Толстой после бала цитаты из рассказа

Конспект урока литературы 8 класс слайд 1. тема урока: реальная основа рассказа после бала. особенности сюжета и композиции. идея разделнности

Конспект урока литературы 8
класс

Слайд 1.

Тема
урока:
Реальная основа рассказа
«После бала».
Особенности
сюжета и композиции. Идея разделённости двух Россий.

Цель:

Образовательная: познакомить учащихся с основными биографическими
сведе­ниями писателя,
с историей создания рассказа «После бала», с исторической эпохой в России
периода правления Николая
I; изучить
особенности сюжета и композиции рассказа.

Воспитательная: воспитывать
эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи;
способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитывать  чувства
сострадания и милосердия ко всему живому на земле; 
способствовать пониманию
учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие,
гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.

Развивающая: определить
социально-нравственные проблемы рассказа;
способствовать развитию познавательного интереса
школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических
процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения
анализировать литературные образы.

Тип
урока:

урок-исследование.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, мультимедийный
проектор, тексты рассказа, презентация.

ХОД
УРОКА.

Из всех наук, которые человек
должен знать,

главная наука есть наука о
том, как жить, делая

как можно меньше зла, как
можно больше добра.

Л.Н. Толстой

I.                 
Организационный момент.

Учитель. Добрый день, друзья! Сегодня у нас первый из 4-х уроков, на которых мы
будем говорить об одном из интереснейших произведений русской литературы,
рассказе Льва Николаевича Толстого «После бала».

1.
 Каковы ваши впечатления от прочитанного
текста?

2. Почему
 рассказ  так  называется? (Именно  после  бала  происходит

событие,
изменившее жизнь героя)

II.              
Проблемные вопросы.

Слайд 2.

Учитель.
 
Сегодня  на  нашем  уроке  мы  попробуем  вместе 
ответить на

несколько
вопросов: что толкнуло Л.Н.Толстого на написание рассказа? В чем
особенности построения данного произведения? Какие проблемы поднимает автор в
рассказе «После бала»?

          Учитель:
Вы готовились к уроку по группам, состав которых определили сами. Каждая группа
получила тему задания. Члены каждой группы собирали материал по своей теме,
обобщали его. Также каждая группа решала, кто будет представлять наработанный
материал. Всего таких групп получилось 5.

Слайд 3.

Но перед началом нашей работы давайте ответим на несколько  вопросов.

1.
  Почему этот текст по жанру является
рассказом?

(В произведении присутствует
ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ
имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал
случай из жизни, не выходя за рамки данности
.)

Слайд 4.

2.                
Обратите внимание на эпиграф нашего урока.
Это слова самого

Льва Николаевича Толстого: «Из всех наук, которые человек
должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше
зла, как можно больше добра».
Как вы понимаете это высказывание?

(Л.Н.Толстой был убежденным сторонником духовно-нравственного
воспитания детей. Эти слова писателя определяют одну из ключевых проблем,
стоящих   перед обществом и государством в произведениях Толстого.
)

Слайд 5.

3. Назовите действующих лиц рассказа
(Иван Васильевич – рассказчик, Варенька, Петр Владиславович – отец Вареньки,
беглый татарин)

III.          
Групповая работа.

Слайд 6.

1
группа. Задание:
Реальная основа рассказа
«После бала» — казанский эпизод из жизни брата писателя С.Н. Толстого.

1 ученик.

Писателя Льва
Николаевича Толстого всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата.
Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором
выступал против варварского наказания «прогнания сквозь строй». Но рассказ
«После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с
солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь,
совесть, гуманность.

          Небольшой по объему рассказ «После
бала» был напечатан в 1911 году, уже после смерти писателя, но написал он его
далеко раньше, еще в 1903-м, а замысел произведения созрел еще раньше. Ему не
давала покоя одна реальная история из жизни его брата Сергея, пока эта история
не стала основой рассказа.

2 ученик.

          В студенческие
годы Лев Николаевич жил вместе с братьями и сестрой в Казани. Его очень
впечатлил случай, произошедший с его братом Сергеем, который влюбился в Варвару Андреевну Корейш, дочь городского военачальника Андрея Петровича Корейша. Любовь к Варе переполняла все его
чувства. Часто бывая в имении невесты, на которой он хотел вскоре жениться, он
испытывал уважение к милому и уважительному отцу Вари. Этот милый, красивый
полковник с изысканными манерами вызывал одно умиление, пока не проявил себя в
другом, истинном облике.

Слайд 7.

3 ученик.

Однажды, на второй день после бала, перед Сергеем
предстала страшная картина избиения до смерти солдата, а этим процессом зверски
руководил тот самый полковник: Варин отец распоряжался
прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата
. Провинившегося
наказывали шпицрутенами.

Запись
в тетрадях.

Шпицрýтен (нем. SpießrutenlaufenSpiess — копьёпика и Rute —
хлыст) — длинный, гибкий и толстый прут из 
лозняка (ивового кустарника) либо (позже)
штатный металлический 
шомпол к дульнозарядному
огнестрельному оружию, применяемый для 
телесных наказаний (наказание
шпицрутенами) в XVII—XIX веках в Европе
.

