Толстой и его отношение к героям романа война и мир сочинение

843 слова роман-эпопея льва николаевича толстого война и мир стал одним из выдающихся произведений мировой литературы, потому что русский писатель

(843 слова) Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» стал одним из выдающихся произведений мировой литературы, потому что русский писатель затронул очень важные и актуальные темы. Так, листая страницы данного произведения, читатель может осмыслить нравственные проблемы, а также историко-философские вопросы. Основной можно назвать проблему смысла жизни отдельной личности и ее значение в истории человеческой цивилизации. В своем произведении Лев Николаевич показывает, как главные герои пытаются найти свой смысл жизни и свое предназначение. Рассмотрим подробнее, как в романе-эпопее «Война и мир» писатель раскрывает эту проблему.

Демонстрируя нравственные поиски персонажей романа, автор ищет ответ на вопрос, как правильно нужно определять приоритеты в жизни, используя силы в необходимом направлении. Для этого Лев Толстой показал современное ему общество и разделил его представителей на два лагеря. Первую группу людей составляют те, кто все время пребывает в поиске смысла жизни. Их не устраивают общепринятые правила, они постоянно стремятся к развитию и совершенству. Вторая же группа людей состоит из тех, кто спокойно плывёт по течению жизни и довольствуется плодами своей безнравственности и деградации.

В образах Андрея и Марьи Болконской, Николая и Наташи Ростовых, а также Пьера Безухова писатель воплотил самые благородные черты дворянского общества. Худшие качества читатель видит в образах Бориса Друбецкого, Курагиных, полковника Берга и других представителей светской среды. Вторая группа персонажей свой смысл жизни видит в накоплении богатства, которого можно достичь с помощью удачного брака, выгодного служебного положения или выигрыша в карты, ведь представители высшего общества ничего, кроме долгов, не производят и денег не зарабатывают. Безусловно, они умеют рассуждать о политике, патриотизме, нравственности, однако на самом деле их не интересуют данные понятия. Их круг интересов ограничивается карьерным ростом, личным благополучием и накоплением состояния. Например, Василия Курагина уважают многие в светской среде, однако все его мысли заняты заботами о выгоде для себя. Так, герой думает, как бы определить «дурака» Ипполита в Вену, а бесчувственную Элен удачно выдать замуж? Чтобы увеличить свое состояние, Курагин способен «продать» собственную дочь и похитить завещание Пьера Безухова. Он готов на любую подлость ради осуществления своих целей. Весьма не удивительно, что данная черта передалась и детям. Так, хитрая Элен продаёт свою красоту, а Ипполит и Анатоль за чужой счет ведут роскошный образ жизни. Таким образом, выдающийся писатель в своём произведении показывает, насколько эгоистичными и невежественными являются представители «благородного» сословия. Все их мысли и высказывания являются фальшивыми. Такие люди в самые тяжёлые для страны минуты показывают лишь свою трусость. Для них нет ничего святого. Почему? Потому что свой смысл жизни они ограничивают примитивным паразитизмом. 

Совсем по-другому относятся к жизни герои произведения, которым автор симпатизирует. Так, например, Наташа Ростова сразу же привлекла к себе внимание читателей благодаря своей искренности. Наташа Ростова является одной из любимых героинь Льва Толстого. В ее образе автор воплотил самые лучшие качества: доброту, милосердие, отзывчивость, заботливость, способность искренне любить. Данная героиня смогла сохранить свою душу чистой и любящей. Наташа Ростова понимает чужую боль и старается только хорошие поступки. Смыслом ее бытия является семья. В финале она посвятила себя мужу и детям, создавая их благополучие и счастье.

Таким же добродушным является и Пьер Безухов. Этот герой был вынужден преодолеть немало испытаний, чтобы понять свой смысл жизни. Автор уважает Безухова за то, что он сумел, несмотря на свой робкий характер, победить страх и научиться управлять судьбой. Пьер Безухов не боится перемен в жизни, он не боится совершенных им ошибок. Ведь все поступки герой совершает от чистого сердца и доброй души. В переломные для страны мгновения персонаж показывает себя настоящим героем. Почему? Потому что смысл жизни Пьера — это благополучие и процветание России. Начиная со своей семьи, своих крестьян, он преображает страну. В финале его деятельность становится шире: он вступает в тайное общество, которое готовит реформы для всего государства.

Несколько отличается путь к истине у Андрея Болконского. В начале произведения Андрей Болконский недоволен светскими нормами поведения, но имеет такой же стимул к жизни — славу и признание других. Андрей живет не для себя, не для близких, а для истории. Преследуя свои тщеславные стремления, главный герой рвётся на войну. Участие в военных действиях заставляет персонажа посмотреть на мир иначе. Болконский, сближаясь с простыми людьми, вдруг осознаёт, насколько никчемны его мечты. По ходу повествования он пробует себя и в политике, и в любви, и в управлении имением. Смысл бытия он обрел в любви ко всему тому, что его окружает. За это он и отдал свою жизнь.

Не менее прекрасным является образ Марьи Болконской. Девушка искренне верит в Бога. Именно с этой верой героиня идёт по жизни, она ей помогает  справляться со всеми трудностями. Ее смысл бытия заключается в нравственном самосовершенствовании и заботе о семье. Героиня даже ведет отчет, превращая воспитание детей в полноценную работу на пользу обществу.

В образе Николая Ростова автор воплотил щедрого, сильного, гордого и благородного мужчину, который честно выполняет свой долг по отношению к семье и Родине. Его смысл жизни заключается в обеспечении семьи (он хочет оставить детям большое наследство, чтобы им не пришлось также сложно, как ему) и в защите Родины (в случае необходимости Ростов готов бороться с любыми опасностями, угрожающими России).

