Народные рассказы
В черновиках одной статьи в 1862–1863 годах Лев Николаевич говорил о том, что «уже давно в Европе у нас пишутся книги для поучения народа труду и смирению (которого терпеть не могут поучающие), а народ, по-старому, читает не то, что мы хотим, а то, что ему нравится: читает Дюма, Четьи-Минеи, Потерянный рай, путешествие Коробейникова, Францыля Венциана, Еруслана, Английского Милорда – и своим особенным путем вырабатывает свои нравственные убеждения».
Уже тогда Лев Николаевич думал о том, какие книги издавать для народа, и считал, что народу надо дать то, что он требует: «Все это мы написали только для того, чтобы не ввести в заблуждение критика, встретившего в наших книжках, очень может быть, переделки Ермака с плясками и танцами или Английского Милорда Георга».
Лев Николаевич считал, что народ неподвижен и в неподвижности своей заключает истинную систему нравственности и нормы эстетической оценки.
Через много времени, в восьмидесятых годах, Лев Николаевич говорил в московской частной квартире речь о народных изданиях. Она была произнесена в 1883 году в квартире Митрофана Павловича Щепкина – земского деятеля и публициста.
Митрофан Павлович был и организатором переписи 1882 года, в которой участвовал Толстой и в которой он так много увидал.
Связан был со Щепкиным Владимир Николаевич Маракуев, который в 1882 году создал издательскую фирму – «Народная библиотека». Маракуев в речи на съезде земских учителей говорил: «Едва ли у лучших наших авторов действительно найдется много такого, что понравится народу. Ведь странно же забывать, что наши изящные авторы творили под влиянием болезненных общественных явлений, не понятных народу. Для народных масс понятны только вечные действительные идеалы, понятна только правда. Странно поэтому сетование газетных писак на то, что народ не знает Жуковского. «Анна Каренина», «Дворянское гнездо» – для нас вещи хорошие, но для народа они равняются нулю».
В этом обществе, в котором участвовали и другие люди – Н. И. Стороженко, А. Н. Веселовский, И. И. Янжул, и произнес свою речь Лев Николаевич. Черновик речи пришел к нам из архива М. П. Щепкина. Она очень любопытна во всей своей несведенности. Толстой говорил о бездарности и глупости церковных изданий, о бесполезности пашковских изданий. Полковник-аристократ и родственник Черткова проповедовал спасение верой: человек мог верить в Христа, а жить как хотел.
Лев Николаевич утверждал, что писатели невежественны и знают только то, что выдумала кучка людей. Что же они выдумали?
«Мы предлагаем народу Пушкина, Гоголя, не мы одни: немцы предлагают Гете, Шиллера; французы – Расина, Корнеля, Буало, точно только и свету что в окошке, и народ не берет».
Толстой говорил, что надо найти настоящую пищу для народа: «Если мы найдем ее, то всякий голодный возьмет ее».
Планы весьма большие; создать книги для голодных миллионов. Книги особые.
Надо было немедленно написать для народа что-нибудь понятное и нравственное. Нужен ли большой талант для того, чтобы писать простое и понятное, сам Толстой еще не решил и предлагал в письме к анонимным тифлисским барышням, которые просили его совета, что делать для народа, начать переделывать книги для народа, заново редактировать лубочную и другую литературу.
Лев Николаевич знал, что бывший дворовый Матвей Комаров, написавший во времена Екатерины «Обстоятельные и верные описания жизни, всех дел и странных похождений Российского мошенника, вора, разбойника, и бывшего Московского сыщика Ваньки Каина, с преуведомлением о причине сочинения, также с приобщением песен, в которых имя его упоминается и с вынесенными на поле доказательными примечаниями…» и книгу «Повесть о приключении Английского Милорда Георга», стал народным писателем, и книги этого Комарова читаются народом, хотя они, по мнению Толстого, плохо написаны и безнравственны.
Лев Толстой решил вытеснить эти книги облагороженным старым лубком, своими сказками, переделками из житий святых.
Хороший организатор, Чертков взялся организовать такое издательство и этим навсегда привлек к себе Толстого.
Когда издание книг было передано в ведение Сытина – превосходного знатока рынка лубочной литературы, книги пошли.
Матвея Комарова они не вытеснили, хотя чертковское издательство «Посредник» выпустило своего Георга, как бы подделав Комарова, но эта какой-то доброй душой написанная книжка не обладала той поразительностью, той наджизненностью, которая пленяла читателей у Комарова. «Английский милорд Георг» Комарова издавался до 1917 года по старому, неправленому тексту (см. мою книгу «Матвей Комаров. Житель города Москвы», изд-во «Прибой», 1929).
