Только величайшее искусство музыка способно коснуться глубин души максим горький сочинение

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год 1. человек путешествующий: дорога в жизни человека тематическое направление нацеливает

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Что человек ищет в путешествиях?
2) Почему люди хотят путешествовать?
3) Как путешествия развивают личность?
4) Что человек ищет на своем жизненном пути?
5) Куда ведет жизненный путь человека?
6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
9) Дорога к счастью — какая она?
10) Можно ли идти к цели «по головам»?
11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
17) Как не сбиться с жизненного курса?
18) Что означает фраза «сбился с пути»?
19) Что направляет человека на жизненном пути?
20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?
22) Какие качества необходимы для путешественника?
23) Чему человек может научиться в путешествии?
24) Как определить свой путь в жизни?
25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
26) Как не потерять свою дорогу в жизни?
27) Для чего люди путешествуют?
28) Как путешествовать, не выходя из дома? Что мешает человеку двигаться вперед?
29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?
30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
32) Какой может быть «дорога к себе»?
33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?
34) Дорога к себе: взлёты и падения
35) Что значит идти по жизни своей дорогой?
36) Выбор пути как жизненная проблема.
37) Как путешествия обогащают человека?
38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Технический прогресс — зло или благо?
2) Чем опасен технический прогресс?
3) Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
4) Что такое технический прогресс?
5) Как развитие технологий влияет на общество?
6) Как развитие технологий влияет на человека?
7) Как развитие технологий влияет на экологию?
8) Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
9) Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
10) Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
11) Почему люди отстают от цивилизации?
12) Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
13) Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
14) Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
15) Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
16) В чем заключается опасность технократии?
17) Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
18) Для чего необходим прогресс?
19) В чем заключается личностное развитие?
20) Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
21) Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
22) Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
23) Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
24) Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
25) Почему обществу необходим прогресс?
26) Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
27) Какие люди способны стать двигателями прогресса?
28) Как научные открытия влияют на современное поколение?
29) Какие опасности таит в себе технический прогресс?
30) Как повлияло развитие технологий современного человека?
31) Можно ли жить лишь сегодняшним днем?
32) Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?
33) С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?
34) Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?
35) Что значит «разумное использование технологий?»
36) Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?
37) Почему человечество так стремится развивать технологии?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
2) Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
3) Может ли преступление иметь законное основание?
4) Можно ли оправдать преступление?
5) Какое преступление никак нельзя оправдать?
6) Достоин ли преступник сочувствия?
7) Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
8) Месть — это преступление или восстановление справедливости?
9) Может ли преступление быть справедливым?
10) Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
11) Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
12) Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
13) Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
14) Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
15) Почему люди совершают преступления?
16) Какие преступления нельзя простить?
17) Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
18) Почему люди становятся преступниками?
19) Что мешает человеку преступить закон?
20) Какое наказание для преступника является самым страшным?
21) Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
22) Можно ли оправдать убийство человека?
23) Жестокость по отношению к животным — это преступление?
24) Может ли преступник исправиться?
25) Как бороться с преступностью в обществе?
26) Какие преступления нельзя прощать?
27) Может ли справедливость быть жестокой?
28) Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
29) Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
30) Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
31) Чувство вины — это хорошо или плохо?
32) Что толкает людей на преступления?
33) В чём разница между ошибкой и преступлением?
34) Какую роль играет совесть в жизни человека?
35) Важно ли анализировать свои поступки?
36) Может ли совесть лгать?
37) Возможно ли всегда поступать по совести?
38) К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
39) Всегда ли можно исправить ошибку?
40) Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
41) Можно ли заслужить прощение?
42) Можно ли искупить свою вину?
43) Какие поступки можно считать непоправимыми?
44) Раскаяние в жизни человека.
45) Свобода и ответственность в жизни человека