4 ученик.

          На это было
страшно смотреть. Сергей пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме
этих людей и отказался жениться на Вареньке.
          Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен
Л.Н.Толстому, который воспользовался им для своего рассказа «После бала».

          Толстой
обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это
время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на
каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его
волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей,
правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение
должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

2 группа. Задание: Особенности
сюжета и композиции рассказа.      

1 ученик.

Для того чтобы
лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на особенности его сюжета и композиционные
части.

Вопросы классу:

1.    
На
сколько частей можно разделить этот рассказ?

Слайд
8.

 (Две
– основные; или 1 – как бы экспозиция, 2 – 3 –основные (до и после бала), 4 –
как бы эпилог).

2.    
А на
сколько частей делит текст автор произведения?

(Не делит. Одна часть). Почему?

3.    
Есть ли
какая-нибудь особенность в построении произведения?

(Есть. Это рассказ в рассказе
(литературный прием).)

2 ученик.

          Слайд 9.

В рассказе «После бала» Толстой
использует композиционный приём рассказ в рассказе. С
помощью этого приема он сначала познакомит читателя с главным действующим
лицом, которое в дальнейшем станет основным рассказчиком. Таким образом, в
рассказе создаётся двойной авторский взгляд на повествование и создаётся
дополнительная достоверность. Главным рассказчиком является
Иван Васильевич, который вспоминает историю своей молодости. Это был период
40-х годов 19 века. Повествование состоит из нескольких частей.

Составим план рассказа (запись в
тетрадях)

1. Вступление. Спор о
влиянии общества на человека.

2. Основная часть.

2.1. Бал.

2.2. Экзекуция.

3. Концовка. Рассуждение
о месте человека в обществе.

3 ученик.

Рассказ можно разделить на две части по
содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое
туманное утро – время прозрения.
Слайд 10.

Лев Толстой использует художественный прием
композиционной
антитезы — это помогает автору создать эффект
контраста
. Толстой-художник всегда
заботился о том, чтобы в произведении «всё свести к единству». 

В рассказе «После бала» таким
объединяющим началом стал контраст. Рассказ построен на приеме контраста, или
антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с
этим резкой смены переживаний рассказчика.
Композиционная антитеза
представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой
испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории.
Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их
поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести
главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам.
Он выразил сложную идею лаконично и точно.

4 ученик.

Слайд 11.

Композиция (построение,
структура) – это расположение отобранного материала в таком порядке, которым
достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при
простом сообщении фактов (запись в тетради).

В рассказе «После бала»
вступление и концовка выведены за рамки основного сюжета. Такая композиция называется обрамление.
Таким образом, основное повествование состоит из двух частей: описание бала и
экзекуция.

Экзекуция – это
название страшного наказания, распространённого в армии в первой половине ХІХ
в., введённого во времена правления Николая І. Солдата прогоняли сквозь строй и
били палками или прутьями.

Вот как вспоминает те
времена старый, 95-летний солдат, герой одноименной статьи Толстого Николай
Палкин: «…недели не проходила, чтобы не забивали насмерть человека или двух из
полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не
сходило. Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай
Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище».

3 группа. Задание: Идея
разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий.

Слайд 12.

1 ученик.

«Нравственность не может быть ни на чем другом основана,
кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими
существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он
неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».
(Это выдержка из «Дневников» Л.Н.Толстого)

Запись цитаты в тетради.

Через весь рассказ красной нитью проходит сразу
несколько мыслей. Во-первых, это крайне негативное отношение к насильственным
методам наказания, даже если они продиктованы государственной необходимостью.
Во-вторых, порицание тех, кто делит людей на достойных уважения и бесправную
серую массу. Писатель осуждает общество, в котором беззаботная жизнь одних
зиждется на угнетении других.

2 ученик.

Лев Толстой создал острое столкновение
обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного
компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей,
другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и
довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания
роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра
Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и
холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не
сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может
забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так
равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что
его с Варенькой судьбы разошлись.

3       
ученик.

          Слайд 13.

       Описываемые
события происходят в течение одних очень важных для каждого христианина суток. Бал
– в последний день Масленицы; после бала — в день начала Великого Поста. Почему
повествователь дважды упоминает этот праздник? Что происходит в день Масленицы?
Воскресный день — это Прощеное воскресенье.
Вместо
прощения мы видим насилие, что грубо противоречит понятиям о христианской
любви. 

          Масленица
– древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся
после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих
праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица
приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Масленица на протяжении
многих веков сохранила характер народного гулянья.

4       
ученик.

          Все
традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу
ото сна.
Перед началом Великого поста
отмечают Прощенное воскресенье. Этот последний день Масленицы – последний и
самый важный день на всей масленичной неделе. В этот праздник все, от мала до
велика, просят друг у друга прощения за различные проступки и прегрешения,
чтобы встретить весну с чистой совестью, с добром и радостью в душе.