Всех народных рассказов сам Толстой написал двадцать два. Среди них есть такие, как надписи к картинам – «Искушение господа нашего Иисуса Христа» (к картине Н. Ге «Тайная вечеря»). Это произведение Толстого состояло из тридцати пяти параграфов XIII главы Евангелия от Иоанна, которые должны были быть напечатаны вверху картины Ге. Внизу объясняется сама картина: главный смысл ее, по Толстому, в том, что Иисус показывает пример любви к врагу и спасает предателя Иуду от гнева учеников.
Многие народные рассказы представляют переработку житий святых.
Наиболее интересна «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятках».
Это целиком толстовская сказка. Иван-дурак – это крестьянин, Семен-воин – это воин-дворянин, Тарас-брюхан – купец, старый дьявол, работающий головой и соблазняющий Ивана, – интеллигент.
«Сказка об Иване-дураке и его двух братьях» не имеет в основе заимствования из народного источника. Из фольклора перешли сюда только троичность братьев и симпатия к третьему – младшему брату, которого считают дураком.
В народной сказке три брата равны по своему социальному положению, по своим желаниям – они крестьяне и все стремятся к удаче, которая сказочно воплощается в женитьбе на царской дочери.
У Толстого старший брат, Семен-воин, – это солдатчина, николаевщина с марширующими одинаковыми, как колосья, обезличенными солдатами, связанными в снопы-полки.
Второй брат – Тарас-брюхан, в некоторых рукописях Тарас-кулак – это капиталистический строй, власть денег. Деньги эти Иван-дурак натирает из дубовых листьев.
Солдатчина, военное государство, деньги, купеческое государство – это два искушения, которые поставили черти перед крестьянами. Ивану-дураку все это чуждо, ненужно. Солдаты для него – это музыка и песни, золотые деньги – бляшки для подарка девкам. Иван-дурак признает только мозольный труд. Этот мозольный труд является в данном случае синонимом хлебного труда.
Иван-дурак, как в народной сказке, вылечил царскую дочку, царская дочка его полюбила. Она женщина, полная покорности, и когда муж, получивший царство, остается все-таки мужиком, то она тоже становится мужичкой. Старый дьявол не может соблазнить Иванова царства, на него никто не хочет работать. Мужики Толстого противопоставляют деньгам и солдатам несопротивление и прощение.
Когда старшие братья Ивана перестали быть царями, Иван-дурак стал их, как предлагал Сютаев, кормить. Головная работа дуракам не нужна: они работают руками и горбом.
Так произошло и в сказке; ее напечатали на скоропечатных машинах, сброшюровали новыми машинами, развезли по железным дорогам, но ничего она не изменила – мозольный труд не стал легким.
Толстым же написана и сказка «Свечка»; история этой сказки любопытная, но сперва передадим ее содержание. Начинается все эпиграфом: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».
Дальше начинается такой ввод: «Было это дело при господах. Всякие были господа. Были такие, что смертный час и бога помнили и жалели людей, и были собаки, не тем будь помянуты. Но хуже не было начальников как из крепостных, как из грязи да попали в князи! И от них-то хуже всего житье было».
Ввод этот, конечно, правильный, но все же ответственность перенесена на исполнителей. Один из таких исполнителей приказал крестьянам пахать в пасху. Они отказались, но среди них был божий человек Петр: он приладил на соху свечу пятикопеечную и начал боронить. Борону он и изворачивал и отряхал, а свеча его не тухла. Остальные мужики ругались и говорили про приказчика: «Чтоб у него пузо лопнуло и утроба вытекла».
Угроз приказчик не испугался, а чудо с нетухнувшей свечкой его поразило. Поехал он смотреть на поле, увидел – пашет Петр, поет песню. Заскучал приказчик, поехал домой. Слез сам с коня, отворил ворота и стал опять садиться. Лошадь испугалась, и приказчик перевалился пузом на частокол: «И пропорол себе брюхо, свалился наземь».
В отличие от большинства народных рассказов: основа «Свечки» взята не из Прологов и Четьих-Миней, а из фольклора.
Рассказ этот сразу вызвал почтительно-настойчивые возражения В. Г. Черткова.
Вся сказка Черткову понравилась, но случай с приказчиком его огорчил, и начал он с Толстым переписку – мирную, спокойную, настойчивую.
Он заметил, что сам рассказ отрицает эпиграф. Приказчик все же погибает, исполняется желание не Петра, а злых мужиков.
