МАОУ «Гуринская СОШ»
Урок
литературного чтения
2 класс
(Школа России)
Л.Н.Толстой
«Старый дед и внучек»
Учитель:
Гусельникова А.Н.
2021 г.
Тема. Л.Н. Толстой «Старый
дед и внучек».
Цели: повторить
изученные ранее произведения Л.Н.Толстого;
познакомить с усадьбой «Ясная Поляна» и образом жизни писателя;
учить
вдумчивому прочтению произведения с целью осознания главных
героев;
учить
давать характеристику героям по поступкам и словам;
формировать оценочное суждение;
добиться глубокого понимания детьми авторского замысла;
обогащать
словарный запас детей;
совершенствовать навык чтения;
создавать условия
для развития связной речи, оперативной памяти,
вербального, наглядно-образного мышления;
формировать
культуру поведения при фронтальной работе и при работе в
паре;
воспитывать
интерес к чтению;
воспитывать уважение к родителям и пожилым людям.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению,
самооценке.
— Регулятивные
УУД: определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей;
— Коммуникативные
УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои
мысли в устной форме;
— Познавательные
УУД: ориентироваться в своей системе знаний;
осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
ответы на вопросы.
Планируемый
результат
Предметные:
Уметь выразительно
читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о
прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание
произведения с пословицами.
Уметь работать с
текстом (прогнозировать содержание по иллюстрациям, отвечать на вопросы по
содержанию).
Личностные:
Уметь проводить
самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные:
Уметь определять
и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и
понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные
УУД).
Уметь
ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию
из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные
УУД).
Организация
пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Ресурсы: учебник, интерактивный
комплекс, презентация, словари, выставка книг, карточка-ребус, цветные карточки,
портреты писателей, пословица, картинка «Солнышко», цветные лучики.
Ход урока
I.Организационный
момент.
— Долгожданный дан
звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт
он впрок.
Тихо сядут девочки,
мальчики.
Не смотря на пасмурный
осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые
лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное
правило на уроке литературного чтения:
внимательно
слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай
других, уважай их мнение!
II. Актуализация
знаний. Проверка домашнего задания.
— С творчеством
какого писателя мы познакомились на прошлых уроках? (С творчеством Крылова)
— Что писал
И.А.Крылов? (Басни)
— Что такое
басня? ( Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ, в котором
есть поучение или мораль. Действующие лица животные, растения, вещи, а
подразумеваются люди, их поступки, поведение.)
–
Какие басни Крылова вам известны? («Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и
Щука», «Стрекоза и Муравей»)
–
Соотнесите на доске: рисунок и название басни. (Интерактивное задание.)
— Дома вы
отрабатывали выразительное чтение басни «Стрекоза и Муравей» по ролям.
(Выразительно читают 3 ученика.)
— А есть группа
детей, которая подготовила басню в виде инсценировки. (3 ученика)
— Ребята, в чём
же мораль этой басни? (Нужно знать меру отдыха и труда.)
III. Самоопределение к
деятельности. Постановка темы и цели урока.
— Разгадайте ребус
(карточка на доске): 7я. (Семья)
— А что такое
семья? (Семья — это близкие родственники, живущие вместе.)
— А как должны относиться
члены семьи к друг другу?
— Ребята, а кто такие
пожилые люди? (Это бабушки и дедушки, с определённым жизненным опытом.)
— А как нужно относиться
к пожилым людям? (Помогать, любить, заботиться, быть терпимыми.)
— Прочитайте предложение
на доске:
«Кто родителей
почитает, тот вовек не погибает».
–
Как называется такое высказывание? (Пословица)
–
Что значит почитать? (Относиться с уважением.)
– Как вы понимаете эту пословицу? (Если в
семье есть любовь, уважение, доброта, понимание к родителям, то когда вы будете
родителями и вас будут беречь и уважать ваши дети.)
— Подробно понять смысл этих слов нам
поможет произведение, которое мы будем изучать сегодня.
— Предположите, о ком будет наше новое
произведение? (О семье, о пожилых людях.)
— Прочитайте название
произведения (на доске) – «Старый дед и внучек».
Это произведение написал известный русский
писатель. Его знают все: и взрослые, и дети. Жизнь этого человека была
необычной. Он был графом.
— Кто знает, кто такой граф? (Богатый
человек у которого есть слуги).