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2) Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
3) Как искусство влияет на личность?
4) Способно ли искусство врачевать душевные раны?
5) Магия классической музыки — в чем она заключается?
6) Какой вид искусства Вам ближе и почему?
7) Что лучше: книга или фильм?
8) В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
9) Как музыка влияет на людей?
10) Может ли кино заменить литературу?
11) Может ли кино заменить театр?
12) В чем разница между спектаклем и фильмом?
13) Может ли творчество помочь человеку найти себя?
14) Чему учит читателя классическая литература?
15) Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
16) Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
17) Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
18) Может ли книга помочь разобраться в себе?
19) Может ли чтение быть опасным?
20) Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
21) Какие качества помогает воспитать в себе литература?
22) Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
23) Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
24) Верно ли, что музыка — это язык чувств?
25) Почему люди в 21 веке не перестают читать?
26) Могут ли новые технологии заменить искусство?
27) Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
28) Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
29) Зачем человек слушает музыку?
30) Зачем человек читает книги?
31) Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
32) Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
33) Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?
34) Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
35) Какое произведение вы бы хотели экранизировать?
36) Какие произведения искусства делают вас счастливым?
37) Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
38) Кто из современных писателей Вам особенно близок?
39) Какое место литература занимает в Вашей жизни?
40) Чего я жду от новой книги?
41) Книги моего детства.
42) Способна ли книга сделать человека лучше?
43) Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
44) Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
2) Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
3) Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
4) Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
5) Кто счастлив на Руси?
6) Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
7) Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
8) Кому на Руси жить плохо и почему?
9) Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
10) В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
11) Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
12) Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
13) Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
14) Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
15) Что значит «любить Родину»?
16) Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
17) Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
18) Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
19) Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
20) Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства
состоит в сохранении и размножении русского народа»?
21) Верите ли Вы в то, что сказал когда-то Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
22) Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
23) Как научиться ценить свою Родину?
24) Как сделать Россию лучше?
25) Чего не хватает на Руси для полного счастья?
26) Кто виноват в бедах русского человека?
27) Почему люди на Руси страдают?
28) Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
29) Что мешает нам найти счастье на Руси?
30) Какого человека можно назвать патриотом?
31) Что объединяет нас в одну страну?
32) Как нужно относиться к своей Родине?
33) В чем польза и опасность патриотизма?
34) В чем польза и опасность критики России?
35) Какими качествами обладает русский человек?
36) Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
37) Может ли государство быть справедливым ко всем?
38) Возможно ли всеобщее счастье?
39) Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
40) Возможно ли абсолютная справедливость?
41) Почему важно помогать тем, кому трудно?
42) Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
43) Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

Источник: vk.com


Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление.
Антон Павлович Чехов


Обо всем |
О музыке |

Изгнание мелодии — это отказ от правдивого выражения больших чувств, отказ от содержания, от реализма.
Тихон Николаевич Хренников


Обо всем |
О музыке |

Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все.
Илья Григорьевич Эренбург


Обо всем |
О музыке |

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович


Обо всем |
О музыке |

Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович


Обо всем |
О музыке |

Мелодия — это мысль, это движение, это душа музыкального произведения.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович


Обо всем |
О музыке |

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович


Обо всем |
О музыке |

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович


Обо всем |
О музыке |

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу… Она, музыка, сразу непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.
Лев Николаевич Толстой


Обо всем |
О музыке |

Современные трубадуры пользуются не мандолинами, а автомобильными гудками.
Игорь Федорович Стравинский


Обо всем |
О музыке |

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
Владимир Васильевич Стасов


Обо всем |
О музыке |

Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием.
Владимир Васильевич Стасов


Обо всем |
О музыке |

Мелодия — душа всего… Без мысли нет поэта, без мелодии — музыки.
Владимир Васильевич Стасов


Обо всем |
О музыке |

Для меня словосочетание «человек и песня» звучит как «человек и воздух». Если воздуха не хватает, человек задыхается.
Михаил Аркадьевич Светлов


Обо всем |
О музыке |

Музыки вне национальности не существует, и в сущности, всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальная.
Николай Андреевич Римский-Корсаков


Обо всем |
О музыке |

Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, — жива.
Анатолий Васильевич Луначарский


Обо всем |
О музыке |

Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья.
Анатолий Васильевич Луначарский


Обо всем |
О музыке |

Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души.
Максим Горький


Обо всем |
О музыке |

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.
Владимир Михайлович Бехтерев


Обо всем |
О музыке |

Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ


Обо всем |
О музыке |

Когда я пишу свои песни, главное для меня состоит не в том, чтобы сочинить музыку, а в том, чтобы удовлетворить сокровеннейшим намерениям поэта.
Эдвард Григ


Обо всем |
О музыке |

Разве есть на свете человек, если только он не глух мыслью, который не любил бы песен?
Мухтар Омарханович Ауэзов


Обо всем |
О музыке |

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пять-десять лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
Рихард Штраус


