Толстой написал рассказ старый новый год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа 152конспект урока по литературному чтениюво 2 классе л. толстой старый дед и внучек с

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №152

Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе  Л. Толстой «Старый дед и внучек» с использованием ИКТ

                              Подготовила    учитель начальных классов

   Челебова Наида Тагировна

Санкт -Петербург 2019

Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели: создать  условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом; учить находить главную мысль в тексте; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

—  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;  

— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результаты:  учащиеся должны уметь  воспринимать на слух художественные произведения: соотносить смысл пословицы прозаического произведения, пересказывать текст подробно, выборочно.

Ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, его  книги, карточки мультимедийный проектор, презентация.

                                                                      Ход урока

I. Организационный момент. 

— Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, я желаю вам отличного настроения и хорошей работы на уроке.

II. Речевая разминка.

-Научитесь читать стихотворение скороговоркой. Попробуйте выучить его

Белые   шапки 
на  белых  берёзах.
Белый   зайчишка
на  белом  снегу.
Белый   узор
на   ветвях   от   мороза.
По   белому  снегу
на  лыжах   бегу.
 (1слайд ).

-Как бы вы озаглавили его? («Зима»)

-Что это такое? (скороговорка)

-Как мы читаем скороговорку?

-Итак, читаем скороговорку 3 раза — сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.

III.  Проверка домашнего задания 

Выразительное чтение  басен.

На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

-Герои каких басен?

-Кто автор этих басен?

-Что такое басня?  (Слайд 2)

 (Басня — это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль)

— Чему учат нас басни Крылова? (добру, взаимовыручке, согласию, помощи)

-Есть басни, написанные в стихах, а есть –в прозе, в виде небольших рассказов. Это басня – притча.

IV .Постановка целей урока (слайд3)

Игра « Собери пословицы»  Работа в парах

У вас на парте карточки с пословицами. Нужно соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл.

В недружной семье -и душа на месте

В семье разлад — добра не бывает

Когда семья вместе — так и дело идёт прекрасно

В семье согласно, — так и дому не рад

Не будет добра, — коли в семье вражда (слайд 4)

— Что общего у этих пословиц? Какой темой они объединены? ( Семья)

Сегодня мы  поговорим о том ,  какими должны быть  отношения в семье, как следует  относиться к старшим. А одна из этих пословиц нам ещё поможет при работе с новым произведением.

V. Работа по теме урока

 Знакомство с биографией (Слайд 5)

   Лев Николаевич Толстой (1825-1910)— великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание  сочинений насчитывает 90 томов!

   Он очень любил детей. В то время было  еще слишком мало школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их. Он написал рассказы специально для школьников.

   Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Работа с иллюстрациями

– Рассмотрите иллюстрации на с.109.

-Узнали вы сказку? (Три медведя)

-Расскажите ее по рисункам

VI. Физкультминутка. Белки 
Белки прыгают по веткам. 
Прыг да скок, прыг да скок! 
Забираются нередко 
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) 
Будем в классики играть 
Будем в классики играть, 
На одной ноге скакать. 
А теперь ещё немножко 
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.) 

VII .Продолжение работы по теме.

1.Подготовка к чтению рассказа

-Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать.

– Рассмотрите иллюстрацию к нему.

-Как вы думаете ,о чем будет этот рассказ? (Предложения детей)

VIII. Словарная работа (слайд 7)

Так как басня написана давно, то при чтении встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются.

Найдём это слово в «Толковом словаре» и объясним его значение.

«Лоханка — круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

Невестка -жена брата или жена сына. А также  замужняя женщина по отношению к братьям и сестрам ее мужа.

 Слаживать  сладить-1. Хорошо устроить,упорядочить.2. Справиться, привести кого-нибудь  к соглашению, послушанию

3.Чтение рассказа

-Каковы ваши впечатления? Какие чувства вы испытали?

4.Выборочное чтение

-Прочитайте строчки, в которых объясняется почему дедушку  не сажали за стол.

-Почему приняли решение давать ему еду в лоханке?

-Что складывал Миша из дощечек?

-Как отреагировали на это занятие сына родители?

5.Обобщающая беседа

-Назовите героев рассказа.

(Дед, невестка, сын, внучек)

— Чему учит этот рассказ?

 (любить, уважать стариков, уважительно к ним относиться)

— Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

— Зачем Миша делал лохань?

— Почему родители Миши заплакали?

-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

-Что случилось во время обеда за печкой?

