Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.
Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.
Содержание:
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне
Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.
Зачем рассказывать детям о войне
Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.
С чего начать беседу
Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.
Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.
Почему началась война
Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.
Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.
Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать
Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.
О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:
- вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
- героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
- битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
- Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
- Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
- Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
- взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
- День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.
Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Какая страна напала на Советский Союз?
- Кто такие фашисты?
- Кто победил в войне?
- Сколько времени продлилась ВОВ?
- Какой праздник мы отмечаем девятого мая?
Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.
О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:
Военные профессии
Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.
В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.
Города-герои
Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:
- Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
- Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
- Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
- Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
- Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
- Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
- Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
- Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
- Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
- Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
- Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
- Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.
Награды
Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:
- ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
- медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
- награды за оборону городов-героев.
Как рассказать ребёнку о Дне Победы
Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.
Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».
Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.
Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?
Жизнь и подвиги детей во время ВОВ
«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.
Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.
На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.
Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:
Марат Казей, 14 лет
Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник
К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.
Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.
Сережа Алешков, 6 лет
Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.
В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.
Зина Портнова, 17 лет
Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.
В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.
Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.
Лучшие книги и рассказы о войне для детей
Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:
Для дошкольников
- Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
- А. Гребенина «Вера Иванова».
- А. Митяев «Письмо с фронта».
Для младших школьников
- Л. Воронкова «Девочка из города».
- В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
- В. Драгунский «Арбузный переулок».
Для среднего звена
- В. Богомолов «Иван».
- В. Рудный «Дети капитана Гранина».
- С. Алексеев «Рассказы о войне».
Для подростков
- А. Лиханов «Последние холода».
- Н. Надеждина «Партизанка Лара».
- Б. Васильев «В списках не значился».
Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:
- А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
- В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
- В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
- Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.
Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми
Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:
Композиции из пластилина
С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.
- Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
- Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw
Голубь мира
Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.
Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.
- Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk
Другие варианты
- Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
- Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
- Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ
Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.
Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Злая Галя
Злая Галя — рассказ Евгения Чарушина, который стоит включить в собственный список чтения каждому человеку. В рассказе показана девочка Галя, гуляющая по зоологическому саду. Как и все дети, Галя веселится, наблюдая и играя с животными. Как именно развлекается юная посетительница зоосада, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе Евгения Чарушина. Произведение поможет взрослым воспитать в детях рассудительность, сочувствие и доброту к братьям нашим меньшим.
Зоосад
Зоосад — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в сборник с историями о «Никитке и его друзьях». В небольшом произведении демонстрируется желание ребят завести настоящих диких зверей для своего зоологического сада. В этом им решила помочь тётя Маня. Вместе с мальчиками и девочками она запаслась различными емкостями и отправилась на луга. Кого юные охотники встретили по дороге, а кого принесли с полей, узнайте вместе с детьми из короткого рассказа. Он учит следовать за своей мечтой и бережно относиться к природе.
Храбрость
Храбрость — произведение Бориса Житкова, которое можно прочесть всей семьей. В нем молодой человек рассуждает о том, как в детстве думал о храбрости. Когда он стал юношей, рассказчику пришлось испытать сомнения в своей смелости. Сумел ли он победить свой страх, и как это делали знакомые и друзья рассказчика, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно наполнено примерами подлинного бесстрашия, оправданного риска, ответственности и справедливости. Кроме того, рассказ учит любви к своей родине и делу.
Охотник и собаки
Охотник и собаки – рассказ Бориса Житкова для ребят школьного возраста. Автор рассказывает об охотнике, который рано утром отправился в лес пострелять зайцев. Мужчина взял с собой верных помощников – двух собак. Охота удалась на славу, только дорогу домой было невозможно найти, да ещё началась метель. Как охотнику помогли собака и смекалка не замёрзнуть в лесу – ребята узнают из рассказа. Произведение учит не теряться в сложных ситуациях и ценить помощь.
Заячья шапка
Заячья шапка — небольшой рассказ Валентины Осеевой, который любим многими детьми уже более полувека. В нем передана слушателю короткая жизнь зайчика. Он был хвастуном, но однажды зайчишка стал добычей охотника. Из его шкурки сшили шапку для охотничьего сына. Неожиданно для всех мальчик заявил, что знает все лучше учительницы. Когда он снял шапку, мальчик удивился своему хвастовству. Как сложилась дальнейшая судьба удивительной шапки, и кому она досталась, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит скромности, осуждает высокомерие и дерзость.