А он был необычным графом. Он не хотел,
чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки, учил крестьянских
людей в школе, много ходил пешком, занимался гимнастикой, хорошо ездил на
лошади и писал много книг. Он не устраивал, как другие богатые, балы и
развлечения.
–
Кто догадался о ком идет речь? (О Льве Николаевиче Толстом).
IV.Работа по теме
урока.
1.Знакомство с
портретом писателя.
— В учебнике на с.108
перед вами портрет писателя. Такой же на доске.
— Обратите внимание,
какой у него взгляд? (Строгий.)
— Несмотря на его
пристальный строгий взгляд, глаза его светятся добротой и мудростью.
2.Экскурсия в Ясную Поляну.
— А вот мы в Ясной
Поляне. Это родина Льва Николаевича и находится она в Тульской области. Здесь и
прожил писатель большую часть своей долгой, 82-летней жизни.
Мы идём по главной аллее. Сейчас это дом-музей.
Его дом сохранили в неприкосновенном виде, и создается впечатление, что это
жилой дом и хозяин куда-то ненадолго отлучился.
Терраса – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась
сюда. Здесь они любили обедать, пить чай и разговаривать о жизни.
Передняя – здесь начинается обширная библиотека писателя. Мы
видим березовые желтые шкафы, наполненные книгами. Книги нас встретили и будут сопровождать
по всему дому.
Зал – столовая –
самая большая комната в доме. Здесь нет роскоши. Обстановка скромная. Все
предметы быта говорят о теплоте и уюте. Здесь проходили семейные праздники,
концерты, ставились домашние спектакли.
Комната жены
писателя — Софьи Андреевны
Толстой. Здесь она занималась
рукоделием, а по вечерам переписывала рукописи мужа.
Кабинет – тут он
писал много произведений. Письменный стол – свидетель долгой и упорной работы
над каждым произведением.
Спальня – поражает своеобразием и скромностью обстановки.
Недалеко от основного дома Л.Н. Толстого есть небольшой домик
(флигель).
Здесь была открыта Толстым школа для крестьянских детей. Он сам
преподавал в ней и создал «Азбуку», по которой учились ребята. Эта «Азбука»
существует. В ней много интересных заданий и занимательных рассказов для
детей.
Лев Николаевич любил один сидеть в парке на своей любимой
скамейке и размышлять о жизни.
Давайте отдохнём и мы.
V. Физкультминутка.
Подустали мы немного,
Отдохнём же не надолго.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
VI.Продолжение
работы по теме урока.
— Вот в такой
тишине в Яснополянской усадьбе им были задуманы и написаны многие произведения.
1.Литературная
викторина.
— Вспомните, из каких произведений данные отрывки.
1)
«Шли по лесу два товарища,
и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а
другой остался на дороге…»
(«Два товарища»)
2)
«Одному мужику хотелось
есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хотелось
есть…» («Три калача и одна
баранка»)
3) Иллюстрация в учебнике на с.109. (Сказка «Три медведя»)
— К какому произведению Толстого данная иллюстрация?
— Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом
читают люди на всей Земле. Он писал произведения как для взрослых, так и для
детей. Некоторые рассказы вы сегодня и вспомнили. Посмотрите на выставку книг,
все эти рассказы вы изучали раньше или будете изучать позже.
2.Чтение статьи про Толстого в учебнике с.108.
–
Прочитайте статью и
скажите, что ещё нового вы узнали об этом человеке. (Читают 2
ученика.)
— Что ещё интересного вы узнали об этом авторе? (Любил детей, не боялся
отвечать на вопросы, был недоволен собой, ставил перед собой сложные задачи,
ничего не боялся, кроме собственной совести.)
3.Первичное
знакомство с текстом.
-Прослушайте
рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас, быть
внимательными, размышлять над каждым предложением и определить какое это
произведение по настроению?
(Читает учитель)
4.Проверка
первичного восприятия.
— Понравилось вам
произведение?
— Понравилась ли
вам семья, о которой написал Толстой?
— Хотите быть
членом этой семьи?
— Почему?
— Какое это
произведение по настроению? (грустное)
— Какие чувства вы
испытали? Продолжи предложение (слайд)
Я почувствовал…
(Я почувствовал
жалость, стыд, грусть…)
5.Работа с
иллюстрацией в учебнике.
— Рассмотрите
иллюстрацию на с.110. Кого вы видите на ней? (Мы видим семью.)
