Толстой лев николаевич рассказ для детей

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 258-259толстой лев николаевич кавказский пленникчитайте также: размышляем о прочитанном1.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Конспект урока для 2 класса на тему: Лев Николаевич
Толстой

Цель: создать
образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения
А Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя..»

Задачи урока:

  • Познакомить с новыми фактами
    биографии Л.Н. Толстого;
  • Познакомить с содержанием рассказа Л.
    Н. Толстого;
  • Учить восстанавливать текст
    произведения по сюжетным рисункам;
  • Учить определять главную мысль
    рассказа Л.Н. Толстого.
  • Работать над навыками осмысленного,
    правильного чтения.
  • Учить работать с текстом.

Ход урока

1.    
Организационный момент.

— Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища
влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки
(поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду
цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее
(трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее
(хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье
сбережём (трут ушки)

Улыбнулись снова

Будьте все здоровы! (руки в
стороны)

Молодцы садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе утро, ребята! А чтобы наше
утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и,
закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного
чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

2.Активизация
на познавательную деятельность.

На
уроках чтения мы совершаем путешествие в мир книг. В народе говорят: «Испокон
века книга растит человека».

Как
вы понимаете это высказывание?

Книги
учат человека выражать свои мысли, заставляет думать размышлять. Книги учат,
как надо пр
авильно поступать в тех или иных ситуациях.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня
на уроке мы познакомимся с новым произведением, и в конце урока ответим на вопрос:
«Чему учит нас это произведение?» (вопрос на доске).

Организация познавательной деятельности.

3.Изучение нового

1.       Подготовка
к первичному восприятию произведени
я.

Слайд 3.

Перед
вами репродукция картины Н. Богданова-Бельского. Рассмотрите её внимательно.
Скажите, что изображено на картине?

На
репродукции картины изображены дети, учитель, который ведёт урок.

Как
вы думаете, где находится школа? И кто в ней учится?

Школа
находится в селе. Учатся в ней крестьянские дети.

Действительно,
в сельской школе идёт урок арифметики. На доске учителем написана задача,
которую предстоит решить. Дети, изображенные на картине, с увлечением, усердием
ищут решение з адачи.

Н.
Богданов-Бельский на своей картине изобразил С.А. Рачинского (1833-1902) –
российского ученого, педагога. Продолжая начинания своих родителей, он
преподавал в сельской школе. С.А. Рачинский был любимым наставником
крестьянских детей.

Предположите,
о чем мы сегодня будем читать?

Сегодня
мы будем читать произведение о школе.

Подумайте,
а кто учится в этой школе?

Наверное,
крестьянские дети.

Кто
же является автором произведения, которое мы сегодня будем читать и
анализировать? На этот вопрос вы сможете ответить, прослушав мой рассказ.

Автором
этого произведения является наш земляк. Он родился и большую часть своей жизни
прожил в Ясной Поляне. Имя этого великого писателя знает весь мир. Он написал
очень много произведений и для детей, и для взрослых. Всего 90 томов. Кто этот
писатель?

Этот
писатель – Лев Николаевич Толстой.

Слайд 4.

А
что интересного из жизни Л.Н. Толстого вы знаете. Поделитесь своими знаниями со
своими товарищами.

Учитель
и ученики заслушивают ответы детей.

В
самом начале нашей беседы мы сказали, что будем читать произведение о школе, в
которой учатся крестьянские дети. А как связаны Л.Н. Толстой и школа для
крестьянских детей?

Мы
знаем, что Лев Николаевич Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для
крестьянских детей, где сам и учил их. А 
помогали
ему дочери.

Слайд 5.

Правильно,
ребята. В школе Л. Н. Толстого дети учились читать, писать, считать, были у них
занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах
и после занятий Л.Н. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное,
показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, лето ходил в лес
или на речку, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с
удовольствием ходили в школу.

Пришла
пора узнать название нашего рассказа.

Слайд 6.

Расшифруйте
запись.

Филипок.

Молодцы,
ребята. Сегодня мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Филипок».

Слайд 7.

Как
вы думаете, кто такой Филипок?

Филипок-это
крестьянский мальчик.

Он
взрослый или маленький?