В своем произведении «Война и мир» Лев Николаевич Толстой затронул очень важную проблему смысла жизни и человеческого предназначения. Автор хотел донести до читателя простую истину: очень важно найти свой истинный смысл жизни и познать самого себя. 

Автор: Виктория Комарова

“Война и мир” — это мечта о всеобщем духовном разоружении, после которого наступит некоторое состояние, именуемое миром.
О. Мандельштам

Если задать кому-нибудь вопрос: “Что такое “настоящая жизнь”?” — вряд ли кто-нибудь даст хоть какое-нибудь определение, даже для себя. Никто никогда серьезно не задумывался над этим вопросом. Да и зачем? “Живу себе и живу, никого не трогаю, имею семью, детей, работу, жену (мужа), живу тихо, спокойно” — так думают очень многие люди. Но мне кажется, они не живут, а существуют. Ведь жить — значит мыслить, стремиться к миру, а не просто к спокойствию. “…Толстой обращался к человечеству с призывом прекратить лживую и ненужную комедию истории и начать просто жить”.
Недаром роман Л. Н. Толстого “Война и мир” сравнивают со священной Библией. Его мысль о Войне и Мире, о настоящей жизни актуальна и по сей день. Ведь что такое справедливость, зло, добро? Этого никто не знает. Когда спорят князь Андрей Болконский и Пьер Безухов в Богучарове, “что такое настоящая жизнь”, “справедливость, зло, добро”, они не сходятся во мнениях. Пьер говорит, что надо жить для других, не-
обходимо делать людям добро и не надо причинять зло другим людям, а князь Андрей говорит, что не может знать, что для других хорошо, а что плохо. По мнению князя Андрея, зло — это угрызения совести и болезни, а этого ты причинить людям не сможешь. А я думаю, что князь Андрей не совсем прав. Сейчас постараюсь объяснить. Предположим, человек добрый, отзывчивый, радушный совершил какое-нибудь пусть мелкое, незначительное, но преступление, и если другой человек намекнет на то, что он плохо поступил, первого человека замучают угрызения совести, а по понятию князя Андрея, второй человек причинил зло первому. Я думаю, из этого следует, что нельзя подобным образом обобщать. Вообще невозможно, да и не нужно давать какие-либо определения злу и добру, справедливости и несправедливости, так как эти положения будут поняты только при той жизни, к какой призывает нас (все человечество) Л. Н. Толстой.
А насчет жизни для других, по Пьеру, или жизни для себя, по Болконскому, то я думаю, во всем гениальном, как и в этих положениях, существует некий парадокс. Жить для других — значит, жить бесполезно? Так как человек не может знать, что для других хорошо, а что плохо. Например, Пьер, вступив в масонство, думал, что душа его спасется, что он сможет по-настоящему помочь людям, а в конечном счете оказалось, что он не только себе, но и крепостным не помог. Как Пьер вел “светскую жизнь”, так и ведет, как были крестьяне в бедственном положении, так они и остались бесправными, а кто-то нажился на глупости графа Безухова. Вернее, нет, не на глупости, а на непонимании. Пьер был как будто ослеплен и все видел совсем в другом свете. А глупый человек — это серьезно и на всю жизнь.
Впоследствии Пьер прозрел, я думаю, он все-таки понял, что такое “настоящая жизнь”. Пьер Безухов прошел сквозь огонь, спасая какую-то, совершенно незнакомую девочку, находился перед лицом смерти, присутствуя при расстреле своих же, русских людей, познал нищету и голод, находясь в плену у французов, и, наконец, он пронес через все это свою любовь к Наташе Ростовой. Я думаю, у Пьера было все настоящее.
Но ведь у князя Андрея тоже настоящая жизнь, он даже представляет собой нечто большее, чем Пьер, на мой взгляд. Но собственный сын князя Андрея воспринял отца как нечто бестелесное, хотя в доме имелись портреты Болконского.
Андрей Болконский в романе “Война и мир” олицетворяет Россию, и повисший в воздухе вопрос “Жизнь или смерть?” не только над ним, но и над Россией заставляет о многом задуматься. Жизнь князя Андрея была совершенно непредсказуема: то он чуть не погиб в Аустерлицком сражении, то умерла его жена, оставив маленького сына, потом ссора с отцом, неожиданная встреча с Наташей Ростовой, неожиданное счастье, затем ее измена, смерть отца, тяжелое ранение, и с этого момента начинается прозрение князя Андрея. Видя умирающего, измученного Анатоля, князь Андрей прощает его, прощает Наташу, мало того, он чувствует любовь, но не такую, какая была раньше. Это любовь к братьям, к любящим и ненавидящим его, любовь к врагам, та любовь, которой его учила княжна Марья, его сестра. И князь Андрей понял смысл “настоящей жизни”, но он сказал себе, что уже поздно. И я думаю, что когда он сказал себе это, тогда и перестал жить, а остальное время просто существовал и ожидал, когда отойдет в мир иной, воспринимая жизнь сквозь сон и бред. А может быть, в снах человек и живет “настоящей жизнью”? Или он учится жить “настоящей жизнью”? В пример можно привести один из снов Пьера Безухова, когда ему снилось, что какой-то голос говорил ему о том, что “…ничем не может владеть человек, пока он боится смерти, а кто не боится ее, тому принадлежит все…” и т. д. Или тот же пророческий сон князя Андрея о том, что он пытается закрыть дверь, но не может и чувствует, что пришла его смерть, а потом и действительно отходит в иной мир. Узнав про какой-то сон человека, мы можем заглянуть ему в душу, можем узнать, что его беспокоит, и, может быть, даже помочь ему. Значит, можно жить и для других людей?
Существует теория Л. Н. Толстого о четырех стенах, одна из которых — стена неизвестности, благодаря ей узнаем, что делается в душах других людей. И цель “настоящей жизни” состоит в том, чтобы всеми силами разбить эту стену и стремиться к слиянию с душами других людей. “Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества…” И в этой великой, громадной мысли о блаженстве на земле, которой Л. Н. Толстой способен был посвятить жизнь, и заключается “настоящая жизнь” в романе “Война и мир”.