          Лев Николаевич
Толстой дважды в рассказе указывает на тот факт, что события происходят именно
в Прощеное воскресенье, чтобы еще раз обратить наше внимание на бесчеловечность
и жестокость существующих порядков, на бесправное положение народа, на
лицемерие и двуличие правящего класса.

IV.           
Этап контроля знаний.

Учитель.  Молодцы, ребята, справились с заданиями блестяще.  А ту
презентацию, которая сопровождала выступление учащихся всех трех групп,
подготовила 4-я группа.

Слайд 14.

А теперь, чтобы закрепить услышанное
и увиденное на уроке, предлагаю вам выполнить тест. (Тест распечатан каждому
ученику)

Тест.

1.     Почему
произведение называется «После бала»?

А. Именно после бала герой рассказа
познакомился с юной девушкой

Б. Именно после бала герой
рассказал свою историю

          В. Именно
после бала происходит событие, изменившее жизнь героя

      2. К какому жанру относится «После
бала»?

                   А.К рассказу

                   Б. К повести

                   В.
К очерку

      3. Как зовут главного рассказчика?

                   А. Петр Владиславович

                   Б. Иван Васильевич

                   В. Василий Петрович

       4. Какой эпизод из жизни Сергея Николаевича Толстого
лег в основу рассказа?

                   А. Московский

                   Б. Смоленский

                   В. Казанский

       5. В каком году был написан рассказ?

                   А. В 1903 году

                   Б. В 1909 году

                   В. В 1911 году

       6. Какой композиционный прием
использовал Толстой в построении произведения?

                   А. Рассказ в рассказе

                   Б. Зеркальная композиция

                   В. Повтор

        7. Какой художественный прием
использует автор в рассказе?

                   А. Олицетворение

                   Б. Сравнение

                   В. Антитеза

        8. Что такое композиция?

А. Это расположение отобранного
материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на
читателя

                   Б. Скрытое
сравнение, построенное на сходстве предметов

                   В.
Противопоставление предметов, понятий, образов, мыслей

        9. В рассказе противостоят
две России

                   А.
Столкновение военных и гражданских

                   Б. Столкновение
богатых и бедных

                   В. Столкновение
позиций мужчин и женщин

        10. Какие праздники,
упоминаемые в рассказе «После бала», перешли из язычества в христианство?

                   А. Рождество и
Масленица

                   Б. Масленица и
Пасха

                   В. Масленица и
Прощеное воскресение

Взаимопроверка и оценивание.

Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

А

Б

В

А

А

В

А

Б

В

V.              
Рефлексия. Прием «Закончи фразу».

1.     «Сегодня я узнал (научился)…»

2.     «Мне понравилось выполнять задания в группе…»

3.     «Я быстро справился с заданием по подготовке
материала к уроку, потому что…»

4.     «Мне это необходимо для…»

5.     «Я встретился(-лась) с трудностью при …»

VI.           
Подведение итогов урока.

1.     Чему
был посвящен наш урок?

2.     Что
было самым важным на уроке?

3.     С
какими литературными терминами вы познакомились на этом уроке?

VII.       
Задание на дом:

1. Дать письменный ответ на вопрос: «Две России в рассказе Л.Н.Толстого
«После бала».

2. Выделить в тексте цитаты, которые помогут обозначить прием контраста
в рассказе как средство раскрытия конфликта.

Урок литературы в 8 классе по
рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Тема : Мысль автора о моральной
ответственности человека за все происходящее вокруг.

Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия
на внутреннюю работу. 

                   Л.Толстой. Из «Дневников»

Цели урока: отметить художественные особенности рассказа;
подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича,
«монолог души» которого составляет самый чувствительный
нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

Оборудование:

      
Н. Ге «Портрет
Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа
«После бала», компьютерная презентация

      
Ход
урока:

      
1.Создание
ситуации успеха. Мотивация (Слайд №3)

      
— Добрый день,
ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. (Слайд № 4)

Сегодня
на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание
уделим мастерству писателя, ставшего по праву  первой фигурой в русской
литературе.

Перед
вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником  Николаем Ге

«Поздний вечер.
Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий
труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет
главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна
всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка,
строгого судью и учителя жизни.
Невидимая
свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт
ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так
странно сочетающейся с суровостью проповедника»

На рубеже двух эпох Л.Н.
Толстой  создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала», он был
написан в 1903 году, а опубликован уже  после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой
рассказа стало действительное событие, произошедшее с братом писателя Сергеем
Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью воинского начальника в Казани
Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и  ее отца. Чувство Сергея
Николаевича (брата Толстого) к  этой девушке угасло после того, как он, весело
танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец  ее
распоряжался прогнанием сквозь  строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот
тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет
(в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала»
был написан в конце жизни писателя.  В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника. 
Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

Композиция –

 Что необычного вы заметили в построении рассказа? От
чьего лица ведётся повествование? 
(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит
из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)

— Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс. 
На фоне мелодии учитель
музыки:

— В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

— На сколько частей
можно разделить рассказ? Каких?

