Толстой писал сказки в стихах

Основные даты жизни и творчества а. с. пушкина 1799, 26 мая 6 июня - а. с. пушкин родился в москве

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. С. ПУШКИНА

1799, 26 мая (6 июня) — А. С. Пушкин родился в Москве в семье офицера Гвардии Сергея Львовича Пушкина и внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706 г. (Арап Петра Великого), Надежды Осиповны Ганнибал.
1811, 19 октября — открытие Царскосельского лицея, в состав учеников которого принят Пушкин.
1811-1817- А. С. Пушкин учился в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Участие в борьбе кружка «Арзамас» против «Любителей русского слова».
1814 — А. С. Пушкин — опубликовано первое стихотворение («К другу стихотворцу» в «Вестнике Европы», № 13). По окончании лицея зачислен в коллегию иностранных дел. Общение с русским философом П. Я. Чаадаевым.
1815, 8 января — Пушкин читает на экзамене в присутствии Державина «Воспоминания в Царском Селе».
1817, 9 июня — окончание Лицея.
1817, 10 июня — зачисление в Коллегию иностранных дел.
1817-1820 — работа над поэмой «Руслан и Людмила». За распространение в списках политических антирелигиозных стихов и эпиграмм в 1820 г. Пушкин был сослан по приказу Александра Первого на юг России, где встречался с декабристами Давыдовым, Раевским, Орловым, Постелем. Кроме множества лирических стихов, Пушкин создает в это время так называемые «южные поэмы» — «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».
1817 — ода «Вольность».
1818 — Пушкин становится членом кружка «Зеленая лампа» (литературный филиал тайного общества «Союз благоденствия»). Идеи декабризма отражены в творчестве.
1819 — «Деревня».
1820, 6 мая — Пушкин выслан за антиправительственные стихотворения на службу в Екатеринослав (Днепропетровск) под надзор генерала И. Н. Инзова.
1820, конец мая — сентябрь — Пушкин путешествует с семьей генерала Н. Н. Раевского по Новороссии, Донской степи, Кавказу и Крыму.
1820, 21 сентября — приезд Пушкина в Кишинев.
1820, ноябрь — отъезд Пушкина в Каменку. Конец июля — начало августа — «Руслан и Людмила» выходит из печати.
1821 — «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Кинжал».
1822 — «Братья разбойники», «Песнь о вещем Олеге», «Узник». 1823, июль — переезд в Одессу на службу к новороссийскому генерал-губернатору М. С. Воронцову.
1823, 9 мая — Пушкин приступает к работе над романом в стихах «Евгений Онегин», который был завершен в октябре 1831 г.
1823, июль — Пушкин переведен в Одессу.
1824, июль — в результате доноса генерал-губернатора Воронцова и перехваченного частного письма Пушкина поэт был сослан в имение родителей Михайловское. Здесь Пушкин заканчивает поэму «Цыганы» и продолжает работу над «Евгением Онегиным», создает трагедию «Борис Годунов», стихотворную повесть «Граф Нулин».
1824, 8 июня — Пушкин подает «на высочайшее имя» прошение об отставке.
1824, 31 июля — высланный из Одессы Пушкин выезжает в село Михайловское.
1824, 9 августа — приезд в Михайловское.
1824 — «Цыганы», третья глава «Евгения Онегина».
1825, 11 января — посещение Пушкина И. И. Пущиным.
1825 — четвертая глава «Евгения Онегина» (закончена в 1826 году), «Борис Годунов», «Сцена из Фауста».
1826, 24 июля — до Пушкина доходит сообщение о казни декабристов.
1826, 3 сентября — Пушкин в сопровождении присланного за ним фельдъегеря выезжает в Москву в штаб императора.
1826, 8 сентября — Пушкин по приказу Николая Первого возвращен из ссылки, принят Николаем I.
1826, 10 сентября — чтение «Бориса Годунова» у Веневитиновых.
1826 — пятая и шестая главы «Евгения Онегина», «Пророк», «И. И. Пущину».
1827, 27 января — допрос Пушкина московским обер-полицеймейстером о стихотворении «Андрей Шенье».
1827, 28 июля — смерть Арины Родионовны.
1827, 14 октября — встреча с арестованным Кюхельбекером на станции Залазы.
1827- шестая глава «Евгения Онегина», «В Сибирь», «Арион».
1828 — Пушкин создает историческую поэму «Полтава». Впечатления от поездки в Закавказье нашли свое отражение в «Путешествии в Арзрум «.
1828, август — петербургский военный генерал-губернатор допрашивает Пушкина о «Гавриилиаде».
1828, 31 декабря — дело о «Гавриилиаде» закончено резолюцией Николая I.
1828 — «Полтава», седьмая глава «Евгения Онегина», «Анчар», «Поэт и толпа».
1829 — сватовство Пушкина к Н. Н. Гончаровой.
1829, 1 мая — отъезд в действующую армию на Кавказ.
1829, июнь — Пушкин в Тифлисе.
1829, 27 июня — Пушкин при взятии Арзрума.
1829 — «На холмах Грузии…», «Кавказ», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
1830 — сотрудничество в «Литературной газете» Дельвига.
1830 — В апреле Пушкин, получил согласие на брак с Н. Н. Гончаровой.
1830, 6 мая — помолвка Пушкина.
1830, 31 августа — отъезд в Болдино Нижегородской губернии для устройства имущественных дел, где пробыл с начала сентября до конца ноября из-за эпидемии холеры. В этот период, который получил название «болдинской осени», Пушкин в основном заканчивает «Евгения Онегина», создает 4 «маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Сказку о попе и работнике его Балде», много лирических стихов.
1830, 5 декабря — возвращение в Москву.
1830 — «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Повести Белкина», «История села Горюхина», «Домик в Коломне», восьмая и десятая главы «Евгения Онегина».
1831, 14 января — смерть А. А. Дельвига.
1831, 18 февраля — венчание Пушкина в Москве с Н.Н.Гончаровой.
1831, 25 мая — переезд в Царское Село.
1831, октябрь — После женитьбы Пушкин поселяется в Петербурге, где создает крупнейшие прозаические произведения «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», работает над историческим трудом «История Пугачева», пишет поэму «Медный всадник», сказки, переводит стихи Мицкевича.
1831, 14 ноября — Пушкин снова принят в Коллегию иностранных дел для работы в архиве. «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830 ?), «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина».
1832 — «Дубровский», «Русалка».
1833, 20 августа — отъезд из Петербурга в Казань и Оренбург для изучения материалов по истории Пугачева.
1833, 1 октября — возвращение в Болдино.
1833, 30 декабря — Пушкин произведен в камер-юнкеры.
1833 — «Медный всадник», «История Пугачева», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне…». 1834, 25 мая — прошение Пушкина об отставке. 1834 — «Пиковая дама», «Песни западных славян», «Сказка о золотом петушке».
1835 — «Полководец», «…Вновь я посетил…», «Пир Петра Первого».
1836, 29 марта — смерть матери Пушкина Надежды Осиповны Пушкиной.
1836, 11 апреля — выход первой книги «Современника».
1836, 4 ноября — получение Пушкиным анонимного пасквиля.
1836, 5 ноября — Пушкин вызывает Дантеса на дуэль.
1836, середина ноября — Пушкин берет обратно свой вызов, узнав о сватовстве Дантеса к Е.Н.Гончаровой.
1836, 23 ноября — Николай I принимает Пушкина в присутствии Бенкендорфа.
1836 — «Капитанская дочка», «Памятник».
1837, 10 января — венчание Дантеса и Е.Н.Гончаровой.
1837, 26 января — письмо Пушкина получено Геккерном. Вызов на дуэль от Дантеса.
1837, 27 января — Пушкин, вступаясь за честь жены, дрался на дуэли с французским эмигрантом Ж.Дантесом.
1837, 27 января — между четырьмя и пятью часами вечера Пушкин смертельно ранен Дантесом на дуэли.
1837, 29 января (10 февраля) в 2 часа 45 минут пополудни поэт скончался в Петербурге. Тело Пушкина по распоряжению правительства было перевезено в Святые Горы ныне Пушкинские Горы) близ села Михайловское, где поэт похоронен у Святогорского монастыря.
1837, 1 февраля — отпевание в Конюшенной церкви.
1837 — в ночь на 4 февраля тело Пушкина отправлено для погребения в Святые Горы (Пушкинские Горы).
1837, 6 февраля в 7 часов утра — погребение Пушкина у стен Святогорского монастыря.

80 лет назад, 4 марта 1936 года, в библиотеки и книжные магазины Советского Союза стала поступать новая книга советского писателя Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Книгу Толстой задумал еще в 20-е годы, обсуждал замысел, в частности, с Иваном Соколовым-Микитовым (известным писателем, который впоследствии переедет в Карачарово и будет жить на территории нашего района). А когда жил в эмиграции, даже хотел выпустить в своей литературной обработке «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. Но в 1934 году у писателя прихватило сердце, врачи настояли на госпитализации, и в больнице Толстой решил не переписывать «Пиноккио», а придумать на его основе самостоятельную сказку. В наше время это называется «проект».

