Толстой булька сколько страниц в рассказе

жил человек - и нет его. только имя осталось - соня. помните, соня говорила... платье похожее, как у сони... сморкаешься,

94cf460d91926cf2486a6c1198xf fabric brooch bird the snow maiden the festive series embroid

«Жил человек — и нет его. Только имя осталось — Соня. «Помните, Соня
говорила…» «Платье похожее, как у Сони…» «Сморкаешься, сморкаешься без конца,
как Соня…» Потом умерли и те, кто так говорил, в голове остался только след голоса,
бестелесного, как бы исходящего из черной пасти телефонной трубки…»

Ключевые слова: современная проза, духовный потенциал литературы, евангельские мотивы, пасхальный архетип, интертекстуальность, аллюзия, литературные реминисценции.

Русская литература всегда отличалась исповедальностью и проповедничеством. Современная проза также способна воспитывать высокую духовность. Среди авторов, чьи произведения рекомендуются для изучения, — Т.Н. Толстая.

Готовясь к уроку на тему: «Евангельские мотивы в рассказе «Соня» Т.Н. Толстой», учащиеся самостоятельно прочитывают текст произведения и готовят-ответы на следующие вопросы:

С какими литературными героями вы могли бы сравнить Соню?

Найдите в словаре личных имен значение имени главной героини. Поразмышляйте над тем, почему рассказ так назван.

Охарактеризуйте фонетику имен главных героев.

Как вы думаете, почему автор постоянно привлекает внимание к такой детали, как брошка героини? Почему Соня ею так дорожила? Как эта деталь помогает раскрыть внутренний мир героини?

Найдите в тексте и прочитайте описание камеи Ады Адольфовны.

Как вы думаете, почему рассказчик так стремится заполучить письма Сони?

В литературоведческом словаре найдите определение понятий «символ», «реминисценция», «мотив», «артефакт».

Отметьте в тексте рассказа «Соня» эпизоды, сцены, ключевые слова, которые перекликаются с текстом Евангелия.

Основным видом учебной деятельности на занятии становится коллективная работа. Проводится анализ (с элементами дискуссии) рассказа Т.Н. Толстой, попутно ученики ведут записи.

Рассказ «Соня» относится к числу немногих произведений Т.Н. Толстой, основой для которых стали воспоминания детства. В нем, как и в рассказах «На золотом крыльце сидели», «Милая Шура», «Петере», «Любишь — не любишь», «Огонь и пыль», конфликт строится на столкновении «юродивых» и «нормальных», «в ходе которого «нормальные» начинают постигать, что на самом-то деле их жизнь очень далека от нормы и, может быть, не менее нелепа, чем жизнь «юродивых».

Из большого общества «действительно интересных, по-настоящему содержательных людей» в памяти живущих осталась одна Соня. Повествователь вспоминает свою первую встречу с ней в солнечной комнате, в группе людей, сидящих за столом. Первое впечатление от появления героини остается на протяжении всего произведения. Соня — праведница, ее образ вызывает в памяти других литературных героев — Матрену из рассказа А.И. Солженицына, старуху Дарью из повести В.Г. Распутина. Это кроткий, искренний, любящий человек, наделенный разными талантами. Она прекрасно шьет, великолепно готовит, замечательно воспитывает чужих детей («даже ходили на экскурсию в музей»), следит за порядком в доверенной ей квартире («пыль вытерта»). Но для людей, которым она бескорыстно помогает, Соня остается недалеким, глуповатым человеком, «дурой».

Чтобы как-то скрасить ее жизнь и самим развлечься, «большая компания» героев решила написать Соне письмо от «загадочного воздыхателя». Одинокая героиня легко откликается на розыгрыш. В то время, как для компании был интересен текст письма (в нем молодые люди изощрялись в остроумии, сочинительстве), для Сони важен был романтический ритуал.

Каждый вечер Соня и придуманный Николай «должны были в назначенный час поднять взоры к одной и той же звезде». Шутники, если находились в этот момент рядом с ней, старались всячески помешать. Соня приходила в смятение, а выдумщики веселились.

Все поведение героини обличает в ней глубоко верующего человека. Она по-христиански кротко переносила насмешки, любила детей. Так, в рассказе возникает реминисценция на ситуацию «Евангелия от Луки»: «Но Иисус… сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царство Божие»2. Понимая греховность своей любви к женатому Николаю, Соня никогда не делала попытки встретиться с ним. Ежевечерний ритуал нахождения звезды в районе Пулкова, видимо, напоминал ей явление Рождественской звезды.