Филипок
– маленький мальчик.

Почему
вы так решили?

Его
автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок.

Посмотрите
на обложку книги и предположите о чем будем сейчас читать?

Ответы
учащихся.

4.Первичное восприятие. Чтение текста с
остановками.

Читает
учитель. Книги учащихся закрыты.

    Сейчас мы начнем читать
произведение. Во время чтения рассказа будьте внимательны. Я буду делать
остановки и задавать вам вопросы. А вы – отвечать на них.

Был мальчик, звали его Филипп.
Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.

Что произошло дальше?

Но мать сказала ему: куда ты,
Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать
оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла
на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

Что случилось потом?

Стало Филипку скучно одному,
бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую
и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви.
Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но
когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая
собака Волчок.

Что сделал Филипок?

Филипок бросился бежать,
собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал
собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал,
подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Куда побежал Филипок?

Прибежал он к школе. На
крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел
страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти
— опять собака заест, в школу идти — учителя боится. 

Что же было дальше?

Шла мимо школы баба с ведром и
говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах
снял шапку и отворил дверь.

Что увидел Филипок?

Школа вся была полна ребят.
Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал
он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты
кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался,
что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А
Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он
посмотрел на учителя и заплакал.

Как вы думаете, ушёл ли Филипок домой или
остался? Что сделал учитель?

Тогда учителю жалко его стало.
Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филипок, Костюшкин
брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в
школу.

— Ну, садись на лавку
возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать
Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое
имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все
засмеялись.

— Молодец, — сказал
учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал:
Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель
засмеялся и сказал:
 ты
погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить
с ребятами в школу.

Проверка первичного восприятия.

Понравился ли вам рассказ?

Ответы детей.

Что особенно понравилось?

Ответы детей.

Когда было страшно? Почему?

Ответы детей.

Что вызвало ваш смех?

Ответы детей.

Когда героя было жалко? Почему?

Ответы детей.

Анализ произведения. Словарная работа.

Что вы узнали о Филипке в начале?

Был мальчик. Звали его Филипп. Он был ещё
маленький и мать не пускала его в школу.

Почему Филипок остался дома с бабушкой?

Все ушли. Отец – в лес. Мать – на падённую
работу.

        Слайд
8.1        

Как
вы понимаете словосочетание «подённая работа»?

Ответы
детей.

Обратимся
к Толковому словарю Ушакова.

Прочитайте,
что такое «падённая работа».

Падённый
– оплачиваемый по дням; производимый
 за рабочий
день.

Продолжим
работу по тексту. Что сделал Филипок, когда бабушка уснула?

Он
взял отцовскую шапку и пошёл в школу.

Почему
он взял отцовскую шапку?

Свою
он не нашёл.

Почему
он не стал продолжать искать свою шапку, а взял отцовскую?

Он
очень торопился.

Найдите
в тексте и прочитайте, где находилась школа?

Школа
была за селом у церкви.

Что
случилось по дороге в школу.

Пока
он шёл по своей слободе, собаки его не трогали. Но, когда он вышел к чужим
дворам на него набросились собаки.

Как
вы понимаете слово «слобода»?

Слайд 8.2

Слобода – большое село, деревня.

Почему же собаки залаяли на него?

Собаки его не знали. А Филипок очень
торопился.

Представьте себя на месте Филипка.
Расскажите, что он почувствовал, когда столкнулся с чужими собаками.

Ответы детей.

Кто помог Филипку?

Вышел мужик, отогнал собак.

Как мужик назвал мальчика?

Пострелёнок.

Слайд 8.3

Откройте
словарик в учебнике и прочитайте значение этого слова.

Пострелёнок
– непоседа, шалун.

Ответил
ли Филипок мужику? Почему?

Филипок
ничего не сказал. Он, наверно, сильно испугался.

Что
он сделал?

Он
подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Слайд 8.4

Что значит «полы»? Прочитайте.

Дети читают на доске.

Как это «во весь дух»?

Во весь дух – быстро.

Какое чувство испытал Филипок около школы?

Филипок испытал страх.

Чего он испугался?

Он испугался, что учитель его прогонит.

