Толстой филиппок картинки к рассказу

Опубликовано: 05.01.2022 маленький мальчик по имени филипок жил деревне. когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.

Опубликовано: 05.01.2022

Маленький мальчик по имени Филипок жил деревне. Когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.

Родители были на работе, Филипп сидел с бабушкой. Но старушка устала и заснула. Мальчишка решил не упускать свой шанс. Он надел отцовскую шапку, свою не смог найти, и отправился в школу.

Школа находилась на другом конце деревни. Пока Филипок шел по своей улице, собаки его не трогали. Они давно знали мальчишку. Стоило только ему уйти дальше от своей слободы, как накинулись злые, не знакомые собаки. Плохо бы пришлось Филипку, если бы не мужик, который отогнал разъяренных животных.

Затем, мальчишка бросился прямиком в школу. Но у дверей замешкался, ему стало страшно. Потом все-таки переборов страх, Филипок вошел в учебное заведение. В школе было много ребят, был и учитель, который сразу заметил мальчика.

Учитель поинтересовался у Филипка, кто он такой и что здесь делает. Мальчик так растерялся, что в горле пересохло. Он не смог ответить, и заплакал, благо ученики сказали педагогу, что это Филипок, брат Кости, который уже учится в школе.

Учитель посадил мальчишку вместе с братом, и позволил приходить на занятия, если так ему хочется.

Человек всегда должен учиться, познавать новое и интересное, несмотря на возраст. Филипок, достойный пример для каждого из нас.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

  • Акула
  • Алёша Горшок
  • Альберт
  • Анна Каренина
  • Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
  • Бедные люди
  • Бешеная собака
  • Бородинское сражение в романе Война и мир
  • Булька
  • Власть тьмы
  • Война и мир по томам
  • Воскресение
  • Глава Наталья Савишна из повести Детство
  • Два брата
  • Два гусара
  • Два товарища
  • Детство
  • Дьявол
  • Живой труп
  • Именины у Ростовых в романе Война и мир
  • Исповедь
  • Кавказский пленник
  • Казаки
  • Как гуси Рим спасли
  • Как мужик гусей делил
  • Косточка
  • Котенок
  • Крейцерова соната
  • Лебеди
  • Лев и собачка
  • Липунюшка
  • Люцерн
  • Набег
  • Ореховая ветка
  • Отец Сергий
  • Отрочество
  • Петя Ростов
  • Плоды просвещения
  • Пожар
  • После бала
  • Праведный судья
  • Прыжок
  • Севастополь в декабре месяце
  • Севастопольские рассказы
  • Семейное счастие
  • Смерть Ивана Ильича
  • Старый дед и внучек
  • Три медведя
  • Три смерти
  • Утро помещика
  • Филипок
  • Хаджи-Мурат
  • Холстомер
  • Царь и рубашка
  • Чем люди живы
  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир
  • Юность

Филипок. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Все происходит в Иерусалиме. Именно там и живет король по имени Набукко. Вместе с ним живет его двумя дочерьми, ради которых он готов пойти на любые жертвы

По шоссе, навстречу друг к другу ехали два автомобиля. Увидев на дороге маленького котёнка, они одновременно остановились. Открыв дверь, из одного автомобиля вышла привлекательная женщина

Каждый год все кошки «Племени избранных» собираются на грандиозный балл. Здесь молодые и старые, породистые и беспородные, домашние и бездомные представители кошачьего семейства

События книги разворачиваются в доме умершей мадам Готье. За ненадобностью многие из её вещей выставлены на аукцион, для оплаты накопившихся за жизнь долгов. Некий мужчина, оказавшийся в доме, изъявляет желание приобрести книгу «Манон Леско»

События, описанные в романе, происходят в Северной Америке в середине XVIII века. В это время там идет франко-индейская война.

Рассказ Л. Н. Толстого «Филипок»

Читательский дневник

Произведение Л. Н. Толстого «Филипок» написано в 1875 году. Жанр — рассказ. В нем автор повествует о маленьком мальчишке, который очень сильно хотел учиться.

Писатель затронул темы настойчивости, ответственности, принятия решений. «Филипок» для читательского дневника поможет выявить суть произведения, а также его главную мысль.

  1. Анализ произведения
  2. Краткое содержание
  3. План пересказа
  4. Основная мысль
  5. Отзывы читателей

Анализ произведения

В рассказе представлено три основных персонажа — настойчивый и любознательный Филипп, его брат Костя и мудрый учитель. Филипок стремился к знаниям, хотел ходить в школу вместе с братиком.

Краткое содержание

На Филипка напали собаки

Как-то малыш по имени Филипп собрался пойти в школу вместе со своим братом и другими деревенскими ребятами. Мальчика ласково звали Филипок. Мама сказала ему, что он еще мал для этого. Родители ушли на работу, и Филипп остался с бабушкой. Через некоторое время она уснула, а мальчик воспользовался этим. Он взял отцовскую шапку и пошел в школу. Филипп прошел через всю деревню, но потом на него напали огромные собаки. Ребенок был напуган, но ему повезло, мимо проходил мужчина, который разогнал животных.