Похожие статьи:

Толстой Л.Н. → Что есть красота? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Толстой Л.Н. → Три поколения Болконских в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Толстой Л.Н. → Философия истории в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Толстой Л.Н. → Философские проблемы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Толстой Л.Н. → Что такое «настоящая жизнь» с точки зрения Л. Толстого? (По роману «Война и мир»)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Любимые герои Толстого в романе Война и мир

В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей, который становится его любимцем. Однако любимчики есть не только у читателей, но у самого автора. Их несложно угадать, если читать роман внимательно. Именно их жизнеописанию Толстой уделяет большую часть времени. Несложно догадаться, что это Наташа Ростова и Пеьер Безухов.

На первый взгляд кажется, что они абсолютно разные люди. И действительно, они довольно редко пересекались, но в итоге автор объединил их жизненные пути в единое целое, связав судьбу персонажей. Если разобраться, у Наташи и Пьера очень много схожих черт. Каждый из них по-своему выделялся среди светского общества. И если Наташа привлекала к себе внимание своей чистотой и детской непосредственностью, то Пьер попросту не вписывался, будучи сомневающимся в своих взглядах и физически неуклюжим юношей.

Именно эти черты и делают их положительными героями с точки зрения автора. Толстой открыто восхищается тем, насколько сердце Наташи открыто, готово любить каждого, кто в этом нуждается абсолютно бескорыстно и беззаветно. Толстой считал в женщине приоритетными качествами готовность заботиться о своих близких, а также дарить им любовь и все свое внимание. Так Наташа спасла свою мать после гибели младшего брата.

Пьеру пришлось пройти немало испытаний, чтобы превратиться из метущегося юноши в сильного мужчину. Он искал любви светских дам, но разочаровался в браке. Хотел приносить пользу окружающим, вступив в масонскую ложу, но и здесь не чувствовал себя на месте. Лишения войны помогли Безухову осознать, что он наиболее ценит в жизни и к чему стремится. Ему удалось победить свои страхи.

Примечательно, что Толстой показывает любимых героев очень приземленно. Несмотря на все свои положительные стороны, они прежде всего люди, которые как и остальные совершают ошибки. И эти промахи сильно влияют на их жизнь, только закаляя героев, делая их еще лучше. Именно такой ошибкой можно считать побег Наташи вместе с Анатолем Курагиным или брак Безухова с Элен Курагиной. Через персонажей автор пытается донести простую мысль: хороший человек не тот, кто не ошибается, а тот, кто может достойно выйти из положения.

Все решения, которые Наташа и Пьер приняли на своем жизненном пути, сделали их сильнее и увереннее, и в конце концов свели два любящих сердца вместе.

Анализ произведения

Книга Л. Н. Толстого задумывалась как история о декабристах, где автор хотел показать жизнь в ссылке, амнистию и возвращение домой. Но Лев Николаевич так увлекся описанием героев, что остановился на их жизни более подробно.

Сюжетные линии

Писатель хотел показать события 1825 года, из-за чего декабристы решили восстать против царя. Он изучал события того времени, ездил в разные места для сбора достоверной информации. Написание книги длилось 7 лет.

Сюжет начинается с 1805 года. В романе переплетаются между собой несколько сюжетных линий. Можно выделить 4 основных направления:

  1. Пьер Безухов. Герой ищет смысл жизни, проходит через различные испытания и попадает в неприятности. В итоге становится счастливым, получает то, что искал. Пьер находит духовного наставника и обретает душевный покой.
  2. Семья Болконских: духовные поиски Андрея, погоня за славой, разочарование в любви, набожность Марьи, отношения детей с отцом.
  3. Ростовы: воспитание детей, семейные ценности, отношения между родителями (Натальей и Ильей). В этой семье все поддерживают друг друга, заботятся и уважают. Наташа сталкивается с пошлостью и лицемерием светского общества, проживает различные жизненные ситуации, находит свое счастье.
  4. Семейство Курагиных — отрицательные персонажи, лживые и безнравственные люди, которые живут только ради личной выгоды. Им несвойственны такие качества, как честь и достоинство. Лицемерие, предательство и обман — вот их главные черты.

Контрасты книги

В произведении автор противопоставляет различные понятия, судьбы своих героев и их характеры. Примером может стать эпизод, когда Пьер пытался понять, как ему вести себя с умирающим отцом. В это время шел спор между Курагиным и Друбецкой. Женщина была на стороне Безухова, благодаря чему он стал графом. Этот спор олицетворяет собой войну, на кону которой была успешная жизнь Пьера.

Именно получение наследства сделало Безухова тем, кем он стал, так как безбедная жизнь натолкнула его на размышления. Бедность не позволила бы ему решать духовные проблемы, искать смысл жизни.

Автор сталкивает положительных и отрицательных персонажей. Наташа Ростова и ее семья, Пьер, Болконские — это мирные герои, которые олицетворяют мир. Им свойственны:

  • достоинство;
  • порядочность;
  • честность;
  • естественность.

Писатель показывает контраст между войнами: война 1805 года — чужая и ненужная русским людям, события 1812 года — борьба за Отечество.

Толстой сопоставляет честных героев с корыстными, своего рода «паразитами», которые привыкли выходить из сложных ситуаций за счет других людей. Например, это Друбецкие, Курагины, Берг, Жерков. Автор назвал их «трутнями».

Помимо этого, в произведении идет деление на богатых и бедных. Явный пример — Пьер и Ростовы. Безухов богат, но одинок, так как у него нет семьи. Ростовы живут поскромнее, но у них огромное семейство. Они сплоченные и дружные.