Кто помог Филипку решиться войти в школу?

Его пристыдила баба.

Что он сделал, когда вошёл в школу?

Он снял шапку.

Почему?

Так было принято.

О каком качестве мальчика это говорит?

Он был хорошо воспитан.

Каким Филипок увидел учителя?

Учитель в красном шарфе ходил посередине.

Какие слова помогают понять, что мальчик
сильно испугался, когда учитель его окликнул?

Он так испугался, что говорить не мог. В
горле от страха пересохло.

Почему Филипок заплакал?

Ему стало обидно, что вдруг ему не
разрешат ходить в школу.

Кто поддержал мальчика?

Ребята.

Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

Дети читают.

Когда же Филипок осмелел?

Когда понял, что учитель похвалил его.

А за что учитель похвалил Филипка?

За то, что знает буквы и сумел сложить
свое имя.

Как о себе говорит Филипок?

Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть
какой ловкий.

Слайд 8.5

Что значит «бедовый»? Прочитайте.

Бедовый – ловкий, сообразительный.

Что изменилось в жизни Филипка в конце?

Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Пофантазируйте и придумайте, что произошло
с Филипком дальше. Каким он стал учеником?

Ответы детей.

Физкультминутка. 

Мы дружно трудились, 

Немного устали.

Быстро все сразу 

За партами встали.

Руки поднимем, 

Потом разведем.

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем.

5.Закрепление

1. Узнал ли ты сказку? Расскажи её по
рисункам.

«Три
медведя»

Пошла Машенька
в лес по грибы и заблудилась.  Набрела она на избушку, зашла, внутри нет
никого. А в этой избушке жили три медведя. Вошла девочка и увидела
стол, три стула и три тарелки с кашей: большая, средняя и маленькая. Поела она
из всех тарелок и пошла в спальню. Там она увидела три
кровати. Полежала Маша на всех,  выбрала самую маленькую и
улеглась спать. Вернулись медведи домой. Медвежонок начал кричать, кто
сидел на его стуле и ел с его посуды. Машенька проснулась от этих звуков и
кинулась бежать. А вдогонку ей медведи бежали бежали, но не догнали.

2. Найди в библиотеке книгу «Л. Н. Толстой
— детям». Какие произведения включены в неё? Перечисли.

«Старый дед и
внучек», «Филипок», «Правда всего дороже», «Котенок».

6.Итог и рефлексия
учебной деятельности на уроке

Подошёл к концу наш урок.

С каким рассказом мы сегодня
познакомились?

Кто автор этого произведения?

Что нового узнали?

Какие бы черты характера вы хотели бы
воспитать в себе?

В начале урока мы поставили перед собой
цель узнать: «Чему учит нас это произведение?».

Так чему же учит нас это произведение?

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу.

Дети оценивают свою работу с помощью смайликов.

Слайд 12.

Какая из пословиц подойдет к нашему
произведению?

Грамоте учиться — всегда
пригодиться.

Друзья познаются в беде.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой, тот
истинный герой.

Слайд 13.

Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок.

Лев Толстой, легендарный российский писатель, а также философ. Свету были представлены множество его произведений, которые стали известны всему миру. Кроме крупных тем писатель занимался написанием небольших детских рассказов. Толстой писал их для ребятишек, чтобы они росли добрыми, отзывчивыми и приходили на помощь окружающим людям. Литературный сайт полностью проанализировал популярный детский рассказ «Котенок» Льва Николаевича. Можно ознакомиться с историей , жанрами и направлениями и самое главное, основной мыслью рассказа.

 Как повесть вышла в свет

Лев Толстой еще в 1859 году открыл школьные учреждения для ребятишек в деревне с названием Ясная Поляна и других ближайших местах. Цель писателя была в создании собственной учебной системы, которую он хотел пропагандировать в открывающихся учебных заведениях. Он урезал уже имеющиеся школьные программы и сменил педагогический подход. Толстой издал свой первый журнал в 1862 г. Выходил журнал в свет примерно около года. В нем было целых два выпуска номеров. Они получили название « О школе» и « Детские книжки».  В объявлениях Лев Николаевич подробно описал, о чем будет идти речь в его журналах. Он считал, что наука несет огромное преимущество и почему важно знать азбуку с детства. Чуть позднее им были созданы две книги – « Азбука», «Новая Азбука». Они содержали множество басен и поучительных сказок, написанные самим автором.
«Котенок» нашел свое начало в 1875 году. Он входил в « Новую азбуку», которую потом переиздали и стали рекомендовать для изучения школьной программы по чтению.