Филипок быстро добежал до школы, зашел в класс. Там было полно шумных ребят. От этого мальчик растерялся еще больше, но потом учитель спросил его имя, Филипп не смог ничего ответить. Кто-то из детей рассказал, что это младший брат Костика, и он очень сильно хочет учиться.

Педагог посадил малыша рядом с братом и пообещал, что поговорит с его мамой, чтобы мальчик со всеми ходил занятия. С тех пор Филипп посещал школу.

План пересказа

По краткому содержанию рассказа можно составить кратко план рассказа «Филипок». Он выглядит следующим образом:

  1. Ребята идут в школу.
  2. Желание учиться.
  3. Дорога в школу.
  4. Стая собак.
  5. Шумные ребята и добрый педагог.
  6. Филипок стал школьником.

Основная мысль

На примере главного героя видно, что учиться можно в любом возрасте. Если есть желание, то не должно быть никаких преград. Филипок оказался настойчивым, целеустремленным, смелым и решительным ребенком. Он добился своей цели, несмотря на свой возраст, ничего не испугался. Это произведение учит следующему:

  • решительности;
  • смелости;
  • ответственности;
  • целеустремленности;
  • быть любознательным человеком;
  • стремиться к знаниям и ценить их;
  • добиваться целей;
  • самостоятельно принимать решения;
  • отвечать за свои поступки.

Филипок в школе

К рассказу прекрасно подходят такие пословицы: «знание — дело наживное», «век живи, век учись», «если воля тверда, цели достигнешь всегда». Жажда к знаниям определяет дальнейшую жизнь человека. Если ребенок с самого детства любознательный, хочет учиться, то в дальнейшем ему будет легко на работе, с людьми, в жизни в целом.

Получать новые знания и навыки — это похвально и показывает человека с хорошей стороны.

Отзывы читателей

Недавно на уроке внеклассного чтения мы анализировали этот рассказ, а потом нам задали разделить его на части и озаглавить каждую. Еще нужно было нарисовать Филипка. Картинки у всех получились разные, но интересные. Самый главный вопрос на уроке, который мы разбирали, был такой: почему мальчик решил пойти в школу? Он хотел быть взрослее, походить на своего брата и получать знания так же, как все. Этот литературный персонаж настоящий герой, так как он с самого детства добивается своих целей и ничего не боится. Надеюсь, мой отзыв был полезен, помог разобраться со смыслом рассказа.

Это интересное, увлекательное и поучительное произведение. Толстой всегда во всех своих книгах закладывает глубокий смысл. В этом рассказе основная идея в том, что нужно получать знания, развиваться, добиваться своих целей. Еще мне понравилась сказка «Липунюшка», она имеет немного другой смысл, но также будет поучительна. Особенно интересно читать с иллюстрациями. Кстати, я брала книгу с рассказами автора, где были красивые изображения героев, даже Филипка.

Я читал рассказ Л. Н. Толстого «Филипок» в кратком содержании. Мне история мальчика очень понравилась. Особенно заинтересовала характеристика ребенка. Он оказался целеустремленным, не боялся ничего. Просто видел цель и шел к ней. Обычно такие дети встречаются очень редко, но они есть. Именно с таких персонажей нужно брать пример, стремиться стать таким же любознательным и решительным человеком. Лев Николаевич — это мой любимый писатель, я всегда рекомендую читать его произведения.

Рассказ-быль Льва Толстого «Филипок» с иллюстрациями Р. Былинской

Рассказ-быль Льва Толстого «Филипок» с иллюстрациями Р. Былинской

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.

Пошли раз все ребята в школу. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи,— и мать оставила его дома.

Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать оставила его дома. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Филипок собирается в школу. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Школа была за селом у церкви.

Школа была за селом у церкви. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали.

Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним.

Филипок бросился бежать, собаки за ним. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь?

Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь?

Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог.

Филипок молчал. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

— Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, —ле-и-ли, —пеок-пок. — Все засмеялись.

Филипок сказал: хве-и-хви, —ле-и-ли, —пеок-пок. Иллюстрация Р. Былинской к рассказу Льва Николаевича Толстого «Филипок»

— Молодец,— сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филипок сказал: знаю,— и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

  • Краткие содержания
  • Толстой Лев
  • Филипок

Маленький мальчик по имени Филипок жил деревне. Когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.

Родители были на работе, Филипп сидел с бабушкой. Но старушка устала и заснула. Мальчишка решил не упускать свой шанс. Он надел отцовскую шапку, свою не смог найти, и отправился в школу.