-А почему дед уронил и разбил чашку?

-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?

 (Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье).  (слайд 7-8)

-На доске карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, бессердечная, злая, уважение, честность, грубость, забота, справедливый, добрый, умный.

-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова? Охарактеризуйте невестку, сына, внука. 

6.Анализ текста.

-Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?

(Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям).

-Какова мораль этого произведения?

(Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя)

7.Работа с пословицей

Прочитайте пословицу на с.111 и соотнесите её с рассказом.

— Что значит почитать старших? (Ответы детей)

— Есть ли в вашей семье пожилые люди?  (Ответы детей)

IX Рефлексия

-Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал … (о том, как надо относиться к старым людям)

Я похвалил бы себя за … (то, что понял мораль рассказа)

После урока мне захотелось … (обнять своих дедушку и бабушку)

Сегодня я сумел …( почувствовать, как обидно было дедушке, задуматься-как надо относиться к старым людям) . (слайд 9)

X.Подведение итогов уроков

-Что нового  вы узнали на уроке?

— Какова главная мысль рассказа Л.Н.Толстого?

( Рассказ учит нас любить и заботиться о своих родителях.)

XI Домашнее задание.

Стр.110 – 111 Подготовиться к пересказу текста. Составить рассказ о своей семье.

Рассказ «Акула» – одно из произведений Льва Николаевича Толстого, написанное для детей. В нём писатель рассказывает о мужестве и решительности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану. 

История создания 

В 1859 году Л.Н. Толстой основал школы крестьянских детей в Ясной Поляне, желая создать свою систему образования. Позднее, в 1862 году, писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где печатались тематические статьи. Также автор издал два сборника детской литературы «Азбука» и «Новая азбука», в которых содержались авторские рассказы, переложения басен и сказок. 

Л.Н. Толстой написал рассказ «Акула» в 1875 году. Произведение вошло в сборник детских рассказов автора «Новая азбука». В таких небольших произведениях автор пояснял многие из своих сложных мыслей. Читая короткие истории, людям было гораздо легче их понять.

Жанр, направление

«Акула» – детский поучительный рассказ, который на примере главных героев поможет ребёнку понять причины, повлёкшие за собой произошедший случай, и сделать для себя нравственные выводы.

Реализм был направлением, которое определило вектор развития творчества Л.Н. Толстого. И данное произведение — не исключение.

Смысл названия

Рассказ назван «Акула» потому, что эта морская хищница была главной проблемой и точкой наивысшего напряжения в произведении. Её появление стало центром сюжетной линии, без её участия не было бы развития и кульминации рассказа.

Композиция

Композиция в рассказе Л.Н. Толстого «Акула» является линейной. В произведении можно выделить несколько частей, которые идут в прямой последовательности. 

  1. 1-я часть представляет собой экспозицию: описание места, где происходило событие. Автор в общих чертах описывает, где стоял корабль, какая была погода и время суток.
  2. 2-я часть показывает завязку, начало действия героев: капитан разрешил купаться матросам, и те сделали из паруса купальню, а мальчики плавали неподалёку.
  3. 3-я часть указывает на развитие действия, когда акула была привлечена движением ребят, а старый артиллерист переживает за детей и начинает искать выход из этой ситуации.
  4. 4-я часть открывает перед читателем кульминацию: артиллерист стреляет из пушки в акулу.
  5. 5-я часть представляет в рассказе развязку – счастливый финал, в котором, после того, как рассеялся дым от выстрела, становится ясно, что дети спасены.

Суть: о чём рассказ? 

Российский корабль стоял на якоре у берега Африки. Была чудесная погода. Так как вечером стало жарко, то на заходе солнца капитан разрешил матросам купаться. С радостью матросы прыгнули в воду, опустили в воду парус, привязали его и соорудили купальню. На корабле, кроме матросов, было два мальчика. Они тоже прыгнули в воду, но в парусе было тесно, и они поплыли в открытое море. Мальчишки наперегонки поплыли к бочонку под якорем. Один из мальчиков стал отставать от своего товарища. Его отец, немолодой артиллерист, любовался своим сыном и подбадривал его криком. И тут с палубы раздался возглас: «Акула!» В воде была видна спина хищницы. Она приближалась к мальчикам. Артиллерист закричал: «Назад! Вернитесь!». Дети не слышали и весело плыли дальше. Матросы на лодке кинулись догонять мальчиков. 