Жанр рассказа

Этот рассказ предназначен для детей. Он нравоучителен, прост и доступен каждому ребенку. Толстой создавал рассказ на основе реализма с целью разработки собственной концепции по духовности. С помощью «Котенка» он хотел, чтобы людям было проще понять дар, который несет в себе литература.

В рассказе речь идет о крошечном беззащитном создании, которое нуждается в заботе и внимании. На этом писатель делает акцент. Смысл названия в том, что именно котенок стал причиной появления этой истории.

Тем более это название действует на ребенка притягательным образом, ему захочется открыть рассказ и прочитать его весь.

Композиция

Она носит линейный характер, в сюжете нет моментов возвращения в прошлую жизнь. Рассказ плавно идет от одного фрагмента в другой. Разделяется он на несколько частей.

В первой части будет повествование о главных героях, о их дружбе, как они нашли котенка. Идет рассказ о том, как они играли с ним и заботились о нем. Во второй части котенка ожидает опасность, чуть позже становится понятно, кто по настоящему готов помочь котенку и пойдет ради него на риск. Третья часть расскажет о благополучном исходе событий. Котенок будет спасен. И в заключении ребята собираются и обдумывают, какие действия предпринять на будущее, чтобы котенок смог избежать опасности.

Суть истории

Брат и сестра, Вася и Катя — главные герои. У них когда-то жила кошка, но потом она исчезла. Расстроенные дети долго занимались поисками кошки, но так и не смогли ее отыскать. Один раз, играя у старого амбара, они услышали мяуканье. Вася залез на крышу старого здания и увидел там кошку с пятью маленькими котятами. Они решили оставить себе одно из котят с белыми лапами. Остальных отдали соседям, а дети стали играть с котенком и заботится о нем. Однажды чуть не произошел роковой случай. Дети взяли котенка погулять и стали рвать траву, совсем забыв о нем. Вдруг они услышали крик, собачий лай и увидели охотника с собаками. Псы бежали на котенка, они хотели разорвать его, а тот даже не пытался от них сбежать. В итоге Катя испугалась и убежала, а Вася смело полез наперерез собакам и спас котенка от гибели. После этой опасной истории ребята решили всегда следить за котенком и больше никогда не оставляли его одного.

Главные герои рассказа это брат и сестра. Про Васю можно сказать, что он отважный мальчик, который готов был рискнуть собственной жизнью во имя спасения котенка. Он закрыл его собственным телом, не боясь, что острые зубы собак могут разорвать его в клочья.
Катя внимательна и заботлива по отношению к маленькому питомцу, но трусость ее подвела. В самый ответственный момент, когда ее любимому котенку угрожала жизнь, она просто сбежала.

Так же в повести есть и другие герои. Это охотник и мать детей.

Тематика

Разберем весь рассказ, учитывая важные моменты.

  •   В рассказе описано взаимоотношение людей и домашнего животного. Основная мысль рассказа — гуманное отношение к слабому существу, которое нуждается в поддержке. Толстой показывает насколько трогательной и верной  возможна дружба между питомцем и детьми. Он хорошо описал их сплоченную жизнь, показал любовь и заботу детей к котенку.
  •  Одной из важных тем, которых затронул автор, это, конечно же, мужество. Читая рассказ, мы сталкиваемся с разным отношением к маленькому питомцу. Дети среагировали по-разному, услышав крики охотника. Вася побежал спасать любимого котенка, а Катя же напротив испугалась и убежала. Девочка дала слабину и не смогла побороть трусость, мальчик же напротив показал чудеса отваги. Это говорит о многом, значит, в будущей жизни он вырастет отважным и будет всегда готов защитить свою семью.

