Толстой рассказ про дедушку и внука

Галина балдина. милый дедушка: рассказванюшка остался ночевать у бабушки клавы, а утром рано вставать ему не захотелось. никуда не денутся

ГАЛИНА БАЛДИНА. МИЛЫЙ ДЕДУШКА: РАССКАЗ

Ванюшка остался ночевать у бабушки Клавы, а утром рано вставать ему не захотелось. Никуда не денутся его картонные коробки. Он перетащил их за овраг, от сырости накрыл выброшенным полотном; а сверху, чтоб не сдуло, раму стеклянную приволок. Днём же он и сдаст собранные коробки. Там, в приёмном пункте много чего принимают. Мужчин больше всего интересует железо. Вот и разбирают старую мебель, вытаскивая пружины, болты гвозди. А ежели холодильник или печку кто-то выбросит, то и споры можно услышать: — Это моя печка! — Как же, твоя? Я раньше её приметил! И хорошо,если договорятся меж собой. Ванюшка однажды увидел брошенную микроволновку. Прикинул — может ли справиться с ней. И когда решил, что справится, в это время и подошёл к нему дядька Боря и рыкнул: — Эй, малец, тебе её не унести! Я сегодня больной! А этой железяки мне как раз на обед хватит. Ванюшка, ясное дело, в сторону отошёл.

С дядькой Борей и другие мужики не связываются. Говорят, что у него «Не все дома!» А ещё Ванька узнал, что дядька Боря всегда под мухой ходит. Когда же и мама наказала Ванюшке: — Ты этого мужика остерегайся, беспокойный он! Тогда и Ванька сообразил, что под мухой любого беспокойство одолеет! Ну-ка, чёрная насекомая эта станет ползать и кусаться! Бр-р!

Мама у Ваньки вечно занята. А после того, как закрылось последнее предприятие и папа уехал на работу в столицу, ещё и грустит постоянно. Хотя первое время папа частенько приезжал. И денежки маме привозил. А недавно мама сказала Наташке, что теперь модные вещи покупать ей не сможет. Будто бы папа их нашёл в столице профуру. Ванька не знает — что такое профура, а мама не объяснила. И решил спросить у бабушки.

Бабушка Клавдия Петровна в своё время окончила культпросветучилище и непарламентских выражений чурается, хотя и знает — что они означают. Но с внуком знаниями делиться не стала, а, сердито хлопнув ладошками, свою точку зрения не утаила: — Был бы жив дедушка, он бы этому папе мозги-то бы вправил!

Ванька удивился — он же интересовался профурой, а бабушка ему про папины мозги! Клавдия Петровна, уразумев, что внук остался в неведении, из неловкого положения всё же вышла: Фура-профура — это большая машина с длин-н-ым кузовом. Видал ведь? Ванька кивнул. И домыслил, видно, профура крепко папу держит. Даже во сне увидел, что фура поймала папу, а освободить его некому. Мама на работе, бабушка уже плохо видит, и Ванька ещё мал, не знает — как управиться с этой недоброй фурой?

За лето Ванька подрос. И руки сильнее стали. Не зря же он коробками занимается. Надо ведь их разделать, уложить в пачки, связать и раза два-три посетить приёмный пункт. Хоть и недалеко, но Ванюшка всё делает с умом. Дедушка его так говорил!

В сентябре у Ванюшки день рождения, Он не знает — что подарит ему мама.А бабушка обещала ему телефон. Сказала: — Куплю недорогой! Все его дворовые друзья-приятели имеют телефоны, и только Ванька — не мобильный.
Наташке телефон привёз ещё папа, сказал «с первой зарплаты!» Наверное, в то время профура ещё не нашлась. Наташка от радости взвизгнула: — Папа, спасибо! Я такой и хотела. В нём всё, всё есть!

Ванюшка же на дороговизну не претендует. А услышав от бабушки про подарок, решил подзаработать на коробках и хоть немножко добавить ей на телефон. Просто он попросит взять его с собой в магазин техники и когда они решат — что ему по душе, а ей — по деньгам, тогда он и отдаст ей свой заработок. Пенсия-то у неё мизерная, а она как-то умудряется и Наташке что-то прикупить, и внука порадовать

У них только девятиклассник Гоша имеет навороченный телефон. Раньше Гоша по соседству жил. Теперь переехал. Просто вся округа знает, что отец Гоши имеет в центре собственный ресторан под названием «Барин». И скутер отец ему новый купил. Гоша, весь упакованный, при шлеме, в очках и в кожаных перчатках с др-др-др, пугая рыком очумевших старух, чуть ли не каждый день появляется во дворе. Прежних своих соседей Гоша считает нищебродами и со своего скутера глядит на них свысока! А однажды, когда ребята рассматривали скутер, мимо проходила Наташка. Гоша ухмыльнулся и выдал: — «Ваньк, а сеструха у тебя клёвая! Подрастёт, надо будет заняться!» И мгновенно получил кулаком в нос! Это Саня, одноклассник Наташки, буркнув: — «Я те займусь, фуфел!» — молниеносно среагировал на скабрезность «барчука». Гоша, придерживая рукой нос, что-то крутанул, скутер с визгом рванул вперёд и… был таков! После этого Гоша с неделю лечил нос и старушек не пугал!

