Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении.
Главные герои
Филька
–
угрюмый, нелюдимый мальчик, в сердце которого не было доброты ник животным, ник людям.
Другие персонажи
Панкрат
– старый мельник, мудрый, практичный, рассудительный мужчина.
Бабушка
– родная бабушка Фильки, добрая и чуткая женщина.
Когда кавалеристский отряд проходил неподалеку от деревни Бережки, разорвался немецкий снаряд, и осколок « ранил в ногу вороного коня ». Командиру отряда ничего не оставалось, как оставить его в деревне, и продолжить свой путь.
Раненого коня взял себе старый мельник Панкрат, которого местные ребятишки считали колдуном. Старику удалось выходить коня, который стал его верным помощником и « терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину ».
Мельнику было тяжело прокормить коня, и вскоре тот начала ходить по деревне, выпрашивая еду у местных жителей. Многие жалели умное животное, пострадавшее в войне, и подкармливали его, кто чем мог.
В Бережках проживал со своей бабушкой « мальчик Филька по прозвищу Ну Тебя ». Это был угрюмый, замкнутый парнишка, который по делу и без дела вставлял в разговор свою любимую фразу – « Да ну тебя! », за что его так и прозвали.
К началу зимы Панкрату удалось починить мельницу. В деревне осталось совсем немного муки, и мельник собирался незамедлительно приступить к молотьбе хлеба.
Как раз в это время раненый конь бродил по деревне в поисках еды. Он « постучал мордой в калитку к Филькиной бабке ». Мальчик нехотя вышел во двор. В руках он держал недоеденный кусок хлеба, посыпанный солью. Конь потянулся было к хлебу, но Филька « наотмашь ударил коня по губам » и бросил краюху в снежный сугроб.
Конь жалобно заржал, из его глаз скатилась слеза. Неожиданно поднялся сильный ветер, замела пурга. Филька с трудом добрался до избы. Сквозь рев обезумевшего ветра мальчику чудился « тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам ».
Метель стихла только к вечеру. Придя домой, Филькина бабушка рассказала, что вся вода в деревне замерзла. Сильный мороз, который обрушился на Бережки ночью, вызвал тревогу у местных жителей – если погода не изменится, наступит голод. Мука у всех на исходе, вода в реке замерзла, и мельница работать не может.
В избе было так холодно, что из подпола стали выбираться мыши, чтобы спрятаться « под печкой в соломе, где еще оставалось немного тепла ». Филька заплакал от страха, и бабушка, чтобы успокоить внука, принялась рассказывать ему давнюю историю.
Однажды в их краях приключилась большая беда – сильнейший мороз, погубивший все живое. А причиной тому стала человеческая злоба – когда старый бедняк, солдат-калека, попросил у зажиточного мужика хлеба, тот бросил черствый кусок на землю. С трудом подняв хлеб с земли, пожилой солдат заметил, что он весь покрыт зеленой плесенью и есть его невозможно. В этот же момент « сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала », и жадный мужиктут же умер.
Филькина бабушка уверена, что и в этот раз причиной лютого мороза стал злой человек, который появился в деревне. Надежда только на то, « поправит дурной человек свое злодейство» , а помочь в этом может только мудрый и всезнающий мельник.
Ночью Филька, прихватив с собой телогрейку, со всех ног бросился к Панкрату. Он честно признался, что обидел коня. Мельник объяснил мальчику, что тот сможет искупить свою вину перед раненым конем и людьми, если изобретет « спасение от стужи ».
Филька решил собрать всех знакомых ребят и всем вместе разбить лед на реке, чтобы заработала мельница. На рассвете собрались ребята и старики, и на реке послышался « частый стук ломов ». За дружной работой никто не заметил, как погода изменилась в лучшую сторону – подул теплый ветер, оттаяли ветки на деревьях, запахло весной.
К вечеру лед разошелся, и мельница заработала в полную силу. Жители Бережков были очень довольны – в каждом доме стоял запах « запах теплого хлеба с румяной коркой ».
На следующее утро Филька пришел к Панкрату с целой буханкой свежего хлеба, чтобы накормить коня. Поначалу тот не хотел принимать угощение из рук обидчика, но мельник уговорил его помириться с мальчиком. Съев весь хлеб, раненый конь « положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия ».
Заключение
Своей книгой Константин Паустовский хотел напомнить читателям, насколько важно быть добрым и чутким к чужой беде, не оставаться равнодушным и проявлять милосердие.
Прочитав краткий пересказ «Теплый хлеб», рекомендуем ознакомиться с рассказом Паустовского в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.6
. Всего получено оценок: 437.
Тёплый хлеб
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, — ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.
Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.
Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину.
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!».
Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.
Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, — хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.
Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.
Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.
Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, — говорила бабка. — Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.
Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.
От злобы людской, — ответила бабка. — Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!». — «Мне хлеб с полу поднять невозможно, — говорит солдат. — У меня вместо ноги деревяшка.» — «А ногу куда девал?» — спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии» (1), — отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный — подымешь, — засмеялся мужик. — Тут тебе камердинеров (2) нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.
Отчего же он помер? — хрипло спросил Филька.
От охлаждения сердца, — ответила бабка, помолчала и добавила: — Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.
Чего ж теперь делать, бабка? — спросил Филька из-под тулупа. — Неужто помирать?
Зачем помирать? Надеяться надо.
На то, что поправит дурной человек своё злодейство.
А как его исправить? — спросил, всхлипывая, Филька.
А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.
Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих.
Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный.
В чистом небе над осокорями (3) стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.
Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота — жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.
Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.
Садись к печке, — сказал он.- Рассказывай, пока не замёрз.
Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.
Да-а, — вздохнул Панкрат, — плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!
Филька сопел, вытирал рукавом глаза.
Ты брось реветь! — строго сказал Панкрат. — Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил — сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать — неизвестно.
Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? — спросил Филька.
Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по пл ечу потреплет и простит. Понятно?
Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.
В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте — подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру (4) высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?
А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.
Ну, — сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, — время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.
Я, дедушка Панкрат, — сказал Филька, — как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни (5), топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
Ишь ты, шустрый какой! — сказал мельник, — Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?
Да ну его! — сказал Филька. — Пробьём мы, ребята, и такой лёд!
А ежели замёрзнете?
Костры будем жечь.
А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват — пусть сам лёд и скалывает».
Согласятся! Я их умолю. Наши ребята — хорошие.
Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.
В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.
Вороны вылезли из-под застрех (6) и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.
Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.
Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.
Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.
Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.
Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали — и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.
Старое колесо скрипнуло — с него посыпались сосульки — и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.
По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах — ребята, кошки, даже мыши,- всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:
Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?
Да нет! — закричали ребята.- Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.
Ну что ж, — сказал Панкрат, — не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.
Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.
(1) Речь идет о войнах с Турцией (1877-1878) за освобождение Болгарии, других стран Балканского полуострова.
(2) Камердинер — слуга.
(3) Осокорь — дерево, разновидность тополя.
(4) Яр — овраг с крутыми склонами.
(5) Пешня — тяжелый лом на деревянной рукоятке для пробивания льда.
(6) Застрехи — нижние края кровли.
Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Основные персонажи рассказа
«Теплый хлеб» краткое содержание главные герои:
- Филька – угрюмый, нелюдимый мальчик, в сердце которого не было доброты ник животным, ник людям.
Другие персонажи:
- Панкрат – старый мельник, мудрый, практичный, рассудительный мужчина.
- Бабушка – родная бабушка Фильки, добрая и чуткая женщина.
Паустовский «Тёплый хлеб» очень кратко
деревне Бережки жил мальчик Филька. прозвище было его “Да ну, тебя!”, так как на всё и всегда отвечал так: “Да ну, тебя!”. Произошёл с ним случай неприятный, который повлёк за собой беду.
В Бережках жил мельник Панкрат, который приютил вороного коня. Конь считался ничейный, поэтому каждый считал должным его покормить, то хлебушком чёрствым, а то и морковкой сладкой. Филька же проявил строгость к животному и не дал хлеба, а кинул его в снег, ещё и заругался сильно. Конь фыркнул и кусок хлеба не взял.
Погода поменялась тут же. Всё замело метелью, дороги, тропинки запорошило. Река замерзла, мельница остановилась – неминуемая гибель для деревни пришла.
Причитала Филькина бабка. Говорит, завёлся человек недобрый. Мальчик побежал к мельнику и рассказал ему про коня. Тот посоветовал исправить ошибку. Созвал Филька мальчиков, старики пришли. Стали лёд на реке долбить, проламывать.
Прошла лютая погода. Снова мельница заработала, пахло хлебом свежим, что бабы испекли из только что смолотой муки. Конь принял хлеб, что мальчик ему для примирения принёс.
Рассказ учит читателя тому, что Зло всегда порождает зло в ответ. А доброта на плоды сладка, богата. Злость и жадность – погибель для души людской.
Это интересно: Рассказ «Мещерская сторона» Паустовского был написан в 1939 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать на нашем сайте. Произведение состоит из пятнадцати глав, небольших очерков, не связанных между собой. Они представляют собой описание природы средней полосы России.
Короткий пересказ «Тёплого хлеба»
Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог, и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.
В той же деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька хмуро отвечал: «Да ну тебя!».
Зима в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.