Школа находилась на другом конце деревни. Пока Филипок шел по своей улице, собаки его не трогали. Они давно знали мальчишку. Стоило только ему уйти дальше от своей слободы, как накинулись злые, не знакомые собаки. Плохо бы пришлось Филипку, если бы не мужик, который отогнал разъяренных животных.

Затем, мальчишка бросился прямиком в школу. Но у дверей замешкался, ему стало страшно. Потом все-таки переборов страх, Филипок вошел в учебное заведение. В школе было много ребят, был и учитель, который сразу заметил мальчика.

Учитель поинтересовался у Филипка, кто он такой и что здесь делает. Мальчик так растерялся, что в горле пересохло. Он не смог ответить, и заплакал, благо ученики сказали педагогу, что это Филипок, брат Кости, который уже учится в школе.

Учитель посадил мальчишку вместе с братом, и позволил приходить на занятия, если так ему хочется.

Человек всегда должен учиться, познавать новое и интересное, несмотря на возраст. Филипок, достойный пример для каждого из нас.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.




Рецензии на книгу «Филипок» Лев Толстой

Есть чудный «Филипок» с иллюстрациями Пахомова от издательства Амфора (по ссылке), но и этот ОЧЕНЬ хорош. По-другому хорош. Не устояла. Теперь у меня их два (ну что тут будешь делать, когда они как день и ночь, но каждый на свой лад прекрасен?!) Про текст мысль развивать особо не чего – Лев Толстой детям. Один из коротеньких рассказиков классика о крестьянском мальчике, который ринулся не по возрасту в школу за старшими (велика была тяга к знаниям – собственно, тем книга и поучительна:)) А вот про иллюстрации, пожалуй, малость разовью:)) Мысль то бишь. Пахомовские иллюстрации в этой его угольно-карандашной манере да вот так – на тонированных в беж офсетных страничках дивно хороши (просто как зарисовки с натуры крестьянской жизни – если не знать, когда он их рисовал, вполне можно так и подумать:))) И небольшой формат книги там в тему – не стоит такое размазывать по большому пространству, мне кажется. И то, что это сборник (пусть и небольшой), в котором помимо «Филипка» еще 5 рассказов Толстого. Всё продумано, гармонично. Разве что ярко выраженной серийности в оформлении обложек я не поклонница, но бывает и хуже, когда книгу напрочь лишают лица, так что здесь всё еще божески:)) И в совершенном контрасте с той эта книга. Не зарисовки ни какие – полноценные в мельчайших деталях проработанные КАРТИНЫ у Геннадия Спирина здесь получились! За редким исключением скромненькие поля/рамки для практически полностраничных иллюстраций (кстати, очень даже в гармонии рядом с действительно полностраничными и что называется от угла до угла картинами:) и целые картинные РАЗВОРОТЫ! Не уголек Пахомова – цвета и краски, тона и оттенки, и в итоге – очень ЗИМНЯЯ книга. Когда, кажется, будто сам ощущаешь тепло одежды героев, морозный воздух, хорошо протопленную избу… Этим рисункам как раз нужно МНОГО пространства – и большой формат здесь как раз очень кстати (ни за что бы не поменяла эту книгу на дешевый аналог – он помимо того, что в печатном плане весьма и весьма грустный вышел, так еще и явно тесно в том формате этим картинам). И мелованная бумага (опять же есть с чем сравнивать – бюджет вариант на весьма экономном офсете издательство выпустило не иначе как с этой целью, для контраста:))) оттенки прекрасно передает. И эту книгу категорически нельзя в сборник. Потеряется всё в сборнике то. Ведь при том, что в иллюстрациях Спирина Риполом выпущено не одно и даже не два произведения (по русской классике так и вовсе 5 штук набирается) вместе их нельзя категорически. Все ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ разные в плане иллюстраций. Так, отдельными книгами (хотя в других случаях не так покладисто соглашаюсь на подобное разделение типа «одна коротенькая история = целая книга» да еще и в твердом переплете) – лучший вариант! И вот тут Риполу надо отдать должное (помимо преотличного качества внутри книги) – серия не выпячивается и не вылезает на первый план, при том что серийная принадлежность (а именно – аккуратный «полупрозрачный» кружок-логотип) имеется. ВСЕ обложки серии сугубо индивидуальны. И эта не исключение (за что моя особая благодарность издателю:)) Единственное явное преимущество книги Амфоры перед этим изданием от Рипола – шрифт. Там – очень крупный, отлично подходящий для самостоятельного чтения (а ведь именно с этой целью рассказы и писались, и вот так нарочито просто выстраивались), здесь – не самый мелкий, но вот для неуверенно читающего… Может быть напряженка. Ну, вот (оглядываясь на объем всего, что я тут наговорила) — малость сказать о прекрасном не получилось:(( Каюсь.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Отзывы читателей

Недавно на уроке внеклассного чтения мы анализировали этот рассказ, а потом нам задали разделить его на части и озаглавить каждую. Еще нужно было нарисовать Филипка. Картинки у всех получились разные, но интересные. Самый главный вопрос на уроке, который мы разбирали, был такой: почему мальчик решил пойти в школу? Он хотел быть взрослее, походить на своего брата и получать знания так же, как все. Этот литературный персонаж настоящий герой, так как он с самого детства добивается своих целей и ничего не боится. Надеюсь, мой отзыв был полезен, помог разобраться со смыслом рассказа.