Вырванный лист
Вырванный лист — рассказ Валентины Осеевой, который наглядно показывает сюжет из школьной жизни. В нем рассказывается, как у мальчика Димы кто-то вырвал лист из тетради. Никто из одноклассников не заметил, кто так поступил. И все ребята молчали. Сможет ли Дима найти похитителя тетрадного листа, и чем себя выдаст этот «преступник», прочтите с детьми в коротком рассказе Осеевой. Он учит быть честным, не брать чужого и прислушиваться к голосу своей совести.
Запах неба и махорочки
Запах неба и махорочки — небольшое произведение Виктора Драгунского из цикла «Денискины рассказы», который любим во многих семьях. В этом рассказе мальчик Денис сетует на то, что он никогда еще не летал на самолетах, как его друг Мишка. Хотя однажды он почти отправился в долгожданный полет. Что помешало мальчику совершить путешествие на самолете, прочтите вместе с ребятами из произведения. Оно учит умению быстро находить друзей, реально оценивать риски и заботиться о близких людях.
Все вместе
Все вместе — произведение Валентины Осеевой, которое стоит прочесть всем ребятам. В ней приведен разговор двух первоклассниц, Наташи и Оли. Девочки рассуждают о достоинствах дружбы и о том, что делают вместе друзья. К каким выводам придут девочки, станут ли они подругами? Узнайте об этом вместе с юными читателями из короткого рассказа Валентины Осеевой. Он поведает детям о том, что в дружбе не ищут выгоды, и напомнит, что не каждого человека стоит называть своим другом.
Время — Валентина Осеева
Время — рассказ Валентины Осеевой, который иногда стоит перечитывать всей семьей. В нем описано, как двое одноклассников встретились под часами. Юра и Олег должны отправляться в школу. До начала занятий остается 30 минут. Мальчики сознаются друг другу, что каждый из них не сумел найти ответ к одному примеру по математике. Ребята думают, что вместе справятся и найдут решение. Решат ли они пример, и как распорядятся оставшимися минутами, прочтите вместе с детьми в коротком рассказе Валентины Осеевой. Он напомнит, что время нужно ценить и использовать его с умом.
Вот что интересно
Вот что интересно — рассказ Виктора Голявкина, с которым стоит познакомить каждого дошкольника. В нем говорится о мальчике Гоше. Он никак не хотел учиться читать. Вместо этого он предлагал помочь бабушке помыть посуду или сходить за хлебом. И, когда родители мальчика вернулись из длительной командировки, они поняли, что дальше так продолжаться не может. Что предприняли взрослые члены семьи, чтобы привить Гоше интерес к чтению, узнайте вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он говорит о самостоятельности и важности обучения в жизни каждого человека.
Вот какие бывают мышки
Вот какие бывают мышки — рассказ Михаила Зощенко, который заинтересует не только ребят, но и их родителей. В нем описана погоня кошки за мышкой, их беседа и уловки кошки. Чем закончилась атака хищника на маленькую мышку, узнайте из небольшого рассказа Зощенко вместе с детьми. Произведение посвящено смелости, хитрости, смекалке, умению не сдаваться в сложных обстоятельствах. Рассказ с долей юмора также показывает, как можно поднять свою самооценку.
Воробей и ласточка
Воробей и ласточка — небольшой рассказ Льва Толстого, который познакомит ребят с миром животных в непривычном ракурсе. Однажды рассказчик наблюдал, как пара ласточек выпорхнула из гнезда. Когда одна из них вернулась, она обнаружила в гнезде воробья. Стала ли ласточка выгонять незваного гостя, узнайте вместе из небольшого произведения Льва Толстого вместе с детьми. Оно научит их вежливости, уважению к чужой собственности, умению постоять за себя и своих товарищей.
Ворон и сорока
Ворона и сорока — небольшой рассказ Константина Ушинского, которое стоит читать и перечитывать всем ребятам. В нем показано, как сорока прыгает с ветку на ветку и рассказывает новости. Все это молчаливо слушает ворона. О чем спросит сорока соседку по дереву, когда заметит молчание вороны? Узнайте вместе с детьми о состоявшейся беседе двух птиц из короткого произведения. Оно научит юных читателей тщательно выбирать свое окружение, следить за своими словами, избегать лжи и сплетен.