Свечка сама по себе, а месть сама по себе. Чертков писал:
«Эта ужасная смерть приказчика, как раз после того, как он сознал торжество добра над злом и признал себя побежденным… все это ужасно тяжело напоминает мне ветхозаветный рассказ о пророке, отомстившем смертью детям, смеявшимся над ним… И кто ни читает этот рассказ из лиц, вполне разделяющих наши взгляды, и из лиц, только симпатизирующих им, – все в один голос находят, что рассказ и по форме и по содержанию прекрасен, только вот конец все портит» (письмо 7 ноября 1885 года). «Не знаю, как вы отнесетесь к моему предложению… но… было бы боязливо и недобросовестно с моей стороны не сделать еще попытки убедить вас согласиться на маленькое по форме, но мне кажущееся весьма важное по существу изменение конца».
Чертков пишет сладостно; изменение конца, по его мнению, маленькое. Толстой ответил 11 ноября 1885 года: «…я… начинал писать и написал другой конец. Но все это не годится и не может годиться. Вся историйка написана в виду этого конца. Вся она груба и по форме и по содержанию, и так я ее слышал, так ее понял, и иною она не может быть – чтобы не быть фальшивою».
Толстой не согласился, но послушался. Он переделал сказку; все кончилось в ней благополучно; приказчик покаялся; название у произведения получилось такое: «Свечка, или Как добрый мужик пересилил злого приказчика».
Так она была напечатана в издании «Посредника» в 1886 году, но тогда же вышла XII часть сочинений графа Толстого – произведения последних годов, и здесь заглавие было «Свечка», и приказчик погибал на колу.
То понимание мира, которое выражал Толстой в народных рассказах, не случайно, но неправильно. Гений и искренность в результате не спасали Толстого от компромиссов и противоречий.
Толстой восторгался Гомером, Геродотом, Вольтером, Руссо, Стерном, Пушкиным, Тютчевым, Лермонтовым, Чеховым и сотнями других книг, то принимая, то отвергая их, и пытался найти или создать иное искусство в короткий срок. Он отвергал историю искусства, желая дать ей иную развязку, основанную на религии.
Невозможность этого так же очевидна, как то, что у одного рассказа «Свечка» не может быть двух развязок. Ошибка Толстого была в том, что он думал, что народу нужно что-то особо простое, примитивно понятное, и Гомер – это не для народа, а только для Толстого, и сам Толстой не для народа, исключая народные рассказы, «Кавказский пленник» и «Азбуку».
Все это неправильно. Толстой напрасно утверждал Комарова и отвергал себя.
Он не признавал истории, а история в результате трудов и подвигов все время изменяла пределы понимания и доступности Толстого.
Вот что писал Ленин в статье «Л. Н. Толстой»:
«Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Народные промыслы
Народные промыслы
Вологодские кружева
Оживут в узорах последних.
Я имею на них права,
Как прямой, упрямый наследник.
Кисти палехских мастеров
Сохраняют секреты цвета,
Как секреты трав и цветов
Сохраняет потомкам лето.
Но осталась тень ремесла
Этих древних, как мир,
Глава 4 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Глава 4
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев. В древности они назывались «баснями», «байками». Рассказчики сказок до сих пор называются в народе «баянами», «баюнами»,
Народные артистки на дороге не валяются
Народные артистки на дороге не валяются
Во время гастрольной поездки в Одессу Раневская пользовалась огромной популярностью и любовью зрителей. Местные газеты выразились таким образом: «Одесса делает Раневской апофеоз!»Актриса прогуливалась по городу, а за ней долго
Народные артистки на дороге не валяются
Народные артистки на дороге не валяются
* * *Во время гастрольной поездки в Одессу Раневская пользовалась огромной популярностью и любовью зрителей. Местные газеты выразились таким образом: «Одесса делает Раневской апофеоз!» * * *Актриса прогуливалась по городу, а за ней
НАРОДНЫЕ АРТИСТКИ
НАРОДНЫЕ АРТИСТКИ
Мирошниченко в кадре вместо Крючковой в телефонной трубке. — Народное кино «Без вины виноватые». — Денег не дал даже какой-то Таранцев. — «Русские деньги» и новая встреча с Демидовой. — Главное, что не Салтычиха. — Путешественница и слишком
НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ
НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ
Отстояв Русскую землю от уничтожения, великий князь должен был согласиться на повсеместное взимание тяжелой дани, на колоссальные унижения, которым подвергался народ со стороны восточных завоевателей. Александр Невский видел, с какой жадностью,
С. А. Злодеев НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ
С. А. Злодеев
НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ
Сергей Андреевич Злодеев работал на Златоустовском металлургическом заводе. В 1938 году был призван в ряды РККА. С первых дней войны на фронте, в боях. Раненым попал в плен. Бежал. Сражался в рядах белорусских партизан — в Пинском
Глава XXX. Народные мстители
Глава XXX. Народные мстители
В июле 1943 года Белорусский штаб партизанского движения приказал Полесскому и Минскому партизанским соединениям организовать в контролируемых ими районах сбор урожая. Урожай выдался хороший, вот и нужно по–хозяйски распорядиться им, чтобы ни
Народные артистки на дороге не валяются
Народные артистки на дороге не валяются
Во время гастрольной поездки в Одессу Раневская пользовалась огромной популярностью и любовью зрителей. Местные газеты выразились таким образом: «Одесса делает Раневской апофеоз!»* * *Актриса прогуливалась по городу, а за ней
НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ
НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ
Как мы видели, все слои трудового населения Сибири, несмотря на существовавшие между ними различия, ощущали на себе тяжесть феодального гнета. И он не мог не вызвать противодействия. Протест против феодального произвола и эксплуатации находил за
Потерянные рассказы; рассказы, не вошедшие в сборники; опубликованные письма
Потерянные рассказы; рассказы, не вошедшие в сборники; опубликованные письма
«The Survivors», 1940 год. Библиограф Джек Р. Саблетт указывает, что Сэлинджер упоминает об этом рассказе в написанном в 1940 году письме Уильяму Бёрнетту. Рассказ никогда не был опубликован, и теперь
Глава третья «НАРОДНЫЕ ПАРТИЙЦЫ»
Глава третья
«НАРОДНЫЕ ПАРТИЙЦЫ»
Седой высокий старик в кабинет секретаря горкома партии вошел спокойно и с достоинством. Сделал несколько шагов и остановился, переступил ногами на месте, словно проверяя пол на прочность. Геннадий Андреевич поднялся навстречу,
Народные праздники и приметы на Руси
Народные праздники и приметы на Руси
В России до революции 1917 года с церковными праздниками по «старому», или Юлианскому, стилю издревле были связаны полевые и сельскохозяйственные работы, в силу чего русское правительство придерживалось этого календаря, несмотря на то,
[Народные песни об Аракчееве][709]
[Народные песни об Аракчееве][709]
Корабельщики бранят Аракчеева[710]
Бежит речка по песку
Во матушку во Москву,
В разорёну улицу
К Аракчееву двору.
У Ракчеева двора
Тута речка протекла,
Бела рыба пущена;
Тут и плавали-гуляли
Девяносто кораблей:
Во всякием корабле
По пятисот
Беседа: Открой книгу, и чудеса начинаются по книге « АЗБУКА» — Л.Н.Толстого.
Цель:
1.Познакомить детей с историей создания “Азбуки” Льва Толстого.
2.Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
3. Развитие интереса к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти.
4. Знакомство со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой.
5. Воспитывать интерес к литературному наследию.
Слайд
Библиотекарь. Мы сегодня познакомимся с историей создания книги “Азбуки” Льва Николаевича Толстого.
Слайд 2
Прочитаем и обсудим рассказы из « Азбуки», послушаем отрывки из аудио книги, посмотрим видео — клип о великом писателе Л.Н. Толстом.
Слайд 3,4
Библиотекарь. Под городом Тулой есть усадьба Ясная Поляна, где жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910). В те далекие времена, а это 150 лет назад в стране было очень мало школ. Лев Николаевич Толстой решил открыть школу Ясной Поляне для детей.
Слайд 5,6 (Показ репродукции картины Б.М. Кустодиев “ Школа в Московской Руси”, 1912).
В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению.
Слайд 7
В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу.
Библиотекарь показывает репродукцию картины Н.П. Богданова — Бельского “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”(1895).
Слайд 8,9
В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”. Вышла она в 1872 году (142 года тому назад). Вот так выглядела Азбука — обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы
Слайд 10; Слайд 11; Слайд 12; Слайд 13
Дети читают рассказы вслух “У Маши ноги были босы”, “Я веду Таню за руку”, “У меня шесть кур”, «Моему брату Матюшки»
Слайд 14
Давайте, прослушивание аудио рассказ « Филипок» и обсудим его.
Случай из жизни мальчика, о котором поведал Толстой, он наблюдал в своей школе. Слайд 15
У. Зачем Филиппок отправился в школу?
Д. Он захотел учиться.
У. Каким был его путь к школе?
Д. Трудным, с опасностями.( Выскачила Жучка, а за ней большая собака. Филипок бросился бежать, собаки за ним.