Это интересное, увлекательное и поучительное произведение. Толстой всегда во всех своих книгах закладывает глубокий смысл. В этом рассказе основная идея в том, что нужно получать знания, развиваться, добиваться своих целей. Еще мне понравилась сказка «Липунюшка», она имеет немного другой смысл, но также будет поучительна. Особенно интересно читать с иллюстрациями. Кстати, я брала книгу с рассказами автора, где были красивые изображения героев, даже Филипка.

Я читал рассказ Л. Н. Толстого «Филипок» в кратком содержании. Мне история мальчика очень понравилась. Особенно заинтересовала характеристика ребенка. Он оказался целеустремленным, не боялся ничего. Просто видел цель и шел к ней. Обычно такие дети встречаются очень редко, но они есть. Именно с таких персонажей нужно брать пример, стремиться стать таким же любознательным и решительным человеком. Лев Николаевич — это мой любимый писатель, я всегда рекомендую читать его произведения.
Александр

Постреленок

Шестая деталь : Мужик спросил: куда бежишь, постреленок?

Пострел – не просто шалун, буквально это слово означало «выстрел» (наш пострел везде поспел!), а выстрел – это прежде всего движение к определенной цели. Понятно, что Филипок побежал еще быстрее.

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух . Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Баба с ведром

Седьмая деталь : когда Филипка стал одолевать на пороге школы третий соблазн, сомнение, опять появился, откуда ни возьмись, чудесный помощник, баба с ведром. Художники изобразили ее по-разному: кто с тяжелым, полным ведром, а кто – с легким, пустым.

Ведро, полное или пустое, – одна из самых популярных народных примет, предвещающих, соответственно, удачу или неудачу. Чтобы весь поход был не впустую, Филипок сам должен решиться войти, поэтому в тексте не сказано, полное ведро или пустое, а баба, как и мужик-спаситель, лишь задает побуждающий вопрос.

И соблазн сомнения преодолен!

Жучка и Волчок

Четвертая деталь : знакомые собаки не трогали Филипка, а в чужой слободе (в чужой части села, на чужой улице) собаки были незнакомые. Что-то путает Толстой: если незнакомые, откуда же Филипок знает их клички? А вот откуда: Жучками называли собак черных, как жук , а Волчками, соответственно, похожих на волка. На иллюстрациях разных художников черная собака неизменно присутствует:

Какая разница писателю, как назвать собак и какая у них внешность? Дело в том, что черный пес в русском фольклоре всегда был символом зла. Он охранял границу между миром живых и миром мертвых. Вот пример:

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину Калинова моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес

ощетинился.
(Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», https://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=1&tid=38)
В библейской энциклопедии псы – это гонители. Волк, понятно, тоже символизирует опасность. Итак, на пути Филипка возникает опасность, путь преграждают гонители.

И он преодолевает второй соблазн, соблазн страха!

Все ребята ходят в школу

Первая деталь. Ясно сказано, «пошли раз все ребята в школу». Популярные рассказы учителей о том, что «раньше не все ребята могли ходить в школу» (см. публикации уроков) не находят подтверждения в тексте. Филипка мать оставляет дома только из-за возраста. Толстой писал рассказ о России пореформенной, после освобождения от крепостного права, и писал как раз о том, что теперь все люди могут сами определять свою судьбу, все дети ходят в школу, в том числе и дети бедных сельских жителей. В рассказе нет прямого упоминания бедности, какого-либо социального неравенства, изображены свободные деревенские жители, работающие… Только вот «подённая работа» — это не просто работа, оплачиваемая по дням, как объясняют в учебниках (если работу любого приглашенного специалиста оплатят по количеству рабочих дней, его работа все равно не будет называться подённой), а только неквалифицированная и обычно тяжелая низкооплачиваемая работа. Зимой в селе это могла быть работа прачки, уборщицы, помощницы по дому. Читатель, заметьте, все дети ходят в школу, в том числе и дети сельской подёнщицы. В конце рассказа выясняется, что старший брат Филипка, Костюшка, ходит в школу, и Филипок давно туда просился, что исключает случайное приключение от скуки.

Село, школа, церковь

Третья деталь : «Школа была за селом у церкви».

Селом в России XIX в. официально называлось только относительно крупное поселение, в котором есть церковь. Потому она и стоит за селом, что в нее ходят жители всех окрестных деревень. Но почему школа в этом описании привязана к церкви?

Во-первых, в школу, как и в церковь, ходят дети из нескольких окрестных деревень.