Воробей
Воробей — рассказ Евгения Чарушина, который увлекает читателей всех возрастов с первых строк. В нем показывается, как на прогулке с отцом Никита замечает удивительного воробья. Никита даже утверждает, что он не настоящий. Папа отвечает сыну, что он кажется не таким, как взрослые птицы, потому что это птенец воробья. Как поступят с находкой папа с Никитой, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе. Он учит чуткости, ответственности и заботе о более слабых существах.
Волшебное слово
Волшебное слово — рассказ Валентины Осеевой, в котором ребята могут узнать себя или своих знакомых. В нем представлена встреча расстроенного мальчика Павлика со стариком в парке. Дедушка участливо спрашивает, чем огорчен мальчик, когда Павлик сел рядом с ним на скамейку. Оказывается, дома мальчика не ценят, не любят и не жалеют. Сумеет ли седовласый собеседник помочь мальчику, и какое слово окажет волшебное действие на всех членов семьи Павлика? Узнайте об этом в коротком рассказе. Он учит деликатности, вежливости и отзывчивости к близким людям.
Волшебная иголочка
Волшебная иголочка — рассказ Валентины Осеевой, который напоминает собой русскую народную сказку. В ней показана девочка Машенька. Она умеет шить и вышивать оживающие узоры при помощи волшебной иголки. Были девочка со своей помощницей неразлучны, но однажды Машенька потеряла иголку. Узнала мастерица, что иголочка ее у Бабы-Яги и отправилась за нею в путь. Какие опасности поджидают девочку, и сможет ли она выручить свою волшебную иголочку, узнайте вместе с ребятами из сказки. Она учит трудолюбию, настойчивости, смелости и взаимовыручке.
Сова — Виталий Бианки
Сова – сказка Виталия Бианки о неблагодарном старике и мудрой сове. Однажды старик незаслуженно обидел сову, которая ловила мышей у него на лугу. Попивая чай с молоком, он прогнал птицу, да ещё и пригрозил вслед. Сова от обиды выполнила своё обещание – тут то и начались у старика проблемы. Узнайте из рассказа Сова, как старик поплатился за свой скверный характер и неблагодарность. Произведение учит ребят ценить добрые поступки, быть благодарными и не обижать близких.
Рассказ Макс
Макс — рассказ Виталия Бианки о цирке Дурова, который позволит окунуться всей семье в воспоминания об общих развлечениях. Главным героем этой истории стала слониха Макси. Коротко ее называли просто «Максом». Как вела себя слониха на арене, в путешествиях по городам, с кем дружила и как озорничала, прочтите вместе с детьми в рассказе Виталия Бианки. Он учит подлинной любви к животным. Кроме того, произведение учит наблюдательности, мудрости и терпению.
Музыкант — Виталий Бианки
Музыкант – поучительный рассказ Виталия Бианки для детей. Автор рассказывает о старом медвежатнике, которому очень хотелось стать музыкантом, для этого он даже играл на скрипке. Но мелодия получалась корявой и неказистой. Случайный колхозник дал совет медвежатнику бросить игру на скрипке, лучше поохотиться на медведя. Нерадивый музыкант последовал совету прохожего, однако от увиденного в лесу его мнение изменилось. Рассказ Музыкант с необычной концовкой поднимет настроение всем членам семьи.
Ваня — охотник
Ваня-охотник — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в цикл произведений «Никитка и его друзья». В нем показана ежевечерняя встреча зайца и пастушка Вани. Однажды в мальчишке проснулся охотничий азарт. Решил он застрелить косого, хотя никогда до этого не приходилось Ване ни в кого стрелять. Сможет ли мальчик с ружьем дождаться в засаде свою добычу, узнайте вместе с детьми из небольшого рассказа. Произведение покажет им, что иногда даже хорошо продуманный план порой может провалиться из-за самой маленькой случайности.