Кто спас Филипка в этой ситуации?
Мужик, отогнал собак и сказал:» Куда ты, пострелёнок один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
Куда бежал Филипок?
В школу.
У. Почему он поначалу не решался войти в школу?
Д. Боялся, там уже занимались.
У. Как его встретил учитель?
Д. Приветливо.
Учитель. Рассказы Толстого, посвящённые детям, ярко подмечают поведение детей.
Слайд 16
Ученики слушают аудио рассказ и обсуждают рассказы “Косточка”.
Давайте обсудим рассказ, который называется « Косточка»
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? ( О косточки сливы)
Фрагмент рассказа
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.
Что произойдет дальше?
Фрагмент рассказа.
Когда никого не было в горнице, Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел?
Что произойдет дальше?
Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:- А что, дети, не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу?
Почему мама сосчитала сливы, о чем это говорит?
Догадались ли родители, кто съел сливу?
Фрагмент рассказа.
Все сказали, нет. Ваня покраснел, как рак, и тоже сказал нет, я не ел.
Как вы думаете, что ответят дети? Хватит ли мужества признаться Вани.
Тогда отец сказал. Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в этом беда. Беда в том, что сливах есть косточка, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал:- Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Знал ли отец, кто съел сливу? Какие слова из текста подтверждают, что он все понял? Да. Ваня покраснел как рак.
Как чувствовал Ваня, почему он побледнел? Почему он заплакал, ведь его никто не ругал? Стало стыдно ему. Рассказ учит вас не брать тайком, а говорить об этом взрослым.
Слайд 17
– Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.
Дети.
1.Летом вырастают,
а осенью опадают. Листья
Слайд 18
2. На дворе горой,
А в избе водой. Снег.
Слайд 19
3. Хоть не огонь, а жжется Крапива
Слайд 20
4. Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый бархатный Арбуз
Слайд 21
5. Скручен, связан,
По избе пляшет. Веник
Библиотекарь. Толстой в « Азбуке» широко использовал всем понятный и доступный жанр произведения басня. Басня — краткий рассказ сатирического характера. Цель любой басни осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.
Слайд 22
Библиотекарь читает басню “Два товарища”. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошел. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеется: -Ну, что, -говорит, -медведь тебе на ухо говорил? -А он сказал мне, что- плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Ребята, давайте поговорим о поступке. Хорошо поступил его друг, когда он бросил его в трудную минуту? В басни Л.Н.Толстой осмеял дурное товарищество, трусость и малодушие.
Слайд 23
Библиотекарь читает басню “Тетерев и лисица”. Вопрос: Ребята, в чем намек этой басни? Ответ: Не нужно хитрить.
— Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятна детям, живой и конкретной. В баснях заключены « намеки» из которых надо уметь извлечь добрые, полезные, нравственные уроки. В баснях поощряются и восхваляются: ум, благоразумие, трудолюбие, скромность, товарищество, дружба, честность, правдивость, смелость, бескорыстие.
— Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.
Слайд 24, 25
— Значительное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:
“В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая”.
Ответ детей.
Из сказки “Три медведя”.
Библиотекарь. В сказке “Три медведя” писатель изобразил девочку – храбрую, любопытную и шаловливую.
Сказки, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогает усваивать географические понятия.
Слайд 26
Библиотекарь. Рассказы Толстого, посвящённые детям, эти рассказы ярко подмечают поведение детей. Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках. “Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.
IV. Заключение.
Б. С какой книгой Льва Николаевича Толстого мы познакомились?
Д. С “Азбукой”.
Б. Для чего писатель создал эту книгу?
Д. Чтобы по ней учились читать дети.
Б. Кого и где Толстой обучал?
Д. Крестьянских детей в своей усадьбе Ясная Поляна.
Б. Произведения каких жанров встречаются в “Азбуке”?
Д. Рассказы, басни, сказки, загадки.
Учитель. Молодцы! Вы хорошо запомнили всё, что я вам рассказала.
Слайд 27
Ребята, давайте посмотрим видео- клип о Л.Н.Толстом. В марте 1994 года в Туле вышла “Азбука Льва Толстого”. Она включает в себя материал двух книг великого писателя—Азбуки и Новой Азбуки, сохраняя верность толстовским текстам.
Произведения Толстого — это образец того, как нужно писать для детей.
Оформление.
1.Плакаты:
“Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.
Л.Н. Толстой
2. Портрет Л.Н.Толстого
5. Репродукции картин:
М. Кустодиев “Школа В Московской Руси”.
Н.П. Богданов – Бельский “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”.