Во-вторых, на Руси кириллическая письменность была официально принята вместе с крещением, да и появилась она в прямой связи с восточно-православным религиозно-культурным выбором славянских народов; именно монастыри были оплотом древнерусской книжности, особенно в «татаро-монгольскую» эпоху. Наши крестьянские прапрадеды получали начальное образование в церковноприходских школах.

В-третьих: наука и религия – два проявления духовной жизни человека, соперничают они или взаимодействуют. Даже самый упорный материализм – тоже проявление ментальности, то есть духовной жизни. И, наконец: читатель уже, конечно, заметил, что весь сюжет рассказа – это путь Филипка в школу; теперь понятно, что он становится и символической «дорогой к храму».

Вечные вопросы

Девятая деталь : Филипку все задают вопросы – и мужик, отогнавший собак, и баба с ведром, а учитель просто засыпал его вопросами. Куда бежишь, что же ты стоишь, ты что (зачем пришел?), ты кто…

Согласитесь, читатель, вопросы содержательные, вечные, ассоциирующиеся с фондом мировой идиоматики (quo vadis, камо грядеши и т.п.). Вопросы из тех, на которые русский народ веками пытается ответить и не может ответить однозначно… Филипок, в сущности, не ответил на них, и, значит, это Толстой оставил их открытыми.

Бабушка на печке

Вторая деталь : бабушка лежит на печи, буквально и фигурально. Во-первых, современным детям надо показать хотя бы на картинке русскую печку с лежанкой, на которой лежать любили и старики, и дети, и кошки…

Современным ребятам на теплой традиционной лежанке тоже нравится:

Но есть и другая ассоциация: «лежать на печи» означает «бездельничать», а также «не предпринимать активных действий», «ничего не менять в своей жизни».

Вспомните сказочного Емелю, который едет к царю лежа на печи; в сказке он изображен вполне одобрительно: русский народ и до сих пор не очень любит людей, хлопочущих исключительно ради богатства, власти или славы.

Лев Толстой пишет быль, а не сказку, поэтому показывает совсем другую ситуацию: в семье Филипка взрослые работают, только бабушка, олицетворяющая, между прочим, древность, род, традиции, лежит на печи, как ей и положено. Маленькому Филипку тоже еще можно «лежать на печи», то есть не работать, ни о чем не заботиться, но он выбирает движение… Движение — главная тема рассказа, и это легко проследить по сквозной цепочке слов со значением «движение».

Читатель, это важно: наш герой легко преодолел первый страшный (и очень русский) соблазн – соблазн лени!

Читаем второй абзац:

Школа была за селом у церкви
. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать , собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь ?

О русском языке

едва наученный азбуке Филипок правильно складывает из букв свое имя, но произносит название буквы Ф странно.

В некоторых русских диалектах не было звука [ф] и его заменяли сочетанием [хв]. Теперь понятно, зачем Лев Толстой назвал своего героя Филиппом: уменьшительное имя получилось такое милое, округлое, ласковое, и со сказочными героями не перепутаешь, и диалектное произношение легко наглядно и понятно продемонстрировать. Филипок владеет родной речью только в ее необработанном культурой местном варианте, он не знает литературного языка, языка культуры и науки, делающего нас всех единым народом, независимо от особенностей нашей «малой родины». Это равноценно случаю, когда современный недоросль в восхищении находит только слово «клево» вместо «хорошо, правильно, красиво, мило, очаровательно, замечательно, умно…», а многих слов в текстах просто не понимает. Как диалекты сохраняли следы древнего деления будущей русской нации на множество племен, так и современные сленги делят нас на группы и группки по возрасту, образованию, роду занятий, делают человека чужаком в другом районе города и даже в своей родной семье. В этом смысле «народность» речи вовсе не служит единству русского народа. Так, может быть, православие нас спасет?

Молитва

Одиннадцатая деталь : Филипок и в молитве «всякое слово произносил не так». Значит, его вера оказывается неосмысленным механическим бормотанием; молитве тоже надо учиться! Любая религия – тоже своего рода Учение.

В эпизодах с диалектным произношением Филипка и молитвой мы встречаем отголоски давно устаревшей полемики вокруг концепции, которую сейчас часто обозначают «Православие, самодержавие, народность»; она интересна только историкам. Но не утихают дискуссии между пуристами и антинормализаторами, споры между сторонниками «народной речи» (в частности, свободы сленга и мата в публичном общении и литературе: «народ так говорит!») и защитниками литературных и этических норм в речи. Возродившееся влияние религии и церкви тоже ставит перед обществом и государством ряд острых вопросов. Поэтому мысль Толстого вполне применима и к нашей жизни. Не отрицая народности и православия как начал русской жизни, великий писатель доказывает необходимость широкого народного просвещения и движения вперед, развития, а не застоя.