Однажды во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его по губам, закинул ломоть далеко в снег и грубо крикнул на животное.
Из глаз коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе, перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».
Метель затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка, застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл сильнейший мороз — все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.
Бабка расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» — колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать не будет, потому что река промёрзла до дна.
От бабки мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто лет назад. А случилось это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб, а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил перед ним на землю заплесневелую корку.
Тогда свистнул солдат, и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик, и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат.
Ночью Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику «изобрести спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым конём.
Разговор этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка. Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать в помощь ребятам деревенских стариков.
На следующее утро все собрались, разложили костры и работали до полудня. А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер и земля начала оттаивать. К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы появилась первая полынья. Сорока трясла хвостом и трещала — хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям.
Панкрат намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся хлеб. Утром Филька притащил к мельнице буханку тёплого хлеба и угостил им коня. Тот сначала испугался мальчишки, но потом съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».
Все радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно, хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто не слушал.
Это интересно: Рассказ «Заячьи лапы» Паустовского, написанный в 1937 году, поднимает сразу несколько серьезных тем. Среди них – взаимосвязь человека и природы, доброта и сопереживание одних людей на фоне равнодушия других. Рекомендуем прочитать , которое будет полезным для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы. Своей книгой писатель хотел показать, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» краткое содержание с цитатами из произведения:
Когда кавалеристский отряд проходил неподалеку от деревни Бережки, разорвался немецкий снаряд, и осколок «ранил в ногу вороного коня
». Командиру отряда ничего не оставалось, как оставить его в деревне, и продолжить свой путь.
Раненого коня взял себе старый мельник Панкрат, которого местные ребятишки считали колдуном. Старику удалось выходить коня, который стал его верным помощником и «терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину
».
Мельнику было тяжело прокормить коня, и вскоре тот начала ходить по деревне, выпрашивая еду у местных жителей. Многие жалели умное животное, пострадавшее в войне, и подкармливали его, кто чем мог.
В Бережках проживал со своей бабушкой «мальчик Филька по прозвищу Ну Тебя
». Это был угрюмый, замкнутый парнишка, который по делу и без дела вставлял в разговор свою любимую фразу – «Да ну тебя
!», за что его так и прозвали.
К началу зимы Панкрату удалось починить мельницу. В деревне осталось совсем немного муки, и мельник собирался незамедлительно приступить к молотьбе хлеба.
Как раз в это время раненый конь бродил по деревне в поисках еды. Он «постучал мордой в калитку к Филькиной бабке
». Мальчик нехотя вышел во двор. В руках он держал недоеденный кусок хлеба, посыпанный солью. Конь потянулся было к хлебу, но Филька «наотмашь ударил коня по губам
» и бросил краюху в снежный сугроб.
Конь жалобно заржал, из его глаз скатилась слеза. Неожиданно поднялся сильный ветер, замела пурга. Филька с трудом добрался до избы. Сквозь рев обезумевшего ветра мальчику чудился «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам
».
Метель стихла только к вечеру. Придя домой, Филькина бабушка рассказала, что вся вода в деревне замерзла. Сильный мороз, который обрушился на Бережки ночью, вызвал тревогу у местных жителей – если погода не изменится, наступит голод. Мука у всех на исходе, вода в реке замерзла, и мельница работать не может.
В избе было так холодно, что из подпола стали выбираться мыши, чтобы спрятаться «под печкой в соломе, где еще оставалось немного тепла
». Филька заплакал от страха, и бабушка, чтобы успокоить внука, принялась рассказывать ему давнюю историю.
Однажды в их краях приключилась большая беда – сильнейший мороз, погубивший все живое. А причиной тому стала человеческая злоба – когда старый бедняк, солдат-калека, попросил у зажиточного мужика хлеба, тот бросил черствый кусок на землю.
С трудом подняв хлеб с земли, пожилой солдат заметил, что он весь покрыт зеленой плесенью и есть его невозможно. В этот же момент «сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала
», и жадный мужик тут же умер.
Филькина бабушка уверена, что и в этот раз причиной лютого мороза стал злой человек, который появился в деревне. Надежда только на то, «поправит дурной человек свое злодейство», а помочь в этом может только мудрый и всезнающий мельник.
Ночью Филька, прихватив с собой телогрейку, со всех ног бросился к Панкрату. Он честно признался, что обидел коня. Мельник объяснил мальчику, что тот сможет искупить свою вину перед раненым конем и людьми, если изобретет «спасение от стужи
».
Филька решил собрать всех знакомых ребят и всем вместе разбить лед на реке, чтобы заработала мельница. На рассвете собрались ребята и старики, и на реке послышался «частый стук ломов». За дружной работой никто не заметил, как погода изменилась в лучшую сторону – подул теплый ветер, оттаяли ветки на деревьях, запахло весной.
