Толстой лев рассказы для детей список произведений

Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад 253 открытого акционерного общества российские железные дороги тема: знакомство с жизнью и творчеством

Частное
дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 253 открытого акционерного
общества
«Российские железные
дороги»

Тема:
«Знакомство с жизнью и творчеством
Льва Николаевича Толстого». Подготовительная
группа.

Цель:
формировать представление о жизни и
деятельности великого русского писателя
Л. Н. Толстого.

Задачи:

Прививать 
любовь к чтению русской литературы на
примере  произведений Л. Н. Толстого; 
развивать интерес к личности 
писателя.
 Формировать речевую
активность, умение выражать свои мысли,
активно участвовать в обсуждении
литературных произведений; оценивать
поведение людей с позиции нравственных
норм.

Продолжить
воспитывать доброе отношение ко всему
живому

Развивать
речь, долговременную память, внимание.

Материал:
портрет
Л. Н. Толстого; ПК, проектор, экран,
презентация «Жизнь и творчество Л. Н.
Толстого», книги Л. Н. Толстого «Косточка»,
«Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и
собачка», «Филипок», «Рассказы о детях»,
«Басни и сказки»; грамзапись музыки Ф.
Шопена и русской народной музыки;
доска;
ромашка (один из символов России) с
наказами Л. Н. Толстого детям; птичка
чиж в клетке; лопатка; ведерко, костюм
старичка для мальчика, русские народные
костюмы для девочек, играющих в
инсценировках.

Предварительная
работа
:
рассматривание
иллюстраций, открыток о жизни Л. Н.
Толстого, о Ясной Поляне, чтение
произведений Л. Н. Толстого: “Девочка
и грибы”, “Косточка”, “Филипок”, “Два
товарища” и др.; просмотр мультфильмов
по произведениям Л. Н. Толстого,
театрализованная деятельность по
произведениям Л. Н.Толстого, разучивание
пословиц и поговорок о дружбе и Родине.

Предварительная
словарная работа:

«граф», « фортепиано», «гимназия»,
«университет», «юридические науки».

Форма
проведения –
беседа
с использованием компьютерных технологий.

Ход
НОД
Организационный
момент.
Дети
и воспитатель рассматривают выставку
книг Л. Н. Толстого.

Воспитатель.
Скажите, ребята, кто написал все эти
книги? (Ответы детей). —
Правильно, все эти книги написал Л. Н.
Толстой, великий русский писатель. Его
произведения читают во многих странах
мира. Обложка книги передаёт нам какой
– то эпизод из произведения. Посмотрите
на обложки книг, какие книги вам знакомы?
(Ответы детей).


В конце занятия, выполнив все задания,
из лепестков собрав ромашку,
один
из символов России,

мы познакомимся
с
наказами Л. Н. Толстого детям.

Просмотр
презентации «Знакомство с жизнью и
творчеством Л. Н. Толстого».

Рассказ
воспитателя

Воспитатель.
Посмотрите на портрет писателя: его
высокий лоб говорит об уме, глубоко
посаженные глаза — о проницательности,
широкая борода – как у доброго дедушки
(слайд
1)


Давайте познакомимся с жизнью и
творчеством Льва Николаевича Толстого:
Родился писатель в имении Ясная Поляна
Тульской губернии
(слайд
2)

Какое
название интересное! «Ясная» — что
вспоминается при этом слове? (Ответы
детей: солнце, тепло, ясный день, яркие
краски, прозрачный воздух.)


Значит, это место и было таким замечательным,
если Толстой говорил: «Без своей Ясной
Поляны я трудно могу представить Россию
и моё отношение к ней».

Отец писателя
граф
Николай Ильич Толстой, был участником
Отечественной войны 1812 г.

Матери своей

Марии Николаевны Волконской,
Лев
не помнил, ему было полтора года, когда
она умерла. Всё, что знал Лев о матери,
это рассказы других людей о хорошей и
доброй женщине. Мать знала четыре
иностранных языка, играла на фортепиано,
рисовала и была мастерица рассказывать
сказки.
По
матери Толстой был родственником А.С.
Пушкина
(слайд
3)


В семье графа Толстого было пятеро
детей: четыре сына (Николай, Сергей,
Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька.
Отец занимался хозяйством, воспитанием
детей, много читал. Он собирал библиотеку.
Мальчики были очень дружны, вместе
играли, гуляли, мечтали о счастливой
жизни для всех людей
(слайд
4).

Маленький Лёва любил читать произведения
Александра Сергеевича Пушкина и многие
его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии
Пушкина осталась у него на всю жизнь.
Пушкина он считал своим учителем, когда
занялся писательской деятельностью
(слайд
5).

Вопросы
воспитателя

  • Где
    родился Толстой?

Расскажите
о родителях Толстого.

  • Сколько
    братьев и сестёр было у Льва Николаевича?

  • Кто
    был любимым поэтом Толстого? (Ответы
    детей.)