— Какие две сцены
противопоставлены?

В рассказе «После
бала» Л.Н. Толстой использует приём «рассказ в рассказе»

Бал начинался
польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока.
Каков характер музыки полонеза?
Ответы детей: торжественный,
спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.

— Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
— Какой танец описан автором более подробно?
— Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика
и после бала. 
Учитель музыки:
— Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию.
Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских
стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку.

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие
последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу,
даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких
выводов. Начало перекликается с  концовкой. Перед нами как бы отрывок
жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной
действительности, говорит нам писатель.

Таким образом, в реплике  героя как будто
определена тема: «А я думаю, что  все дело в случае». Такой «случай» и
составляет сюжет. 

— Какую из двух частей вы считаете главной,
несущей основное содержание произведения? 

— А зачем писателю понадобилась первая часть?
— Как называется такой прием? 
(Антитеза – противопоставление. В рассказе
контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).
Экзекуция — порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн.
казни.

— Какие образы, ситуации противопоставляются
писателем? 

 (Бал у губернского предводителя =
экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты,
Варенька = наказываемый). 

Весь рассказ построен на  контрастах —
описание событий бала и после, психологическое состояние героев. 

                                                 
 

ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ    ПОСЛЕ БАЛА
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет
великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит
беспрерывно.    В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое,
мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

-Для чего здесь используется этот прием? 
— Что помог передать контраст? 
III. Беседа о главных героях. Кто главный герой
произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. 

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте
нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? 
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты
знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). 

– Почему герою все на балу видится в таких
радужных красках?

(Он счастлив, влюблен). 
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой
для изображения этой сцены? Какой цвет  доминирует?
Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет?
Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде. 
– Герой еще не видит всей картины, но что
чувствует читатель, когда слышит эти слова? 

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана
такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

– Что они ему несут?
– Какие еще 

цвета присутствуют в эпизоде? 
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем
иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? 

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит
особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу
эпизода и показать перелом в душе героя. 

— За что полковник Б. бил солдата по лицу? 
– Эту деталь 
одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?
Толстой использует прием зеркального отражения:
полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые
усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому
«закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?

Какую сторону военной жизни увидел Иван
Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

– Почему же, увидев это, герой передумал быть
военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту
жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища
испытывал стыд). 

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он,
видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы
людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по
«военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего
света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и
читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.
Какой это закон? 

(Божеский).
– В какой день разворачиваются все события? 
(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье? 
(Надо всех простить, надо покаяться).
– Почему понедельник называют Чистым? 
(Человек очистился и начался пост – воздержание,
молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого
понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека
услышали эти мольбы. Кто они? 

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает
нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот
святой день? Как надо учиться жить?

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?
–Какие основные мотивы присутствуют в рассказе? 
(Мотивы неприятия социальной справедливости,
мотивы прощения, милосердия, совести)


Писатель виртуозно владеет
изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев.
Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в
языковых средствах, в описаниях.

IV. Подведение итогов урока. 
 Какова идея рассказа «После бала»?
(человек не может и не дол¬жен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих,
больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что
соверша¬ется в мире)

Что вас сегодня больше всего заинтересовало на
уроке?

Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
Значение рассказа  «После бала» выходит
далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже
против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы видим, широкие
гуманистические проблемы. 

5.4. Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в
происходящее? Подтвердите это текстом. ( Он был настолько ошеломлен
увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Прав ли Иван Васильевич,
посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

— Как изменилась жизнь Ивана
Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного.
Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния
общественному злу.)

6. Итог урока.

А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог:
какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника
изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю
ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по
Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных
художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой,
как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут
беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое
справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не
одно поколение русского общества

Каждый выбирает для себя

                                               Женщину,
религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Все мастерство
писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к
окружающим.

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название
рассказа.

Класс: 8.

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;

1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;

1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;

1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

Эпиграф к уроку: «Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент.

— Добрый день, ребята! Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

— с каким разделом работали?

— с каким автором и произведением  работали?

—  с какой работой нам предстоит работать?

— наше занятие будет практическим, на партах у вас листы самооценивания в них выбудете оценивать свою работу в баллах.

-Заявка на оценку (на доске мелом)

-Ребята, напишите в тетради ту оценку, которую вы желаете получить на уроке.

Заявка на оценку:

Гений — более

“5”

“4”

“3”

1 мин

Д/з: -прочитать

-отметить цитаты в тексте (жизнь И.В., И.В.и полковник на балу и после бала, портрет Вареньки и солдата)

-составить противоречия (по карточке №4)

-устно ответить на вопрос “Чья позиция ближе и почему?”

II.

Актуализация знаний.

2.1.

Слайд №1

Тема нашего урока Композиционные особенности рассказа Л.Толстого “После бала”

-Раскройте содержание понятиярассказ: назовите родовые и видовые признаки.

1мин

  1. 1 балл

Родовые признаки: литературный жанр

Видовые признаки: небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

Рассказ-это литературный жанр небольшого по объёму прозаического произведения, содержащего повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

2.2.

-Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения (см. карточку №1)

2 мин

  1. 3 балла

Поскольку небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя называется рассказом,

А произведение Л.Толстого “После бала” имеет небольшой объём, содержит повествование о нескольких эпизодах из жизни Ивана Васильевича,

Следовательно, произведение Л.Толстого “После бала” является рассказом.

2.3.

-Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы они с наибольшей силой воздействовали на читателя. В этом помогает ему композиция произведения.

2 мин

-Что понимается под композицией произведения?

3) 1 балл

-Композиция – это особенности построение художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами. Но это не значит, что все части произведения выстроены в строгой последовательности. Поэтому можно говорить о том, что существуют композиционные особенности в построении произведения.

-Каковы свойства и виды композиции?

4) 2 балла

-Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, рамочной.

“Мексиканец”

Джек Лондон

Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом).

“Лоскутное одеяло”

Евгений Носов

Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки).

“Бородино”

М.Лермонтов

Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось).

Слайд №2

-какие цели и задачи на урок поставим?

-Сегодня мы попытаемся выявить композиционные особенности рассказа Толстого “После бала” — это и будет целью нашего урока.

“Конная артиллерия –

марш-марш!” Валентин П-и-куль

Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе).

выявить композиционные особенности рассказа Толстого “После бала”

III.

Работа по теме урока

3.1.

Фронтальная беседа

-Обратимся к рассказу

7 мин

-Каким образом в рассказе ведётся повествование?

5) 1 балл

— Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

-Что представляет собой построение данного рассказа?

6) 1 балл

-Рассказ как бы вставлен в “раму” – это краткое вступление, из которого мы узнаем о повествователе; и заключение, из которого мы узнаём, как сложилась жизнь рассказчика. Повествование построено по принципу “рассказ в рассказе”. Данное построение называется рамочной композицией.

-Можно ли разделить этот рассказ на части? Если да, то на какие?

7) 1 балл

-Рассказ состоит из двух частей: бал и после бала.

— Почему рассказ “После бала” условно делится на части?

8) 1 балл

-Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов. Первая часть – бал – “веселая, чудесная, счастливая”. Вторая часть – после бала – производит абсолютно противоположное по силе впечатление.

-Почему писатель назвал рассказ “После бала”?

9) 1 балл

-События, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии, да и “любовь к Вареньке сошла на нет”.

-Как доказать, что молодость Ивана Васильевича проходила в праздности и веселье?

Приведите цитату из текста.

10) 1 балл

-“…были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы”.

-Почему Иван Васильевич посетил бал губернатора?

11) 1 балл

-На этом же балу была его возлюбленная, Варенька, дочь полковника Петра Владиславовича.

-Найдите портретную характеристику Вареньки в тексте.

12) 1 балл

-“…высока, стройная, грациозная и величественная…”

-“…царственный вид”

-“но ласковая, всегда весёлая улыбка”

-На балу “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках”.

-Найдите в тексте противоположность портретной характеристике Вареньки?

13) 1 балл

-Портретная характеристика Вареньки противопоставлена наказываемому беглому солдату-татарину: как самое сильное и приятное впечатление от бала связано с Варенькой, так самое сильное ужасающее впечатление связано с моментом после бала.

-Приведите цитаты из текста.

14) 1 балл

“…что-то страшное…”

“…оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат”

 Физ.мин. для глаз

Включаю

-На кого из них вам приятнее смотреть?

15)1 балл

“…сморщенное от страдания лицо…оскаливая белые зубы”

“Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”.

— Найдите еще пару противоположных образов в рассказе (как звали полковника доп.балл)!

16) 1 балл

-Иван Васильевич и полковник (Петр Владиславович)!

IV.

4.1.

Слайд №3

Индивидуальный труд

Задание:

-Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее. При ответе используйте карточку №2. Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

9 мин

Сравнительная характеристика Ивана Васильевича и полковника

(таблица приложение 1)

4.2.

Простая кооперация.

Обсуждение в группах

№ 3. 6 4 2

№ 4. 5 3 1

5 мин

1 группа – внешность, возраст

2 группа – соц.статус, материальное положение

3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала

5,6 группа – черты характера, отношение к Вареньке

4.3.Слайд № 4

Сложная кооперация

Выступление от групп

-№ 5.Какой персонаж вам нравится? Почему?

-Чья позиция ближе? Почему?

10 мин

17) 1-2 балла

11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

4.4.

Самооценивание

1 мин

V.

5.1.

Итог урока

-Итак, мы выяснили, что рассказ Толстого “После бала” построенпри помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

5 мин

-Как называется такой стилистический приём в литературе?

18) 1 балл

-Антитеза

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

-Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

-Что представляет собой антитеза?

19) 1 балл

-Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.

-Если столько противоположностей в рассказе, какое противоречие закладывает автор в содержание рассказа? № 6 Дома вы сформулировали наиболее яркие противоречия, озвучьте, пожалуйста.

20) 3 балла

Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

Выбор между добром и злом!