К вечеру лед разошелся, и мельница заработала в полную силу. Жители Бережков были очень довольны – в каждом доме стоял запах «запах теплого хлеба с румяной коркой
».
На следующее утро Филька пришел к Панкрату с целой буханкой свежего хлеба, чтобы накормить коня. Поначалу тот не хотел принимать угощение из рук обидчика, но мельник уговорил его помириться с мальчиком. Съев весь хлеб, раненый конь «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».
Заключение
Своей книгой Константин Паустовский хотел напомнить читателям, насколько важно быть добрым и чутким к чужой беде, не оставаться равнодушным и проявлять милосердие.
Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.
Паустовский Теплый хлеб
Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.
Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.
Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.
Главные герои
Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.
Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.
«Теплый хлеб» очень мало походит на сказку, ведь и деревня Бережки, и главный герой — мальчик Филька, и старый мудрый мельник Панкрат могли существовать на самом деле. А страшная метель и трескучий мороз, вы-званные грубым и необдуманным поступком Фильки, впол-не могли оказаться обычным совпадением. Обычным — да не совсем.
О чем же идет речь в этой странной сказке? Старый мельник Панкрат вылечил раненного в ногу боевого коня, которого оставили в деревне проходившие кавалеристы. Конь же, в свою очередь, терпеливо помогал мельнику чи-нить плотину — на дворе стояла зима, мука у людей за-канчивалась, поэтому нужно было во что бы то ни стало поскорее отремонтировать мельницу.
Филькина бабушка рассказала притихшему и напуган-ному мальчику, что такой же лютый мороз упал на дерев-ню сто лет назад, когда злой человек незаслуженно и горь-ко обидел старого солдата-калеку. Земля после того моро-за на десять лет превратилась в пустыню — не цвели сады, высохли леса, попрятались и разбежались звери и птицы. А злой человек умер «от охлаждения сердца».
Заныло сердце у Фильки от сознания своей вины, по-нял мальчик, что только ему под силу исправить совер-шенную ошибку, но он не знал как. Бабушка была увере-на, что об этом должен знать Панкрат, ведь «он старик хитрый, ученый».
Ночью, не побоявшись трескучего мороза, побежал Филь-ка к мельнику, и тот посоветовал ему «изобрести спасение от стужи». Тогда вина и перед конем, и перед людьми бу-дет заглажена, и Филька снова станет «чистым челове-ком». Думал мальчик, думал и придумал собрать наутро ребят со всей деревни с топорами и ломами для того чтобы колоть лед на реке у мельницы, пока не покажется вода. Так и поступили. Собрались на рассвете люди со всей де-ревни помогать ребятам, извинился перед ними Филька, как мог, и все принялись за работу. Вскоре потеплело, дело стало продвигаться быстрее, и добрались люди до воды. Повернулось колесо мельницы, принесли женщины немо-лотое зерно, и полилась из-под жернова горячая мука. Все были рады, а Филька больше всех. Но оставалось у него еще одно дело, глубоко в сердце сидела заноза вины перед незаслуженно обиженной лошадью. Материал с сайта
По всей деревне в этот вечер пекли пахучий сладкий хлеб с румяной корочкой. Наутро Филька взял буханку теплого хлеба, прихватил друзей для поддержки и пошел к коню мириться. Он разломил буханку, круто посолил ломоть и протянул его лошади. Но конь, помня неспра-ведливые слова, хлеба не взял и попятился. Филька испугался, что конь не простит его, и заплакал. Добрый Панкрат успокоил лошадь и объяснил, что «мальчик Филька не злой человек». Так было заключено торже-ственное перемирие, конь съел хлеб, а прощенный маль-чик был счастлив.
Мне кажется, что Паустовский сумел очень многое рассказать о взаимоотношениях людей, об их ответствен-ности за свои слова и поступки. Все в мире взаимосвя-зано, и последствия Филькиных действий в начале сказ-ки пришлось исправлять, привлекая на помощь людей всей деревни. Рассказ учит нас быть добрыми, отзывчи-выми и не бояться просить прощения за причиненные другим обиды.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- написать сказку про хлеб
- сочинение константин паустовский теплый хлеб
- анализ сказка к.г. паустовского тёплый хлеб
- платонов тёплый хлеб анализ
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
«Котенок» читательский дневник Толстой
Читательский Дневник
Толстой «Котенок» читательский дневник
Жанр: рассказ
Сколько страниц — 6
«Котенок» главная мысль
Если взяли себе животное, то нужно его защищать и заботиться о нем. Мы в ответе за своих питомцев.
«Котенок» главные герои
- Катя — трусиха, испугалась собак, убежала прочь, не защитив котенка.