В произведении читатель может увидеть противопоставление уравновешенного и мудрого Кутузова и самовлюбленного, самодовольного Наполеона. Все сравнения дают читателю почву для размышлений, что позволит определить героя, обладающего прекрасными и достойными качествами.

«Отношение Л.Н.Толстого к героям романа» Первая часть

Русская литература знаменита и популярна во всём мире. Если в любой стране попросить у случайного незнакомца назвать несколько российских писателей и поэтов, то среди знаменитых имен вы обязательно услышите имя Льва Николаевича Толстого.

Возможно, самым противоречивым произведением Льва Николаевича является роман-эпопея «Война и мир», написанный в 1869 году. Толстой потратил 7 лет на написание данного произведения. Несколько раз роман переписывался, в чём Толстому помогала его жена Софья Андреевна Берс. Главная тема — историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Этот роман покорил миллионы сердец своих читателей любовными историями, интригами и, конечно же, боевыми действиями.

Л.Н.Толстой очень эмоционально выражает свое отношение к героям своих произведений, он не скрывает своих антипатий и симпатии к ним.

В своих произведениях Лев Николаевич всегда четко разграничивает добро и зло, светлую и темную стороны. Это помогает читателю правильно понять мысль, которую автор хотел донести до него. Как в обычных людях, так и в героях своего романа Лев Николаевич ценит стремление к самосовершенствованию, простоту, ум, умение любить, слушать, честность, искренность и, конечно же, доброту. Всеми этими качествами обладают Пьер Безухов, Андрей Болконский, его сестра Марья и Наташа Ростова.

Марья Болконская- идеал добродетели. Она готова всегда прийти на помощь, она счастлива, когда чувствует себя нужной близким, когда может жертвовать собой ради других.

Хотя Толстой и описывает Марью, как некрасивую девушку, но он с любовью и нежностью говорит о ее прекрасных лучистых глазах, а, как известно, глаза – зеркало души. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

«… в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…» «… Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным…»

Единственной радостью своей жизни Марья считает свою семью и религию. Она безумно любит своего отца, несмотря на его строгость, брата и маленького племянника. «…Николушка и его воспитание, Andr&覡 и религия были утешениями и радостями княжны Марьи…»

А её трепетное и нежное отношение к божьим людям просто поражает. Марье абсолютно безразлична внешность и материальное положение человека. Княжна ценит в людях их душевные качества, прежде всего: «… прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях…»

Именно за эту простоту и самоотдачу Толстой любит и ценит Марью Болконскую.

Такие же нежные чувства он испытывает и по отношению к Наташе Ростовой. Она во многом отличается от Марьи, она более весёлая, живая, Толстой любуется непосредственностью Наташи, ее очарованием, умением согревать окружающих своим теплом, заботой. Она выгодно отличается от остальных представителей светского общества своей простотой и искренностью.

«…да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее…»

Толстой демонстрирует патриотизм и доброту Наташи. Она, желая помочь раненым, отдает им все подводы и приходит в ярость, узнав, что мать не хочет их отдавать. «- По — моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, — по- моему эта такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?…».

Но, несмотря на её хрупкость и нежность, в её душе скрывается морально сильная и стойкая девушка, готовая поддержать близких в любое время. Ухаживая за умирающим Андреем, она проявила истинную твёрдость своего характера и ни разу не показала свою слабость перед ним.

«…доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым…»

После смерти князя Андрея Наташа потухла, ей казалось, что жизнь ее кончилась, что больше никогда ей не будет хорошо и весело. Но весть о смерти младшего брата Пети, подняла её на ноги, ведь мать нуждалась в её поддержке. «…сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь — и проснулась жизнь».

Так же свою симпатию к Марье и Наташе Толстой проявляет в том, что, повзрослев, они обе обрели семьи, у них есть мужья, дети, они по-настоящему счастливы.

Но особую симпатию и любовь Л.Н.Толстой испытывает к Пьеру Безухову- молодому, неопытному, немного неуклюжему и смешному, но главное открытому и искреннему человеку, незаконному сыну богатейшего графа. Хоть он и старался казаться серьёзным, но его детская улыбка выдавала в нём его простоту и дружелюбие. «…У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения…»

Окружающие замечали, какой он добрый, чуткий, нежный и немного наивный. Он человек с открытым и любящим сердцем . «…Это золотое сердце…» «…И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов!..»

Пьер никогда не бросит друга в беде, он готов прийти на помощь даже незнакомцу. Но из-за своей наивности ему пришлось пройти нелёгкий путь: поиск правды и самого себя. На протяжении всего романа Пьер самосовершенствовался и апогеем стал плен. Из плена вышел уже абсолютно другой человек, он нашёл ответы на все мучившие его так долго вопросы. Он обрел счастье.

«…Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?..» Лев Николаевич очень ценил доброту, стремление к самосовершенствованию, любовь к жизни и некоторую наивность в людях, поэтому неудивительно, что Пьер является его любимым героем.

Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконский видит в Пьере искреннего, умного и начитанного человека, способного мыслить и рассуждать. Таковым является и сам князь Андрей. «…он имел репутацию ума и большой начитанности…»

Князь Андрей трудолюбивый, смелый, волевой человек . «… князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли…» Он человек чести, никогда не предаст. «…Я знаю, твоя дорога – это дорога чести…» Он очень любит и уважает членов своей семьи, но и с ними ведёт себя достаточно сухо, строго и даже сурово. Он не хочет казаться слабым. Как и Пьер, он находится в поисках смысла жизни и постоянно самосовершенствуется. Но, к сожалению, ответы на все свои вопросы он находит только перед смертью.