О проблемах

В рассказе показана проблема нравственного характера, о воспитании детей. Такие важные черты, как милосердие и отзывчивость к другим, это важнейшая черта человеческого характера.  С юности важно прививать детям хорошие манеры, чтобы ребенок вырос ответственным, добрым и мужественным человеком. В рассказе родителям мальчика удалось привить эти важные черты, а маленькой героине только придется этому научиться.

Основная мысль

Толстой с помощью детского рассказа полностью показал читателям, что дети должны с раннего детства взаимодействовать с животными, защищать, ухаживать и проявлять к ним доброту. А самое главное научится не бояться опасности и всегда прийти на выручку к маленькому другу. Лев Толстой так же на примере пушистого героя пытался донести о необходимости оказывать помощь всем близким людям. Это и есть смысл рассказа.

Чему научил рассказ

С раннего детства дети должны быть гуманные по отношению к животным. В рассказе ребятишки проявили настоящую заботу о братьях меньших. Катя сбегала за молоком для маленьких котят, а мальчик повел себя, как настоящий герой, бросившись на защиту своему другу. Учитесь жертвовать чем-то ради родных. Это и есть мораль.

Особенности

«Котенок» написан доступным языком, потому что предназначен для чтения детям. Толстой не акцентирует свое внимание на описании внешности детей, для него важна их глубинная суть. Текст написан легко, чтобы ребенок смог быстро усвоить тему рассказа и понять ее основную мысль.

В повести практически отсутствуют диалоги, сюжет состоит из действий. Описание событий происходит честно, живо и правдоподобно. В рассказе хорошо описаны поступки главных героев. Автор проигнорировал стилистическую суть, потому что главная цель не приукрашивание текста, а его внутренняя сущность.

Так же в повести Толстой использовал тропы для придания выразительности. Например, котята пищали «тоненькими голосами» или такое олицетворение, как «шевеление ветра» соломой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Прогулявшись по посёлку Лев Толстой (Астапово) мы всей группой отправились в филиал московского государственного музея им. Л. Н. Толстого.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Здание музея по московски солидное, двухэтажное.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Интерьер в фойе музея оформлен в стиле позапрошлого века.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Но перед осмотром экспозиции нам в специальной комнате показали фильм об усадьбе Знаменское и о предках Толстого по линии Толстых — Знаменских.

Но в Знаменском мы сегодня ещё побываем после осмотра данного музея и об этом я напишу в отдельном материале.

Перед просмотром фильма перед нами выступил член липецкого исторического общества Борис, что приехал с нами на туристическом автобусе из Липецка.

Вообще, во время этой однодневной экскурсии я сбился со счёта сколько нас встречали в разных местах экскурсоводов. Они передавали нас из рук в руки как дорогих гостей.

Большинство из этих гидов проживают в тех сёлах где и встречали нас.

Я думаю они работают на общественных началах. Это настоящие энтузиасты и любят свою малую Родину.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

После просмотра фильма нам вручили вот такие памятные открытки, так как наша группа первая кто организованно побывает в бывшей усадьбе Толстых-Знаменских.

Нам порекомендовали приобрести книгу «Усадьбы липецкого края».

Редакторы-составители этой книги — наш сегодняшний гид и почетный гражданин города Липецка А. Ю. Клоков, а также историк А. А. Найденов.

Авторы привлекли к работе известных историков-краеведов Липецкой области, в их числе — В. В. Акимов, А. А. Богданов, В. И. Данилов, О. Д. Дячкин, И. А. Жирова, М. И. Корольков, А. В. Новосельцев, С. Д. Юров и другие.

Авторы статей показывают усадьбы не только как архитектурные комплексы и природные территории, но и как средоточие хозяйственной и культурной деятельности владельцев, их духовной жизни.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Но вернёмся к музею.

Сегодня здесь выставка о Толстом как учителе и воспитателе — «Старик говорил добро».

Л. Н. Толстой с удовольствием воспитывал и лично обучал не только своих собственных многочисленных детей, но и деревенских ребятишек в своём имении.

Разрешение на фотосъёмку в музее оплачивается отдельно — 50 рублей.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Мы на втором этаже музея где в огромном зале и расположена выставка «Старик говорил добро…».