- Вася — смелый и ответственный мальчик, не испугался собак, побежал к котёнку и прикрыл его собой. В его поступке видна решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.
«Котенок» план рассказа
- Исчезновение кошки
- Рождение пятерых котят
- Серый с белыми лапками
- Прогулка с котенком
- Нападение собак
- Побег Кати
- Вася спасает котенка
Чему учит рассказ «Котенок»?
Рассказ учит любить животных, защищать и заботится о них, нести ответственность за своих любимцев. Учит смелости, ответственности, решительности. Вася совершил смелый поступок — защитил маленького котенка от собак, хотя и сам боялся собак.
«Котенок» отзыв для читательского дневника
Мне понравился этот рассказ, в котором мальчик Вася проявил свою смелость. Вася спас котенка от собак, которых и сам очень боялся. Он поступил как настоящий герой.
«Котенок» пословицы к рассказу
- Не бросай друга в несчастье.
- Дорога помощь вовремя.
- За друга в огонь и в воду.
- Друг познается в беде.
- Сам погибай, а товарища выручай.
«Котенок» краткое содержание
для читательского дневника:
- У Кати и Васи была кошка, которая весной исчезла.
- Однажды дети услышали мяуканье около амбара и нашли свою кошку уже с пятью котятами.
- Всех котят мама раздала, а одного котенка дети оставили себе и часто с ним играли
- Однажды брат и сестра пошли собирать щавель, растущий около дороги.
- Дети забыли про котенка, а он в то время бегал по дороге и играл.
- Вдруг на котенка побежали две собаки охотника, Катя испугалась и убежала.
- Вася не побоялся, а накрыл собой котенка и спас.
Детальный пересказ:
Вася и Катя брат и сестра, у которых была кошка. Однажды дети узнали, что она исчезла и долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара. Дети нашли кошку с пятью родившимися котятами. Катя принесла им молока и дети стали с ними играть.
Котят вскоре раздали, а одного котенка, серого с белыми лапками, дети уговорили маму оставить.
Однажды дети вышли с котенком на поле и стали собирать щавель. Котенок играл с соломой, но вдруг неизвестно откуда выскочили две охотничьи собаки и бросились догонять котенка. Котенок не убегал, он застыл от страха, и стоял выгнув спину.
Катя испугалась и побежала домой. А Вася не растерялся, побежал к котенку и прикрыл его своим телом от собак. Так смелый Вася спас котенка. Он проявил смелость и отвагу. А когда охотник увел собак, Вася забрал котенка домой и больше дети котенка с собой не брали.
Толстой Лев рассказ «Котёнок»
Читательский дневник по рассказу «Котёнок» Льва Толстого
Автор: Толстой Лев Николаевич
Число страниц: 2
Главные герои: Вася, Катя.
Второстепенные герои: охотник.
Характеристика главных героев:
Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый.
Спас котёнка, прикрыв его собой.
Катя — заботливая девочка, но трусливая.
Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу.
Характеристика второстепенных героев:
Охотник — просто проезжал мимо.
Краткое содержание рассказа «Котёнок»
Жила у Васи и у Кати кошечка, которая однажды исчезла.
Спустя время на амбаре нашли кошку и пятерых котят.
Четырёх котят раздали, а одного дети забрали себе.
Брат с сестрой полюбили котика и много с ним играли.
Однажды они взяли котёнка на дорогу и увлёкшись забыли про него.
Вдруг дети увидели двух собак, которые мчались к котёнку.
Катя с криком побежала прочь, Вася же бросился к котёнку и заслонил его.
Хозяин собак успел их отогнать.
Котёнок был спасён и Вася не пострадал.
План рассказа:
- Пропажа.
- Кошка найдена.
- Пять котят.
- Прогулка с котёнком.
- Нападение собак.
- Спасение котёнка.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль произведения «Котёнок»
Главная мысль рассказа в том, что настоящий герой не думает о себе.
Основная идея рассказа в том, что человек должен нести ответственность за домашних питомцев.
Чему учит рассказ
Учит мужеству и смелости.
Учит спешить на помощь слабым
Учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог.
Краткий отзыв по рассказу «Котёнок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе.
Герой прежде всего бросается на помощь другому человеку или животному.
А трус пытается прежде всего спастись сам.
Это интересный и добрый рассказ.
Автору удалось показать, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности, а бросится спасать беззащитное существо.
Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик.
Видно, что он добрый и смелый.
На такого человека всегда можно положиться.
Ему можно доверять.
Он не подведёт в трудную минуту.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор.
Убежать от опасности или противостоять ей.
Но только тот, кто борется с опасностью, может считаться героем.