Сам Толстой считал отправным моментом работы над «Золотым ключиком» сон, в котором он увидел очаг, нарисованный на старом холсте, и за этим очагом и холстом скрывалась какая-то тайна. Проснувшись, Толстой представил, что этот холст находится на стене в каморке старого папы Карло — и дело пошлО. «Золотой ключик» сильно отличается от «Приключений Пиноккио» и в других моментах. В истории про Пиноккио нет золотого ключика, мечты о театре и куртках для папы Карло. Толстому хотелось, в отличие от итальянской сказки, полной благопристойных нравоучений, сделать героев как можно более азартными, вдохнуть в свою сказку побольше духа авантюризма и веселья. У него получилось!

Сказка сказкой, но Алексею Толстову было скучно писать «просто сказку», поэтому в персонажах «Золотого ключика» оказались зашифрованы известные в стране деятели культуры — правда, об этом догадывались только близкие знакомые писателя, знавшие о его отношениях с окружающими. Все персонажи сказки Алексея Толстого имеют вполне реальных прототипов. Позаимствовав у Карло Коллоди общую канву повествования, Толстой снабдил свою сказку карикатурами на известнейших современников.

Пора уже сбросить маски!

Старый шарманщик папа Карло — это К.Станиславский (тот самый, который «не верю!»). В его каморке, как мы помним, находится дверь в настоящий театр. К нему приходит алкоголик Джузеппе Синий Нос, приносит полено, из которого можно сделать мальчика. Джузеппе — едкая карикатура на партнера Станиславского В.Немировича-Данченко, «поставлявшего» Станиславскому своих протеже, которые хотели стать актерами по система Станиславского (был парнишкой — стал актером, был поленом — стал мальчишкой).

Буратино — это писатель Максим Горький. Маленький деревянный мальчик, продавший свою азбуку за четыре монетки, а позже ставший директором кукольного цирка. Слишком много пересечений с творческой биографией пролетарского классика, вернувшегося из эмиграции ради баснословных гонораров за издание своих книг в СССР и возглавившего Союз писателей. Опять же в «Золотом ключике» постоянно подчеркивается, что деревянный человечек Буратино «совсем, совсем безмозглый», а Алексей Толстой умственные способности Максима Горького ставил, что уж там говорить, невысоко.

Доктор кукольных наук, хозяин кукольного театра Карабас Барабас – знаменитый театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Плетка-семихвостка с которой Карабас не расстается – маузер, который Мейерхольд стал носить после революции и который, бывало, клал перед собой во время репетиций. Кстати говоря, прототипом бороды Карабаса был шарф Мейерхольда, конец которого тот засовывал в карман. Вот как описывается Карабас в «Золотом ключике»: «Не теряя ни секунды, бежать в Страну Дураков! – закричал Карабас Барабас, торопливо засовывая конец бороды в карман». Помощник Карабаса Дуремар – помощник Мейерхольда по театру Соловьев, у которого был псевдоним Вольдемар Люсциниус.

Несчастный поэт Пьеро – поэт Александр Блок. Тут уж Толстой дал волю сарказму. В «Золотом ключике» Пьеро даже говорит так, как говорил Блок, и читает стихи, которые Толстой специально сочинял «под Блока». Мальвина – актриса Мария Андреева, любовница Горького-Буратино. Андреева была из образованнейшей театральной семьи, чего нельзя сказать о Горьком. Едкий Толстой вставил в свою сказку эпизод, когда Мальвина обучает недотепу-Буратино грамоте.

Верный Артемон — писатель и поэт Андрей Белый. В то время он носил роскошные усы и бакенбарды, что вместе с курчавой шевелюрой, как писал один из его современиков, «делало его похожим на пуделя». Лиса Алиса и кот Базилио — известная в литературных кругах супружеская пара Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Обратите внимание, что в этой паре главной является лиса Алиса, а простоватый Базилио во всем соглашается со своей «женой» — точно такие же отношения были между Мережковским и Гиппиус.

Самые интересные предположения вызвал образ черепахи Тортиллы. Некоторые исследователи полагают, что в этом образе Алексей Толстой «спрятал» самого Сталина. В книжке про Пиноккио такого персонажа нет, Толстой полностью придумал его сам. И, видимо, у него была причина это сделать. Вспомните Тортиллу: говорит неторопливо, мудрая, старая, и очень положительная — ведь она как минимум дважды спасает от опасности маленького деревянного человечка. А кто в нашей стране в 1936 году, когда вышел «Золотой ключик», был лучшим другом маленьких человечков, то есть детей? Вот то-то.

Урок 27

Тема   Сравнение стихотворений на разную
тему. А. Толстой «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая». В. Брюсов
«Сухие листья». И. Токмакова «Опустел скворечник».

Цели:
познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их
понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему;
развивать память, речь, мыш­ление.

Планируемые
результаты:
учащиеся должны уметь читать сти­хотворения,
передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения
в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте;
представлять кар­тины осенней природы.

Оборудование: портреты
писателей, сборники их стихов; картины на тему осени; карточки (текст для
речевой разминки, кроссворд).

Ход урока

I. Организационный
момент

II.Речевая
разминка

Прочитайте
стихотворение, записанное на доске.

Под ногами в листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок

Папа,мама и ребенок.

В. Голяховский

  Какие слова
выдумал поэт?

Как надо произносить
эти слова?

Что мы
представляем, когда выделяем звук [ш]? (Чтение стихотворения хором с разной
интонацией.)

III. Проверка
домашнего задания

Чтение
стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» на­изусть.

Кто из вас нашел
окончание этого стихотворения? (Учитель или дети читают.)

Выйдешь — поневоле

Тяжело, хоть плачь!

Смотришь — через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

IV.Работа по
теме урока

1. Стихотворение
А. Толстого

(Учитель читает стихотворение «Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад…» на с. 72.)

Сожалеет ли поэт о
том, что пришла осень?

  Где поэт наблюдает
осеннюю картину? Нарисуйте в своем воображении то, что он увидел.

Какое слово
помогает представить осенние листья?

  Прочитайте
стихотворение выразительно. Какое настрое­ние нужно передать?

(Дети читают
стихотворение выразительно.)

Материал для учителя

Алексей
Константинович Толстой (1817—1875)
— русский писатель, гриф. Он
родился в Санкт-Петербурге, был сыном графа К.П. Толстого и Л.А. Перовской,
дочери Алексея Алексеевича Перовского — детского писателя, известного под
псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со
Львом Николаевичем Толстым, доводился ему троюродным братом.

2. Стихотворение
С. Есенина

(Учитель читает стихотворение С. Есенина
«Закружилась листва золотая…» на с. 73.)

  Почему поэт
сравнивает золотую листву с легкой стаей ба­бочек?

   Как выглядит пруд,
окруженный осенними деревьями? По­чему вода в пруду розовая?

   Какое настроение
создает это стихотворение? Передайте его при чтении.

(Дети читают
стихотворение выразительно.)

Материал для учителя

Сергей
Александрович Есенин (1895—1925)
— выдающийся русский поэт. Родился в
крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь — области).
Мальчик очень скоро лишился родитель­ского крова. Дед с бабушкой взяли внука на
воспитание, а дочь — мать Сергея — послали в Рязань на заработки.

«Стихи начал
слагать рано, — напишет позже С.А. Есенин в авто­биографии, — толчки давала к
этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не
нравились, и я их начал писать, подражая частушкам».

Бабушка сумела
передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

V.Физкультминутка

Рыбки

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

 Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

VI. Продолжение
работы по теме урока

1. Стихотворение
В. Брюсова

(Учитель читает
стихотворение «Сухие листья…» на с. 74.)

   Подумайте, с
помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.

   Какие сочетания
слов повторяются?

                  
Прочитайте
стихотворение, прислушайтесь к его звучанию.

(Дети
читают стихотворение выразительно.)

Материал
для учителя

Валерий Яковлевич
Брюсов (1873—1924)
— русский поэт, прозаик, драматург, критик,
переводчик, литературовед и историк. Он родился в зажиточной купеческой семье.
Дед со стороны матери, Александр Яков­левич Бакунин, был писателем-самоучкой,
писал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Дед по отцу, Кузьма Андреевич,
откупился от крепостной зависимости, затем разбогател на пробочной торговле.

Отец В.Я. Брюсова,
Яков Кузьмич, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и
другими науками, владел француз­ским языком, хорошо знал русскую литературу,
писал стихи.

2.
Стихотворение И. Токмаковой

   Последнее
стихотворение, над которым мы сегодня пора­ботаем, — «Опустел скворечник…» И.
Токмаковой. Запо­мните, как правильно произносится слово «скворечник»: чн — [шн].