В
семье Толстого любили театр и часто в
семейном кругу сами

устраивали
различные спектакли.

А сейчас первое задание и первый
лепесток ромашки с наказами Льва
Николаевича.

 Грустная
девочка садится за стол рядом с клеткой
(Варя Ч.), в которой находится птичка.

Воспитатель: У
Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу
не пел. Варя пришла к чижу.

Ребенок: «Пора
тебе, чиж, петь».

Воспитатель: «Пусти
меня на волю, на воле буду весь день
петь».

Воспитатель: Ребята,
объясните Варе, почему чиж не поет в
клетке? (Дети рассуждают,
что жить в клетке тесно, летать невозможно:
одно мученье. Вывод: нельзя мучить птиц,
животных, нужно живое все любить)

Выходит
ребенок одетый как старичок (Миша Б).

Воспитатель: Старик
сажал яблони (ребенок выполняет движения).
Ему сказали: «Зачем
тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь
плода, и ты не съешь с них яблочек».

Ребенок: «Я
не съем, другие съедят, мне спасибо
скажут». (Дети делают вывод: этот
рассказ Л. Н. Толстого учит нас делать
добро людям)


И вы зарабатываете второй лепесток.

Воспитатель: Мы
с вами будущие школьники
и
сейчас вспомним еще один рассказ Л. Н.
Толстого.


Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу
и дала книгу кукле, будто школа.

Ребенок
(Эмилия
Г.)
: 
Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б — Бе.
Смотри, помни! (Дети делают вывод: надо
учиться).


Молодцы, ребята и вы зарабатываете
третий лепесток ромашки.

Воспитатель.
Первоначальное
образование он получил дома, как принято
было тогда в дворянских семьях. Затем
вместе с братьями и сестрой переезжает
в город Казань и поступает в Казанский
университет

(слайд
6).

Молодому
Льву Толстому хотелось проверить себя,
храбрый ли он человек, и увидеть своими
глазами, что такое война,
он
вместе с братом Николаем поступил на
военную службу и поехал служить на
Кавказ, а затем в Крым
(слайд
7).

Толстой был
храбрым и мужественным воином, участвовал
в различных боевых действиях.

За доблестную службу Лев Николаевич
награждён

орденом святой Анны «За храбрость»
и медалями «За защиту Севастополя».
Свои впечатления, а также подвиги героев,
своих товарищей, он отразил в книгах,
которые учат нас любить свою Родину,
стойко и храбро защищать ее от врагов
(слайд
8).
Вопросы воспитателя

  • Где
    учился Толстой?

  • Почему
    он оставил университет?

  • Каким
    воином показал себя Толстой?
    Давайте,
    вспомним, какие вы знаете пословицы и
    поговорки о Родине и дружбе?

·         Нет
ничего краше – чем Родина наша;

·          Если
дружба велика, будет Родина крепка.

·         Кто
служит Родине верно, тот долг исполняет
примерно.

·         Родина
– мать, умей за нее постоять;

·         Кто
с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

·         Нет
друга – ищи, а нашел – береги;

·         Родина
любимая — мать родимая.

·         Все
за одного — один за всех;

·         Сам
погибай, а товарища выручай.


Молодцы. И вы зарабатываете четвертый
лепесток.


Уволившись из Армии, он приехал в Ясную
Поляну, где прожил почти всю свою жизнь.
В
Ясной Поляне Толстой открыл школу для
крестьянских детей, где сам вел уроки
с несколькими постоянными учителями.
Затем
помогает открыть ещё более 20 школ в
окрестных деревнях (
слайд
9).

Учебников
для крестьянских детей тогда не было,
и Толстой занялся составлением «Азбуки»,
по которой затем учились грамоте многие
поколения.
Толстой
бесконечно любил детей, именно его
любовь к «маленьким мужичкам», как
именовал он крестьянских детей, и
проявилась в «Азбуке»
(слайд
10)

Воспитатель.
Лев
Николаевич был сильным и крепким,
здоровым человеком. Любил прогулки
пешком или на велосипеде, был опытным
наездником, зимой катался на коньках.
Всю свою жизнь он трудился: писал книги,
разводил пчёл, сажал деревья в саду и
в роще
(слайд
11).

Он
легко поднимал гири, играл в шахматы, в
русскую народную игру «Городки»
(слайд
12).
Давайте
и мы с вами немного поиграем.

Дидактическая
игра «Кто больше произведений Л. Н.
Толстого назовет».
Дети
встают в круг и передают мяч друг другу,
называя произведения Толстого. (Дети
зарабатывают пятый лепесток ромашки
с наказами Льва Толстого)

Воспитатель.
На фотографии мы видим Толстого в
просторной крестьянской одежде:
свободная, просторная, подпоясанная
ремнём рубаха. Ему было в ней удобно
работать. Толстой умел косить траву,
пахать землю. Труд крестьянина был ему
знаком, он с удовольствием трудился в
поле
(слайд
13) Вопросы воспитателя:

Чем
он стал заниматься в Ясной Поляне?