Полезный материал по теме:

  1. «Отношение Л.Н.Толстого к героям романа» Вторая часть
  2. Биография Толстого Кавказ. Первая повесть
  3. Путь духовных исканий Пьера Безухова из романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого
  4. Герои романа «Война и мир», их отличительные признаки и значение для читателя и Льва Толстого. Черты Ростовых, Андрея Болконского
  5. Что даёт основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора?

Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым

В художественном мире Л. Н. Толстого есть герои, которые целеустремленно и настойчиво стремятся к гармони с окружающим миром, неустанно ищут смысл жизни. Им не интересны корыстные цели, бессмысленные, пустые разговоры, светские интриги. Они ярко выделяются на фоне самодовольных, надменных лиц. И к ним, безусловно, относятся герои романа «Война и мир»:

  • Андрей Болконский
  • Пьер Безухов
  • Наташа Ростова.

Эти образы заметно отличаются от остальных героев отечественной литературы 19 века своим интеллектуальным богатством, своей незаурядностью. Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, абсолютно разные по складу характера, имеют довольно много общего в идейных исканиях и стремлениях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа В чем видят смысл жизни любимые герои Л. Н. Толстого 450 руб.
  • Реферат В чем видят смысл жизни любимые герои Л. Н. Толстого 240 руб.
  • Контрольная работа В чем видят смысл жизни любимые герои Л. Н. Толстого 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Фразой «Люди, как реки…» Л. Н. Толстой подчеркивает сложность и многогранность человеческой личности. А духовная красота любимых героев Толстого проявляется в их бесконечных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, несущей пользу для всего народа.

Замечание 1

Жизненный путь этих героев – это путь исканий, который ведет к добру и правде.

Андрей Болконский и Пьер Безухов внутренне близки друг к другу и совершенно чужды миру Шерер и Курагиных.

Внутренний мир героев Толстой раскрывает при помощи диалога. Споры Пьера и Андрея – это не поединок амбиций, не пустая болтовня, а стремление понять размышления собеседника и разобраться в собственных мыслях. Оба героя произведения Толстого живут напряженной духовной жизнью и находят в текущих впечатлениях общий смысл. Отношения Андрея и Пьера носят характер просторной дружбы. Они не нуждаются в общении повседневном, им не нужно узнавать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Каждый идет собственным путем. Но при этом они искренне другу друга уважают и чувствуют, что истина другого, так же, как и истина собственная, добыта страданиями, что эта истина выросла из жизни и за каждым аргументом спора всегда стоит жизнь.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

При первом знакомстве с князем Андреем у читателя не возникает особой симпатии к нему. Самодовольный, гордый молодой человек, с уставшим скучающим взглядом, с сухими чертами лица – именно таким видят Болконского гости Анны Шерер. Однако позже читатель узнает, что скучающее выражение лица вызвано тем, что все присутствующие ему были не только знакомы, но и уже успели надоесть, к князю Андрею возникает интерес. Дальше автор сообщает читателю, что праздная, блестящая, пустая жизнь его не удовлетворяет он всеми своими силами старается разорвать этот порочный круг.

Чтобы выбраться из этой бессмысленной светской и семейной жизни, князь собирается на войну. Болконский мечтает о славе, подобной славе Наполеона, он стремится совершить подвиг. Однако после совершения героического поступка он почему-то не чувствует никакого душевного подъема, не испытывает восторга. Возможно, в тот момент, когда он упал, тяжело раненый, ему вдруг открылась совеем другая истина. Стремление к славе приводит князя к глубочайшему духовному кризису. Князь понимает, что естественная жизнь природы, человека имеет гораздо большее значение, чем слава Наполеона и война.

Дальнейшие события – смерть жены и рождение ребенка – заставили Болконского прийти к выводу, что жизнь заключается в ее простых проявлениях.

Пьер Безухов шел совершенно другими путями, однако волновали его все те же проблемы. Он постоянно искал ответа на вопрос: «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?». Не найдя смысла жизни, Безухов мечется, ошибается. Однако самой большой ошибкой героя является его женитьба на Элен Курагиной. После дуэли с Долоховым Пьер по-другому взглянул на мир. Наконец он понял, что невозможно жить так, как он жил до сих пор.

Безухов мечтает «переродить» человеческий род. Пьер приходит к масонам, учения которых его привлекают идеи братства, равенства и любви. Прежде всего, Безухов решает облегчить участь крепостных крестьян. По мнению этого героя, смысл жизни заключается в том, чтобы «жить для других».

Споры князя Андрея и Пьера Безухова о смысле жизни отражают не прекращавшуюся внутреннюю борьбу в душе самого Л. Н. Толстого. По мнению писателя, человек постоянно должен размышлять, искать, ошибаться и затем снова искать, так как «спокойствие – это душевная подлость». Именно таким был сам писатель, и такими же качествами он наделил своих любимых героев. На примере Безухова и Болконского Толстой показывает, что каким бы путем ни шел человек к поиску смысла жизни, он всегда приходит к одному итогу: смысл жизни заключается в единении с народом и в любви к родному народу.

(698 слов) В роман-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой очень подробно описывает период кровопролитных наполеоновских войн. Однако военная тематика не исчерпывает все идейное своеобразие книги. Писатель наглядно продемонстрировал много ярких и многогранных персонажей, обладающих глубокими и интересными характерами. Можно заметить, что два героя представляют особый интерес для читателей. Именно жизненные пути Безухова и Болконского ведут читателя к постижению истинных ценностей. На протяжении повествования завязываются дружеские отношения между внебрачным сыном графа (Пьером Безуховым) и князем (Андреем Болконским). Они отличаются не только по статусу, но и по возрасту, темпераменту, характеру. Так почему же между ними возникла такая крепкая дружба? Попытаемся выяснить. 