  (Учитель читает
стихотворение «Опустел скворечник…» нас. 75.)

   Понравилось
вам стихотворение?

   Грустное
оно или нет?

   Зачем в
строке «Всё летят, летят…» слово «всё»?

   Как вы
понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»?

   Прочитайте
стихотворение вполголоса.

   Прочитайте
стихотворение выразительно.

(Дети
читают стихотворение — сначала тихо, затем громко и выразительно.)

Материал
для учителя

Ирина Петровна
Токмакова

родилась в 1929 г. в Москве. Ее отец был инженером-электриком, а мать — детским
врачом и заведующей Домом ребенка.

Писать стихи Ирина
Петровна начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И.
Лебедева-Кумача.

Лебедев-Кумач —
автор слов многих известных песен: «Священная война» («Вставай, страна
огромная…»), «Песня о Родине» («Широка стра­на моя родная…»), «Песенка о
капитане» из кинофильма «Дети капита­на Гранта» («Капитан, капитан,
улыбнитесь…»), «Марш веселых ребят» из кинофильма «Веселые ребята» («Нам
песня строить и жить помога­ет…») и др.

Стихи Ирины
Петровны, тогда — девочки Ирины, попали к Лебеде­ву-Кумачу, и он написал на них
вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину «автором». Указав на
недостатки, он все же обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал
писать дальше.

3. Кроссворд «Осень»

— Проверим, внимательны ли вы были на
уроке. Для этого разгадайте кроссворд.

image001

По горизонтали:

2…. (Туча)
небо кроет,

 Солнце не
блестит.

3.    Ох и
хитрые… (грибочки)!

Где же спрятались
они?

4… (Стаи)
птиц улетают

Прочь, за синее
море.

5.Опустел… (скворечник)

Улетели птицы…

6.Я заглядывал под
кочки,

Под березовые…
(пни).

7.Под тусклым
ветром

сухие… (листья),

Кружась, что шепчут, что говорят?

По вертикали:

1. Словно как с
испугу

Раскричавшись, к
югу


(Журавли)

летят.

(Ключевое слово: осень.)

VII.Рефлексия

Нарисуйте смайлик
в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII.Подведение
итогов урока

Что нового вы
узнали на уроке?

Какое
стихотворение вам особенно понравилось? Почему?

VIII. Домашнее
задание

Подготовить выразительное чтение
стихотворений (с. 72-75).

Попробовать сочинить небольшое
стихотворение об осени

image002

По горизонтали:

2…. (….)
небо кроет,

 Солнце не
блестит.

3.    Ох и
хитрые… (….)!

Где же спрятались
они?

4… (…)
птиц улетают

Прочь, за синее
море.

5.Опустел… (…)

Улетели птицы…

6.Я заглядывал под
кочки,

Под березовые…
(…).

7.Под тусклым
ветром

сухие… (…),

Кружась, что шепчут, что говорят?

По вертикали:

1. Словно как с
испугу

Раскричавшись, к
югу

 
(
) летят.

Знакомимся с историей создания одной из самых известных песен военных лет и заглядываем в самодельную детскую книжку.

В Государственном музее обороны Москвы открылась выставка «Адресат — наша память. Письмо папе», посвященная семейным перепискам времен Великой Отечественной войны. Более чем из двух с половиной тысяч посланий, хранящихся в фондах музея, куратор Дарья Брунова отобрала 20. Письма, написанные членами пяти московских семей, объединяет одна черта — близким, оказавшимся так далеко друг от друга, хотелось говорить о бытовых мелочах, как будто и нет никакой войны.

Кроме писем и фотографий из семейных архивов, никаких вещей, принадлежавших героям, нет, но каждая витрина дополнена предметами эпохи: здесь можно увидеть небольшого плюшевого медведя, офицерскую планшетную сумку, перьевые ручки, чернильницы. На стенах — плакаты, картины, детские рисунки, созданные в начале 1940-х. За стеклом представлены две маленькие комнаты, составленные также из фондовых предметов: первая (с книгами и граммофоном) рассказывает о незатейливых развлечениях военного времени, а вторая (с собранными чемоданами и коробками) — о подготовке к эвакуации.

1(961722)

Сурковы: стихи о страшном волке и большой любви

В 1941 году поэт и журналист Алексей Александрович Сурков ушел на фронт корреспондентом изданий «Красноармейская правда» и «Красная звезда», оставив дома жену Софью, дочь Наташу и сына Алешу. Где бы он ни оказался, он всегда находил время, чтобы написать родным несколько строк:

«Очень скучаю и очень одиноко. Как бы хорошо было вдруг очутиться во Внукове. <…> Обжился я, видно, дома и теперь трудно отрываться. Как у вас? Тоже чай дожди льют и тоже скучно? А у меня еще не веселая перспектива — не знать о вас ничего суток 15–20 — очень плохо!»

(Здесь и далее тексты писем даны с сохранением авторской орфографии и пунктуации).

Сохранились открытки, которые отправляла отцу Наташа — она рисовала для него членов семьи, цветы, город. А он писал для нее стихи, в которых иногда объяснял, что такое война:

Волк ползет по просторам твоей земли.
Хочет крови твоей добыть,
Чтобы воины наши домой пришли,
Надо злого волка убить.

Эти стихи Алексея Суркова знали только его родные. Другое стихотворение, также написанное им на фронте, позже выучила вся страна. Эти строки, которые он написал осенью 1941-го в землянке под обстрелом авиации, стали песней из репертуара певицы Лидии Руслановой:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Рукопись в солдатском письме-треугольнике Сурков отправил жене, которая уехала с детьми в эвакуацию в Чистополь (Татарстан). Стихотворение «В землянке» было опубликовано в одном из изданий и быстро стало популярным — люди переписывали его от руки и пересылали друг другу. Одно из таких писем также нашлось в музее.

Песня «В землянке» стала своего рода символом победы: она прозвучала в освобожденном Берлине — у стен поверженного Рейхстага и у Бранденбургских ворот.

1 PismopoetaAASyrkovajenesfronta 1

PismopoetaAASyrkovajenesfronta 1(1)

Масаиновы: холод и арбуз на именины

На примере семьи Масаиновых на выставке рассказывается, как чувствовали себя в эвакуации дети, как скучали по дому и какие письма отправляли родным, оставшимся в своих городах. 10-летняя школьница Зоя уехала вместе с матерью в город Чембар Пензенской области (ныне — Белинский). Оттуда она писала отцу, писателю-фантасту и критику Борису Алексеевичу Масаинову, известному под псевдонимом Борис Анибал. Он почти забросил литературную деятельность, работал на столичной швейной фабрике «Труд». На момент начала войны ему был 41 год, поэтому под призыв он не попал.

«Я в школу не хожу так — как у меня ангина в очень сильной форме. Вчера были мамины именины. Они выразились в том что мы съели зеленый арбуз и выпили по стакану чаю с таким кусочком сахара. Все отсюда постепенно уезжают. На улице холодно у меня нет зимнего пальто и валюты, а так же рукавиц. <…> Я предпочитаю болеть дома чем здесь все равно тем что я далека от пулеметов это меня не спасает», — писала девочка в сентябре 1941-го.

А 26 декабря отец получил от нее очень тревожное письмо. Дочь рассказала, что маму вызвал пензенский военкомат: она знает немецкий язык, поэтому ее могут отправить на фронт, а саму Зою — в интернат или в Москву. В конце Зоя не забыла поздравить родителя с наступающим Новым годом.

В итоге самое страшное обошло семью стороной: маму на фронт не забрали, а девочка вместе с ней потом вернулась домой в Москву.

KartochkapochtovayaZMasainovoivMoskvysvoemyotcyBAMasainovyizevakyacii 1(1)

Новиковы: сказки про медвежонка Костю

Павел Вениаминович Новиков был командиром 175-го стрелкового полка Первой московской пролетарской мотострелковой дивизии. Разлука с детьми, к которым он был очень привязан, давалась ему тяжело. Старшему сыну Виктору было 11 лет, младшему Герману — всего четыре. До войны отец проводил с ними почти все время, любил брать ребят с собой на рыбалку. По воспоминаниям жены, Новиков был отличным отцом, чутким и заботливым, детям никогда не грубил.

«Здравствуй, дорогой Герочка! Посылаю тебе игру и конфекты. Играй и слушай бабушек», — писал он в сентябре 1941-го. Чтобы подбодрить, отвлечь ребенка от плохих мыслей, он сочинял и отправлял ему сказки про медвежонка Костю. Первую страницу самодельной книжки можно увидеть на выставке.

Старший сын Витя получал совсем взрослые послания с наставлениями хорошо учиться, объяснениями, как отремонтировать при надобности полевую сумку, которую прислал ему отец, а также напоминаниями о том, что нужно обязательно носить теплую шапку. Отдельно папа просил Виктора заботиться о младшем брате: «Играй, но не обижай. Он маленький и любит уступку, а ты по больше и по умнее, а поэтому его не раздражай. Крепко целую тебя. Твой папа».