(Ответы
детей).

  • Как
    называлась книга, которую написал Л.
    Толстой для крестьянских детей?

    (
    Ответы
    детей)

Воспитатель.
Толстой очень любил народную музыку,
особенно игру на балалайке
(слайд
14).
Слушание
русской народной мелодии.

Хоровод
«Берёзка».

Воспитатель.
Берёзка в белом сарафане,
Весною
водит хоровод.
(Ритмично
ходят по кругу)
Звенит
серёжками так нежно
(Ритмично
встряхивают кистями рук).
И
птичек в гости всё зовёт.
(Делают
взмахи руками.)

Раскроет свои руки
– ветки
(Руки
вверх, пальцы раскрывают, опускают руки)

Опустит
ветки
(Руки
вниз).
,
Подставит
солнышку листочки

(Руки перед собой, ладони раскрывают)

Чтоб
лучик на ветвях повис.

(Опускают кисти рук вниз).

Воспитатель.
Любимым композитором у Толстого был
Фридрих Шопен. Писатель сам играл на
фортепиано и в молодости даже сочинил
вальс

Показ
слайда: «Толстой за фортепиано» и
портрета Шопена
(слайд
15),

слушание музыки Ф. Шопена.

Воспитатель: Ребята,
давайте вспомним, какие еще рассказы
Л. Н.Толстого вы знаете и чему они учат
нас с вами.

Литературная
игра “Назови, из какого рассказа
 отрывок”

 1.
«…Стало Филипку скучно одному, бабушка
заснула, а он стал искать шапку. Своей
не нашел, взял старую, отцовскую и пошел
в школу…».

(«Филипок»)


И вы зарабатываете шестой лепесток
ромашки.

2.«…Котят
было пять. Когда они выросли немножко
и стали вылезать из-под угла, где вывелись,
дети выбрали себе одного котенка, серого
с белыми лапками, и принесли в дом…»
(«Котёнок»)
(слайд
16) —
Седьмой
лепесток.

3.«…Беда
в том, что в сливах есть косточки, и если
кто не умеет их есть и проглотит косточку,
то через день умрет. Я этого боюсь…».

(«Косточка»)
(слайд
17) —
Восьмой
лепесток.

4.
«…Старшая девочка кричала: «Брось
грибы!», а маленькая девочка думала, что
ей велят собрать грибы, и ползала по
дороге…».

(«Девочка
и грибы»)
(слайд
18). —
Девятый
лепесток.

Воспитатель: Много
произведений мы вспомнили. А чему учит
Лев Николаевич в них? (ответы детей).

Правильно, книги Толстого учат нас быть
настоящими товарищами, честными,
отважными, отзывчивыми на чужую боль и
беду, не бросать друга в беде, стараться
из любой трудной ситуации найти выход.
(Дети прикрепляют последний лепесток
к ромашке.)

После
смерти писателя в Ясной Поляне былоснован
музей в 1921 году
(слайд
19, 20).

Воспитатель: Ребята,
посмотрите, что получилось: ромашка
(один из символов России) с наказами Л.
Н. Толстого детям. Послушайте, что у нас
получилось:

Лев
Николаевич …Толстой,

Любил
детей он всей … душой.

Учил
он старших … уважать,

А
малышей … не обижать.

Учил
живое все … любить

И
непременно добрым… быть.

Чтобы
желание … трудиться,

Не
позволяло нам … лениться.

Не
нужно жадным … быть,

И
всегда правду … говорить.

Воспитатель: Вот
и подошло к концу наше занятие. Много
нового и интересного узнали мы о жизни
и творчестве великого русского писателя
– Льва Николаевича Толстого, которого
помнят до сих пор.

Итог
занятия.


  • Каким человеком был писатель Толстой?
    (Ответы
    детей).


  • Чем мы сегодня занимались? Что больше
    всего вам понравилось? — Что вам
    показалось трудным?
    Мне
    понравилось, как вы сегодня работали,
    думали и отвечали на вопросы.


В заключение занятия хочу подарить вам
раскраски по произведениям Льва
Николаевича Толстого. Из каких произведений
эти раскраски? (Ответы детей: «Косточка»,
«Два товарища», «Собака и её тень», «Варя
и чиж» и др.)

Список
литературы:

  1. Толстой
    Л. Н. «Сказки. Рассказы. Басни. Были».
    Издательство «Проф – пресс», 2012

  2. Детская
    литература. Учебное пособие. /Под ред.
    Е. О. Путиловой. – М., «Академия», 2014. –
    189 с.

  3. Детская
    литература. Выразительное чтение.
    Практикум Учебное пособие. / Под ред.
    Т. В. Рожковой. – М., «Академия», 2014. –
    261 с.

