Презентацию на тему «Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»»
(7 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 16 слайд(ов).
Слайд 1
Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Презентация по литературе для 7 класса. Подготовила учитель средней школы №22 г. Севастополя Самарина О.А.
Слайд 2
«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…»
Слайд 3
«На Северной денная деятельность понемногу начинает заменять спокойствие ночи…»
«-На Графскую? Ваше благородие! Пожалуйте.» Найдите описание утреннего города. Каким вы его находите?
Слайд 4
«Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные кóзлы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками; кой-где проедут казак и офицер верхом, генерал на дрожках.»
Слайд 5
Видим ли мы что-то необычное?
Действительно , для защитников города это просто работа. «Но вглядитесь ближе в лица этих людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем другое.»
Слайд 6
«Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости, — ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом…»
«Но прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, посмотрите защитников Севастополя на самом месте защиты или, лучше, зайдите прямо напротив в этот дом, бывший прежде Севастопольским собранием и на крыльце которого стоят солдаты с носилками, — вы увидите там защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища.»
Слайд 7
«Не верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы, — это дурное чувство, — идите вперед, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними: несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия.» Как вы понимаете эти слова Л. Н. Толстого? Запишите свои ощущения после прочтения эпизода в госпитале.
Слайд 8
«Что значат смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?» Но вид чистого неба, блестящего солнца, красивого города, отворенной церкви и движущегося по разным направлениям военного люда скоро приведет ваш дух в нормальное состояние легкомыслия, маленьких забот и увлечения одним настоящим.» Храм Св. Николая на Улице Екатерининской
Слайд 9
— Черт возьми, как нынче у нас плохо! — говорит басом белобрысенький безусый морской офицерик в зеленом вязаном шарфе. — Где у нас? — спрашивает его другой. На четвертом бастионе, — отвечает молоденький офицер, и вы непременно с большим вниманием и даже некоторым уважением посмотрите на белобрысенького офицера при словах: «на четвертом бастионе». Где находится 4-й бастион? Почему там так опасно? Давайте последуем за автором-артиллеристом на четвёртый бастион , пройдём вслед за ним по Екатерининской улице и увидим мужество защитников Севастополя.
Слайд 10
Екатерининская улица , ведущая на четвёртый бастион.
Слайд 11
Петропавловский собор , находящийся выше ул.Екатерининской.
Слайд 14
Почему автор сначала говорит о том , что , поднимаясь на бастион, он пригибается к земле, а после дня , проведённого на бастионе «… вы идете назад, почему-то не обращая никакого внимания на ядра и пули, продолжающие свистать по всей дороге до разрушенного театра, — идете с спокойным, возвысившимся духом.»
«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа.»
Слайд 15
Каким чувством продиктовано это убеждение? Подберите синонимы к нему. «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине. Вы ясно поймете, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжелые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…»
Слайд 16
Что нового вы узнали о городе Севастополе? Какими вам показались защитники города? Какие чувства пробуждают «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого? Напишите сочинение-миниатюру «Возможно ли современное прочтение «Севастопольских рассказов?
-
Скачать презентацию (0.75 Мб)
-
969 загрузок -
4.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Аннотация к презентации
Презентация на тему «Толстой «Севастопольские рассказы» рассказывает о народе и войне, причинах обороны Севастополя в произведении русского писателя Льва Толстого, ведется обсуждение «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае», также подведены выводы и итог урока.
Краткое содержание
- Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого
- Причины и начало обороны Севастополя
- Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»
- Выводы
- Итоговые вопросы
- Итог урока
Содержание
-
Слайд 1
И. Репин. Портрет Л.Н. Толстого.
-
Слайд 2
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого
Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». Л.Н. Толстой.
-
Слайд 3
По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».
Л.Н.Толстой
-
Слайд 4
В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Англия и Франция заявили, что они берут под защиту Турцию. На самом деле они хотели уничтожить русский флот и захватить русские земли.
18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в Малой Азии, в бухте города Синопа.
В жарком бою турецкие корабли были разбиты и потоплены. Павел Степанович Нахимов стал героем Синопа.
Через короткое время после этой славной битвы английская и французская эскадры из Босфора вышли в Черное море. Англия и Франция пошли на открытый разрыв с Россией. В марте 1854 года они официально объявили войну России. Так началась Крымская война.
-
Слайд 5
Причины и начало обороны Севастополя
Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и двумя тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения, организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.
-
Слайд 6
Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855). О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
-
Слайд 7
— Как Толстой попал в воюющий Севастополь?
В 1851 г., устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный», — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.
-
Слайд 8
Иван Константинович Айвазовский: Осада Севастополя 1859.
-
Слайд 9
Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»
В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.