Весна света
Весна света — рассказ Михаила Пришвина, который познакомит ребят с бытом советских людей конца 30-х годов. В нем показано то, как рассказчик прогуливается в конце зимы по улицам Москвы. На улицах он встречает детей. Повествователь говорит о том, что они своими поступками приближают весну. Как это происходит, и в чем секрет весны в разных уголках света, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе Пришвина. Произведение научит их быть чуткими, любознательными и доброжелательными людьми.
Рыцари — рассказ
Рыцари — рассказ Виктора Драгунского, который рассказывает о новом событии в жизни Дениса Кораблева. В нем говорится о том, как школьный учитель пения расспрашивает Дениса и его одноклассников после репетиции хора об их поступках. На этот раз Борис Сергеевич интересуется, что мальчики подарили мамам на 8 марта. Что ответит Денис и его друзья учителю, и как изменится течение их беседы после этого, прочтите вместе с детьми в рассказе. Он научит ребят заботиться о близких людях и проявлять благородство.
В шкафу
В шкафу — рассказ Виктора Голявкина, который полезно прочесть с младшим школьником в начале его учебного пути. В нем показано, как мальчик забрался на перемене в школьный шкаф, чтобы оттуда мяукнуть на уроке. Удалось ли ему эта шалость, и чем закончилась для проказника эта история, узнайте вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он показывает яркий пример того, как не надо вести себя в школе. Произведение также напоминает детям, что поведение школьника отражается на репутации всей его семьи.
В лесу
В лесу — произведение Леонида Пантелеева, которое входит в цикл «Рассказов о Белочке и Тамарочке». На этот раз девочки отправились в лес за грибами вместе с мамой. Мама показала им разные грибы, съедобные и не съедобные. Потом сестры заметили, что их корзинки все еще пустые. Они отправились в сторону от матери, чтобы самостоятельно набрать грибов. Получилось ли у них это, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе. Он напоминает, как важно детям знать границу между забавной шуткой и реальной опасностью.
В классе
В классе — рассказ Валентины Осеевой, который стоит прочесть с ребятами среднего школьного возраста. В нем демонстрируется ситуация, когда в очень дружный класс приходит новый ученик. Его зовут Петя Набатов. Все ребята рады ему, потому что он отличник, и с ним не скучно на переменах. Как постепенно меняется отношение одноклассников к новичку, и сможет ли Петя вернуть дружеское расположение ребят к себе, узнайте вместе с юными читателями из самого произведения. Оно поднимает вопросы эгоизма, жизни в коллективе и взаимной помощи.
В лагере
В лагере — рассказ Валентины Осеевой, который отлично познакомит современных ребят с атмосферой детского лагеря прошлых лет. В нем описано, как две девочки, Наташа и Муся, договариваются искупаться на сразу после завтрака на речке. Удастся ли девочкам исполнить свое желание, и как это произойдет, прочтите вместе с детьми в рассказе Валентины Осеевой. Он говорит о подлинной дружбе, детских желаниях, совместной работе, ответственности и бескорыстной помощи людям.
Умей обождать
Умей обождать — небольшое произведение Константина Ушинского, которое полезно прочесть всей семьей. В нем говорится о том, как жили брат и сестра. Петушок с курочкой жили дружно. Только Петя стремился скорее познать мир вокруг и не любил слушать советов сестрицы. К чему привела петушка такая жажда испытать все на себе, узнайте вместе с ребятами из короткой сказки. Она учит терпению, умению извлекать уроки из чужих советов и собственных ошибок. Также произведение напоминает всем, как важно ценить отношения между близкими людьми.
Современная детская литература поражает разнообразием героев — от медведей и китов до вампиров и волшебников. Но попробуйте найти книжку, в которой есть просто рассказы про детей для детей — веселые и жизненные! Оказывается, многие молодые авторы сейчас не гнушаются реализма — с настоящими мальчишками и девчонками, которые могут жить в соседнем доме. И хоть такие детские рассказы — про детей, но интересны они будут и взрослым. Выбрали десятку книг для младших школьников, которые любят читать про себе подобных.
Мария Бершадская, серия книг «Большая маленькая девочка»
«Компас Гид», 7+.
