кошки очень острое зрение. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.

Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.

Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.

Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники.

О ком сегодня будем читать, вы узнаете, убрав каждую третью букву.

Кобтёлнодк

Кто у вас получился?

Итак, как называется произведение, с которым мы познакомимся сегодня?

Сформулируйте тему урока. (Л. Н. Толстой « Котёнок») 

Выберите рисунок, который подойдет к названию рассказа.

(На доске картинки: котенок, кошка, кошка с котятами, котята)

Почему?

Посовещайтесь в парах.

К какому выводу пришла ваша пара?

Поставим цели:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

Сейчас мы узнаем,  какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?

Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ в исполнении артиста. И приготовьтесь высказать своё мнение об услышанном.

Понравился ли вам рассказ?

Кто больше понравился? Почему?

Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

Смеялись? Плакали?

Почему ваше настроение менялось?

Назовите жанр произведения.

Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это произведение — быль, быль о том, что произошло на самом деле.

4. Повторное чтение.

Приготовили учебники. С. 96

Читать будете самостоятельно, жужжащим чтением с карандашом в руках.

Отмечайте, какие слова непонятны.

Значения каких слов были непонятны?

Амбар — это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле – около. Подберите синонимы к лову подле (рядом)

Пустился что было духу — очень быстро

Щавель – травянистое растение с кислыми листочками, используют для приготовления борща вместо капусты, бывает культурное и дикорастущее.

Какой эпизод вы читали с особым волнением?

Кто главный герой были?

Какой он?

На карточках слова:  тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный.

Выберите и подчеркните слова, которые характеризуют Васю.

Что вы можете сказать о Васе?

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения — настоящий герой.

Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить произведение?

О чём главном говорится в начале были?

Что случилось потом ?

В следующей части мы очень сильно волновались, переживали?

Чем закончилось произведение?

На сколько смысловых частей можно разделить произведение?

Расположите картинки в правильном порядке .

Кто попробует пересказать текст по рисункам. Что запомнили. Это краткий пересказ.

Физкультминутка

Отдохнём. Проведём физкультминутку:

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз.

И налево повернулась.

И направо повернулась, потянулась, улыбнулась

5. Работа по тексту.

Работаем с учебником.

С чего начинаются события в рассказе? Чтение первой части. Когда происходило событие? (весной)

Как дети относились к кошке?

Какими словами из текста можно подписать первый рисунок? Зачитайте.

Попробуйте пересказать часть.

Что произошло дальше?

Что привлекло внимание ребят? Подтвердите словами из текста.

Почему Вася полез на крышу?

Какое удивительное событие произошло? (Котята)

Что для них сделала Катя? (зачитайте)

Сколько было котят? Как они себя вели?

Зачитайте описание любимого котёнка Васи и Кати?

Как мама поступила с остальными котятами?

Какими словами из текста можно подписать второй рисунок? Зачитайте.

Пересказ части в паре.

Что произошло дальше? Куда пошли дети? (зачитайте)

Зачем они взяли с собой котенка?

Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него).

Почему же котёнок остался один? Подтвердите словами из текста.

Когда ребята вспомнили о котёнке?

Какая беда грозила котенку?

Почему котенок не убежал от собак? (Он маленький, глупый.) Как об этом пишет автор?

Как поступили дети?

Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент?

(Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае — как раз это и видно).
Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?

(нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
Какими словами из текста можно подписать третий рисунок? Зачитайте.

Пересказ части.

Кто помог мальчику?

Как бы поступил ты на месте Васи?

Почему мальчик больше с собой не брал котенка?

Прочитайте отрывок «Как Вася спасал котёнка» Какая должна быть интонация? Почему?

Пересказ части.

Мы выполнили цель урока – научились пересказывать текст.

Расположите в правильном порядке названия каждой смысловой части.

Пользуясь рисунками и своей памятью.

1.Кошка пропала.

2.Котята.

3.Опасность.

4. Спасение.

Смотрите на свой план на столе и перескажите всё произведение.