Лев Николаевич с юношеских лет был знаком с Любовью Александровной Иславиной, в замужестве Берс (1826–1886), любил играть с её детьми Лизой, Соней и Таней. Когда дочери Берсов подросли, Лев Николаевич задумался над женитьбой на старшей дочери Лизе, долго колебался, пока не сделал выбор в пользу средней дочери Софьи.

Софья Алексеевна ответила согласием, когда ей было 18 лет, а графу 34 года, и 23 сентября 1862 года Лев Николаевич женился на ней, предварительно признавшись в своих добрачных связях.

На некоторое время в его жизни наступает самый светлый период — он по-настоящему счастлив, во многом благодаря практичности жены, материальному благосостоянию, выдающемуся литературному творчеству и в связи с ним всероссийской и всемирной славе. В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных — в отсутствие секретаря она по нескольку раз переписывала набело его черновики.

Однако очень скоро счастье омрачается неизбежными мелкими размолвками, мимолётными ссорами, взаимным непониманием, которое с годами лишь усугублялось.

В конце 1890-х годов причиной очередного разлада между супругами стала ревность Толстого к Софье Андреевне в отношении композитора С. И. Танеева. В 1897 году из-за её желания поехать на репетицию к Танееву Толстой в письме предложил супруге пять вариантов разрешения ситуации, одним из которых был развод.

Для своей семьи Лев Толстой предложил некоторый «план жизни», согласно которому он предполагал часть дохода отдавать на бедных и школы, а образ жизни своей семьи (жизнь, пища, одежда) значительно упростить, при этом также продать и раздать «всё лишнее»: фортепьяно, мебель, экипажи.

Его супругу, Софью Андреевну, такой план явно не устраивал, на почве чего у них вспыхнул первый серьёзный конфликт и начало её «необъявленной войны» за обеспеченное будущее своих детей. А в 1892 году Толстой подписал раздельный акт и передал своей жене и детям всю недвижимость, не желая быть собственником.

Тем не менее, вместе они прожили почти пятьдесят лет.

Кроме того, его старший брат Сергей Николаевич Толстой собирался обвенчаться с младшей сестрой Софьи Андреевны — Татьяной Берс. Но неофициальный брак Сергея с цыганской певицей Марией Михайловной Шишкиной (у которой от него было четверо детей) сделал невозможным супружество Сергея и Татьяны.

Помимо этого, отец Софьи Андреевны лейб-медик Андрей Густав (Евстафиевич) Берс ещё до брака с Иславиной имел дочь Варвару от Варвары Петровны Тургеневой — матери Ивана Сергеевича Тургенева. По матери Варя была родной сестрой Ивана Тургенева, а по отцу — родной сестрой Софье Андреевне Толстой, жене Л. Н. Толстого; таким образом, вместе с браком Лев Николаевич Толстой приобрёл родство с известным писателем И. С. Тургеневым.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Лев Толстой как в своей личной жизни, так и в творчестве, центральную роль отводил семье. По мнению писателя, главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а именно семья.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Толстой с самого начала творческой деятельности был поглощён мыслями о семье и этому посвятил своё первое произведение — «Детство».

Тремя годами позднее, в 1855 году, он пишет рассказ «Записки маркёра», где уже прослеживается тяга литератора к азартным играм и женщинам.

Это же отражается и в его романе «Семейное счастие», в котором взаимоотношения мужчины и женщины поразительно похожи на супружеские отношения самого Толстого и Софьи Андреевны.

В период счастливой семейной жизни (1860-е годы), создавшей стабильную атмосферу, духовно-физический баланс и ставшей источником поэтического вдохновения, были написаны два величайших произведения писателя: «Война и мир» и «Анна Каренина».

Но если в «Войне и мире» Толстой твёрдо отстаивает ценность семейной жизни, будучи убеждённым в верности идеала, то в «Анне Карениной» он уже выражает сомнения по поводу его достижимости.

Когда отношения в его личной семейной жизни стали более тяжёлыми, эти обострения выразились и в таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».

Лев Николаевич Толстой уделял семье большое внимание. Его размышления не ограничиваются деталями супружеских отношений.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Детское лото изготовлено по заказу Толстого специально для детей писателя.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Вот с помощью такой Азбуки Толстой учил своих и деревенских детей грамоте.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

В трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» автор дал яркое художественное описание мира ребёнка, в жизни которого важную роль играют любовь ребёнка к своим родителям, и наоборот — любовь, которую он получает от них.