И снова Ванюшка с коробками возится. А когда он работает, то частенько дедушку вспоминает. Он помнит их последнюю рыбалку. Было в ту пору ему шесть лет. И на всём белом свете счастливей не было этой пары — деда и внука! Ванька замер, смотрит в небо и тихонечко, только одному дедушке, едва слышно молвит: — Милый дедушка, Алексей Иваныч, как же мне плохо без тебя, если бы ты только знал? Почему ты так рано ушёл? А? Бабушка Клава часто плачет. Думает, что я не вижу. Я вижу, но молчу. И сам плачу, но беззвучно! Не хочу её расстраивать. И ночую у неё часто, чтобы она не чувствовала себя одинокой!

А недавно, когда я шёл к бабушке, меня обогнала чёрная машина и остановилась. Вышел из неё дядя и спросил у меня: — Ты внук Алексея Ивановича? Я кивнул: — Да! Дядя вынул из машины большую коробку и вручил мне: — Это тебе! Твой дедушка учил меня мастерству! — А Вы кто? Ответ: — Я дядя Андрей! Отец Гоши! Придя к бабушке, я распаковал коробку и увидел полностью собранную, словно живую, под парусом лодку! Бабушка спросила: — Где ты взял эту удивительную красоту? Ответил: — Дядя Андрей подарил! И всё рассказал. — Надо же! — воскликнула.- А я всё никак не верила, что «Барин этот» добрые дела творит! Говорят, он многим помогает. Вот вам и НОВЫЙ РУССКИЙ! Видать, не оскудело у него сердце. Не клянёт прежнюю жизнь и дедушку нашего — НАСТАВНИКА своего до сих пор с БЛАГОДАРНОСТЬЮ вспоминает! ПОКЛОН ему за это! Учись, Ванюшка! И, погладив меня по голове, пошла ужин готовить

Ваньку не надо подгонять в учёбе. Он старательный. И на каникулах уже много книжек прочитал. А ежели устанет с коробками и вечером у него слипаются глаза, то книгу берёт бабушка, и под её журчащий голос Ванюшка может и уснуть. Порой что-то интересное отрывками застрянет у него в голове, поэтому утром перечитает сам. Вот и рассказ о своём однофамильце Ванька перечитал и наизусть его запомнил! Уж очень нелёгкая судьба выпала тому книжному Ваньке. Обижали его взрослые Хозяин за волосья выволок во двор и отчесал каким-то шпандырем (наверное, побил); а хозяйка селёдкиной мордой в харю тыкала. — Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту…

В этом месте наш Ванюшка всхлипнул и предался своим размышлениям — хорошо, что у него есть мама, Наташка и бабушка Клава. Живёт в столице и папа. Хоть и не один, а с фурой-профурой, но когда-нибудь они обязательно встретятся! Лишь бы сердце у папы не оскудело! Объединяет же книжного Ваньку и нашего мальчугана безмерная любовь к своим дедушкам!

Сегодня на уроке чтения Ванька у доски наизусть пересказал рассказ «Ванька». Ни разу не сбился и ничего не забыл. Второклассники слушали, не дыша! А строгая Вера Сергеевна стояла у окна и с немым изумлением смотрела на него!

Ванюшка же, всё ещё под впечатлением от урока, тихонько идёт домой и, поглядывая на небо, залитое не жарким сентябрьским солнцем, беззвучно обращается к самому дорогому, удивительно скромному и невероятно доброму своему родному человеку: — Милый дедушка, я никогда тебя не забуду! Ты был моим лучшим другом и останешься им навсегда! Ты был моим учителем и я, совсем маленький — от горшка два вершка, смотрел на тебя с любовью и обожанием! Если ты был рядом со мной, от тебя веяло таким уютом, теплотой, любовью, что ни о ком, кроме тебя, мне думать уже не хотелось! Ты говорил мне: — Будь сильным! И если слабел я, говорил: Ты — мужчина! Обещаю, я стану таким же, как ты! И бабушка говорит, что я очень похож на тебя. Когда вырасту и выучусь, пока не знаю — кем я буду, но хорошим человеком — обязательно! Дедушка, я не подведу тебя и сердцем не оскудею! Твой Ваня Жуков.