Кто сможет всё пересказать?

Мы ставили целью урока определить главную мысль текста.

Скажите, какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.

1. Делу время, а потехе час. (пословица)

2. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (пословица)

3. Много желать – добра не видать. (пословица)

4.Мы в ответе за тех , кого приручили. (А. Сент – Экзюпери)

Объясните, как вы это понимаете?

Какие выводы сделал для себя Вася, если он пришёл к такому решению?

У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?

Вывод: — Какую тайну хотел нам раскрыть мудрый писатель Л.Н. Толстой? (оберегать, любить ,кормить, заботиться о тех, кого приручили )

А вы в ответе за тех, кого приручили?

Ребята, я хочу поблагодарить вас за работу на уроке, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надежными людьми.

6. Домашнее задание.

По выбору: с. 96 – 97 читать, пересказывать по плану или подготовить рассказ о своём питомце

Рассказ про огромного толстого кота Иваныча, который любит поесть и поспать. Спит он так крепко, что не сразу просыпается, когда его тащит за хвост кутенок Бобка. Иваныч не обращает внимания на мышей, но крыс в амбаре ловит исправно.

Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Во сне лапы раскинет, сам вытянется, а хвост вниз свесит. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего дворового щенка Бобки.

Он был очень озорной щенок. Как только дверь в дом откроют — шмыгнёт в комнаты прямо к Иванычу. Схватит его зубами за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Пол гладкий, скользкий, Иваныч по нему словно по льду покатится. Спросонья сразу и не разберёт, в чём дело. Потом опомнится, вскочит, даст Бобке лапой по морде, а сам опять спать на лежанку отправится.

Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть — хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.

Налила мама в таз тёплой воды, посадила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он и не сердится — мурлычет, песни поёт. Вымыли его, вытерли и опять на печку спать положили.

Вообще Иваныч был очень ленивый кот, даже мышей не ловил. Иногда мышь скребётся где-нибудь рядом, а он внимания на неё не обращает.

Как-то зовёт меня мама в кухню:

— Погляди-ка, что твой кот делает!

Гляжу — Иваныч растянулся на полу и греется на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а Иваныч будто пасёт их — поглядывает да глаза от солнца жмурит. Мама даже руками развела:

— Что же это такое делается!

А я и говорю:

— Как — что? Разве не видишь? Иваныч мышей караулит. Наверное, мышка-мать попросила за ребятами присмотреть, а то мало ли что без неё может случиться.

Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Через двор от нашего дома был хлебный амбар, в нём водилось много крыс. Проведал об этом Иваныч и отправился как-то после обеда на охоту.

Сидим мы у окна, вдруг видим — по двору бежит Иваныч, а во рту огромная крыса. Вскочил он в окно — прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, каков я охотник!»

Мама закричала, вскочила на стул, крыса под шкаф шмыгнула, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.

С тех пор Иванычу житья не стало. Утром встанет, вымоет лапой мордочку, позавтракает и отправится в амбар на охоту. Минуты не пройдёт, а он домой спешит, крысу тащит. Принесёт в комнату и выпустит. Потом уж мы так приладились: как он на охоту — сейчас все двери и окна запираем. Иваныч поносит, поносит крысу по двору и пустит, а она назад в амбар убежит. Или, бывало, задушит крысу и давай с нею играть: подбрасывает, лапами ловит, а то положит её перед собою и любуется.

Вот однажды играл он так — вдруг, откуда ни возьмись, две вороны. Сели неподалёку, начали вокруг Иваныча скакать, приплясывать. Хочется им крысу у него отнять — и страшновато. Скакали-скакали, потом одна как схватит сзади Иваныча клювом за хвост! Тот кубарем перевернулся да за вороной, а вторая подхватила крысу — и до свиданья! Так Иваныч ни с чем и остался.