В «Войне и мире» Толстой уже наиболее полно раскрыл разные типы семейных отношений и любви.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 9 сыновей и 4 дочери, пять детей умерли в детстве.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Дети от брака с Софьей Андреевной:

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Сергей (1863–1947), композитор, музыковед.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Сергей единственный из всех переживших Октябрьскую революцию детей писателя, кто не эмигрировал. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Мария (1871–1906).

С 1897 года замужем за Николаем Леонидовичем Оболенским (1872–1934).

Умерла от воспаления лёгких. Похоронена в с. Кочаки Крапивенского уезда.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Татьяна (1864–1950).

С 1899 года замужем за Михаилом Сухотининым.

В 1917–1923 годах была хранителем музея-усадьбы Ясная Поляна.

В 1925 году с дочерью эмигрировала. Дочь Татьяна Сухотина-Альбертини (1905–1996).

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Илья (1866–1933), писатель, мемуарист.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Илья в 1916 году покинул Россию и уехал в США.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Лев (1869–1945), писатель, скульптор. С 1918 года в эмиграции — во Франции, Италии, затем в Швеции.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Михаил (1879–1944). В 1920 году эмигрировал, жил в Турции, Югославии, Франции и Марокко. Скончался 19 октября 1944 года в Марокко.

Андрей (1877–1916), чиновник особых поручений при тульском губернаторе. Участник русско-японской войны. Скончался в Петрограде от общего заражения крови. Его дочь Софья Толстая-Есенина, последняя жена поэта Сергея Есенина.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Ванечка (1888–1895). Скончался в семилетнем возрасте и писатель очень переживал по этому поводу.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Александра (1884–1979). С 16 лет стала помощницей отца. Начальник военно-медицинского отряда во время Первой мировой войны.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

В 1920 году была арестована ВЧК по делу «Тактического центра», приговорена к трём годам, после освобождения работала в Ясной Поляне.

В 1929 году эмигрировала из СССР, в 1941 году получила гражданство США. Скончалась 26 сентября 1979 года в штате Нью-Йорк в возрасте 95 лет, последней из всех детей Льва Толстого.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Иллюстрации к произведению Ж. Верна выполненные рукой Льва Николаевича Толстого.

До женитьбы Толстой состоял в отношениях с замужней крестьянкой Ясной Поляны Аксиньей Базыкиной, которая родила от него внебрачного сына в 1860 году. Мальчика назвали Тимофеем. В дальнейшем он работал кучером у законных детей Толстого и Софьи Андреевны.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Поздравительные открытки семьи Толстых.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Открытка подписану внуку Ване рукой Льва Николаевича.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

Почтовые ящики семьи Толстых.

Музей Л. Н. Толстого в одноимённом поселке (бывшей станции Астапово)

В подготовке материала использованы сведения из википедии.

Это ещё не все музеи посещенные нами в поселке Лев Толстой.

Продолжение следует…

Конспект
урока по литературному чтению

Класс: 3.

Дата: 06.12.2019 г.

Тема: Внеклассное
чтение «Рассказы Л.Н. Толстого для детей».

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с
рассказами Л.Н. Толстого для детей; воспринимать текст рассказов; понимать
главную мысль рассказов.

Развивающие: развивать интерес к
произведениям Л.Н. Толстого, развивать речь, мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам
литературного чтения.

Тип урока: внеклассное
чтение.

Формируемые УУД:

Познавательные:  общеучебные-
осознанно воспринимают  литературное произведение ; формулируют ответы на
вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические
средства для решения учебной задачи; структурируют знания; логические –
осуществляют анализ; обобщение; строят рассуждения.

Регулятивные: определяют
и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают
последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и
товарищей.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения и следуют им.

Оборудование: листы с текстами
рассказов.

Ход урока:

I. Организационный
момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

II. Актуализация
знаний

Чтение текстов на стр. 162 – 163.

— Чем отличаются данные тексты?

III. Целеполагание

— Ребята, сегодня у нас заключительный
урок по творчеству Л.Н. Толстого. Но у него так много интересных рассказов, что
я хотела бы, чтобы мы их сегодня прочитали.