Любимого папы дети так и не дождались. Павел Новиков погиб в том же году в боях за Наро-Фоминск. Сейчас в его честь названа одна из городских улиц.

1 PVNovikovasinyVitesfronta 1(2)

Мочаловы: последнее письмо сыну

До войны Василий Михайлович Мочалов работал руководителем Наркомата заготовок СССР в Ростокинском районе. Призыву он не подлежал, поскольку считался ценным специалистом, однако в стороне не остался: когда объявили сбор в народное ополчение Москвы, Мочалов подал заявление одним из первых. На фронте он занял должность политрука отдельной самокатной разведывательной роты 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения. Письма домой, где остался его сын Гена, он старался писать как можно чаще.

«Геня! Мне сообщили, что ты болел… потому что ты мать не слушал ходил гулять раздетым поэтому и простыл. <…> Я бью фашистских людоедов, как бешеных собак, скоро разобью их тогда я тебе расскажу подробно как их бил», — писал он в сентябре 1941 года.

Буквально через несколько дней после отправки этого письма Мочалов пропал без вести. После войны его семья выяснила, что Василий Михайлович погиб на рубеже реки Днепр в районе поселка городского типа Холм-Жирковский в Смоленской области.

Письмо В. Мочалова сыну Геннадию. Музей обороны Москвы

Кузнецовы: агитационные песни и будущий генерал

Никита Ефимович Кузнецов — старший батальонный комиссар, начальник политотдела 330-й стрелковой дивизии 10-й армии. Сохранилась фотография, на которой под Смоленском он вместе с товарищами раздает бойцам листки с текстом агитационной песни.

На протяжении всей войны Кузнецов вел нежную и трогательную переписку с сыном Борисом, которого время от времени спрашивал: «А поют ли песни дома?» Увлеченный своей деятельностью, Никита Ефимович, вероятно, имел в виду песни, которые пели красноармейцы.

«Ты стал еще лучше писать, — хвалил он ребенка в одном из писем. — Этак через годок ты догонишь и перегонишь меня. <…> Над головами нашими рычат моторы. На переднем крае шумно. Добиваем фашистов. Скоро Борик добьем мы их и тогда я приеду к тебе и буду растить из тебя большого большого инженера. Согласен. А хочешь давай будем расти на генерала танковых войск, чтобы ты командовал этими машинами».

У этой истории счастливый финал. Никита Ефимович закончил войну в Кенигсберге (сейчас — Калининград), вернулся домой и воссоединился с родными.

1 PismoNKyznecovasfrontasinyBorisy

На чтение 33 мин. Просмотров 17 Опубликовано

Здесь даны основные сведения о повести-сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести-сказки.

Краткие сведения о произведении

Повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» написана Алексеем Николаевичем Толстым в 1935 году. Это литературная обработка сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Но сюжет писатель изменил и добавил в героев книги больше веселья.

Главный герой повести-сказки

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Шарманщик Карло вырезал из полена мальчика с длинным носом, Буратино. Деревянный шалун сразу стал озорничать, а говорящий Сверчок посоветовал ему вести себя хорошо и ходить в школу.

Папа Карло одел, обул своего сынка и купил ему азбуку. Но Буратино не дошёл до школы, а пошёл на представление в кукольный театр.

Его поймал директор театра Карабас Барабас. Узнав, что в каморке Папы Карло висит холст с нарисованным очагом, он дал Буратино пять золотых монет, чтобы старый Карло не умирал от голода и не уезжал из каморки. Эти золотые монеты хотели отобрать у Буратино лиса Алиса и кот Базилио. Спасаясь, Буратино очутился в домике Мальвины, сбежавшей из театра Карабаса Барабаса.

Летучая мышь привела Буратино в Страну Дураков. Там по совету лисы и кота Буратино закопал золотые, надеясь, что утром вырастет дерево с монетами вместо листьев.

Лиса пожаловалась полицейскому, что Буратино — вор, и тот велел бросить его в пруд. А лиса и кот выкопали монеты и разделили их между собой.

Буратино в пруду встретился с черепахой Тортилой. Она дала ему золотой ключик от какой-то дверцы, за которой будет счастье.

С помощью хитрости Буратино удалось узнать у Карабаса Барабаса, что дверца находится в каморки Папы Карло.

После многих приключений Буратино повёл папу Карло и своих друзей — Пьеро, Мальвину и пуделя Артемона — за потайную дверцу. Там они нашли кукольный театр и стали играть для людей пьесу о приключениях Буратино.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старый столяр Джузеппе жил на берегу Средиземного моря. Однажды он начал тесать топориком полено, и сразу тонкий голосок пропищал, чтобы он не щипался. Столяр догадался, что этот голосок шёл из полена.

Говорящее полено Джузеппе подарил своему другу, старому шарманщику Карло. Он посоветовал ему вырезать из полена куклу, научить её танцевать и петь и давать с ней представления, чтобы заработать на хлеб.

Карло в своей каморке вырезал из полена мальчика и назвал его Буратино. Нос Буратино вдруг стал расти и стал очень длинным и острым.

Когда Карло сделал Буратино ноги, тот выскочил в дверь и побежал по улице. Карло бросился за ним и закричал: «Держите его!» Полицейский поймал деревянного человечка, и папа Карло хотел засунуть Буратино в карман. Но тот упал и притворился мёртвым. Все подумали, что шарманщик до смерти заколотил мальчика, и полицейский арестовал Карло. А Буратино прибежал в каморку и увидел там Говорящего Сверчка. Сверчок посоветовал ему слушаться папы Карло, не убегать из дома без дела и ходить в школу. Но Буратино прогнал его из каморки.

Когда мальчик проголодался, то сунул нос в котелок, который висел над огнём очага. Нос Буратино проткнул котелок, потому что это была просто картина, нарисованная на холсте.

Из-под пола вылезла крыса Шушара. Буратино дёрнул её за хвост, и крыса хотела перегрызть ему горло. Но тут пришёл папа Карло и прогнал её.

Он накормил своего сынка луковкой. Буратино пообещал стать умненьким-благоразумненьким и сказал, что Говорящий Сверчок велел ему ходить в школу.

Тогда папа Карло смастерил сынку одежду и обувь. Буратино спросил, как же он пойдёт в школу без азбуки. Папа Карло продал свою куртку и купил ему азбуку.

Утром Буратино помчался в школу, но услышал весёлую музыку и свернул к кукольному театру. Чтобы купить билет на представление, Буратино продал какому-то мальчику азбуку.

В кукольном театре играли комедию, сочинённую Карабасом Барабасом. Пьеса эта считалась смешной, потому что Арлекин, беседуя с Пьеро, всё время его бил.

Вдруг куклы увидели в зале Буратино, позвали его к себе и стали петь «Польку Птичку». Хозяин театра Карабас Барабас рассердился, что Буратино помешал представлению и повесил его на гвоздь в кладовой.

На очаге жарилось жаркое. Карабас Барабас решил подкинуть в огонь деревянного Буратино, так как в очаге было мало дров. Но Буратино сказал, что не может залезть в очаг, так как уже пробовал это сделать, но только проткнул в очаге дырку.

Когда Карабас Барабас узнал, что холст с нарисованным очагом висит в каморке старого Карло, он отпустил Буратино. Дав деревянному мальчику пять золотых монет для Карло, Карабас Барабас попросил передать, чтобы шарманщик не умирал от голода и не уезжал из каморки.

Буратино побежал домой, мечтая, что купит папе Карло куртку. Навстречу ему попались двое нищих: лиса Алиса и кот Базилио, который притворялся слепым. Узнав, что Буратино бежит к папе Карло, лиса сказала, что шарманщик очень плох от холода и голода. Тогда Буратино показал ей пять золотых и сказал, что купит на них куртку папе Карло.

Лиса сказала, что если Буратино хочет, чтобы у него стало денег больше в десять раз, они отведут его в Страну Дураков на Поле Чудес. Там надо положить деньги в ямку, сказав заклинание. Утром вырастет деревце с золотыми монетами вместо листьев. Буратино радостно согласился идти в Страну Дураков.

По дороге туда они подкрепились в харчевне «Трёх пескарей» и легли там спать. Ночью лиса и кот потихоньку ушли, а Буратино пришлось отдать за ужин один золотой. Он побежал по дороге, и вдруг на него напали разбойники с мешками на головах. Убегая, Буратино сунул четыре золотых в рот. Разбойники схватили его и стали обшаривать карманы.

Буратино задрожал от страха, и во рту у него зазвенели монетки. Разбойники никак не могли достать деньги, потому что Буратино крепко сжимал зубы.

Мальчику удалось вырваться. Он кинулся в озеро, схватил спящего лебедя за лапы, и птица полетела через озеро. На том берегу Буратино выпустил лапы лебедя, побежал и увидел домик. Там и настигли его разбойники. Они повесили его на дереве вниз головой, чтобы золотые вывалились изо рта, а сами пошли поискать придорожную харчевню.