Впрочем, Иваныч хотя крыс иногда и ловил, но никогда их не ел. Зато он очень любил полакомиться свежей рыбой. Как приду я летом с рыбалки, только поставлю ведёрко на лавку, а он уж тут как тут. Сядет рядом, запустит лапу в ведёрко, прямо в воду, и шарит там. Зацепит лапой рыбу, выкинет на лавку и съест. Иваныч даже повадился из аквариума рыбок таскать.

Как-то раз поставил я аквариум на пол, чтобы воду сменить, а сам ушёл на кухню за, водой. Прихожу обратно, гляжу и глазам не верю: у аквариума Иваныч — на задние лапы привстал, а переднюю в воду запустил и рыбу, как из ведёрка, вылавливает. Трёх рыбок я потом недосчитался.

С этого дня с Иванычем просто беда: так от аквариума и не отходит. Пришлось сверху стеклом закрывать. А как забудешь, сейчас двух-трёх рыбок вытащит. Уж мы не знали, как его отучить от этого.

Но только, на наше счастье, Иваныч и сам очень скоро отучился.

Кот Иваныч - Скребицкий Г.

Принёс я однажды с реки вместо рыбы в ведёрочке раков, поставил, как всегда, на лавку. Иваныч сразу прибежал — и прямо в ведро лапой. Да вдруг как потянет назад! Глядим — за лапу рак клешнями ухватился, а за ним второй, а за вторым — третий… Все из ведёрка за лапой тащатся, усами шевелят, клешнями щёлкают. Тут Иваныч глазищи от страха вытаращил, шерсть дыбом поднялась: «Что за рыба такая?»

Тряхнул лапой, так все раки на пол посыпались, а сам Иваныч хвост трубой — и марш в окно. После этого даже близко к ведёрку не подходил и в аквариум перестал лазить. Вот как напугался!

Кот Иваныч - Скребицкий Г.

Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться.

Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча — он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос.

После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз.

Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим — из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул, прямо направился к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт.

Так вдвоём всё блюдечко и вылакали.

С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ёжик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились.

За добрый нрав Иваныча мы все его очень любили. Нам казалось, что по своему характеру и уму он больше походил на собаку, чем на кошку. Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он за нами, мама в магазин — и он следом за ней бежит. А возвращаемся вечером с реки или из городского сада — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

Как увидит меня или Серёжу, сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться и вслед за нами скорее домой спешит.

Дом, где мы жили, стоял на самом краю городка. В нём мы прожили несколько лет, а потом переехали в другой, на той же улице.

Переезжая, мы очень опасались, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. Но наши опасения оказались совершенно напрасны.

Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. Тут уж, видимо, он сразу почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. А когда в соседней комнате застучали ножами и вилками, Иваныч мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. В тот же день он осмотрел новый двор и сад, даже посидел на лавочке перед домом. Но на старую квартиру так и не ушёл.

Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка — дому. Вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

(Илл. Воробьева А.)

image_pdfimage_print

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые
результаты

1.Организационный

момент

Приветствует
учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:  волевая
саморегуляция

2. Актуализация опорных знаний

На предыдущих уроках мы познакомились с
творчеством Л.Н. Толстого. Сейчас мы повторим наши знания.

Игра «Вспомни и ответь»

— Ребята, у меня есть непростая ромашка. На
лепестках этой ромашки даны вопросы. Вам нужно ответить на тот вопрос, с
которого начинается предложение.  Предложения –вопросы начинаются с
выделенных слов стихотворения и составлены они к изученным рассказам
Л.Н.Толстого. У меня трёхцветный кубик, а у вас разноцветные кружочки.
Подбрасывая кубик, я определяю цвет , следовательно определяю водящего. А
вопрос выбираете вы.

1.Почему Филипок  взял
старую отцовскую шапку, чтобы идти в школу? 

2.Что нечаянно разбил  мальчик играя?                                                                                          

3.Кто отогнал собак, которые бежали за
Филипком?                                                              

4.Отчего заплакали муж с женою, поглядев
друг на друга?                                                                      

5.Куда посадил учитель Филипка, вошедшего в
класс?                                                                                                        

6.Зачем Миша мастерил лоханку для батюшки с
матушкой?                                                                                                              

— Молодцы, ребята! Вы отлично справились с
моим заданием.                                 