Главный секрет дружбы Пьера и Андрея заключается в том, что они являются родственными душами. Герои близки по своим взглядам, приоритетам и жизненным ориентирам. Их связывает и взаимоуважение. Безухов высоко ценит мнение Болконского, а тот ощущает ответственность за Пьера. Андрей стремится научить своего приятеля чему-то новому, он даёт ему советы старшего товарища, пытаясь, например, отгородить Пьера от компании Курагина. 

В отличие от большинства светских юношей, персонажи не могли сидеть без дела и довольствоваться растратой доставшихся в наследство капиталов. Оба героя ищут свое призвание, но не находят его в роскошных гостиных. Их несоответствие окружению становится очевидным на первых же страницах — в салоне Анны Павловны. Болконский в салоне Шерер является своим человеком, ведь его с раннего детства обучали светским манерам. Тем не менее, на его лице застыло выражение замкнутости и скуки. Оно даже кажется некрасивым, хотя князь хорош собой. А вот Безухов оказывается в данной компании в первый раз. Для него такая обстановка становится весьма необычной. Персонаж с особым интересом следит за людьми и пытается вступать в разговор с ними. Однако герою все же не хватает светских манер. Не соблюдая правил, Безухов вступает в спор о французском императоре. Читатель замечает, что и Пьер, и Андрей всерьёз увлечены данной личностью. По мнению персонажей, Наполеон является настоящим образцом для подражания. В отличие от всех остальных, они не боятся выжать свое мнение, хоть оно и не популярно. Герои схожи ещё и тем, что в ходе развития событий они меняют свое отношение к французскому императору. 

Дружба объединила героев и потому, что у них похожие жизненные цели. Болконский и Безухов стремятся служить на благо обществу и быть полезными ему. Можно заметить, что товарищи разговаривают не только о личных проблемах, но и обсуждают политические и общественные вопросы. Например, Безухов говорит Болконскому о своих преобразованиях в хозяйстве, а тот к тому моменту уже произвел такие же реформы. Оба барина стремятся снизить нагрузку на крестьян и сделать их жизнь более обеспеченной. Только Пьер поступает как философ, далекий от реалий крестьянского быта. Он хочет учредить школы, но за его спиной крестьяне даже платят взятки, лишь бы местный священник не учил их детей. Пьер желает выделить деньги на медицинский уход, но ушлый староста лукавит и обманывает его. Его реформам не хватает знания жизни и практических навыков управления людьми. А Андрей существенно облегчил быт крестьян, снизив подати и позволив им автономно жить и работать. Люди сами организовывали свою общину так, как лучше. В этом примере становится очевидна разница товарищей: один далек от практики, но стремится к идеалу, а второй более деловит и приземлен, а потому довольствуется постепенным ростом крестьянского благосостояния.

Но Пьера и Андрея объединяет нечто более существенное — стремление к развитию. Каждый из героев пребывает в постоянном поиске смысла жизни. Пьеру и Андрею пришлось пройти непростой путь нравственных исканий, чтобы осознать истинные ценности. Герои пережили немало разочарований на своем пути. Товарищи приходят к выводу, что нет ничего важнее созидательного труда во благо страны. К героям пришло осознание того, что смысл жизни состоит из простых человеческих радостей: семьи, любви, призвания. 

Дружба Безухова и Болконского проходит испытание любовью. Пьер и Андрей влюбляются в одну девушку – Наташу Ростову. Однако это не приводит к разрыву их дружбы. Любовь, напротив, способствует появлению нового витка в дружеских отношениях персонажей. Пьера по праву можно считать хранителем любви Болконского и Ростовой. Безухов проявляет истинное благородство, пытаясь помирить Наташу и Андрея. А ведь он влюблен в девушку, но не позволяет себе мешать счастью друга.

Таким образом, дружба Болконского и Безухова — это единство двух противоположностей, направленных к одной цели. Оба друга черпают в общении силы и идеи для духовного роста. Они разные, но их объединяет главное — мировоззрение. И Андрей, и Пьер ищут смысл жизни и находят его в истинных жизненных ценностях: любви, патриотизме, семье, призвании.

Автор: Виктория Комарова

Кратко о романе «Война и мир»

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Основное действующее лицо произведения — это русский народ. Под «народом» Толстой подразумевает не просто категория социума, а всё лучшее, что есть в русской нации. К «народу» автор относит не только крестьян, но и тех аристократов, которым свойственно самопожертвование и милосердие. Народным представителям противопоставлены завсегдатаи салона Шерер, например, Элен и Анатоль Курагины, и Наполеон. Эти герои являются отрицательными.

Литературоведы склонны делить народных персонажей на две группы:

  • Люди с «простым сознанием», руководствующиеся в своём жизненном выборе велением сердца: Платон каратаев, Наташа ростова, Кутузов и другие.
  • И «ищущие себя» люди: Андрей Болконский и Пьер Безухов.
  • Последним свойственно развитие личности и их Толстой подвергает суровым жизненным испытаниям.

Основные семейства романа-эпопеи

В произведении показано несколько главных семейств и несколько второстепенных. Для большей наглядности и сравнения их характеристик используем таблицу:

Фамилия Состав семьи
Ростовы
  1. Граф Илья Андреевич — отец.
  2. Графиня Наталья — мать.
  3. Дети:
  • Николай;
  • Пётр;
  • Вера;
  • Наташа;
  • племянница Соня.
Болконские
  1. Князь Николай Андреевич – отец.
  2. Дети:
  • Андрей;
  • Марья.

Лиза – жена Андрея, м-ль Бурьен – гувернантка, Николенька – сын Андрея и Лизы.

Курагины
  1. Князь Василий – отец.
  2. Алина — жена князя.
  3. Дети:
  • Элен;
  • Ипполит;
  • Анатоль.
Безуховы
  1. Граф Кирилл Владимирович – отец.
  2. Пьер – незаконнорождённый сын.
Друбецкие
  1. Анна Михайловна – мать.
  2. Борис – единственный сын.
Долоховы
  1. Марья Ивановна.
  2. Сын Фёдор.