Женя — самая обычная девочка, просто очень высокая. Даже выше мамы. На этом вся фантастика, пожалуй, и заканчивается, потому что проблемы у нее как у всех: с кем дружить, где гулять, что надеть, дарить валентинки или нет, что приготовить из яблок, как помочь бездомной собаке. Словом, Женя и ее друзья постоянно попадают во всякие истории, которые весело рассказывает Мария Бершадская — рыжеволосая волшебница из Республики Беларусь. Уверена, что ее книги вот-вот войдут в школьную программу. А пока не вошли — не гуглите «рассказы о детях читать для 3 класса», а смело предлагайте для внеклассного чтения своему сыну или дочке «Большую маленькую девочку». Кстати, первоклассникам и второклассникам тоже можно!
Як Ривэ, «Сплошное школдовство»
«Белая Ворона», 7+.
Короткие рассказы про детей есть и в этом сборнике, но здесь больше абсурда в стиле Хармса. Герои вроде бы обычные мальчишки и девчонки, но вдруг кто-то снеговика оживляет, кто-то — разговаривает с зеркалом, а кто-то — разбирает себя по частям и моет в ванной. Хотя, пожалуй, фантастического в этом не очень много — дети способны напридумывать какие угодно чудеса, лишь бы компания была подходящая.
Эмманюэль Гибер, Марк Бутаван, серия комиксов «Ариоль»
«Бумкнига», 7+.
Если обычные рассказы для детей 7 лет почему-то не впечатляют вашего младшеклассника, можно попробовать комиксы — их многие эксперты считают эффективным инструментом для старта. Несмотря на то, что герои этих историй — ослики, поросята, коты, лошади и даже одна муха, — в них легко угадываются ученики любой младшей и средней школы. Проблемы те же: кто-то фанатеет по супергероям, кто-то теряет ключи, кто-то влюбился впервые и безответно, а кто-то узнает романтичную историю знакомства своих родителей. Рассказы очень смешные и динамичные.
Люк Пирсон, серия комиксов про Хильду
«Манн, Иванов и Фербер», 7+.
Продолжая тему комиксов: вы устали вслух читать рассказы для детей? Хильда вам в помощь! Эта синеволосая девчонка уже покорила тысячи сердец по всему миру. Фантастического в ее жизни не так уж много — тролли, великаны и домовые здесь, скорее, забавные спутники. А в центре все то же: приключения с друзьями, походы с палатками, любимые книги и рисование, северная природа. И мама, которую очень любит Хильда, но с которой иногда ссорится. В прошлом году вышел мультсериал по комиксам. Однако, он отличается по сюжету от книг, — в них читателей ждет гораздо больше подробностей.
Энн Дидье, Оливье Мэллер, Оливье Делуайе, серия комиксов про Эмиля и Марго
«Манн, Иванов и Фербер», 6+.
Закрывая тему комиксов, у «МИФа» же есть короткие рассказы для детей про брата и сестру — принца Эмиля и принцессу Марго. Они живут в замке, который окружает волшебный лес, населенный забавными шаловливыми монстрами. Разумеется, детям короля строго запрещено играть с этими безобразниками, но они частенько нарушают правила. Ничего не напоминает? Осторожным родителям может показаться, что после этих комиксов их ребенок срочно побежит шкодить, однако не стоит этого бояться. На самом деле в этих рассказах больше размышлений о допустимых границах веселья, ответственности и, конечно, фантазии — придумайте своего монстра и научитесь с ним ладить, это отличная игра.
Тимо Парвела, серия книг про Эллу и ее друзей
«Розовый жираф», 6+.
Парвела можно считать современным классиком финской литературы — его книги издавались у нас еще в конце прошлого века. Героиня его рассказов — Элла — обычная школьница. Она учится с мальчиками и девочками, которые постоянно задают своему учителю множество вопросов и заставляют его все время волноваться. Хохот во время самостоятельного прочтения рассказов обеспечен. Еще лучше читать вслух всей семьей — взрослым тоже есть чему поучиться у героев этой серии.
Жан-Франсуа Шаба, «Дух из черной комнаты»
«Белая Ворона», 8+.
Несмотря на название и обложку, которые намекают нам на детскую страшилку, эта книжка — комедийный боевик. Замечено, что тридцатилетние девушки, читая ее, смеются, не переставая — равно как и девятилетки. Среди главных героев затесались инопланетный монстр, русский хомяк-шпион и симпатичная девчонка из школы. Среди прочих истин в книге открывается, что родители тоже люди, просто они устали, а сестра может сгодиться как друг и помощник — это только кажется, что она вредная.