 Скажите,  а какие произведения мы
вспомнили?                                                                          

Б) Обобщение,
работа с таблицей.

Почти во всех
произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над
собственным поведением и поступками. 

Л.Н.Толстой
всегда стремился своим творчеством сделать людей  лучше, благороднее,
честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными. Давайте вспомним, чему 
же нас научили рассказы Л.Н.Толстого.

Найдите соответствие между данными
заголовком и главной мыслью.

Ответы детей

1.Своей не нашёл

2. Дорогую чашку

3. Мужик

4. От стыда, что обидели старика

5.  На лавку возле брата

6.  Чтобы в старости их из неё кормить

«Филипок», «Старый дед и внучек»,  «Правда всего дороже»

     Заголовок

 Главная мысль

image001image002« Филипок»

Не
лгать

image003«Старый дед и внучек»

Стремление
учиться

«Правда
всего дороже»

Уважать
старших

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка  и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске
и сборе информации; управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:  волевая
саморегуляция

3.Определение темы.

Постановка учебной задачи.

Сегодня мы познакомимся с еще одним
рассказом Толстого. Но для начала отгадайте загадку.

Никак он
не сидит на месте —

То вдруг
играть начнет с клубком,

То миску
с вкусным молоком

Пойдет
лакать он с мамой вместе.

Скажите,
это я о ком?

— Всё правильно. Мы будем знакомиться с
новым рассказом Л.Н.Толстого «Котёнок». (слайд 9)

Можно ли на
основании названия произведения предположить  о чём это
произведение?                                                                       
                                                    

— Можно ли отнести произведение «Котёнок» к
группе ранее                                           названных поучительных
рассказов, где героями были люди?                               

— Точно и однозначно пока ответить не можем.
Надо прочитать.                                

— Какова цель нашего
урока?                                                                                                    

Будем читать рассказ о котёнке.

Нет.

Нет.

 Узнать о чём это произведение, определить является ли оно      
поучительным.

Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные:  самостоятельное
формулирование проблемы и познавательной цели.

Предметные: расширение кругозора и
культурного опыта школьника.

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

4. Физминутка

Слушайте стихотворение и повторяйте:

Если кушаешь ты рыбку, делай
так: «мур-мур»

Вот поймает мышку киска, делай
так: «цап-царап»

Вот поймает мышку киска, дай
за это ей сосиску.

Вот поймает мышку киска, делай
так: «мяу-мяу»

Если любят кошку люди, делай
так: «мяу-мяу»

Если любят кошку люди, делай
так: «цап-царап»

Если любят кошку люди, кошка
верным другом будет.

Если любят кошку люди, делай
так: «мяу-мяу»

Дети выполняют движения.

Регулятивные:  волевая
саморегуляция

5.  Ознакомление
с новым материалом.

Первичное знакомство с текстом

Слушание аудио текста с остановками.
Словарная работа.

   
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка.
Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.                                                                 

 – Как вы думаете куда пропала
кошка?                                                                                   

     Один раз они играли подле амбара и
услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице
под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала: – Нашёл? Нашёл?  

— Куда залез Вася? Что такое амбар?
Где можем найти значение  этого
слова?                                                                                                                                                 
(слайд 12)

  —   Объясните почему Катя не полезла
искать кошку вместе с Васей?                                

        Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася
закричал ей: – Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда
скорее. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.                                                                                                                                   
Посмотрите на экран  (слайд 13) и скажите, а сколько котят было у кошки?