— А как вы
думаете, семья живёт в наше время или нет? (Нет.)
— Почему вы так
считаете? (Герои в старинной одежде, в лаптях, стоят лавки, печка.)
— А это богатая
семья или бедная? (Бедная, крестьянская.)
— Эта история
написана давно. А может ли в наше время произойти подобная ситуация в семье?
(Да, конечно.)
6.Вторичное чтение
(читают про себя)
— Прочитайте ещё
раз про себя и найдите слова, которые в наше время практически не
употребляются.
7.Словарная
работа.
-Какие слова для
вас непонятны и незнакомы?
ЛОХАНКА — круглая или
продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды
–
Лексическое значение слова ЛОХАНКА найдём в словаре устаревших слов.
(Работа по словарю.)
НЕВЕСТКА – жена сына
БРАНИТЬ — ругаться
СЛАЖИВАЕТ – складывать,
собирать
8. Анализ произведения. Выборочное чтение.
–
Назовите главных героев
рассказа. (Дед, невестка, сын и внучек.)
–
Почему деда стали кормить
за печкой? (Он стал стар.)
–
Найдите в тексте и
прочитайте, почему деда не сажали за стол?
–
А как вы думаете, почему
дед уронил и разбил чашку? (Был бессильный, беспомощный.)
–
Как вы считаете, всегда ли
дедушка был беспомощным? (Нет.)
–
Прочитайте, что сделала
невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? (Станет давать обед в лоханке.)
–
Охарактеризуйте невестку.
(Работа в паре: на розовом листочке слова —
добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная)
–
Прочитайте, чем ответил
старик, когда его бранила невестка? (Старик вздохнул и ничего не сказал.)
–
Почему? (Ему было жаль
себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том,
что плохо воспитал сына и о том, что сыну досталась плохая жена.)
–
Что можно сказать о сыне
деда? Какой он?
(Работа в паре: на голубом листочке слова —
любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный)
–
Почему он не заступился за
своего отца? (Он слепо подчинялся жене, безвольный человек.)
–
Что заставило измениться
невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши.)
–
Прочитайте эти слова.
(Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.)
–
Что испытали родители Миши
после таких слов? ( Стыд.)
–
Почему родители заплакали?
(Сын преподнёс им урок.)
–
Какие слова подойдут для
характеристики Миши?
(Работа в паре: на белом листочке слова — умный,
глупый, добрый, трусливый, справедливый)
VII.
Физкультминутка.
–
Давайте вспомним всех
членов семьи в нашей физкультминутке.
Встали все, приготовили ладошки.
Это дедушка, бабушка, папа, мама, я, а вместе
дружная семья!
–
Я желаю дружбы в ваших
семьях. Пусть никогда не происходят подобные ситуации, как в этом изученном
рассказе.
VIII.Закрепление
знаний.
1)Сравнение басен
Крылого и Толстого.
— Дети, а зачем Толстой
рассказал нам эту историю?
— Ребята, а можно
ли это произведение назвать басней? (Да.)
— Да, действительно,
Л.Н.Толстой это произведение считал басней.
— А басни какого писателя
мы изучали на прошлых уроках? (Басни Крылова.)
— Сравните басни Крылова
и Толстого. В чём различие? (У Крылова главные герои — животные, у Толстого —
люди. У Крылова басни написаны в стихотворной форме, у Толстого — в прозе.)
— А в чём сходство? (Есть
мораль, поучение.)
— В чём же мораль басни
Толстого? (Уважать старших, быть терпимым к старым людям, проявлять заботу и
уход. Потому что все когда-нибудь будут старыми.)
2)Работа с
пословицами.
— Прочитайте пословицы.
Выберите ту, которая больше всего подходит к нашему произведению.
При солнышке
тепло, при матери — добро.
Семья в куче, не
страшна и туча.
Кто родителей
почитает, тот вовек не погибает.
— Авторы учебника
согласны с вашим мнением. Поэтому эту пословицу разместили в сиреневой рамке на
с.111.
— А когда мы уже
знакомились с этой пословицей? ( В начале урока.)
— А теперь ещё раз
объясните её смысл. (Если вы родителей сейчас уважаете, любите, то вы эти
чувства передадите и своим детям. А значит, к вам никогда так плохо не
отнесутся, а будут заботится о вас и любить.)
— Не слишком сердитесь на
родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.
IX.Итог урока.