Дети увидели акулу. Один из них испугано закричал, и мальчики поплыли в разные стороны. Артиллерист решил действовать. Он быстро зарядил пушку, прицелился, выстрелил и закрыл лицо руками. На палубе все ждали со страхом, когда рассеется над водой дым от выстрела. Вскоре раздались радостные возгласы. Артиллерист открыл лицо и посмотрел на море. Он увидел на волнах мёртвую акулу. 

Главные герои и их характеристика

Характеристика главных героев представлена в списке:

  1. Артиллерист – решительный и смелый мужчина, который обладал меткостью и ловкостью, смог убить акулу одним выстрелом, тем самым спас мальчиков. «Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль <…> … артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками».
  2. Мальчишки – весёлые беззаботные ребята. Они купались, смеялись и были так воодушевлены своим занятием, что не заметили, что к ним приближается акула. «Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. <…> …ребята не слыхали его [крика], плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего».

Темы

В сюжете рассказа можно выделить несколько тем, переплетающихся друг с другом.

  • Мужество – основная тема произведения Л.Н. Толстого. В острый критический момент в старом артиллеристе сконцентрировались жизненный опыт, хладнокровие, обладание профессиональными качествами, сила воли. Человек собрался и сделал то, что должен был сделать.
  • Любовь к своему ребёнку – вторая тема рассказа. Артиллерист был очень взволнован, когда увидел, что его сыну угрожает опасность. Желание спасти своего ребёнка дало ему ещё больший стимул к действию. 

Проблемы 

В рассказе «Акула» затронута проблема воспитания и родительской ответственности за жизнь детей. Безответственность со стороны взрослых, которые заранее не подумали о том, что может случиться с ребятами, не остановили их и не вернули в безопасное место, то есть в купальню, сделанную из паруса. Такова нравственная проблематика произведения «Акула».

Основная идея 

Л.Н. Толстой в своём рассказе хочет донести до читателя то, что во время ситуации, грозящей опасностью, важно сохранять спокойствие и самообладание, проявить смекалку и решительность для того, чтобы уверенно пойти на риск и не впасть в состояние ступора или паники. 

Это смелое поведение в сложный момент поможет выйти победителем. Такова главная мысль и смысл произведения «Акула». 

Чему учит? 

Из рассказа «Акула» Л.Н. Толстого можно вынести мораль. На примере артиллериста автор преподаёт в своём произведении нравственные уроки: в тяжёлых моментах жизни необходимо проявлять отвагу, предприимчивость и духовную силу. Он также напоминает о необходимости правил безопасности, чтобы не попасть в беду. Мальчики бросились в воду и плавали отдельно от матросов, вне защищённого места для купания. Взрослые не препятствовали детской прихоти, поэтому с ребятами произошёл такой драматический случай, который, к счастью, благодаря старому артиллеристу, закончился хорошо. 

Писатель на примере мальчиков заставляет задуматься о том, что нельзя подчиняться своему эмоциональному порыву, а быть рассудительными и осторожными. Такой вывод можно сделать из прочитанного.

Художественные особенности

Рассказ «Акула» написан понятным языком, чтобы детям было проще ориентироваться в происходящих событиях. Повествование ведётся от первого лица множественного числа – «мы». В произведении Л.Н. Толстого можно выделить художественные особенности, характерные для детского поучительного рассказа.

Цель произведения, поставленная автором, – научить, поэтому в нём не описана внешность персонажей, в нём практически отсутствуют диалоги и друг за другом идут динамичные действия героев. Функция текста – воздействующая. Автор доносит до читателя информацию, которая выступает в виде нравоучения. 

В рассказе есть описание эмоций. Мальчики подняли визг, увидев неподалёку от себя акулу. Артиллерист был бледен, когда испугался за детей, а когда выстрелил из пушки, то закрыл лицо руками. При этом автор рассказывает о событиях и чувствах героев беспристрастно и объективно. 

В рассказе использованы тропы для усиления художественной выразительности текста: 

  1. Сравнение: «точно из топлёной печки несло на нас горячим воздухом», мальчики «как ящерицы, вытягивались в воде», «артиллерист, бледный как полотно».
  2. Метафора: «пронзительный визг».
  3. Олицетворение: «визг <…> разбудил артиллериста».

Автор: Диана Танцур

  • Толстой детство аргументы к сочинению
  • Толстой детские рассказы все
  • Толстого русский характер сочинение русский характер
  • Толстой акула о чем рассказ
  • Толкин рассказы для детей