Пословицы к рассказу
- Сам погибай, а товарища выручай
- Мы ответственны за тех, кого приручили.
- Дорога помощь вовремя.
- Верёвка крепка повивкой, а человек помощью.
- Друг познаётся в беде.
Словарь неизвестных слов
- Амбар — строение возле деревенского дома.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника
Предлагаем прочитать краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок». Произведение учит тому, что нужно быть ответственным за свои поступки. Домашних питомцев нужно защищать, о них необходимо заботиться. Также писатель показывает, что нужно помогать друзьям, несмотря ни на что, особенно тем, кто слабее тебя и нуждается в твоей помощи.
Главные герои
Вася – шустрый, ответственный мальчик, не по возрасту смелый, самоотверженный.
Катя – сестрёнка Васи, добрая и заботливая, но трусливая девочка.
Краткое содержание
У Васи и Кати была кошка, которая в один весенний день не вернулась домой. Детишки везде искали её, но напрасно. Прошло время. Играя возле амбара, ребятишки услышали, как кто-то пищит над их головами. Вася отважно полез на крышу и через какое-то время закричал, что нашёл кошку. Да не одну, а с чудесными котятами. Сестра тут же побежала в дом за молоком.
Котят было пятеро. Когда они немного окрепли, мать раздала их людям. Одного дети попросили оставить. Они выбрали серого малыша с белоснежными лапками. Ребята очень привязались к своему питомцу и даже спать укладывали его рядом с собой.
Как-то дети пошли играть в поле, а котёнок бегал рядом. Он играл соломой, которую развевал ветер. Дети смеялись, глядя на его проказы. Увидев растущий недалеко от дороги щавель, Вася с Катей пошли туда и забыли о котёнке.
Неожиданно они услышали громкий крик. Кто-то командовал «Назад!» Дети увидели охотника на лошади. Две его собаки бежали прямо на котёнка. Тот не убегал, а сидел на дороге, выгнув спинку. Испугавшись, Катя закричала и быстро убежала домой. Вася же бегом пустился в сторону котёнка и успел добежать до него, прежде чем собаки ему навредили.
Собаки бросились на беспомощного котёнка, но Вася мужественно закрыл его своим телом. Хозяин собак отогнал их, а мальчик отнёс малыша домой и с тех пор лучше присматривал за ним.
Отзыв для читательского дневника
Рассказ Толстого поучителен. Мальчик Вася поступает, как настоящий герой. Он тоже боялся собак, но преодолел свой страх ради маленького друга. За беспомощного котёнка он переживал больше, чем за себя. Васю можно назвать решительным и смелым мальчиком, способным взять себя в руки в минуту опасности. Герой учится на своих ошибках – он больше не берёт котёнка с собой в поле, где для него небезопасно. Он понял: каждый хозяин в ответе за своего питомца. Если уж взяли к себе в дом животное, нужно не только играть с ним, но и заботиться о нём.
Конспект урока с презентацией и видеофрагментом о жизни Л.Н.Толстого. Знакомство с жизнью Л.Н. Толстого, историей создания рассказа «Кавказский пленник», выявление взаимосвязи событий рассказа и жизни Л.Н. Толстого, первичный анализ противопоставлений в рассказе.
Аристова Людмила Валерьевна
Содержимое разработки
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. История создания рассказа «Кавказский пленник«»
Аристова Л.В., 5 класс. Продолжительность урока – 45 минут, УМК «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2013».
Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).
Тема урока: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. История создания рассказа «Кавказский пленник»
Цели урока:познакомиться с жизнью Л.Н. Толстого, историей создания рассказа «Кавказский пленник», выявить взаимосвязь событий рассказа и жизни Л.Н. Толстого автора, провести первичный анализ противопоставлений в рассказе.
Задачи урока:
Личностные УУД:
— продолжить воспитывать уважительное отношение к человеку, его труду и литературе,
Познавательные УУД (предметные):
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно-творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение анализировать предложенные понятия,
— развивать интерес к изучению творчества Л.Н. Толстого и выявить особенности истории создания рассказа «Кавказский пленник».
Метапредметные УУД:
-сопоставить изучение произведенияи знания из биографии автора,
— продолжать развивать уважение к труду человека, истории и военным событиям нашей страны.
Коммуникативные УУД:
— формировать навыки работы в коллективе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
— дать возможность учащимся совершенствовать свои речевые умения.
— возможность учащимися анализировать и оценивать свою работу.
Планируемые образовательные результаты:
ученики:
— осознают, что знания и трудолюбие имеют огромное значение;
— выявят взаимосвязь истории, личности автора и замысла произведения;
— примут участие в заочной экскурсии в Ясную Поляну;
— подготовятся к самостоятельному анализу произведения.