Мария Парр, «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал»
«Самокат», 7+.
Парр пишет удивительные книги: тонкие, умные, простые и честные. Они о по-настоящему важных вещах, которые окружают нас повсеместно: море и деревьях, кофе и вафлях, любимом свитере и санках, футбольном мяче и лодке, собаках и овцах. Тоня и Трилле — персонажи книг Парр — обычные мальчик и девочка. Объединяет их, пожалуй, только географическое положение — норвежские фьорды. В остальном они разные: Тоня — боевая и активная, Трилле — мечтательный и застенчивый. Читать каждый небольшой рассказ о детях у Парр — это как подружиться с кем-то новым, очень красивым снаружи и внутри.
Жан-Филипп Арру-Виньо, серия книг про семейку из Шербура
«Компас Гид», 7+.
Это рассказы про семью, в которой шесть мальчишек и каждого зовут Жан. Автор серии — Жан-Филипп Арру-Виньо — сам был одним из этих Жанов, второй по старшинству — Жан Б. Если думаете, с какой истории начать, — выбирайте «Омлет с сахаром». Но будьте готовы, что в рецепте окажутся еще белые мыши, черепаха, озорные школьные друзья наших Жанов и родители, которым как-то приходится с этим всем справляться. Отдельно радуют, конечно, нежные иллюстрации Доминика Корбасона.
Кристине Нестлингер, серия рассказов про Франца
«Компас Гид», 6+.
Если шесть детей разом для вас многовато, то начните с Франца — этот парень вдохновил автора на создание почти двух десятков рассказов. Каждая книга посвящена какой-то конкретной ситуации или кризису, который ребенок переживает в 6, 7 или 8 лет. Вот он захотел домашнее животное, боится идти в школу, желает больше смотреть телевизор — а ему не разрешают. Рекомендуем читать эти рассказы по очереди или вслух — и обсуждать поступки героев, их реакцию на события и поведение в кризисных ситуациях. Возможно, вам с ребенком будет легче понять друг друга через литературу. А не для того ли она нужна?
МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Премьера мультсериала «Ну, погоди! Каникулы» состоится в пятницу на мультимедийном сервисе Okko, а также 79 крупноформатных медиаэкранах в разных городах России. Накануне выхода сериала креативный директор «Союзмультфильма» Мария Савиных рассказала ТАСС о «бессонных ночах», которые авторы провели в поисках новых характеров и образов для любимых героев, и объяснила, почему студия считает важным делать перезапуски классических проектов.
Сохранить ДНК проекта
О планах по перезапуску «Ну, погоди!» студия объявила в 2020 году, пообещав зрителям не прямое продолжение классической версии, а актуальное прочтение истории с сохранением традиционного бездиалогового жанра гэговой комедии. По словам Савиных, из всеми любимого советского мультфильма авторы взяли лишь одну составляющую — главных героев — и вокруг их взаимодействия начали придумывать совершенно новую историю. Более 50 лет назад, когда «Ну, погоди!» впервые вышел на экраны, Волк и Заяц олицетворяли яркие социальные типажи своего времени, которые уже ушли в прошлое, поэтому перед создателями стояла задача понять, кем они могут стать сегодня. «Этот сложный вопрос стоял перед нами с самого начала, не ответив на него, мы не смогли бы продвинуться дальше. В советское время любой зритель мог сказать, кто такие Заяц и Волк, сейчас же все поменялось, яркое разделение осталось только одно — богатые и бедные. Тема действительно острая, мы размышляли об этом, но поняли, что это совсем не то, что мы хотим показать детям. Нашим базисом стала простая мысль: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь». Именно этим постоянно занимается Волк — пытается навредить Зайцу, но сам оказывается в своих ловушках», — поделилась собеседница агентства.
Команде проекта также необходимо было учитывать ускорившийся темпоритм современной анимации, изменившееся восприятие образного ряда и объективные реалии современного мира. Савиных отметила интересный вывод, к которому пришли авторы: дети больше не воспринимают Волка как страшного зубастого зверя, который хочет съесть Зайца, они в принципе не понимают, зачем ему это может быть нужно.