Обо всем |
О музыке |

Никакая картина, никакое слово не могут так выразить самое существенное, самое интимное содержание сердца, как музыка; ее сердечность несравненна, незаменима.
Куно Фишер


Обо всем |
О музыке |

Ноты — это лишь искусство записывать идеи, главное — это иметь их.
Стендаль


Обо всем |
О музыке |

Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом.
Анна Луиза Жермена


Обо всем |
О музыке |

Область музыки — душевные волнения. Цель музыки — возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими.
Жорж Санд


Обо всем |
О музыке |

В музыке, как, должно быть, и во всех других искусствах, стоит только стилю, характеру, одним словом, чему-то серьезному, проявиться, как все прочее исчезает.
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа


Обо всем |
О музыке |

Музыка — это пары искусства. Она то же для искусства поэзии, что грезы для мысли, что для океана волн — океан облаков над ним.
Виктор Мари Гюго


Обо всем |
О музыке |

Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка — шум самый дорогой.
Теофиль Готье


Обо всем |
О музыке |

Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств.
Гектор Луи Берлиоз


Обо всем |
О музыке |

Песня — это социальный барабан, которым открывается марш и под бой которого идут в ногу.
Пьер Жан Беранже


Обо всем |
О музыке |

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
Ралф Уолдо Эмерсон


Обо всем |
О музыке |

Опера — полнейшая форма музыки как искусства.
Николай Гаврилович Чернышевский


Обо всем |
О музыке |

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель


Обо всем |
О музыке |

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
Аристотель


Обо всем |
О музыке |

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон


Обо всем |
О музыке |


На чтение 7 мин. Опубликовано

Новейшие сочинения по русской литературе. Все темы 5-9 классы

Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки

Знание, наука, искусство

Высказывания и афоризмы о музыке

Лишь звук трубы или иной какой

Звук музыки – как вкопанные станут

Мгновенно все, и одичалый взгляд

Под силою мелодии прелестной

В смирение и кротость перейдет…

У. Шекспир

* * *

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нем музыка свершить переворота.

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном,

Грабителем, души его движенья

Темны, как ночь, и, как Эреб, черна

Его приязнь. Такому человеку

Не доверяй.

У. Шекспир

* * *

Кто в кружева вспененные Шопена,

Благоуханные, не погружал

Своей души? Кто слаже не дрожал,

Когда кипит в отливе лунном пена?

И. В. Северянин

* * *

Пусть сон мотивов, сказочно-тревожных,

Мне сердца чуть не рвущих, невозможных

В уловленной возможности своей, —

Пусть этот сон всю жизнь мою мне снится,

Дабы иным ему не замениться, —

Сон музыки, которой нет больней!

И. В. Северянин

* * *

Женский голос, как ветер, несется,

Черным кажется, влажным, ночным,

И чего на лету ни коснется,

Все становится сразу иным.

Заливает алмазным сияньем,

Где-то что-то на миг серебрит

И загадочным одеяньем

Небывалых шелков шелестит.

И такая могучая сила

Зачарованный голос влечет,

Будто там впереди не могила,

А таинственной лестницы взлет.

А. А. Ахматова

* * *

Сквозь время, что мною не пройдено,

Сквозь смех наш короткий и плач

Я слышу: выводит мелодию

Какой-то грядущий трубач.

Легко, необычно и весело

Кружит над скрещеньем дорог

Та, самая главная, песенка,

Которую спеть я не смог.

Б. Ш. Окуджава

* * *

Стихия музыки – могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Е. М. Винокуров

* * *

Музыка глушит печаль.

У. Шекспир

* * *

Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

И. С. Тургенев

* * *

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.

Р. Ролан

Пословицы и поговорки о музыке и песне

* Беседа дорогу коротает, а песня – работу.

* Были бы песни, будут и пляски.

* Весело поется, весело и прядется.

* Какая жизнь, такие и песни.

* Красна сказка складом, а песня – ладом.

* Песня – подруга, а шутка – сестра.

* С песней работать легче, а с охотой – вдвойне.

Предыдущая Страница Следующая Страница

О песнях

Пословицы о музыке достаточно разнообразны. В них говорится не только о песнях, но и упоминается о музыкальных инструментах. Также есть частое упоминание о птицах, что неудивительно, ведь их чириканье напоминает мелодию.