Теперь можно рассмотреть и провести сравнительный анализ каждой из фамилий более подробно.

Ростовы — гостеприимные и щедрые дворяне

Всеми уважаемые, гостеприимные, щедрые люди. Граф Илья Андреевич любит принимать гостей, посещает элитарные клубы Санкт-Петербурга. Он совершенно не умеет распоряжаться деньгами, и поэтому семейство оказывается на грани разорения.

Графине около 45 лет, она истощена многочисленными родами. Это образцовая мать, все её дети воспитаны в любви и взаимопонимании. Дочери доверяют матери самые сокровенные секреты.

Мальчики Пётр и Николай выросли честными и откровенными мужчинами. Николай говорит: «Не умею скрывать того, что чувствую», — и в этой фразе заключена вся суть его характера. Он благороден, очень любит родителей и сестёр, особенно Наташу.

Вера и Наташа — родные сёстры, но очень отличаются друг от друга. Вера – спокойная, умная девушка. Она красива, но окружающие не любят её из-за холодности и притворства. Вера выходит замуж за Адольфа Берга, с которым они похожи характерами.

А Наташа – бойкая, весёлая девочка. Родители называют её «порох» — она может рассмеяться или расплакаться по самому незначительному поводу. Младшая сестра – всеобщая любимица, она всё тонко чувствует и умеет сопереживать.

Наташа – довольно легкомысленная особа. Дав слово князю Андрею выйти за него замуж, она безумно влюбляется в Анатоля Курагина и даже готова бежать с ним для тайного венчания. Но заговор был вовремя раскрыт, и Ростовым почти удалось избежать позора. Впоследствии девушка искренне раскаивается в своём поступке, и Болконский её прощает. В конце романа Ростова выходит замуж за Пьера и становится счастливой матерью большого семейства.

Наравне с родными детьми в семье воспитывается племянница Соня — приятная девушка, обладающая некоторой хитростью. Она влюблена в Николая Ростова, но им не суждено быть вместе, так как Соня небогата. Ростов женится на Марье Николаевне Болконской, а бедная бесприданница, скорее всего, останется старой девой.

Болконские — знатный род

Очень яркую роль в романе играют Болконские. Это древний знатный род, они состоятельные князья. Старый Николай Андреевич — отец — бывший генерал. У него очень тяжёлый характер, он обожает запугивать домашних обитателей, но больше всего достаётся его дочери Марье. Всё в доме подчинено распорядку старого князя, расписанного поминутно. Вместе с тем нужно отметить, что старик обладает острым умом и неутомимым трудолюбием.

Одним из главных персонажей повествования является князь Андрей. Это довольно красивый молодой дворянин, уставший от света и явно скучающий в так называемом высшем обществе. Он женат, но к жене холоден и жалеет о женитьбе вообще. Оживляется Болконский только в обществе Пьера, в диалогах с ним он показывает свою настоящую натуру.

Андрей Николаевич – умный человек, которому небезразлична судьба отечества. На страницах романа его личность и отношение к жизни несколько раз трансформируются. После ранения под Аустерлицем и смерти жены Лизы он считает, что жизнь его кончилась и ему уже ничего не интересно. После внезапного знакомства с Наташей Ростовой князь вновь возвращается к жизни. Впоследствии обман Наташи больно уязвляет его самолюбие, но перед смертью Андрей её прощает.

Марья Николаевна – некрасивая, но очень добрая девушка. Близко к сердцу воспринимает издевательства отца, но это не делает её чёрствой. Княжна готова на самопожертвование ради счастья близких людей.

В доме живёт гувернантка мадемуазель Бурьен — лживая интриганка. Она хороша собой и мечтает удачно выйти замуж. Женщина предаёт княжну Марью, преследуя свои интересы, но обман раскрывается, и ей не удаётся достичь своей цели.

Курагины — блестящие подлецы

Князья — отрицательные персонажи романа. Князь Василий – чиновник высокого ранга, надменный, фальшивый и подлый человек. Детей своих он не любит, говорит: «Мои дети — обуза моего существования». Старшего сына Ипполита считает «покойным дураком», а Анатоля — «беспокойным».

Ипполит — глупый и недалёкий человек, его лицо «отуманено идиотизмом». Он высокомерно себя ведёт, хотя его терпят только из-за статуса отца. Молодой человек сначала говорит и только потом понимает, что говорит.

Анатоль — блестящий прожигатель жизни и кутила. Он красив и любим женщинами. В произведении он показан как подлый и беспринципный человек, ни с кем не считающийся, двигающийся напролом к своей цели.

Элен — светская красавица. Она «как будто желала и не могла умалить действие своей красоты». Это подлая и порочная женщина, с братом их связывают «странные» отношения. Светская львица выходит замуж за нелюбимого, но богатого графа Пьера Безухова, постоянно изменяет ему, и он добивается развода.

Безуховы — отец и сын

Старый граф Кирилл Владимирович — чиновник со времён Екатерины II. Он очень привлекательный и богатый человек. Прожив бурную жизнь, произвёл на свет много незаконнорождённых детей, но больше всех любит Пьера. Безухов-старший умирает почти в начале романа, и его смерть сопровождается подлыми поступками князя Василия и сестёр-княжон, живущих в его доме. Из-за огромного наследства возле смертного одра происходят почти батальные сцены. Но всё достаётся Пьеру.

Пьер Безухов — внебрачный сын. Скромный, неуклюжий, рассеянный, но очень добрый и душевный человек. Ему не хватает силы воли и практичности. Почти все его значимые поступки продиктованы волей других людей. После смерти отца он наследует его титул и состояние, становясь тем самым завидным женихом. Его обманом женили на Элен Курагиной, но в этом браке молодой человек был несчастлив и практически ненавидел жену. Счастливо женился вторым браком на Наташе Ростовой.