— А сейчас скажите,
что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со
слов:
— Обещаю ..
— Постараюсь..
— Я хочу..
— Я буду…
X. Домашнее
задание. Оценивание.
— Составьте несколько
советов для детей, о том, как нужно относиться к пожилым людям, с.110-111
выр.читать.
Хорошо поработали
сегодня…..
XI.Рефлексия.
Наше солнышко весь урок
дарило вам свои тёплые лучики и оно может ещё ярче засиять от ваших лучиков,
которые лежат у вас на партах. Если вы поняли, как нужно относиться к членам
семьи — поднимите жёлтый лучик, если вы считаете, что вы ещё маленькие и у вас
нет никаких обязательств в семье — поднимите оранжевый лучик.
От жёлтых лучиков стало
тепло и светло. Я вам желаю, чтобы в ваших семьях всегда вы были ярким,
ласковым, добрым и любящим солнышком! Любите, берегите, цените и радуйте своих
родителей! Прикрепите выбранные лучики к нашей доске.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Слайд 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК 02.07 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Специальность: 44. 02.01 Дошкольное образование Преподаватель психолого – педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна Выразительное чтение и анализ произведений Льва Николаевича Толстого для детей (практический урок)
Слайд 2
Содержание Чтение (пересказ) произведений Л.Н. Толстого. Исполнительский анализ произведений Л.Н. Толстого . Литературоведческий анализ произведений Л.Н. Толстого. Драматизация отрывков из произведений Л.Н . Толстого / разыгрывание театрализованных этюдов.
Слайд 3
Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Саша был трус”. Вопросы и задания к рассказу — О ком говорится в рассказе? — Чего испугался Саша? — Почему Саша влез в шкаф? — Сколько Саше придется сидеть в шкафу? -Как называют людей, которые всего боятся? -Кого вы видите на картине? — Какими качествами наделены другие дети изображённые на картине? — Чему учит этот рассказ? — Что можно пожелать Саше?
Слайд 4
Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Котёнок” (1875) История создания. Жанр и направление. Смысл названия. Композиция. Суть : о чём рассказ? Главные герои и их характеристика. Темы. Проблемы. Основная идея. Чему учит? Художественные особенности. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа.
Слайд 5
Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Акула» Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция текста. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа .
Слайд 6
Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” ( 1880) Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция произведения. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Выводы по тексту. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .
Слайд 7
Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Пожарные собаки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .
Слайд 8
Анализ рассказа по плану Жанр. История создания. Тематика и проблематика. Композиция. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка ). Главные герои рассказа и их характеристика. Литературные приёмы. Конфликт произведения. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ » Филипок». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Филипок” ( 1875)
Слайд 9
Выразительное чтение и анализ рассказа (были) Л.Н . Толстого “Корова” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль рассказа. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Анализ рассказа Л.Н. Толстого по плану
Слайд 10
Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ сказки Л.Н . Толстого “ Белка и волк” Анализ сказки по плану Жанр . Главные герои сказки и их характеристика. Мораль и главная мысль сказки. Анализ. Главная мысль. Чему учит сказка. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания сказки .
Слайд 11
Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Отец и сыновья” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Краткий анализ текста. Главные герои и сюжет басни. Пословицы и поговорки, которые подходят для о писания текста. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .
Слайд 12
Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Два товарища ” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого « Два товарища ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .
Слайд 13
Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет рассказа. Краткое содержание рассказа. Основная идея произведения. Анализ рассказа. Мораль рассказа Толстого «Старый дед и внучек ». Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек”
Слайд 14
Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Лгун ” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .
Слайд 15
Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “ Дуб и орешник ” ( 1875) , разыгрывание театрализованного этюда Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .
Слайд 16
Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Девочка и грибы” Анализ рассказа по плану Жанр. Главные герои рассказа и их характеристика. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.
Слайд 17
Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ б асни Л.Н . Толстого “Кот и мыши” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания б асни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .
Слайд 18
Анализ басни по плану Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Собака и ее тень ” Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни.
Слайд 19
Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Свадьба” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.
Слайд 20
Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Зайцы и Лягушки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям для анализа содержания басни .
Слайд 21
Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Царь и лягушки” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .
Слайд 22
Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Старик и Смерть ” Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого «Старик и Смерть ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы для анализа содержания басни.