Комментируем фрагменты рассказа:
— описание фурштатского солдата;— посещение госпиталя и операционной;— описание 4-го бастиона;— авторский вывод: «…убежденность в невозможности… поколебать где бы то ни было силу русского народа».
И «фурштатский солдатик», и «офицер в безукоризненных белых перчатках», и «матрос, который курит, сидя на баррикаде», и «рабочие солдаты с носилками», как и многие другие, просто «исполняют свое дело, какое бы оно ни было».
-
Слайд 10
Вывод
В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.
На групповом портрете участников севастопольской обороны художника В.Ф. Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко.Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!
-
Слайд 11
Обсуждение рассказа «Севастополь в мае»
В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.
Комментируем такие фрагменты рассказа:
— рассуждения о пехотных офицерах;— сцена, когда офицер укоряет солдата;— описание раненых;— сцена перемирия;— описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых.
Авторский вывод:«И эти люди… не упадут вдруг на колени… и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья?»
-
Слайд 12
Вывод. В рассказе звучит мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное, по мнению Толстого, — правдивое изображение войны в крови и страданиях.
-
Слайд 13
Обсуждение рассказа «Севастополь в августе 1855 года»
Август — это самый страшный месяц долгой осады Севастополя, закончившейся падением города 27 августа 1855 г. Севастополь героически сражался 349 дней.
Комментируем фрагменты рассказа:
— описание солдат;— описание места битвы;— рассуждения о природе подвига;— описание батареи;— рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых;— поведение людей;— страницы штурма;— авторские рассуждения:«Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, — придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
-
Слайд 14
Вывод. Главное в рассказе — размышления о природе подвига, убежденность автора в героизме русского народа, мысль о жестокости любой войны.
-
Слайд 15
Итоговые вопросы
— Кто же истинный герой севастопольской эпопеи?
Народ, жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь?
— Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?
«Севастопольские рассказы» можно сопоставить со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Валерик».
-
Слайд 16
Итог урока
Главный герой севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице-адмирал В. А. Корнилов. Война в рассказах дается в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», без стремления напугать читателя и без восклицательных фраз, но внушая ему мужество и стойкость. Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в жизни, он уверенно действует в условиях опасности. Толстой уверен: в конечном счете, народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства. Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Слайд 1
Конкурс презентаций «Великие люди России»
«Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su»
Захарова Елена Владиславовна учитель начальных
классов
ГБОУ г. Москвы «Лицейско-гимназический комплекс на
Юго-Востоке»
Слайд 2
Л.Н.Толстой родился 9
сентября 1828 года в
имении Ясная Поляна,
близ Тулы, в
дворянской семье.
Получил домашнее
образование и
воспитание.
Слайд 3
Мать Толстого Княжна Мария
Николаевна
Волконская (17901830).
«Матери своей я
совершенно не
помню. Мне было
полтора года,
когда она
скончалась… всё,
что я знаю о ней,
всё прекрасно…»
Л.Толстой
«Воспоминания»
Слайд 4
Отец Толстого — Николай Ильич
Толстой (1795-1837)
Отец Толстого,
участник
Отечественной войны,
запомнившийся
писателю добродушнонасмешливым
характером, любовью
к чтению, к охоте, тоже
умер рано.
Слайд 5
Лев Толстой рано осиротел, потеряв сначала
мать, а затем и отца. С сестрой и тремя
братьями юный Толстой переезжает в Казань.
Здесь жила одна из отцовских сестёр
Т. А. Ергольская, которая стала заниматься
воспитанием детей.
Слайд 6
Когда Толстому было
13 лет, семья
переехала в дом
родственницы и
опекунши детей
Пелагеи Ильиничны
Юшковой.
Слайд 7
В 1844 году поступает в Казанский
университет на факультет восточных
языков, затем перевёлся на юридический
факультет, где проучился неполных два
года: занятия не вызывали у него живого
интереса.
Слайд 8
В 1847 году, не окончив курс, уходит из
университета и приезжает в Ясную Поляну
с твёрдым намерением изучить весь курс
юридических наук (чтобы сдать экзамен
экстерном), «практическую медицину»,
языки, сельское хозяйство, историю,
географию, написать диссертацию и
«достигнуть высшей степени
совершенства в музыке и живописи».
Слайд 9
Дом
Л. Н. Толстого
в Ясной Поляне
Слайд 10
После лета в деревне, осенью
1847 Толстой уехал сначала в
Москву, затем в Петербург,
чтобы держать экзамены в
университете. Образ его
жизни в этот период часто
менялся: то он сутками
готовился и сдавал экзамены,
то отдавался музыке, то
намеревался начать
чиновную карьеру, то мечтал
поступить юнкером в
конногвардейский полк. Тогда
же у него возникло серьёзное
желание писать.