Друбецкие и Долоховы

Анна Михайловна в «Войне и мире» — представительница обнищавшего, но знатного рода. Когда-то она была красавицей, но с возрастом красота угасла, а Друбецкая в начале повествования всё ещё пытается пользоваться былыми уловками. Женщина на всё готова ради сына Бориса — и на унижение, и на лесть, и на лицемерие.

Особо не отличается от неё и сын Борис — он напролом идёт к своей цели, очень тщеславен и честолюбив.

Очень живописными фигурами являются Долоховы — Марья Ивановна и её сын. Пожилая женщина души не чает в своём отпрыске. А Фёдор, отчаянный игрок и бретёр, постоянный участник пьяных пирушек Анатоля Курагина, злопамятный и мстительный человек, как ни странно, тоже нежно любит мать, боготворит её и старается ей всячески помогать.

Образ Андрея Болконского

Автор знакомит читателя с двадцатисемилетним Андреем Болконским в самом начале романа. Андрей сын обеспеченного князя. Он хорош собой, невысокого роста с «сухими» чертами лица. Его матери уже нет в живых и у него есть сестра Марья. Его лучший друг — Пьер Безухов. В молодости герой находит счастье рядом с Лизой Мейнен, которая приходится племянницей Кутузову. Лиза умирает при родах, оставив Андрею новорожденного сына Николеньку.

Князь недолюбливает светское общество. За поисками себя он отправляется на войну. Военные действия «отрезвляют» героя и он понимает, что слава, заслуженная на полях битвы не стоит ничего, жизнь человека намного ценнее. После смерти жены, Андрей теряет смысл собственной жизни и вновь находит его, полюбив юную Наташу Ростову. Счастливой совместной судьбы у пары не получилось — они расстались из-за увлечения Наташи Анатолем Курагиным. На битве при Бородино Болконский был тяжело ранен и вскоре умер.

Образ Наташи Ростовой

Автор знакомит читателя с Наташей в 12-й день её рождения. В развитии сюжетной линии развивается и героиня: взросление, любовные переживания, выход в светское общество, религиозные поиски и замужество.

Наташа жизнерадостная, тонкая, звонкая и упрямая девушка, но не особо красивая. Зато она обладает прекрасным голосом, который очаровывает всех вокруг неё. Роман героини с Андреем Болконским заканчивается из-за её предательства с Анатолем, по поводу которого она длительное время себя корила. Смерть князя на войне становится в её жизни переломным моментом. В конце повествования от «живой» Наташи мало что остаётся. В эпилоге она тихая, пополневшая супруга Пьера Безухова, мать четверых детей.

В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

Образ Пьера Безухова

Любимый герой автора, обладающий высоко благородным нравом и относящийся с пониманием к простому люду. Пьер в меру ленив, не практичен, рассеян и миролюбив во всех отношениях. Он лучший друг Андрея Болконского. Богатый аристократ. Внешностью герой обладал выдающейся: крупный до неуклюжести в телосложении, но с умным, хоть и робким взглядом.

По линии сюжета на долю Пьера выпадает множество душевных переживаний, при этом он сохраняет свою добродушность, остаётся отзывчивым, готовым прийти на помощь. Первый брак героя не сложился. Он женился на красивой, но совершенно ему «чужой» женщине — Элен Курагиной. Пьер активно принимал участие в боевых действиях, битва при Бородино показана читателю полностью его глазами. Он побывал во французском плену, пережил смерть супруги и лучшего друга, увлекался масонством.

Полюбив и женившись на Наташе, герой обрёл счастье. Но в отличие от супруги, он не сосредоточился только на семье, в его планах трансформация общества в лучшую сторону.

Пьер и Наташа Ростова

Своё счастье герой обретает в семье. После плена он начинает ценить то, что раньше казалось естественным: уют, заботу, близких. Его чувства к Наташе Ростовой перерастают в крепкий союз двух замечательных людей. Новая семья Безуховых – пример настоящего крепкого брака, в котором каждый поддерживает супруга, живёт его интересами, уважает и любит близких людей. Наташа – идеальная жена, она создаёт уют, поддерживает Пьера в его общественной деятельности, отдаёт себя материнству. У пары четверо детей: один сын и три дочери. Автор любуется семьёй Безуховых, подчёркивая гармоничность отношений.

В нашей статье дана характеристика семьи Безуховых. Этот материал будет полезен при подготовке к урокам русской литературы, или сочинению по теме.

Дополнительные герои в романе

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Графиня-мать Наталья Ростова

Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Андреевич Болконский

Князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Образ Марьи Болконской

Интересен и незабываем образ в романе молодой княжны Болконской, в развитии сюжета — Ростовой. Автор описывает её худенькой и слабой телом, но притягательной своими глубокими и лучистыми глазами. Марья набожная, заботливая и добрая девушка.

Сначала она направляла свою любовь родным, затем уже в семью мужа — Николая Ростова.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

Образ Сони Ростовой

Соня приходится племянницей графу Ростову и живёт в его семье. Героиня миниатюрная и тоненькая фигуркой, с длинными ресницами, её чёрные волосы собраны в толстую косу. О ней автор говорит как о рассудительной, тихой и доброй девушке. Соня влюблена в Николая Ростова, но когда понимает, что её избранник выбрал Марью, спокойно отпускает его, не желая препятствовать счастью дорогого человека.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

  • Толстой алексей константинович рассказы
  • Толстой алексей николаевич сорочьи сказки
  • Толковый словарь бабушкины сказки
  • Толковый словарь русского языка рассказ о нем
  • Толковый словарь ожегова рассказ