Информация о материале
Просмотров: 160795

Список художественной литературы на лето от кафедры словесности Новой школы

Интересная история и мифы 

  1. Л. Воронкова «Сын Зевса», «Повести об Александре Македонском»
  2. М. Гаспаров «Занимательная Греция»
  3. Ч. Диккенс «История Англии для юных»
  4. Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
  5. С. Лурье «Письмо греческого мальчика», «Заговорившие таблички»
  6. М. Матье «День египетского мальчика»
  7. Ж. Рони-старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев»
  8. В. Смирнова «Герои Эллады»
  9. М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
  10. Л. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции» 

Сказки, фэнтези и фантастика

  1. М. Аромштам «Плащ Крысолова»
  2. Л. Бессон «Артур и минипуты»
  3. К. Булычев «Приключения Алисы»
  4. К. ДиКамилло «Удивительные приключения кролика Эварда», «Приключения мышонка Десперо», «Спасибо Уинн-Дикси»
  5. Р. Киплинг «Пак с Волшебных холмов», «Подарки фей»
  6. Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
  7. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  8. К. Льюис «Хроники Нарнии»
  9. Ф. Пулман «Золотой компас», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп»
  10. Дж. Роулинг Книги о Гарри Поттере
  11. Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
  12. К. Функе «Чернильное сердце»
  13. К. Чапек «Сказки и веселые истории»
  14. М. Энде «Момо», «Бесконечная история»
  15. Т. Янсон «Все о Муми-троллях» 

Жизнь и приключения детей и взрослых 

  1. Н. Абгарян «Манюня»
  2. В. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»
  3. Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой»
  4. А. Бруштейн «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна»
  5. Л. Будогоская «Повесть о рыжей девочке».
  6. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
  7. «Библиотека путешествий»: Америго Веспуччи, Фернан Магеллан; Миклухо-Маклай Н. «Путешествие на Новую Гвинею»; Нансен Ф. «Северный полюс», Амудсен Р. «Южный полюс» и другие книги из этой серии
  8. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров»
  9. А. Гайдар «Судьба барабанщика»
  10. Г. Галахова Г. «Невозможный Кукушкин»
  11. М. Додж «Серебряные коньки»
  12. А. Дюма «Три мушкетёра»
  13. А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда Мороза»
  14. М. Зощенко Рассказы для детей
  15. Е. Ильина «Четвертая высота»
  16. Ф. Искандер «День Чика»
  17. В. Катаев «Белеет парус одинокий», «Волны Черного моря», «Хуторок в степи», «Катакомбы»
  18. В. Каверин «Два капитана»
  19. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», «Будьте готовы, ваше величество», «Улица младшего сына», рассказы
  20. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов»
  21. Э.Л. Конигсбург «Из Архива Миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире»
  22. Я. Корчак «Король Матиуш»
  23. В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Самолет по имени Сережка», «Мальчик девочку искал», «Мушкетер и фея», «Болтик», «Трое с площади Карронад», «Оруженосец по имени Кашка», «Тень каравеллы» и др.
  24. Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
  25. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  26. А. Линдгрен «Рони, дочь разбойника», «Расмус-бродяга»
  27. Д. Лондон «Рассказы южных морей»
  28. В. Медведев «Фантазии Баранкина» («Баранкин, будь человеком!»)
  29. О. Генри Рассказы
  30. Д. Олдридж «Последний дюйм»
  31. А. Нанетти «Мой дедушка был вишней»
  32. М. Нильсон «Цацики идёт в школу»
  33. М. Парр «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал»
  34. Д. Пеннак «Камо. Побег», «Камо и я», «Камо. Агентство Вавилон», «Камо. Идея века»
  35. М. Пришвин «Кладовая солнца»
  36. М. Рид «Всадник без головы», «Морской волчонок», «Охотники на бизонов» и др.
  37. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства»
  38. Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»
  39. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
  40. В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
  41. Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Черная стрела»
  42. М. Твен «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Принц и нищий»
  43. А.К. Толстой «Князь Серебряный»
  44. А. Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море»
  45. Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
  46. К. Чуковский К. «Серебряный герб»
  47. Н. Чуковский «Водители фрегатов», «Морской охотник» 

Жизнь и приключения животных и людей

  1. В. Астафьев «Стрижонок Скрип»
  2. П. Гэллико «Томасина»
  3. Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери», «Три билета до Эдвенчер», «Ослокрады», «Говорящий сверток»
  4. Р. Киплинг «Маугли», «Книга джунглей», «Ваш покорный слуга пес Бутс»
  5. Ф. Кнорре «Соленый пес»
  6. Ю. Коваль «Недопесок», «Алый», «Чистый дор», «Листобой»
  7. А. Куприн «Белый пудель», «Ю-ю», «Слон»
  8. Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
  9. Д. Лондон «Белый клык»
  10. Ф. Моуэт «Собака, которой не хотелось быть просто собакой»
  11. Д. Пеннак «Собака Пес», «Глаз волка»
  12. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных
  13. Э. Файн «Дневник кота-убийцы»
  14. В. Чаплина «Кинули», рассказы о животных
  15. С. Черный «Приключения Фокса Микки» 