Читать произведения Галины Балдиной на Проза.ру: https://proza.ru/avtor/baldina

Фото из ресурсов Интернет

#подпорожские_авторы@podlib

Жил мальчик Афоня. Отец его был на фронте, а мать весь день в колхозе работала. Афоня днем был со старым дедом, который почти весь день спал. Афоне было скучно и он попросил деда рассказать про все, что тот знает, а то умрет и не успеет рассказать.

Цветок на земле - Платонов А.П.

Цветок на земле читать

Цветок на земле - Платонов А.П.

Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе, на мо­лочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днём спит, и ночью спит, а утром, когда просы­пается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет.

— Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, — сказал нынче утром Афоня дедушке.

— Не буду, Афонюшка, я не буду, — отве­тил дед. — Я лежать буду и на тебя глядеть.

— А зачем ты глаза закрываешь и со мной ничего не гово­ришь? — спросил тогда Афоня.

— Нынче я не буду глаза смежать, — обещал дедушка Тит. — Нынче я на свет буду смотреть.

— А отчего ты спишь, а я нет?

— Мне годов много, Афонюшка… Мне без трёх девяносто бу­дет, глаза уж сами жмурятся. А тебе ещё мало времени, тебе без трёх первый десяток идёт.

— А тебе ведь темно спать, — говорил Афоня. — На дворе солнце горит, там трава растёт, а ты спишь — ничего не видишь.

— Да я уж всё видел, Афонюшка.

— А отчего у тебя глаза белые и слёзы в них плачут?

— Они выцвели, Афонюшка, они от света выцвели и слабые стали, мне глядеть ведь долго пришлось.

Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде у деда были хлебные крошки, и там жил ещё один комарик. Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды у деда, а комарика прогнал оттуда — пусть он живёт отдельно. Руки у дедушки лежали на сто­ле; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали.

Афоня поглядел в глаза деду. Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, и в каждом глазу свети­лась большая капля слезы.

— Не спи, дедушка! — попросил Афоня.

Но дедушка уже спал. Мать посадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом и ушла работать. Афоня же остался один в избе, и опять ему скучно стало жить на свете. Он ходил вокруг деревян­ного стола, смотрел на мух, которые окружили на полу хлебную крошку, упавшую из бороды деда, и ели её; потом Афоня подхо­дил к печке, слушал, как дышит там спящий дед, смотрел через окно на пустую улицу и снова ходил вокруг стола, не зная, что делать.

— Мамы нету, папы нету, дедушка спит, — говорил Афоня сам себе.

Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть.

— Проснись, дедушка, — просил Афоня. — Ты спишь?

— А? Нету, я не сплю, — отвечал дедушка Тит с печи.

— Ты думаешь? — спрашивал Афоня.

— А? Я тут, Афоня, я тут.

— Ты думаешь там?

— А? Нету, я всё обдумал, Афонюшка, я смолоду думал.

— Дедушка Тит, а ты всё знаешь?

— Всё, Афоня, я всё знаю…

— А что это, дедушка?

— А чего тебе, Афонюшка?

— А что это всё?

— А я уж позабыл, Афоня.

— Проснись, дедушка, скажи мне про всё!

— А? — произнёс дедушка Тит.

— Дедушка Тит! Дедушка Тит! — звал Афоня. — Ты вспомни! Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи. Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся. А дед спал и только шептал тихо во сне не­слышные слова. Афоня уморился его будить и сам уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой груди, пахнущей тёплой землёю.

Очнувшись от сна, Афоня увидел, что дед глядит глазами и не спит.

— Вставай, дедушка! — сказал Афоня.

А дед опять закрыл глаза и уснул.

Афоня подумал, что дед тогда не спит, когда сам Афоня спит; и он захотел никогда не спать, чтобы подкараулить деда, когда он совсем проснётся.

И Афоня стал ожидать. Часы-ходики тикали, и колёсики их поскрипывали и напевали, баюкая деда.

Афоня тогда слез с печи и остановил маятник у часов. В избе стало тихо. Слышно стало, как отбивает косу косарь за рекой и тонко звенит мошка под потолком.

Дедушка Тит очнулся и спросил:

— Ты чего, Афоня? Что-то шумно так стало… Это ты шумел?

— А ты не спи! — сказал Афоня. — Ты скажи мне про всё! А то ты спишь и спишь, а потом умрёшь, мама говорит — тебе недол­го осталось, кто мне тогда скажет про всё?

— Обожди, дай мне квасу испить, — произнёс дед и слез с печи.

— Ты опомнился? — спросил Афоня.