Слайд 11
В 1851 году старший
брат Николай, офицер
действующей армии,
уговорил Льва
Толстого ехать вместе
на Кавказ. Почти три
года Толстой прожил в
казачьей станице на
берегу Терека,
участвуя в военных
действиях (сначала
добровольно, потом
был принят на
службу).
Слайд 12
В 1854 году Толстой получил назначение в
Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная
жизнь вскоре заставила его перевестись в
Крымскую армию, в осаждённый Севастополь,
где он командовал батареей на 4-м бастионе. За
оборону Севастополя Толстой был
награждён орденом Св. Анны с надписью «За
честь».
Слайд 13
В сентябре 1862
Толстой женился на
дочери врача Софье
Андреевне Берс и
сразу после
венчания увёз жену
из Москвы в Ясную
Поляну.
Слайд 14
Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000
ребят.
Слайд 15
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу
оборванных, грязных, худых детей, с их
светлыми глазами и так часто ангельскими
выражениями, на меня находит тревога, ужас,
который испытывал бы при виде тонущих
людей… Я хочу образования для народа…, чтобы
спасти тех тонущих там Пушкиных,…
Ломоносовых. А они кишат в каждой школе.»
Слайд 16
Лев Николаевич Толстой,
известен не только своими
романами и повестями,
написанными для взрослых,
но и рассказами, которые он
писал для детей. Он писал
рассказы для крестьянских
детей, которые обучались в
школе Ясной Поляны. Работа
Л.Н.Толстого, как педагога,
началась в 1859 году. Его
школу посещало небольшое
количество крестьянских
детей. Яснополянская школа
обучала детишек абсолютно
бесплатно. Толстой старался
писать для детей так, чтобы
смысл написанного был
понятен ребёнку любого
возраста.
Слайд 17
Первой книгой, написанной для детей
Львом Николаевичем Толстым, была
«Азбука». В ней писатель публикует
некоторые свои рассказы, адресованные
ребятишкам.
Слайд 18
Читая детские рассказы
Толстого, выросло не одно
поколение детей. Лев
Николаевич считал, что в
книге ребёнок должен
черпать не только
необходимые знания, но и
учиться доброте,
правильному поведению с
себе подобными и
природой. Рассказы Льва
Николаевича включены в
школьную программу. Во
многих рассказах для детей,
Толстой заменяет главных
героев повествований
животными.
Слайд 19
Источники иллюстраций
• http://www.levtolstoy.ru/tbiography
•http://www.realbollywood.com/upimages/leo-tolstoy9596y.jpg_слайд_1
•http://f12.ifotki.info/org/97e79c5845a9bb1beabda5916746cefabc5f6c136796863.jp
g
_слайд_2
•http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/617/69617815_Neizvestnuyy_hu
dozhnik_nachalo_1820h.jpg
_слайд_3
•http://www.segodnya.ua/img/users/6/81/33(7).jpg_слайд_4
•http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d5/Pelageya_TolstayaYushkova.jpg_слайд_6
•http://kk.docdat.com/pars_docs/refs/443/442063/442063_html_3cef7639.png
_слайд_8
•http://fb2.booksgid.com/content/68/zhores-trofimov-ilya-nikolaevich-ulyanov/img
/i_003.jpg
_сл_7
•http://image2.yell.ru/responses/6/3/7/r_671976_drbfx31i59k5tbniojb5.jpg
_слайд_9
Слайд 20
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/167/46167205_0013125.jpg
_сл_9
http://cdn4.img22.ria.ru/images/29787/50/297875050.jpg_слайд_11
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/12/242/12242526_Tolstoy.JPG
_слайд_12_портрет
http://falerist1.ru/wp-content/uploads/2011/10/medal-za-zashhitu-sevastopolya
-s-1854-po-1855-gg7.jpg
_слайд_12
http://www.zgrad.net/images/umor/images/b25/5bf0feece46217683b0d26e2514a
ba5b.jpg
_сл_13
http://s009.radikal.ru/i309/1011/ef/d5ee32dde7e9t.jpg_слайд_14
http://static3.read.ru/images/illustrations/1348843380910432106.jpeg
http://www.chaskor.ru/posts_images_200909/392_300_9907_tolstbig.jpg
_слайд_15
http://prosto-life.ru/wp-content/uploads/2011/08/Tolstoy-1910-s.jpg_слайд_16
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/51/110/51110800_285max.jpg_сла
йд_17
http://resurs.ua/files/Image/tovar/27531_490_big.jpg_слайд_18
Слайд 21
Источники текстовой
информации
• Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 3класс. Москва:
Просвещение, 2012
• Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. К
учебнику Л.Ф. Климановой. Москва: ВАКО, 2013 г.
• http://www.playroom.ru/content/view/253/9/ ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ. РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.