Список художественной литературы на лето от челябинского Физико-матетического лицея №31

У истоков литературы

  1. Л. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции»
  2. Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

Из русской классики

  1. А. Пушкин «Метель», «Выстрел»
  2. Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (цикл рассказов)
  3. Н. Лесков «Левша»
  4. А. Грин «Алые паруса»
  5. Е. Шварц «Обыкновенное чудо»

Книги о ровесниках

  1. В. Распутин «Уроки французского»
  2. В. Катаев «Хуторок в степи»
  3. А. Гайдар «Судьба барабанщика»
  4. В. Железников «Чучело», «Чудак из «6б»
  5. В. Крапивин «Мальчик со шпагой»
  6. Д. Пеннак Повести о Камо: «Побег», «Агентство «Вавилон», «Идея века», «Камо и я»
  7. Э. Портер «Поллианна», «Поллианна возвращается»
  8. А. Гиваргизов «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия»
  9. М. Ибрагимбеков «Пусть он останется с нами», «За все хорошее — смерть»
  10. У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Иоханна?»
  11. М. Энде «Момо»
  12. Х. Ли «Убить пересмешника»

О сильных духом

  1. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  2. Д. Лондон «Любовь к жизни»
  3. Скотт О Делл «Остров голубых дельфинов»

Мир приключений и фантастики

  1. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  2. А. Дюма «Три мушкетера»
  3. Д. Лондон «Белый клык»
  4. Ж. Верн «Таинственный остров»
  5. Г. Уэллс «Человек — невидимка»
  6. Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Черная стрела»
  7. А. Беляев «Голова профессора Доуэля»

Мир природы и человека

  1. Ч. Айтматов «Белый пароход»
  2. С. Востоков «Остров, одетый в джерси»
  3. Сат-Ок «Земля соленых скал»
  4. М. Зверев «Белый марал», «Кладовая чудес

Список от С.И.Красовской

Книги о ровесниках

  1. А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»
  2. Б. Алмазов. Я иду искать
  3. Б. Неверов. Ташкент – город хлебный
  4. А. Рыбаков. Кортик. Бронзовая птица.
  5. И. Токмакова. Сосны шумят
  6. В. Богомолов. Иван
  7. А. Гайдар. Горячий камень. Голубая чашка.
  8. Д. Нагишкин. Амурские сказки
  9. М. Твен. Приключения Гекльберри Финна
  10. Б. Питцорно. Послушай моё сердце
  11. А. Тор. Остров в море. Пруд Белых лилий. Глубина моря. Открытое море.
  12. У. Старк. Чудаки и зануды

О сильных духом

  1. Э. Фонякова. Хлеб той зимы
  2. О. Громова. Сахарный ребёнок

Мир природы и человека

  1. Г. Троепольский. Белый Бим Чёрное ухо

Список от А.А. Скулачева (дополнение – «Гид по чтению»)

Обязательная литература:

  1. Л. Н. Толстой «Отрочество»
  2. А. П. Чехов «Степь»
  3. Ч. Айтматов «Ранние журавли»
  4. Дж. Лондон «Белый клык»
  5. А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
  6. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  7. М. Рид «Всадник без головы»
  8. А. С. Пушкин «Дубровский»

Дополнительная литература:

  1. А. Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий»
  2. Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
  3. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
  4. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  5. А.Линдгрен «Пеппи длинный чулок», «Мы – на острове Сальткрокка»
  6. Я. Корчак «Король Матиуш Первый»
  7. А. Грин «Золотая цепь», «Алые паруса»
  8. В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»
  9. М. Метерлинк «Синяя птица»
  10. Р. Распе «Приключения Барона Мюнхгаузена»
  11. Л. Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине»
  12. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
  13. Г. К. Честертон «Рассказы о патере Брауне»
  14. Е. Шварц «Дракон»
  15. Ф. Купер «Зверобой, или Первая тропа войны»
  16. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»
  17. Ж. Верн «Таинственный остров»
  18. Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
  19. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