Из героини «ровным счетом ничего нельзя было вытянуть…», а «в письмах горела неугасимым пламенем высокого чувства». Любовь Сони сравнивается с горящей свечой. «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»3. В Евангелии в аллегорической форме речь идет об изучении учения Иисуса Христа и о том, что оно со временем будет открыто всем и это сделают апостолы. В рассказе Т.Н. Толстой сравнение со свечой предвосхищает развязку. Вся жизнь Сони прошла согласно заповеди, оставленной Иисусом Христом апостолам: «… да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»4.

На день рождении Николая Соня послала ему свое единственное украшение: белого эмалевого голубка. Этот жест одухотворения и освящения любви. Здесь прямая перекличка с ситуацией из Евангелия: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него»5. Реминисценция присутствует и в конце рассказа: «Вот только белого голубка… она должна была оттуда вынуть. Ведь голубков огонь не берет».

Начавшаяся война, а затем блокада Ленинграда подвели затянувшийся розыгрыш к трагической развязке. Переписка продолжалась, за героя писала одна Ада. «Она уже сама стала немного Николаем и порой в зеркале при вечернем освещении ей мерещились усы на ее смугло-розовом личике». Любовь Сони спасла жизнь Аде Адольфовне. Почувствовав смертельную опасность для жизни любимого, Соня «взяла все, что у нее было — баночку довоенного томатного сока… Сока там было ровно на одну жизнь».

К развязке повествование приобретает своеобразную ритмику, увеличивается число глаголов. Придя к «Николаю», Соня напоила его «соком с ложечки», поплакала, «подбросила книг в печку, благословила свою счастливую судьбу и ушла с ведром за водой, чтобы больше никогда не вернуться». Вероятно, она погибла при бомбежке. Соня умерла в счастливом незнании, с ощущением своей необходимости любимому человеку.

Светлый уход из жизни Сони контрастирует с мрачным концом жизни Ады Адольфовны. Красавица превратилась в трясущуюся парализованную старуху. Антитеза конца обнажает антитезу жизни героинь.

В памяти молодого поколения (бывших детей), к которому относится рассказчик, осталась бессребреница Соня, а унижавшее ее блестящее общество оставило после себя «концертные записи, книги, монографии по искусству». И хотя повествователь риторически восклицает: «Какие судьбы! О каждом можно говорить без конца», рассказ все же назван именем простодушной героини и посвящен ее жертвенной любви.

Полное имя героини — «Софья» (греч. — «мудрость») — помогает понять ее поступки. Она живет с пониманием вечности жизни (Евангелие от Иоанна употребляет выражение «вечная жизнь» как обозначение высочайшего блага, вечно присутствующего во Христе6). Героиня стремится помочь каждому, чем может, получая взамен не только насмешки взрослых, но и любовь детей.

Эти выросшие дети сохранили в семейной памяти образ Сони. Рассказчик (одна из них) безуспешно пытается забрать Сонины письма у Ады Адольфовны. Видимо, также безуспешно жена внука не может получить камею («на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал»7) — украшение старой женщины с таким говорящим именем.

Всадник, поражающий змия, — это изображение святого Георгия Победоносца, вероятно, именно он был изображен на камее. С его именем связаны два торжества (празднуются 9 декабря): православное и военное. Православная церковь чтит память сооружения Георгиевского храма в Киеве, кроме того, в этот день торжественно празднуется установление в 1769 году ордена святого великомученика и Победоносца Георгия. Это день русской военной доблести, когда благодарная Россия вспоминает подвиги мужества, отваги и верности своих храбрейших сынов.

Ада Адольфовна носит камею в память о подвиге Сони, спасшей ей жизнь, и, возможно, заставившей пересмотреть приоритетные жизненные ориентиры. Так, евангельские реминисценции, пронизывающие ткань рассказа Т.Н. Толстой, помогают полнее раскрыть высокую духовность идеи произведения.

Практическое занятие завершается рефлексией и саморедактированием чернового варианта ответа по одной из предложенных тем:

1. Автор и его роль в рассказе Т. Толстой «Соня».

2. Библейские мотивы в рассказе Т. Толстой «Соня».

3. Брошь и камея — украшение или символ (по рассказу Т. Толстой «Соня»)?