«Беседа дорогу коротает, а песня — работу» — почему люди часто заводят разговор с попутчиками? Потому что за интересным разговором время пролетает быстро. Так же и за работой — у человека не всегда есть возможность пообщаться с кем-нибудь, а спеть самому себе человек может. И под веселую песню настроение поднимается и работа спорится.

Пословицы с упоминанием об инструментах

Песни были также непременным атрибутом застолья, поэтому они часто сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в пословицах о музыке они часто упоминаются.

«Гусли-то те, да руки не те» — это означает, что если не получилось сыграть какую-нибудь мелодию, то в этом не виноват инструмент. Бывает, что музыканты говорят, что это инструмент плохо настроен, но они не задумываются о том, как они сами сыграли. Ведь если человек — плохой музыкант или не старается, то инструмент в этом не виноват. Ведь это же человек на нем играет. Эта пословица о музыке как раз про таких нерадивых исполнителей.

«Гусли звонки, да струны тонки» — это о бережном отношении к инструменту. Это обращение к музыкантам, которые в стремлении порадовать слушателей, могут переусердствовать. Поэтому всегда нужно помнить, что музыкальный инструмент — это вещь, о которой нужно заботиться.

Цитаты

Музыка глушит печаль (У. Шекспир).

А вот грустная музыка может ее только усилить. 

Музыка — универсальный язык человечества (Лонгфелло).

Мы можем слушать музыку других народов, при этом не нуждаясь в переводе. 

Величие искусства яснее всего проявляется в музыке (Гёте).

Ни живопись, ни скульптура не оставляет столько воспоминаний, как музыка. 

Без музыки жизнь была бы ошибкой (Ф. Ницше).

Может, без музыки, и жизни не было бы — люди умерли бы от тоски. 

Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре (Д. Бирн).

Музыку нужно слушать, а говорить о ней будет душа. 

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие (В. Сухомлинский).

Музыкальное воспитание должно начинаться с рождения.

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль (Р. Вагнер).

Музыка с мыслями — это необязательно музыка и слова, иногда мелодия без слов воплощает куда больше мыслей, чем с ними. 

Афоризмы

Музыка всегда играет ради победы, даже когда она печальная.

Радость и печаль идут рука об руку с музыкой…

Музыка для меня не хобби, и даже не страсть. Музыка — это я сам.

В музыке каждый находит свое отражение.

Музыка — это природное успокоительное.

Ни одно седативное средство не успокоит так, как музыка. 

Музыка — это стенография чувств.

В музыке отражаются все чувства, эмоции и достижения. 

Музыка — поэзия воздуха.

Ноты могут быть записаны на бумаге, а сама музыка может витать только в воздухе и жить в сердцах. 

Жить без музыки — это, как дышать без воздуха.

Кто не любит музыку, тот не живет. 

Музыка — это то, ради чего стоит вообще иметь уши.

Это искусство, которое не постигнуть глазами.

Цитаты великих людей и музыкантов

Классическая музыка — основа цивилизованного общества. И признак утонченного ума (Генри Морган).

Музыкальный вкус — это прежде всего любовь к классике. 

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия (Л. Бетховен).

Философия для каждого своя, а музыка — одна для всех. 

Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека (М. Лютер).

Как ни странно, но когда нам плохо, мы включаем грустную музыку, но от нее становится веселее. 

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его (Р.Роллан).

Музыка способна залечить раны.

Цель музыки — трогать сердца (И. Бах).

А еще проникать в душу…

Музыка властвует самодержавно и заставляет забывать обо всем остальном (В. Моцарт).

Она оставляет след в душе, который не стирается. 

Музыка не в нотах, но в тишине между ними (В. Моцарт).

Про музыку и душу

Музыка — это не Бах, и не Бетховен, а консервный нож для открывания души.

Никто и ничто не может проникнуть в душу так, как музыка. 

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.

Музыка сближает народы и национальности, разрушает языковой барьер. 

Гений, открывая крышку рояля, отворяет всем настежь души!

И только бесчувственные и бездушные остаются равнодушными к музыке. 

Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души.

Музыка не только будоражит кровь, но и задевает душу за живое. 

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.

Литературу переводят — теряется смысл и первозданная сущность, а музыка всегда сохраняет свою аутентичность. 

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни.

Музыка исцеляет и очищает человека. 

Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.

Душа способна понять музыку без всяких переводчиков. 

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

Кандыбко А.В.

                                                                                                 
Проверила: методист

Порошина Н.А.

Шадринск, 2017 г.

Тема урока: «Вольфганг
Амадей Моцарт Симфония № 40
».

Тип урока: Формирование новых знаний.

Вид урока: Традиционный урок.

Цели: обогащение представления учащихся о
творчестве В. А. Моцарта,.


определение особенностей творчества В. А. Моцарта;

-формирование
музыкально-эстетического вкуса; .

-привитие
интереса к музыкальному наследию В. А. Моцарта;

-обогащение
духовного мира учащихся.


Использовать приобретенные знания и умения о музыке в практической
деятельности.


Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока музыки
и отдельного задания;

 — Сотрудничество с учителем и сверстниками –
определение способов взаимодействия;

         —
Умение аргументировать свой ответ.

     — Умение ясно,
точно, грамотно излагать мысли в устной речи, понимать смысл поставленной
задачи;

     
— О
сознание целостности истории мировой классической
музыки.


Работа с информацией (восприятие, анализ, оценка содержания визуальной и
слуховой информации).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.

1.
Рабочая программа изучения курса «Музыка», 3 класс УМК «Гармония» (М.С.
Красильникова, О.Н. Яшмолкина ,О.И. Нехаева).

2.
Календарно-тематическое планирование по музыке для 3 класса, составленное на
основе рабочей программы по музыке.

3.
Урок музыки : методические рекомендации к учебнику.

Этап урока

Деятельность
учителя и учащихся

I.
Самоопределение к деятельности.

Давайте посмотрим друг другу в глаза и
мысленно пожелаем хорошего настроения, хорошего урока и успешности в
творческом проявлении. Послушаем, как «звучит тишина», что происходит вокруг
нас. А потом также внимательно послушаем, о чём хотел рассказать в своей
музыке композитор.

II.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 Ребята, ваша задача прослушать отрывок,
который я включу.

(Включается симфония)

Ребята, скажите, что это за музыка?

На что она похожа?

(Симфония)

Скажите, а вы знаете еще симфонии?

(Чайковский Симфония №1 «Зимние
грёзы», Бетховен 5 симфония, Чайковский Симфония увертюра «Ромео и
Джульетта», Шуберт «Неоконченная» симфония, Римский-Корсаков
«Шехеразада»)

Скажите, знаете ли вы симфонических
композиторов?

Ребята, посмотрите на экран, вот несколько
симфонических композиторов.

(Людвиг Ван Бетховен, Франц Шуберт, Петр Ильич Чайковский,
Дмитрий Дмитриевич Шостакович)

А сейчас ребята, вам нужно будет прослушать
симфонию, может кто-нибудь догадается, что это за симфония и кто ее композитор.

(Включить симфонию №40 Моцарта)

III. Постановка учебной задачи.

Ребята, тема сегодняшнего урока «Вольфганг Амадей
Моцарт Симфония № 40»

Цель урока познакомится с музыкой Моцарта, и
его симфонии № 40.

Для начала я вам предлагаю вспомнить, что
такое симфония. Открываем тетради и записываем.

Симфония- крупное многочастное произведение
для симфонического оркестра. В симфонии отражены разные стороны жизни
человека

Симфония состоит из 4 частей.

В первых (быстрых) частях симфоний разворачиваются основные
драматические события

Во вторых (медленных) частях раскрывается внутренний мир
человека, его чувства и размышления.

Третьи (подвижные) музыка их (танцевальная, маршевая) часто
имеет шутливый, озорной характер

Четвертые (быстрые) – характерно праздничное настроение. В
финале композитор обобщает интонации предшествующих частей.

А сейчас ребята, мы познакомимся с известным
композитором.

Обратите внимание на экран, Вольфганг Амадей
Моцарт родился 27 января 1756, а умер 5 декабря 1791, В Вене.

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз.
Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое
влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников,
Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к
импровизации.

Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и
композитором. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь
Мария Анна, и сын Вольфганг. Музыкальные способности обоих детей проявились в
очень раннем возрасте.
Леопольд завёл для своих детей нотные тетради, в
которые он сам или его друзья-музыканты записывали различные сочинения для
клавира.
В
это же тетради   записаны первые сочинения Вольфганга .