В домике жила Мальвина, кукла с голубыми волосами. Она сбежала из театра Карабаса Барабаса. Её охранял пудель Артемон.

Утром Мальвина увидела висящего Буратино. Артемон позвал муравьёв, они перегрызли верёвку, а пудель подхватил Буратино и отнёс в дом. Когда Буратино очнулся, Мальвина уговорила его проглотить касторку, которую посоветовала ему дать доктор Сова.

Буратино проспал до утра и проснулся здоровым. За завтраком Мальвина начала учить его как надо себя вести за столом, а затем заставила писать диктант. Буратино сунул нос в чернильницу и посадил на бумагу кляксу. Девочка огорчилась, что он шалит, и сказала Артемону отвести Буратино в чулан.

Из чулана ему помогла выбраться летучая мышь и позвала бежать за ней в Страну Дураков. Она привела его к лисе Алисе и коту Базилио. Те отвели Буратино на пустырь. Там он закопал золотые и сел ждать, когда вырастет деревце.

Лиса побежала в город и пожаловалась полицейскому бульдогу, что на пустыре сидит воришка. Тот послал сыщиков доберманов-пинчеров, которые схватили Буратино и потащили в полицейское отделение. А лиса и кот выкопали золотые, передрались из-за них и ушли из города.

Дежурный полицейский постановил утопить Буратино в пруду, потому что он беспризорный, безработный и беспаспортный. Сыщики бросили мальчика в пруд.

Буратино не утонул, так как был деревянный. Черепаха Тортила объяснила ему, что деньги украли лиса и кот. Она дала ему золотой ключик и сказала, что им нужно открыть какую-то дверь и это принесёт счастье.

Буратино выплыл из пруда и помчался куда глаза глядят. Тут дорогу перескочил заяц, за которым гнались собаки. С зайца свалился Пьеро. Он сказал, что собаки гнались не за зайцем, а за ним. Собак нанял Карабас Барабас.

Оказывается, Пьеро слышал, как продавец пиявок Дуремар и Карабас Барабас разговаривали о золотом ключике, который хранится у черепахи Тортилы. Карабас Барабас немедленно собрался идти к пруду, но увидел, что Пьеро подслушивает и погнался за ним вместе с Дуремаром. А Пьеро в темноте упал на зайца, схватил его за уши, и они помчались.

Когда Пьеро узнал от Буратино, что недалеко живёт Мальвина, то очень обрадовался. Он её любил и писал ей стихи. Когда они пришли к домику Мальвины, она немедленно начала их воспитывать: велела помыться и почистить зубы перед завтраком.

Пришла жаба и сообщила, что ночью черепаха Тортила выжила из ума и сообщила Карабасу Барабасу всё про золотой ключик. Ещё жаба сказала, что Карабас Барабас с полицейскими собаками идёт сюда. Тогда Буратино навьючил на Артемона узлы с необходимыми вещами, и на них посадил Мальвину, а Пьеро велел держаться за хвост пуделя, и они двинулись в путь.

Когда вышли в поле, из леса выглянул Карабас Барабас. Он увидел беглецов и спустил на них собак. Буратино крикнул, чтобы Пьеро и Мальвина бежали к озеру, а Артемон чтобы приготовился к драке. А сам залез на сосну и закричал во всю глотку, чтобы звери, птицы и насекомые спасали деревянных человечков.

Артемон увёртывался от бульдогов, а Буратино кидал в Карабаса Барабаса тяжёлые шишки.

Прилетели на помощь птицы, прибежали звери и насекомые и помогли справиться Артемону с бульдогами.

Буратино заметил, что кончик бороды Карабаса Барабаса прилип к смолистому стволу сосны. Мальчик спрыгнул на землю и стал бегать вокруг дерева. Карабас Барабас бегал за ним, а его борода обматывалась вокруг ствола. Когда Карабас упёрся носом в сосну, Буратино показал ему язык и помчался к озеру. За ним брёл потрёпанный Артемон.

Буратино, Пьеро, Мальвина и Артемон пошли на другой берег озера и сделали в пещере под корнями сосны привал, чтобы перевязать раны Артемону.

Они отдохнули, поели и тут услышали, что мимо прошли Дуремар и Карабас Барабас, которые отыскивали беглецов. Эти синьоры проголодались и побрели к харчевне «Трёх пескарей». Побежал туда и Буратино. Он хотел узнать у Карабаса Барабаса где находится дверца, которую открывает золотой ключик.

Ему удалось проникнуть незамеченным в харчевню и влезть внутрь большого кувшина.

Когда Карабас Барабас и Дуремар наелись и пьяный Карабас запел песню, Буратино, сидя в кувшине, проговорил завывающим голосом: «Открой тайну черепахи Тортилы!»

Карабас Барабас испугался. «Где находится дверь?» — провыл Буратино. Испуганный Карабас прошептал, что она находится в каморке старого Карло за холстом с нарисованным очагом. Тут в харчевню вошли лиса Алиса и кот Базилио. Лиса сказала, что за десять золотых монет отдаст Буратино Карабасу Барабасу, не сходя с этого места. Тот отдал ей деньги, и лиса показала лапой на кувшин.

Карабас Барабас бросил кувшин на пол, из осколков кувшина выскочил Буратино и кинулся из харчевни.

Когда он прибежал к пещере, там никого не было. Крот сообщил, что друзей Буратино схватили сыщики и увёз Лис, губернатор Города Дураков. Буратино побежал по следам колёс, вышел в поле с густой травой, где следов уже не было. Дошёл до обрывистого берега пруда.

И тут он увидел, что по дороге к пруду едет тележка, запряжённая овцами. В ней ехал Лис с пленниками, а позади шли сыщики — доберманы-пинчеры.

Сыщики увидели Буратино и поскакали к нему, но он прыгнул в пруд. Ветер подхватил его и швырнул на голову Лиса, который от страха кинулся прочь и залез в барсучью нору. А Пьеро, Мальвина и Артемон покатились с тележки в лопухи.

Сыщики кинулись к тележке и, увидев, что губернатор исчез, побежали в Город Дураков.

Когда Буратино с друзьями пошли по косогору, наверху показался Карабас Барабас с Дуремаром, лисой Алисой и котом Базилио. Увидев беглецов, Карабас Барабас стал манить их пальцем. Но они не пошли к нему, а стали издеваться: Пьеро говорил обидные стихи про Карабаса и его спутников, Мальвина хохотала, а Буратино дразнился.

Лиса Алиса хотела схватить человечков, но на верх косогора вышел старый Карло с палкой в руке. Он оттолкнул Карабаса и Дуремара, стукнул палкой лису, швырнул сапогом в кота. Затем посмотрел с косогора вниз и позвал Буратино. Он посадил человечков за пазуху, раненого Артемона взвалил на плечи и пошёл в городок.

В каморке Буратино попросил папу Карло отодрать холст от стены. За ним обнаружилась дверца. Когда Буратино открыл её золотым ключиком, заиграла музыка.

В этот миг за окном раздался голос Карабаса Барабаса, который требовал, чтобы полицейские арестовали Карло. Когда они взломали дверь, то никого в каморке не нашли — все ушли за потайную дверцу. Карабас Барабас бросился к дверце, но не смог её открыть и стал от злости рвать на себе бороду.

В это время Буратино, Пьеро, Мальвина, Артемон и папа Карло спускались по лесенке в подземелье. Они проникли в отверстие в стене, из которого лился голубой свет. Там увидели комнату, посреди которой стоял кукольный театр.

Папа Карло завёл часы на башенке этого театра, и тут началось чудесное представление. Пели птицы, ходили африканские звери, затем были показаны сценки городской жизни, и всё это было очень маленькое и красивое.

Буратино сказал, что в этом театре можно поставить комедию о приключениях его и друзей. Все с радостью согласились с этим.

А в театре Карабаса Барабаса дела шли плохо. Куклы голодали, публика не хотела смотреть скучные пьесы.

Напротив его театра стояла палатка, где давали представление Буратино и его друзья.

Куклы Карабаса Барабаса удрали от него в театр Буратино. Карабас хотел их вернуть, но успел схватить только игрушечную собачку. Её спас Артемон, повалив Карабаса в лужу. Он умчался с ней в палатку, где голодных актёров угощали горячей похлёбкой. А бывший их хозяин так и остался сидеть в луже.

Заключение к краткому пересказу

В повести-сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» раскрыты следующие темы:

Идея произведения состоит в том, что в трудных ситуациях нужно не отчаиваться, бороться за справедливость и побеждать.