— Опомнился, — ответил дед. — Пойдём сейчас белый свет пытать.

Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже.

Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастби­ще, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед оста­новился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

— Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — А мне нуж­но, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! А этот цвет растёт, он не всё!

Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

— Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь — песок мёрт­вый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живёт и не дышит, он мёртвый прах. Понял теперь?

— Нет, дедушка Тит, — сказал Афоня, — тут понятного нету.

— Ну, не понял, так чего ж тебе надо, раз ты непонятливый?.. А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым ду­хом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

— А трава и рожь тоже главное делают? — спросил Афоня.

— Одинаково, — сказал дедушка Тит.

— А мы с тобой?

— И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти по­могаем… А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в апте­ке берут. Ты бы нарвал их да снёс. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

— Теперь я сам знаю про всё! — сказал Афоня. — Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые… Ты спи, а когда умрёшь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся!

Дед Тит ничего не сказал. Он невидимо улыбнулся своему доб­рому внуку и пошёл спать в избу на печку.

Цветок на земле - Платонов А.П.

А маленький Афоня остался один в поле. Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. Он принёс его деду и по­дарил ему; пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.

— Спасибо тебе, Афонюшка, — сказал дед. — А цветы тебе ни­чего не сказывали, из чего они в мёртвом песке живут?

— Не сказывали, — ответил Афоня. — Ты вон сколько жи­вёшь и то не знаешь. А говорил, что знаешь про всё. Ты не знаешь.

— Правда твоя, — согласился дед.

— Они молча живут, надо у них допытаться, — сказал Афо­ня. — Чего все цветы молчат, а сами знают?

Дед кротко улыбнулся, и погладил головку внука, и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле. А потом дедушка спрятал гребешок за пазуху и опять заснул.

Цветок на земле - Платонов А.П.

(Илл. Давыдовой О.)

image_pdfimage_print

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Задачи:

Образовательные:

— Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;

— Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;

— Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами

Развивающие:

— Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

— Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.

Воспитательные:

— Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

— Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа:

Обучение работе по мнемотаблицам.

Учить давать характеристику звукам

Формирование умения делить слова на слоги.

Словарная работа

Оборудование: ноутбук

Ход НОД:

Организационный момент

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

— Ребята, отгадайте загадку.

Загляни в осенний сад

Чудо — мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок.

— Правильно, это яблоки.

Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский (показ портрета). Называется рассказ «Яблоко и рассвет»

Рассказ

Маленький Миша часто приходил в сад к своему дедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

— Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

— Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

— Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка.

— Нет, дедушка… Лучше завтра.

— Почему?

— Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Составление предложений

Вопросы к детям

Как звали мальчика? (полные ответы Миша)

Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)

Как звали дедушку? (Корней)

Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) 

А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз) 

Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко).

Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду 

Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) 

 Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки) 

Что взошло на небе? (Утренняя звезда)

Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым) 

Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет).

План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ ещё раз, чтобы вы лучше его запомнили.

Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.

— Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.

— Нет, дедушка… Лучше завтра.

— Почему?

— Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Рефлексия

Вопросы к детям:

1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)

2. Почему Миша не стал срывать яблоко?

3. Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное). А какие яблоки встречались вам?

4. Вам понравилось наше занятие? (ответы)

Слайд 1

Пересказ рассказа Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план рассказа.

Слайд 2

План НОД 1. Чтение рассказа. 2. Вопросы к детям. 3. Составление плана рассказа 4. Чтение рассказа 5. Пересказ рассказа по опорным картинкам. 6. Пересказ рассказа без наглядности. 7. Итог.

Слайд 3

Яблоко и рассвет Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. — Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. — Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки. Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки. Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. — Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка. — Нет, дедушка… Лучше завтра. — Почему? — Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Слайд 4

Вопросы: Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша) Куда приходил Миша? ( в сад к дедушке) Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра) Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) Что увидел Миша на дереве, когда пришел в сад? Каким яблоко было? ( как небо на рассвете – розовым) Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)

Слайд 5

План рассказа: В саду у дедушке Корнея. Миша победил лень. Взошла утренняя звезда.

Слайд 6

Пересказ рассказа по опорным картинкам Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

Слайд 7

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. — Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. — Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Слайд 8

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки .

Слайд 9

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. — Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка. — Нет, дедушка… Лучше завтра. — Почему? — Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Слайд 10

Итог Вопросы к детям: Яблоко в рассказе было … (огромное, белое, нежное, розовое) А, какие яблоки встречались вам? Какие сорта яблок вы знаете? 2. Угощение детям.

  • Толстой рассказы для детей птичка
  • Толстой после бала цитаты из рассказа
  • Толстой рассказ дедушка и внучек
  • Толстой народные рассказы читать свечка
  • Толстой после бала сочинение