4. «Безупречно воспринятая гармония слова» (М. Ремизова) в рассказе Т. Толстой «Соня».

Знаете ли вы литературные имена-фамилии. Из какого произведения этот герой?

Тест для книгочеев. Во многих литературных произведениях герои носят звучные запоминающиеся имена и фамилии. Сможете ли Вы вспомнить в какой сказке, рассказе или романе Вы познакомились с тем или иным героем? Мы Вам поможем – предложим 4 варианта ответа, из которых лишь один верный. Напрягите память и получите удовольствие от прохождения теста.

Начало теста:

  • <
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

1032367214

В какой сказке есть персонаж Месяц Месяцович – отец/мать Царь-Девицы?

Варианты ответов:

  • «Бобовое зернышко» А.Н. Толстого
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
  • «Конёк-Горбунок» П.П. Ершова
  • «Сказка об Иване дураке и его двух братьях» Л.Н. Толстого

3229135985

А из какого гоголевского произведения персонаж — Аксентий Иванович Поприщин?

Варианты ответов:

  • Записки сумасшедшего
  • Страшная месть
  • Ревизор
  • Нос

1685807643

Какого героя своего произведения А.С. Пушкин называл «добрый мой приятель»?

Варианты ответов:

  • Онегин
  • Дубровский
  • Гринёв
  • Германн

1289141896

В романе Л. Толстого «Война и мир» очень много тёзок. Какие в нашем списке вариантов лишние, каких в романе нет?

Варианты ответов:

  • старый князь Николай Болконский и его внук Николенька
  • Пьер Безухов и Петя Ростов
  • княжна Марья, сестра князя Андрея, и ее дочь Мария
  • мать и дочь Натальи Ростовы

4223754478

В каком романе Ф. Достоевского главный герой – князь Мышкин?

Варианты ответов:

  • «Идиот»
  • «Бедные люди»
  • «Братья Карамазовы»
  • «Игрок»

3873987739

Какое имя носил главный герой романа И. Гончарова «Обломов»?

Варианты ответов:

  • Борис Павлович
  • Пётр
  • Александр
  • Илья Ильич

1578122015

В каком произведении русских классиков не упоминается имя Наполеона, его образ?

Варианты ответов:

  • А. Пушкин «Евгений Онегин»
  • Л. Толстой «Война и мир»
  • М. Лермонтов «Воздушный корабль»
  • А. Островский «Гроза»

1624088025

В каком произведении И. Ильфа и Е. Петрова есть персонаж Васисуалий Лоханкин?

Варианты ответов:

  • Тысяча и один день, или Новая Шахерезада
  • Светлая личность
  • 12 стульев
  • Золотой теленок

1150337496

В каком романе красочно написан образ свирепого, обозленного и несчастного крестьянина по прозвищу Умойся Грязью?

Варианты ответов:

  • А. Толстой «Пётр I»
  • М. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»
  • В. Шукшин «Любавины»
  • М. Шолохов «Поднятая целина»

1950404289

Какая фамилия была у акцизного Якова Васильича, способного заговаривать больные зубы, в рассказе А. Чехова «Лошадиная фамилия»?

Варианты ответов:

  • Жеребцов
  • Кобылин
  • Коренной
  • Овсов

Идет подсчет результатов

11

От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом:

Сборник всех промокодов

Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!

Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

Отправить сообщение

1 399 просмотров
Верно 13  /  С ошибками 334

  • 0
  • 0

Новые тесты от Андрей

  • img

    А вы знаете, кто автор этих известных литературных афоризмов?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 347
    751 просмотров — 07 января 2022
    Пройти тест

  • img

    8 разнообразных вопросов по советским новогодним фильмам

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 291
    706 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Выбранная карта души раскроет лучшие ваши качества

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 379
    777 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Узнайте, можно ли вас назвать романтичным человеком?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 262
    623 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    10 интересных вопросов на эрудицию для разминки

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 371
    791 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Финансовый гороскоп на 2022 год для всех знаков

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 290
    468 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    7 сложных вопросов с логическими задачками развивающие мышление

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 224
    614 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Вспомним жизнь в СССР? 7 вопросов о советском прошлом. Ответите на все без ошибок?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 372
    691 просмотров — 05 января 2022
    Пройти тест

  • img

    То, что вы заметите первым, расскажет о вашей личности

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 377
    674 просмотров — 05 января 2022
    Пройти тест