Краткое содержание повести-сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Вольга и Микула Селянинович» — краткое содержание и пересказ былины«Бежин луг» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева«Бурмистр» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева«Хорь и Калиныч» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. ТургеневаТолстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино» Жанр: авторская волшебная сказкаГлавные герои сказки «Золотой ключик» и их характеристика

  1. Буратино, мальчик из полена с длинным носом. Очень веселый и любит проказничать. Не может усидеть на одном месте, ему все время хочется приключений. Он добрый и отзывчивый.
  2. Папа Карло, старый шарманщик, добрый и надежный, готов все простить своему сыну
  3. Карбас Барабас, бородатый злодей, директор кукольного театра, злой и жестокий.
  4. Дуремар, продавец пиявок, глупый и трусливый.
  5. Кот Базилио и Лиса Алиса, мошенники, которые притворились друзьями Буратино, а на самом деле хотели отнять у него деньги.
  6. Мальвина, девочка с голубыми волосами, очень красивая и умная, все старается делать по правилам.
  7. Пьеро, всегда грустная кукла, влюбленная в Мальвину.
  8. Артемон, пудель Мальвины, бесстрашный и исполнительный.
  9. Тортила, мудрая черепаха, страдающая провалами памяти.
  10. Джузеппе Сизый нос, пьяница и столяр.

План пересказа сказки «Золотой ключик»

  1. Джузеппе и говорящее полено
  2. Папа Карло делает Буратино
  3. Буратино и кукольный театр
  4. Встреча с лисой Алисой и котом Базилио
  5. Разбойники в лесу
  6. Вниз головой
  7. Уроки Мальвины
  8. Побег и страна дураков
  9. Буратино в пруду Тортилы
  10. Золотой ключик
  11. Пьеро и тайна золотого ключика
  12. Бой кукол и Карабаса
  13. В харчевне «Трех пескарей»
  14. Друзья похищены
  15. Спасение
  16. Что было за старым холстом
  17. Смерть Шушары
  18. Волшебное представление
  19. Театр «Молния»

Кратчайшее содержание сказки «Золотой ключик» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Папа Карло делает Буратино из полена и тот продает свою азбуку.
  2. Буратино идет в страну дураков и его подвешивают вниз головой на дерево
  3. Буратино знакомится с Мальвиной, убегает от нее и садит свои золотые на поле Чудес
  4. Буратино бросают в пруд и он получает золотой ключик
  5. Буратино сражается с Карабасом и узнает тайну золотого ключика.
  6. Буратино и его друзья находят кукольный театр и садят в лужу Карабаса.

Главная мысль сказки «Золотой ключик» Даже деревянному мальчику важнее всего в жизнь учиться, чтобы не делать глупостей и избежать страшных приключений.Чему учит сказка «Золотой ключик» Эта сказка учит нас тому, что все мальчики и девочки должны учиться, не должны слушать подозрительных и незнакомых личностей, должны уметь дружить и никогда не терять присутствия духа.Признаки волшебной сказки в сказке «Золотой ключик»

  1. Волшебная страна в которой происходит действие сказки
  2. Волшебные существа — ожившие куклы, говорящие животные
  3. Волшебные предметы — золотой ключик
  4. Победа добра над злом

Отзыв на сказку «Золотой ключик» Сказка «Золотой ключик» мне очень понравилась. Ведь ее главный герой Буратино такой веселый и добрый мальчик, который в начале сказки поступает плохо, но потом исправляется и с помощью своих друзей становится примерным и послушным мальчиком. В этой сказке очень много приключений, в ней много стихов и герои очень смешные. Читается эта сказка на одном дыхании.Пословицы к сказке «Золотой ключик» Ученье свет, неученье — тьма. Послушному сыну отцовский указ не в тягость. Хорошо то, что хорошо кончается.Краткое содержание, краткий пересказ по главам сказки «Золотой ключик» Предисловие Автор рассказывает о старой итальянской книжке, которую он пересказал по новому. Глава 1. Столяр Джузеппе находит полено и начинает его обтесывать. Его останавливает тоненький голосок, который говорит, что ему больно. Джузеппе понимает, что голос идет из полена. Глава 2. К Джузеппе приходит шарманщик Карло. Джузеппе предлагает вырезать из полена куклу. Полено бьет Карло по голове и старики начинают драться. Старики мирятся и Карло уходит с поленом домой. Глава 3. Карло решает назвать куклу Буратино. Он начинает вырезать куклу и у той растет нос. Карло пытается укоротить нос, но тот не дается. Карло доделывает Буратино и тот выбегает на улицу. Карло ловит Буратино, но тот падает и притворяется мертвым. Полицейский ведет Карло в тюрьму. Глава 4. Буратино возвращается в каморку и знакомится со Сверчком. Буратино прогоняет сверчка, а тот советует ему пойти в школу. Буратино запускает в Сверчка молотком. Глава 5. Буратино хочет есть и сует нос в старый холст. В щель он видит старую дверцу. Буратино находит яйцо и разбивает его. Цыпленок благодарит Буратино и убегает. Появляется крыса Шушара, которую Буратино хватает за хвост. Крыса хватает Буратино, но приходит Карло и прогоняет крысу. Карло кормит Буратино луковкой и шьет ему одежду. Потом Карло продает куртку и приносит Азбуку. Глава 6. Буратино бежит в школу, но слышит музыку и сворачивает в ту сторону. Он видит кукольный театр. Буратино продает Азбуку за четыре сольдо. Глава 7. Куклы дают представление и узнают Буратино. Карабас хватает Буратино и вешает его на гвоздь. Он хочет подкинуть Буратино в огонь. Глава 8. Карабас чихает, а Буратино пытается его задобрить. Буратино рассказывает про нарисованный очаг. Карбас дает Буратино 5 золотых и отпускает его. Глава 9. По дороге домой Буратино встречает кота Базилио и лису Алису. Мошенники рассказывают Буратино про страну Дураков. Глава 10. Путники заходят в харчевню и Буратино заказывает три корочки хлеба. Лиса и кот заказывают много кушаний. Буратино засыпает, а лиса и кот уходят. Хозяин харчевни требует с Буратино золотой и Буратино отдает монету. Глава 11. В ночном лесу Буратино ловят разбойники и требуют деньги. Буратино прячет монеты в рот. Буратино вырывается и с помощью лебедя перелетает озеро. Глава 12. Буратино видит красивый домик и колотит в дверь. Девочка хочет спать. Разбойники ловят Буратино и вешают его на дерево. Глава 13. Наступает утро. В домике просыпается Мальвина. Она видит Буратино и велит Артемону снять его. Артемон посылает муравьев и те перегрызают веревку. Доктора осматривают Буратино. Буратино приходит в себя и пьет касторку. Глава 14. Мальвина и Буратино завтракают, и Мальвина собирается заняться воспитанием мальчика. Мальвина учит с Буратино математику и чистописание, и Буратино ставит кляксу. Мальвина велит увести Буратино в чулан. Глава 15. Летучая мышь показывает Буратино выход и ведет его в страну Дураков. Буратино вновь встречает Лису и Кота, и те ведут его на поле чудес. Буратино закапывает деньги. Глава 16. Алиса сообщает полиции, что Буратино опасный воришка. Сыщики хватают Буратино, а кот и лиса делят деньги. Бульдог приказывает утопить Буратино в пруду. Глава 17. Буратино плавает в пруду и знакомится с черепахой Тортилой. Тортила решает помочь Буратино и дарит ему золотой ключик. Глава 18. Буратино видит зайца, за которым гонятся полицейские-бульдоги. Со спины зайца падает Пьеро. Буратино расспрашивает Пьеро. Глава 19. Пьеро рассказывает, как к Карабасу пришел Дуремар. Дуремар рассказывает о тайне, которую ему сообщила черепаха Тортила. Карабас решает идти к черепахе и умолять ее отдать ключик. Тут Карабас обнаруживает Пьеро и тот убегает на зайце. Буратино показывает Пьеро ключик. Глава 20. Буратино ведет Пьеро к Мальвине и девочка заставляет мальчиков умыться. Пьеро читает стихи, появляется жаба и говорит, что сюда идет Карабас. Куклы убегают, но наталкиваются на Карабаса. Глава 21. Карабас спускает бульдогов. Артемон готовится драться. Буратино зовет на помощь зверей и птиц. Бой Артемона с псами. Кончик бороды Карабаса приклеивается к сосне. Буратино спрыгивает и бегает вокруг сосны. Карабас пойман. Глава 22. Мальвина и Пьеро сидят в камышах. Возвращаются Буратино и Артемон. Куклы добираются до пещеры и лечат Артемона. Мальвина хочет продолжить диктант. Мимо пещеры проходят Карабас и Дуремар. Глава 23. Буратино решает идти следом, и поручает Пьеро защищать Мальвину. Карабас и Дуремар идут в харчевню. Буратино прячется под петухом и проникает в харчевню. Буратино залезает в кувшин. Глава 24. В кувшин с Буратино кидают кости. Буратино завывает из кувшина. Испуганный Карабас раскрывает тайну. Появляются лиса Алиса и кот Базилио и выдают Буратино. Кувшин разбивается. Буратино убегает вместе с петухом. Глава 25. Пустая пещера и следы боя. Губернатор Лис поймал Мальвину и Пьеро. Буратино поднимается на пригорок. За ним бегут пинчеры. Буратино прыгает в пруд, но ветер сносит его на голову губернатору Лису. Тележка опрокидывается и пленные друзья падают в траву. Губернатор Лис прячется в норе. Сыщики бегут назад в город Дураков. Появляются Карабас, Дуремар, Алиса и Базилио. Они хотят схватить кукол, но появляется Карло и спасает Буратино и его друзей. Глава 26. Карло забирает кукол и идет домой. За ним плетется Карабас. Карло приносит кукол домой и решает что делать дальше. Буратино велит ему сорвать старый холст и за ним находится дверца. Буратино дает Карло ключ и тот открывает дверь. Глава 27. Карабас жалуется на Карло начальнику города и тот посылает полицейских арестовать Карло. Полицейские вламываются в каморку, но Карло и куклы уже ушли. Глава 28. Карло и куклы спускаются по лестнице. Артемон душит крысу Шушару. Куклы находят красивый кукольный театр. Карло заводит ключом театр. Начинается волшебное представление. Куклы решают и учиться и играть в новом театре. Глава 29. Карабас сидит у огня. Никто не пришел в его театр. Карбас выходит на улицу и видит новый кукольный театр. Народ валит на представление. Карабас хочет заставить своих кукол работать, но они все ушли в новый театр. Карабас успевает схватить только одну собачку, но Артемон вырывает ее, и Карабас остается сидеть в луже.Иллюстрации и рисунки к сказке «Золотой ключик»