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца;
 сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

-Каким образом Толстой разрешает данное противоречие?

21) 1 балл

Герой не идет на службу, не встречается с Варенькой, он не может и не хочет быть таким, как полковник. 11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Толстой свои мысли вкладывает в уста героя. Применяет прием антитезы.

-Как вы разрешили бы данное противоречие?

22) 1 балл

-Итак, подведем итог: какие композиционные особенности мы выявили в данном произведении Л.Толстого?

-На следующем уроке мы продолжим анализировать рассказ. Рассмотрим подробно авторскую позицию, идейное содержание произведения Толстого.

23) 1 балл

-Рамочная композиция, антитеза.

VI.

Слайд№5

Домашнее задание:.

 Напишите рассказ- предположение “Что было бы, если И. В. женился на Вареньке и пошел на военную службу?”

1 мин

Запись в тетради

VII.

Оценивание в соответствии с заявкой на оценку.

1 мин

Считают баллы, самооценивание.

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения.

№ 5. — Выступление от групп

№3. 6 4 2        3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала,

№ 4.  5 3 1

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

-Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.

Родовые признаки: литературный жанр

Видовые признаки: небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

Рассказ-это литературный жанр небольшого по объёму прозаического произведения, содержащего повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

Поскольку небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя называется рассказом,

А произведение Л.Толстого “После бала” имеет небольшой объём, содержит повествование о нескольких эпизодах из жизни Ивана Васильевича,

Следовательно, произведение Л.Толстого “После бала” является рассказом.

-Композиция – это особенности построение художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами. Но это не значит, что все части произведения выстроены в строгой последовательности. Поэтому можно говорить о том, что существуют композиционные особенности в построении произведения.

-Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, рамочной.

Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом).

Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки).

Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось).

Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе).

— Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

-Рассказ как бы вставлен в “раму” – это краткое вступление, из которого мы узнаем о повествователе; и заключение, из которого мы узнаём, как сложилась жизнь рассказчика. Повествование построено по принципу “рассказ в рассказе”. Данное построение называется рамочной композицией.

-Рассказ состоит из двух частей: бал и после бала.

-Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов. Первая часть – бал – “веселая, чудесная, счастливая”. Вторая часть – после бала – производит абсолютно противоположное по силе впечатление.

-События, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии, да и “любовь к Вареньке сошла на нет”.

-“…были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы”.

-На этом же балу была его возлюбленная, Варенька, дочь полковника Петра Владиславовича.

-“…высока, стройная, грациозная и величественная…”

-“…царственный вид”

-“но ласковая, всегда весёлая улыбка”

-На балу “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках”.

-Портретная характеристика Вареньки противопоставлена наказываемому беглому солдату-татарину: как самое сильное и приятное впечатление от бала связано с Варенькой, так самое сильное ужасающее впечатление связано с моментом после бала.

“…что-то страшное…”

“…оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат”

“…сморщенное от страдания лицо…оскаливая белые зубы”

“Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”.

-Иван Васильевич и полковник (Петр Владиславович)!

Сравнительная характеристика Ивана Васильевича и полковника

(таблица приложение 1)

1 группа – внешность, возраст

2 группа – соц.статус, материальное положение

3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала

5,6 группа – черты характера, отношение к Вареньке

11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

-Антитеза

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

-Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

-Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.

Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

Выбор между добром и злом!

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца;
 сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Герой не идет на службу, не встречается с Варенькой, он не может и не хочет быть таким, как полковник. 11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Толстой свои мысли вкладывает в уста героя. Применяет прием антитезы.

Задания к рассказу Л. Н. Толстого
«После бала» (урок № 2) (8 класс)

Задание № 1: определите,
о каком герое из рассказа Л. Н. Толстого «После бала» идет речь:

№ 1. «…ласковая, всегда веселая улыбка и рта,
и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».

— Варенька Б.

№ 2. «Был … очень веселый и бойкий малый, да
еще и богатый».

— Иван Васильевич, рассказчик.

№ 3. «…улыбаясь, … вынул шпагу из портупеи,
… и, натянув замшевую перчатку на правую руку … стал в четверть оборота, выжидая
такт».

— Отец Вареньки, Петр Владиславович.

№ 4. «…вообще не любил света и не ездил на
балы, теперь же готовился к кандидатскому экзамену и вел самую правильную
жизнь».

— Брат Ивана Васильевича.

№ 5. «Держалась она всегда необыкновенно прямо,
как будто не могла иначе…».

— Варенька Б.

№ 6. «…катался с гор с барышнями (коньки еще
не были в моде), кутил с товарищами…».

— Иван Васильевич, рассказчик.

№ 7. «…высокая, грузная фигура его то тихо и
плавно, то шумно и бурно, топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг
залы».

— Отец Вареньки, Петр Владиславович.

№ 8. «…в черных мундирах стояли двумя рядами
друг против друга, держа ружья к ноге».

— Солдаты, бившие татарина.

№ 9. «Видно было, что он когда-то танцевал
прекрасно, но теперь был грузен».

— Отец Вареньки, Петр Владиславович.