  • img

    «Правда или ложь»? Достоверные факты и липовые утверждения на разные темы

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 244
    561 просмотров — 05 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Знаете ли вы произведения русских классиков и их известные работы

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 371
    775 просмотров — 05 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Хорошо помните фильм «Бриллиантовая рука»? Попробуйте ответить без ошибок на 7 вопросов на знание деталей комедии

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 353
    733 просмотров — 04 января 2022
    Пройти тест

Популярные тесты от Андрей

  • img

    Что вас ждет в старости?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 395 291
    658 167 просмотров — 09 сентября 2018
    Пройти тест

  • img

    Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 525 379
    1 033 759 просмотров — 28 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 329 319
    526 793 просмотров — 04 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Если вы знаете, где находятся эти города, то ваши знания географии достойны аплодисментов!

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 366 629
    615 647 просмотров — 14 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 377 749
    552 751 просмотров — 22 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 553 083
    805 766 просмотров — 08 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал!

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 381 360
    664 050 просмотров — 06 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Какое имя подходит вам по знаку зодиака

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 347 359
    482 145 просмотров — 14 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 417 210
    646 970 просмотров — 03 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Цветовой тест на возраст

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 374 774
    587 500 просмотров — 27 августа 2018
    Пройти тест

  • img

    Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 707 290
    1 193 945 просмотров — 31 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 1 258 868
    1 510 110 просмотров — 20 февраля 2019
    Пройти тест

Популярные тесты

  • img

    Если закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 314 141
    483 594 просмотров — 13 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    На какое животное вы похожи, когда злитесь?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 668 509
    1 052 938 просмотров — 22 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    А насколько хорошо натренирован ваш мозг?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 318 499
    569 642 просмотров — 01 апреля 2017
    Пройти тест

  • img

    Тест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 366 756
    653 141 просмотров — 17 июля 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест, который осилят лишь настоящие профи в мировой географии

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 286 343
    452 326 просмотров — 07 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Насколько Ваш мозг пошлый?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 920 188
    1 726 958 просмотров — 20 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит

    HTML-код
    Анна

    Количество прохождений: 430 990
    710 767 просмотров — 30 марта 2020
    Пройти тест

  • img

    В чём ваш мозг крут

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 491 407
    900 732 просмотров — 22 ноября 2018
    Пройти тест

  • img

    Тест на знание русского языка: сможете ли вы грамотно написать все 25 слов?

    HTML-код
    ПроГород

    Количество прохождений: 537 868
    940 035 просмотров — 05 июня 2020
    Пройти тест

  • img

    Тест на кругозор. Хватит ли вам эрудиции, чтобы пройти его 10/10?

    HTML-код
    Mingalieva Polina

    Количество прохождений: 477 816
    689 615 просмотров — 26 февраля 2020
    Пройти тест

  • img

    Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина

    HTML-код
    Администратор

    Количество прохождений: 284 984
    575 485 просмотров — 01 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 553 083
    805 766 просмотров — 08 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 297 066
    581 333 просмотров — 12 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 1 173 973
    2 219 887 просмотров — 18 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Этот тест определит ваш кругозор

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 372 085
    611 856 просмотров — 20 июня 2018
    Пройти тест

  • img

    Большой тест на интеллект: узнай свой процент знаний

    HTML-код
    Всякие Научные Штуки

    Количество прохождений: 750 867
    1 065 572 просмотров — 11 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Ваша эрудиция на высоте, если осилите наш тест хотя бы на 8/11 — ТЕСТ

    HTML-код
    Анна

    Количество прохождений: 326 485
    536 798 просмотров — 04 апреля 2020
    Пройти тест

  • img

    Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 569 717
    1 180 793 просмотров — 04 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 560 736
    845 571 просмотров — 06 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Угадайте воинские звания России по погонам

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 601 620
    976 961 просмотров — 11 марта 2019
    Пройти тест

    HTML-код для вставки на сайт




    Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз!
    Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!

    OK

    Конспект открытого урока литературного чтения УМК «Школа России
    провела Шемякина Любовь Петровна, учитель начальных классов МОУ «Сосновская школа»

    Тема урока: Отношение к людям старшего поколения в рассказе Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

    Цель: Создать условия для осознания детей, что семья – это самое ценное для человека, а сплочённость семьи – это фундамент благополучия.

     продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).

    — формировать умение выделять главное.

     воспитывать чувства уважения к пожилым людям, родителям.

    Формируемые УУД.

    — относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, басня, загадка, песенка, скороговорка, рассказ.

    — прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личную рефлексию.

    — преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн.

    — принимать участие в работе группы, сотрудничать друг с другом, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.

    — оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

    фронтальная, индивидуальная, групповая.

    учебник по литературному чтению, 2 класс 1 часть (составители: Климанова Л.Ф., Голованова М.В.), Интерактивная доска, ноутбук, презентация на тему урока (электронный ресурс)

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

    Прозвенел и смолк звонок

    Начинаем мы урок

    — Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко.

    — Какое оно?

    А давайте мы с ним немного поиграем.

    — Скажите, а у вас хорошее настроение?

    Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

    А теперь, давайте поднимем ручки вверх и подбросим солнышко – пусть оно посмотрит сверху, как мы будем работать на уроке. (На доску вывешивается солнышко)

    Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке литературного чтения?

    Начните свой ответ с этих слов:

    Сегодня на уроке мне хотелось бы… (Слайд 2)

    Чтобы у нас всё получилось на уроке, что нам необходимо?

    Мы, ребята, настроились на серьёзную работу

    Пусть у нас всё получится.

    Каждый урок литературного чтения — это новая встреча с кем или с чем? Продолжите…

    Сегодняшний урок не исключение.

    Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Настраиваются на работу.

    Отвечают на вопросы учителя:

    — Прочитать интересный рассказ

    — Получить много знаний

    — Очутиться в какой-то чудесной стране

    Вспоминают правила работы на уроке:

    — слушать учителя,

    стараться

    быть внимательными,

    не перебивать учителя, товарища.

    Продолжают фразу, предложенную учителем:

    «Каждый урок литературного чтения — это новая встреча…

    — с новыми героями

    — с новыми произведениями

    Регулятивные:

    Волевая саморегуляция

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

    Личностные: внутренняя позиция школьника, настрой на положительные эмоции

    Регулятивные: умение высказывать своё предположение о предстоящей учебной деятельности на уроке

    Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    Познавательные: знание правил поведения на уроке

    II. Актуализация знаний

    Речевая разминка

    Ребята, у каждого из вас есть на рабочем столе своя скороговорка. Я даю всего полминутки, чтобы вы отработали её чтение и прочитали чётко понятно и быстро с различными интонациями: радости, удивления, сердито, весело.

    Все читают хором.

    Закончили. Тишина.

    У кого звук р?

    Назови, кто будет говорить дальше.

    — Какой звук?

    Прочитай с интонацией

    Восхищения

    Радости

    Грусти

    Прочитай сердито.

    С вопросительной интонацией.

    Прочитайте

    эти скороговорки по-японски.

    — Молодцы.

    После такой разминки, мы должны с вами говорить четко и внятно, чтобы было всем понятно.

    Ребята, а вы знаете, кто это?

    (Слайд 3)

    Давайте проверим.

    Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он писал произведения для детей, поэтому вы и знаете имя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями мы уже знакомились в этом году

    — Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?

    — Чем же он ещё известен?

    — Значит он кто?

    Чтение хором

    Чтение скороговорок с различной интонацией. Выбор товарища, который будет читать следующую скороговорку.

    — Л.Н. Толстой

    Ответы обучающихся:

    — Он организовал школу, написал «Азбуку»

    — Учитель

    Регулятивные: уметь различать способ чтения, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные: выполнять действие анализа

    Коммуникативные: уметь слушать друг друга, работать в коллективе

    III. Выявление места затруднения, постановка темы урока

    — А вот какое произведение будем читать, узнаете, выполнив следующее задание. (Слайд 4) прочитайте названия четырёх произведений и найдите лишнее произведение. Обоснуйте свой ответ ( Старый дед и внучек, Стрекоза и Муравей, Сказка о рыбаке и рыбке, У страха глаза велики.)

    — Назовите тему нашего урока?

    — В этом рассказе, о ком речь пойдёт?

    — Какие у вас отношения с родными пожилыми людьми?

    — Какими они должны быть?

    — Какова цель нашего урока?

    Дети читают названия произведений, делают выбор произведения, делают обоснование своего выбора.

    Определяют тему урока и ставят цель:

    Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого. «Старый дед и внучек».

    Цель урока: определить, какие отношения должны быть в семье, в которой есть пожилые люди.

    Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

    умение оформлять свои мысли в устной форме

    Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;

    Познавательные: выполнять действие анализа

    IV. Открытие нового знания

    А сейчас мы с вами прочитаем ещё раз название произведения Л.Н. Толстого

    «Старый дед и внучек»

    (Слайд 6)

    — Ребята, вам все слова знакомы?

    — Что можно предположить по названию?

    — Что с ними может произойти?

    Давайте посмотрим иллюстрацию к данному произведению (Слайд 7)

    — Что можно уточнить?

    — Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?

    — Это современный дом?

    Мы с вами выяснили, кто будут героями нашего произведения.

    Мы предположили, какие события могут с ними происходить

    — А как мы можем проверить?

    Откроем 110 страницу учебника и найдём произведение, которое носит наше название. Лев Николаевич жил и творил около 200 лет назад

    В тексте вам могут встретиться такие слова, значение которых нам нужно с вами уточнить.

    — Посмотрите в тексте, есть выделенные слова, значение которых мы должны уточнить?

    -Как они выделяются?

    С некоторыми словами я вас познакомлю.

    — Кто может уточнить значение 1 –го слова (Слайд 8)

    Невестка – это …

    — В каком источнике мы узнаём значение слов?

    Я вам на слайде покажу статью из этого словаря (Слайд 9)

    Невестка – это жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к родным её мужа.

    А вот ещё одно слово, давайте прочитаем (Слайд 10)

    Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды

    Слаживать – сладить, хорошо устроить —

    мастерить

    Выразите своё отношение к ряду утверждений по правилу: «Согласен – Не согласен» (Слайд 11):

    Дети заботятся только о папе и маме.

    Мамы и папы заботятся только о своих детях.

    В семье все должны заботиться друг о друге.

    Вывод:

    — Какая тема объединяет эти утверждения?

    Мы почти готовы прочитать рассказ.

    Читают название произведения.

    Предположения детей:

    — Речь пойдёт о дедушке и о внуке

    — Чудесная история

    — Что-нибудь они сделали вместе

    — Что-то случилось

    — Попали в какую-то странную страну

    — Жалость к дедушке

    — Они были бедные

    — Нет. Это русская изба.

    — Прочитать произведение

    — Нет.

    — Слова выделяются голубым и розовым цветом.

    Высказывают предположения

    — Из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова.

    Дети читают.

    Индивидуально выполняют задание

    — Семья.

    — И о том, что все должны заботиться в семье друг о друге.

    Регулятивные: прогнозирование: содержания произведения по заголовку и иллюстрации к тексту.

    Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

    Познавательные: умение оценивать ситуации, умение анализировать информацию, отражать свои мысли

    Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание

    Познавательные: уметь анализировать и делать вывод.

    Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание

    Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью и задачами учебной деятельности

    Личностные: проявлять познавательную инициативу, уметь решать возникающую проблему. Познавательные: учиться искать информацию из разных источников. Коммуникативные: уметь формулировать высказывание, обосновывать собственные позиции.

    V. Физкультминутка

    Давайте мы с вами сейчас встанем и проведём физкультминутку.

    Мы семья – всегда мы вместе,

    Нам нельзя стоять на месте.

    И друг другу, если сможем,

    Мы всегда во всём поможем.

    Маме дружно помогаем –

    С полок пыль мы вытираем,

    Моем гладкие окошки,

    Со стола смахнём мы крошки,

    Потрясём половики,

    Чисто вымоем полы.

    Потрудились, отдохнули,

    Сели разом за столы.

    Взяли книжки, взяли ручки

    И дождались тишины.

    Выполняют движения согласно инструкции

    Личностные: оценивать важность здорового образа жизни, снятие усталости.

    VI. Этап первичного чтения текста

    Давайте послушаем произведение.

    Я вернусь к нашей иллюстрации, чтобы она нам помогала.

    Чтение текста …

    Ребята, закройте ладошкой конец текста.

    Вы можете предположить, чем закончилась эта история?

    Проверьте свои предположения, зачитайте концовку.

    У — У истории счастливый конец, теперь мы можем успокоиться и немножко вздохнуть с облегчением.

    Высказывают свои предположения

    Личностные:   умение читать вслух

    Коммуникативные: умение  участвовать в диалоге,

    умение отстаивать свою точку зрения.

    Регулятивные: уметь прогнозировать, чем закончиться история

    VII. Проверка первичного восприятия

    — Какие чувства вызвал рассказ?

    — Сколько героев в этом произведении?

    Перечислите этих героев.