Оборудование: учебник по литературе, проектор, экран, фрагмент видеофильма о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, презентация «История создания рассказа «Кавказский пленник», листы самооценки.
Содержание урока
Этап урока | Содержание и виды деятельности учащихся |
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап | «Толстое дерево началось с тонкого прута. Девятиэтажная башня началась с кладки малых кирпичей. Путешествие в тысячу верст начинается с одного шага. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». «Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь». (Л.Н. Толстой) — В качестве эпиграфа к этому уроку мы взяли слова Л.Н. Толстого о значимости собственных мыслей и слов в нашей жизни. Верно и просто говорит великий писатель о том, что всё начинается с малого. Создание проблемной ситуации: -А как вам кажется, с чего должен начаться наш урок? (Со знакомства с жизнью Л.Н. Толстого) — Скажите, что вы уже знаете об этом писателе? (Он наш земляк, а его усадьба «Ясная Поляна» находится в Щекинском районе, её ежегодно посещают сотни и тысячи человек, это очень красивое место нашей малой родины, и мы им гордимся) Фрагмент видеофильма «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого» (Приложение 1). Вопросы к видеофильму: — Где мы сейчас с вами побывали? (В Ясной Поляне, в прошлом) -Как вам кажется, почему мы выбрали именно черно-белый фильм из старой кинохроники? (Чтобы проникнуться прошлым, побывать в Ясной Поляне вместе с писателем в то время, когда он там жил и работал) — Если бы мы оказались в Ясной Поляне во времена Л.Н. Толстого, то чем бы вас удивил писатель? (Своими рассказами в детской крестьянской школе и легендой о зеленой палочке) — А, как вы думаете, с какой целью Л.Н. Толстой поведал историю про зеленую палочку? (Чтобы люди поверили во вселенское счастье на земле) — Что же помогает человеку почувствовать себя счастливым? (варианты детей) — По мнению Л.Н. Толстого только труд может доставить человеку истинное наслаждение: «Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь». Так давайте же начнем работать и постараемся стать счастливыми! Проверка домашнего задания: — Дома вы должны были прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Скажите, о каких временах повествуют события этого произведения? (О прошлых, о времени сопротивления горских народов царским войскам). Создание проблемной ситуации: — Если наш урок мы начали с изучения биографии писателя, то при работе с его произведением с чего мы должны начать? (С истории создания рассказа). Постановка учебной задачи: -Если вначале урока мы обращались к прошлому и рассказ повествует о прошлом, какая же связь будет между биографией Л.Н. Толстого и его произведением? (Возможно, автор частично напишет о своих воспоминаниях, художественно преобразует их в рассказе) -Какая же задача будет стоять перед нами сегодня на уроке, исходя из всего сказанного? (Познакомиться с историей создания рассказа «Кавказский пленник» и выяснить, как этот рассказ связан с жизнью писателя) Запись темы урока. |
2. Основной (информационно-аналитический) этап | — Вспомните героев рассказа и события, которые с ними происходили? (В рассказе мы знакомимся с двумя пленниками: Жилин и Костылин. Толстой повествует о том, как эти русские военные пытались выбраться из плена горцев). -Дело в том, что Л.Н. Толстой положил в основу рассказа «Кавказский пленник» пережитые моменты из своей личной жизни. Просмотр презентации «История создания рассказа «Кавказский пленник»(Приложение 2). Кавказская война 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства. (Слайд 2) Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но именно на Кавказе были созданы первые литературные произведения и задумано многое из того, что писалось позднее. (Слайд 3) В июне 1853 года во время поездки в крепость Воздвиженское Толстой чуть не попал в плен к чеченцам. Был летний жаркий день. Физкультминутка (Ученики закрывают глаза и слушают учителя до 7 слайда). Толстой, Садо Мисербиев и три офицера отделились от своего отряда и поехали вперед. Из предосторожности они разбились на две группы: Толстой и Садо поехали по верхней дороге, а офицеры — по нижней. (Слайд 4) Толстой оседлал темно-серого прекрасного иноходца кабардинской породы, он хорошо ходил рысью, но для быстрой езды был слаб. А у Садо была неуклюжая, поджарая длинноногая лошадь степной ногайской породы, но очень быстрая. Толстой и Садо поменялись лошадьми и ехали, беззаботно любуясь видами природы. (Слайд 5) Вдруг вдали Садо заметил чеченцев, мчавшихся навстречу им, человек тридцать. Толстой дал об этом знать офицерам, ехавшим по нижней дороге, а сам помчался с Садо к укреплению Грозному. Толстой легко мог бы ускакать на быстроходной лошади, но он не хотел оставить своего друга. Чеченцы приближались. В крепости это заметили. Был выслан отряд кавалеристов, и чеченцы обратились в бегство. Опасность для Толстого и Садо миновала, а из офицеров спасся только один. (Слайд 6) Этот случай был использован Толстым в рассказе «Кавказский пленник». Л.Н. Толстой о Кавказе: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». (Слайд 7) Словарная работа -Как вам кажется, можно ил найти отражение этой мысли Толстого в названии рассказа? (Да, «Кавказский пленник» = свобода (простор, красота Кавказа) +война (плен). (Слайд — А почему Толстой дал такие имена своим героям? Связано ли это с противопоставлением плена и свободы? (Да, Жилин – от слова «жить», Костылин – от слова «костыль»). (Слайд 9) — Симпатизируете ли вы кому-нибудь из героев и почему? (Да, Жилину, потому что он боролся за свою жизнь и счастье). |