Моцарт широко признан одним из величайших
композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех
музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Не
случайно композитор за свою короткую жизнь успел оставить потомкам величайшее
музыкальное наследие: свыше 1000 произведений во всех существующих жанрах светской
и духовной музыки.

Моцартом написано более 40 симфоний. При
жизни композитора было издано только три из них. Большая часть симфоний
принадлежит к ранним годам творчества. Между первыми и последними симфониями
пролегли два с лишним десятилетия, в течение которых симфония у Моцарта
изменилась неузнаваемо.

Три последние симфонии являются самыми
знаменитыми. Они считаются шедеврами и их часто исполняют во всех странах
мира. Они написаны в 1788 году в течение полутора месяцев, когда композитор с
семьей находился в загородном доме в окрестностях Вены. Это был пик
творчества Моцарта. Все три симфонии написаны на пределе творческих сил
композитора. Великому музыканту не удалось при жизни организовать исполнение
своих последних гениальных творений. Лишь три года спустя одна из них,
симфония №40, которую мы сегодня услышим, была с успехом исполнена А. Сальери
в благотворительных концертах.

Физминутка

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Симфония № 40 – одна из наиболее известных
последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря
необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.

Сейчас ребята, мы прослушаем 3 части
симфонии. И попробуем охарактеризовать каждую в отдельности.

1 часть. Прослушать.

Опишите свои чувства после прослушивания.

Как вы думаете, какой характер музыки?

Музыка затрагивает искренние, глубокие
чувства человеческой души. Главная тема носит взволнованный характер, но
вместе с тем отличается певучестью и задумчивостью. Побочная тема более
спокойная, изящная, изысканная.

2 часть. Прослушать.

А сейчас ребята, поменялись ли ваши чувства?

Изменился ли характер музыки?

Согласны ли вы, что она задумчивая?

 Как после бури наступает затишье, так
после взволнованно прозвучавшей 1 части звучит светлая, умиротворенная,
задумчивая, напевно-ласковая музыка.

3 часть. Прослушать.

Прослушав третью часть, кто может описать
свои чувства?

Похожа ли она на предыдущие?

В чем ее отличие?

Третья часть представляет собой не столько
танец, сколько драматическую миниатюру, под такой менуэт невозможно
танцевать. Властный и суровый тон музыки.

V. Первичное закрепление.

А сейчас ребята, я вам раздам задания.
Задания нужно будет выполнять по рядам, каждому ряду свое задание.

После того, как вы закончит, то каждый ряж
представит свои ответы.

1 Задание: выбрать эпитеты, характеризующие музыку Моцарта,
которая звучала на уроке.

Раздать на парты карточка

Божественная

Задушевная

Летящая

Задумчивая

Грустная

Прекрасная

Человечная

Светлая

2 Задание: Выберите из высказываний великих людей о музыке
слова, которые

характеризуют музыку Моцарта.

Раздать на столы

Только величайшее искусство — музыка —
способно коснуться глубин души. Максим Горький

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных
звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу
крыльями, способствует полету воображения… (Платон)

Музыка вымывает прочь из души пыль
повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка — целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира!
Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)

3 Задание: Составить синквейн к слову Моцарт

1.      Моцарт.

Гениальный, неповторимый.

Тревожит, окрыляет, завораживает.

Не властно время над

2 Моцарт

Жизнерадостный – счастливый.

Творит – любит – восхищает.

Гармонией музыки покоряет сердца.

Итог урока

Сегодня вы прослушали симфонию № 40 В.
Моцарта

-Что же мы можем сказать о музыке великого
гения?

Откуда же композитор черпал такое
вдохновение?

(Источником вдохновения является жизнь)

Учитель. Симфония № 40 обладает
несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую
радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный
творческий путь Моцарта

Инструктаж

выполнения домашнего задания

Дома вам нужно будет прослушать симфонию еще
раз. И попробовать нарисовать, что вы представляете, когда ее слышите.

Рефлексия

Ребята, каждый по цепочке высказывает одним
предложением, выбирая начало фразы на доске.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  • Только вперед как пишется
  • Только или толька как правильно пишется
  • Текст сказки про золушку
  • Текст сказки по щучьему велению по моему хотению
  • Текст сказки принцесса на горошине андерсена читать полный