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Алексей Николаевич Толстой

Год написания: 1936

Жанр: повесть — сказка

Главные герои: мальчик Буратино, его отец, друзья — куклы, Карабас — хозяин кукольного театра

Краткое содержание сказки «Буратино» для читательского дневника познакомит с храбрым и находчивым деревянным мальчиком, который помог своим друзьям освободиться от власти страшного Карабаса.

Сюжет

Бедный шарманщик Карло изготовил себе сына из полена и назвал его Буратино. Мальчик общительный, озорной и любопытный, быстро находит себе друзей из числа кукол театра страшного Карабаса. В этом же театре он узнает тайну, которую бережет Карабас. И тут же отправляется на поиски золотого ключика, который откроет неизвестную дверцу, за которой спрятано счастье.

В поисках этого сокровища мальчуган встречается и с негодяями, и с хорошими людьми. ОН переживает опасные приключения, много раз рискует жизнью, но у него всегда находятся верные друзья, которые помогают ему. В конце концов, Буратино смог отыскать заколдованный ключик и волшебную дверцу, которую он открывает. Смелый мальчуган помог своим друзьям уйти из-под власти злого хозяина и стать свободными.

Вывод (мое мнение)

Буратино, конечно, непослушный и шаловливый мальчик, но он – отличный товарищ и не оставит друзей в беде. Он хоть и совершал легкомысленные поступки, но сумел вынести из своих приключений полезные уроки для себя.

Добавить в избранное

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» – добрая, веселая и очень поучительная сказка о приключениях деревянного мальчика Буратино и его верных друзей.

zolotoy-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino-chitatelskiy-dnevnik-64917.jpg

Краткое содержание «Золотой ключик, или Приключения Буратино» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Алексей Николаевич.

Название: Золотой ключик, или Приключения Буратино

Число страниц: 160. Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Издательство «АСТ». 2008 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1936 год

Главные герои

Буратино – деревянный мальчик, веселый, добрый, находчивый, доверчивый.

Папа Карло – старый шарманщик, добрый, любящий, заботливый.

Джузеппе – столяр, лучший друг Папы Карло.

Карабас Барабас – владелец кукольного театра, жадный и жестокий.

Дуремар – приятель Карабаса, трусливый и глупый продавец пиявок.

Лиса Алиса и кот Базилио – мошенники, способные на любую подлость.

Мальчина – красивая кукла с голубыми волосами, очень правильная и ответственная.

Пьеро – печальная, грустная кукла, влюбленная в Мальвину.

Артемон – пудель Мальвины, ее верный друг.

Тортилла – старая черепаха, добрая и мудрая.

Сверчок – мудрый, терпеливый, добрый.

Сюжет

В крошечной убогой каморке старый шарманщик Папа Карло строгал полено, которое ему принес верный друг столяр Джузеппе. В результате получилась деревянная кукла с длинным носом, которая могла разговаривать и бегать, словно живой мальчик. Папа Карло назвал его Буратино.

Мудрый Сверчок, живший в каморке, посоветовал Буратино быть благоразумным и пойти учиться в школу. Однако озорной мальчик не послушал его. Когда Папа Карло на последние деньги купил ему чудесную азбуку, он вместо школы отправился прямиком к кукольному театру, где обменял азбуку на входной билет.

Своим появлением Буратино сорвал представление, и разгневанный владелец театра Карабас Барабас хотел сурово наказать его, но неожиданно смилостивился, отпустил на свободу и даже дал пять золотых монет.

Обрадованный Буратино побежал домой, но на свою беду встретил коварных злодеев – кота Базилио и лису Алису. Они предложили доверчивому деревянному мальчику отправиться в страну Дураков, чтобы закопать в Поле чудес золотые монеты и дождаться появления большого денежного дерева.

По дороге в страну Дураков на Буратино напали разбойники, но он успел спрятать деньги. Разбойники подвесили Буратино за ноги на дерево и скрылись. Утром его обнаружила красавица Мальвина и ее верный пудель Артемон, которые сбежали от жестокого Карабаса. Мальвина попыталась привить хорошие манеры невоспитанному Буратино, но он не выдержал, и сбежал в страну Дураков, где его уже поджидали лиса Алиса и кот Базилио.

Закопав деньги, Буратино принялся ждать появления дерева. Тем временем Алиса и Базилио вызвали полицейских, которые бросили Буратино в пруд. Здесь он познакомился с черепахой Тортиллой, подарившей ему золотой ключик. По дороге домой Буратино встретил Пьеро, который сбежал от Карабаса, подслушав тайну золотого ключика. Друзья отправились к Мальвине, и вскоре им пришлось спасаться от преследования ищеек, Карабаса Барабаса и Дуремара. В самый сложный момент им на выручку пришел Папа Карло. Открыв золотым ключиком потайную дверцу в старой каморке, они оказались в чудесном театре, где для каждой куклы нашлась работа. Очень быстро этот театр стал самым популярным среди детворы, и куклы были очень счастливы.

План пересказа

  1. Папа Карло и говорящая кукла.
  2. Советы старого Сверчка.
  3. Буратино идет в школу, но попадает в театр.
  4. Гнев Карабаса Барабаса.
  5. Знакомство с лисой Алисой и котом Базилио.
  6. Нападение разбойников.
  7. У Мальвины.
  8. Побег.
  9. Страна Дураков.
  10. Тортилла и золотой ключик.
  11. Встреча с Пьеро.
  12. Погоня и помощь Папы Карло.
  13. Чудесный новый театр.

Главная мысль

Чтобы не оказаться в затруднительном положении, нужно прилежно учиться и слушать советы взрослых.

Чему учит

Сказка учит тому, как важно быть верным другом, справедливым человеком, избегать сомнительных знакомств, но самое главное – никогда не лениться и получать новые знания.

Отзыв

Быть надежным, верным другом и принимать правильные решения – совсем непросто, но Буратино удается идти по верному пути. Да, он совершает немало ошибок, но в итоге понимает, чтобы был не прав, и исправляется.

chitatelskiy-dnevnik-64917-risunok-illyustraciya-k-skazke-zolotoy-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Золотой ключик, или Приключения Буратино.

Пословицы

  • Ученье свет, неученье – тьма.
  • Послушному сыну отцовский указ не в тягость.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

Что понравилось

Понравилось, как несчастным куклам удалось избавиться из-под гнета жестокого Карабаса и работать в собственном театре на радость благодарной публике.

Тест по сказке

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?</h3>

    • <label>Карло Коллоди</label>
    • <label>Шарль Перро</label>
    • <label>Братья Гримм</label>
    • <label>Алексей Толстой</label>

(новая вкладка)

Автор: Алексей Николаевич Толстой    Год написания: 1936

Жанр: повесть — сказка     Главные герои: Буратино, его отец, друзья — куклы, хозяин кукольного театра Карабас

Папа Карло вырезает из говорящего полена Буратино. Он сражается, скитается и ищет Золотой Ключик, которым можно открыть потайную дверь. С помощью верных друзей и черепахи Тортиллы он узнаёт, что Золотой Ключик открывает дверь в прекрасный кукольный театр за холстом в каморке Папы Карло.

Главный смысл. Чем полезна сказка? Тем, что учит нас умению верно и крепко дружить, быть храбрым и смелым.