       Котят было пять. Когда они выросли
немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного
котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.                                                                                                         

— Ребята, а
как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и
Кати?                                                                                                     

         Мать
раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли
с
ним…                                                                             
   

Один раз дети
пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.                                                                                       

 — Ребята,
давайте предположим, что могло произойти с

котёнком  во
время
прогулки?                                                                                                                                 

      Ветер
шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на
него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли  собирать его и забыли про
котёнка.                                                                               Вдруг
они услыхали, что кто-то громко кричит:

“Назад, назад!” – и увидали, что скачет
охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А
котёнок, глупый, вместо того  чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и
смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала
прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с
собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал
животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася
принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Слушание

 Она потерялась, убежала гулять…

В словаре 

 Она была маленькая, боялась высоты…

Потерялся, заблудился, спрятался в траве.

Регулятивные:

волевая
саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и
выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить
речевое высказывание;

логические: построение логической цепи
рассуждений, анализ, синтез.

6. Проверка понимания
прочитанного

— Куда пошли дети?                                                                                                                           — Как котёнок остался
один?                                                                                                    
— Какая опасность угрожала
котёнку?                                                                            
— Кто спас
котёнка?                                                                                                                                  
— Волновались ли вы когда слушали
рассказ?                                                                                      
— За кого волновались больше?

7. Вторичное чтение текста. Анализ
прочитанного.

– Прочтите рассказ цепочкой по предложению.

— Определите последовательность событий в тексте.

 Ребята, что испытывала Катя, раз она
испугалась, закричала                                      и
убежала?                                                                            
                                                                  —   Как вы
думаете, а Вася испытывал страх, ведь он тоже ребёнок как и
сестра?                                                                                                               
                             —  А о чём думал он в момент
опасности?                                                                                
— Можно сказать, что он свой страх поборол, если бросился на спасение?    

 — Скажите, а добро помогает побороть страх?

— А вам это знакомо? Вы испытывали страх в
своей жизни? Вы побороли его в себе?

— А с вами могла произойти такая история?

— Зачем же Л.Н.Толстой поведал нам эту
историю?                                                             (Чтобы
предотвратить беду, заботиться о своих
питомцах)                                                                       
— Так можно ли отнести рассказ «Котёнок» к группе поучительных
рассказов?      

Чтение рассказа цепочкой по предложению.

Коммуникативные:

управление поведением
партнера;

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

8. Закрепление

Тест на понимание содержания прочитанного

Игра «ДА — НЕТ»

А) герои были – брат и сестра,

Б) у кошки родилось 6 котят,

В) один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка,

Г) дети собирали щавель и не забывали про котенка,

Д) две собаки ухватили котенка и хотели с ним поиграть,

Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них,

Ж) Вася упал животом на котенка и закрыл его от себя.

Регулятивные:   умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и
доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной
логически целесообразной форме речи.

 Личностные:

формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
самоконтролю и самооценке.

9. Рефлексия.

Подведение итогов урока

— С каким
произведением мы сегодня работали?

— Почему мы
назвали его поучительным?

Итогом урока
станет составление «Синквейна»

— Ребята, жизнь нам преподносит уроки,
которые учат нас правильно                        вести себя в обществе,
принимать решения, но и, читая произведения,                         вы тоже
получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»  — эта  фраза французского                                писателя А.
Сент-Экзюпери из рассказа «Маленький принц»                                                              и
есть ваш урок на сегодня.(слайд 21)

— А вот какие слова сказаны немецким
философом Артуром                                     Шопенгауэром «Сострадание
к животным так тесно связано                                                                       с
добротою характера, что можно с уверенностью утверждать,                                                      что
не может быть добрым тот, кто жесток с животными» (слайд 22)

— А Л.Н.Толстой говорил так, «Чтобы
поверить в добро, надо начать  его делать».
(слайд 23)

— Помогают стать
умнее, добрее и внимательнее, воспитывают нас.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.

Домашнее задание

1 уровень: 
Пересказ текста

2 уровень: 
Пересказ текста от лица Васи.

Запись домашнего
задания

Регулятивные:
волевая саморегуляция;

  • Толстой рассказ про дедушку и внука
  • Толстой рассказы для детей новый год
  • Толстой рассказы для детей птичка
  • Толстой после бала цитаты из рассказа
  • Толстой рассказ дедушка и внучек