Гид по чтению за 6 класс от Антона Скулачева

Список от Г.Г.Щербаковой

  1. Н.Кун.Мифы Древней Греции.
  2. В.Смирнова.Герои Эллады.
  3. Л.Воронкова.Повести об Александре Македонском.
  4. Исторические произведения для детей о Др.Египте,Месопотамии,Др.Индии.
  5. А.С.Пушкин.Барышня-крестьянка.Выстрел.
  6. Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки.
  7. А.П.Чехов.Рассказы для детей.
  8. М.М.Зощенко.Юмористические рассказы.
  9. А.Платонов.Рассказы для детей.
  10. М. М. Пришвин. Рассказы.
  11. В.Железников. Чудак из 6 «Б». Путешественник с багажом.
  12. В.Крапивин.Брат,которому семь.Звезды под дождем. Всадник со станции Роса.
  13. А.Лиханов. Последние холода.
  14. Ю.Яковлев.Цветок хлеба.
  15. Л.Лагин.Старик Хоттабыч.
  16. К.Чуковский. Серебряный герб.
  17. А.Рыбаков.Кортик.Бронзовая птица.Выстрел.
  18. В.Медведев.Баранкин,будь человеком! и другие сказочные повести.
  19. А.Алексин.Любые повести.
  20. Ю.Сотник.Любые повести и рассказы.
  21. Г.Бичер-Стоу.Хижина дяди Тома.
  22. Ж.Верн.Дети капитана Гранта.Таинственный остров.Пятнадцатилетний капитан.
  23. К.Дойл.Рассказы о Шерлоке Холмсе.
  24. М.Твен.Приключения Тома Сойера.Приключения Гекльбери Финна. Принц и нищий.
  25. Л.Кэролл.Алиса в стране чудес.
  26. Д.Лондон. На берегах Сакраменто
  27. А.Линдгрен.Любые произведения.
  28. Г.Мало.Без семьи.
  29. Э.Сетон-Томпсон.Маленькие дикари

    Список литературы на лето программа « Перспектива»

  • Для 2 класса
      Русские народные сказки

    1. Владимир Иванович Даль «Что значит досуг?»
    2. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
    3. Лев Николаевич Толстой «Филипок».
    4. Нина Михайловна Артюхова «Подружки».
    5. Виталий Валентинович Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
    6. Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился».
    7. С. Маршак «Багаж», «Детки в клетке».
    8. Т. Собачкин «Песни бегемотов».
    9. А. Усачев «Умная собака», «Соня».
    10. Х. Андерсен «Гадкий утенок».
    11. Братья Гримм «Король-Дроздовик».
    12. С. Чарушин «Про Томку».
    13. М. Пришвин «Ёж».
    14. В. Драгунский «Он живой и светится».
    15. Я. Аким. «Мой верный чиж»
    16. Р. Сеф «Кто любит собак?»
    17. Э. Мошковская «Обида», «Книга для друга».
    18. М. Пришвин «Глоток молока».
    19. В. В. Бианки «Лис и мышонок»
    20. Маршак «Детский сад. Зоосад»,«Друзья-товарищи».
    21. Е. Пермяк «Бумажный змей»,
    22. Н. Носов «Затейники».
    23. В. Лунин «Я и Вовка».
    24. В. Голявкин «Болтуны».
    25. А. Барто «Если вы ему нужны».
    26. Степанов «Моя родина – Россия».
    27. Баруздин «Главный город»
    28. Трутнева «В родном краю»
    29. Преображенская «Наша улица»
  • Для 3 класса
    1. Аксандров Т. « Домовенок Кузька»
    2. Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», « Стойкий оловянный солдатик”, «Оле-Лукойе», «Огниво»
    3. Б. Гримм «Бременские музыканты»
    4. Бианки В. «Лесная газета», «Лесные домишки»
    5. Волков А. “Волшебник Изумрудного города”
    6. Гайдар А. «Чук и Гек»
    7. Гаршин “Лягушка – путешественница”
    8. Гауф В. «Карлик Нос», “Маленький Мук”
    9. Драгунский В. «Он живой и светится», «Первый день», «Где это видано?», «Хитрый способ»
    10. Дуров В. « Мои звери». Рассказы
    11. Житков Б. «Как я ловил человечков»
    12. Жуковский В. «Как мыши кота хоронили»
    13. Заходер Б. «Про все на свете». Стихи и сказки
    14. Зощенко М. «Учёная обезьянка»
    15. Катаев В. «Цветик-семицветик»
    16. Мамин – Сибиряк Д. “Серая Шейка”
    17. Носов Н. «Незнайка на Луне», «Ступеньки»
    18. Одоевский В. “Городок в табакерке”
    19. Осеева В. «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье»
    20. Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки
    21. Платонов А. “Разноцветная бабочка”
    22. Пляцковский М. «Карусельные лошадки»
    23. Прокофьев С. «Приключения желтого чемоданчика»
    24. Пушкин А.С. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
    25. Р. Киплинг “Рикки – Тикки – Тави”
    26. Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын»
    27. Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
    28. Толстой Л. «Филиппок»
    29. Ушинский К. «Два плуга»
    30. Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
    31. Чарушин Е. «Никитка и его друзья»
    32. Ш. Перро «Спящая красавица»
    33. Шварц Е. “Сказка о потерянном времени”, «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах»
  • Для 4 класса
    1. П.П. Ершов «Конек-горбунок»
    2. А.С. Пушкин – стихи, сказки
    3. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
    4. Л.Н. Толстой – рассказы детям
    5. Ф.И. Тютчев – стихи
    6. А.А. Фет – стихи
    7. Н.А. Некрасов – стихи и поэмы
    8. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
    9. П.П. Бажов «Серебряное копытце»
    10. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
    11. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
    12. С.А. Есенин – стихи
    13. М.И. Цветаева – стихи
    14. Е.И. Чарушин – рассказы о животных
    15. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
    16. К. Булычев «Путешествие Алисы»
    17. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
    18. Г.Х. Андерсен «Русалочка»
    19. М. Твен «Приключения Тома Сойера»
    20. В. Железников «Чучело»
    21. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», «Звёздный мальчик»,«Карлик Нос»
    22. Р. Киплинг «Маугли»
    23. Ю. Олеша «Три толстяка»
    24. Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»
    25. А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»
    26. П. Треверс «Мери Поппинс»
    Произведения для самостоятельного чтения 5—11 классы
    Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
    Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы.