№ 10. «…без вина был пьян любовью, но зато
танцевал до упаду, танцевал и кадрили, и вальсы, и польки».

— Иван Васильевич, рассказчик.

№ 11. «Она была в белом платье с розовым поясом
и в белых лайковых перчатках…».

— Варенька Б.

№ 12. «…взял перышко и только взглядом мог
выразить весь свой восторг и благодарность».

— Иван Васильевич, рассказчик.

№ 13. «…шел твердой, подрагивающей походкой
высокий военный».

— Отец Вареньки, Петр Владиславович.

№ 14. «При каждом ударе …, как бы удивляясь,
поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар».

— Татарин, которого наказывали солдаты.

Задание № 2: объясните
значение следующих слов из рассказа Л. Н. Толстого «После бала», используя
«Материал для справок»:

Ключ:

Слово

Буква-соответствие

Лексическое значение слова

1

шпицрỳтены

Е

прутья
или палки, которыми били наказываемых

2

предводитель

В

представитель
дворянства в дореволюционной России, избиравшийся губернским или уездным
дворянским собранием

3

фероньéрка

З

женское
украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб

4

кадриль

А

танец
из шести фигур, с четным количеством танцующих пар, которые располагаются
одна против другой, а также музыка к этому танцу

5

вальс

Г

танец,
состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар, а также музыка к
этому танцу

6

рогожа

К

грубая
плетеная ткань из мочальных лент (для упаковки, покрывания чего-либо)

7

лайковый

Ж

сделанный
из лайки — сорта мягкой кожи

8

мазурка

Б

национальный
польский танец с трехдольным тактом, а также музыка к этому танцу

9

лакей

Л

слуга
при господах, а также в ресторане, гостинице

10

па

Д

отдельное
ритмическое движение в танце с определенной постановкой ног, танцевальный шаг

11

пригỳбить

И

немного
отпить, отведать какого-либо напитка

Задания к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» (урок №
2) (8 класс)

Задание
№ 1
: определите, о каком
герое из рассказа Л. Н. Толстого «После бала» идет речь:


1.
«…ласковая,
всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого,
молодого существа». № 2. «Был … очень веселый и бойкий малый, да еще и
богатый». № 3. «…улыбаясь, … вынул шпагу из портупеи, … и, натянув
замшевую перчатку на правую руку … стал в четверть оборота, выжидая такт».
4.
«…вообще не любил света и не ездил на балы, теперь же готовился к
кандидатскому экзамену и вел самую правильную жизнь». № 5. «Держалась
она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе…». № 6. «…катался
с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами…». № 7. «…высокая,
грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, топотом подошв и ноги об
ногу, задвигалась вокруг залы». № 8. «…в черных мундирах стояли двумя
рядами друг против друга, держа ружья к ноге». № 9. «Видно было, что он
когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен». № 10. «…без вина
был пьян любовью, но зато танцевал до упаду, танцевал и кадрили, и вальсы, и
польки». № 11. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых
лайковых перчатках…». № 12. «…взял перышко и только взглядом мог
выразить весь свой восторг и благодарность». № 13. «…шел твердой,
подрагивающей походкой высокий военный». № 14. «При каждом ударе …,
как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с
которой падал удар».

Задание
№ 2
:
объясните
значение следующих слов из рассказа Л. Н. Толстого «После бала», используя «Материал
для справок»:

(1) Шпицрỳтены, (2)
предводитель, (3) фероньéрка, (4) кадриль, (5) вальс, (6)
рогожа, (7) лайковый, (8) мазурка, (9) лакей, (10)
па, (11) пригỳбить.

Материал для справок: (А) танец из шести фигур,
с четным количеством танцующих пар, которые располагаются одна против другой, а
также музыка к этому танцу, (Б) национальный польский танец с трехдольным
тактом, а также музыка к этому танцу, (В) представитель дворянства в
дореволюционной России, избиравшийся губернским или уездным дворянским
собранием, (Г) танец, состоящий в поступательном движении плавно
кружащихся пар, а также музыка к этому танцу, (Д) отдельное ритмическое
движение в танце с определенной постановкой ног, танцевальный шаг, (Е)
прутья или палки, которыми били наказываемых, (Ж) сделанный из лайки —
сорта мягкой кожи, (З) женское украшение с драгоценными камнями,
надеваемое на лоб, (И) немного отпить, отведать какого-либо напитка, (К)
грубая плетеная ткань из мочальных лент (для упаковки, покрывания чего-либо), (Л)
слуга при господах, а также в ресторане, гостинице.

На чтение 8 мин. Просмотров 114 Опубликовано

Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

posle-bala-glavnye-geroi-45287.jpg

Краткая характеристика героев «После бала»

Главные герои

Иван Васильевич

В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

    • <label>1903</label>
    • <label>1907</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>

(новая вкладка)

«После бала» главные герои рассказа Льва Толстого представители 19 века.

«После бала» главные герои

Иван Васильевич — от его имени ведется повествование, главный герой.  Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свою жизнь, отказавшись от военной карьеры.

Варенька — девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич. У нее было худощавое тело, но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

«высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.»