    Отвечают на вопросы:

    — Грустный рассказ

    — Обидно за дедушку и т.д. 

    VIII. Вторичное чтение текста и его анализ

    А сейчас прочитаем текст по цепочке.

    Пожалуйста, внимательно следите и думайте, на какие две смысловые части можно разделить данный текст?

    — На сколько частей можно разделить текст?

    Прочитайте первую часть текста (читает сильный ученик)

    Найдите в тексте описание деда и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

    — Что случилось во время обеда за печкой?

    -А почему дед уронил и разбил чашку?

    — Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

    — Правильно ли поступила невестка? Почему? Что можно сказать о характере деда?

    — Найдите слова, которые доказывают эту смиренность, покорность?
    — Прочитаем вслух вторую смысловую часть текста по ролям.

    — Кто может определить тему текста?

    — Какова тема текста?
    — Какова главная мысль произведения? Докажите.

    — Зачем Миша делал лохань?

    — Кто подал Мише дурной пример?

    — Прочитай, почему родители Миши заплакали?

     Как после этой истории стали относиться к дедушке?

    — Это, какой текст?

    -А как мы называем поучительный текст?
    — Докажите, что это произведение относится к жанру басни.
    — Чему научила нас басня Толстого?

    Чтение текста по цепочке.

    Выборочное чтение.

    Отвечают на вопросы.

    О семье, в которой живёт старый больной человек

    — Поучительный

    — Басня

    — Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, в котором есть поучение

    — Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям.

    Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

    Познавательные: овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, находить ответы на вопросы в тексте

    Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

    Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство

    Коммуникативные: уметь грамотно строить речевые высказывания.

    IХ. Этап

    проверки вторичного восприятия (творческая работа)

    Мне хочется узнать ваше личное отношение к главным героям:

    По группам составьте синквейн

    1 группа о дедушке

    2 группа о внуке

    Зачитать.

    — Ребята, Лев Николаевич, как вы сказали, был не только замечательным великим русским писателем, но и педагогом.

    В своих произведениях он внимательным читателям уроки даёт.

    — Какой урок Лев Николаевич всем нам дал, и большим и малым?

    Давайте прочитаем на слайде, какой же урок даёт нам Толстой?

    (Слайд 12)

    Вот вы прочитали всё то, что Лев Николаевич Толстой написал нам между строк, он ведь прямо нам не сказал об этом.

    Вы молодцы, поняли весь глубокий смысл этого произведения.

    Работа в группе: дети распределяют выполнение задания (одни подбирают прилагательные, другие глаголы). Составляют синквейн, зачитывают.

    Уважать старших, и заботиться о них.

    Дети зачитывают на слайде: « Как ты будешь относиться к своим родителям, так и дети будут относиться к тебе».

    Познавательные: уметь структурировать знание, уметь осознанно строить письменное речевое высказывание, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн Коммуникативные: эффективно сотрудничать со всеми участниками группы, аргументировать свою позицию, контролировать действия партнёра.

    Личностные: высказывают своё отношение к героям произведения, выражают свои эмоции, осознание ответственности за выполнение учебного действия.

    Х. Домашнее задание Инструктаж по заданию

    — А кому бы вы посоветовали бы прочитать эту басню?

    Вам задание на дом на карточке. Вы должны обосновать свой ответ, начиная его со слов:

    Я советую прочитать басню Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» потому, что …

    Ответы детей.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

    ХI. Рефлексия

    Давайте мы с вами подведём итог урока.

    — Над какой темой мы сегодня работали на уроке.

    — Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

    Закончите предложение:

    Сегодня на уроке у меня получилось (Слайд 13)

    Отлично, я рада, что вы усвоили сегодняшний урок. Я думаю, что вы не будите совершать таких ошибок, будете уважать и ухаживать за своими родителями. Молодцы, я довольна вашей работой, солнышко тоже улыбается вам.

    Продолжите фразу: «На следующем уроке я хотел бы над этим произведением поработать так:…

    Дети отвечают на вопросы.

    Называют виды деятельности:

    — Поиграть в журналистов

    Пересказывать

    Работать в группе, в паре.

    Составлять синквейн.

    Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивать собственную деятельность на уроке

    Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний, оценивают усваиваемое содержание.

  • Толстой детям рассказы какие входят в книгу
  • Толстой детские рассказы короткие
  • Толстой война и мир аргументы для итогового сочинения
  • Толстой детские рассказы 2 класс
  • Толпа и личность сочинение