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап | — Сегодня мы с вами трудились, чтобы почувствовать себя счастливыми. Оказалось, что не только сам Толстой, но и его герои стремятся к счастью через действия и поступки. Начинали мы сегодня наш урок со слов Л.Н. Толстого, давайте и закончим его, обращаясь к словам великого писателя: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость…» — Дома предлагаю вам потрудиться и ответить на следующие вопросы (дифференцированное задание): 1 группа: Выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и Костылина. 2 группа: Пересказ эпизода «Жилин и горцы». 3 группа: Подумать над вопросом: почему рассказ назван «Кавказский пленник», а не «кавказские пленники»? Давайте подведем итоги. Мне бы хотелось, чтобы каждый оценил собственную активность и работу на уроке и своих товарищей. И вместе мы выясним, кто сегодня потрудился на славу и заслужил счастливую «пятерку»! Заполнение листов самооценки. (Приложение 3) Выставление отметок. Благодарю за работу. Спасибо! |
2
Содержимое разработки
Лист самооценки
Оцени свою работу на уроке | Отметка учителя | Итог |
Оцени свою работу на уроке | Отметка учителя | Итог |
Оцени свою работу на уроке | Отметка учителя | Итог |
Оцени свою работу на уроке | Отметка учителя | Итог |
Оцени свою работу на уроке | Отметка учителя | Итог |
Оцени свою работу на уроке | Отметка учителя | Итог |
Оцени свою работу на уроке | Отметка учителя | Итог |
Оцени свою работу на уроке | Отметка учителя | Итог |
Оцени свою работу на уроке | Отметка учителя | Итог |
Содержимое разработки
История создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 – Центр образования г.Щёкино»
Аристова Л.В.
Щекино -2020 г.
Кавказская война
- КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.
- Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
- Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.
Толстой на Кавказе
Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но именно на Кавказе были созданы первые литературные произведения и задумано многое из того, что писалось позднее.
История создания рассказа
В июне 1853 года во время поездки в крепость Воздвиженское Толстой чуть не попал в плен к чеченцам. Был летний жаркий день.
Толстой, Садо Мисербиев и три офицера отделились от своего отряда и поехали вперед. Из предосторожности они разбились на две группы: Толстой и Садо поехали по верхней дороге, а офицеры — по нижней.
История создания рассказа
Толстой оседлал темно-серого прекрасного иноходца кабардинской породы, он хорошо ходил рысью, но для быстрой езды был слаб. А у Садо была неуклюжая, поджарая длинноногая лошадь степной ногайской породы, но очень быстрая. Толстой и Садо поменялись лошадьми и ехали, беззаботно любуясь видами природы.
История создания рассказа
Вдруг вдали Садо заметил чеченцев, мчавшихся навстречу им, человек тридцать. Толстой дал об этом знать офицерам, ехавшим по нижней дороге, а сам помчался с Садо к укреплению Грозному. Толстой легко мог бы ускакать на быстроходной лошади, но он не хотел оставить своего друга.
Чеченцы приближались. В крепости это заметили. Был выслан отряд кавалеристов, и чеченцы обратились в бегство. Опасность для Толстого и Садо миновала, а из офицеров спасся только один.
Этот случай был использован Толстым в рассказе «Кавказский пленник»
Л.Н. Толстой о Кавказе: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи —
война и свобода ».
Словарная работа
«Кавказский пленник» =
свобода (простор, красота Кавказа)
война (плен)
Значение имен героев:
- Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке.
- Жилин = действие .
- Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.
- Костылин = бездействие .
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость…»
(Л.Н. Толстой)
Домашнее задание
- Выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и Костылина.
- Пересказ эпизода «Жилин и горцы» — 1в. (стр. 239-240), «Жилин и Дина» — 2 в. (стр. 255-256)
- Подумать над вопросом: почему рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
-75%
Сохранить у себя:
«Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. История создания рассказа «Кавказский пленник»» (28.36 MB)