В 1875 году русский писатель Лев Николаевич Толстой написал добрый и поучительный рассказ-быль «Филипок». Краткое содержание для читательского дневника рассказывает историю про маленького мальчика, который, невзирая на свой юный возраст и многочисленные опасности на своём пути, искренне стремился за знаниями в школу, как и все другие ребята постарше.

947501f5eea1cec52cc08c7d1acb6aa7

Лев Толстой известен как настоящий мастер больших литературных произведений, однако в этой истории он крайне коротко и ёмко продемонстрировал стремление мальчика к мечте. Рассказ написан очень простым и доступным языком, понятным каждому ребёнку. Некоторые угадывают в образе Филипка великого Михаила Ломоносова, знаменитого своим стремлением к знаниям, другие же просто видят в этом персонаже хороший пример для подражания — наглядную иллюстрацию того, насколько важно и нужно учиться каждому человеку.

Аннотация к рассказу

fa214a52490916a7753391de14ee80b7

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

4003b5f40d579c57b9f4b5735ea7cdbe

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

План для пересказа

Текст произведения можно условно разделить на несколько основных частей в виде конспекта или плана:

  • Филипок хочет пойти в школу, но он слишком мал.
  • Скука дома и смелый побег.
  • Опасная дорога: собаки, мужик, баба с ведром.
  • Приход в школу и класс с ребятами.
  • Страх перед учителем и разговор с ним.
  • Зачисление в ученики и счастливый финал.

Филипок: характеристика главного героя

214c9fba2d844571469e46dffe694060

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

e6622c203a1be37ab8a6c7f7055b0f93

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

5f5a09c98f08e9973be44a53956d2abd

  • Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  • Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  • Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  • Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

    Анализ и главные мысли произведения

    f1541de0596775143879ccc1d221f5ab

    Жанр произведения «Филипок» Толстого — рассказ-быль, но при этом в нём немало элементов сказки. Начинается оно в духе «жил-был»: «Был мальчик, звали его Филипп». И, как это часто бывает в сказочных сюжетах, главный герой на пути к своей цели переживает множество трудностей и преодолевает препятствия, но в итоге его ожидает счастливый конец. Как и из любой сказки, из этого рассказа также можно почерпнуть мудрость и вынести для себя урок.

    Пожалуй, практически каждый ребёнок дошкольного возраста, ходивший в садик или сидевший дома, в это время мечтал отправиться в школу: она манила своими возможностями узнавать что-то новое, знакомиться с окружающим миром, общаться со сверстниками. Дошкольники часто буквально бредят школой, постоянно спрашивая у родителей, когда же они смогут отправиться в мир знаний. Поэтому любой человек, мечтавший в детстве поскорее пойти в школу, легко узнает себя в главном герое произведения.

    Правда, в настоящее время остаётся всё меньше людей, которые так жадно и искренне стремятся к знаниям: жизненные ценности меняются. Поэтому взрослые должны поощрять тягу детей к учёбе, как это сделал учитель в этом произведении.

    Главная мысль рассказа «Филипок» Толстого заключается в том, что учиться никогда не рано. В произведении затрагиваются такие важные темы, как польза обучения и ценность школы. Даже если Филипок и поступил не совсем правильно, ослушавшись мать и сбежав из дома, это гораздо лучше, чем быть равнодушным к знаниям и не стремиться к ним.

    Знания на протяжении всей жизни человека играют очень важную

    Ещё одна важная мысль произведения — необходимо идти к своей цели, мечте, всегда добиваться желаемого, даже если на пути встанут препятствия. Рассказ учит быть самостоятельным, отважным, принимать смелые решения, не бояться пробовать. А если трудности всё-таки возникли, перед ними не следует отступать.

    dfbc78519cb15574f7e933b1660ecb36

    Пословицы и поговорки к произведению:

    • Знания — сила.
    • Ученье — свет, а неученье — тьма.
    • Человек сам кузнец своего счастья.
    • Под лежачий камень вода не течёт.
    • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
    • Если воля тверда, ты непременно достигнешь цели.

    Одну из значимых мыслей высказывает также учитель в конце произведения: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Из этого можно вынести урок, что следует быть скромнее и не хвастаться зазря.

    Читайте также:

        

    • Чем накрыть кровать от собаки
    •   

    • Что делать если собака вцепилась мертвой хваткой
    •   

    • Болеют ли собаки столбняк
    •   

    • Когда можно мыть щенка ши тцу
    •   

    • Можно ли закапать уши собаке отипаксом
  • Цель фрагмента
    урока:
    познакомить
    учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Филипок».

    Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

    Планируемые
    результаты
    (относящиеся к
    деятельности учащегося):

    Обучающие

    ·       
    Пополнять
    активный словарный запас учащихся; развивать умение делить текст на части и
    составлять план; давать характеристику герою произведения, высказывать свои
    суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;

    Предметные

    ·      
    Пополняют
    активный словарный запас учащихся; развивают умение делить текст на части и
    составлять план; дают характеристику герою произведения, высказывают свои
    суждения по произведению, выражают эмоциональное отношение к прочитанному;

    Развивающие:

    ·        
    Способствовать умению выражать положительное отношение
    к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

    ·        
    Способствовать развитию
    умения планировать деятельность

    ·        
    Способствовать
    ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее
    результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты
    деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать
    на конкретный вопрос.

    Метапредметные:

    ·       
    Познавательные УУД: Выражают положительное отношение
    к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

    ·       
    Регулятивные УУД:
    Планируют свою деятельность

    ·       
    Коммуникативные УУД: Ставят новые учебные задачи,
    удерживают цель деятельности до получения ее результата. Осуществляют
    итоговый контроль деятельности, оценивают результаты деятельности, выполняют
    задание в соответствии с поставленной целью, отвечают на конкретный вопрос.

    Воспитательные:

    ·       
    Воспитывать  интерес к
    литературному чтению, любовь к сказкам и умение работать в группе и
    коллективе.

    Личностные:

    ·       
    Проявляют интерес к
    литературному чтению, любовь к сказкам и умение работать в группе и
    коллективе.

    Оборудование: учебное
    пособие, мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация),карточки,
    иллюстрации, аудиоматериал.

    Этап фрагмента урока.время

    Образовательная задача этапа урока

    Методы и приемы работы

    Деятельность учителя

    Деятельность

    обучающихся

    Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная,
    И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

    Дидактические средства,

    интерактивное оборудование

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные

    (П-познавательные, Р — регулятивные, К
    коммуникативные)

    Личностные

    1.Мотивация
    (самоопределение) к учебной деятельности

    Выработка на личностно
    значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований.

    Беседа

    (Художественное слово)

    -Добрый день!

    Литературное чтение –
    прекрасный урок ,

    Много полезного в
    каждой из строк,

    Стих это будет иль
    сказка, рассказ —

    Вы учите их, а они
    учат вас!

    — Давайте улыбнёмся
    друг другу,

    поделимся своим
    теплом, добротой, хорошим настроением.

    Каждый урок – это
    урок новых открытий.

    Готовы ли вы к
    трудностям, не боитесь их?

    Тогда в путь!

    А еще ребята давайте сядем правильно, как показано на
    слайде !

    (Приветствуют учителя)

    (улыбаются друг другу)

    (отвечают на вопрос)

    Ф

    Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

    Коммуникативные УУД:

    вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
    участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

    Познавательные УУД:

    осознавать познавательную задачу.

    Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
    сказкам и умение работать в группе и коллективе.

    2. Актуализация  и  фиксирование  индивидуального
    затруднения  в пробном действии

    Подготовка мышления учащихся к организации осознания ими
    внутренней потребности.

    Беседа

    (пословица)

    Наглядность:презентация.

    -Прочитайте пословицу на слайде.

    -Где в
    жизни мы можем использовать эту пословицу?

    -Не
    стыдно не знать, стыдно не учиться.

    -Человек не может знать все в жизни в силу ограниченных
    возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое важное —
    учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями.

    Высказывания
    детей.

    ф

    Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

    Объясняют смысл пословицы и связывают это с жизнью.

    Коммуникативные УУД:

    вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
    участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

    Познавательные УУД:

    осознавать познавательную задачу.

    Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
    сказкам и умение работать в группе и коллективе.

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема,
    план, сроки, способ, средство).

    Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа
    разрешения проблемы, выбор метода и средств.

    Беседа

    Наглядность: презентация.

    Прием описание портрета, «найди автора»


    Сегодня на уроке будем читать произведение великого русского писателя. А
    кого, вы узнаете из рассказа-загадки.

    -Сейчас
    я вам продемонстрирую 3-х поэтов, вы видите их на экране, но расскажу лишь об
    одном. Ваша задача – угадать о каком писателе идет речь.

    Описание
    портрета:

    Высокий
    морщинистый лоб, седая окладистая борода, грубоватый нос картошкой, большие
    уши, большие губы, густые низкие брови. Перед нами боярин с огромной душой и
    недюжинным умом. Одет очень просто, в темном пуловере и темных брюках, у шеи
    виднеется белый ворот рубахи. Добрые и ясные глаза, клочки, торчащих из-за
    ушей волос. Однотонный фон за сидящим в черном кресле. В руках книга совсем
    не случайно. Перед зрителем русский писатель, который и сам читает очень
    много книг, постоянно развивая свой кругозор, расширяя мировоззрение,
    мировосприятие. Писатель черпает из книг свое вдохновение.

    – О каком писателе идёт речь?

    -Правильно, 
    молодцы.

    -А тема нашего занятия
    Произведение Льва Николаевича Толстого «Филипок»

    (Л.Н.
    Толстой
    ).