Петр Владиславович — отец Вареньки. Занимал пост военного начальника.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и крепкий человек лет пятидесяти. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

 В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги, так как, экономил онна себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».

Содержание:

История создания и идея

В произведении «После бала» Лев Толстой изобразил реальный случай. История рассказана Иваном Васильевичем, бывшим студентом военного училища. Таким студентом был некогда родной брат писателя — Сергей Николаевич. Любовь к юной особе цвела в его сердце до тех пор, пока он не узнал истинную природу отца возлюбленной, который в действительности оказался немилосердным и даже жестоким начальником.

Жестокость человека, который ранее казался достойным своего звания и положения, потрясла Сергея Николаевича Толстого. Вследствие увиденного у брата писателя в сердце полностью умерла любовь к молодой и очень образованной девушке. Увидев нрав отца, он понял, что девушке привиты те же ценности, точнее, отсутствие ценностей.

Высокопоставленные люди уважают только статус и силу. А общество, где нет нравственных ценностей, а есть только право власти сильного над слабым, обречено. Стать родственником этого семейства Сергей Николаевич не захотел.

Об этом случае он рассказал Льву Николаевичу. А тот облек эмоции брата в прекрасный рассказ на философско-этическую тему.

Основные герои повести

В рассказе три главных героя. Основной персонаж — Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование. Второй герой — полковник Б., и третий — дочь полковника, в которую влюблен рассказчик.

Персонажи произведения у Толстого раскрываются так:

  1. Сам рассказчик — Иван. Он описывает себя молодым студентом, который учится в военном училище и часто гуляет с друзьями, ходит танцевать на балы. Автор намекает, что этот персонаж еще юн, в нем много ветрености. Он мало понимает свой будущий путь. Но в нем есть и любовь к людям, и прощение.
  2. Варенька — дочь полковника. Девушка мало участвует в сюжете. Она представлена как красивая и воспитанная девушка. За ней ухаживает много представительных юношей. В ней есть шарм и ум, ее статус тоже высок. Все хотят жениться на ней. Образ Вареньки на балу отпечатался в воспоминаниях рассказчика. Иван Васильевич всю ночь не мог заснуть от счастья, которое подарил ему бал и эта девушка.
  3. Полковник Б. По сюжету вечером он проводит время с семьей на балу. В высшем свете Петр Владиславович — элегантный, воспитанный мужчина, хороший танцор. С людьми своего круга полковник ведет себя приветливо и достойно.

Есть еще один герой в рассказе — беглый солдат Татарин. За побег его проводят вдоль строя, и каждый служащий армии должен его ударить. Ударить можно символично, а можно со всей злостью и беспощадностью.

Татарин уже изрядно избит и просит своих сослуживцев помилосердствовать, смягчить удары.

Полковник же требует от солдат бить палками со всей силы — в его душе нет ни капли сострадания к нарушителю.

Анализ произведения

Контраст — прием в литературе, позволяющий усилить эмоциональное воздействие образа на читателя. Петр Владиславович радикально меняется в общении со своими подчиненными. Не остается и тени образа благовоспитанного дворянина, танцующего со взрослой дочерью. Он превращается в тирана.

Если обратиться к этимологии слова «контраст», то становится понятно, для чего автор рассказа использует этот прием. Контраст — это заметная, потрясающая разница между сравниваемыми объектами или личностями.

Все увиденное и прочувствованное Иваном Васильевичем на улице изменило его судьбу. После бала главные герои продолжают жить соответственно своим идеалам. Седой старик, которым стал Иван Васильевич, рассказывает о дальнейшей участи персонажей:

  1. Варенька вышла замуж за достойного человека из своего круга.
  2. Отец Вареньки все так же муштрует солдат.
  3. Иван Васильевич больше не хочет учиться в военной школе — бросает училище. Любовь к девушке в нем тоже померкла.

Действующие лица рассказа имеют противоположные точки зрения на общество. Полковник Б. подходит на роль военного диктатора. Он не разбирает, кто прав и кто виноват, а просто наказывает, диктует, не понимает своей ответственности перед обществом за свои поступки.

Молодой герой, напротив, хорошо понимает эту ответственность. Иван знает, что наказывать надо, но и прощать тоже важно. Прощение — часть воспитания народа. Поэтому он не может жениться на Вареньке. Он не хочет двуличной жизни. В душе героя живет духовность, а не стремление к почестям. Всякий раз, как герой видит девушку, в его сердце возникает не образ прекрасного, а образ отвратительного — поругание христианских добродетелей.

Задумка Льва Толстого в рассказе «После бала» заключается в донесении до читателя этой глубокой идеи: жить надо осознанно, согласно высшим нормам морали. Ведь никогда не поздно сойти с неверного пути.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/posle-bala-glavnyie-geroi/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-posle-bala.html

  • Толстой рассказ дедушка и внучек
  • Толстой народные рассказы читать свечка
  • Толстой после бала сочинение
  • Толстой лев николаевич рассказы для детей читать 4 класс
  • Толстой лев детские рассказы слушать