Краткое содержание Золотой ключик или Приключения Буратино

В маленькой и убогой каморке Папы Карло, старого шарманщика полено столяра Джузеппе превращается в мальчика по имени Буратино.

Говорящий старый сверчок, живущий за печкой, советует Буратино быть благоразумным и пойти учиться в школу. Буратино не слушает старого сверчка и грубо выгоняет его из каморки. Внезапно, Буратино едва не становится жертвой голодной крысы Шушеры, от которой его спасает подоспевший Папа Карло.

Перепуганный Буратино обещает исправиться и начать учиться. Папа Карло делает ему одежду из бумаги и покупает Букварь.

Однако, вместо школы, Буратино бежит к кукольному театру и обменивает там книгу на входной билет.

Буратино садится в первый ряд и вдруг куклы на сцене срывают представление, увидев Буратино. Всё это приводит в ярость владельца кукольного театра Карабаса Барабаса. Но, внезапно, вместо наказания, он дарит Буратино пять золотых монет.

После этого он решил бежать в страну Дураков, чтобы закопать свои монеты и вырастить из них деревце. Но по дороге на него нападают разбойники. После долгой погони они настигают Буратино и вешают его на дерево возле дома красавицы Мальвины. Пудель Артемон помогает снять мальчика с дерева и привести его в чувство. После нескольких неудачных попыток воспитать Буратино, Мальвина вынуждена посадить его в чулан. Оттуда он убегает ночью в страну Дураков, где его уже ждут лиса Алиса и кот Базилио.

Буратино закапывает оставшиеся монеты в землю, ожидая появления деревца. Кот Базилио и лиса Алиса вызывают полицейских, которые кидают Буратино в старый пруд.

Там черепаха Тортилла даёт ему золотой ключик и отправляет домой. Пройдя немного, Буратино оказывается сбит зайцем, везущим печального Пьеро. Он сбежал от Карабаса Барабаса и Дуремара, подслушав тайну золотого ключика.

Мальчики бегут к Мальвине, но там случается настоящая битва между Карабасом Барабасом с Полицейскими и храбрым Артемоном.

После всех сложностей, ребят спасает Папа Карло, появившийся в самый трудный для них момент. Буратино, Пьеро, Мальвина и Артемон отправляются в каморку Папы Карло.

Все вместе они открывают Золотым Ключиком потайную дверцу и попадают в чудесный театр, где теперь для каждого есть дело.

Вот так счастливо заканчивается Сказка о Золотом Ключике, которую показывают в чудесном кукольном театре под каморкой Папы Карло.

Читать кратчайшее содержание Буратино

Рассказ очень динамичный. И один сюжет сменяет другой. Но главная и основная мысль истории, что учит дружбе и поддержки друзей в трудную минуту.

Краткое содержание сказки Золотой ключик или Приключения Буратино

zolotoj-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino-1.jpg

Старый столяр Джузеппе находит в своей каморке обыкновенное полено и решает из него смастерить хотя бы ножку для стола. И во время работ его сбивает какой-то постоянный звонкий голосок, возмущающий, что его щиплют. Не сразу Джузеппе сообразил, что голос исходит из полена.

В это время к нему в гости заходит его давний друг папа Карло. И Джузеппе решает избавиться от полена, подарив его своему другу. Когда-то Карло был шарманщиком и ходил по дворам, наигрывал мелодии, и ему кидали монеты. Но дело шло к старости и зарабатывать на жизнь стало уже тяжелее. Вот Джузеппе и посоветовал другу выстругать из полена куклу и ходить с ним по дворам, зарабатывая на жизнь.

Карло жил в маленькой каморке под лестницей. И у него ничего не было, кроме висящего холста на стене с изображением камина на нем. Старик сел на единственный стул в помещении и начал выстругивать куклу из полена. Не успел он его закончить, а тот уже сбежал на улицу.

Однако, старый сверчок в каморке начал учить его уму-разуму и советовал пойти в школе. Не сразу принял его советы Буратино. Но чтоб порадовать Папу Карло согласился. Папа Карло склеил ему одежду из остатков цветной бумаги, продал свою старую куртку и купил на вырученные деньги Азбуку.

На следующий день Буратино пошел в школу. Но, проходил мимо завлекательного балагана, из которого лилась музыка, и зазывалы приглашали на кукольное представление. Не выдержав рекламы, Буратино быстренько продал Азбуку и купил билет в театр.

В театре, когда представление началось, куклы узнали Буратино и начали его приглашать к себе. За сорванное представление хозяин Карабас Барабас очень рассердился и хотел уже Буратино кинуть в пылающий камин. Однако, Буратино проговорился, что живет у Папы Карло, где на стене висит вот такой же, но нарисованный камин. После этого Барабас резко подобрел и отпустил Буратино, на прощание одарив пятью золотыми монетами. Наказав при этом, чтоб бежал в свою каморку и никуда оттуда бы не переезжали!

Но по дороге веселого Буратино перехватили пройдохи Лиса Алиса и Кот Базилио. По доброте душевной Буратино им проговорился про монеты, которые они же позже, под видом разбойников и хотели отобрать, Но Буратино спрятал золотые в рот, и разбойники никак не могли их оттуда достать. Тогда они подвесили его верх ногами на дереве, чтоб к утру эти монеты и выпали бы.

Но на счастье с утра его увидела Мальвина, девочка с голубыми волосами. Она работала в театре Карабаса Барабаса, но устала от плохого отношения и сбежала от него. Она спасла Буратино, но тут же стала воспитывать его. А за плохое поведение заперла в темном чулане. Откуда Буратино тоже благополучно сбежал. И опять попал в лапы кота Базилио и лисы Алисы.

На этот раз они действовали более тонко и отвели Буратино на поле Дураков, где он закопал свои монеты, чтоб выросло золотое дерево с кучей монет! А после натравили на него полицейских и, когда те забрали Буратино, выкопали золотые монеты.

Тем временем, полицейские, не обнаружив у деревянной куклы ничего ценного, отвели его за город и бросили в пруд. А там Буратино познакомился с Черепахой Тортилой, которая подарила ему золотой ключик. Выбравшись из пруда, Буратино сталкивается с Пьеро, который сбежал из театра Карабаса Барабаса, и за которым была организована погоня за то, что узнал тайну золотого ключика.

Дальше погоня захватила и Буратино, и Мальвину, и Пьеро, и Артемона – собаку, что им пришлось прятаться в пещере. Однако Барабас с погоней устал бегать за беглецами, и они пошли отдохнуть в харчевну. Буратино сообразил идти за ними. Там он хитростью узнал, какую же дверь открывает золотой ключик. Оказалось, что дверь за холстом в каморке его Папы Карло.

Таким образом, после разных погоней, Буратино оказывается снова дома, где уже и не ждал его Папа Карло. Срывает разрисованный холст и открывается золотым ключом потаенную дверь, за которой оказывается необычный театр. Друзья с Папой Карло его открывают, и все куклы от Барабаса сбегают к ним, где не надо никого бояться.

Оцените произведение: Голосов: 516

Читать краткое содержание Золотой ключик или Приключения Буратино. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Толстой А.Н.. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Золотой ключик или Приключения Буратино

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Астафьев Монах в новых штанах

    Бабушка наказала своему внуку Вите перебрать на улице всю картошку. Мальчик замерз, сидя в снегу, и единственное, что грело его сейчас – мысли о новых брюках, которые ему должна была сшить бабушка к его дню рождения

  • Краткое содержание Абрамов Деревянные кони

    У Евгении и Максима особое событие. К ним должна приехать мать Максима – Василиса Мелентьевна. Муж и жена особо и оживленно готовятся к приезду матери. Весь дом стал живым. Евгения весь день бежит то в одном, то в другом направлении.

  • Краткое содержание Ионеско Лысая певица

    Действие пьесы происходит в английской семье. Супруги Смит ужинают, после чего миссис Смит обсуждает съеденный ужин, и мечтает о кулинарных изысках в будущем

  • Краткое содержание сказки Маркел-самодел Пермяка

    Повествование сказки начинается с описания семьи Маркела-Самодела – человека, которого мы бы прозвали «мастер на все руки». Этот человек умеет все: пахать, охотиться, сам мастерил печи-домницы

  • Краткое содержание Городок в табакерке Одоевский

    История начинается с того, что отец показывает своему сыну Мише красивую музыкальную табакерку, в которой выстроен целый миниатюрный городок. Миша долго любуется подарком и очень хочет попасть в этот цветной и яркий мир

Используемые источники:

  • https://blmb.ru/zolotoj-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino-kratkoe-soderzhanie/
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_22.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1594-zolotoy-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/zolotoy-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/tolstoj-a-n/zolotoj-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino

  • Толстой вошел в мою жизнь не представившись сочинение
  • Толстой лев рассказы для детей список произведений
  • Толстой и его отношение к героям романа война и мир сочинение
  • Толстой алексей константинович рассказы
  • Толстой алексей николаевич сорочьи сказки