  • Для 5 класса
      Русская литература:

    1. Русские народные сказки: «Финист – Ясный Сокол»
    2. Жуковский В. «Спящая царевна»
    3. Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «сказка о попе и работнике Балде»
    4. Гоголь Н. «Майская ночь, или Утопленница»
    5. Куприн А. «Чудесный доктор»
    6. Зощенко М. «Великие путешественники»
    7. Платонов А. «Волшебное кольцо»
    8. Паустовский К. «Кот-ворюга»
    9. Астафьев В. «Васюткино озеро»
    10. Белов В. «Скворцы»
      Зарубежная литература

    1. Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
    2. Андерсен Г.-Х. «Соловей»
    3. Дефо Д. «Жизнь и приключения Робинзона Крузо…»
    4. Киплинг Р. «Кошка, которая гуляла сама по себе»
    5. Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста»
    6. Родари Д. «Сказки по телефону» или «Говорящий сверток»
    7. Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
    8. Уайльд О. «Соловей и роза»
  • Для 6 класса
      Русская литература XIX века

    1. Пушкин А. «Повести Белкина»
    2. Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
    3. Лесков Н. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
    4. Тургенев И. «Хорь и Калиныч»
    5. Достоевский Ф. «Мальчик у Христа на ёлке»
    6. Толстой Л. «Хаджи-Мурат»
    7. Чехов А. «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Беззащитное существо»,»Жалобная книга» и др.
      Русская литература XX века

    1. Алексин А. «Звоните и приезжайте»
    2. Астафьев В. «Фотография, на которой меня нет»
    3. Белов В. Рассказы для детей
    4. Булычев Кир «Заповедник сказок»
    5. Железников В. «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
    6. Зощенко М. Рассказы для детей
    7. Искандер Ф. «Первое дело», «Запретный плод», «Мученики сцены», «Вечерняя дорога», рассказы о море
    8. Крапивин В. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
    9. Платонов А. «В прекрасном и яростном мире»
    10. Паустовский К. «Мещёрская сторона»
      Зарубежная литература

    1. Брэдбери Р. «Третья экспедиция»
    2. Генри О. «Вождь краснокожих»
    3. Дюма А. «Три мушкетёра»
    4. Конан Дойл А. «Горбун»
    5. Купер Ф. «Последний из могикан», «Следопыт», «История с привидением»
    6. Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Сказание о Ките», «Белое безмолвие», «Там,где расходятся пути».
    7. Майн Рид Т. «Всадник без головы»
    8. Сетон-Томпсон Э. «Тито», «Мальчик и рысь», «Мустанг-иноходец», «Лобо»,
    9. «Домино», «Улыбчивый певец», «По следам оленя»
    10. Стивенсон Р. «Остров сокровищ»
    11. Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
    12. По Э. «Овальный портрет»
  • Для 7 класса
      Русская литература XIX века

    1. Жуковский В. «Светлана»
    2. Пушкин А. «Полтава», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь»
    3. Гоголь Н. «Тарас Бульба»
    4. Тургенев И. «Бурмистр», «Певцы»
    5. Салтыков-Щедрин М. Сказки
    6. Толстой Л. «Детство», «Хаджи-Мурат»
    7. Куприн А. «Изумруд», «Тапер»
    8. Чехов А. «Размазня», «Тоска» и другие рассказы
      Русская литература XX века

    1. Горький М. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Детство»
    2. Бунин И. «Сны Чанга»
    3. Зощенко М. «История болезни»
    4. Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»
    5. Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
    6. Розов В. «В добрый час!»
    7. Рыбаков А. Трилогия о Кроше
    8. Астафьев В. «Мальчик в белой рубашке»
      Зарубежная литература

    1. Брэдбери Р. «Всё лето в один день», «Зелёное утро», «Каникулы»
    2. Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Белый клык»
    3. Олдридж Д. «Последний дюйм»
    4. По Э. «Лягушонок», «Золотой жук», «Овальный портрет»
    5. Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т.Габбе)
    6. Сент-Экзюпери А. «Планета людей»
    7. Твен М. «История с привидением»
    8. Уэллс Г. «Война миров»
  • Для 8 класса
      Русская литература