Слайд 23
Домашнее задание В портфолио по предмету поместить: п ортрет Л.Н. Толстого (лист формата А4); п еречень произведений для детей Л.Н. Толстого по всем возрастным группам из «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 6-е изд., доп. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 368с.»; образец литературоведческого анализа произведения Л.Н. Толстого, конспект занятия с подробным перечнем вопросов по содержанию произведения/ вопросы и задания к произведению (лист формата А4, поля верхние/нижние – 2 см, левое – 3 см, правое – 1см, шрифт -12).
Слайд 24
Источники Арденс. Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого / Н.Н. Арденс. – М.: Пушкин. Дом, 1962 г. – 678 с. Бурсов Б.И. Идейные искания и творческий метод Л.Н. Толстого / Б.И. Бурсов. – М.: ГИХЛ, 1960 г. – 408 с . Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. / С. П. Бычков. – М.: ГИХЛ, 1954 г. — 480 с. Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000 г. — С. 45 — 46. Зондель М. А. Семантико-стилистические особенности детских рассказов Л. Н. Толстого /М. А. Зондель // Проблемы языка и стиля. Л. Н. Толстой: респ. сб. ст. – Тула, 1977 г.- С. 105 — 111.
Слайд 25
Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого / Г. Н. Ищук. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1972 г. — 273 с. Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук – М.: Книга, 1984 г. — 191 с. Каштанова И. А. «Детские рассказы» Л. Н. Толстого / И. А. Каштанова //Народное образование. — 1963. -№ 9. — С. 93 — 95 . Лощинин Н. П. Л. Н. Толстой – великий русский писатель / Н. П. Лощинин. – Тула: Областное книжное изд-во, 1953 г. — 63 с. Тюриков И. П. Л. Н. Толстой о специфике детского восприятия художественной литературы / И. П. Тюриков // Проблемы детской литературы: межвуз. сб. – Петрозаводск, 1989 г — С. 5 – 13. Хрестоматия для младшей группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020.
Слайд 26
Хрестоматия для средней группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для старшей группы детского сада. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020 . Хрестоматия для подготовительной группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 лет. – 3-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3 – 4 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 – 5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6 – 7 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018
Слайд 27
Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам » Навигации» почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя… URL: http: //nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна
Тема: Л. Толстой «Старый дед и внучек».
Цели:
- Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
- Развивать умение выделять главную и второстепенную информации; пополнить словарный запас;
- Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое.
Получат возможность научиться: размышлять над прочитанным; давать нравственную оценку поступкам героев.
Метапредметные УУД:
Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыкам и смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.
Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные УУД:
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Художественная задача: показать взаимоотношения между членами семьи, уважения, заботы к пожилым людям.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.
Посмотрите на слайд и скажите — О чём говорит это солнышко? Слайд1
— Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!
— Садитесь! Мы начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
Речевая разминка. (Для отработки дикции.)
— Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку Слайд 2
Папа, мама, брат и я –
вот и вся моя семья.
— Прочитайте
- жужжащим чтением,
- с удивлением,
- сердито,
- весело,
- с вопросительной интонацией,
- чётко и быстро
- Подготовка к первичному восприятию текста.
Антиципация (предугадывание) содержания текста по иллюстрации к нему.
Посмотрите внимательно и скажите:
— Кто изображен на иллюстрации?
— Где сидит отец мальчика? (сидит за столом)
— Что он делает? (Обедает)
— А это кто? (Дедушка)
— Где сидит дедушка? (за печкой)
— А почему дед сидит за печкой во время обеда? Где должны сидеть члены семьи, когда обедают?
— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Какие лица у членов семьи (грустные или весёлые)?
Посмотрите на ВТОРУЮ иллюстрацию. А сейчас где сидит дед? ( Со всеми вместе за столом)
— Какие лица у всех? (весёлые)
— Как вы думаете, что произошло в семье ?
— Об этом мы узнаем, прочитав рассказ Л.Н. Толстого .
— Как вы думаете, кто будет самым главным героем этого рассказа?
-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд7
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
— Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»
— Прочитайте, кто написал этот рассказ? (Л. Толстой)
V. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) родился 9 сентября в имении Ясная Поляна в дворянской семье. В 9 лет остался сиротой, воспитывался в Казани, получил домашнее образование. В 1859г. Открыл школу для бедных детей.
Л.Н.Толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину, создал «Азбуку» для детей. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.
VI. Первичное восприятие текста.
Чтение текста.
- Работа над произношением трудных слов.