    Ф,и

    Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

    Коммуникативные УУД:

    — вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
    участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

    — читать, извлекая нужную информацию;

    Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
    сказкам и умение работать в группе и коллективе.

    5. Реализация построенного проекта

    Ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации
    и пробуют применить его на практике.

    Беседа

    Наглядность: презентация.

    Словарная работа. Интерактивное задание.

    Работа по карточкам.

    Аудиоматериал

    -Ребята, знаете ли вы
    что-нибудь о Льве Толстом?

    -Сейчас я вам расскажу
    интересные факты про Льва Николаевича Толстого.

    1. Толстой не любил
    вишню.
    2. Лев Николаевич Толстой на протяжении всей своей жизни занимался
    самообразованием. Высшего законченного образования у него не было.
    3. Лев Толстой старался всю свою жизнь творить добро.

    4. Невзирая на
    собственную занятость, Лев Толстой всегда был хорошим папой.
    5. У Льва Толстого было три брата и сестра.
    6. Лев Николаевич Толстой был убежден, что богатство и роскошь губят
    человека.
    7. Лев Николаевич отличался скромностью,
    застенчивостью, немногословностью
    .

    8. Лев Николаевич
    Толстой был вегетарианцем.

    -Интересно
    ли вам было?


    сейчас давайте познакомимся с самим произведением «Филипок», прослушаем
    аудио.

    В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

    Подённая
    работа 

     работа, которая оплачивается по отработанным дням.

    Слобода — сторона, улица.
     (во время чтения)

    Пострелёнок —  озорник, сорванец.

    Во весь дух—  очень быстро.

    Немой—  лишённый способности
    говорить.

    Бедовый — ловкий, сообразительный.

    Давайте
    перейдем по ссылке и выполним задание, нужно найти пары слов: https://learningapps.org/display?v=pon57dw8k21

    -Молодцы.

    На столе у вас лежат карточки со
    словами. Выбирете те, которые характеризуют мальчика.

    У детей карточки: маленький,
    взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий,
    любознательный, смышленый, глупый, настойчивый, грустный, весёлый,
    целеустремлённый.

    Дети читают слова.

    Объясните, почему вы выбрали
    именно эти слова?

    – Так каков же
    Филиппок?

    – Какая у него цель?

    – Мог ли писатель
    дать другое название рассказу?

    – Что больше всего
    интересует Л.Н. Толстого в этом произведении?

    -ответы.

    -Отвечают.

    (Филиппок –
    самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может
    добиться своей цели).

    (Хорошая, благородная –
    учиться, получать знания).

    (Внутренний мир
    мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в
    детстве, как у Филиппка).

    Ф,г,и

    Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

    Знают, кто такой филипок, знают быль»филипок» и выполняют
    задания по теме.

    Коммуникативные УУД:

    — вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
    участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

    — читать, извлекая нужную информацию;

    Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
    сказкам и умение работать в группе и коллективе.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Интериоризация нового способа действия и исполнительская
    рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного
    действия, применение нового знание в типовых заданиях

    Беседа

    Работа в группах.

    — У каждой пары есть часть пословицы, соберите пословицы.
    Объясните. Это поможет нам определить главную мысль произведения.

    Грамоте учиться
    — всегда пригодится.

    Ум хорошо, а два
    лучше.

    Доброе братство
    дороже богатства.

    — Так какая главная мысль произведения?


    А можно ли сказать, что у Филиппка всё закончилось? 

    -ответ. Учёба — это тяжёлый, но очень интересный труд

    Нет, всё только начинается.

    Ф,г

    Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

    Проговаривают смысл данных пословиц(пословицы связаны по
    смыслу с изучаемой темой.)

    Регулятивные УУД:

    — адекватно оценивать свои достижения, осознавать
    возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

    Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
    сказкам и умение работать в группе и коллективе.

    9. Рефлексия УД на уроке

    Самооценка учащимися результатов своей учебной
    деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа
    действия.

    Беседа

    Наглядность: презентация

    Наводящие вопросы

    Подошёл к концу наш урок.

    С каким рассказом мы сегодня
    познакомились?

    Кто автор этого произведения?

    Что нового узнали?

    Какие бы черты характера вы хотели
    бы воспитать в себе?

     «Чему учит нас это
    произведение?».

    Так чему же учит нас это
    произведение?

    Что понравилось на уроке?

    Как бы вы оценили свою работу.

    -отвечают.

    Ф,и

    Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

    Производят рефлексию по изученному материалу.

    Регулятивные УУД:

    — адекватно оценивать свои достижения, осознавать
    возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

    Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
    сказкам и умение работать в группе и коллективе.

  • Толстой умная галка читать рассказ
  • Толстой рассказы читать короткие рассказы
  • Толстой севастопольские рассказы август краткое содержание
  • Толстой севастопольские рассказы краткое содержание для читательского дневника
  • Толстой сорочьи сказки читать 3 класс