    1. Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»
    2. Пущин И. «Записки о Пушкине»
    3. Гоголь Н. «Ревизор», «Женитьба», «Петербургские повести»
    4. Тургенев И. «Ася», «Первая любовь»
    5. Толстой Л. «После бала», «Детство», «Отрочество», «Хаджи-Мурат»
    6. Бунин И. «Цифры», «Лапти»
    7. Цветаева М. «Мой Пушкин»
      Зарубежная литература

    1. Бирс Э. «Человек и змея»
    2. Гарди Т. «Роковая ошибка церковных музыкантов»
    3. Генри О. «Вождь краснокожих»
    4. Гюго В. «93-й год», «Человек, который смеётся»
    5. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается»
    6. Джованьоли Р. «Спартак»
    7. Диккенс Ч. «Пойман с поличным»
    8. Ирвинг Т. «Жених-призрак», «Рип ван Винкль»
    9. Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна»
    10. Конан Дойл А. «Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки»
    11. Лондон Д. «Под палубным тентом»
    12. Мериме П. «Взятие редута», «Коломбо», «Таманго»
    13. Мопассан Г. «Туан»
    14. Моэм У. «Завтрак»
    15. По Э. «Очки», «Украденное письмо», «Лягушонок»
    16. Стивенсон Р. «Владетель Баллантре», «Маркхейм»
    17. Твен М. «Журналистика в Теннеси»,
    18. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
    19. Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка»
    20. Хаггард Г.Р. «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона», «Дитя из слоновой кости», «Ласточка», «Прекрасная Маргарет»
    21. Честертон Г. «Тайна Фламбо»
    22. Шекли Р. «Запах мысли»
    23. Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей»
    24. Ямамото С. «Диалог о песне»
  • Для 9 класса
      Русская литература

    1. «Слово о полку Игореве»
    2. Фонвизин Д. «Недоросль»
    3. Карамзин Н. «Бедная Лиза»
    4. Грибоедов А. «Горе от ума»
    5. Пушкин А. «Евгений Онегин», стихи
    6. Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
    7. Гоголь Н. «Мертвые души»
    8. Чехов А. «Медведь»
    9. Аверченко А. Рассказы по выбору учащихся, например, «Кривые углы»
    10. Тэффи Рассказы по выбору учащихся, например, «Русские в Европе», «Маркита»
    11. Булгаков М. «Похождения Чичикова»
    12. Бунин И. Рассказы по выбору учащихся
    13. Шолохов М. «Судьба человека»
      Поэзия XX века:

    1. Ахматова А.
    2. Блок А.
    3. Есенин С.
    4. Цветаева М.
      Зарубежная литература

    1. Шекспир У. Сонеты
    2. Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве»
    3. Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
    4. Распутин В. «Прощание с Матёрой»
  • Для 10 класса
      Русская литература

    1. Пушкин А. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», стихи
    2. Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
    3. Гоголь Н. «Мертвые души»
    4. Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
    5. Гончаров И. «Обломов»
    6. Тургенев И. «Отцы и дети», «Записки охотника»
    7. Салтыков-Щедрин М. «История одного города»
    8. Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
    9. Толстой Л. «Война и мир»
    10. Лесков Н. «Тупейный художник»
    11. Чехов А. «Маленькая трилогия», «Ионыч», «Толстый и тонкий» (рассказы), «Вишневый сад», «Дядя Ваня» (пьесы)
    12. Фет А. Стихи
    13. Тютчев Ф. Стихи
      Зарубежная литература

    1. По Э. «Убийство на улице Морг»
    2. Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»
    3. Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца»
  • Для 11 класса
      Проза конца 19-нач. 20 века

    1. Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
    2. Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
    3. Аверченко А. Рассказы (2-3)
    4. Зощенко М. Рассказы (2-3)
      Поэзия «серебряного» века

    1. Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
    2. Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
    3. Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
    4. Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
      Литература 20-х годов

    1. Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
    2. Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
    3. Есенин С. Стихотворения разных лет
    4. Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
      Литература 30-40-х годов

    1. Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
    2. Платонов А. Рассказы (2-3)
    3. Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
    4. Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
    5. Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
    6. Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
      Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет

    1. Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
    2. Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
    3. Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
      Литература 50-80 годов

    1. Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
    2. Твардовский А. Обзор творчества.
    3. Распутин В. «Прощание с Матерой»
    4. «Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
    5. Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
      Литература русского зарубежья:

    1. Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
    2. Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
    3. Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
      Современная литература

    1. Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
    2. Улицкая Л. Любая проза
    3. Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.

  • Толстой и его отношение к героям романа война и мир сочинение
  • Толстой алексей константинович рассказы
  • Толстой алексей николаевич сорочьи сказки
  • Толковый словарь бабушкины сказки
  • Толковый словарь русского языка рассказ о нем