Не ходили[и],уши [ы], у него [иво], невестка [и], раз [с], в чашке [ф], ухаживать [жы].
— Поработали над произношением трудных слов. А сейчас можем приступать к чтению рассказа?
— Но сначала мы посмотрим на слайд. Автор нам на урок прислал новые слова. Мы должны их прочитать, понять, запомнить и употреблять в речи.
2. Словарная работа с опорой на иллюстрацию.
Невестка – это жена сына.
Лоханка – деревянная круглая или продолговатая посуда
для стирки белья, мытья посуды.
Дощечки – манзалар.
Слаживать – что-то делать, мастерить.
- Образцовое чтение учителем.
Я прочитаю рассказ, слушайте очень внимательно.
4. Первичное проверка понимания.
— Ребята, вам понравился рассказ?
— С какими действующими лицами вы познакомились?
— Кто из героев вам больше всех понравился?
VII. Физминутка.
Раз, два, три, четыре
Кто живёт в нашей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой, щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
VIII. Перечитывание текста учениками.
- Жужжащее чтение
- Бинарное чтение
- Выборочное чтение
IX. Работа в парах.
— Найдите вопросы к рассказу на стр. 53. Будем работать парами. Первая пара берёт первый вопрос и отвечает на него и т.д.
X. Чтение диалога
(-Кто будет Мишей? А кто папой?)
XI. Пересказ прочитанного;
XII. Вспомните с 1 класса стихотворения про бабушку и дедушки:
У меня есть дедушка, Мы с моею бабушкой
Как зима седой. Старые друзья,
У меня есть дедушка Очень уж хорошая
С белой бородой. Бабушка моя.
— Как вы читаете эти стихи? (радостно или грустно?) Почему?
-Потому, что мы читаем эти строки с гордостью, что у нас есть дедушка и бабушка.
— Есть ли в вашей семье пожилые люди? (Есть ли у вас дедушка и бабушка?)
XIII. Работа в группах.
— Ребята сейчас будем работать в группах
-Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец . Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.
-1группа объяснит смысл пословицы под №1;
(1когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну.
2когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)
-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;
(Когда человек почитает своих родителей и прислушивается к их советам, это помогает ему избежать многих ошибок.)
-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.
(Это значит что дети приносят родителям как радость так и горе. Смысл в том что если ребенок радуется, то радуются и родители, а вот если случилось горе, то родителям горе.
(идет работа в группах )
Теперь давайте проверим, посмотрите на слай3
Вся семья вместе… … тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… …детки же и горе.
Детки — радость… …и душа на месте.
— Что общего у этих пословиц? (1 группа)
— Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)
— Зачем люди создают семьи? (3 группа)
XV. Работа с пословицами.
— Прочитайте пословицы.
В недружной семье добра не бывает (Русская пословица)
Старого уважай, малого воспитай. (Тувинская пословица)
— Какая пословица подходит к рассказу Л. Толстого «Старый дед и внучек»?
Итог урока.
— А помогаете ли вы своей бабушке (дедушке)?
— Как нужно относиться к бабушке и дедушке?
— Многие молодые люди неуважительно и невнимательно относятся к пожилым людям, не думая, что когда-то и к ним будут относится также. Давайте любить, уважать и ценить пожилых людей. Относится к ним так, как хотелось бы, чтобы относились к вам. Пожилые люди нуждаются в нас, в нашем тепле и ласке.
— Чему научил вас этот рассказ и его герои? Как нужно относиться к бабушке и дедушке?
( Нужно относиться с уважением. Ведь они родили и вырастили ваших родителей и еще заботятся о вас. А когда они стали старые, государство им платят пенсию).
— Подведя итог урока, прочитаем народную мудрость с доски.
— Чтобы в старости спокойно жить, умей стариков уважать и любить. (народная мудрость)
Рефлексия.
Вы довольны своей работой?
— Подумайте и продолжите своими словами предложения:
Я почувствовал…
Я задумался….
Я понял…
— Продолжите первое предложение.
— Продолжите второе предложение.
— Продолжите третье предложение.
-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.
Домашнее задание
- Написать мини-сочинение «Мой дедушка»
- Нарисовать иллюстрации к рассказу
Оценка.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 класс
Учитель _______________
Дата __________________
Урок 29.
Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Цели урока: ознакомить детей с биографией и
рассказами Л.Н. Толстого; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
развивать логику, технику чтения;
воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны уметь воспринимать
на слух художественное произведение, соотносить смысл пословицы и прозаического
произведения, пересказывать текст, характеризовать героев рассказа на основе
анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Метапредметные:
Регулятивные
УУД: формулировать
вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать
учебную задачу урока. Оценивать результаты работы сверстников по совместно
выработанным критериям.
Познавательные
УУД: Строить
рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6
предложений. Понимать читаемое,
интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные
УУД: Строить
рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Прислушиваться к
партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи,
аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать
конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
Личностные:
Испытывать чувство
гордости при чтении произведений писателей-классиков,, озвучивать свои чувства
в высказываниях при работе с художественными произведениями. Пользоваться
предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки. Знать, в чём
проявляется ответственность и безответственность поведения. Понимать, что
значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо
заданий на уроках и дома.
Оборудование: презентация по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение басен.
III. Постановка цели урока
IV. Изучение нового материала
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Слайды 1, 2:
(портрет) Л. Н. Толстой «старый дед и
внучек»
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
Слайды 3,4, 5:
Ясная поляна
Рассказ учителя.
Лев Николаевич
родился в 1828 году- почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года
и всю свою жизнь посвятил литературе. Его
книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное
собрание сочинений — 90 томов!
(Чтение
учителем статьи в учебнике на с. 108.)
Толстой
изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он
очень любил детей. В то время было еще очень мало школ, дети бедных людей вообще не
могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для
детей и сам учил их.
В старшей школе вы будете читать его
повести и романы. Даже роман «Война и мир», состоящий из 4 томов.
Физминутка
2). Творческое задание.
—Рассмотрите
иллюстрации на странице 109. Узнали ли вы
сказку? Расскажите ее по рисункам.
3). Подготовка к восприятию.
— Сейчас мы
познакомимся с рассказами Л.Н. Толстого для детей. Так как они
написаны специально для школьников, то все они поучительные.
— Какой вы уже
знаете жанр литературы, который создается с такой целью?
(Басни.)
— А жанр
устного народного творчества? Как называются короткие, мудрые
высказывания?
(Пословицы и поговорки.)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
— На экране у
нас написаны пословицы. Но только в одной строчке начало одной
пословицы, а конец — другой. Соедините начало и конец пословиц, чтобы
получились верные высказывания.
Слайд 9:
·
В недружной
семье и сердце на месте
·
В семье
разлад, коли в семье вражда.
·
Когда семья
вместе, добра не бывает.
·
В семье
согласно, так и дому не рад.
·
Не будет
добра, так и дело идёт прекрасно.
—
Какой смысл
вложил народ в эти пословицы?
—
Какой темой
они объединены? (О семье.)
— Учебник, с.110:
-Сегодня мы будем читать рассказы о семье.
Посмотрите на иллюстрацию на странице 110.
О какой семье пойдет речь?
—
Где они живут?
Как вы думаете, какие
они?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Слайд 10:
Словарная работа:
·
невестка – жена сына;
·
бранить – ругать;
·
лоханка – деревянная
круглая или продолговатая посуда для стирки белья или мытья посуды;
·
слаживать – делать, хорошо
устраивать.
4). Первичное чтение басни «Старый
дед и внучек».
Дети читают по цепочке.
5). Первичная проверка понимания:
—
Интересный ли
рассказ?
—
Чем он вам
понравился?
—
Какие
действующие лица в этой басне?
Физкультминутка
V. Продолжение изучения темы
1). Выборочное чтение.
—
Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?
— Что сделала невестка, когда
дедушка разбил чашку с едой?
—
Зачем Миша делал лохань?
—
Почему родители Миши заплакали?
2). Обобщающая
беседа.
—
Как они стали относиться после этого к дедушке?
—
Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?
— Подходит ли
пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому рассказу?
—
Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю?
— Что означает
почитать старших?
(Любить, уважать, баловать, заботиться?)
-Как вы понимаете?
— Есть ли в
вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь? Почему?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Слайд 11:
Как вы понимаете смысл
пословицы:
Кто родителей почитает,
Тот век не погибает.
VII. Итог урока. Рефлексия.
—
Какой рассказ вы сегодня прочитали?
—
Какая главная мысль этого рассказа? Чему он вас научил?
—
Домашнее задание:
С. 110-111 – читать, отвечать на
вопросы.
Составьте
рассказ о своей семье.