«Юные зрители уже видели множество мультфильмов, в которых звери спокойно сосуществуют, никто не хочет никого съесть, даже несмотря на какие-либо конфликты. Мы провели не одну бессонную ночь, ломая голову над тем, какая цель теперь будет у Волка, и пришли к тому, что теперь Волк и Заяц — будто бы братья, которые соревнуются между собой», — пояснила она.
Главенствующим в новом мультфильме «Ну, погоди! Каникулы» становится спортивный интерес — Волк хочет во всем быть лучше Зайца, но в погоне за победами он выбирает нечестные методы и попадает в курьезные ситуации.
Поиск визуальных образов
Внешний вид персонажей авторы продумывали до мелочей: художники предложили более 30 вариантов одежды для Волка и 13 версий его прически, Заяц примерил восемь укладок, в том числе дреды и кудри, и несколько раз менял форму и цвет носа, прежде чем стал таким, каким его увидят зрители.
В новом мультфильме разница в возрасте между двумя героями будет незначительной, их характеры тоже трансформировались. Так, в Зайце аудитория узнает молодого юношу, который ведет активный образ жизни, интересуется технологиями, увлекается спортом. Волк останется хулиганом, но станет мягче. «Заяц — неутомимый оптимист, ему все дается легко, он добрый, открытый, щедрый, с отличной самооценкой. А вот Волк — немного пессимист, он завидует Зайцу, поэтому все время пытается поставить его в неловкое положение. Образы наших героев построены на этой разнице характеров», — объяснила Савиных.
Свои голоса Волку и Зайцу подарили шоумены Гарик Харламов и Дмитрий Хрусталев. Автором обновленной аранжировки к музыкальной теме заставки — композиции «Водные лыжи» Тамаша Деака — стал исполнитель Иван Дорн и авторы его музыкального издательства Masterskaya.
Действие «Ну, погоди! Каникулы» развернется в локациях круглогодичного курорта, где каждый отдыхающий может найти себе дело по душе. Зрителей ожидают и новые персонажи — грациозная Косуля Уля, за внимание которой будут соревноваться главные герои, спортивный Барсук Тим, следящий за порядком и безопасностью на территории, и технический гений — Ежик Шу.
Савиных добавила, что новому мультфильму удалось сохранить одну важную особенность, которая отличала классический сериал. «Зрители советского «Ну, погоди!» всегда больше сочувствовали Волку, и у нас получилось так, что Волк вызывает гораздо больше сопереживания. Думаю, это связано с тем, что Заяц очень правильный, почти идеальный персонаж, а Волка отличает некая человечность, уязвимость, которая есть в каждом из нас», — отметила собеседница агентства.
Объединяя поколения
Тизер проекта получил много негативных откликов, но, по словам Савиных, студия была к этому готова. «Аудитория в целом плохо относится к перезапускам, потому что люди привыкают к чему-то и не хотят покидать зону комфорта. Я отвечу на один из самых популярных вопросов: зачем мы вообще это сделали? Мы создаем новые проекты в большом количестве — у нас есть замечательные новые мультсериалы «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку», «Енотки», «Приключения Пети и Волка», в следующем году мы тоже готовим премьеры, но для нас важно сохранять легендарных героев, которые для современных детей начинают устаревать. Просмотры золотой коллекции, да и всех старых советских мультфильмов, неуклонно падает с годами. Миссия нашей студии — объединять поколения. Мы правда верим в то, что взрослые будут смотреть свой «Ну, погоди!», а у их детей будет свой. Может быть, взрослые и не станут смотреть новый мультфильм, но им будет, что обсудить с детьми», — подчеркнула собеседница агентства.
На данный момент студия подготовила пять эпизодов нового «Ну, погоди!», в производстве на разных стадиях находится еще десять серий. Проект рассчитан на детей 6-8 лет, его ожидает масштабная премьера: первую серию «Лунапарк» зрители увидят на 79 крупноформатных медиаэкранах, расположенных в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Самаре, Сочи и других городах страны, также этот и еще три эпизода станут доступны подписчикам Okko. Спустя три дня мультсериал будет транслироваться в эфире телеканалов «Карусель» и «Мульт», а также будет доступен в официальном аккаунте «Союзмультфильма» «ВКонтакте». Всего первый сезон будет включать 52 серии.