IV. Работа по теме
урока

— Ребята, мы будем работать сегодня в
парах. Каждой паре достанется какой-то один рассказ. Ваше задание будет:
прочитать рассказ и пересказать его своим одноклассникам.

(Учащимся раздаются рассказы.)

Рассказ 1

Котенок читать

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них
была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и
услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице
под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася
закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие
чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и
принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли
немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного
котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных
котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой
спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и
взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок
играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги
щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко
кричит:

“Назад, назад!” – и увидали, что скачет
охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А
котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и
смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и
побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время
с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася
упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася
принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Рассказ 2

Косточка читать

Купила мать слив и хотела их дать детям
после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И
очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда
никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит,
одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну
сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо;
но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет
их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Рассказ 3

Лебеди читать

Лебеди стадом летели из холодной стороны в
тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и
другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и
лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая
крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые,
сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Один молодой лебедь летел позади всех.
Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он,
распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи
его дальше и дальше белелись в месячном свете.

Лебедь спустился на воду и сложил крылья.
Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой
чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья.
Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он
не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и
опускало его.

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать
море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке
краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и
взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он
поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися
волнами. 

Рассказ 4

КАК ТЕТУШКА РАССКАЗЫВАЛА О ТОМ, КАК ОНА
ВЫУЧИЛАСЬ ШИТЬ
(Рассказ)

Когда мне было шесть лет, я просила мать
дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь», а я всё
приставала.

Мать достала из сундука красный лоскут и
дала мне.

Потом вдела в иголку красную нитку и
показала мне, как держать.

Я стала шить, но не могла делать ровных
стежков: один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и
прорывался насквозь.

Потом я уколола палец и хотела не
заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» Я не удержалась и заплакала. Тогда
мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне всё мерещились
стежки. Я всё думала о том, как мне скорее выучиться шить, и мне казалось так
трудно, что я никогда не выучусь.

А теперь я выросла большая и не помню, как
выучилась шить. И когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может
держать иголку.

Рассказ 5

Лев Николаевич Толстой
СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не
ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него
текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему
обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел
её подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что
он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет
давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз мужик с женой дома и смотрят, —
сынишка их на полу дощечками играет, — что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы
с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Мужик с женой поглядели друг на друга и
заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех
пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Рассказ 6

Лев Николаевич Толстой
КАК МАЛЬЧИК РАССКАЗЫВАЛ ПРО ТО, КАК ЕГО В ЛЕСУ ЗАСТАЛА ГРОЗА

Когда я был маленький, меня послали в лес
за грибами.

Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел
идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под
большой дуб.

Блеснула молния такая светлая, что мне
глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и
загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока
перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с
деревьев, пели птички и играло солнышко.

Большой дуб сломался, и из него шел дым.
Вокруг меня лежали оскретки от дуба. Платье на мне было всё мокрое и липло к
телу. На голове была шишка и было немножко больно.

Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал
домой.

Дома никого не было. Я достал в столе
хлеба и влез на печку.

Когда я проснулся, я увидел с печки, что
грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть. Я закричал:

— Что вы без меня едите? Они говорят:

— Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь.

(Учащиеся читают рассказы и готовятся их
пересказывать.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение
работы по теме урока

Работа строится по следующему принципу:

1. Учащиеся пересказывают рассказ.

2. Говорят, чему учит рассказ.

3. Отвечают на вопросы мои и
одноклассников, если такие имеются.

— Молодцы, вы хорошо поработали. И мы с
вами познакомились с еще шестью рассказами Л.Н. Толстого.

VII. Подведение
итогов урока

— Какие рассказы мы сегодня читали?

— Какой рассказ вам понравился больше
всего?

— Чему нас учат эти рассказы?

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Повторить темы раздела.

  • Толстой лев николаевич маленькие рассказы
  • Толстой или рассказы или повести
  • Толстой мальчики план рассказа
  • Толстой лев николаевич сказка косточка
  • Толстой детские рассказы названия